Главная              Рефераты - Медицина

Рабочая программа по дисциплине сестринское дело в гериатрии - реферат

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

« Казанский государственный медицинский университет Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»

«УТВЕРЖДАЮ»

Председатель ЦКМС

проректор по учебной работе

профессор А.С.Созинов

_______________________

«___»_____________2006 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО В ГЕРИАТРИИ

для специальности 060109«Сестринское дело»

Факультет МВСО

Кафедра внутренних болезней № 2

Форма обучения заочная

Курс V

Семестр IX-X

Лекции: I Х сем. (6 ч.), X сем. (4 ч.)

Практические занятия: I Х сем. (8 ч.), Х сем. (8 ч.)

Самостоятельная работа: 42 ч.

Зачет: Х сем.

Всего часов: 68

Казань 2006 г.

Рабочая программа составлена с учетом требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 060109 "Сестринское дело" в соответствии с учебным планом и на основании типовой программы по дисциплине, утвержденной руководителем Департамента научно-исследовательских и образовательных медицинских учреждений В.И.Сергиенко 28 декабря 1998 г.

Разработчики программы зав. кафедрой внутренних болезней № 2, д.м.н. проф._______________ И.А.Латфуллин,

доцент кафедры внутренних болезней № 2 ______________Р.И.Ахмерова

Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры
внутренних болезней № 2 " ___" _______________2006 г.

Заведующий кафедрой профессор _________________ И. А.Латфуллин

Рабочая программа рассмотрена и утверждена на заседании ПМК по терапевтическим дисциплинам«___» ________________2006 г.

Председатель ПМК профессор______________________ В.Н.Ослопов

«СОГЛАСОВАНО»

Председатель ПМК по организации сестринского дела ______________________

профессор Ш.М.Вахитов

1. ВВЕДЕНИЕ

Целью профессиональной деятельности выпускника по специальности 040600 – «Сестринское дело» является обеспечение эффективной сестринской помощи населению путем совершенствования профессиональной сестринской практики, квалифицированной подготовки и рационального управления сестринским персоналом.

В соответствии с государственным образовательным стандартом подготовка специалистов с высшим сестринским образованием по клиническим сестринским дисциплинам направлена на обучение их технологии организации сестринской помощи при наиболее часто встречающихся заболеваниях в лечебно-профилактических учреждениях различного уровня и профиля, а также на самостоятельное планирование и обеспечение этими специалистами педагогического процесса, связанного с подготовкой и переподготовкой определенных категорий медицинского персонала.

Приоритетным являются вопросы оказания медико-социальной помощи лицам старших возрастных групп. Это обусловлено тем, что последние десятилетия нашего века характеризуются неуклонным ростом населения пожилого и старческого возраста как в России, так и во многих странах мира. Это потребовало уже сегодня организационных форм медицинской помощи – создания амбулаторных и стационарных гериатрических центров, отделений и больниц сестринского ухода, развертывания сети стационаров на дому.

Новые специалисты сестринского дела должны уметь сотрудничать не только со старым человеком, но и социальными службами, представителями организаций и служб, чтобы обеспечить не просто биологическое существование пожилых людей, а сделать последний этап их жизни достойным для человека.

В соответствии с этим в результате прохождения цикла по сестринскому делу в гериатрии выпускники факультета высшего сестринского образования должны ЗНАТЬ :

- принципы организации гериатрической помощи;

- особенности организации и работы сестринской службы в гериатрии;

- принципы и особенности организации работы подразделений гериатрической помощи (амбулаторной и стационарной);

- нормативные документы всех уровней, регламентирующих работу гериатрической службы;

- отчетную документацию гериатрических подразделений;

- особенности медико-социального обслуживания лиц пожилого и старческого возраста;

- основные теории и механизмы старения, проблемы старения, старости, долголетия;

- основные методы определения биологического возраста человека;

- основные причины и факторы риска преждевременного старения;

- особенности состояния здоровья лиц пожилого и старческого возраста;

- причины обострений, ухудшения течения наиболее распространенных заболеваний, травматизма у лиц пожилого и старческого возраста. Основные признаки ухудшения состояния;

- особенности реакций на болезнь, стресс у лиц пожилого и старческого возраста;

- наиболее распространенные синдромы в гериатрической практике;

- особенности проявления и течения наиболее распространенных заболеваний сердечно-сосудистой системы;

- особенности проявления и течения наиболее распространенных заболеваний дыхательной системы;

- особенности проявления и течения наиболее распространенных заболеваний органов пищеварения;

- особенности проявления и течения наиболее распространенных заболеваний почек и мочевыделительной системы;

- особенности проявления и течения заболеваний кроветворной и эндокринной системы;

- особенности проявления и течения заболеваний костно-мышечной системы;

- особенности проявления и течения нервно-психических расстройств;

- основные принципы лекарственной терапии, нефармакологических методов лечения, питания и реабилитации. Опасность развития побочных эффектов лекарств, меры их предупреждения;

- наиболее часто встречающиеся неотложные состояния, особенности их проявлений и принципы оказания неотложной помощи;

- настоящие и потенциальные проблемы лиц пожилого и старческого возраста, их семьи;

- принципы реабилитации, психологической поддержки;

- основные задачи сестринской службы, сестринского ухода при решении проблем гериатрических пациентов.

В результате выполнения программы цикла выпускник МВСО должен УМЕТЬ:

- использовать принципы медицинской этики и деонтологии при работе с лицами пожилого и старческого возраста;

- провести сбор информации, используя опрос, осмотр, пальпацию и аускультацию и оценить состояние пациента. Определить наличие признаков, свидетельствующих о дестабилизации его состояния;

- определить реакцию человека пожилого и старческого возраста: на изменение окружающей среды, болезнь;

- оценить факторы окружающей среды, выявить факторы риска прогрессирования старения и ухудшения течения заболеваний;

- определить настоящие и приоритетные проблемы. Установить их приоритетность;

- на основании собранной информации, определения реакции на факторы среды и болезнь, выявленные проблемы сформулировать сестринский диагноз;

- сформулировать задачи ухода и составить план выполнения с учетом лечения, назначенного врачом;

- провести оценку достигнутых результатов;

- проводить обучение пациента, родственников приемам само- и взаимопомощи с учетом настоящих и потенциальных проблем;

- определить участников медико-психологической и социальной помощи и учесть взаимодействие с ним и при составлении и выполнении плана сестринской помощи;

- составить план занятий со средним медицинским персоналом с учетом наиболее значимых проблем гериатрических пациентов.

БЫТЬ ОЗНАКОМЛЕННЫМИ:

- с современными достижениями в области изучаемой клинической сестринской дисциплины;

- с методикой проведения научной работы по проблемам организации, лечебно-диагностической помощи, реабилитации и профилактики различных заболеваний в области изучаемой клинической дисциплины.

Сегодня клиническая сестринская подготовка должна соответствовать новым задачам, стоящим перед современным здравоохранением:

- развитию первичной медико-санитарной помощи, направленной на профилактику заболеваний и укрепление здоровья, гигиеническое обучение и воспитание населения;

- пересмотру деятельности лечебно-профилактических учреждений, направленных на сокращение сроков пребывания в стационаре;

- увеличению объема реабилитационных мероприятий;

- формированию больниц/отделений с различной интенсивностью лечения и ухода;

- внедрению хосписов и оказанию паллиативной помощи умирающим.

2. Содержание дисциплины

2.1. Тематический план лекций для студентов V курса заочного отделения факультета МВСО

№ n/n Наименование разделов и тем Лекции

1.

Гериатрия как клиническая дисциплина. Геронтология как комплекс естественных наук о старении, ее интеграция с социологией, биологией, экономикой и психологией. Проблемы старения, старости, долголетия. Вопросы медицинской этики и деонтологии в гериатрии.

2

Организация гериатрической помощи в России. Законодательно-правовые документы. Структура, организация работы и оснащение подразделений гериатрической помощи. Фор-мы учетно-отчетной документации. Задачи сестринской службы.
2. Особенности реакций на болезнь, стресс у лиц пожилого и старческого возраста. Основные потребности и проблемы лиц пожилого и старческого возраста. Особенности общения, сбора информации и выполнения этапов сестринского процесса. Основные принципы 4
лекарственной терапии, нефармакологических методов лечения, питания и реабилитации больных пожилого и старческого возраста. Задачи медицинской сестры и сестринской службы

3.

Старение и болезни сердечно-сосудистой системы. Особенности течения заболеваний сердечно-сосудистой системы в пожилом возрасте. Проблемы пациентов и семьи. Задачи медицинской сестры и сестринской службы.

2

Старение и болезни дыхательной системы. Особенности течения заболеваний дыхательной системы в пожилом и старческом возрасте. Проблемы пациентов и семьи. Задачи медицинской сестры и сестринской службы.
№ n/n Наименование разделов и тем Лекции
4. Старение и болезни органов пищеварения в пожилом и старческом возрасте. Проблемы пациентов и семьи. Задачи медицинской сестры и сестринской службы 2
Старение и болезни мочевыделительной системы. Проблемы пациентов и семьи. Задачи медицинской сестры и сестринской службы
Старение и болезни опорно-двигательного аппарата, эндокринной системы и крови. Проблемы пациентов и семьи. Задачи медицинской сестры и сестринской службы
Старение и нервно-психические расстройства. Проблемы пациентов и семьи. Задачи медицинской сестры и сестринской службы
ИТОГО 10

2.2. Наименование тем практических занятий

№ n/n Наименование разделов и тем Практичес-кие занятия

1.

Гериатрия как клиническая дисциплина. Геронтология как комплекс естественных наук о старении, ее интеграция с социологией, биологией, экономикой и психологией. Проблемы старения, старости, долголетия. Вопросы медицинской этики и деонтологии в гериатрии. 2
2. Организация гериатрической помощи в России. Законодательно-правовые документы. Структура, организация работы и оснащение подразделений гериатрической помощи. Формы учетно-отчетной документации. Задачи сестринской службы. 2
3. Особенности реакций на болезнь, стресс у лиц пожилого и старческого возраста. Основные потребности и проблемы лиц пожилого и старческого возраста. Особенности общения, сбора информации и выполнения этапов сестринского процесса. Основные принципы 2
4. лекарственной терапии, нефармакологических методов лечения, питания и реабилитации больных пожилого и старческого возраста. Задачи медицинской сестры и сестринской службы 2

5.

Старение и болезни сердечно-сосудистой системы. Особенности течения заболеваний сердечно-сосудистой системы в пожилом возрасте. Проблемы пациентов и семьи. Задачи медицинской сестры и сестринской службы.

2

6. Старение и болезни дыхательной системы. Особенности течения заболеваний дыхательной системы в пожилом и старческом возрасте. Проблемы пациентов и семьи. Задачи медицинской сестры и сестринской службы. 2
7. Старение и болезни органов пищеварения в пожилом и старческом возрасте. Проблемы пациентов и семьи. Задачи медицинской сестры и сестринской службы 2
Старение и болезни мочевыделительной системы. Проблемы пациентов и семьи. Задачи медицинской сестры и сестринской службы

№ n/n Наименование разделов и тем Практичес-кие занятия
8. Старение и болезни опорно-двигательного аппарата, эндокринной системы и крови. Проблемы пациентов и семьи. Задачи медицинской сестры и сестринской службы 2
Старение и нервно-психические расстройства. Проблемы пациентов и семьи. Задачи медицинской сестры и сестринской службы
ИТОГО 16

2.3. Наименование тем для самостоятельной работы

№ п/п Название темы
1. Современная возрастная классификация, основные методы определения биологического возраста человека, факторы риска преждевременного старения, особенности состояния здоровья лиц пожилого и старческого возраста.
2. Основные законодательно-правовые документы, регламентирующие работу гериатрической службы и медико-социальной помощи лицам старших возрастных групп.
3. Особенности медико-социальной помощи, структура, организация работы и необходимое оснащение основных структурных подразделений гериатрической помощи. Основные формы учетно-отчетной документации.
4. Задачи сестринской службы и должностные обязанности старшей и главной медицинской сестры.
5. Основные проявления физических, психических, социальных и духовных реакций на болезнь у людей пожилого и старческого возраста.
6. Причины обострений, ухудшения течения наиболее распространенных заболеваний, травматизма у лиц пожилого и старческого возраста. Основные признаки ухудшения состояния и наиболее распространенные синдромы в гериатрической практике.
7. Основные потребности и проблемы у лиц пожилого и старческого возраста, причины их возникновения. Особенности вербального и невербального общения, сбора информации.
8. Основные группы лекарственных препаратов, методы нефармакологического лечения, принципы питания и реабилитации пациентов возрастных групп.
9. Основные побочные эффекты препаратов, особенности их проявлений. Группы риска, возможные последствия проводимых диагностических и лечебных мероприятий. Меры профилактики лекарственных осложнений у лиц пожилого и старческого возраста.
10. Основные методы нефармакологического лечения и питания. Возможности их применения на догоспитальном этапе. Меры безопасности.
11. Задачи медицинской сестры и сестринской службы. Основные проблемы лиц пожилого и старческого возраста и их родственников, связанные с проведением медикаментозной и немедикаментозной терапии.
12. Особенности проявлений наиболее распространенных заболеваний сердечно-сосудистой системы у лиц пожилого и старческого возраста. Основные синдромы. Причины прогрессирования, дестабилизации состояния. Неотложные состояния, особенности их проявлений. Группы риска по опасности ухудшения состояния, развития осложнений и неотложных состояний. Особенности подготовки и проведения лабораторно-инструментальной диагностики у возрастной категории больных. Принципы медикаментозного и немедикаментозного лечения. Основные потребности и проблемы больных пожилого и старческого возраста с заболеваниями сердечно-сосудистой системы. Особенности сестринской помощи в амбулаторно-поликлинических и стационарных условиях. Принципы и основные методы профилактики и реабилитации лиц пожилого и старческого возраста с заболеваниями сердечно-сосудистой системы.
13. Особенности проявлений наиболее распространенных заболеваний дыхательной системы пожилом и старческом возрасте. Основные синдромы. Причины прогрессирования, дестабилизации состояния. Неотложные состояния, особенности их проявлений. Группы риска по опасности ухудшения состояния, развития осложнений и неотложных состояний. Особенности подготовки и проведения лабораторно-инструментальной диагностики у возрастной категории больных. Принципы медикаментозного и немедикаментозного лечения. Основные потребности, причины их нарушений и проблемы больных пожилого и старческого возраста с заболеваниями дыхательной системы. Особенности сестринской помощи в амбулаторно-поликлинических и стационарных условиях. Принципы и основные методы профилактики и реабилитации лиц пожилого и старческого возраста с заболеваниями дыхательной системы.
14. Особенности проявлений наиболее распространенных заболеваний органов пищеварения у лиц пожилого и старческого возраста. Основные синдромы. Причины прогрессирования, дестабилизации состояния. Неотложные состояния, особенности их проявлений. Группы риска по опасности ухудшения состояния, развития осложнений и неотложных состояний. Особенности подготовки и проведения лабораторно-инструментальной диагностики у возрастной категории больных. Принципы медикаментозного и немедикаментозного лечения. Основные потребности, причины их нарушений и проблемы больных пожилого и старческого возраста с болезнями органов пищеварения. Особенности сестринской помощи в амбулаторно-поликлинических и стационарных условиях. Принципы и основные методы профилактики и реабилитации лиц пожилого и старческого возраста с заболеваниями органов пищеварения.
15. Особенности проявлений наиболее распространенных заболеваний мочевыделительной системы у лиц пожилого и старческого возраста. Основные синдромы. Причины прогрессирования, дестабилизации состояния. Неотложные состояния, особенности их проявлений. Группы риска по опасности ухудшения состояния, развития осложнений и неотложных состояний. Особенности подготовки и проведения лабораторно-инструментальной диагностики у возрастной категории больных. Принципы медикаментозного и немедикаментозного лечения. Основные потребности, причины их нарушений и проблемы больных пожилого и старческого возраста с болезнями мочевыделительной системы. Особенности сестринской помощи в амбулаторно-поликлинических и стационарных условиях. Принципы и основные методы профилактики и реабилитации лиц пожилого и старческого возраста с заболеваниями мочевыделительной системы.
№ п/п Название темы
16. Сбор информации, оценка состояния пациента, определение ведущего синдрома. Определение необходимости в оказании экстренной медицинской помощи пациенту. Определение приоритетной проблемы больного, формулировка ее в форме сестринского диагноза. Выделение группы риска. Составление плана сестринской помощи с учетом приоритетности проблем, целей и задач сестринского ухода. Привлечение пациента и его родственников к процессу ухода. Обучение приемам само- и взаимопомощи. Работа в составе медицинской и медико-социальной команды. Координирование работы с социальной службой, другими службами, связанными с оказанием социально-бытовой помощи лицам престарелого возраста.
17. Особенности проявлений наиболее распространенных заболеваний нервной системы и психических расстройств в пожилом и старческом возрасте. Основные синдромы. Причины прогрессирования, дестабилизации состояния. Неотложные состояния, особенности их проявлений. Группы риска по опасности ухудшения состояния, развития осложнений и неотложных состояний. Особенности подготовки и проведения лабораторно-инструментальной диагностики у возрастной категории больных. Принципы медикаментозного и немедикаментозного лечения. Основные потребности, причины их нарушений и проблемы больных пожилого и старческого возраста с заболеваниями нервной системы.
18. Особенности сестринской помощи в амбулаторно-поликлинических и стационарных условиях. Принципы и основные методы профилактики и реабилитации.

2.3. Содержание программы:

Определение геронтологии и гериатрии. Цели и задачи геронтологии и гериатрии. Факторы риска преждевременного старения. Группы повышенного риска в отношении здоровья и летальных исходов. Биологический возраст. Возрастная классификация. Основные медико-социальные проблемы лиц пожилого и старческого возраста. Роль сестринской службы в решении задач медико-социальной помощи лицам пожилого и старческого возраста. Принципы организации гериатрической помощи в России и за рубежом. Основные законодательно-правовые документы о медико-социальной помощи лицам пожилого и старческого возраста. Лечебно-профилактические учреждения медико-социальной помощи. Организация работы. Основные формы учетно-отчетной документации. Задачи сестринской службы, роль главной и старшей медицинской сестры в организации, обеспечении и соблюдении всех этапов оказания медико-социальной помощи лицам старших возрастных групп. Основные проявления физических, психических, социальных и духовных реакций лиц старших возрастных групп на болезнь, изменения факторов окружающей среды. Наиболее распространенные синдромы в гериатрической практике. Причины дестабилизации состояния лиц пожилого и старческого возраста. Особенности общения. Информационная база. Значение оценки эмоционально-психических и социально-бытовых факторов. Их оценка. Нарушение потребностей и основные проблемы лиц пожилого и старческого возраста. Сестринские диагнозы в гериатрии. Влияние старения на фармакокинетику и фармакодинамику лекарственных средств. Основные группы лекарственных препаратов, методы нефармакологического лечения, принципы питания и реабилитации пациентов старших возрастных групп. Особенности применения отдельных групп лекарственных препаратов в гериатрической практике. Основные побочные эффекты лекарственной терапии, осложнения, особенности их проявлений. Лекарственное взаимодействие. Группы риска. Пути профилактики и повышения безопасности медикаментозных и немедикаментозных методов лечения в гериатрической практике. Проблемы пациентов. Задачи медицинской сестры и сестринской службы.

Основные представления о взаимоотношении старения и изменений сердечно-сосудистой системы. Морфо-функциональные особенности системы кровообращения при старении. Особенности течения заболеваний сердечно-сосудистой системы. Основные синдромы. Причины и признаки дестабилизации состояния. Неотложные состояния, особенности проявлений и экстренной помощи. Группы риска. Подготовка и проведение лабораторно-диагностических исследований. Информационная база. Ее оценка. Принципы лечения. Потребности и проблемы лиц старших возрастных групп с заболеваниями сердечно-сосудистой системы. Планирование ухода, выполнение, анализ. Выполнение плана сестринской помощи в амбулаторно-поликлинических и стационарных условиях. Координация работы и сотрудничество с семьей, родственниками, с социальной службой и другими организациями. Основные представления о взаимоотношении старения и изменений дыхания. Морфофункциональные особенности системы кровообращения при старении.

Особенности течения заболеваний дыхательной системы. Основные синдромы. Причины и признаки дестабилизации состояния. Неотложные состояния, особенности проявлений и экстренной помощи. Группы риска. Подготовка и проведение лабораторно-диагностических исследований. Информационная база. Ее оценка. Принципы лечения. Потребности и проблемы лиц старших возрастных групп с заболеваниями органов дыхания. Планирование ухода, выполнение, анализ. Выполнение плана сестринской помощи в амбулаторно-поликлинических и стационарных условиях. Координация работы и сотрудничество с семьей, родственниками, с социальной службой и другими организациями. Основные представления о взаимоотношении старения и изменений органов пищеварения. Морфо-функциональные особенности системы пищеварения при старении.

Особенности течения болезней органов пищеварения у лиц старших возрастных групп. Основные синдромы. Причины и признаки дестабилизации состояния. Неотложные состояния, особенности проявлений и экстренной помощи. Группы риска. Подготовка и проведение лабораторно-диагностических исследований. Информационная база. Ее оценка. Принципы лечения. Потребности и проблемы больных, родственников. Планирование ухода, выполнение, анализ. Выполнение плана сестринской помощи в амбулаторно-поликлинических и стационарных условиях. Координация работы и сотрудничество с семьей, родственниками, с социальной службой и другими организациями.

Основные представления о взаимоотношении старения и изменений мочевыделительной системы. Морфо-функциональные особенности. Особенности течения болезней мочевыделительной системы у лиц старших возрастных групп. Основные синдромы. Причины и признаки дестабилизации состояния. Неотложные состояния, особенности проявлений и экстренной помощи. Группы риска. Подготовка и проведение лабораторно-диагностических исследований. Информационная база. Ее оценка. Принципы лечения. Потребности и проблемы больных, родственников. Планирование ухода, выполнение, анализ. Выполнение плана сестринской помощи в амбулаторно-поликлинических и стационарных условиях. Координация работы и сотрудничество с семьей, родственниками, с социальной службой и другими организациями.

Основные представления о взаимоотношении старения и изменений опорно-двигательного аппарата, эндокринной системы и крови. Морфо-функциональные особенности. Особенности течения патологии опорно-двигательного аппарата, эндокринной системы и крови у лиц старших возрастных групп. Основные синдромы. Причины и признаки дестабилизации состояния. Неотложные состояния, особенности проявлений и экстренной помощи. Группы риска. Подготовка и проведение лабораторно-диагностических исследований. Информационная база. Ее оценка. Принципы лечения. Потребности и проблемы больных, родственников. Планирование ухода, выполнение, анализ. Выполнение плана сестринской помощи в амбулаторно-поликлинических и стационарных условиях. Координация работы и сотрудничество с семьей, родственниками, с социальной службой и другими организациями.

Основные представления о взаимоотношении старения и патологии нервной системы и психических расстройств в пожилом и старческом возрасте. Особенности течения патологии нервной системы и психических расстройств у лиц старших возрастных групп. Основные синдромы. Причины и признаки дестабилизации состояния. Неотложные состояния, особенности проявлений и экстренной помощи. Группы риска. Подготовка и проведение лабораторно-диагностических исследований. Информационная база. Ее оценка. Принципы лечения. Потребности и проблемы больных, родственников. Планирование ухода, выполнение, анализ. Выполнение плана сестринской помощи в амбулаторно-поликлинических и стационарных условиях. Координация работы и сотрудничество с семьей, родственниками, с социальной службой и другими организациями.

2.4. Порядок изучения дисциплины

2.4.1. Самостоятельное изучение материалов по сестринскому делу в гериатрии необходимо проводить по следующим основным учебно-методическим изданиям (см. список рекомендуемой литературы)


2.4.2. Выполнение контрольной работы (1) в течение IX семестра. Порядок выполнения и оформления контрольной работы:

а) Титульный лист:

КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА ВНУТРЕННИХ БОЛЕЗНЕЙ № 2

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Сестринское дело в гериатрии»

Тема:

Ф.И.О.

выполнил: студент IV курса

группа

проверил преподаватель:

б) Срок представления работы: Х семестр.

2.4.3. Условия допуска студентов к учебно-экзаменационной сессии:

а) посещение лекций

б) посещение практических занятий

в) выполнение контрольной работы

2.5. Учебно-методическая карта дисциплины

НОМЕРА Тема, краткое содержание Форма контроля
Курс Лекции

Практич.

занятия

Контр.

работы

Темы контрольных работ
V 1 1, 2 1, 5 * ** Тесты, задачи
V 2 3, 4 2, 3, 4, 6, 7 * ** Тесты, задачи
V 3 5, 6 8 - 11 * ** Тесты, задачи
V 4 7, 8 12 - 19 * ** Тесты, задачи

Примечание: * - темы контрольных работ указаны в п. 2.9.

* -краткое содержание указано в п. 2.3 «Содержание программы»

2.6. Перечень основной и дополнительной литературы:

1. Все по уходу за больными в больнице и дома/Под общей ред. Акад. РАМН Ю.П.Никитина и Б.П.Маштакова. – М.: ГЭОТАР МЕДИЦИНА, 1999.–704 с.

2. Гериатрия//Под ред. Д.Ф.Чеботарева.-М.: Медицина, 1990.-240 с.

3. Двойников С.И., Осипов В.В. Сестринское дело в гериатрии: Учебное пособие. – Самара, 1999. – 120 с.

4. А.Л.Костюченко. Угрожающие жизни состояния в практике врача первого контакта: Справочник. – СПб.: Специальная Литература, 1999. – 248 с.

5. Коркушко О.В., Чеботарев Д.Ф., Калиновская В.Г./Гериатрия в терапевтической практике. – Киев: Здоровье, 1993. – 840 с.

6. Котельников Г.П., Яковлев О.Г., Захарова Н.О. Геронтология и гериатрия: Учебник. – Москва, 1997. – 800 с.

7. Медицинские проблемы пожилых/Под ред. А.В.Смирнова. Сборник научных статей, - Йошкар-Ола, - 1999. – 209 с.

8. Медицинские и социальные проблемы в геронтологии/Под ред. Г.П.Котельникова, Яковлева О.Г., Захаровой Н.О. – Самара, 1996. – 286 с.

9. Мухина С.А., Тарновская И.И./Теоретические основы сестринского дела: Учебное пособие в 2-х частях, ч.2. – Москва, 1998. – 208 с.

10.Практическая гериатрия/Под ред. Профессора Г.П.Котельникова и О.Г.Яковлева. Самара, 1995. – 320 с.

11.Справочник медицинской сестры по уходу/Под ред. Академика РАМН Н.Р.Палеева. – М., 1994. -332 с.

2.7. Технологическая карта дисциплины

Тема* ТСО Литература**
1 Набор слайдов и таблиц № 6: с.28-32, 150
2 Набор слайдов и таблиц № 6: 51,66, 97, 150, 177, 194, 205
3 Набор слайдов и таблиц № 6: 239-252, 264-280, 309-316, 342
4 Набор слайдов и таблиц № 6: 362, 377, 392, 408, 429-443, 454

Примечание: * - номер лекции соответствует номерам п. 2.1

** -№ источника и страниц в соответствии с п.2.6.

2.8. Методические указания по самостоятельному изучению курса студентом заочником.

Самостоятельное изучение материала следует начинать с прочтения и анализа учебно-методических материалов по программе курса (см. список основной и дополнительной литературы), лекций и практических занятий. При необходимости следует повторить, восстановить знания по базовым дисциплинам (биохимия, биофизика, анатомия, гистология, патофизиология, пропедевтика внутренних болезней и др.). С целью самоконтроля необходимо решить тестовые задания, ситуационные задачи по соответствующим темам.

2.9. Темы контрольных работ

Название темы

Литература
Учебник: Геронтология и гериатрия Г.П.Котельников, О.Г.Яковлев, Н.О.Захарова Москва, 1997
1.Теории старения, биологический возраст. Закономерности анатомо-морфологических изменений 28-32 стр.

Название темы

Литература
Учебник: Геронтология и гериатрия Г.П.Котельников, О.Г.Яковлев, Н.О.Захарова Москва, 1997
2. Физиологические и иммунологические аспекты стареющего организма 66, 97 стр.
3. Особенности реакций на болезнь, стресс у лиц пожилого и старческого возраста, задачи медицинской сестры 51, 97 стр.
4. Основные особенности ухода за больными пожилого и старческого возраста 177 стр.
5. Принципы организации медико-со-циальной помощи в лечебно-профи-лактических учреждениях, оснащение геронтологических подразделений 150 стр.
6. Особенности диетического питания в пожилом и старческом возрасте. Задачи медицинской сестры в организации диетотерапии. Особенности ухода за больными пожилого и старческого возраста 194 стр.
7. Клиническая фармакология в ге-риатрии. Гомеопатический метод в гериа-трической клинической фармакологии у лиц пожилого и старческого возраста. План сестринских мероприятий. 205 стр.

8. Ишемическая болезнь сердца у лиц пожилого и старческого возраста

- стенокардия

- инфаркт миокарда

Сердечная астма и отек легких

Хроническая сердечная недостаточность

239-252 стр.

9. Аритмии и блокады сердца

Хирургия нарушения сердечного ритма

Систолическая артериальная гипер-тония у лиц пожилого и старческого возраста. План сестринских мероприятий

264-280 стр.

10. Хронический бронхит

Пневмония у лиц пожилого и старческого возраста. План сестринских мероприятий

309-316 стр.
11. Легочное сердце у лиц пожилого и старческого возраста. План сестринских мероприятий 342 стр.

Название темы

Литература
Учебник: Геронтология и гериатрия Г.П.Котельников, О.Г.Яковлев, Н.О.Захарова Москва, 1997

12. Болезни пищевода

- грыжи пищеводного отверстия диафрагмы

- рефлюкс-эзофагит

- дивертикулы пищевода

Хронический гастрит

Язвенная болезнь желудка и луковицы двенадцатиперстной кишки у лиц пожилого и старческого возраста. План сестринских мероприятий

348-357 стр.

13. Хронический панкреатит

Дисбактериоз кишечника у лиц пожилого и старческого возраста. План сестринских мероприятий

362-367 стр.

14. Хронический холецистит

Хронический гепатит у лиц пожилого и старческого возраста. План сестринских мероприятий

373-377 стр.
15. Анемии у лиц пожилого и старческого возраста. План сестринских мероприятий 392 стр.
16. Хронические лейкозы у лиц пожилого и старческого возраста. План сестринских мероприятий 408 стр.

17. Старческая пурпура

- геморрагический васкулит

- геморрагические коагулопатии

429-432 стр.
18. Хронический пиелонефрит у лиц пожилого и старческого возраста. План сестринских мероприятий 443 стр.
19. Острая и хроническая почечная недостаточность у лиц пожилого и старческого возраста. План сестринских мероприятий 454 стр.

2.10. Перечень вопросов тестовых заданий по дисциплине «Сестринское дело в гериатрии».

1. Геронтология - это:

а) раздел социологии и психологии, изучающий изменение психики при старении человека;

б) раздел биологии и медицины, изучающий процесс старения человека.

2. Гериатрия – это область клинической медицины:

а) изучающая болезни людей старших возрастных групп;

б) определяющая условия проживания пожилых и старых людей;

в) разрабатывающая методы лечения и профилактики заболеваний пожилых и старых людей.

3. Герогигиена – раздел геронтологии, изучающий:

а) влияние факторов среды обитания на процесс старения человека;

б) влияние вредных привычек на процесс старения человека;

в) влияние образа жизни на процесс старения человека.

4. Старость – это:

а) патологический процесс;

б) биологический процесс развития человека.

5. Физиологическая старость характеризуется:

а) сохранением умственного и физического здоровья;

б) изменением умственного и физического здоровья;

в) сохранением работоспособности;

г) выраженным снижением работоспособности;

д) контактностью с окружающими;

е) отсутствием контактности с окружающими;

ж) интересом к современности;

з) интересом к прошлому.

6. Возрастная классификация предусматривает:

а) средний возраст – 35-45 лет;

б) средний возраст – 45-59 лет;

в) пожилой возраст – 55-65 лет;

г) пожилой возраст – 60-74 лет;

д) старческий возраст – 80 лет и старше;

е) старческий возраст – 75 лет и старше.

7. С точки зрения физиолога и клинициста старость:

а) может быть отождествлена с болезнью;

б) не может быть отождествлена с болезнью.

8. С точки зрения патолога организм старого человека:

а) всегда имеет субстрат, свойственный патологическому процессу;

б) не всегда имеет субстрат, свойственный патологическому процессу.

9. Для пожилых и старых людей характерна:

а) множественность патологических процессов;

б) единичность патологических процессов.

10. В течении болезней пожилых и старых людей характерны:

а) типичность течения болезней;

б) атипичность течения болезней;

в) реактивность;

г) ареактивность;

д) выраженность клинических проявлений;

е) сглаженность клинических проявлений.

11. При общении со стариками следует учитывать особенности психики:

а) явное обращение к прошлому;

б) явное обращение к будущему;

в) меньший интерес к будущему.

12. Старики при потере близких:

а) постепенно замыкаются;

б) становятся более общительными;

в) изолируются от общества;

г) становятся одинокими, с неизбежными мыслями о болезнях и смерти.

13.При медицинском обслуживании долговременно болеющих и дряхлых лиц основное значение имеет:

а) уход за больными;

б) стационарное лечение;

в) профилактика болезней.

14. Пожилой или старый человек, вынужденный длительное время находиться в лечебном учреждении:

а) должен обладать определенной свободой;

б) не должен обладать определенной свободой;

в) должен иметь право своей индивидуальности;

г) не должен иметь право своей индивидуальности;

д) должен иметь право сохранения своих привычек.

15. Сестринский персонал в геронтологическом отделении должен стремиться:

а) создавать меньше удобств;

б) уменьшать неудобства;

в) ущемлять инициативу пациента в смысле самообслуживания;

г) не ущемлять инициативу в смысле самообслуживания.

16.Пациента старческого возраста:

а) следует стимулировать к уходу за собой;

б) не следует стимулировать к уходу за собой;

в) следует стимулировать к контактам с окружающими;

г) следует стимулировать к выздоровлению.

17. При уходе и наблюдении за пожилыми и старыми людьми:

а) не обязательно соблюдать правила этики и деонтологии;

б) обязательно соблюдать правила этики и деонтологии.

18. Для гериатрических больных постель должна быть:

а) мягкой, прогибающейся под тяжестью массы тела;

б) твердой, мало прогибающейся под тяжестью тела;

в) одеяло должно быть легким, но теплым.

19. Для лиц старческого возраста чтение является:

а) источником беспокойства и волнения;

б) источником комфорта и успокоения;

в) освещение должно быть хорошим и удобным.

20. Медицинским работникам следует помнить, что длительный постельный режим может способствовать возникновению таких осложнений как:

а) гипостатическая пневмония;

б) острый бронхит;

в) тромбоэмболические нарушения ;

г) варикозная болезнь;

д) затруднение мочеиспускания и инфекции мочевых путей;

е) пролежни;

ж) острый гастрит;

з) снижение аппетита.

21. Атеросклероз – это:

а) проявление биологии возраста;

б) результат возрастных изменений стареющего организма;

в) патологический процесс.

22. Факторами риска развития атеросклероза являются:

а) нервноэмоциональная нагрузка;

б) гипертония;

в) гипотония;

г) гиперхолестеринемия;

д) гипохолестеринемия;

е) курение;

ж) употребление с пищей растительных жиров;

з) употребление с пищей животных жиров;

и) гипергликемия (сахарный диабет);

к) гипогликемия;

л) ожирение;

м) похудение.

23. Принципы питания в профилактике атеросклероза:

а) исключение животного жира или уменьшение его потребления;

б) увеличение животного жира в пище;

в) потребление растительного масла;

г) уменьшение растительных жиров в пище;

д) введение в пищевой рацион витамина С и витаминов группы В;

е) введение в пищевой рацион витамина Д;

ж) употребление повышенного количества овощей и фруктов в питании;

з) ограничение овощей и фруктов в пище;

и) введение липотропных веществ с молочными продуктами.

24. Средства лекарственной профилактики атеросклероза:

а) препараты, повышающие концентрацию холестерина и бета-липопротеидов в крови;

б) препараты, снижающие содержание холестерина и бета-липопротеидов в кроки.

25. К особенностям клиники коронарной недостаточности у пожилых и старых людей относятся:

а) острое начало;

б) постепенное начало;

в) более яркая «эмоциональная» окраска стенокардии;

г) менее яркая «эмоциональная» окраска стенокардии;

д) острое течение с быстрым восстановительным периодом;

е) пролонгированное течение с замедленным восстановительным течением.

26. У стариков чаще наблюдается:

а) болевой синдром стенокардии;

б) безболевая форма стенокардии;

в) приступы одышки, астматическое состояние;

г) отсутствие одышки.

27. Наиболее частой формой течения инфаркта миокарда у стариков является:

а) болевая форма;

б) безболевая форма;

в) гастралгическая;

г) астматическая;

д) аритмическая.

28. Тяжелое течение гипертонической болезни в пожилом и старческом возрасте наблюдается:

а) часто;

б) нечасто.

29. Наиболее частые симптомы гипертонической болезни у стариков:

а) общая слабость;

б) отсутствие общей слабости;

в) шум в голове и ушах;

г) постоянные сильные головные боли;

д) головные боли наблюдаются редко;

е) шаткость походки;

ж) устойчивая походка.

30. Синдром сердечной недостаточности у стариков развивается:

а) быстро;

б) медленно, постепенно.

31. Хронический бронхит у пожилых и лиц старческого возраста характеризуется:

а) кашлем с небольшим количеством слизисто-гнойной мокроты;

б) кашлем с обильным отделением мокроты;

в) общим недомоганием;

г) удовлетворительным самочувствием;

д) субфебрильной лихорадкой;

е) нормальной температурой.

32. Обострение хронического бронхита характеризуется:

а) общим недомоганием;

б) хорошим самочувствием;

в) субфебрильной температурой;

г) нормальной температурой;

д) увеличением количества мокроты;

е) болями в грудной клетке;

ж) головокружением, головной болью.

33. Какой тип сахарного диабета характерен для пожилых и старых людей:

а) инсулинзависимый;

б) инсулиннезависимый.

34. Назовите три стадии течения сахарного диабета:

а) потенциальная;

б) латентная;

в) явная.

2.11. Вопросы для подготовки к зачету по дисциплине «Сестринское дело в гериатрии» для студентов заочного отделения.

1) Общая биология и теория старения.

2) Изменения основного обмена, обмена углеводов, липидов и белков у лиц пожилого и старческого возраста.

3) Особенности заболеваний легких в пожилом и старческом возрасте: наиболее часто встречающиеся нозологические формы, особенности течения хронического бронхита, острых пневмоний.

4) Лечение пневмонии у лиц пожилого и старческого возраста: дозы препаратов, реабилитационные мероприятия.

5) Особенности заболеваний сердечно-сосудистой системы: артериальная гипертензия в пожилом и старческом возрасте.

6) Бронхиальная астма у пожилых (течение, тактика врача) .

7) Особенности клинических проявлений, течения и лечения коронарного атеросклероза у лиц пожилого и старческого возраста.

8) Инфаркт миокарда в пожилом и старческом возрасте (особенности клиники и лечения).

9) Неотложная помощь больным с острой коронарной недостаточностью в пожилом и старческом возрасте.

10) Купирование нарушений ритма и проводимости у лиц пожилого и старческого возраста.

11) Клиническая фармакология в гериатрии.

12) Особенности течения и лечения ревматического процесса у лиц пожилого возраста.

13) Заболевания суставов у лиц пожилого и старческого возраста, вопросы дифференциального диагноза (ДОА, подагра, РА, синдром Рейтера, ревматический артрит).

14) Нарушение жирового обмена, течение и лечение ожирения в различных возрастных группах.

15) Заболевания щитовидной железы у пожилых лиц – тиреотоксикоз, микседема (дифференциальный диагноз, лечение).

16) .Дифференциальная диагностика и терапия гипергликемии у лиц пожилого и старческого возраста.

17) Особенности ангиопатий у лиц старше 50 лет.

18) Язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки у лиц пожилого и старческого возраста (особенности клиники, осложнений, лечения).

19) Хронические энтероколиты у лиц пожилого и старческого возраста (особенности клиники, дифференциальный диагноз, лечение).

20) Хронические холециститы в пожилом и старческом возрасте (особенности клиники, выбор метода лечения).

21) Острый лейкоз у людей пожилого возраста.

22) Дифференциальная диагностика анемий в пожилом возрасте.

23) Заболевания почек у лиц пожилого возраста.

24) Особенности фармакотерапии в пожилом и старческом возрасте.

25) Вопросы медицинской этики и деонтологии в гериатрии, роль медицинской сестры, особенности общения.

26) Возрастная классификация, биологический возраст, факторы риска преждевременного старения, пути профилактики. Задачи сестринской службы..

27) Общие принципы организации гериатрической службы, структура и оснащение подразделений гериатрической помощи.

28) Лечебно-профилактические учреждения медико-социальной помощи лицам пожилого и старческого возраста, основные формы учетно-отчетной документации.

29) План сестринской помощи в амбулаторно-поликлинических и стационарных условиях пациентам пожилого и старческого возраста. Потребности и проблемы больных, родственников.