Главная              Рефераты - Медицина

Воспитание санитарно гигиенической культуры у детей подросткового возраста - курсовая работа

Тема:

Воспитание санитарно-гигиенической культуры у детей подросткового возраста.


План

1. Введение.......................................................................................... 3-4

2. Обзор литературы............................................................................. 5

3. Методика проведения и анализ практического исследования... 6-16

4. Заключение – резюме................................................................. 17-19

5. Выводы............................................................................................ 20

6. Список использованной литературы.............................................. 21


1 . Введение.

Стратегией развития Республики Казахстан "Казахстан-2030" государство определило одним из основных долгосрочных приоритетов сохранение здоровья и обеспечение благополучия граждан.

В соответствии с подпунктом 8) статьи 44 Конституции Республики Казахстан, в целях улучшения состояния здоровья граждан Республики Казахстан и реализации их конституционных прав на охрану здоровья Президент Республики Казахстан Указом от 16 ноября 1998 года N 4153 утвердил Государственную программу "Здоровье народа"

Программа включает меры краткосрочного (1998-1999 годы), среднесрочного (2000-2003 годы) и долгосрочного (2003-2008 годы) характера и соответствует основным принципам Стратегии Всемирной организации здравоохранения "Здоровье для всех в XXI веке".

Цель Программы - улучшение состояния здоровья населения Казахстана, разработка и реализация краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных планов мероприятий, способствующих скорейшему выходу здравоохранения на качественно новый уровень предоставления медицинских услуг населению.

Дошкольные учреждения, школы, профессионально-технические училища, средние специальные и высшие учебные заведения и другие учебно-воспитательные объединения, а также предприятия, являющиеся базой для трудового обучения и производственной практики, обязаны обеспечивать соблюдение санитарных правил и норм, гигиенических нормативов.

Гигиеническое воспитание и обучение, направленное на повышение культуры населения и профилактику заболеваний, должно носить всеобщий, комплексный и непрерывный характер.

Гигиеническое воспитание и обучение осуществляется:

1) в процессе воспитания детей, обучения школьников и подростков, студентов, подготовки и переподготовки специалистов различного профиля и уровня;

2) путем пропаганды медицинских и гигиенических знаний через средства массовой информации.

Предприятия, учреждения, организации обязаны за счет собственных средств осуществлять профессиональную гигиеническую подготовку руководителей, специалистов и работников, деятельность которых связана:

1) с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды;

2) с воспитанием детей, обучением школьников и подростков;

3) с коммунально-бытовым обслуживанием населения;

4) с вредными веществами и неблагоприятными производственными факторами и процессами.

Основными проблемами в воспитании санитарно-гигиенической культуры у детей подросткового возраста в настоящее время являются медицинские и социальные проблемы, а также существующие социальные условия.

Воспитание санитарно-гигиенической культуры у детей подросткового возраста в основном возлагаются на родителей, педагогов, окружение и медперсонал. Повышается роль школы, семьи.

Задачей обследования школ, является подтверждение статистического анализа, проведения анкетирования.

Объектом исследования является – школа. Предметом исследования – беседа.

Проведённый нами литературный поиск выявил, что по данной проблеме отмечается малое количество исследований, а обнаруженные публикации в основном касаются педагогических аспектов и меньше социальных и медицинских. В большинстве своём авторами найденных источников являются педагоги.

Основные направления рефор­мы общеобразовательной школы выдвигают перед органами здравоохранения новые задачи по охране и укреплению здоровья подрастающего поколения, подготовке его к дальнейшей трудовой деятельности. В решении этих задач особая роль отводится гигиене детей и подростков, их санитарно-гигиеническому воспитанию.

В связи, с чем все больше возрастает роль медицинской сестры в вопросах воспитания санитарно-гигиенической культуры школьников подросткового возраста.

Актуальность темы, объясняется проблемами не просто медицинскими, а методическими и концептуально больше медсестринскими.

Поэтому целью настоящего исследования является:

Определить роль школьной медсестры-менеджера в приобщении подростков к санитарной культуре, закреплении привитых ранее санитарно-гигиенических навыков.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1) определить уровень здоровья по данным медицинской документации;

2) определить наличие и развитость гигиенической культуры у детей;

3) определить влияние условий проживания, социального статуса на наличие гигиенических навыков у детей;

4) определить влияние условий пребывания в школе на уровни здоровья обследованных детей;

5) что может сделать медсестра для повышения санитарной культуры у подростков?


2. Обзор литературы

В книге «Гигиена детей и подростков: Руководство для санитарных врачей/Авт.: Г. Н. Сердюковская, А. Г. Сухарев, Е. М. Белостоцкая и др.; Под ред. Г. Н. Сердюковской и А. Г. Сухарева.—М.: Медицина, 1986, 496 с., ил.», рассматриваются организационные основы санитарно-эпидемиологической службы по разделу гигиены детей и подростков, значение государст­венного санитарно-гигиенического надзора за работой детских и подростковых учреждений. Отдельные главы посвящены гигиеническим основам учебно-воспитательного режи­ма, трудового обучения и профессионально-технического образования, а также гигиене физического воспитания, организации летней оздоровительной работы, ги­гиене питания, гигиеническому обучению и воспитанию детей и подростков. Даны гигиенические принципы планировки, строительства и оборудования разных типов детских и подростковых учреждений

В руководствах изложены методические основы, содержание и задачи гигиены детей и подростков на современном этапе. Описаны система предупредительного и текущего санитарного надзора за учреждениями для детей и подростков. С новых позиций рассматриваются такие вопросы, как гигиена строи­тельства, благоустройство и оборудование учреждений для де­тей и подростков, гигиена их обучения и воспитания, организа­ция питания и летнего оздоровительного отдыха.

Основное внимание в литературе уделено методическим приемам работы медицинской сестры при осуществлении предупредительного и текущего санитарного надзора. Рассматриваются вопросы организации государственного санитарного надзора за работой школьных учреждений.

В литературе подробно освещены гигиенические аспекты трудового, поли­технического и профессионального образования детей и под­ростков, а также медицинские аспекты воспитания школьников. Представлен новый материал по разработке системы оздоровительных мероприятий при обуче­нии детей с 6 лет в подготовительных классах общеобразова­тельных школ, а также при обучении и воспитании детей и подростков с от­клонениями в состоянии здоровья и развития.

Так же излагаются методические подходы к изучению и гигиени­ческой оценке организации физического воспитания, даны реко­мендации суточной двигательной активности, закаливания детей и подростков.

Таким образом, материалы литературы охватывают широ­кий круг наиболее существенных и актуальных проблем, имею­щих серьезное значение для решения задачи государственной важности — воспитания физически здорового, гармонически развитого, санитарно гигиенически образованного молодого поколения.


3. Методика проведения и анализ практического исследования

3.1. Результаты обследования городской школы №85.

Инженерно-санитарные коммуникации в школе.

1. В школе №85 есть столовая.

2. Пища приготавливается в школьной кухне

3. В столовой есть умывальник для мытья рук перед едой.

4. В умывальнике есть тёплая вода.

5. На каждом этаже по 2 умывальника для мытья рук.

6. На каждом этаже по 2 туалета: один женский и один мужской.

7. В каждом туалете и в женском и в мужском по 4 очка.

8. На 1, 2, 3, этаже по 3 умывальника для мытья рук после посещения туалета.

9. Есть мыло для мытья рук.

10. Руки сушатся после мытья самостоятельно.

11. Питьевой режим осуществляется в столовой.

12. В школе есть постоянный медработник.

13. Наблюдение за привитием и поддержанием гигиенических навыков у детей осуществляется

- санитарно-просветительной работой, методики Минздрава, ВОЗ,

- классные часы, конференции, дискуссии, диспуты,

- санпосты, сандружинники.

3. 2. Обследование сельской школы №30.

1. Школа маленькая, одноэтажное здание.

2. Столовой нет.

3. Питание осуществляется всухомятку.

4. Туалеты надворные: 1 мужской, 1 женский.

5. На всю школу один умывальник

6. Нет мыла для мытья рук.

7. В школе нет постоянной медсестры, но существует ФАП, где есть медсестра и врач на всё село.

8. Наблюдение за привитием и поддержанием гигиенических навыков у детей за 2000 год, проводилось на низком уровне.

3. 3. Анализ результатов обследования школ №85 и №30.

В городской школе №85 инженерно-санитарные коммуникации соответствуют санитарно-гигиеническим нормам, в отличие от сельской школы №30.

Уровень наблюдения за привитием и поддержанием гигиенических навыков у детей в городской школе №85, также находится на должном уровне, в отличие от сельской школы №30, где фактически отсутствует эта работа, из-за отсутствия постоянной медицинской сестры.

3. 4. Распределение учеников по группам здоровья.

Таблица №1. Анализ распределения учеников по группам здоровья в городской школе № 85.

Группа здоровья Пол Всего
абс %
I М 21 54,8
Д 15 41,7
О. П. 36 54,5
II М 14 38,9
Д 14 43,8
О. П. 28 42,4
III М 2 6,3
Д 2 9,4
О. П. 2 3,1
Всего М 37 53,0
Д 31 47,0
О. П. 68 100

В городской школе № 85 не обнаружено детей с IV и V группами здоровья, то есть, среди учащихся нет детей имеющих тяжёлые хронические заболевания. Однако около половины учащихся (54,5%), отнесены к I группе здоровья, а именно 58,3% - мальчиков и 41,7 % - девочек. Также, если остальные девочки имели II группу здоровья (43,8%), то мальчики составляют (38,9%), то есть ко II группе здоровья отнесено меньше половины учащихся (42,4). Но необходимо отметить, что в этой школе есть дети с III группой здоровья, то есть с хронической патологией из них, мальчики составляют (6,3%), а девочки (9,4%), а в общем они составляют (3,1%).

Сравнительный анализ здоровья детей в исследованных школах №85 и №30 не проведён, из-за отсутствия сведений по группам здоровья в сельской школе, так как дети не наблюдаются медицинской сестрой..

3. 5. Половозрастное распределение

В исследовании участвовало 134 учащихся из двух школ от 12 до 15 лет, которые были разделены на возрастные группы 12-13 лет (36,4%) и 14-15 лет (63,6%). Среди них мальчиков было 49,3%, а девочек – 50,7%.

Таблица №2. Половозрастное распределение детей подросткового возраста №83 и №30 школ.

№ Школы Пол 12-13 лет 14-15 лет Всего
абс % абс % абс %
№85 город-ская М 12 32,4 25 67,6 37 100
Д 9 29 22 71 31 100
О.П. 21 30,9 47 69,1 68 100
№30 сель-ская М 12 41,4 17 58,6 29 100
Д 9 24,3 28 75,7 37 100
О.П. 21 31,8 45 68,2 66 100
Итого М 24 36,4 42 63,6 66 100
Д 18 26,5 50 73,5 68 100
О.П. 42 31,3 92 68,7 134 100

В обоих школах большую часть представляли лица возрастной группы 14-15 лет (68,7%), и меньшую составляли дети 12-13 лет (31,3%).

3.6. Анкетирование.

1. Вопрос. Умываетесь ли вы утром после сна?

а) Да – 1, б) нет – 2, в) иногда – 3.

№ школы а б в Всего
абс % абс % абс % абс %
№85 67 98,5 0 0 1 1,5 68 100
№30 64 97 0 0 2 3 66 100
Ито-го 131 97,7 0 0 3 2,3 134 100

Нами установлено, что подавляющее большинство детей (97,7%) умываются каждое утро, хотя 2,3% детей иногда не умываются.

2. Вопрос. Имеете ли вы индивидуальную зубную щётку?

а) Да – 1, б) нет – 2.

№ школы а б Всего
абс % абс % абс %
№85 67 98,5 1 1,5 68 100
№30 66 100 0 0 66 100
Ито-го 131 99,3 1 0,7 134 100

При исследовании двух школ, по вопросу «имеете ли вы индивидуальную зубную щётку?», было выяснено, что многие учащиеся имеют индивидуальную зубную щётку. Среди них 99,3% ответили, что у них - «есть зубная щётка», а 0,7% ответили – «нет».

3. Вопрос. Чистите ли вы зубы?:

а) Ежедневно 1 раз в день – 1,

б) 2 раза в день – 2

в) 1 раз в неделю – 3

г) Не чищу – 4

д) Редко - 5

№ шко-лы Пол а б д Всего
абс % абс % абс % абс %
№85 город-ская М 23 67,6 10 29,4 1 3 34 100
Д 14 43,8 17 53,1 1 3,1 32 100
О.П. 37 56 27 41 2 3 66 100
№30 сель-ская М 15 52 13 5 1 3 29 100
Д 11 28,2 28 71,8 0 0 39 100
О.П. 26 38,2 41 60,3 1 1,5 68 100
Итого М 38 60,3 23 36,5 2 3,2 63 100
Д 25 35,2 45 63,4 1 1,4 71 100
О.П. 63 47 68 50,7 3 2,3 134 100

Все опрошенные дети чистят зубы. Совсем нечистящих зубы среди опрошенных нет. Однако, чистящих 2 раза в день с соблюдением всех норм и правил оказалось лишь около половины (50,7%), а редко чистящих 2,3%.

4. Вопрос. Делаете ли вы утреннюю гимнастику?

а) ежедневно – 1

б) редко – 2;

в) никогда – 3

Нами установлено, что учащиеся обеих школ делают утреннюю гимнастику очень редко. Хотя на один из вариантов ответа «ежедневно» в городской школе, среди опрошенных, составляют 13,2%, а сельской школе 12,1%.


№ шко-лы Пол а б д Всего
абс % абс % абс % абс %
№85 город-ская М 6 17,6 17 50 11 32,4 34 100
Д 3 8,8 2 6 46,5 5 14,7 34 100
О.П. 9 13,2 43 63,3 16 23,5 68 100
№30 сель-ская М 4 13,8 17 58,6 8 27,6 29 100
Д 4 10,8 25 67,6 8 21,6 37 100
О.П. 8 12,1 42 63,6 16 24,3 66 100
Итого М 10 15,8 34 54 9 30,2 63 100
Д 7 9,9 51 71,8 13 18,3 71 100
О.П. 17 12,7 85 63,4 32 23,9 134 100

5 Вопрос. Моете ли вы руки перед едой?

а) да, всегда – 1, б) не всегда – 2

в) когда напоминают – 3, г) нет такой привычки – 4.

№ шко-лы Пол а б в Всего
абс % абс % абс % абс %
№85 город-ская М 6 17,6 17 50 11 32,4 31 100
Д 3 8,8 26 46,5 5 14,7 37 100
О.П. 9 13,2 43 63,3 16 23,5 68 100
№30 сель-ская М 4 13,8 17 58,6 8 27,6 30 100
Д 4 10,8 25 67,6 8 21,6 36 100
О.П. 8 12,1 42 63,6 16 24,3 66 100
Итого М 10 15,8 34 54 19 30,2 61 100
Д 7 9,9 51 71,8 13 18,3 73 100
О.П. 17 12,7 85 63,4 32 23,9 134 100

Выяснено, что в городской и сельской школе, 12,7% учащихся моют руки перед едой всегда, а не всегда – 63,4%, когда напоминают – 23,9%.

6 Вопрос. Моете ли вы руки после посещения туалета?

а) да, всегда – 1, б) не всегда – 2

в) когда напоминают – 3, г) нет такой привычки - 4

№ шко-лы Пол а б Всего
абс % абс % абс %
№85 город-ская М 29 90,6 3 9,4 32 100
Д 32 88,9 4 11,1 36 100
О.П. 61 89,7 7 10,3 68 100
№30 сель-ская М 30 100 0 0 30 100
Д 35 97,2 1 2,8 36 100
О.П. 65 98,5 1 1,5 66 100
Итого М 59 95,2 3 4,8 62 100
Д 67 93 5 7 72 100
О.П. 126 94 8 6 134 100

Нами установлено, что учащиеся обеих школ моют руки всегда после посещения туалета 94%, из них по школе №85 –89,7%, а по школе №30 – 98,5%. Не всегда моют – 6% учащихся подросткового возраста.

7. Вопрос. Сколько раз в день вы принимаете пищу?

а) 3 раза в день – 1, б) 4 раза в день - 2

в) как придётся – 3, г) 5 раз в день - 4

№ шко-лы а б в г Всего
абс % абс % абс % абс % абс %
№85 33 48,5 22 32,4 12 17,6 1 1,5 68 100
№30 38 57,6 22 33,3 5 7,6 1 1,5 66 100
Ито-го 71 53 44 32,8 17 12,7 2 1,5 134 100

В целом по двум школам дети принимают пищу 3 раза в день 53% (№85 – 48,5%, а №30 – 57,6%), 4 раза в день - 32,8 %, как придётся - 12,7% , однако по №85 –17,6%, а по№ 30 – 7,6%, и 4 раза в день по 1,5%.

8. Вопрос. Имеете ли вы индивидуальную расчёску?

а) да – 1, б) нет – 2

Имеют индивидуальную расчёску 77,6%,( по №85 – 73,5%, а по №30 – 81,8%, это показывает, что в сельской школе на 8,3% больше, чем в городской), не имеют 22,4% (№85 – 26,5%, а №30 – 18,2).

№ школы а б всего
абс % абс % абс %
№85 50 73,5 18 26,5 68 100
№30 54 81,8 12 18,2 66 100
итого 104 77,6 30 22,4 134 100

9. Вопрос. Имеете ли вы индивидуальное полотенце?

а) да – 1, б) нет – 2

№ школы а б всего
абс % абс % абс %
№85 47 69,1 21 30,9 68 100
№30 49 74,3 17 25,7 66 100
итого 96 71,6 38 28,4 134 100

Имеют индивидуальное полотенце 71,6%, (по №85 – 69,1%, а по №30 – 74,3), это показывает, что в сельской школе на 5,2% больше, чем в городской, а не имеют 28,4% (№85 – 30,9%, а №30 – 25,7).

10. Вопрос. Как часто стрижете ногти?

а) 1 раз в неделю – 1, б) 1 раз в месяц – 2

Нами установлено, что подростки стригут ногти 1 раз в месяц 85%, (по №85 школе – 82,4%, а по №30 школе – 87,9%), это показывает, что в сельской школе на 5,5% больше, чем в городской, а стригут 1 раз в месяц 15% (№85 – 17,6%, а №30 – 12,1%).

№ школы а б всего
абс % абс % абс %
№85 56 82,4 12 17,6 68 100
№30 58 87,9 8 12,1 66 100
итого 114 85 20 15 134 100

11. Вопрос. Как часто вы купаетесь?

а) 1 раз в неделю – 1, б) 2 раза в неделю – 2,

в) в 2 недели 1 раз –3, г) ещё реже –4

Нами установлено, что подростки купаются 2 раза в неделю 59%, (по №85 школе – 60,3%, а по №30 школе – 57,5%), это показывает, что в сельской школе на 2,8% меньше, чем в городской, из-за коммунальной благоустроенности города.

№ шко-лы а б в г Всего
абс % абс % абс % абс % абс %
№85 26 38,2 41 60,3 0 0 1 1,5 68 100
№30 27 41 38 57,5 1 1,5 0 0 66 100
Ито-го 53 39,6 79 59 1 0,7 1 0,7 134 100

Моются 1 раз в неделю 39,6% ( по №85 школе – 38,2%, а по №30 школе – 41%). В две недели 1 раз по №30 школе 1 подросток – 0,7%, и ещё реже – по №85 школе 1 подросток – 0,7%.

12. Вопрос. Моете ли вы ноги перед сном?

а) ежедневно – 1, б) 2 раза в неделю – 2,

в) в неделю 1 раз –3, г) не мою –4.


№ шко-лы а б в г Всего
абс % абс % абс % абс % абс %
№85 47 69,1 11 16,2 7 10,3 3 4,4 68 100
№30 44 66,7 19 28,8 3 4,5 0 0 66 100
Ито-го 91 67,9 30 22,4 10 7,5 3 2,2 134 100

Нами установлено, что подростки моют ноги ежедневно 67,9%, (по №85 школе – 69,1%, а по №30 школе – 66,7%), это показывает, что в сельской школе на 2,4% меньше, чем в городской, из-за коммунальной благоустроенности города. Моют ноги 2 раза в неделю 22,4% ( по №85 школе – 16,2%, а по №30 школе – 28,8%). В неделю 1 раз по №85 школе – 10,3%, а по №30 школе – 4,5%). Не моют ноги по №30 школе – нет, а по №85 школе 3 подростка – 2,2%.

13. Вопрос. Как часто меняете нательное бельё?

а) каждый день – 1

б) через день – 2

в) в неделю 1 раз –3

г) редко –4

№ шко-лы а б в г Всего
абс % абс % абс % абс % абс %
№85 27 39,7 26 38,2 14 20,6 1 1,5 68 100
№30 35 53 27 41 4 6 0 0 66 100
Ито-го 62 46,3 53 39,6 18 13,4 1 0,7 134 100

Нами установлено, что подростки меняют нательное бельё ежедневно 46,3%, (по №85 школе – 39,7%, а по №30 школе – 53%), это показывает, что в сельской школе на 13,3% больше, чем в городской. Меняют нательное бельё через день 39,6% ( по №85 школе – 38,2%, а по №30 школе – 41%). В неделю 1 раз 13,4% (по №85 школе – 20,6%, а по №30 школе – 6%). Редко меняют нательное бельё по №30 школе – нет, а по №85 школе 1 подросток – 0,7%.

14. Вопрос. Как часто меняете постельное бельё?

а) в неделю 1 раз – 1, б) в месяц 1 раз – 2, в) редко – 3

№ школы а б в Всего
абс % абс % абс % абс %
№85 63 92,6 5 7,4 0 0 68 100
№30 47 71 15 23 4 6 66 100
итого 110 82 20 15 4 3 134 100

Нами установлено, что подростки меняют постельное бельё 1 раз в неделю 82%, (по №85 школе – 92,6%, а по №30 школе – 71%), это показывает, что в сельской школе на 21,6% меньше, чем в городской. Меняют постельное бельё в месяц 1 раз 15% ( по №85 школе – 7,4%, а по №30 школе – 23%). Редко меняют постельное бельё по №85 школе – нет, а по №30 школе 4 подростка – 3%.

15. Вопрос. Когда у вас гости, приходится ли вам спать (с мамой, отцом, братом, с сестрой)?

а) часто – 1, б) иногда – 2, в) нет – 3

№ школы а б в Всего
абс % абс % абс % абс %
№85 3 4,4 10 14,7 55 80,9 68 100
№30 14 21,2 20 30,3 32 48,5 66 100
итого 17 12,7 30 22,4 87 64,9 134 100

Нами установлено, что подросткам не приходится спать (с мамой, отцом, братом, с сестрой) - 64,9%, (по №85 школе – 80,9%, а по №30 школе – 48,5%), это показывает, что в сельской школе на 32,4% меньше, чем в городской. Подросткам приходится спать (с мамой, отцом, братом, с сестрой) - 22,4% ( по №85 школе – 14,7%, а по №30 школе – 30,3%), это показывает, что в сельской школе на 15,6% больше, чем в городской. Часто приходится спать – 12,7% ( по №85 школе – 4,4%, а по №30 школе – 21,2%), это показывает, что в сельской школе на 16,8% чаще, чем в городской.

16. Вопрос. Участвуете ли вы в уборке квартиры?

а) да – 1

б) иногда – 2

в) когда попросят – 3

г) если мне за это что-то дадут (деньги, подарок) – 4

д) нет - 5

Нами установлено, что подростки в основном самостоятельно участвуют в уборке квартиры - 78,4%, (по №85 школе – 82,3% (из них мальчики – 71,9%, а девочки активнее – 91,7%), а по №30 школе – 74,2%(из них мальчики – 61,2%, а девочки активнее – 85,7%)), это показывает, что в сельской школе на 9,1% меньше, чем в городской. Причем, мальчики из №85 школы 71,9% на 10,7% чаще чем мальчики из № 30 школы 61,2%, а так же девочки из городской школы №85 – 91,7% на 6,2% больше, чем девочки из сельской школы № 30 – 85,7%.

№ школы пол а б в г д Всего
абс % абс % абс % абс % абс % абс %
№ 5 М 23 71,9 4 12,5 3 9,4 1 3,1 1 3,1 32 100
Д 33 91,7 0 0 0 0 3 8,3 0 0 36 100
ОП 56 82,3 4 5,9 3 4,4 4 5,9 1 1,5 68 100
№ 30 М 19 61,2 6 19,4 6 19,4 0 0 0 0 31 100
Д 30 85,7 4 11,4 1 2,9 0 0 0 0 35 100
ОП 49 74,2 10 15,2 7 10,6 0 0 0 0 66 100
итого М 42 66,7 10 15,8 9 14,3 1 1,6 1 1,6 63 100
Д 63 88,7 4 5,6 1 1,4 3 4,3 0 0 71 100
ОП 105 78,4 14 10,4 10 7,5 4 3 1 0,7 134 100

Подростки иногда участвуют в уборке квартиры - 10,4%, (по №85 школе – 5,9% ( мальчики – 12,5%, а девочки - нет), а по №30 школе – 15,2%(из них мальчики – 19,4%, а девочки – 11,4%)).

Подростки участвуют в уборке квартиры когда попросят - 7,5%, (по №85 школе – 4,4% ( мальчики – 9,4%, а девочки - нет), а по №30 школе – 10,6%(из них мальчики – 19,4%, а девочки – 2,9%)).

Подростки участвуют в уборке квартиры если им за это что-то дадут (деньги, подарок) - 3%, (по №85 школе – 5,9% ( мальчики – 3,1%, а девочки – 8,3%), а по №30 школе – нет

Подростки не участвуют в уборке квартиры - 0,7%, (по №85 школе – 1,5% ( мальчики – 3,1%, а девочки – нет), а по №30 школе – нет.

17. Вопрос. Проветриваете ли вы свою комнату перед сном и после сна?

а) да – 1, б) нет - 5

№ школы а б всего
абс % абс % абс %
№85 38 55,9 30 44,1 68 100
№30 42 63,6 24 36,4 66 100
итого 80 59,7 54 40,3 134 100

Нами установлено, что подростки проветривают свою комнату перед сном и после сна в большей половине случаев - 59,7%, (по №85 школе – 55,9%, а по №30 школе – 63,6%), это показывает, что в сельской школе на 7,7% больше, чем в городской. Подростки не проветривают свою комнату перед сном и после сна - 40,3%, (по №85 школе – 44,1%, а по №30 школе – 36,4%), это показывает, что в сельской школе на 7,7% меньше, чем в городской.

18. Вопрос. Моете ли вы овощи-фрукты перед употреблением?

а) всегда мою – 1, б) редко - 5 , в) не мою –3

№ школы а б в Всего
абс % абс % абс % абс %
№85 59 86,7 9 13,3 0 0 68 100
№30 59 89,4 6 9,1 1 1,5 66 100
итого 118 88,1 15 11,2 1 0,7 134 100

Нами установлено, что подростки в большей половине случаев моют овощи-фрукты перед употреблением - 88,1%, (по №85 школе – 86,7%, а по №30 школе – 89,4%), это показывает, что в сельской школе на 2,7% больше, чем в городской. Подростки редко моют овощи-фрукты перед употреблением - 11,2%, (по №85 школе – 13,3%, а по №30 школе – 9,1%), это показывает, что в сельской школе на 7,7% меньше, чем в городской. Никогда не моют овощи-фрукты перед употреблением по №85 школе – нет, а по №30 школе – 1 подросток.


4. Заключение – резюме.

В городской школе №85 инженерно-санитарные коммуникации соответствуют санитарно-гигиеническим нормам, в отличие от сельской школы №30.

Уровень наблюдения за привитием и поддержанием гигиенических навыков у детей в городской школе №85, также находится на должном уровне, в отличие от сельской школы №30, где фактически отсутствует эта работа, из-за отсутствия постоянной медицинской сестры.

В городской школе № 85 не обнаружено детей с IV и V группами здоровья, то есть, среди учащихся нет детей имеющих тяжёлые хронические заболевания. Однако около половины учащихся (54,5%), отнесены к I группе здоровья, а именно 58,3% - мальчиков и 41,7 % - девочек. Также, если остальные девочки имели II группу здоровья (43,8%), то мальчики составляют (38,9%), то есть ко II группе здоровья отнесено меньше половины учащихся (42,4). Но необходимо отметить, что в этой школе есть дети с III группой здоровья, то есть с хронической патологией из них, мальчики составляют (6,3%), а девочки (9,4%), а в общем они составляют (3,1%).

Сравнительный анализ здоровья детей в исследованных школах №85 и №30 не проведён, из-за отсутствия сведений по группам здоровья в сельской школе, так как дети не наблюдаются медицинской сестрой..

В исследовании участвовало 134 учащихся из двух школ от 12 до 15 лет, которые были разделены на возрастные группы 12-13 лет (36,4%) и 14-15 лет (63,6%). Среди них мальчиков было 49,3%, а девочек – 50,7%.

В обоих школах большую часть представляли лица возрастной группы 14-15 лет (68,7%), и меньшую составляли дети 12-13 лет (31,3%).

Нами установлено, что подавляющее большинство детей (97,7%) умываются каждое утро, хотя 2,3% детей иногда не умываются

При исследовании двух школ, по вопросу «Имеете ли вы индивидуальную зубную щётку?», было выяснено, что многие учащиеся имеют индивидуальную зубную щётку. Среди них 99,3% ответили, что у них - «есть зубная щётка», а 0,7% ответили – «нет».

Все опрошенные дети чистят зубы. Совсем нечистящих зубы среди опрошенных нет. Однако, чистящих 2 раза в день с соблюдением всех норм и правил оказалось лишь около половины (50,7%), а редко чистящих 2,3%.

Нами установлено, что учащиеся обеих школ делают утреннюю гимнастику очень редко. Хотя на один из вариантов ответа «ежедневно» в городской школе, среди опрошенных, составляют 13,2%, а сельской школе 12,1%.

Выяснено, что в городской и сельской школе, 12,7% учащихся моют руки перед едой всегда, а не всегда – 63,4%, когда напоминают – 23,9%.

Нами установлено, что учащиеся обеих школ моют руки всегда после посещения туалета 94%, из них по школе №85 –89,7%, а по школе №30 – 98,5%. Не всегда моют – 6% учащихся подросткового возраста.

В целом по двум школам дети принимают пищу 3 раза в день 53% (№85 – 48,5%, а №30 – 57,6%), 4 раза в день - 32,8 %, как придётся - 12,7% , однако по №85 –17,6%, а по№ 30 – 7,6%, и 4 раза в день по 1,5%.

Имеют индивидуальную расчёску 77,6%, (по №85 – 73,5%, а по №30 – 81,8%, это показывает, что в сельской школе на 8,3% больше, чем в городской), не имеют 22,4% (№85 – 26,5%, а №30 – 18,2).

Имеют индивидуальное полотенце 71,6%, (по №85 – 69,1%, а по №30 – 74,3), это показывает, что в сельской школе на 5,2% больше, чем в городской, а не имеют 28,4% (№85 – 30,9%, а №30 – 25,7).

Нами установлено, что подростки стригут ногти 1 раз в месяц 85%, (по №85 школе – 82,4%, а по №30 школе – 87,9%), это показывает, что в сельской школе на 5,5% больше, чем в городской, а стригут 1 раз в месяц 15% (№85 – 17,6%, а №30 – 12,1%).

Нами установлено, что подростки купаются 2 раза в неделю 59%, (по №85 школе – 60,3%, а по №30 школе – 57,5%), это показывает, что в сельской школе на 2,8% меньше, чем в городской, из-за коммунальной благоустроенности города. Моются 1 раз в неделю 39,6% ( по №85 школе – 38,2%, а по №30 школе – 41%). В две недели 1 раз по №30 школе 1 подросток – 0,7%, и ещё реже – по №85 школе 1 подросток – 0,7%.

Нами установлено, что подростки моют ноги ежедневно 67,9%, (по №85 школе – 69,1%, а по №30 школе – 66,7%), это показывает, что в сельской школе на 2,4% меньше, чем в городской, из-за коммунальной благоустроенности города. Моют ноги 2 раза в неделю 22,4% ( по №85 школе – 16,2%, а по №30 школе – 28,8%). В неделю 1 раз по №85 школе – 10,3%, а по №30 школе – 4,5%). Не моют ноги по №30 школе – нет, а по №85 школе 3 подростка – 2,2%.

Нами установлено, что подростки меняют нательное бельё ежедневно 46,3%, (по №85 школе – 39,7%, а по №30 школе – 53%), это показывает, что в сельской школе на 13,3% больше, чем в городской. Меняют нательное бельё через день 39,6% ( по №85 школе – 38,2%, а по №30 школе – 41%). В неделю 1 раз 13,4% (по №85 школе – 20,6%, а по №30 школе – 6%). Редко меняют нательное бельё по №30 школе – нет, а по №85 школе 1 подросток – 0,7%.

Нами установлено, что подростки меняют постельное бельё 1 раз в неделю 82%, (по №85 школе – 92,6%, а по №30 школе – 71%), это показывает, что в сельской школе на 21,6% меньше, чем в городской. Меняют постельное бельё в месяц 1 раз 15% ( по №85 школе – 7,4%, а по №30 школе – 23%). Редко меняют постельное бельё по №85 школе – нет, а по №30 школе 4 подростка – 3%.

Нами установлено, что подросткам не приходится спать (с мамой, отцом, братом, с сестрой) - 64,9%, (по №85 школе – 80,9%, а по №30 школе – 48,5%), это показывает, что в сельской школе на 32,4% меньше, чем в городской. Подросткам приходится спать (с мамой, отцом, братом, с сестрой) - 22,4% ( по №85 школе – 14,7%, а по №30 школе – 30,3%), это показывает, что в сельской школе на 15,6% больше, чем в городской. Часто приходится спать – 12,7% ( по №85 школе – 4,4%, а по №30 школе – 21,2%), это показывает, что в сельской школе на 16,8% чаще, чем в городской.

Нами установлено, что подростки в основном самостоятельно участвуют в уборке квартиры - 78,4%, (по №85 школе – 82,3% (из них мальчики – 71,9%, а девочки активнее – 91,7%), а по №30 школе – 74,2%(из них мальчики – 61,2%, а девочки активнее – 85,7%)), это показывает, что в сельской школе на 9,1% меньше, чем в городской. Причем, мальчики из №85 школы 71,9% на 10,7% чаще, чем мальчики из № 30 школы 61,2%, а так же девочки из городской школы №85 – 91,7% на 6,2% больше, чем девочки из сельской школы № 30 – 85,7%.

Подростки иногда участвуют в уборке квартиры - 10,4%, (по №85 школе – 5,9% (мальчики – 12,5%, а девочки - нет), а по №30 школе – 15,2%(из них мальчики – 19,4%, а девочки – 11,4%)).

Подростки участвуют в уборке квартиры когда попросят - 7,5%, (по №85 школе – 4,4% ( мальчики – 9,4%, а девочки - нет), а по №30 школе – 10,6%(из них мальчики – 19,4%, а девочки – 2,9%)).

Подростки участвуют в уборке квартиры если им за это что-то дадут (деньги, подарок) - 3%, (по №85 школе – 5,9% ( мальчики – 3,1%, а девочки – 8,3%), а по №30 школе – нет

Подростки не участвуют в уборке квартиры - 0,7%, (по №85 школе – 1,5% ( мальчики – 3,1%, а девочки – нет), а по №30 школе – нет.

Нами установлено, что подростки проветривают свою комнату перед сном и после сна в большей половине случаев - 59,7%, (по №85 школе – 55,9%, а по №30 школе – 63,6%), это показывает, что в сельской школе на 7,7% больше, чем в городской. Подростки не проветривают свою комнату перед сном и после сна - 40,3%, (по №85 школе – 44,1%, а по №30 школе – 36,4%), это показывает, что в сельской школе на 7,7% меньше, чем в городской.

Нами установлено, что подростки в большей половине случаев моют овощи-фрукты перед употреблением - 88,1%, (по №85 школе – 86,7%, а по №30 школе – 89,4%), это показывает, что в сельской школе на 2,7% больше, чем в городской. Подростки редко моют овощи-фрукты перед употреблением - 11,2%, (по №85 школе – 13,3%, а по №30 школе – 9,1%), это показывает, что в сельской школе на 7,7% меньше, чем в городской. Никогда не моют овощи-фрукты перед употреблением по №85 школе – нет, а по №30 школе – 1 подросток.


5. Выводы

В последние годы наука и практика в области здравоох­ранения обогатились фундаментальными исследованиями, по­священными изучению состояния здоровья, закономерностей роста и развития детей и подростков, научному обоснованию учебной, трудо­вой и спортивной деятельности. Разработаны новые гигиенические подходы и требования к строительству и благоустройству детских и подростковых учреж­дении. Обновились соответствующие официальные материалы нормативного характера.

В работе проведён обзор литературы по вопросу воспитания санитарно-гигиенической культуры у детей подросткового возраста. А также обследованы городская школа №85 и сельская школа №30 по вопросам их инженерно-санитарных коммуникаций.

Проведён анализ результатов обследования школ №85 и №30, изучено распределение учеников по группам здоровья, определено половозрастное распределение, проведено анкетирование этих школ по вопросам санитарно-гигиенического воспитания.

В результате обследования определено, в городской школе №85 инженерно-санитарные коммуникации соответствуют санитарно-гигиеническим нормам, в отличие от сельской школы №30.

Уровень наблюдения за привитием и поддержанием гигиенических навыков у детей в городской школе №85, также находится на должном уровне, в отличие от сельской школы №30, где фактически отсутствует эта работа, из-за отсутствия постоянной медицинской сестры.

Однако по некоторым показателям санитарно-гигиенических навыков подростки сельской школы №30 имеют лучшие показатели, (хотя у них и нет постоянной медицинской сестры и хуже инженерно-санитарные коммуникации) благодаря санитарно-гигиеническому воспитанию школы, учителей, родителей, сельского окружения.

В городской школе № 85 не обнаружено детей с IV и V группами здоровья, то есть, среди учащихся нет детей имеющих тяжёлые хронические заболевания.

Основные направления рефор­мы общеобразовательной школы выдвигают перед органами здравоохранения новые задачи по охране и укреплению здоровья подрастающего поколения, подготовке его к дальнейшей трудовой деятельности. В решении этих задач особая роль отводится гигиене детей и подростков, их санитарно-гигиеническому воспитанию.

В связи, с чем все больше возрастает роль медицинской сестры в вопросах воспитания санитарно-гигиенической культуры школьников подросткового возраста, роль школьной медсестры-менеджера в приобщении подростков к санитарной культуре, закреплении привитых ранее санитарно-гигиенических навыков подростков на данном этапе, из-за медицинских и социальных проблем, а также существующих социальных условий и экологии.


6 . Список использованной литературы

1. Конституция Республики Казахстан от 30 августа 1995 г. (с изменениями от 7 октября 1998 г.)

2. Закон Республики Казахстан от 19 мая 1997 года N 111-1 Об охране здоровья граждан в Республике Казахстан (с изменениями и дополнениями, внесенными Законами РК от 1.07.98 г. N 259-1; от 17.12.98 г. N 325-1; от 7.04.99 г. N 374-1; от 22.11.99 г. N 484-1 (вступают в силу с 1.01.2000))

3. Указ Президента Республики Казахстан от 28 января 1998 г. N 3834 О мерах по реализации стратегии развития Казахстана до 2030 года (внесены изменения Указами Президента РК от 7.09.99 г. N 206; от 17.02.00 г. N 344)

4. Справочник практического врача. Под ред. Вельтищева Ю. В. Медицина. М. В 2-х томах. 1990 г.

5. Задворская А. Б. Справочник медицинской сестры. В 2-х т. 1998 г.

6. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене детей и подростков. Под ред. Кардашенко В. Н. М. Медицина. 1983 г. – 264 с.

7. Lemon/лимон. Учебные материалы по сестринскому делу. Проект ВОЗ по обеспечению материалов для медсестер в странах Центральной и Восточной Европы и в новых независимых государствах (на территории бывшего СССР). 2000 г.

8. Мухина С. А., Тарновская И. И. Теоретические основы сестринского дела: Учебное посо­бие. В 2 частях. Ч. I.-M.: 1996.-184 с., ил. - (Учеб. лит. для учащихся мед. училищ).

9. Научные теории в сестринской деятельности 1999 г.

10. Сафонова А. Г. Учебное пособие для подготовки медицинских сестер. 3-е изд. М. Медицина. 1979 г. 655 с.

11. Гигиена детей и подростков. Учебник под ред. Сердинской Г. Н. М.: Медицина. 1989 г. – 320 с.

12. Справочник терапевта. Алма-Ата. Кайнар. – 1981 г. – 656 с.

13. Справочник фельдшера. В 2-х томах. М. Медицина. 1990 г.

14. Теоретические основы сестринского дела.-В кн.: Материалы I Всероссийской научно-практической конференции по теории сестринского дела, 1993.—с. 30.

15. Харди И. Врач, сестра, больной.—Академия наук Венгрии, 1981.-С. 25-96.