Главная              Рефераты - Маркетинг

Книга: Основные понятия маркетинга

Раздел 1

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ МАРКЕТИНГА

Вопрос 1 ПОНЯТИЕ МАРКЕТИНГА

Ответ

Это английское слово не имеет аналогов в русском языке. Оно проис& ходит от многозначного слова «market», которое как существительное означает «рынок», а как глагол переводится фразой «находить рынки сбыта». Можно перевести термин «marketing» как «процесс, связан& ный с рынком» (во многих словарях его и переводят как «продажа, торговля», имея в виду основные процессы, происходящие на рынке). Однако общеизвестно, что существует великое множество «рыночных процессов» — исследование поведения потребителей, изучение кон& курентов, разработка новых товаров и услуг, ценообразование, стиму& лирование сбыта и т. д. Следовательно, мбркетинг должен включать в себя комплекс самых разнообразных видов деятельности, сопровож& дающих взаимодействие двух важнейших рыночных категорий — «спроса» и «предложения».

Правилами современного русского языка допускается произнесе& ние слова «маркетинг» с ударением как на первом, так и на втором слоге.

Сложность понятия «маркетинг» привела к необходимости рас& смотрения его философских, экономических, управленческих и юри& дических аспектов.

Маркетинг в философском смысле представляет собой образ мыш& ления, ориентирующий предпринимательство на создание благ для удовлетворения общества.

Экономическая трактовка маркетинга связана с рассмотрением по& лезности блага в экономических категориях затрат и доходов.

Маркетинг как категория управления представляет собой концеп& цию управления организацией, согласно которой вся ее деятельность

Вопрос 1. Понятие маркетинга

в интересах достижения поставленных целей направлена на удовлет& ворение существующих и перспективных требований рынка. Говоря иными словами, маркетинг можно рассматривать как интегративную функцию менеджмента.

Юридический аспект маркетинга в первую очередь связан с рас& смотрением такой стороны полезности блага, как право собственно& сти на него, передаваемое производителем потребителю напрямую или через посредников.

За более чем вековой период существования маркетинга как науки было сформулировано более 2 тыс. его определений. Вот лишь неко& торые из них:

1. Маркетинг — суть философии бизнеса, который направляет про& цесс распознавания и удовлетворения потребностей индивидов и организаций через транзакции, выгодные для всех сторон (Все мирная маркетинговая ассоциация ).

2. Маркетинг — социальный и управленческий процесс, в ходе ко& торого отдельные лица и группы лиц получают все, что им необ& ходимо для удовлетворения своих потребностей, за счет создания и обмена товарами и ценностями (Ф. Котлер, В. Вонг, Д. Сондерс , Г. Армстронг , «Основы маркетинга »).

3. Маркетинг — система управления производственно&сбытовой деятельностью организации, направленная на получение прием& лемой величины прибыли посредством учета и активного влия& ния на рыночные условия (Е. Голубков, Программа «Руководитель в условиях рынка »).

Правильным можно считать любое определение, в котором содер& жится указание на два момента:

удовлетворение запросов потребителей;

преследование собственных интересов при удовлетворении по& требностей своих клиентов.

В настоящее время разработан целый ряд классификаций опреде& лений маркетинга. Например, с иерархической точки зрения марке& тинг является трехуровневой системой:

на высшем уровне маркетинг представляет собой философию бизнеса ;

на среднем уровне — комплекс инструментов, необходимых для функционирования организации в конкурентной среде ;

на низшем уровне — элемент системы управления организацией .

Основные категории маркетинга приведены на рис. 1.

Рынок — институт или механизм, который сводит вместе покупате& лей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) конкретного товара или услуги.

Потребность — объективное состояние субъекта, выражающее не& соответствие между необходимым (представляющимся необходимым) и имеющимся в наличии, побуждающее субъект к активности по устра& нению данного несоответствия.

Товар — комплекс осязаемых и неосязаемых свойств, которые по& купатель приобретает для удовлетворения своих потребностей.

Обмен — получение желаемого блага в ответ на передачу другого объекта. Маркетинг преимущественно имеет дело со сделками — ком& мерческим обменом ценностями между двумя сторонами.

Потребительская ценность — соотношение между преимущества& ми, получаемыми в результате покупки и использования товара, и за& тратами на его приобретение.

Удовлетворенность потребителя — соответствие свойств товара ожиданиям потребителя.

Рис. 1. Основные категории маркетинга

Вопрос 2. Категории маркетинга. Рынок

Вопрос 2 КАТЕГОРИИ МАРКЕТИНГА. РЫНОК

Ответ

Рынок — институт или механизм, который сводит вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) конкретного то вара или услуги.

Под спросом в маркетинге понимают платежеспособное желание потребителя удовлетворить свою потребность.

Конкурентная структура рынка может рассматриваться с точки зре ния предложения (табл. 1) и с позиций, учитывающих характеристи ки как предложения, так и спроса (табл. 2).

Таблица 1

Конкурентные формы рынка (позиция предложения)

Характеристики Формы рынка
чистая конкуренция монополистическая конкуренция олигополия чистая монополия
Количество производителей Огромное Большое Несколько Один
Тип продукции Однородная Дифференцированная Однородная/ дифференцированная Уникальная
Вступление в отрасль Препятствий нет Сравнительно легкое Существуют значительные препятствия Блокировано
Контроль цены Отсутствует Некоторый, но в довольно узких пределах Ограничен взаимной зависимостью Значителен

Таблица 2 Конкурентные формы рынка (с позиций спроса и предложения)

Количество продавцов Количество покупателей
один несколько много
Один Двусторонняя монополия Ограниченная монополия Монополия
Несколько Ограниченная монопсония Двусторонняя олигополия Олигополия/монополистическая конкуренция
Много Монопсония Олигопсония Свободная конкуренция/ монополистическая конкуренция

Товарный рынок — система экономических связей между произво& дителями и потребителями товара, а также между производителями. Основной формой связей первого типа является купля&продажа, вто& рого — конкуренция.

С позиций маркетинга рынок представляет собой совокупность существующих (реальных) и потенциальных покупателей товара.

Характеристики рынка

Потенциал рынка — предельная величина спроса на рынке. Потен& циал рассчитывается исходя из трех предположений:

каждый, кто может пользоваться товаром, им пользуется;

пользователь применяет товар при каждой возможности его ис& пользования;

каждый пользователь при каждом применении использует опре& деленный объем товара (норму).

Емкость рынка — количество реализуемого при текущем уровне цен товара в течение определенного отрезка времени.

В общем случае величина емкости рынка определяется двумя фак& торами — нормой потребления товара и числом потребителей.

В натуральном выражении емкость рынка определяется по следую& щей формуле:

Q = n × c × p ,

где n — число потенциальных потребителей товара; с — доля реальных потребителей товара среди потенциальных потребителей; q — норма потребления товара одним реальным потребителем.

В стоимостном выражении емкость рынка рассчитывается по сле& дующей формуле:

R = n × c × q × p ,

где n — число потенциальных потребителей товара; с — доля реальных потребителей товара среди потенциальных потребителей; q — норма потребления (в единицах товара) одним реальным потребителем; p — средняя цена единицы товара.

К дополнительным параметрам, влияющим на величину емкости рынка, например, относятся:

эластичность спроса;

объем запасов товара у потребителей;

физический износ товара;

Вопрос 2. Категории маркетинга. Рынок

моральный износ товара;

наличие товаров&аналогов и товаров&субститутов.

Доля рынка ,принадлежащая компании — производителю товара, рассчитывается как отношение объема продаж товара компании к об& щему объему продаж товара на рынке, выраженное в процентах.

В последнее время принято отдельно рассматривать долю рынка торговой марки (бренда), которая определяется по следующей фор& муле:

Доля А = Уровень пр × Уровень экс × Уровень инт ,

где Доля А — доля рынка для торговой марки (бренда) А; Уровень пр уровень проникновения (доля покупателей марки (бренда) А в общем числе приобретающих товары — аналоги других марок); Уровень экс — уровень эксклюзивности (доля марки (бренда) А в общем объеме при& обретений покупателей товаров данной категории); Уровень инт — уро& вень интенсивности (отношение среднего объема закупки марки (брен& да) А одним покупателем к среднему объему закупки данного вида товара на одного покупателя).

Вопрос 3 КЛАССИФИКАЦИЯ ТОВАРНЫХ РЫНКОВ

Ответ

Товарные рынки весьма разнообразны. Примеры классической клас& сификации товарных рынков приведены в табл. 3.

Таблица 3 Классификация товарных рынков

Классификационный признак Тип рынка
Применительно к классической трактовке понятия «товар»
1 Территориальный охват

Внутренний

Национальный

Региональный

Мировой (глобальный)

2 Характер конечного потребления

Рынок товаров производственного назначения

(рынок В2В, от англ. business-to-business, т. е. бизнес — бизнесу)

Рынок потребительских товаров (рынок В2С, от англ. business-to-consumer, т. е. бизнес — потребителю)

3 Характер взаимоотношений между продавцами и покупателями

Открытый

Закрытый

Преференциальный

4 Структура экономики страны

Рынки стран — экспортеров сырья

Рынки развивающихся стран

Рынки промышленно развитых стран

5 Товарно-отраслевой

Машин и оборудования

Топливно-энергетический

Продовольствия

И т. д.

6 Форма торговли

Розничный

Оптовый

7 Наличие товара

Наличный

Фьючерсный

Применительно к современной расширенной трактовке понятия «товар»
8 Вид товара

Рынок товаров

Рынок услуг

Рынок идей

Рынок «мест» (зон хозяйственной деятельно-сти, мест отдыха, земельных участков)

Рынок персон

Вопрос 4. Категории маркетинга. Потребность

Вопрос 4 КАТЕГОРИИ МАРКЕТИНГА. ПОТРЕБНОСТЬ

Ответ

Многие маркетологи (прежде всего Ф. Котлер) используют три поня& тия — «нужда», «потребность», «запрос». С их точки зрения, основу этого комплекса составляет нужда — испытываемый человеком недо& статок в чем&либо. Потребность — это форма нужды, которая приобре& тается в результате влияния внешней среды и личностных особенностей человека. Потребность, подкрепленная покупательной способностью, получила название «запрос ».

В нашей трактовке потребность — объективное состояние субъек& та, выражающее несоответствие между необходимым (представля& ющимся таковым) и имеющимся в наличии, побуждающее субъект к активности по устранению данного несоответствия (испытываемый в чем&либо недостаток).

Потребность существует в рамках системы потребления, образуемой тремя элементами (рис. 2):

субъектом потребности;

объектом потребности;

способом удовлетворения потребности.

Рис. 2. Схема связей элементов в системе удовлетворения потребности

Потребность представляет собой субъектно&объектное отношение, в котором субъект и объект потребности являются равнозначными взаимообусловленными элементами.

Объект потребности является носителем несоответствия (пассив ным источником потребности).

Субъект потребности выступает активным источником потребно& сти: именно в его сознании формируется отношение к объекту (фор& мулируется потребность).

Способ удовлетворения потребности представляет собой актив& ность субъекта, направленную на объект с целью удовлетворения по& требности. Способ подразумевает выполнение определенного процесD са (комплекса действий), приводящего к устранению несоответствия. Процесс реализуется при помощи определенного средства или комп& лекса средств удовлетворения потребности.

Характеристики и особенности объекта потребности определяют процесс ее удовлетворения. Субъект потребности в соответствии со своей платежеспособностью и образом жизни выбирает средства, не& обходимые при выполнении данного процесса.

Процесс удовлетворения потребности, как и любой процесс, т. е. последовательное изменение некого явления, описывается с помощью следующих характеристик:

длительности (времени прохождения);

интенсивности;

условий прохождения (например, для материальных потребно& стей — технологии процесса).

Анализ потребности в рамках предложенной схемы дает товаропро& изводителю следующие возможности:

выявить альтернативные способы удовлетворения потребности, а следовательно — смежные области конкуренции;

установить максимально значимые характеристики субъекта по& требности для последующего сегментирования рынка;

определить общие требования потребителей к средству удовлет& ворения потребности, что позволит в большей степени конкрети& зировать технические задания на разработку и модификацию продукции.

Вопрос 5. Классификация потребностей

Вопрос 5 КЛАССИФИКАЦИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ

Ответ

В человеческом обществе формируется и развивается система потреб& ностей, имеющая сложную структуру и отличающаяся многообразием образующих ее элементов, что вызывает необходимость классифи& кации потребностей. Существует огромное количество классифика& торов потребностей. Наиболее распространенные из них приведены в табл. 4–6.

Таблица 4

Общая классификация потребностей

Классификационный признак Виды потребностей Пояснение
1.1 Степень конкретизации

Общие

Конкретные

Рассматриваются вне связи с какими-либо благами Предполагают наличие определенных благ, удовлетворяющих определенную общую потребность
1.2 Сфера проявления

Материальные

Духовные

Проявляются в материальной сфере жизнедеятельности Проявляются в духовной сфере жизнедеятельности (чаще удовлетворяются продуктами духовной деятельности)
1.3 Воспроизводимый фактор производства

Производственные

Личные

(индивидуальные)

Обусловлены необходимостью воспроизводства средств производства Обусловлены необходимостью воспроизводства жизненных сил человека

Таблица 5 Классификация производственных потребностей

Классификационный признак Виды потребностей
2.1

Условия возникновения

Отраслевые

Смежно-отраслевые

Разноотраслевые

2.2 Целевое назначение

Установочные

Модернизационные

Реновационные

Окончание табл. 5

Классификационный признак Виды потребностей
2.3

Массовость распространения

Массовые

Специальные

Уникальные

Таблица 6 Классификация индивидуальных потребностей

Классификационный признак Виды потребностей
3.1 Генетический Биогенные Социогенные
3.2 Природа возникновения

Основные

Прямо индуцированные

Косвенно индуцированные

3.3 Причина возникновения

Естественные

Импульсные

«Внушенные»:

модой рекламой

другими потребителями

4.1 Степень интенсивности

Слабоинтенсивные

Нормальные

Повышенной интенсивности

Ажиотажные

5.1

Распространенность

а) географическая

б) социальная

Всеобщие

Региональные

Внутри страны

Локальные

Всеобщие

Национальные

Социально-групповые

Внутригрупповые

6.1 Временные параметры

Остаточные

Текущие

Перспективные

Дальнесрочные

7.1 Глубина общественного осознания

Неосознанные

Единично осознанные

Частично осознанные

Осознанные всеми потенциальными потребителями

8.1 Сложившееся общественное мнение

Социально негативные

Социально нейтральные

Социально позитивные

Вопрос 6. Категории маркетинга. Обмен и отношения

Вопрос 6 КАТЕГОРИИ МАРКЕТИНГА. ОБМЕН И ОТНОШЕНИЯ

Ответ

Обмен — получение желаемого блага в ответ на передачу чего&либо взамен. Иногда обмен рассматривают как процесс создания ценности, так как в нем обычно выигрывают обе стороны.

Существует 5 основных условий осуществления обмена.

1. Наличие как минимум двух сторон (партнеров по обмену).

2. Обладание каждой из сторон чем&то, представляющим ценностьдля другой стороны.

3. Готовность каждой из сторон к сотрудничеству.

4. Взаимовыгодность (каждая сторона должна считать предложе&ние об обмене возможным или выгодным).

5. Добровольность (каждая сторона вправе принять или отвергнутьпредложение об обмене).

Стороны, участвующие в обмене, обычно ведут переговоры о его условиях, поэтому обмен можно рассматривать не только как едино& временный акт, но и как процесс. Обмен происходит при достижении согласия. Такой обмен ценностями между двумя или более сторонами называется транзакцией (сделкой) .

Маркетинг преимущественно имеет дело с денежными транзакцияD ми — коммерческим обменом ценностями между двумя сторонами. Од& нако существует обмен и без участия денег — бартер, при котором про& исходит обмен ценностями (например, товарами). Любая экономика представляет собой совокупность рынков, объединенных обменными процессами (рис. 3).

Транзакционный маркетинг является составной частью более широ& кого понятия — маркетинга отношений. Целью организации переста& ет быть максимизация прибыли от каждой отдельной сделки. Вместо этого маркетинговые усилия направляются на создание маркетинго& вой сети, объединяющей не только производителя и потребителей товара, но и прочие «заинтересованные стороны»: поставщиков, тор& говые предприятия, исследовательские компании, рекламные агент& ства — всех, с кем у товаропроизводителя налажены взаимовыгодные деловые отношения.

Рис. 3.