Введение
Наша
страна длительное
время была
отделена от
внешнего мира,
что сказалось
на ее экономическом
развитии. Многие
экономические
понятия были
нам незнакомы.
После того, как
границы были
открыты и запрет
с предпринимательства
снят, многие
предприниматели
занялись бизнесом,
в том числе и
международным.
В настоящее
время российская
экономика
должна одновременно
решить несколько
задач – восстанавливать
товарно-денежные
отношения,
рынок, его структуру
и инфраструктуры,
осуществлять
конверсию,
реструктуризацию
и модернизацию
отраслей,
интегрироваться
в мировое хозяйство.
Цели
российской
экономики и
российского
государства,
особенно в
краткосрочной,
и среднесрочной
перспективе,
- не совпадают.
Источник средств
для достижения
целей национальной
экономики и
государства
– один. Это доходы
предприятий
и их работников.
Отсюда следует,
что национальная
экономика и
государство
являются конкурентами
в части использования
национального
дохода.
Это обстоятельство
определяет
необходимость
для предприятий
использовать
любые легальные
способы для
усиления своих
позиций в
конкурентной
борьбе с государством.
Мировая практика
свидетельствует,
что эффективным
методом этой
борьбы является
международное
налоговое
планирование,
основанное
на использовании
льгот, предоставляемыми
оффшорными
зонами, и преимуществ,
имеющихся в
этих зонах,
оффшорными
компаниями.
Актуальность
применения
указанного
метода для
российских
предприятий
обусловила
необходимость
его рассмотрения
в настоящей
дипломной
работе и определила
ее содержание.
В
дипломной
работе рассматривается
оффшорный
бизнес как
способ повышения
эффективности
хозяйственной,
в том числе и
внешнеэкономической,
деятельности
российских
предприятий.
Дается классификация
оффшорных
компаний. Освещается
методы правового
регулирования
оффшорного
предпринимательства
за рубежом и
в России. Характеризуются
способы использования
налоговых
преимуществ,
предоставляемых
в оффшорных
зонах, а также
особенности
налогообложения
в них российских
предприятий.
Предлагаются
возможные
направления
оптимизации
налогообложения
российских
предприятий
посредством
создания дочерних
компаний в
оффшорных зонах
за рубежом.
Глава 1. Повышение
эффективности
ВЭД посредством
создания оффшорных
компаний.
- Оффшорный
бизнес как
способ повышения
эффективности.
Рыночные
отношения
представляют
собой главную
форму связи
между товаропроизводителями
и покупателями,
т.е. механизм
согласования
их действий.
В процессе этих
отношений
выявляется
эффективность
всех сфер экономики,
каждой фирмы.
В мире все большее
место начинают
занимать
глобализационные
и интеграционные
процессы, поэтому
эффективную
деятельность
субъектов
предпринимательства
любой страны
уже нельзя
представить
в рамках одного
государства.
Поэтому предприятия
многих сфер
промышленности
и услуг для
повышения
эффективности
своей деятельности
все чаще стремятся
вынести ее за
пределы одного
государства.
Эффективность
в широком смысле
слова -
соотношение
результатов,
полученного
от определенной
деятельности
и затрат, связанных
с ее проведением.
Как правило,
эффективность
имеет численное
выражение и
ее можно оценить.
Эффективность
хозяйственной
деятельности
предприятия
определяется
результатами,
полученными
в процессе этой
деятельности.
Они отражают
достижение
целей (повышение
долей на рынке
в виде достигнутого
объема реализованной
продукции или
получение
прибыли как
эффекта и т.п.)
и конкурентный
успех на рынке
(выражаемый
в качестве
продукции и
цене, по которой
стала возможна
реализация),
представляемый
в виде объема
реализованной
продукции или
эффекта и
соотнесенный
с величиной
совокупных,
примененных
и потребленных
ресурсов.
Эффективность
использования
отдельных видов
ресурсов
характеризуется
соотношением
объема выпуска
продукции или
прибыли от
хозяйственной
деятельности
с соответствующей
величиной
использованных
ресурсов.
Эффективность
производства
товаров состоит
в использовании
минимального
количества
ресурсов для
производства
данного объема
товаров и оказания
услуг и в снижении
затрат всех
ресурсов.
Эффективность
в сфере экономики
-
воспроизводственная
категория. В
результате
движения продукции
через фазы
воспроизводства
имеют место
экономические
отношения по
поводу эффективного
использования
ресурсов для
достижения
конечных результатов.
Эффективность
общественного
производства
достигается
тогда, когда
невозможно
перестроить
использование
наличных ресурсов
таким образом,
чтобы увеличить
выпуск одного
товара без
уменьшения
выпуска любого
другого товара.
В другой редакции
- для достижения
эффективности
необходимо
отсутствие
возможности
получения
дополнительных
выигрышей путем
перераспределения
ресурсов или
обмена наличными
продуктами
между потребителями.
В данном случае
изложена
теоретическая
посылка, и достижение
такой ситуации
на практике
невозможно.
В каждой
национальной
экономике
имеются неисчерпаемые
резервы повышения
эффективности
на всех уровнях
управления,
как на предприятиях,
так и в отраслях
и т.д. Изменение
этих показателей
в сторону повышения
эффективности
в анализируемом
периоде по
сравнению с
их величиной
в предшествующем
периоде свидетельствует
об эффективной
работе предприятия
по указанному
направлению.
В каждой
национальной
экономике
имеются возможности
получить
дополнительные
выигрыши за
счет структурных
изменений в
экономике,
используемых
ресурсов, внедрения
новых технологий,
улучшения
качества сырья,
материалов,
новых видов
топлива и других
факторов. Поэтому
для всех стран
актуальной
является проблема
использования
имеющихся
возможностей
(при данном
уровне развития)
в целях повышения
эффективности
хозяйствования,
распределения
и обмена ресурсов
и потребления
готовой продукции
(товаров и услуг).
Повышение
эффективности
экономики дает
возможность
говорить и о
реальной возможности
повышения
эффективности
и внешнеэкономической
деятельности
субъектов
предпринимательство
данной страны.
Понятие
эффективности
внешнеэкономической
деятельности
базируется
на тех же характеристиках
и показателях,
что и при непосредственной
оценке обычного
бизнеса. Однако
при этом принимаются
во внимание
данные, относящиеся
к результатам
работы компании
за рубежом.
При оценке
эффективности
той или иной
деятельности,
основная задача,
которую ставит
перед собой
собственник
- это выявление
преимуществ,
недостатков,
скрытых возможностей
и опасностей
и прогнозирование
дальнейшего
развития бизнеса.
По результатам
оценки эффективности
внешнеэкономической
деятельности
можно судить
о том, стоит ли
углубляться
на внешних
рынках, где и
без того действуют
достаточно
суровые законы
конкуренции.
Часто предприниматель,
анализируя
полученные
данные, приходит
к выводу о том,
что определенные
направления
работы изжили
себя, а другие
становятся
все более
актуальными.
В переводе
с английского
off-shore
— «вне
побережья, за
границей». В
обычном понимании
«оффшор»
— это государство
или иная юридически
обособленная
территория,
привлекающая
под свою налоговую
юрисдикцию
предпринимателей
зарубежных
стран посредством
установления
максимально
возможных
налоговых
льгот.
Метод оффшора
рассматривается
значительно
шире. Под методом
оффшора понимается
совокупность
методов, использующих
в своей основе
перенос объекта
налогообложения
под юрисдикцию
более мягкого
режима налогообложения.
Метод территориального
оффшора
Основывается
на применении
оффшора в
традиционном
понимании.
Заключается
в переносе
объекта налогообложения
(отдельных
операций,
деятельности
в целом, имущества
и т.д.) на
территорию,
имеющую более
льготный режим
налогообложения.
Юридической
базой для
функционирования
территориальных
оффшорных
механизмов
является принятый
законодательством
Российской
Федерации
принцип территориальной
налоговой
резидентности
(ограниченность
действия налогового
законодательства
определенной
территорией
— территорией
Российской
Федерации,
территорией
субъекта федерации,
территорией,
подведомственной
местному органу
власти).
А. Иностранные
оффшоры
Несмотря
на трудности
создания оффшорной
компании, и
не менее серьезные
проблемы при
дальнейшей
ее работе,
оптимизация
налогообложения
посредством
создания иностранных
оффшорных
компаний получила
достаточно
широкое распространение.
В качестве
примера можно
привести следующую
схему работы
иностранной
оффшорной
компании.
Допустим,
гражданину
РФ законным
(получив лицензию
ЦБ РФ или получив
компанию в
наследство)
или полузаконным
путем (таких
путей значительно
больше и они
значительно
проще) удалось
учредить оффшорную
компанию на
Каймановых
островах.
Для
справки:
Каймановые
острова входят
в состав Карибского
бассейна, формально
являются доминионом
Великобритании,
правительство
стабильно,
налогообложение
отсутствует
почти полностью
— нет налога
на прибыль,
подоходного
налога, налога
на имущество,
налогов на
дарение и т.д.;
основной принцип
организации
оффшорного
бизнеса — строгая
охрана коммерческих
тайн (в том числе
и тайны об
учредителях).
Формально
компанией
руководит
житель Каймановых
островов (по
совместительству
являющийся
руководителем
еще сотни аналогичных
компаний), в
его компетенцию
входят вопросы
учета, отчетности
и уплаты единого
ежегодного
взноса. Фактически
управление
компанией
(заключение
сделок, контроль
за банковскими
счетами) осуществляется
из России.
Оффшорная
компания имеет
тесные и доверительные
отношения
с российским
предприятием,
специализирующимся
в сфере импорта-экспорта
товаров (сырья).
Часть прибыли
от импортно-экспортных
операций российского
предприятия
аккумулируется
на счетах оффшорной
компании. Способов
перевода прибыли
в оффшорные
компании достаточно
много. Некоторые
из них базируются
на том, что в
соответствии
с п.9 ст. 1 и ст. 6 закона
«О валютном
регулировании
валютном контроле»
переводы из
Российской
Федерации
иностранной
валюты для
осуществления
расчетов без
отсрочки платежа
по импорту
работ и услуг
являются текущими
валютным операциями
и не требуют
специального
разрешения
ЦБ РФ.
Допустим,
между рассматриваемым
российским
предприятием
и оффшорной
компанией
заключается
договор поручения
на приобретение
на территории
иностранного
государства
импортных
товаров. Размер
вознаграждения
поверенного
составляет
основную часть
планируемой
российским
предприятием
прибыли. Фактически
поиск партнеров
осуществляется
самим российским
предприятием.
Вознаграждение
поверенного
сформирует
чистую необлагаемую
прибыль оффшорной
компании. Аналогично
можно выводить
из-под налогообложения
и прибыль от
экспортных
операций. Затраты
российского
предприятия
по уплате
вознаграждения
поверенному
будут отнесены
на увеличение
стоимости
импортных
товаров, либо
в состав затрат,
связанных с
реализацией
экспортируемого
сырья. Можно
переводить
часть средств
российского
предприятия
в оффшорную
компанию путем
заключения
договора на
оказание
информационных
и консультационных
услуг, связанных
с приобретением
или реализацией
товаров (при
обязательном
соблюдении
всех условий,
необходимых
для отнесения
данных затрат
на себестоимость
продукции
(работ, услуг)).
Аккумулированная
прибыль может
быть предоставлена
российскому
предприятию
во временное
пользование
в качестве
краткосрочных
(до 180 дней) беспроцентных
займов в иностранной
валюте. В соответствии
с п. 9 ст.1 закона
«О валютном
регулировании
и валютном
контроле»
получение
краткосрочных
займов на срок
не свыше 180 дней
является текущей
валютной операцией
и не требует
лицензии ЦБ
РФ. Это неплохой
способ пополнения
оборотного
капитала российского
предприятия.
Также наличие
твердой валюты
в иностранных
банках является
гарантом стабильности
бизнеса в условиях
существующей
экономической
и политической
ситуации в
России.
Аккумулированные
средства могут
быть просто
израсходованы
в интересах
учредителей
оффшорной
компании и
российского
предприятия
(оплата медицинских
услуг, приобретение
недвижимости
и т.д.). В данном
случае возможна
налоговая
экономия и на
суммах подоходного
налога (в зависимости
от режима
налогообложения
страны, в которой
возникнет
доход). Необходимо
отметить, что
данная схема
применима
только при
оптимизации
налогообложения
предприятия,
осуществляющего
внешнеэкономическую
деятельность.
Предприятию,
ориентированному
исключительно
на российских
партнеров,
будет невозможно
доказать связь
затрат по уплате
вознаграждений
иностранной
компании и
основной деятельность
предприятия
и, как следствие,
у предприятия
отсутствует
возможность
отнести указанные
расходы на
себестоимость
продукции
(работ, услуг).
Осуществлять
такие платежи
за счет чистой
прибыли бессмысленно
в плане оптимизации
налогообложения.
Таким
образом, при
учреждении
иностранной
оффшорной
компании необходимо
четко уяснить
цель налоговой
оптимизации
и возможные
пути ее достижения.
При этом необходимо
учитывать, что
минимизация
налогообложения
посредством
иностранного
оффшора — это
«высший пилотаж»
налоговой
оптимизации.
Применение
этого метода
требует привлечения
специалистов
по международному
праву, может
повлечь значительные
расходы (например,
стоимость
услуг в сфере
дистанционного
управления
компанией
весьма высока).
Имеется определенный
риск, вызванный
незнанием
руководителем
особенностей
иностранного
законодательства
(например, при
покупке готовой
оффшорной
компании не
исключена
возможность
столкнуться
с мошенниками,
которые получат
доступ к банковским
счетам компания).
Б.
Российские
оффшоры
Отдельные
территории
Российской
Федерации
получили название
«российских
оффшоров»
вследствие
проведения
региональными
органами власти
политики по
привлечению
средств из
других регионов
России посредством
установления
льготного
режима налогообложения.
«Российский
оффшор» - это
субъект Российской
Федерации
(значительно
реже отдельная
административная
единица - ЗАТО,
район, город
областного
подчинения),
предоставляющий
дополнительные
налоговые
льготы в пределах
сумм налогов,
поступающих
в местные бюджеты
определенным
категориям
налогоплательщиков
(как правило,
предприятиям
не осуществляющим
фактической
деятельности
на территории
оффшора).
Понятие
российские
оффшорные зоны
можно считать
весьма условным.
Речь идет о так
называемых
закрытых
административно-территориальных
образованиях
(ЗАТО), которые
получили налоговые
льготы. Именно
на территориях
ЗАТО крупные
налогоплательщики
регистрируют
свои компании,
реально работая
в других регионах.
На сегодняшний
день в России
зарегистрировано
40 ЗАТО, из которых
20 территориальных
образований
можно отнести
к оффшорным
зонам. Среди
российских
оффшоров находятся
также три субъекта
федерации:
Алтай, Бурятия
и Калмыкия.
В прошлом
году по данным
Минфина потери
бюджета от
деятельности
ЗАТО составили
около 15 млрд.руб.,
в 1999 году - около
40 млрд.руб., в 2000
году – около
100 млрд. руб. Идея
создания ЗАТО
с льготным
налоговым
освобождением
была вызвана
благими намерениями.
Местные и федеральные
власти рассчитывали
создать территории
с льготным
налогообложением
на месте бывших
закрытых городов,
так называемых
"почтовых
ящиков". Местные
власти надеялись
на то, что налоговые
послабления
простимулируют
коммерческую
активность
сотрудников
бывших оборонных
предприятий,
потерявших
работу. Но
предполагаемый
поток инвестиций
в развитие
городов и создание
рабочих мест
так и не попал
в «российские
оффшоры». Возможно
Минфин и МНС
ужесточат
требования
к компаниям,
зарегистрированным
в ЗАТО, и проведут
проверку на
предмет перекачивания
денег. В этом
случае можно
предположить,
что зарегистрированные
компании просто
уйдут в зарубежные
оффшоры.
Несмотря
на указанные
трудности,
возможности
предоставления
дополнительных
налоговых льгот
и схемы налоговой
оптимизации
при использовании
российских
оффшоров,
образованных
органами власти
субъектов РФ
(например, Свободная
экономическая
зона «Алтай»
(г. Барнаул);
Экономико-экологический
регион «Алтай»
(Республика
Алтай); Свободная
экономическая
зона «Калмыкия»
(Республика
Калмыкия) и
т.д.), по-прежнему
достаточно
эффективны.
Возможность
снижения ставки
налога на прибыль
до 11 процентов
и полное освобождение
от региональных
и местных налогов,
представляется
весьма привлекательным
в плане оптимизации
налогообложения.
Однако при
их применении
необходимо
учитывать
следующее.
Как показывает
практика для
признания
неправомерным
применения
налогоплательщиком
дополнительных
налоговых
льгот,
предоставляемых
органами власти
оффшорных
территорий,
налоговые
органы могут
пойти по одному
из следующих
путей.
а) Первый
метод заключается
в признании
регистрации
предприятия
в качестве
налогоплательщика,
в органах ГНИ
оффшорных
территорий
неправомерной
и взыскании
в бюджет всех
сумм незаконно
полученных
льгот с начислением
штрафных
санкций.
В российской
налоговой
системе порядок
зачисления
налоговых
платежей в
бюджеты отдельных
территорий
и применения
налогоплательщиком
правил исчисления
налогов, действующий
на конкретной
территории,
определяется
в прямой зависимости
от места постановки
налогоплательщика
на налоговый
учет (принцип
налоговой
резидентности).
В соответствии
с п. 1 ст. 83 Налогового
кодекса РФ
налогоплательщики
- юридические
лица подлежат
постановке
на учет в налоговых
органах:
по месту
нахождения
юридического
лица;
по месту
нахождения
его обособленных
подразделений;
по месту
нахождения
принадлежащего
ему недвижимого
имущества и
транспортных
средств, подлежащих
налогообложению.
В случае
отсутствия
на соответствующей
территории
исполнительного
органа юридического
лица (директора)
налоговые
органы в судебном
порядке могут
признать факт
регистрации
юридического
лица в оффшорной
зоне незаконной.
На основании
решения о
незаконности
регистрации
юридического
лица налоговые
органы в административном
порядке могут
признать незаконной
регистрацию
в оффшорной
зоне предприятия
как налогоплательщика
и взыскать в
бюджет все
суммы неуплаченных
в полном объеме
налогов (незаконно
полученных
льгот) с начислением
штрафных санкций
и пени.
б) Наличие
на территории
любого рабочего
места, действующего
в течение более
1 месяца,
является основанием
для постановки
юридического
лица на налоговый
учет и возложения
обязанности
уплачивать
налоги по месту
расположения
данного рабочего
места, поэтому
налоговая
инспекция по
месту нахождения
основного
производства
предприятия
требует постановки
данного производства
на налоговый
учет в соответствующей
ГНИ (и соответственно
уплаты налогов)
в качестве
обособленного
структурного
подразделения.
То есть
наличие на
территории
любого рабочего
места, действующего
течение более
1 месяца,
является основанием
для постановки
юридического
лица на налоговый
учет и возложения
обязанности
уплачивать
налоги по месту
расположения
данного рабочего
места.
Каким-либо
образом скрыть
наличие хотя
бы одного рабочего
места вне территории
оффшорной зоны
представляется
весьма затруднительным.
Для соблюдения
действующего
порядка регистрации
юридических
лиц и, как следствие,
для обоснования
правомерности
постановки
предприятия
на учет в налоговых
органах оффшорной
зоны необходимо
соблюдение
следующего
условия:
исполнительный
орган юридического
лица должен
фактически
находиться
на территории
оффшорной зоны.
Для соблюдения
данного условия
необходимо,
чтобы единоличный
руководитель
исполнительного
органа юридического
лица — генеральный
директор должен
фактически
проживал на
территории
оффшорной зоны.
При этом генеральный
директор вправе
на оснований
доверенности
делегировать
часть своих
полномочий
другим работникам
предприятия
(исполнительному
директору,
финансовому
директору и
т.д.). Их место
проживания
для определения
места нахождения
юридического
лица с точки
зрения действующего
законодательства
значения не
имеет.
Для избежания
опасности
признания факта
фиктивного
наличия исполнительного
органа в оффшорной
зоне необходимо
подтверждение
фактического
выполнения
генеральным
директором
основных функций
по руководству
предприятием.
Лично генеральным
директором
должны быть
подписаны:
— основные
долгосрочные
договоры (основной
договор аренды
оборудования,
генеральные
договоры поставки
и т.д.);
— договор
банковского
счета, при этом
необходимо
учитывать,
что право подписи
на банковских
документах
может иметь
любое другое
лицо;
— трудовые
договоры с
работниками
предприятия;
— основные
внутренние
документы
предприятия
(штатное расписание,
положение о
премировании,
учетная политика
предприятия).
Для избежания
опасности
признания факта
фиктивного
наличия исполнительного
органа в оффшорной
зоне также
необходимо
подтверждение,
что генеральный
директор имел
возможность
и реально осуществлял
руководство
из оффшорной
зоны:
— генеральный
директор должен
иметь помещение
— офис. При этом
необходимо
учитывать, что
в соответствий
с действующим
жилищным
законодательством
жилые помещения
могут быть
использованы
только для
проживания
граждан и их
использование
для осуществления
коммерческой
деятельности
запрещено. То
есть в качестве
офиса необходимо
использовать
нежилое помещение.
На содержание
данного помещение
должны реально
расходоваться
средства;
— все договоры
должны содержать
в преамбуле
ссылку на место
их заключения
— оффшорную
зону.
Основной
(указываемый
в официальных
документах,
фирменных
бланках и т.д.)
расчетный счет
предприятия
должен находиться
в банке, находящемся
на территории
оффшорной зоны.
При этом необходимо
учитывать, что
налоговые
органы могут
проконтролировать,
что лица, подписавшие
договор, не
могли находиться
в оффшорной
зоне в момент
заключения
договора.
- Классификация
оффшорных
компаний.
Наиболее
распространенным
инструментом
проведения
международных
коммерческих
операций является
оффшорная
компания.
Оффшорные
компании имеют
следующие
признаки:
1. Оффшорная
компания является
нерезидентной
по отношению
к территории,
где она зарегистрирована.
Это означает,
что ее центр
контроля и
управления
находится за
рубежом. Любые
коммерческие
операции оффшорной
компании должны
проводиться
за пределами
юрисдикции,
где она зарегистрирована.
2. Оффшорная
компания освобождена
от налогов и
выплачивает
ежегодный
налоговый сбор.
Соответственно
нет налога на
капитализацию,
отсутствуют
налоги «у источника»
на вывоз дивидендов,
процентов за
кредит, платежей
роялти и других
видов доходов.
3. Упрощена
процедура
регистрации
и управления
компанией.
Допускается
использование
«номинальных»
владельцев
и директоров.
Требования
к проведению
общих собраний
и советов директоров
носят формальный
характер. Управление
оффшорной
фирмой осуществляется
с помощью услуг
секретарской
компании.
4. Для оффшорных
фирм в «налоговых
оазисах» отсутствует
валютный контроль,
требования
по финансовой
отчетности
сведены к
минимуму или
отсутствуют
вовсе. Аудиторские
проверки, за
редким исключением,
не требуются.
5. Владение
оффшорной
фирмой может
осуществляться
на анонимной
основе при
высоких гарантиях
конфиденциальности.
Конфиденциальный
характер владения
оффшорной
фирмой гарантирован
общепринятыми
правовыми
нормами и
законодательством
той юрисдикции,
в которой оффшорная
фирма зарегистрирована.
Таким образом,
оффшорная
компания не
может иметь
реально функционирующий
офис в собственной
оффшорной
юрисдикции.
Все деловые
операции она
должна проводить
за ее пределами.
Эти ограничения
не имеют существенного
значения, так
как оффшорные
компании
предназначены
для международных
операций и
ведения бизнеса
в третьих странах.
Они используются
как инструмент
проведения
коммерческих
операций. Ведь
право подписи
от имени официально
зарегистрированного
юридического
лица может быть
полезным во
многих деловых
и жизненных
ситуациях.
Из общих
правил всегда
бывают исключения.
В последнее
время появилось
множество новых
форм предприятий
оффшорного
типа, которые
обеспечивают
значительное
снижение налогов,
хотя и не обладают
всеми признаками
«классического»
оффшора. К категории
таких «частичных»
оффшоров относятся
компании
международного
бизнеса (International
Business
Companies),
льготные, или
освобожденные,
компании (exempt
companies).
Отличие от
классической
оффшорной
формулы для
таких компаний
заключается
в том, что они
в ряде случаев
имеют право
открывать в
оффшорной
юрисдикции
реально функционирующий
офис, вести
здесь бизнес
и приобретать
недвижимость.
Однако уровень
налогообложения
для них не всегда
является нулевым.
Так, к компаниям
международного
бизнеса в некоторых
случаях применяется
специальная
шкала налогообложения.
В зависимости
от характера
операций налоги
колеблются
от 0 до 30% (Джерси),
от 0 до 20% (Остров
Мэн), от 0 до 17%
(Гибралтар).
Здесь возможен
режим, когда
компания имеет
право вести
не только оффшорный,
но и резидентный
бизнес, однако
от налогов
освобождается
только часть
доходов, поступившая
из-за рубежа.
К предприятиям
оффшорного
типа также
можно отнести
компании, которые
освобождены
от части налогов,
например, от
местных. Так,
местные налоги
не платят компании
штата Делавэр
(США) и домицилированные
компании Швейцарии.
Ярким примером
«неклассического»
оффшора являются
и льготные
компании в
Калмыкии. Но
наиболее близко
к стандартам
«классического»
оффшора подошли
ингушские
компании
международного
бизнеса.
В некоторых
зарубежных
юрисдикциях
регистрируются
еще более редкие
и необычные
разновидности
оффшоров, например,
оффшоры типа
LLC
о-ва Невис. Дело
в том, что в
оффшорном
бизнесе все
чаще используются
предприятия
некорпоративного
типа и «гибридные»
правовые формы
предпринимательства.
Практически
все основные
оффшорные
юрисдикции
приняли законы
о предпринимательских
партнерствах
(Limited
Partnership),
а также о компаниях
с ограниченной
ответственностью
(Limited
Liability Company). В
оффшорном
бизнесе применяются
компании,
ограниченные
по гарантии
(Limited
by
Guaranty),
и компании
с неограниченной
ответственностью
владельцев
(Unlimited
Company).
Некоторые
юрисдикции
предлагают
целый пакет
корпоративных
инструментов,
включая нерезидентные
и резидентные
компании
различных типов
и организационных
форм. Наиболее
широкий спектр
корпоративных
возможностей
существует,
пожалуй, в
«старых» традиционных
и престижных
европейских
юрисдикциях
— Гернси, Джерси,
Остров Мэн и
пр. Вообще
юрисдикции
ведут свою
борьбу за клиента
и предоставляют
ему все новые
возможности
и дополнительные
«степени свободы».
Они стремятся
сформировать
свой маркетинговый
имидж, подчеркнуть
свои сравнительные
преимущества,
но не отойти
при этом от
общепринятых
принципов,
традиций и
правовых доктрин.
К примеру, введение
гибкой налоговой
шкалы для компаний
оффшорного
типа позволяет
инвестору
выбирать ставку
налога для
своей фирмы
по согласованию
с местными
налоговыми
органами.
Дело в том,
что в ряде случаев
льготы по устранению
двойного
налогообложения
предоставляются
только при
условии, что
претендующая
на них фирма
платит налоги
не ниже определенного
уровня. Таким
образом, режим
налогообложения
дочерней структуры
можно сделать
минимальным,
«подстроив»
его к требованиям
базовой юрисдикции.
Некоторые
юристы выделяют
более десятка
типов оффшорных
фирм. Однако
в самом общем
виде льготные
компании
оффшорного
типа различаются
по двум основным
характеристикам:
уровню
налогообложения
и статусу
резидентности.
(т.е.
возможности
вести бизнес
из офиса на
территории
льготной
юрисдикции).
Оффшорные
компании могут
быть использованы
в самых различных
ситуациях.
Наиболее типичными
схемами, которые
можно построить
с участием
оффшорных
компаний являются
следующие.
Оффшорная
компания —
посредник в
торговле
Главное
правило налогового
планирования
— это локализация
максимума
прибыли на
наименее
налогооблагаемом
субъекте. Оффшорная
компания может
стать как раз
таким субъектом,
если удастся
корректно
перевести на
нее максимум
прибыли.
Как правило,
при торговле
внутри страны
вставить оффшорную
компанию между
продавцом и
покупателем
в качестве
перекупщика
не удается —
слишком много
возникает при
этом проблем
(НДС, удержание
налога на доход
иностранного
предприятия,
необходимость
регистрации,
проблемы со
статусом постоянного
представительства
и др.). Основная
сфера применения
оффшорных
предприятий-посредников
– внешнеторговые
операции. При
экспорте оффшорная
компания покупает
экспортируемый
товар по самой
низкой цене,
которую можно
указать без
возбуждения
подозрения,
а затем перепродает
этот товар
конечному
покупателю
уже по мировой
цене, оставляя
у себя не облагаемую
налогами и не
подконтрольную
местным властям
разницу. При
импорте делается
все наоборот:
оффшорная
компания сначала
закупает «для
себя» товар,
а потом продает
его российскому
предприятию
по цене, которая
даст наибольший
антиналоговый
эффект. Российская
деловая пресса
не раз комментировала
подобного
рода схемы. При
этом следует
учитывать, что
на таможне есть
справочные
цены по очень
многим экспортным
и импортным
товарам и сильно
занизить или
завысить
таможенную
стоимость
товара , скорее
всего, не удастся.
Если есть
возможность
импортировать
товар не напрямую,
а через оффшорное
предприятие,
то сначала оно
закупит товар
у продавца,
потом перепродаст
по «нужной»
цене.
Рассмотрим
простой пример,
оффшорная
компания купила
у производителя
товар за 100 долларов.
В России этот
товар можно
продать за 200
долларов. Если
импортировать
его по цене 199
долларов, то
российское
предприятие
заплатит налог
на прибыль
только с 1 доллара,
что очень выгодно.
Однако возрастут
налоги, взимаемые
с таможенной
стоимости
товара (прежде
всего, таможенная
пошлина) - они
будут взиматься
со 199 долларов.
Если занизить
цену, то увеличится
налог на прибыль,
а если завысить,
то возрастут
импортные
пошлины.
При известной
процентной
ставке налога
на прибыль, и
таможенных
налогов, можно
найти такое
значение ввозной
цены, при котором
сумма таможенных
налогов и налога
на прибыль
будет минимальной.
Проблема поиска
оптимальной
цены сводится
к решению обычного
линейного
уравнения, где
Х – идеальная
цена, а смысл
уравнения
состоит в поиске
такого значения
Х, при котором
общая сумма
налоговых
потерь (таможенные
налоги плюс
налог на прибыль)
была бы минимальной.
Оффшорная
компания-подрядчик
Налог на
прибыль в любой
стране исчисляется
с разницы между
валовой выручкой
и суммой расходов,
которую разрешается
вычесть из этой
валовой выручки.
Существуют
два метода
снижения налога
на прибыль: или
за счет уменьшения
валовой выручки,
или за счет
увеличения
расходов. Первый
метод (оффшорная
компания —
посредник)
основан на
уменьшении
выручки: большую
часть выручки
присваивает
оффшорная
компания именно
с помощью тех
же оффшорных
компаний.
Некоторые
из перечисленных
в законодательстве
услуг, включаемых
в себестоимость
вполне могут
быть оказаны
оффшорной
компанией (по
согласованной
цене). Деньги,
уплаченные
оффшорной
компании уйдут
за границу, а
затраченная
сумма уменьшит
российскому
предприятию
налог на прибыль.
В перечень
услуг, которые
могут быть
оказаны оффшорной
компанией,
входят:
(1) юридические
услуги (оказывающая
услуги фирма
должна продемонстрировать
определенную
юридическую
квалификацию
и иметь соответствующее
название;
(2) маркетинговые
услуги;
(3) информационные
услуги;
(4) аудиторские
услуги (фирма,
оказывающая
такие услуги,
должна иметь
лицензию на
аудиторскую
деятельность);
(5) плата за
обучение (повышение
квалификации
или переподготовку)
сотрудника
по договору
с учебным заведением
(в некоторых
оффшорных
центрах допускается
регистрация
учебных заведений
без получения
специальных
лицензий, поэтому
можно обучать
сотрудников
в своем же
«университете»);
(6) предоставление
кредита (из
налогооблагаемой
базы вычитаются
проценты в
определенных
пределах; кредит
лучше предоставлять
через иностранный
банк под гарантию
замороженных
там средств
оффшорной
компании, либо
через собственный
оффшорный
банк).
Формальная
законность
оплаты счетов
оффшорной
компании не
спасет от
трудностей,
если будет
очевиден собственник
компании. Линия
между законным
и незаконным
налоговым
планированием
очень тонкая.
Более того, в
понимании
разных людей
эта грань проходит
в разных местах.
Поэтому необходимо,
чтобы схема
была не только
полностью
законна, но и
вообще не выделялась
из повседневного
бизнеса как
«схема».
Необходимо
удерживать
налог на доход
при переводе
денег иностранной
компании. В
некоторых
случаях (там,
где между странами
есть договор
об избежании
двойного
налогообложения)
удержанный
налог можно
будет потом
истребовать
обратно. В редких
случаях налоговые
органы могут
разрешить ее,
оффшорной
компании —
получателю
платежа производить
расчеты без
удержания
налога, если
со страной
получателя
|