Главная              Рефераты - Медицина

Анализ работы за три года 1997-1999 гг. врача-стоматолога МУ Детская Стоматологическая Поликлиника - реферат

Выводы.


  1. Приоритетным направлением в стоматологии должна быть первичная профилактика, то есть профилактика в группе здоровых детей. При разработке программы первичной профилактики кариеса основными задачами, которые решает стоматолог должны быть:

  • создание условий для полноценного формирования и первичной минерализации твёрдых тканей зуба;

  • обеспечение физиологического течения процесса созревания твёрдых тканей зуба (вторичная минерализация), при необходимости – стимуляция этих процессов;

  • предотвращение или устранение формирования кариесогенной ситуации в полости рта.

  1. Наиболее эффективными профилактическими мероприятиями являются:

  • эндогенное применение фторсодержащих препаратов;

  • герметизация фиссур постоянных моляров.

  1. В связи с ростом соматических заболеваний растёт нуждаемость в стоматологической помощи, то есть во вторичной профилактике, предусматривающей мероприятия, направленные на раннее выявление заболеваний, предупреждение рецидивов, прогрессирования процесса и возможных осложнений.

  2. Наиболее рациональным путём, позволяющим предупредить и добиться максимального снижения стоматологических заболеваний является диспансеризация.

  3. Многолетняя работа в школах и ДДУ позволяет сделать вывод о необходимости введения должности помощника стоматолога (гигиениста) для повышения качества диспансерного наблюдения, а так же для осуществления ряда профилактических мероприятий по первичной профилактике кариеса.

  4. Для достижения хороших лечебно-профилактических результатов необходима прочная материально-техническая база профилактического отделения.


Лечебная работа.


В своей лечебной работе большое значение придаю взаимоотношениям с детьми, особенно с детьми первых классов. В начале года учителя приводят первоклассников “на экскурсию” для знакомства с кабинетом, врачом, правилами поведения во время лечения зубов. Взаимоотношения врача и ребенка во многом зависят от первой встречи. При лечении у легковозбудимых неуравновешеных детей применяю аппликационную (2% раствор дикаина, 5-10% раствор лидокаина), реже иньекционную (Mepivastesin, Xylestesin, Ultracain, Lidocoini 1%) анестезию.


Кариес – полиэтиологический процесс. Самое распространенное стоматологическое заболевание с прогрессирующей деминерализацией твердых тканей зуба и и образованием кариозной полости. Пользуюсь классификацией профессора Виноградовой Т.Ф., оценивающей процесс:

  1. по локализации: фиссурный; проксимальный; пришеечный;

  2. по глубине поражения твердых тканей зуба: начальный; поверхностный; средний; глубокий;

  3. по степени активности процесса: компенсированный; субкомпенсированный; декомпенсированный.


На основании определения степени активности кариеса строю лечебную и профилак-

тическую работу.

Кариес в стадии пятна – начальное поражение эмали (очаговая деминерализа­ция). Для диагностики использую:

  1. метод визуального исследования

  2. зондирование

  3. метод окрашивания

Чаще поражаются фронтальные зубы и пришеечные области. В этой стадии жалоб нет, пятна выявляются при осмотре (меловидное с гладкой или шероховатой поверхностью). Дифференциальную диагностику провожу с гипоплазией и пятнистой формой флюороза, что достигается методом витального окрашивания анилиновыми красителями. В результате повышения проницаемости эмали при начальном кариесе, пятно окрашивается. Сейчас для этих целей можно использовать отечественный препарат Колор-тест. Степень поражения эмали (норма, легкая, средняя, тяжелая) регистрируется по 4-балльной системе Окушко В.Р. При гипоплазии и флюоорозе окрашивание не происходит. При флюорозе поражаются зубы, развивающиеся в одно и то же время, пятна множественные, тенденции к увеличению пятен нет. При гипоплазии зуб прорезывается с пятном, оно не увеличивается, эмаль гладкая, блестящая, характерно симметричное поражение зубов.

При начальном кариесе в зависимости от возраста рекомендую: тщательную двукратную чистку зубов пастами с кальцием и фтором; интенсивное жевание твердой пищи; ограничение углеводов; полоскание рта после еды.

Медикаментозное лечение включает в себя аппликационный метод Леуса-Боровского с

10 % раствором глюконата кальция № 10-15 по 15-20 минут, затем с 2 % раствором фторида натрия на 2 минуты. При правильно проведенном лечении возможна стабилизация процесса, пятна могут исчезать. Если же рекомендации врача не соблюдаются, дальнейшее развитие процесса приводит к образованию дефекта эмали, т. е. к поверхностному кариесу.

Поверхностный кариес характеризуется разрушением эмали до эмалево-дентинной границы. Появляются жалобы на боль при чистке зубов, от сладкого, соленого. При осмотре видно изменение цвета эмали, при зондировании резко выраженная шероховатость, задержка зонда, дефект эмали. У детей с декомпенсированной формой кариеса границы дефектов размягчены, снимаются инструментом. Во временном прикусе (особенно фронтальных зубах) сошлифовываю пораженные участки алмазными борами,провожу метод серебрения или покрываю фторлаком. Постоянные зубы с поверхностным кариесом препарирую и пломбирую.

Средний кариес является наиболее распространенной формой кариеса у детей, когда кариозный процесс разрушает эмаль, эмалево-дентиновую границу и переходит в дентин. Клинически средний кариес может протекать бессимптомно или с болевой реакцией на химические и термические раздражители. При осмотре полость неглубокая, выполнена плотным или рыхлым дентином ( в зависимости от степени активности кариеса), зондирование болезненно в области эмалево-дентинной границы.

Лечение состоит из иссечения измененных тканей, формирования полости, антисептической ее обработки и пломбирования. При препарировании зубов у детей необходимо помнить, что твердые ткани у детей менее насыщены минеральными веществами, а потому более мягкие.

Для медикаментозной обработки кариозных полостей применяю 0,02% хлоргексидин, 3% гипохлорит натрия. При постановке пломб из композитов не рекомендуется применение таких традиционных средств, как спирт и эфир, которые усиливают ток дентинной жидкости из дентинных канальцев, что ухудшает адгезию материала. Нельзя пересушивать дентин, поэтому струю воздуха в полость направляю издалека, в противном случае после спазма дентинных канальцев вода возвращается под пломбу.

В качестве изолирующих подкладок использую унифас, фосфат-цемент, фосцем, бактерицидный цемент, в последний год в основном использую стеклоиономеры - Стион-АПХ, Base Line, которые химически соединяясь с дентином длительно выделяют фтор, усиливающий минерализацию твёрдых тканей зуба. Материал накладывается тонким слоем не перекрывая эмалево-дентинной границы. Время травления эмали сокращено до 15 секунд, что не приводит к уменьшению адгезии и не повреждает микроструктуру эмали. Лишь в случае гипоплазии требуется более длительное травление, т.к. структура эмали в таких зубах нарушена, призмы имеют неправильную форму, более толстые и короткие. Время смывания не должно быть меньше времени травления. Смывание провожу дистиллированной водой, изолирую зуб от слюны, так как попадание её в кариозную полость ухудшает фиксацию пломбировачного материала.

Для пломбирования кариозных полостей использую: Стион-РС, эвикрол, Crystalline, комподент, призмафил, амадент.


Количественное соотношение пломб из амальгамы, поставленных

на участке №1 и профилактическом отделении.


Таблица 4


96-97 97-98 98-99

№1 отделение №1 отделение №1 отделение

Пломб всего

1242 27516 1583 24595 1785 19965
Пломб из амальгамы 193 4261 151 1853 195 2705
% соотношение 15,5 15 8,3 7,5 10,9 13

Количество пломб из амальгамы уменьшается, её вытесняют более эстетические компо­зицион­ные материалы.


Глубокий кариес. Характеризуется наличием глубокой кариозной полости с тонким слоем декальциниро­ван­ного дентина и дегенеративными изменениями в одонтобластах. В силу этих причин глубокий кариес во временных и постоянных зубах с несформированными корнями практически не встречается.

Больные жалуются на локализованные боли от химических, механических и термических раздражителей (особенно холодного), при устранении которых боль быстро проходит. Показания ЭОД – 10-15 мА, если воспаление не достигло пульпы. Дифференциальную диагностику необходимо проводить с хроническим пульпитом и хроническим периодонтитом.

Лечение глубокого кариеса провожу в несколько посещений. У детей с первой степенью активности кариеса после механической обработки кариозной полости оставляю тампон с 1 % р-ром диоксидина под временную пломбу на 1 - 2 дня. При отсутствии жалоб во второе посещение накладываю одонтотропную пасту (тимодент, кальмецин, кальрадент, кальцин, dycal), водный дентин, изолирующую подкладку, постоянную пломбу. Кариес у детей с третьей степенью активности имеет тенденцию к распространению в глубину, а затем в ширину. Поэтому глубокий кариес у этих детей встречается редко. У детей с третьей степенью активности кариозная полость может быть светлой, с размягченным дентином, края полости острые, хрупкие. При препарировании ткани снимаются пластами, дно полости после обработки не становится твердым, определить границу между патологической и здоровой тканью невозможно. Это свидетельство незрелости, неполноценности тканей зуба. В таких зубах применяю отсроченное пломбирование с использованием отжатой эвгеноловой пасты и ревизией кариозной полости несколько раз с интервалом 1-1,5 месяца. Применение композицион­ных пломбировочных материалов у детей с третьей степенью активности кариеса ограничено, так как протравливающая жидкость оказывает деминерализирующее действие. Но если необходимо ставить пломбу из композита, то время протравливания эмали сокращается до 15 секунд.


Количество пломб, поставленных по поводу кариеса




Периодонтиты.


При диагностике пользуюсь классификацией профессора Виноградовой Т.Ф., основанной на клиническом течение заболевания (острый, хронический, обострившийся) и патоморфологических изменениях (острый серозный, острый гнойный; хронические: гранулемотозный, гранулирующий и фиброзный). В связи с проведением ежегодной санации детей и соблюдением сроков диспансеризации периодонтиты в школах встречаются редко.

У детей, как и у взрослых, чаще встречаются хронические формы в первых молярах и центральных резцах верхней челюсти. Периодонтиты моляров возникают чаще, как осложнение кариеса. Периодонтиты центральных резцов являются, как правило, следствием травм.

Во временных зубах встречаются все формы периодонтитов, но преобладает хронический гранулирующий периодонтит, патологический процесс чаще локализуется в области бифуркации корней. Хронические периодонтиты временных зубов протекают часто бессимптомно. Основным диагностическим признаком является рентгенография, по которой определяется характер деструктивных изменений в периодонте, степень распространения патологического процесса на фолликулы и зачатки постоянных зубов. Временный зуб подлежит удалению в следующих случаях:

  • патологический процесс распространился на зачаток постоянного зуба, на что указывает разрушение кортикальной пластинки фолликула;

  • при перфорации дна кариозной полости

  • обострении процесса после 3-х посещений

  • резорбции корней на 2/3 длины

  • негативное поведение ребёнка


Хронические периодонтиты постоянных зубов у детей развиваются как первично-хронический процесс. Коронка зуба чаще изменена в цвете. Полость зуба открыта или закрыта. На слизистой оболочке десны может быть свищевой ход. ЭОД-100-200 ма. Для правильной диагностики и выбора метода лечения необходима рентгенограмма. Без рентгенологического исследования нельзя начинать лечение зуба. Основные принципы лечения периодонтитов:

- воздействие на микрофлору микро и макроканалов зуба;

- снятие воспаления в периодонте;

- обтурация каналов.

При лечении периодонтитов большое внимание должно уделяться эндодонтической обработке каналов.

Механическая обработка корневых каналов при периодонтите проводится с целью удаления инфицированных слоев дентина, расширения каналов для последующего качественного их пломбирования. Раскрываю полость зуба, снимаю нависающие края для создания хорошего доступа к устью канала. Далее – раскрываю и расширяю устья канала, для более удобного его прохождения, использую шаровидные боры и дрильборы на малых оборотах. Определяю длину корня корневой иглой. Путридные массы удаляю под прикрытием антисептика, фракционно. Затем снимаю корневым буравом наиболее инфицированный слой дентина, выравниваю стенки рашпилем. Инструментальную обработку каналов заканчиваю расширением на уровне дентина – цементного соединения (0,5-1 мм до анатомической верхушки). При использовании эндодонтического инструментария фирмы «Maillefer» применяю методику расширения каналов от меньшего размера к большему. При наличии деструктивных изменений в костной ткани провожу раскрытие верхушечного отверстия. Пломбирование каналов провожу до апикального отверстия.

Для химического расширения каналов начала применять: 3% гипохлорит натрия. Для медикаментозной обработки каналов применяю: 3% хлорамин, 3% перекись водорода, 0,01-0,03% раствор хлоргексидина, канал-дез.

Пломбирование каналов провожу на всю длину корня, медленно твердеющими пастами с антисептическим и противовоспалительным действием: цинкэвгеноловой, эвгедентом, эндометазоновой, резодентом.


При незначительном выведении пломбировочного материала за верхушку и возникновении постпломбировочных болей, можно назначить дарсонвализацию 3-5 процедур, по 3 мин. ежедневно или через день, магнито-инфракрасную лазерную терапию аппаратом МИЛТА 3-5 процедур по 5 мин. ежедневно. При лечении зубов с незаконченным формированием корня главной задачей является сохранение зоны роста корня. Поэтому все эндодотические манипуляции должны проводиться осторожно, без применения прижигающих средств (фенол, формалин). Недопустимо для остановки кровотечения применение диатермокоагуляции, целесообразнее пользоваться гемостатической губкой, альгипором, статином. При пломбировании каналов в апикальную часть вводится одонтотропная паста, на основе гидрата окиси кальция («Hipocal»,«Pulpdent»), далее твердеющие пасты (цинк-эвгеноловая, эвгедент, эвгецент, Endomethasone, Esteson, Resoplast, диакет). В случае гибели ростковой зоны необходимо провести качественную эндодонтическую обработку и пломбирование корневого канала твердеющей пастой, обладающей высокими бактерицидными свойствами. В однокорневых зубах при наличии свищевого хода лечение провожу в одно посещение. В многокорневых зубах при искривлении плохопроходимых каналах применяю электрофорез с 5% йодистым калием. В последующем каналы допломбировываю пастой.

Дети после лечения хронических периодонтитов при несформированном корне находятся на диспансерном учёте со сроками наблюдения через 3-6-12 месяцев, до окончания формирования корня.


Профилактическая работа.


Национальной программы стоматологических заболеваний в России нет. Существуют региональные программы, финансируемые из местного бюджета, которые не могут решить проблему, учитывая высокую распространённость стоматологических заболеваний. Не финансирование профилактических мероприятий и в системе ОМС отрицательно сказывается на профилактике стоматологических заболеваний.

Профилактика в стоматологии – это умение управлять физиологическими процессами в тканях и органах зубочелюстной системы.

Для своевременного выявления и устранения факторов риска, способствующих возникновению зубочелюстных аномалий, нужны знания о закономерности развития лицевого скелета во время беременности и после рождения ребёнка, периоды активного роста челюстей и стабилизации, их периодичность.

Важнейшее значение имеют закономерности чередования активного роста костей лицевого и мозгового черепа после рождения ребёнка, (6 мес; 3-4 года; 7-11 лет; 16-19 лет), закономерности развития челюстей в зонах роста.

Для сроков проведения эндо- и экзогенной профилактики кариеса необходимо помнить о сроках и стадиях созревания эмали:

  • первичная минерализация (с 18 недель беременности у временных зубов, первые три года жизни у постоянных);

  • вторичная (окончательная) перед прорезыванием зубов;

  • третичная – после прорезывания зубов.

Если в первом и втором периоде процесс идёт через пульпу, то в третьем – через минерализующие свойства слюны (3 года после прорезывания) – это время активной реминерализующей терапии.

Знание возрастных особенностей строения костей, кровообращения в них, стадий развития пульпы зубов у детей, свойств и функций слюны – помогут врачу своевременно предотвратить заболевание или оказать квалифицированную помощь на ранних стадиях заболевания. Профилактика в стоматологии должна быть направлена на предупреждение всей зубочелюстной патологии.


Пути профилактики:


  1. Оздоровление внешней среды.

  2. Повышение защитных свойств организма (медикаментозными и немедикаментозными средствами).

  3. Воздействие на функции слюны.

  4. Повышение резистентности твёрдых тканей зуба к кариесу.

  5. Гигиеническое воспитание населения.


Специфическая профилактика кариеса основана на эндо- и экзогенном воздействии фтора на твёрдые ткани зуба до и после их прорезывания.

Фтор при приёме внутрь:

  • улучшает иммунную систему, попадая через кровь в эмаль, вызывает образование более резистентной к действию кислот кристаллической структуры эмали;

  • фториды в полости рта снижают метаболизм сахаров бактериями, что приводит к снижению кислотообразования и роста зубного налёта.

В организованных детских коллективах, школах, ДДУ делается акцент делается на местную профилактику, проводимую с меньшими затратами и строго индивидуально.

До назначения препаратов фтора определяется кариесвосприимчивость с помощью теста эмалевой резистентности. Способ позволяет оценить соотношение процессов де- и реминерализации.

После чистки зубов на центральный резец верхней челюсти наносится 1 капля однонормального раствора HCl на 5 секунд, ватой одним движением снимаем раствор, затем окрашиваем 2% метиленовым синим (можно воспользоваться колор-тестом, жидкость №3). От степени прокрашивания протравленного участка эмали зуба судят по оттеночной типографской шкале синего цвета. Результат оценивается по 10-ти польной шкале (одно поле 10%). Если кариесвосприимчивость 50% и выше – нужны профилактические мероприятия, если ниже – нет. В этом случае пасты с фтором нужно рекомендовать с осторожностью, в небольших количествах, после чистки зубов энергично полоскать рот. Этим же тестом определяется реминерализующая способность слюны, т.е. время восстановления структуры эмали на протравленном участке.

Согласно приказа № 112 от 01.12.1995 г. « О внедрении массовых методов профилактики стоматологических заболеваний среди детей г. Архангельска » провожу разъяснительную работу на собраниях с родителями, воспитателями, медицинскими работниками о целесообразности эндогенной профилактике кариеса фторсодержащими препаратами.


Требования, которые необходимо соблюдать при назначении препаратов фтора внутрь:


  1. Ребёнку может быть назначена только одна лекарственная форма.

  2. Назначение препаратов согласовывается с педиатром.

  3. Препараты назначаются при содержании фтора в воде менее 0,5 мг на литр.

  4. Препараты нельзя назначать вместе с препаратами кальция.


Назначение препаратов, содержащих фтор не допускается, если:


  1. Ребёнок употребляет фторированную воду, молоко или соль.

  2. Имеются признаки гипервитаминоза А и Д.

  3. Имеются противопоказания по общему состоянию.


В качестве фторсодержащих таблеток рекомендую флюорат натрия и фторид натрия:

Tab. Natrii fluorati 0,001

В 1 таблетке содержится 1,0 мг NaF

Дозировка по 1 таблетке в день детям с 3-х до 6-ти лет,

по 2 таблетки в день детям с 7-ми до 14-ти лет.


Tab. Natrii fluoridi 0,0011

В 1 таблетке содержится 1,1 мг NaF

Дозировка по 1 таблетке в день детям с 3-х до 6-ти лет,

по 2 таблетки в день детям с 7-ми до 14-ти лет.

В упаковке 250 таблеток.


По рекомендации Минздрава СССР от 1986 года фторсодержащие таблетки рекомендуется

принимать ежедневно в течении 240-250 дней в году с перерывом на летние месяцы, детям с 2-х лет до 15 лет, т.е. до полной минерализации тканей зубов.

Детям младшего возраста рекомендую «Витафтор», содержащий фторид натрия и комплекс витаминов (A, C, D2 ) в дозировке:

  • детям до года – по 1 капле на 1 кг веса в сутки;

  • от года до 6 лет – по 0,5 чайной ложки;

  • после 6 лет – по 1 чайной ложке в день.

Препарат принимают во время или после еды в течение месяца, затем двухнедельный перерыв. Повторные курсы проводят до 6 раз в год.

Детям среднего и старшего возраста советую пользоваться фтористыми гелями: «Флюодент», «Флюокаль», «Эльмекс», которые наносятся зубной щёткой на чистые зубы на 1-5 минут ( в зависимости от степени активности кариеса ). После аппликации не рекомендуется полоскать рот в течение 30 минут. Частота использования 2 раза в год по 3-5 аппликаций.

К эндогенной профилактике можно отнести сбалансированное четырёхразовое питание без частых перекусываний, ограничение мучных, кондитерских изделий, карамели, которые способствуют загрязнению полости рта пищевыми остатками и развитию кислотообразующей микрофлоры, ограничение приёма газированных напитков, вызывающих образование эрозии эмали.

Из общеукрепляющих препаратов целесообразно назначить:

  • поливитамины: ундевит, гендевит, ревит;

  • фторсодержащие витамины: олеговит, тековит, тонавит, витамакс;

  • морскую капусту, богатую микроэлементами (1 чайная ложка ежедневно в течение месяца 2 раза в год);

  • нуклеинат натрия – 0,1 – 3 раза в день №10 для стимуляции фосфорно – кальциевого обмена

  • калия оротат 0,05 – 2 раза в день (детям 7-12 лет) за час до еды 10 дней 2 раза в год;

  • метилуроцил, элеутерокок.

Одним из основных и доступных методов профилактики кариеса у дошкольников и младших школьников являются экзогенная профилактика, большое значение, в которой придаётся обучению правильного ухода за полостью рта. Сначала обучаю детей младших групп ДК полосканию полости рта, затем чистке зубов щёткой без пасты; когда у ребёнка вырабатывается навык, учу пользоваться зубной пастой. В основном дети подготовительных групп имеют навыки и знания по чистке зубов, но не все родители закрепляют знания, полученные детьми. При опросах выясняется, что не все дети имеют щётку и зубную пасту.

Недостаточная гигиена полости рта, неблагоприятные условия для самоочищения зубов (отсутствие зубов - антагонистов), нахождение зубов в неполной окклюзии и другие причины, приводят к недостаточности минерализации твёрдых тканей зуба. При осмотре фиссуры таких зубов меловидного цвета, с матовым оттенком, эти зубы быстрее поражаются кариесом.

Наиболее эффективным методом экзогенной профилактики кариеса в настоящее время является герметизация фиссур постоянных моляров, средний возраст прорезывания которых в г. Архангельске определяется в 5,5-6 лет.

Герметики, в состав которых входит фтор, оказывает минерализующее действие на эмаль и создают физический барьер для кариесогенных факторов. С этой целью использую 5% фтористый цемент, витакрил, в последнее время - стеклоиономерный цемент «Стион» химического отверждения. Фтор, выделяющийся в ротовую жидкость, усиливает минерализацию и других зубов.

Этапы герметизации:

  1. Удаление мягкого зубного налета со стенок и дна фиссур;

  2. По показаниям провожу расшлифовывание;

  3. Протравливание эмали в случае применения композитов (эвикрол) с последующим тщательным смыванием кислоты и хорошей изоляцией от слюны;

  4. Нанесение без давления герметика;

  5. Сошлифовка суперконтактов после отверждения материала;

  6. Покрытие зубов фтористым лаком.

Пользуюсь лаком на основе кедровой смолы «Кедровит», обладающий антимикробным и антигезирующим действием, лаком, «Фторол», «Белагель», прозрачным лаком фирмы «Радуга». С целью профилактики применяю серебрение фиссур постоянных зубов, полоскание полости рта 0,2% раствором фтористого натрия. Часть школьников охвачена профилактикой по методу профессора Виноградовой Т.Ф. Этот метод использую реже из-за недостаточного снабжения участка 10% раствором глюконата кальция.


Экзогенная профилактика кариеса у дошкольников.

Методы профилактики 96-97 97-98 98-99
Серебрение фиссур постоянных зубов 36 28 24
Покрытие зубов фтористым лаком 167 148 156
Полоскание рта 0,2% NaF 132 128 129
Герметизация фиссур ------ 8 17
Всего 335 312 326
% охвата проф. мероприятий к общему числу 51,9 51,5 52,7

Экзогенная профилактика кариеса у школьников.

Методы 96-97 97-98 98-99
Метод Т.Ф.Виноградовой 112 89 76
Покрытие зубов фтор лаком 638 675 668
Серебрение фиссур постоянных зубов 21 23 18
Герметизация фиссур 24 31 34
Полоскание 0,2% раствором NaF 695 712 634
Всего 1490 1530 1430
% охвата 80,7 79,8 75,4

Контрольные рентгенограммы зубов, вылеченных по поводу периодонтитов


R-грамма 26 больного В., 17 лет

DS: хронический фиброзный периодонтит, канал запломбирован

эндометазоновой пастой.


R-грамма 26 больного Б., 15 лет

DS: хронический фиброзный периодонтит, канал запломбирован цинк-эвгеноловой пастой.


R-грамма 35 больного С., 16 лет

DS: хронический фиброзный периодонтит, канал запломбирован цинк-эвгеноловой пастой.


R-грамма 24 больного Б., 16 лет

DS: хронический гранулирующий периодонтит, канал запломбирован эндометазоновой пастой.


R-грамма 16 больной О., 16 лет

DS: хронический гранулирующий периодонтит канал запломбирован эндометазоновой пастой.


Контрольные рентгенограммы зубов, вылеченных

по поводу пульпитов


R-грамма 14 больного Б., 16 лет

DS: хронический фиброзный пульпит, канал запломбирован цинк-эвгеноловой пастой.


R-грамма 27 больной М., 15 лет

DS: хронический фиброзный пульпит, канал запломбирован эндометазоновой пастой.


R-грамма 46 больной С., 18 лет

DS: хронический фиброзный пульпит, канал запломбирован цинк-эвгеноловой пастой.


R-грамма 25 больного Г., 14 лет

DS: хронический фиброзный пульпит, канал запломбирован эндометазоновой пастой.


Травмы зубов.


Травматические повреждения зубов в детской практике встречаются как самостоятельный тип травмы. Чаще встречаются у мальчиков во фронтальном отделе верхней челюсти, наблюдаются в основном в зимний период. В работе применяю классификацию ВОЗ, по которой выделяется 8 классов травматических поражений. На школьном приеме приходится сталкиваться в основном с 1, 2, 3 классами. Выбор метода лечения и его результаты зависят от времени обращения после травмы, степени сформированности корня зуба. После сбора анамнеза и клинического обследования направляю ребенка на рентгенографию, ЭОД в детскую стоматологическую поликлинику.

При I классе – тип 1,2: ушибе зуба с незаконченным ростом корня и с несформированной верхушкой жалоб может не быть. Показатель ЭОД может быть снижен вследствие несформированности корня, сотрясения и отека пульпы, рентгенологических изменений нет. Показан покой, щадящая диета, выведение зуба из прикуса (незначительное сошлифовывание, не более 0,5 мм). При лечении надо помнить о высокой способности к регенерации тканей зубов у детей. Назначаю ротовые ванночки (шалфей, ромашка, натрия гидрокарбонат), ионофорез с раствором новокаина. Наблюдение 2-3 дня, через 1 месяц, 3 месяца - повторная рентгенограмма и ЭОД.

Класс I – тип 3: ушиб с последующим некрозом пульпы. Обычно эти травмы обнаруживаются при плановых осмотрах. При этом коронка изменена в цвете, на слизистой десны может быть свищ. Лечение периодонтита проводится по известной методике.

Класс II, тип 1 неосложненный перелом коронки в пределах эмали с различной степенью сформированности корня. Лечение заключается в сошлифовывании острых краев зуба, покрытие его фтор лаком 3 раза через день. При необходимости проводится косметическое восстановление коронки.

Класс II, тип 2 перелом коронки зуба в пределах эмали и дентина без вскрытия полости с несформированной корневой системой. Необходимо защитить пульпу как можно быстрее от инфекции, термических раздражителей, место перелома закрыть кальцийсодержащим препаратом (кальмецин, кальрадент), покрыть защитным колпачком и направить к ортодонту для изготовления металлической коронки. Если рост корня завершен, коронка восстанавливается химическими или светоотверждающими композитами.

При III классе травм (осложненный перелом коронки зуба) использую биологический метод (если с момента травмы прошло несколько часов) и методы витальной ампутации или экстирпации пульпы (если после травмы прошло более суток) в зависимости от степени сформированности корня.

Дети с травмами находятся на диспансерном наблюдении до полного формирования корня, что подтверждается рентгенографически, после чего проводятся реставрационные работы на участке или МУ “ДСП”.


Реставрация коронки 21 фотополимеризационным материалом «Призмафил».


Учитывая низкий уровень знаний по гигиене и профилактике стоматологических заболеваний, провожу беседы с родителями, посещаю родительские собрания и педсоветы, выпускаю санбюллетени для школьных кабинетов, оформляю стенды, уголки гигиены, участвую во врачебных конференциях. Ежемесячно выделяю на медико-воспитательную работу с детьми, родителями, учителями не менее 4 часов.


Уголок гигиены в школе №2.

33



Выводы.


  1. Индивидуальный подход к детям, ответственность за их здоровье, работа с родителями и преподавателями позволили уменьшить число детей, отказывающихся от лечения, и повысить охват плановой санацией школьников до 96-97%, при 84-89% по отделению, и дошкольников до 82-85%, при 61-67% по отделению.


  1. Работа с современными пломбировочными материалами, в том числе фотополимеризационными, герметиками, позволила добиться хорошего качества работы, о чём свидетельствует показатель количества дефектов пломб на одного обследованного 0,2 на участке, при 0,6-0,8 по отделению.


  1. Приобретение турбинной стоматологической установки «Chiradent», галогеновой лампы «Chromalux», постоянная профилактика медицинского оборудования позволили повысить эффективность стоматологического обслуживания детского населения на участке, о чём свидетельствует показатель выполнения функции врачебной должности: 103,4%, 114,2%, 120,6% при работе без медицинской сестры.


  1. Первичная профилактика должна быть приоритетным направлением в стоматологии. Самый эффективный метод – герметизация фиссур, которые нужно проводить уже в раннем возрасте.


  1. Многолетняя работа в школах и ДДУ позволяет сделать вывод о необходимости введения должности помощника стоматолога (гигиениста) для осуществления ряда профилактических мероприятий по первичной профилактике кариеса.


Заболевания краевого пародонта.


В работе применяю классификацию, принятую в 1983 году на XVI пленуме Правления Всесоюзного общества стоматологов: гингивит, пародонтит, идиопатическая патология, пародонтома, пародонтоз. Среди болезней пародонта в школах чаще сталкиваюсь с гингивитами и пародонтитами.

Гингивит – воспаление десны, обусловленное неблагоприятными воздействиями местных и общих факторов без нарушения целостности зубодесневого прикрепления и деструкции кости лунки.

По течению заболевание может быть острым (катаральным, язвенным), хроническим (катаральным, язвенным, гипертрофическим).

По распространенности – локализованным и генерализованным.

При осмотре и опросе в большинстве случаев удается определить причину заболевания. В основном это негигиеничное содержание полости рта (ГИ>2), гормональные сдвиги в пубертатном периоде, соматические заболевания, гиповитаминозы.

Пародонтит – это хронический воспалительный дистрофический процесс, в который вовлечены: десна, периодонт и альвеолярная часть (кортикальная пластинка и альвеолярная перегородка). Чаще встречается у старшеклассников. Может возникнуть в следствии нерадикального лечения гингивита и как самостоятельное поражение. Локализованные формы встречаются в результате местно-действующих причин: скученности зубов, аномалиях прикуса и прикрепления мягких тканей, мелком преддверии рта, травматической окклюзии, неправильной конструкции ортодонтических аппаратов.

С диагностической целью провожу осмотр и опрос, определяю