Главная              Рефераты - Коммерция

Размещение железнодорожного транспорта Украины - реферат

Приложение 1


Таблица №1


Основные показатели транспортной системы Украины за 1997 год1



Виды транспорта

Показатели

Ж.д.

Авто-моб.

Реч-ной

Мор-ской

Трубо-провод

Авиа-цион.

Эксплуатационная длина путей сообщения, тыс.км:

Общего пользования

Ведомственного


50,8

22,8

28,0


172,6



3,2



-



43,0


-

Объем перевозок:2


Грузов, млрд.т-км 159,8 9,3 5,5 30,0 181,3 0,0
Грузов, млн.т 293,5 445,5 8,6 10,2 226,1 0,0
Пассажиров, млрд. пас-км 54,4 27,4 0,0 0,1 - 2,5
Пассажиров, млн. чел. 498,7 2511,6 2,4 4,3 - 1,5
Индексы объема отправки грузов, в %
1996/1995 29 27 14 25 97 6
1997/1996 99,1 108,3 110,6 79,1 92,0 78,7
Индексы объема отправки пассажиров транспортом общего пользования, в %
1996/1995 77 41 11 18 - 15
1997/1996 92,6 87,3 88,8 85,5 - 86,7
Среднее расстояние пере-возки 1 пассажира, в км 110 10 16 67 - 1691

Продолжение приложения 1


Таблица №2

Работа, выполняемая транспортом Украины за 1 день.

Объем работы за 1 день

1985

1990

1995

1996

1997

Отправлено железнодорожным транспортом общего пользования:
Грузов, млн.т. 2,8 2,7 1,0 0,8 0,8
Пассажиров, млн. 1,8 1,8 1,6 1,5 1,4
Морским:
Грузов, тыс.т. 154,8 145,9 57,5 38,4 27,4
Пассажиров, тыс. 78,5 71,9 22 14 11
Речным:
Грузов, тыс.т. 155,3 180,1 35,6 21,9 21,9
Пассажиров, тыс. 65,3

52,3

11 8,2 5,5
Автомобильным:
Грузов, млн.т. 13,0 13,4 5,0 3,4 3,3
Пассажиров, млн. 22,1 22,8 9,5 9,1 6,9
Трубопроводным, млн.т. 0,7 0,8 0,7 0,7 0,6
Отправлено пассажиров авиационным транспортом общего пользования, тыс.

34,6


40,6


5,5


5,5


2,7


Таблица №3

Сравнительная характеристика работы железных дорог Украины и железных дорог некоторых стран Европы за 1993 год.

Наименование страны

Длина жд линий, тыс. км.

Грузообо-рот,

млрд,т-км.

Пассажи-рооборт, млрд. пас-саж-км.

Перевоз-ки грузов на 1 жит. т-км.

Украина 23 246,3 75,8 9710

Великобритания

Уд. вес по отнош. к Украине

16,6

73,1

17,3

7,0

32,1

42,3

269

2,8

Италия

Уд. вес по отнош. к Украине

13,9

6,2

19,3

7,8

46,4

61,2

389

4,0

Франция

Уд. вес по отнош. к Украине

34,6

152,4

50,6

20,5

62,1

81,9

971

10,0

Германия

Уд. вес по отнош. к Украине

30,5

134,3

62,0

25,2

45,6

60,1

1240

12,8

Все названные заруб. страны

Уд. вес по отнош. к Украине

95,3

в 4,2 раза

149,2

60,5

186,2

в 2,4 раза

2869

29,5

Продолжение приложения 1


Таблица №4


Грузооборот всех видов транспорта общего пользования в Украине.

(млрд. т-км)


Год

Все виды

Жд

Мор-ской

Реч-ной

Авто-моб.

Воздуш-ный

Трубо-провод.

1940 79,0 71,9 4,3 1,1 1,7 0,0 0,0
1950 97,4 85,0 7,7 1,1 3,6 0,0 0,0
1960 269,0 216,4 30,7 4,1 17,7 0,0 0,1
1965 410,4

292,8

80,1 4,5 27,4 0,1 5,5
1970 611,6 380,2 172,3 6,1 41,6 0,2 11,2
1975 743,2 458,9 192,7 8,9 58,6 0,2 23,9
1980 774,0 469,6 168,8 10,7 70,1 0,2 54,6
1985 985,6 497,9 248,3 12,2 71,8 0,2 155,2
1989 920,9 497,3 281,4 11,9 76,5 0,1 53,1
1990 1039,3 474,0 265,6 11,9 79,7 0,1 208,0
1995 544,0 195,8 123,1 5,7 34,5 0,0 184,9
1996 450,3 163,4 62,4 5,9 22,2 0,0 196,4
1997 402,3 160,4 31,2 5,5 20,4 0,0 184,8

Продолжение приложения 1


Таблица №5

Индексы объема перевозки грузов и пассажиров за видами транспорта.

(в процентах, %)


1985=100

1990=100

1997 к


1990

1995

1996

1997

1995

1996

1997

1996

Грузоперевозки
Все 103 40 30 29 39 29 28 97
Жд 95 35 29 29 37

30

30 99
Мор. 94 37 25 18 39 27 20 73
Реч. 116 23 14 15 20 12 113 111
Авт. 104 38 27 26 37 26 25 96
Авиац. 61 7 6 5 11 10 8 78
Труб. 117 97 97 93 83 83 80 96
Пассажироперевозки
Все 110 50 50 53 46 45 48 106
Жд 96 83 77 72 86 81 75 93
Мор. 92 27 18 15 30 19 16 85
Реч. 80 15 11 10 19 14 13 89
Авт. 103 43 41 31 42 40 30 76
Авиац. 118 15 14 12 13 12 10 86
Трамв. 120 49 47 76 41 39 63 161
Трол. 131 55 64 96 42 49 73 150
Метро 113 93 89 84 83 79 75 95

Таблица №6

Отправление грузов за видами транспорта.

(млн.т.)


1985

1990

1995

1996

1997

Все виды 6118 6286 2456 1818 1757
В том числе:
Жд 1024 274 360 296 293
Морской 56 53 21 14 10
Речной 57 66 13 8 9
Автомоб. 4727 4897 1816 1254 1208
Авиацион. 0,3 0,2 0,0 0,0 0,0
Трубопров. 254 296 246 246 237

Продолжение приложения 1


Таблица №7

Отправление пассажиров за видами транспорта общего пользования.

(млн.чел.)


1985

1990

1995

1996

1997

Все виды

13588

14977

6816 6767

7182

В том числе:
Жд 661 657 577 538 501
Морской 29 26 8 5 4
Речной 24 19 4 3 2
Авиацион. 13 15 2 2 1
Автомобильный
Автобусы 8077 8331 3483 3305 2512
Троллейбус. 2477 3232 1359 1590 2388
Трамвайный 1670 2007 822 788 1266
Метро 603 678 561 536 508

Таблица №8

Пассажирооборот железнодорожного транспорта общего пользования.

(млрд. пассажиро-км.)


1980

1985

1990

1995

1996

1997

Все виды 185,5 200,7 222,5 120,2 116,1 111,3
Из них:
Жд 60,1 67,0 67,0 63,8 59,1 54,5
Метро 2,9 5,1 4,4 3,6 3,5 3,3

Таблица №9

Длина железнодорожных путей сообщения.

(тыс. км.)


1980

1985

1990

1995

1996

1997

Эксплуатационная длина жд путей общего пользования 22,6 22,7 22,8 22,8 22,8 22,8
Развернутая длина жд путей предприятий и организаций 24,8 26,3 27,3 28,1 28,0 28,2

Метрополитенные пути общего пользования (в двух-колейном исчислении), км

43,5 56,7 62,4 85,9 89,0 89,0

Продолжение приложения 1


Таблица №10


Отправка отдельных грузов железнодорожным транспортом общего пользования.

(млн.т.)



1980

1985

1990

1995

1996

1997

Все грузы 981 1024 974 360 296 293
Каменный уголь 247 247 217 102 83 85
КОКС 21 17 19 8 8 7
Минеральные строительные материалы 213 223 211 87 56 59
Руда 132 128 116 50 48 52
Нефтяные грузы 53 54 52 20 16 15
Черные металлы 69 75 70 24 24 26
Лесные грузы 5 6 5 3 2 2

Зерно и продукты перемола

27 35 36 16 12 8
Цемент 18 19 19 6 4 4
Минеральные удобрения 16 19 16 5 5 5
Другие грузы 180 201 213 39 38 30

Продолжение приложения 1


Таблица №11


Плотность железных и автомобильных дорог с твердым покрытием общего пользования по областям Украины на 1 января 1990г..



Приходится на 1000 км.кв. тер-ритории, км.

Области

Железнодорож-ные линий

Автомобильных дорог с твердым покрытием

Украина 37,7 256,3
Автономная Республика Крым 29,9 246,7
Винницкая 47,6 320,4
Волынская 30,7 248,1
Днепропетровская 49,5 262,7
Донецкая 62,5 302,0
Житомирская 37,6 258,3
Закарпатская 49,6 267,1
Запорожская 36,5 233,9
Ивано-Франковская 34,5 318,7
Киевская 30,5 270,4
Кировоградская 36,5 221,5
Луганская 45,0 203,5
Львовская 60,0 350,2
Николаевская 30,6 112,2
Одесская 34,6 225,3
Полтавская 29,6 270,5
Ровенская 29,2 232,3

Сумская

34,6 234,8
Тернопольская 41,6 364,7
Харьковская 48,5 253,4
Херсонская 16,1 176,8
Хмельницкая 35,9 326,4
Черкасская 31,2 271,8
Черновецкая 57,0 364,4
Черниговская 28,0 196,0

1 Статистичний бюлетень за 1997 рік. Государственный комитет статистики Украины.-К., 1998, с.115.


2 Здесь и в следующих таблицах отражена работа грузового железнодорожного транспорта общего пользования.



Приложение 2


Схема железнодорожных магистралей Украины.

Рис. 1

Продолжение приложения 2


Схема Донецкой железной дороги.

Рис. 2

Продолжение приложения 2


Схема Приднепровской железной дороги.

Рис. 3

Продолжение приложения 2


Схема Южной железной дороги.

Рис. 4

Продолжение приложения 2


Схема Юго-Западной железной дороги.

Рис. 5

Продолжение приложения 2


Схема Львовской железной дороги.

Рис. 6

Продолжение приложения 2


Схема Одесской железной дороги.

Рис. 7



Министерство образования Украины

ВУГУ


Кафедра экономики предприятия.


Дисциплина: “Размещение производственных сил”.


Размещение железнодорожного

транспорта Украины.


КУРСОВАЯ РАБОТА


Выполнил: студент Коробко В.В.

группа Нз-271


Руководитель, доцент: Максимова

Татьяна Семеновна.


Луганск, 1998г.

Реферат.


Курсовая работа: страниц – 37, таблиц – 11, картосхем – 7, использованных источников – 18.


Железнодорожный транспорт, транспортная система, железные дороги, экономические связи, классификация, виды перевозок, схема, железнодорожные связи, магистрали, метрополитены, грузопотоки, пассажирооборот, проблемы развития, проблемы, география, эксплуатирована, транспортный поток, территория, дорога, обслуживает, станции, грузы, отправляются, грузооборот, внутридорожный грузооборот, экспортные грузы, железнодорожный узел, состав, пригородные, перевозки, пассажиры, вагоны, поезда, направление, промышленный узел, линия, сеть, транзит, эксплуатационная длина, электрическая тяга, электрифицированные железные дороги.


В курсовой работе рассмотрена структура размещения железнодорожного транспорта Украины. Дана характеристика основных железнодорожных магистралей и транспортно-экономических связей. Уделено внимание проблемам развития железнодорожного транспорта в условиях перехода к рынку.


Содержание.


Введение.

  1. Роль железнодорожного транспорта в единой транспортной системе Украины.

  2. Из истории возникновения и развития железных дорог Украины.

  3. Классификация транспортно-экономических связей и виды перевозок.

  4. Современная схема железнодорожных связей.

  5. География основных железнодорожных магистралей.

5.1. Донецкая железная дорога.

    1. Приднепровская железная дорога.

    2. Южная железная дорога.

    3. Юго-Западная железная дорога.

    4. Львовская железная дорога.

    5. Одесская железная дорога.

  1. Подземные магистрали-метрополитены – разновидность железнодорожного транспорта.

  2. Основные грузопотоки. Пассажирооборот.

  3. Проблемы развития железнодорожного транспорта в условиях перехода к рынку. Экологические проблемы.

Заключение.

Список литературы.

Приложение 1.

Приложение 2.


3


4


6


8

11


13

13

16

19

21

23

25


27

29


32

36

37


Введение.


Транспорт (от латинского transporto – переношу, перемещаю) вслед за добывающей промышленностью, земледелием и обрабатывающей промышленностью является сферой материального производства. В отличие от других отраслей промышленности транспорт не производит новых продуктов. Продукцией транспорта является само перемещение, сама перевозка пассажиров и грузов.

В широком смысле слова современный транспорт – это крупный и сложный комплекс народного хозяйства, в рамках которого действуют как самостоятельные отрасли различные виды так называемого магистрального транспорта, а также городской и промышленный транспорт. Несмотря на административно-хозяйственную самостоятельность, все виды транспорта находятся в известной взаимозависимости и оказывают существенное влияние как на перевозочный процесс, так и на конечные технико-экономические результаты деятельности.

Слаженность, взаимодействие всех видов транспорта позволяет говорить о единой транспортной системе Украины, которая выступает в качестве одной из базовых отраслей народного хозяйства, способствующей объединению всех экономических районов страны в единый хозяйственный комплекс и комплексному развитию каждого экономического района. От степени развития и эффективности работы транспорта зависит бесперебойность взаимодействия всех отраслей народного хозяйства и предприятий, своевременность межотраслевых и межрайонных поставок разнообразной продукции.(Прил.1, табл. 1,2)

В современных рыночных условиях к транспортной системе Украины предъявляются высокие требования в отношении качества, регулярности и надежности транспортных связей, сохранности грузов и безопасности перевозки пассажиров, сроков и стоимости доставки. В соответствии с этим состояние транспортной коммуникаций страны должно отвечать требованиям европейской интеграции.


1. Роль железнодорожного транспорта в единой транспортной системе Украины.


Единая транспортная система Украины включает в себя следующие виды транспорта: сухопутный (железнодорожный, автомобильный, трубопроводный); водный (морской, внутренний водный); воздушный.

Все виды транспорта развиваются. Одни из них играют важную роль в международных экономических и пассажирских связях (морской, воздушный), другие обслуживают в основном внутренние связи.

Наиболее развитый в Украине железнодорожный транспорт. Он играет решающую роль в единой транспортной системе страны, значительно влияя на экономические связи между производителями и потребителями продукции, областями и экономическими районами Украины, с зарубежными странами.


Ж елезнодорожный транспорт – вид транспорта, осуществляю-щий перевозки грузов и пассажиров по рельсовым путям. Он в силу своей надежности, регулярности, возможности перевозки грузов и пассажиров независимо от времени года и погодных условий, малой степени воздействия на окружающую среду (по сравнению с другими видами транспорта), небольшой энергоемкости перевозочной работы (потребление энергии на железнодорожном транспорте в 6 раз меньше, чем в авиации, и в 3 раза меньше, чем на автотранспорте) широко используется как во внутренних, так и в международных связях.


Железнодорожный транспорт Украины по общей длине путей (23тыс.км.) занимает четвертое место в мире (после США, России, Канады). По грузообороту он выполняет основные объемы перевозок – 40-50% (даже в год наибольшего спада – 1997 – свыше 40%), а по пассажирообороту является неоспоримым лидером - на него приходится 50-70% общего объема перевозок. Перевозочная работа, осуществляемая на железных дорогах Украины, почти равна объему, выполняемому железными дорогами стран ЕС вмести взятыми.(Прил.1, табл.3). Из данных таблицы видно, что развернутая длина железнодорожных линий указанных европейских стран превышает существующую в Украине в 4.2 раза, уровень перевозок грузов на одного жителя в Украине в 3.3 раза выше их суммарного значения по данным странам. Это говорит о более высокой грузонапряженности и интенсивности железных дорог Украины по сравнению с европейскими. Роль железнодорожного транспорта в системе транспортных коммуникаций Украины усиливается и тем, что через территорию государства пролегают основные транспортные трансевропейские коридоры: Восток-Запад, Балтика-Черное море. В частности, трансевропейская железнодорожная магистраль Е-30, берущая начало в Берлине, пересекает Украину по маршруту Мостиска-Львов-Киев и идет дальше до Москвы. Она же на территории Польши пересекается со скоростными магистралями Е-59 и Е-65, и создает возможность скоростного железнодорожного сообщения почти между всеми государствами Европы.

С вхождением Украины в европейское экономическое простран-ство с увеличением в связи с этим объемов грузовых и пассажирских перевозок, значение железнодорожного транспорта возрастает.

Железнодорожные пути сообщения вместе с другими видами транспорта образуют территориальные соединения путей, технических средств и служб перевозок, включающие все виды взаимодействую-щего транспорта. В транспортной системе Украины железнодорожный транспорт тесно взаимодействует с автомобильным транспортом (с трассой Харьков-Ростов на Дону, шоссе Харьков-Севастополь и др.), речным (с портами на Днепре, Десне, Дунае), морским (в портах Одесса, Николаев, Херсон) и другими видами транспорта. Скоординованность действий всех видов транспорта обеспечивает эффективные блоковые, смешанные связи, в которых растет роль контейнерных перевозок как самого прогрессивного способа доставки продукции.


2. Из истории возникновения и развития железных дорог Украины.


Современная конфигурация железнодорожной сети Украины сформулировалась в основном еще до Первой мировой войны, перед которой протяженность железнодорожных магистралей (без Западной Украины) составляла 156 тыс.км. На территории Украины первая железная дорога Львов-Перемишль была постоена в 1861 году. В 1865г. появилась железная дорога Балта-Одесса, которую на протяженни 1868-1870 годов было продлено до Москвы (через Кременчуг и Киев).


И сторическая справка.

Впервые же в мире железные дороги появились в начале ХIХ века в связи развитием крупной промышленности. 27 сентября 1825 года в Англии было открыто движение на первой железной дороге общего пользования на линии Стоктон-Дарлингтон длиной 56 км. В 1832 году во Франции появилась первая железная дорога между Лионом и Сент-Этьеном длиной 58 км., а в 1837 году – в России (Петербург -Царское Село-Павловск).


В конце ХIХ – начале ХХ столетия в Прикарпатье, Карпатах и Закарпатье была сооружена сеть узкоколейных железнодорожных линий, пролегающих в основном от значительных лесных массивов до центров переработки леса.

В годы Советсвкой власти развитие железной дороги на Украине получило новый импульс. В 40-ые (довоенные) годы основной объем строительства новых железных дорог и коренная реконструкция действующих магистралей сосредоточилась в первую очередь в напрвлениях Донбасс-Центр СССР и Донбасс-Криворожье, Киев-Львов-Чоп с выходом на Москву и некоторых других. Большой объем перевозок донецкого угля на север требовал улучшения транспортных условий. И в 1937 году было завершено сооружение и реконструкцию железнодорожной ветки Донбасс-Москва общей длиной почти 1200 км. в том числе на новом участке Несвитай-Валуйки (380 км.). Проложены и другие (кое-где третьи) пути, реконструировано земельное полотно, улучшен профиль и уменьшена кривизна поворотов. Построена также железная дорога Херсон-Харьков.

В полсевоенный период темпы строительства новых железнодорожных путей уменьшились, было проложено только 5 тыс. км., более того, некоторые магистрали (например, Львов-Бережаны-Потутори и др.), а также значительная часть лесовозных железных дорог прекратила свое существование.

В советские годы начался ускоренный перевод железнодорожного транспорта Украины на прогрессивные методы тяги-электоровозную и тепловозную. С 1957 года выпуск паровозов в стране прекратился.

В 1960 году в Украине появилась новая разновидность магистрального железнодорожного транспорта – метрополитен. В Киеве в конце 1960 года была сдана в эксплуатацию первая очередь метро – чрезвычайно сложного инженерного комплекса. Позже, 23 августа 1975 года, на территории Украины начал действовать второй метрополитен – в городе Харькове.

В 70-ых и 80-ых годах построена железная дорога Полтава-Киев-Брест, Курск-Харьков-Ростов, развернулось строительство железных дорог в Донбассе, Приднепровье, Криворожье, что способствовало развитию промышленности в этих районах. В 1987 году эксплуатационная длина железных дорог уже составляла 22.7 тыс. км. (в 1913 году – 15.6 тыс. км.). Эксплуатационная длина железных дорог СССР – 146.1 тыс. км.


И сторическая