Главная              Рефераты - Московедение

Феномен русского модерна - реферат

Александр Анатольевич Васькин

К 150-летию Ярославского вокзала столицы

…В конце августа 1897 года вся Москва обсуждала неслыханное происшествие. Гудела Сухаревка, шипела Хитровка: «Слышали, на Каланчевке?то, поезд в вокзал въехал. Прямо с разгону, без тормозов! А у вокзала?то вся крыша обвалилась! А убитых и покалеченных – тьма!»

У страха, как говорится, глаза велики, а слухами земля полнится. Что же на самом деле тогда стряслось? Откроем московские газеты того времени:

«30 августа на Московской пассажирской станции Ярославской дороги потерпел крушение пассажирский поезд №  9?бис, прибывающий из Сергиева в 10 часов утра. <…> Катастрофа произошла вследствие того, что поезд подходил к вокзалу таким быстрым ходом, какой допускается только в пути. Поезд следовал в составе 13 вагонов, снабженных автотормозами Вестингауза, которые по неизвестной причине в данный момент не действовали. Тогда машинист начал давать тревожные свистки для поездной прислуги, чтобы пустить в ход ручные тормоза, что ими тут же было исполнено. Но так как это было слишком поздно, уже в конце платформы вокзала, то удержать поезд не было никакой возможности — он с силой ударился в стоявший в конце пути, у отбойного бруса, порожний багажный вагон. Причем паровоз вошел в него наполовину и разрушил упорный брус, укрепленный довольно прочно на нескольких рельсах. Затем вся эта масса устремилась через деревянный переход в здание пассажирского вокзала и ударилась в оконный переплет. Багажным вагоном была разбита стена вокзала до потолка в помещении конторы, где, к счастью, никого не было в это время. Следующие за паровозом вагоны стали напирать, багажный вагон взгромоздился на тендер, который ударил о стену здания Правления дороги». Пострадавших, кстати, насчитали совсем немного, погибших — ни одного.

Да, было и такое в истории Ярославского вокзала, которому нынче исполняется сто пятьдесят лет. Даже не верится, что вокзал уже полтора века принимает и отправляет пассажиров — настолько «молодо» он выглядит. А ведь построили его в 1862 году на Каланчевском поле вторым по счету после Николаевского. Изначально планировалось возвести вокзальное здание в другом месте — на 1?й Мещанской улице, где располагался университетский ботанический сад. Но Московский университет не согласился отдать принадлежавшую ему территорию, и тогда решили: быть вокзалу на Каланчевке.

Почему хотели разместить вокзал на 1?й Мещанской? Именно по этой московской улице беспрестанно шли и ехали в Троице-Сергиеву лавру паломники. Здесь же проживал и один из инициаторов строительства Московско-Ярославской железной дороги И. Ф. Мамонтов. По воспоминаниям его сына Саввы, Иван Федорович, «когда жили на 1?й Мещанской, <...> стоял у окна и считал: сколько телег приезжало к Троице, сколько возвращается обратно, сколько идет паломников, сколько груза везут. А когда сменили квартиру, то выезжал за город сам или с кем?нибудь из сыновей и там опять считал паломников, едущих и идущих к Троице и от Троицы. Эти наблюдения подтвердили его намерения — построить железную дорогу до Троицы».

Нынешнее здание вокзала обрело свой облик в 1902–1904 годах благодаря крупнейшему русскому архитектору Ф. О. Шехтелю — автору многих московских зданий в стиле модерн, без которых сегодня столицу невозможно представить. Однако Шехтель создал новый Ярославский вокзал не на пустом месте — он в определенной мере использовал проекционные возможности первого здания, построенного по проекту петербургских зодчих Р. И. Кузьмина и С. Л. Шустова еще в 1862 году. Профессор Кузьмин работал не только в Санкт-Петербурге, его архитектурные интересы простирались за пределы Российской империи. Ему, например, принадлежит проект Александро-Невского собора в Париже, он руководил восстановлением русской посольской церкви в Афинах. Шустов же занимался проектами театральных зданий, служа в Дирекции Петербургских императорских театров.