Главная              Рефераты - Маркетинг

Кривые для всех возможных жизненных циклов товара - реферат

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО МАРКЕТИНГУ

Вариант 1

Задание № 1.

Предприятие А выпускает по одной модели из нескольких аналогичных групп товаров, а предприятие Б – много моделей для каждой из нескольких различающихся групп товаров. Охарактеризуйте глубину и ширину их ассортимента.

Задание № 2

Смоделируйте (схематично) изменение объема рекламных вложений на разных стадиях традиционного ЖЦТ.

Задание № 3

При определении конкурентоспособности пищевых продуктов в первую очередь нужно учитывать результаты органолептической оценки.

В качестве объектов исследования возьмем 5 образцов чая: Pickwick (Индия), Dilmah (Цейлон), Lipton (Индия), Milford (Индия), Юаньский (Китай).

В мировой практике органолептические показатели качества чая (аромат и вкус), настой, цвет разваренного листа, внешний вид сухого чая (уборка), оценивают по 10-балльной шкале. Но для чая есть своя специфика. 10 баллов не получает практически ни один чай, за исключением чая «Уникум». «Уникум» - это, образно говоря, идеал, цель, к которой нужно стремиться.

Такого сверхкачественного чая производится в мире лишь около 100 кг в год. Остальные чаи получают гораздо меньшее количество баллов. Так, краснодарский и грузинский чаи могут получить по этой шкале максимально до 5-5,5 баллов. Лучшие импортные сорта – до 7 и очень редко до 8-ми баллов.

Но можно использовать и другую, более простую шкалу балльной оценки, по которой максимальное количество баллов по каждому показателю равно 5 и, соответственно, максимальное количество баллов, которое может набрать исследуемый образец, равно 20.

Допустим,результаты балльной оценки исследуемых образцов чая оказались следующими:

Результаты балльной оценки исследуемых образцов чая

Исследуемые марки чая
Показатели* Pikwick Dilmah Lipton Milford Юаньский
Аромат и вкус 3 4 5 3 3
Настой 4 4 5 4 4
Цвет разваренного листа 4 5 5 4 3
Внешний вид чая (уборка) 3 5 5 4 3

* Показатели взяты из ГОСТа 1938-90 «Чай черный байховый фасованный»

Оцените конкурентоспособность товара по данным показателям.

Задание № 4

Нарисуйте кривые для всех возможных жизненных циклов товара.

Сбыт Сбыт Сбыт
t t t
«Бум» «Увлечение» «Традиционный»
Сбыт Сбыт Сбыт
t t t
«Ностальгия» «Сезонность» «Провал»
Сбыт Сбыт Сбыт
t t t
Мясо Купальник Сотовые телефоны

Задание № 5

На какие товары или при каких условиях

а) цена предложения совпадает с ценой реализации;

б) цена спроса совпадает с ценой реализации;

в) цена спроса < цена реализации < цена предложения.

Задание № 6

Составьте схему взаимодействия следующих элементов маркетингового ценообразования: страхование цены, разработка ценовых стратегий, постановка целей ценообразования, выявление факторов ценообразования, выбор метода ценообразования, выбор тактических приемов цены.

Задание № 7

Фирма действует на рынке дорогостоящего, сложного в изготовлении товара, имеет постоянных потребителей своего товара, конкуренция на рынке значительная.

Какую ценовую стратегию будет использовать фирма? Аргументируйте ответ. Спрогнозируйте варианты изменения стратегии при изменении конъюнктуры.

Задание № 8

На технически сложный товар Х необходимо назначить конкурентоспособную цену. Аналогичный товар У основного конкурента успешно продается по цене 2000 руб./ед. Группа экспертов провела сравнительное тестирование основных свойств этих товаров, а также ранжировала их по важности для потребления, приняв за единицу наименее важное свойство:

Балльная оценка свойств товаров

Свойства товаров А Б С Д
Ранг важности 1 2 3 4
Оценка товаров в баллах Товара Х 4 2 4 4
Товара У 4 4 3 5

Задание № 9

Предприятие 1: отгрузило заказанную гидроэлектростанцией турбину большой мощности. Монтаж осуществлялся работниками предприятия.

Предприятие 2: отгрузило 5-ти атомным электростанциям созданный им измерительный прибор; в течение определенного срока работники предприятия осуществляли контроль за функционированием прибора, а также гарантийный ремонт, кроме того, было организовано обучение персонала ядерных станций.

Предприятие 3: отгрузило 8-ми оптовым предприятиям, 25-ти универсамам и 5-ти ресторанам наборы обеденной посуды.

Укажите для каждого предприятия тип сбыта.

Задание № 10

Производственное предприятие продало товары крупной оптовой фирме (дистрибьютору) и оптовой фирме-джобберу. Те в свою очередь продали эти товары 12-ти розничным фирмам.

Укажите тип канала, определите длину и ширину канала.

Вариант 2

Задание № 1

Три фирмы продвигали свой товар на рынок. Первая фирма, благодаря своему уникальному товару, оказалась монополистом. Вторая фирма действовала в условиях конкуренции, но товар, продвигаемый на рынок большой емкости, пользовался значительным спросом и беспрепятственно продавался. Третья фирма попала в условия ожесточенной конкуренции на рынке покупателя.

В какой степени нужна маркетинговая служба на этих фирмах, и какие функции маркетинг мог бы выполнять на каждой из фирм?

Задание № 2

Частный предприниматель купил двухэтажный магазин с обязательным условием сохранения профиля магазина.

На первом этаже расположен продуктовый отдел: хлеб, мясо, рыба, вино, молоко, овощи-фрукты, кулинария.

Второй этаж отдан под универмаг: ткани, парфюмерия, женская и мужская одежда, обувь, бельё.

Магазин находится в кризисе: низкий оборот капитала, узкий ассортимент, неквалифицированный персонал.

Что необходимо предпринять для выхода из кризиса?

Задание № 3

Определите эластичность спроса по следующим данным: до увеличения цены с 50 до 100 руб., среднедневная продажа составляла 500 тыс. руб.; после увеличения - 400 тыс. руб.

Задание № 4

По следующим данным с помощью стратегической матрицы БКГ разработайте товарную политику фирмы, т.е. ответьте на следующие вопросы:

·От производства каких товаров следует отказаться?

·В производство каких товаров необходимо инвестировать средства?

·Из прибыли каких товаров необходимо черпать средства для инвестиций?

Наименование товара А Б В Г Д Е Ж З И К Л
Темп роста рынка (в %) 180 150 40 75 90 80 130 150 30 75 140
Доля товара на рынке (в %) 90 75 25 30 80 60 10 30 10 75 40

Задание № 5

Фирма, разрабатывая свою маркетинговую стратегию, сосредоточила свои усилия на следующих направлениях:

·создание высококачественного конкурентоспособного товара;

·проведение режима экономии и ресурсосберегающей политики;

·использование достижений НТП для того, чтобы снизить себестоимость товара;

·повышение качества обслуживания;

·проведение выставок-продаж, проведение рекламной кампании.

Какие направления и инструменты стратегии комплексного маркетинга были задействованы фирмой?

Задание № 6

Фирма по производству детских игрушек предприняла следующие маркетинговые шаги:

· провела опросы о покупательских намерениях и предпочтениях среди детей различных возрастов и их родителей;

· разработала новый товар (учтя результаты проведенных исследований), с использованием достижений современной электроники;

· организовала самосертификацию товара, подтвердившую конкурентоспособность товара;

· организовала рекламную кампанию.

Какая стратегия была выбрана фирмой?

Задание № 7

На какие товары или при каких условиях

а) цена предложения совпадает с ценой реализации;

б) цена спроса совпадает с ценой реализации;

в) цена спроса < цена реализации < цена предложения.

Задание № 8

Фирма действует на рынке дорогостоящего, сложного в изготовлении товара, имеет постоянных потребителей своего товара, конкуренция на рынке значительная.

Какую ценовую стратегию будет использовать фирма? Аргументируйте ответ. Спрогнозируйте варианты изменения стратегии при изменении конъюнктуры.

Задание № 9

Предприятие 1: отгрузило заказанную гидроэлектростанцией турбину большой мощности. Монтаж осуществлялся работниками предприятия.

Предприятие 2: отгрузило 5-ти атомным электростанциям созданный им измерительный прибор; в течение определенного срока работники предприятия осуществляли контроль за функционированием прибора, а также гарантийный ремонт, кроме того, было организовано обучение персонала ядерных станций.

Предприятие 3: отгрузило 8-ми оптовым предприятиям, 25-ти универсамам и 5-ти ресторанам наборы обеденной посуды.

Укажите для каждого предприятия тип сбыта.

Задание № 10

Разработайте 5 вопросов анкеты о качестве обслуживания в универсаме. Анкета должна содержать ориентирующий вопрос, два корреспондирующих вопроса, один вопрос с интервальным подходом, один открытый вопрос. Обоснуйте цели включения каждого вопроса и их взаимосвязь.

Вариант 3

Задание 1

На основании рис. 1 и 2 охарактеризуйте факторы макроокружения (внешней среды) и составные элементы комплекса маркетинга. В табличной форме отразите зависимость элементов маркетинга от изменений факторов внешней среды.

Реклама и активизация продаж
Ассортиментная политика
Маркетинг – микс (целевой рынок)
Цены (наценки и скидки)
Каналы рынка
Факторы макроокружения

Система управления и планирования

Рис.1. Маркетинг – микс: структура целевого рынка

Маркетинг

Сбор информации, Контакты с клиентами

анализ и планирование и обслуживание

Исследова– Прогно– Контакты с Public Торговое

тельская зирование клиентами relation обслуживание

функция марке- рынка

тинга, изучение и сбыта Реклама Физическое

рынка Продви– распределение

жение (каналы и

товара методы)

Маркировка

Планирование продук– Упаковка

ции и развитие (поли– Цена

тика упаковки, марки– Продажа

ровки, назначение цены)

Стратегия Тактика маркетинга

маркетинга

Организация управления

Рис. 2. Схема функций маркетинга

Задание 2

В табл. 3 показаны различные варианты состояния спроса на товары (услуги), а также бессистемно расположенные и не соответствующие конкретному состоянию спроса варианты стратегии маркетинга.

Таблица 3

Состояние спроса Направление линий со стрелками Стратегия маркетинга
1 2 3
1. Негативный Демаркетинг
2. Отсутствующий Синхромаркетинг
3. Потенциальный Противодействующий маркетинг
4. Сниженный Конверсионный маркетинг
5. Неустойчивый Ремаркетинг
6. Полный Поддерживающий маркетинг
7. Чрезмерный Развивающийся маркетинг
8. Иррациональный Стимулирующий маркетинг

Выполните задания:

1. Приведите в соответствие (соедините линиями со стрелками) варианты состояния спроса и стратегии маркетинга.

2. Объясните, чем характеризуется соответствующая стратегия маркетинга?

3. Приведите примеры различных стратегий маркетинга.

Задание 3

Известный специалист по маркетингу Ф.Котлер высказал предположение, что на рынке действуют пять типов компаний, а именно те, которые:

* управляют событиями;

* думают, что управляют событиями;

* наблюдают за происходящими событиями;

* не понимают, что происходит;

* не знают, что что–то происходит вообще.

1. Подберите примеры для каждого из этих типов компаний среди известных Вам. Аргументируйте свои предложения.

2. Как вы оцениваете рыночную ситуацию в России в настоящее время?

Задание 4

На графике (рис.3) показаны различные состояния эластичности спроса на товары.

цена цена


0 количество 0 количество

Рис. 3. Эластичность спроса на товары

Ответьте на вопросы:

1. Какой из графиков отражает эластичный и, соответственно, не эластичный спрос?

2. Объясните суть эластичного спроса.

3. С какой целью в маркетинге используется это понятие?

4. Какие факторы оказывают влияние на изменение эластичности спроса.

5. Приведите примеры эластичного спроса на отдельные российские товары.

Задание 5

Американская компания “Барнс энд Нобл”, которой принадлежит крупнейший в мире книжный магазин, за последние годы открыла 135 новых супермагазинов по всей стране. В каждом из них множество удобств. Это, по мнению руководства компании, увеличивает шансы на продажу книг. В новом магазине в Нью-Йорке к услугам покупателей кофейный бар. Здесь же проводятся литературные чтения, организуются представления детского театра. На книги предоставляются скидки в размере от 10 до 80%. Время работы магазина продлено.

Ответьте на вопросы:

1. Какой из трех методов разработки целевого рынка - массовый маркетинг, сегментация рынка, множественная сегментация – использует компания? Объясните свою позицию.

2. Какие из четырех основных видов продвижения товаров ­ реклама, паблисити, персональные продажи, стимулирование сбыта – применяет компания для увеличения спроса на книги и улучшения собственного имиджа?

Задание 6

Магазин верхней готовой одежды в весенне-летний период года испытывает значительные трудности с реализацией товаров зимнего ассортимента.

Ответьте на вопросы:

1. Какую из перечисленных ниже стратегий маркетинга должен использовать менеджер:

· ремаркетинг,

· синхромаркетинг,

· демаркетинг?

2. В чем выбранный вами вариант отличается от других?

3. Перечислите конкретные мероприятия, направленные на стимулирование сбыта продукции.

Задание 7

Определить количество единиц продукции, необходимое для производства с целью обеспечения безубыточности работы предприятия, если:

Постоянные затраты З = 450 т. руб.

Себестоимость единицы продукции С = 760 руб./ед.

Цена единицы продукции Ц = 890 руб./ед.

Задание 8

Предприятие запланировало прибыль от реализации продукции в размере 1500 тыс. руб. Определить количество продукции, которое нужно произвести и реализовать для этого, если постоянные затраты составляют 820 тыс. руб., цена – 1,1 тыс. руб./ед., себестоимость – 0,85 тыс. руб./ед.

Задание 9

Определить минимально допустимый уровень цены за единицу продукции, обеспечивающий покрытие совокупных производственных затрат, если:

Постоянные затраты – 520 тыс. руб.

Себестоимость продукции – 300 руб./шт.

Объем реализации – 1250 шт./год.

Задание 10

Предприятие запланировало на 2001 г. прибыль в размере 200 тыс. руб., при этом постоянные производственные издержки составили 90 тыс. руб., себестоимость 2,3 тыс. руб./шт., объем реализации 1000 ед. продукции. Определить, по какой цене следует продавать продукцию предприятия.

Вариант 4

Задание 1

Определить уровень конкурентоспособности товаров Московской и Волгоградской фабрик. Исходные данные приведены в таблице 4.

Таблица 4

Значение основных показателей качества товаров

Показатели Вид товаров
Московские Ранг показателей Волгоградские

Экономические:

цена, руб.

1000 1 1500

Потребительские:

срок службы, лет

3 1 5
Содержание хлопка, % 10 3 8
Прочность, % 40 2 50
Вес, кг. 8 4 10

Задание 2

Фирма, действующая на российском рынке, планирует открыть новый торговый филиал в регионе с населением 10 тыс. чел. В принципе, если исходить из консервативных взглядов, неизвестно, сколько человек будет посещать этот магазин в день.

Таблица 5

Субъективная вероятность определенного числа возможных посетителей магазина в день

Число посетителей в день Ni, чел. Вероятность того, что число посетителей равно Ni: P(Ni)
N1=1000 0,2
N2=2000 0,5
N3=3000 0,3

По оценке фирмы, доход от посещения филиала одним посетителем составляет 10 тыс. руб. Расходы торгового филиала планируется на уровне 0,22 млн. руб. в день.

Задание: 1. Принимая предварительную (априорную) вероятность за факт, определите оценку прибыли в случае открытия филиала.

2. Проанализируйте исходную информацию и дайте заключение о целесообразности или нецелесообразности открытия торгового филиала.

Задание 3

Определите емкость рынка стирального порошка, если, по данным статистической отчетности, в течение года в покупках участвовало 30.000 чел., при этом среднегодовое число покупок каждым потребителем составили 10, а средняя цена покупки – 30 руб.

Задание 4

Определить эффективность рекламы на телеканалах НТВ и Россия при помощи итогового валового оценочного коэффициента. На каком канале предпочтительнее разместить рекламу? (см. табл. 6).

Таблица 6

Данные для расчета эффективности рекламы

Показатель Значение
НТВ Россия

Целевой сегмент, чел.

Программу смотрит, чел.

800.000

100.000

780.000

110.000

Частота повторов рекламы за время конкретной передачи

Реклама демонстрируется в передачах, кол-во передач

5

2

4

3

Задание 5

Дайте определение оптовой и розничной цены продукции. Какова структура этих цен? От каких факторов зависит ценовая политика фирмы?

Задание 6

Дайте краткую характеристику бизнес–плана. Какова его структура, какую роль он играет в деятельности предприятия?

Задание 7

Охарактеризуйте факторы, неконтролируемые маркетингом, как они влияют на политику фирмы? Сформулируйте основные цели деятельности предприятия, ориентированного на маркетинг.

Задание18

Охарактеризуйте основные этапы процесса ценообразования. Какие факторы влияют на ценовую политику фирмы.

Задание 9

Опишите, какие методы ценообразования могут быть использованы фирмой.

Приведите примеры стратегии ценообразования, используемые известными вам фирмами.

Задание 10

В городе Н. зарегистрировано 385 тыс. квартирных телефонов. Стоит задача провести выборочный телефонный опрос о мнениях, предпочтениях и поведении потребителей на рынке продуктов питания.

По данным разведочного исследования дисперсия (s2 ) среднего дохода на душу населения составляет ± 490 руб./чел.

Определите интервал выборки при механическом способе отбора и предельную ошибку выборки для 5-ти процентного опроса при коэффициенте доверия (t), равном 3,28.

Вариант 5

Задание 1

Внутри обычного канала сбыта бытовых стиральных машин установлены специальным соглашением следующие фиксированные претензии на прибыль со стороны участников канала товародвижения в зависимости от цены, по которой они продают товар, а именно:

· производитель – 25%;

· оптовый торговец – 20%;

· розничный торговец – 15%.

Рынок характеризуется как “рынок покупателя”. Продажная (розничная) цена на стиральную машину 200 у.е. /шт.

Издержки обращения составляют следующие доли в цене продажи каждого участника товародвижения:

· оптовый продавец – 5%;

· розничный продавец – 10%.

Вопросы и задания:

1. Каковы размеры (в абсолютном выражении) прибыли, на которые может рассчитывать каждый участник товародвижения при условии соблюдения соглашения?

2. В каких пределах должна находиться себестоимость изготовления стиральной машины?

Задание 2

Определить: цветной телевизор – это товар:

а) Повседневного спроса

б) Пассивного спроса

в) Особого спроса

г) Предварительного спроса.

Аргументируйте свой ответ. Приведите примеры товаров, соответствующих каждому виду спроса.

Задание 3

Что такое ассортимент товара?

Что не является фактором объединения товаров в ассортименте:

а) общность стадии жизненного цикла;

б)продажа товаров определенным категориям клиентов или в определенных торговых точках;

в) общий диапазон цен;

г) связь товаров по замыслу.

Задание 4

По следующим данным с помощью стратегической матрицы БКГ разработайте товарную политику фирмы, т.е. ответьте на следующие вопросы:

·От производства каких товаров следует отказаться?

·В производство каких товаров необходимо инвестировать средства?

·Из прибыли каких товаров необходимо черпать средства для инвестиций?

Наименование товара А Б В Г Д Е Ж З И К Л
Темп роста рынка (в %) 180 150 40 75 90 80 130 150 30 75 140
Доля товара на рынке (в %) 90 75 25 30 80 60 10 30 10 75 40

Задание 5

Фирма, разрабатывая свою маркетинговую стратегию, сосредоточила свои усилия на следующих направлениях:

·создание высококачественного конкурентоспособного товара;

·проведение режима экономии и ресурсосберегающей политики;

·использование достижений НТП для того, чтобы снизить себестоимость товара;

·повышение качества обслуживания;

·проведение выставок-продаж, проведение рекламной кампании.

Какие направления и инструменты стратегии комплексного маркетинга были задействованы фирмой?

Задание 6

Фирма по производству детских игрушек предприняла следующие маркетинговые шаги:

· провела опросы о покупательских намерениях и предпочтениях среди детей различных возрастов и их родителей;

· разработала новый товар (учтя результаты проведенных исследований), с использованием достижений современной электроники;

· организовала самосертификацию товара, подтвердившую конкурентоспособность товара;

· организовала рекламную кампания.

Какая стратегия была выбрана фирмой?

Задание 7

Крупная фирма меховой одежды инвестировала свободные средства в производство спортивных товаров.

Какой стратегии придерживается фирма? Каковы основные мероприятия маркетингового бизнес-плана в этом случае?

Задание 8

На примере известной Вам компании, действующей на рынке Российской Федерации перечислите:

· движущие силы рынка;

· достоинства маркетинговой политики выбранной компании;

· недостатки маркетинговой политики компании;

· возможности, существующие на данном рынке (с точки зрения маркетинга);

· угрозы, существующие на данном рынке (с точки зрения маркетинга);

· стратегии в рамках маркетинга-микс, которых придерживается выбранная фирма;

· рекомендуемые маркетинговые мероприятия, направленные на достижение стратегического преимущества.

Задание 9

Предприятие А выпускает по одной модели из нескольких аналогичных групп товаров, а предприятие Б – много моделей для каждой из нескольких различающихся групп товаров. Охарактеризуйте глубину и ширину их ассортимента.

Задание 10

Смоделируйте (схематично) изменение объема рекламных вложений на разных стадиях традиционного ЖЦТ.

Вариант 6

Задание 1

При определении конкурентоспособности пищевых продуктов в первую очередь нужно учитывать результаты органолептической оценки.

В качестве объектов исследования возьмем 5 образцов чая: Pickwick (Индия), Dilmah (Цейлон), Lipton (Индия), Milford (Индия), Юаньский (Китай).

В мировой практике органолептические показатели качества чая (аромат и вкус), настой, цвет разваренного листа, внешний вид сухого чая (уборка), оценивают по 10-балльной шкале. Но для чая есть своя специфика. 10 баллов не получает практически ни один чай, за исключением чая «Уникум». «Уникум» - это, образно говоря, идеал, цель, к которой нужно стремиться.

Такого сверхкачественного чая производится в мире лишь около 100 кг в год. Остальные чаи получают гораздо меньшее количество баллов. Так, краснодарский и грузинский чаи могут получить по этой шкале максимально до 5-5,5 баллов. Лучшие импортные сорта – до 7 и очень редко до 8-ми баллов.

Но можно использовать и другую, более простую шкалу балльной оценки, по которой максимальное количество баллов по каждому показателю равно 5 и, соответственно, максимальное количество баллов, которое может набрать исследуемый образец, равно 20.

Допустим,результаты балльной оценки исследуемых образцов чая оказались следующими:

Результаты балльной оценки исследуемых образцов чая

Исследуемые марки чая
Показатели* Pikwick Dilmah Lipton Milford Юаньский
Аромат и вкус 3 4 5 3 3
Настой 4 4 5 4 4
Цвет разваренного листа 4 5 5 4 3
Внешний вид чая (уборка) 3 5 5 4 3

* Показатели взяты из ГОСТа 1938-90 «Чай черный байховый фасованный»

Оцените конкурентоспособность товара по данным показателям.

Задание 2

Нарисуйте кривые для всех возможных жизненных циклов товара.

Сбыт Сбыт Сбыт
t t t
«Бум» «Увлечение» «Традиционный»
Сбыт Сбыт Сбыт
t t t
«Ностальгия» «Сезонность» «Провал»
Сбыт Сбыт Сбыт
t t t
Мясо Купальник Сотовые телефоны

Задание № 3

Составьте схему взаимодействия следующих элементов маркетингового ценообразования: страхование цены, разработка ценовых стратегий, постановка целей ценообразования, выявление факторов ценообразования, выбор метода ценообразования, выбор тактических приемов цены.

Задание № 4

Фирма действует на рынке дорогостоящего, сложного в изготовлении товара, имеет постоянных потребителей своего товара, конкуренция на рынке значительная.

Какую ценовую стратегию будет использовать фирма? Аргументируйте ответ. Спрогнозируйте варианты изменения стратегии при изменении конъюнктуры.

Задание 5

На технически сложный товар Х необходимо назначить конкурентоспособную цену. Аналогичный товар У основного конкурента успешно продается по цене 2000 руб./ед. Группа экспертов провела сравнительное тестирование основных свойств этих товаров, а также ранжировала их по важности для потребления, приняв за единицу наименее важное свойство:

Балльная оценка свойств товаров

Свойства товаров А Б С Д
Ранг важности 1 2 3 4
Оценка товаров в баллах Товара Х 4 2 4 4
Товара У 4 4 3 5

Задание № 6

Традиционно применяя затратный метод ценообразования, владелец киоска получает 25% прибыли к затратам. Закупочная цена товара А - 1,3 руб./шт., товара Б – 12 руб./шт., товара С – 30 руб./кг. Объем закупок товара А - 300 шт., товара Б - 1000 шт., товара С – 150 кг Общие транспортные расходы - 2 тыс. руб., стоимость аренды - 150 руб. в день, заработная плата продавца - 500 руб. в неделю. Товар предполагается продать за неделю.

Требуется определить продажные цены товаров.

Задание № 7

Примите решение о выборе канала товародвижения по критерию эффективности (затратоотдачи) (млн. руб.):

канал нулевого уровня :

расходы, связанные с содержанием и эксплуатацией собственной розничной торговой сети – 150;

издержки обращения (оптово-сбытовые и розничные) – 100;

прибыль от реализации товаров – 500;

одноуровневый канал (прямые связи с розничной торговлей):

издержки обращения (оптово-сбытовые, транзитные) – 60;

прибыль – 300;

двухуровневый канал (производитель продает товар оптовому посреднику):

издержки обращения (сбытовые) – 40;

прибыль – 120.

Задание № 8

Предприятие 1: отгрузило заказанную гидроэлектростанцией турбину большой мощности. Монтаж осуществлялся работниками предприятия.

Предприятие 2: отгрузило 5-ти атомным электростанциям созданный им измерительный прибор; в течение определенного срока работники предприятия осуществляли контроль за функционированием прибора, а также гарантийный ремонт, кроме того, было организовано обучение персонала ядерных станций.

Предприятие 3: отгрузило 8-ми оптовым предприятиям, 25-ти универсамам и 5-ти ресторанам наборы обеденной посуды.

Укажите для каждого предприятия тип сбыта.

Задание № 9

Производственное предприятие продало товары крупной оптовой фирме (дистрибьютору) и оптовой фирме-джобберу. Те в свою очередь продали эти товары 12-ти розничным фирмам.

Укажите тип канала, определите длину и ширину канала.

Задание № 10

Фирма, доминирующая на рынке персональных компьютеров, продала принадлежащие ей 84 центра реализации ПК (фирменные магазины компьютеров были почти во всех крупных городах страны) с целью реализовывать товары через независимых посредников.

Назовите причины, которые могли бы вызвать смену сбытовой политики фирмы?

Вариант 7

Задание № 1

Завод продвигает свою продукцию через цепь посредников, состоящую из трех оптовых посредников и розничного магазина. Каждый из посредников делает свою наценку на товар в размере 30% по отношению к цене завода.

Как увеличится цена товара для конечного потребителя по отношению к цене завода?

Задание № 2

Заполнить таблицу (+ или -):

Реклама

Личная

продажа

Паблисити Мероприятия по стимулированию сбыта
Личный контакт с потребителем
Известен заказчик, оплативший сообщение
Формируется устойчивое предпочтение к товару

Задание № 3

Товар - портативное устройство для стирки, основанное на ультразвуке.

Выделите группу целевого воздействия, выберите средства распространения рекламы, основные рекламные аргументы.

Задание№ 4

По следующим данным определите эффективность рекламы.

Прирост прибыли компании составил 825 тыс. у.е. Расходы на рекламу складывались следующим образом. Рекламное объявление в прессе: тариф на 1 см2 газетной площади - 250 у.е.; объявления занимают общую площадь 140 см2 . Телевизионная реклама: тариф за 1 мин. демонстрации по TV - 8 тыс. у.е. за 1 мин.; заключен договор на 5 дней показа по 5 мин в день. Прямая почтовая реклама: разослано 100 тыс. рекламных листовок; изготовление (печатание) обошлось по 0,1 у.е./шт.; рассылка стоила 5 у.е./шт.

Задание № 5

Для оценки эффективности почтовой рассылки рекламных материалов был проведен эксперимент: жителям одного района рекламные листовки опускались в почтовые ящики; жители другого, контрольного района их не получали. Расходы на рекламу составили 70 тыс. руб.

Соответственно были выделены две группы рынков – пробная и контрольная. Были получены следующие данные о продаже рекламируемого товара:

Продажа товара

ВИД РЫНКА Объем продажи, тыс. руб.
До эксперимента После эксперимента
Пробный 2000 2300
Контрольный 1000 1020

Определите экономическую эффективность рекламы.

Задание № 6

Прибыль фирмы имела устойчивый характер: в среднем 300 тыс. руб. в месяц. Была проведена рекламная кампания, которая обошлась в 150 тыс. руб., после чего прибыль удвоилась.

Определите эффективность рекламной кампании.

Задание № 7

Разработайте план внутрифирменной отчетности торговой фирмы, которая могла бы быть использована в маркетинговых исследованиях.

Задание № 8

Из числа Ваших сокурсников/знакомых составьте экспертную группу для краткосрочного прогноза (месячного) цен на три товара по Вашему выбору и на выбранном Вами типе рынка (муниципальном, частном, городском сельскохозяйственном и т.д.). Присвойте каждому эксперту балл компетентности (знания рынка) и выведите средний балл (по формуле простой средней арифметической). Попросите их ответить на поставленный вопрос письменно и анонимно (не ознакомляя других экспертов). Ответы (по каждому товару) ранжируйте. Постройте ряд распределения и исчислите его характеристики: квартили, моду, медиану. Отбросьте ответы, попавшие за пределы 1-го и 3-го квартилей, а экспертов, попавших в межквартильное расстояние, ознакомьте со всеми ответами. Разрешите им изменить мнение и проведите 2-й тур опроса. Повторите все операции и исчислите среднюю величину ответов межквартильного расстояния, которая и будет считаться прогнозом. Через месяц проверьте его правильность.

Как называется данный метод экспертных оценок?

Задание № 9

Разработайте 5 вопросов анкеты о качестве обслуживания в универсаме. Анкета должна содержать ориентирующий вопрос, два корреспондирующих вопроса, один вопрос с интервальным подходом, один открытый вопрос. Обоснуйте цели включения каждого вопроса и их взаимосвязь.

Задание № 10

Чем больше информации о себе предоставляет фирма своим акционерам и клиентам, тем больше об ее стратегии и программах узнают конкуренты. Это позволяет им быстро заимствовать и копировать их. Предложите способы укрепления позиций фирмы.

Вариант 8

Задание №1

Фирма, доминирующая на рынке персональных компьютеров, продала принадлежащие ей 84 центра реализации ПК (фирменные магазины компьютеров были почти во всех крупных городах страны) с целью реализовывать товары через независимых посредников.

Назовите причины, которые могли бы вызвать смену сбытовой политики фирмы?

Задание № 2

Заполнить таблицу (+ или -):

Реклама

Личная

продажа

Паблисити

Мероприятия

По

стимулированию сбыта

Личный контакт с потребителем
Известен заказчик, оплативший сообщение
Формируется устойчивое предпочтение к товару

Задание № 3

Товар - портативное устройство для стирки, основанное на ультразвуке.

Выделите группу целевого воздействия, выберите средства распространения рекламы, основные рекламные аргументы.

Задание № 4

Для оценки эффективности почтовой рассылки рекламных материалов был проведен эксперимент: жителям одного района рекламные листовки опускались в почтовые ящики; жители другого, контрольного района их не получали. Расходы на рекламу составили 70 тыс. руб.

Соответственно были выделены две группы рынков – пробная и контрольная. Были получены следующие данные о продаже рекламируемого товара:

Продажа товара

ВИД РЫНКА Объем продажи, тыс. руб.
До эксперимента После эксперимента
Пробный 2000 2300
Контрольный 1000 1020

Определите экономическую эффективность рекламы.

Задание № 5

Разработайте план внутрифирменной отчетности торговой фирмы, которая могла бы быть использована в маркетинговых исследованиях.

Задание № 6

Из числа Ваших сокурсников/знакомых составьте экспертную группу для краткосрочного прогноза (месячного) цен на три товара по Вашему выбору и на выбранном Вами типе рынка (муниципальном, частном, городском сельскохозяйственном и т.д.). Присвойте каждому эксперту балл компетентности (знания рынка) и выведите средний балл (по формуле простой средней арифметической). Попросите их ответить на поставленный вопрос письменно и анонимно (не ознакомляя других экспертов). Ответы (по каждому товару) ранжируйте. Постройте ряд распределения и исчислите его характеристики: квартили, моду, медиану. Отбросьте ответы, попавшие за пределы 1-го и 3-го квартилей, а экспертов, попавших в межквартильное расстояние, ознакомьте со всеми ответами. Разрешите им изменить мнение и проведите 2-й тур опроса. Повторите все операции и исчислите среднюю величину ответов межквартильного расстояния, которая и будет считаться прогнозом. Через месяц проверьте его правильность.

Как называется данный метод экспертных оценок?

Задание № 7

Разработайте 5 вопросов анкеты о качестве обслуживания в универсаме. Анкета должна содержать ориентирующий вопрос, два корреспондирующих вопроса, один вопрос с интервальным подходом, один открытый вопрос. Обоснуйте цели включения каждого вопроса и их взаимосвязь.

Задание № 8

Чем больше информации о себе предоставляет фирма своим акционерам и клиентам, тем больше об ее стратегии и программах узнают конкуренты. Это позволяет им быстро заимствовать и копировать их. Предложите способы укрепления позиций фирмы.

Задание № 9

Традиционно применяя затратный метод ценообразования, владелец киоска получает 25% прибыли к затратам. Закупочная цена товара А - 1,3 руб./шт., товара Б – 12 руб./шт., товара С – 30 руб./кг. Объем закупок товара А - 300 шт., товара Б - 1000 шт., товара С – 150 кг Общие транспортные расходы - 2 тыс. руб., стоимость аренды - 150 руб. в день, заработная плата продавца - 500 руб. в неделю. Товар предполагается продать за неделю.

Требуется определить продажные цены товаров.

Задание № 10

Примите решение о выборе канала товародвижения по критерию эффективности (затратоотдачи) (млн. руб.):

канал нулевого уровня :

расходы, связанные с содержанием и эксплуатацией собственной розничной торговой сети – 150;

издержки обращения (оптово-сбытовые и розничные) – 100;

прибыль от реализации товаров – 500;

одноуровневый канал (прямые связи с розничной торговлей):

издержки обращения (оптово-сбытовые, транзитные) – 60;

прибыль – 300;

двухуровневый канал (производитель продает товар оптовому посреднику):

издержки обращения (сбытовые) – 40;

прибыль – 120.

Вариант 9

Задание № 1

Завод продвигает свою продукцию через цепь посредников, состоящую из трех оптовых посредников и розничного магазина. Каждый из посредников делает свою наценку на товар в размере 30% по отношению к цене завода.

Как увеличится цена товара для конечного потребителя по отношению к цене завода?

Задание№ 2

По следующим данным определите эффективность рекламы.

Прирост прибыли компании составил 825 тыс. у.е. Расходы на рекламу складывались следующим образом. Рекламное объявление в прессе: тариф на 1 см2 газетной площади - 250 у.е.; объявления занимают общую площадь 140 см2 . Телевизионная реклама: тариф за 1 мин. демонстрации по TV - 8 тыс. у.е. за 1 мин.; заключен договор на 5 дней показа по 5 мин в день. Прямая почтовая реклама: разослано 100 тыс. рекламных листовок; изготовление (печатание) обошлось по 0,1 у.е./шт.; рассылка стоила 5 у.е./шт.

Задание № 3

Прибыль фирмы имела устойчивый характер: в среднем 300 тыс. руб. в месяц. Была проведена рекламная кампания, которая обошлась в 150 тыс. руб., после чего прибыль удвоилась.

Определите эффективность рекламной кампании.

Задание № 4

В городе Н. зарегистрировано 385 тыс. квартирных телефонов. Стоит задача провести выборочный телефонный опрос о мнениях, предпочтениях и поведении потребителей на рынке продуктов питания.

По данным разведочного исследования дисперсия (s2 ) среднего дохода на душу населения составляет ± 490 руб./чел.

Определите интервал выборки при механическом способе отбора и предельную ошибку выборки для 5-ти процентного опроса при коэффициенте доверия (t), равном 3,28.

Задание № 5

Для оценки эффективности почтовой рассылки рекламных материалов был проведен эксперимент: жителям одного района рекламные листовки опускались в почтовые ящики; жители другого, контрольного района их не получали. Расходы на рекламу составили 70 тыс. руб.

Соответственно были выделены две группы рынков – пробная и контрольная. Были получены следующие данные о продаже рекламируемого товара:

Продажа товара

ВИД РЫНКА Объем продажи, тыс. руб.
До эксперимента После эксперимента
Пробный 2000 2300
Контрольный 1000 1020

Определите экономическую эффективность рекламы.

Задание № 6

Крупная фирма меховой одежды инвестировала свободные средства в производство спортивных товаров.

Какой стратегии придерживается фирма? Каковы основные мероприятия маркетингового бизнес-плана в этом случае?

Задание № 7

Связь между спросом (продажей), доходом и ценой товара Q выражает следующее многофакторное уравнение регрессии:

~

yx 1 x 2 = 500 + 1,5 x 1 - 10 x2 ,

где x1 – доход (средний доход равен 2000 руб./чел.);

x2 - цена товара (средняя цена равна 200 руб./ед.).

Рассчитать теоретические коэффициенты эластичности.

Задание № 8

По следующим данным с помощью стратегической матрицы БКГ разработайте товарную политику фирмы, т.е. ответьте на следующие вопросы:

·От производства каких товаров следует отказаться?

·В производство каких товаров необходимо инвестировать средства?

·Из прибыли каких товаров необходимо черпать средства для инвестиций?

Наименование товара А Б В Г Д Е Ж З И К Л
Темп роста рынка (в %) 180 150 40 75 90 80 130 150 30 75 140
Доля товара на рынке (в %) 90 75 25 30 80 60 10 30 10 75 40

Задание № 9

Для оценки эффективности почтовой рассылки рекламных материалов был проведен эксперимент: жителям одного района рекламные листовки опускались в почтовые ящики; жители другого, контрольного района их не получали. Расходы на рекламу составили 70 тыс. руб.

Соответственно были выделены две группы рынков – пробная и контрольная. Были получены следующие данные о продаже рекламируемого товара:

Продажа товара

ВИД РЫНКА Объем продажи, тыс. руб.
До эксперимента После эксперимента
Пробный 2000 2300
Контрольный 1000 1020

Определите экономическую эффективность рекламы.

Задание № 10

Разработайте план внутрифирменной отчетности торговой фирмы, которая могла бы быть использована в маркетинговых исследованиях.

Вариант 10

Задание № 1

Разработайте 5 вопросов анкеты о качестве обслуживания в универмаге. Анкета должна содержать ориентирующий вопрос, два корреспондирующих вопроса, один вопрос с интервальным подходом, один открытый вопрос. Обоснуйте цели включения каждого вопроса и их взаимосвязь.

Задание № 2

Чем больше информации о себе предоставляет фирма своим акционерам и клиентам, тем больше об ее стратегии и программах узнают конкуренты. Это позволяет им быстро заимствовать и копировать их. Предложите способы укрепления позиций фирмы.

Задание № 3

Традиционно применяя затратный метод ценообразования, владелец киоска получает 25% прибыли к затратам. Закупочная цена товара А - 1,3 руб./шт., товара Б – 12 руб./шт., товара С – 30 руб./кг. Объем закупок товара А - 300 шт., товара Б - 1000 шт., товара С – 150 кг Общие транспортные расходы - 2 тыс. руб., стоимость аренды - 150 руб. в день, заработная плата продавца - 500 руб. в неделю. Товар предполагается продать за неделю.

Требуется определить продажные цены товаров.

Задание № 4

Примите решение о выборе канала товародвижения по критерию эффективности (затратоотдачи) (млн. руб.):

канал нулевого уровня :

расходы, связанные с содержанием и эксплуатацией собственной розничной торговой сети – 150;

издержки обращения (оптово-сбытовые и розничные) – 100;

прибыль от реализации товаров – 500;

одноуровневый канал (прямые связи с розничной торговлей):

издержки обращения (оптово-сбытовые, транзитные) – 60;

прибыль – 300;

двухуровневый канал (производитель продает товар оптовому посреднику):

издержки обращения (сбытовые) – 40;

прибыль – 120.

Задание № 5

Завод продвигает свою продукцию через цепь посредников, состоящую из трех оптовых посредников и розничного магазина. Каждый из посредников делает свою наценку на товар в размере 30% по отношению к цене завода.

Как увеличится цена товара для конечного потребителя по отношению к цене завода?

Задание 6

Магазин верхней готовой одежды в весенне-летний период года испытывает значительные трудности с реализацией товаров зимнего ассортимента.

Ответьте на вопросы:

2. Какую из перечисленных ниже стратегий маркетинга должен использовать менеджер:

· ремаркетинг,

· синхромаркетинг,

· демаркетинг?

4. В чем выбранный вами вариант отличается от других?

5. Перечислите конкретные мероприятия, направленные на стимулирование сбыта продукции.

Задание 6

Определить количество единиц продукции, необходимое для производства с целью обеспечения безубыточности работы предприятия, если:

Постоянные затраты З = 450 т. руб.

Себестоимость единицы продукции С = 760 руб./ед.

Цена единицы продукции Ц = 890 руб./ед.

Задание 7

Предприятие запланировало прибыль от реализации продукции в размере 1500 тыс. руб. Определить количество продукции, которое нужно произвести и реализовать для этого, если постоянные затраты составляют 820 тыс. руб., цена – 1,1 тыс. руб./ед., себестоимость – 0,85 тыс. руб./ед.

Задание 8

Определить минимально допустимый уровень цены за единицу продукции, обеспечивающий покрытие совокупных производственных затрат, если:

Постоянные затраты – 520 тыс. руб.

Себестоимость продукции – 300 руб./шт.

Объем реализации – 1250 шт./год.

Задание 9

Определите емкость рынка стирального порошка, если, по данным статистической отчетности, в течение года в покупках участвовало 30.000 чел., при этом среднегодовое число покупок каждым потребителем составили 10, а средняя цена покупки – 30 руб.

Задание 10

Дайте определение оптовой и розничной цены продукции. Какова структура этих цен? От каких факторов зависит ценовая политика фирмы?


Вопросы к экзамену

1. Содержание и определение маркетинга.

2. Эволюция маркетинга.

3. Сущность маркетинга и сбытового дохода.

4. Роль маркетинга и его масштабы.

5. Функции маркетинга.

6. Субъекты маркетинга.

7. Принципы маркетинга.

8. Методы маркетинга.

9. Метод дифференцированного маркетинга.

10. Метод недифференцированного маркетинга.

11. Метод концентрированного маркетинга.

12. Метод конверсионного маркетинга.

13. Стимулирующий маркетинг.

14. Развивающийся маркетинг.

15. Ремаркетинг.

16. Синхромаркетинг.

17. Противодействующий маркетинг.

18. Поддерживающий маркетинг.

19. Демаркетинг.

20. Окружающая среда маркетинга: контролируемые факторы.

21. Окружающая среда маркетинга: неконтролируемые факторы.

22. Конкуренция: конкурентные структуры.

23. Структура маркетинга: организационные формы.

24. Рынок и его емкость.

25. Емкость внутреннего рынка.

26. Изучение товара.

27. Изучение рынка.

28. Изучение покупателей.

29. Изучение конкурентов.

30. Изучение правовых аспектов торговли на данном рынке.

31. Сегментация рынка.

32. Методы проведения исследования рынка.

33. Цены и ценовая политика в маркетинге.

34. Методика расчета цен.

35. Установление цен на товары, услуги.

36. Подходы к проблеме ценообразования.

37. Схема деятельности предприятия ориентированного на маркетинг.

38. Стратегическое планирование и маркетинг.

39. Виды планов стратегического маркетинга.

40. Взаимодействие между маркетингом и другими функциями организации.

41. Процесс стратегического планирования.

42. Процесс реализации стратегического плана.

43. Назначение бизнес-плана.

44. Структура и содержание бизнес-плана.

45. Стратегия маркетинга в бизнес-плане.

46. Оценка рисков и страхование в бизнес-плане.

47. Достижение безубыточности при планировании новой продукции, услуг.

48. Стратегия финансирования в бизнес-плане.

ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «МАРКЕТИНГ»

1. Маркетинговая деятельность фирмы (производственной, сбытовой, оптовой, розничной и т.п.)

2. Принципы и методы организации маркетинга (на примере конкретной фирмы)

3. Организация и функционирование маркетинговой (консалтинговой или рекламной) фирмы

4. Анализ влияния окружающей среды маркетинга на рыночную деятельность фирмы

5. Принципы и методы сегментации рынка

6. Консьюмеризм и проблемы социально-этического маркетинга

7. Методы изучения эластичности спроса и предложения

8. Методы изучения и прогнозирования покупательского спроса

9. Методы оценки устойчивости рынка (в динамике и статике)

10. Методы регионального анализа потребительского рынка

11. Методы и организация разработки товара

12. Принципы и методы разработки товарной политики фирмы

13. Организация сбыта и дистрибьюции товаров

14. Организация интегрированного канала товародвижения

15. Управление коммерческими рисками

16. Организация и осуществление конкурентной борьбы

17. Организация логистики

18. Маркетинг и франчайзинг

19. Маркетинг в малом бизнесе

20. Методология и организация маркетингового исследования

21. Опыт анкетирования и интервьюирования в маркетинговом исследовании

22. Использование выборочного метода в маркетинговом исследовании

23. Моделирование и анализ поведения, предпочтений и мнений потребителей

24. Анализ эффективности сбыта/торговли

25. Сервис в торговле (на примере торговой фирмы)

26. Система стимулирования сбыта/продажи (на примере производственной или торговой фирмы)

27. Методы дайрект-маркетинга в продвижении товаров

28. Маркетинг-микс в деятельности малых и средних фирм

29. Маркетинг на фирме (на реальном примере)

30. Маркетинг в различных отраслях (отраслевой маркетинг)

31. Этапы развития и концепции маркетинга.

32. Понятие и виды маркетинговой среды.

33. Маркетинговая информационная система, виды информации.

34. Принципы организации службы маркетинга.

35. Понятие потребности, типология потребностей и покупателей.

36. Потребительский выбор, мотивация покупки и моделирование поведения потребителя.

37. Понятие спроса и факторы его формирования, закономерности и виды спроса. Понятие и методы изучения эластичности спроса

38. Признаки сегментации рынка и условия ее эффективности.

39. Основные методы сегментации и анализа привлекательности рынка.

40. Понятие и свойства товара.

41. Классификация товаров по товарной специализации, циклу потребления и другим критериям.

42. Основные товарные стратегии.

43. Понятие и параметры качества товара. Комплекс качества. Потребительские представления о качестве товара.

44. Основные понятия ассортиментной политики фирмы.

45. Понятие и виды марок. Марка как интеллектуальный продукт.

46. Основные марочные стратегии.

47. Основные понятия товарной и инновационной политики в маркетинге (новый товар, виды новых товаров, уровни разработки товара, виды и методы тестирования)

48. Жизненный цикл рынка товарной категории (марки) как фактор и результат маркетинговых действий, маркетинговые индикаторы различных стадий ЖЦТ.

49. Понятие и функции цены. Классификация и структура цен.

50. Стратегическая роль цены в маркетинге и этапы маркетингового ценообразования.

51. Производственные факторы маркетинга ценообразования.

52. Спрос как фактор ценообразования. Понятие и методы изучения эластичности спроса.

53. Влияние на фирменное ценообразование степени конкурентности рынка, перекрестной эластичности цен.

54. Характеристики продукта как фактор маркетингового ценообразования.

55. Управляемость в канале товародвижения и государственный контроль как факторы маркетингового ценообразования

56. Виды ценовых стратегий и тактических приемов по адаптации цены.

57. Затратные методы маркетингового ценообразования и нижний порог цены.

58. Методы ценообразования, ориентированные на рынок.

59. Понятие товародвижения и торгово-сбытовой логистики, основные функции сбытового маркетинга.

60. Роль посредников в системе сбыта, виды посредников по наличию права собственности на товар, по функциональным особенностям.

61. Понятие канала товародвижения, его основные характеристики и типы.

62. Стратегии роста влияния фирмы в канале товародвижения.

63. Стратегии сбыта по принципу выбора клиентов, по способу привлечения клиентов.

64. Понятие и формы продвижения товара на рынок.

65. Коммуникационные каналы и позиционирование товара.

66. Субъекты и объекты рекламной деятельности.

67. Рекламные носители и формы рекламы. Использование в рекламе основных элементов теории массовой коммуникации.

68. Виды рекламных кампаний (по целям, силе рекламного воздействия, по объектам, по носителям, по степени охвата рынка, территориально-географическим признакам, срокам реализации).

69. Принципы формирования рекламного бюджета и оценки эффективности рекламных мероприятий

70. Понятие, задачи и типология маркетинговых исследований

71. Основные источники и виды маркетинговой информации

72. Понятие анкеты, основные требования по ее составлению и обработке.

73. Методы проведения анкетирования.

74. Принципы формирования выборочной совокупности.

75. Основные методы анализа маркетинговой информации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреева О. Д. Технология бизнеса: маркетинг. Учебное пособие. - М.: ИНФРА.М-НОРМА, 2001

2. Академия рынка. Маркетинг/ Пер. с фр.- А. Дайан, Ф. Букерель и др. - М.: Экономика, 2003

3. Все о маркетинге: сб. материалов. - М.: Азимут-Центр, 2002

4. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. – М.: Издательство «Финпресс», 2002

5. Диксон П.Р. Управление маркетингом/ Пер. с англ. - М.: ЗАО "Издательство БИНОМ", 2001

6. Дихтль Е., Хершген Х. Практический маркетинг: Учебное пособие. - М.: Высшая школа, 2001.

7. Котлер Ф. Основы маркетинга/ Пер. с англ. - М.: Прогресс, 2001

8. Ламбен Ж.-Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива. / Пер. с фр.- СПб.: Наука,2003

9. Маркетинг/ Под ред. Э.А. Уткина. - М.: "ТАНДЕМ", издательство ЭКМОС, 2005