Главная              Рефераты - Маркетинг

Медиапространство в структуре социального пространства России особенности функционирования и ра - курсовая работа

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЛИПЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ГУМАНИТАРНО-СОЦИАЛЬНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА СОЦИОЛОГИИ

Курсовая работа

по дисциплине

«Методика и методология в социальном исследовании»

На тему: Медиапространство в структуре социального пространства России: особенности функционирования и развития

Выполнил:

Научный руководитель:

«___»______________20___г.

Липецк 2007

Содержание

Введение………………………………………………….………………………….3

Глава 1 Современные проблемы российского медиапространства........……..….5

1.1 Проблема доверия к СМИв обществе ......…...............................................5

1.2 Причины недоверия к массовой информации.................….……………..8

Глава 2 Современные тенденции развития российских СМИ..................………11

2.1 Общая характеристика российских СМИ...........…………..…………..11

2.2 Необходимость перехода СМИ России к интерактивному вещанию..14

Глава 3. Социологическое исследование медиапространства....……………..…16

Объект и предмет исследования……………………..……………………..16

Цель и задачи исследования…………………………..………………….…16

Основные понятия: интерпретация и операционализация...….………….17

Гипотезы исследования……………………………………….…………….19

План исследования…………………….……………………….……………20

Выборка………………………………………………………………..……..21

Методы сбора информации, характеристика инструментария…….…….22

Результаты исследования…………………………………………….……..23

Заключение………………………………………………………………….……...27

Библиографический список……………………………………………….……....28

Приложения……………………………………………………………….………..33

Приложение 1. Анкета …………………………………………….………..32

Приложение 2. Диаграммы……………………………………….………...41

Приложение 3. Группировочные таблицы...…………………….………...56


Введение

Информация. Мы часто слышим это слово, но редко задумываемся о его значении для нас. Информация всюду, она витает вокруг нас, каждое мгновение нашей жизни проникнуто информационным смыслом.

Каждое живое существо на нашей планете, так или иначе, использует информацию. В большинстве случаев - это залог выживания, а иногда это путь более эффективного использования окружающей действительности. Человек, а вернее, его предки, пошли по второму пути. Именно умелое оперирование различного рода информации, позволило не только стать человеку человеком, но и достигнуть человечеству тех высот цивилизации, которые мы имеем возможность наблюдать в настоящее время. Высот не только технологических, но и социальных, экономических, политических, культурных и т.д. [25]

С развитием общества и государства, информация стала ключевым залогом эффективного функционирования всех уровней общественного строя. Современное общество невозможно представить без тех потоков информации, которые, пересекая города и страны, ежесекундно отображают человеческую действительность через различные средства массовых коммуникаций (СМК).

Значение информации для человека трудно переоценить. С раннего детства ребёнок, пользуясь данными ему от природы инстинктами, получает необходимую ему информацию, не задумываясь о её огромной значимости. По мере неосознанного накопления информации, ребёнок учиться оперировать ею, исходя из данной ситуации. Так развивается мышление и сознание. Через игровую деятельность, ребёнок применяет информацию в несвойственных ему ситуациях, таким образом, учиться не только познавать информацию, а рационально её использовать.

После накопления определённого жизненного, эмоционально-чувственного и деятельностного опыта, ребёнок транслирует полученную информацию на других людей, интерпретируя её согласно своим ценностным установкам.

Ещё на начальных этапах своего существования, человеческая община уделяла должное внимание образованию молодёжи, а, именно, научению молодого поколения тому опыту и знанию, которое имело старшее поколение. Уже тогда, процесс передачи необходимой, а в данном случае, жизненно важной информации, стал неотъемлемой частью человеческой деятельности.

Через различные социальные и государственные институты, ребёнок, получая информацию, становиться полноправным членом общества, осознавая себя личностью, гражданином страны, представителем определённой нации и культуры. [17]

Информация, за считанные секунды пересекающая континенты, помогает людям в различных концах планеты чувствовать себя частью единого целого глобального информационного пространства. Безусловно, эффективное развитие, функционирование и деятельность общества невозможна без необходимых коммуникаций, обеспечивающих обмен информацией. Поэтому, состояние современного общества зависит от уровня развития его средств массовой коммуникации. Развитое общество – это информационное общество. [21] А информационное общество – это массовая коммуникация.

Современная российская и зарубежная действительность с убедительностью демонстрирует возможности массовой коммуникации как средства формирования «моделей» социальной реальности, как важнейшего источника нормативных образцов, циркулирующих в обществе. Цель работы состоит в том, чтобы показать, что окружающая нас социальная реальность есть продукт, созданный непосредственно в среде СМК и посредством СМК – хотя он существует не только в СМК, но также и в сознании их потребителей, формируя ощущения и внося свою лепту в формирование социального пространства.[33] Отдельной задачей стоит изучение основных видов СМИ по степени их популярности и доверия к ним у населения города Липецка.

В условиях расширяющейся глобализации и огромного значения для экономики страны информационных ресурсов, изучение систем СМК является актуальной проблемой не только для российской действительности. Формирование информационного общества через совершенствование объектов социального пространства – одна из главнейших задач, которая стоит перед всеми развивающимися странами. Проблема качества медиапространства это экономически зависимый показатель уровня развития общества.

Для понимания специфики функционирования СМК в современном мире рассматривается блок теоретических разработок, как концепции информационного общества (Д.Белл, З.Бжезинский, Е.Масуда, Х.Эванс, Ж.Бодрийяр, М.Маклюэн, Дж.Пелтон) и постиндустриального общества (Э.Тоффлер). "Новым средневековьем" называет современную эпоху У.Эко.[27]

Характеристика социокультурной ситуации современной эпохи связана во многом со сменой модели философствования, которую обозначают как переход от модернизма к постмодернизму (Ж..-Ф.Лиотар, П.Козловски, Ю.Хабермас, Р.Рорти, Ю.Кристева и др.) В их работах подчеркиваются такие характеристики культуры как фрагментарность, совмещение множества разнообразных течений, зачастую противоречащих друг другу, подрывающих единство и однородность культуры, деканонизация официальных форм, смещение жанров, подрыв их границ и т.д[26]

Относительно самостоятельную группу исследований составляют теории массовой коммуникации или массовой информации, сложившиеся под влиянием анализа представлений социально-политических интересов в масс-медиа (П.Лазерсфельд, Г.Лассуэлл, К.Левин, К.Ховленд, У.Шрамм, Э.Кац, М.Е.Мак-Комбс, Д.Гербнер, П.Шампань, Ф.С.Сиберт, Т.Питерсон и др.).[31]

Данная работа состоит из трёх глав. В первой главе рассматривается социокультурное влияние СМК на общество и проблема недоверия массовой информации среди населения. Во второй главе представлена характеристика российских СМИ в условиях современной глобализации, а так же перспективы развития российского медиапространства.

Третья глава содержит практическую часть исследования.


Глава 1. Современные проблемы российского медиапространства

1.1. Проблема доверия к СМИв современном российском обществе

Средства массовой информации являются одним из мощнейших инструментов формирования социального пространства в современном мире. Структура повседневных знаний во многом задается именно масс-медиа, хотя знания, получаемые с их помощью, так же мимолетны и призрачны, как призрачны образы, проступающие на экране. Через прессу, радио, телевидение приходит знание фактов действительности, которое вызывает активность человеческой мысли, создает предпосылки для усвоения теоретического мировоззрения и закрепления его с помощью новых фактов. Массовая коммуникация дополняет непосредственный жизненный опыт людей. Сегодня, когда качество информационных технологий и их использования все в большей степени определяют характер жизни общества, вопрос о взаимоотношении общества и СМИ приобретает особое значение. [39]

С развитием информатизации российского общества средства массовой коммуникации начинают оказывать все более ощутимое воздействие на различные сферы жизни социума, в частности, на политическое сознание и поведение населения.

Средства массовой коммуникации играют в политической жизни общества существенную роль, имея самое непосредственное отношение к его жизнедеятельности и выполняя репродуктивную (отображают политику через радио, телевидение и прессу) и креативную (творящую) функции. Проникновение СМК в политическую жизнь общества чрезвычайно многоаспектно.[9] Средства массовой информации, взятые как целое, играют различные социально-политические роли, те или иные из которых в зависимости от определенного числа типичных социально-политических ситуаций приобретают особую общественную значимость. Это может быть роль организатора, объединителя, консолидатора общества, его просветителя. Также они могут играть и дезинтегрирующую, разъединительную роль. [38]

Являясь важным источником политической социализации, «средства массовой коммуникации влияют на политический менталитет людей, формируя у них определенные интересы, представления, ценности и установки» [15]. В современной России особое значение в этом плане имеют телевизионные программы новостей, содержащие наибольшее количество общедоступной политической информации. При этом политическая информированность населения сопровождается активным обсуждениям политических фактов и оценок. Однако эти обсуждения, как правило, не особенно влияют на конкретную позицию человека по тому или иному вопросу. [20]

Средства массовой коммуникации также оказывают большое влияние на электоральное поведение людей. Освещая и оценивая деятельность различных политических лидеров и организаций, средства массовой коммуникации формируют их определенный образ в глазах населения и тем самым, в определенной мере, воздействуют на итоги голосования.

Однако нынешний потенциал воздействия СМИ на массовое политическое сознание и поведение далеко не так мощен, как иногда представляется. Прежде всего это связано с продолжающимся снижением уровня потребления населением общественно-политической информации -сокращением суммарного времени и ухудшением качества («ассортимента») чтения, слушания и смотрения соответствующих материалов. [18] Еще одна проблема заключается в том, что значительная часть населения уже просто не доверяет СМИ - причем как отдельным каналам трансляции политической информации, так и в целом масс-медиа в качестве единого социального института. Это вызвано, в частности, как низким уровнем жизни, так и определенной дискредитацией многих органов власти и общественных институтов в глазах населения.

Для осмысления проблемы доверия к СМИ были проанализированы в избранном аспекте опросы общественного мнения, проведенные Фондом «Общественное мнение» (ФОМ), и Всероссийским Центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в 2001 - 2002 годах. [22]


1.2. Причины недоверия СМИ

Противоречивость (иногда негативизм) массового сознания по отношению к СМИ проявляется также и в ответах респондентов на вопросы о характере влияния масс-медиа на общественную жизнь. С одной стороны, когда опрашиваемым предложили составить рейтинг социальных институтов, «положительно влияющих сегодня на жизнь нашей страны», то в глазах общественности СМИ уступили только церкви (26% респондентов указали церковь, 14% - СМИ). Отрицательное общественное воздействие СМИ отметили 11% [4]. В то же время на прямой вопрос, касающийся деятельности СМИ («Какое в целом влияние - положительное или отрицательное - оказывают телевидение, радио, пресса на настроения людей?»), более половины опрошенных выбрали отрицательный ответ, только 28% - положительный.

Одним из главных упреков со стороны населения к СМИ является проблема уровня объективности информации, предоставляемой масс-медиа. Более половины (около 60%) населения обвиняет СМИ в необъективности и предвзятости передаваемой информации, тогда как треть населения, наоборот, склонна по большей части верить в надежность масс - медиа как источника информации. [32]

Свыше половины опрошенных уверены, что «россияне не получают объективную, правдивую информацию» из СМИ «о политической жизни страны» (так считают 57% опрошенных), «об экономике России» (63%), «о настроениях людей, общественном мнении по разным вопросам» (51%). И только не более 35% респондентов полагают, что СМИ вполне объективны в отображении происходящих в стране событий.

Естественно, что наиболее значимым фактором подобного раскола в общественном мнении вновь становятся политические взгляды опрашиваемых. Оппозиционно настроенные респонденты гораздо более критично оценивают объективность информации, транслируемой средствами массовой коммуникации. Сторонники либеральных взглядов придерживаются гораздо более умеренных позиций.

По данным Фонда «Общественное мнение», 38% респондентов полагают, что «информационные, общественно-политические передачи чаще всего объективно показывают действительность», еще около 30% считают, что эти передачи «приукрашивают» реальное положение дел, а примерно 5% уверены, что они «очерняют» факты [5].

Другой принципиальной причиной, вызывающей недоверие к СМИ, является их ангажированность в глазах общественного мнения. Признавая в большинстве своем необходимость соблюдения принципа свободы и независимости СМИ (80% респондентов), россияне разделились в оценках нынешнего состояния свободы прессы в зависимости от своих политических пристрастий. Сторонники нынешней власти и демократических реформ считают, что сегодняшние масс-медиа стали более независимыми. А их политические противники, наоборот, полагают, что нынешние российские СМИ вряд ли можно назвать свободными. Около 30% россиян, по их словам, очень часто ощущают влияние владельцев СМИ на публикации и передачи (эта категория в основном представлена людьми с высшим образованием и жителями центральных городов). Примерно до 20% населения ощущают такое влияние редко либо вообще не замечают его [30]. В то же время, как показывают опросы, большинство населения имеет весьма смутное представление о том, кто на самом деле является собственником различных средств массовой информации.

Еще одна причина двойственного отношения к СМИ со стороны населения заключается в том, что в России традиционно, еще с советских времен, средства массовой информации рассматривались не только и не столько как источник новостей, как это имеет место на Западе, но и как один из каналов обратной связи между обществом и властью, как инструмент решения важных общественных, а иногда и личных проблем. Практически в каждом печатном органе, на радио и телевидении существовали специальные отделы, которые были обязаны реагировать на письма граждан и доводить в обобщенном виде мнения и настроения людей до сведения властей. Во времена перестройки и широкой общественной дискуссии по актуальным общественно-политическим вопросам диалог между населением и властью посредством СМИ значительно расширился. Сегодня же наблюдается совершенно противоположная картина - этот диалог практически свергнут. Масс-медиа, таким образом, теряют важнейшую функцию - обратной связи. Если еще в 1993 г. около 20% респондентов по старой привычке возлагали надежды на СМИ в решении как общественных, так и личных проблем, то в конце 1998 г. лишь около 4% считали обращение в СМИ эффективным способом отстаивания своих интересов.

Интересно, что даже сами россияне говорят о весьма ограниченном потенциале воздействия СМИ в этом направлении. Абсолютное большинство респондентов признают, что СМИ - мощнейший инструмент воздействия на массовое сознание и поведение людей. В то же время население весьма скептически оценивает возможности влияния СМИ на политические решения государственного уровня. Так, 88% респондентов согласились, что «информационные, общественно - политические передачи центрального телевидения» влияют на «настроение и поведение людей». Но только 22% говорят о таком же воздействии телевидения на «действия руководства страны», тогда как 63% опрошенных этого влияния не замечают [7]. Характерно, что в данном случае распределение ответов практически не зависит от политических предпочтений опрашиваемых.


Глава 2. Современные тенденции развития российских СМИ

2.1. Общая характеристика российских СМИ

В российской прессе, в ее типологии, наряду с некоторым увеличением числа качественных изданий наблюдается процесс бульваризации, «пожелтения» многих газет.

Типологическая палитра средств массовой информации России очень сильно изменилась за последнее десятилетие. Это объясняется влиянием двух основных факторов: во-первых, переменами в социальной структуре российского общества, во-вторых, новыми технологическими моментами, требующими изменений в типологии СМИ не только в России, но и во всем мире. Это сложный процесс, и Россия, которая в советскую эпоху почти полностью находилась вне общего потока развития СМИ, сегодня оказывается включенной в этот поток.

На смену партийной прессе пришли коммерческие издания, принадлежащие различного рода холдингам, банкам, корпорациям, а это в свою очередь привело к появлению новых типов и видов изданий. Появилось новое деление прессы: пресса элитарная, прежде всего финансово-экономическая, и пресса массовая, которая перешла по существу в категорию бульварной. [12] Эти изменения не во всем соответствуют тем переменам, которые произошли и в мировой печати. В большинстве стран уменьшается влияние массовой, бульварной прессы, больше становится качественных газет, рассчитанных на более образованные круги населения. Это связано с несколькими причинами и, прежде всего с изменением социального статуса многих групп в обществе, с возрастанием роли так называемых белых воротничков, которые предпочитают серьезную во всех отношениях прессу. В то же время сама качественная пресса также меняется, расширяя круг своих интересов и охватываемых проблем: наряду с традиционными разделами, посвященными искусству, печатаются материалы о возможности приобретения произведений искусства, которые могли бы представлять интерес для богатых читателей, появляются многочисленные публикации о спорте, музыке, телевидении и кино. То есть происходит некое упрощение элитарных газет.

Еще в большей степени это проявляется в журнальном деле, где увеличивается число специализированных изданий. По тиражам они мало уступают развлекательной продукции или специализированным, например медицинским, популярным изданиям. Современные информационные еженедельники существенно уступают им по тиражу, хотя их можно отнести к изданиям, непосредственно связанным с участием в политическом процессе. Круг реально участвующих в политике лиц в России пока слишком мал, чтобы создать почву для действительно массовых информационных еженедельников.

Глобализация также во многом меняет философию радиовещания. Одна из главных тенденций сегодня - бурный рост местного радио благодаря удешевлению распространения сигнала и быстроте его передачи через Интернет или спутники связи. Типология радио также существенно изменилась. [29] Резко сокращается доля национальных радиовещательных компаний и увеличивается число местных станций, работающих в диапазоне FM в таких городах, как Нью-Йорк или Москва. В России пока наблюдается существенная регионализация радио и его переход на местное вещание. Местные российские станции уже обозначили свое присутствие на российском радио-рынке и сейчас пытаются создать свои сети, даже общероссийские. Так действует в Москве радиостанция «Эхо Москвы», которая так же, как и некоторые другие московские компании, распространяет свой сигнал через Интернет по России и за ее пределами.

Существенные изменения происходят и в типологии телевидения, хотя они в большей степени затронули мировое телевидение, чем российское. Прежде всего, надо отметить разделение труда между эфирным ТВ и кабельным. В России кабельное телевидение сосредоточено на сугубо местной аудитории. В Москве оно действует на уровне районного или даже квартального вещания и включает два элемента - районные или квартальные местные новости, к которым иногда подверстывают и городские, и видеофильмы. Этот канал активно эксплуатируют местные власти - префектуры и управы, а также представители малого бизнеса. [35]

В отличие от прессы, утратившей общероссийскую аудиторию, вещающие из Москвы каналы телевидения сохраняют доступ практически ко всем регионам России и остаются в этом смысле главным стержнем общероссийского информационного пространства. Таким образом, телевидение в России представлено эфирным федеральным вещанием и региональными и местными эфирными каналами, а также локальными кабельными программами. В большинстве случаев общенациональный экран, который рассчитан на национальную аудиторию и постоянное освещение развивающихся в течение дня событий, привлекает большие аудитории и в регионах, но удаленность московского телевидения от местных проблем позволяет успешно развиваться региональным телекомпаниям.

В России нет общественно-правового телевидения, хотя имеется канал, который называется общественным российским телевидением (ОРТ), но он на 51% принадлежит государству, на 49% - частному капиталу. Таким образом, типологически это своего рода государственно-частный канал. [13]

На территории России практически действует одна система спутниковых каналов с самостоятельными программами - НТВ+, но и она, развиваясь весьма с переменным успехом, в основном распространяет зарубежные передачи и, не создавая своих особых программ для российской аудитории, ретранслирует национальные эфирные программы.


2.2. Необходимость перехода СМИ России к интерактивному вещанию

Если говорить о векторах развития российских СМИ, то наиболее здоровый путь совершенствования средств массовой информации - дальнейшая их деполитизация и формирование нового понимания роли СМИ как общественного института, который не может отражать взгляды и пристрастия только владельца и послушных ему журналистов.

В современных условиях целостность системы СМИ подвергается серьезным испытаниям. Происходят значительные разрывы в информационном пространстве, нарушаются информационные связи между членами общества, различными категориями населения, между обществом и личностью, государством и его гражданами, регионами и центром и т. п.

Всем известно, что наиболее желательным видом коммуникации является взаимный обмен информацией, а не односторонняя её передача. К сожалению, современные СМИ не обладают интерактивными возможностями, поэтому обмен информацией почти невозможен. [23] Для осуществления нормальной коммуникации необходима обратная связь, т.е. поток информации, направленный от получателей информации к СМИ. СМИ стремятся к интерактивности путем проведения телефонных конкурсов, голосований, приглашения "людей с улицы" на передачи, беря интервью у прохожих и т.д. Для рекламы жизненно необходима взаимная коммуникация между СМИ и потребителями. Многочисленные рекламные и маркетинговые исследования осуществляют именно такую задачу.

Что касается грядущих тенденций - существует точка зрения, что экономика будущего будет опираться главным образом на информацию и что информация становится основным ресурсом, который будет играть доминирующую роль, оттеснив на второй план сырье и энергию. Японское правительство планирует выходить в XXI столетии на мировые рынки в основном с интеллектуальной продукцией, "ноу-хау", современными технологиями средств связи, научно-технической информацией. [34]

СМИ являются одним из важнейших институтов современного общества. Они выполняют многообразные функции, в том числе информирования населения о событиях, происходящих в стране и мире; образования и социализации; рекламы; развлечений; научного и культурного просветительства и т. д. Средства массовой информации оказывают влияние почти на все сферы и институты общества, включая политику, образование, религию и т. д. С помощью СМИ массовая культура в различных ее вариантах формируется, распространяется и сохраняется. [32] Очевидно, что они играют важную роль в формировании, функционировании и эволюции общественного сознания. Более того, восприятие и интерпретация важнейших явлений и событий, происходящих в стране и в мире в целом, осуществляются через и с помощью СМИ. Результаты многих социологических и социально-психологических исследований показывают, что постоянные сообщения СМИ об отклоняющихся от общепринятых в обществе норм явлениях и событиях, подаваемых чаще всего сенсационно, порождают у читателей, слушателей, зрителей беспокойство и страх перед нарушением обычного миропорядка, привычного течения жизни, страх за свое место в обществе, за свое будущее, за судьбу своих близких и т.п. Факты свидетельствуют о том, что у людей, слишком часто прибегающим к услугам СМИ, легче вырабатываются негативные установки относительно окружающего мира. Причем разные категории населения могут реагировать на негативные явления по-разному. [36]

Средства массовой информации не только субъект политической жизни, но одновременно и объект ее, поскольку сами являются частью современной действительности со всеми ее противоречиями, конфликтами, неурядицами и в той или иной форме воспроизводят их, испытывая на себе их сильнейшее воздействие.

Однако СМИ лишь один из инструментов, дополнительный фактор, способствующий изменениям в соответствии с задачами и потребностями общественно-исторической ситуации. [3]


Глава 3.Роль СМИ в формировании ценностных ориентаций российской молодёжи:социологический аспект.

Объект и предмет исследования

Объект: население г. Липецка обоего пола от 18-ти лет.

Предмет : медиапространство г. Липецка.

Цель и задачи исследования

Цель : изучить роль СМИ и степень их значимости для молодёжи.

Задачи :

1. Определить наиболее популярные источники распространения информации среди населения;

2. Выявить степень доверия к получаемой информации у молодёжи.

3. Выяснить заинтересованность молодёжи в участии в «обратной связи» со СМИ;

4. Выявить основные информационные приоритетымолодёжи.


Основные понятия:

Медиапространство, СМИ, СМК, масс-медиа, глобализация, «информационное общество».

Интерпретация и операционализация понятия: «Медиапространство»:

Медиапространство – определенная область распространения информации, созданная всем спектром носителей и источников информации; пространство, содержащее определенный объем информации, которая создается, хранится, передаётся и получается, посредством общественной коммуникации и через средства массовой информации; совокупность всей доступной информации для определенного общественного пространства; особая область территориального, географического, политического, этнического или административного пространства, в которой действуют определенные законы получения, трансляции и потребления информации.

Факторы, влияющие на медиапространство:

1) Государственная политика (государственный строй, вид государственной власти, тип правления).

- Положительно: свобода слова, печати, свобода обмена информации, мягкая политика цензуры, развитие СМИ;

- Отрицательно: ограничение обмена информации, жесткая цензура, закрытие различных учреждений СМИ, запрет на определённые виды информации;

2) Инфраструктура общественных организаций и учреждений (вследствие экономического состояния страны, общества, населения).

- Положительно: развитие и распространение СМИ при благоприятной экономической обстановке в стране;

- Отрицательно: существование только необходимых СМИ в ситуации экономического, политического, природного кризиса;

3) Глобализация (экономики, информации, политики).

- Положительно: увеличение объёма информации, её глобальность, общедоступность, быстрота передачи и получения;

- Отрицательно: уменьшение качества информации в целом, заострение внимания на определённых сферах жизни общества, излишняя детализация и различное толкование информации;

4) Информационные потребности общества (научные и популярные).

- Положительно: расширение спектра научной информации, её доступность; распространение популярной развлекательной и доступной информации для большинства социальных слоев общества;

- Отрицательно: «информационное загрязнение» общества, а так же самих СМИ, снижение качества информации.

5) Новые технологии (передачи, хранения и трансляции информации).

- Положительно: распространение и развитие различных СМИ, расширение медиапространства, обеспеченность информацией труднодоступных районов страны, повышение качества передачи и сроков хранения информации.

- Отрицательно: вторжение СМИ в личную жизнь индивида.

6) Мораль индивида и общества в целом (информационные предпочтения, степень доверия к получаемой информации, моральное состояние общества)

- Положительно: «отсеивание» ненужной информации, низкий рейтинг сомнительных СМИ;

- Отрицательные: «информационный мусор», поднятие различных фактов из жизни отдельного человека, общества и т.п. в СМИ, резкое снижение качества информации, распространенность популярных и развлекательных СМИ.


Гипотезы исследования:

1. Основным источником информации среди населения г. Липецка является телевидение;

2. Молодёжь использует СМИ как основной источник информации;

3. Население г. Липецка проявляет высокую степень недоверия к СМИ;

4. СМИ г. Липецка играют больше развлекательную, чем информационную роль.


План исследования

Вид работ Сроки выполнения
1 Сбор теоретического материала 5.01. 10. - 17.01. 10.
2 Разработка программы исследования 18.01. 10. - 24.01. 10.
3 Разработка методов сбора информации и инструментария 25.01. 10.- 28.02. 10.
4 Апробация инструментария (анкеты) 28.02. 10. - 4.03.10.
5 Составление и тиражирование новой анкеты 5.03. 10. - 6.03. 10.
6 Проведение анкетирования 6.03. 10. - 17.04. 10.
7 Ввод данных в компьютер 17.04. 10. - 21.04. 10.
8 Обработка данных 21.04.10. - 27.04. 10.
9 Подведение итогов и формулировка выводов 27.04.10. - 1.05.10.

Численность

(чел.)

Образование
Высшее Неоконченное высшее Среднее техническое Общее среднее полное Всего
Мужчины: 71 7 31 24 9 71
18-19 8 - 5 2 1 8
20-24 14 1 8 3 2 14
25-29 16 3 7 4 2 16
30 и > 33 3 11 15 4 33
Женщины: 79 16 25 27 11 79
18-19 6 - 2 1 3 6
20-24 16 2 7 3 4 16
25-29 18 5 6 5 2 18
30 и > 39 9 10 18 2 39
150 150

Квотная выборка

В данном исследовании использовалась квотная выборка. Генеральная совокупность представлена в Докладе о демографической ситуации в Липецкой области Комитета по делам женщин, семьи и демографии администрации Липецкой области. Выборочная совокупность составила 150 человек.


Методы сбора информации, характеристика инструментария

Анкетирование в соответствие с выборкой.

Для данного социологического исследования потребовалось:

- бланки анкет в количестве 150 штук, содержащие 25 вопросов по теме курсовой работы и 5 вопросов паспортички. Причём 23 вопросов анкеты - закрытые, 1 - открытый, 4 - полузакрытые и 2 матричных;


Результаты исследования

Проведённый социологический опрос среди населения г. Липецка, в котором приняли участие 150 человек, причём 53% женщин и 47% мужчин (Диаграмма № 26), показал, что наибольший приоритет среди видов СМИ жители Липецка отдают телевидению – 1,7 балла, на втором месте по популярности стоит радиовещание – 2,9 балла.

Третье место занимают печатные издания – 3 балла ровно. На четвёртом месте расположилась сеть Интернет – 3,4 балла. Меньше всего информацию респонденты предпочитают получать от знакомых, друзей и коллег по работе – 4 балла ровно. (Диаграмма № 1)

На вопрос, по какому критерию респонденты оценивали тот или иной вид СМИ – 40% опрошенных считают, что это должно быть интересно, 25% - современно, 21% - удобно, 11% - надёжно и 3% респондентов не задумывались по этому поводу. Это можно увидеть на Диаграмме № 2.

Информационные предпочтения респондентов выглядят следующим образом: 34% респондентов интересуются больше информацией развлекательного содержания, 28% интересуются общественно-популярной информацией, по 16% разделилось мнение опрошенных о предпочтении информации политического и культурного наполнения, а 6% респондентов интересуются экономической информацией. (Диаграмма № 3)

68% респондентов находятся в острой необходимости от свежей информации, в то время как 29% информация просто интересна, а остальные 3% не задумывались над этим. (Диаграмма №5)

По поводу влияния на формирование мнения у респондентов различных факторов, 73% опрошенных ответили, что на их мнение влияют только собственные убеждения. Респондентов, на мнение которых влияет мнение знакомых и друзей, оказалось 13%, в то время как, 8% опрошенных затруднились с ответом на этот вопрос. Только 6% респондентов ответили, что на их мнение влияет мнение СМИ. (Диаграмма № 6)

Однако же, на вопрос о степени влияния СМИ на мнение респондентов, ответы расположились следующим образом: 70% ответили, что СМИ влияют на их мнение средне, 11% - слабо, 9% - никак не влияет, 2% - сильно, и 8% затруднились с ответом. (Диаграмма № 7)

На вопрос о том, в чём помогают респондентам СМИ, для 34% опрошенных СМИ помогают развлечься или отдохнуть, 17% - обозреть весь мир, по 12% - усваивать культурные ценности и определиться в политических взглядах, 11% - ощутить себя членом общества, 10% СМИ помогают сформировать определённое мнение и 4% опрошенных затруднились с ответом. (Диаграмма № 8)

Диаграмма № 9 наглядно показывает телевизионные предпочтения опрошенных жителей. Самым популярным телеканалом среди населения оказался канал НТВ – 20% опрошенных. Далее идёт канал ТНТ – 19%, затем Первый канал – 16%, затем MTV – 14%, 12% респондентов отдали предпочтение каналу СТС. 8% смотрят телеканал Россия, 4% - Культура, 3% - программы местного телевидения и так же 3% другие каналы (кабельного или спутникового вещания). 1% опрошенных вообще не смотрят телевизор.

Выбирая тот или иной канал, респонденты руководствовались уровнем доверия получаемой информации. 44% опрошенных доверяют всем каналам одинаково, в то время как, 35% - только центральным. 14% не доверяют никаким каналам, а 7% респондентов доверяют информации, транслируемой только местными телеканалами. (Диаграмма № 10)

31% респондентов принимали участие в, так называемой, «обратной связи» со СМИ. В 33% случаях это было участие в SMS-голосовании, по 23% - письма в газеты и участие в интервью, 21% делали звонки на телепередачи. (Диаграммы №11, 12)

43% опрошенных считают, что СМИ необходимо отдать в государственные «руки», 30% убеждены, что СМИ должны владеть частные структуры, а 27% респондентов не имеют мнения по этому поводу. (Диаграмма №13)

Среди самых острых проблем современных СМИ 22% респондентов выделяют обилие сериалов, ток-шоу и низкокачественных зарубежных фильмов, 16% не нравятся сцены насилия и сексуального характера, 15% не нравятся реалити-шоу. 10% указывают на низкий моральный уровень информации, по 9% из числа опрошенных отметили низкий профессионализм работников сферы информационных технологий и однообразие художественных и документальных программ. Ещё среди проблем российских СМИ называют отсутствие цензуры (8%), и пропаганда различного рода аморального и девиантного поведения. (Диаграмма № 14)

45% опрошенных часто слушают радио, предпочитая радио Европа Плюс – 31% радиослушателей, Love Радио и Авторадио слушают по 20 %. (Диаграммы №15 и 16)

56% респондентов иногда читают прессу (Диаграммы №20, 21), причём 26% из них предпочитают общественно-политические издания, 24% - издания развлекательного характера и 18% читают специализированную литературу.

Интернетом у себя дома пользуются 29% опрошенных, на работе и в Интернет-кафе – по 23%. Причём 3% опрошенных не имеют общего представления о глобальной сети. (Диаграмма № 23)

24% пользователей Интернета ищут информацию увеселительного жанра, 21% выходят в сеть по долгу службы, а 17% респондентов ищут во Всемирной паутине научную и техническую информацию. (Диаграмма № 24)

На вопрос о том, каким образом СМИ влияют на русский язык, 69% опрошенных ответили, что отрицательно, причём 27% затруднились с ответом. (Диаграмма № 18)

Вообще, о влиянии СМИ на культуру в целом 46% респондентов уверены, что СМИ делают примитивную массовую культуру, 34% отметили, что СМИ разрушают культурные устои, причём никто не отметил вариант, что СМИ прививают культурные ценности. (Диаграмма № 19)

Итак, оценивая значимость основных СМИ по пятибалльной шкале источники информации, обобщённые под категорией «Другие» получили 4,2 балла. В основном это – книги, театры, выставки, музеи, шоу и представления, наружная реклама.

Результаты социологического исследования показали следующие тенденции и предпочтения среди населения г. Липецка: так большинство респондентов – 69% поставили телевидение на первое место по распределению информационных приоритетов. Таким образом, подтвердилась гипотеза №1 о том, что самый популярный источник информации среди населения Липецка является телевидение.

Что касается уровня доверия информации у населения, то он остается достаточно высокий: только 14% респондентов не доверяют телевизионным каналам, 9% опрошенных относятся с сомнением к информации из печатных СМИ. Так же 9% населения полагают, что одна из самых главных проблем СМИ – неактуальность предоставляемой информации. Таким образом, была опровергнута гипотеза №3 о высоком недоверии транслируемой СМИ информации среди населения.

Так же, статистические данные опровергли гипотезу №2 о высокой заинтересованности населения г. Липецка в «обратной связи» со средствами массовой информации. Только 31% опрошенных (большинство из которых женщины – 28%) участвовали в различных видах обратной связи со СМИ. В 33% случаев это выражалось в SMS-голосовании. 13% респондентов не участвовали в «обратной связи», однако проявили заинтересованность в том, чтобы быть услышанными.

Частично подтвердилась гипотеза №4 о том, что СМИ г. Липецка играют больше развлекательную, чем информационную роль. Эта гипотеза справедлива для радиоканалов, т.к. 73% опрошенных в радио интересует только музыка. Слушают радио для получения последних новостей и прогнозов погоды 9% респондентов. Так же, данная гипотеза во многом справедлива для тех пользователей сети Интернет, которые имеют подключение у себя дома, среди которых 24% ищут в сети только информацию развлекательного содержания или общаются с людьми – 14%.

Заключение

После анализа результатов социологического исследования можно выделить некоторые характерные особенности медиапространства России. Как видно из исследования, остается на высоком уровне значение для населения традиционных видов СМИ, таких как газеты, радио, телевидение. Наряду с этими СМИ развиваются и функционируют электронные виды СМИ: сеть Интернет, мобильная связь, цифровое (спутниковое и кабельное) телевещание.

Для России в данный период характерен медленный переход на электронные виды СМИ, а так же к интерактивному общению с потребителями информации. Одними из причин этого являются неразвитая инфраструктура СМК, несовершенные законы в области информационных технологий, низкий уровень благосостояния и культурного ожидания граждан. В результате кризиса 1998 года, центральное телевидение потеряло значительную квоту доверия граждан, тем временем, остается высоким уровень доверия к получаемой информации из газет крупных печатных издательств.

Однако можно выделить тенденции к улучшению качества массовой культуры по причине возросших культурных запросов населения среднего класса. Итак, можно сделать вывод о том, что Россия находиться на начальных этапах становления интерактивного вещания информации, как залога экономической дееспособности страны в условиях XXI века – века информации. Становлению в России информационного общества препятствуют экономического благосостояние страны и низкой уровень поп-культуры, смысловое содержание которой направлено на массовую аудиторию и действующей по принципу «спрос рождает предложение». По нашему мнению, выход из сложившегося положения в государственном регулировании СМИ и СМК на всех общественных уровнях.

Результаты данного исследования могут быть использованы в сфере маркетинга и рекламы, представителями местных СМИ, а так же социологами для дальнейшей разработки данной проблемы.

Библиографический список

1. Абакумов, А.С. «Радио России» - вчера, сегодня, завтра [Текст]/ А.С. Абакумов // Техника кино и телевидения. – 2001. - №2. – с.36 – 38.

2. Авдонин, А.Н. Пираты конца ХХ века [Информационное пиратство] [Текст]/ А.Н. Авдонин // Труд. – 1998. - 27 февр. – с.3.

3. Бакулев, Г.П. Нормативные теории массовой коммуникации [Текст]/ Г.П. Бакулев // Социологическое исследование. – 2005. - №1. – с.105.

4. Вартанов, А.И. Круговая оборона: Эфир – общенародное достояние [Текст]/ А.И. Вартанов // Журналист. – 2004. - №5. – С.44 – 45.

5. Владимирова, М.И. Искусство повелевать: [О приемах и методах современного телевидения в манипулировании общественным мнением] [Текст]/ М.И. Владимирова. Журналист. – 2005. - №9. – с.48 – 50.

6. Гаранин, М.В. Системы и сети передачи информации [Текст]/ М.В. Гаранин. – М., Радио и связь. – 2001. – 336с.

7. Гринин, Л.Е. «Люди известности» - новый социальный слой? [Текст]/ Л.Е. Гринин // - Социологическое исследование. – 2004. - №12. – с.46 - 47.

8. Голядкин, Н.Н. Технология виртуальной реальности: состояние и тенденции развития [Текст]/ Н.Н. Голядкин. – М., 1996. – 197с.

9. Григоренко, Н.В. Куда идут региональные СМИ [Текст]/ Н.В. Григоренко // Журналист. – 2004. - №3. – с.8 – 9.

10. Дзялошинский И.М. Культура, журналистика, толерантность. Роль СМИ в достижении социальной толерантности и общественного согласия. [Текст]/ И.М. Дзялошинский – Екатеринбург. - 2002. – 250с.

11. Еляков, А.Д. Информационный тип социального неравенства [Текст]/ А.Д. Еляков // – Социологическое исследование. – 2004. - №8. – с.15 – 19.

12. Еляков, А.Д. Современная информационная революция [Текст]/ А.Д. Еляков // – Социологическое исследование. – 2003. - №10. - с.46 – 48.

13. Журналистика и война. Освещение российскими СМИ военных действий в Чечне. [Текст]/ - М., - 1995. – 118с.

14. Ибраева, Г.Ж. Экспертная оценка медиапространства [Текст]/ Г.Ж. Ибраева // - Социологическое исследование. – 2004. - №6. – с. 110 – 112.

15. Катунин, Г.П. Телекоммуникационные системы и сети [Текст]/ Г.П. Катунин. - М., - 2004. – 672с.

16. Кинцис, Ю.О. Международная научная техническая конференция «Телевидение и телекоммуникации в России» [Текст]/ Ю.О. Кинцис // Техника кино и телевидения. – 2002. - №4. – с. 71 – 73.

17. Коломиец, В.П. Реклама в социологическом видении [Текст]/ В.П. Коломиец // Вестник Московского университета. Сер.18 Социология и политология. – 2001. - №1. – с.165 – 170.

18. Копылов, П.М. Сети телевизионного вещания [Текст]/ П.М. Копылов. – М., - 1990. – 232с.

19. Кривошеев, М.И. Интерактивное телевидение [Текст]/ М.И. Кривошеев. - М., - 2000. – 341с.

20. Климов, И.А. Телевидение: модальности существования [Текст]/ И.А. Климов. – Социологическое исследование. – 2005. - №10. – с.23 – 25.

21. Макаров, В.П. Формирование глобального информационного пространства [Текст]/ В.П. Макаров // Вестник Московского университета. Сер.18 Социология и политология. – 2005. - №3 – с.3 – 18.

22. Малаев, Н.С. Спутниковое телевизионное вещание [Текст]/ Н.С. Малаев. – М., Радио и связь. – 1995. – 108с.

23. Макимов, С.Е. Российское вещание: техническая политика и ближайшие перспективы [Текст]/ С.Е. Максимов // Техника кино и телевидения. – 2002. - №4. – с.39 – 41.

24. Мазаев, Ю.Н. Роль СМИ в формировании общественного мнения о милиции [Текст]/ Ю.Н. Мазаев // - Социологическое исследование. – 2004. - №2. – с.131

25. Марков, Ф.И. Истоки и парадигмы исследований социальной коммуникации [Текст]/ Ф.И. Марков. - Социологическое исследование, 2001, №8.

26. Науменко, Т.В. Социология массовых коммуникаций в структуре социологического знания [Текст]/ Т.В. Науменко // Социологическое исследование. – 2003. - №10. – с.39 – 42.

27. Нейман, В.И. Структуры систем распределения информации [Текст]/ В.И. Нейман. – М., - 1993. – 217с.

28. Науменко, Т.В. Общественное мнение и массовая коммуникация [Текст]/ Т.В. Науменко // Вестник Московского Университета. Сер.12 Политические науки. – 2003. - №5. – С. 63 - 64.

29. Панарин, И.Н. Информационная война и Третий Рим [Текст]/ И.Н. Панарин. – М., 2003. – 261с.

30. Попцов, О.А. Говорит и показывает Россия: [О работе российской телерадиокомпании] [Текст]/ О.А. Попцов // Столица. – 1991. - №16. – с.1 – 4.

31. Райман, Л.Д. Информационное общество и роль телекоммуникаций в его становлении [Текст]/ Л.Д. Райман // Вопросы философии. – 2001. - №3. – с.3 – 9.

32. Роль прессы в формировании в России гражданского общества. [Текст]/ - Москва, - 2000.

33. Руденко, А.В. Состояние телевещания в регионах. Основные проблемы развития рынка телевизионной рекламы и его влияния на телевещание [Текст]/ А.В. Руденко // Техника кино и телевидения. – 1999. - №6. – с.41 – 42.

34. Севастьянов, В.А. Электронные СМИ, психоэкология и выживание [Текст]/ В.А. Севастьянов // Техника кино и телевидения. – 2001. - №4. – с.8 – 13.

35. Скородумова, О.Б. Хакеры как феномен информационного пространства [Текст]/ О.Б. Скородумова // - Социологическое исследование. – 2004. - №2. – с.83 – 85.

36. Тавокин, Е.П. СМИ как фактор информации по обеспечению реформ [Текст]/ Е.П. Тавокин // - Социологическое исследование. – 2005. - №10. – с.51.

37. Уразова, С.Л. О медиа-бизнесе и его составляющей [Текст]/ С.Л. Уразова // Техника кино и телевидения. – 2002. - №4. – с.47 – 51.

38. Федотова, Л.М. Социология массовой коммуникации [Текст]/ Л.М. Федотова. – СПб., - 2003. – 400с.

39. Федотова, Л.М. Социология рекламы [Текст]/ Л.М. Федотова. – М., 1999. – 214с.

40. Федотова, Л.М. Социология рекламной деятельности [Текст]/ Л.М. Федотова. – М., - 2002. – 319с.

41. Черныш, М.Ф. Новая социальная группа – «информационные» работники [Текст]/ М.Ф. Черныш // - Социологическое исследование. – 2002. - №11. – с.44 – 45.

42. Шарков, Ф.И., Баранова, В.И. Аудитория и мониторинг СМИ [Текст]/ Ф.И. Шарков, В.И. Баранова // - Социологическое исследование. – 2005. - №10. – с.13 – 18.

43. Шенкер, О.С. Перспективы телекоммуникационной отрасли [Текст]/ О.С. Шенкер // РЦБ. – 2004. - №4. – с.25 – 26.

44. Юдина, Е.Н. Медиапространство и символическое пространство [Текст]/ Е.Н. Юдина // Философские науки. – 2004. - №9. – с.17 – 18.


Приложения

Приложение 1.

Анкета социологического исследования

Вопросы:

1. Оцените данные виды СМИ, расположив цифры от 1 до 5-ти в соответствии с Вашими предпочтениями, начиная с самого популярного:

1.1 Телевидение
1.2 Радио
1.3 Печатные издания
1.4 Интернет
1.5 Друзья, семья, коллеги

2. Какой критерий оценки наиболее важен для Вас?

2.1 Удобно

2.2 Надёжно

2.3 Интересно

2.4 Современно

2.5 Не задумываюсь

3. Какой именно информацией Вы интересуетесь?

(Не более 2-х вариантов)

3.1 Политической

3.2 Экономической

3.3 Культурной

3.4 Общественно-популярной

3.5 Развлекательной

4. Могли бы Вы обойтись без этой информации?

4.1 Да

4.2 Нет

4.3 Не знаю

5. Насколько значима для Вас данная информация?

5.1 Необходима

5.2 Интересна

5.3 Не задумываюсь

6. Что влияет на формирование Вашего мнения?

6.1 Мнение СМИ

6.2 Мнение знакомых

6.3 Собственные убеждения

6.4 Не знаю

7. В какой степени СМИ влияют на формирование Вашего мнения?

7.1 Сильно

7.2 Средне

7.3 Слабо

7.4 Никак не влияет

7.5 Не знаю

8. СМИ помогают Вам:

(Не более 2-х вариантов)

8.1 Обозреть весь мир

8.2 Ощутить себя членом общества

8.3 Сформировать определённое мнение

8.4 Усваивать культурные ценности

8.5 Определять политические взгляды

8.6 Развлечься, отдохнуть

8.7 Затрудняюсь ответить

9. Если Вы смотрите телевизор, то какие телеканалы Вы выбираете чаще всего?

(Укажите не более 3-х вариантов)

9.1 Первый

9.2 Россия

9.3 НТВ

9.4 СТС

9.5 ТНТ

9.6 Культура

9.7 MTV

9.8 Местного телевидения

9.9 Другой______________

9.10 Не смотрю телевизор

(Если Вы выбрали последний вариант, то переходите к вопросу №11)

10. Каким телеканалам Вы доверяете больше остальных?

10.1 Центральным (федеральным)

10.2 Местного телевидения

10.3 Всем одинаково

10.4 Никаким не доверяю

11. Участвовали ли Вы в «обратной связи» с различными источниками СМИ?

11.1 Да

11.2 Нет, но хотелось бы быть услышанным

11.3 Нет

(Если Ваш ответ «Нет», то переходите к вопросу №14)

12. В какой форме выражалась Ваша обратная связь со СМИ?

(Выберите все возможные варианты)

12.1 Письма в редакцию

12.2 Звонки на телепередачи

12.3 Участие в SMS-голосовании

12.4 Участие в опросах, интервью

13. Что Вы думаете по поводу того, кому должны принадлежать СМИ?

13.1 Уверен(а), что СМИ надо отдать в государственные «руки»

13.2 Убеждён(а), что СМИ должны управлять частные структуры

13.3 Не знаю

14. Каковы, на Ваш взгляд, наиболее острые проблемы современных российских СМИ?

14.1 ____________________________

14.2 ____________________________

14.3 ____________________________

15. Слушаете ли Вы радио?

15.1 Да, постоянно

15.2 Время от времени

15.3 Нет, не слушаю

(Если Ваш ответ «Нет», то переходите к вопросу №21)

16. Какой радиоканал Вы слушаете чаще других?

16.1 Радио 7

16.2 Европа Плюс

16.3 Авторадио

16.4 Русское Радио

16.5 Love Радио

16.6 Другой________________

17. На что Вы больше обращаете внимание, когда слушаете радио?

17.1 Новости, погода

17.2 Музыка

17.3 Разговоры на разные темы

17.4 Реклама

17.5 Развлекательные программы

17.6 Не задумываюсь

18. Как, на Ваш взгляд, СМИ влияют на состояние русского языка?

18.1 Положительно

18.2 Отрицательно

18.3 Затрудняюсь ответить

19. Как, по-вашему, СМИ влияют на культурную жизнь страны?

(Выберите 1 вариант ответа)

19.1 Прививают культурные ценности и нормы

19.2 Несут культуру в массы

19.3 Делают примитивную массовую культуру

19.4 Разрушают культурные устои

19.5 Не знаю

20. Читаете ли Вы различную прессу?

20.1 Да, каждый день

20.2 Иногда

20.3 Нет, не читаю

(Если Ваш ответ «Нет», то переходите к вопросу №24)

21. Газеты / журналы какой тематики Вы предпочитаете?

(Не более 2-х вариантов)

21.1 Общественно-политические

21.2 Научно-познавательные

21.3 Развлекательные

21.4 Научно-технические

21.5 Специализированные

21.6 Другое__________________

22. Как Вы относитесь к той информации, которую получаете из печатных СМИ?

22.1 Доверяю полностью

22.2 Доверяю только крупным издательствам

22.3 Доверяю только местным газетам

22.4 Стараюсь прислушиваться

24.5 Отношусь с сомнением

24.6 Не доверяю вообще

23. Пользуетесь ли Вы сетью Интернет?

23.1 Да, дома

23.2 Да, на работе

23.3 Да, в Интернет-кафе

23.4 Да, но редко

23.5 Нет

23.6 Не знаю, что это такое

(Если Ваш ответ «Нет» или «Не знаю...», то переходите к вопросу №25)

24. Какую информацию Вы ищете в Интернете?

(Не более 3-х вариантов)

24.1 Новости, курсы валют

24.2 О различных товарах, ценах, услугах

24.3 По роду занятия, по работе

24.4 Развлекательного содержания (анекдоты, музыка, игры)

24.5 Пользуюсь электронной почтой

24.6 Научную, техническую литературу

24.7 Общаюсь с людьми

24.8 Другое_______________________

25. Оцените по пятибалльной шкале степень значимости для Вас информации из следующих видов СМИ:

(«1» - самый низкий, «5» - самый высокий балл)

25.1 Телевидение 1 2 3 4 5
25.2 Радио 1 2 3 4 5
25.3 Газеты 1 2 3 4 5
25.4 Журналы 1 2 3 4 5
25.5 Интернет 1 2 3 4 5
25.6 Другое _____________________ 1 2 3 4 5

Несколько вопросов о Вас:

26. Укажите Ваш пол:

26.1 М 26.2 Ж

27. Ваш возраст:

27.1 18 – 19

27.2 20 – 24

27.3 25 – 34

27.4 35 – 44

27.5 45 – 54

27.6 50 и старше

28. Ваше образование:

28.1 Общее среднее

28.2 Среднее специальное

28.3 Незаконченное высшее

28.4 Высшее

29. Оцените Вашу семью по доходам:

29.1 Бедная

29.2 Ниже среднего

29.3 Средняя

29.4 Выше среднего

29.5 Богатая

30. Вы работаете?

30.1 Да

30.2 Нет, учусь

30.3 Учусь и работаю

30.4 Нет, на пенсии

30.5 На пенсии и работаю

30.6 Не работаю

Диаграммы

Диаграмма №31. Информационные предпочтения респондентов из разных возрастных групп .

Диаграмма №32. Процентное соотношение мужчин и женщин, участвующих и не участвующих в «обратной связи» со СМИ.

Диаграмма №33. Количество читателей печатных изданий среди респондентов определённых возрастных категорий.

Диаграмма №34. Информационные предпочтения респондентов в соответствии с их уровнем образования .

Диаграмма №35. Читательские предпочтения среди респондентов с различным уровнем образования.

Диаграмма №36 . Радио-предпочтения населения г. Липецка в соответствии с их уровнем образования.

Диаграмма №7 . Пользователи сети Интернет с различным уровнем образования.

Диаграмма №38 . Выбор телеканалов людьми с разным уровнем образования.

Диаграмма №39. Участие респондентов в «обратной связи» со СМИ в соответствии с их уровнем образования.

Диаграмма №40. Мнение мужчин и женщин по вопросу о культурной функции СМИ.

1-прививают культурные ценности и нормы

2-несут культуру в массы

3-делают примитивную массовую культуру

4-разрушают культурные устои

5-не знаю