Объект исследования: повышение эффективности работы предприятия.
Цель данной дипломной работы – исследование зависимости экономических показателей работы ООО "Мясная традиция" от сортамента продукции и повышение эффективной деятельности предприятия.
Научно-теоретическая и практическая значимость нерешенных проблем обусловила выбор темы, ее актуальность и целевую направленность дипломной работы.
Во вступлении описана актуальность и значимость выбранной темы, сформулированы цели и задачи исследования, научная новизна полученных результатов.
В первом разделе проведен экономический анализ и дана оценка хозяйственной деятельности предприятия.
Во втором разделе выявлены экономические закономерности работы предприятия ООО "Мясная традиция" от сортамента продукции. Разработана оптимизационная модель для повышения эффективности работы предприятия и максимизации его прибыли.
В третьем разделе разработана советующая информационная система предприятия.
В четвертом разделе сделан анализ вредных факторов, работы на предприятии и расчет технических мер безопасности для улучшения условий труда.
1.1 Характеристика и организация деятельности ООО "Мясная традиция"
1.2 Анализ хозяйственной деятельности предприятия
1.2.1 Анализ объема производства продукции
1.2.2 Анализ затрат на производство продукции
1.2.3 Анализ прибыли и рентабельности продукции
1.2.4 Анализ ассортимента продукции
1.3 Финансовый анализ деятельности ООО "Мясная традиция"
1.4 Формулировка цели и задач дипломной работы
2. ВЫЯВЛЕНИЕ СКРЫТЫХ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ В РАБОТЕ ПРЕДПРИЯТИЯ С ЦЕЛЬЮ МАКСИМИЗАЦИИ ПРИБЫЛИ ООО "МЯСНАЯ ТРАДИЦИЯ"
2.1 Товарная и сортаментная политика предприятия
2.2 Методические аспекты анализа влияния сортамента продукции на экономические показатели деятельности предприятия
2.3 Моделирование и эффективность управления себестоимостью предприятия
2.4. Выявление закономерности типа "классификация" и построение закона распределения прибыли на ООО "Мясная традиция" в зависимости от продаж колбасных изделий по сортам
2.5 Разработка оптимизационной модели деятельности ООО "Мясная традиция"
3. ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА
3.1 Основные понятия технологии проектирования информационных систем
3.2 Разработка компьютерных информационных систем
3.3 Создание основных элементов информационной системы
3.4 Интерфейс информационной системы повышения эффективности работы ООО "Мясная традиция"
Мясная промышленность играет важную роль в обеспечении населения продуктами питания. Мясопродукты имеют ведущее значение в структуре продовольственных товаров. Они являются основой благосостояния населения и эффективного развития страны. Но тенденции, которые сложились в производстве и потреблении мяса и мясопродуктов за последние годы, свидетельствуют не в интересах их развития и удовлетворения в них потребностей населения. Так в 2004 г. производство мяса и продукции его переработки на душу населения сократилось сравнительно с 1994р. в 2,5 разы, а потребление составляло только 32,5кг., что составляет 40,6% научно обоснованной нормы.
Экономический кризис негативно отразился на функционировании мясопродуктного подкомплекса: сократилось поголовье крупного рогатого скота и свиней, на достаточно низком уровне находятся производительность животных, недогружаются мощности промышленных предприятий по переработки мяса, недостаточно развиваются экономические, технологические и организационно хозяйственные связи между сельскохозяйственными и промышленными предприятиями, что привело к относительно низкому уровню эффективности производства продукции. В современных условиях структурной перестройки агропромышленного производства, когда в корне изменяется ориентация деятельности мясоперерабатывающих предприятий на рыночное развитие, возникает необходимость обстоятельного изучения закономерностей и особенностей экономического оживления и подъема промышленности, которая перерабатывает сельскохозяйственную продукцию в условиях сужения ресурсного потенциала, формирования интенсивного развития мясопереработки на принципах рыночных экономических отношений, последующего совершенствования качественных факторов роста.
В научных трудах ученых-экономистов нашли свое отображение разные экономические аспекты развития промышленных предприятий, которые перерабатывают сельскохозяйственную продукцию. Значительный взнос в изучение агропромышленного производства сделали: Борщевский П.П., Голованов М.О., Зиновчук В.В., Клюкач В. О., Лукинов И.И.., Месель-Веселяк В.Я., Мостенская Т.Л., Макаренко П.М., Онищенко О.М., Рабштина В.М., Саблук П.П., Никонов О.О., Семиусов П.М., Тивончук С.О., Трегобчук В.М., Ярошенко С.П. и много других.
Научно-теоретическая и практическая значимость нерешенных проблем обусловила выбор темы, ее актуальность и целевую направленность дипломной работы.
Объектом исследования является ООО "Мясная традиция" - предприятие по производству мясной и колбасной продукции. В условиях современного рынка продовольственных товаров роль и место эффективного формирования сортамента непрерывно возрастают. Мясные и колбасные изделия занимают одно из ведущих мест в рационе питания населения нашей страны. Сегодня в Украине представлен широкий сортамент колбас и сосисок, ориентированный на разные покупательские возможности. Для обеспечения конкурентоспособности на отечественном рынке мясные продукты должны отличаться высоким уровнем потребительских свойств и качества.
Целью данной дипломной работы является исследование зависимости экономических показателей работы ООО "Мясная традиция" от сортамента продукции и повышение эффективной деятельности предприятия.
Для реализации поставленной цели в работе поставлены следующие задачи:
1) проанализировать номенклатуру и сортамент продукции ООО "Мясная традиция";
2) проанализировать систему технико-экономических и финансовых показателей деятельности ООО "Мясная традиция";
3) изучить основные методики оценки эффективности формирования ассортемента;
4) сформулировать мероприятия, направленные на улучшение сортамента продукции и оценить их эффективность;
5) выявить скрытые экономические закономерности в работе предприятия;
6) построение закона распределения прибыли предприятия по видам продукции;
7) прогноз необходимых данных с учетом анализа известных методов прогнозирования;
8) построение оптимизационной модели и расчет прибыли в 2008 году;
9) разработать информационную систему предприятия.
Колбасные изделия занимают одно из ведущих мест в рационе питания населения нашей страны. Сегодня в Украине представлен широкий ассортимент мясных и колбасных изделий, ориентированный на разные покупательские возможности.
Объектом исследования является ООО "Мясная традиция" - малое предприятие пищевой промышленности. Предприятие занимается производством колбасных изделий, которые реализуются в собственных колбасных киосках.
Более 75% всех украинских мясопродуктов производится крупными мясокомбинатами (объемы производства свыше 950 т/год). В 2007 году в Украине было произведено 208,7 тыс. тонн колбасных изделий, что на 25% больше, чем в 2006 году (167,0 тыс. тонн)[1].
Среди областей Украины в 2007 г. лидерами являются: Донецкая - 39209 т/год, Днепропетровская - 21604 т/год, Киевская - 19096 т/год. По итогам 2007 г. крупнейшими производителями колбасных изделий в Украине стали ООО "Агроторг-3" (Донецк) - 7,96% рынка, ООО "СМП" (Волынская обл.) - 6,53%, ООО мясокомбинат "Мясная традиция" (Днепропетровск) - 4,81 %, ОАО "Птицекомбинат" (Кировоград) - 3,82%, ОАО "Мелитопольский мясокомбинат" - 3,03%, ООО МПЗ "Тернополь" - 2,93%, ООО "Березка" (Днепропетровск) - 2,77% рынка [1].
Исследования аналитиков показали [1], что среди всего разнообразия колбасной продукции потребительские предпочтения выглядят следующим образом: вареные колбасы - 41%, сосиски и сардельки - 23%, полукопченые колбасы - 15%, варено-копченые колбасы - 3%, сырокопченые колбасы - 3%, копчености - 8%, прочие виды колбасных изделий - 7%.
ООО "Мясная традиция" создано в 2004 году в г. Днепропетровске.
Ассортимент продукции мясного цеха насчитывает около 20 наименований (таблица 1.1). Это высококачественные вареные ветчины и колбасы, полу копченые и варено-копченые колбасы, сосиски, сардельки, а также мясные деликатесы, из них 10 пользуются наибольшим спросом:
- "Останкинская";
- "Сардели молочные";
- "Говяжья";
- "Отдельная";
- "Гетинская";
- "Московская";
- "Сервелат";
- "Зернистая";
- "Молочная";
- "Любительская".
Таблица 1.1 – Объем производства продукции в 2005-2007гг. ООО "Мясная традиция" по видам выпускаемой продукции, кг
Наименование продукции
Объем производства, кг
2005
2006
2007
1
2
3
4
Колбасы вареные
64267
69 934
63 291
Останкинская
9874
10 220
10 768
Говяжья
10875
12 775
13 469
Отдельная
10254
11 352
11 680
Молочная
15421
14 053
13 505
Любительская
12365
12 775
13 870
Детская
5478
8 760
9 850
Колбасы копченые
49705
52 816
59 002
Гетинская
12145
13 140
14 510
Московская
12458
10 220
12 874
Сервелат
8745
10 403
14 520
Особая
8215
9 308
8 124
Продолжение табл. 1.1
Зернистая
8142
9 746
8 974
Сосиски
21635
18 817
19 492
Украинские
8745
7 738
8 940
Любительские
6412
5 601
5 767
Сливочные
6478
5 478
4 785
Сардели
12065
11 680
11 133
Молочные
6478
5 475
5 110
Шпикачки
5587
6 205
6 023
Мясные деликатесы
3336
4 015
4 218
Балык свиной
1547
1 825
2 008
Рулет говяжий
1789
2 190
2 210
ВСЕГО
151008
157 262
157 135
В общем, по предприятию производится 20-25 кг конкретных наименований колбасных изделий в день. Общий объем выпуска составляет в среднем 400 кг. в день. Объем выпуска равен объему продаж, т.е. вся произведенная продукция продается в течение планового периода времени, а остатки или возвраты используются в производстве следующей партии колбасных изделий. Вся продукция ООО "Мясная традиция" проходит строжайший контроль качества. Для изготовления колбас, сарделек, сосисок, копченостей используется только высококачественное сырье. Это высшие сорта мяса, натуральные яйца, сыры, сливки и специи.
Численность персонала и его структура по категориям представлена в таблице 1.2. Более 70% персонала предприятия – это рабочие, причем более 40% заняты непосредственно производством продукции. Форма оплаты труда рабочих сдельно-премиальная, административно-управленческого персонала – повременно-премиальная.
Стратегия развития предприятия предполагает постоянную модернизацию производства, внедрение инновационных технологий, дальнейшее развитие сети дистрибуции и продвижение продукции на мультирегиональном уровне.
Таблица 1.2 - Численность персонала и его структура в 2005-2007 гг.
Категория персонала
Среднесписочная численность, чел.
Доля, %
2005-2006
2007
2005-2006
2007
Рабочие
44
44
71,0
72,1
в.т.ч. основные
25
25
40,3
41,0
вспомогательные
14
14
22,6
23,0
Подсобные
5
5
8,1
8,2
Административно-управленческий персонал
18
17
29,0
27,9
Всего
62
61
100,0
100,0
Цели деятельности предприятия:
- достижение стабильного качества посредством корректирующих и предупреждающих действий на всех этапах производства;
- совершенствование методов оценки удовлетворенности ожиданий потребителей, основанных на анализе данных и информации; обновление ассортимента продукции, внедрение новых технологий;
- планомерная модернизация и техническое переоснащение предприятия;
- постоянное повышение квалификации персонала;
- выбор поставщиков на конкурентной основе;
- получение устойчивой прибыли достаточной для развития предприятия в интересах потребителя и персонала;
- совершенствование методов и средств управления предприятием.
Административное руководство предприятием осуществляет генеральный директор ООО "Мясная традиция". Организационная структура предприятия представлена на рисунке 1.1. В обязанности генерального директор входит: осуществление контроля, за деятельностью предприятия,
Рисунок 1.1– Организационная структура управления предприятием
подписание контрактов, сделок, договоров с другими предприятиями, утверждение перспективных планов развития предприятия, разработка которых ведется техническими службами. Руководство техническими и технологическими службами осуществляет главный инженер. Главный бухгалтер ведет организацию учета на предприятии, бухгалтерской отчетности, осуществляет контроль финансовой деятельности, контроль прихода и расхода денежных средств.
Стабильное высокое качество колбасных изделий обусловлено высокотехнологичным процессом производства. При производстве высокосортного колбасного фарша применяется линия тонкого измельчения (Германия, Швейцария). Процесс копчения и варки на предприятии полностью автоматизирован благодаря использованию коптильно-варочных камер украинско-германского предприятия "Дуко-техника". Преимущества применения такого оборудования - 100-процентная гарантия качества производимой продукции.
Выработку колбасных изделий производят по схеме:
1. Обвалка и жиловка
2. Предварительное измельчение и посол
3. Измельчение
4. Подготовка шпика, специй, воды, материалов
5. Приготовление фарша
6. Наполнение оболочек и вязка батонов
7. Термическая обработка
8. Охлаждение
9. Контроль производства
Технологический процесс производства колбас начинается с подготовки основного сырья: сортировки мяса, обвалки, отделения жилки, сухожилий грубой соединительной ткани.
Для приготовления колбасного фарша используют выдержанное сырье и специально подобранные композиции необходимых специй и пряностей. Состав ингредиентов и технология обработки определяет в последствии вкус, аромат, цвет, структуру и сочность готового продукта.
Процесс термической обработки колбас осуществляется в универсальных термокамерах с автоматическим контролем и регулированием температурно-влажностных режимов. В таких камерах осуществляют термообработку как вареных колбас, сосисок и сарделек, так копченых колбас и деликатесов. При копчении используются опилки только твердых, благородных пород деревьев. Копчение производится в термокамере с высокой степенью очистки дыма от канцерогенных веществ, в результате получается продукт безвредный и экологически чистый. Параметры термообработки (температура, относительная влажность воздуха, плотность дыма, продолжительность процесса) для каждого вида изделий различна. Это позволяет приобрести продуктам замечательный вкус, красивый коричневато-золотистый цвет с приятным ароматом копчения и высокими органолептическими показателями.
Все изделия строго соответствуют требованиям ГОСТа. Помимо технического санитарного контроля вкусовые качества каждой партии готовой продукции определяют на ежедневных дегустациях технологи, и специалисты предприятия. Но все же самым главным для любого производителя является мнение покупателя.
ООО "Мясная традиция" - это малое предприятие пищевой промышленности. Предприятие занимается производством мясных и колбасных изделий, которые реализуются в собственных торговых точках. Ассортимент продукции насчитывает около 20 наименований – это высококачественные вареные ветчины и колбасы, полу копченые и варено копченые колбасы, сосиски, сардельки, а также мясные деликатесы.
Основным видами продукции являются вареные и варено-копченые колбасы, суммарная доля которых в 2006 году занимала 78%, а в 2007 году выросла на 2% и составила 80%.
ООО "Мясная традиция" - является предприятием по производству колбасных и мясных изделий и важнейшим показателей его деятельности является номенклатура и объем произведенной продукции (таблица 1.3)
Таблица 1.3 – Объем производства продукции
Наименование продукции
Объем производства, кг
Отклонение
2005
2006
2007
абсолютное, кг
относительное, %
2006/2005
2007/2006
2006/2005
2007/2006
Колбасы вареные
64 267
69 934
63 291
5 667
-6 643
8,8
-9,5
Останкинская
9 874
10 220
10 768
346
548
3,5
5,4
Говяжья
10 875
12 775
13 469
1 900
694
17,5
5,4
Отдельная
10 254
11 352
11 680
1 098
329
10,7
2,9
Молочная
15 421
14 053
13 505
-1 369
-548
-8,9
-3,9
Любительская
12 365
12 775
13 870
410
1 095
3,3
8,6
Детская
5 478
8 760
9 850
3 282
1 090
59,9
12,4
Колбасы копченые
49 705
52 816
59 002
3 111
6 187
6,3
11,7
Гетинская
12 145
13 140
14 510
995
1 370
8,2
10,4
Московская
12 458
10 220
12 874
-2 238
2 654
-18,0
26,0
Сервелат
8 745
10 403
14 520
1 658
4 118
19,0
39,6
Особая
8 215
9 308
8 124
1 093
-1 184
13,3
-12,7
Зернистая
8 142
9 746
8 974
1 604
-772
19,7
-7,9
Сосиски
21 635
18 817
19 492
-2 818
675
-13,0
3,6
Украинские
8 745
7 738
8 940
-1 007
1 202
-11,5
15,5
Любительские
6 412
5 601
5 767
-811
166
-12,6
3,0
Сливочные
6 478
5 478
4 785
-1 000
-693
-15,4
-12,7
Сардели
12 065
11 680
11 133
-385
-548
-3,2
-4,7
Молочные
6 478
5 475
5 110
-1 003
-365
-15,5
-6,7
Шпикачки
5 587
6 205
6 023
618
-183
11,1
-2,9
Мясные деликатесы
3 336
4 015
4 218
679
203
20,4
5,0
Балык свиной
1 547
1 825
2 008
278
183
18,0
10,0
Рулет говяжий
1 789
2 190
2 210
401
20
22,4
0,9
ВСЕГО
151008
157262
157135
6 254
-127
4,1
-0,1
За исследуемый период в целом предприятие имело стабильный уровень объема производства. Однако имеют место изменения в объеме производимой продукции по ассортиментным группам. Так, производство вареных колбас снизилось в период с 2005 по 2006 годы возромло на 8,8%, а с 2006 по 2007 снизилось на 9,5%. При этом наблюдается рост на 6,3% в 2006 году и 11,7% в 2007 году по копченым колбасам. производство сосисок снизилось в 2006 году на 13,0% и возросло в 2007 на 3,6%, а снижение объема производства сарделей составляет соответственно в 2006 и 2007 годах 3,2% и 4,7%. На 20,4% и 5% возросло производство мясных деликатесов, при чем в 2007 году имел место рост в основном за счет "балыка свиного". Учитывая структуру производства. Можно говорить о том, что наибольшее влияние на изменение объема производства продукции оказывают колбасы, так как занимают наибольший удельный вес.
Однако, следует учитывать, что все приведенные виды продукции имеют различную сложность изготовления, поэтому для более точного и обоснованного анализа необходимо учитывать трудоемкость производства каждого вида продукции [2,3,4,7,18]. Это возможно путем расчета объема производства в условно-натуральных единицах (таблица 1.4)
Учитывая сложность производства отдельных видов продукции, можно сделать вывод о росте объема производства на 9,0% и 7,0% в 2006 году и в 2007 году соотвественно. Наибольший рост наблюдался по колбасам копченым (+12,5% в 2007 году) и мясным деликатесам (+5,1% в 2007 году). Снижение производства имело место только по сарделям на 4,6% (в 2007 году). Структурные сдвиги являются в период с 2005 по 2007 годы незначительными. В 2006 году наблюдался рост по колбасам вареным на 1,7%, по колбасам копченым на 0,4% и по мясным деликатесам на 0,5%, в то время как доля сосисок и сарделей снизилась соответственно на 2,1% и 0,5%. В 2007 году по всем ассортиментным группам произошло снижение объема производства до 1%; только по колбасам копченым имел место положительный структурный сдвиг - +2,0%.
Таблица 1.4 – Анализ объема производства в условных единицах
Наименование продукции
Коэффициент условного объема
Объем производства, усл.кг
Доля, %
Структурный сдвиг, %
2005
2006
2007
2005
2006
2007
2006/2005
2007/2006
Колбасы вареные
71086
77564
81323
38,1
39,7
38,9
1,7
-0,8
Останкинская
1,183
11686
12095
12743
6,3
6,2
6,1
-0,1
-0,1
Говяжья
1,078
11723
13771
14519
6,3
7,1
6,9
0,8
-0,1
Отдельная
1,083
11101
12289
12644
5,9
6,3
6,0
0,3
-0,2
Молочная
1,000
15421
14053
13505
8,3
7,2
6,5
-1,1
-0,7
Любительская
1,211
14974
15471
16797
8,0
7,9
8,0
-0,1
0,1
Детская
1,128
6182
9885
11115
3,3
5,1
5,3
1,8
0,3
Колбасы копченые
72674
76828
86434
38,9
39,3
41,3
0,4
2,0
Гетинская
1,440
17493
18926
20900
9,4
9,7
10,0
0,3
0,3
Московская
1,560
19430
15939
20079
10,4
8,2
9,6
-2,2
1,4
Сервелат
1,506
13166
15661
21860
7,1
8,0
10,5
1,0
2,4
Особая
1,394
11456
12979
11329
6,1
6,6
5,4
0,5
-1,2
Зернистая
1,367
11130
13322
12267
6,0
6,8
5,9
0,9
-1,0
Сосиски
22901
19907
20550
12,3
10,2
9,8
-2,1
-0,4
Украинские
1,023
8946
7915
9145
4,8
4,1
4,4
-0,7
0,3
Любительские
1,064
6824
5961
6137
3,7
3,1
2,9
-0,6
-0,1
Сливочные
1,101
7132
6031
5268
3,8
3,1
2,5
-0,7
-0,6
Сардели
13941
13605
12983
7,5
7,0
6,2
-0,5
-0,8
Молочные
1,092
7072
5977
5579
3,8
3,1
2,7
-0,7
-0,4
Шпикачки
1,229
6868
7628
7404
3,7
3,9
3,5
0,2
-0,4
Мясные деликатесы
6126
7370
7750
3,3
3,8
3,7
+0,5
-0,1
Балык свиной
1,881
2909
3432
3776
1,6
1,8
1,8
-0,7
0,0
Рулет говяжий
1,798
3217
3938
3974
1,7
2,0
1,9
0,2
-0,1
Итого
186729
195274
209040
100,0
100,0
100,0
0,0
0,0
Качественное изменение производства характеризует коэффициент сортности – средний коэффициент условного объема. Этот коэффициент характеризует среднюю сложность (трудоемкость) производства продукции и рассчитывается по формуле:
, (1.1)
где
- коэффициент сортности;
Кі – коэффициент условного объема і-го вида продукции;
Oi – объем производства і-го вида продукции, кг.
2005
=1,237
2006
=1,241
2007
=1,330
Таким образом, в целом объем производства в натуральных единицах не изменился, однако возросла сложность работ, что обусловило рост объема производства в условно-натуральных единицах.
Важнейшим показателей, непосредственно оказывающим влияние на результаты деятельности предприятия, является себестоимость продукции, ее структура и тенденции изменения (таблицы 1.5-1.7) [2,3,14,18].
Таблица 1.5 – Себестоимость продукции ООО "Мясная традиция" за 2005 год
Наименование затрат
Кол-во, кг
Цена, грн/кг
Всего
1
2
3
4
Сырье и материалы
168 573,5
7,14
1 202 898,28
Несоленое сырьё, кг (на 100 кг сырья)
Говядина жилованная высшего сорта
60 403,2
7,30
440943,36
Свинина жилованная нежирная
22 651,2
8,00
181209,60
Шпик хребтовый
22 651,2
4,80
108725,76
Пряности и материалы, г(на 100кг)
Соль поваренная пищевая
3 358,1
0,27
906,68
Нитрит натрия
7 550,4
0,18
1359,07
Сахар-песок
24 939,9
2,00
49879,80
Перец черный, молотый
3 572,9
8,10
28940,49
Перец душистый
3 464,9
9,54
33055,15
Орех мускатный или кардамон, молотые
2 100,8
9,40
19747,52
Чеснок свежий
9 163,1
13,23
121227,81
Чеснок сушеный
8 717,8
17,50
152561,50
Оболочки
64 341,54
Амортизация
48 862,53
Оплата труда с отчислениями
341 540,91
Другие затраты
34 154,09
Себестоимость реализованной продукции
1 627 455,82
Административные затраты
53 141,59
Затраты на сбыт
122 692,50
Полная себестоимость
151 008
11,94
1 803 289,91
Таблица 1.6 – Себестоимость продукции ООО "Мясная традиция" за 2006 год
Наименование затрат
Кол-во, кг
Цена, грн/кг
Всего
Доля, %
Сырье и материалы
171 691,0
7,63
1 379 728,00
64,9
Несоленое сырьё, кг
Говядина жилованная высшего сорта
7,58
8,0
23,6
25,0
Свинина жилованная нежирная
8,12
8,6
9,5
10,0
Шпик хребтовый
5,02
5,3
5,5
5,8
Пряности и материалы
Соль поваренная пищевая
0,30
0,3
0,0
0,0
Нитрит натрия
0,23
0,2
0,1
0,1
Сахар-песок
2,85
3
3,5
3,7
Перец черный, молотый
9,50
10
1,7
1,8
Перец душистый
10,45
11
1,8
1,9
Орех мускатный или кардамон, молотые
10,45
11
1,1
1,1
Чеснок свежий
14,25
15
6,5
6,8
Чеснок сушеный
19,00
20
8,2
8,6
Оболочки
69 184,45
3,4
Амортизация
52 540,35
2,6
Оплата труда с отчислениями
367 248,30
18,2
Другие затраты
36 724,83
1,8
Себестоимость реализованной продукции
1 836 241,47
90,9
Административные затраты
55 350,00
2,7
Затраты на сбыт
129 150,00
6,4
Полная себестоимость
157 262
12,85
2 020 741,47
100,0
Полная себестоимость продукции ООО "Мясная традиция" в 2006 году по сравнению с 2005 годом возросла на 217,4тыс.грн., или на 12,1%. Наибольший рост наблюдается по статье сырье и материалы 107,6 тыс.грн., или 8,9%;
Таблица 1.7 - Себестоимость продукции ООО "Мясная традиция" за 2007 год
Наименование затрат
Кол-во, кг
Цена, грн/кг
Всего
Доля %
Сырье и материалы
172 162,1
8,55
1 472 443,69
63,8
Несоленое сырьё
Говядина жилованная высшего сорта
8,93
8,93
23,5
24,8
Свинина жилованная нежирная
8,28
8,28
8,5
8,9
Шпик хребтовый
6,48
6,48
7,2
7,6
Пряности и материалы
Соль поваренная пищевая
0,29
0,29
0,0
0,0
Нитрит натрия
0,17
0,17
0,1
0,1
Сахар-песок
3,52
3,52
3,6
3,8
Перец черный, молотый
10,55
10,55
1,7
1,8
Перец душистый
11,02
11,02
1,7
1,8
Орех мускатный или кардамон, молотые
11,21
11,21
1,1
1,1
Чеснок свежий
14,82
14,82
5,9
6,2
Чеснок сушеный
19,76
19,76
7,4
7,8
Оболочки
74 556,00
3,2
Амортизация
52 540,35
2,3
Оплата труда с отчислениями
461 229,69
20,0
Другие затраты
36 578,74
1,6
Себестоимость реализованной продукции
2 097 348,47
90,9
Административные затраты
86 400,00
3,7
Затраты на сбыт
122 400,00
5,3
Полная себестоимость
157 135
14,68
2 306 148,47
100,0
Полная себестоимость продукции ООО "Мясная традиция" возросла на 14,1% в 2007 году по сравнению с 2006 годом. Наибольший рост наблюдается по следующим статьям:
- административные затрат - +56,1%;
- шпик хребтовый - +50,0%;
- оплата труда с начислениями - +25,6%;
- сахар-песок - +16,0%.
Таблица 1.8 – Затраты на производство и реализацию продукции по видам
Наименование продукции
Себестоимость, грн/кг
Себестоимость, грн.
Структура (доля), %
2005
2006
2007
2005
2006
2007
2005
2006
2007
Колбасы вареные
11,58
10,55
13,12
675690
737694
830174,25
37,5
36,5
36,0
Останкинская
11,08
12,9
13,5
109448
131838
145361,25
6,1
6,5
6,3
Говяжья
10,41
11,75
12
113174
150106
161622
6,3
7,4
7,0
Отдельная
10,06
11,8
13,5
103197
133948
157680
5,7
6,6
6,8
Молочная
9,54
10,9
11,3
147044
153172
152606,5
8,2
7,6
6,6
Любительская
11,48
13,2
15,35
141929
168630
212904,5
7,9
8,3
9,2
Детская
11,12
12,3
12,56
60897
107748
123716
3,4
5,3
5,4
Колбасы копченые
16,99
15,86
16,88
730675
837425
996072,98
40,5
41,4
43,2
Гетинская
13,97
15,7
16,84
169637
206298
244348,4
9,4
10,2
10,6
Московская
16,07
17
18,1
200500
173740
233019,4
11,1
8,6
10,1
Сервелат
15,16
16,41
16,92
132556
170705
245678,4
7,4
8,4
10,7
Особая
13,96
15,2
16,32
114651
141474
132583,68
6,4
7,0
5,7
Зернистая
13,96
14,9
15,65
113630
145208
140443,1
6,3
7,2
6,1
Сосиски
9,50
11,53
12,2
202386
216986
237781,79
11,2
10,7
10,3
Украинские
9,88
11,15
12,04
86381
86278,7
107637,6
4,8
4,3
4,7
Любительские
8,70
11,6
12,32
55784
64971,6
71049,44
3,1
3,2
3,1
Сливочные
9,30
12
12,35
60221
65736
59094,75
3,3
3,3
2,6
Сардели
11,47
12,7
13,05
138462
148300
145299,2
7,7
7,3
6,3
Молочные
11,13
11,9
12,17
72115
65152,5
62188,7
4,0
3,2
2,7
Шпикачки
11,88
13,4
13,8
66347
83147
83110,5
3,7
4,1
3,6
Мясные деликатесы
16,67
20,01
22,96
55596
80336,5
96820,25
3,1
4,0
4,2
Балык свиной
17,23
20,5
23,9
26658
37412,5
47979,25
1,5
1,9
2,1
Рулет говяжий
16,18
19,6
22,1
28939
42924
48841
1,6
2,1
2,1
ВСЕГО
11,94
12,85
14,68
1803290
2020741
2306148,5
100,0
100,0
100,0
Анализ структуры затрат характеризует продукцию как материалоемкую – доля затрат на сырье и материалы составляет около 65% и за исследуемый период оставалась практически неизменной.
Анализируя структуру затрат по видам продукции (таблица 1.8), можно сделать вывод, что более 35%; сосиски и сардели в сумме занимают приблизительно 20% затрат и наименьшую часть затрат составляют затраты на производство и реализацию мясных деликатесов.
Результирующими показателями, характеризующими деятельность ООО "Мясная традиция" являются прибыль от реализации и рентабельность продукции (таблицы 1.9, 1.10) [2,4,5,6,8].
Таблица 1.9 – Прибыль от реализации продукции ООО "Мясная традиция"
Показатель
2005
2006
2007
Отклонение
абсолютное
относительное, %
2006/
2005
2007/
2006
2006/
2005
2007/
2006
Объем производства, кг
151008
157262
157135
6254
-127
4,14
-0,1
Цена, грн/кг
12,36
13,41
15,20
1,05
1,79
8,53
13,4
Себестоимость, грн/кг
11,94
12,85
14,68
0,91
1,83
7,61
14,2
Прибыль от реализации, грн.
62567
88302
81810
25735
-6493
41,13
-7,4
Прибыль от реализации продукции предприятия в 2006 году по сравнению с 2005 годом возросла на 25,7тыс.грн., или на 41,1%, а в 2007 году по сравнению с 2006 годом снизилась на 6,5 тыс.грн., или на 7,4%.
Такое изменение обусловлено изменением:
- цены продукции;
- себестоимости единицы продукции;
- объема реализации.
Для определения влияния каждого из факторов необходимо провести факторный анализ, основанный на приеме цепных подстановок.
Таким образом, в 2006 году прибыль предприятия возросла на 25,7тыс.грн, в том числе за счет увеличения цены на 165,4 тыс.грн., роста объема производства – на 2,9тыс.грн., отрицательно на изменение прибыли повлияло изменение себестоимости – -142,6тыс.грн.
В 2007 году прибыль предприятия возросла за счет роста цены на 280,6тыс.грн., но при этом отрицательно (-287,0тыс.грн.) на величину прибыли от реализации повлиял рост себестоимости продукции. Практически неизменным оставался объем производства, поэтому его влияние на прибыль незначительно (-71,03 грн.).
Прибыль и рентабельность по видам продукции представлена в таблице 2.7. Средняя рентабельность продукции в 2006 году по сравнению с 2005 годом возросла на 0,9% и снизилась в 2007 году по сравнению с 2006 на 0,82 п.п. При этом наибольшее снижение в 2007 году наблюдалось по колбасам вареным и сарделям – -1,7п.п. и -0,83 п.п. соответственно.
Наибольшая рентабельность наблюдается по основным видам продукции – колбасам вареным и копченым, самая низкая рентабельность наблюдается по мясным деликатесам.
По видам продукции наибольшая рентабельность наблюдалась по колбасам вареным и колбасам копченым – 3,86% и 3,61% соответственно. Хотя необходимо отметить снижение рентабельности по этим ассортиментным группам в 2007 году по сравнению с 2006 годом.
Наибольшую рентабельность в 2007 году имеют "Сервелат" (8,75%), вареные колбасы "Молочная" (7,08%) и "Говяжья" (5,03%).
Низкая рентабельность имеет место при производстве мясных деликатесов, что объясняется высокими затратами на их производство. Значительные затраты обусловлены неполной загрузкой мощностей по производству такой продукции. Однако данная ассортиментная группа является стратегически важной.
Анализ ассортимента продукции предприятия проводится периодически, как правило, с учетом таких факторов, как:
· номенклатура продукции;
· ширина и глубина ассортимента
· прибыльность;
· доля в объеме продаж;
· другие факторы.
Ширину и глубину ассортимента продукции можно наглядно представить в виде рисунка 1.2.
Рисунок 1.2 – Ширина и глубина ассортимента ООО "Мясная традиция"
Ассортимент продукции предприятия можно назвать широким, так как он включает почти все возможные ассортиментные групп. Однако его нельзя охарактеризовать глубоким, особенно по таким ассортиментным группам как сосиски, сардели и мясные деликатесы.
Анализ ассортимента позволяет выделить в ассортименте предприятия приоритетные направления и продукты, на которые и следует обратить особое внимание. Критерии оценки могут быть разнообразными и зависят от цели, которую ставит перед собой компания. В нашем случае наиболее важным является анализ влияния ассортиментных позиций на основные технико-экономические показатели.
Основными показателями анализа ассортимента могут быть:
· объем продаж;
· объем выручки и прибыли при реализации;
· объем затрат на производство и продвижение данных продуктов.
Для анализа ассортимента были проведены расчеты по определению долей отдельных ассортиментных групп и позиций, в основных технико-экономических показателях. Результаты расчетов представлены в табл. 1.10.
Анализ соответствующих долей позволит предприятию определить те позиции в ассортименте, на которых должна быть сконцентрирована основная работа и которые являются основными при планировании производства, определении стратегии закупок и оптимальных запасов на складе.
Таблица 1.10 – Анализ ассортимента продукции ООО "Мясная традиция"
Наименование продукции
Объем производства, %
Выручка от реализации, %
Себестоимость, %.
Прибыль от реализации, %
2005
2006
2007
2005
2006
2007
2005
2006
2007
2005
2006
2007
Колбасы вареные
42,56
44,47
40,28
37,77
36,92
36,11
34,09
36,51
36,00
46,34
46,50
39,19
Останкинская
6,54
6,50
6,85
6,09
6,54
6,36
6,07
6,52
6,30
6,56
6,94
7,90
Говяжья
7,20
8,12
8,57
6,29
7,45
7,16
6,28
7,43
7,01
6,83
7,96
11,52
Отдельная
6,79
7,22
7,43
5,72
6,62
6,80
5,72
6,63
6,84
5,51
6,43
5,71
Молочная
10,21
8,94
8,59
8,10
7,53
6,84
8,15
7,58
6,62
6,52
6,37
13,21
Любительская
8,19
8,12
8,83
8,28
8,78
8,94
7,87
8,34
9,23
20,19
18,81
0,85
Детская
3,63
5,57
6,27
3,29
5,19
5,47
3,38
5,33
5,36
0,73
1,98
8,31
Колбасы копченые
32,92
33,58
37,55
40,32
41,29
43,22
46,84
41,44
43,19
34,72
37,85
43,93
Гетинская
8,04
8,36
9,23
9,24
10,03
10,45
9,41
10,21
10,60
4,51
5,95
6,39
Московская
8,25
6,50
8,19
10,95
8,48
9,81
11,10
8,60
10,10
6,57
5,79
1,57
Сервелат
5,79
6,61
9,24
7,64
8,78
11,19
7,35
8,45
10,65
15,96
16,38
26,27
Особая
5,44
5,92
5,17
6,25
6,88
5,72
6,36
7,00
5,75
3,20
4,22
4,77
Зернистая
5,39
6,20
5,71
6,24
7,12
6,05
6,30
7,19
6,09
4,48
5,52
4,94
Сосиски
14,33
11,97
12,40
11,23
10,57
10,25
11,40
10,74
10,31
11,38
6,80
8,62
Ураинские
5,79
4,92
5,69
4,73
4,22
4,60
4,79
4,27
4,67
3,11
3,07
2,84
Любительские
4,25
3,56
3,67
3,16
3,11
3,04
3,09
3,22
3,08
5,12
0,63
1,97
Сливочные
4,29
3,48
3,05
3,33
3,25
2,60
3,34
3,25
2,56
3,15
3,10
3,80
Сардели
7,99
7,43
7,08
7,68
7,34
6,30
7,68
7,34
6,30
7,60
7,32
6,26
Молочные
4,29
3,48
3,25
3,99
3,22
2,72
4,00
3,22
2,70
3,81
3,10
3,31
Шпикачки
3,70
3,95
3,83
3,68
4,12
3,58
3,68
4,11
3,60
3,79
4,22
2,94
Мясные деликатесы
2,21
2,55
2,68
3,00
3,87
4,12
3,08
3,98
4,20
0,71
1,53
2,01
Балык свиной
1,02
1,16
1,28
1,45
1,82
2,06
1,48
1,85
2,08
0,66
1,03
1,47
Рулет говяжий
1,18
1,39
1,41
1,55
2,06
2,06
1,60
2,12
2,12
0,07
0,50
0,54
ВСЕГО
100,00
100,00
100,00
100,00
100,00
100,00
100,00
100,00
100,00
100,00
100,00
100,00
По результатам расчетов можно сделать следующие выводы:
1) основным видом продукции являются колбасы, причем больший объем производства в натуральном выражении приходится на колбасы вареные – их доля последние 3 года составляет более 40%. В последние годы наметилась тенденция увеличения производства колбас копченых, их доля за исследуемый период возросла на 4,63%;
2) товарооборот предприятия обеспечивают колбасы, причем большую долю занимают копченые колбасы (более 40%), а доля вареных колбас снижается и в 2007 году сократилась до 36,11%. Также снижается доля сосисок и сарделей, в то время как мясные деликатесы в 2007 году обеспечивают уже 4,12% товарооборота по сравнению с 3,00% в 2005 году;
3) наиболее затратными являются такие виды продукции как колбасы вареные и копченые, что обусловлено, прежде всего их высокой долей в общем производстве;
4) основную массу прибыли (более 80%) обеспечивают колбасы, причем в 2006-2007годах доля прибыли вареных колбас больше, чем копченых. Значительно снизилась доля прибыли по сосискам и меньшими темпами по сарделям.
Качество принимаемых управленческих решений, в том числе по оптимизации ассортимента, зависит от качества их аналитического обоснования. Оценка финансового состояния является частью финансового анализа. Финансовое состояние характеризует в самом общем виде изменения в размещении средств и источников их покрытия [9,10,11,113,14].
Основная цель анализа финансового состояния заключается в том, чтобы на основе объективной оценки использования финансовых ресурсов выявить внутрихозяйственные резервы укрепления финансового положения и повышения платежеспособности.
Удобным инструментом для оценки финансового состояния предприятия является проведение вертикального и горизонтального анализа. Вертикальный анализ заключается в расчете каждой статьи баланса и отчета о финансовых результатах в процентах от определенной статьи. При выполнении вертикального анализа баланса за 100% принимается итог баланса, при выполнении вертикального анализа отчета о финансовых результатах за 100% принимается сумма выручки от реализации. Другие статьи рассматриваются как процентная доля соответственно от итога баланса или выручки от реализации.
Горизонтальный анализ заключается в расчете абсолютного и относительного отклонения по каждой статье баланса и отчета о финансовых результатах. Абсолютное отклонение рассчитывается как разница между данными на конец периода и на начало периода (для баланса) или как разница между данными за текущий период и за прошедший период (для отчета о финансовых результатах).
Относительное отклонение рассчитывается в процентах как результат деления абсолютного отклонения на значение статьи на начало периода (или за предыдущий период).
Таблица 1.11 – Анализ прибыли и рентабельности продукции