Главная              Рефераты - Музыка

Сущность и специфика формирования музыкально-информационной культуры подростков в учреждениях до - реферат

СУЩНОСТЬ И СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНО-ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ПОДРОСТКОВ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СРЕДСТВАМИ СКД

В.Л. Власенко

преподаватель фортепиано факультета довузовской подготовки Тамбовского государственного музыкально-педагогического института им.С.В. Рахманинова,

mangerins@mail.ru

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы формирования музыкально-информационной культуры подростков в учреждениях дополнительного образования средствами социально-культурной деятельности, анализируются ее проблемы и противоречия. Научно- теоретические и методические материалы и выводы, наличествующие в этой статье, позволят повысить эффективность функционирования данной системы.

Ключевые слова: музыкально-информационная культура, социально-культурная деятельность, дополнительное образование, цели, проблемы, противоречия, принципы, гуманизация и гуманитаризация.

Музыкально-информационная культура подростков формируется под влиянием двух факторов – средств массовой коммуникации и общения со сверстниками, что в конечном итоге приводит к потреблению музыкальной продукции низкого эстетического качества. Главная задача музыкальной педагогики сегодня состоит в обеспечении целенаправленного характера процесса формирования у подростков высокой музыкально-информационной культуры в учреждениях дополнительного образования. Важнейшей задачей формирования музыкально-информационной культуры подростка является не только освоение конкретных знаний определенных курсов дисциплин, но и выработка особого, творческого вида мышления, присущего данной области обучения. При этом имеется ввиду определенный тип восприятия окружающего мира, использование ассоциативных понятий, своеобразия логики мышления, методов и подходов в решении специфических задач. К ним можно отнести:

- воспитание интереса к музыке;

- развитие эмоциональной отзывчивости и восприимчивости;

- знакомство в определенно организованной системе ( т.е. в учреждениях дополнительного образования) с разнообразными музыкальными произведениями и используемыми средствами выразительности;

- приобщение подростков к разнообразным видам музыкальной деятельности, формируя восприятие музыки и простейшие исполнительские навыки в области пения, ритмики, игры на инструментах;

- развитие общей музыкальности детей;

- формирование музыкального вкуса, оценочное отношение к исполняемым произведениям;

- развитие творческого отношения к музыке, т.е выявление самостоятельности, инициативы в музыкальном творчестве (импровизация, музицирование).

Анализ научно-методической литературы (Э.Б. Абдуллин, Ю.Б. Алиев, Ю.Б. Борев, Л.В. Горюнова, Е.В. Квятковский, Н.И. Киященко, Б.Т. Лихачёв, Р.А. Тельчарова) позволяет выделить функциональную природу музыкально-информационной культуры, а именно: воспитательную, познавательную, оценочную, развивающую, коммуникативную, гедонистическую, компенсационную, эмоциональную, эстетическую и др. Среди многообразия функций, оказывающих безусловно, крайне позитивное влияние на становление музыкально-информационной культуры личности, особо выделяются воспитательная и развивающая функции, имеющие основополагающее значение в развитии музыкально-информационной культуры подростка. Подростковая возрастная группа - одна из разновидностей условной большой группы людей, объединяемых по признаку возраста. Подростковый возраст занимает важное место в педагогическом процессе. Нам представляется, что его надо рассматривать не просто как очередной возрастной период, а как особую фазу психического развития, фазу перехода от детства к взрослости. Вычленение подросткового возраста как фазы психического развития обусловлено не только теми особенностями, которые наблюдаются в физическом развитии, что приводит зачастую к его узкому определению в качестве пубертатного периода, но и в плане становления социальной сущности ребенка. В подростковом возрасте растущий человек выходит на качественно новую социальную позицию, здесь реально формируется его сознательное отношение к себе как к члену общества. Следовательно, от того, как закладываются на этом этапе основы социальной ориентации, зависит очень многое в становлении социальных установок человека. И именно данное обстоятельство актуализирует задачи разработки методических основ построения системы воспитательных воздействий, направленных на формирование музыкально-информационной культуры подростка. Рассмотрение подросткового возраста требует четкого выделения его границ. Вопрос о границах и критериях, которые изменчивы, условны и определяются конкретно-историческими обстоятельствами, особенностями общественного развития, имеет принципиальное значение. Характерно, что еще в конце XIX в. в Толковом словаре В. Даля подросток определялся как «дитя на подросте» в 14–15 лет. В 20-е гг. прошлого столетия подростковый возраст, характеризуясь, по мнению Э. Шпрангера, стремлением к освобождению от детских отношений зависимости, рассматривался уже в пределах от 13 (у девочек), 14 (у мальчиков) до 17 лет. Существует несколько определений рубежей данного возраста. Например, Г. Гримм очерчивает подростничество в 12–15 лет у девочек и 13–16 лет у мальчиков. Согласно периодизации Дж. Биррена, этот период охватывает 12–17 лет. В новейшей классификации Д. Б. Бромлей данный возраст дается в границах 11–15 лет. На эту же продолжительность, с 11 до 15 лет, указывают авторы лонгитюдинального исследования Института развития человека Калифорнийского университета. Ж. Пиаже рассматривал подростничество в границах 12–15 лет. В схеме возрастной периодизации, принятой на XII Всесоюзной конференции по проблемам возрастной морфологии, физиологии и биохимии, подростковый возраст был определен: 12–15 лет для девочек и 13–16 лет для мальчиков [1]. Представляется, что наиболее адекватно очерчены границы подросткового возраста в периодизации онтогенеза, предложенной Д.Б. Элькониным, где акцент делается не на физическом развитии организма, в отличие от всех вышеупомянутых периодизаций, когда подростковый период рассматривается как пубертатный, а на появлении новых психических образований, обусловливаемых сменой и развитием ведущих типов деятельности. Границы подросткового возраста в данной периодизации устанавливаются между 10, 11 и 15, 16 годами [2]. Мы придерживаемся именно этой периодизации, так как она разработана с учетом установленных в настоящее время закономерностей психического развития растущего человека. Характеризуя этот качественно новый период в жизни ребёнка Б.Т. Лихачёв отмечает, что основная сложность подросткового возраста заключается в том, что подросток начинает осознавать себя как личность, как индивидуальность, и поэтому наиболее характерными чертами данного возрастного периода в психологическом плане являются рост личностного самосознания, сознательного проявления собственной индивидуальности. Значительные изменения происходят в мотивационно-потребностной сфере подростка: ведущей потребностью становится духовно-нравственная потребность в самосознании, осознании своего места в обществе и утверждении себя в нём. [3]. В содержании мотивов на первый план выступают мотивы, связанные с формированием самосознания, с планами будущей жизни. Рассматривая подростковый возраст как самый неустойчивый и изменчивый период в жизни ребёнка, Л.С. Выготский в своем исследовании выделил два основополагающих новообразования этого периода: развитие рефлексии и на её основе – самосознания. Развитие рефлексии и самосознания, считал учёный, в огромной степени зависит от культурного содержания окружающей подростка среды [4]. Роль среды в развитии личности подростка подчёркивалась и в исследованиях Э. Эриксона. Рассматривая подростковый возраст как наиболее важный и трудный период в жизни человека, учёный подчёркивал, что психическое формирование целостной личности зависит не только от физического созревания, но и от духовно-нравственной атмосферы общества, в которой ребёнок живет и развивается. Исследования учёного значительно углубили понимание роли среды в развитии подростка. Таким образом, на основании анализа психолого-педагогической литературы по проблеме исследования мы можем сделать вывод о том, что подростковый возраст является качественно новым этапом в жизни ребёнка, в развитии его музыкально-эстетической культуры. Данный возрастной период определяется учёными как сложный, переходный, критический: в поведении подростка появляется повышенная раздражительность, эмоциональная неуравновешенность, тревожность. В этом возрасте у подростка происходит смена ценностных ориентации, в том числе и музыкально-эстетических, изменение отношения к миру и самому себе. Развивая положение о «кризисе» переходного возраста Л.С. Выготский выделил и ряд положительных моментов, появление которых поднимает личность на более высокую стадию развития. Важнейшими новообразованиями этого периода являются развитие рефлексии и самосознания, открытие «Я» и осознание своей индивидуальности. ассмотрев специфические особенности развития учащихся подросткового возраста, перейдём к выявлению основных компонентов музыкально-информационной культуры подростков. С учётом специфики музыкально-информационной культуры подростка, выделим ее следующий компонентный состав:

-музыкальные чувства, эмоции, мышление, память определяются через интегративный компонент – «музыкально-информационное восприятие»;

-музыкальные интересы, склонности, убеждения, потребности определяются через интегративный компонент - «музыкально-творческую активность»;

-музыкальные знания, умения, навыки, привычки определяются через «музыкальный опыт»; Поскольку формирование музыкально-информационной культуры подростка в учреждениях дополнительного образования должно производиться средствами социально-культурной деятельности, нам необходимо рассмотреть специфику данной деятельности. Социально-культурная деятельность – это деятельность, осуществляемая в русле определенных интересов и целей, которые ставит перед собой человек - усвоение культурных ценностей, познание нового, любительский труд, творчество, физкультура и спорт, туризм, путешествия и прочих разнообразных форм досуга и отдыха. В разные исторические периоды СКД называлась:

- внешкольное образование (до 1920 г.)

- политико-просветительская работа (с 1920 по 1970 г.)

- культурно-просветительская работа (с 1270по 1990 г.)

- культурно-досуговая работа (до середины 90-х годов)

-социально-культурная деятельность (с сер.90-х годов).В настоящее время социально-культурную деятельность отличает гуманизация содержания и воспитательного потенциала, их подчинения интересам, потребностям и установкам личности, задачам социальной и духовной реабилитации отдельных групп населения. Задача социально-культурной деятельности заключается в развитии социальной активности и творческого потенциала личности, в организации и создании условий полной самореализации личности в сфере досуга.

Социально-культурная деятельность строится, исходя из единства целей, содержания, функций во взаимодействии с принципами [5]. К принципам СКД мы относим:

1). Общеидеологические принципы, выражающие общие положения идейно-тематическую направленность СКД. Эта группа принципов связывает СКД с областью идеологической работы, в нее входят следующие принципы:

- принцип демократизации

- принцип научности

- принцип связи с жизнью.

2). Общепедагогические принципы, выражающие общую воспитательную направленность СКД и предопределяющие отбор методов и форм воспитательного воздействия:

- принцип дифференцированного подхода

- принцип комплексного подхода

- принцип преемственности и систематичности.

3). Специфические принципы СКД. Эта группа принципов отличает СКД от предприятий и организаций идеологического и воспитательного характера:

- принцип добровольности и общедоступности СКД

- принцип инициативы и самодеятельности

- принцип духовного наполнения досуга.

Социально-культурная деятельность включает в себя не только цели, задачи, но и функции. Все варианты функций, содержащиеся в специальной литературе [6, 7], можно свести в две самостоятельные группы:

1). Родовые функции, которые отражают самые главные свойства СКД и ведущие направления и сферы деятельности предприятий культуры. В связи с этим можно выделить три родовые функции СКД:

- просветительная

- рекреативная

- культуротворческая.

2). Все остальные функции относятся к категории производных, они являются выражением общественно ценных свойств, которые зависят от особенностей конкретно исторических этапов развития общества. Например, функция пропаганды общественно научных знаний, функция расширения кругозора человека являются производными, потому что относятся к родовой просветительной функции, конкретизируют ее. Функция приобщения масс к искусству, функция развития способностей человека можно отнести к родовой культуротворческой функции. Гедонистическая функция, функция организации досуговых занятий, функция организации туристического отдыха относятся к родовой рекреативной функции.

Просветительная функция была одной из главных в детских учреждениях культуры на протяжении 1930-80 г.г. Сегодня отошла на последний план. В настоящее время социокультурная ситуация характеризуется целым рядом негативных процессов, наметившихся в сфере духовной жизни – утратой духовно-нравственных ориентиров, отчуждение от культуры и искусства детей, молодежи и взрослых, существенным сокращением финансовой обеспеченности учреждений культуры, в том числе и учреждений дополнительного образования.

Переход к рыночным отношениям вызывает необходимость постоянного обогащения содержания деятельности учреждений культуры, методов ее осуществления и, поиска новых досуговых технологий.

Одной из актуальных задач деятельности учреждений дополнительного образования, является организация досуга подростков. Сфера подросткового досуга имеет свои особенности. Досуг подростков существенно отличается от досуга других возрастных групп в силу его специфических духовных и физических потребностей и присущих им социально психологических особенностей. К таким особенностям можно отнести повышенную эмоциональную, физическую подвижность, динамическую смену настроений, зрительную и интеллектуальную восприимчивость. К специфическим чертам подросткового периода относится преобладание у нее поисковой активности.

Таким образом, задачей учреждений дополнительного образования в сфере социально-культурной деятельности, является максимальная реализация развивающих досуговых программ для подростков, в основе которых лежит просветительная, культуротворческая функции, принцип простоты организации, массовости, включения незадействованных групп молодежи, формирование культурного человека, т.е. полностью музыкально-грамотного человека. Формирование музыкально-информационной культуры подростков в учреждениях дополнительного образования нам представляется возможным средствами СКД. К средствам СКД мы относим:

1) Технические - светопроекционная, звукоусиливающая, звуковоспроизводящая, теле, видео, аудиоаппаратура.

2) Сенсорные - музыкальная аппаратура, музыкальные инструменты, подлинные предметы, реквизит, театральное оборудование, макеты и т.п.

3) Знаковые - печатная реклама, карты, схемы, печатное слово, графики, символика и т.д.

4) Динамические - живое слово, разговорное слово, музыка, мимика, диалог и т.п.

5) Модальные - цвет, объем, пространство, тембр, композиция, и т.д.

Таким образом, средства СКД - это духовные и материальные факторы, источники и инструменты идейно-эмоционального воздействия на сознание, чувство и поведение людей в условиях свободного времени [8].

На основании вышеизложенного представим некоторые результаты данной части исследования, которые легли в основу понятия специфики формирования «музыкально-информационной культуры подростка» в учреждениях дополнительного образования средствами СКД:

-музыкально-информационная культура подростка развивается в музыкальной деятельности, через её основные виды, а именно: информационный, практический и творческий виды музыкальной деятельности.

-структура музыкально-информационной культуры подростка включает в себя следующий компонентный состав: музыкально-информационное восприятие, музыкальный опыт, музыкально-творческую активность .

Рассмотрев основные подходы к формированию музыкально-информационной культуры подростка, мы определили сущность данной системы. Она представляет собой процесс планомерных педагогических воздействий на подростка, как ценностное интегративное личностное образование основанное на просветительной и культуротворческой функциях, развивающееся в музыкальной деятельности, направленной на овладение практическими умениями и навыками исполнительства, музыкальной грамоты, музыкально-творческой деятельности и формирование музыкально-информационной культуры через основные ее виды, включающие музыкальное восприятие, музыкальный опыт, музыкально-творческую активность.

Список источников

1. Возрастные особенности учащихся и их учет в организации учебно-воспитательного процесса / Под ред. В. В. Давыдова, Д.Б. Эльконина, Д.И. Фельдштейна. - М., 1975. - 245 с.

2. Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте. - Вопросы психологии, 1971, № 4. С. 6-20.

3. Божович Е.Д. Психологические особенности развития личности подростка. - М.: Знание, 1979. – 39 с.

4. Выготский Л.С. Психология развития как феномен культуры: Избр.психол. тр. - М., Воронеж: ин-т практ. психологии: НПО «Модэк», 1996.

5. Дуликов, В.З. Организационный процесс в социокультурной сфере: Учеб. пособие / МГУКИ. - М., 2003. - 86 с.

6. Киселева, Т.Г., Красильников, Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности: Учеб. пособие / Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. - М., 1993. - 164 с.

7. Жаркова, Л.С. Культурно-досуговая деятельность: теория, практика и методика научных исследований: Учеб. пособие / Л.С. Жаркова, А.Д. Жарков, В.М. Чижиков. - М.: МГУК, 1994.- 110 с.

8. Взаимодействия в культуре / Колл. авт.; Отв. ред. К.Г. Рожко. - Тюмень: Вектор-Бук, 2004. - 150 с.