Главная              Рефераты - Коммерция

Разработка мер по выводу предприятия из кризисного финансового состояния - реферат

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

МОРСКОЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ


ФАКУЛЬТЕТ ВЕЧЕРНЕ-ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ


КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ

СУДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ


Дипломная работа


РАЗРАБОТКА МЕР ПО ВЫВОДУ ПРЕДПРИЯТИЯ

ИЗ КРИЗИСНОГО ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ


ДИПЛОМНИК:

СУХАРЕВ Р.М.

группа #6420


РУКОВОДИТЕЛЬ:

доц. НЕУСТУПОВА А.С.


С-ПЕТЕРБУРГ

2000


СОДЕРЖАНИЕ


СОДЕРЖАНИЕ 3

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава 1. Методические аспекты формирования бизнес-плана в Российской Федерации 5

1.1. Задачи и особенности составления бизнес-плана 6

1.2. Этапы разработки бизнес-плана 9

1.3. Структура бизнес-плана 11

Глава 2. Анализ финансового состояния ООО СП "Единая торговая система" 25

2.4. Анализ деловой активности 25

2.1. Выбор и обоснование методики проведения анализа 26

2.2. Анализ и оценка имущества 35

2.3. Анализ финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия 38

2.4. Анализ деловой активности 48

2.4. Анализ деловой активности 55

Глава 3. Разработка бизнес-плана создания магазина 59

2.4. Анализ деловой активности 60

2.4. Анализ деловой активности 61

2.4. Анализ деловой активности 62

Глава 3. Разработка бизнес-плана создания магазина 65

Глава 3. Разработка бизнес-плана создания магазина 69

2.4. Анализ деловой активности 69

2.4. Анализ деловой активности 72

Глава 3. Разработка бизнес-плана создания магазина 73



ВВЕДЕНИЕ

В условиях командно-административной системы управления экономикой сформировались и неотвратимо действовали такие принципы управления финансами предприятия, как:

  • плановости;

  • демократического централизма;

  • строгого разделения средств основной деятельности от капитальных вложе­ний;

  • сохранности собственных оборотных средств и недопущения их иммо­билизации в другие активы, кроме оборотных.

В середине 80-х годов к этим принципам добавились ещё два, частично заимствованных из арсенала понятий рыночной экономики - самофинанси­рования и самоокупаемости.

Естественно, что в условиях перехода к рыночным отношениям и получе­ния предприятиями (кроме унитарных и казённых) полной самостоятельности практически во всех областях предпринимательства (ведения бизнеса), пе­речисленные ранее принципы перестали служить основой для принятия как стратегических, так и тактических финансовых решений. На их основе нельзя разработать современную финансовую стратегию предприятия, т.е. выбор решений в области предпочтительной формы предпринимательской дея­тельности, формирования собственного и заёмного капитала, вложений в ак­тивы, способов увеличения имущества и объёмов продаж, формирования и использования прибыли, оптимизации денежных потоков.

Обобщение зарубежного опыта организации корпоративных финансов, опыта отечественных предприятий, анализа подходов коммерческих банков к оценке финансовой деятельности своих клиентов позволяет рекомендовать руководствоваться следующими принципами современной организации фи­нансов предприятий России:

  • плановости;

  • финансового соотношения сроков;

  • взаимозависимости финансовых показателей;

  • гибкости (маневрирования), минимизации финансовых издержек;

  • финансовой устойчивости.

Естественно, что реализация этих принципов должна осуществляться при разработке финансовой стратегии и организации системы управления фи­нансами конкретного предприятия.

Конкретная реализация принципов организации финансов зависит и от их отраслевой специфики. При этом надо учитывать, что в современных условиях России в целях «выживания» многие предприятия существенным образом диверсифицируют свою деятельность, занимаясь одновременно и промышленным производством, и строительством, и торговлей.

Основной целью дипломной работы является разработка мер по выводу предприятия из кризисного финансового состояния. В качестве объекта исследования используется ООО СП «Единая Торговая Система». Предме­том исследования являются финансовые ресурсы предприятия и основные методы, позволяющие их увеличить. В соответствии с поставленной целью в дипломном проекте будут рассмотрены следующие основные вопросы:

1) Определён имеющийся в литературе методический подход к разработке финансовой стратегии предприятия;

2) Для определения основных направлений разработки финансовой страте­гии выполнен анализ финансового состояния предприятия (для выполне­ния финансового анализа, в соответствии с поставленной целью, выбрана и обоснована методика его проведения);

3) На основе проведенного анализа разработаны меры по повышению финансовой устойчивости ООО СП «Единая Торговая Система».


Глава 1. Методические аспекты формирования бизнес-плана в Российской Федерации

Несмотря на все трудности и проблемы, в сфере частного предпринимательства в России заняты уже миллионы людей. Однако бизнес — это совершенно особая манера жизни, предполагаю­щая готовность принимать самостоятельные решения и рисковать. Решив заняться бизнесом, предприниматель должен тщательно спланировать его организацию. Речь идет о бизнес-планах, с кото­рых во всем мире принято начинать любое коммерческое мероп­риятие. В условиях рынка подобные планы необходимы всем: банкирам и потенциальным инвесторам, сотрудникам фирмы, желающим оценить свои перспективы и задачи, и прежде всего, самому предпринимателю, который должен тщательно проанали­зировать свои идеи, проверить их реалистичность. Собственно говоря, без бизнес-плана вообще нельзя браться за коммерческую деятельность, так как возможность неудачи будет слишком велика.

Бизнес-план является принципиально новым для нашей эко­номики документом. В традиционном для отечественного плани­рования технико-экономическом обосновании оценке экономи­ческой эффективности проекта отводилось всего несколько стра­ниц текста. Этого было вполне достаточно в условиях централи­зованно планируемой экономики, где инвестором выступал гос­бюджет, а своеобразным маркетингом занимался Госснаб. В от­личие от технико-экономического обоснования бизнес-план де­тально характеризует все основные аспекты будущего предприя­тия, анализирует проблемы, с которыми оно может столкнуться, а также определяет способы решения этих проблем.

В условиях перехода к рыночной экономике овладение искус­ством составления бизнес-плана становится крайне актуальным, что обусловлено следующими причинами:

  1. В нашу экономику входит новое поколение предпринимате­лей, многие из которых не имеют опыта руководства предприя­тием и поэтому весьма смутно представляют себе все ожидающие их проблемы.

  2. Изменяющаяся хозяйственная среда ставит и опытных руководителей перед необходимостью по-иному просчитывать свои действия на рынке и готовиться к такому непривычному ранее для них занятию, как борьба с конкурентами.

  3. Рассчитывая получить иностранные инвестиции для подъ­ема отечественной экономики, российские предприниматели дол­жны уметь обосновать свои заявки и доказывать (на основе принятой на Западе документации), что они способны оценить все аспекты использования инвестиций не хуже бизнесменов из дру­гих стран.

Решению вышеперечисленных проблем и призван помочь биз­нес-план, который является основным документом, определяю­щим стратегию развития фирмы.

Следует подчеркнуть, что в настоящее время в России первоочередной целью бизнес-планирования является привлече­ние для участия в проектах потенциальных инвесторов и парт­неров.


1.1. Задачи и особенности составления бизнес-плана

Каждая фирма, начиная свою деятельность, обязана четко представить потребность на перспективу в финансовых, материальных, трудовых и интеллектуальных ресурсах, источники их получе­ния, а также уметь точно рассчитывать эффективность использо­вания имеющихся средств в процессе работы фирмы. В рыночной экономике предприниматели не могут добиться стабильного успеха, если не будут четко и эффективно планировать свою деятельность, постоянно собирать и аккумулировать информацию как о состоянии целевых рынков, положении на них конкурен­тов, так и о собственных перспективах и возможностях.

При всем многообразии форм предпринимательства сущест­вуют ключевые положения, применимые практически во всех об­ластях коммерческой деятельности и для разных фирм, необхо­димые для того, чтобы своевременно подготовиться, обойти по­тенциальные трудности и опасности, тем самым уменьшить риск в достижении поставленных целей. Разработка стратегии и такти­ки производственно-хозяйственной деятельности фирмы является важнейшей задачей для любого бизнеса.

В настоящее время в России бурно протекает процесс формирования и совершенствования работы действующих предприятий различных форм собственности. Важной задачей является привлечение инвестиций, в том числе и зарубежных. Для этого необ­ходимо аргументированное, тщательно обоснованное оформле­ние предложений, требующих капиталовложений. Успешное фор­мирование нового бизнеса также не может обойтись без четкого и объективного планового проекта. Статистические данные о не­удачах новых предприятий указывают на то, что риск достаточно велик. Для предвидения и возможного предотвращения этих про­блем и используется планирование бизнеса.

В рыночной экономике бизнес-план является рабочим инструментом и для действующих фирм, используемым во всех сферах предпринимательства. Многие бизнесмены его недооценивают. Они не представляют, насколько наличие хорошего бизнес-пла­на способно помочь новому бизнесу добыть капитал, определить планы на будущее, составить аналитические таблицы, по кото­рым можно будет оценивать, как развивается дело. Бизнес-план побуждает предпринимателя тщательно изучить каждый элемент предполагаемого рискового рыночного занятия. Наверняка в этом процессе обнаружится множество слабых мест и пробелов, устра­нению которых придется уделить существенное внимание. Там же, где с такого рода проблемами справиться невозможно, сам факт их выявления позволит принять решение об отказе от пред­приятия еще до того, как в него будут вкладываться средства.

Цель разработки бизнес-плана — спланировать хозяйственную деятельность фирмы на ближайший и отдаленных периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов. Бизнес-план помогает предпринимателю решить следующие основные задачи:

  • определить конкретные направления деятельности фирмы, целевые рынки и место фирмы на этих рынках;

  • сформулировать долговременные и краткосрочные цели фир­мы, стратегию и тактику их достижения. Определить лиц, ответственных за реализацию стратегии;

  • выбрать состав и определить показатели товаров и услуг, ко­торые будут предложены фирмой потребителям. Оценить произ­водственные и торговые издержки по их созданию и реализации;

  • выявить соответствие имеющихся кадров фирмы, условий мотивации их труда предъявляемым требованиям для достижения поставленных целей;

  • определить состав маркетинговых мероприятий фирмы по изучению рынка, рекламе, стимулированию продаж, ценообразо­ванию, каналам сбыта и др.;

  • оценить финансовое положение фирмы и соответствие имеющихся финансовых и материальных ресурсов возможностям до­стижения поставленных целей;

  • предусмотреть трудности, «подводные камни», которые мо­гут помешать практическому выполнению бизнес-плана.

Каждая задача может быть решена только во взаимосвязи с другими. Основной центр бизнес-плана — концентрирование финансовых ресурсов. Именно бизнес-план — важное средство для увеличения капитала компании. Процесс составления бизнес-плана позволяет тщательно проанализировать начатое дело во всех деталях. Бизнес-план служит основой бизнес-предложения при переговорах с будущими партнерами; он играет важную роль при приглашении на работу основного персонала фирмы.

Пренебрегая составлением бизнес-плана, предприниматель мо­жет оказаться не готовым к тем неприятностям, которые ждут его на пути к успеху. А чаще всего это кончается плачевно как для него, так и для бизнеса, которым он занимается. Письменное оформление бизнес-плана имеет очень существенное значение для организации работ по его выполне­нию. Не следует пренебрегать составлением бизнес-плана даже в условиях, когда ситуация на рынке меняется довольно быстро.

В связи с тем, что бизнес-план представляет собой результат исследований и организационной работы, имеющей целью изучение конкретного направления деятельности фирмы (продукта или услуг) на определенном рынке и в сложившихся организационно-экономических условиях, он опирается на:

  • конкретный проект производства определенного товара (услуг) — создание нового типа изделий или оказание новых услуг (особенности удовлетворения потребностей и т.д.);

  • всесторонний анализ производственно-хозяйственной и коммерческой деятельности организации, целью которой является выделение ее сильных и слабых сторон, специфики и отличий от других аналогичных фирм;

  • изучение конкретных финансовых, технико-экономических и организационных механизмов, используемых в экономике для реализации конкретных задач.

Главное достоинство бизнес-планирования заключается в том, что правильно составленный подробный план дает перспективу развития фирмы, то есть, в конечном счете, отвечает на самый важный для бизнесмена вопрос: стоит ли вкладывать деньги в это дело, принесет ли оно доходы, которые окупят все затраты сил и средств.

В зависимости от направленности и масштабов задуманного дела объем работ по составлению бизнес-плана может изменять­ся в достаточно большом диапазоне, т.е. степень детализации его может быть весьма различной. В одном случае бизнес-план тре­бует менее объемной проработки, часть разделов может вообще отсутствовать. В другом — бизнес-план предстоит разрабатывать в полном объеме, проводя для этого трудоемкие и сложные мар­кетинговые исследования.

При составлении бизнес-плана важна степень участия в этом процессе самого руководителя. Это настолько существенно, что многие зарубежные банки и инвестиционные фонды отказыва­ются вообще рассматривать заявки на выделение средств, если становится известно, что бизнес-план был подготовлен консультантом со стороны, а руководителем лишь подписан.

Это не значит, что не следует пользоваться услугами консультантов. Наоборот, привлечение экспертов весьма приветствуется инвесторами. Речь идет о другом — сос­тавление бизнес-плана требует личного участия руководителя фирмы или человека, собирающегося открыть свое дело. Вклю­чаясь непосредственно в эту работу, он как бы моделирует будущую деятельность, проверяя целесообразность всего за­мысла.

Бизнес-план — документ перспективный и составлять его рекомендуется минимум на ряд лет вперед. Для первого и второго года основные показатели рекомендуется давать в поквартальной разбивке, а при возможности, даже в помесячной. Начиная с третьего года можно ограничиться годовыми показателями.

Основные рекомендации в подготовке бизнес-плана — это краткость, т.е. изложение только самого главного по каждому разделу плана; доступность в изучении и понимании, т.е. бизнес-план должен быть понятен широкому кругу людей, а не только специ­алистам. И не изобиловать техническими подробностями. Он также должен быть убедительным, лаконичным, пробуждать интерес у партнера. Только заинтересовав потенциального инвестора, предприниматель может надеяться на успех своего дела.

Бизнес-план является одним из составных документов, определяющих стратегию развития фирмы. Вместе с тем он базируется на общей концепции развития фирмы, более подробно разрабатывает экономический и финансовый аспект стратегии, дает технико-экономическое обоснование конкретным мероприятиям. Бизнес-план охватывает одну из частей инвестиционной программы, срок реализации которой обычно ограничен одним или несколькими годами (часто корреспондирующими со сроками средне- и долгосрочных кредитов), позволяющей дать достаточно четкую экономическую оценку намеченным мероприятиям.

Таким образом, бизнес-план является не только внутренним документом фирмы, но и может быть использован для привлечения инвесторов. Перед тем как рискнуть некоторым капиталом, инвесторы должны быть уверены в тщательности проработки проекта и осведомлены о его эффективности. Предполагается, что бизнес-план хорошо подготовлен и изложен для восприятия потенциальных инвесторов.

1.2. Этапы разработки бизнес-плана

Хозяйствующий субъект - самостоятельный экономический субъект рыночной экономики. Он сам определяет направления и величину использования прибыли, оставшейся в его распоря­жении после уплаты налогов. В этих условиях целью планиро­вания финансов является определение возможных объемов финансовых ресурсов, капитала и резервов на основе прогно­зирования величины финансовых показателей. К таким показа­телям относятся прежде всего собственные оборотные средства, амортизационные отчисления, кредиторская задолженность, по­стоянно находящаяся в распоряжении хозяйствующего субъекта, прибыль, налоги, уплачиваемые из прибыли, и др.

К задачам планирования финансов относятся:

  1. обеспечение производственно-торгового процесса необходимыми финансовыми ресурсами. Определение плановых объ­емов необходимых денежных фондов и направления их расходования;

  2. установление финансовых отношений с бюджетом, банком, страховыми организациями и другими хозяйствующими субъектами;

  3. выявление путей наиболее рационального вложения ка­питала и резервов по его эффективному использованию;

  4. увеличение прибыли за счет экономного использования денежных средств;

  5. осуществление контроля за образованием и расходовани­ем денежных средств и эффективного вложения капитала.

Важный момент финансового планирования - его стратегия. Содержанием стратегии финансового планирования хозяйству­ющего субъекта является определение его центров доходов (прибыли) и центров расходов. Центр доходов хозяйствующего субъекта - это его подразделение, которое приносит ему максимальную прибыль. Центр расходов - это подразделение хозяйствующего субъекта, являющееся малорентабельным или во­обще некоммерческим, но играющим важную роль в общем производственно-торговом процессе. Например, в западной эко­номике многие фирмы придерживаются правила «двадцать на восемьдесят», т. е. 20% затрат капитала должны давать 80% прибыли. Следовательно, остальные 80% вложений капитала приносят только 20% прибыли. Планирование финансовых по­казателей осуществляется посредством определенных методов.

Методы планирования - это конкретные способы и приемы расчетов показателей. При планировании финансовых показате­лей могут применяться следующие методы: нормативный, расчетно-аналитический, балансовый, метод оптимизации плановых решений, экономико-математическое моделирование.

Финансовый план хозяйствующего субъекта представляет собой баланс его доходов и расходов. В состав доходов вклю­чаются прежде всего доходы, получаемые за счет устойчивых источников собственных средств. При необходимости в доход­ную часть включаются суммы, получаемые за счет заемных средств. К устойчивым источникам собственных доходов отно­сятся прибыль, амортизационные отчисления, отчисления в ре­монтный фонд, кредиторская задолженность, постоянно находящаяся в распоряжений хозяйствующего субъекта. Цель составления финансового плана состоит в увязке доходов с не­обходимыми расходами.

При превышении доходов над расходами сумма превышения направляется в резервный фонд. При превышении расходов над доходами определяется сумма недостатка финансовых средств. Эти дополнительные финансовые средства могут быть получены за счет выпуска ценных бумаг, полученных кредитов или займов, благотворительных взносов и т.п. Если источник дополнительных финансовых средств уже точно известен, то эти средства включаются в доходную часть, а возврат их - в расходную часть фи­нансового плана.

Финансовый план составляется на перспективу (пятилетку), на год с разбивкой по кварталам и на более короткий период времени (оперативный). Таким образом, финансовый план бы­вает пятилетним, годовым, квартальным, оперативным.

Бизнес-план представляет собой прогноз предпринимательской деятельности, разработку ориентиров и реального плана финансово-коммерческих мероприятий. Задачей бизнес-плана являются выявление проблем, с которыми столк­нется предприниматель при реализации своих целей в измен­чивой, неопределенной, конкурентной хозяйственной среде, и определение конкретных путей решения этих проблем. Бизнес-план выступает в различных формах. Например, он может со­стоять из следующих разделов:

  1. организационно-экономическая характеристика хозяйству­ющего субъекта и его бизнес-плана;

  2. вид продукции и услуг;

  3. оценка рынка сбыта продукции и услуг;

  4. конкуренция;

  5. маркетинг и продажа;

  6. план производственно-торговой деятельности;

  7. менеджмент;

  8. оценка риска и страхование;

  9. финансовая стратегия и финансовый план;

  10. приложения.

В бизнес-плане различают два вида финансового планиро­вания: долгосрочное и краткосрочное. Основой долгосрочного финансового планирования является определение потребности в капитале, позволяющей осуществить выбор и сроки получения кредитов, выпуска ценных бумаг, распределить капитал на собственный и заемный. Важное место в финансовой политике хо­зяйствующего субъекта отводится таким источникам формиро­вания собственных средств, как ускоренная амортизация и резервный фонд. Заемные денежные средства стремятся при­влекать в период оживленной конъюнктуры.

1.3. Структура бизнес-плана

Реализация финансовой стратегии в её конкретном ме­ханизме функционирования финансов предприятия должна базироваться на определенных принципах, адекватных рыночной экономике.

Обобщение зарубежного опыта организации корпоративных финансов, опыта отечественных предприятий, анализа подходов коммерческих банков к оценке финансовой деятельности своих клиентов позволяет рекомендовать руководствоваться следующими основными принципами современной орга­низации финансов предприятий России:

  • плановости;

  • финансового соотношения сроков;

  • взаимозависимости финансовых показателей;

  • гибкости (маневрирования);

  • минимизации финансовых издержек;

  • рациональности;

  • финансовой устойчивости.

Естественно, что реализация этих принципов должна осуществляться при разработке финансовой стратегии и организации системы управления фи­нансами конкретного предприятия. При этом необходимо учитывать:

  • сферу деятельности (материальное производство, непроизводственная сфера);

  • отраслевую принадлежность (промышленность, транспорт, строительст­во, сельское хозяйство, торговля и т.д.);

  • виды (направления) деятельности (экспорт, импорт);

  • организационно-правовые формы предпринимательской деятельности.

Схема разработки финансовой стратегии предприятия представлена на рис. 1.

Разработке финансовой стратегии предприятия предшествует анализ фи­нансового состояния предприятия.

Предложения к формированию финансовой стратегии предприятия разра­батываются по объектам и составляющим генеральной финансовой страте­гии в нескольких вариантах (не менее трех) с обязательной количественной оценкой предложений и оценкой их влияния на структуру баланса предпри­ятия.

Особое внимание при разработке финансовой стратегии уделяется полно­те выявления денежных доходов, мобилизации внутренних ресурсов, макси­мальному снижению себестоимости продукции, правильному распределению и использованию прибыли, определению потребности в оборотных средст­вах, рациональному использованию капитала предприятия. Финансовая стратегия разрабатывается с учетом риска неплатежей, скачков инфляции и других форс-мажорных (непредвиденных) обстоятельств. Она должна соот­ветствовать производственным задачам и при необходимости корректиро­ваться и изменяться. Контроль за реализацией финансовой стратегии обеспечивает проверку поступлений доходов, экономное и рациональное их ис­пользование, так как хорошо налаженный финансовый контроль помогает выявлять внутренние резервы, повышать рентабельность хозяйства, увели­чивая денежные накопления.

Важной частью финансовой стратегии является разработка внутренних нормативов (с помощью которых определяются, например, направления распределения прибыли), успешно используемых в практике зарубежных компаний.

Таким образом, успех финансовой стратегии предприятия гарантируется при взаимоуравновешивании теории и практики финансовой стратегии; при соответствии финансовых стратегических целей реальным экономическим и финансовым возможностям через жесткую централизацию финансового стратегического руководства и гибкость его методов по мере изменения фи­нансово-экономической ситуации.


Анализ финансового состояния

Финансовый анализ на предприятии состоит из собственно анализа (от греческого «analysis») - логических приемов определения понятия финансов предприятия, когда это понятие разлагают по признакам на составные части, чтобы таким образом сделать познание его ясным в полном его объеме, син­теза (от греческого «synthesis») - соединения ранее разложенных элементов изучаемого объекта в единое целое и выработки мер по улучшению финан­сового состояния предприятия.

По субъектам проведения финансовый анализ разделяется на внешний и внутренний. Внешний финансовый анализ проводится сторонними организа­циями, как правило, аудиторскими фирмами. С одной стороны внешний ана­лиз менее детализирован и более формализован, с другой более объективен и проводится более квалифицированными специалистами. Информационная база внутреннего финансового анализа гораздо шире, что позволяет учиты­вать всю внутреннюю информацию, недоступную для внешних аналитиков, но с другой стороны внутренний анализ более субъективен. В настоящее время он осуществляется работниками предприятия, чаще всего не подго­товленными для этой работы. На самом деле основными исполнителями финансового анализа на предприятии должны быть финансовые менеджеры.


Оптимизация основных и оборотных средств

Основные средства представляют собой стоимостную оценку основных производственных фондов - совокупности материально-вещественных цен­ностей, используемых в качестве средств труда и действующих в натураль­ной форме в течение длительного времени как в сфере материального про­изводства, так и в непроизводственной сфере. Это здания, сооружения, пе­редаточные устройства, рабочие и силовые машины и оборудование, изме­рительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный ин­вентарь и принадлежности, рабочий и продуктовый скот, многолетние наса­ждения, внутрихозяйственные дороги и прочие основные средства. К основ­ным средствам относятся также капитальные вложения на улучшение зе­мель (мелиоративные, осушительные, ирригационные и другие работы) и в арендованные здания, сооружения, оборудование и другие объекты. Капи­тальные вложения в многолетние насаждения, улучшение земель включают­ся в состав основных средств ежегодно в сумме затрат, относящихся к при­нятым в эксплуатацию площадям независимо от окончания всего комплекса работ.

В составе основных средств учитываются находящиеся в собственности организации земельные участки, объекты природопользования: вода, недра и другие природные ресурсы.

Основные средства отражаются в бухгалтерском учете и отчетности по первоначальной стоимости, т.е. по фактическим затратам их приобретения, сооружения и изготовления. Изменение первоначальной стоимости основных средств допускается в случаях достройки, дооборудования, реконструкции и частичной ликвидации соответствующих объектов.

Стоимость основных средств организации погашается путем начисления износа - амортизационной стоимости - и списания на издержки производ­ства или обращения в течение нормативного срока их полезного использова­ния по нормам, утвержденным в установленном законодательством порядке, за исключением земельных участков, объектов природопользования и других объектов, относящихся к основным средствам, по которым порядок начисле­ния износа устанавливается отдельными нормативными актами. Накоплен­ный стоимостный износ (амортизированная стоимость) основных средств от­ражается в учете и отчетности отдельно.

Оценка основных средств может быть по первоначальной, или инвентар­ной, восстановительной, или приведенной, остаточной, рыночной, или оце­ночной, ликвидационной стоимости.

Основные средства включают активную и пассивную части, которые игра­ют различную роль в воспроизводственном процессе, и их соотношение за­висит от отрасли и вида деятельности предприятия.

Сравнение структуры основных средств в предприятиях одной отрасли позволяет судить о технической оснащенности и условиях производства.

В процессе финансирования и кредитования предпринимательской дея­тельности большое значение имеет состав оборотных средств предприятий. Это:

- запасы товарно-материальных ценностей;

- дебиторская задолженность;

- краткосрочные финансовые вложения;

- денежные средства.


Оптимизация распределения прибыли

Прибыль - это денежное выражение основной части денежных накопле­ний, создаваемых предприятиями любой формы собственности.

ФИНАНСОВАЯ СТРАТЕГИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ








Анализ финан-сового состояния

Оптими-зация основных и оборот-ных средств

Оптими-зация распре-деления прибыли


Ценовая политика

Оптими-зация безна-личных расчетов

Внешне-экономи-ческая деятель-ность


Политика в области ценных бумаг


Налоговая политика








Доходы и поступления

Расходы и отчисления средств

Взаимоотно-шения с бюджетом

Кредитные взаимоотно-шения



Рис. 1. Схема разработки финансовой стратегии

Как эконо­мическая категория прибыль характеризует финансовый результат предпринима­тельской деятельности предприятия. Она является показателем, наи­более полно отражающим эффективность производства, объем и качество производимой продукции, состояние производительности труда, уровень се­бестоимости. Вместе с тем прибыль оказывает стимулирующее воздействие на укрепление коммерческого расчета, интенсификацию производства при любой форме собственности.

Прибыль - один из основных финансовых показателей плана и оценки хо­зяйственной деятельности предприятий. За счет прибыли осуществляются финансовые мероприятия по научно-техническому и социально-экономическому развитию предприятий, увеличение фонда оплаты труда их работников,

Она является не только источником обеспечения внутрихозяйственных по­требностей предприятий, но приобретает все большее значение в формиро­вании бюджетных ресурсов, внебюджетных и благотворительных фондов.

Распределение и использование прибыли являются важным хозяйствен­ным процессом, обеспечивающим покрытие потребностей предпринимате­лей и формирование доходов государства.

Механизм распределения прибыли должен быть построен таким образом, чтобы всемерно способствовать повышению эффективности производства, стимулировать развитие новых форм хозяйствования.

В зависимости от объективных условий общественного производства на различных этапах развития российской экономики система распределения прибыли менялась и совершенствовалась. Одной из важнейших проблем распределения прибыли как до перехода на рыночные отношения, так и в условиях их развития является оптимальное соотношение доли прибыли, ак­кумулируемой в доходах бюджета и распоряжении хозяйствующих субъек­тов.

Предприятие вправе решать на какие цели и в каких размерах направлять прибыль, оставшуюся после уплаты налогов в бюджет и других обязатель­ных платежей и отчислений,

Таким образом, возникает необходимость в четкой системе распределе­ния прибыли прежде всего на стадии, предшествующей образованию чистой прибыли, т.е. прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.

В процессе распределения чистой прибыли предприятие вправе само­стоятельно определить способ распределения прибыли.

Распределение чистой прибыли может быть осуществлено посредством образования специальных фондов: фонда накопления, фонда потребления и резервного фонда либо непосредственным её распределением по отдель­ным направлениям. В первом случае предприятие должно составить сметы расходования фондов потребления и накопления в виде дополнения к фи­нансовому плану. Во втором случае распределение прибыли отражается не­посредственно в финансовом плане.


Налоговая политика

При разработке наиболее выгодного для фирмы варианта рационализа­ции налогообложения целесообразно в полной мере учитывать необходи­мость адаптации к непостоянству законодательства и регламентирующих до­кументов, а также учета ужесточения налогового контроля. Оптимизация на­логообложения может быть определена как сравнение различных вариан­тов деловой активности и использование ресурсов в целях определения наиболее низкого уровня возникающих налоговых обязательств.

Налоговая оптимизация основывается на изучении действующих законов и инструкций и на разъяснениях налоговых законов, а также на анализе нало­говой политики, проводимой правительством.

Процесс налоговой оптимизации обычно проходит ряд этапов.

Первый - определение наиболее выгодного с налоговой точки зрения мес­та нахождения организации, ее руководящих органов, основных производст­венных и коммерческих подразделений и т.п.

Второй этап - выбор правовой формы организации, ее структуры с уче­том специфики деятельности.

Третий этап - наиболее эффективное использование возможностей на­логового законодательства, налоговых льгот при оценке облагаемого дохода и исчисления налоговых обязательств.

Четвертый этап - выявление путей самого разумного использования оборотных средств, размещения полученной прибыли и других накоплений, определение оптимальных форм и методов самой рационализации.

Главная цель налоговой рационализации - расчет вариантов прямых и косвенных налогов, налогов с оборота по результатам деятельности приме­нительно к конкретной сделке в зависимости от различных правовых форм ее реализации.

Здесь следует учитывать, что речь идет не о минимально возможном уровне налогообложения, а о разработке системы сбалансированных нало­говых отчислений.


Политика в области ценных бумаг

Совокупность инвестиций предприятий в ценные бумаги образует порт­фель ценных бумаг или инвестиционный портфель.

Арсенал методов формирования портфеля достаточно обширен; наи­большим авторитетом в настоящее время пользуется теория инвестиционно­го портфеля Уильяма Шарпа и Гарри Марковица. Основные принципы, изло­женные в этой теории, следующие.

Во-первых, успех инвестиций в основном зависит от правильного распре­деления средств по типам активов. Проведённые западными специалистами эксперименты показали, что прибыль определяется:

  • на 94% выбором типа используемых инвестиционных инструментов (ак­ции крупных компаний, краткосрочные казначейские векселя, долгосроч­ные облигации и др.);

  • на 4% выбором конкретных ценных бумаг заданного типа;

  • на 2% оценкой момента закупки ценных бумаг.

Данный феномен объясняется тем, что бумаги одного типа сильно корре­лируют, т.е. если какая-то отрасль испытывает спад, то убыток инвестора не очень зависит от того, преобладают в его портфеле бумаги той или иной компании.

Во-вторых, риск инвестиций в определённый тип ценных бумаг определя­ется вероятностью отклонения прибыли от ожидаемого значения. Прогнози­руемое значение прибыли можно определить на основе обработки статисти­ческих данных о динамике прибыли от инвестиций в эти бумаги в прошлом, а риск - как среднеквадратическое отклонение от ожидаемой прибыли.

В-третьих, ожидаемая доходность