Главная              Рефераты - Маркетинг

Эффективные методы ассортимента продукции - курсовая работа

Аннотация

Курсовая работа состоит из 36 страниц и включает в себя 2 схемы, 3 графика и 4 таблицы.

Ключевые слова: ассортимент, глубина ассортимента, полнота ассортимента, степень обновления ассортимента, структура ассортимента, номенклатура ассортимента, обязательный ассортимент, промышленный ассортимент, торговый ассортимент, товары сложного ассортимента,ассортиментная концепция, ассортиментная политика, формирование ассортимента, рентабельность, ранг продукции, точка безубыточности, операционный рычаг, матрица БКГ, сопряжённый экономический эффект.

The summary

Course work consists of 36 pages. It includes 2 schemes, 3 schedules and 4 tables.

Keywords: assortment, depth of assortment, completeness of assortment, a degree of updating of assortment, structure of assortment, the nomenclature of assortment, obligatory assortment, industrial assortment, trading assortment, the goods of difficult assortment, assortmentthe concept, assortmenta politics, formation of assortment, profitability, a rank of production, a point of break-even, the operational lever, matrix БКГ, the interfaced economic benefit.

Содержание

Введение . 5

Глава 1. Теоретическая часть . 7

Понятие ассортимента продукции. 7

1.2Формирование ассортимента продукции. 9

1.3Ассортиментная политика предприятия. 11

1.4 Методы формирования ассортимента продукции. 12

1.4.1 Метод операционного рычага. 12

1.4.2 Метод ранжирования ассортимента продукции на основе матрицы БКГ. 14

1.4.3 Метод линейного программирования. 16

Глава 2. Проектная часть . 17

2.1Исходная информация. 17

2.2. Метод валовой маржи. 18

2.2.1 Исследование структуры затрат предприятия. 18

2.2.2 Расчет элементов операционного рычага. 19

2.2.3 Увеличение объемов реализации. 21

2.4Сокращение расходов и увеличение объемов реализации. 21

2.5Изменение ассортимента продукции. 22

2.6Расчет риска по выбранной стратегии выхода из кризиса. 23

2.3Метод ранжирования ассортимента продукции на основе матрицы БКГ. 25

2.3.1Расчет данных для ранжирования. 26

2.3.2Матрица БКГ. 26

2.4Метод линейного программирования. 28

2.4.1Исходные данные и решение проблемы оптимизации симплексным методом.. 28

Заключение . 31

Список используемой литературы .. 33

Глоссарий . 34


Введение

К важнейшим особенностям развития общественного производства в настоящее время следует отнести усложнение протекающих социально-экономических процессов и связанное с этим усиление нестабильности организационной среды и условий предпринимательской деятельности. Возросшая неопределенность различных производственных ситуаций, возникающих на предприятиях, вызывает необходимость принятия руководителями рискованных решений. Оправдывает их способность к более широкому распространению вероятностных методов в системе управления хозяйственными процессами, требующими более тщательного отбора и анализа производственной информации. В связи с этим весьма актуально изучение различных форм и факторов социально-экономической неопределенности, разработка методов управления в условиях возросшей нестабильности организационно-экономической среды, исследование путей интенсификации в такой сложной и неопределенной обстановке.

То, что в настоящее время происходит усиление нестабильности производственной среды, отмечали многие ученые. Так, И. Ансофф, анализируя нестабильность условий предпринимательской деятельности в США, выделил несколько последовательных стадий ее нарастания на протяжении XX века.

Качественно новый уровень неопределенности, нестабильности и изменчивости организационно-экономической среды, высокий уровень сложности экономических процессов требуют поиска новых методов и способов управления хозяйственными процессами. Для эффективного осуществления процесса управления российским предприятием в условиях перехода к рыночным отношениям целесообразно придерживаться концепции гибкого планирования производством, в т. ч. концепцией стратегического, системного, нормативного планирования и т.д. (классическим примером гибкого подхода является использование в развитых странах в практике стратегического планирования и прогнозирования развития фирмы матрицы возможностей по товарам-рынкам, матрицы «Бостон консалтинг групп» и др.).

Только таким образом можно осуществить с достаточной степенью надежности управление производственным процессом в неустойчивой экономической среде.

В рыночной экономике, предполагающей наличие права у предпринимателей на самостоятельный выбор производимой продукции (оптовых закупок в торговле), формирование цен на нее, а в торговле наценок (скидок) на основе производимых затрат и сложившейся рыночной конъюнктуры на этапе формирования структуры товарного ассортимента возникает потребность в методах его выбора для получения максимальной прибыли в условиях неопределенности и риска.

Объектом исследования является АО «Радуга». Это коммерческое предприятие, специализирующееся на производстве канцелярских товаров. В ассортимент входят ручки, карандаши, линейки. Данная организация в настоящее время находится в убыточном состоянии и рискует понести большие потери.

Целью курсовой работы является формирование ассортимента выпускаемой продукции посредством применения различных методов отбора наиболее эффективных в отношении рентабельности видов продукции таким образом, чтобы добиться перехода предприятия из убыточного состояния в зону прибыли; а также планирование программы производства, оптимальной с точки зрения использования ресурсов и максимизации прибыли.

Для достижения главной цели, то есть вывести предприятие из убыточного состояния, а также для получения максимальной прибыли в курсовой работе нашли применение следующие методы:

· планирование продукции с помощью операционного рычага;

· ранжирование ассортимента продукции на основе матрицы «Бостон консалтинг групп»;

· линейное программирование.

Глава 1. Теоретическая часть

1.1 Понятие ассортимент а продукции

В процессе движения от изготовителя до потребителя определенное количество товарной массы сосредотачивается на складах готовой продукции изготовителя, в пунктах отправления и назначения, транспортных средствах, на складах посреднических организаций и потребителей. Товар здесь располагается не хаотично, а согласно соответствующим признакам, воплощенным в понятие ассортимент.

Для обеспечения полного удовлетворения потребностей потребителей, необходимо не только выполнение плана по общему объему выпуска, но и в ассортименте, и по номенклатуре.

Совокупность всех ассортиментных групп товаров, изготовляемых фирмой, определяет так называемый товарный ассортимент.

Товарный ассортимент имеет огромное социально-экономическое значение, поскольку от него зависит полнота удовлетворения потребительского спроса и качество торгового обслуживания субъектов рынка.

Ассортимент товаров характеризуется

· широтой (количество изготовляемых ассортиментных групп);

· глубиной (количество ассортиментных позиций в ассортиментной группе);

· насыщенностью (количество ассортиментных позиций во всех ассортиментных группах);

· гармоничностью (степень близости товаров различных ассортиментных групп с точки зрения их потребителя или каких-то иных показателей).

Оптимальный ассортимент обеспечивает значительное повышение эффективности общественного производства, экономное расходование трудовых и материальных ресурсов. Ассортимент товаров может в определенной мере варьироваться, а выбор той или иной разновидности товаров обусловливается потребительной стоимостью, предпочтением потребителей тому или иному товару.

Структура ассортимента характеризуется удельным весом товарных групп, подгрупп, видов и разновидностей товаров в общей сумме товарооборота.

Различают производственный и торговый ассортимент товаров.

Торговый ассортимент, с точки зрения организации коммерческой работы с ним, можно подразделить по ряду признаков на следующие виды.

1. Товары простого ассортимента.

2. Товары сложного ассортимента.

3. В зависимости от частоты спроса, предъявляемого покупателями, товары подразделяются на товары повседневного, периодического и редкого спроса.

К товарам повседневного спроса относят хлеб, сахар, молоко, соль и некоторые другие. Эти товары являются предметами первой необходимости и приобретаются наиболее часто, ежедневно либо через несколько дней.

Товарами периодического спроса называются преимущественные изделия – одежда, обувь, головные уборы, ткани и др. (деликатесы, марочные вина и коньяки и т.п.), покупки которых населением производятся через более длительные промежутки времени.

Товарами относительно редкого спроса (срок службы которых превышает 5 лет) являются предметы длительного пользования, которые приобретаются населением наименее часто, эпизодически. К ним относятся мебель, телевизоры, радио, видеомагнитофоны, стиральные машины, мотоциклы и другие предметы искусства, ювелирные изделия. Подбор ассортимента по указанным видам позволяет рационально организовать торговлю, разграничить между магазинами зоны обслуживания, более правильно разместить и построить торговую сеть. Так, например, товары повседневного спроса, простого ассортимента должны быть максимально приближены к населению, находиться от него в пределах пешеходной доступности.

Продажа товаров сложного ассортимента, периодического спроса сосредотачивается в крупных торговых предприятиях (универмагах, супермаркетов и т.д.). Товары редкого спроса реализуются в небольшом количестве в специализированных магазинам или в магазинах элитного типа (магазинах-салонах, гипермаркетах и т.д.).

Среди торгового ассортимента выделяют также комплектные товары – гарнитуры мебели, лыжи, сервизы посуды многие технически сложные товары.

Таким образом, знакомство с различными видами ассортимента, его характеристиками, а также ролью ассортимента на рынке даст возможность в дальнейшем выбрать наиболее эффективный путь выхода предприятия из кризисной ситуации и планирования ассортимента таким образом, чтобы прибыль была максимальной. Но для правильного планирования ассортимента необходимо ознакомится с его технологией.

1.2Формирование ассортимента продукции

Искусство планирования ассортимента продукции состоит в умении воплощать уже имеющиеся и/или потенциальные технические и материальные возможности в продуктах, которые, принося производителю прибыль, обладают потребительской ценностью, удовлетворяющей потребителя. Иными словами, производитель не просто занят созданием и производством товаров, но также формированием клиентуры и удовлетворением ее специфических потребностей.

Формирование ассортимента — проблема конкретных товаров, определения соотношений между «старыми» и «новыми» товарами, товарами единичного и серийного производства, «наукоемкими» и «обычными» товарами. При формировании ассортимента возникают проблемы цен, качества, гарантий, сервиса, собирается ли производитель играть роль лидера в создании принципиально новых видов продуктов или вынужден следовать за другими изготовителями.

На построение торгового ассортимента в розничных торговых предприятиях влияет ряд экономических, социальных, демографических, природно-естественных, специфических и других факторов.

К экономическим факторам относят: денежные доходы населения и распределение их между отдельными группами населения; уровень розничных цен и их соотношение между отдельными видами и группами товаров; объемов и состав нетоварного поступления продуктов питания в семьи за счет личных подсобных хозяйств; степень обеспеченности населения предметами длительного пользования.

Социальные факторы – социальная и профессиональная структура обслуживаемого населения; уровень образования и культурного развития людей; исторические традиции, праздники, национальные обычаи народа, мода и др.

Демографические факторы: изменения численности населения и его состава по полу, возрасту, месту проживания; изменение размеров и состав семьи.

Природно-естественные факторы: климатические условия, продолжительность времен года, физиологические особенности человеческого организма в зависимости от пола, возраста и т.д.

К специфическим факторам относятся тип и размер магазина, его специализация, техническая оснащенность, условия товароснабжения, численность и состав обслуживаемого населения, транспортные условия и другие.

Формированию ассортимента предшествует разработка предприятием ассортиментной концепции. Она представляет собой направленное построение оптимальной ассортиментной структуры, товарного предложения, при этом за основу принимаются, с одной стороны, потребительские требования определенных групп (сегментов рынка), а с другой, — необходимость обеспечить наиболее эффективное использование предприятием сырьевых, технологических, финансовых и иных ресурсов с тем, чтобы производить изделия с низкими издержками.

Управление ассортиментом предполагает координацию взаимосвязанных видов деятельности — научно-технической и проектной, комплексного исследования рынка, организации сбыта, сервиса, рекламы, стимулирования спроса. Трудность решения данной задачи состоит в сложности объединения всех этих элементов для достижения конечной цели — оптимизации ассортимента с учетом поставленных стратегических рыночных целей предприятием. Если этого достигнуть не удается, то может получиться, что в ассортимент начнут включаться изделия, разработанные скорее для удобства производственных подразделений предприятия, нежели для потребителя.

Еще один важный элемент ассортимента – изъятие из программы неэффективных товаров. Изыматься могут товары, морально устаревшие и экономически, неэффективные, хотя и, возможно, пользующиеся некоторым спросом. Принятию решения об изъятии или оставлении товара в программе предприятия предшествует оценка качества показателей каждого товара на рынке. При этом необходимо учитывать объединенную информацию со всех рынков, где они реализуются, чтобы установить реальный объем продаж и уровень рентабельности (прибыльности) в динамике, которые обеспечивает изготовителю каждый из его товаров.

Принятие окончательного решения об изъятии товара из программы или о продолжении его реализации можно упростить, если уже на стадии разработки изделия установить количественные требования к нему: уровень (норматив) окупаемости, объем продаж и/или прибыли (с учетом полных затрат ресурсов). Если товар перестает отвечать этим критериям, то тем самым предопределяется и характер решения по его изъятию.

Товар, вовремя не изъятый из производственной программы, приносит большие убытки, требуя несоразмерно получаемым результатам затрат средств, усилий и времени.

Таким образом, если производитель не будет иметь четкой системы критериев изъятия товаров из производственно-сбытовой программы, и не будет систематически проводить анализ изготовляемых и реализуемых товаров, то его ассортимент неизбежно окажется «перегруженным» неэффективными изделиями со всеми вытекающими отсюда отрицательными последствиями для производителя.

1.3 Ассортиментная политика предприятия

Формирование и реализация ассортиментной политики необходимы для определения условий безубыточной работы предприятия, управления объемом прибыли с целью оптимизации налогообложения и прогнозирования собственных инвестиций в развитие бизнеса.

Ассортиментная политика — это одна из важнейших составляющих конкурентной стратегии предприятия. Вопрос о расширении (сужении) ассортимента выпускаемой (продаваемой) продукции может иметь различные решения в зависимости от целого комплекса конкретных условий: отрасль, товарная группа, размеры фирмы и прочие конъюнктурные составляющие.

Однако общие правила и зависимости могут и должны быть определены и сформулированы на основании анализа состояния и развития существующих сегментов рынка (внешние факторы) и финансовых изменений, происходящих внутри предприятия (внутренние факторы).

Выбор той или иной ассортиментной стратегии должен основываться на оценке изменений денежных потоков, вызванных изменением ассортимента, а также на прогнозе состояния денежных потоков в перспективе. Любое расширение ассортимента неизбежно влечет за собой увеличение расходов. При этом положительные финансовые результаты от изменений в ассортименте могут иметь место только в будущем.

Иногда целью расширения ассортимента (например, выпуск аксессуаров, сопутствующих товаров под существующей торговой маркой) может быть реклама. В таком случае расширение ассортимента должно рассматриваться, как и всякие операционные расходы — с точки зрения их влияния на денежные потоки и финансовые результаты.

В любом случае главным критерием при оценке решения о выпуске новой продукции или о сокращении существующей товарной номенклатуры должно быть изучение денежных потоков и финансовых результатов, полученных в связи с такими изменениями.

Формирование ассортиментной политики и ее реализация приобретают особое значение при наличии свободы выбора сферы и направления деятельности. Ассортиментная политика предполагает наличие информации о характеристиках сегментов рынков, товаров, покупательских предпочтений, динамики цен, макроэкономических тенденций, уровня внешнеэкономических связей с зарубежными странами. Все перечисленные факторы необходимы для определения условий безубыточной работы и управления массой прибыли с целью оптимизации налогообложения, прогнозирования возможных вложений собственных средств в развитие бизнеса.

1.4 Методы формирования ассортимента продукции

Существуют различные методы планирования ассортимента продукции. Наиболее распространенными из них являются:

· Метод операционного рычага

· Метод ранжирования ассортимента продукции на основе матрицы БКГ

· Метод линейного программирования

1.4.1 Метод операционного рычага

Метод операционного рычага.

Этот метод называется также операционным анализом, или анализом “Издержки – Объем – Прибыль”, широко применяемым в западных финансово-экономических исследованиях, где он носит название CVP-анализ (Cost – Volume – Profit).

Ключевыми понятиями операционного анализа являются: операционный (экономический) рычаг, порог рентабельности (точка безубыточности), закон финансовой прочности (устойчивости) предприятия.

Названные элементы следует дополнить маржинальным доходом, так как именно его использование позволяет оценивать операционные прогнозы на основе соотношений постоянных и переменных затрат, которые и определяют силу воздействия операционного рычага. Напомним, что чем больше уровень постоянных издержек, тем больше сила воздействия операционного рычага.

Исходными понятиями являются: переменные и постоянные издержки предприятия, выручка от реализации, объем произведенной продукции в натуральном выражении.

Широкое использование маржинального дохода в анализе позволяет формировать оптимальный ассортимент производства, определять цену, объем производства и продаж для получения планируемой прибыли, учитывать ограничения на ресурсы, финансовые возможности при выборе продукции, определять, какие из товаров выгоднее производить, а какие покупать; обосновывать выбор оборудования, технологий производства и др. Что касается критических соотношений, при маржинальном анализе выявляется не только критический объем продаж, соответствующий точке безубыточности, но и объем продаж, обосновывающий решения производить или покупать, выбор машин и оборудования, проводить или нет анализ эффективности технологий при планировании и прогнозировании производства.

Важнейшей составляющей операционного анализа является разделение затрат на переменные и постоянные. Хотя такое деление издержек лишь на два вида во многих случаях оказывается недостаточным для того, чтобы обеспечить обоснованность выработки ценовой и ассортиментной политики, а именно — определить наиболее выгодный ассортимент продукции и оптимальные цены, с максимальной эффективностью использовать производственные мощности.

Деление затрат на прямые и косвенные при определении промежуточной маржи не исключает некоторые неточности. Это связано с тем, что не только переменные и прямые постоянные, но и часть косвенных постоянных затрат может изменяться в связи с изменением выпуска отдельного вида продукции. Если, например, для увеличения выпуска производимых или налаживания производства новых изделий потребуется ввод дополнительных машин, оборудования и связанных с ними прямых затрат, в этом случае могут потребоваться и дополнительные косвенные расходы на обслуживание производства и управление. Поэтому промежуточная маржа, определенная на основе деления лишь на прямые и косвенные издержки, не всегда обеспечит точность обоснования выбора и, таким образом, может привести к ошибочному решению и, следовательно, к финансовым потерям. Поэтому, для выполнения задач операционного анализа, целесообразно ввести двухступенчатую оценку затрат и промежуточной маржи, что позволит иметь преимущества перед оперированием как валовой маржей, так и промежуточной маржей с прямыми и косвенными затратами.

1.4.2 Метод ранжирования ассортимента продукции на основе матрицы БКГ

Матрица «Бостон консалтинг групп» позволяет компании классифицировать
каждую ассортиментную группу по её доле на рынке относительно основных
конкурентов и темпам годового роста отрасли. Используя матрицу, фирма
может определить, во-первых, какое из её подразделений играет ведущую
роль по сравнению с конкурентами и, во-вторых, какова динамика её
рынков: развиваются они, стабилизируются или сокращаются.

В основе матрицы лежит предположение, что чем больше доля подразделения
на рынке, тем ниже относительные издержки и выше прибыль в результате
экономии от масштабов производства, накопления опыта и улучшения позиции
при заключении сделок.

Матрица выделяет четыре типа подразделений: «звёзды», «дойные коровы»,
«трудные дети» и «собаки», и предлагает стратегии для каждого из них.

«Дойная корова» занимает лидирующее положение в относительно зрелой или сокращающейся отрасли. Это подразделение обычно имеет преданных приверженцев из числа потребителей, и конкурентам их сложно переманить. Поскольку сбыт относительно стабилен, без значительных затрат на маркетинг и разработки «дойная корова» даёт больше наличных средств, чем необходимо для поддержания её доли на рынке. Эти деньги поддерживают
рост других подразделений компании. Маркетинговая стратегия ориентируется
на «напоминающую рекламу», периодические ценовые скидки, поддержание
каналов сбыта и предложение новых вариантов для стимулирования повторных
покупок.

«Звезда» занимает лидирующее положение в развивающейся отрасли. Основная цель - поддержать отличительное преимущество фирмы в условиях растущей конкуренции. «Звезда» даёт значительные прибыли, но требует больших
объемов ресурсов для финансирования продолжающегося роста. Долю на рынке
можно поддерживать или увеличивать за счет снижения цены, большего объема
рекламы, изменения продукции и/или более обширного распределения. По мере
того как развитие отрасли замедляется, «звезда» превращается в «дойную
корову».

«Трудный ребенок» незначительно воздействует на рынок в развивающейся отрасли. Поддержка со стороны потребителей незначительна, отличительные преимущества неясны, ведущее положение на рынке занимают товары конкурентов. Для поддержания или увеличения доли на рынке в условиях
сильной конкуренции нужны значительные средства. Компания должна решить,
следует ли расширить расходы на продвижение, активнее искать новые
каналы сбыта, улучшить характеристики и снизить цены или уйти с рынка.
Выбор стратегии зависит от того, верит ли фирма, что данное
подразделение может успешно конкурировать при соответствующей поддержке,
и во что обойдется такая поддержка.

«Собака» - это подразделение с ограниченным объемом сбыта в зрелой или
сокращающейся отрасли. Несмотря на достаточно длительное присутствие на
рынке, ему не удалось привлечь к себе достаточное количество
потребителей. Оно существенно отстает от конкурентов по сбыту,
структуре издержек и т. д. Компания, имеющая такое подразделение, может
попытаться выйти на специализированный рынок; извлечь прибыль
посредством ликвидации до минимума обеспечивающего обслуживания или уйти
с рынка.

1.4.3 Метод линейного программирования

Линейное программирование основано на решении системы линейных уравнений. Такие задачи отличаются альтернативностью решения и определенными ограничивающими условиями. Решить такую задачу — значит выбрать из всех допустимо возможных вариантов лучший, оптимальный. Для линейного программирования характерно: математическое выражение переменных величин, последовательность расчетов (алгоритм), логический анализ. При помощи данного метода можно спланировать ассортимент выпускаемой продукции. Для этого необходимо знать расход материальных, трудовых ресурсов, а также лимит ресурсов и уровень планируемой прибыли. Затем, обладая необходимыми данными, необходимо составить систему линейных уравнений. Проведя расчёты, определить оптимальный выпуск продукции.

Вывод: метод операционного рычага позволяет формировать оптимальный ассортимент производства, определять цену, объём производства и продаж для получения планируемой прибыли. С помощью матрицы БКГ можно определить позицию каждого вида продукции предприятия в координатах «рентабельность – доля продаж» и дать рекомендации по планированию выпуска изделий, выявить наиболее доходные виды товаров. При помощи метода линейного программирования можно спланировать ассортимент выпускаемой продукции, составив систему линейных уравнений с учётом определенных ограничивающих условий.

Таким образом, планирование производственного ассортимента – очень важная, серьёзная и ответственная коммерческая работа, которая требует изучения разных отраслей и умения анализировать различные пути выхода из кризисной ситуации.

Глава 2. Проектная часть

Объектом исследования является промышленное предприятие АО «Радуга», созданное на базе ранее действовавшей фабрики по выпуску бумажной продукции.

АО «Радуга» специализируется на производстве канцелярских товаров. В ассортимент АО «Радуга» входят три вида продукции: ручки, карандаши, линейки (A , B , C ).

2.1 Исходная информация

АО «Радуга» в настоящее время при объеме реализации 63636 руб . (включая налоги в размере 23%) несет убытки в размере 1520 руб .

Расходы АО «Радуга» по выпуску продукции, руб.

Переменные издержки: 35250

· сырье и материалы 18300

· производственная зарплата 10820

· начисления на фонд оплаты труда 2900

· прочие переменные расходы 3230

Постоянные издержки: 15270

· зарплата 6000

· начисления на фонд оплаты труда 1600

· аренда здания 800

· амортизационные отчисления 600

· прочие постоянные расходы 6270

В состав постоянных расходов по заработной плате входит зарплата контрольных мастеров в размере 2500 руб . (с отчислениями).

Воспользуемся тремя методами в расчетах по планированию ассортимента продукции: методом операционного рычага; методом ранжирования ассортимента продукции на основе матрицы БКГ; методом линейного программирования.

2.2. Метод валовой маржи

Конъюнктурные исследования показали, что аналогичные предприятия, работающие в тех же условиях, имеют прибыль на уровне 6,9% от оборота. С целью достижения этого результата руководство фирмы наметило четыре альтернативных выхода из критической ситуации:

1. Увеличение объема реализации.

2. Сокращение издержек.

3. Одновременное увеличение реализации и сокращения издержек.

4. Изменение ориентации реализации (выбор наиболее рентабельных изделий).

2.2.1 Исследование структуры затрат предприятия

Проведем анализ чувствительности по каждому из четырех направлений увеличения рентабельности, используя данные по основным видам продукции фирмы «Радуга», представленные в таблице 1.

Таблица 1

Структура затрат предприятия «Радуга» по видам продукции (руб.)

Показатель A B C ИТОГО

Выручка от реализации (без косвенных налогов)

Переменные издержки:

сырье и материалы

производственная зарплата

начисления на фонд оплаты труда

прочие переменные издержки

Постоянные издержки:

зарплата АУП

начисления

аренда

амортизационные отчисления

зарплата мастера с отчислениями

прочие постоянные расходы

14000

11530

6030

3660

980

860

700

9000

5415

2960

1500

402

553

600

26000

18305

9310

5660

1518

1817

1200

49000

35250

18300

10820

2900

3230

16713

5160

1383

800

600

2500

6270

2 .2.2Расчет элементов операционного рычага

Используя данные таблицы 1, рассчитаем основные элементы операционного рычага и представим их в таблице 2.

При расчете применим следующие формулы:

= Переменные расходы

= - =;

=

= - =;

Прибыль = Постоянные расходы ;

Прибыль =

= ;

= ;

В нашем примере:

= ;

=

Действие операционного рычага проявляется в том, что любое изменение выручки от реализации всегда порождает более значительное изменение прибыли.

Таблица 2

Элементы операционного рычага предприятия АО «Радуга»

Показатель

A

B

C

ИТОГО
руб. процент

Объем реализации

Косвенные налоги

Выручка от реализации (без налогов)

Переменные расходы

Валовая маржа1

Процент к выручке

Отдельные постоянные расходы (зарплата мастера с отчислениями)

Валовая маржа2

Процент к выручке

Постоянные расходы

Результат (убыток)

14000

11530

2470

17,6

700

1770

12,6

9000

5415

3585

40,0

600

2985

33,2

26000

18305

7695

30,0

1200

6495

25

63636

14636

49000

35250

13750

2500

11250

14213

-2963

100

71,9

28,1

5,1

23,0

26,1

-3,1

Запас финансовой прочности рассчитывается по формуле:

= .

Результатом расчета могут быть два варианта: 1) запас финансовой прочности – положительное число, что свидетельствует о результативной деятельности; 2) запас финансовой прочности – отрицательное число, что означает отсутствие у предприятия запаса финансовой прочности и нахождение его в зоне убытков.

В нашем примере запас финансовой прочности:

Второй вариант расчета, при котором подтверждается отсутствие запаса финансовой прочности в деятельности предприятия, предлагает дальнейшее исследование его деятельности и нахождение возможных вариантов выхода из зоны убытков: сокращение расходов; сокращение расходов и увеличение объемов реализации; изменение ассортимента продукции.

2.2.3 Увеличение объемов реализации

Конъюнктурные исследования показали, что среднеотраслевое значение рентабельности аналогичных предприятий составляет 6,9% от оборота, т.е. целью деятельности АО «Радуга» является получение прибыли в размере:

Если переменные расходы по отношению к объему реализации остаются на прежнем уровне (т.е. процент валовой маржи не изменяется), то объем выручки от реализации, который соответствует новому уровню валовой маржи, должен составить:

= .

Новая валовая маржа должна достичь такого уровня, чтобы покрыть постоянные расходы и обеспечить получение рентабельности на уровне 6,1% к обороту (см. исходные данные), т.е. дать прибыль в размере 3822 руб .

Тогда новая выручка от реализации составит:

Вывод: Для того чтобы предприятие достигло среднеотраслевого уровня рентабельности и вышло из кризиса производства необходимо обеспечить выручку от реализации продукции в размере 73078рублей.

2.2.4 Сокращение расходов и увеличение объемов реализации

Сумма, на которую следует сократить расходы, должна покрыть убытки и принести прибыль на заданную величину.

Сокращение расходов должно составить:

Однако наиболее эффективный способ повышения рентабельности – это одновременное увеличение объема реализации продукции и сокращение расходов.

Предположим, фирме удается снизить постоянные расходы на 1000 руб ., тогда убытки составят уже 1963 руб . Новая валовая маржа должна покрыть уровень постоянных расходов и дать прибыль в размере

Тогда новый объем реализации должен составить:

Вывод: Для того чтобы предприятие сократило расходы и увеличило объем реализации, ей необходимо, чтобы валовая маржа составила 19535 руб., а новый объем реализации составил 69520руб.

2.2.5 Изменение ассортимента продукции

Для определения направлений изменения ассортиментной политики необходимо провести сравнительный анализ рентабельности различных групп изделий, прекратить выпуск нерентабельной продукции и наращивать объем продаж более рентабельной продукции.

С этой целью проводится анализ выпускаемой продукции при заданных исходных данных рентабельности изделий (см. табл. 2):

изделие A – 12,6%

изделие B – 33,2%

изделие C – 25,0%.

На основе проведенного анализа АО «Радуга» решает полностью прекратить выпуск наименее рентабельной продукции А и сосредоточить свое внимание на производстве изделий B и C .

Чтобы определить выручку от реализации оставшейся продукции при условии, что прибыль составит 3822 руб. и объем реализации изделия C не изменится, сначала рассчитаем значение валовой маржи2 всей фирмы:

+ Прибыль ;

14213 руб.+ 3822 руб. = 18035 руб.

Тогда валовая маржа2 для изделия B будет равна:

18035 руб. – 6495 руб. = 11540 руб.

Выручка от реализации изделия B в новых условиях составит:

=

Тогда выручка от реализации всей продукции акционерного общества будет равна:

32100 руб. + 26000руб. = 58100руб.

Вывод: Если АО «Радуга» решит полностью прекратить выпуск нерентабельной продукции А и начнёт выпускать только продукцию B и C , то выручка от реализации продукции B и С составит 58100руб .

2.2.6 Расчет риска по выбранной стратегии выхода из кризиса

Для оценки совокупного риска деятельности АО «Радуга» при реализации предложенных стратегий необходимо рассчитать уровень сопряженного риска.

С целью выхода из кризисной ситуации руководство АО «Радуга» берет кредит в банке, проценты за который составляют 500 у.е. Подставим это значение в формулу для расчета силы воздействия финансового рычага:

= .

Сила воздействия финансового рычага заключается в том, что предприятие, используя заемные средства, изменяет чистую рентабельность собственных средств и свои дивидендские возможности.

= ;

= × .

В нашем примере уровень экономического эффекта финансового рычага указывает на финансовый риск, связанный с деятельностью предприятия.

= ;

= ;

= .

Расчеты сопряженного экономического эффекта занесены в таблицу 3.

Таблица 3

Оценка различных направлений преодоления кризисной ситуации для АО «Радуга»

Направления

выхода из

кризиса

Выручка

от реали-

зации, руб.

Валовая

маржа

Сила

опера-

ционного

рычага

Сопряженный

эффект

финансового и

операционного

рычага

руб.

%

от вы-ручки

1. Увеличение выручки от реализации

2. Увеличение выручки и снижение расходов

3. Изменение ассортиментной политики

73078

69520

58100

20535

19535

20535

28,1

28,1

35,34

5,37

5,1

5,37

6,07

5,76

6,07

Вывод: Уровень сопряженного экономического эффекта дает возможность оценить совокупный риск предприятия, связанный с учетом обязательств по выплате процентов за взятый в банке кредит.Из расчетов следует, что наименьшим риском обладает вторая стратегия выхода из кризиса, по которой сопряженный экономический эффект будет равен 5,76

2.2.7 Графическое определение пороговой выручки от реализации при разработке мероприятий выхода из кризисной ситуации

Для наглядного представления, все расчёты по определению пороговой выручки от реализации продукции в зависимости от мероприятия по выходу из кризисной ситуации представим в виде графика.

Построение графика. Проводим две оси: по горизонтальной оси откладываем размер выручки (в руб.) от реализации продукции в зависимости от мероприятия по выходу из кризиса. По вертикальной оси откладываем размер валовой маржи (в руб.), в соответствии с принятым методом выхода из кризиса. У нас получается две прямых линии, выходящих из начала координат и обозначающих размер валовой маржи при существующих постоянных издержках и новой валовой маржи, возникающей при снижении постоянных издержек.

Рис. 1 Определение порогового объёма реализации

Вывод: угол наклона графика, отражающего связь валовой маржи и выручки от реализации продукции, не зависит от величины постоянных издержек, так как при их снижении соответственно уменьшаются оба показателя. Он зависит от ассортимента выпускаемой продукции. Чем больше ассортимент, тем меньше угол наклона графика, то есть при выходе из кризиса потребуется большая выручка от реализации товара для получения одной и той же маржи.

2.3 Метод ранжирования ассортимента продукции на основе матрицы БКГ

При разработке производственной программы необходимо обеспечить максимальный совокупный доход, что предполагает отбор и включение в план производства наиболее доходных видов продукции.

2.3.1 Расчет данных для ранжирования

В качестве критериев при построении двумерной матрицы рассматриваем рентабельность и долю продаж. В качестве масштаба оценки, отдельных видов продукции применяются средние индексы:

1)средний индекс рентабельности. СИР= =23,6

2)средняя доля продаж = доля продаж СДП= =33,3

Присвоим каждому виду продукции ранг. Вид продукции, имеющий самую большую долю продаж и самую высокую рентабельность, соответствует первому рангу. Вид продукции с самой малой долей продаж и самой низкой рентабельностью имеет последний ранг.

Сведем эти показатели в таблицу 4.

Таблица 4

Показатели продажи и рентабельности каждого вида продукции

Изделие

Годовой

спрос (шт.)

Доля продаж Рентабельность
% ранг % ранг

Изделие A

Изделие B

Изделие C

18000

25000

35000

23

32

45

3

2

1

12,6

33,2

25,0

3

1

2

Таким образом, самым высоким рангом обладает продукция C , а самым низким – A . Проанализировав ранги каждого вида продукции, целесообразно исключить из производственной программы вид продукции, обладающий низким рангом.

2.3.2 Матрица БКГ

Для более точного определения значимости каждого вида продукции построим график эффективности производства продукции в координатах «рентабельность – доля продаж» (рис. 2).

Используя матрицу БКГ АО «Радуга», можно определить, какие виды продукции играют ведущую роль по сравнению с конкурентами, как должно развиваться производство в данное время и как будут изменяться объемы выручки и сбыта продукции.

Матрица БКГ строится на том экономическом предположении, что чем больше доля продукции на рынке, тем ниже относительные издержки и выше прибыль в результате экономии от объемов производства. В матрице – четыре основных вида продукции или типа стратегических подразделений: «звезда», «дойная корова», «трудный ребенок», и «собака». Для каждого из них предусматривается своя стратегия развития, которая должна наиболее полно учитываться при планировании.

1. «Звезда» занимает лидирующее положение на рынке (высокая доля и быстрый рост). Она дает значительную прибыль, но требует больших объемов различных ресурсов для финансирования продолжающегося роста. Высокую долю на рынке можно поддерживать различными способами. По мере замедления развития производства «звезда» превращается в «дойную корову».

2. «Дойная корова» сохраняет ведущее положение на рынке в относительно зрелом или сокращающемся производстве. При этом положении обеспечивается стабильный сбыт продукции, который без больших издержек поддерживается на рынке.

3. «Трудный ребенок» , или вопросительный знак, незначительно воздействует на рынок (малая доля) в развивающемся производстве (быстрый рост). Для поддержания доли на рынке в условиях сильной конкуренции нужны значительные средства. Предприятие должно решить вопрос, следует ли увеличивать расходы на продвижение товара и улучшение его характеристик или снизить цены, и т.д.

4. «Собака» имеет на рынке малую долю при сокращающемся или медленном росте. Для этого положения характерны чрезмерные издержки и незначительные возможности роста.

Первое место занимает вид продукции С – «звезда», второе место занимает вид продукции B – «трудный ребенок», а третье место занимает вид продукции A – «собака».

Рис. 2. Матрица БКГ

Выводы : Чем выше доля продукции на рынке, тем ниже удельные издержки и выше прибыль в результате относительной экономии от объема производства.

Для АО «Радуга» продукции вида A приносит убытки, поэтому целесообразно отказаться от ее выпуска и сосредоточить свое внимание на производстве продукции B и C .

2.4 Метод линейного программирования

В процессе планирования номенклатуры (будущего ассортимента) возникает необходимость принятия оптимальных плановых решений. Под оптимальными плановыми решениями понимают достижение в заданных условиях максимальных результатов или минимальных издержек производства. В том и другом случае при планировании решаются экономические задачи, называемые экстремальными.

2.4.1 Исходные данные и решение проблемы оптимизации симплексным методом

Рассмотрим на конкретном примере решение задачи оптимизации объемов производства двух видов продукции: B и C , обеспечивающих получение максимальной прибыли при следующих ограничениях: расход материальных ресурсов на одно изделие Bсоставляет 14 и на одно изделие С 22,4 (кг), трудовых – 28 и 14 чел./ч. Лимит соответствующих ресурсов на предприятии равен 3500 (кг) и 6000(чел./ч.).

Планируемая прибыль от изделия B составляет 30 руб., C – 20 руб. Для решения этой задачи применяем метод линейного программирования.

Составляем следующие системы уравнений:

1) по имеющимся ресурсам:

14X 1 + 22,4X 2 3500;

28X 1 +14X 2 6000;

2) по критерию оптимальности:

30X 1 +20X 2 → max.

Находим по уравнению ресурсов координаты точек:

По полученным координатам точек А , В , С , Д строим график ограничения ресурсов и находим область свободы решений, заключенную на рис.3 между линиями АО (лимит материальных ресурсов) и ОД (трудовых). Точки А , О , Д определяют максимально возможный выпуск соответствующих товаров. Оптимальный объем выпуска обычно находится на пересечении линии АВ и СД в точке О .

Рис 3. График оптимизации выпуска продукции В и С

Материальные ресурсы – объем конкретных видов выпускаемой продукции.

Трудовые ресурсы – объем выпуска продукции (чел./час, норма/час).

Вычисляем координаты оптимальной точки О , решая совместно первую систему уравнений по ресурсам:

Вычитая из первого уравнения второе, получаем:

. Тогда

Проверяем решение уравнения по выбранному критерию оптимальности:

Кроме того, можно обеспечить при данных ограничениях выпуск 214 изделий В и 156 изделий С . В этих условиях прибыль составит:

Вывод: При плане выпуска 197 изделий В и 33 изделий С будет обеспечена наибольшая прибыль, равная 6570 руб., так как два других возможных варианта выпуска этих товаров принесут меньшую прибыль, соответствующую 6420 руб. или 3120 руб.

Заключение

Специфика современной жизни все больше требует от субъектов хозяйственной деятельности эффективных форм хозяйствования и управления, активизации предпринимательства и инициативы, проведения глубокого анализа протекающих на рыке процессов, дабы обеспечить эффективное использование редких наличных ресурсов, получение при этом прибыли и качественное удовлетворение спроса конкретных потребителей.

Важная роль в выполнении этих задач отводится экономическому анализу, современное состояние которого можно охарактеризовать как основательно разработанную в теоретическом плане науку.

Проведенные в курсовой работе расчеты подтвердили целесообразность планирования ассортимента продукции как способа управления финансовыми ресурсами предприятия. Были использованы методы:

- метод операционного рычага;

- метод ранжирования ассортимента продукции на основе матрицы БКГ;

- метод линейного программирования.

Методом операционного и финансового рычага были исследованы затраты производства, рассчитан запас финансовой прочности, который оказался отрицательным: -10477 руб . Поэтому, было принято решение провести дальнейшее исследование деятельности предприятия. Конъюнктурные исследования показали, что целью деятельности ОАО «Радуга» является получение прибыли в размере 3822 руб . При этом необходимо обеспечить выручку от реализации продукции в размере 73078 руб. Сокращение расходов на 6785 руб . и увеличение объёма реализации продукции снижают общую выручку, необходимую для выхода из кризиса до 69520руб. . Приходим к выводу о том, что предприятие ОАО «Радуга» сможет выйти из состояния кризиса при увеличении выручки и снижении расходов. Уровень сопряжённого экономического эффекта составил 5,76 .

Благодаря методу ранжирования ассортимента продукции на основе матрицы БКГ было выяснено, что дальнейшее производство продукции Aбудет вести к убыткам. Отсюда следует, что предприятию нужно перейти на производство продукции B и С.

Использование третьего метода – методалинейного программирования еще раз нам доказало, что следует перейти на производство продукции Bи С. Также с помощью этого метода удалось определить оптимальный план выпуска продукции (197 изделий В и 33 изделий С) при производстве которых будет получена максимальная прибыль в размере – 6570 рублей.

Исходя из сказанного выше, можно сделать вывод, что наилучшим методом планирования ассортимента является метод линейного программирования. Он наиболее четко определяет оптимальный план выпуска продукции и имеет меньше недостатков по сравнению с другими методами. Так как этот метод является чисто математическим, то он хорошо поддается автоматизации и расчету на современных компьютерах программами финансового анализа и позволяет оперативно получать результаты анализа и оперативно принимать на их основе правильные решения по планированию деятельности предприятия.

.

Список используемой литературы

1. Акулич И. Л. Маркетинг. — Минск: Высшая школа, 2000.

2. Панкратов Ф.Г. Коммерческая деятельность: Учебник для вузов. 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2004.

3. Маркетинг: Учебник для вузов/ Н.Д. Эриашвили, К. Ховард, Ю.А. Цыпкин и др.; Под. ред. Н.Д. Эриашвили. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

4. Синецкий Б.И. Основы коммерческой деятельности: Учебник. – М.: Юристъ, 2000.

5. Горемыкин В.А. Планирование на предприятии: Учебник. – М.: Инфра-М, 2000.

6. Симонова А. П. Ассортиментная политика фирмы: Учебник. – ­­М: 2002.

7. Хруцкий В.Е., Корнеева И.В. Современный маркетинг: настольная книга по исследованию рынка. – М.: Финансы и статистика, 2002.

Глоссарий

Ассортимент – упорядоченное разнообразие изделий, их видов и разновидностей, сгруппированных по определённым признакам.

Ассортимент товаров – совокупность сортов и разновидностей какого-либо товара, объединенных и сочетающихся по определенному признаку. Ассортимент товаров характеризуется широтой, глубиной, полнотой, степенью обновления, структурой.

Валовая маржа – разница между выручкой от реализации продукции и переменными затратами

Выручка – это общая сумма денежных средств, полученных предприятием, организацией, предпринимателем от продажи товаров, выполнения работ и оказанных услуг.

Запас финансовой прочности – сумма, на которую предприятие может себе позволить снизить выручку, не выходя из зоны прибыли.

Издержки производства – денежное выражение использования производственных факторов.

Номенклатура ассортимента – вся совокупность изделий, выпускаемых предприятием.

Переменные издержки – издержки, в определённой степени зависящие от объёма производимой продукции.

Постоянные издержки – издержки, величина которых не зависит от объёма выпускаемой продукции.

Прибыль – экономическая категория, характеризующая финансовый результат предпринимательской деятельности предприятия. Прибыль является показателем, наиболее полно отражающим эффективность производства, объём и качество производимой продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости.

Порог рентабельности – выручка от реализации продукции, при которой предприятие уже не имеет убытков, но ещё не получает и прибыли.

Рынок – совокупность экономических отношений между субъектами рынка по поводу движения товаров и денег, которые основываются на взаимном согласии, эквивалентности и конкуренции.

Рентабельность – относительный показатель интенсивности производства. Он отражает уровень прибыльности относительно определённой базы.

Сила воздействия операционного рычага – показатель степени предпринимательского риска: чем больше эффект операционного рычага, тем выше предпринимательский риск.

Точка безубыточности (точка критического объёма производства) – объём выпуска продукции, при котором выручка от реализации продукции равна её полной себестоимости.

Эффект операционного рычага – эффект, действие которого связано с непропорциональным воздействием постоянных и переменных затрат на результат финансово-экономической деятельности предприятия при изменении объёма производства (реализации). Любое изменение выручки от реализации приводит к ещё более сильному изменению прибыли.

Эффективность производства – экономический результат производственной деятельности. Повышение эффективности производства выражается в росте производительности труда и фондоотдачи, снижении материалоёмкости, улучшении качества выпускаемой продукции, увеличении прибыли и рентабельности производства. Повысить эффективность производства – значит добиться больших хозяйственных результатов при меньших затратах труда.

Широта ассортимента означает количество изделий того или иного назначения.

Глубина ассортимента представляет собой количество разновидностей конкретного вида изделий, количество позиций каждого вида товара.

Полнота ассортимента определяется отношением фактического количества разновидностей товаров к его количеству, предусмотренному соответствующим прейскурантом или спецификацией.

Степень обновления ассортимента означает удельный вес новых изделий в их общем объеме, поставленном на продажу.

Структура ассортимента характеризуется удельным весом товарных групп, подгрупп, видов и разновидностей товаров в общей сумме товарооборота.

Производственный ассортимент — это номенклатура товаров, выпускаемая промышленными или сельскохозяйственными предприятиями. Как правило, предприятия, производящие товары, выпускают узкий ассортимент товаров, что позволяет им внедрять передовую технологию производства, совершенствовать ассортимент выпускаемых товаров, улучшать их качество.

Торговый ассортимент представляет собой номенклатуру товаров, подлежащих продаже в розничной торговой сети. Он включает ассортимент товаров, выпускаемых многими предприятиями, и подразделяется на две товарные отрасли: производственные и непроизводственные товары.

Товары простого ассортимента на практике в пределах одного вида не различаются, как правило, по назначению, фасоном, размером и другим признаком.

Товары сложного ассортимента в пределах одного вида различаются по назначению фасоном, размером, конструкцией, материалом и другим признаком.

Формирование ассортимента – процесс подбора групп, видов и разновидностей товаров в соответствии со спросом покупателей.