Главная              Рефераты - Маркетинг

Инновации в предпринимательстве - реферат

1.

2. Содержание и формы инновационного предпринимательства

Для обеспечения экономической устойчивости в рыночной среде, характеризующейся финансовой устойчивостью, конкурентоспособностью продукции и технологии, эффективностью производства и реализации, крупные предприятия осуществляют реактивные и стратегические инновации, обусловленные реакцией на преобразования конкурентов и изменения внешней среды. Реактивные инновации носят приспособленческий характер, тогда как стратегические инновации - упреждающий, поскольку их реализация приводит к получению существенных конкурентных преимуществ в перспективе.

Инновационная деятельность - это системный вид деятельности, направленный на создание и реализацию в общественную практику инноваций - нововведений «под ключ».

Инновационный процесс базируется на инновационной деятельности общества. Инновационный процесс представляет собой совокупность интеллектуального труда по созданию нового продукта труда. Новый продукт может быть выражен в технических, производственных и коммерческих характеристиках.

Инновационный процесс предполагает включение новых характеристик в технику, новых качественных параметров готового продукта потребления (общественного и частного потребления), а также новых технологий, направленных на удовлетворение общественных и личных потребностей.

Типы инноваций дифференцируются по отраслевому признаку: в топливной, полиграфической промышленности и металлургии преобладают технологические инновации; а в остальных отраслях - продуктовые, на которые приходится почти две трети всех затрат. Они являются и более наукоемкими - при их осуществлении на НИОКР расходуется треть от всех инвестируемых средств.

Более 70% предприятий осуществляют инновации в целях расширения ассортимента продукции, чтобы за получить сегмент рынка. Снижение издержек производства - цель почти половины от общего количества инновационно-активных предприятий

Любая инновационная деятельность является предпринимательской и основана на:

- поиске новых идей (от нового продукта до новой структуры) и их оценке;

- поиске необходимых ресурсов;

- создании и управлении предприятием;

- получении денежного дохода и личном удовлетворении достигнутым результатом.

Не всякое предпринимательство является инновационным, а лишь такое, которое позволяет извлечь предпринимательский доход в результате создания производства, использования или диффузии инновационного продукта. К субъектам инновационного предпринимательства относятся предприятия и организации, осуществляющие инновационную деятельность. В условиях рыночной экономики развитие инновационного предпринимательства зависит от спроса со стороны потребителей на инновации, наличия развитого научно-технического потенциала национальной экономики, функционирования венчурных фирм и инвесторов, финансирующих рисковую инновационную деятельность. Первые инновационные предприятия на территории России существовали в таких организационных формах, как центры научно-технического творчества молодежи, союзы изобретателей и рационализаторов, научно-технические общества, научно-технические кооперативы. Эти предприятия использовали материально-техническую базу, научный задел и кадровый потенциал государственных НИИ и ПКБ. Вследствие ухудшения экономической ситуации и снижения инновационного спроса многие из перечисленных выше организационных форм прекратили свою деятельность или изменили ее направление.

Исследование субъектов инновационной деятельности предполагает рассмотрение, что они собой представляют в высокоразвитой рыночной экономике, в каких экономических отношениях находятся и какие функции выполняют. Без анализа современных теоретических представлений о природе и характере инновационной деятельности хозяйствующих субъектов в экономически развитых странах невозможно выделить и практически реализовать приоритеты, которым должны следовать процессы реформирования отечественной инновационной сферы.

Важнейшая функция инновационных предприятий - осуществление посреднической роли между научно-технической и производственной сферами, обеспечение, почти автоматического экономического обмена между ними без всяких сбоев, в конкурентных условиях. Инновационные предприятия, помимо доведения продукта научно-технической деятельности до состояния, позволяющего использовать его в производственной сфере (через создание различных объектов инновационного продукта), осуществляют поиск коммерческого партнера, способного удовлетворить новую латентную общественную потребность, "чреватую" возможной прибылью. Таким образом, инновационные фирмы (предприятия) возникают как следствие общественной потребности в сокращении издержек, появляющихся в процессе трансформации продукта, созданного в научно-технической сфере, в продукт, создаваемый в хозяйственной сфере. Инновационные предприятия позволяют ликвидировать некоторые из затрат и сократить издержки производства, т. е. они выступают институциональной формой, обеспечивающей эффективное взаимодействие научно-технических институтов и частных хозяйствующих субъектов в рамках рыночных отношений. Сами инновационные предприятия выделяются как самостоятельные хозяйствующие субъекты, если их функционирование позволяет сократить затраты, которые вынуждены нести научно-технические институты и хозяйствующие субъекты, связанные с созданием инновационного продукта или доведением научно-технических новшеств до возможности их коммерческого использования. По содержательному признаку инновации разделяются на технические, экономические, организационные, управленческие, социальные. Особо следует выделить исследования, так как они во многих случаях носят характер фундаментального исследования, которые, как правило, организует и финансирует государство. От того, насколько государство организует и финансирует научную деятельность, зависят в первую очередь результаты фундаментальных исследований их внедрения в народном хозяйстве, а следовательно, и его эффективность.

Научная работа носит целевой характер, а исследования, проводимые в ней, нацелены на получение новых открытий или усовершенствование уже имеющихся открытий.

Научный процесс несет в себе новизну исследований, оригинальность, обоснованность -техническую, экономическую, экологическую и потребительскую.

Для научной деятельности преимуществом является наличие опыта, навыков исследования, стандартных способов и приемов.

Сами по себе теоретические исследования носят общий характер и не являются прикладными исследованиями. Теоретические исследования подразделяются на новые открытия, доработку и переработку уже имеющихся открытий. Опыт показывает, что более 90% теоретических исследований носят отрицательный характер, а из 10% оставшихся не все приемлемо для потребительского рынка.

Инновационное предпринимательство - многогранный вид экономической деятельности. В качестве предпринимателя выступают физические и юридические лица, осуществляющие следующие виды инициативной деятельности, связанные с воспроизводственным циклом инновационного продукта:

- создание инновационного продукта (собственно инновационное предпринимательство);

- выполнение посреднических функций (оказание услуг, связанных с продвижением инновационного продукта и его передачей от непосредственного создателя его потребителю);

- осуществление функций в финансовой сфере для обеспечения инновационной деятельности.

Будучи относительно самостоятельными данные виды предпринимательской деятельности в инновационной сфере дополняют друг друга, хотя и могут существенно различаться по организационно-правовой форме, по содержанию операций и способам их осуществления. Выбор формы инновационного предприятия зависит от личных пристрастий, сферы деятельности, наличия денежных средств.

К сильным сторонам малых инновационных предприятий относятся следующие:

- оперативное принятие управленческий решений, позволяющее сократить длительность инновационного цикла;

- низкий уровень накладных расходов, благодаря прямым и персональным контактам с ними;

- отсутствие бюрократических процедур в организации в виду минимальной управленческой иерархии предприятий.

Трудности в деятельности таких предприятий связаны с низким профессиональным уровнем менеджмента, ограниченными возможностями внешнего финансирования, низкой специализацией рабочих мест. Из-за отсутствия множества структурных подразделений, что связано с незначительной степенью разделения труда, малые инновационные предприятия не получают синергетический эффект. Многие экономисты связывают инновационное предпринимательство со способностью продвижения инноваций посредством рискового бизнеса, а к субъектам инновационного предпринимательства относят малые рисковые фирмы, способные реализовать коммерчески привлекательные новшества и получить на этой основе прибыль. Однако помимо малых форм инновационного предпринимательства (типичными представителями являются венчурные предприятия, создаваемые для апробации, доработки и доведения до промышленной реализации рисковых нововведений), функционируют средние и крупные организационные формы инновационного предпринимательства. Как малые, так и средние формы инновационных предприятий могут быть представлены следующими организациями:

- деловой центр (бизнес-инкубатор), содействующий развитию совместного предпринимательства и обеспечивающий управление и услуги в юридической, бухгалтерской, экономической и другой деятельности малым предприятиям;

- внедренческая фирма, специализирующаяся на внедрении, патентовании и лицензировании, продвижении на рынок научно-технических новшеств и объектов инновационной деятельности, доведении изобретений до коммерческого использования и продаже лицензий. Крупные инновационные предприятия отличаются консервативностью и медленно реагируют на новые общественные потребности и коммерчески выгодное воплощение новых идей в рыночный продукт. Высокая эффективность малых инновационных предприятий объясняется оперативным реагированием на новые научные идеи и на решение конкретных проблем, связанных с получением конечного результата от реализации инновационного продукта.

Эффективность работы крупных инновационных предприятий повышается при:

- возможности масштабного использования инноваций;

- наличии жесткой конкуренции на уже освоенных

- рынках, требующей крупных вложений для продвижения инноваций;

- высоких начальных издержках в производстве инновационного продукта;

- необходимости использования сложных технических систем, проведении длительных процедур испытания, апробации, лицензирования и сертификации инновационного продукта. К крупным организационным формам инновационного предпринимательства относятся научно-технические комплексы, инженерные центры, научно-технические кооперативы, технополисы и научно-технологические парки (технопарки), исследовательские консорциумы и инкубаторы, на средства которых осуществляется коммерционализация инновационного продукта. Крупные формы инновационного предпринимательства способствуют развитию наукоемкого производства, осуществлению трансферта технологий для скорейшего внедрения среди экономических агентов национальной экономики. Поддержка инновационного предпринимательства должна способствовать преодолению субъектами инновационной деятельности барьеров организации, коммуникации, компетенции.

2. Формирование систем инновационного предпринимательства в Российской Федерации

Становление рыночных отношений в РФ сопровождалось: приватизаций государственной и муниципальной собственности, разрушением старых производств, сокращением объемов производства, отменой системы централизованного планирования, ростом числа неплатеже-способных предприятий и организаций, уменьшением количества научных учреждений и институтов, а также научных сотрудников, ростом числа безработных и т. д. Все это коренным образом изменило хозяйственный механизм научно-технического прогресса, что, в свою очередь, существенно сказалось на темпах и структуре научно-исследовательских, опытно-конструкторских и проектно-изыскательских работ, на разработке и внедрении нововведений (инноваций), без которых нормальная предпринимательская деятельность невозможна.

Организация в бизнесе имеет собственную логику развития, свои закономерности, свою статику и динамику. Для бизнеса при этом чрезвычайно важным является возможность организации сохранять баланс между происходящими в ней качественными изменениями и необходимостью устойчивости в каждый период времени. Сохранению устойчивости организации прежде всего способствует наличие связи идеи организации, родившейся в прошлом и ее миссии в настоящем и будущем. Кроме того, принципиальное значение имеет и наличие согласованной стратегии развития компании, которая служит основой для построения всех организационных процессов и механизмов. Не менее важную роль для сохранения организацией устойчивости играет и наличие баланса между разными сферами организационной жизни: маркетингом, финансами, технологическими цепочками и персоналом. При этом особое место отводится корпоративной культуре, от которой во многом зависит эффективность развития компании в целом.

Изучение практики регулирования инновационного предпринимательства в России показало, что используемые методы позволили возродить этот вид деятельности в стране, но не способствуют его дальнейшему развитию. Первый этап регулирования был связан со снятием запретов на предпринимательскую деятельность и созданием для нее соответствующих условий. Это оказалось достаточным для включения в инновационную предпринимательскую деятельность наиболее инициативных людей, обладающих определенным деловым и коммерческим опытом, приобретенным как в результате их прошлой профессиональной деятельности, так и в теневой экономике. В настоящее время предпринимательский потенциал данной категории населения полностью задействован, и для дальнейшего развития инновационного предпринимательства необходимы новые людские ресурсы. В то же время многие традиционные предприятия недостаточно загружены, их оборудование простаивает. Вовлечение ресурсов данных предприятий в инновационную предпринимательскую деятельность может стать важным импульсом для ее активизации.

До настоящего времени редко можно найти российскую компанию, полностью соответствующую уровню внутрифирменного инновационного предпринимательства, хотя элементы его встречаются все чаще.

Само понятие «внутреннее предпринимательство» в свое время нашло отражение в идее хозрасчета, где каждое подразделение получало возможность действовать как самостоятельный хозяйствующий субъект.

На схожих принципах строится работа и бизнес -организации на этапе «внутреннего предпринимательства»: каждый из бизнесов внутри компании или каждое ее структурное подразделение начинает функционировать как маленькое инновационное предприятие, оцениваемое по экономическим показателям. Однако более глубокий анализ позволяет выявить и достаточно принципиальные различия в подходах.

Корпоративная культура компании на этапе «внутреннего инновационного предпринимательства» строится таким образом, что приоритет бизнесов над всеми остальными подразделениями принимается полностью. Ценность результата и уважение к человеку, способному его добиться, становятся базисом формирования организационных отношений. При этом, наряду с ростом значения прагматических ориентаций и установок, в компании появляется и тот самый дух всеобщей инициативы, активности и даже эйфории, характерный для этапа «тусовки». В основе такого подъема лежит обретенная в этот период свобода действий, которую так ограничивала «механизированная» организация и которая теперь дает людям массу возможностей для самореализации через собственную активность и инициативу.

Кризис организации на этапе «внутреннего предпринимательства» обусловлен несколькими обстоятельствами. Прежде всего, он связан с тем, что с течением времени разные направления бизнеса, существующие в одной компании, отдаляясь друг от друга, либо вступают в борьбу между собой за ограниченные ресурсы, либо даже стремятся к выходу из подчинения головной организации и полной самостоятельности. Первое имеет своей причиной вполне понятное желание менеджеров каждого бизнеса в первую очередь развивать именно свое направление. При этом в случае отсутствия резких различий между бизнесами по уровню доходности установить приоритеты оказывается достаточно сложно. Каждый же считает, что только его направление должно стать приоритетным для всей организации, и эта эгоцентрическая позиция мешает ему увидеть ситуацию в более широком контексте.

Принципиальным моментом в развитии кризиса инновационной организации может оказаться и маркетинг. Хотя каждое отдельное направление в организации такого рода делает все возможное для того, чтобы точно попасть в рынок со своим предложением, критическими могут оказаться промахи на уровне генеральной стратегии развития компании.

И, наконец, еще об одном моменте, который для сегодняшнего уровня развития российского инновационного бизнеса часто становится принципиальным. Речь идет о том, что найти человека на позицию управляющего бизнесом очень непросто. Те люди, которые обладают предпринимательской жилкой и готовы брать на себя ответственность, стараются начать свой собственный бизнес. Тех, кто сознательно идет на позицию наемного управляющего, в настоящее время на рынке труда серьезно не хватает. Но если все же удастся подобрать соответствующую кандидатуру, то стоит иметь в виду, что энергетики и мотивации одного человека будет достаточно для развития какого-то определенного количества направлений, однако со временем произойдет мотивационное насыщение как результат психологически напряженной и ответственной работы, а также простого физического утомления. В ситуации же отсутствия управляющих-профессионалов именно данное обстоятельство может стать критическим для организации. Ведь, как сказал один из руководителей крупнейшего российского банка: «Зачем нам покупать еще собственность - потом же придется искать того, кто будет готов взять на себя ответственность». В западной, да уже и в российской практике приходилось встречаться со случаями мотивации управляющих через предложение им доли собственности и введение их в состав акционеров. Такое решение часто дает позитивные результаты, однако имеет и свои ограничения, как психологические, так и с точки зрения бизнеса.

В мировом бизнесе существует еще один качественный уровень организационного развития, который практически не встречается в отечественных бизнес -организациях - этап «управления качеством». «Управление качеством» - это такой уровень организационного развития бизнеса, при котором генеральной стратегией компании становится захват стратегических приоритетов на рынке через задание своих стандартов качества. Это означает, что количественное наращивание своего потенциала и своей финансовой мощи становится для бизнес-организации естественным следствием приоритетной задачи выхода на рынок с продукцией высшего качества, отвечающей всем требованиям клиентов. Такая продукция становится эталоном для других компаний, работающих в данной рыночной нише, которые вынуждены теперь тянуться за лидером, задающим стандарты качества для всех остальных.

Организация в бизнесе имеет собственную логику развития, свои закономерности, свою статику и динамику. Для бизнеса при этом чрезвычайно важным является возможность организации сохранять баланс между происходящими в ней качественными изменениями и необходимостью устойчивости в каждый период времени. Сохранению устойчивости организации прежде всего способствует наличие связи идеи организации, родившейся в прошлом и ее миссии в настоящем и будущем. Кроме того, принципиальное значение имеет и наличие согласованной стратегии развития компании, которая служит основой для построения всех организационных процессов и механизмов.

Без осуществления соответствующих изменений инновационная организация не сможет выйти на новый уровень развития бизнеса, ради которого и создается.

Несмотря на проведенные в последнее десятилетие преобразования, российская экономика продолжает пребывать в состоянии глубокого кризиса. Велика безработица, особенно в монопрофильных городах (с единственным крупным предприятием).

Российские промышленные предприятия, сохранившиеся с советских времен, устарели морально и физически. Многие из них имеют поистине гигантские размеры. До сих пор, по данным американских экономистов, среднее по числу работающих российское предприятие в 10 раз больше среднего американского предприятия при существенно более низкой производительности труда.

Поскольку финансовых средств на реиндустриализацию в стране нет, она будет осуществляться, по-видимому, путем создания сравнительно небольших предприятий на основе всемерного развития инновационного предпринимательства.

Серьезным препятствием на пути к предпринимательству в России является отсутствие соответствующим образом подготовленных к этому виду деятельности людей.

В США создана и развивается целая система подготовки предпринимателей. Ничего подобного в России пока нет.

На сегодня издано множество книг о менеджменте, но о предпринимательстве, как и об инновационной деятельности, говорится лишь вскользь, часто они едва упоминаются. По-видимому, считается, что эти категории имеют к экономике только побочное отношение.

Творческие аспекты современного предпринимательства не обсуждаются совсем. Это, в частности, поиск и анализ инновационных возможностей, генерирование идей продуктов и услуг, а также методы решения многообразных творческих проблем, стоящих на пути к успеху, включая инновационный дизайн, разработку предпринимательских стратегий, создание команд предпринимательского менеджмента и т.д.

Требуется обеспечить общетворческую подготовку будущих предпринимателей, практически приобщая их к тем методам творческой деятельности, психологическим, переборным или алгоритмическим, которые широко применяются в настоящее время во всем мире.

Последовательная реализация данного подхода к организации подготовки предпринимателей в/при российских вузах способна революционизировать всю отечественную систему инженерного и экономического образования.

Ввиду его сложности и многогранности задача создания системы обучения инновационному предпринимательству представляет собой подлинный вызов российской системе высшего образования.

Список использованной литературы

1. Барютин Л. С. Управление техническими нововведениями в промышленности. - Л.: Изд. ЛГУ, 2006.

2. Грачева М. В. Инновационная деятельность в промышленности: теория и практика в странах рыночной экономики и инновационные опросы российских предприятий. - М.: ИМЭМО РАН, 2004.

3. Ойши В. Основные принципы экономической политики. - М.: Прогресс, 2005.

4. Портер М. Международная конкуренция. - М., 2003.

5. Начинающему инноватору. Инновационное предпринимательство, его риски и обеспечение безопасности. «Бизнес», №11\2002

6. Миндели Л.Э., Пиния Л.К. Малое и среднее инновационное предпринимательство: условия развития и международные отношения, М.: АМБА, - 2004.