Главная              Рефераты - Маркетинг

Статистическое изучение расходов и потребления населения - курсовая работа

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО

Всероссийский заочный финансово-экономический институт

Кафедра автоматизированной обработки

экономической информации

КУРСОВАЯ РАБОТА

по статистике на тему:

Статистическое изучение расходов и потребления населения

Челябинск-2009 г.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

I Теоретическая часть……………………………………………………………..5

1.1 Понятие покупательского спроса населения и источники информации….5

1.2 Показатели потребления населением товаров и услуг……………………..8

1.3 Коэффициент эластичности спроса и использование в прогнозировании11

1.4 Прожиточный минимум и минимальный потребительский бюджет…….13

II Расчетная часть………………………………………………………………..16

Заключение………………………………………………………………………29

Список литературы….…………………………………………………………..30

Введение.

Актуальность темы выражается в том, что показатели доходов населения отражают потенциальные возможности удовлетворения его потребностей в благах и услугах. Использование этих доходов на приобретение благ и услуг. Поэтому исследование расходов занимает одно из центральных мест в статистике жизненного уровня населения.

Изучение потребления и его влияние на развитие человека – это глобальная проблема мирового масштаба. Международными организациями признано, что потребление товаров и услуг оказывает огромное воздействие на жизнь населения и служит средством развития человеческого потенциала. Потребление способствует расширению возможностей человека. Кроме того, потребление является средством участия индивида в жизни общества.

Цель изучения потребления – это выделение различных типов потребления и определяющих их факторов. Подвижность структуры потребления зависит от взаимозаменяемости товаров и услуг с одинаковым потребительским назначением, но разной стоимостью. Это дает возможность домашним хозяйствам, имеющим ограничений бюджет, подбирать набор товаров и услуг для более полного удовлетворения потребностей.

В теоретической части данной курсовой работы будут рассмотрены понятие покупательского спроса населения и источники информации, показатели потребления населением товаров и услуг, коэффициент эластичности спроса и использование в прогнозировании и прожиточный минимум и минимальный потребительский бюджет.

В расчетной части рассматриваются следующие задачи:

- исследование структуры и совокупности;

- выявление наличия корреляционной связи между признаками, установление ее направления и изменения тесноты;

- применение выборочного метода в финансово-экономических задачах;

- система взаимосвязанных индексов и среднеарифметические индексы.

Для выполнения данной курсовой работы используются MicrosoftOfficeWordи Excel.

IТеоретическая часть

1.1 Понятие покупательского спроса населения и источники информации.

Для удовлетворения повышенного запросов населения к ассортименту, качеству товаров торговым организациям, предприятиям, компаниям, фирмам необходимо всестороннее изучение покупательского спроса.

Покупательский спрос представляет собой экономическую категорию, выражающую единство потребностей населения и денежных средств на их покупку.

Иначе говоря, спрос – это общественная потребность, ограниченная покупательской способностью населения.

Всесторонний учет покупательского спроса является обязательным условием функционирования как государственных, так и иных форм собственности коммерческих торговых организаций, предприятий, компаний, фирм. Без систематического изучения спроса невозможно успешно решать задачи по удовлетворению потребностей населения, хозяйственных и социальных организаций в продуктах.

Объем и структура покупательского спроса зависят от большого числа различных факторов: объема и структуры производства товара и оказания услуг, доходов населения, климатических и географических условий жизни, численности населения и его состава, характера труда, которым занято население, от уровня образования, моды, национальных факторов и т.д.

Источники и методы сбора информации о покупательском спросе разнообразны. Информацией считается сведения, которые являются объектом обработки, передачи и хранения. В изучении спроса участвуют не все сведения, а только те, которые используются на каком-либо уровне управления для принятия коммерческих решений.

Для изучения спроса и его прогнозирования необходимо разнообразная информация: экономическая, демографическая, социальная и др.

В изучении спроса используют такие категории информации, как первичная и вторичная.

Первичной информацией являются такие факты, которых нет в свободном доступе и которые поэтому требуют значительной инициативы и усилий со стороны изучающих покупательский спрос.

При сборе первичной информации обычно используют следующие методы:

· метод опроса;

· метод наблюдения;

· экспериментальный метод.

Метод опроса. Поскольку опросы относительно недороги, их можно применить для выяснения широкого круга проблем. В настоящее время это самый распространенный способ сбора первичной информации. Смысл метода опроса заключается в получении ответов на специфические вопросы через индивидуальное интервьюирование, телефонное интервьюирование или опросные листы, рассылаемые по почте.

Одним из вариантов метода опроса, который может быть очень полезен для торгового предприятия при изучение покупательского спроса, является семантический дифференциал. Достаточно простой метод исследования, который может применятся для выяснения точек зрения покупателей по поводу объектов, понятий или вещей.

Метод наблюдения. Данный метод включает наблюдение за поведением людей, выражением их лиц и производимым движениями при реакции на что-нибудь предлагаемое им. Основной недостаток в том, что мы можем наблюдать только за поведением, но не можем знать, что происходит в головах людей.

Экспериментальный метод. Данный метод состоит в постановке широкомасштабного эксперимента при хорошо контролируемых обстоятельствах. В отличие от других, основанных на анализе данных о состоянии спроса, экспериментальный метод призван на практике проверить жизнеспособность нового для рынка изделия и отработать технику его сбыта.

Под вторичной информацией подразумевается факты, которые доступны, хотя доработка их и требует определенных усилий. Чтобы использовать вторичную информацию, необходимо найти ее источник.

При сборе вторичной информации учитывают следующее:

1) достоверность источника информации;

2) возможность ошибки со стороны собирающего агента и возможность фальсификации данных;

3) актуальность «свежести» информации;

4) применимость информации для решения проблем.

Наиболее плодотворными источниками для решений проблем бизнеса являются отчетность предприятий и правительственная статистика.

1.2 Показатели потребления населением товаров и услуг.

Важнейшее место в системе показателей уровня жизни населения занимает характеристика потребления населением товаров и услуг. Сопоставление показателей общий объем потребления товаров и услуг в стоимостном выражении, структура и динамика потребления, уровень потребления отдельных видов товаров и услуг, степень удовлетворения потребностей в региональном аспекте дает возможность выявить особенности уровня и структуры потребления, населением конкретного региона, исследовать влияние факторов, формирующих потребление.

Общий объем потребления населением товаров и услуг представляет с собой их полную стоимость, в том числе платные, льготные и бесплатные товары и услуги, полученные населением за счет заработной платы, доходов от собственности, поступлений из финансовой системы и общественных фондов потребления. Объем потребления товаров и услуг в стоимостном выражении определяется как в текущих так и в сопоставляемых ценах.

Для характеристики потребления отдельных видов товаров и услуг используют показатели объема потребления в натуральном выражении.

В составе потребляемых населением товаров и услуг выделяются:

- продукты питания;

- непродовольственные товары;

- услуги.

Уровень потребления товаров и услуг характеризует средний размер потребления товаров и услуг на душу населения, который исчисляется отношением объема потребления товаров и услуг за год к среднегодовой численности населения регионов:

- для отдельных видов товаров и услуг

- для общего объема потребления

где, q– размер потребления для отдельных видов товаров и услуг;

qp – общий объем потребления товаров и услуг;

- среднегодовая численность населения.

Уровень потребления товаров и услуг в регионах рассчитывается в среднем на душу населения и для отдельных половозрастных и социальных групп.

Дифференциация среднедушевого потребления определяется влиянием демографических, социально-экономических факторов, различием культурно-бытовых, природно-климатических условий, национальных традиций, региональных особенностей развития отраслей обслуживающих население.

При сопоставлении уровня потребления товаров и услуг по различным регионам целесообразно использовать относительный показатель потребления - коэффициент удовлетворения потребностей, который определяется отношением фактического удовлетворения потребления к рациональной (минимальной) норме потребления:

В условиях значительной территориальной дифференциации потребления продовольственных товаров в регионах РФ возникает необходимость обобщающих оценок. В основу методологии расчета интегрального показателя потребления продовольственных товаров могут быть положены различные приемы непараметрического оценивания.

Обобщающие индикаторы уровня потребления могут служить нормативной базой для адекватной оценки качества жизни населения регионов и принятия решений по его регулированию.

Динамика объема потребления отдельных видов товаров и услуг изучается с помощью индивидуальных индексов физического объема потребления:

где, и соответственно, объем потребления конкретного вида товаров и услуг в базисном и отчетном периоде.

Изучение динамики потребления по группе товаров, услуг или общего объема потребления производится на основе построения общего индекса физического объема потребления:

где, и - стоимость потребленных товаров и услуг в отчетном и базисном периодах в сопоставимых ценах.

Сопоставление уровня и структуры потребления в различных группах населения, а также межрегиональных сравнительный анализ обобщающих показателей потребления, служит информационной и методологической основой для разработки специальной политики в регионах, различающихся уровнем жизни и другими социально-экономическими индикаторами.

1.3 Коэффициент эластичности спроса и использование в прогнозировании.

Потребности населения в тех или иных товарах и услугах различают по степени их эластичности, т.е. изменчивости под влиянием ряда факторов, главным образом в зависимости от величины дохода.

Изменчивость потребления отдельными группами населения под влиянием дохода измеряется коэффициентом эластичности (гибкости) потребления. Коэффициент эластичности показывает процент изменения среднего потребления отдельных товаров, групп товаров под влиянием увеличения среднедушевого дохода на 1%.

Этот коэффициент значительно видоизменяется по отдельным группам товаров.Например, по продовольственным товарам организм человека ставит определенный количественный предел их потребления. При этом на структуру потребления продовольственных товаров непосредственное влияние оказывает рост доходов населения. При снижении доходов растет потребление растительной пищи, а при увеличении возрастает удельный вес потребляемой белковой пищи.

По многим же непродовольственным товарам сфера их потребления значительно шире и определить ее сложнее. Отчасти сложность вызвана и тем, что при изменении цен гибкость спроса на непродовольственные товары значительно выше, чем на продовольственные.

Чтобы определить коэффициент эластичности, нужно процент прироста потребления товара на одного человека разделить на процент прироста дохода на одного человека:

,

где - коэффициент эластичности;

или (у1 –у0 ) – прирост потребления (продажи) данного товара на одного человека;

у0 – объем продажи данного товара на одного человека в прошлом периоде;

или (х10 ) – прирост денежных доходов на одного человека;

х0 – денежные доходы на одного человека в прошлом периоде.

Коэффициент эластичности потребления может принимать следующие значения.

1. Если коэффициент эластичности меньше 1, то потребление увеличивается медленнее, чем растет доход. Следовательно, этот товар может отнести к группе малоэластичных, для расходов на его приобретение сокращается (сахар, картофель, хлеб и др.).

2. Если коэффициент эластичности равен 1, то потребление изменяется пропорционально росту доходов населения (фрукты, колбасные изделия и др.).

3. Если коэффициент эластичности больше 1, то в этом случае потребление опережает рост денежных доходов и товар будет иметь высокую эластичность спроса (мебель, ковровые изделия, ткани и др.).

Коэффициент эластичности можно использовать при прогнозировании спроса на отдельные товары. Кроме показателя эластичности при прогнозировании спроса необходимо иметь сведения о численности населения на перспективу. В этих случаях для подсчета прогнозируемой численности населения используется следующая формула:

,

где Нп - прогнозируемая численность населения;

Н0 – численность населения на текущий период;

- коэффициент общего прироста населения;

п – число лет между текущей датой и планируемой.

1.4 Прожиточный минимум и минимальный потребительский бюджет.

При анализе потребления в настоящее время используют понятие потребительской корзины, которая представляет собой набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, предназначенных для потребления населения или его отдельных групп.

В зависимости от объектов и задач исследования используются различные потребительские корзины: минимальная, рациональная, фактическая. Минимальная потребительская корзина представляет собой минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности. Минимальная потребительская корзина рассматривает как допустимая нижняя граница потребления, необходимая для обеспечения нормального воспроизводства населения.

Реальная потребительская корзина формируется на основе научно разработанных рациональных норм потребления, предусматривающих достаточно высокий уровень удовлетворения разумных потребностей в товарах и услугах, набор которых намного шире, чем предполагает минимальная потребительская корзина.

Фактическая потребительская корзина характеризует набор товаров и услуг, фактически потребляемых населением или его отдельными социально- демографическими группами.

Стоимостное выражение минимальной, рациональной и фактической потребительских корзин представляет собой соответственно минимальный, рациональный, и фактический потребительские бюджеты. Потребительские бюджеты являются обобщающими показателями потребления населением товаров и услуг.

Прожиточный минимум представляет собой стоимостную оценку минимальной потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы. Определение и назначение прожиточного минимума законодательно закреплено в Федеральном законе от 24 октября 1997 г. № 134-Ф3 «О прожиточном минимуме в Российской Федерации». Данные о величине прожиточного минимума используются для решения следующих задач:

1. оценка уровня жизни населения при разработке и реализации социальной политики и государственных социальных программ;

2. обоснования устанавливаемого на федеральном уровне минимального размера оплаты труда (МРОТ) и минимального размера пенсии по старости, а также для определения размера стипендии, пособий и других социальных выплат;

3. формирование федерального бюджета.

Расчеты прожиточного минимума и минимального потребительского бюджета проводятся на основе формирования минимального набора продуктов питания, непосредственных товаров и услуг.

При построении минимального набора продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг учитываются:

1. научные рекомендации по минимальным объемам потребления и перечню товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности;

2. фактические объемы потребления продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг в малоимущих семьях;

3. социально-экономические и демографические факторы, характеризующие уровень доходов, состав и половозрастную структуру населения, размер и структура семей, финансовые возможности государства по обеспечению социальной защиты населения на федеральном и региональном уровнях;

4. объективные различия в потреблении продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг в субъектах РФ, определяемые природно-климатическими условиями, национальными традициями и местными особенностями.

Минимальные потребительские наборы составляются для следующих социально-демографических групп населения:

1. трудоспособное население – мужчины в возрасте 16-59 лет, женщины в возрасте 16-54лет за исключением неработающих инвалидов 1 и 2 группы в трудоспособном возрасте;

2. пенсионеры по старости и инвалидности;

3. дети в возрасте 0-6 и 7-15 лет.

Минимальный набор непродовольственных товаров формируется из товаров индивидуального и общесемейного пользования. К индивидуальным товарам относятся: одежда, обувь, школьно-письменные принадлежности для детей. В состав товаров общесемейного пользования входит постельное белье, предметы первой необходимости, санитарии, лекарства, товары культурно-бытового и хозяйственного назначения.

Определение минимального набора услуг производится исходя из следующих принципов:

1. удовлетворения потребностей основных социально-демографических групп населения в жилье, организации быта, передвижении;

2. сложившегося уровня использования транспортных услуг;

3. платного характера оказываемых услуг.

II Расчетная часть

Задача 1.

Исходные данные Таблица 2.1

№ домо-хозяйства Общие расходы в среднем на одного члена домохозяйства (x) Расходы на продовольственные товары в среднем на одного члена домохозяйства (y)
1 80 47
2 69 46
3 80 53
4 69 47
5 69 47
6 67 46
7 88 53
8 30 24
9 89 54
10 69 46
11 31 26
12 82 54
13 41 36
14 89 54
15 35 28
16 89 54
17 110 55
18 60 45
19 70 47
20 42 36
21 50 39
22 69 47
23 37 33
24 110 56
25 67 46
26 60 45
27 40 35
28 40 34
29 110 55
30 60 44

Признак – общие расходы в среднем на одного члена домохозяйства.

Число групп – четыре.

Решение:

Ряд распределения – это простейшая группировка, представляющая собой распределение численности единиц совокупности по значению какого-либо признака, в настоящем случае по признаку – общие расходы в среднем на одного члена домохозяйства. Для того, чтобы произвести группировку необходимо определить шаг интервала по формуле:

,

где i - шаг интервал,

xmax и xmin – максимальное и минимальное значения признака.

По условию задачи необходимо образовать пять групп (n=4).

Величина интервала равна 20. Отсюда путем прибавления величины интервала к минимальному уровню признака в группе получим следующие группы.

Определим интервалы групп:

I 30+20=50

II 50+20=70

III 70+20=90

IV 90+20=110

Рабочая Таблица 2.2

№ п/п Группы домохозяйств по общим расходам в среднем на одного члена домохозяйства № домохозяйств Общие расходы в среднем на одного члена домохозяйства Расходы на продовольственные товары в среднем на одного члена домохозяйства
I 30-50 №8 30 24
№11 31 26
№13 41 36
№15 35 28
№20 42 36
№21 50 39
№23 37 33
№27 40 35
№28 40 34
Итого по I группе 9 346 291
II 50-70 №2 69 46
№4 69 47
№5 69 47
№6 67 46
№10 69 46
№18 60 45
№19 70 47
№22 69 47
№25 67 46
№26 60 45
№30 60 44
Итого по II группе 11 729 506
III 70-90 №1 80 47
№3 80 53
№7 88 53
№9 89 54
№12 82 54
№14 89 54
№16 89 54
Итого по III группе 7 597 369
IV 90-110 №17 110 55
№24 110 56
№29 110 55
Итого по IV группе 3 330 166
ВСЕГО 30 2002 1332

На основании рабочей таблицы строим ряд распределения по общим расходам в среднем на одного члена домохозяйства, строим график, определим моду и медиану (таблица 2.3):

Ряд распределения Таблица 2.3

№ п/п Группы домохозяйств по общим расходам в среднем на одного члена домохозяйства Число домохозяйств Накопленные частоты
в абсолютном выражении в относительном выражении
I 30-50 9 30% 9
II 50-70 11 36,67% 20
III 70-90 7 23,33% 27
IV 90-110 3 10% 30
ИТОГО: 30 100% -

В интервальном вариационном ряду мода вычисляется по формуле:

где xMo – нижняя граница модального интервала;

i x – размер модального интервала;

fMo – частота модального интервала;

fMo -1 – частота интервала, стоящего перед модальной частотой;

fMo +1 – частота интервала, стоящего после модальной частоты.

тыс. руб.

Графическое построение моды Рисунок 1.

В интервальном вариационном ряду медиана рассчитывается по формуле:

где xMe – нижняя граница медианного интервала;

i – величина медианного интервала;

- половина от общего числа наблюдений;

SMe -1 – сумма наблюдений, накопленная до начала медианного интервала;

fMe – частота медианного интервала.

тыс. руб.

Графическое построение медианы Рисунок 2.

Расчетная таблица для нахождения характеристики ряда распределения

Таблица 2.4

№ п/п Группы домохозяйств по общим расходам в среднем на одного члена домохозяйства Число домо-хозяйств ( f) Середина интервала
I 30-50 9 40 360 -22,667 513,793 4624,137
II 50-70 11 60 660 -2,667 7,113 78,243
III 70-90 7 80 560 17,333 300,432 2103,024
IV 90-110 3 100 300 37,333 1393,753 4181,259
ИТОГО: 30 - 1880 - - 10986,885

Средняя арифметическая взвешенная определяется по формуле:

тыс. руб.

Средняя величина общих расходов в среднем на одного члена домохозяйства.

Дисперсия:

Среднее квадратическое отклонение:

тыс. руб.

Коэффициент вариации:

По исчисленным показателям следует, что совокупность является однородной, средней можно доверять.

По исходным данным рассчитываем среднюю арифметическую:

тыс. руб.

Самая верхняя простая увеличивается, а взвешенная рассчитывается с частотами, поэтому из-за них появляются расхождения.

Анализ полученных данных говорит о том, что группы домохозяйств по общим расходам в среднем на одного члена домохозяйства отличаются от средней арифметической ( = 62,667 тыс. руб) в среднем на 19,137 тыс. руб или на 30,54%. Значение коэффициента вариации не превышает 40%, следовательно, вариация общих расходов в среднем на одного члена домохозяйства невелика. Относительно невысокая колеблемость признака, типичная, надежная средняя величина и однородная совокупность по общим расходам в среднем на одного члена домохозяйства.

Задание 2

Связь между признаками – общие расходы и расходы на продовольственные товары в среднем на одного члена домохозяйства.

Решение: Связь между признаками – общие расходы и расходы на продовольственные товары в среднем на одного члена домохозяйства.

Группировка предприятий по общим расходам в среднем на одного члена домохозяйства. Таблица 2.5

№ п/п Группы домо-хозяйств Число домо-хозяйств ( f) Общие расходы в среднем на одного члена домохозяйства Расходы на продовольственные товары в среднем на одного члена домохозяйства Фондоотдача, руб.
Всего В среднем на 1 домо-хозяйство Всего В среднем на 1 домо-хозяйство
I 30-50 9 346 38,44 291 32,33 1,18
II 50-70 11 729 66,27 506 46 1,44
III 70-90 7 597 85,29 369 52,71 0,62
IV 90-110 3 330 110 166 55,33 0,50
ИТОГО: 30 2002 66,73 1332 44,4 -

Анализ таблицы 2.5 показывает, что с ростом общих расходов в среднем на одного члена домохозяйства от группы к группе возрастает и средние расходы на продовольственные товары в среднем на одного члена домохозяйства. Следовательно, между общими расходами и расходами на продовольственные товары в среднем на одного члена домохозяйства существует прямая корреляционная связь.

Для определения тесноты связи строим аналогичную группировку:

Расчет межгрупповой дисперсии. Таблица 2.6

№ п/п Группы домо-хозяйств Число домо-хозяйств ( f ) Расходы на продовольственные товары в среднем на одного члена домохозяйства ( y )
Всего В среднем на 1 домо-хозяйство
I 30-50 9 291 32,33 -12,07 145,68 1311,12
II 50-70 11 506 46 1,6 2,56 28,16
III 70-90 7 369 52,71 8,31 69,06 483,42
IV 90-110 3 166 55,33 10,93 119,46 358,38
ИТОГО: 30 1332 44,4 - - 2181,08

Коэффициент детерминации: или 89,34%

Вариация расходов на продовольственные товары в среднем на одного члена домохозяйства на 89,34% зависит от величины общих расходов в среднем на одного члена домохозяйства, остальные 10,66% - неучтенные факторы.

Тесноту корреляционной связи рассматривает эмпирическое корреляционное отношение:

Связь тесная.

Задание 3

По результатам выполнения задания 1 с вероятностью 0,954 определите:

1. Ошибку выборки средней величины общих расходов на одного члена домохозяйства и границ, в которых она будет находится в генеральной совокупности.

2. Ошибку выборки доли домохозяйств со средней величиной общих расходов на одного члена домохозяйства 70 тыс. руб. и более и границ, в которых будет находиться генеральная доля.

Решение: По результатам выполнения задания 1 с вероятностью 0,954 определите:

1.Ошибку выборки средней величины общих расходов на одного члена домохозяйства и границы, в которых она будет находится в генеральной совокупности.

тыс. руб.

62,667 – 6,81 62,667+6,81

55,857 69,477

С вероятностью 0,954 можно утвердить, что общие расходы на одного домохозяйства будет находится в пределах генеральной совокупности не менее 55,857 тыс. руб. и не более 69,477 тыс. руб.

2.Ошибку выборки доли домохозяйств со средней величиной общих расходов на одного члена домохозяйства 70 тыс. руб. и более и границы, в которых будет находится генеральная доля.

или 33%

0,33 -0,17 0,33+0,17

0,16 0,5

16% 50%

С вероятностью 0,954 можно утвердить, что доля домохозяйств со средней величиной расходов на одного члена домохозяйств 70 тыс. руб. и более будет находится в пределах не менее 16% и не более 50%.

Задание 4

Потребление населением региона товаров и услуг в отчетном году характеризуется следующими показателями:

Исходные данные Таблица 2.7

Вид товаров и услуг Объем продаж, млн. руб. Индексы отчетного года к предыдущему, %
цен Физического объема
Продовольственные товары 1230 115 105
Непродовольственные товары 620 110 97
Платные услуги 350 120 95

Определите:

1.Общие индексы:

· продаж населению товаров и услуг в текущих ценах;

· цен (Паше) на товары и услуги;

· физического объема товаров и услуг.

2.Абсолютный прирост (снижение) объемов продаж населению товаров и услуг вследствие изменения:

· цен;

· физического объема;

· двух факторов вместе.

3.Индекс покупательной способности рубля.

Сделайте выводы.

Решение:

Рабочая Таблица 2.8

Вид товаров и услуг Объем продаж, млн. руб. Индексы отчетного года к предыдущему, %
Цен Физического объема
Продовольственные товары 1230 115 105
Непродовольственные товары 620 110 97
Платные услуги 350 120 95

Общий индекс продаж населению товаров и услуг в текущих ценах определяется по формуле:

,

Продовольственные товары =1,05, млн. руб.

Непродовольственные товары =0,97, млн. руб.

Платные услуги =0,95, млн. руб.

Отсюда или 100,9%.

,

Продовольственные товары =1,15, млн. руб.

Непродовольственные товары =1,10, млн. руб.

Платные услуги =1,20, млн. руб.

млн. руб.

Отсюда или114, 3%

Общий индекс физического объема товаров и услуг:

или 88,4% (-11,6%)

Абсолютный прирост объемов продаж населению товаров и услуг вследствие изменения цен:

млн. руб.

Абсолютный прирост объемов продаж населению товаров и услуг вследствие изменения физического объема:

млн. руб.

Абсолютный прирост объемов продаж населению товаров и услуг вследствие изменения физического объема и цен:

2200-2178,8=(1924,9-2178,4) +(2200-1924,9)

21,2=21,6

или 87,5% (-12,5%).

Вывод: Товарооборот в текущих ценах увеличился на 0,9% в отчетном периоде по сравнению с базисным, что в денежном выражении составляет 21,1 млн. руб. Цены увеличились в отчетном периоде на 14,3%, а в денежном выражении составляет 275,1 млн. руб. Физический объем товарооборота снизился на 11,6% , в денежном выражении на 253,5 млн. руб.

Заключение.

Потребление является заключительной стадией воспроизводственного процесса, сводящейся к использованию произведенного продукта для удовлетворения определенных потребностей.

Основные задачи статистики потребления населения как важнейшей

составляющей уровня его жизни связаны с разработкой Системы показателей потребления, натуральных и стоимостных, индивидуальных, семейных и сводных потребительских бюджетов и потребительской корзины, исследованием структуры потребительских расходов, эластичности и дифференциации потребления, динамики потребления населения и потребительских цен, покупательной способности денег.

Главным источником статистической информации о финансовой ситуации домашних хозяйств является баланс денежных доходов и расходов населения, составляемый Госкомстатом России ежеквартально и в целом за год. Он позволяет охарактеризовать кругооборот денежных доходов и расходов населения и его отдельных социально-профессиональных групп в непосредственной связи с кругооборотом национального доход стран.

Статистическое изучение потребления позволяет не только сформировать систему адекватных показателей для его оценки, но и определить территориальные и динамические различия в потреблении товаров и услуг

Список литературы.

1. Социальная статистика: Учебник/Под ред.чл-кор РАН И.И. Елисеевой.- 3-е изд. перераб и доп. –М.: Финансы и статистика.2001 г.

2. Социально-экономическая статистика: Учебник/под ред. М.Р. Ефимовой – М.: Высшее образование, 2009 г.

3. Социально-экономическая статистика: Учебник для вузов/ Под ред. проф. Б.И. Башкатова – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002 г.

4. Статистика: Учеб. пособие/ А.В. Багат, Н.М. Конкина, В.М. Смичеры. – М.: Финансы и статистика, 2005 г.

5. Социально-экономическая статистика: Учебник/ Салин В.Н., Шпаковская Е.П. – М.: Юристь, 2001 г.

6. Теория статистики: Учебн. Пособие для вузов, Гусаров В.М. – М.: Аудит, ЮНИТИ, 1998 г.

7. Практикум по статистике: Учеб. пособие для вузов/ Под ред. В.М. Симчеры/ ВЗФЭИ. – М.: ЗАО «Финстатинформ», 1999 г.

8. Статистика: Учебник под ред. Годин А.М. М-2003 г.;