Главная              Рефераты - Математика

Выявление экономических закономерностей в условиях ООО Мясная традиция - дипломная работа

РЕФЕРАТ

Пояснительная записка: 98 страницы, 16 рисунка, 28 таблиц, 26 источников.

Объект исследования: повышение эффективности работы предприятия.

Цель данной дипломной работы – исследование зависимости экономических показателей работы ООО "Мясная традиция" от сортамента продукции и повышение эффективной деятельности предприятия.

Научно-теоретическая и практическая значимость нерешенных проблем обусловила выбор темы, ее актуальность и целевую направленность дипломной работы.

Во вступлении описана актуальность и значимость выбранной темы, сформулированы цели и задачи исследования, научная новизна полученных результатов.

В первом разделе проведен экономический анализ и дана оценка хозяйственной деятельности предприятия.

Во втором разделе выявлены экономические закономерности работы предприятия ООО "Мясная традиция" от сортамента продукции. Разработана оптимизационная модель для повышения эффективности работы предприятия и максимизации его прибыли.

В третьем разделе разработана советующая информационная система предприятия.

В четвертом разделе сделан анализ вредных факторов, работы на предприятии и расчет технических мер безопасности для улучшения условий труда.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ, СОРТАМЕНТ, ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ, МАКСИМИЗАЦИЯ ПРИБЫЛИ, ОПТИМИЗАЦИОННАЯ ЗАДАЧА, ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. ОЦЕНКА И АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

1.1 Характеристика и организация деятельности ООО "Мясная традиция"

1.2 Анализ хозяйственной деятельности предприятия

1.2.1 Анализ объема производства продукции

1.2.2 Анализ затрат на производство продукции

1.2.3 Анализ прибыли и рентабельности продукции

1.2.4 Анализ ассортимента продукции

1.3 Финансовый анализ деятельности ООО "Мясная традиция"

1.4 Формулировка цели и задач дипломной работы

2. ВЫЯВЛЕНИЕ СКРЫТЫХ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ В РАБОТЕ ПРЕДПРИЯТИЯ С ЦЕЛЬЮ МАКСИМИЗАЦИИ ПРИБЫЛИ ООО "МЯСНАЯ ТРАДИЦИЯ"

2.1 Товарная и сортаментная политика предприятия

2.2 Методические аспекты анализа влияния сортамента продукции на экономические показатели деятельности предприятия

2.3 Моделирование и эффективность управления себестоимостью предприятия

2.4. Выявление закономерности типа "классификация" и построение закона распределения прибыли на ООО "Мясная традиция" в зависимости от продаж колбасных изделий по сортам

2.5 Разработка оптимизационной модели деятельности ООО "Мясная традиция"

3. ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА

3.1 Основные понятия технологии проектирования информационных систем

3.2 Разработка компьютерных информационных систем

3.3 Создание основных элементов информационной системы

3.4 Интерфейс информационной системы повышения эффективности работы ООО "Мясная традиция"

4. ОХРАНА ТРУДА

ВЫВОДЫ

ПЕРЕЧЕНЬ ССЫЛОК

ПРИЛОЖЕНИЯ


ВВЕДЕНИЕ

Мясная промышленность играет важную роль в обеспечении населения продуктами питания. Мясопродукты имеют ведущее значение в структуре продовольственных товаров. Они являются основой благосостояния населения и эффективного развития страны. Но тенденции, которые сложились в производстве и потреблении мяса и мясопродуктов за последние годы, свидетельствуют не в интересах их развития и удовлетворения в них потребностей населения. Так в 2004 г. производство мяса и продукции его переработки на душу населения сократилось сравнительно с 1994р. в 2,5 разы, а потребление составляло только 32,5кг., что составляет 40,6% научно обоснованной нормы.

Экономический кризис негативно отразился на функционировании мясопродуктного подкомплекса: сократилось поголовье крупного рогатого скота и свиней, на достаточно низком уровне находятся производительность животных, недогружаются мощности промышленных предприятий по переработки мяса, недостаточно развиваются экономические, технологические и организационно хозяйственные связи между сельскохозяйственными и промышленными предприятиями, что привело к относительно низкому уровню эффективности производства продукции. В современных условиях структурной перестройки агропромышленного производства, когда в корне изменяется ориентация деятельности мясоперерабатывающих предприятий на рыночное развитие, возникает необходимость обстоятельного изучения закономерностей и особенностей экономического оживления и подъема промышленности, которая перерабатывает сельскохозяйственную продукцию в условиях сужения ресурсного потенциала, формирования интенсивного развития мясопереработки на принципах рыночных экономических отношений, последующего совершенствования качественных факторов роста.

В научных трудах ученых-экономистов нашли свое отображение разные экономические аспекты развития промышленных предприятий, которые перерабатывают сельскохозяйственную продукцию. Значительный взнос в изучение агропромышленного производства сделали: Борщевский П.П., Голованов М.О., Зиновчук В.В., Клюкач В. О., Лукинов И.И.., Месель-Веселяк В.Я., Мостенская Т.Л., Макаренко П.М., Онищенко О.М., Рабштина В.М., Саблук П.П., Никонов О.О., Семиусов П.М., Тивончук С.О., Трегобчук В.М., Ярошенко С.П. и много других.

Научно-теоретическая и практическая значимость нерешенных проблем обусловила выбор темы, ее актуальность и целевую направленность дипломной работы.

Объектом исследования является ООО "Мясная традиция" - предприятие по производству мясной и колбасной продукции. В условиях современного рынка продовольственных товаров роль и место эффективного формирования сортамента непрерывно возрастают. Мясные и колбасные изделия занимают одно из ведущих мест в рационе питания населения нашей страны. Сегодня в Украине представлен широкий сортамент колбас и сосисок, ориентированный на разные покупательские возможности. Для обеспечения конкурентоспособности на отечественном рынке мясные продукты должны отличаться высоким уровнем потребительских свойств и качества.

Целью данной дипломной работы является исследование зависимости экономических показателей работы ООО "Мясная традиция" от сортамента продукции и повышение эффективной деятельности предприятия.

Для реализации поставленной цели в работе поставлены следующие задачи:

1) проанализировать номенклатуру и сортамент продукции ООО "Мясная традиция";

2) проанализировать систему технико-экономических и финансовых показателей деятельности ООО "Мясная традиция";

3) изучить основные методики оценки эффективности формирования ассортемента;

4) сформулировать мероприятия, направленные на улучшение сортамента продукции и оценить их эффективность;

5) выявить скрытые экономические закономерности в работе предприятия;

6) построение закона распределения прибыли предприятия по видам продукции;

7) прогноз необходимых данных с учетом анализа известных методов прогнозирования;

8) построение оптимизационной модели и расчет прибыли в 2008 году;

9) разработать информационную систему предприятия.


1 . ОЦЕНКА И АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

1.1 Характеристика и организация деятельности ООО "Мясная традиция"

Колбасные изделия занимают одно из ведущих мест в рационе питания населения нашей страны. Сегодня в Украине представлен широкий ассортимент мясных и колбасных изделий, ориентированный на разные покупательские возможности.

Объектом исследования является ООО "Мясная традиция" - малое предприятие пищевой промышленности. Предприятие занимается производством колбасных изделий, которые реализуются в собственных колбасных киосках.

Более 75% всех украинских мясопродуктов производится крупными мясокомбинатами (объемы производства свыше 950 т/год). В 2007 году в Украине было произведено 208,7 тыс. тонн колбасных изделий, что на 25% больше, чем в 2006 году (167,0 тыс. тонн)[1].

Среди областей Украины в 2007 г. лидерами являются: Донецкая - 39209 т/год, Днепропетровская - 21604 т/год, Киевская - 19096 т/год. По итогам 2007 г. крупнейшими производителями колбасных изделий в Украине стали ООО "Агроторг-3" (Донецк) - 7,96% рынка, ООО "СМП" (Волынская обл.) - 6,53%, ООО мясокомбинат "Мясная традиция" (Днепропетровск) - 4,81 %, ОАО "Птицекомбинат" (Кировоград) - 3,82%, ОАО "Мелитопольский мясокомбинат" - 3,03%, ООО МПЗ "Тернополь" - 2,93%, ООО "Березка" (Днепропетровск) - 2,77% рынка [1].

Исследования аналитиков показали [1], что среди всего разнообразия колбасной продукции потребительские предпочтения выглядят следующим образом: вареные колбасы - 41%, сосиски и сардельки - 23%, полукопченые колбасы - 15%, варено-копченые колбасы - 3%, сырокопченые колбасы - 3%, копчености - 8%, прочие виды колбасных изделий - 7%.

ООО "Мясная традиция" создано в 2004 году в г. Днепропетровске.

Ассортимент продукции мясного цеха насчитывает около 20 наименований (таблица 1.1). Это высококачественные вареные ветчины и колбасы, полу копченые и варено-копченые колбасы, сосиски, сардельки, а также мясные деликатесы, из них 10 пользуются наибольшим спросом:

- "Останкинская";

- "Сардели молочные";

- "Говяжья";

- "Отдельная";

- "Гетинская";

- "Московская";

- "Сервелат";

- "Зернистая";

- "Молочная";

- "Любительская".

Таблица 1.1 – Объем производства продукции в 2005-2007гг. ООО "Мясная традиция" по видам выпускаемой продукции, кг

Наименование продукции

Объем производства, кг

2005

2006

2007

1

2

3

4

Колбасы вареные

64267

69 934

63 291

Останкинская

9874

10 220

10 768

Говяжья

10875

12 775

13 469

Отдельная

10254

11 352

11 680

Молочная

15421

14 053

13 505

Любительская

12365

12 775

13 870

Детская

5478

8 760

9 850

Колбасы копченые

49705

52 816

59 002

Гетинская

12145

13 140

14 510

Московская

12458

10 220

12 874

Сервелат

8745

10 403

14 520

Особая

8215

9 308

8 124


Продолжение табл. 1.1

Зернистая

8142

9 746

8 974

Сосиски

21635

18 817

19 492

Украинские

8745

7 738

8 940

Любительские

6412

5 601

5 767

Сливочные

6478

5 478

4 785

Сардели

12065

11 680

11 133

Молочные

6478

5 475

5 110

Шпикачки

5587

6 205

6 023

Мясные деликатесы

3336

4 015

4 218

Балык свиной

1547

1 825

2 008

Рулет говяжий

1789

2 190

2 210

ВСЕГО

151008

157 262

157 135

В общем, по предприятию производится 20-25 кг конкретных наименований колбасных изделий в день. Общий объем выпуска составляет в среднем 400 кг. в день. Объем выпуска равен объему продаж, т.е. вся произведенная продукция продается в течение планового периода времени, а остатки или возвраты используются в производстве следующей партии колбасных изделий. Вся продукция ООО "Мясная традиция" проходит строжайший контроль качества. Для изготовления колбас, сарделек, сосисок, копченостей используется только высококачественное сырье. Это высшие сорта мяса, натуральные яйца, сыры, сливки и специи.

Численность персонала и его структура по категориям представлена в таблице 1.2. Более 70% персонала предприятия – это рабочие, причем более 40% заняты непосредственно производством продукции. Форма оплаты труда рабочих сдельно-премиальная, административно-управленческого персонала – повременно-премиальная.

Стратегия развития предприятия предполагает постоянную модернизацию производства, внедрение инновационных технологий, дальнейшее развитие сети дистрибуции и продвижение продукции на мультирегиональном уровне.


Таблица 1.2 - Численность персонала и его структура в 2005-2007 гг.

Категория персонала

Среднесписочная численность, чел.

Доля, %

2005-2006

2007

2005-2006

2007

Рабочие

44

44

71,0

72,1

в.т.ч. основные

25

25

40,3

41,0

вспомогательные

14

14

22,6

23,0

Подсобные

5

5

8,1

8,2

Административно-управленческий персонал

18

17

29,0

27,9

Всего

62

61

100,0

100,0

Цели деятельности предприятия:

- достижение стабильного качества посредством корректирующих и предупреждающих действий на всех этапах производства;

- выпуск конкурентоспособных колбасных изделий;

- максимальное удовлетворение требований потребителя;

- совершенствование методов оценки удовлетворенности ожиданий потребителей, основанных на анализе данных и информации; обновление ассортимента продукции, внедрение новых технологий;

- планомерная модернизация и техническое переоснащение предприятия;

- постоянное повышение квалификации персонала;

- выбор поставщиков на конкурентной основе;

- получение устойчивой прибыли достаточной для развития предприятия в интересах потребителя и персонала;

- совершенствование методов и средств управления предприятием.

Административное руководство предприятием осуществляет генеральный директор ООО "Мясная традиция". Организационная структура предприятия представлена на рисунке 1.1. В обязанности генерального директор входит: осуществление контроля, за деятельностью предприятия,


Рисунок 1.1– Организационная структура управления предприятием


подписание контрактов, сделок, договоров с другими предприятиями, утверждение перспективных планов развития предприятия, разработка которых ведется техническими службами. Руководство техническими и технологическими службами осуществляет главный инженер. Главный бухгалтер ведет организацию учета на предприятии, бухгалтерской отчетности, осуществляет контроль финансовой деятельности, контроль прихода и расхода денежных средств.

Стабильное высокое качество колбасных изделий обусловлено высокотехнологичным процессом производства. При производстве высокосортного колбасного фарша применяется линия тонкого измельчения (Германия, Швейцария). Процесс копчения и варки на предприятии полностью автоматизирован благодаря использованию коптильно-варочных камер украинско-германского предприятия "Дуко-техника". Преимущества применения такого оборудования - 100-процентная гарантия качества производимой продукции.

Выработку колбасных изделий производят по схеме:

1. Обвалка и жиловка

2. Предварительное измельчение и посол

3. Измельчение

4. Подготовка шпика, специй, воды, материалов

5. Приготовление фарша

6. Наполнение оболочек и вязка батонов

7. Термическая обработка

8. Охлаждение

9. Контроль производства

Технологический процесс производства колбас начинается с подготовки основного сырья: сортировки мяса, обвалки, отделения жилки, сухожилий грубой соединительной ткани.

Для приготовления колбасного фарша используют выдержанное сырье и специально подобранные композиции необходимых специй и пряностей. Состав ингредиентов и технология обработки определяет в последствии вкус, аромат, цвет, структуру и сочность готового продукта.

Процесс термической обработки колбас осуществляется в универсальных термокамерах с автоматическим контролем и регулированием температурно-влажностных режимов. В таких камерах осуществляют термообработку как вареных колбас, сосисок и сарделек, так копченых колбас и деликатесов. При копчении используются опилки только твердых, благородных пород деревьев. Копчение производится в термокамере с высокой степенью очистки дыма от канцерогенных веществ, в результате получается продукт безвредный и экологически чистый. Параметры термообработки (температура, относительная влажность воздуха, плотность дыма, продолжительность процесса) для каждого вида изделий различна. Это позволяет приобрести продуктам замечательный вкус, красивый коричневато-золотистый цвет с приятным ароматом копчения и высокими органолептическими показателями.

Все изделия строго соответствуют требованиям ГОСТа. Помимо технического санитарного контроля вкусовые качества каждой партии готовой продукции определяют на ежедневных дегустациях технологи, и специалисты предприятия. Но все же самым главным для любого производителя является мнение покупателя.

ООО "Мясная традиция" - это малое предприятие пищевой промышленности. Предприятие занимается производством мясных и колбасных изделий, которые реализуются в собственных торговых точках. Ассортимент продукции насчитывает около 20 наименований – это высококачественные вареные ветчины и колбасы, полу копченые и варено копченые колбасы, сосиски, сардельки, а также мясные деликатесы.

Основным видами продукции являются вареные и варено-копченые колбасы, суммарная доля которых в 2006 году занимала 78%, а в 2007 году выросла на 2% и составила 80%.


1.2 Анализ хозяйственной деятельности предприятия

1.2.1 Анализ объема производства продукции

ООО "Мясная традиция" - является предприятием по производству колбасных и мясных изделий и важнейшим показателей его деятельности является номенклатура и объем произведенной продукции (таблица 1.3)

Таблица 1.3 – Объем производства продукции

Наименование продукции

Объем производства, кг

Отклонение

2005

2006

2007

абсолютное, кг

относительное, %

2006/2005

2007/2006

2006/2005

2007/2006

Колбасы вареные

64 267

69 934

63 291

5 667

-6 643

8,8

-9,5

Останкинская

9 874

10 220

10 768

346

548

3,5

5,4

Говяжья

10 875

12 775

13 469

1 900

694

17,5

5,4

Отдельная

10 254

11 352

11 680

1 098

329

10,7

2,9

Молочная

15 421

14 053

13 505

-1 369

-548

-8,9

-3,9

Любительская

12 365

12 775

13 870

410

1 095

3,3

8,6

Детская

5 478

8 760

9 850

3 282

1 090

59,9

12,4

Колбасы копченые

49 705

52 816

59 002

3 111

6 187

6,3

11,7

Гетинская

12 145

13 140

14 510

995

1 370

8,2

10,4

Московская

12 458

10 220

12 874

-2 238

2 654

-18,0

26,0

Сервелат

8 745

10 403

14 520

1 658

4 118

19,0

39,6

Особая

8 215

9 308

8 124

1 093

-1 184

13,3

-12,7

Зернистая

8 142

9 746

8 974

1 604

-772

19,7

-7,9

Сосиски

21 635

18 817

19 492

-2 818

675

-13,0

3,6

Украинские

8 745

7 738

8 940

-1 007

1 202

-11,5

15,5

Любительские

6 412

5 601

5 767

-811

166

-12,6

3,0

Сливочные

6 478

5 478

4 785

-1 000

-693

-15,4

-12,7

Сардели

12 065

11 680

11 133

-385

-548

-3,2

-4,7

Молочные

6 478

5 475

5 110

-1 003

-365

-15,5

-6,7

Шпикачки

5 587

6 205

6 023

618

-183

11,1

-2,9

Мясные деликатесы

3 336

4 015

4 218

679

203

20,4

5,0

Балык свиной

1 547

1 825

2 008

278

183

18,0

10,0

Рулет говяжий

1 789

2 190

2 210

401

20

22,4

0,9

ВСЕГО

151008

157262

157135

6 254

-127

4,1

-0,1

За исследуемый период в целом предприятие имело стабильный уровень объема производства. Однако имеют место изменения в объеме производимой продукции по ассортиментным группам. Так, производство вареных колбас снизилось в период с 2005 по 2006 годы возромло на 8,8%, а с 2006 по 2007 снизилось на 9,5%. При этом наблюдается рост на 6,3% в 2006 году и 11,7% в 2007 году по копченым колбасам. производство сосисок снизилось в 2006 году на 13,0% и возросло в 2007 на 3,6%, а снижение объема производства сарделей составляет соответственно в 2006 и 2007 годах 3,2% и 4,7%. На 20,4% и 5% возросло производство мясных деликатесов, при чем в 2007 году имел место рост в основном за счет "балыка свиного". Учитывая структуру производства. Можно говорить о том, что наибольшее влияние на изменение объема производства продукции оказывают колбасы, так как занимают наибольший удельный вес.

Однако, следует учитывать, что все приведенные виды продукции имеют различную сложность изготовления, поэтому для более точного и обоснованного анализа необходимо учитывать трудоемкость производства каждого вида продукции [2,3,4,7,18]. Это возможно путем расчета объема производства в условно-натуральных единицах (таблица 1.4)

Учитывая сложность производства отдельных видов продукции, можно сделать вывод о росте объема производства на 9,0% и 7,0% в 2006 году и в 2007 году соотвественно. Наибольший рост наблюдался по колбасам копченым (+12,5% в 2007 году) и мясным деликатесам (+5,1% в 2007 году). Снижение производства имело место только по сарделям на 4,6% (в 2007 году). Структурные сдвиги являются в период с 2005 по 2007 годы незначительными. В 2006 году наблюдался рост по колбасам вареным на 1,7%, по колбасам копченым на 0,4% и по мясным деликатесам на 0,5%, в то время как доля сосисок и сарделей снизилась соответственно на 2,1% и 0,5%. В 2007 году по всем ассортиментным группам произошло снижение объема производства до 1%; только по колбасам копченым имел место положительный структурный сдвиг - +2,0%.


Таблица 1.4 – Анализ объема производства в условных единицах

Наименование продукции

Коэффициент условного объема

Объем производства, усл.кг

Доля, %

Структурный сдвиг, %

2005

2006

2007

2005

2006

2007

2006/2005

2007/2006

Колбасы вареные

71086

77564

81323

38,1

39,7

38,9

1,7

-0,8

Останкинская

1,183

11686

12095

12743

6,3

6,2

6,1

-0,1

-0,1

Говяжья

1,078

11723

13771

14519

6,3

7,1

6,9

0,8

-0,1

Отдельная

1,083

11101

12289

12644

5,9

6,3

6,0

0,3

-0,2

Молочная

1,000

15421

14053

13505

8,3

7,2

6,5

-1,1

-0,7

Любительская

1,211

14974

15471

16797

8,0

7,9

8,0

-0,1

0,1

Детская

1,128

6182

9885

11115

3,3

5,1

5,3

1,8

0,3

Колбасы копченые

72674

76828

86434

38,9

39,3

41,3

0,4

2,0

Гетинская

1,440

17493

18926

20900

9,4

9,7

10,0

0,3

0,3

Московская

1,560

19430

15939

20079

10,4

8,2

9,6

-2,2

1,4

Сервелат

1,506

13166

15661

21860

7,1

8,0

10,5

1,0

2,4

Особая

1,394

11456

12979

11329

6,1

6,6

5,4

0,5

-1,2

Зернистая

1,367

11130

13322

12267

6,0

6,8

5,9

0,9

-1,0

Сосиски

22901

19907

20550

12,3

10,2

9,8

-2,1

-0,4

Украинские

1,023

8946

7915

9145

4,8

4,1

4,4

-0,7

0,3

Любительские

1,064

6824

5961

6137

3,7

3,1

2,9

-0,6

-0,1

Сливочные

1,101

7132

6031

5268

3,8

3,1

2,5

-0,7

-0,6

Сардели

13941

13605

12983

7,5

7,0

6,2

-0,5

-0,8

Молочные

1,092

7072

5977

5579

3,8

3,1

2,7

-0,7

-0,4

Шпикачки

1,229

6868

7628

7404

3,7

3,9

3,5

0,2

-0,4

Мясные деликатесы

6126

7370

7750

3,3

3,8

3,7

+0,5

-0,1

Балык свиной

1,881

2909

3432

3776

1,6

1,8

1,8

-0,7

0,0

Рулет говяжий

1,798

3217

3938

3974

1,7

2,0

1,9

0,2

-0,1

Итого

186729

195274

209040

100,0

100,0

100,0

0,0

0,0


Качественное изменение производства характеризует коэффициент сортности – средний коэффициент условного объема. Этот коэффициент характеризует среднюю сложность (трудоемкость) производства продукции и рассчитывается по формуле:

, (1.1)

где - коэффициент сортности;

Кі – коэффициент условного объема і-го вида продукции;

Oi – объем производства і-го вида продукции, кг.

2005 =1,237

2006 =1,241

2007 =1,330

Таким образом, в целом объем производства в натуральных единицах не изменился, однако возросла сложность работ, что обусловило рост объема производства в условно-натуральных единицах.

1.2.2 Анализ затрат на производство продукции

Важнейшим показателей, непосредственно оказывающим влияние на результаты деятельности предприятия, является себестоимость продукции, ее структура и тенденции изменения (таблицы 1.5-1.7) [2,3,14,18].


Таблица 1.5 – Себестоимость продукции ООО "Мясная традиция" за 2005 год

Наименование затрат

Кол-во, кг

Цена, грн/кг

Всего

1

2

3

4

Сырье и материалы

168 573,5

7,14

1 202 898,28

Несоленое сырьё, кг (на 100 кг сырья)

Говядина жилованная высшего сорта

60 403,2

7,30

440943,36

Свинина жилованная нежирная

22 651,2

8,00

181209,60

Шпик хребтовый

22 651,2

4,80

108725,76

Пряности и материалы, г(на 100кг)

Соль поваренная пищевая

3 358,1

0,27

906,68

Нитрит натрия

7 550,4

0,18

1359,07

Сахар-песок

24 939,9

2,00

49879,80

Перец черный, молотый

3 572,9

8,10

28940,49

Перец душистый

3 464,9

9,54

33055,15

Орех мускатный или кардамон, молотые

2 100,8

9,40

19747,52

Чеснок свежий

9 163,1

13,23

121227,81

Чеснок сушеный

8 717,8

17,50

152561,50

Оболочки

64 341,54

Амортизация

48 862,53

Оплата труда с отчислениями

341 540,91

Другие затраты

34 154,09

Себестоимость реализованной продукции

1 627 455,82

Административные затраты

53 141,59

Затраты на сбыт

122 692,50

Полная себестоимость

151 008

11,94

1 803 289,91

Таблица 1.6 – Себестоимость продукции ООО "Мясная традиция" за 2006 год

Наименование затрат

Кол-во, кг

Цена, грн/кг

Всего

Доля, %

Сырье и материалы

171 691,0

7,63

1 379 728,00

64,9

Несоленое сырьё, кг

Говядина жилованная высшего сорта

7,58

8,0

23,6

25,0

Свинина жилованная нежирная

8,12

8,6

9,5

10,0

Шпик хребтовый

5,02

5,3

5,5

5,8

Пряности и материалы

Соль поваренная пищевая

0,30

0,3

0,0

0,0

Нитрит натрия

0,23

0,2

0,1

0,1

Сахар-песок

2,85

3

3,5

3,7

Перец черный, молотый

9,50

10

1,7

1,8

Перец душистый

10,45

11

1,8

1,9

Орех мускатный или кардамон, молотые

10,45

11

1,1

1,1

Чеснок свежий

14,25

15

6,5

6,8

Чеснок сушеный

19,00

20

8,2

8,6

Оболочки

69 184,45

3,4

Амортизация

52 540,35

2,6

Оплата труда с отчислениями

367 248,30

18,2

Другие затраты

36 724,83

1,8

Себестоимость реализованной продукции

1 836 241,47

90,9

Административные затраты

55 350,00

2,7

Затраты на сбыт

129 150,00

6,4

Полная себестоимость

157 262

12,85

2 020 741,47

100,0

Полная себестоимость продукции ООО "Мясная традиция" в 2006 году по сравнению с 2005 годом возросла на 217,4тыс.грн., или на 12,1%. Наибольший рост наблюдается по статье сырье и материалы 107,6 тыс.грн., или 8,9%;

Таблица 1.7 - Себестоимость продукции ООО "Мясная традиция" за 2007 год

Наименование затрат

Кол-во, кг

Цена, грн/кг

Всего

Доля %

Сырье и материалы

172 162,1

8,55

1 472 443,69

63,8

Несоленое сырьё

Говядина жилованная высшего сорта

8,93

8,93

23,5

24,8

Свинина жилованная нежирная

8,28

8,28

8,5

8,9

Шпик хребтовый

6,48

6,48

7,2

7,6

Пряности и материалы

Соль поваренная пищевая

0,29

0,29

0,0

0,0

Нитрит натрия

0,17

0,17

0,1

0,1

Сахар-песок

3,52

3,52

3,6

3,8

Перец черный, молотый

10,55

10,55

1,7

1,8

Перец душистый

11,02

11,02

1,7

1,8

Орех мускатный или кардамон, молотые

11,21

11,21

1,1

1,1

Чеснок свежий

14,82

14,82

5,9

6,2

Чеснок сушеный

19,76

19,76

7,4

7,8

Оболочки

74 556,00

3,2

Амортизация

52 540,35

2,3

Оплата труда с отчислениями

461 229,69

20,0

Другие затраты

36 578,74

1,6

Себестоимость реализованной продукции

2 097 348,47

90,9

Административные затраты

86 400,00

3,7

Затраты на сбыт

122 400,00

5,3

Полная себестоимость

157 135

14,68

2 306 148,47

100,0

Полная себестоимость продукции ООО "Мясная традиция" возросла на 14,1% в 2007 году по сравнению с 2006 годом. Наибольший рост наблюдается по следующим статьям:

- административные затрат - +56,1%;

- шпик хребтовый - +50,0%;

- оплата труда с начислениями - +25,6%;

- сахар-песок - +16,0%.


Таблица 1.8 – Затраты на производство и реализацию продукции по видам

Наименование продукции

Себестоимость, грн/кг

Себестоимость, грн.

Структура (доля), %

2005

2006

2007

2005

2006

2007

2005

2006

2007

Колбасы вареные

11,58

10,55

13,12

675690

737694

830174,25

37,5

36,5

36,0

Останкинская

11,08

12,9

13,5

109448

131838

145361,25

6,1

6,5

6,3

Говяжья

10,41

11,75

12

113174

150106

161622

6,3

7,4

7,0

Отдельная

10,06

11,8

13,5

103197

133948

157680

5,7

6,6

6,8

Молочная

9,54

10,9

11,3

147044

153172

152606,5

8,2

7,6

6,6

Любительская

11,48

13,2

15,35

141929

168630

212904,5

7,9

8,3

9,2

Детская

11,12

12,3

12,56

60897

107748

123716

3,4

5,3

5,4

Колбасы копченые

16,99

15,86

16,88

730675

837425

996072,98

40,5

41,4

43,2

Гетинская

13,97

15,7

16,84

169637

206298

244348,4

9,4

10,2

10,6

Московская

16,07

17

18,1

200500

173740

233019,4

11,1

8,6

10,1

Сервелат

15,16

16,41

16,92

132556

170705

245678,4

7,4

8,4

10,7

Особая

13,96

15,2

16,32

114651

141474

132583,68

6,4

7,0

5,7

Зернистая

13,96

14,9

15,65

113630

145208

140443,1

6,3

7,2

6,1

Сосиски

9,50

11,53

12,2

202386

216986

237781,79

11,2

10,7

10,3

Украинские

9,88

11,15

12,04

86381

86278,7

107637,6

4,8

4,3

4,7

Любительские

8,70

11,6

12,32

55784

64971,6

71049,44

3,1

3,2

3,1

Сливочные

9,30

12

12,35

60221

65736

59094,75

3,3

3,3

2,6

Сардели

11,47

12,7

13,05

138462

148300

145299,2

7,7

7,3

6,3

Молочные

11,13

11,9

12,17

72115

65152,5

62188,7

4,0

3,2

2,7

Шпикачки

11,88

13,4

13,8

66347

83147

83110,5

3,7

4,1

3,6

Мясные деликатесы

16,67

20,01

22,96

55596

80336,5

96820,25

3,1

4,0

4,2

Балык свиной

17,23

20,5

23,9

26658

37412,5

47979,25

1,5

1,9

2,1

Рулет говяжий

16,18

19,6

22,1

28939

42924

48841

1,6

2,1

2,1

ВСЕГО

11,94

12,85

14,68

1803290

2020741

2306148,5

100,0

100,0

100,0


Анализ структуры затрат характеризует продукцию как материалоемкую – доля затрат на сырье и материалы составляет около 65% и за исследуемый период оставалась практически неизменной.

Анализируя структуру затрат по видам продукции (таблица 1.8), можно сделать вывод, что более 35%; сосиски и сардели в сумме занимают приблизительно 20% затрат и наименьшую часть затрат составляют затраты на производство и реализацию мясных деликатесов.

1.2.3 Анализ прибыли и рентабельности продукции

Результирующими показателями, характеризующими деятельность ООО "Мясная традиция" являются прибыль от реализации и рентабельность продукции (таблицы 1.9, 1.10) [2,4,5,6,8].

Таблица 1.9 – Прибыль от реализации продукции ООО "Мясная традиция"

Показатель

2005

2006

2007

Отклонение

абсолютное

относительное, %

2006/

2005

2007/

2006

2006/

2005

2007/

2006

Объем производства, кг

151008

157262

157135

6254

-127

4,14

-0,1

Цена, грн/кг

12,36

13,41

15,20

1,05

1,79

8,53

13,4

Себестоимость, грн/кг

11,94

12,85

14,68

0,91

1,83

7,61

14,2

Прибыль от реализации, грн.

62567

88302

81810

25735

-6493

41,13

-7,4

Прибыль от реализации продукции предприятия в 2006 году по сравнению с 2005 годом возросла на 25,7тыс.грн., или на 41,1%, а в 2007 году по сравнению с 2006 годом снизилась на 6,5 тыс.грн., или на 7,4%.

Такое изменение обусловлено изменением:

- цены продукции;

- себестоимости единицы продукции;

- объема реализации.

Для определения влияния каждого из факторов необходимо провести факторный анализ, основанный на приеме цепных подстановок.

Для определения влияния цены используем формулу:

, (1.2)

= (13,41-12,85)*157262 – (12,36-12,85)*157262=165425 грн.

= (15,2-14,68)*157135,00 – (13,41-12,85)*157135=280610,95 грн.

Для определения влияния изменения себестоимости:

, (1.3)

= (12,36-12,85)*157262-(12,36-11,94)*157262= -142616 грн.

=(13,41-14,68)*157135,00 – (13,41-12,85)*157135= -287032,46 грн.

Для определения влияния изменения объема производства:

, (1.4)

= (12,36-11,94)*157262-(12,36-11,94)*151008= 2927 грн.

=(13,41-12,85)*157135,00 – (13,41-12,85)*157261,5= -71,03 грн.

Баланс факторов:

165425-142616+2927=25735

280610,95-287032,46-71,03 = -6492,54

Таким образом, в 2006 году прибыль предприятия возросла на 25,7тыс.грн, в том числе за счет увеличения цены на 165,4 тыс.грн., роста объема производства – на 2,9тыс.грн., отрицательно на изменение прибыли повлияло изменение себестоимости – -142,6тыс.грн.

В 2007 году прибыль предприятия возросла за счет роста цены на 280,6тыс.грн., но при этом отрицательно (-287,0тыс.грн.) на величину прибыли от реализации повлиял рост себестоимости продукции. Практически неизменным оставался объем производства, поэтому его влияние на прибыль незначительно (-71,03 грн.).

Прибыль и рентабельность по видам продукции представлена в таблице 2.7. Средняя рентабельность продукции в 2006 году по сравнению с 2005 годом возросла на 0,9% и снизилась в 2007 году по сравнению с 2006 на 0,82 п.п. При этом наибольшее снижение в 2007 году наблюдалось по колбасам вареным и сарделям – -1,7п.п. и -0,83 п.п. соответственно.

Наибольшая рентабельность наблюдается по основным видам продукции – колбасам вареным и копченым, самая низкая рентабельность наблюдается по мясным деликатесам.

По видам продукции наибольшая рентабельность наблюдалась по колбасам вареным и колбасам копченым – 3,86% и 3,61% соответственно. Хотя необходимо отметить снижение рентабельности по этим ассортиментным группам в 2007 году по сравнению с 2006 годом.

Наибольшую рентабельность в 2007 году имеют "Сервелат" (8,75%), вареные колбасы "Молочная" (7,08%) и "Говяжья" (5,03%).

Низкая рентабельность имеет место при производстве мясных деликатесов, что объясняется высокими затратами на их производство. Значительные затраты обусловлены неполной загрузкой мощностей по производству такой продукции. Однако данная ассортиментная группа является стратегически важной.

1.2.4 Анализ ассортимента продукции

Анализ ассортимента продукции предприятия проводится периодически, как правило, с учетом таких факторов, как:

· номенклатура продукции;

· ширина и глубина ассортимента

· прибыльность;

· доля в объеме продаж;

· другие факторы.

Ширину и глубину ассортимента продукции можно наглядно представить в виде рисунка 1.2.


Рисунок 1.2 – Ширина и глубина ассортимента ООО "Мясная традиция"


Ассортимент продукции предприятия можно назвать широким, так как он включает почти все возможные ассортиментные групп. Однако его нельзя охарактеризовать глубоким, особенно по таким ассортиментным группам как сосиски, сардели и мясные деликатесы.

Анализ ассортимента позволяет выделить в ассортименте предприятия приоритетные направления и продукты, на которые и следует обратить особое внимание. Критерии оценки могут быть разнообразными и зависят от цели, которую ставит перед собой компания. В нашем случае наиболее важным является анализ влияния ассортиментных позиций на основные технико-экономические показатели.

Основными показателями анализа ассортимента могут быть:

· объем продаж;

· объем выручки и прибыли при реализации;

· объем затрат на производство и продвижение данных продуктов.

Для анализа ассортимента были проведены расчеты по определению долей отдельных ассортиментных групп и позиций, в основных технико-экономических показателях. Результаты расчетов представлены в табл. 1.10.

Анализ соответствующих долей позволит предприятию определить те позиции в ассортименте, на которых должна быть сконцентрирована основная работа и которые являются основными при планировании производства, определении стратегии закупок и оптимальных запасов на складе.


Таблица 1.10 – Анализ ассортимента продукции ООО "Мясная традиция"

Наименование продукции

Объем производства, %

Выручка от реализации, %

Себестоимость, %.

Прибыль от реализации, %

2005

2006

2007

2005

2006

2007

2005

2006

2007

2005

2006

2007

Колбасы вареные

42,56

44,47

40,28

37,77

36,92

36,11

34,09

36,51

36,00

46,34

46,50

39,19

Останкинская

6,54

6,50

6,85

6,09

6,54

6,36

6,07

6,52

6,30

6,56

6,94

7,90

Говяжья

7,20

8,12

8,57

6,29

7,45

7,16

6,28

7,43

7,01

6,83

7,96

11,52

Отдельная

6,79

7,22

7,43

5,72

6,62

6,80

5,72

6,63

6,84

5,51

6,43

5,71

Молочная

10,21

8,94

8,59

8,10

7,53

6,84

8,15

7,58

6,62

6,52

6,37

13,21

Любительская

8,19

8,12

8,83

8,28

8,78

8,94

7,87

8,34

9,23

20,19

18,81

0,85

Детская

3,63

5,57

6,27

3,29

5,19

5,47

3,38

5,33

5,36

0,73

1,98

8,31

Колбасы копченые

32,92

33,58

37,55

40,32

41,29

43,22

46,84

41,44

43,19

34,72

37,85

43,93

Гетинская

8,04

8,36

9,23

9,24

10,03

10,45

9,41

10,21

10,60

4,51

5,95

6,39

Московская

8,25

6,50

8,19

10,95

8,48

9,81

11,10

8,60

10,10

6,57

5,79

1,57

Сервелат

5,79

6,61

9,24

7,64

8,78

11,19

7,35

8,45

10,65

15,96

16,38

26,27

Особая

5,44

5,92

5,17

6,25

6,88

5,72

6,36

7,00

5,75

3,20

4,22

4,77

Зернистая

5,39

6,20

5,71

6,24

7,12

6,05

6,30

7,19

6,09

4,48

5,52

4,94

Сосиски

14,33

11,97

12,40

11,23

10,57

10,25

11,40

10,74

10,31

11,38

6,80

8,62

Ураинские

5,79

4,92

5,69

4,73

4,22

4,60

4,79

4,27

4,67

3,11

3,07

2,84

Любительские

4,25

3,56

3,67

3,16

3,11

3,04

3,09

3,22

3,08

5,12

0,63

1,97

Сливочные

4,29

3,48

3,05

3,33

3,25

2,60

3,34

3,25

2,56

3,15

3,10

3,80

Сардели

7,99

7,43

7,08

7,68

7,34

6,30

7,68

7,34

6,30

7,60

7,32

6,26

Молочные

4,29

3,48

3,25

3,99

3,22

2,72

4,00

3,22

2,70

3,81

3,10

3,31

Шпикачки

3,70

3,95

3,83

3,68

4,12

3,58

3,68

4,11

3,60

3,79

4,22

2,94

Мясные деликатесы

2,21

2,55

2,68

3,00

3,87

4,12

3,08

3,98

4,20

0,71

1,53

2,01

Балык свиной

1,02

1,16

1,28

1,45

1,82

2,06

1,48

1,85

2,08

0,66

1,03

1,47

Рулет говяжий

1,18

1,39

1,41

1,55

2,06

2,06

1,60

2,12

2,12

0,07

0,50

0,54

ВСЕГО

100,00

100,00

100,00

100,00

100,00

100,00

100,00

100,00

100,00

100,00

100,00

100,00


По результатам расчетов можно сделать следующие выводы:

1) основным видом продукции являются колбасы, причем больший объем производства в натуральном выражении приходится на колбасы вареные – их доля последние 3 года составляет более 40%. В последние годы наметилась тенденция увеличения производства колбас копченых, их доля за исследуемый период возросла на 4,63%;

2) товарооборот предприятия обеспечивают колбасы, причем большую долю занимают копченые колбасы (более 40%), а доля вареных колбас снижается и в 2007 году сократилась до 36,11%. Также снижается доля сосисок и сарделей, в то время как мясные деликатесы в 2007 году обеспечивают уже 4,12% товарооборота по сравнению с 3,00% в 2005 году;

3) наиболее затратными являются такие виды продукции как колбасы вареные и копченые, что обусловлено, прежде всего их высокой долей в общем производстве;

4) основную массу прибыли (более 80%) обеспечивают колбасы, причем в 2006-2007годах доля прибыли вареных колбас больше, чем копченых. Значительно снизилась доля прибыли по сосискам и меньшими темпами по сарделям.

1.3 Финансовый анализ деятельности ООО "Мясная традиция"

Качество принимаемых управленческих решений, в том числе по оптимизации ассортимента, зависит от качества их аналитического обоснования. Оценка финансового состояния является частью финансового анализа. Финансовое состояние характеризует в самом общем виде изменения в размещении средств и источников их покрытия [9,10,11,113,14].

Основная цель анализа финансового состояния заключается в том, чтобы на основе объективной оценки использования финансовых ресурсов выявить внутрихозяйственные резервы укрепления финансового положения и повышения платежеспособности.

Удобным инструментом для оценки финансового состояния предприятия является проведение вертикального и горизонтального анализа. Вертикальный анализ заключается в расчете каждой статьи баланса и отчета о финансовых результатах в процентах от определенной статьи. При выполнении вертикального анализа баланса за 100% принимается итог баланса, при выполнении вертикального анализа отчета о финансовых результатах за 100% принимается сумма выручки от реализации. Другие статьи рассматриваются как процентная доля соответственно от итога баланса или выручки от реализации.

Горизонтальный анализ заключается в расчете абсолютного и относительного отклонения по каждой статье баланса и отчета о финансовых результатах. Абсолютное отклонение рассчитывается как разница между данными на конец периода и на начало периода (для баланса) или как разница между данными за текущий период и за прошедший период (для отчета о финансовых результатах).

Относительное отклонение рассчитывается в процентах как результат деления абсолютного отклонения на значение статьи на начало периода (или за предыдущий период).


Таблица 1.11 – Анализ прибыли и рентабельности продукции

Наименование продукции

Цена, грн.кг

Выручка от реализации, грн.

Прибыль от реализации, грн.

Рентабельность продукции, %

2005

2006

2007

2005

2006

2007

2005

2006

2007

2005

2006

2007

Колбасы вареные

2005

11,14

13,62

704 684,50

778 756,70

862 232,20

28 994,33

41 062,50

32 057,95

4,72

5,57

3,86

Останкинская

12,12

13,50

14,10

113 551,00

137 970,00

151 821,75

4 102,72

6 132,00

6 460,50

3,75

4,65

4,44

Говяжья

11,50

12,30

12,70

117 450,00

157 132,50

171 049,95

4 275,71

7 026,25

9 427,95

3,78

4,68

5,83

Отдельная

10,80

12,30

13,90

106 641,60

139 623,45

162 352,00

3 444,96

5 675,75

4 672,00

3,34

4,24

2,96

Молочная

10,40

11,30

12,10

151 125,80

158 793,25

163 410,50

4 081,33

5 621,00

10 804,00

2,78

3,67

7,08

Любительская

9,80

14,50

15,40

154 562,50

185 237,50

213 598,00

12 633,19

16 607,50

693,50

8,90

9,85

0,33

Детская

12,50

12,50

13,25

61 353,60

109 500,00

130 512,50

456,42

1 752,00

6 796,50