Главная              Рефераты - Медицина

Перевозка живой рыбы и рыбопродуктов - реферат

Введение

Во многих странах мира важнейшим объектом пресноводной и морской аквакультуры традиционно является рыба. Производство пищевой рыбной продукции имеет высокую народнохозяйственную эффективность. Так, 70 млн. т. рыбы, по содержанию белка эквивалентно стаду в 400 млн. голов крупного рогатого скота. Затраты на производство 1 кг белка рыбных продуктов в 3 раза ниже затрат для получения 1 кг белка мясных продуктов.

Кроме пищевой продукции, рыбная отрасль дает сырье для медицинской промышленности (жир, витамины, лекарственные препараты), кормовую продукцию (муку, рыбный фарш, кормовую рыбу), удобрения, кожу, меха.

Все промысловые виды рыб можно разделить на морские, пресноводные, полупроходные, которые большую часть своей жизни проводят в приустьевых участках морей или в солоноватых морях-озерах, а для нереста заходят в низовья рек (некоторые сиги, вобла, лещ и др.), и проходные, совершающие нерестовые миграции из морей в реки (сельдевые, осетровые, лососевые) или из рек в моря (речной угорь, тропические виды сомов).

К чисто морским рыбам, никогда не заходящим в пресные воды, относятся большинство тресковых, камбала, и др. Строго же пресноводными являются большинство карповых рыб, форель, щука. Для правильного использования и переработки рыбного сырья необходимо знать его свойства, например:

Плотность - отношение массы рыб к их объему. У живой и свежеснулой рыбы с неопавшим плавательным пузырем удельная плотность близка к 1, что позволяет транспортировать ее на рыбообрабатывающих предприятиях по гидрожелобам в потоке воды. Потрошеная рыба и отдельные части ее тела имеют плотность больше 1, поэтому в воде тонут. С увеличением размеров рыбы плотность ее снижается. Общая товарная масса рыб - соотношение массы отдельных частей тела и органов, выраженное в процентах от массы целой рыбы. Знание этого показателя необходимо, т.к не все части тела рыбы пригодны в пищу. «1»

Основными задачами государственного ветеринарного надзора за перевозками живой рыбы, оплодотворенной икры, раков и других водных организмов, независимо от целей перевозок, являются:

а) охрана рыбохозяйственных водоемов от завоза в них возбудителей инфекционных и инвазионных болезней рыб, а также раков и других водных организмов;
б) предупреждение гибели рыб, оплодотворенной икры, раков и других водных организмов во время перевозок;
в) охрана населения и животных от болезней, источником или механическим переносчиком которых является рыба и другие водные организмы;

г) охрана рыбохозяйственных водоемов от заноса в них возбудителей болезней рыб и других водных организмов из других стран. «2»

1. Обзор литературы

1.1 Ветеринарный надзор, осуществляется ветеринарными учреждениями и организациями системы Министерства сельского хозяйства и распространяется на перевозки любыми видами транспорта живой рыбы, оплодотворенной икры, годных беспозвоночных организмов, а также растений и других водных объектов, используемых для кормления рыб и разведения их в рыбохозяйственных водоемах, независимо от их назначения от ведомственной принадлежности рыбохозяйственных водоемов и хозяйств, из которых они вывезены. Кроме того, ветеринарному надзору подлежат все перевозимые аквариумные рыбы и водные организмы для кормления их.

Независимо от эпизоотического состояния водоемов и хозяйств все вопросы, связанные с ввозом (вывозом) рыбы, оплодотворенной икры, водных беспозвоночных организмов, растительных и других кормовых водных объектов для рыб, решаются: при перевозках в пределах района – главным ветеринарным врачом района; при перевозках в пределах области, края, автономной республики - ветеринарным отделом областного, краевого управления сельского хозяйства, министерства сельского хозяйства автономной республики; в пределах союзной республики- главным управлением (Департаментом) ветеринарии Министерства сельского хозяйства республики, а при межреспубликанских перевозках- Главным управлением ветеринарии Министерства сельского хозяйства.

Все экспортно-импортные операции по перевозкам живой рыбы, оплодотворенной икры, раков и других водных беспозвоночных организмов осуществляются только с разрешения Главного управления ветеринарии Министерства сельского хозяйства.

Все хозяйства, организации, учреждения и предприятия (независимо от ведомственной подчиненности), осуществляющие планирование и перевозку рыбы, оплодотворенной икры и других водных организмов, обязаны не позднее 15 октября представлять в соответствующие ветеринарные органы годовой план перевозок на следующий год.

За 30 дней до вывоза (ввоза) рыбы и других объектов, независимо от их предназначения, грузоотправитель (грузополучатель) обязан письменно сообщить главному ветеринарному врачу соответствующего района о предстоящей операции, вывозимых (ввозимых) объектах и о водоемах, в которые эти объекты будут направлены или из которых их вывозят.

Для получения разрешения на межрайонную, межобластную, межреспубликанскую перевозки рыбы, оплодотворенной икры и других водных организмов учреждения и организации государственной ветеринарии
Министерства сельского хозяйства, в соответствии с заявками грузоотправителей (грузополучателей), обязаны письменно сообщить вышестоящему ветеринарному органу наименование вывозимого (ввозимого) объекта, благополучие водоема вывоза (ввоза) по инфекционным болезням, а также название возбудителей паразитарных, болезней (включая паразитоносительство) в случае их выявления у рыб в водоеме вывоза(ввоза).
Живая рыба, оплодотворенная икра, раки и другие водные беспозвоночные организмы принимаются к перевозке за пределы административного района только при предъявлении грузоотправителей ветеринарного свидетельства по установленной форме, а в пределах района при наличии письменного разрешения главного ветеринарного врача района.

К ввозу из-за границы допускается рыба, оплодотворенная икра, раки и другие водные беспозвоночные организмы после выяснения эпизоотического состояния водоемов стран вывоза и отбора партий рыб (благополучных по инфекционным болезням и свободных от возбудителей инвазионных болезнен рыб) специалистами государственного ветеринарного надзора, а также при наличии сертификата о их благополучии по инфекционным и инвазионным болезням.

К перевозке допускается живая рыба, подвижная, без механических повреждений и наростов, плесени на теле, с целым чешуйчатым и кожным покровом, целыми и чистыми плавниками, с неповрежденными глазами, без опухолей на теле, с тонким слоем слизи на поверхности тела. Оплодотворенную икру допускают к перевозке после удаления погибших, а также пораженных сапролегнией икринок, в специально приспособленной для этой цели таре.

В период подготовки рыбы к отправке из прудовых хозяйств проводят ветеринарный осмотр не менее 100 экземпляров рыб, при этом подвергают полному паразитологическому исследованию 25 экземпляров рыб (3-5 производителей из числа выбракованных при комиссионном осмотре) из каждого водоема. При отправке рыб из естественного рыбохозяйственного водоема подвергают клиническому осмотру по 25 экземпляров каждого вида рыб в разных участках водоема по усмотрению ветеринарного врача, производящего исследования рыб. Аналогичное исследование рыб обязан провести ветеринарный врач в естественном водоеме ввоза до вселения рыб с целью их выращивания, разведения или акклиматизации.

Грузоотправитель (грузополучатель), при необходимости, обязав оказывать помощь ветеринарным специалистам в отлове, а также создавать условия для проведения исследования рыб.

Предназначенную к перевозке живую рыбу (с учетом видового состава) грузоотправитель, под контролем ветеринарного врача, подвергает обработке против установленных исследованием видов паразита в соответствии с действующими наставлениями и инструкциями. После окончания профилактической обработки рыбы (в зависимости от времени воздействия на паразита применяемых средств) ветеринарный врач проводит контрольное
исследование рыбы. При установлении паразитов проводит повторные обработки до полного освобождения от них рыб.

Категорически запрещается вывоз рыбы, оплодотворенной икры, водных беспозвоночных организмов, а также растений и других водных объектов, используемых для кормления рыбы и разведения, в другие водоемы из водоемов, неблагополучных по краснухе, воспалению плавательного пузыря, жаберному заболеванию неизвестной этиологии, бранхиомикозу, фурункулезу, вертежу лососевых, инфекционной анемии, дискокотилезу форели, язвенной болезни судака и при выявлении новых болезней, при которых предусмотрено карантинирование.

В случае карантинирования местности в связи с появлением инфекционной болезни человека или животных не разрешается до снятия карантина или ограничений вывозить водные объекты из находящегося в этой местности или связанного с ней водоема, если не исключена возможность попадания в него возбудителей инфекции

При обнаружении поражения рыбы возбудителем костиоза, ихтиофтириоза, кариофиллеза, ботриоцефалеза, филометроза, лигулеза, аргулеза вопрос о перевозках рыбы решается в соответствии с действующими инструкциями по борьбе с болезнями, вызываемыми указанными паразитами. Рыба, пораженная триходинами, хилодонеллами, дактилогирусами, гиродактилюсами, а также при установлении поражения рыбы возбудителем кокцидиоза, лернеоза, криптобиоза, нитшиоза, синэргазилоза, писциколеза и другими вопрос о ее перевозках в каждом отдельном случае решается после выполнения требований, изложенных в п.10 настоящей инструкции. При этом категорически, запрещается вывоз рыбы из водоемов, неблагополучных по перечисленным в данном пункте и по другим возбудителям болезней, в свободные от них рыбохозяйственные водоемы.

Независимо от эпизоотического состояния рыбохозяйственных водоемов (кроме неблагополучных по болезням) допускается вывоз 2-3-дневных личинок рыб, полученных заводским методом, при условии обеспечения цехов инкубации и перевозимых личинок водой, свободной от водных беспозвоночных организмов.

Не допускается к перевозке рыба, если при её осмотре выявляются следующие признаки заболевания: вздутие брюшка, ерошение чешуи, слепота и пучеглазие, язвы на коже, полное или частичное разрушение жабер, белая или серая окраска жабер, наличие на поверхности тела, на плавниках и жабрах многочисленных мелких белых точек, искривление позвоночного столба и ненормальное развитие черепа.

При обнаружении в предъявленной к отгрузке партии рыбы даже единичных экземпляров с указанными признаками заболевания вся партия рыбы до установления точного диагноза к перевозке не допускается. Выявленную при осмотре истощенную, вялую и побитую рыбу из намеченной к перевозке партии удаляют.

Вывоз осетровых рыб из водоемов, в которых обнаружен паразит икры полиподиум гидриформе, допускается только в неполовозрелом возрасте. Вывоз половозрелых осетровых из водоемов, зараженных указанным паразитом, не разрешается.
Оплодотворенная икра осетровых допускается к перевозке только после тщательного просмотра и удаления крупных серовато-белых, пораженных паразитами икринок.

При наличии в рыбохозяйственных водоемах массового заболевания раков и других водных беспозвоночных организмов опасными инфекционными инвазионными болезнями, а также массовой их гибели по не установленным
причинам вывоз их в другие водоемы запрещается.

Сроки и способ перевозки живой рыбы, оплодотворенной икры и других беспозвоночных водных организмов устанавливаются грузоотправителем. Контроль за состоянием рыбы в пути следования осуществляется также
грузоотправителем и под его ответственность. Живую рыбу по железной дороге, как правило, перевозят в специально оборудованных вагонах с проводником грузоотправителя, согласно правилам перевозок, установленным Министерством путей сообщения. При перевозках в багажных и товарных вагонах, а также самолетами, автомобилями и гужевым транспортом, рыбу помещают в специально приспособленную для этих целей тару (деревянные бочки, брезентовые чаны и кузова, баки, ящики, полиэтиленовые пакеты). По водным путям живую рыбу
перевозят также в специальной таpe или в судах-прорезях.

Перевозка живой рыбы, оплодотворенной икры, раков и других водных организмов железнодорожным транспортом, водными путями, самолетами, автомобилями и гужевым транспортом осуществляется при соблюдении действующих на данном виде транспорта технических условий по их перевозкам, а также требований, изложенных в настоящей инструкции.

Не разрешается перевозить живую рыбу в судах-прорезях по водоёмам при наличии в них возбудителей инфекционных и инвазионных болезней, которыми может заболеть перевозимая рыба.

Предназначенные для перевозки живой рыбы вагоны, суда, самолеты, автомашины и другой вид транспорта и тара должны подаваться в чистом виде. Бочки, чаны, ящики и другие емкости перед заполнением водой и загрузкой в них рыбы, оплодотворенной икры, раков и других водных беспозвоночных организмов должны быть тщательно промыты, продезинфицированы и вторично промыты в соответствии с действующими ветеринарно-санитарными правилами для рыбоводных хозяйств, ветеринарно-санитарными правилами перевозки животных, птицы, рыбы, продуктов и сырья животного происхождения автомобильным и воздушным транспортом и инструкцией по ветеринарно-санитарной обработке вагонов после перевозки животных, птицы, мяса и сырья животного происхождения по железным дорогам, утвержденных Главным управлением ветеринарии
Министерства сельского хозяйства.

Перевозить живую рыбу разрешается только в воде, содержащей достаточное количество кислорода, чистой, прозрачной, без вредных примесей и ядовитых веществ, а также свободной от водных беспозвоночных организмов. Концентрация кислорода в воде для большинства пресноводных рыб в среднем должна составлять 5-8 миллиграммов на одни литр воды. Перевозка живой рыбы в мутной, загрязненной воде, а также в воде с примесью сточных вод от сахарных, нефтеперерабатывающих, целлюлозно-бумажных и других предприятий, сточные воды которых содержат вредные для рыбы вещества, а также в воде, взятой из водоемов интенсивного лесосплава, запрещается.

Не допускается перевозка живой рыбы в воде, содержащей хлор. Водопроводная хлорированная вода для перевозки живой рыбы непригодна. Использование её может быть допущено только при условии тщательной аэрации путем продувания через неё воздуха или распыления через форсунки до полного удаления хлора. Реакция воды должна быть нейтральной или слабощелочной. В воде не должно быть большого количества органических веществ.

В зависимости от продолжительности перевозки и возраста рыбы количество воды при температуре её +8-10 градусов из расчета на 1 килограмм живой рыбы должно быть ориентировочно следующим (в литрах, без аэрации):

Продолжительность перевозки (часов)

5

10

15

20

свыше 25 часов

Карась

4

6

8

10

15

Карп и линь (2-х лет и старше)

5

7

10

12

20

Щука

6

9

12

14

23

Сазан и карп (годовики)

7

10

13

15

25

Стерлядь

8

12

15

18

28

Лещ

9

14

17

21

32

Форель

10

15

18

23

35

Оптимальной температурой воды при перевозке живой рыбы в летнее время является +6-8 градусов для холодолюбивых и +10-12 градусов для теплолюбивых рыб, а весной и осенью +3-5 градусов для холодолюбивых и +5-6 градусов для теплолюбивых рыб.

В отдельных случаях перевозка теплолюбивых рыб на короткое расстояние без остановок в пути допускается при температуре воды +13-15 градусов.

При перевозке живой рыбы не следует допускать обеднения воды кислородом; необходимо также принимать меры по недопущению резких колебаний температуры воды. При повышении температуры сверх допустимых норм воду охлаждают льдом.

Во избежание травмирования рыбы лед помещают в специальные с сетчатым дном ящики, которые укрепляют вверху тары так, чтобы вода от таяния льда стекала в тару с живой рыбой. (В живорыбных вагонах для льда имеются специальные приспособления - карманы).

Охлаждать воду следует постепенно. Резкое понижение температуры воды может привести к гибели перевозимой рыбы.

Для лучшего обогащения воды кислородом воздуха тару с водой, в которой перевозят рыбу, следует оставлять открытой, вагоны хорошо вентилировать; следить за регулярной работой аэраторов в живорыбных вагонах.

Сменять и добавлять воду в пути разрешается при загрязнении её в таре. Воду для замены необходимо брать из заведомо благополучных по инфекционным и инвазионным болезням рыб открытых водоемов (озер, рек, прудов). Используемая для замены вода должна отвечать всем требованиям.

Сменять воду следует постепенно с помощью трубки-шланга. Для этого один конец трубки опускают до дна тары, а другой - свободный - ниже дна тары, в этом случае нижние, загрязненные слои воды постепенно выбрасываются через трубку. Вместо вытекающей воды медленно добавляют сверху свежую воду. Добавлять воду в тару рекомендуется распыленной струёй, с высоты, чтобы вода лучше аэрировалась.

Воду из емкостей, в которых перевозились рыба и другие водные организмы, разрешается спускать только в места, не имеющие связи с водоемами.

Завезенных из-за рубежа рыб, раков помещают в надежно изолированные с независимым водоснабжением водоемы, а оплодотворенную икру - в цеха нкубации специальных карантинных хозяйств.

Сброс воды из карантинированных водоемов и цеха инкубации разрешаются только в изолированные водоемы- отстойники, балки или другие места, не имеющие связи с естественными и другими рыбохозяйственными водоемами. Водоемы, предназначенные для карантинирования завезенной рыбы, должны быть достаточных размеров и отвечать рыбоводным и ветеринарно-санитарным требованиям. Завезенные из-за рубежа рыба (в том числе полученная из оплодотворенной икры), раки и другие водные организмы содержатся в специальных карантинных хозяйствах не менее одного года в карантинных условиях.

По условиям карантина запрещается:

- вывозить рыбу из карантинированных водоемов в другие хозяйства и водоемы;
- производить посадку завезенных рыб в зарыбленные водоемы;
- перевозить и переносить рыбоводный инвентарь, орудия лова и другие предметы, с которыми инфекция и инвазия может быть перенесена из карантинированного водоема, а также посещение находящихся на карантине водоемов посторонними лицами;
- посещать лицам, работающим на карантинированном водоеме, другие рыбохозяйственные водоемы;
- производить посадку в карантинированные водоемы другой рыбы, а также использовать их для содержания водоплавающей птицы.

Рыбоводный инвентарь, орудия лова и средства передвижения, находящиеся в соприкосновении с карантинированными рыбами, спецодежда рабочих, а также места прибрежной зоны карантинируемого водоема, на которых проводятся связанные с карантинированием рыб мероприятия (места проведения ветеринарных обработок и осмотра рыбы, хранения инвентаря и оборудования, причалы и др.), подлежат периодической дезинфекции, как указано в действующих ветеринарно-санитарных правилах для рыбоводных хозяйств, а также инструкциях по борьбе с болезнями рыб.

Карантинированный водоем и находящиеся в нем рыбы, раки, а также цех в период инкубирования икры и водоемы подращивания личинок на протяжении всего времени карантинирования должны находиться под постоянным наблюдением ветеринарного врача и периодически подвергаться ветеринарно-санитарному обследованию на наличие инфекционных и инвазионных болезней рыб. При появлении в водоеме массовой гибели рыб, раков, а также (и цехе инкубации) икры и молоди рыб, в водоеме подращивания, принимают меры к выявлению причин их гибели и уничтожению погибшей икры, рыб, раков.

При обнаружении заразной болезни невыясненной этиологии или возбудителей болезней, не наблюдаемых в водоемах нашей страны, немедленно сообщают об этом ветеринарным органам Министерства сельского хозяйства по подчиненности. Одновременно принимают меры по недопущению распространения заболевания. После проведения комплексных исследований вопрос о целесообразности дальнейшего карантинирования и содержания завезенных рыб, оплодотворенной икры, раков и других беспозвоночных решает Главное управление
ветеринарии Министерства сельского хозяйства.

По истечении срока карантина производят заключительное полное ихтиопатологическое исследование рыбы, раков. При этом из каждого пруда не менее 25-30 экземпляров рыб, раков подвергают паразитологическому исследованию и не менее 100 экземпляров - клиническому осмотру. Завезенную рыбу оставляют в водоемах вселения для постоянного содержания.

При отсутствии инфекционных болезней разрешается вывоз в благополучные рыбохозяйственные водоемы личинок рыб двух-трехдневного возраста, полученных заводским методом, при соблюдении условий, указанных в п.13 настоящей инструкции, а также оплодотворенной икры. Вывоз раков и других водных беспозвоночных организмов из карантинированных в другие водоемы по истечении срока карантина разрешается только при условии отсутствия среди них больных заразными болезнями.

Если среди карантинированной рыбы выявлены пораженные болезнями, указанными, а также в случае выявления инфекционных болезней раков и других водных организмов, срок карантина необходимо продлить до полного оздоровления рыб и проведения закрепительных мероприятий, но не менее чем еще на один год. При хозяйственной нецелесообразности карантинирования или опасности распространения болезни рыбу, раков, по заключению органов ветеринарного надзора, направляют для использования в пищу или скармливания животным. «3»

1.2 Перевозка икры, молоди и взрослой рыбы

Перевозка рыбы имеет большое хозяйственное значение. В связи с развитием прудового рыбоводства количество перевозимой спермы, оплодотворенной икры, молоди рыб, сеголетков, годовиков и товарной рыбы в ближайшее время значительно увеличится. Особенно возросли перевозки при переходе прудового рыбоводства к поликультуре, введение которой позволило повысить естественную рыбопродуктивность прудов, производительность труда, снизить себестоимость выращиваемой рыбы.

Хранение и транспортировка спермы и икры

Способы перевозки и хранения молок прудовых рыб разработаны слабо. Было известно лишь о перевозке и сохранении спермы карпа в течение 1–2 суток. Установлена возможность перевозки и сохранения спермы радужной форели и щуки в течение 4 суток и более без потери оплодотворяющей способности. Она доказала положительное влияние на сперму разбавителя, состоящего из 100 мл дистиллированной воды, 1,8 г глюкозы, 0,9 г лимоннокислого натрия, 5 г свежего куриного желтка.

На длительность выживания спермы оказывает влияние температура. При температуре среды ниже 8 и выше 30 °C происходит торможение и даже прекращение их движений. Резкое охлаждение спермы карпа вызывает большой процент отмирания. Если же сперму охлаждать постепенно, то отмирания не происходит. Сперма карпа при температуре воды 8 °C в сухой стерильной посуде сохраняет способность к оплодотворению в течение 24 часов и более.

Хранить и перевозить сперму необходимо в условиях абсолютной чистоты. Посуда для хранения спермы должна быть чистой, сухой и стерилизованной одним из следующих способов: а) кипячением; б) обмыванием спиртом; в) обжиганием на пламени. Понижение температуры до 0,5–1 °C является основным условием правильного хранения, так как при такой температуре уменьшается обмен веществ. Однако сперма переносит температуру 0,5–1 °C

только при условии правильной техники охлаждения (равномерное замедленное охлаждение). При быстром охлаждении она погибает от температурного шока. В термосах конструкции ВИЖа сперма охлаждается постепенно, температура поддерживается от 0 до 1 °C.

Сперму хранят и перевозят в пробирках диаметром 0,7–0,8 см и длиной 4–5 см. Пробирки кипятят в дистиллированной воде и высушивают. Закрывать их следует обязательно корковыми (не резиновыми), тщательно подогнанными пробками. Перед каждым применением пробки кипятят в течение 10 минут в расплавленном парафине. После использования пробирки и пробки моют в горячей воде (без мыла).

К каждой пробирке со спермой должна быть прикреплена этикетка с указанием вида рыбы, номера производителя, даты и часа получения спермы, объема и качественной ее оценки.

Пробирки вставляют в обычный штатив по размерам, соответствующим боковому гнезду термоса. Термос, заряженный льдом, необходимо оберегать от солнечных лучей. Термос пополняют льдом в зависимости от температуры окружающего воздуха примерно через следующие промежутки времени: при температуре воздуха 45–25 °C – через 12 часов; 24–18 °C – через сутки; 17–13 °C – через 2 суток; 12-9 °C – через 3 суток; 8–7 °C – через 4 суток; 6–5 °C – через 5 суток.

Перевозить сперму в термосе можно любым способом, при котором будет обеспечена сохранность термоса от перегревания, механических повреждений. При перевозке на автомашине или самолете для предохранения от вибрации мотора, могущей вредно действовать на сперму, термос следует подвесить за ручку при помощи пружины или резиновой ленты. Перед отправкой на другой пункт и непосредственно перед оплодотворением термос открывают и проверяют качество молок под микроскопом или методом обесцвечивания метиленовым синим.

1.3 Перевозка оплодотворенной икры

Оплодотворенная икра весенненерестующих рыб очень чувствительна к механическим воздействиям, резким колебаниям температуры воды, вызывающим гибель зародыша на ранних стадиях формирования эмбриона.

Чувствительность икры снижается в стадии подвижного эмбриона, когда у него появляются пигментированные глаза.

Икру карповых рыб с быстрым развитием (сазана, карпа, линя, язя, карася, рыбца, шемаи) можно транспортировать в воде на субстрате, к которому приклеиваются икринки после оплодотворения. Обесклеенную икру перевозят на рамках. В том и другом случае икру перевозят в изотермических контейнерах из пенопластовых плит. Достоинство контейнера заключается в хороших теплоизоляционных свойствах, позволяющих создавать в нем необходимую температуру. Размеры контейнера для перевозки икры на самолете – 58х51х46 см; масса порожнего контейнера – 8-10 кг, загруженного (в зависимости от количества перевозимой икры) – 30–60 кг. Живую икру размещают на рамках в 1,5–2 слоя. Рамки складывают в стопки и увязывают шнуром. Поверх стопок кладут лоток с льдом и закрывают крышку. Кроме икры карповых рыб, в контейнере можно перевозить 250 тыс. оплодотворенных икринок форели или 600–800 тыс. икринок судака, 300–400 тыс. икринок осетровых рыб, 400–500 тыс. икринок щуки или 1–1,2 млн икринок сиговых рыб.

Для перевозки больших партий икры на небольшие расстояния в период высоких температур рекомендуется применять изотермический ящик. Корпус и крышку ящика делают полыми с двойными стенками из березовой фанеры или одинарными из пенопласта. В первом случае изоляцией служит воздух. Стенки красят изнутри и снаружи. В одну из стенок вмонтирован термометр, показывающий температуру внутри ящика.

В стенках ящика имеются вентиляционные отверстия, закрывающиеся пробками. В дно корпуса вмонтирован поддон с выводной трубкой для спуска воды. Икру выкладывают на рамки, укрепляемые на штыре нижней рамы, и накрывают пустыми рамками. Увлажняется икра водой, стекающей из бака на рамки с икрой по ватным фильтрам в виде душа. Температура воды в баке поддерживается добавлением льда. Такое увлажнение исключает возможность переохлаждения икры.

В случаях перевозки на небольшие расстояния икру можно перевозить без увлажнения; рамки с икрой завертывают в бумагу. При емкости бака 23 л запаса воды хватает на 12–14 часов. В один ящик вмещается 600–800 тыс. оплодотворенных икринок осетровых рыб. Для перевозки больших количеств икры сиговых рыб, судака и щуки можно использовать деревянный стандартный ящик. Стопки перевязывают, а затем с боков обертывают бумагой в один слой. В бумаге делают отверстия в местах прорезей в рамках, через которые в стопки проникает воздух. Стопки, покрытые бумагой, вторично обвязывают бечевкой, ставят в ящик поверх изоляции одну на другую. Если икру перевозят при высоких температурах воздуха, вверху стопок ставят ящик с льдом для поддержания низкой температуры внутри ящика в пути.

Икру щуки рекомендуется перевозить на 9-й день после оплодотворения или за 6 дней до выклева личинок, когда чувствительность ее к механическим повреждениям сильно уменьшается. На 1 см2рамки кладут 20 икринок. Икру можно транспортировать в течение 48–64 часов без отходов. Икра судака хорошо транспортируется в стадии подвижного эмбриона, а при более длительной транспортировке – на более ранних стадиях развития.

Перед отправкой икру промывают от осевшего ила, из нее удаляют икринки, покрытые сапролегнией. После этого рамки с икрой закрывают влажными марлевыми салфетками и стопками укладывают в транспортировочные ящики. Сверху стопок устанавливают лотки со льдом. Температура в ящиках при транспортировке поддерживается 8-10 °C, в отдельных случаях на непродолжительное время ее можно снизить до 5–6 °C. Общее время транспортировки может продолжаться до 64 часов.

Оплодотворенную икру лососевых перевозят на ранних стадиях развития и в стадии подвижного эмбриона. Первый период пониженной чувствительности икры форели продолжается 2–3 суток, а сиговых – до 7 суток. После этих сроков устойчивость икры снижается. Весной в период инкубации икра становится устойчивой к перевозкам в стадии подвижного эмбриона с появлением пигментации глаз. Эта устойчивость сохраняется до самого выхода личинок из икры. Наилучшие результаты перевозки оплодотворенной икры и последующие результаты ее доинкубации и выхода молоди достигаются в стадии подвижного эмбриона за 5–8 дней до выхода личинок из икры.

Для загрузки рамок с икрой рекомендуются мерки различной емкости. Эти мерки представляют собой кружки с сетчатым дном емкостью 0,5 и 1 л. В 1 л вмещается икры: ладожского сига – 50 тыс., чудского сига и байкальского омуля – по 60 тыс., волховского сига – 65 тыс., ладожского рипуса – 175 тыс., ряпушки – 240 тыс., пеляди– 150 тыс.

Для того чтобы избежать провеса дна рамок, в стопку сверху и снизу укладывают по одной рамке без икры дном вверх. Стопку завязывают бечевкой, помещают в контейнер и закрывают крышку. На крышке делают надпись: «Не переворачивать, не кантовать, живая икра».

Перевозить икру можно в самолетах, вагонах и багажом в пассажирских поездах. По прибытии на станцию назначения икру доставляют к водоемам. Если икру надо доставить к нескольким водоемам, ее перекладывают в изотермические чемоданы, в которых развозят по прудам и водохранилищам. Удобен для перевозок икры изотермический чемодан конструкции рыбовода П. Ф. Есипова. В чемодане можно перевозить 240 тыс. икринок рипуса или ряпушки, до 300 тыс. икринок пеляди, причем на каждой устанавливаемой в чемодане рамке помещается 10 тыс. оплодотворенных икринок.

При перевозке икры в вагоне чемодан ставят на пол. Открывать ящик в пути для добавления льда приходится лишь через 1–1,5 суток, причем добавлять лед следует утром.

Оплодотворенная икра растительноядных рыб имеет короткий инкубационный период, что исключает перевозку ее в оплодотворенном состоянии. На небольшие расстояния ее можно перевозить в неоплодотворенном состоянии, если весь путь можно проделать не более чем за 1,5 часа. Перевозят ее в эмалированных кюветах, в которых икру помещают в несколько слоев, кюветы устанавливают в изотермический ящик из пенопласта. Сверху кюветы на время транспортировки накрывают влажными марлевыми салфетками.

1.4 Перевозка личинок и мальков

Основным условием успешной транспортировки молоди являются наличие в воде достаточного количества кислорода во все время нахождения рыбы в пути.

Молодь всех рыб легко транспортировать в ранний период развития, когда она свободно плавает. При перевозке молоди после перехода на активное питание отходы ее в пути могут происходить не только от недостатка кислорода, но и от недостатка пищи. Поэтому при длительной перевозке (более 12 ч) молодь, перешедшую на активное питание, необходимо подкармливать яичным желтком, превращенным в суспензию.

В пути необходимо предохранять молодь от сильных встрясок, так как личинки с не полностью рассосавшимся желточным мешком очень нежны и легко повреждаются при сильном ударе или сотрясении. Поэтому при перевозке их в каннах или бидонах под брезентовый чан с водой в повозке или автомашине рекомендуется уложить солому, сено или мох.

Температура воды в транспортной посуде при перевозке должна быть такой же, как в водоеме, где молодь выращивалась. Резких колебаний температуры допускать нельзя, постепенное снижение или повышение допускается в пределах 3–5 °C. Мальков карповых рыб можно перевозить при температуре воды 10–12 °C.

При всех видах транспорта нельзя допускать повышения температуры воды выше 16 °C. Понижение температуры воды во всех случаях достигается внесением льда в сосуды.

Основным условием успешной транспортировки молоди являются наличие в воде достаточного количества кислорода во все время нахождения рыбы в пути.

Молодь всех рыб легко транспортировать в ранний период развития, когда она свободно плавает. При перевозке молоди после перехода на активное питание отходы ее в пути могут происходить не только от недостатка кислорода, но и от недостатка пищи. Поэтому при длительной перевозке (более 12 ч) молодь, перешедшую на активное питание, необходимо подкармливать яичным желтком, превращенным в суспензию.

В пути необходимо предохранять молодь от сильных встрясок, так как личинки с не полностью рассосавшимся желточным мешком очень нежны и легко повреждаются при сильном ударе или сотрясении. Поэтому при перевозке их в каннах или бидонах под брезентовый чан с водой в повозке или автомашине рекомендуется уложить солому, сено или мох.

Температура воды в транспортной посуде при перевозке должна быть такой же, как в водоеме, где молодь выращивалась. Резких колебаний температуры допускать нельзя, постепенное снижение или повышение допускается в пределах 3–5 °C. Мальков карповых рыб можно перевозить при температуре воды 10–12 °C.

При всех видах транспорта нельзя допускать повышения температуры воды выше 16 °C. Понижение температуры воды во всех случаях достигается внесением льда в сосуды.

1.5 Перевозка молоди внутри хозяйства

Перевозка молоди внутри хозяйства производится в живорыбной повозке, смонтированной на самоходном шасси или другом транспорте, удобном для перевозки на малые расстояния. Для этих целей изготовляют деревянный каркас небольшого чана, а затем из брезента сшивают садок. При этом в его нижней части пришивают рукав для выпуска личинок или малька в пруд. Садок плотно крепится за планку каркаса деревянной крышкой так, чтобы в процессе транспортировки не допускать расплескивания. Личинок выпускают в пруд через рукав, который развязывают и поднимают в самом начале выпуска на уровень воды в садке. К нему приставляют деревянный лоток, который вторым концом опущен в пруд. После этого рукав медленно, постепенно опускают вместе с лотком, по которому личинки вместе с водой выходят из садка. По окончании слива всей воды чан споласкивают водой, чтобы смыть оставшихся личинок и вновь заполняют водой из того пруда, который будет зарыбляться.

Для перевозки в небольших количествах молоди удобны молочные бидоны, которые в жаркую погоду для предохранения от перегрева устанавливают в брезентовый чан в повозке или автомашине. Постоянная температура в чанах поддерживается льдом. При перевозках молоди внутри хозяйства допускается плотность посадки до 100 шт. на 1 л. На дальние расстояния молодь карпа перевозят либо в брезентовых чанах на автомашине, либо в молочных бидонах, устанавливаемых в воду брезентового чана, с посадкой 50 личинок или мальков на 1 л.

На самолетах молодь карпа перевозят также в брезентовых чанах емкостью до 200 л или в полиэтиленовых пакетах. В чан для быстрой разгрузки вставляют марлевый садок. Перевозка молоди в самолетах на протяжении 3 часов пути без аэрации воды возможна при плотности посадки до 100 шт. на 1 л, в зависимости от возраста мальков, а при наличии компрессора с целью аэрации до 200 шт. на 1 л воды.

1.6 Перевозка мальков судака

Перевозка мальков судака на близкие расстояния возможна в той же транспортной посуде, что и для транспортировки молоди карпа. Так как молодь судака потребляет кислорода в 5 раз больше молоди карпа, плотность посадки молоди его при перевозке, соответственно, уменьшается.

Молочные бидоны после посадки в них личинок дополняются водой доверху, между крышкой бидона и его стенками закладывают двойной слой марли и наглухо закрывают. При температуре 2–4 °C личинки переносят перевозку в течение 1–2 часов – при плотности 4–6 шт. на 1 л.

Если весной личинок приходится перевозить при температуре наружного воздуха выше 8 °C, бидоны помещают или в брезентовый чан с водой, или в ящик, и обкладывают льдом. Горловины бидонов туго обтягивают марлей, но крышки лишь прикрывают сверху и не застегивают на зажимы. Загружать бидоны надо в кратчайший срок. На большие расстояния перевозку целесообразнее организовать на живорыбной машине, оборудованной компрессором.

Личинки сиговых можно перевозить на самолетах в каннах из оцинкованной жести или из органического стекла емкостью 38–40 л при постоянной аэрации воды продуванием воздуха. В этом случае плотность посадки уменьшают до 2–3 тыс. на 1 канну.

1.7 Перевозка личинок и мальков осетровых рыб

Перевозку личинок и мальков осетровых рыб рекомендуют в первые 2 дня после вылупления из икры до перехода на жаберное дыхание, так как при жаберном дыхании потребление кислорода значительно увеличивается. Успешная перевозка личинок возможна в том случае, если насыщение воды кислородом в пути не будет опускаться ниже 30 % нормального насыщения; при 15–20 % насыщения личинки гибнут.

Для кратковременных перевозок используют молочные бидоны, помещенные в воду брезентового чана автомашины.

Для перевозки личинок осетровых рыб на самолетах можно применять также полиэтиленовые пакеты и широкие канны из белой жести емкостью 15–20 л или более емкие канны из органического стекла.

При температуре воды 14–17 °C и постоянной ее аэрации воздухом плотность посадки в зависимости от массы личинок можно довести до 100–200 шт. на 1 л воды.

Перевозка личинок бестера, стерляди и рыб других видов массой 14 мг в каннах при беспрерывной аэрации воды проходит успешно при посадке 400 шт. на 1л воды. С целью уменьшения воды при перевозке личинок на большие расстояния могут быть использованы стеклянные колбы, в которые наливают слой воды в 3–4 см. Колбы размещают в ящике-чемодане в 2–3 яруса. В стенке ящика-чемодана делают отверстия диаметром 3–4 см против горлышка каждой колбы. Колбу (у дна) обертывают влажной марлей, что понижает температуру воды в колбах и служит прокладкой между ними. В колбы сажают до 10–15 личинок на каждые 10 см3воды, то еть плотность посадки в 10 раз больше, чем в каннах. В колбах можно также с успехом перевозить личинок карпа и других рыб.

Аэрация воды в колбах происходит за счет кислорода атмосферы, проникающего в воду при перемешивании ее личинками, которые все время находятся в движении.

В связи с тем, что биотехника выращивания гибридов осетровых в условиях прудовых хозяйств основана на получении рыбоводными заводами 30-40-дневных мальков массой около 3 г с последующей их перевозкой в рыбхозы на различные расстояния при минимальных потерях, возникает необходимость в разработке этих методов. На расстояния 300–400 км молодь осетровых можно перевозить в брезентовых чанах, установленных на машинах. Следует придерживаться плотности посадки до 10 тыс. мальков на 1 м3воды. При перевозке на более далекие расстояния в пути необходимо обновлять воду, улучшая ее качественное состояние. На расстояния 800-1000 км наиболее удобным транспортом является живорыбная машина. Цистерна ее вмещает 3 м3воды, в которую можно размещать до 30 тыс. шт. мальков. При длительности перевозки более 24 часов плотность посадки снижается до 20 и даже до 10 тыс. шт. на цистерну. Перед посадкой рыбы, ее заливают почти полностью, чтобы не травмировать.

На максимально дальние расстояния молодь гибрида целесообразно перевозить авиацией в полиэтиленовых пакетах с кислородом. В этом случае в 40-литровый пакет сажают 120–150 мальков и добавляют 20 л воды и 20 л кислорода. При перевозке по железным дорогам можно использовать также живорыбные вагоны, а при перевозках по воде – живорыбные прорези.

1.8 Перевозка личинок щуки

Личинок щуки рекомендуется перевозить в возрасте 10–14 суток, когда желточный мешок у них рассосется на 80–90 % и личинки начнут свободно плавать. При более ранней перевозке, когда желточный мешок рассосался только на 70 %, происходят большие потери.

Не рекомендуется перевозить молодь старше 20 дней, так как в этом возрасте мальки поедают друг друга. Для перевозки следует брать личинок одного дня выхода, не допуская смешивания разновозрастных личинок. Перевозить их рекомендуется в широких каннах емкостью 35–45 л при посадке 300–500 шт. на 1 л воды в зависимости от длительности транспортировки. При аэрации воды плотность посадки увеличивают. Счет личинок во время посадки в транспортную посуду проводится объемным способом или посредством счетного аппарата, применяемого для счета молоди форели. Наилучшая температура воды при перевозке 5–6 °C.

Аэрация воды в транспортной посуде производится посредством резиновых автокамер, в которые накачивают воздух до сильного растяжения воздухом посредством автомобильного насоса. Затем к вентилю камеры прикрепляют резиновую трубку. Эту трубку соединяют через стеклянные или металлические тройники с резиновыми короткими трубками, а последние – с обычными металлическими распылителями. Опущенные в воду распылители, пропуская через капилляры мелкие пузырьки воздуха, насыщают воду кислородом.

Чтобы уменьшить расход воздуха из камеры, в вентиль вставляют ниппель и завертывают его не до конца так, чтобы воздух поступал в распылители лишь в количестве, необходимом для обогащения воды кислородом. Если камеру обшить брезентовым чехлом, то давление в ней можно будет увеличить до 1,5–2 атм., что позволит более продолжительное время производить аэрацию воды без повторной подкачки. Чтобы насос каждый раз не отсоединять, его соединяют с баллоном через тройниковую трубку. Нужный поток воздуха можно получить, если на резиновую трубку надеть винтовой зажим и уменьшить им просвет в трубке.

При перевозке рыбы на автомашинах для аэрации воды во время остановок могут быть использованы запасные баллоны, применение которых при давлении 3–5 атм. позволяет обогащать воду кислородом атмосферы. Аэрация воды в несколько раз увеличивает нормы посадки и исключает необходимость в частом подкачивании воздуха в резервуары. Для аэрации кислородом можно использовать любые баллоны, снабженные редукторами, понижающими давление до 0,5 атм. на выходе. Для распыления кислорода могут быть использованы деревянные, стеклянные, керамические, пенопластовые и резиновые распылители.

Перевозка молоди в полиэтиленовых пакетах наиболее экономична по сравнению с другой транспортной посудой. Пакеты емкостью 30–40 л изготовляются из пленки толщиной 0,048-1 мм, выпускаемой промышленностью в виде рукавов шириной от 244 до 1120 мм.

При изготовлении пакетов берут отрезок рукава необходимой длины, один конец продевают в резиновый шланг. Часть пленки, находящейся на конце шланга, поджигают, в этом случае конец рукава сплавляется, образуя пакет. Вместо резинового шланга можно использовать ленту для изоляции или лейкопластырь.

Чтобы сменить кислород, не вскрывая пакета, или проверить потребление молодью кислорода в воде, можно глухую пайку заменить резиновым шлангом с зажимом. Чтобы шланг при пайке не сжимался, в середину его вставляется металлическая или стеклянная трубка. Визготовленный пакет наливают определенное количество воды, сажают рыбу и пускают заранее рассчитанное количество кислорода из кислородной подушки или баллонов КБ-2. После наполнения пакета кислородом конец его завязывают хлопчатобумажной ниткой и укладывают в картонные коробки для перевозки. В таких пакетах успешно перевозили молодь амура и толстолобика при температуре воды 20–30 °C.

Однако не каждый вид молоди переносит перенасыщение воды кислородом, которое в пакетах достигает 200 % при слабом встряхивании на самолетах и до 300 % и более нормального насыщения при сильной тряске (на автомашине).

Следует также иметь в виду, что содержание кислорода в воде во время перевозок резко меняется в зависимости от температуры воды, соотношения воды и кислорода, механических воздействий и др. Отрицательное влияние на молодь может оказать повышенное содержание кислорода в воде при высоких температурах; поэтому при перевозке следует тщательно учитывать условия и особенности биологии перевозимых рыб.

1.9 Перевозка сеголетков, годовиков и взрослой рыбы

Возраст рыбы имеет при перевозках большое значение: взрослая рыба может переносить длительную перевозку и при более плотной посадке, чем годовики и молодь. Рыба, предварительно выдержанная в чистой воде, также лучше переносит перевозку. Поэтому при перевозке рыбы на расстоянии свыше 5–6 часов пути рекомендуется выдерживать ее 10–12 часов перед перевозкой в чистой воде. Чем дольше рыба находится в пути, тем меньше ее следует сажать в транспортную посуду на единицу объема воды.

Внутри хозяйства при низкой температуре воды рыбопосадочный материал перевозят при соотношении воды к рыбе 1:3, а товарную рыбу – при соотношении 1:2 и даже 1:1. При дальних перевозках рыбопосадочного материала плотность посадки в зависимости от расстояния снижается до 1:4, а товарной рыбы в зависимости от вида и расстояния – до 1:3.

Чтобы избежать перевалок сеголетков и годовиков во время транспортировки, при взвешивании, обработке в профилактических растворах рекомендуется перевозить рыбу в живорыбных машинах, в сетчатых контейнерах. Помещенных в эти контейнеры сеголетков или годовиков транспортируют, взвешивают, обрабатывают в солевых ваннах и промывают в чистой воде, а затем выпускают в пруд на зимование или нагул. При таком методе работы рыбу ловят сачками лишь один раз вместо 2–3. Производительность труда повышается в 3–5 раз. Этот метод под названием контейнерной перевозки в настоящее время широко внедряется в практику с использованием контейнеров и емкостей из самого современного материала (стеклопластик, пластмасса и пр.).

Перевозка сеголетков и годовиков и пропуск их через профилактические ванны без перевалок возможны и в живорыбных повозках. Сеголетков или годовиков вылавливают из рыбоуловителя и помещают в специальные корзины, обшитые внутри мягкой резиной или пластмассой, с дном из деревянных планок. Рыбу вместе с тарой взвешивают и выпускают в чан живорыбной повозки, а из него через рукав – в пруд.

В некоторых хозяйствах рыбу перевозят в брезентовом чане. Выпускают рыб в водоем или садок через рукав, опускаемый в брезентовый желоб.

На живорыбных базах и в крупных рыбхозах для перевозки рыбы применяют специальные живорыбные машины, которые имеют существенные преимущества перед другим видом транспорта.

В задней стенке цистерны имеется отверстие диаметром 250 мм, к которому присоединен специальный шланг для выгрузки сеголетков или годовиков непосредственно в пруд. Заполняется водой за счет вакуума, создаваемого внутри трубопровода. Вода может насыщаться кислородом путем компрессии воздуха, а воздух можно подогревать или охлаждать в специальном устройстве. Массу рыбы, загруженной в цистерну, определяют по объему вытесненной воды, для чего в задней стенке установлен указатель уровня воды. Общий объем – 3 м3. Загружаться машина может пневмотранспортом, ленточным транспортером или другими способами, обеспечивающими предохранение рыбы от травмирования.

При перевозке рыбы на автомашине вместо бочек следует применять брезентовые чаны. Чан привязывают шнуром к деревянным решеткам, установленным в кузове и скрепленным по углам внизу и сверху шнуром.

Для повышения производительности труда, сокращения простоя автомашин нами предложен новый способ перевозки рыбы в сетчатой таре (контейнер), опускаемой в брезентовый чан автомашины. При этом способе лов рыбы сачками применяют только при вылове ее из садка. Садки устанавливают в железную сварную раму из уголкового железа, которая хорошо укрепляется на бортах деревянных решеток, являющихся опорой для брезентового чана. Рыбу, погруженную в сетчатые садки, взвешивают и подают в машину простым краном. По приезде на место сетчатые садки постепенно выбирают и переносят в аквариумы магазина.

Успешность перевозки живой рыбы в вагонах зависит от температуры воды, концентрации в ней кислорода, вида рыбы и продолжительности перевозки. Поэтому необходимо стремиться к перевозке рыбы в наилучших для растворимости кислорода условиях и при меньшем потреблении его при допустимых для данного вида рыбы температурах воды и ее норме для рыбы.

При перевозках рыбы в живорыбных вагонах происходит естественная убыль массы рыбы; наибольшее снижение массы отмечается в первые сутки нахождения в пути. Изменение массы рыбы происходит вследствие потери влаги организмом. Нормы естественной убыли массы рыбы при перевозках приняты в пределах 1–5,5 % в зависимости от вида рыбы и времени перевозки.

1.10 Перевозка рыбопосадочного материала в самолетах

Рыбопосадочный материал карпа, карася и других рыб перевозят на самолетах в брезентовых чанах, что более удобно и экономично, чем транспортировка в специальных ящиках без воды. Очень важно, чтобы перевозимая рыба не испытывала резких колебаний температуры воды. С этой целью рыба, предназначенная к перевозке, за 4–6 часов отсаживается в проточный бассейн, в котором при помощи льда температуру воды постепенно снижают до 12 °C. По прибытии самолета чан промывают, наливают хорошо аэрированной водой и производят посадку рыбы. После окончания посадки в сосуд кладется лед с расчетом понижения температуры воды до 8-10 °C. Для охлаждения 1 л воды на 1 °C необходимо 12,5 г льда. Необходимо также учитывать, что тающий лед обогащает воду кислородом – он содержит 10,2 мл кислорода на 1 кг.

По прибытии самолета к месту назначения рыбу вместе с водой разгружают в живорыбную машину, рассчитывая таким образом, чтобы температура воды в ней была не выше 12–14 °C. Из машины рыбу выпускают в зарыбляемый водоем.

Значительно увеличилась возможность перевозки рыбы с появлением в авиации вертолетов. Преимущества вертолета заключаются в том, что для него не нужна посадочная площадка, он может опуститься в любом месте, даже на плотине пруда. При таком способе перевозки рыба не истощается, отходов при перевозке не бывает.

В кабине вертолета в деревянный станок помещают брезентовый чан (170x160x130 см) строго в габаритах центра тяжести вертолета. Для устойчивости чан крепят к полу и потолку кабины проволочными растяжками. Для охлаждения воды можно брать лед, который помещается на сетное полотно, натянутое поверх чана.

1.11 Перевозка живой рыбы по воде в прорезях

Перевозка рыбы по воде в прорезях является самым простым, надежным и дешевым видом транспорта, обеспечивающим доставку рыбы на значительные расстояния без потерь.

Перевозят рыбу в несамоходных и самоходных баржах. Самыми удобными для перевозки являются прорези типа астраханских. Они имеют помещение для приемки рыбы, носовые и кормовые кингстоны для регулировки затопления, закрытый передний люк для посола свежей рыбы, руль («навесь»), обеспечивающий хорошую маневренность судна. Длина прорезей-живорыбниц по килю – от 9 до 10,5 м, ширина – 3–3,5 м, осадка – 0,6–0,75 м. Объем воды колеблется от 7 до 9 м3в зависимости от загрузки кингстонов. Средний объем из-за мелководья и для облегчения буксировки составляет 8 м3. Живорыбное отделение для удобства обслуживания, перевозки различных пород рыбы и сортировки разделено на три отделения.

При перевозке годовиков карпа или сазана в каждое отделение вкладываются деревянные садки из досок, обшитых дранкой, или дель с ячеей 6–8 мм. Края дели крепят к бортам прорези, дель набирается со слабиной, а в середине притапливается каким-либо грузом. Садки или выстилка делью предотвращают уход мелкой рыбы в отверстия прорези и значительно улучшают процессы разгрузки.

Нормы посадки рыбы зависят от длительности перевозок, температуры воды и сезона перевозок.

1.12 Безводная перевозка живой рыбы

Первые безводные перевозки на самолете проведены в 1933 г. Проведенные опыты показали возможность транспортировки товарной рыбы без воды в течение 3–4 часов. Для транспортировки живого карпа, карася, линя, щуки, сома без воды из рыбоводных хозяйств, из живорыбных вагонов или городских садков в магазины рекомендуется использовать автомашины.

В специальные рамы кузова установлены 6 бочек для льдосолевого охлаждения воздуха.

При круглогодичном использовании этих машин для безводных перевозок живой рыбы рекомендуется:

а) установить подвесной (съемный) бак из белой нержавеющей жести емкостью 15–20 л с краном и отводящим распылителем для периодического увлажнения рыбы;

б) подвести от мотора газовое отепление кузова для повышения температуры воздуха до 1–3 °C в зимний период;

в) поставить в кузове передвижные закрепители из деревянных реек с металлическими зажимами для закрепления ящиков с рыбой.

В качестве тары для безводных перевозок живой рыбы можно использовать стандартные ящики из дюралюминия, используемые в торговой сети для перевозок рыбопродуктов и мяса. В ящик вмещается 20–22 кг живой рыбы. Для свободного стока воды и циркуляции воздуха в крышке, дне и боковых стенках ящиков надо сделать отверстия диаметром 10–12 мм с размещением их в шахматном порядке через 8-10 см.

Перед каждым рейсом за живой рыбой кузов машины и весь инвентарь необходимо тщательно промывать чистой водой. Рыбу размещают в ящиках в 2–3 слоя, взвешивают и погружают в кузов автомашины стойками, которые закрепляются зажимами. Наиболее благоприятны температуры воздуха для безводных перевозок живой рыбы 2-10 °C. При температурах наружного воздуха выше 10 °C, кроме льдосолевого охлаждения воздуха, в кузове рекомендуется устанавливать верхний ряд ящиков, заполненных дробленым льдом.

2. Заключение

Интенсификация рыбоводства, расширение видового разнообразия аквакультуры, трансформация технологического процесса выращивания обуславливают необходимость совершенствования средств и методов транспортирования рыб определенных видов и возраста, а также живой икры как внутри хозяйства, так и за его пределами. В технологическом процессе выращивания рыбы в прудовом хозяйстве предусмотрена перевозка рыбы разного возраста из одной категории прудов в другие. Товарная рыба в период ее выращивания в течение 2-3 лет подвергается 5-7 перевозкам. При закупке рыбопосадочного материала, ремонтного материала и производителей в племенных хозяйствах перевозку осуществляют в течение 2-3 суток. Процесс перевозки живой рыбы и икры является одним из сложных и ответственных в технологии выращивания, от которого во многом зависит успех отрасли. При перевозке живой рыбы из одного хозяйства в другое необходимо соблюдать следующие условия:

1.Получить разрешение ветеринарного надзора на право перевозки;

2.Подлежащую перевозке рыбу обработать дезинфицирующим раствором (солевым или аммиачным).

3.Запретить вывоз рыбы из хозяйств, неблагополучных по заболеваниям (краснуха, бранхиомикоз, фурункулез, вертеж лососевых, инфекционная анемия и дискокотилоз форели), рыбу, пораженную триходинозом, хилодонеллезом, дактиологирозом, допускать к перевозке после антипаразитарной обработки;

4.При обнаружении заболевания во время транспортирования доставленную рыбу поместить в изоляторные пруды для лечения или направить на обработку;

5.Запретить сбрасывать в водоемы воду, использованную для перевозки рыбы;

6.Перевозка будет более благополучной при предварительном выдерживании рыбы в течение 2-10 часов без кормления в чистой проточной воде. Истощенная, побитая и вялая рыба плохо переносит транспортирование. Состояние рыбы при перевозке зависит от качества и объема воды. Необходимо емкости заливать чистой, насыщенной кислородом водой, не содержащий вредных и ядовитых веществ, температурой, равной температуре воды водоема, где выращивалась рыба. Оптимальной температурой для перевозки большинства теплолюбивых рыб в летнее время является 10-12˚ С , холодолюбивых-6-8 ˚ С, а осеннее - весенний период - соответственно 5-6˚ и 3-5 ˚С.Рыба, перевозимая при более низкой температуре воды, потребляет меньше продуктов обмена, а соответственно ее можно перевозить при более высокой плотности посадки в емкостях. Потребление кислорода и возраста рыбы. Поэтому при перевозке рыбы важным показателем является соотношение между массой рыбы и объемом воды. Для замедления обменных процессов в организме рыб в период перевозки и увеличения плотности посадки чаще всего понижают температуру воды путем внесения льда. При использовании обычного льда приходится достаточно большой объем емкостей заполнять льдом, что экономически невыгодно. Разработан метод по использованию при перевозке рыбы сухого льда (твердого двуоксида углерода). Температура его таяния минус 79˚ С. Он переходит в газ, минуя жидкое состояние, что не требует увеличения объема контейнера. При добавлении к воде в соотношении 1:3 он оказывает на рыбу анестезирующее действие.

Список использованной литературы

1. “Ветеринарно-санитарная экспертиза пресноводной рыбы”, под ред. П.В. Миктюка, М, Агропромиздат, 1989.

2. Инструкция по ветеринарому надзору за перевозками живой рыбы, оплодотворённой икры, раков и других водных

3. “Справочное пособие по ветеринарно-санитарной экспертизе мясных, молочных, рыбных и растительных продуктов, меда и яиц”, Л.Л. Соловейчик, А.И. Басанец, М, Колос, 1976.

4. “Рыба и рыбные продукты. Рыба копченая, вяленая, сушеная. Рыбные консервы и пресервы. ГОСТ”, М, Агропромиздат, 1988.

5. http://www.mcxpx.ru/base_gvc/vetzac/document/419.html

6. Журнал Ветеринария № 11, 2008 г.

7. “Ветеринарно-санитарная экспертиза морской рыбы”, Н.А. Доронин, А.П. Доронина, М, Колос, 1999.

8. Издательство: Феникс. Харчук Ю. Разведение рыбы, раков и домашней птицы, 2007