Главная              Рефераты - Маркетинг

Инновационная деятельность в предпринимательстве измерение и оценка социальных последствий инно 2 - курсовая работа

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Пермский институт (филиал)

государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Российский государственный торгово-экономический университет

Кафедра «Организации и технологии коммерции»

Курсовая работа

По дисциплине «Организация предпринимательства в сфере коммерции»

На тему «Инновационная деятельность в предпринимательстве: измерение и оценка социальных последствий инновационных проектов; инновационная политика»

Работу выполнила:

Студентка группы КПИ- 41

Факультета коммерции

Брезгина (Семенова) Олеся

Работу проверил:

Канд. техн. наук, доцент

Старикова Л.Н.

Оценка……………………..

Дата………………………...

Подпись…………………

Пермь, 2010

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3

Глава 1. Общая характеристика инновационной деятельности в предпринимательстве……………………………5

1.1. Сущность инновационного предпринимательства………………………5

1.2. Необходимость анализа инновационных проектов…………………….15

1.3. Измерение и оценка социальных последствий проектов………………21

1.4. Инновационная политика………………………………………………...25

Глава 2. Оценка эффективности предпринимательской деятельности мебельной фабрики «ДАНА»………………………32

2.1. Общая характеристика предприятия………………………………………32

2.2. Анализ управления инновационной деятельностью мебельной фабрики…………………………………………………………………………...35

2.3. Измерение и оценка социальных последствий проекта предприятия……………………………………………………………………...39

Глава 3. Разработка мероприятий по улучшению инновационного развития предприятия………………………..49

Заключение………………………………………………………………….54

Список литературы……………………………………………………….56

Введение

Инновационная деятельность в предпринимательстве играет очень важную роль. Роль предпринимателя сводится к созданию новшеств, продук­тов, не известных ранее, с использованием нового сочетания тради­ционных факторов экономики (труда, земли и капитала). Занимаясь инновационной деятельностью, предприниматель ориентируется на ускорение темпов научно-технического прогресса, под воздействием которого новые изобретения и продукты быстро устаревают. Поэтому предприниматель должен быть готов удовлетворить будущие за­просы потребителя уже сегодня.

В исследованиях последних лет значительное внимание уделяется проблемам инноваций и предпринимательства. Причем, обе проблемы рассматриваются как теоретически, так и в практическом аспекте. В то же время, несмотря на повышение интенсивности исследований по данным направлениям, наблюдается весьма низкий уровень инновационной активности предприятий. Основой научно-технического прогресса являются изобретения и открытие. Когда новые изобретения находят применение в любой отрасли человеческой деятельности, они приводят к созданию нового продукта или новой технологии, то есть процессу производства продукта. Все это означает, что идея, положенная в основу изобретения, превратилась в нововведение. Нововведение всегда стимулирует появление новых идей, ибо развивает любопытство человека. Таким образом, нововведение и связана с ним инновация является объективным законом развития человечества.

Инновационная деятельность содержит в себе не только инновационный процесс эволюционного превращения нового знания в новые виды продуктов, технологий и услуг, но и маркетинговые исследования рынков сбыта товаров, их потребительских качеств, конкурентной среды, а также комплекс технологических, управленческих и организационно-экономических мероприятий, которые в своей совокупности приводят к инновациям, нового подхода к информационным, консалтинговым, социальных и других видов услуг. Именно в этом кроется важное научное и практическое значение исследующейся проблемы.

Объект исследования. Объектом исследования является фабрика «ДАНА» города Перми.

Предмет исследования. В качестве предмета исследования выступает инновационная политика предприятия и анализ его проектов.

Цель и задачи исследования. Целью курсовой работы является исследование проблем качественного развития экономики предприятия на основе ее инновационной политики. Постановка данной цели обусловила необходимость решения следующих задач:

Изучить основные условия и особенности инновационной политики предприятия;

Показать специфику проявления инновационной политики в условиях фабрики «ДАНА» на современном этапе развития;

Провести анализ разработки и образования инновационных проектов развития предприятий. При этом будут рассмотрены теоретические аспекты управления инновационными проектами предприятия, провести анализ социальных последствий проектов;

Разработать рекомендации по совершенствованию его инновационной политики и инновационному развитию предприятия.

Степень изученности вопроса. Исследованию проблем связанных с инновационной политикой, посвящен ряд теоретических концепций и практических методик отечественных и зарубежных ученых.

Глава 1. Общая характеристика инновационной деятельности в предпринимательстве.

1.1. Сущность инновационного предпринимательства.

Анализ предпринимательской деятельности развитых стран по­казывает, что существуют две модели предпринимательства: класси­ческая и инновационная.

Классическое предпринимательство — это традиционное, кон­сервативное предпринимательство, направленное на максимальную отдачу ресурсов, управление объемами производства с участием внешних и внутренних факторов по выявлению резервов фирмы для повышения рентабельности, обновления номенклатуры выпус­каемой продукции.

Максимальная отдача ресурсов достигается, если предпринима­тель предприимчив и готов идти на строго дозированный риск, хо­рошо знает потребности рынка, работоспособен и т.д.

Инновационное предпринимательство — модель предпринима­тельской деятельности, связанной с новаторством.

Под инновационным предпринимательством понимается процесс соз­дания и коммерческого использования новшеств, нововведений в раз­личных сферах.

Роль предпринимателя сводится к созданию новшеств, продук­тов, не известных ранее, с использованием нового сочетания тради­ционных факторов экономики (труда, земли и капитала). Занимаясь инновационной деятельностью, предприниматель ориентируется на ускорение темпов научно-технического прогресса, под воздействием которого новые изобретения и продукты быстро устаревают. Поэтому предприниматель должен быть готов удовлетворить будущие за­просы потребителя уже сегодня.

Для внедрения и распространения новшеств (продуктов, услуг,
технологии, новой организации производства или труда) необходим
тесный контакт с потребителями.

Как показала практика, быстро адаптироваться к рынку, учесть новые потребности, безусловно, способны малые предприятия. Крупные фирмы вследствие своей инерционности, неповоротливости быстро адаптироваться не могут, однако они могут воспроизве­сти в массовом масштабе новшество, которое им предлагает малое предприятие.

Роль предпринимателя как новатора наиболее полно выразил и обосновал Й. Шумпетер:

Задача предпринимателей — реформировать и революционизировать спо­соб производства путем внедрения изобретений, а в более общем смыс­ле — через использование новых технологий для производства новых това­ров или прежних товаров по новым методам благодаря открытию нового источника сырья или нового рынка готовой продукции — вплоть до реор­ганизации прежней и создания новой отрасли промышленности[1] .

Что же понимать под инновациями, новшествами? На первый взгляд, вопрос кажется простым. Вместе с тем при детальном его рассмотрении обнаруживается ряд сложностей.

Существует множество определений инновации[2] . Вот некоторые из них.

1. Инновации (нововведения) — это изменения в первоначаль­ной структуре производственного организма, а именно, переход его внутренней структуры к новому состоянию.

2. Инновация — это комплексный процесс создания, распро­странения и использования нового практического средства (новше­ства для лучшего удовлетворения известной потребности людей).

3. Инновация — это внедрение в практику, осуществление и ис­пользование новой идеи, предложения, людей, научно-технического решения.

4. Инновация — это прибыльное использование новшеств в ви­де новых технологий, видов продукции и услуг, организационно-технических и социально-экономических решений производствен­ного, финансового, коммерческого и административного характера.

5. Инновация — это объект, внедренный в производство в ре­зультате проведенного научного исследования или служебного от­крытия, качественно отличный от предшествующего аналога.

В этих определениях присутствуют два момента: во-первых, новая идея, продукт, услуга, во-вторых, внедрение нового в производственную систему, в результате чего меняется сама произ­водственная система, переходя в новое качественное состояние.

Шумпетер под инновациями понимал переход с одного уровня качества на другой, т.е. переход производственной системы в иную плоскость с новыми более качественными параметрами. По Шумпетеру, «производить» — значит не комбинировать имеющиеся ре­сурсы, а создавать нечто новое (и это касается не только самого производства, но и рынка). Он выделяет пять типичных изменений:

1) вследствие использования новой техники, новых технологи­ческих процессов и нового рыночного обеспечения производства;

2) обусловленные внедрением продукции с новыми свойствами;

3) связанные с использованием нового сырья;

4) в организации производства и способа его материально-технического обеспечения;

5) вследствие появления новых рынков сбыта.

Поскольку устоявшейся классификации нововведений пока не существует, приведем наиболее удачную классификацию инноваций, предложенную в работах А.И. Пригожина [3] и под ред. С.Д. Ильен­ковой [4] .

Таблица 1. Классификация инноваций

Критерий Виды инноваций
Распространенность

• Единичные

• Диффузные

Место в производственном цикле

• Сырьевые

• Продуктивные

• Обеспечивающие

Преемственность

• Открывающие

• Отменяющие

• Замещающие

• Возвратные

Охват доли рынка

• Локальные

• Системные

Потенциал и степень новизны

• Радикальные

• Совершенствующие

• Комбинированные

Сфера деятельности предприятия

•Технологические (производственные)

• Экономические (торговые)

• Социальные (управленческие)

Инновационное предпринимательство связано с созданием, ос­воением и коммерческим использованием нового продукта или ус­луги. Этот процесс включает поиск новой идеи, ее оценку, состав­ление бизнес-плана; поиск необходимых ресурсов, создание опыт­ного образца, проведение испытания; изучение рынка сбыта и про­движение товара на рынок.

Основные этапы разработки товара-новинки представлены на рис. 1.

Рис. 1. Основные этапы разработки новшества

В своей деятельности предприниматель руководствуется жестким алгоритмом осуществления инновационной деятельности (рис. 2)[5] .

Рис.2. Принципиальная схема инновационного предпринимательства

Инновационное предпринимательство требует постоянного поис­ка: новых идей, новых продуктов, новых услуг, а также организаци­онных форм создания и внедрения новшеств. Но здесь кроется про­тиворечие: для нововведения нужна новая организационная форма, а для выпуска продукции (услуги) — консервативная, устоявшаяся, обеспечивающая изготовление оснастки, закупку сырья, организа­цию поточного производства и в конечном итоге — выпуск продук­ции. Противоречие заключается еще и в том, что для проведении научных исследований нужны большие финансовые средства, на­пример, при поиске материала с новыми свойствами необходимо проведение экспериментов с использованием специального оборудо­вания, квалифицированного персонала. Соблюдение этих условий обеспечивает тщательность и глубину исследования. Кроме того, В инновационном предпринимательстве не менее важны опыт и ин­туиция отдельных исследователей-одиночек, которые, получив но­вый или принципиально новый продукт, способны наладить ком­мерческое использование изобретения в рамках малого предприятия.

Преимущества малых организационных форм в инновационной деятельности, по мнению О. Стрекалова[6] , следующие:

1) мобильность и гибкость перехода к инновациям, высокая восприимчивость к принципиальным нововведениям, поскольку процесс возглавляет, как правило, автор нововведения;

2) сильный и многоплановый характер мотивации, обусловлен­ный как внеэкономическими причинами (для автора изобретения —дело жизни и чести), так и экономическими (только успешная реа­лизация изобретения, его коммерциализация позволит автору состо­яться в качестве предпринимателя);

3) узкая специализация творческого поиска, сужение круга тех­нических идей, немногочисленный управленческий персонал;

4) ориентация на конечный результат при широком использо­вании всех видов ресурсов, и прежде всего интеллектуальных;

5) возможность идти на риск, что абсолютно неприемлемо для
больших организаций.

Для инновационного предпринимательства важно наличие предпринимательской среды, которая позволяет находить требуе­мые организационные формы для реализации идей, нововведений.

Предпринимательская среда — это среда, способствующая вос­произведению и осуществлению целенаправленного поиска, подго­товке к реализации нововведений. Элементами такой среды служат инвесторы со свободными финансовыми ресурсами и товаропроиз­водители со свободными мощностями, которые могли бы их ис­пользовать для изготовления конкурентоспособной продукции; не­обходимая инфраструктура.

Существуют разные организационно-правовые формы иннова­ционного предпринимательства. Широкое распространение в раз­витых странах получили венчурные фирмы , осуществляющие свою деятельность с большой долей риска.

Венчурные фирмы специализируются на исследованиях, разра­ботке, производстве новой продукции и услуг. Создают такие фир­мы обычно ученые-исследователи, инженеры, изобретатели. Вен­чурные фирмы работают на этап роста и насыщения изобретатель­ской активности и, как правило, передают результаты своих иссле­дований другим фирмам — эксплерентам, патиентам, коммутантам. Венчурный капитал представляет собой вложения не только круп­ных компаний, но и банков, государственных структур, страховых, пенсионных и других фондов в сферы с повышенной долей риска, в расширяющийся бизнес.

Фирма-эксплерент — это пионерная фирма, «снимающая слив­ки», — повышенную долю прибыли и сверхприбыли на этапе мак­симума цикла изобретательской активности и с самых первых пар­тий выпуска новой продукции.

Фирма-патиент работает, как правило, на узкий сегмент рынка и удовлетворяет потребности, которые сформировались под дейст­вием моды, рекламы. Такие фирмы функционируют на этапах роста выпуска продукции и одновременно — на стадии падения изобрета­тельской активности.

Фирма-коммутант работает на этапе падения цикла выпуска продукции: она нацелена на удовлетворение местных, националь­ных потребностей, адаптирует инновации к конкретным местным условиям, вносит изменения на разных стадиях производственного цикла — от постановки продукции на производство до изменения в технологии уже выпускаемого продукта.

Интересной организационно-территориальной формой иннова­ционного предпринимательства являются научно-технологические парки (технопарки) — это самостоятельные организационные струк­туры, создаваемые в сфере науки и научного обслуживания в целях поддержания малого предпринимательства и формирования среды для освоения производства и реализации на рынке инновационной продукции.

Основные задачи технопарков:

· превращение открытий и изобретений в технологии;

· превращение технологий в коммерческий продукт;

· передача в массовое производство технологий изготовления
продукта через малое предприятие;

· формирование и рыночное становление наукоемких фирм;

· поддержка предприятий в сфере наукоемкого бизнеса.

Бизнес-инкубатор — это структура, специализирующаяся на создании благоприятных условий для возникновения эффективной деятельности малых инновационных фирм, реализующих ориги­нальные научно-технические идеи.

Бизнес-инкубатор выполняет ряд функций:

· обеспечивает поддержку фирм путем предоставления им на льготных условиях оборудования для опытного производства, оказания консультационных услуг, ввода неизвестных фирм в крут бизнеса, правовой и информационной помощи;

· способствует успешной стратегии коммерциализации риско­вой технологии;

· выполняет образовательную функцию.

Одно из новых и достаточно перспективных направлений в ин­новационном предпринимательстве — использование венчурного (рискового) капитала. Сам термин «рисковый» подразумевает, что во взаимоотношениях инвестора и предпринимателя, претендующе­го на получение от него финансовых средств, присутствует элемент авантюризма.

Венчурное инвестирование осуществляется в малые и средние предприятия, которые разрабатывают новые материалы, технологии или готовый продукт. Поскольку в любых инновациях присутствует элемент риска и порой его доля значительна, то именно инновации нуждаются в средствах венчурного капиталиста. Венчурные фонды или компании предпочитают вкладывать капитал в фирмы, чьи ак­ции не обращаются в свободной продаже на фондовом рынке, а полностью распределены между акционерами — физическими или юридическими лицами.

Инвестиции направляются либо в акционерный капитал откры­тых или закрытых акционерных обществ в обмен на долю акций, либо предоставляются в форме инвестиционного кредита на срок от 3 до 7 лет. Встречается и комбинированная форма венчурного инве­стирования, при которой часть средств вносится в акционерный ка­питал, а другая предоставляется в форме инвестиционного кредита.

1.2. Необходимость анализа инновационных проектов.

Для снижения риска инновационной деятельности предпринимательской фирме необходимо в первую очередь провести тщательную оценку предлагаемого к осуществлению инновационного проекта. Инновационный проект эффективный для одного предприятия, может оказаться неэффективным для другого в силу объективных и субъективных причин. Например таких, как территориальная расположенность предприятия, уровень компетентности персонала, состояние основных фондов и т. п. Поскольку на каждом конкретном предприятии существуют свои факторы, оказывающие влияние на эффективность инновационных проектов, то универсальной системы оценки проектов нет, но ряд факторов имеет отношение к большинству инновационных предприятий.

На основе этих факторов выделяют определенные критерии для оценки инновационных проектов, которые включают в себя[7] :

· цели, стратегия, политика и ценности предприятия; маркетинг;

· научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы; финансы; производство.

Кратко рассмотрим вышеназванные критерии и условия оценки инновационного проекта.

1. Цели, стратегия, политика предприятия. Оценивая инновационный проект в этом направлении, необходимо выявить, насколько цели и задачи инновационного проекта совпадают с целями и стратегией развития предприятия, так как если направление проекта противоречит общей политике предприятия, то возникает большая вероятность того, что проект не принесет ожидаемого результата.

2. Маркетинг. Для реализации инновационного проекта необходимо, чтобы маркетинговые исследования рынка подтвердили его потребность, выявили конкретных будущих потребителей. В том случае, если конечный результат инновационного проекта — продуктовая инновация, то цель маркетингового исследования — спрогнозировать спрос на новый продукт, который в начальный период предложения его на рынке в силу патентной или иной временной монополии данного предприятия на новый продукт будет одновременно спросом на продукцию предприятия. Сюда же можно отнести и технологические инновации, улучшающие качество продукта, создающие новую его модификацию. Однако провести маркетинговое исследование по инновационному проекту, предлагающему принципиально новый продукт или услугу, очень сложно, так как в некоторых случаях они могут быть настолько новы, что их потенциальными потребителями еще не осознана потребность в них. Маркетинговое исследование атакой ситуации с большой долей вероятности может дать ошибочный, и даже отрицательный результат.

При оценке инновационного проекта следует выявить действительных, а также потенциально возможных конкурентов. Однако сравнивать необходимо не только продукт—результат инновационного проекта с аналогами конкурентов, а ожидаемые последствия от действий на рынке конкурентов[8] .

Целесообразно также проанализировать и возможные каналы распределения результатов инновационного проекта, оценить, насколько подходит уже существующая на предприятии система сбыта для распространения нового товара, так как создание специализированных каналов распределения на предприятии

может значительно увеличить стоимость инновационного проекта.

3. Стадия НИОКР является начальной стадией инновационного проекта, на которой следует оценить вероятность достижения требуемых научно-технических показателей проекта и влияние их на результаты деятельности предприятия. Технический успех — это получение желаемых технических показателей, при этом эти показатели должны быть достигнуты в рамках выделенных на проект средств и в требуемые сроки. Инновационный проект может быть изолированной разработкой или родоначальником семейства новых продуктов, определяющим дальнейшую специализацию предприятия. Поэтому оценивать проект следует не только с позиций непосредственно нового проекта, а целесообразно выявить н учесть возможные перспективы разработки в течение нескольких лет семейства продуктов, а также применения соответствующей технологии для дальнейших разработок продукта или других сфер его приложения. Для предприятия большей привлекательностью обладает тот инновационный проект, результат которого имеет долгосрочные перспективы. Оценивая инновационный проект с позиций достижения научно-технических критериев, следует учитывать не только вероятность технического успеха, но и воздействие этого проекта на бюджет НИОКР предприятия и деятельность подразделений, которые выполняют НИОКР.

При оценке инновационного проекта необходимо проверить, не нарушает ли реализация данного проекта права на интеллектуальную собственность какого-либо патентодержателя, а также выяснить, не ведутся ли конкурентами параллельные разработки и не поданы ли заявки в Патентное ведомство, иначе эффективность проекта может быть оценена неверно. Па принятие решения об оценке инновационного проекта оказывает влияние возможное отрицательное воздействие на окружающую среду процесса реализации проекта. Так как в некоторых случаях экологические последствия научно-технического проекта могут быть негативные, проекты могут быть запрещены законодательным путем к дальнейшей реализации или на предприятие могут быть наложены большие штрафы, что вызовет непредвиденные убытки и поставит под вопрос эффективность инновационного проекта.

4. Финансы . При выборе инновационного проекта большое значение имеет правильная оценка эффективности (прибыльности) проекта. Проект должен рассматриваться в совокупности с уже разрабатываемыми инновационными проектами, которые также требуют финансирования. В некоторых случаях требующие значительных капитальных ресурсов проекты могут быть отвергнуты в пользу менее эффективных проектов, но требующих меньших капитальных затрат, из-за того, что финансовые ресурсы необходимы для других инновационных проектов предприятия. Концентрировать все финансовые ресурсы предприятия на разработке одного проекта не всегда целесообразно. Предприятие может себе это позволить лишь в том случае, если инновационному проекту гарантирован

100%-ныи технический и коммерческий успех. В других случаях выгоднее направляют ресурсы па разработку нескольких инновационных проектов. В таком случае появление неудач при разработке одного из проектов будет компенсировано успехом от реализации .

Кроме этого следует оценить количественно все затраты, необходимые для разработки инновационного проекта. Основные затраты, производимые до того, как продукт пли технологический процесс начнет читать отдачу, состоят из затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. включая создание опытного образца, капитальных вложений в производственные мощности и первоначальных стартовых затрат, причем уровень этих затрат зависит от направленности инновационного проекта. Здесь же необходимо оценить возможный метод финансирования проекта, необходимость и вероятность привлечения внешних инвестиций для реализации проекта. Одна из главных проблем, стоящих перед любым предприятием, - это правильное планирование денежной наличности. Очень часто вполне рентабельный инновационный проект может оказаться несостоятельным в результате не поступления финансовых средств в конкретные сроки. Поэтому необходимо соотнести во времени прогноз денежных поступлений с прогнозом необходимости финансовых затрат, требующихся для разработки проекта.

5. Производство . Стадия производства является заключительной стадией реализации инновационного проекта, требующая тщательного анализа, в результате которого исследуются все вопросы, связанные с обеспечением производственными помещениями, оборудованием, его расположением, персоналом. Обстоятельно анализируется производственный процесс: как должна быть организована система выпуска продукции, и каким образом должен осуществляться контроль за соблюдением технологических процессов, обеспечивает ли оборудование достижение требуемого качества нового продукта и т. д. Если какие-то работы по инновационному проекту предприятие не может выполнить самостоятельно, необходимо выявить потенциальных субподрядчиков, оценить примерную стоимость этих работ.

К моменту, когда завершается стадия НИОКР и инновационный проект внедряется в производство, в первую очередь необходимо оценить потребность производства в специализированном оборудовании и высококвалифицированных кадрах для перехода к выпуску больших объемов продуктов или услуг.

Скорость и издержки, сопровождающие внедрение в производство, различны у отдельных проектов. Обычно чем больше разрыв между требован ним и. необходимыми для организации производства нового продукта и существующими производственными возможностями, тем больше соответствующие затраты по реализации инновационного проекта. Оценивая проект, предприятию необходимо выявить те характеристики нового продукта или услуги, достижения которых, вероятнее всего, вызовут дополнительные производственные затраты. Определив эти трудности и затраты, можно обеспечить плановый переход инновационного проекта от стадии НИОКР к стадии производства.

На данной стадии реализации проекта следует оценить окончательные издержки производства нового продукта, которые зависят от многих факторов: цен на необходимые для производства материалы, сырье, энергию и комплектующие, применяемой технологии, уровня оплаты труда работников, капитальных вложений и объема выпуска. Как правило, основное значение для успеха инновационного проекта имеет взаимозависимость между технологией производства, издержками, объемом продаж и ценой на реализуемый новый товар или услугу.

Полная оценка инновационного проекта включает в себя анализ всех вышеперечисленных основных элементов реализации проекта. Следует отметить, что приведенный перечень не является универсальным и в зависимости от целей и направления конкретного инновационного проекта может быть расширен. Каждое предприятие может использовать те критерии оценки проектов, которые считает для себя наиболее существенными и значимыми.

1.3. Измерение и оценка социальных последствий проекта.

Оценка социальных последствий научно-технических инноваций относится к числу наиболее сложных в методологическом аспекте проблем эффективности инновационной деятельности. С одной стороны, социальные цели и соответственно социальная эффективность должны выступать в качестве основных критериев оценки любого проекта, поскольку конечная цель инновационного проекта выражается в улучшении жизни общества, его гармоничном развитии. И поэтому именно социальные цели проекта должны превалировать в формировании государственной инновационной политики. Результатами ее реализации должны стать:

· достижение высокого уровня социальной направленности НТП за счет широкого распространения новых технологических систем, отвечающих самым высоким нормативным требованиям;

· качественно новый уровень жизни населения в результате роста продуктивности и эффективности общественного производства, совершенствования бытовой предметной среды обитания городского и сельского населения;

· качественно новый уровень ресурсосбережения, рост производительности труда, фондоотдачи, снижения материалоемкости, энергоемкости, капиталоемкости продукции, достижение ее высокой конкурентоспособности и, как следствие, коренное преобразование структуры народного хозяйства и внешней торговли в направлении разгрузки сырьевого сектора экономики и увеличения вклада обрабатывающих отраслей;

· преодоление технического отставания страны;

· реализация социальных гарантий, базирующихся на новом, более высоком уровне экономического развития;

· элиминирование возрастающей в процессе нововведений нагрузки на человека в результате коренной перестройки и переоснащения системы здравоохранения, сферы отдыха и досуга.

Однако многие проявления социального эффекта трудно или невозможно измерить, ограничиваясь лишь качественным их описанием. Как правило, чем значительнее социальное достижение, тем сложнее дать ему интегральную количественную оценку.

Помимо экономических последствий инновационный проект может вызвать и социальные изменения — как положительные, так и отрицательные. Задача заключается в том, чтобы, сохранив все положительное, ценное, нейтрализовать отрицательные социальные результаты, что требует дополнительных затрат (в отдельных случа­ях они могут быть столь значительными, что в целом вариант про­екта окажется неэффективным).

Сложность учета социальных результатов заключается в том, что только часть из них может быть представлена в стоимостном выра­жении (тогда их легко учесть при определении экономической эф­фективности). Остальные результаты не поддаются измерению в денежном выражении, а представляются в физических единицах (например, единицах измерения вибрации, загазованности, запы­ленности, мощности излучения).

Оценка социальных результатов предполагает, что проект соот­ветствует социальным нормам, стандартам и условиям соблюдения прав человека. Предусмотренные проектом мероприятия по созда­нию нормальных условий труда и отдыха, обеспечению продуктами питания, жилой площадью и объектами социальной инфраструкту­ры относятся к обязательным условиям его реализации.

Основные изменения — социальные результаты проекта, под­лежащие отражению в расчетах эффективности:

· число рабочих мест в регионе;

· жилищные и культурно-бытовые условия работников;

· условия труда работников;

· структура производственного персонала;

· надежность снабжения населения регионов или населенных пунктов социальными видами товаров (для проектов в топ­ливно-энергетическом комплексе — топливо и энергия, для проектов в аграрном секторе и пищевой промышленности — продовольствие);

· состояние здоровья работников и населения;

· увеличение продолжительности свободного времени населе­ния.

Увеличение продолжительности свободного времени работников предприятия и населения — важный социальный показатель.

Экономия свободного времени (в человекочасах) определяется по проектам, предусматривающим:

· повышение надежности энергоснабжения населенных пунктов;

· выпуск товаров народного потребления, сокращающих затра­ты труда в домашнем хозяйстве (например, кухонных ком­байнов);

· производство новых видов и марок транспортных средств;

· строительство новых автомобильных или железных дорог;

· изменение транспортных схем доставки определенных видов продукции, транспортных схем доставки работников к месту работы;

· совершенствование размещения торговой сети;

· улучшение торгового обслуживания покупателей;

· развитие телефонной и телефаксной связи, электронной поч­ты и других видов связи;

· улучшение информационного обслуживания граждан.

Возможны и другие проявления социального эффекта. Если со­циальный эффект поддается стоимостной оценке его учитывают при определении экономической эффективности. В других случаях социальные показатели при расчетах используются как граничные условия.

1.4. Инновационная политика.

Научно-технический прогресс во всем мире признан важней­шим фактором экономического развития. Все чаще и в западной и в отечественной литературе его связывают с инновационным про­цессом. Это единственный процесс, объединяющий науку, технику, экономику, предпринимательство и управление. Он состоит в полу­чении новшества и простирается от зарождения идеи до ее коммер­ческой реализации, охватывая, таким образом, весь комплекс от­ношений: производство, обмен, потребление.

Существует множество форм управления инновациями на разных уровнях: от подразделении корпораций до государства в целом, призванного осуществлять специальную экономическую политику. Эта политика неодинакова в разных странах, но подчинена единой цели: стимулированию инновационной активности и развитию, на­учно-технического потенциала.

В современных условиях, когда инновационное предпринима­тельство стало важным фактором обеспечения конкурентоспособ­ности не только отдельным фирмы, но и страны в целом, государ­ственные ассигнования заняли важное место в финансировании инвестиций.

Схема бюджетного финансирования представлена на рис. 3.

Рис. 3. Бюджетное финансирование инновационной сферы

Место и роль инновационной политики в структуре государст­венного регулирования экономики определяются особенностями ин­новационного процесса как объекта управления. Он в большей сте­пени, чем другие элементы НТП, связан с товарно-денежными от­ношениями, опосредующими все стадии его реализации. Это обстоя­тельство убедительно проявляется в условиях регулируемой рыноч­ной экономики развитых стран. Основанная масса инновационных процессов реализуется здесь частными компаниями разного уровня и масштаба, и такие процессы становятся не самостоятельной целью, а средством лучшего решения производственных и коммерческих задач компании, добивающейся высокой прибыльности.

В этих условиях инновация изначально нацелена на практический коммерческий результат. Сама идея, дающая ей толчок, имеет меркантильное содержание: это уже не результат «чистой науки», полуденный университетским ученым в свободном, ничем не огра­ниченном творческом поиске. В практической направленности ин­новационной идеи и состоит ее притягательная сила для компаний.

Приступая к разработке и реализации этой идеи, компании должны начать с авансирования денежного капитала. Специфика такого рода вложений — высокий уровень риска (угроза их потери). Вероятность успеха воплощения новой идеи в новом продукте дос­тигает только 8,7%; из каждых 12 оригинальных идей только одна доходит до последней стадии массового производства и массовых продаж. Американский специалист в области инноваций Б. Твисс отмечает, что коммерческий успех достигается лишь в 10% начатых проектов, следовательно, уровень неудачи можно оценить в 90%[9] . Иными словами, отдача от вложения капитала в инновационный процесс не имеет ничего общего с гарантированными выплатами ссудного процента на капитал в банке или дивиденда на акции. От­дача при удачной реализации инновационного проекта может ока­заться огромной, а при неудаче она отсутствует. Кроме того, в слу­чае неудачи погибает и вложенный капитал.

Какие же побудительные силы заставляют предпринимателей идти на столь значительный риск? Для любой экономической сис­темы (малая инновационная фирма; крупная корпорация; группа промышленных компаний; объединения промышленных фирм, университетов, правительственных лабораторий в разных комбина­циях и т.д.) эти силы могут быть подразделены на внутренние и внешние, имеющие объективную или субъективную природу.

Так, к числу внутренних побудительных мотивов инновационной активности можно отнести необходимость замены устаревшего обо­рудования (объективная причина) или стремление группы талант­ливых инженеров реализовать свой творческий потенциал (субъек­тивная причина). Набор внутренних побудительных мотивов инно­вационной активности индивидуален для каждой отдельной компа­нии, а в некоторых случаях в принятии решения об инновацион­ном процессе он играет решающую роль. Так, для только что соз­данной малой фирмы рождение и освоение новшества могут быть единственной возможностью завоевать место на рынке. Однако за­частую внутренние причины оказываются недостаточно весомыми. Многим компаниям свойствен устойчивый консерватизм в иннова­ционной политике. Крупные монополии, добившиеся преобладания на рынке, обычно не имеют внутренних побудительных мотивов к риску, связанному с инновациями. Здесь решающим стимулом мо­гут выступить причины внешнего характера, в частности, обуслов­ленные мерами экономической политики государства.

Государственная инновационная политика в промышленно разви­тых странах направлена на создание благоприятного экономическо­го климата для осуществления инновационных процессов и являет­ся связующим звеном между сферой «чистой» (академической) нау­ки и задачами производства. В целом роль государства в области поддержки инноваций можно свести к следующим моментам:

· государство способствует развитию науки, в том числе при­кладной, и подготовке научных и инженерных кадров (основной источник инновационных идей);

· в рамках большинства правительственных ведомств сущест­вуют разнообразные программы, направленные на повыше­ние инновационной активности бизнеса;

· государственные заказы, преимущественно в форме контрак­тов, на проведение НИОКР обеспечивают начальный спрос на многие новшества, которые затем находят широкое при­менение в экономике страны;

· фискальные и прочие элементы государственного регулирова­ния формируют стимулирующее воздействие внешней среды, обусловливают эффективность и необходимость инновацион­ных решений отдельных фирм;

· государство выступает в роли посредника в деле организации эффективного взаимодействия академической и прикладной науки, стимулирует кооперацию в области НИОКР промыш­ленных корпораций и университетов.

Методы воздействия государства в области инноваций можно разделить на прямые и косвенные. Соотношение их определяется эко­номической ситуацией в стране и избранной в связи с этим концеп­цией государственного регулирования — с акцентом на рынок или на централизованное воздействие. Как правило, в период экономиче­ского спада преобладает «кейнсианский» подход в государственной экономической политике, предполагающий активное вмешательство государства. В период подъема экономики берет верх философия консерватизма, отдающего предпочтение игре рыночных сил.

В настоящее время по степени активности вмешательства госу­дарства в экономику выделяют три группы стран. В первой группе возобладала концепция необходимости активного вме­шательства государства в управление экономикой (Япония и Фран­ция); вторая группа стран ориентирована на рыночные от­ношения (США, Великобритания); третья группа придерживается промежуточного варианта в экономической, в том числе и инновационной, политике: государственное регулирование сочета­ется с низкой степенью централизации государственного аппарата, используются косвенные методы воздействия при развитой системе согласования интересов правительства и бизнеса.

В сложившейся в России ситуации совершенно очевидна необ­ходимость безотлагательной разработки действенной программы всего будущего инновационного комплекса. Она охватывает как отдельные производственные, исследовательские, конструкторские, информационные единицы, их сочетания в рыночных структурах, так и органы государственного управления такими инновациями, которые неподвластны стихийным силам рыночного регулирования. И в этом смысле положительный опыт в области государственной инновационной политики в промышленно развитых странах может оказаться очень полезным на уровне как отдельных стран, так и СНГ. В частности, уже на стадии разработки и реализации меро­приятий массовой приватизации нужно представлять себе, что и в каких случаях успешнее сдвинет с места проблему усиления заинте­ресованности производителя в использовании научных, технических, технологических достижений; какие внутренние и внешние причины стимулирования инновационной деятельности возникнут при этом, учитывая специфику именно наших рыночных отношений.

Видоизменяя условия приватизации, критически оценивая и уме­ло используя западный опыт внешнего прямого и косвенного воз­действия на систему стимулирования инноваций, можно ускорить прогрессивные изменения. Необходимо, в частности, стремиться к развитию в СНГ международной структуры нововведений и системы передачи технологий, к созданию необходимых консультационных служб, патентной системы, международных технических стандартов, усилению интеграции в инновационных процессах.

При слабом внутреннем стимулировании инноваций необходимо поддерживать высокий уровень регулирующих воздействий со стороны государства, всемерно укреплять и развивать межгосударственные от­ношения. Необходимо сломать слабую восприимчивость к инноваци­ям, характерную для России. Если восприимчивость к инновациям в японской экономике принять за 10 баллов, то для США она будет оценена в 8 баллов, для Западной Европы — 6, для России — 1. Си­туация меняется по мере нарастания рыночных условий хозяйство­вания. Большинство жизненно важных для России инноваций имеют нерыночный характер. Это строительство дорог и жилья, обеспечение коммуникаций, ресурсосберегающие технологии, нововведения, по­вышающие безопасность техносферы[10] . Конкретные научные разра­ботки и программы таких вмешательств государственных органов и их организационных структур — дело не только настоящего, но в еще большей мере — будущего. Некоторые надежды можно связы­вать с решением о создании международного научно-технического совета как единого координирующего органа СНГ.

Глава2. Оценка эффективности предпринимательской деятельности мебельной фабрики «ДАНА».

2.1. Общая характеристика предприятия.

Оценка эффективности предпринимательской деятельности по данной теме курсовой работы поводилась на основании данных предоставленных мебельной фабрикой «ДАНА».

Мебельная фабрика «ДАНА» является производителем кухонной, а также корпусной мебели. Фабрика ведет свою историю с 1991 года. Предприятие имеет 18-летнию историю успешного развития на рынке города Перми и области, а теперь и края. К настоящему моменту на предприятии проведена модернизация технологического оборудования.

Мебельная фабрика имеет на своем счету множество дипломов и благодарностей. Например, за производство и продвижение на Российском рынке кухонной мебели, за вклад, внесенный в развитие мебельной промышленности России и расширение рынка мебели в Республике Башкортостан, за прогрессивные направления в области дизайна и производства мебели, за высокое качество предоставленной продукции и многое другое.

Стабильно растущий спрос на кухни «Дана» позволил расширить производство и увеличить объёмы выпуска продукции. А безостановочная работа над её улучшением и внимание к нуждам покупателей позволили фабрике выйти на рынки других городов России.

Одной из первых в России «ДАНА» предложила покупателям модульное комплектование кухни, когда покупатель, как в конструкторе «Лего», собирал из разных по размеру элементов нужный именно ему гарнитур. Такой подход объединил в себе одновременно и максимальную гибкость, и максимальную доступность, ведь все элементы (модули) выпускаются крупносерийно. Доступности цен на мебель способствуют так же использование в производстве эффективных энерго- и ресурсосберегающих технологий.

Кухонная мебель для дома «Дана» – это сочетание функционального дизайна, новейших технологий и современных материалов. При изготовлении мебели используется экологически безопасная ДСП, устойчивая к механическим, тепловым и химическим воздействиям. Такой материал позволяет выпускать недорогие модели, сохраняя качество продукции на уровне мировых стандартов. Для производства отдельных элементов мебели используется МДФ – экологически чистый материал, обладающий всеми достоинствами дерева, но гораздо прочнее.

В стенах фабрики постоянно ведется поиск новых дизайнерских решений, расцветок, подбор новых, более современных материалов и комплектующих.

Многолетний опыт работы, высокая квалификация специалистов, внедрение современного промышленного оборудования и технологий позволяют фабрике уверенно чувствовать себя в нынешней чрезвычайно конкурентной обстановке.

К услугам покупателей складская программа, позволяющая скомплектовать и отгрузить заказ в сроки от 1 до 5 дней в зависимости от объема заказа. Для доставки любых объёмов продукции предприятие располагает своим автотранспортом, возможна доставка контейнерами по железной дороге.

На протяжении многих лет «ДАНА» является стабильным и надежным деловым партнером.

Фабрика «ДАНА» ведет свою деятельность по производству кухонной мебели, корпусной мебели. Осуществляет доставку, сборку, модульную сборку. Широкий ассортимент фасадов. Доступные цены, кредит.

Почтовый адрес Россия, 614040 г. Пермь, ул. Прудовая, 56
Руководитель (342) 254-56-59
Телефон (342) 284-25-92
Адрес сайта www.dana-mebel.ru
Электронная почта danamebel@yandex.ru
Полное название ООО ДАНА, МЕБЕЛЬНАЯ ФАБРИКА
ИНН 590700820909
Время работы ПН-ПТ с 9-00 до 16-30, суббота с 10-00 до 16-00

Организационная структура фабрики представлена в таблице 2.

Должность Ф.И.О.
Директор Трофимов Юрий Михайлович
Главный бухгалтер Михеева Ольга Петровна
Зам. директора по реализации Аникин Александр Андреевич
Начальник отдела снабжения Борсуков Дмитрий Александрович
Зам. директора по продвижению Салодина Наталья Валерьевна
Менеджеры по работе с клиентами Барменых Юлия Константиновна
Никитина Светлана Генадьевна
Технолог Петров Юрий Антонович
Начальник производства Селеткова Мария вечеславовна

2.2. Анализ управления инновационной деятельностью мебельной фабрики.

Фабрика проводит достаточно активную инновационную политику за счет собственных средств. В настоящий момент идет поиск инвестора для покупки полной технологической линии по изготовлению мебельных клееных щитов из массивной древесины ценных пород, что позволит изготовить экологически чистую, с современным дизайном мебель и расширить ее ассортимент.

Инновационная деятельность предприятия, занимающегося созданием, конструированием и продажей кухонной мебели проходит в трёх направлениях, которые включены в портфель проектов инновационного развития предприятия:

1. разработка новых и совершенствование старых производственных линий, оптимизация производственного цикла, совершенствование способов сборки и установки мебели;

2. разработка и внедрение новых комплектов мебели, разработка нового дизайна и конструкций мебели;

3. внедрение новых способов продаж, инновационный маркетинг изделий мебельной промышленности, инновации в рекламе мебели.

Фабрика «Дана» проводит активную работу в первых двух из указанных направлений. На предприятии совершенствуются технологии производства, а также проводится набор квалифицированных специалистов для разработки новых моделей и конструкций мебели.

Общую оценку проекта фабрики «ДАНА» можно проанализировать по следующим критериям:

1. Цели и задачи проекта.

Инновационными целями являются:

· совершенствование производственных линий;

· приобретение неовеществленных технологий – лицензий на использование изобретений, промышленных образцов, полезных моделей, прав на патенты, беспатентных лицензий, услуг технологического содержания;

· производственное проектирование;

· инструментальная подготовка, организация и пуск производства;

· подготовка и переподготовка в связи с внедрением новых продуктов и технологических процессов;

· пробное производство и испытания;

· приобретение машин и оборудования, связанные с внедрением новых или усовершенствованных продуктов и технологических процессов;

· маркетинговые исследования по выпуску новых продуктов на рынок.

В силу того, что коммерческая тайна предприятия не позволяет разглашать все затраты и сроки инноваций, нельзя конкретизировать требуемый конечный результат в качественном и количественном выражениях и возможность измерения количественных показателей, заданный срок достижения цели. По словам работающего персонала в этом направлении все эти факторы учтены, что несомненно подтверждает факт достижения цели. Инновационные цели и задачи утверждены в качестве управленческого решения и зафиксированы письменно в каком-либо документе, и доведены до исполнителя. Также оговаривается только «когда» и «что» должно быть сделано, не вдаваясь в детали — «почему» и «как».

Направление проекта соответствует общей политике предприятия.

2. Маркетинг.

Стратегический инновационный маркетинг проекта определяется сегментированием рынка, позиционированием товара. Руководители проекта определяют: какую продукцию, какого качества и каким потребителям они будут предлагать.

Выход из кризиса и завоевание рынка в долгосрочной перспективе можно добиться только через высокое качество работ. В системе разработки и реализации проектов главным считается недопущение ошибок с первого раза.

За все время работы фабрики маркетинговые исследованию не раз подтверждали, что потребность в выпуске своей продукции очень велика у жителей города Перми. Несмотря на немалое количество конкурентов продукция фабрики нашла свою целевую аудиторию, что несомненно дает ей преимущество.

3. Стадия НИОКР – это комплекс мероприятий, включающий в себя как научные исследования, так и производство опытных и мелкосерийных образцов продукции, предшествующий запуску нового продукта или системы в промышленное производство. Расходы на НИОКР являются важным показателем инновационной деятельности фабрики. НИОКР выполняются по заказу. В России отношения по поводу выполнения НИОКР по договору регулируются в первую очередь положениями Главы 38 ГК РФ.

При разработке новых и совершенствовании старых производственных линий, реализация данного проекта не нарушает прав на интеллектуальную собственность патентодержателя, так как все оборудование приобретается со всеми лицензиями на их использование. Также разработка и внедрение новых комплектов мебели, разработка нового дизайна и конструкций мебели ведется самостоятельно фабрикой, что исключает параллельную разработку конкурентов. Вся информация засекречена и такой информацией обладает узкий круг персонала.

Так как на предприятии используется высококачественное сырье и материалы отрицательное воздействие процесса реализации проекта на окружающую среду исключено и доказано документально. Все процессы разрешены законодательно.

4. Финансы.

Политика управления инновациями предприятия текущем будет направлена в большей степени на внедрение новых технологий механизации и автоматизации труда, а также на экономию материалов. Вместе с тем, инвестиции в создание и освоение новой продукции сравнительно малы, хотя приносят наибольший эффект. Можно предположить, что такой скромные инвестирования – это временная мера, которая связана с поиском инвестора для расширения производства и ассортимента продукции.

2.3. Измерение и оценка социальных последствий проектов предприятия.

Социальные последствия нововведений заключаются в том, что они способствуют повышению благосостояния общества, повышению качества жизни и условий труда, увеличению производительности, ускорению обновления жизненной среды. Создаваемые человеком новшества значительно изменяют среду жизнедеятельности, облегчают трудовую деятельность. Инновационные процессы ускоряют обновление жизненной среды.

Логическим завершением анализа управления инновационной деятельностью предприятия должна являться оценка социальных последствий инновационного проекта мебельной фабрики «ДАНА».

Оценка социальных результатов, как уже было сказано в первой главе, предполагает, что проект соответствует социальным нормам, стандартам и условиям соблюдения прав человека. Так как все приобретаемое сырье и материалы, а также оборудование, высококачественное и не имеет отрицательных экологических воздействий, можно говорить о том, что проект соответствует всем социальным нормам.

Руководство фабрики осознает первостепенную важность и ценность своего персонала, работа которого создает основу успешной деятельности и устойчивого роста. Важнейшим условием своей деятельности предприятие считает проведение эффективной кадровой политики, направленной на повышение социальной защищенности, обеспечение безопасных условий труда и улучшение условий отдыха персонала. Руководство непрерывно работает над улучшением условий труда, обеспечивая своих сотрудников конкурентоспособной заработной платой и масштабными социальными льготами. Уровень социальной защиты определен в коллективных договорах, заключаемых между администрацией предприятий и работниками. Кадровая политика направлена на формирование коллектива, способного успешно решать любые поставленные перед ним задачи. Фабрика заинтересована не только в приеме хорошо подготовленного персонала, но и в постоянном совершенствовании профессиональных навыков и знаний, формировании корпоративного мировоззрения, создания условий для самореализации. Для развития профессиональной компетенции работником реализуется широкий диапазон мероприятий: курсы, семинары, обучение на рабочем месте, стажировка в других подразделениях.

На фабрике для реализации проекта и всего рабочего процесса предусмотрены мероприятия по созданию нормальных условий труда и отдыха всем занятым рабочим.

Такие мероприятия предусматривают следующее социальные программы:

1. Программа по созданию безопасных условий труда и культуры производства.

Инновационный проект фабрики – это промышленные объекты, связанные с высоким уровнем производственных рисков. Для минимизации данных рисков на предприятиях действуют программы по созданию безопасных условий труда и культуры производства. Предусмотрено обучение персонала, обеспечение его средствами индивидуальной защиты, спецодеждой и лечебно-профилактическим питанием. Ежегодно между работодателем и сотрудниками заключается Соглашение по охране труда и технике безопасности, в соответствии с которым разрабатываются мероприятия по улучшению условий труда и предусматриваются средства на их осуществление.

Организация безопасности условий труда осуществляется за счет:

· технического перевооружения производства;

· обеспечения работников эффективными средствами индивидуальной и коллективной защиты, спецодеждой, санитарно-гигиеническими и лечебно-профилактическими средствами;

· мотивации персонала к неукоснительному соблюдению правил и норм безопасности труда;

· обучения работников правилам безопасности и охраны труда;

· мониторинга и контроля системы промышленной безопасности.

2. Программа «Здоровье» направлена на оказание лечебно-профилактической помощи и оздоровление сотрудников и членов их семей. На территории предприятий расположены медико-санитарные части, оснащенные современным лечебным и диагностическим оборудованием.

3. Программа «Защита материнства, детства и поддержание развития семьи» определяет перечень социальных льгот и гарантий семьям, имеющим детей. Сотрудникам предприятия выплачивается материальная помощь: при рождении детей, многодетным семьям, женщинам - по уходу за ребенком до 3-х лет, одиноким матерям; предоставляются дополнительные отпуска, организуется совместный отдых детей с родителями. Для создания нормальных условий труда беременным женщинам создан и успешно функционирует цех легкого труда.

4. Программа «Оказание социальной поддержки неработающим пенсионерам» призвана повысить уровень социальной защищенности бывших сотрудников. Пенсионеры имеют возможность поправить свое здоровье в оздоровительных учреждениях, получают дополнительную материальную помощь. Фабрика выделяет средства на проведение различных мероприятий для своих ветеранов.

Таким образом, из вышеперечисленных мероприятий, видно, что руководство мотивирует персонал работающий над инновационным проектом, для того чтобы работа выполнялась качественно и добросовестно. Именно от работы персонала над проектом зависит эффективность дальнейшей деятельности фабрики.

В практике оценки социальных последствий инновационных проектов сложился ряд методических приемов, позволяющих решить эту проблему. Для тех составляющих социального эффекта проекта, по которым установлены нормативные требования к социальным нормам стандарта, например, к экологическим и санитарно-гигиеническим нормативам, могут использоваться нормативные параметры оценки проектов. Так, если проект удовлетворяет установленным нормам, то соответствующие составляющие социального эффекта в результате реализации проекта достигаются. Существует проблема установления научно обоснованных нормативных требований, соответствующих современному уровню развития общества с одной стороны, но с другой - носящих опережающий характер. Отдельные компоненты социальной эффективности имеют стоимостную оценку и отражаются в расчетах экономической эффективности проектов. К таковым рекомендовано относить:

· изменение количества рабочих мест в регионе;

· улучшение жилищных и культурно-бытовых условий работников;

· изменение условий труда работников;

· изменение структуры производственного персонала;

· изменение надежности снабжения населения регионов отдельными товарами (топливом и энергией - для проектов в топливно-энергетическом секторе, продовольствием - для проектов в аграрном секторе и пищевой промышленности и т.п.);

· изменение уровня здоровья работников и населения; экономия свободного времени населения.

Социальная значимость нововведения и его последствия, отражающие его вклад в улучшение социальной сферы, определяется с помощью основных изменений - социальные результаты проекта, подлежащие отображению в расчетах эффективности:

1. Число рабочих мест в регионе и на предприятии.

Фабрика расположена в Орджоникидзевском районе города Перми. По состоянию на 01.01.2009, численность населения района составила 112 300 человек. На территории района расположены крупные и средние предприятия, среднесписочная численность работников которых в 2007 году составила 25600 человек. На предприятии работает 146 человек. В процентном соотношении это 0,57% от всех официально занятых людей в этом районе.

Весь персонал, в какой то степени задействован в инновационном проекте. Число рабочих мест не изменилось в связи с инновационным проектом, так как для фабрики внедрение нововведений по совершенствованию своей деятельности проходит не в первый раз. Уже точно распланировано кто и какой объем работы выполняет каждый работник фабрики. К сожалению, фабрикой не предоставлены сведения о том, сколько рабочих занято в продвижении инновационного проекта для предприятия.

2. Жилищные и культурно-бытовые условия работников .

Руководство фабрики проводит постоянно мероприятия по улучшению жилищных и культурно-бытовых условий работников: строит, поддерживает в надлежащем состоянии все помещения фабрики, также пункты питания непосредственно в подразделениях фабрики.

3. Условия труда работников.

· Правильная организация труда работников, т.е. в соответствии с их специальностью и квалификацией, на закрепленных за ними рабочих местах, с установленным заданием и обеспеченностью работой в течение всего рабочего дня, смены.

· Обеспечение здоровых и безопасных условия труда, исправных состояний инструмента, машин, станков и прочего оборудования, а также нормативных запасов сырья, материалов и других ресурсов, необходимых для бесперебойной и ритмичной работы, а также разработки проекта во всех направлениях.

· Создание условий для роста производительности труда путем внедрения новейших достижений науки, техники и научной организации труда, осуществление мероприятий по повышению эффективности производства, качества работы и выпускаемой продукции, сокращать применение малоквалифицированного и тяжелого физического труда.

· Изучение, распространение и внедрение передовых приемов и методов труда.

4. Структура производственного персонала.

Рис. 4. Структура производственного персонала

Кадры предприятия занятые основной производственной деятельностью, представляют собой производственный персонал.

В группе служащих обычно выделяются такие категории работающих, как руководители, специалисты и собственно служащие. Отнесение работников фирмы к той или иной группе определяется классификатором профессий рабочих, должностей и тарифных разрядов служащих, имеющих, по существу, значение общероссийского государственного стандарта. К руководителям относятся работники, занимающие должности руководителей фирмы и ее структурных подразделений, а также их заместители. К специалистам относятся работники, занятые инженерно-техническими, экономическими, бухгалтерскими, юридическими и другими аналогичными видами деятельности. К собственно служащим относятся работники, осуществляющие подготовку и оформление документации, учет и контроль, хозяйственное обслуживание и делопроизводство.

Основные участники проекта:

· Заказчик – будущий владелец и пользователь результатов проекта, им является сама фабрика.

· Инвестором может быть и заказчик. Одним из основных инвесторов, обеспечивающих финансирование проекта, является банк. Так же предполагается наличие третьих лиц, которые будут вкладывать денежные средства в проект.

· Проектировщик – специализированные проектные организации, разрабатывающие проектно-сметную документацию.

· Инженер – это лицо или организация, имеющие лицензию на занятие инжинирингом, т.е. комплексом услуг, связанных с процессом производства и реализации продукции проекта.

· Поставщик – организации, обеспечивающие материально-техническое обеспечение проекта (закупки, поставки).

· Научно-технические советы (НТС) – ведущие специалисты по тематическим направлениям проекта, несущие ответственность за выбор научно-технических решений, уровень их реализации, полноту и комплексность мероприятий для достижения проектных целей; организующие конкурсный отбор исполнителей и экспертизу полученных результатов.

· Руководителем проекта является специалист фабрики, ответственный за всю работу проекта.

· Команда проекта – специфическая организационная структура, возглавляемая руководителем проекта и создаваемая на период осуществления проекта с целью эффективного достижения его целей. Состав и функции команды проекта зависят от масштабов, сложности и других характеристик проекта. Команда проекта вместе с руководителем проекта является разработчиком проекта.

· Поддерживающие структуры проекта – это организации различных форм собственности, содействующие основным участникам проекта в выполнении задач проекта и образующие вместе с ними инфраструктуру инновационного предпринимательства. К поддерживающим структурам относятся: инновационные центры; фонды поддержки программ, проектов; консалтинговые фирмы; органы независимой экспертизы; патентно-лицензионные фирмы; аудиторские фирмы; выставочные центры и т.п.

5. Состояние здоровья работников.

Руководствуясь Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, признавая основополагающую роль охраны здоровья граждан как неотъемлемого условия жизни общества и подтверждая ответственность государства за сохранение и укрепление здоровья граждан Российской Федерации, принимает Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.

Основными принципами охраны здоровья граждан (работников фабрики) являются:

1) соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;

2) приоритет профилактических мер в области охраны здоровья граждан;

3) доступность медико-социальной помощи;

4) социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;

5) ответственность органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья.

В случае причинения вреда жизни и здоровью работника при исполнении трудовых обязанностей осуществляется возмещение указанного вреда в соответствии с действующим законодательством. Все работники проходят обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры. На данный период проходит вакцинация работников от гриппа.

В настоящее время состояние всех работников фабрики оценивается удовлетворительно. Случаев заболевания гриппом А/H1N1 на предприятии не возникало. Весь персонал работает в полном рабочем режиме. Руководство предприятия подписало приказ об обязательном ношении средств защиты органов дыхания – масок, респираторов. В связи с этим случаем руководством была произведена закупка односуточных масок и респираторов для защиты работников. В случае если работник по каким то причинам не носит маску с него взимается штраф.

Социальные последствия инновационного проекта фабрики «ДИАНА» соответствуют всем общепризнанным нормам: социальным, стандартам, условиям соблюдению прав человека, основам законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан. На предприятии очень высоко ценится труд человека, создаются нормальные условия труда и отдыха, работники обеспечиваются объектами социальной инфраструктуры.

В проведении анализа социальных последствий проекта не было выявлено нарушений, которые могли бы повлечь вред и работникам фабрики и ее деятельности.

ГЛАВА 3. Разработка рекомендаций по улучшению инновационного развития предприятия.

Анализ предпринимательской деятельности фабрики «ДАНА», позволил выявить существенные преимущества инновационной работы в данном разрезе темы. В ходе анализа было выявлено, что наиболее весомым и значимым является социально-трудовой фактор. В связи с этим появилась необходимость для повышения эффективности и качества экономического роста, совершенствовать механизмы социально-экономического роста.

Инновационное развитие фабрики в целом довольно таки крепкое и перспективное. Это означает, что руководство имеет четкую и уверенную стратегию нововведений.

Существенный недостаток – недостаточное внимание уделяется инновационному развитию маркетинга предприятия, что влечёт за собой серьёзное торможение темпов развития как самого предприятия в целом, так и его инновационной деятельности в частности. Маркетинговая служба на предприятии является всего лишь структурным элементом службы сбыта и не может вести спланированную самостоятельную деятельность. Поэтому маркетинговая деятельность находится в угнетённом состоянии, а реклама является скорее ситуативным явлением.

При этом проектное управление эффективно лишь при стратегическом партнерстве с поставщиками, соисполнителями и потребителями.

На этапе реализации продуктов проекта необходимо осуществлять операционный маркетинг (подготовку продукта к рынку; сервис и поддержку), а также операционную инноватику по текущим разработкам и проведению усовершенствований.

Конечно, реинжиниринг структуры предприятия необходимо проводить комплексно, реформируя все его службы и подразделения по инновационному типу развития. Для предприятия, занимающегося производством мебели, можно использовать менее масштабную реструктуризацию, то есть изменение компанией структуры капитала(соотношения заёмного и собственного капитала). Прежде всего, для устранения найденного недостатка необходимо внести некоторые изменения в организационную структуру предприятия, выделив из структуры службы сбыта отдел маркетинга.

В рыночных условиях экономическое обоснование принимаемых решений играет немаловажную роль. Нельзя полагаться лишь на субъективное мнение, необходимы расчеты, подтверждающие правильность управленческих решений. Чтобы предприятие успешно функционировало, необходимо проводить глубокий анализ его коммерческой деятельности в зависимости от постоянно меняющейся рыночной среды. Это позволит сделать предприятие устойчивоприбыльным и конкурентоспособным, обеспечить его развитие, предвидеть будущее.

Для повышения эффективности инновационной деятельности предлагается провести ряд мероприятий:

1. Создать ядра корпоративной инновационной системы - «корпоративный университет» предприятия – центр интеграции образования, науки и производства.

2. Разработать долгосрочную программу подготовки специалистов с учетом перспектив развития отрасли и предприятия.

3. Провести инвентаризацию уникальных технологий, рабочих мест, оборудования и производств. Закрепить перечень технологий, критически важных для обеспечения экономической безопасности предприятия, а также перечень базовых производств. Сформировать банка данных «Технологии предприятия».

4. Сформировать программу проведения совместных НИОКР и инновационных разработок в интересах предприятия.

5. Разработать мероприятия по формированию элементов инновационной корпоративной культуры предприятия и внутренней конкурентной среды.

6. Привлечь к сотрудничеству организации, занимающиеся инновационными проектами для успешной и эффективной работы.

Необходимо выработать стратегии, позволяющей предприятию выжить в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе. В условиях жесткой конкуренции и быстроменяющейся ситуа­ции на рынке очень важно не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел фирмы, но и вырабатывать долгосрочную стратегию. В прошлом многие предприятия могли успешно функциониро­вать, ежедневно решая внутренние проблемы, связанные с повыше­нием эффективности использования ресурсов в текущей деятельно­сти. В настоящее время исключительно важна стратегия, обеспечивающая адаптацию фирмы к быстроменяющейся окру­жающей среде.

При эффективной стратегии, отличающейся гибкостью, способностью к адаптации, стремлением быть на гребне изменений, объективно сказывается потребность в умении отвоевывать свое место на рынке.

Главной предпосылкой инновационной стратегии является мо­ральное старение выпускаемой продукции и технологии. В связи с этим каждые три года на предприятиях следует проводить аттеста­цию выпускаемых изделий, технологий, оборудования и рабочих мест, анализировать рынок и каналы распределения товаров. Иными словами, должна проводиться рентгенограмма бизнеса.

Для осуществления предприятием инновационной деятельности, оно должно иметь такую структуру и такой настрой, которые спо­собствовали бы созданию атмосферы предпринимательства, атмо­сферы восприятия нового как благоприятной возможности. При этом необходимо учесть ряд важных моментов.

Основной организационный принцип для инновации заключа­ется в создании команды из лучших работников, освобожденных от текущей работы.

Как показывает опыт, все попытки превратить существующее подразделение в носителя инновационного проекта заканчиваются неудачей. Причем этот вывод касается как предприятий крупного, так и малого бизнеса. Дело в том, что поддержание производства в рабочем состоянии — уже большая задача для людей, этим занятых. Поэтому на создание нового у них практически не остается времени. Существующие подразделения, в какой бы сфере они ни функционировали, в основном способны лишь расши­рять, модернизировать производство.

Предпринимательская и инновационная деятельность не обяза­тельно должна проводиться на постоянной основе, тем более в ма­лых предприятиях, где такая постановка дела зачастую невозможна. Однако необходимо назначить работника, персонально ответствен­ного за успех инноваций. Он должен отвечать за своевременное вы­явление и замену устаревающей продукции, техники, технологии, за всесторонний анализ производственно-хозяйственной деятельности (рентгенограмму бизнеса), за разработку инновационных мероприя­тий. Работник, ответственный за инновационную деятельность, дол­жен быть лицом достаточно авторитетным на предприятии.

Необходимо оградить инновационное подразделение от непо­сильных нагрузок. Вложения в разработку инноваций не должны включаться в регулярно проводимый анализ отдачи от капиталовло­жений до тех пор, пока новые изделия (услуги) не утвердятся на рынке. В противном случае дело будет загублено.

Заключение

Инновационная деятельность любого предприятия будет малоэффективной без создания системы управления ею. Управление инновационной деятельности на предприятии может помимо прочих вариантов проходить и путём инжиниринга по инновационному проекту развития предприятия. Инжиниринг и реинжиниринг составляют два мощных механизма инновационного проектирования развития предприятия и перепроектирования, соответственно.

Эффективные инновации не возможны без наличия соответствующего механизма интеллектуальной собственности. С точки зрения предпринимательства здесь важно сформулировать требования, предъявляемые к данному механизму. Можно выделить следующие: обеспечение получения технологической ренты предпринимателем-инноватором, низкозатратность процессов патентования и возможность получения льготного кредита для его проведения, получение поддержки государственных структур при покупке лицензий для организации производства новых продуктов и технологий. Описанная выше система инновационных механизмов и ее практическая реализация будут способствовать усилению инновационной составляющей предпринимательства и переходу на деле к инновационному типу экономического роста.

Подводя итог данному вопросу, следует отметить, что социальный анализ политики управления инновациями – это многоступенчатый процесс, который целесообразно изменять в зависимости от конкретных результатов исследования. Инновационная деятельность анализируемого предприятия характеризуется положительной динамикой роста величины инвестиций, по словам руководства.

Социальные последствия инновационного проекта фабрики «ДИАНА» соответствуют всем общепризнанным нормам: социальным, стандартам, условиям соблюдению прав человека, основам законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан. Чтобы преуспеть, необходимо использовать свои сильные стороны, люди должны увлечься разработкой инноваций всерьез. На предприятии очень высоко ценится труд человека, создаются нормальные условия труда и отдыха, работники обеспечиваются объектами социальной инфраструктуры.

Для успешной деятельности большое значение имеет инновационный настрой менеджмента всех уровней управления, нейтрализация сопротивления изменениям, стимулирование различных инициатив. Каждый специалист инновационной фирмы должен нести ответственность и иметь возможность для проявления инициативы. Основная задача руководителя инновационной предпринимательской фирмы—расширить участие непосредственных исполнителей в принятии инновационных решений.

Современное производство немыслимо без нововведений. Потреб­ность в нововведениях удовлетворяет инновационное предпри­нимательство — процесс создания и коммерческого использова­ния новшеств, нововведений в технике, экономике, организации, управлении.

Инновация требует материальных и финансовых ресурсов на каж­дой стадии инновационного процесса (научные исследования — опытные разработки массовое производство), поэтому экспер­тиза инновационных проектов обязательная процедура в про­цессе их реализации. Необходим расчет экономической эффек­тивности вариантов инновационных проектов, что очень важно для принятия решения о реализации инновационных проектов.

Список литературы

  1. Предпринимательство. Учебник для вузов - 4 изд., перераб. и доп./ Под ред. Горфинкеля В.Я. -- ЮНИТИ-ДАНА, 2008 – 735 с.
  2. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов / Под ред. С.Д. Ильенковой. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997 – 327 с.
  3. Колобков В.А. Инновационные механизмы функционирования предпринимательских структур // Менеджмент в России и за рубежом. – 2002. – № 1. – С.95-104.
  4. Методы управления инновационной деятельностью: учебное пособие / Л.Н. Васильева, Е.А. Муравьева. – М.: КНОРУС, 2005. – 320с.
  5. Организация инвестиционной и инновационной деятельности. Учеб. пособие для вузов по спец. «Экономика и управление на предприятии»/ Янковский К.П., Мухар И.Ф. – СПб: Питер, 2001. – 380с.
  6. Эффективное управление инновационными проектами / Павлючук Ю.Н., Козлов А.А. // Менеджмент в России и за рубежом. – 2002. – №4.
  7. Завлина П.Н., Казанцева А.К. Инновационный менеджмент: Учебное пособие. – СПб.: Наука, 2000.
  8. Грузинов В.П., Грибов В.Д. Экономика предприятия: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2001.
  9. Ильенкова С.Д., Гохберг Л.М. Инновационный менеджмент: Учебник. – М.: ЮНИТИ, 1997.
  10. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент. – СПб.: Питер, 2002.
  11. Ресурсы глобальной сети Интернет.

1 Шумпетер Й. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982.

[2] Стрекалов О.Б. Инновационный менеджмент. Казань, 1997.

[3] Пригожий АИ. Нововведения: стимулы и проект. М.: Политиздат, 1989.

[4] Инновационный менеджмент / Под ред. С.Д. Ильенковой. М.: ЮНИТИ, 1997.

[5] Медынский В.Г., Шарщукова Л.Т. Инноационное предпринимательство. М.: ИНФРА-М, 1997

[6] Стрекалов О.Б. Инновационный менеджмент. Казань, 1997

[7] Русинов Ф., Минаев Н. Система отбора и оценки инновационных проектов. — Консультант директора. — 1996. №

[8] Кокурин Д.И. Инновационная деятельность. – М.: Экзамен, 2001

[9] Твисс Б. Управление научно-техническими нововведениями. М.: Экономика, 1989.

[10] Новое