Главная              Рефераты - Медицина

Санитарно-противоэпидемический режим различных подразделений стационара и поликлиники. Понятие о 2 - реферат

План

Ведение.

1.Статистика по ВБИ.

2.Противоэпидемические мероприятия.

2.1. Санитарное содержание помещений.

2.2.Технология проведения генеральной уборки.

2.3. Правила эксплуатации, контроля работы бактерицидных облучателей.

2.4. Режимы дезинфекции.

2.5. Методы дезинфекции медицинского нструментария.

3.Профилактика ВБИ при выполнении сестринских вмешательств.

4.Список использованной литературы.

ВВЕДЕНИЕ

Внутрибольничная инфекция (ВБИ) (нозокомиальная или госпитальная инфекция) - инфекция, возникшая в стационаре, которая отсутствовала у больного на момент госпитализации в манифестной форме или инкубационном периоде. Возможно обнаружение ВБИ после выписки из стационара. Заражение персонала в результате профессиональной деятельности в стационаре также относится к ВБИ.

Инфекционный контроль - система мероприятий, основанная на эпидемиологической, иммунологической диагностике и направленная на предупреждение возникновения и распространения инфекционных заболеваний в лечебно-профилактическом учреждении.

Целью инфекционного контроля в лечебно-профилактическом учреждении является предупреждение распространения внутрибольничной инфекции.

Дезинфекция - противоэпидемические мероприятия, направленные на прерывание эпидемического процесса путем воздействия на механизм передачи возбудителя.

Цель дезинфекции - удаление или уничтожение возбудителей инфекционных заболеваний с объектов внешней среды палат и функциональных помещений отделений ЛПУ, на медицинском оборудовании и инструментарии. Уничтожение патогенных и условно-патогенных микроорганизмов (кроме их спор) с объектов внешней среды или кожного покрова до уровня, не представляющего опасности для здоровья.

Виды дезинфекции

1. Профилактическая - (при отсутствии очага инфекции)

2. Очаговая - (при наличии очага инфекции)

3. Текущая - (проводится многократно в условиях дома или ЛПУ)

4. Заключительная - (проводится однократно после госпитализации, перевода или смерти пациента)

Методы дезинфекции

1. Механический (мытье, обработка пылесосом, вентиляция, проветривание, стирка и т.д.)

2. Физический (кипячение, воздействие горячего сухого воздуха, водяного насыщенного пара под избыточным давлением)

3. Химический (применение химических веществ (антисептиков и дезинфектантов)

4. Комбинированный (сочетает использование нескольких из перечисленных методов)

Стерилизация - совокупность физических и химических способов полного освобождения объектов внешней среды от вегетативных и покоящихся форм микроорганизмов.

1. Статистика по ВБИ.

Условно можно выделить три вида ВБИ:

- у пациентов, инфицированных в стационарах;

- у пациентов, инфицированных при получении поликлинической помощи;

- у медицинских работников, заразившихся при оказании медицинской помощи больным в стационарах и поликлиниках.

Все три вида инфекций объединяют место инфицирования - лечебное учреждение. Внутрибольничная инфекция - любое клинически распознаваемое инфекционное заболевание, которое поражает больного в результате его поступления в больницу или обращения за лечебной помощью, или инфекционное заболевание сотрудника больницы вследствие его работы в данном учреждении вне зависимости от появления симптомов заболевания. ВБИ - собирательное понятие, включающее различные нозологические формы.

Анализ имеющихся данных показывает, что в структуре ВБИ, выявляемых в крупных многопрофильных ЛПУ, гнойно-септические инфекции (ГСИ) занимают ведущее место (до 75-80% от общего количества). Основными факторами риска возникновения ГСИ являются: увеличение числа носителей штаммов резидентного чипа среди сотрудников, формирование госпитальных штаммов, увеличение обсеменности воздуха, окружающих предметов и рук персонала, диагностические и лечебные манипуляции, несоблюдение правил размещения больных и ухода за ними и т.д. Другая большая группа ВБИ - кишечные инфекции, (до 7-12% от общего количества). Среди кишечных инфекций преобладают сальмонеллезы. Регистрируются сальмонеллезы в основном (до 80%) у ослабленных больных хирургических и реанимационных отделений, перенесших обширные полостные операции или имеющих тяжелые соматические патологии. Выделяемые от больных и с объектов внешней среды штаммы сальмонелл отличаются высокой антибиотикорезистентностью и устойчивостью к внешним воздействиям. Ведущими путями передачи возбудителя в условиях ЛПУ являются контактно-бытовой и воздушно-пылевой.

Значимую роль во внутрибольничной патологии играют гемоконтактные вирусные гепатиты В, С, D (6-7% в общей структуре). Особую категорию риска представляет медицинский персонал, чьи обязанности предусматривают выполнение хирургических манипуляций или работу с кровью. При обследованиях выявляется, что носителями маркеров гемоконтактных вирусных гепатитов являются до 15-62% персонала.

На долю других инфекций, регистрируемых в УЗ, приходится до 5-6% от общей заболеваемости. К таким инфекциям относятся грипп и другие острые респираторные инфекции, дифтерия, туберкулез и др.

2. Противоэпидемические мероприятия.

Противоэпидемический режим - это совокупность строго регламентированных и обязательных для выполнения противоэпидемических мероприятий в конкретных лечебных учреждениях, для предупреждения возникновения, распространения ВБИ.

Противоэпидемические мероприятия - комплекс мероприятий, направленных на предупреждение формирования или разрыв путей передачи от источника инфекции к восприимчивому организму, а так же предотвращения экзо и эндогенного инфицирования этого восприимчивого организма.

Комплекс включает:

• Соблюдение асептики и антисептики при проведении лечебно-диагностических процедур (использование стерильного медицинского инструментария, перевязочного материала).

• Применение эффективных мер обеззараживания рук медицинского персонала и операционного поля.

• Дезинфекцию объектов внешней среды, имеющих важное значение в механизме передачи возбудителей (постельные принадлежности, воздух, посуда, уборочный инвентарь).

2.1. Санитарное содержание помещений.

Все помещения УЗ условно можно разделить на:

· требующие особого режима дезинфекции (т.н. режимные кабинеты);

· другие функциональные помещения: палаты, коридоры, лестницы, санитарно-бытовые помещения (туалеты, душевые, бельевые), кладовые, буфеты, столовые.

Согласно требованиям санитарных правил все оборудование, мебель, должны иметь гигиеническое покрытие, обеспечивающее возможность, доступность проведения влажной уборки, дезинфекции, должно содержаться в чистоте, в исправном состоянии. Вышедшее из строя, неисправное оборудование, мебель, инвентарь подлежат немедленному ремонту или замене. Запрещается хранение неиспользованного оборудования в функциональных помещениях.

Поверхности стен, потолков должны быть целостными, гладкими не иметь следов затеков, плесени. В помещениях с влажным режимом работы (режимные кабинеты, оперблоки, санузлы, клизменные, помещения для хранения грязного белья) стены облицовывают влагостойкими материалами на полную высоту, потолки должны иметь водостойкое покрытие без щелей и стыков. Используемый уборочный инвентарь должен иметь маркировку с указанием подразделения, назначения (для уборки пола, выше пола), использоваться строго по назначению и хранится в специально отведенном месте санитарных комнат. После каждой уборки подвергаться дезинфекции. Инвентарь для уборки туалетов должен иметь сигнальную маркировку красным цветом.

Ежедневное, тщательное и неукоснительное выполнение требований санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима в ходе исполнения своих профессиональных обязанностей и составляет основу перечня мероприятий по профилактике ВБИ.

2.2. Технология проведения генеральной уборки.

Технология проведения генеральной уборкипроводится по типу заключительной дезинфекции:

• надеть специальную одежду для уборки (халат, тапочки, передник, перчатки, шапочку);

• помещение максимально освободить от мебели и сдвинуть ее к центру;

• окна моют теплой водой с моющим средством для окон;

• при помощи раздельного уборочного инвентаря наносят моющий раствор на стены, протирают поверхности, оборудование, предметы обстановки, пол, соблюдая последовательность - потолок, окно, стены сверху вниз, оборудование, пол от дальней стены к выходу;

• смывают чистой водой с использованием ветоши;

• повторно обрабатывают все поверхности дезинфицирующим рабочим раствором, выдерживая экспозицию по вирулоцидному режиму;

• вымывают руки с мылом;

• сменяют спецодежду на чистую;

• смывают чистой водой;

• расставляют мебель, оборудование по местам;

• включают бактерицидные лампы на 2 часа;

• проветривают 1 час помещение;

• дезинфицируют уборочный инвентарь.

2.3. Правила эксплуатации, контроля работы бактерицидных облучателей.

Бактерицидная лампа оборудуется на высоте не более двух метров. Ведется строгий учет времени работы бактерицидных ламп. В кабинетах должен быть график кварцевания, проветривания. Еженедельно (во время генеральной уборки) лампа со всех сторон обрабатывается дезраствором, а затем смывается водой. Средства, активно действующие вещества, используемые для поведения дезинфекции.

Текущую уборку можно осуществлять по типу профилактической дезинфекции влажным способом.

Дезинфекция - совокупность способов полного, частичного или селективного уничтожения вегетативных патогенных для человека микроорганизмов на объектах внешней среды и на изделиях медицинского назначения. Является одним из значимых направлений профилактики ВБИ.

Все госпитальные штаммы возбудителей ВБИ наряду с практически полной антибиотикорезистентностью, обладают значительной устойчивостью к воздействию внешних факторов, в т.ч. дезинфектантам.

Различают текущую и генеральную уборку. Текущую уборку проводят влажным способом.

Пункт санитарных правил: влажная уборка помещений с мытьем полов, протиранием мебели, оборудования, подоконников, дверей, ручек должна осуществляться постоянно, но не менее 2-х раз в день, с применением моющих средств (в хирургических, родовспомогательных отделениях не менее 3-х раз в сутки, в том числе 1 раз с использованием дезинфицирующих средств).

Текущую уборку в палатах для больных, коридорах, местах общего пользования в соматических стационарах следует проводить рабочими растворами дезинфицирующих средств по бактерицидному режиму.

В палатных отделениях терапевтического профиля дезинфицирующие средства используются после проведения смены белья, а также по эпидемиологическим показаниям.

Текущая уборка по типу профилактической дезинфекции проводится 2 раза в день во всех помещениях, где выполняются парентеральные вмешательства, ведется работа с инфекционными больными или биологическим материалом от больных (операционные, перевязочные, род. залы, палаты реанимации, палаты новорожденных детей, процедурные кабинеты, инфекционные отделения, молочные комнаты, бактериологические, вирусологические лаборатории, приемное отделение, ЦСО), с последующим применением дезинфицирующих средств с экспозицией по вирулоцидному режиму.

Буфетные отделения убираются с применением дезинфицирующих средств после каждой раздачи пищи, т.е 3 раза в день. Пункт 237.

Последовательность выполнения текущей дезинфекции;

• Надеть спецодежду для уборки (халат, шапочку, передник, перчатки, тапочки).

• Приготовить 2% мыльно-содовый раствор (100.0 мыла, 100.0 соды) или Сандим ЩП. Нанести моющее вещество на все обрабатываемые поверхности. Смыть его водой.

• Нанести рабочий раствор дезинфектанта.

• Смыть чистой водой.

• Уборочный инвентарь подвергнуть дезинфекции: тряпку, ветошь замочить в дез. растворе в раздельных емкостях, прополоскать, высушить.

• Снять использованную спец. одежду.

• Провести гигиеническую антисептику рук.

• Надеть чистую спецодежду.

• Включить кварц на 30 минут, проветрить 15 минут.

Генеральная уборка проводится в соответствии с графиком, составляемым старшей сестрой один раз в 7 дней в режимных отделениях и 1 раз в месяц в других функциональных помещениях.

Уровни дезинфекции: высокий, средний, низкий.

2.4. Режимы дезинфекции

Бактерицидный, вирулоцидный, фунгицидный, туберкулоцицный.

Виды дезинфекции: профилактическая , текущая, заключительная Для проведения дезинфекции используют следующие методы: механические, физические, химические, комбинированные. Все дезинфектанты можно разделить на 9 основных групп химических соединений:

1.Галлоидсодержащие соединения

2. Гуанидины

3. Алкиламины

4. Амфотензины

5. Альдегидсодержащие вещества

6. Спирты

7. Фенолсодержащие средства

8. Кислородосодержащие

9. ПАВы

В соответствие с 165-м приказом в каждом УЗ должен быть произведен расчет потребности в дезинфекционных препаратах, и обеспечить неснижаемый месячный запас дез. средств, а так же смена дез. средств один раз в квартал.

2.5. Методы дезинфекции медицинского нструментария:

• физический

• химический

Предстерилизационная очистка (ПСО) - проводится с целью удаления белковых, жировых, механических загрязнений, остатков лекарственных препаратов. Подвергаются изделия многократного применения, подлежащие стерилизации. Для ПСО используют растворы, содержащие перекись водорода и моющие средства (Лотос, астра, прогресс).

При наличии у средства наряду с антимикробными свойствами моющих свойств ПСО может быть совмещено с дезинфекцией, что позволяет упростить обработку инструмента.

Растворы препаратов для ПСО допускается применять многократно до появления видимых признаков загрязнения, но не более чем в течение времени, указанного в методическом документе по применения конкретного средства.

Этапы ПСО - замачивание в моющем растворе, мойка каждого изделия в том же растворе при помощи ерша, ватно-марлевого тампона, салфетки, ополаскивание питьевой проточной водой, ополаскивание дистиллированной водой. После проведения ПСО изделие высушивают до полного исчезновения влаги при температуре 85 градусов в суховоздушных шкафах. Контроль качества ПСО

Контролю подлежат 1 % от каждого наименования изделия, но не менее 3-х единиц. Оценивают качество ПСО путем постановки азопирамовой пробы на наличие остаточных количеств крови, окислителей, стирального порошка с отбеливающим эффектом, хлорамина, ржавчины, кислот.

Дезинфекция, стерилизация изделий медицинского назначения в соответствии с требованиями приказа комитета здравоохранения г. Минска № 165 от 25.11.2002 года «О проведении дезинфекции и стерилизации в УЗ».

Весь медицинский инструментарий, посуда, бельё, аппараты, загрязнённые кровью или другими биологическими жидкостями, соприкасающимися со слизистыми оболочками сразу после использования подлежат дезинфекции в соответствии с приказом МЗ РБ № 66от 2.04. 1993 года «О мерах по снижению заболеваемости вирусными гепатитами в РБ». Это направлено в первую очередь на профилактику профессионального заражения медицинского персонала.

После дезинфекции изделия промывают водопроводной водой, высушивают и применяют по назначению, либо подвергают предстерилизационной очистке и стерилизации.

3. С целью профилактики ВБИ в УЗ независимо от профиля должны выполняться три важнейших требования:

• сведение к минимуму возможности заноса инфекции;

• исключениевнутригоспитальных заражений;

• исключение выноса инфекции за пределы лечебного учреждения.

В вопросах профилактики ВБИ в стационарах среднему и младшему медперсоналу отводится основная, главенствующая роль организатора, ответственного исполнителя, а также контролера. Ежедневное, тщательное и неукоснительное выполнение требований санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима в ходе исполнения своих профессиональных обязанностей и составляет основу перечня мероприятий по профилактике ВБИ.

Важную роль в предупреждении возникновения ВБИ играют мероприятия, направленные на снижение микробной обсемененности поверхностей и воздуха с помощью бактерицидных облучателей, которые оборудуются на высоте не более 2-х метров. Необходимо вести строгий учет времени работы бактерицидных ламп. В зависимости от типа, лампа рассчитана на 5000 либо на 3000 часов. В кабинетах должен быть график кварцевания, проветривания. Еженедельно (во время генеральной уборки) лампа со всех сторон протирается от пыли и жировых отложений сухой марлевой салфеткой. Арматура бактерицидной лампы обрабатывается дезраствором, а затем смывается водой.

Алгоритм действий медицинского персонала при отравлении дезинфицирующими средствами.

Для оказания первой доврачебной помощи в отделении должна быть аптечка, включающая:

1.Активированный уголь50.0

2. Аммиак 10% 30 мл

3. Валериана (настойка, таблетки)1 фл.

4. Беллалгин (бесалол, бикарбон)3 уп.

5. Сода питьевая150.0

6. Перекись водорода1 фл.

7. Солевое слабительное50.0

8. Корвалол1 фл.

9. Бинты стерильные3 шт.

10.Вата гигроскопическая50.0

11 .Настойка йода 5%50 мл

• Обеспечить проходимость верхних дыхательных путей.

• Прекратить дальнейшее поступление яда в организм.

• При ингаляционных отравлениях - удалить пострадавшего из зараженной атмосферы.

• При пероральном отравлении - промыть желудок, ввести энтеросорбенты, дать слабительное, поставить очистительную клизму ( t воды 18 С◦). Наличие крови при промывании желудка не является противопоказанием для промывания.

• При накожной аппликации: обильно промыть пораженный участок большим количеством проточной воды с мылом.

• Госпитализировать больного в стационар.

Таким образом, знание СЭР является обязательным навыком сестры-профессионала.

4.Список использованной литературы

1. Белоусов, Ю.Б. Антибактериальная химиотерапия / Ю.Б. Белоусов, С.М. Шатунов / М.: Ремедиум, 2001.- 120 с.

2. Богуш, П.Г. Орунгал в терапии грибковых заболеваний / П.Г. Богуш, Л.Б. Важбин, В.М. Лещенко / Российский журнал кожных и венерологических болезней, 2000.- №3.-С 40-43.

3. Вдовиченко, Ю.П. Значение ассоциированной хламидийной инфекции в структуре причин бесплодия и принципы ее лечения / Ю.П. Вдовиченко, Е.С. Щербинская, В.В. Максимова / Здоровье женщины, № 1(9), 2002.- С. 68-70.

4. Глазкова, Л.К. Практические аспекты персистентной хламидийной инфекции / Л.К. Глазкова / Венеролог, №2, 2005 .- С. 4-12.

5. Европейские стандарты диагностики лечения заболеваний, передающихся половым путем. М., 2003.

6. Иванов, О.Л. Орунгал в лечении онихомикозов: отдаленные результаты пульс – терапии / О.Л. Иванов, В.С. Новоселов, Н.А. Солнцева / Российский журнал кожных и венерологических болезней, 2000, № 4.- С.51-53.