Главная              Рефераты - Коммерция

Производство ликёро-водочной продукции - реферат

5.1. Краткая характеристика предприятия как источника загрязнения природной среды. Платежи за пользование природными ресурсами


ЛВЗ «Глазовский» как и любое промышленное предприятие оказывает негативное воздействие на окружающую природную среду.

На предприятии главным ответственным лицом за охрану окружающей природной среды является главный инженер. ЛВЗ «Глазовский» загрязняет окружающую среду различными способами: выбросы вредных веществ в атмосферу от передвижных источников, от стационарных источников, сбросы вредных веществ в водные объекты и на рельеф местности, разнообразные твердые отходы (автопокрышки, металлолом, обработанные масла, древесные отходы, целлофан и др.).

Деятельность предприятия сопровождается образованием отходов производства и быта, включающих в себя выбросы загрязняющих веществ от передвижных и стационарных источников, первое из которых представляет собой транспортные средства, используемые для доставки товаров в фирменные магазины завода «Глазовский» и твердые отходы: перегоревшие люминесцентные лампы, металлолом, бытовые отходы, обработанные автопокрышки, целлофан, обработанные масла.

Люминесцентные лампы при перегорании в бытовых и производственных помещениях отвозят в город Ижевск для утилизации.

Бытовые отходы (металлолом, автопокрышки, целлофан), образующиеся в процессе хозяйственно-бытовой деятельности предприятия, складируются в закрытые металлические контейнера и затем вывозятся на свалку «спецавтохозяйства» по талонам.

Плата за пользование природными ресурсами выступает в виде земельного налога и платы за воду. Надо отметить, что именно земле отводится главная роль при любом виде деятельности.

ЛВЗ «Глазовский» занимает площадь 3,0 га и вместо земельного налога платит арендную плату, так как он не является собственником земля.

Предприятие пользуется услугами МП «Водоканалом» для производственных и непроизводственных целей. Плата за пользование водой начисляется на основе показателей водомеров, по установленным ставкам платы (в 2000г. – 6,19 рублей за 1 м3) .

Рост арендной платы за землю в течение 1996-2000 г.г., темпы увеличения которой составили 40% в 2000 году по сравнению с 1996 годом, обусловлено тем, что предприятие расширило сеть своих магазинов по реализации продукции, расположенных на арендной земле, а увеличение платежей за воду в 2000 году на 30% по сравнению с 1996 годом связано с увеличением ее потребления для технологических нужд при производстве вино-водочной продукции, объемы выпуска которой возросли в 1,2 раза (табл. 16).


Таблица 16

Удельный вес платежей за пользование природными ресурсами в составе себестоимости продукции


Показатели

1996г.

1997г.

1998г.

1999г.

2000г.

2000г.

к 1996г.

Арендная плата за землю, тыс.руб.

15,8


17,9


18,6


19,3


22,1


1,4

Плата за воду, тыс.руб

64,6


69,4


71,3


73,2


86,4


1,3

Общая сумма платежей, тыс.руб

80,4


87,3


89,9


92,5


108,5


1,4

Себестоимость продукции, тыс.руб.

51453


59873


68285


83843


85454


1,7

Удельный вес в себестоимости, %

0,2


0,2


0,2


0,1


0,1


0,5


Платежи за пользование указанными выше природными ресурсами входят в состав себестоимости продукции в размере 0,1% (2000 год), на основе чего можно сделать вывод о незначительном их влиянии на результаты деятельности предприятия (табл. 16).


5.2. Платежи за загрязнение окружающей природной среды


Загрязнение атмосферы способствует появлению у человека аллергии, злокачественных опухолей, лейкоза, анемии, сердечно-сосудистых заболеваний и др.

По исследованию ученых около 60% загрязнения атмосферы приходится на автотранспорт.

Взимание платы предусматривается по нормативам предприятия за:

  • выбросы в атмосферу от передвижных и стационарных источников;

  • сбросы в канализацию;

  • размещение твердых отходов.

Плата за выбросы в атмосферу от передвижных источников определяется в зависимости от использования передвижным источником вида топлива, как произведение соответствующих нормативов платы на количество израсходованного топлива. Нормативы платы устанавливаются за 1 тонну израсходованного горючего и дифференцированы по маркам топлива:

  • бензин АИ 93 (неэтилированный) 0,01 руб/т;

  • бензин А 76 (неэтилированный) 0,01 руб/т;

  • дизельное топливо 0,02 руб/т.

Определенный таким образом размер платы затем корректируется с помощью коэффициентов.

Размер платы за сброс в канализацию зависит от концентрации в воде загрязняющих веществ. Для ее определения, лаборатория ежеквартально проводит анализ сточных вод, где определяется концентрация загрязняющих веществ. На основе квартальных анализов определяются среднегодовые результаты, а собственно, на основании их определяется размер платы. Если концентрация загрязняющих веществ превышает лимиты, то норматив платы увеличивается в 25 раз (что не наблюдается на протяжении последних 5 лет).

На предприятии зарегистрировано 7 организованных источников выбросов в атмосферу.

Наибольшую долю в выбросах составляет аммиак – 0,9 т/год, оксид углерода – 0,5 т/год, диоксид азота – 0,2 т/год, взвешенные вещества – 0,06 т/год. Платежи за выбросы от стационарных источников осуществляются в зависимости от ставки платы по каждому загрязняющему веществу и количество выбросов этого вещества, а также происходит корректировка на ряд коэффициентов.

Лимиты размещения отходов устанавливает государственный комитет по охране окружающей среды Удмуртской республики. Такое разрешение выдается на год. За размещение отходов установлены нормативы платы за 1 т., дифференцированные по классам отходов (первые 4 класса – опасные отходы, 5 и 6- неопасные отходы), которые наблюдаются от 115 руб. до 14000 руб. за 1 т., данный норматив платы увеличивается от экологической ситуации (1,5).

Наиболее распространенными отходами ЛВЗ «Глазовский» являются: бытовой мусор – 950 м3 /год, металлолом и обработанные масла – по 2 т/год, обработанные шины – 0,5 т/год, древесные отходы – 20 м3/год.

Увеличение объемов производства продукции способствовало увеличению сбросов вредных веществ в водные объекты и выбросов в атмосферу, что повлекло за собой рост платежей по каждой статье на 35% в 2000 году по сравнению с 1996 годом, а также увеличением объемов хозяйственной и производственной деятельности предприятия привело к возрастанию количества размещаемых отходов, а значит и платы за их размещение на 35%.

Увеличение парка автомашин привело к увеличению выбросов в атмосферу вредных веществ и плате в 2000 году составило 3404 руб., что на 30% выше уровня 1996 года. В целом же общая сумма платежей за загрязнение окружающей среды увеличилась на 35%. Удельный вес в 2000 году составил 0,02%, что говорит о незначительности их влияния на результаты деятельности предприятия (табл. 17).


Таблица 17

Удельный вес платежей за загрязнение окружающей среды в составе себестоимости продукции


Показатели

1996г.

1997г.

1998г.

1999г.

2000г.

2000г.

к 1996г.

Плата за загрязнение атмосферы от передвижных источников, руб 2525 2772 2611 3419

3404

1,3
Плата за загрязнение атмосферы от стационарных источников,руб 1634 1793 1680 2212 2203 1,3
Плата за загрязнение в водных объектах, руб 5793 6359 5990 7844 7809 1,3
За размещение отходов, руб 4900 5380 5069 6637 6608 1,3
Общая сумма платежей, руб. 14851 16304 15360 20112 20025 1,3
Удельный вес в себестоимости 0,03 0,03 0,02 0,02 0,02 0,7

Сумма платежей за природные ресурсы и за загрязнения окружающей среды представляет собой общеэкологические платежи предприятия. Вся просчитанная и согласованная плата перечисляется:

  • 10% общей расчетной платы в Федеральный бюджет;

  • 90% на счета городского экологического фонда.

Увеличение платежей за природные ресурсы на 40% и за загрязнения окружающей среды на 35% в 2000 году по сравнению с 1996 годом способствовали росту общих экологических платежей на 34%, доля которых в себестоимости продукции увеличилась в 2 раза и в 2000 году составила 0,2% (табл.18).

Перечисление средств в бесспорном порядке осуществляется природопользователем за 1-4 квартал не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетный квартал из расчета фактических объемов выбросов, сбросов, размещения твердых отходов.

Для уменьшения отрицательного воздействия предприятия на окружающую природную среду на ЛВЗ «Глазовский» проводят ряд мероприятий.


Таблица 18

Удельный вес общих экономических платежей в себестоимости продукции


Показатели

1996г.

1997г.

1998г.

1999г.

2000г.

2000г.

к 1996г.

Общие экологические показатели, тыс.руб.

95,4


103,3


104,9


112,5


128,5


1,3

Себестоимость продукции, тыс.руб. 51453 59873 68285 83843 85454 1,7
Удельный вес в себестоимости,% 0,1 0,2 0,2 0,1 0,2 2

5.3 Мероприятия по улучшению воздействия предприятия на окружающую среду


  1. Атмосферного воздуха.

    1. Проведение инвентаризации источников выбросов, загрязняющих веществ в атмосферу.

  2. Охрана водного бассейна.

    1. Организация проведения нейтрализации обработанного электролита в хозяйственно-транспортной службе.

    2. Разработка технического задания на выполнение предельно-допустимых стоков (ПДС).

    3. Заключение договора на выполнение ПДС неорганизованных ливневых стоков предприятия.

    4. Приобретение установки для мойки машин с оборотным циклоном водоснабжения.

  3. Разработка тома предельно-допустимого размещения отходов (ПДРО) для предприятия.

  4. Согласование тома ПДРО в городской СЭС. Проверка тома в Глазовской территориальной инспекции по охране окружающей среды, утверждение его и получение разрешения на размещение отходов в Госкомитете УР.

  5. Заключение договора на утилизацию ртутных ламп со специализированной организацией.

Приведенные выше мероприятия разрабатываются ежегодно, затраты на них не планируются, так как общая сумма платежей в составе себестоимости незначительна.



СОДЕРЖАНИЕ




стр.


Введение………………………………………………………………………

…4

1.

Теоретические основы производства алкогольной продукции……………

…8

2.

Организационно-экономическая характеристика ЛВЗ «Глазовский»…….

…21


2.1.

Размер и специализация ЛВЗ "Глазовский"…………………………….

…21


2.1.1.

Состав и эффективность использования основных средств на ЛВЗ «Глазовский»…………………………………………………

…22


2.1.2.

Наличие и эффективность использования текущих активов предприятия…………………………………………………………

…24


2.1.3.

Трудовые ресурсы ЛВЗ «Глазовский» и эффективность их использования………………………………………………………

…26


2.1.4.

Ассортимент выпускаемой продукции на ЛВЗ «Глазовский»…..

…27


2.2.

Финансовые результаты деятельности ЛВЗ «Глазовский»…………..

…28

3.

Организация производства…………………………………………………

…32


3.1.

Технология производства алкогольных изделий на ЛВЗ «Глазовский»……………………………………………………………

…32


3.2.

Организация и оплата труда на ЛВЗ «Глазовский»…………………..

…39


3.3.

Эффективность производства продукции на ЛВЗ «Глазовский»……

…42

4.

Пути улучшения организации производства и повышение эффективности деятельности ЛВЗ «Глазовский»………………………

…45


4.1.

Совершенствование организации производства вино-водочной продукции на ЛВЗ «Глазовский»……………………………………..

…45


4.1.1.

Экономико-математическая модель оптимизации производственной структуры………………………………………

…46


4.1.2.

Анализ оптимального решения экономико-математической модели оптимизации производственной структуры……………

…59


4.2.

Рынок сбыта и каналы реализации продукции……………………….

…63


4.3.

Совершенствование технологии производства алкогольной продукции……………………………………………………………….

…68

5.

Охрана окружающей природной среды……………………………………

…70


5.1.

Краткая характеристика ЛВЗ «Глазовский» как источника загрязнения природной среды. Платежи за пользование природными ресурсами………………………………………………



5.2.

Платежи за загрязнение окружающей природной среды…………….


5.3.

Мероприятия по уменьшению воздействия предприятия на окружающую среду……………………………………………………..


Выводы и предложения………………….

…76


Список литературы……………………………………………………………

…78


Приложения……………………………………………………………………

…82

Введение


Водка - исконно русский алкогольный напиток. Летописи подтверждают, что производство алкоголесодержащих напитков ("Хлебное вино", оно же "горячее вино", пиво, брага и др.), было известно в глубокой древности [32].

Начиная со времен Ивана Грозного, производство водки всегда контролировалось государством и налог от ее реализации составлял значительную часть доходных статей государственного бюджета. В период царствования Екатерины II эта сумма составляла 19 млн. руб. при общем доходе 65 млн. руб.

В первой половине XVIII века в России стала применяться система откупов на право торговли водкой. С 1767 по 1864 годы эта система была внедрена во всех губерниях. Откупщики получали право торговли водкой по свободно устанавливаемым ценам. Доход государства от откупов составлял 1/3 государственного бюджета. В 1864 году система откупов была заменена акцизом - налогом на продукцию сверх ее стоимости.

В 1897 году акциз - был заменен государственной монополией на производство и торговлю водкой. Для выработки водки было построено более 300 водочных заводов - так называемых государственных винных складов. С введением их в эксплуатацию доля доходов от реализации водки в бюджет страны увеличилась до 60% [33]. Принято считать, что в России монополия на водку была всегда, и только с августа 1991 года началась либерализация в ее производстве [28].

В 1900 - 1901 годы в России действовало 2200 винокуренных заводов с общим объемом производства - 31,2 млн. ведер безводного спирта.

Во время первой мировой, а затем гражданской войны была разрушена большая часть спиртовых заводов России. Спиртовые заводы почти полностью были лишены сырьевых ресурсов, так как зерна и картофеля не хватало в те годы на производственные нужды.

За годы Великой Отечественной войны почти половина спиртовых заводов была разрушена, была подорвана сырьевая база.

В настоящее время ни одно предприятие по производству спиртоводочной продукции не работает на полную мощность. На одних предприятиях это связано с устаревшим оборудованием, у других - с нехваткой денежных средств, у третьих - мизерный рынок сбыта. Это связано с рядом причин, главные из которых:

  1. антиалкогольная программа 1985 - 1986 годов наложила глубокий отпечаток на деятельность предприятия, так как производство спиртоводочных изделий было практически свернуто;

  2. по существующим законам производить алкогольную продукцию невыгодно, поэтому рынок заполнен более дешевой импортной продукцией;

  3. существующая система налогообложения особо "связывает руки" производителям спиртоводочной продукции, существует даже выражение: "покупая водку, мы покупаем налоги".

С переходом к рыночной экономике резко изменились условия развития всех отраслей пищевой промышленности. Эти изменения характеризуются, прежде всего, резким снижением объемов капитальных вложений, прекращением централизованного управления отраслью.

В реально сложившихся на данное время экономических условиях развитие пищевой промышленности можно предположить в следующих основных направлениях:

  • реконструкция и развитие действующих предприятий с учетом их возможностей экономического и технического характера заложенных в действующих производствах;

  • развитие сети мелких предприятий в городах и поселках городского типа;

  • развитие мелких производств по переработке сельскохозяйственного сырья в кооперативных организациях и фермерских хозяйствах.

Появление новых тенденций в развитии пищевой промышленности должно быть положено в основу деятельности и проектных и технологических организаций. Это очень важно для их деятельности и выживания.

Несмотря на глубокие перемены в экономике, необходимо сохранить в изменившихся условиях то, что бесспорно полезно, да и необходимо [31].

В современных условиях рыночных отношений производство вино-водочных изделий требует совершенствования, что и определило выбор темы дипломной работы.

Объектом исследования дипломной работы является ЛВЗ "Глазовский".

Целью дипломной работы является совершенствование производства вино-водочных изделий и повышение эффективности деятельности ЛВЗ "Глазовский".

В соответствии с целью дипломной работы были поставлены следующие задачи:

  • изучить теоретические основы производства алкогольной продукции;

  • дать организационно-экономическую характеристику ЛВЗ "Глазовский";

  • изучить организацию производства вино-водочных изделий ЛВЗ "Глазовский";

  • изучить вопросы по охране окружающей природной среды.

при разработке дипломной работы нами были использованы различные методы исследования: монографический, расчетно-конструктивный, исторический, балансовый, экономико-статистический, экономико-математический.

Исходной информацией для написания дипломной работы являлись: первичные документы, формы бухгалтерского учета, данные экономического анализа по предприятию, техническая и технологическая документация, труды ученых - экономистов.

1. Теоретические основы производства алкогольной продукции


В условиях рыночной экономики любому предприятию для поддержания конкурентоспособности и дальнейшего существования необходимо проводить гибкую экономическую политику, которая заключается в своевременном реагировании на изменение рыночной конъюнктуры. Строго учитывается спрос на продукцию по ее видам и полнота его удовлетворения.

Анализ работы пищевой и перерабатывающей промышленности за 2000 год показывает, что по сравнению с 1999 годом в работе ряда отраслей произошли заметные положительные сдвиги, объем производства многих видов продукции возрос или остался на прежнем уровне, расширился ассортимент и улучшилось качество многих продовольственных товаров.

Основными причинами неудовлетворительной работы ряда отраслей пищевой и перерабатывающей промышленности является недостаток оборотных средств, необеспеченность предприятий качественным сырьем и его высокая стоимость, постоянное повышение цен на электроэнергию и транспортные услуги, неурегулированность вопросов платежей и взаимозадолженности между поставщиками сырья, переработчиками и торговыми организациями, бюджетом и внебюджетными фондами. Все это приводит к высоким затратам на единицу выработанной продукции, снижает конкурентоспособность отечественных продовольственных товаров перед импортными.

Техника и технология спиртового производства находится на высоком технологическом уровне, а технология ликеро-водочного производства соответствует современным требованиям. Основное технологическое оборудование ликеро-водочных заводов уступает зарубежным аналогам по производительности, металлоемкости и расходу электроэнергии.

Принятие в 1996 - 1997 годах ряда Федеральных законов Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, незначительное уменьшение ставки акциза на спирт и алкогольную продукцию, установление налога на добавленную стоимость на этиловый спирт и водку, завозимые с Украины, установление единых ставок акцизов на алкогольную продукцию, введение лицензирования импортного этилового спирта и водки, установление порядка квотирования спирта, для производства алкогольной продукции в России позволили увеличить производство спирта и ликероводочной продукции [24].

Современное состояние алкогольного рынка России требует консолидации усилий всех заинтересованных сторон и принятия срочных мер, направленных на установление контроля государства за рынком алкогольной продукции и его защиту от нелегальных производителей и продавцов алкоголя:

  • для пополнения государственного бюджета;

  • стабилизации финансового положения предприятий отрасли;

  • привлечение инвестиций в алкогольную промышленность для повышения конкурентоспособности российской алкогольной продукции, модернизации производства, восстановление имиджа традиционных русских алкогольных напитков как в России, так и за рубежом.

По данным Госкомстата за 2000 год в России было продано 25 млн. дал. водки и ликероводочной продукции [39].

Следует также внести изменения в законодательную базу. Размер ставок акцизов должен устанавливаться в зависимости от текущего состояния рынка алкогольной продукции и регулярно контролироваться.

В качестве альтернативы возможна система, при которой часть акциза взимается с производителей спирта, а часть - в виде налога с оборота оптовых организаций при реализации ими конечной алкогольной продукции.

При подобном подходе повысится и ускорится собираемость налогов не только с алкогольной продукции, производимой и реализуемой в отдельном регионе, но и с алкогольной продукции, ввозимой из других областей.

Обязательное условие реализации системы взимания акцизов с оптового звена - предоставление производителям алкогольной продукции статуса аккредитованного оптового продавца [6].

Следует упорядочить систему государственного контроля и управления предприятиями спиртовой отрасли.

В целях сохранения единого экономического пространства, пересечения демпинга на рынке алкогольной продукции, мы считаем, что необходимо обеспечить жесткий правительственный контроль за принятием субъектами Федерации подзаконных актов и иных нормативных документов, противоречащих конституционно-законодательным основам Российской Федерации.

Для исключения возможности использования технического спирта в производстве алкогольной продукции следует устанавливать единый акциз на все виды спирта, а при производстве спиртосодержащих, технических, бытовых и других жидкостей применять также красящие и ароматические добавки, которые исключают возможность использования этой продукции в ликероводочной отрасли. Отгружать технические спиртосодержащие жидкости необходимо в специальной таре, запретив реализацию подобной продукции в железнодорожных и автомобильных цистернах, бочках и других емкостях большого объема [2].

Для решения проблемы восстановления платежеспособности предприятий необходимо завершить реструктуризацию задолженности спиртовых и ликероводочных предприятий перед государственным бюджетом для упорядочения финансовых потоков.

Единая информационная система учета производства и оборота спирта и алкогольной продукции должна обеспечивать сбор и обработку данных, поступающих со спиртовых, ликероводочных и других предприятий, имеющих право на работу со спиртом, по телекоммуникационным каналам связи.

Внедрение подобной системы позволит поставить под жесткий контроль государства производство и распределение наиболее важного сырья ликероводочных, винодельческих и других предприятий, связанных с производством алкогольных изделий. Это будет способствовать контролю за эффективным использованием зерна и другого сырья спиртовой отрасли.

Государственная система защиты торговых марок от несанкционированного использования и фальсификации должна обеспечивать:

  • поддержание регистра торговых марок алкогольных изделий и их правовладельцев;

  • оперативный контроль и оповещение право владельцев о фактах фальсификации;

  • безусловное судебное преследование юридических и физических лиц за незаконное использование торговых марок и рецептур на базе действующего уголовного, гражданского и патентного законодательства Российской Федерации.

Своевременная реализация предложенных мероприятий, несомненно, окажет благотворное влияние на общую ситуацию на алкогольном рынке России и создает необходимость предпосылки и условий для дальнейшего развития программ, направленных на формирование и укрепление государственной монополии [24].

Условия оборота алкоголя России сегодня диктуют новые крупные производители, оснащенные самыми современными лабораториями и технологическим оборудованием, закупленным по импорту (газовые хроматографы, спектрфометры, линии разлива под винт и т.д.), которые уделяют очень большое внимание качеству продукции и ее внешнему оформлению.

Такие предприятия останутся на рынке, а, следовательно, рассчитывать на полную загрузку мощности всех производителей алкогольной продукции не приходится. В лучшем случае максимальный уровень освоения мощности традиционных производителей алкоголя может достигнуть 55 - 60%.

Следовательно, коллективам предприятий