Главная              Рефераты - Московедение

Российский флот в первой половине XIX века - реферат

Российский флот в первой половине XIX века

Е. Грузинов

Исторический экскурс

Вступив на престол в 1801 году, император Александр I осуществил ряд преобразований в системе государственного управления, создав взамен коллегий министерства. "Следуя великому духу преобразователя России - Петра Великого, оставившего нам следы своих мудрых намерений, по коим старались шествовать достойные его преемники, Мы заблагорассудили разделить государственные дела на разные части, сообразно естественной их связи между собой, и для благоуспешнейшего течения поручить оные ведению избранных нами министров, поставив им главные правила, коими они имеют руководствоваться в исполнении всего того, чего будет требовать от них должность и чего Мы ожидали от их верности, деятельности и усердия по благу общему"1. Министерство морских сил было учреждено в 1802 году. Коллегия адмиралтейства оставалась в прежнем виде, но подчинялась уже министру. Им стал образованный и способный адмирал Н.С.Мордвинов2, весьма уважаемый моряками.

Однако через три месяца Мордвинова заменили контр-адмиралом П.В.Чичаговым3. "Беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать пирожник" - эти слова из знаменитой басни И.А.Крылова были адресованы именно Чичагову4. А вот мнение о нем другого современника - знаменитого мореплавателя и адмирала Головнина5. "Подражая слепо британцам и вводя нелепые новизны, мечтал, что кладет основной камень величию русского флота. Испортив все, что оставалось во флоте, и наскучив верховной власти наглостью и расточением казны, удалился, поселив презрение к флоту оной и чувство глубокого огорчения в моряках"6.

Тем не менее военный флот в начале XIX века продолжал еще оставаться важным инструментом внешней политики Российской империи. В 1806-1807 годах была предпринята успешная Средиземноморская экспедиция под командованием вице-адмирала Сенявина7, разрушившая замысел Наполеона овладеть Балканским полуостровом.

В 1811 году Чичагова на посту морского министра сменил маркиз де Треверсе8. Он обладал веселым нравом, изысканными манерами и сумел снискать расположение влиятельных особ, в том числе всесильного графа Аракчеева. Впрочем, порядка от этого на флоте не прибавлялось. Слыша постоянные жалобы на безотрадное положение дел в министерстве морских сил, которое в 1815 году было переименовано в морское министерство, Александр I учредил особый комитет, во главе которого был поставлен граф А.Р.Воронцов9 - англоман, относившийся к русским морякам с недоверием. Он писал в докладной записке Александру I: "По многим причинам, физическим и локальным, России нельзя быть в числе первенствующих морских держав, да и в том ни надобности, ни пользы не предвидится. Довольно, если морские силы наши будут устроены на двух только предметах: сбережение берегов и гаваней наших на Черном море, имея там силы соразмерные турецким, и достаточный флот на Балтийском море, чтобы на оном господствовать. Посылка наших эскадр в Средиземное море и другие экспедиции стоили государству много, делали несколько блеску, а пользы никакой"10. Александр I неудовольствия не выразил. Он неоднократно демонстрировал свою неблагосклонность к флоту. В его царствование одерживались крупные морские победы, брались острова-крепости, присоединялись к империи новые владения, делались географические открытия; карты Тихого и Ледовитого океанов запестрели русскими именами и названиями, но Александр I - единственный, может быть, из русских властителей - оставался ко всему этому равнодушным. При нем одно время серьезно обсуждался вопрос о передаче всего флота России англичанам, а вице-адмирал Сенявин, несмотря на огромные заслуги, подвергся жестокой опале и в течение тринадцати лет влачил убогое существование.

В 1817 году начали продавать корабли за границу и в 1818-м последние годные фрегаты ушли в Испанию. В портах царил хаос и чинились вопиющие злоупотребления. Дальних плаваний почти не предусматривалось - плавали больше по Финскому заливу, метко прозванному моряками "маркизовой лужей". Офицеры и команды впадали в нужду. Старших офицеров селили иногда по десять человек в одном помещении. Даже неженатые адмиралы жили в "коммуналках".

Такую печальную картину представлял собой флот к моменту вступления на престол императора Николая I. Начало его царствования ознаменовалось созданием в 1826 году комитета для образования флота. Название как нельзя более отражало положение дел - ведь флота, по сути, уже не было!

Комитет возглавил А.В.Моллер11. Император Николай I в отличие от своего старшего брата хорошо понимал значение флота для страны, ценил флотоводцев. Вице-адмирал Сенявин вновь был призван на службу с производством в чин адмирала и с пожалованием звания генерал-адъютанта. Наряду с ним в состав Комитета вошли капитан-командоры И.Ф.Крузенштерн12 и Ф.Ф.Беллинсгаузен13 и капитан первого ранга М.П.Лазарев14. Комитет, работая под непосредственным наблюдением Николая I и при его постоянной поддержке, положил начало возрождению русского флота.

Уже в 1827 году эскадра Балтийского флота под флагом адмирала Д.Н.Сенявина посетила Англию, где произвела отличное впечатление. В том же году часть эскадры под командованием контр-адмирала Л.П.Гейдена15 вошла в Средиземное море и совместно с британской и французской эскадрами выступила против турецкого флота. Решающее сражение произошло 20 октября 1827 года в Наваринской бухте. Турецкий флот состоял из 82 судов, тогда как у союзников их было всего двадцать восемь. Кроме того, турецкий флот занимал гораздо более выгодную позицию: он выстроился подковой, концы которой упирались в укрепления, защищавшие вход в бухту.

Первым в бухту ворвался, несмотря на сильный огонь береговых батарей, русский линейный корабль "Азов" под флагом контр-адмирала Гейдена. Сражение началось. Союзные эскадры действовали слаженно и решительно, меткой артиллерийской стрельбой выводя из строя один турецкий корабль за другим. Турецкий флот был почти полностью истреблен: из 82 судов уцелело лишь 27.

Наваринское сражение положило начало освобождению Греции от турецкого ига, что, наряду с овладением проливами Босфор и Дарданеллы, являлось одной из основных целей внешней политики Николая I на Востоке. Подписанный с Англией 6 апреля 1826 года Петербургский протокол позволял надеяться, что Англия если и не примет сторону России против Порты, хотя бы не выступит против. Были веские основания надеяться также на нейтралитет Франции и Пруссии: в этих странах значительная часть общества в 1828 - 1829 годах определенно желала разгрома Турции, считая Махмуда II кровавым деспотом, виновником неслыханных зверств, чинимых над греками. Особенно потрясло Европу публичное повешение патриарха Константинопольского.

Война началась 7 мая 1828 года. Черноморским флотом тогда командовал вице-адмирал А.С.Грейг16. В кратчайшие сроки им была приведена в боевую готовность эскадра из 9 линейных кораблей, 5 фрегатов и 17 вспомогательных судов, которая лишила турецкий флот оперативного простора, заперев его в проливах.

14 сентября 1829 года в Адрианополе был подписан мирный договор. Турция потеряла черноморский берег от устья Кубани до мыса св.Николая. К России отходили острова в дельте Дуная. Она получила право прохода судов через Босфор и Дарданеллы. Южный рукав устья становился русской границей. Наконец, Адрианопольский мир принес свободу Греции, объявленной независимой (оставалось лишь обязательство ежегодного платежа султану в размере 1,5 миллиона пиастров). Греки теперь могли избрать себе государя из любой царствующей в Европе династии, кроме английской, французской и русской.

Между тем на смену адмиралам-ветеранам шло молодое поколение. В 1833 году принимает командование Черноморским флотом контр-адмирал М.П.Лазарев. Он сразу же приступает к реорганизации флота и портов. Попутно с этим осуществляется подготовка и воспитание личного состава, чему немало способствовала война на Кавказе, во время которой корабли Черноморского флота блокировали Кавказское побережье, осуществляя десантирование и ведя обстрел береговых укреплений. Лазарев подготовил Черноморский флот к боевым действиям Крымской войны 1854 - 1856 годов и воспитал достойных преемников: П.С.Нахимова17, В.А.Корнилова18, В.И.Истомина19.

В 1832 году вассал Турции паша Египта Мехмед-Али восстал против султана Махмуда II и пошел на него войной. 21 декабря 1832 года в битве при Конии сын Мехмеда-Али, Ибрагим, совершенно разгромил турок. Махмуд II оказался в отчаянном положении: у него не было ни денег, ни времени, чтобы собрать новую армию. Он обратился к великим державам - России, Англии и Франции. Впрочем, император Николай I еще до битвы при Конии предлагал султану помощь. Тогда Махмуд II отказался, теперь же вынужден был согласиться. В 1833 году контр-адмирал Лазарев повел русскую эскадру в Константинополь. Ее прибытие и высаженный на Босфоре четырнадцатитысячный десант положили конец войне. Россия же, по заключенному тогда Уинкар-Искелессийскому трактату, получила в лице Турции союзника на случай боевых действий против третьей страны как на суше, так и на море. Турция обязывалась при этом не пропускать военных судов противника через Дарданеллы. Босфор же при всех условиях оставался открытым для русского флота...

В 1850 году молодой морской офицер Г.И.Невельской21 поднял русский флаг на правом берегу реки Амур и основал военный пост, назвав его Николаевском. Так был присоединен к России Амурский край. Император Николай I сказал о Невельском: "Россия никогда не забудет его услуг". Это с полным правом можно отнести ко всему русскому флоту первой половины XIX века.

Список литературы

1Полное собрание законов Российской империи. Т.27. ? 204006.

2Мордвинов Николай Семенович (1754 - 1848) - граф (с 1834), адмирал. После трехмесячного пребывания на посту министра стал членом комитета для улучшения флота. В 1823 - 1840 гг. - председатель Вольного экономического общества.

3Чичагов Павел Васильевич (1765 - 1849) - адмирал, морской министр (1807 - 1811). С 1811 г. - главнокомандующий Молдавией, Валахией и Черноморским флотом. В 1814 г. уехал за границу.

4В 1812 г. П.В.Чичагов командовал армией, которая должна была задержать отступившего Наполеона при реке Березине. Чичагов, однако, опоздал, благодаря чему часть французского авангарда во главе с Наполеоном успела переправиться. Неудача Чичагова вызвала негодование в обществе, и И.А.Крылов написал известную басню.

5Головнин Василий Михайлович (1776 - 1831) - адмирал, генерал-интендант флота (1823 - 1831). В 1806 - 1807 гг. - командир шлюпа "Диана", исследовавшего северную часть Тихого океана. Именем Головина названы залив в Беринговом море и пролив на Курильских островах.

6"Военная быль". ? 101, декабрь 1969 г. С.14. Изд. общекадетского объединения. Париж.

7Сенявин Дмитрий Николаевич (1763 - 1831) - адмирал, выдающийся флотоводец, соратник адмирала Ф.Ф.Ушакова.

8Траверсе Жан-Франсуа (Иван Иванович, 1754 - 1830) - адмирал, морской министр (1811 - 1828). Выходец из Франции. Эмигрировал в Россию после французской революции 1789 г.

9Воронцов Александр Романович (1741 - 1805) - граф, государственный канцлер (1802 - 1804).

10"Военная быль"... С.14.

11Моллер Антон Васильевич (1764 - 1848) - адмирал, впоследствии морской министр.

12Крузенштерн Иван Федорович (1788 - 1851) - адмирал. В 1803 - 1806 гг. возглавил первую русскую кругосветную экспедицию на кораблях "Надежда" и "Нева". В 1827 - 1843 гг. - директор Морского кадетского корпуса.

13Беллинсгаузен Фаддей Фаддеевич (1779 - 1852). Участвовал в первом кругосветном плавании под командой Крузенштерна. В 1819 - 1821 гг. - начальник экспедиции в составе шлюпов "Восток" и "Мирный", открывшей Антарктиду.

14Лазарев Михаил Петрович (1788 - 1851) - адмирал. В 1819 - 1821 гг. участвовал в экспедиции Беллинсгаузена - капитан шлюпа "Мирный". В 1822 - 1825 гг. совершил кругосветное плавание. Командовал Черноморским флотом (1832 - 1845).

15Гейден Логин Петрович (1772 - 1850) - адмирал. Был принят на русскую службу капитан-лейтенантом в 1795 г.

16Грейг Алексей Самуилович (1775 - 1845) - адмирал. Командовал Черноморским флотом (1816 - 1832).

17Нахимов Павел Степанович (1802 - 1805) - адмирал. В 1822 - 1825 гг. под командой М.П.Лазарева совершил кругосветное плавание. С 1834 г. служил на Черноморском флоте. Во время Севастопольской обороны защищал южную часть города. Смертельно ранен на Малаховом кургане.

18Корнилов Владимир Алексеевич (1806 - 1854) - вице-адмирал, герой обороны Севастополя. Убит 5 октября 1854 г. при артиллерийском обстреле города англо-французскими войсками.

19Истомин Владимир Иванович (1809 - 1855) - адмирал. Убит 7 марта 1855 г. во время обороны Севастополя на Камчатском редуте.

20История дипломатии. М.: ОГИЗ, 1941. Т.1. С. 403-406.