Главная              Рефераты - Маркетинг

Рекламная деятельность партии Единая Россия - реферат

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………3

1.Сущность политической рекламы

1.1 Специфика политической рекламы…………………………………………………5

1.2 Виды политической рекламы……………………………………………………….12

1.3 Имидж политика как компонент политической рекламы…………………………19

2. Рекламная деятельность партии «Единая Россия»

2.1 История партии «Единая Россия»……………………………………………………….27

2.2. Виды деятельности Партии……………………………………………………………..28

Заключение…………………………………………………………………………………...33

Список литературы…………………………………………………………………………..35

Введение

Политика больше, чем другие виды общественной деятельности, нуждается в установлении и под­держании постоянных связей с обществом. Прежде всего, это связанно с тем, что основной целью политической деятельности является реализация целей и интересов, затрагивающих все общество. Без наличия средств массовой информации, связь между политическими структурами и обществом была бы невозможной. Несомненно, средства массовой информации играют значительную роль в обществе. Их значимость настолько велика, что сегодня их даже называют «четвертой властью», т.е. ставят непосредственно после трех основных ветвей власти. Важность средств массовой информации заключается в том, что они выполняют информационную функцию, причем, от того, как они преподносят те или иные события, зависит восприятие этих событий в обществе. Таким образом, они всегда играли весьма существенную роль в формировании общественного мнения. Особо возрастает их роль в период предвыборной борьбы, где основной их функцией является предвыборная агитация и политическая реклама.

Цель работы заключается в выявлении сущности и специфики политической рекламы, а так же в рассмотрении политической рекламы на примере партии «Единая Россия».

Объектом курсовой работы является политическая реклама отражающая суть политической платформы определенных партий или кандидатов, настраивающая избирателей на их поддержку, внедряющая в сознание людей необходимое представление о программе тех или иных участников предвыборной борьбы, создающая желаемую психологическую установку на голосование.

Предметом курсовой работы выступает сущность политической рекламы и разновидная деятельность партий.

Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что политическая реклама проявляется не только перед выборами. Мы ежедневно получаем информацию о деятельности политических сил в сводках новостей и печатных изданиях, где часто скрыт рекламный подтекст. Политические деятели все чаще стали появляться в мире моды и шоу- бизнеса, заниматься благотворительностью, публиковать свои книги,- что тоже является результатом кропотливой работы профессиональных имиджмейкеров.

Сегодня реклама в целом и в частности политическая реклама приобрела огромное значение, проникла во все сферы жизни современного общества. За внешней простотой и лаконичностью, скрывается сложная структура, которая, обладая набором специальных психологических приемов, способна манипулировать сознанием многомиллионного населения. Потому для своей курсовой работы я выбрала именно эту тему.

Задачи работы:

- выделить основные виды политической рекламы.

- определить сущность политической рекламы

- рассмотреть имидж политика как основной компонент политической рекламы

- проанализировать политическую рекламу партии «Единая Россия»

Для решения этих задач была использована научная литература. Особую помощь в рассмотрении первого вопроса оказали работы: Феофанов О.А. Что может политическая реклама, Дейян А. Реклама, Ковлер А.И. Основы политического маркетинга, Карцева Е. Три лица имиджа, или кое-что об искусстве внушения, Ученова В.В. Старуш М.И. «Философский камешек» рекламного творчества.

1. Сущность политической рекламы

1.1 Специфика политической рекламы.

Что такое политическая реклама? Само название подразумевает, что политическая реклама находится на стыке самых разнообразных дисциплин, она вбирает в себя знания из сферы политических наук (политологии, политической философии, социологии, психологии и др.), рекламы, маркетинга. Кроме того, поскольку политическая реклама ставит себе целью влиять на массовое сознание, это требует, чтобы в ее предмет были включены теория массовой коммуникации, социальная психология и другие науки.

Политическую рекламу можно рассматривать в различных плоскостях. Прежде всего, она представляет собой одну из сфер рекламной деятельности, наряду с экономической, социальной, юридической, конфессиональной, личностной рекламой, рекламой услуг, межличностных отношений и т.д. Цель любого рекламного сообщения – побудить людей к конкретному действию, с желаемым и программируемым результатом, причем временной интервал между посланием и ожидаемой реакцией на нее должен быть как можно меньше, т.е. действовать следует «как можно быстрее, как можно энергичнее»[1].

Приняв во внимание некоторые другие определения рекламы[2], мы можем добавить, что реклама – дифференцированная, многоцелевая, многофункциональная деятельность (следует также отметить информационную, коммуникативную и, с некоторой долей условности, культурную функции рекламы).

Применительно к политической рекламе мы вполне определенно можем говорить о ее информационной функции, поскольку одна из задач, стоящих перед ней, – оповещение, ознакомление аудитории с политической акцией, кандидатом, партией, их взглядами, предложениями, преимуществами. Мы можем также вести речь о коммуникативной функции политической рекламы, так как она устанавливает контакт между носителями власти или претендентами на места во властных структурах и населением, осуществляет определенным образом направленную адресную связь между ними, используя предельно доступную для восприятия знаковую систему; она является своего рода проводником идей, ретранслятором образов, символов, мифов. Политическая реклама функционирует в условиях политической конкуренции, она выделяет собственный объект среди других (таким объектом может быть личность или партия, за которыми всегда стоит определенная система взглядов на социальные проблемы и способы их решения, на оптимальные пути устройства жизни в социуме), поэтому допустимо, на наш взгляд, говорить о социально-ориентирующей, идеологической функции политической рекламы.

Политическая реклама функционирует не только в период избирательных кампаний, но и в промежутках между ними. Она служит, например, подспорьем для привлечения той или иной партией сторонников, вербовки новых членов, донесения до широких масс идеи или принципов новой партии, для побуждения людей к участию в какой-либо политической акции.

Разновидностью политической рекламы является и так называемая институциональная реклама – реклама партии или движения как социального института, общественно значимая деятельность той или иной организации, осуществляемая в рекламных целях, либо, наконец, просто организуемая рекламистами интерпретация деятельности партии как общественно значимой структуры: «...партия может выступить спонсором того или иного социального или экономического проекта, который вызовет интерес и благодарность людей. Она может стать учредителем общественного фонда, быть организатором популярного фестиваля, благотворительного концерта, выступить в роли мецената и т.д.»[3].

При рассмотрении любого вида деятельности мы сталкиваемся с такими понятиями, как «субъект», «объект», «цель», «предмет», «методы» и «средства». Опираясь на имеющиеся теоретические наработки[4], попытаемся дать определения этих понятий применительно к политической рекламе.

Субъектом политической рекламы является рекламодатель (политическая организация или отдельный деятель).

Объект рекламы – участники политического процесса, которым предстоит сделать тот или иной выбор, определить для себя ту или иную политическую ориентацию. В каждом конкретном случае эти участники составляют конкретную целевую группу.

Цель политической рекламы заключается в том, чтобы побудить людей к участию в каких-либо политических процессах, в частности, в делегировании тех или иных полномочий каким-то деятелям: иначе говоря, – побудить людей к тому или иному типу политического поведения, в том числе электорального[5].

Исходя из этого, политическую рекламу можно определить следующим образом: это форма политической коммуникации в условиях выбора, адресное воздействие на электоральные группы, имеющее целью преподнести «в крайне доступной, эмоциональной, лаконичной, оригинальной легко запоминающейся форме суть политической платформы определенных политических сил, настроить на их поддержку сформировать и внедрить в массовое сознание определенное представление об их характере, создать желаемую психологическую установку, предопределяющую направление чувств, симпатий а затем и действий человека»[6]

В соответствии с приведенным выше определением цели предмет рекламы – это кандидат, партия, их про граммы, а также политическая акция, движение поддержки или протеста и т д

Методы рекламной деятельности относятся к числу коммуникативных методов, ориентированных на управление массовым поведением посредством воздействия на сознание людей. Реклама, в том числе политическая пользуется как рациональными, так и эмоциональными способами воздействия на аудиторию. Эмоционально поданная информация усваивается быстрее. К тому же сами реакции людей зачастую иррациональны, непоследовательны, основаны на эмоциях. Так в ходе групповых дискуссий в период президентских выборов 1996 г. выяснилось, что в сознании большинства участников этих дискуссий нет таких антагонистических пар, как «реформатор – консерватор», «правый – левый», «демократ – коммунист»[7]. Поэтому те, кто вел избирательную кампанию Б. Ельцина, взяли за основу противопоставление «сторонники реформ – противники реформ». И использовали три основных психологических рычага. Первый – страх, испытываемый людьми: люди боялись неизвестности, установления новых порядков, возможный приход коммунистов к власти соотносили с очередями, голодом, ущемлением гражданских свобод. В качестве второго рычага было выбрано, нежелание избирателей возвращаться назад: с прошлым опять-таки четко ассоциировали коммунистов. Третий рычаг – уверенность людей, что результаты выборов предопределены, что независимо ни от чего победит Б. Ельцин, и голосовать против него – значит голосовать против власти.

В то же время нельзя пренебрегать и рациональной составляющей поведения избирателей. Расхожее утверждение, что главное для них «не политика кандидата, а впечатление о нем, как о человеке»[8], далеко не всегда соответствует действительности. Так, организаторы избирательной кампании 1992 г. в США столкнулись с неожиданно высокой политической активностью электората. Выяснилось, что причиной ее было желание людей понять суть предложений кандидата, к содержанию программ проявлялся больший интерес, чем к тому, что представляет собой политик.

Таким образом, мы можем заключить, что при использовании тех или иных методов политической рекламы необходимо соблюдать эффективное равновесие, при выборе того или иного метода учитывать политическую ситуацию, состояние массового сознания в данный период времени, преобладание тех или иных механизмов восприятия в конкретной целевой группе.

Каждому типу деятельности присущ свой арсенал средств. В имеющейся теоретической и прикладной литературе нет единой точки зрения по поводу того, что считать средствами рекламы. Одни авторы подразумевают под ними средства массовой коммуникации, другие – формы воплощения рекламных сообщений, которые меняются в зависимости от каналов распространения[9].

Нередко встречается смешение понятий «средства», «жанры» рекламы, «каналы распространения». Чтобы избежать путаницы, будем называть средства коммуникации, с помощью которых рекламные обращения доносятся до аудитории, каналами распространения рекламной информации. Это не только пресса, радио и телевидение, но и почтовая, печатная, уличная коммуникация, передача сведений о предмете рекламы с помощью движущихся носителей, сувениров в местах их продажи, мультимедийные каналы.

Что касается средства рекламы, – это прием, способ действия[10]. Вот что пишет, например, А Дейян, рассматривая способы действия рациональной и эмоциональной рекламы:

« – рациональная (предметная) реклама информирует, обращается к разуму потенциального покупателя (избирателя), приводит аргументы, чтобы убедить его; свои доводы облекает в словесную форму, а также использует чертеж или рисунок для того, чтобы усилить и подкрепить впечатление от сказанного словами;

– эмоциональная (ассоциативная) реклама вызывает воспоминания и наводит на мысль; она воздействует через ассоциацию идей, путем воссоздания обстановки; ее излюбленное средство – рисунок и, в меньшей степени, звук»[11].

Таким образом, имеет смысл говорить о вербальных, изобразительных и звуковых средствах. Под рекламными средствами подразумевают также «определенным образом сформировавшиеся в руслах информационных потоков, с определенным соотношением возможных в этих руслах сигнификативных средств, типы рекламных сообщений[12]. В печатной рекламе это объявление, листовка, плакат, проспект, буклет; в газетно-журнальной – объявление, рекламная статья; в радио-рекламе – опять-таки объявление, рекламная радиопостановка, радио-ролик; в телерекламе – снова объявление, видеоклип, спот, видеофильм; в наружной – брандмауэр, световая реклама, лозунг, транспарант и т.д.

Политическую рекламу следует рассматривать не только как одну из разновидностей рекламной деятельности, но и как элемент системы маркетинга, как составляющую комплекса маркетинговых коммуникаций. В мировой практике прикладного маркетинга накоплен опыт применения маркетинга во всех сферах деловой активности, где присутствует конкурентная борьба. Например, в производстве товаров промышленного назначения используется промышленный маркетинг, в производстве сельскохозяйственной продукции – агромаркетинг, в розничной продаже товаров и услуг – торговый маркетинг, в инвестиционной деятельности – инвестиционный маркетинг, в некоммерческой области – больницах, институтах, школах – некоммерческий маркетинг. В политической сфере используется, соответственно, политический маркетинг. Он представляет собой «совокупность теорий и методов, которыми могут пользоваться политические организации и органы власти с двоякой целью: определить свои задачи и свои программы и повлиять на поведение граждан»[13]. В политический маркетинг входит также избирательный маркетинг, имеющий более ограниченную цель – помочь политическим партиям и кандидатам разработать и провести эффективную выборную кампанию.

Предвыборная ситуация вполне адекватно может быть описана в «рыночных» терминах, хотя уподобление политика «товару», подлежащему «продаже», до сих пор вызывает споры как среди отечественных, так и среди зарубежных специалистов в области политических коммуникаций. Р. Ривз – мировой авторитет в теории и практике рекламы представлял избирателя как человека, оказавшегося «между двумя тюбиками зубной пасты в аптеке. Будет выбран тот сорт, который наилучшим образом запечатлелся в его памяти»[14]. Известный деятель демократической партии США Эдлай Стивенсон, напротив, считал, что «сама идея продавать кандидатов как кашу для завтрака... есть наивысшее оскорбление демократического процесса»[15].

В таком же духе высказывается и А.И. Ковлер, автор книги «Основы политического маркетинга»: «Ассимиляция выборов со сбытом товаров-кандидатов потребителям-избирателям превращает кульминационный момент демократии в обычную деловую операцию»[16]. Французский специалист по организации избирательных кампаний Д. Давид заявляет еще более решительно: «Человека нельзя отождествлять с продуктом, поэтому политический маркетинг может быть лишь техникой управления избирательными кампаниями и политическими карьерами»[17].

И все же, разумеется, избирательный процесс нельзя сводить просто к купле-продаже кандидатов и партий. В равной мере недопустимо опускаться и до упрощений иного рода, когда возможность воздействия на решение избирателей в рамках избирательного маркетинга трактуется как «зомбирование», а создание имиджа кандидата подменяется рассуждениями о том, что, мол, «хороший имиджмейкер приведет к победе любого кандидата».

Одно из центральных понятий политической рекламы – образ, или имидж кандидата. Первоначально термин «имидж» использовался в коммерческой рекламе для дифференциации однородных товаров. С разработкой новых методов организации избирательных кампаний в начале 60-х годов XX века в США это понятие стали широко применять и для дифференциации общественных лидеров.

В.В. Ученова и М.И. Старуш дают следующее определение имиджа: «Имидж – это квинтэссенция рекламного творчества. Он интегрирует современные рекламные технологии, новейшие достижения в области психологии восприятия, а также творческую индивидуальность его создателей. Можно сказать, что имидж – это двуликий Янус рекламы, сочетающий реальный объект с теми ожиданиями, которые делают его привлекательным, причем таким образом, чтобы обеспечить его оптимально эффективное восприятие»[18].

Применительно к политическому имиджу можно добавить, что он представляет собой своего рода цементирующую структуру, поскольку объединяет представления аудитории о рекламируемом объекте и характеристики, отражающие реальные свойства объекта.

Следует различать понятия «имидж» и «стереотип». В отличие от имиджа стереотип есть абстрактное, обобщающее, интегрирующее, а не индивидуализирующее отражение объекта или явления, это как бы их «готовая формула». Он может участвовать в создании имиджа – служить автору рекламного обращения в качестве одной из «отправных точек», наряду с другими. Благодаря своей расхожести и схематичности стереотип может облегчать восприятие создаваемого имиджа, но подменять его не может.

Неразрывно связаны с категорией «имидж» и такие понятия, как характеристики, качество кандидата.

Характеристики кандидата – это совокупность качеств, присущих ему, таких, например, как пол, возраст, национальность, религиозная принадлежность, образование, партийная принадлежность, доходы, социальный статус, занимаемая должность и др. Особое значение имеет позиция кандидата по ключевым вопросам, волнующим электорат, и его программа.

Качество кандидата – степень соответствия его характеристик потребностям электората.

Рассматривая политическую рекламу в плоскости политического маркетинга, мы должны включить в наш понятийный аппарат некоторые специфические понятия и экономические категории, используемые при анализе предвыборной ситуации. Они приводятся ниже.

Внешняя среда предвыборного маркетинга – это совокупность субъектов и сил, воздействующих на данную партию (кандидата) извне (конкуренты, электорат, государство, конституция, законодательство и т.д.).

Внутренняя среда предвыборного маркетинга – совокупность субъектов и сил, действующих внутри партии в предвыборный период и обеспечивающих продвижение кандидата от данной партии на выборах (организационная структура партии, ее руководство, «команда» кандидата, его программа и т.д.).

Рынок кандидатов – отношения между «продавцом» и «покупателем». В качестве «продавца» выступают «команда» кандидата, ангажированные им специалисты по рекламе, маркетингу, стратегическому планированию, формированию имиджа и т.д. Роль «покупателя» играет та часть электората, которая голосует за данного кандидата.

Конкурентоспособность кандидата – наличие у него определенных преимуществ перед другими кандидатами и способность сохранять эти преимущества до момента выборов.

Предложение – весь предвыборный список кандидатов.

Спрос на кандидата – количество голосов, которое электорат готов отдать за него.

«Цена» кандидата – объем денежных средств, которые необходимо вложить в организацию кампании данного кандидата, чтобы достичь «среднерыночного уровня» и выдержать конкуренцию со стороны других кандидатов.

Позиционирование кандидата – выделение его из среды конкурентов через акцентирование внимания избирателей на его отличительных положительных свойствах.

Применительно к предмету нашего исследования особый интерес в комплексе маркетинга представляют маркетинговые коммуникации. Их задача – «создание и поддержание постоянных связей с рынком для информации, убеждения и напоминания о своей деятельности с целью стимулирования продаж и формирования образа предприятия»[19]. К маркетинговым коммуникациям традиционно относят рекламу, формирование репутации (паблик рилейшнз), «стимулирование сбыта» (иногда это называют прямым маркетингом) и «личные продажи»[20]. Некоторые исследователи включают в число маркетинговых коммуникаций также пропаганду и участие в выставках и ярмарках[21]. Пропагандистское воздействие, безусловно, заслуживает того, чтобы выделять его в самостоятельную коммуникационную категорию, а что касается участия в выставках, то, на наш взгляд, под этим подразумевается комплексное использование вышеперечисленных коммуникаций.

Комплекс коммуникаций политического маркетинга можно представить как совокупность следующих элементов:

– политическая реклама, использующая все возможные каналы распространения информации (телевидение, радио, прессу, почтовую рассылку, уличную коммуникацию), и существующие в рамках этих каналов рекламные обращения (ролики, споты, фильмы, рекламные публикации, буклеты, листовки, средства наружной рекламы и т.д.);

– организация общественного мнения – через специальные публикации в прессе, организацию теледебатов, телевизионных выступлений, интервью и т.д.;

– «личная продажа» – встречи кандидата и его доверенных лиц с избирателями, митинги и т.д.;

– «стимулирование сбыта» – различные формы материального стимулирования избирателей (подарки, бесплатные обеды и т.д.).

Под воздействием комплекса маркетинговых коммуникаций, реализуемых предвыборными «командами» конкурирующих партий и движений, формируются предвыборные предпочтения и «спрос» электората. При этом предвыборные «команды» стремятся повысить «качество» своих кандидатов в сознании избирателей, совершенствуя их «образ» различными методами.

Опираясь на предпринятые рядом исследователей и практиков попытки сравнительного анализа составляющих комплекса маркетинговых коммуникаций[21], попытаемся оценить их применительно к политическому маркетингу и представим данные в виде таблицы.

Таким образом, мы можем заключить, что политическая реклама входит в коммуникативный комплекс политического маркетинга и работает вместе с другими его элементами. При этом все элементы вариативно дополняют друг друга.

1.2. Виды политической рекламы

Политическая реклама имеет различные определения, но во всех них присутствует общее — это коммуникация с помощью СМИ и других средств связи с целью повлиять на установки людей в отношении политических субъектов или объектов. Такими субъектами могут быть кандидаты на выборах, действующие политики, политические организации, государственные структуры — правительства, министерства, партии. Политическими объектами могут стать программы, политические события, документы, бюджет. Политическая реклама формирует имидж людей, идей, программ, политических взглядов. Политическая реклама возникла вместе с политикой. Она появилась тогда, когда впервые появились государства и власти потребовалось вступить в коммуникацию с населением, чтобы получить от населения помощь в поддержании порядка и пополнить армию. Власть в государстве посчитала удобным через информацию влиять на поведение граждан.

Устная политическая реклама.

Глашатаи древнего Рима и Греции оповещали граждан на улицах о делах в государстве, о начале войн и великих военных походов, рекрутировали добровольцев в армию. На стене в Помпее обнаружены надписи, призывающие голосовать за сенатора Марка Публия Фурия, по свидетельству автора надписи, — порядочного и уважаемого человека. Автор напрямую обращается к гражданам со словами: «Я уверяю вас, он хороший человек и за него стоит проголосовать на выборах». Марк Тулий Цицерон, прославившийся своими обличительными речами против Катилины, продолжил свою устную негативную рекламу против Марка Антония за его роман с Клеопатрой, обвинив его в феминизации римской политики, и был казнен. Реклама во время первой и второй мировых войн активно использовалась для покупок облигаций военных займов. Военное время породило рекламу оборонных проектов, патриотической активности. Устная реклама передавалась уже посредством радио.

Политическая радиореклама.

Радио использовалось для целей политической рекламы еще во времена первой мировой войны. По радио передавались не только фронтовые новости, но и активно создавались героические образы собственной армии и образ ненавистного врага. Радио использовалось для создания мотивации поддержки армии и государства за счет получения военных займов. В России и до и после Октябрьского переворота радио было очень существенным инструментом для воздействия на население.

Особенно роль радио как средства политической рекламы усилилось в 1930 – 40-е годы. В США президент Ф. Рузвельт стал еженедельно обращаться к нации, а в СССР все с замиранием слушали речи вождя. По радио в сознание населения транслировались политические образы и установки. Оно было очень популярным и пользовалось вниманием со стороны людей.

В избирательных компаниях радио активно стало использоваться в США и Европе в 1940- е годы. Сегодня его роль несколько уменьшилась, но в России это по- прежнему действенное средство для «транспортировки» образов политической рекламы.

Художественный портрет и скульптура.

Наиболее старой формой визуальной политической рекламы являются портреты политиков выполненные художниками. Для рекламы тех или иных политических фигур эти портреты создавались, выставлялись для обозрения или рассылались по территориям. Начиная с царских особ и кончая генсеками в СССР, такие портреты выполняли функцию создания визуального образа политика.

Политическая карикатура.

В XVII в. сразу в нескольких европейских странах — Англии, Франции и Голландии появляется политическая карикатура. Она создавалась с явными целями негативной рекламы и пропаганды. Император Наполеон, будучи незаурядной личностью, сумел оценить выгоду от политических карикатур на него и всячески поощрял художников, чтобы они создавали свои насмешливые рисунки, которые только способствовали его успехам. Во время Гражданской войны в США в 1862 г. для поднятия морального духа северян художник Т. Наст публиковал свои политические карикатуры на южан и их лидеров. Однако он стал хорошо известен как человек, который своими рисунками полностью разрушил имидж одного из известных своей коррумпированностью политиков У. Твида, а впоследствии и окончательно сломал его карьеру. Благодаря карикатурам Т. Наста, в которых У. Твид сравнивался с римским императором Нероном, этот политик проиграл выборы и потерял власть. Именно этому карикатуристу принадлежит символ республиканской партии США — рисунок слона. В начале ХХ века в журналах публиковались карикатуры на таких американских президентов, как Т. Рузвельт и В. Вильсон. В последующие годы во время избирательных кампаний жанр политической карикатуры активно использовался во время большинства избирательных кампаний в США и Европе. Также активно использовались политические карикатуры во время войн: карикатуры на испанцев во время испано-американской войны, на немцев — во время первой и второй мировых войн, в этот же период создавались карикатуры на японцев. Позднее — на корейцев и вьетнамцев, русских и др.

Фотография.

Фотография стала неотъемлемым элементом политической рекламы. Она придает ощущение большей достоверности тексту. У людей возникает ощущение причастности к событиям, изображенным на фотографии, сопереживание ее героям. Вместе с тем, фотография — это интерпретация специального замысла фотографа, а не объективная регистрация событий, При этом на интерпретацию влияют весь наш личный опыт и культурная среда. Так, не будучи путешественниками в Центральной Африке или специалистами по обрядам, мы не сможем точно понять значение тех или иных ритуальных сцен, запечатленных на фотографии. Мы не сможем сказать, являются ли они обрядом выбора вождя или оплакивания предков. В то же время у нас не возникнет проблем с интерпретацией событий, если на фотографии изображен избирательный участок с урнами. Мы можем ошибиться лишь в том, за что голосуют люди — за кандидата на политический пост или это голосование на референдуме. В фотографии используются различные символы, и для правильной интерпретации образа в политической рекламе необходимо, чтобы эти символы были хорошо знакомы аудитории и ею понимаемы. Существуют символические приемы, которые вызывают определенные чувства при восприятии фотографического образа, например, использование в политической рекламе «старых» фотографий или специально «состаренных» для того, чтобы вызвать ностальгические чувства по молодости или «прежним» временам. Многие образцы политической рекламы во время российских президентских и губернаторских избирательных кампаний были сделаны с использованием этого приема.

Политический плакат.

В октябре 1956 г. во время революционных событий в Будапеште жители сожгли хорошо известный советский плакат художника А. Герасимова, созданный в 1939 г., — «Сталин на XXVIII съезде КПСС». Этот плакат для жителей Венгрии в тот момент представлял собой не просто образ Сталина, а образ жестокой несправедливости и насилия. По мнению американского исследователя Д. Кроули, одного из авторов книги «Власть плаката», этот эпизод иллюстрирует действительную мощь этого вида политической рекламы.

Плакат как средство политической рекламы и пропаганды имеет глубокие исторические корни. В конце XVIII в. после смерти Ж.-П. Марата, героя французской революции, были напечатаны плакаты с его изображением и разосланы по всей Франции.

В1840 г. возникла хромолитографическая печать, которая позволила делать цветные плакаты, в которых цвет сочетался с четким текстом. Они печатались тысячами экземпляров. В то же время как в Европе, так и в США произошли серьезные политические подвижки, вынудившие элиту задуматься о средствах воздействия на поведение «средних жителей». На выборах в Великобритании в 1910 г. лейбористской партией использован плакат «Безработные» с политической риторикой на популярную тему.

И все же до первой мировой войны плакаты использовались в основном в качестве коммерческой рекламы. Однако серьезные политические события в России и других странах, а также война решительно определили новое направление в плакатах — политическая реклама. Плакаты первой мировой войны разделяются на три большие категории — первая связана с рекрутированием солдат в армию, вторая — со сбором денег на войну, третья категория плакатов — с демонстрацией своей стране и миру лица врага. Эти плакаты во всех х странах удивительно похожи по своей графической структуре и политическому предназначению. Они выполняли две важных функции — информировать и создавать четкий негативный образ врага у населения, а потому способствовали настрою на уничтожение противника и помощь всеми силами своему государству.

Наиболее известными рекрутинговыми плакатами являются плакаты-близнецы, появившиеся в Англии США и Советской России. Английский плакат «Твоя стран а нуждается в тебе» с указующим, направленным на зрителя пальцем практически ничем не отличается от плаката «Ты записался добровольцем.», а вместе они — от американского «Дяди Сэма».

Большинство плакатов времен первой мировой войны отличаются эмоциональным зарядом их образов, которые вызывают симпатию и побуждают зрителя к активным действиям. Большинство из военных плакатов этого времени способствовали сбору средств, пожертвований раненым, помощи войскам.

Считается, что первая мировая война стала переломным моментом в истории политической рекламы в жанре плаката. Впоследствии А. Гитлер в «Майн кампф» в 1926 г. признал британскую политическую рекламу очень эффективной по части «эмоционального шантажа».

В 1919 г. появились «Окна РОСТА», в которых политические плакаты представляли собой расположенные последовательно сюжеты наподобие комиксов. Наиболее известные из них сопровождались текстами В. Маяковского. Для некоторых политических плакатов того времени по-прежнему был ха-рактерен дизайн лубка, в котором работали также художники М. Ларионов, Н. Гончарова.

Во время гражданской войны в России стала активно развиваться технология коллективного создания политической рекламы в форме плакатов. Эта технология стала популярна и в других странах. В период гражданской войны 1936 г. в Испании коллективное творчество в дизайне политической рекламы присутствовало и у республиканцев, и у коммунистов.

В это время появилась и стала заметно развиваться технология фотомонтажа. Фотомонтаж очень активно применялся в дизайне плакатов и листовок фашистской и нацистской политической рекламы в Италии и Германии.

Символы, используемые в политическом плакате, легко заимствовались у оппонентов и лютых врагов. Существует много общего в политической рекламе гитлеровской Германии и сталинского СССР. Это образы мужественного рабочего, солдата, матери, образы вождя. И. Сталина в кругу членов Политбюро на советском плакате обычно изображали во много раз крупнее остальных. Такая оптическая диспропорция должна была работать на создание ощущения величия, лидерства и даже божественности вождя. Он представал в образе чего-то сверхъестественного и почти нереального.

Вторая мировая война практически не повлияла на развитие дизайна в политическом плакате. Революция в дизайне политической рекламы совершалась уже в области радио и телевидения. Основными темами военной рекламы были попрежнему призывы в армию, призывы к сбережению пищи и топлива, сохранению секретов своей страны.

Политическая реклама пережила свое второе рождение во время перестройки и распада социалистической системы в Восточной Европе. Плакаты этого времени несли острый эмоциональный заряд и опирались на яркие визуальные образы.

В России с началом демократических выборов активно развивалось создание политических плакатов как с изображением кандидатов, так и с чисто шрифтовым дизайном. Стали применяться новые передовые технологи, позволяющие конструировать психодизайн таким образом, чтобы плакат имел максимальную эффективность в своем воздействии на электорат.

Листовки.

Жанр листовки как формы политической рекламы также имеет давнюю историю. Если в древней Греции и древнем Риме послания к врагам писали на камнях, то в Америке во время войны за независимость уже активно распространялись листовки в их современном виде. Во время первой мировой войны листовки разбрасывались с самолетов, и не случайно на польском языке слово листовка звучит как «улётка».

Во время революции, гражданской войны и интервенции большевики придавали огромное значение листовкам. В. Ленин лично писал тексты листовок, направленные на моральное разложение войск противника.

Во время военных действий СССР в 1939 — 1940 годах до начала Великой Отечественной войны активно использовались листовки с обращением к населению и солдатам армии противника.

С 1941 по 1945 г. множество различных листовок создавалось для воздействия на поведение как собственного населения, военных, партизан, так и войск противника, населения Германии и освобождаемых стран. Листовки были различные по функциям: информирующие и дезинформирующие, призывающие к действиям и вызывающие депрессивное настроение, создающие смысл и лишающие смысла.

В мирные периоды листовки не теряют свою актуальность. Особенно часто к ним обращаются во время избирательных компаний. Они становятся цветными, яркими, часто содержат большой текст к фотографии кандидатов.

Листовка требует тщательной проработки идеи на уровне дизайна и содержания текста. В ней особенно важны простота изложения и внешняя привлекательность, способные привлечь внимание. В противном случае она пойдет в мусорную корзинку, лишь нанося ущерб бюджету кандидатского фонда.

Кинореклама.

Роль политической рекламы посредством кино очень высоко ценил Ленин. Сталин также хорошо понимал действенность этого жанра политической рекламы. «Кино представлялось генсеку сугубо государственным искусством, которому нет равных по силе психологического концентрированного воздействия на большие коллективы людей. Он полагал совершенно необходимым программировать советское кино» .

Политическая реклама с использованием кино также строится на определенных мифах и символах. В ее производстве существуют специальные технологии, которые были впоследствии усовершенствованы при возникновении видеоаппаратуры.

Телевизионная реклама.

Если вначале политики контролировали свое общение с избирателями во время непосредственного контакта или при использовании листовок, плакатов или сувенирной продукции, создаваемой при непосредственном контроле со стороны заказчика или через подконтрольную им прессу, то с наступлением эпохи телевидения ситуация в корне изменилась. У политиков больше не осталось уверенности, что избиратели увидели и услышали именно то, что политики намеревались донести до них.

Телевидение стало уверенным посредником между политиком и населением. Политик делает сообщение для телевидения, которое в свою очередь транслирует его населению.

Благодаря телевидению успешные политики вынуждены были принять новый стиль политической риторики и лидерства. Медиа-менеджмент, построение имиджа, получение доверия, избегание обвинений, PR вместе с навыками межличностного взаимодействия стали главными в электоральном успехе. Главными составляющими успеха в кампании с использованием телевидения стали внешний вид, стиль, имидж, личная репутация. Так, американская политика изменилась в момент возникновения телевещания 2 ноября 1920 г., когда заработала станция КДКА в Питтсбурге.

Обычно в предвыборных кампаниях используются телевидение и другие СМИ для коммуникации с избирателями двумя различными путями: посредством рекламы и бесплатной свободной прессы. Принимая решение об использовании рекламы или бесплатного новостного вещания, учитывают два главных фактора: насколько данному СМИ интересны выборы в целом и сколько есть денег на рекламу у кандидата. Когда избирательная кампания хорошо проработана, реклама обычно делит первое место с новостными передачами при передаче основного сообщения кандидата избирателям. Но в отличие от новостей, реклама передает это сообщение без фильтров.

Телевизионная реклама сильно потеснила политическую рекламу в газетах прежде всего за счет динамики визуального образа, который не только имеет цвет и объем, но и находится в движении, что позволяет вниманию дольше фиксироваться на объекте.

Мультфильмы.

Во время второй мировой войны мультфильмы с карикатурным изображением японцев и гитлеровцев были активно использованы правительством США для пропагандистских целей. Эти мультфильмы помогали поднять моральный дух населения и солдат, а также выработать негативную установку на врага. Мы хорошо помним мультфильмы, созданные после путча в 1991 г., которые должны были закрепить негативную установку населения на путчистов и снять последствия стресса и испуга у части населения. Мультфильм как жанр политической рекламы позволяет подавать героев в гротескном, иногда доведенном до абсурда образе. Он позволяет по-доброму или зло посмеяться над героем, подать его в привычной стилистике знакомого с детства и поэтому вызывающего ностальгические чувства мультика. Мультфильм как жанр политической рекламы динамичен и может привлекать внимание в силу своей «вседозволенности». Он выполняет роль своеобразного «шута» в обществе.

1.3Имидж политика как компонент политической рекламы

Имидж лидера – один из главных инструментов политической рекламы. Его специфическое качество – доминантность: мы оперируем свернутой основной информацией вместо того, чтобы оперировать полным объемом информации. Специфика имиджевой коммуникации заключается еще и в том, что реакция получателя информации контролируема. Сообщения создаются с учетом ожидаемой реакции населения.

У имиджа три основные коммуникативные функции. Первая – облегчить аудитории восприятие информации о политике: «Массовое сознание не может воспринять всю сумму информации о нем, но с радостью согласно получать ключевую информацию, задающую все основные с его точки зрения параметры, характеризующие лидера»[22]. Вторая функция – обеспечить режим наибольшего благоприятствования восприятию личности политика, проецируя на аудиторию те его характеристики, которые являются наиболее предпочтительными в конкретной электоральной среде. Третья функция – подготовить почву для формирования установки на избрание именно этого кандидата. «Мы должны быть достаточно точными в этом пункте: выбор определяется имиджем, а не человеком, поскольку 99% избирателей не имеют контактов с ним. Важно не то, что он собой представляет, а то, что проецируется, и, если быть более точным, – не то, что проецируется, а то, что избиратель получает. Не человека мы должны менять, а получаемое впечатление», – так определяли стратегию своих действий организаторы избирательной кампании Р. Никсона в 1968 г.[23]

Имидж – коммуникация с обратной связью: он должен не только подстраиваться под ожидания аудитории, но и все время меняться, чтобы удовлетворять эти ожидания полностью. Имидж – особый тип коммуникации, своего рода зеркало «для героя»: он активизирует в аудитории те качества, которыми она уже в какой-то степени обладает.

Помимо ясно просматривающейся коммуникативной функции имиджа, специалисты отмечают и другие – номинативную, эстетическую, адресную[24].

Под номинативной функцией имиджа имеется в виду, что он обозначает, выделяет, отстраивает, дифференцирует личность в среде других, демонстрирует отличительные ее качества, подчеркивает достоинства.

С этим связана и еще одна функция имиджа – эстетическая. В коммерческой рекламе имидж призван облагородить впечатление, производимое на публику товаром, фирмой, организацией. Это в полной мере относится и к имиджу политическому, поскольку имидж лидера – это не в последнюю очередь внешний облик политика, его привлекательность, в том числе и физическая, его стиль.

Адресная функция подразумевает, что существует связь между имиджем и его целевой аудиторией, что он отвечает на потребность, запрос электората.

Существует множество определений имиджа, а также различных подходов к классификации типологии и имиджей. Такое многообразие, в основном, есть результат того, что имидж рассматривается в различных аспектах – структурных, функциональных, предметных и др.

Попытаемся обобщить классификации имиджей, встречающиеся в ряде источников. Наиболее ясным с точки зрения политической коммуникации представляется деление, предлагаемое А. Лаптенком: имидж объективный, или реальный – это впечатление о кандидате (его образ), которое есть у избирателей; субъективный имидж – это представление кандидата и его «команды» о том, каким его видят избиратели; моделируемый имидж – тот образ, который пытаются создать «команда» и привлеченные специалисты[25]. Другие исследователи называют субъективный имидж также зеркальным, объективный – текущим, дополняя этот список желаемым имиджем – таким, который партия или кандидат хотели бы иметь в глазах избирателей[26]. Третьи[27] говорят о самоимидже, основанном на собственном опыте и соответствующих самооценках (по нашему мнению, самоимидж можно отождествить с желаемым), о воспринимаемом имидже (то же, что и объективный) и требуемом (ожидаемом) имидже.

А.Н. Жмыриков предлагает также более подробную дифференциацию объективного (текущего) имиджа. Объективный имидж не есть величина постоянная, он способен меняться как при смене политической ситуации, так и вследствие усилий разработчиков стратегий политических кампаний. В результате формирования имиджа кандидата, когда за основу принимаются изначальные ожидания электората, складывается первичный имидж. Это комплексное представление о конкретном политическом лидере как индивиде, личности, субъекте политической деятельности, которое формируется в сознании избирателей в результате первичного знакомства с ним.

Первичный имидж включает в себя основные характеристики идеального имиджа, но по ряду черт отличается от идеала. В ходе кампании первичный имидж трансформируется – его базовые черты сохраняются, но добавляются новые, так называемые «поверхностные» черты, отражающие реалии складывающейся избирательной ситуации. Образовавшийся новый имидж называют вторичным. Вторичный имидж возникает только в процессе конкурентной борьбы между несколькими политическими лидерами. Он представляет собой компромисс между стремлением электоральной группы обрести лидера, образ которого в точности соответствует идеалу, и желанием избежать лидера, чей образ в наибольшей степени этому идеалу противоречит.

Для политической рекламы наибольший интерес представляют объективный (текущий) имидж, поскольку именно он подлежит корректировке в процессе реализации рекламной стратегии, и моделируемый – тот, который будет транслироваться на аудиторию. Для эффективной стратегии идеально, когда моделируемый образ становится текущим (закрепленным в сознании избирателя). Текущий имидж отслеживается перед началом кампании и в процессе ее с помощью маркетинговых исследований. Нас в данной работе более всего интересует моделируемый имидж, поскольку именно он несет коммуникативную нагрузку и является основным инструментом политической кампании. Именно о нем мы будем главным образом говорить.

Основные приемы построения политического имиджа

Конструирование рекламного политического имиджа происходит в такой последовательности: определение требований аудитории (сегментов аудитории), соотнесение реальных качеств кандидата с ожиданиями аудитории, отбор тех характеристик, которые востребованы электоратом (они лягут в основу образа), выбор дополнительных характеристик, формулировка составляющих имиджа, перевод выбранных характеристик в разные знаковые контексты (визуальный, вербальный, событийный и др.).

Необходимое условие успешной политической коммуникации – изучение пристрастий избирателей в отношении своего потенциального «героя». Чтобы быть понятым, способным вызвать планируемую реакцию, моделируемый образ политика должен в наибольшей мере отражать ожидания электората.

Набор привлекательных для граждан России свойств руководителя, выявленный в ходе президентской кампании 1996 г., содержит следующие характеристики опытный политик, готов к разумным компромиссам, сторонник практических дел и решительных шагов[28].

Другие исследования распределяют предпочтения избирателей следующим образом на первом месте – порядочность, честность (22,3%), на втором – ответственность перед избирателями (18%), на третьем – знание местных условий жизни, на четвертом – доброта, справедливость (9%), на пятом – деловитость, предприимчивость (8,6%), на шестом – эрудиция, интеллигентность (7,4%). Первые три позиции являются основными по мнению всех групп населения. Рейтинги остальных у разных групп несколько различаются. Так, для ИТР и представителей интеллигенции «деловитость, предприимчивость» и «эрудиция, интеллигентность» имеют большее значение, чем доброта, справедливость». Студенты самым необходимым качеством политика считают «деловитость, предприимчивость», а пенсионеры отдают предпочтение «эрудиции и интеллигентности»[29].

Особый интерес избиратели проявляют к личной жизни лидера, его быту, семейным традициям – словом, ко всему тому, что свойственно обычному, «земному» человеку. «Обращение к разуму, аргументам перекрывается по эффекту воздействия печатной, визуальной информацией, рисующей простой человеческий облик. Для некоторых избирателей интерес к политику выражается не столько стремлением познакомиться с его программой, взглядами, сколько в желании приобщиться к частной стороне его жизни. Видимо, в нем проявляется потребность простого человека в соотнесении себя, своего индивидуальною бытия с бытием тех, кто пребывает на политическом Олимпе»[30]

Особенно важны для лидера динамические характеристики. Его следует конструировать как человека энергичного, деятельного, активного. «Обыкновенно вожаки не принадлежат к числу мыслителей, – отмечал еще Г. Лебон, – это люди действия»[31].

Впрочем, впечатление динамизма можно создать, не только демонстрируя определенные действия, но также с помощью слов и пламенных речей, выдвижения конкретных, интересных предложений (не столь важно, будут ли они реализованы в действительности, – важна гипотетическая возможность такой реализации). Впечатляющие решения, предложения, выдвигаемые лидером в своих выступлениях, заманчивые перспективы которые он рисует, будут способствовать его популярности больше, чем неуклонные, постепенные и малозаметные шаги в действительном решении какой либо проблемы.

Один из характерных приемов, применяемых как в зарубежной, так и в отечественной практике формирования имиджей, – привлечение мнений каких-либо знаменитостей о данном кандидате. При этом используется психологический закон переноса достоинства известного лица (точнее его собственный имидж) переносятся, накладываются на предмет рекламы, тем самым, вызывая доверие к нему. Например, разработчики президентской кампании Р. Никсона так определяли свои приоритеты: «Подумайте над поведением типичного избирателя республиканца, который в голове постепенно вычеркивает кандидата одного за другим. Он хочет быть за Никсона; все, что ему нужно, – это маленький толчок, благодаря которому он услышит, что множество людей, которых он уважает, также за Никсона. Ему нужна уверенность, что его мнение будет иметь поддержку, что он не будет выглядеть одиночкой или чудаком. Или, если он еще находится под влиянием старых негативов Никсона, тот факт, что известные люди вокруг него склоняются к Никсону, подтолкнет его к тому, чтобы сказать самому себе: “Может, мне лучше пересмотреть свою точку зрения? Если все эти люди за него, возможно, я в чем-то не прав...”. Поддержка дает хороший способ говорить о кандидате в третьем лице; тот, кто поддерживает, может сказать совершенно естественно о кандидате то, что не очень удобно говорить кандидату о себе самом»[32].

Еще одно качество, без которого невозможно навести мосты между лидером и массами, – готовность лидера принять на себя ответственность за положение дел в стране, правительстве, регионе.

Черты и качества, которые лидер обязан демонстрировать, должны быть однозначны, четко определены, ярко выражены, достаточно постоянны.

Ядро имиджа составляют три основные компоненты: внешняя (поведенческая) направленность личности, внутренняя ориентация личности и иерархия временных характеристик личности кандидата[33].

Внешняя направленность личности бывает трех типов: направленность на достижение определенных действенных результатов, направленность на общение и направленность на завоевание авторитета, власти.

Внутренняя ориентация личности отражает те способности политика, с помощью которых он достигает поставленных целей. Одни достигают их преимущественно за счет интеллектуальных способностей, другие – за счет эмоциональных, третьи – за счет волевых. Если электоральная группа предпочитает, например, интеллектуального лидера, то внутренняя ориентация рекламируемой личности должна быть именно таковой.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что имидж как бы располагается между двумя полюсами – «божественным» и человеческим. По мнению Г. Почепцова, имидж – категория амбивалентная, обладающая неким ритмом, постоянной сменяемостью заложенных в нем образов, динамикой: «Ритм реализуется в плане переключения с пересказанного на недосказанное, с истории на современность, с недостижимо высокого на чисто человеческое... Возможно, по этой причине и удается доводить образ лидера до совершенства: он как бы доходит до края по полюсу обожествления и одновременно по полюсу человечности. Наличие того и другого полюса (бинарность имиджа)... позволяет оптимизировать воздействие... Полярное расхождение пары характеристик дает более достоверный образ... Сутью имиджа становится пульсация между двумя полюсами»[34].

В отечественной литературе предлагается строить программы кандидатов по следующей схеме.

1. Проблемы, существующие в обществе.

2. Основные меры по решению этих проблем, необходимые, по мнению кандидата.

3. Возможный вклад будущего избранника в осуществление этих мер (выдвижение законопроекта, реализация программы социальной помощи, содействие учреждению фонда и т.д.).

Деятельность имиджмейкеров не ограничивается только конструированием образа как такового. И. Викентьев[35] приводит следующий набор задач по работе с имиджем: собственно построение образа и направление его восприятия в необходимое русло, представление образа с помощью понятных и благоприятных (с точки зрения интересов населения) категорий – позиционирование.

Существует несколько возможных путей позиционирования лидера, важно выбрать наиболее эффективный. Например, политические консультанты Дж. Мейджора могли представлять его либо как реформатора, желающего радикально изменить положение вещей (так называемая стратегия Дж. Кеннеди), либо как консерватора, стремящегося сохранить имеющиеся достижения (стратегия Линкольна). Они могли также «подчеркивать его сравнительную молодость, хороший вид, энергию, решительность и любовь к спорту; или они могли сделать акцент на его скромном социальном происхождении, обычных вкусах, невыразительных чертах, вежливости, спокойствии и скромности»[36]. И те, и другие характеристики присутствовали в образе Мейджора, но выбрать следовало что-то одно.

Смысл позиционирования заключается не в том, чтобы просто выбрать ряд предпочтительных характеристик и направление, по которому они будут развиваться в ходе кампании, а в том, чтобы определить конкретные преимущества кандидата, то есть его характеристики, которые превосходят аналогичные характеристики конкурентов. Поэтому наряду с позиционированием осуществляется отстройка от конкурентов.

В процессе реализации стратегии может возникнуть необходимость возвышения или (в отношении конкурентов) занижения имиджа, а также восстановления случайно или целенаправленно заниженного имиджа кандидата, то есть необходимость контррекламы.

К задачам «возвышения» имиджа можно отнести его корректировку в связи с неблагоприятной реакцией аудитории. Например, на президентских выборах 1996 г. в США такая проблема встала перед организаторами кампании Боба Доула. В сознании американцев сложился его устойчивый образ как сухого и чопорного человека, «словно родившегося в строгом костюме с галстуком». Была поставлена задача «гуманизации образа» – для этого максимально использовались рассказы Доула о его военных временах, о том, как он испытывал нехватку денег на лечение после ранения и т.д.

Для политической рекламы наибольший интерес представляют объективный (текущий) имидж, поскольку именно он подвергается корректировке в процессе реализации рекламной стратегии, и моделируемый, то есть тот, который будет транслироваться на аудиторию. Для эффективной стратегии идеально, когда моделируемый образ становится текущим.

Весь спектр характеристик, включенных в образ, целесообразно объединить в своего рода блоки – персональные (физические, психофизиологические особенности политика, его характер, тип личности, индивидуальный стиль принятия решений, наличие харизмы), социальные (идеологические позиции лидера, его отношения с ближайшим окружением, с различными социальными группами, союзниками и оппонентами, статус личности) и символические (мировоззрение политика, его программа и постоянные культурные архетипы, связанные в сознании избирателей с представлением о лидере).

Можно вычленить следующие этапы конструирования рекламного политического имиджа: определение требований аудитории (ее сегментов), сравнение реальных качеств кандидата с ожиданиями аудитории, отбор тех характеристик, которые востребованы электоратом (они лягут в основу образа), выбор дополнительных характеристик, определение составляющих имиджа, пере вод выбранных характеристик в разные знаковые контексты (визуальный, вербальный, событийный и др.).

Как коммуникативная структура имидж должен обеспечить точность передачи информации, совпадение знаковых систем коммуникатора и получателя сообщения. Он выступает своего рода дешифратором сообщения, переводя его на ряд других языков – на язык аудитории, событийный, визуальный язык.

Имидж полнее, глубже воспринимается людьми, когда строго определены только основные его элементы и есть возможность додумать, довообразить его.

Имидж как бы располагается между двумя полюсами – «божественным» и человеческим. Это категория амбивалентная, обладающая неким ритмом, постоянной сменяемостью заложенных в нем образов, динамикой.

Очень важная коммуникативная составляющая имиджа – образ будущего, который включен в него. Он должен быть настолько ярким, чтобы захватить избирателя.

2. Рекламная деятельность партии «Единая Россия»

2.1 История партии «Единая Россия»

Всероссийская политическая партия «Единая Россия» возникла как объединение тех, кто желает изменить жизнь к лучшему, и имеет для этого энергию, умения, знания; кто полагается на себя и верит в живительные силы России, в ее природную мощь; кто видит ее перспективу и тем укрепляет свой дух.

«Едимная Россимя» — политическая партия в Российской Федерации. Создана 1 декабря2001 на учредительном съезде общественно-политических объединений «Единство» (лидер — Сергей Шойгу), «Отечество» (Юрий Лужков) и «Вся Россия» (Минтимер Шаймиев) как Всероссимйская политическая памртия «Едимнство и Отемчество — Едимная Россимя». [38]

На логотипе партии изображён медведь. Поэтому членов партии зачастую называли «медведями». Съезд партии, прошедший 26 ноября2005г., принял решения по изменениям в символике партии. Вместо бурого медведя символом партии стал белый медведь , по контуру очерченный синим цветом. Над медведем развевается российский флаг, под медведем — надпись «Единая Россия». Члены партии на современном политическом жаргоне именуются «единороссами». [38,39,40]

Избирательный список партии на думских выборах 2007 года и её политический курс возглавил (в то время президент) действующий премьер-министр РФВладимир Путин. Согласно результатам голосования на выборах, вышеуказанному единению партии, а также изменениям в избирательном праве, увеличившим количественный показатель лидирующих партий, в России сложилась политическая система с доминирующей партией. При этом политическая партия «Единая Россия» располагает квалифицированным большинством, достаточным для единоличного принятия любых решений без учёта позиции оппозиции. По этому на выборах Президента РФ (2 марта 2008 года) лидировал преемник Владимира Путина (главный представитель, член партии «Едина Россия») – Дмитрий Медведев – Президент РФ в настоящее время.

Лидерами политической партии являются первые лица страны: председатель «Единой России», премьер-министр РФ Владимир Путин сопредседатель Высшего совета «Единой России» Борис Грызлов, сопредседатель Высшего совета партии, мэр г.Москвы Юрий Лужков, сопредседатель Высшего совета партии Минтимер Шаймиев, сопредседатель Высшего совета партии, Герой России, министр РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Сергей Шойгу. [38,39,40]

2.2. Вид деятельности партии

Партия самостоятельна в решении хозяйственных вопросов обеспечения своей деятельности, в том числе вопросов оплаты труда, предпринимательской деятельности, получения и использования денежных средств и иного имущества.

В целях создания финансовых и материальных условий для реализации целей и решения задач, предусмотренных Уставом [37] и Программой Партии, Партия, ее региональные отделения вправе осуществлять следующие виды предпринимательской деятельности:

- информационная, рекламная, издательская и полиграфическая деятельность для пропаганды своих взглядов, целей и задач и обнародования результатов своей деятельности;

- изготовление и продажа сувенирной продукции с символикой и (или) наименованием Партии, а также изготовление и продажа издательской и полиграфической продукции;

- продажа и сдача в аренду имеющегося в собственности Партии движимого и недвижимого имущества.

Партия, ее региональные отделения не вправе осуществлять виды предпринимательской деятельности, не указанные выше (Устав). [37]

Доходы от предпринимательской деятельности Партии, ее региональных отделений не могут перераспределяться между членами Партии и должны использоваться только в целях, предусмотренных в Уставе. [37]

Результаты хозяйственной деятельности Партии и ее региональных отделений должны быть отражены в сводном финансовом отчете Партии и финансовых (бухгалтерских) отчетах ее региональных отделений.

Партия, ее региональные отделения вправе осуществлять благотворительную деятельность.

«Единая Россия» и предвыборная кампания 2007—2008

Плакат

Как стало известно в конце августа 2007 г., Андрей Писарев, бывший генеральный директор «Третьего телеканала», советник политического департамента исполкома партии «Единая Россия» и один из идеологов её «Русского проекта», назначен заместителем генерального директора «Первого канала», курирующим освещение предвыборной кампании в Государственную думу 2007 году. Кандидатуру Писарева рекомендовало Главное управление президента РФ по внутренней политике. До этого Писарев был главным редактором еженедельной информационно-аналитической программы «Воскресное „Время“». Он также известен как организатор и продюсер всех крупнейших телетрансляций церковных служб.

Партии «Единая Россия» было дано официальное разрешение Владимира Путина на использование его имени и образа в рамках избирательной кампании этой партии в Государственную Думу 5 созыва. 1 октября Владимир Путин согласился возглавить список ЕР. Федеральный список ЕР, в отличие от других партий, содержал не 3 или 2 имени, а только одно — президента Путина.

«Мы официально будем выдвигать кандидатуру Дмитрия Медведева на съезде», — заявил Борис Грызлов. «Думаю, остальные партии „Справедливая Россия“, „Аграрная партия“ и „Гражданская сила“ обеспечат поддержку кандидата, выдвинутого „Единой Россией“», — добавил Грызлов. Согласно российскому законодательству одна партия может выдвинуть одного кандидата, вследствие чего «Справедливая Россия», «Аграрная партия» и «Гражданская сила» не могли официально выдвинуть Медведева в кандидаты на пост президента.

Утверждения о нарушениях предвыборного законодательства

В ходе региональных выборов в марте 2009 года были зафиксированы отдельные факты подкупа избирателей и фальсификации итогов голосования в пользу некоторых представителей партии «Единая Россия». 1 марта 2009 года в Мурманске милиция задержала группу граждан, раздававших избирателям по бутылке водки в обмен на голосование за кандидата от «Единой России» действующего мэра Мурманска Михаила Савченко. Один из задержанных написал в милиции заявление о том, что лично получил на организацию подкупа 600 тыс. рублей. В Карачаево-Черкессии по данным протокола участка № 50 из 2664 избирателей за «Единую Россию» проголосовали 1272 избирателя (47,8 %), а в протоколе республиканского избиркома (РИК) на том же участке значилось уже 2272 голоса за «Единую Россию» (85,3 %). Голоса были отобраны у КПРФ и партии «Патриоты России». В соответствии с решением городского суда г. Черкесска у партии «Единая Россия» было снято 1000 голосов, которые были распределены между КПРФ и «Патриотами России». На муниципальных выборах в Санкт-Петербурге, по данным ЦИК РФ, «Единая Россия» набрала 77,3 % голосов. 30 марта 2009 года член «Единой России» Антон Чумаченко, якобы победивший в одном из округов Санкт-Петербурга, в открытом письме жителям округа «Морской» назвал методы своих однопартийцев «циничным глумлением над правом», заявив, что «результаты голосования в нашем округе были откровенно сфальсифицированы. Из всех протоколов шести участковых избирательных комиссий, следует, что я не вошел в пятерку кандидатов, набравших большинство голосов» Кандидат от партии «Яблоко» Борис Вишневский, информация о победе которого появлялась на сайте ЦИК в ночь после выборов (согласно сайту zaks.ru) но затем исчезла, утверждал, что его соперникам от «Единой России» были приписаны голоса.

Партию неоднократно обвиняли в незаконном применении административного ресурса (например, так называемые агитационные задания по вербовке сторонников]. Одним из известных случаев стало признание мэра Хабаровска Александра Соколова перед думскими выборами 2007 года: «Учитывая особую роль „Единой России“, мы рекомендовали председателям участковых комиссий вступить в партию».

При проведении предвыборной компании на пост главы города Вологда был снят с выборов кандидат, являющийся членом партии «Справедливая Россия» Лукичев, Александр Николаевич по обвинению в нарушению прав интеллектуальной собственности. На выборах победил кандидат от «Единой России». Шулепов.

Россия в щитах

Еще со второй половины августа улицы российских городов, кроме, что характерно, Москвы, заполонили рекламные щиты с лозунгом "План Путина – Единая Россия". Сам лозунг размещен на белом фоне, а по низу - цвета российсского флага, которые, собственно, одновременно являются цветами "Единой России", и партийный логотип, чтобы никто ничего не перепутал. На все недоуменные вопросы - типа, а как же требования законодательства и ФАС, еще даже не только агитационная, но даже и избирательная кампания не началась - единороссы твердо отвечали, что реклама эта не политическая, а социальная, так как никаких призывов голосовать за партию в ней не содержится. Просто, мол, информируем граждан и все.

Процесс информирования граждан перешел в следующую стадию после публикации указа о начале избирательной кампании. Билборды "План Путина – Единая Россия" были заменены на более прямолинейные – "Единая Россия – партия Путина". Во всяком случае, такая замена была произведена на улицах Екатеринбурга, о чем 5 сентября сообщило РИА URA.RU, однако не исключено, что в других регионах эти два щита продолжают существовать параллельно.

Вообще, в регионах можно встретить множество вариаций - так, в Воронежской области замечены билборды "Единая Россия" - партия реальных дел", в Краснодарском крае - "План Путина - план Ткачева" с эмблемой "Единой России", а в Рязанской области, как сообщает газета "Коммерсант", единороссы еще в середине лета загородили своими щитами "План Путина -- реальные дела" и "Новые дороги "Единой России" ряд строительных объектов.

Информировать столичных жителей "Единая Россия" начала несколько позже, чем провинциалов, в десятых силах сентября, и разнообразила эту кампанию слоганом "План Путина - победа России" на фоне цветов российского флага. Стоит отметить, что на московских билбордах и наименование, и символика партии, кроме фоновых цветов, отсуствует. Почему в Москве единороссы предпочли такой лайт-вариант, можно только догадываться.

По информации "Коммерсанта", заказчик рекламы - Фонд поддержки "Единой России", а всего под нее в Москве выделено три тысячи рекламных поверхностей, принадлежащих компаниям NewsOutdoorRussia и Gallery. В СМИ неоднократно сообщалось о том, что владелец первой из них, Сергей Железняк, скорее всего, будет включен в московский список "Единой России". По данным издания, рекламная кампания единороссов рассчитана на срок до 2 октября, когда завершится предвыборный съезд партии, который утвердит федеральный список. Сдать документы в Центризбирком "Единая Россия" планирует 3-4 октября, после чего все плавно перерастет в официальную агитационную кампанию.

В общей сложности, как сообщил газете "Ведомости" глава центрального исполкома партии Андрей Воробьев, единороссы разместили по стране порядка двух с лишним тысяч своих рекламных щитов. При этом другим партиям живется далеко не так хорошо. Так, в начале сентября самарская прокуратура потребовала убрать с размещенных на городских улицах билбордов рекламу книги лидера СПС Никиты Белых "Достройка капитализма", посчитав, что этот текст является агитационным материалом СПС, который, в нарушение закона "О выборах", размещен на щитах до начала агитационного периода. При этом улицы Самары продолжают быть густо покрыты "Планом Путина". Та же ситуация и в Саратовской области - как сообщил изданию представитель местного обкома КПРФ Дмитрий Сорокин, "после подписания указа о дате выборов облизбирком разослал всем партиям письма с требованием снять все рекламные щиты. Однако почему-то щиты "Единой России" остались".

"Единая Россия" начала массированную рекламную кампанию в Москве: на 3 тыс. рекламных поверхностей будут вывешены плакаты "План Путина- победа России".

Хотя официальная агитация на думских выборах еще не разрешена, единороссы уверены, что действуют законно, поскольку на постерах не упоминается название партии. Однако оппозиция полагает, что этот факт должен стать предметом рассмотрения Центризбиркома.

Вчера в столице начали появляться постеры, на которых на фоне цветов российского флага размещен слоган "План Путина -- победа России". По сведениям Ъ, заказчиком рекламы стал Фонд поддержки "Единой России", а всего под нее будут выделены 3 тыс. рекламных поверхностей, принадлежащих компаниям NewsOutdoorRussia и Gallery. Кстати, глава первой Сергей Железняк, скорее всего, будет включен в московский список "Единой России" на декабрьских выборах в Госдуму.

По данным , нынешняя рекламная кампания рассчитана на срок до 2 октября, а затем плавно перерастет в официальную агиткампанию по выборам в Госдуму (наглядная агитация разрешена с момента выдвижения кандидатов). Именно 2 октября, на съезде партии, единороссы утвердят свой список, после чего смогут на законном основании поменять "непартийный" слоган на более конкретные призывы голосовать за "партию Путина".

Впрочем, и в нынешнем варианте плакаты вполне отчетливо ассоциируются с "Единой Россией". Ведь во многих регионах похожая рекламная кампания началась еще летом. Например, в Краснодарском крае появились плакаты "План Путина -- план Ткачева" с эмблемой "Единой России" (Александр Ткачев -- глава Краснодарского края и лидер местной "Единой России"), а в Псковской области -- "План Путина -- 'Единая Россия'" и "'Единая Россия' -- партия Путина". При этом дизайн нынешних московских плакатов и билбордов, вывешенных ранее в регионах, полностью совпадает.

Зам.главы предвыборного штаба "Единой России" Константин Костин, отвечающий за агитацию, заявил , что предвыборный штаб партии "не имеет к этому отношения": "Мы начнем свою агитационную кампанию в рамках выборов, как это положено по закону, после нашего съезда". В то же время он не стал отрицать, что саму программу разработала партия "в рамках разрешенной до выборов политической рекламы". "На плакатах нет призывов голосовать за кого-либо. 'План Путина' - основной слоган партии с апреля",- пояснил господин Костин.

Напомним, что весной единороссы одобрили новую предвыборную программу под названием "План Путина", с которой, как заявил лидер партии Борис Грызлов, "Единая Россия" пойдет на выборы в Госдуму. Правда, после того, как в июне Федеральная антимонопольная служба (ФАС) поспорила с Центризбиркомом (ЦИК) о том, имеют ли право партии размещать политрекламу на наружных носителях, "Единой России" пришлось притормозить эту имиджевую кампанию -- по крайней мере в обеих столицах и ряде других крупных городов.

Заключение.

Итак, наши представления о политическом мире по большей части формируются под влиянием масс-медиа. И в действительности, именно средства массовой информации создают основу наших знаний о политике. Ведь для аудитории политическую реальность составляет не само политическое событие, а его интерпретация, иногда даже его трансформация в СМИ.

Для этой цели СМИ использует политическую рекламу. Именно посредством нее формируется в сознании людей желаемые образы политиков, отношение к их политическому курсу; обществу дается установка за кого голосовать.

А о том какую роль для страны играет правильный выбор избирателей, я думаю, не стоит даже и говорить. Потому нельзя недооценивать роли политической рекламы в условиях нашей действительности.

В настоящее время Партия реально обеспечивает позитивные перемены, происходящие в обществе, воздействует на принятие политических решений, формирует правовую основу для социально-экономического преобразования страны.

За последние 8 лет правления партии «Единая Россия» наше государство заняло более высокое положение в формировании мировой политики (России «дали» право голоса на уровне мировых решений):

- «Единая Россия», путем различных решений, пытается страну вывести из экономического кризиса (2008-2009 г.г.), эффективность которых мы можем оценить в будущем;

- Россию допустили на мировой рынок (нефть, газ, лес – на своих условиях);

- произошел рост в промышленности (восстановление различных предприятий после распада СССР);

- признание наших инновационных информационных, цифровых технологий на мировом уровне;

- развитие культуры и спорта (завоевание Россией основных высоких мест во всех таблоидах);

- увеличение благосостояния народа (рост потребительской корзины, в результате повышения минимального прожиточного уровня).

Из этого видно, что уже много достигнуто, но впереди еще больше!

«Единая Россия» - Партия, готовая взять историческую ответственность за судьбу страны. Я считаю, за партией «Единая Россия» успешное будущее России.

Хотелось бы окончить свою работу цитатой из книги «Политическая реклама» Е. Егоровой-Гантман:

«Политическая реклама переживает сегодня бум. Появляются новые талантливые дизайнеры, остроумные креатуры. Наблюдается расцвет жанра. Очень хочется, чтобы этот жанр был чистым, чтобы в нем было больше игры ума и воображения, чем грязи и подвоха. Очень хочется, чтобы политики соответствовали по своему уровню возможностям дизайнеров политической рекламы, а их программы были столь же хороши для населения, как те светлые и обаятельные лица, с которыми мы встречаемся во время избирательных кампаний в каждом произведении рекламного искусства»[41].

Список литературы

1. Ученова В.В. Старых Н.В. История рекламы: детство и отрочество. М., 1995. С.З.

2. См. напр.: БСЭ. Изд. 2.М., 1965. Т.36.С.316., Коэн Д. Реклама. Нью Йорк, 1972, Гольман И.А. Добробабенко II.С. Практика рекламы. Новосибирск, 1991. С.10; DeyanA. Lapublicite. Paris, 1988. P.9; Ученова В.В. Старых Н.В. История рекламы: детство и отрочество. М., 1995. С.З.

3. Феофанов О.А. Что может политическая реклама // Коммунист. 1991. №12. С.50.

4. См.: Черняховский В. Политическая реклама: вчера и сегодня // Реклама. 1991. № 3.; Гринберг Т.Э. Политическая реклама: портрет лидера. М., 1995, Феофанов О.А. Что может политическая реклама // Коммунист. 1991. № 12.

5. См. напр.: Шестопал Е.Б. Очерки политической психологии. М., 1990. С.24–25.

6. Феофанов О.А. Что может политическая реклама // Коммунист. 1991. №12. С.57.

7. Волькенштейн М. Главный козырь президента // Итоги. 1996. 16 июля.

8. Цит. по: Феофанов О.А. США: реклама и общество. М., 1974. С.208.

9. См. напр.: Реклама от А до Я. Словарь рекламных терминов. Казань, 1992.; Черняховский В. Указ. соч. и др.

10. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1991. С.758.

11. Дейян А. Реклама. М.,1993. С.12.

12. Гринберг Т.Э. Указ. соч.

13. Ковлер А.И. Основы политического маркетинга. М., 1993.

14. Ривз Р. Реализм в рекламе. М., 1969.

15. Карцева Е. Три лица имиджа, или кое-что об искусстве внушения // Иностранная литература. 1971. №9. С.234.

16. КовлерА.И. Указ. соч. С.7.

17. David D. Le marketing politique. Paris, 1978.

18. Ученова В.В. Старуш М.И. «Философский камешек» рекламного творчества. М., 1997. С.41–42.

19. Соловьев Б.А. Маркетинг. М.,1996. С.166.

20. Котлер Ф. Основы маркетинга. М., 1990. С.96.

21. См. напр.: Крылов И.В. Теория и практика рекламы в России. М., 1996. С.10.

22. Почепцов Г.Г. Имидж от фараонов до президентов. Киев, 1997. С.66.

23. Price R Memorandum // McGmnis J. The selling of the president 1968 Richmond Hill 1970. P.204.

24. Блажнов Е А Паблик рилейшнз М., 1994. С.50.

25. См. напр.: Лаптенок А. Искусство информации. Выборы: работа с общественностью. Минск, 1995. С.58.

26. См. напр.: Зяблюк Н.Г. Индустрия управляемой информации М., 1971. С.115.

27. SampsonЕ. Theimagefactor. London, 1994.

28. См.: Шестопал Е.Б. Оценка гражданами личности лидера // Полис 1997. №6. С.59–61.

29. Самый короткий путь к власти. С.155.

30. Гордеева О.И. Указ. соч.С.163.

31. Лебон Г. Психология народов и масс. СПб., 1995. С.135.

32. Цит. по: Почепцов Г.Г. Имидж от фараонов до президентов. Киев, 1997. С.202.

33. Жмыриков А.Н. Как победить на выборах. Обнинск, 1995. С.34.

43. См.: Почепцов. Г.Г. Имидж & выборы. Имидж политика, партии, президента. Киев. 1997; Имидж от фараонов до президентов. Киев, 1997; Имиджмейкер. Киев, 1995; Паблик рилейшнз, или как успешно управлять общественным мнением. М., 1998.

34. См.: Викентьев И.Л. Приемы рекламы и паблик рилейшнз. Киев, 1997.

36. Bruce В. Image of power. How the image makers shape our leaders. London, 1992. P.95.

37.Устав Всероссийской политической партии «Единая Россия»

38.www.er.ru

39.n-novgorod@edinros.ru

40.edinrosnn@mail.ru