Главная              Рефераты - Медицина

Свобода и ответственности в профессиональной деятельности провизора - реферат

Министерство охраны здоровья Украины

Луганский государственный медицинский университет

кафедры технологии лекарств,

организации и экономики фармации

Реферат

На тему: «Свобода и ответственности в профессиональной деятельности провизора»

Выполнил: студентка 3 курса

фармацевтического фак-та 54 гр.

Люблинский Олег

Проверил:

Луганск

2006

План

1. Медицинский долг.

2. Фармацевтическая ответственность.

3. Правона­рушения.

4. Неоказание помощи больному.

5. Нарушение санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических пра­вил.

6. Противозаконные составление и вы­дача подложных медицинских доку­ментов.

7. Незаконное экспериментирование

8. Нарушение правил производства, хранения, отпуска, учета, перевозки, пересылки наркотических веществ.

ВВЕДЕНИЕ.

Среди проблем теоретической медицины и практи­ческого здравоохранения, связанных с профессиональ­ной деятельностью провизоров и других медицинских ра­ботников, этико-деонтологические вопросы до настоя­щего времени не заняли надлежащего места и не пользуются престижностью, оказались как бы второ­степенными. В связи с этим отмечается большое ко­личество жалоб от населения на недостатки в работе медиков, на нарушения медицинской этики и деонто­логии.

Если недостаточная профессиональная квалифика­ция медицинского работника не всегда может быть распознана больным или его близкими, то его нравст­венный облик обнажается без труда и может полу­чать, к сожалению, отрицательную оценку населения. Это не способствует успешному решению тех ответст­венных социальных задач, которые стоят перед здраво­охранением.

Перспективы сплошной диспансеризации, которая охватит не только больных, но и огромный контингент практически здоровых людей, во много раз увеличи­вают контакты населения с медицинскими работника­ми. Следовательно, вопросы этико-деонтологического плана, в том числе вопросы общения, становятся особенно актуальными и социально значимыми, что обусловливает необходимость поиска путей повышения действенности и эффективности воспитания меди­цинских работников.

Проблема приобретает особое значение в условиях курса на перестройку и ускорение социально-эконо­мического развития страны, что, в свою очередь, по-новому выявило роль человеческого, личностного фактора. Уместно вспомнить, что еще на заре Со­ветской власти В. И. Ленин писал: «Надо, чтобы все дело воспитания, образования и обучения современной молодежи было воспитанием в ней коммунистической морали ».

В постановлении ЦК КПСС «Основные направле­ния перестройки высшего и среднего специального образования в стране» перед медиками в качестве одной из главных задач поставлена задача воспита­ния высоких нравственных, гражданских качеств, ми­лосердия .

Однако в деле воспитания указанных качеств было немало недостатков и поэтому возникает необходи­мость в научном социально-психологическом анализе. Требуется также учитывать общественно-исторические условия эпохи научно-технической революции.

Научно-техническая революция, повышая уровень производства материальных ценностей общества, об­легчая условия труда и быта людей, особенно и преимущественно в социалистическом обществе, ока­зывает большое воздействие на социально-психологи­ческую, эмоционально-нравственную сферу человека. Урбанизация, машинизация, компьютеризация, разви­тие технических средств коммуникации и многое другое изменили и усложнили возможности и условия прямых межличностных контактов людей, их непос­редственного общения. Человек отдаляется от приро­ды, от живого окружающего его мира, имеет место разобщение вне производственных процессов.

Приходится сталкиваться с проблемой нравствен­ной неустойчивости, стихийного возникновения раз­личных неофициальных молодежных групп и течений, часть из которых далека от принципов коммунисти­ческой морали. У некоторых молодых людей бедность духовной жизни и эмоционально-нравственной среды проявляется такими негативными явлениями как ве­щизм, иждивенчество, общественный инфантилизм, необоснованный нигилизм и т. п. Не всегда удается преодолеть эти явления при существующей постановке воспитательной работы и в медицинских учебных заведениях.

Так, в учебных планах вузов мало уделяется вни­мания психологии, будущие медики не получают необ­ходимых им знаний в этой области и часто не понима­ют сложную духовную жизнь и поступки человека, тем более больного. Программа по медицинской этике и деонтологии предусматривает изучение предмета через разные учебные дисциплины. Слабый интерес кафедр к этому разделу медицинского образования, и поэтому часто формальный подход и дидактически недостаточные методы обучения не приводят к же­лаемым результатам.

Мало помогает студентам и учебно-методическая литература, в которой преобладают общие положения, нравоучения и моральные сентенции.

Эмоционально-нравственное и деонтологическое воспитание в средней специальной и высшей меди­цинской школе должно опираться на активные методы воспитательного обучения, которые давали бы эмоциональный заряд, побуждали к самостоятельным ответственным творческим решениям, т. е. учебно-производственным действиям, открывающим возмож­ности самовыражения. К таким методам относятся разного типа обучающие задачи, игровой метод, учебно-исследовательская работа студентов и др. Они позволяют моделировать жизненные ситуации про­фессиональной деятельности будущего специалиста, требующие нравственной зрелости, моральной стой­кости, мужества, готовности пожертвовать личными интересами во благо страждущего.

Этико-деонтологическое воспитание молодой смены медицинских работников — выпускников медицинских училищ и медицинских вузов, или практикующих специалистов — исключительно сложно.

Сложилось представление, что профессионализм медицинского работника, его политическая грамот­ность уже сами по себе включают деонтологию и эти­ку. Это не всегда так. У ряда медиков оказываются утраченными чувство собственного достоинства, угры­зений совести, чести, которые отличали некогда оте­чественных интеллигентов-врачей. Нравственные ка­чества, необходимые медицинскому работнику, должны формироваться под влиянием литературы, искусства. К. сожалению, сегодня такие общечеловеческие, гума­нистические ценности в определенной степени утратили свое значение, что привело к известному дефициту общей культуры также и у представителей медицинской профессии.

В отечественной и зарубежной литературе появи­лось немало публикаций, свидетельствующих о возник­ших противоречиях между целью и сутью медицины и их практической реализацией в конкретных усло­виях. В антагонистическом западном обществе это проявляется в недоступности медицинских услуг из-за их дороговизны социальным низам, избирательном отношении к больным (вплоть до принятия врачом решения продолжать или приостанавливать борьбу за жизнь пациента), превращении медицинской по­мощи в предмет купли-продажи, а то и просто в глум­ление над человеком.

В условиях социализма также существуют свои проблемы. Но получают они чаще одностороннюю интерпретацию. Иногда говорят о технизации меди­цины в ущерб ее адекватности миру чувств и пережи­ваний больного, о том, что существующая ведомствен­ность противоречит конституционным гарантам, а платность — принципу социализма, что наблюдает­ся неодинаковое отношение медицинского персонала к дееспособной и недееспособной части населе­ния и т. д. Все это — недоработки теоретического характера, результат пренебрежения науковедением в медицине.

Научно обоснованный путь совершенствования этико-деонтологического воспитания медицинских ра­ботников открывает понимание разработанной со­ветской психологической школой роли мотивационно-потребностной сферы в регулировании поведения, чувств, воли человека, т. е. как инициатора его актив­ности и деятельности. Потребности человека разви­ваются в процессе общественно-производственной деятельности, в свою очередь способствуют совер­шенствованию производительных сил и производствен­ных отношений. Они отражают социально-истори­ческий опыт в его индивидуальном преломлении. Среди различных потребностей особое значение имеют общественно-духовные как удовлетворение стремления к познанию нового, культурно-эстетическому развитию, самовыражению через общение и выражение чувства доброты, сострадания и т. д.

Социально-психологической основой эффективного этико-деонтологического воспитания должно быть формирование и развитие соответствующей моти-вационно-потребностной сферы у медицинских работ­ников.

Это значит, что такие необходимые им нравствен­ные качества, как сопереживание и милосердие, должны привноситься не извне, а стать внутренним духовным содержанием, моральным кредо, стержнем человека, который не может не выражать эту потреб­ность всеми своими поступками и повседневным по­ведением. Формирование указанных потребностей — дело трудное и долгое, требующее такта, умения, терпения, индивидуального подхода. Эпоха НТР еще больше усложнила этот процесс, повысила роль и определило место человеческого фактора в социально-экономическом развитии страны на данном истори­ческом этапе. Задача его активизации во всех сферах человеческой деятельности требует улучшения этико-деонтологического воспитания и среди тех, кто сегодня работает в лечебно-профилактических учреждениях, во всей системе здравоохранения. Это взрослые люди с иной, нежели молодежь, социально-психологической характеристикой. У многих сложились свои понятия, привычки, новые представления и убеждения воспри­нимаются ими не сразу. Призывы, лозунги, наставления, морализирование, особенно преподносимые не в лучших формах, как это нередко бывает, оказываются малорезультативными, а подчас дают обратный эф­фект.

Формирование деонтологических принципов и эти­ческих норм поведения у медицинских работников невозможно без воспитания соответствующих убеж­дений. Доказано, что убеждения, как отражение потребностей личности, не перенимаются, не заучи­ваются, а вырабатываются путем самостоятельных размышлений, самоосмысливания собственной со­циально-значимой трудовой деятельности. При этом формирование убеждений, по сути, становится само­воспитанием, индивидуально неповторимым как по способам, так и по содержанию, раскрывая психичес­кие особенности личности. Это углубленный, скрытый от других самоанализ у натур интравертивного склада и эмоционально насыщенные внешние проявления внутренней, духовной работы мысли и чувств у экстра-вертивных натур.

Самовоспитание вообще, и этико-деонтологических принципов и убеждений в частности,— особый вид мыслительной и эмоциональной деятельности человека, требующий хотя бы представления об элементарных психологических ее основах. Прежде всего необходимо четко и конкретно поставить цель работы над собой — сделать доброту, сострадание к другим, нуждающимся в твоей помощи, в милосердии своей осознанной, со­циально и профессионально значимой нравственной потребностью.

Сделать это окажется нетрудно, если, увидев благодарную улыбку больного, медицинский работник не подавит в себе чувство удовлетворения собой, радости достигнутым. Значимым при этом будет и психологический эффект эмоционального подкреп­ления.

Этико-деонтологические убеждения, нравственный облик медика в повседневной работе находят выра­жение, прежде всего, через общение с пациентами, больными, близкими больных, коллегами, сослужив­цами.

Проблемы общения — сложный многоплановый процесс установления контактов между людьми, вклю­чающий обмен информацией, восприятие и понимание, а часто и оценку другого человека. Общение — важ­ная психологическая категория со своими зависи­мостями.

Межличностное общение, чаще всего диалоговое, непременный компонент профессиональной медицин­ской деятельности. Оно во многом определяет те от­ношения, которые с самого начала складываются между врачом и его пациентом, способствуют уста­новлению так необходимых доверительных отношений между ними. Н. И. Пирогов вспоминал, какое не­изгладимое впечатление произвел на него облик, авторитет и манера общения выдающегося терапевта Е. О. Мухина.

Важным аспектом психолого-педагогического со­держания является поведение провизора. Интеллигентность, чувство такта, умение слушать и направлять ход мысли пациента по нужному руслу — эти и другие ка­чества всегда были присущи лучшей части отечествен­ных врачей.

Провизора нередко и по праву называют педагогом и воспитателем. Ни одна профессия не имеет столько сторон соприкосновения с человеческой судьбой, как медицинская. Очевидно, эту специфику нужно учи­тывать, а культуру поведения формировать в до- и последипломный период становления провизора как спе­циалиста. Между тем, до настоящего времени не преодолена недостаточная связь воспитания с обучени­ем в современных вузах при довольно низкой степени побуждения к самовоспитанию и самообразованию как студентов, так и провизоров. Конечно, это замечание не распространяется на всех медицинских работников, поскольку из их среды каждой эпохой выдвигались неординарные личности, зарекомендовавшие себя в различных областях деятельности, включая мир лите­ратуры и искусства. И все же существующий метод подготовки врачей, экстенсивное развитие всей систе­мы здравоохранения сыграли свою отрицательную роль в этом вопросе. Что же касается вузовской среды, то здесь до сих пор нередко воспитание учащейся мо­лодежи через учебную дисциплину (предмет), мастер­ство педагогов и прежде всего клиницистов, не обрели еще должного уровня. Студенты медицинских вузов и аспиранты не владеют психологией, культурой обще­ния, хотя профессиональная деятельность провизора на­чинается именно с общения с пациентом. От искусства общения во многом зависят результаты лечения.

Общение мало знакомых людей вначале предпола­гает межличностное восприятие одного другим, в кото­ром проявляются как познавательные, так и эмоцио­нальные компоненты. Поскольку первое впечатление о человеке складывается нередко на основе ограниченной информации о нем, то существенное значение имеет интерпретация другого отождествлением или сопостав­лением с собой (идентификация), размышлением за другого (социально-психологическая рефлексия), стремлением воспроизвести эмоциональный мир его переживаний (эмпатия), распространением на другого известных характеристик какой-либо социальной группы (стереотипизация).

В одних случаях общение между людьми регла ментируется по форме и по содержанию социальными ролями и функциями — руководителя и подчиненного, родителей и детей, врача и медицинской сестры и т. д. Это так называемый формальный вид общения. Но общение бывает и неформальным, т. е. определяемым личными отношениями людей: их симпатиями, привя­занностями, уважением, дружбой и т. п.

При любом виде общения многое зависит от куль­туры и нравственного облика людей: одни вежливы и стараются понять и помочь другим, иные грубы, не­тактичны, стремятся отделаться от собеседника, отно­сятся к нему неуважительно и даже оскорбительно.

Важна техника общения: умение войти и установить контакт, понять и наладить отношения, проникнуть во внутренний мир другого. Известны различные средства коммуникативного процесса: жесты, мимика, интона­ции, система «контакта глазами» и т. д., но прежде всего и важнее — это речь.

Известно, что лечить надо не болезнь, а больного, и дело не только в неповторимых индивидуальных осо­бенностях организма разных людей, но и в том, что это разные личности. Следовательно, и подходы в общении с ними не могут быть одинаковыми.

Медицинский долг

Медицинскийдолг предусматривает квалифициро­ванное и беззаветное выполнение каждым медиком своих профессиональных обязанностей, предусмот­ренных нормами морально-этического и правового ре­гулирования медицинской деятельности. Это отра­жено в Конституции Украины, украинском законодатель­стве о здравоохранении, ведомственных инструкциях, положениях и правилах.

Это право обеспечивается бесплатной квалифи­цированной медицинской помощью, оказываемой го­сударственными учреждениями здравоохранения; рас­ширением сети учреждений для лечения и укрепления здоровья граждан; развитием и совершенствованием техники безопасности и производственной санитарии; проведением широких профилактических мероприятий; мерами по оздоровлению окружающей среды; особой заботой о здоровье подрастающего поколения, вклю­чая запрещение детского труда, не связанного с обу­чением и трудовым воспитанием; развертыванием научных исследований, направленных на предупреж­дение и снижение заболеваемости, на обеспечение долголетней активной жизни граждан».

Право на охрану здоровья зафиксировано в Кон­ституции СССР 1977 г. впервые, так как только к этому времени получили широкое развитие перечис­ленные выше гарантии права на охрану здоровья всего населения. Большинство этих гарантий должно обеспечиваться органами здравоохранения, т. е. ме­дицинскими работниками. Следовательно, претворение в жизнь права людей на охрану здоровья в соответствии Конституцией зависит в первую очередь от деятельности органов здравоохранения и всех медицинских работников, тре­бует постоянного повышения качества и культуры медицинской помощи, т. е. выполнения каждым вра­чом своего профессионального долга, обусловленного не только морально-этическими нормами, но и за­коном.

Необходимо подчеркнуть, что в нашей стране су­ществует неразрывная связь между морально-этиче­ским и правовым регулированием деятельности ме­дицинских работников. Это связано с тем, что совет­ские законы имеют глубокую нравственную основу и поэтому нельзя отрывать правовое воспитание ме­дицинских работников от воспитания нравственного. Нравственное воспитание создает необходимую пред­посылку для формирования глубокого уважения к авторитету закона, а правовое — способствует утверждению принципов коммунистической морали. При этом нужно учитывать, что некоторые нравствен­ные нормы врачебной деятельности получили силу закона (присяга врача, врачебная тайна).

Неразрывная связь морально-этического и право­вого регулирования деятельности медицинских работ­ников подтверждается практикой работы органов здравоохранения. Анализ жалоб населения на те или иные недостатки при оказании медицинской помощи показывает, что большинство их связано с несоблю­дением правил врачебной этики и деонтологии.

Охрана здоровья населения явля­ется обязанностью не только медицинских работни­ков, но и всех государственных органов, предприя­тий, учреждений и организаций, при нали­чии общедоступной, бесплатной и квалифицированной медицинской помощи, оказываемой за счет государ­ства.

Обеспечение бесплатной, общедоступной и квали­фицированной медицинской помощи гражданам на­шей страны является осуществлением принципов ком­мунизма в области здравоохранения. Отсюда охрана здоровья народа — одна из важнейших задач Совет­ского государства. Вот почему к врачебной деятель­ности допускаются только лица, получившие специаль­ное образование в высших медицинских учебных за­ведениях, по окончании которых они дают «Клятву Гиппократа».

Неразрывная связь правовых и морально-эти­ческих норм регулирования деятельности медицинских работников, обязанность не только медицинских работ­ников, но и всех государственных органов, предприя­тий, учреждений и организаций принимать участие в мероприятиях по охране здоровья населения обеспе­чивают осуществление принципов профилактического направления советской медицины.

Одна из основных обязанностей медицинских ра­ботников — проведение широкого круга мероприятий, по предупреждению и ликвидации инфекционных заболеваний, а также пропаганда медицинских и гигиенических знаний среди населения, в первую очередь с целью санитарного просвещения.

Установленные в законодательном порядке требо­вания по охране внешней среды, оздоровлению условий труда и быта повышают ответственность руководи­телей министерств, ведомств, предприятий и хозяй­ственных организаций, органов санитарного надзора за выполнение этих требований закона.

Особо под­черкивается профилактическая направленность со­ветского здравоохранения: «В целях предупреждения заболеваний лечебно-профилактические учреждения обязаны широко использовать профилактические осмотры населения и диспансерный метод наблюдения. Предприятия, учреждения и организации совместно с учреждениями здравоохранения и профсоюзными организациями обязаны принимать необходимые меры по профилактике производственного травматизма, профессиональных заболеваний и восстановлению трудоспособности».

Оказание лечебно-профилактической помощи граж­данам осуществляется работниками учреждений здра­воохранения по месту их жительства и по месту ра­боты. Срочную медицинскую помощь пострадавшим в результате несчастных случаев или внезапного тя­желого заболевания должны оказывать безотлага­тельно ближайшие лечебно-профилактические учреж­дения независимо от его ведомственной подчиненности, а неотложную медицинскую помощь обязан оказы­вать каждый медицинский и фармацевтический работник в любых условиях, в рабочее и нерабочее время. Эти положения зафиксированы в статье: «Медицинские и фармацевтические работники обязаны оказывать первую неотложную медицинскую помощь гражданам в дороге, на улице, в иных общественных местах и на дому».

Сложившийся в медицинской практике порядок оформления устного согласия больного путем соответ­ствующей записи в истории болезни является вполне правомерным и гуманным, поскольку взятие особой расписки будет дополнительно травмировать боль­ного, находящегося и без того в сложной психологи­ческой ситуации. Высказываются предложения о том, чтобы запись в истории болезни о согласии боль­ного на операцию лечащий врач оформлял в присутствии заведующего отделением или другого врача с наличием их подписей. Однако такой порядок офор­мления чрезмерно формален и подрывает доверие к лечащему врачу. Его можно считать оправданным в случаях, когда решение о производстве операции касается больных, находящихся в бессознательном состоянии.

В ряде случаев медицинские работники имеют право и обязаны осуществлять специальные меры про­филактики и лечения заболеваний, представляющих опасность для окружающих (туберкулез, психиче­ские и венерические заболевания, лепра, хронический алкоголизм, наркомания, а также карантинные забо­левания). Для этих целей создана сеть специальных диспансеров и других лечебных учреждений. Следует отметить, что больные туберкулезом бесплатно обес­печиваются противотуберкулезными препаратами, их лечение в санаториях и профилакториях осуществля­ется также за счет государства.

Для лиц, страдающих указанными заболеваниями, и уклоняющихся от лечения, могут приниматься меры принудительного лечения и принудительной госпи­тализации. Эти меры применяются по решению судеб­ных органов.

Согласно законодательству одной из ответственных обязанностей медицинских работников является опре­деление степени утраты трудоспособности. Временная нетрудоспособность устанавливается врачом или ко­миссией врачей с оформлением листков нетрудоспособ­ности в случаях болезни, травмы, по беременности и родам, карантину, уходу за больным членом семьи и т. д.

Длительная или постоянная нетрудоспособность определяется врачебно-трудовыми экспертными ко­миссиями (ВТЭК), которые согласно статьи 50 наряду со степенью (группой) инвалидности устанавливают ее причины, дают трудовые рекомендации для ин­валидов, имеющих остаточную трудоспособность: «Заключения врачебно-трудовых экспертных комиссий об условиях и характере труда инвалидов являются обязательными для администрации предприятий, уч­реждений и организаций».

Судебно-медицинская и судебно-психиатрическая экспертизы проводятся на основании постановления представителей органов следствия или определения суда.

Многие обязанности медицинских работников не находят отражения ни в законодательстве, ни в инструкциях и приказах. Они вытекают из исто­рически сложившейся специфики врачебной деятель­ности, нашедшей свое выражение в правилах врачеб­ной этики и деонтологии. Эти правила отражают моральные нормы поведения врача,фармацевта, которому больной добровольно доверяет свое здоровье, а иногда и жизнь в расчете на добросовестное выполнение врачом своего врачебного долга — принять все меры по спа­сению жизни больного и облегчению его страда­ний.

Высокие моральные качества врача-фармацевта приобретают большое значение в современный период быстрого научно-технического прогресса, технификации и спе­циализации медицины. Многие новейшие достижения медицинской науки и внедрение их в практику здра­воохранения заставляют по-новому рассматривать традиционные нормы врачебной этики и медицинской деонтологии.

Еще более сложные нравственные проблемы воз­никают в связи с ближайшими перспективами разви­тия медицинской науки. Некоторые из них (хирурги­ческие и медикаментозные способы управления по­ведением человека, генная инженерия и др.) серьезно беспокоят общественность и являются предметом об­суждения на страницах газет и журналов, поскольку применение достижений науки в практике, исполь­зование научных знаний каждым специалистом нераз­рывно связано с его моральным обликом, его нрав­ственными качествами.

Вопрос о соотношении знаний и нравственных принципов в жизни общества, воспитании подрастаю­щего поколения, подготовке любого специалиста и прежде всего фармацевта давно уже является предметом философских споров. Идеологи буржуазии утвер­ждают, что нравственность всегда отставала от роста знаний и это отставание в настоящее время становит­ся все более значительным. Одновременно они пыта­ются провести некую абсолютную грань между зна­ниями и нравственностью, как якобы несовместимыми категориями. Конечно, нравственность не заменяет знаний, а одни лишь знания автоматически не фор­мируют нравственность. Известно также, что практи­ческое применение научных открытий в буржуазном обществе может порождать сложные морально-эти­ческие проблемы. Так было, например, при открытии способа расщепления атомного ядра и использовании его в США для военных целей.

Естественно, что высокие нравственные качества, необходимые для выполнения фармацевтического долга, не возникают самопроизвольно, они воспитываются в процессе обучения будущего провизора в школе и вузе. Поэтому при зачислении в медицинский институт, по моему мнению, необходимо отбирать студентов не только исходя из полученных ими на экзаменах оценок, но и нравственных качеств абитуриентов.

Большое значение должно уделяться нравствен­ному воспитанию студентов и в процессе обучения в медицинском вузе. Например, воспитание необхо­димых качеств врача проводится в I Московском медицинском институте им. И. М. Сеченова по спе­циальной, учитывающей специфику каждой кафедры программе в течение всего периода обучения сту­дентов. Оно начинается накануне первого дня заня­тий зародившимся в I ММИ им. И. М. Сеченова тор­жественным ритуалом «Посвящения в студенты», на котором ведущие профессора рассказывают перво­курсникам о благородной профессии врача, его про­фессиональных и нравственных качествах, о долге врача перед народом и государством. Этот торжест­венный ритуал содержит в себе значительный эмо­циональный накал и имеет большое воспитательное значение.

В процессе обучения в I ММИ им. И. М. Сеченова нравственное воспитание студентов осуществляется не только на всех кафедрах и в клиниках, но и обще­ственными организациями (партийными, комсомоль­скими, профсоюзными, факультетом общественных профессий и др.), поскольку моральный облик сту­дента формируется коллективом, всей сложной си­стемой его общественных отношений и социальных связей.

Логическим завершением нравственного воспита­ния молодого специалиста перед началом его само­стоятельной деятельности является принятие «Клятвы Гиппократа». Выпускник медицин­ского института, получив диплом, приносит Присягу в торжественной обстановке, в присутствии своих товарищей по профессии, ректора, декана и профессорско-преподавательского состава института, представителей органов здравоохранения и общест­венности. Текст Присяги подписывается и хранится в его личном деле.

В «Присяге медика» нашло отражение взаимодействие между правовыми и мо­рально-этическими нормами регулирования медицинской деятельности. Благородные и ответственные обязанности, предусмотренные Присягой, торжествен­ная обстановка ее принятия должны всегда оста­ваться в памяти медика, способствуя в дальнейшем выполнению его медицинского долга, повышению уровня юридической и моральной ответственности провизора перед народом.

Фармацевтическая ответственность

Фармацевтическая ответственность основана на особен­ностях фармацевтической деятельности: взаимном доверии пациента и провизора.

Деятель­ность провизора, как и любого другого специалиста, регламентируется законом.Абсолютное большинство провизоров любят свою спе­циальность, честно и добросовестно относятся к своим обязанностям, хотя все еще встречаются провизоры, ко­торые вследствие бездушного, халатного отношения к больным, а иногда и профессиональной неграмот­ности заслуживают не только морального, но и административного и даже уголовного наказания.

Чаще всего конфликты между провизорами и больными (и их родственниками) возникают при неблагоприят­ных исходах лечения. Причины же неблагоприятных исходов лечения весьма различны. Они зависят от особенностей заболевания (или травмы), его течения у данного больного, несвоевременности обращения больного к врачу, неправильных действий или без­действия медицинских работников, связанных с их недостаточной квалификацией, волнением, отсутствием нормальных условий для работы и др. Многочислен­ность этих факторов, существенные отличия их в каждом отдельном случае, даже при одних и тех же заболеваниях, сложность выделения основной причи­ны неблагоприятного исхода приводят к тому, что правильная медицинская и юридическая оценка неблагоприятного исхода болезни в каждом конкрет­ном случае обычно вызывает значительные затруд­нения.

Многообразие врачебных, фармацевтических ошибок, их причин и условий возникновения приводит к тому, что до настоящего времени нет единого понятия врачебной, фармацевтическойошибки, что естественно затрудняет медицинскую и юридическую оценку действий_ медицинских работ­ников. Этому способствует и то обстоятельство, что в нашем законодательстве термин «медицинская ошибка» отсутствует, в связи с чем юристы его обычно не применяют. Этот термин получил расп­ространение преимущественно в медицинской литера­туре, хотя и здесь нет по этому вопросу единой точки зрения.

Некоторые авторы необоснованно расширяют по­нятия медицинской ошибки, подразумевая под ним небрежность и самонадеянность врача, хотя они от­носятся уже к профессиональнымпреступ­лениям.

Мы придерживаемся мнения И. В. Давыдовского (1941)о том, что главным критерием мадицинской ошибки является вытекающее из определенных объек­тивных условий добросовестное заблуждение врача, основанное на несовершенстве современного состояния медицинской науки и ее методов исследования, на особом течении заболевания у определенного боль­ного или на недостатке знаний и опыта медика, но без элементов халатности, небрежности и професси­ональной неграмотности.

Существует ряд классификаций медицинских ошибок, построенных преимущественно по нозологическому принцип:

· лечебно-технические;

· органи­зационные;

· ошибки в ведении медицинской доку­ментации;

· ошибки поведения медицинского персо­нала в лечебных учреждениях.

· Ошибки в назначении и осуществлении лечебных мероприятий.

· Ошибки технические, включающие неправильное использование медицинской техники,применение несоответствующих медикаментов и т. д.

Медицинская деятельность регламентирована многочисленными официальными правилами и ин­струкциями (например, фармакопеей, инструкцией по госпитализации больных с инфарктом миокарда и др.), эти документы не исчерпывают и не могут, естест­венно, предусмотреть все разнообразие медицинских действий, тем более применительно к особенностям индивидуального течения заболевания у каждого больного. В этой связи диагностика и лечение боль­шинства заболеваний не отражены в официальных правилах и инструкциях. Отсюда основным, и не­редко единственным, критерием оценки действий врача являются только определенные положения медицинской науки и лечебной практики.

«Медицина,— писал Н. Н. Петров (1956),— это одна из тех областей, где особенно близко соприка­саются теория и практика, где практика нередко приводит к созданию теорий, в значительном числе своем, по крайней мере, в первых стадиях — ошибоч­ных, а с другой стороны, теории особенно охотно претворяются в практику, во многих случаях слиш­ком поспешную и прямолинейную».

Такое положение в медицине не случайно. Оно обусловлено спецификой оказания лечебной помощи, исходя из интересов больного, поскольку индивидуаль­ное течение заболевания у каждого больного требует от врача исключительной наблюдательности, индиви­дуального подхода в выборе средств и методов лече­ния, правильной оценки эффективности этих средств, т. е. проведения по сути дела научного исследования при лечении каждого больного. В медицине не может быть стандартного подхода к больным, стандартного выбора метода диагностики и способов лечения даже при одних и тех же заболеваниях, поскольку врач лечит не болезнь, а больного.

В юридическом отношении медицинские правона­рушения представляют собой нарушения установлен­ных законом и ведомственными инструкциями правил поведения и выполнения медицинскими работниками (врачами, провизорами, фельдшерами, медицинскими сестрами и др.) своих профессиональных обязанностей. Обяза­тельными элементами объективной и субъективной стороны всякого правонарушения являются: противо­правное (неправильное) действие (бездействие), вред для больного, необходимая причинная связь между неправильным действием (бездействием) и вредом и, наконец, умысел или неосторожность (вина) в дей­ствиях (бездействии) медицинского персонала.

Правона­ рушения

По основным качественным свойствам правона­рушения можно разделить на проступки и прес­тупления.Проступком называется неправильное (противоправное) деяние, которое лишено характера общественно опасного действия и поэтому оно не предусмотрено законом об уголовной ответственности.

Проступки медицинских работников, с юриди­ческой точки зрения делятся на гражданские, адми­нистративные и дисциплинарные.

Гражданские проступки в основном относятся к причинению имущественного ущерба лечебному уч­реждению (порча имущества, бесхозяйственное хра­нение и использование медикаментов, перевязочного материала и т. д.), а также вреда больному вслед­ствие неправильного отпуска лекарственных препаратов.

Административные проступки касаются нарушения порядка управления лечебным учреждением, напри­мер, требований техники безопасности, противопожарных, санитарно-противоэпидемических правил и др.

Дисциплинарные проступки — это нарушения трудовой, служебной, производственной дисциплины, предусмотренной установленными нормами поведения и взаимоотношений в учреждениях системы здраво­охранения. К дисциплинарным проступкам относятся прогул, опоздание на работу, невыполнение распоря­жений зевующего аптеки (его заместителей).

Если проступок одновременно затрагивает различ­ные стороны правопорядка, то он является одновре­менно проступком нескольких видов (гражданско-правовым и административным, административным и дисциплинарным и т. п.). Например, если медицин­ский работник, нарушая правила внутреннего рас­порядка, причинил материальный ущерб лечебному учреждению, то его деяние одновременно является административным и гражданским проступком.

Каждый вид проступка влечет за собой соответ­ствующий вид ответственности. В широком смысле слова ответственность есть отрицательная реакция общества на антиобщественный проступок. В отличие от моральной, партийной и других видов юридическая ответственность представляет собой правовую форму государственного принуждения за нарушение уста­новленного законом правопорядка.

Гражданская ответственность медицинских работ­ников может заключаться в применении к ним иму­щественных санкций (например, возмещение убытков за порчу оборудования, значительный перерасход медикаментов, за потерю больным трудоспособности вследствие неправильного лечения) и осуществляться не только в судебном (гражданский иск), но и в общественном порядке (через товарищеские суды).

Материальная ответственность медицинских ра­ботников за ущерб, причиненный медицинскому уч­реждению или больному может быть полной, когда с работником заключен договор о полной материаль­ной ответственности и ограниченной, когда возмещение ущерба ограничено заранее установленным пределом. При отказе работника от добровольного возмещения ущерба он взыскивается в порядке, установленном законом. Ущерб, фактический размер которого не превышает 'Д среднего месячного заработка винов­ного, возмещается по распоряжению администрации путем удержания из заработной платы работника. Если размер ущерба превышает '/з среднего месяч­ного заработка работника, он взыскивается в судеб­ном порядке.

Применительно к медицинским работникам адми­нистративная ответственность состоит в наложении штрафа, конфискации вещей (инструменты, препа­раты), временном отстранении от должности и т. д. Административная ответственность осуществляется главным образом через специальные административ­ные комиссии при исполкомах районных (городских) советов народных депутатов, через суды, определен­ных должностных лиц (работники милиции, техни­ческие инспекторы профсоюза), товарищеские суды.

Дисциплинарная ответственность заключается в наложении дисциплинарных взысканий администра­цией того медицинского учреждения, где трудится работник, или вышестоящим в порядке подчиненности органом (замечание, выговор, строгий выговор, пе­ревод на низшую должность, увольнение с работы и т. д.).

Дисциплинарное взыскание налагается непосред­ственно после обнаружения проступка и не может быть наложено позднее чем через месяц со дня установления проступка и позднее чем через 6 мес со дня его совершения.

В деятельности медицинских работников чаще наблюдаются дисциплинарные и гражданские прос­тупки. Большинство таких проступков не нуждается в каком-то специальном разъяснении, поскольку они очевидны и понятны как совершившему их, так и окружающим (нанесение ущерба больничному иму­ществу, опоздание на работу, прогул и т. д.). Однако прежде чем налагать дисциплинарное взыскание или подвергать провинившегося работника гражданской ответственности, ему предлагают представить пись­менное объяснение своего проступка.

Это правило является обязательным, поскольку оно дает возможность более полно установить все обстоятельства проступка, а также преследует воспи­тательные цели.

В отличие от проступков, преступлениями называют такие правонарушения, которые посягают на основы общественного и государствен­ного строя или причиняют существенный вред об­щественным отношениям или сопровождаются зна­чительным ущербом для отдельных граждан. Соглас­но действующим Уголовному кодексу медицинские работники подлежат уголовной ответ­ственности за следующие профессиональные преступ­ления: неоказание помощи больному, злоупотребление властью или служебным положением, незаконное производство аборта, халатность, должностной подлог (противозаконные составление и выдача подложных документов), нарушение сани­тарно-гигиенических или санитарно-противоэпидеми-ческих правил, получение взятки, нарушение правил производства, хранения, отпуска, учета, перевозки, пересылки сильнодействующих ядовитых и нарко­тических веществ. Одно лишь перечисление профес­сиональных преступлений свидетельствует о том, что в их основе лежит не недостаточная квалификация, а недобросовестность, часто связанная с низким мо­ральным уровнем медицинского работника.

Среди всех преступных действий медицинских работников халатность при оказании медицинской помощи юристы рассматривают как преступление по неосторожности, а остальные относят к умышленным профессиональным преступлениям.

Неоказание помощибольному.

В случаях, угрожающих жизни больного, врач или другой медицинский работник имеют право использовать бесплатно любой из имеющихся в дан­ной обстановке видов транспорта для проезда к месту нахождения больного или для его транспорти­ровки в ближайшее лечебно-профилактическое учреж­дение. Следовательно, государством созданы все условия для оказания медицинской помощи, поэтому любой случай неоказания такой помощи всегда под­вергается общественному осуждению, нередко с привлечением виновных в этом медицинских работников к уголовной ответственности. Последняя предусмот­рена соответствующими статьями Уголовных кодексов. Согласно статьи: «Неоказание помощи больному без уважительных причин лицом, обязан­ным ее оказывать по закону или по специальному правилу,— наказывается исправительными работами на срок до одного года или штрафом, или общественным порицанием, либо влечет приме­нение мер общественного воздействия.

То же деяние, если оно повлекло или заведомо могло повлечь смерть больного или иные тяжкие для него последствия,— наказывается лишением свободы на срок до двух лет с лишением права заниматься профессиональной деятельностью на срок до трех лет». Согласно законодательству о здравоохранении оказывать медицинскую помощь обязаны врачи, аку­шерки, фельдшера, провизоры и другие медицинские и фармацевтические работники.

Вопрос о том, является ли причина неоказания медицинской помощи уважительной, решается след­ственными органами и судом в каждом конкретном случае на основании изучения всех обстоятельств дела. С юридической точки зрения, уважительной при­чиной, по которой медицинские работники не несут уголовной ответственности за неоказание помощи больному, является болезнь их самих, невозможность в момент вызова оставить другого тяжелобольного или опасность передвижения к месту нахождения больного.

Под тяжкими последствиями неоказания помощи Уголовный кодекс предусматривает тяжелую болезнь, тяжкие телесные повреждения, причем уго­ловная ответственность за эти последствия, так же как и за смерть больного, наступает лишь тогда, когда виновный в этом медицинский работник созна­вал (или мог и должен был сознавать) возможность наступления тяжких для больного последствий, выз­ванных неоказанием ему медицинской помощи.

Неоказание помощи больному чаще всего прояв­ляется в неявке медицинского работника по вызову, в отказе в неотложной медицинской помощи граж­данам в дороге, на улице и т. д. Практика показы­вает, что чаще подобные случаи встречаются в условиях, когда оказать медицинскую помощь не состав­ляло для медицинского работника особого труда.

Именно о таком случае неоказания неотложной медицинской помощи информировала обществен­ность «Медицинская газета» (1973, № 30, с. 4) в статье «Случай на дороге». В статье рассказывалось, что осенним вечером на окраине города у обочины шоссейной дороги умирал человек. Умирал от острой кровопотери в результате нанесения ему грабителями ножевых ранений. Хотя место происшествия находи­лось в 200 м от больницы, пострадавший не мог самостоятельно туда добраться, слишком велика была потеря крови. И вот на дороге появился автомобиль, в котором был местный врач со своими приятелями. Увидев в луже крови раненого, который пытался при­подняться, они уехали, несмотря на мольбу о помо­щи умирающего человека. А через полчаса, когда около пострадавшего остановилась другая автома­шина, он был уже мертв. По отпечатку протектора первого автомобиля изобличенный в этом преступле­нии врач объяснил свой поступок тем, что он и его приятели спешили... в гости.

В данном случае врач, совершая преступление, хорошо понимал, что если пострадавшего немедленно не доставить в больницу, он погибнет. Врач не сде­лал этого и был справедливо осужден за неоказание помощи.

Нарушение санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемическихпра­вил.

«Основы законодательства Союза ССР и союз­ных республик о здравоохранении» предусматривают значительный комплекс обязательных мер, направлен­ных на ликвидацию и предупреждение загрязнения окружающей среды (водоемов, почвы, атмосферного воздуха), на оздоровление условий труда, быта и отдыха населения, а также на предупреждение болез­ней. Контроль за проведением этих мероприятий осу­ществляется системой государственного санитарного надзора, предписания которого являются обязатель­ными для всех должностных и частных лиц.

При несоблюдении санитарно-гигиенических и про­тивоэпидемических правил органы санитарного надзо­ра имеют право налагать штрафы на должностных и частных лиц, а также привлекать их к судебной ответственности.

Согласно статьи: «Нарушение санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпиде­мических правил, если оно повлекло или могло повлечь распространение эпидемических и других заразных заболеваний,— наказывается лишением свободы на срок до двух лет или исправительными работами на тот же срок, или штрафом».

Следовательно, судебная ответственность пре­дусмотрена как в случае, когда нарушение санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических пра­вил имело своим последствием распространение эпиде­мических и других заразных заболеваний, так и в случае, если в результате нарушения указанных правил возникла реальная угроза их распространения.

Санитарно-гигиенические и санитарно-противо-эпидемические правила иногда нарушают должностные лица (например, руководители предприятий, врачи) и другие люди, в том числе больные, их родственники и т. д. Нарушение правил может выражаться в сокры­тии случаев заразных болезней и не сообщении о них в органы здравоохранения, в уклонении больных заразными заболеваниями от обязательных госпита­лизации, санитарной обработки, прививок и пр.


Противозаконные составлениеи выдачаподложных медицинскихдокументов.

Выдача медицинскими работниками различ­ных заведомо ложных медицинских документов рас­сматривается в соответствии с законом как должност­ной подлог, который влечет за собой уголовное: «Должностной подлог, то есть внесение должностным лицом в корыстных целях или из иных личных побуждений в официаль­ные документы заведомо ложных сведений, подделка, подчистка или пометка другим числом, а равно сос­тавление и выдача им заведомо ложных документов или внесение в книги заведомо ложных записей,— наказывается лишением свободы на срок до двух лет или исправительными работами на тот же срок, или увольнением от должности».

Закон предусматривает под должностным подлогом преступление, которое совершается с прямым умыслом. Мотивом его могут быть корысть, т. е. желание извлечь из подлога какую-нибудь материальную выго­ду (например, получить взятку), или иные личные соображения (оказать услугу близким или знакомым и т. д.) независимо от того,удалось или не удалось достигнуть цели, ради которой был совершен подлог.

Незаконное экспериментирование

Незаконноеэкспериментированиена людях. Естественно, что прогресс медицины невоз­можен без научно-исследовательской работы, состав­ной частью которой является экспериментирование. Выше подчеркивалось, почему советское законодатель­ство так строго регламентирует проведение экспери­ментов на людях. Однако полное запрещение экспе­риментов на человеке невозможно, поскольку оно сделало бы невозможным дальнейший прогресс меди­цины. Вместе с тем законодательство о здравоохра­нении запрещает использование экспериментальных методов диагностики и лечения на людях, которые в этом не нуждаются. Поэтому экспериментирование на больном может осуществляться только в интересах больного, в целях его излечения.

Если в процессе эксперимента на больном пресле­дуются другие цели, когда апробация нового метода является самоцелью автора, даже и желающего полу­чить какие-либо новые научные данные, такие экспери­менты являются незаконными, а ответственность за их проведение зависит от последствий (смерть больного, увечье, длительная болезнь и т. д.).

Нарушение правил производства, хранения, отпуска, учета, перевозки, пересылки наркотических веществ.

Статья гласит: «Незаконное изгото­вление, приобретение, хранение, перевозка или пере­сылка с целью сбыта, а равно незаконный сбыт нар­котических веществ — наказывается лишением свобо­ды на срок до десяти лет с конфискацией имущества или без таковой.

Те же действия, совершенные повторно или по предварительному сговору группой лиц или лицом, ранее совершившим одно из преступлений, предус­мотренных статьями насто­ящего Кодекса, или особо опасным рецидивистом, а равно если предметом этих действий были наркотичес­кие вещества в крупных размерах,— наказывается ли­шением свободы на срок от шести до пятнадцати лет с конфискацией имущества.

Незаконное изготовление, приобретение, хранение, перевозка или пересылка наркотических веществ без цели сбыта,— наказывается лишением свободы на срок до трех лет или исправительными работами на срок до двух лет.

Те же действия, совершенные повторно или лицом, ранее совершившим одно из преступлений, преду­смотренных частями первой и второй настоящей статьи, статьями 224 ', 224 2 , 225 и 226 ',— наказывают­ся лишением свободы на срок до пяти лет.

Нарушение установленных правил производства, приобретения, хранения, учета, отпуска, перевозки или пересылки наркотических веществ,— наказывается лишением свободы на срок до трех лет или испра­вительными работами на срок до двух лет и с лише­нием права заниматься определенной деятельностью или без такового».

Для того чтобы наркотические вещества использо­вались лишь в медицинских и научных целях, введен строгий порядок их производства, хранения, отпуска, учета и перевозок, который предусмотрен специальными инструкциями и правилами. Например, запрещается перевозка этих веществ ручной кладью и багажом в общественных видах транспорта, а также пересылка по почте. В аптеках установлен строгий порядок их хранения, учета и отпуска. Опре­деленный порядок хранения и использования этих веществ соблюдается и в лечебных учреждениях.

Нарушение правил и инструкций приводит иногда к хищениям наркотических веществ с последующей продажей их по спекулятивным ценам или к другому незаконному использованию.

Гражданка К-, фасовщица завода, обвинялась в том, что на протяжении нескольких месяцев она систематически похищала различные медикаменты. Дома у К; при обыске были обнаружены: анальгин — 1 кг 230 г, дикаин — 170 г, новокаин — 50 г, коде­ин — 70 г, анестезин — 170 г, кофеин чистый — 10 г, масло ка­као — 68 г, парафин — 200 г, а также 7 пачек бланков-рецептов (500 шт) со штампом районной больницы.

К. пояснила, что похитила медикаменты (в основном кодеин) для своего мужа, который употреблял кодеин как наркотическое средство. Рецептурные бланки К. похитила в больнице, где она ранее работала медицинской сестрой, с целью получения в аптеках кодеина.

На разрешение судебно-медицинской экспертизы были постав­лены следующие вопросы: 1) какие из указанных медикаментов являются наркотическими веществами; 2) какие из них являются сильнодействующими и ядовитыми веществами, но не наркотиками?

В своем заключении экспертная комиссия указала, что из всех перечисленных медикаментов к наркотическим веществам относится кодеин, который часто используется наркоманами. Согласно Государственной Фармакопее СССР анальгин, дикаин, новокаин, анестезин, кофеин являются сильнодействующими лекарственными веществами, из которых дикаин ядовит и относится к списку А, т. е. к веществам, которые в аптеках должны храниться в отдельном запертом шкафу. Остальные относятся к списку Б и должны храниться с предосторожностью, отдельно от прочих медикаментов.

Несоблюдение правил хранения и использования наркотических веществ в лечебных учреждениях мо­жет способствовать их хищению с последующим рас­пространением среди наркоманов.

В целях дальнейшего усиления борьбы с наркома­нией Президиум ВРУ принял Указ «Об усилении борьбы с нарко­манией», который предусматривает серьезную уголов­ную ответственность за незаконное изготовление, приобретение, хранение, перевозку и пересылку нар­котических веществ, а также за возделывание культур, содержащих такие вещества. Указ обязывает лиц, больных наркоманией, проходить специальное лечение. Согласно статье Указа «Об усилении борьбы с наркоманией» лица, уклоняющиеся от такого лечения, подлежат, по постановлению народного суда, направлению в лечебно-трудовые профилактории для принудительного лечения сроком от 6 мес до 2 лет.

Следует подчеркнуть, что благодаря строгому порядку производства, хранения, отпуска, учета, пере­возки, пересылки наркотических и других сильнодей­ствующих и ядовитых веществ число острых и хро­нических отравлений ими в нашей стране сведено к минимуму.

ВЫВОД

Жизнь ставит перед нашим здравоохранением но­вые проблемы, актуальность которых определяется ускорением социально-экономического развития стра­ны. Перестройка затрагивает систему высшего и сред­него медицинского образования. В этом процессе не случайно особое внимание уделяется гуманитари­зации образования. Непрерывный рост техничес­кого оснащения медицинских учреждений все больше разъединяет врача и пациента. Технизация медицины оказывает свое воздействие и на психику медицинских работников. Противодействовать этому может и должна гуманитаризация медицинского образования, повы­шение общего культурного уровня медиков, чему до последнего времени не уделялось должного внимания.

Совершенно очевидно, что культура чувств не отде­лима от общей культуры, интеллигентности. Приобще­ние к сокровищам литературы, искусства, умение на лучших образцах и примерах организовать самовоспи­тание и управление своими эмоциями и поступками становятся необходимыми условиями формирования личности медика.

Сложны и многообразны этико-деонтологические аспекты профессиональной деятельности медицинских работников, их тесная связь во многом обусловлена социально-психологическими факторами. Нравствен­ная основа личности, убежденность медика должны реализовываться в активной жизненной позиции, в деятельности, направленной на повышение качества медицинского обеспечения населения.

Хороший медицинский работник делает гораздо меньше ошибок не только потому, что он подготовлен значительно лучше медика посредственного, а и потому, что его никогда не покидает чувство профессиональной ответственности и требовательности к себе. Воспитывать в себе эти качества необходимо постоянно, на протяжении всей своей творческой жизни, начиная со студенческой скамьи.

Дело чести медицинских работников, и прежде всего врачей, своим личным примером стать олицетворением этого процесса. В этом заключается одно из важнейших условий восстановления нашего пошатнувшегося престижа.


ЛИТЕРАТУРА

1. А. А. Грандо, С. А. Грандо. Врачебная этика:(Пособие). – К.:РИА «Триумф», 1994 – 256 с.:ил.

2. О. С. Белорусов, Н.П. Бочков, А. А. Бунятян. Деонтология в медецине: В 2 т. Т. 1. Общая деонтология. АМН СССР. – М.: Медицина, 1988 – 352 с.