Главная              Рефераты - Коммерция

Рынок ценных бумаг в Украине - реферат

Раздел I. Введение


Украина находится в состоянии становления и построения суверенного, демократического, правового государства. Независимость какого-либо государства предпологает не только политическую, но и экономическую самостоятельность. Однако процессы рыночных реформ в суверенной Украине проходят далеко не просто. Особенно это ощущается в таких отраслях рыночных отношений, как операции с ценными бумагами. Недаром некоторые авторы фондовый рынок называют «внутренней бомбой замедленного действия»1 .

Но, как бы ни было , развитие рыночных отношений привели к разгосударствлению предприятий и превращение их в акционерные общества. Таким образом приватизация дала толчок к развитию фондового рынка ( появление акционерных обществ вызвало к жизни корпоративные ценные бумаги.)


Итак, для чего же нам практически необходим рынок ценных бумаг ?

В любой экономически развитой стране фондовый рынок является неотъемлемой частью повседневной жизни миллионов граждан.

Фондовый рынок — это уникальное образование, на котором происходит концентрация свободного капитала и перераспределение прав собственности. Нормальный фондовый рынок появляется тогда, когда работающие предприятия и достаточно зарабатывающие граждане начинают понимать, что им необходимо резервировать средства. Компания, производящая какую–либо продукцию и получающая от этого прибыль, находящаяся в развитом рынке, знает, что невозможно все время вкладывать средства только в свою отрасль или только в свой бизнес — с одной стороны, при любом кризисе в отрасли очень легко многое или почти все потерять, а, с другой стороны, рынок иногда бывает настолько перенасыщен, что любая выпущенная продукция может просто не найти спроса. Таким образом, необходимо диверсифицировать вложение средств. Другими словами необходимо куда–то вкладывать лишние средства. То же относится и к гражданам — нельзя тратить всю зарплату, нужно думать и о завтрашнем дне — на что жить в старости, как оплачивать обучение ребенка и др.. Можно, конечно, складывать деньги , но это, по меньшей мере, неразумно — инфляция, пожар, воры и т.д. Можно класть деньги в банк, но проценты по таким вкладам невелики, да и безопасность подобных вложений зачастую преувеличивается.

И тогда все пути сходятся на рынок ценных бумаг. Там есть две четкие оси координат — доходность и риск. Чем больше одно, тем, соответственно, больше и другое. Каждый выбирает для себя то, что ему больше подходит.2


Однако, в развитии рынка ценных бумаг заинтересованы не только граждане и предприятия, вкладывающие свои свободные средства в ценные бумаги, но и те субъекты, которые эти бумаги предоставляют (выпускают) – эмитенты.


Эмитенты осуществляют эмиссию с целью дополнительного привлечения финансовых ресурсов. Данные ресурсы могут быть необходимы эмитентам по различным причинам. Так, в частности, необходимость в эмиссии для органов местной власти возникает тогда, когда ее расходы превышают доходы, а для юридических лиц такая необходимость вызвана желанием расширить своё производство.

Помимо инвесторов и эмитентов на рынке ценных бумаг участвуют такие субъекты, которые не имеют непосредственного отношения к ценным бумагам, а осуществляют различного рода услуги для нормальной организации и деятельности рынка ценных бумаг. К таким субъектам относят брокеров, дилеров и др. Причем, их услуги платные, что и составляет их доход.

Таким образом, существование рынка ценных бумаг обеспечивает возможность удовлетворить потребности всех заинтересованных субъектов.

Но, для того, чтобы осуществлять эмиссионную, инвестиционную, посредническую деятельность и т.д. необходимо придерживаться ряда правил, закрепленных в нормах законодательства.

В процессе написания данной работы проанализирована не только законодательная база фондового рынка Украины, но и практическая деятельность участников рынка ценных бумаг, а также государственных органов, осуществляющих регулирование и контроль на рынке ценных бумаг, в частности, Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку (КЦБФР), Фонда государственного имущества, Министерства финансов, Национельного банка Украины, Антимонопольного комитета Украины, а также саморегулируемых организаций участников рынка и др.

1

1 « Юридическая практика» № 18 (76), 16 - 30 сентября 1998 года «Фондовый рынок Украины как отражение ее внутренних противоречий », Анатолий Аронский.

2 “Юридическая практика» № 18 (76), 16 - 30 сентября 1998 года «Как мы потерялифндовый рынок» Андрей Загороднюк.


Раздел VII. Заключение


Украинский рынок ценных бумаг на данный момент находится на стадии формирования и становления. Несмотря на объективные трудности сделаны попытки к созданию эффективного и справедивого рынка ценных бумаг.

Так, в механизме регулирования рынка ценных бумаг наряду с государственным имеет место и самоуправляемая организация, которая на протяжении долгого времени не имела законодательного закрепления. Так, в частности, создание и деятельность такой организации в Украине определяется Положением о саморегулируемой организации рынка ценных бумаг, утвержденное приказом ГКЦБФР от 11 декабря 1996 года., закрепляющее стандарты поведения, которым должны следовать все участники саморегулируемой организации. Принятие этого Положения стимулирует развитие внебиржевого рынка ценных бумаг, обеспечат его прозрачность и регулируемость.

Положительным моментом является принятие Концепции функционирования и развития фондового рынка Украины в 1995 году, закрепившая указание о необходимости повышения эффективности функционирования рынка ценных бумаг. При этом требует учитывать рекомендации международной организации независимых экспертов, так называемой « Группы Тридцати»1. Концепция также закрепляет необходимость учреждения системы Национального депозитария, который мог бы обеспечивать быстрый обмен ценных бумаг на деньги и наоборот и системы независимых от эмитентов регистраторов, в обязанности которых входит засвидетельствование изменения прав собственности на ценные бумаги. Посредническая деятельность должна включать , кроме учреждений, специализирующихся на работе с ценными бумагами, торговцев , а также инвестиционные фонды и инвестиционные компании, банковские учреждения, доверительные общества.

Вместе с тем анализ правоприменительной практики дает основание констатировать наличие в нормативно-правовой базе в части вопроса о рынке ценных бумаг нечетко определенных, коллизионных положений и пробелов, которые негативно влияют как на фондовый рынок в целом, так и на каждого участника в отдельности.

Так, в частности , именно, несовершенство законодательства о доверительных обществах привело к значительным финансовым скандалам в Украине. С этой целью была создана Временная депутатская следственная комиссия по проверке фактов фальсификации отдельных положений Декрета КМУ « О доверительных обществах» и контроля за исполнением п.3 Постановления Верховного Совета Украины « О проекте Закона Украины о внесении изменений и дополнений в Декрет КМУ « О доверительных обществах». В своем отчете, утвержденным Постановлением Верховного Совета от 31 октября 1996 года указанная комиссия пришла к выводу о том, что Декрет « О доверительных обществах» не разрешил проблемы создания и нормального функционирования первичного рынка приватизационных ценных бумаг, не выполнил задачи по снижению риска покупателя в процессе размещения вкладов в объекты приватизации. В п. 2 указанного отчета закреплено, что ”законодательная неопределенность, непроведение правовой экспертизы проекта Декрета, отсутствие четкой системы контроля в сфере деятельности финансовых посредников, безответственность местных органов исполнительной власти всесторонне содействовали активизации созданию и негативной деятельнсоти псевдодоверительных обществ, трастов, страховых компаний, инвестиционных фондов и иных субъектов предпринимательства в части привлечения имущества и, что наихудшее, денежных средств граждан. Непринятие своевременных оперативных мер со стороны властных структур, контролирующих и правоохранительных органов привело к распространению в Украине финансового мошенничества в опасных для государства широкомасштабных размерах, массового ограбления населения, в первую очередь социально не защищенного.”

Таким образом, на сегодняшний день в Украине возникла реальная необходимость в принятиии новых законодательных актов, которые регулировали бы деятельность доверительных обществ, поскольку действующее законодательство и в частности, Дектрет КМУ “ О доверительных обществах” , уже не соответствуют требованиям сегодняшнего дня.


Печальным фактом является то, что Декрет Кабинета Министров “ О доверительных обществах” является далеко не единственным нормативным актом , который не соответствует требованиям сегодняшнего дня.

Кроме этого законодатель допускает массу коллизионных положений и пробелов, что порождает множество вопросов, ответы на которые никто не может дать.

Так, в частности, Ст. 11 Закона “ О национильной депозитарной системе и особенностях электронного обращения ценных бумаг на Украине” закрепляет норму , в соответствии с которой ведение реестров владельцев именных ценных бумаг является исключительной деятельностью субъектов предпринимательства и не может совмещаться с другими видами деятельности, кроме депозитарной. Учитывая то, что банки помимо депозитарной деятельности осуществляют и банковскую деятельнсоть ( банковские операции), возникает вопрос об исключительности регистраторской деятльности банка. Из анализа данной нормы следует ,что банк, не получивший разрешений на осуществление деятельности хранителя , не может быть и регистратором.

В завершении хочу указать на то,что Закон Украины “ О ценных бумагах и фондовой бирже” также должен быть пересмотрен. Так, в частности Закон не закрепил создание таких необходимых институтов фондового рынка, как саморегулируемые организации, независимые регистраторы, депозитарии и клирингово-расчетные учреждения. Помимо этого, одной главы о фондовой бирже в данном Законе не достаточно для ее нормального функционирования.

Таким образом, необходимо собрать все нормативные акты, регламентирующие деятельность рынка ценных бумаг в единый сборник законодательства. Это , на мой взгляд, даст реальную возможность проанализировать правовые нормы, выявить и устранить все коллизии, пробелы и неточности, предоставив возможность фондовому рынку развиваться в полной мере.


1 «Банковська справа №1 за 1995 рік “До Концепції фондового ринку в Україні”, Остап Василик.


Литература :


Книги:

  1. “Акционерные товарищества. Фондовая биржа», Гольцберг М.А К, 1992 год

  2. “Довідник підприємця”, М.Ф. Черное, Т.Ф. Зайченко, К, 1992 г.

  3. «Рынок ценных бумаг. Финансы и статистика», Алексеев М.Ю 1992 год.

  4. «Рынок ценных бумаг. Введение в фондовые операции».- Алехин Б.И. М, 1991 г.

  5. «Ринок цінних паперів в Україні : правові основи формування та функціонування», Н.С. Кузнецов, І.Р. Назарчук Київ 1998 год.

  6. «Рынок ценных бумаг. Учебник», В.А. Галанова, А,И, Басова, М, Финансы и статистика, 1998 год.

  7. «Рынок ценных бумаг и и производных финансовых инструментов», А.Н. Буренин, М, 1998 год.


Журналы и газеты :

  1. “Банковська справа” № 1 за 1995 года “ До Концепції фондового ринку в Україні”, О.Василик

  2. «Бизнес», 1994 год от 11 января «Фондовые рынки и международные стандарты их организации», Головко А.Т.

  3. «Бизнес» № 51 от 21 .12.98 – « Произволу регистраторов скороно наступит конец.»

  4. «Бизнес» № 8 от 22.02.99 « Вместо введения максимальных тарифов на их услуги , регистраторов объявили монополистами и усердно штрафуют. », с. 22-23

  5. «Бизнес. Документы» № 7 (318) 15.02.99 , с. 51 «Операции с ценными бумагами».

  6. «Одесский вестник» №118 (1618) от 17.06.98 « Николай Белоблоцкий: «Кто заплатит за «аферк века»».

  7. «Рынок ценных бумаг» № 8 , М, 1996 г , Осолодкин « Как услилить привлекательность муниципальных краткосрочных облагаций»

  8. “Ринок цінних паперів в Украаїні”, Кихв 1998 р. С.96

  9. “Рынок ценных бумаг”№ 15/96 с. 52 “Роль биржи в инфраструктуре фондового рынка”, А. Захаров

  10. «Фондовые спекуляции» №2 январь 1995 г. « Первые биржи старого света», с.31».

  11. «Финансовая тема» №4 за 1997 год, «Фондовый рынок Укрины 96-97 – новый эпицентр отечественных и мировых инвестиций», с. 29

  12. “Фінанси Украиїни”, № 5 за 1996 год “ Біржовий та позабіржовий ринки”, с.50-56

  13. «Юридическая практика» № 18(76), 16-30 сентября 1998 года « Фондовый рынок Украины как отражение ее внутренних противоречий», Анатолий Аронский.

  14. «Юридическая практика» №18 (76), 16-30 сентября 1998 года « Как мы потеряли фондовый рынок», Андрей Загороднюк.

  15. «Юридическая практика» № 18 (76) 16-30.09.98 « Брокирские инвестиционные счета», Г. Орлюк

  16. “Юридическая практика “ № 18( 76) “Внебиржевая торговля ценными бумагами на Украине”, Р.Малашенко

  17. «Юридическая практика» № 14 (72) 16-31 июля 1998 г. « Роль банков на рынке корпоративных ценных бумаг Украины», В. Посполитак


Нормативные акты:

  1. Граждански кодес Украинской ССР от 18.06.63 г.

  2. Закон Украины « О ценных бумагах и фондовой бирже» от 18.06 91

  3. Закон Украины « О государственном регулировании рынка ценных бумаг в Украине» от 30.10.96

  4. Закон Украины « О хозяйственных обществах» от 19.09.91

  5. Закон Украины « О Национальной депозитарной системе и особенностях электронного оборота ценных бумаг в Украине» от 10.12.97

  6. Закон Украины « О налогообложении прибыли предприятий» от 22.05.97

  7. Закон Украины « О страховании» от 7.03.96

  8. Закон Украины « О банках и банковской деятельности» от

  9. Концепция функционирования и развития фондового рынка в Украине , утв .Постановлением КМУ , сентябрь 1995 года.

  10. СП СССР 1990 г. № 15 ст. 82 Постановление Совета Министров СССР от 19.06 90 « Об утверждении Положения об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью, Положение о ценных бумагах».

  11. СП СССР 1988 г. № 35 ст. 10 –Постановление «О выпуске предприятиями и организациями ценных бумаг».

  12. Положение о саморегиулируемой организации, утвержденное приказом ГКЦБФР от 11.12.96 г.

  13. Указ Президента от 5.10.95 « О выпуске облигаций внешнего займа Украины 1995 г.»

  14. Годовой отчет Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку- К, 1995 г.

  15. Временное положение о предоставлении регулярной и особой информации открытыми акционерными обществами и предприятиями-эмитентами облигаций, утверж. Приказом ГКЦБФР от 23.12.96 № 330.

  16. Положение об инвестиционных фондах и инвестиционных компаниях, утверж. Указом Президента Украины от 19.02.94 № 55/94

  17. Правила осуществления торговцами ценными бумагами коммерческой и комиссионной деятельностью по ценным бумагам, утверж. Приказом КЦБФР от 23.12.96 № 331.

  18. Декрет КМУ « О доверительных обществах» от 17.03.93 № 23-93

  19. Указ Президента от 25.03.94 № 247/94 « Об электронном обороте ценных бумаг и Национальном депозитарии.

  20. Положение о порядке функционирования рынка облагаций внктренноего госзайма, утв Постановлением Правления НБУ от 26.01.96 № 15

  21. Положение о регистрации фондовых бирж и торгово-информационных систем и регулирование их деятельноси, утвержд. пРиказом ГКЦБФР от 15.01.97

  22. Порядок выдачи разрешений на осуществление деятельности по ведению реестра собственников именных ценных бумг, утверждаенный решением ГКЦБФР от 23.06.98

  23. Положение о допуске ( листинг) ценных бумаг и извлечение их из оборота и котирование на УФБ.

  24. Положение о расчетно-клиринговой деятельности, утв решением ГКЦБФР от 27.01.98


План


Раздел I. Введение……………………………………………………………. с. 1-2


Раздел II. Понятие о рынке ценных бумаг………………………………….с.3-6

II.I История возникновения рынка ценных бумаг………………….с.3-4

II.II Понятие и виды рынка ценных бумаг…………………………..с. 5-6


Раздел III. Механизм регулирования рынка ценных бумаг……..……….с.7-10


III.I Государственное регулирование рынка ценны бумаг………….……..с.7-9

III.II Саморегулируемая организация рынка ценных бумаг……… ….…с.9-10


Раздел IV. Участники рынка ценных бумаг…………………………..….с.11-25


IV.I Эмитенты…..……………………………………………………..……...с.11-15

1. Государство…………………………………………………………..с.11- 12

2. Местные органы власти…………………………………………….с.12-13

3. Юридические лица. Банки как эмитенты………………………..с.13-15


IV.II Инвесторы :……………………………………………………..….…...с.15-17

- государство;

- физические лица;

- юридические лица.


IV.III Участники, осуществляющие профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг :…………………………………………………………..17- 25

- брокеры;

- дилеры;

- инвестиционные компании;

- банки;

- доверительные общества;

- депозитарии ценных бумаг;

- регистраторы.


Раздел V. Правовые основы функционирования биржевого и

внебиржевого рынка ценных бумаг…………………………..с.26-33


V.I Фондовая биржа……………………………………………………….с.26-31

V.II. Внебиржевой рынок ценных бумаг……………………………..….....с.-31-33


Раздел VI. Заключение………………………………………………………..с.34-35


Список литературы………………………………………………..……..…...с.36-37


Раздел II. Понятие о рынке ценных бумаг

II.I. История возникновения рынка ценных бумаг.

Возникновение рынка ценных бумаг связывают с возникновением биржи в городе Брюгге в Нидерландах в 12 веке. Такую биржу создал богатый торговец Ван де Бурса. На своем доме в центре города он прибил родовой герб семьи с изображением трех кошельков и надписью : « Помогу всем, кто сообщит, что он желает купить или продать». Вскоре хозяин был уже не в состоянии принимать у себя дома всех желающих, поэтому назначил определенное время для сбора купцов перед домом и ввел определенный финансовый взнос за передачу информации. Такие сборы купцов получили название «биржи».

Современным же формам биржевой торговли начало было положено на бирже в Антверпене, возникшей в 1531 году, и получившей название «бесконечной ярмарки». Самым знаменательным событием тех времен стало появление в 1608 году Амстердамской биржи. Именно здесь появились на свет торговля по образцам, фьючерсные сделки, биржевая спекулятивная игра.

Первоначально под биржй понималось лишь место для торговли – площадь, зал, торговый дом. Затем появились правила торговли, установленные самими участниками сделок. Фондовые биржи стали создаваться как акционерные общества с определенным капиталом, необходимым для качественной организации торгового процесса. Вместе с тем, успешно функционировали и фондовые отделы товарных бирж. Первая в России Санкт-Петербургская биржа, открытая по указу Петра Первого, совмещало функции товарной и фондовой бирж. На ней торговали сырьем, товарами, иностранными векселями, другими ценными бумагами. Однако, еще почти целое столетие Санкт-Петербургская биржа оставалась единственной в России.

Но, начиная с 1805 года Одесса размерами отпусконой торговли превзошла все порты Росийской империи. Возникла необходимость срочного строительсва современной на то время биржи. Закладка здания ( нынешняя Одесская филармония) состоялась 23 августа 1894 года. А в июне 1899 года было назначено торжественное открытие новой Одесской биржи. Одесская товарная биржа и фондовый отдел при ней успешно действовали и в период нэпа1.

Необходимо отметить, что до революции мы имели развернутую правовую базу регулирования фондового рынка. Уже в 1836 году в России было утверждено «Положение о компании и акциях». В принятии такого правового документа, который регламентировал деятельность акционерных обществ, мы опередили Пруссию на 6 лет, Францию - на 19 лет, Англию – на 7 лет.2 Дореволюционное законодательство России традиционно отличалось высоким уровнем государственного вмешательства в рынок ценных бумаг, наличием большого количесвта ограничений. Даже биржи, которые по своей природе являются самоуправляющимися, находились под жестким правительственным контролем. После февральской буржуазной революции Временное правительство 10 марта 1917 года приняло постановление, которым отменило значительное число ограничений на деятельность акционерных компаний и выпуск ими ценных бумаг. Однако, после событий, состоявшихся в октябре 1917 года, развитие правовой базы, регламентирующий рынок ценных бумаг, прекратилось. Фондовый рынок не мог сосуществовать с системой централизованного государственного управления экономикой.

До середины 80-х в СССР не был принято никаких нормативных актов, которые имели бы отношение к рынку ценных бумаг, кроме постановлений об отдельных государственных облигационных займов и Положения о простом и переводном веселе, утвержденное СНК СССР в 1937 году в связи с присоединением СССР к Женевской конвенции о Типовом законе о простом и переводном векселе.

Объективные и субъективные предпосылки для начала процесса возрождения рынка ценных бумаг и становления системы его правового регулирования сложились в конце 80-х годов. В то время на первый план выступало задача легализации коммерческих ценных бумаг.

Впервые ценные бумаги получили юридическое признание в Законе СССР от 28 мая 1988 года « О кооперации». Этим Законом ( ст.22) кооперативам предоставлялось право выпуска акций для привлечения дополнительных средств, необходимых для расширения производства.

Начиная с 1987 года отдельные предприятия со собственной инициативе стали выпускать свои ценные бумаги для распространения, главным образом, среди членов трудовых коллективов, с целью повышения их заинтересованности в результатах труда. Для того, чтобы упорядочить процесс выпуска предприятиями ценных бумаг, начавшийся стихийно, Совет Министров СССР 15 октября 1988 гда принял постановление «О выпуске предиприятиями и организациями ценных бумаг»1 В соответствии с данным Положением право выпуска ценных бумаг предоставлялось только тем предприятиям, которые работали в условиях полного хозяйственного расчета и самофинансирования.

Законодательные акты , принятые Верховным Советом СССР в 1989-1990 сохранили тенденцию закрепления правовой базы по выпуску и обороту частных ценных бумаг. Законы СССР , которые появились в данный период ( например, Закон СССР «О собственности в СССР»от 6 марта 1990 г. – ст. 15), допускали возможность преобразования государственных предприятий на акционерные общества, хотя не регламентировали, что было значительным недостатком.Тот же неодостаток наблюдается и в иных позже принятых нормативно-правовых актах, в частности в постановлении Совета Министров СССр от 19 июня 1990 года « Об утвержении Положения об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственность и Положение о ценных бумагах»2 .

Таким образом, анализ законодательства СССР, принятого в 1988-1990 года ,дает возможность

утверждать о начале создания правовой базы формирования и функционирования рынка ценных бумаг.

В Украине после принятия Верховной Радой 16 июля 1990 года « Декларации о государственном суверенитете» начался процесс формирования собственной правовой базы для создания и функуионирования отечественного рынка ценных бумаг.

Правовое регулирование рынка ценных бумаг в Украине может осуществляться как государственными органами, так и самоуправляющимися организациями участников фондового рынка. Принятые в начале 90-х годов Законы3, регулирующие отношения на рынке ценных бумаг, практически продублировали соответствующие законодательные акты СССР. Но, их бесспорным достижением было то, что в них впевные закреплены положения о ценных бумагах как объекты права собственности, о праве субъектов предпринимательской деятельности на выпуск собственных ценных бумаг, о праве банков на осуществление операций с ценными бумагами и др. Особенно важное значение имело принятие Закона Украины от 18 июня 1991 года « О ценных бумагах и фондовой бирже», ставший толчком к ускорению развития отечественного фондового рынка.

Итак, первое поколение нормативно-правовых актов в сфере фондового рынка Украны не всегда соответствовало требованиям, которые ставятся перед развитыми системами государственно-правового регулирования. Сказывается поспешность их принятия, что делает их противоречивыми, неконкретными, упрощенными.

Однако, дальнейшее развитие украинского рынка ценных бумаг, увеличение его активности и объема указали на необходимость оперативного заполнения пробелов в законодательстве.


II.II Понятие и виды рынка ценных бумаг.


Понятие рынка ценных бумаг можно вывести из более широкого понятия, такого, как финансовый рынок. Финансовый рынок – совокупность правовых отношений денежного характера, возникающие между его участниками в процессе купли-продажи финансовых активов под влиянием спроса и предложения на заемный капиталл.

Целью создания и функционирования финансового рынка является аккумулирование и эффективное размещение сбережений в экономике, состояние которой ,в свою очередь в значителтной мере обусловлено эффективностью перехода инвестиционных средств от тех, кто имеет сбережение к тем, кому на данный момент необходим капиталл.

Финансовый рынок наряду с огромным количеством разнообразных рынков , взаимодействующих между собой, является составной частью всего рыночного пространства. Понятие финансового рынка охватывает различные рынки, состоящие из большого количества институтов. Каждый рынок имеет дело с определенным типом обязательств, обслуживает определенных участников и действует на определенной территории.

Принимая во внимание формы обращения денежных ресурсов на финансовом рынке, в его составе можно выделить рынок банковских кредитов и рынок ценных бумаг.

Рынок банковских ссуд ( кредитов) представляет собой совокупность правоотношений, возникающих по поводу предоставления кредитными учреждениями платных займов, которые должны быть возвращены. Платные займы предоставляются без оформления специальных документов, которые бы могли самостоятельно продаваться , погашаться.

Рынок ценных бумаг представляет собой совокупность отношений гражданско-правового характера, опосредывающий движение капиталов в форме ценных бумаг.

Рынок ценных бумаг дополняет систему банковского кредита и взаимодействует с ней. Коммерческий банк редко выдает ссуды на долгий срок (больше года). Ценные бумаги дают возможность получить деньги на долгий период ( на десятилетие — облигации) или в бессрочное пользование (акции). Задание рынка ценных бумаг состоит в том, чтобы обеспечить более полное и быстрое переливание сбережений по цене, которая устраивает обе стороны. Для этого нужны биржи и действующие на рынке ценных бумаг посредники. 1.

Различают несколько видов рынка ценных бумаг.

Так, в частности по способу организации торговли выделяют стихийный и организованный фондовый рынок. Наиболее простой формой организации фондовой торговли является стихийный рынок, похожий на обычное место на рынке, где продаются и покупаются товары. Тут продавцы и покупатели, общаясь между собой, определяют уровень спроса и предложения на те или иные фондовые ценности и заключают договоры непосредственно друг с другом. При этом, условия заключения договоров, как правило, остаются неизвестными для иных участников фондового рынка.

Организованные рынки, в свою очередь, существуют в виде простых и двойных аукционных рынков. Торговля на простом аукционном фондовом рынке осуществляется путем аукциона, под которым понимается способ продажи товаров либо ценных бумаг на основе конкурса покупателей, по которым объект торговли предварительно выставляется для осмотра и ознакомления.2

Кроме простых аукционов , для торовли фондовыми ценностями могут использоваться и системы двойного аукциона. В рамках такого аукциона соперничество осуществляется не только между покупателями, но и между продавцами – за право реализовать. Двойные аукционы в большей степени соответствуют природе рынка ценных бумаг, на котором объекты договора характеризуются высокой степенью однородности.

Простой и двойной аукционный фондовый рынок могут функционировать в виде онкольных рынков либо непрерывных аукционов.

В рамках онкольной системы торговли на протяжении некоторого времени происходит накопление заявок ( поручений) на приобретение либо продажу конкретных фондовых инструментов за указанную цену. Продолжительность периода такого накопления прямо зависит от ликвидности рынка – чем рынок более ликвиден, тем период накопления меньше. Затем осуществляются торги, на которых в зависимости от спроса и предложения, удовлетворяются заявки.

В случаях, когда ценные бумаги постоянно пользуются стабильным спросом и постоянно предлагаются, целесообразной становится организация непрерывных аукционных рынков, в рамках которых поручения на куплю либо продажу фондовых инструментов выполняются немедленно после их поступления. При этом приоритетность использования поручений определяется не только указанными в них пределами цен и объемом, но и очередностью поступлений. В случаях равного ценового фактора в первоочередном порядке используются те поручения, которые были поданы ранее.1

Рынок ценных бумаг также делят на первичный , то есть такой , на котором новые выпуски обязательств продаются и покупаются впервые и вторичный, то есть такой, где осуществляется дальнейшая продажа и купля непогашенных обязательств.

Основной особеннсотью первичного рынка ценных бумаг является то, что инвесторы, приобретая ценные бумаги, свои денежные средства передают непосредственно эмитенту этих бумаг, а не иному инвестору, предварительному их собствннику.

Вторичный рынок ценных бумаг предназначен для обмена ранее выпущенынх фондовых инструментов между инвесторами. Так, например, если впервыне выпущенные акции продаются и покупаются только на первичном рынке, то все их дальнейшие купли и продажи осуществляются на вторичном рынке.2

По месту проведения торгов выделяют биржевой и внебиржевой рынки ценных бумаг.

На биржевом рынке торговля ценными бумагами осуществляется на фондовых биржах, порядок созданиия и деятельности которых устанавливается действующим законодательством Украины и внутренними документами самих бирж. 3

Внебиржевой рынок оперирует с фондовыми инструментами, которые не допущены к торгам на фондовой бирже.

Как и любой иной рынок, рынок ценных бумаг формируется исходя из спроса и предложения, а также уравновешивающей их цены. Спрос создается государством и субъектами предпринимательской деятельности, которым не зватает собственных доходов для финансирования инвестиций. Государство и бизнесс выступают на рынке ценных бумаг чистыми заемщиками , а чистым кредитором выступает население, у которого по различным причинам доходы превышают расходы.

Таким образом, задачей рынка ценных бумаг является создание условий и обеспечений по возможности более полного и быстрого переливания сбережений в инвестиции по цене, которая бы удовлетворяла бы обе стороны.


1 «Фондовые спекуляции» №2 январь 1995 г. Статья « Первые биржи старого света», с.31

2 Алексеев М.Ю. «Рынок ценных бумаг. Финансы и статистика», 1992 г, с.309

1 СП СССР 1988г. №35 ст. 10

2 СП СССР 1990 г. № 15 ст. 82

3 Закон Украины «О собственности», «О ценных бумагах и фондовой бирже», «О хозяйственных обществах», «О залоге», «О приватизационных бумагах», « О банках и банковской деятельности» и др.

1 См. Раздел V «Участники рынка ценных бумаг»

2 Довідник підприємця / Під ред. М.Ф. Черное, Т.Ф. Зайченко – К., 1992 г. с.8

1 Алексеев М.Ю. Рынок ценных бумаг, М, с. 80

2 Гольцберг М.А. Акционерные товарищества. Фондовая биржа. К, 1992 г. С. 35

3 Подробней смотри Раздел VI « Правовые основы функционирования биржевого и внебиржевого рынка

ценных бумаг.


Раздел III. Механизм регулирования рынка ценных бумаг.


III.I. Государственное регулирование рынка ценных бумаг

Основные функции по регулированию фондового рынка в стране принадлежат государству, так как он настолько масштабный и рисковый для финансовой безопасности страны, предъявляет настолько высокие требования к инфраструктуре и ресурсам на его строительство, что только усилия государства «сверху» могут придать ему безопасную и цивилизованную форму.

На Украине институт рынка ценных бумаг в наибольшей степени подвержен государственному регулированию. На данный момент действует Закон Украины « О государственном регулировании рынка ценных бумаг в Украине», принятый Верховной Радой от 30 октября 19996 года № 448/96. На протяжении длительного времени не регулировалась деятельность саморегулируемых организаций и только в 1996 году было принято Положение о саморегулируемую организацию рынка ценных бумаг. Данным Положением разработаны стандарты поведения, которым должны следовать все участники саморегулируемой организации.1


Контроль на рынке ценных бумаг осуществляется соответствующими государственными органами при помощи следующих средств:

  • выдача разрешений на осуществление деятельности по выпуске и обороту ценных бумаг и регистрация выпуска ценных бумаг и информации о них;

  • подача