Главная              Рефераты - Маркетинг

Объединения предпринимательских организаций - реферат

ОБЪЕДИНЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

В практической предпринимательской деятельности сложились типы объединений, которые различаются в зависимости от целей объединения, характера хозяйственных отношений между участниками, степени самостоятельности входящих в объединение предприятий. Это картели, синдикаты, тресты, концерны, холдинги и финансово-промышленные группы.

Картель представляет собой объединение, как правило, предприятий одной отрасли, предполагающее совместную коммерческую деятельность, т. е. регулирование сбыта с помощью установленных квот, товарных цен, условий реализации. Для картеля характерно наличие следующих признаков:

· договорный характер объединения;

· сохранение права собственности участников картеля на свои предприятия, хозяйственная, финансовая и юридическая самостоятельность;

· совместная деятельность по реализации продукции, которая может распространяться, хотя и в ограниченной степени, на ее производство.

Синдикат – разновидность картельного соглашения, которое предполагает сбыт продукции его участников через единый сбытовой орган, создаваемый в форме акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью. Участники синдиката сохраняют свою юридическую и коммерческую самостоятельность, а иногда и собственную сбытовую сеть, которая тесно связана с синдикатской сбытовой конторой. Форма синдиката наиболее распространена в отраслях с массовой однородной продукцией: горнодобывающей, металлургической, химической.

Трест представляет собой объединение, в котором различные предприятия сливаются в производственный комплекс, теряя свою юридическую и хозяйственную самостоятельность. В тресте объединяются все стороны хозяйственной деятельности предприятий. Форма треста удобна для организации комбинированного производства.

Концерн – это объединение самостоятельных предприятий, связанных посредством системы участия, персональных уний, патентно-лицензионных соглашений, финансирования, тесного производственного сотрудничества.

Концерн обычно является объединением производственного характера, в которое входят предприятия разных отраслей, в зависимости от чего концерны носят характер «вертикальных» или «горизонтальных» объединений.

Вертикальное объединение охватывает предприятия разных отраслей, производственный процесс которых взаимосвязан (горнодобывающие, металлургические, машиностроительные). Горизонтальные объединения включают предприятия разных отраслей, не связанных между собой.

Объединенные в концерн предприятия остаются юридическими лицами в форме акционерных обществ или иных хозяйственных объединений, но имеют общее руководство, осуществляемое головной компанией (холдингом).

Наибольшее распространение в экономике РФ в последние годы получили холдинги и финансово-промышленные группы.

Холдинговой компанией признается предприятие, независимо от организационно-правовой формы, в состав активов которого входят контрольные пакеты акций других предприятий. Холдинговая компания владеет контрольными пакетами акций или долями в паях других компаний (фирм) с целью контроля и управления их деятельностью.

Механизм контрольного пакета акций дает холдинговой компании право голоса, благодаря чему она получает возможность проводить единую политику и осуществлять единый контроль за соблюдением интересов больших конгломератов (концернов, трестов) или ускорять процесс диверсификации. Холдинговая компания – вершина пирамиды, составленной из дочерних предприятий.

Контрольный пакет акций – ведущая форма участия в капитале предприятия, обеспечивающая право принятия или отклонения определенных решений на общем собрании его участников (акционеров, пайщиков) и в его органах управления.

В РФ холдинговые компании и их дочерние предприятия создаются только в форме акционерных обществ открытого типа.

Положительные стороны создания холдингов связаны, прежде всего, с концентрацией капиталов, что позволяет заниматься инновационной деятельностью, способствуя тем самым научно-техническому прогрессу. Это имеет большое значение в условиях острого дефицита собственных средств у автономных предприятий. Рассчитывать на кредит в условиях высокого банковского процента трудно. Сейчас именно холдинги создают специализированные подразделения по проведению научно-технических исследований. Размещение инвестиций в холдингах снижает степень риска, обеспечивает стабильность доходов. Однако холдинги усиливают монополизм, им свойственно стремление к усилению контроля над предприятиями, искусственное поддержание нерентабельных предприятий за счет рентабельных.

Различают чистые и смешанные холдинговые компании. Чистые холдинговые компании – неторговые компании, согласно своему уставу не имеющие прав осуществления торговых операций или иного бизнеса, владеющие только капиталом. Это финансовые холдинговые компании, в капитале которых более 50% составляют ценные бумаги других эмитентов и иные финансовые активы. Финансовые холдинговые компании вправе осуществлять лишь инвестиционную деятельность, иные виды деятельности для них недопустимы.

Финансовая холдинговая компания не имеет права вмешиваться в производственную и коммерческую деятельность дочерних предприятий. Они также не вправе совершать сделки с принадлежащими ей акциями иначе как на организационном рынке цепных бумаг (фондовой бирже).

Смешанная холдинговая компания, кроме владения контрольным пакетом акций и права руководить другими компаниями, может активно заниматься торговлей или бизнесом и имеет на своем балансе вместе с акциями дочерних предприятий активы в виде движимого и недвижимого имущества.

Наибольшее развитие холдинги получили в нефтяной и нефтеперерабатывающей промышленности. Первый холдинг возник в 1991 г. в виде государственного концерна «ЛУКОЙЛ». Затем возникли «СИДАНКО», «Славнефть», «Восточная нефтяная компаниям и другие. Холдинги строятся на различных принципах: отраслевом, межотраслевом, территориальном и программно-целевом. Масштаб их деятельности может изменяться от регионального, республиканского, государственного до межгосударственного.