Стратегический план выхода на рынок авиатехники с новым видом летательных аппаратов........................................................................................................... 7
Выход с новым видом летательных аппаратов – Летающая тарелка (ЛТ) - на авиационный рынок. Новая ниша.
Миссия:
удовлетворение растущей мировой потребности в недорогом мобильном транспорте, обеспечивающим высокую безопасность передвижения как пассажиров, так и пешеходов, с возможностью управления лицами от 10 лет.
2 Сильные стороны проекта
· Конкурентоспособность ЛТ как на российском, так и на зарубежных рынках за счет летных характеристик и отсутствия необходимости в дополнительных, сложных технических сооружениях (таких, как аэропорты).
· Функциональные возможности ЛТ по большинству параметров превосходят все виды современных летательных аппаратов.
· Возможность использования непрофессиональными пользователями (plug & play).
· Достаточно низкая стоимость за счет наличия НОУ-ХАУ в программном (специальная обучающаяся, самонастраивающаяся программа) и техническом обеспечении (принцип перемещения с технической документацией).
· Появление и быстрый рост класса людей, имеющих уровень доходов выше среднего, являющихся потенциальными владельцами.
· Значительная маневренность и скорость, что позволит экономить большое количество времени пользователю.
· Возможность проведения низкозатратного маркетинга (прямой маркетинг).
3 Основные потенциальные потребители продукции:
· Владельцы авиатехники;
· Пользователи, желающие приобрести авиатехнику.
4 Конкуренция
Основными конкурентами являются российские поставщики легкой авиатехники.
Профессиональные летательные аппараты (ЛА) стоимостью от нескольких миллионов до сотен миллионов долларов, предназначенные для массовых перевозок людей, значительной конкуренции не составят, т.к. занимают нишу рынка, отличную от планируемой нами к освоению.
Бытовые ЛА занимают ту же нишу, что и планируется нами, однако они значительно уступают по своим летным характеристикам, что не позволит им конкурировать на должном уровне.
Таким образом, фактически на рынке образовалась ниша для высокоманевренных систем, каковыми являются ЛТ.
5 Организация производства
Под производством понимается организация процесса сборки. Для этих целей необходимо оборудование и производственные площади. Последнее может быть приобретено, построено или взято в аренду.
6 Финансирование
Для реализации проекта будет создано новое предприятие.
Денежные средства необходимы для приобретения оборудования, обеспечения оборотного капитала и покрытия начальных затрат на маркетинг.
Вкладом авторов проекта является НОУ-ХАУ, реализованное в виде программного обеспечения и принципа работы движителя, зарегистрированного в Российском агентстве по авторским правам и оцениваемое в сумму 60 миллионов рублей, и денежные суммы в размере 150 и 90 миллионов рублей.
Основным источником финансирования создаваемого предприятия планируется выручка, получаемая от реализации продукции.
Также единовременно необходим кредит на сумму 1 350 миллиона рублей на срок 13 месяцев под 28% годовых.
Предприятие “В добрый путь
” организуется в форме общества с ограниченной ответственностью, с уставным капиталом, соответствующим действующему законодательству.
Основными учредителями предприятия станут:
Иванов И. И. – взнос в виде денежных средств – 450 000 000 руб.
Сидоров А.А. – взнос в виде денежных средств – 390 000 000 руб.
Петров В.В. – взнос в виде НОУ-ХАУ, оцененного в 360 000 000 руб.
Основным источником финансирования создаваемого предприятия планируется выручка, получаемая от реализации продукции.
Основными представителями данной отрасли являются российские авиаконструкторские фирмы, кроме них зарубежные, из США, Франции, Германии, Англии, Израиля, которые сегодня также занимают лидирующее положение на рынке. Однако ни одна из фирм, присутствующих на рынке, пока не занимает доминирующего положения.
Данная отрасль производства интенсивно развивается, этому способствуют три основных фактора:
· "время – деньги";
· повышенный уровень безопасности, близкий к уровню ж/д транспорта, за счет новейшего бортового оборудования;
· увеличение времени эксплуатации и уменьшение времени обслуживания за счет современных материалов.
Учитывая вышесказанное, прогнозируется значительное возрастание потребности в проектируемом виде техники в последующие годы.
Основой технологического процесса является сборочное производство. Комплектующие будут закупаться в России, Тайване, Японии и Западной Европе. В последствии, после увеличения объема продаж, могут быть открыты дочерние сборочные предприятия на территориях стран с наибольшим спросом ЛТ, а также предприятия по производству комплектующих.
Основным достижением предприятия является создание высокотехнологичного и конкурентоспособного продукта – маневренного летательного аппарата – Летающей Тарелки.
Основным преимуществом продукции фирмы “В добрый путь
” является более широкие функциональные возможности аппарата, отсутствует необходимость в дорогостоящих взлетных площадках, малый вес и малая занимаемая площадь.
Конструкция аппарата фактически представляет собой монолитный полимерный корпус с 2-мя или 4-мя дверьми, с внутренней начинкой, аналогичной современному автомобилю, и рулевым управлением, аналогичным вертолетному. Помимо того в нижней части ЛТ располагается движитель, управляемый бортовым компьютером с оригинальной программой управления перемещением.
Летающая Тарелка (ЛТ)
Что такое ЛТ ?
Это принципиально новый класс летательных аппаратов, предназначенных для широкого круга непрофессиональных пользователей. Благодаря использованию бортового компьютера с оригинальной программой, создается легкость и простота управления, не требующая специальных навыков пилотирования. При этом ЛТ содержит в своей конструкции многие преимущества ранее созданных ЛА.
На начальном этапе стоимость данного аппарата предполагается установить высокую, которая после выхода на запланированную мощность будет снижена. Несмотря на высокую стоимость ЛТ, благодаря своим характеристикам, может рассчитывать на уверенное завоевание рынка.
Как работает ЛТ?
Принцип передвижения заключается в создании перед аппаратом области пониженного давления. Результатом будет как бы выталкивание атмосферой ЛТ в эту область, что является ничем иным, как перемещением аппарата.
Движитель ЛТ использует для создания пониженного давления электрическую энергию, накопленную в аккумуляторах, а также получаемую от преобразователей солнечной энергии.
Бортовой компьютер с установленным оригинальным ПО позволит ЛТ избежать столкновений с любыми движущимися встречным курсом предметами за счет высокой маневренности.
Из чего состоит ЛТ?
В зависимости от потребности ЛТ может быть трех видов: 2-местный, 4-местный и 8-местный.
В состав ЛТ входят следующие функциональные блоки:
· бортовой компьютер на базе уже существующих навигационных компьютеров (приобретается) с оригинальным программным обеспечением;
· движитель – разряжитель воздуха – НОУ-ХАУ (собирается самостоятельно);
· салон – на базе салонов современных автомобилей (приобретается);
· корпус – из полимерного материала (производится самостоятельно).
2. Анализ внешней среды предприятия
1.1.3 Анализ факторов косвенного воздействия (макросреды)
Таблица 2
Фактор
Состояние фактора
Тенденция развития
Характер влияния:
“+” - положительное
“-“ - отрицательное
1. Уровень инфляции
значительный, 1,5-2% в месяц
возможна стабилизация
“+” - возможность получения дополнительной прибыли за счет приобретения комплектующих за рубежом по стабильному курсу;
“-“ - обесценивание денежных средств
2. Доходы потребителей
относительно уровня инфляции рост в два раза медленнее
тенденция сохраняется
“–” - падает покупательная способность на продукт предприятия, затруднен сбыт, вынужденное переориентация на зарубежные рынки, что влечет дополнительные издержки
Таким образом, факторы макросреды, оказывающие наибольшее влияние на предприятие “В добрый путь”, – это экономические, социальные, правовые и научно-технические.
Анализ поставщиков показал, что уровень влияния их значительный.
На начальном этапе критериями выбора поставщиков является: по кузову и металлу – ценовой фактор, а по бортовому компьютеру – надежность и качество, т.е. поставщиками будут: СеАЗ (кузов и запчасти), Косогорский металлургический завод (металл), “Октава” – бортовой компьютер. Предложения от поставщиков прочих материалов в настоящее время на рынке высокое и устойчивое, качество хорошее, следовательно, выбираем наиболее близких – это тульские заводы: РТИ, Машзавод, Штамп, Октава.
Сегменты рынка, на которые нацелена маркетинговая политика предприятия:
- владельцы и потенциальные покупатели авиатехники;
- владельцы и потенциальные покупатели автомобилей;
- молодое поколение, желающие иметь быстроходное средство транспорта, но не имевшие такой возможности из-за возраста;
- покупатели других транспортных средств: мотоциклы, мопеды, самокаты и др.
Таблица 6 – Состояние рынка транспортных средств
Существующие сегменты рынка, %
После выпуска на рынок ЛТ, %
Авиатехника
10
5
Автомобили
70
60
Водный транспорт
3
3
Другие транспортные средства: мотоциклы, мопеды, самокаты, дельтапланы и др.
17
12
ЛТ (новая ниша)
0
20
Итого
100
100
Группы потребителей данной продукции будут достаточно стабильны, хотя сегментация их на рынке транспортных средств возможна только в будущем.
На уровень спроса на ЛТ будут воздействовать следующие факторы:
- уровень цены;
- уровень доходов потребителей;
- уровень информированности потребителей;
- характеристики продукции.
Влияние потребителей на стратегию предприятия оценивается как стабильное.
В результате отслеживания привлекательности продукции для различных групп потребителей и определения уровня спроса, с течением времени может сложиться необходимость смены стратегии.
При проведении анализа конкурентоспособности было сделано следующие ограничение: для сравнения использовались ЛА гражданской авиации (скорость меньше скорости звука).
Таблица 7 – Анализ конкурентоспособности
Основные показатели
ЛТ
Вертолет
Самолет
1.
Скорость
800 км/час
500 км/час
1100 км/час
2.
Топливо
Электричество
авиационный бензин
авиационный бензин
3.
Потребление топлива
1 кВт/км
1 л/км
2 л/км
4.
Стоимость топлива/ стоимость второго комплекта аккумуляторов
0,4/
10000 руб.
10 руб.
10 руб.
5.
Запас топлива
на 3 часа полета
на 4 часа полета
на 7 часов полета
6.
Время подготовки пилота к управлению аппаратом
7 суток
1 год
1 год
7.
Маневренность по 10-ти бальной шкале
9
6
4
8.
Посадочная полоса/площадка
не требуется/ площадка до 15 м2
не требуется/ площадка до 30 м2
требуется 200 м
9.
Время заправки
8 часов, замена аккумулятора 2 минуты
3 минуты
3 минуты
10.
Время техосмотра до(после) эксплуатации
10(10) чел/мин
1(3) чел/час
1(3) чел/час
С учетом вышеприведенных данных можно сделать вывод о значительном превосходстве ЛТ над наиболее близкими по характеристикам ЛА.
Т.к. планируется создать новое предприятие, то сформировавшейся внутренней среды не существует, и, следовательно, целесообразно осветить предполагаемые характеристики.
Удовлетворение растущей мировой потребности в недорогом мобильном транспорте, обеспечивающим высокую безопасность передвижения как пассажиров, так и пешеходов, с возможностью управления лицами от 10 лет.
После создания предприятия неизбежно возникнет проблема окупаемости проекта, влияющая на возвратность инвестиций. Для подтверждения экономической целесообразности и надежности создания нового производства выполнено моделирование финансовых расчетов, представленное ниже.
Учитывая возможности и угрозы, сильные и слабые стороны предприятия “В добрый путь”, разработанную миссию и поставленные цели, после создания предприятия выбираем базовую стратегию горизонтальной интеграции, реализованную в финансовой модели.
Основной проблемой предприятия сегодня является необходимость расширения производства новых систем и, как следствие этого, потребность в оборотном капитале для финансирования производства и маркетинга.
Ниже приведены финансовые расчеты развития проекта, сделанные с использованием программы ProjectExpertforWindows v.6. Было принято, что после выхода на проектную мощность объем продаж не будет возрастать.
Финансирование проекта осуществляется в виде вложения акционерами начального капитала в размере 1200 миллионов рублей, а также кредитной линии в размере 1350 миллионов рублей, полученного в банке на 13 месяцев под 28% годовых. Внесенное в уставный фонд предприятия НОУ-ХАУ (специальное управляющее программное обеспечение и принцип работы движителя) оценивается в 360 миллионов.
В соответствии со сложившейся тенденцией в экономике России уровень инфляции постепенно снижается, следовательно, можно утверждать, что в последующие годы он не превысит 15% и будет снижаться.
Принятая в расчетах ставка рефинансирования соответствует действующему законодательству на 1.11.2001.
Проведенные исследования на рынке авиапродукции показали, что по лучшим образцам техники достигается уровень доходности в пределах 30% в год. На основании данных об альтернативном вложении капитала, принимаем в расчетах ставку дисконтирования, равную 30%.
Обоснование стоимости НОУ-ХАУ:
НОУ-ХАУ, вложенное в проект, состоит из двух частей: принципа действия движителя и программного обеспечения к бортовому компьютеру.
Работа над экспериментальным подтверждением теории движения велась в течение 5 лет, за это время затраты на материалы, оборудование и зарплату персонала составили 300 миллионов рублей, на разработку технической документации – 10 миллиона рублей.
Написание программного обеспечения, в основу которого заложено НОУ-ХАУ (специальная система навигации) вместе с параметрами требуемого аппаратного обеспечения (техническое описание), оценивается в 35 миллионов рублей с учетом произведенных затрат на оборудование и зарплату коллективу программистов.
Патентование и прочие сопутствующие расходы составили 10 миллионов рублей.
После организации предприятия НОУ-ХАУ и техническая документация по созданию движителя, а также исходные тексты программ с оригинальным программным обеспечением и соответствующее аппаратное обеспечение, будет являться исключительной собственностью нового предприятия, реализующего настоящий проект.
Из анализа чувствительности следует, что проект очень чувствителен к изменению как цены, так и спроса на изделия, т.к. это потребует дополнительных финансовых вложений. Однако в сложившихся условиях стоит учитывать намечающийся процесс стабилизации экономики, в результате которого может быть снижена процентная ставка по кредиту.
Для нейтрализации воздействия на проект негативных факторов в нем предусмотрен резерв на непредвиденные расходы.
Налоги
В расчетах не были использованы никакие схемы оптимизации налогообложения. Таким образом, полученный в результате расчета экономический эффект учитывает, что налоги (НДС, налоги на прибыль и ФЗП) были начислены и выплачены полностью. Ставки налогов за весь период проекта приняты неизменными, т.к. в последнее время наметилась тенденция на стабилизацию налоговой системы и снижение налогового бремени.
Технический риск
Технический и научный риск в проекте отсутствует полностью. В основе проекта не лежит НИР с неизвестным результатом. На настоящий момент полностью разработана принципиальная схема аппарата и техническое описание. Опытный образец успешно прошел все летные испытания. Дополнительные НИОКР будут направлены только на снижение себестоимости продукции и связаны с выбором более совершенных материалов и усовершенствование программного обеспечения в соответствии с требованием времени.
Риск управления
Администрация предприятия будет сформирована из ведущих специалистов предприятия "В добрый путь", которые обладают не только высоким научно-техническим потенциалом, но и многолетним опытом работы на авиарынке.
Персонал
Т.к. производство не требует исключительных навыков работы, проблема привлечения персонала не возникнет. Риск возможного недовольства работающих невелик, в связи с достаточно высокой оплатой труда, которая будет индексироваться в зависимости от уровня инфляции.