Главная              Рефераты - Медицина

Медико-фармацевтические знания в цивилизациях Древнего и Античного мира - реферат

Министерство здравоохранения Российской Федерации

Московская Медицинская Академия им. И.М. Сеченова

Кафедра истории медицины и культурологии

Контрольная работа № 1

по истории фармации

Тема: «Медико-фармацевтические знания в цивилизациях Древнего и Античного мира».

Работа выполнена

студенткой курса группы заочного отделения

факультета

2009

Тема: «Медико-фармацевтические знания в цивилизациях Древнего и Античного мира».

Вариант №1

1 Какими медицинскими и фармацевтическими знаниями обладали люди в доисторический период? Приведите факты, подтверждающие Ваше мнение.

Принято считать, что на грани раннего и позднего палеолита (40 000—35 000 лет назад) произошло пре­вращение «первобытного человеческого стада» в мате­ринский род. Во многих случаях род оставался мате­ринским вплоть до отделения семьи, накопления бо­гатств и возникновения отцовского рода. В связи с этим ряд исследователей выделяют два главных этапа в эво­люции первобытного строя — матриархат и патриархат. Матриархат как этап развития первобытного общест­ва характеризуется прежде всего тем, что во главе рода стоит женщина. Этот период развития характерен еще и тем, что основным способом поддержания существова­ния человека было «собирательство даров природы — плодов, корней, трав. Подтверждением того, что человек на протяжении тысячелетий питался растениями, слу­жат находки антропологов в местах стоянок первобыт­ного человека в Западной Европе. В Неандертале были найдены черепа людей, названных впоследствии неандер­тальцами. При тщательном изучении этих черепов уче­ные обратили внимание на массивность зубов и стер­тость коронок, что свидетельствует о длительном употреблении растительной пищи. Очевид­но, что именно на этом этапе люди имели возможность непосредственно определить питательные и лечебные свойства ряда растений.

Большинство ученых считают, что уже в эпоху ма­триархата эмпирическим путем были обнаружены пер­вые растения, обладающие лечебными свойствами, та­кие, как болеутоляющие (беладонна), наркотические (мак, табак, индейская конопля), сокогонные (полынь), тонизирующие (женьшень). Подробных данных о первых женщинах-врачевателях история не сохранила. Однако народный эпос из глуби­ны веков донес до нас имена врачеватель»ни, живших в эпоху матриархата: в Египте — Могучая Полидамна, в Чехии —Мудрая Каза, в Колхиде —Медея. Наряду с именами в легендах в древнейших памятниках пись­менности также сохранились имена женщин-врачей, живших в эпоху первобытного строя. Так. в «Илиаде» Гомер называет светлокудрую Агамеду, знав­шую все целебные травы, «сколько земля их рождает?. .Можно утверждать, что накапливавшийся в период матриархата врачебный опыт лег в основу медицинских знаний, которые человечество обрело гораздо позднее.

В процессе развития матриархата первобытные люди были подвержены различным заболеваниям. Об этом свидетельствуют многочисленные находки антропологов. Костные останки несут на себе следы рахита, туберку­леза, травм, анкилозов и др. Первобытные люди чаще страдали от голода, инфекционных болезней, что подтверждается данными . Вместе с тем не установлено достоверных данных о характере и уровне медицинской помощи в этот период. На позднем этапе первобытного общества главной экономической единицей становится община. В ряде мест внутри родового строя формировались большие семьи, племена. Ведущим видом деятельности человека становится охота, в том числе коллективная, на круп­ного зверя. Для неандертальцев и кроманьонцев (40 000—35 000 лет до н. э.) охота — главный источник существования. Первоначально при обработке камня появились скребло, остроконечник. В позднем палеоли­те были созданы такие орудия труда, как резцы, тесла, ножи, пилки, копья, дротики, гарпуны.

Переход первобытного человека к охоте, а затем к рыболовству как главному источнику существования имел немаловажное значение для расширения познаний в области медицины. Тот факт, что человек наряду с растительной стал употреблять и животную пишу, спо­собствовал установлению целебных свойств некоторых органов и тканей животных (печень, жиры. кровь).

В период перехода к охотничьему хозяйству измени­лось и мировоззрение людей. Первобытный охотник ра­но стал понимать, что животные являются основный источником его существования. Многие племена считали то или иное животное своим родоначальником, охрани­телем здоровья. У многих племен бытовало слово «то­тем», что означает «мой род». Отсюда культовое живот­ное (лат. animal) стали называть тотемным животным, а мировоззрение людей анималистическим. В Север­ной Африке культовым животным являлся буйвол, в Греции — козел, в Сибири — медведь, на территорий Индии — корова, у славянских племен—дикий кабан и др. Охотники у некоторых племен делали амулеты (из камня, дерева, кости), изображая культовых животных, и носили их с собой. Считалось, что амулет защищает от опасности и сохраняет здоровье. Даже в более поздние времена в Древней Руси в качестве амулета женщины носили «змеевик» («оберег от всех болез­ней»).

Длительное время первобытный человек в лечебных целях использовал кровь, золу, животный жир, печень, шкуру животного. В эпоху матриархата накапливался опыт лечения теми или иными лекарственными средствами растительного и животного происхождения, закла­дывались основы народной медицины.

Эпоха патриархата наступила в период позднего па­леолита и в мезолите. Для этой эпохи характерны раз­витие очагов земледелия, активная охота, одомашнива­ние животных. В эпоху патриархата изготовление из самородных ме­таллов орудий труда и предметов домашнего обихода (ножи, скальпели) нашло применение в первой хирур­гической практике. Развитие гончарного производства привело к изготовлению глиняной посуды, в которой можно было варить не только пишу, но и лечебные снадобья.

В период пастушества был открыт ряд растений, об­ладающих лечебными свойствами. По преданию, пастух Мелампий у животных подметил послабляющее дейст­вие трав чемерицы. Пастух Хирон установил, что у жи­вотных раны заживают быстрее после поедания ими листьев и ветвей золототысячника. Очевидно, пастухи оказывали хирургическую помощь животным при трав­мах и переломах конечностей.

  1. Какие общие закономерности можно выделить в процессе развития медицины и фармации в древних цивилизациях?

Во всех без исключения цивилизациях древности господствовала идея пантеизма (обожествления природы) и политеизма. Идеология политеизма, рассматривавшая пантеон богов как целостную систему, и идея всеобщей одушевленности материи (гилозоизм) послужили основой для натурфилософских и космогонических теорий древности, исходящих из представлений о единстве мира, возникшего и существующего в результате взаимодействия ограниченного числа противоборствующих стихий или элементов. На основании этих представлений развилось гуморальное учение о четырех соках организма, которые находятся в постоянном движении, то борясь, то поддерживая друг друга, и от характера смешения которых зависят состояния здоровья и болезни. Стихийный материализм и диалектические идеи, содержащиеся в космогонических теориях древнегреческих философов, определили гилозоистическую направленность древних медицинских школ, их представления о целостности организма, учение об этиологии, основанное на признании причиной болезни нарушение гармонии космических стихий в организме.

  1. Почему, с Вашей точки зрения, зарождение науки произошло в Древней Греции? Найдите не менее трех причин.

Формирование отдельных научных знаний и методов связывают с тем культурным переворотом, который произошел в Древней Греции. Что послужило причиной культурного переворота – это по сей день предмет дискуссий историков. По мнению М. К. Петрова, такой причиной стал приморский характер греческой цивилизации, проще говоря - пиратский корабль. Древневосточные цивилизации Египта, Междуречья, Индии и Китая были континентально-речными и, следовательно, защищенными от угрозы с моря. Для греков же как для людей, живущих на морском берегу, всегда существует угроза с моря, поэтому гончар, плотник обязательно должен быть еще и воином. Но и пираты на корабле - это тоже бывшие гончары и плотники. Следовательно, возникает настоятельная необходимость совмещения профессий. А защищаться и нападать можно только сообща, значит, необходима интеграция, которая гибельна для профессионально дифференцированного традиционного общества. Это означает и возрастание роли слова, подчиненность ему (одни решают, другие исполняют), что впоследствии приводит к осознанию роли закона (номоса) в жизни общества, равенства всех перед ним. Закон выступает и как знание для всех. Систематизация законов, устранение в них противоречий - это уже рациональная деятельность, опирающаяся на логику. Это – первая причина того, что наука зародилась именно в Греции.

Вторая причина – демократически-полисный характер греческой цивилизации. Около V в. до н. э. усиливаются демократические тенденции в жизни греческого общества, приводящие к критике аристократической системы ценностей. В это время в социуме стали стимулироваться творческие задатки индивидуумов, даже если сначала плоды их деятельности были практически бесполезны. Стимулируются публичные споры по проблемам, не имеющим никакого прямого отношения к обыденным интересам спорящих, что способствовало развитию критичности, без которой немыслимо научное познание. В отличие от Востока, где бурно развивалась техника счета для практических, хозяйственных нужд, в Греции начала формироваться "наука доказывающая", логическое или математическое доказательство лежит в основе труда любого греческого ученого.

Третья причина – космоцентризм, лежащий в основе греческой цивилизации и греческой культуры. Для создания моделей Космоса нужен был достаточно развитый математический аппарат. Важнейшей вехой на пути создания математики как теоретической науки были работы пифагорейской школы. Ею была создана картина мира, которая хотя и включала мифологические элементы, но по основным своим компонентам была уже философско-рациональным образом мироздания. В основе этой картины лежал принцип: началом всего является число. Пифагорейцы считали числовые отношения ключом к пониманию мироустройства. И это создавало особые предпосылки для возникновения теоретического уровня математики. Задачей становилось изучение чисел и их отношений не просто как моделей тех или иных практических ситуаций, а самих по себе, безотносительно к практическому применению. Ведь познание свойств и отношений чисел теперь мыслилось как познание начал и гармонии Космоса. Числа представали как особые объекты, которые нужно постигать разумом, изучать их свойства и связи, а затем уже, исходя из знаний об этих свойствах и связях, объяснять наблюдаемые явления.

Именно эта установка характеризует переход от чисто эмпирического познания количественных отношений (привязанного к наличному опыту) к теоретическому исследованию, которое, оперируя абстракциями и создавая на основе ранее полученных абстракций новые, осуществляет прорыв к новым формам опыта, открывая неизвестные ранее вещи, их свойства и отношения. Так возникла математика, которая и доныне является универсальным «смысловым языком» науки, поскольку, по меткому выражению Канта, в каждой науке есть ровно столько науки, сколько в ней есть математики.

4. В чем заключаются сходство и различия между наукой Греции классического и эллинистического периодов? Ответ представьте в виде таблицы

Характеристика

Черты сходства

Черты различия

Греция

Эллинистические государства

Древнегреческая наука дала первые описания закономерностей природы, общества и мышления, которые были во многом несовершенны, но сыграли выдающуюся роль в истории культуры; они ввели в практику мыслительной деятельности систему абстрактных понятий, относящихся к миру в целом, превратили в устойчивую традицию поиск объективных, естественных законов мироздания и заложили основы доказательного способа изложения материала, что составило важнейшую черту науки. Эллинистический период древнегреческой науки ознаменовался созданием первых теоретических систем в области геометрии (Евклид), механики (Архимед), астрономии (Птолемей).

Философия и специализированные науки как в классическую (VI –IV вв. до н. э.), так и в эллинистическую (IV – I вв. до н. э. – ранний эллинизм, I – V вв. н. э. – поздний эллинизм) образовывали единый, целостный универсум знания; каждая наука была частью общефилософского учения о природе.

В VI и V вв. до н.э. философия еще не существовала отдельно от специальных видов знания. Поэтому в классическое время каждый крупный мыслитель (Пифагор, Анаксагор, Демокрит, Платон, Аристотель и др.) занимался по преимуществу философией, конкретные науки рассматривались лишь как ответвления последней.

В эллинистическое время наблюдается дифференциация и специализация научных дисциплин. Математика и механика, астрономия и география, медицина и ботаника, филология и история стали рассматриваться как особые научные специальности, имеющие свою специфическую проблематику, свои методы исследования, собственные перспективы развития.

  1. Каковы различия в учении о первоэлементах в цивилизациях Средиземноморья и Древнего Востока?

Натурфилософия европейской античности говорила о четырех первоэлементах — земле, воде, воздухе и огне. Иногда к ним прибавляли пятый принцип — эфир, или слой атмосферы, ближайший к земле. В древнегреческой и древнеримской медицине эти четыре первоэлемента соотносились с четырьмя человеческими темпераментами: земля — с меланхоликами, вода — с флегматиками, воздух — с сангвиниками, огонь — с холериками. Далее этой известной теории Гиппократа-Галена влияние учения о космических первоэлементах на медицину древних Греции и Рима почти не распространялось. В целом это учение для европейской Античности было более достоянием медицинской теории, нежели практики.

В странах древнего Востока теория пяти элементов оказала гораздо большее влияние на медицинскую практику.В китайской традиции известно пять первопринципов: к земле, воде и огню добавляются дерево и металл; вода — это глубина, север и зима; огонь — высота, юг, лето; дерево — восток, весна; металл — запад, осень; земля — центр, посредник между остальными элементами. Огонь и дерево олицетворяют мужское начало Ян, земля и вода — женское начало Инь. Пять первоначал — исходные элементы циклического китайского календаря, в котором существовали благоприятные и неблагоприятные дни для использования определённых методов лечения болезней. Шестидесятилетний цикл этого древнего календаря до сих пор принят у многих народов Востока. Каждый год в нем получает наименование по одному из 12 животных: мыши, вола, тигра, зайца, дракона, змеи, лошади, овцы, обезьяны, петуха, собаки и свиньи. Кроме того, учитывается цветовая символика пяти стихий. Поэтому, например, мы говорим: «год черной лошади», «год белого дракона». Вся система взимосвязей человека и Вселенной, учитывалась китайскими врачами при назначении методов лечения болезней и изготовлении лекарств. Большую роль при этом играла система магических чисел, особое место среди которых принадлежит числу 5. Пяти стихиям соответствовало учение о пяти категориях человеческого характера, о пяти темпераментах. Силу и здоровье человека питали пять растений: рис, просо, ячмень, пшеница и соевые бобы. Движения китайской гимнастики уподоблялись «играм пяти животных» — льва, оленя, медведя, обезьяны и птицы. Рецепты препаратов из лекарственных растений составлялись таким образом, чтобы в них достигалось правильное сочетание пяти вкусов. Китайский лимонник назывался «плодом пяти вкусов» и почитался врачами именно за то, что все вкусы содержатся в плодах этого растения: кожица его сладкая, мякоть кислая, семена горькие и терпкие, а настойка из них имеет солоноватый вкус.

Согласно древнеиндийским натурфилософским представлениям, в человеческом теле первоэлементы проявляют себя как три базовых принципа или главных элемента, которыми и определяются все функции организма: Вата (ветер), Питта (желчь) и Капха (слизь). При каких-либо нарушениях в действии Ветра, Желчи и Слизи наступает заболевание. Врачеватели древней Индии производили ампутации конечностей, лапаротомии, камнесечения, грыжесечения, пластические операции. Применялись следующие способы терапии: 1) лекарственное лечение; 2) физические методы лечения (иглоукалывание, прижигание, компресс, массаж и т.д.); 3) лечение питанием; 4) духовное лечение; 5) лечение образом жизни.

Список использованной литературы

  1. Заблудовский П.Е История медицины. М.: Медицина, 1998
  2. Сорокина Т. С. История медицины. М.: Академия, 2009