Главная              Рефераты - Маркетинг

Управление качеством 26 - реферат

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………….......3

1. Влияние качества на прибыль……………………………………………….5

2. Классификация затрат на качество………………………………………….9

2.1. Метод калькуляции затрат на качество………………………………10

2.2. Метод калькуляции затрат, связанных с процессами……………….11

2.3. Метод определения потерь вследствие низкого качества………….12

3. Экономическая эффективность улучшения качества…………………….14

Заключение……………………………………………………………………….17

Литература……………………………………………………………………….18

ВВЕДЕНИЕ

Экономические категории качества проявляются через прибыль производителя от продажи качественного изделия и через затраты производителя на обеспечение ожидаемого потребителем качества. Помимо затрат на проектирование и изготовление изделия, включают затраты на сервисное обслуживание потребителя и поддержание заданного уровня качества в течение гарантийного срока службы. Все перечисленные затраты составляют суммарные затраты поставщика. Разница между продажной ценой и его стоимостью равна доходу от продажи одного изделия.

Следует отметить, что объем продаж является мощным фактором, влияющим на доход. Но в то же время объем продаж зависит от конкурентоспособности качества и себестоимости изделия.

Традиционно затраты на качество определялись суммированием затрат производителя и потребителя. Такая точка зрения на стоимость качества при определении оптимума затрат на качество не отражает новых реальностей и не позволяет видеть преимущества для производителя, например, повышение прибыли за счет повышения ценности продукта для потребителя или повышения затрат на предупреждение брака за счет снижения затрат на контроль и инспекцию.

Развитие техники и технологии за последние два десятилетия ХХ века позволило создать производства, которые обеспечивают минимальный разброс параметров изделия за счет внедрения новых методов проектирования изделия, подготовки производства, новых технологий и управления качеством.

В этом случае затраты производителя, связанные с предотвращением дефектов, становятся конечной величиной при 100%-ом соответствии изделия техническим требованиям, так как появились возможности изготавливать продукцию без дефектов. Улучшение качества обычно означает увеличение продаж, а следовательно, более высокие доходы производителя, что фактически сдвигает кривую общих затрат на качество вправо, и стоимость качества становится минимальной. Вместо затрат времени на поиск оптимальной точки целесообразно эффективно затратить время на анализ деятельности предприятия для выявления своих резервов по производству товаров, отвечающих запросам потребителя.

По данным исследователей, около 80% всех дефектов, которые выявляются в процессе производства и использования изделий, обусловлены недостаточным качеством процессов разработки концепции изделия, конструирования и подготовки его производства. Около 60% всех сбоев, которые возникают во время гарантийного срока изделия, имеют свою причину в ошибочной, поспешной и несовершенной разработке. По данным исследовательского отдела фирмы Дженерал Моторс, США, при разработке и производстве изделия действует правило десятикратных затрат — если на одной из стадий круга качества изделия допущена ошибка, которая выявлена на следующей стадии, то для ее исправления потребуется затратить в 10 раз больше средств, чем если бы она была обнаружена вовремя. Если она была обнаружена через одну стадию — то уже в 100 раз больше и т.д.

ИСО серии 9000, TQM, ЛСУК позволяют на ранней стадии жизненного цикла продукта создавать изделие с высоким уровнем качества.

Производителю товаров (услуг) необходимо знание затрат, чтобы иметь сведения для принятия оптимального решения.

1. Влияние качества на прибыль.

Рассмотрим влияние качества на прибыль изготовителя продукции. Например, в Рекомендациях по применению ГОСТ 40.9001-88 (ИСО 9001-87) это иллюстрируется схемой (рис. 1.), где в себестоимость включены затраты изготовителя на эксплуатацию продукции в гарантийный период и амортизационные отчисления перечислены в остаточную прибыль. При этом рассматриваются два случая:

1) улучшение качества продукции ведет к увеличению дохода (выручки) и прибыли при неизменной себестоимости за счет расширения сбыта и увеличения объема продаж;

2) увеличение прибыли возможно за счет снижения себестоимости при неизменном доходе.

Зависимость роста объема продаж и дохода от улучшения качества продукции можно более подробно рассмотреть, например, на пространственной схеме (рис. 2.), где Q— объем продаж, Ц — продажная цена и КП — качество продукции. Для наглядности координата качества продукции повернута на 180° по сравнению с обычным построением трехмерных координат. Значения цифры 1 соответствуют исходной продукции, характеризуемой на соответствующих осях координат определенными значениями качества, цены и объема продаж.

Рис. 1. Распределение дохода изготовителя продукции.

Рис. 2. Зависимость роста объема продаж и дохода от улучшения качества продукции.

При улучшении качества продукции мы получим значения качества, цены и объема продаж, обозначенные цифрами 2. Обычно совершенствование качества вызывает увеличение затрат, цены и снижение объема продаж (при этом используется линия спроса, соответствующая более высокому качеству).

Цифры 2¢ соответствуют случаю, когда при совершенствовании качества удалось удержать продажную цену на прежнем уровне (например, за счет снижения себестоимости). В этом случае мы видим заметное увеличение объема продаж по сравнению с предыдущим примером.

Наконец, если вести постоянную борьбу за снижение цены продукции при совершенствовании ее качества (кривая Б в координатах Ц-КП), то получим другой вариант значения качества, цены и объема продаж, обозначенный цифрами 2¢¢ и приводящий к значительному увеличению объема продаж. Последний случай известен в терминологии о качестве как всеобщее управление качеством — подход организации к руководству, нацеленный на качество, основанный на участии всех ее членов и направленный на достижение долгосрочного успеха путем удовлетворения требований потребителя и выгоды для организации и общества.

Международный стандарт ИСО 8402 «Управление качеством и обеспечение качества — Словарь» в версии 1994 года подчеркивает, что все упоминаемые понятия качества имеют экономическое значение. Это значит, что управление качеством имеет целью достижение экономического эффекта (прибыли); при административном управлении качеством акцент должен делаться на экономические факторы.

Успешная деятельность организации обеспечивается выпуском продукции, которая:

а) отвечает четко определенным потребностям, области применения или назначению;

б) удовлетворяет требованиям потребителей;

в) соответствует применяемым стандартам и техническим условиям;

г) отвечает требованиям общества;

д) учитывает требования охраны окружающей среды;

е) предлагается потребителю по конкурентоспособным ценам;

ж) является экономически выгодной (т.е. приносит прибыль).

Международный стандарт ИСО 9004-1 в версии 1994 года утверждает, что эти требования к продукции могут быть обеспечены через проектирование эффективной системы качества в организации.

Как для организации, так и для потребителя важное значение имеет решение проблем, связанных с выгодами, затратами и рисками при насыщении рынка большинством видов продукции.

Рекомендуется:

а) в вопросах, связанных с достижением экономического эффекта (прибыли):

· в отношении потребителя — уделять внимание сокращению затрат, улучшению функциональной пригодности товаров, а значит, более полному удовлетворению потребностей и росту доверия;

· в отношении организации — уделять внимание повышению рентабельности и увеличению контролируемой доли рынка;

б) в вопросах, связанных с затратами:

· в отношении потребителя — уделять внимание затратам на обеспечение стоимости приобретения, безопасности, эксплуатационных затрат, его затрат на техническое обслуживание, издержек вследствие простоя и ремонтных расходов, а также вероятных затрат на утилизацию;

· в отношении организации — уделять внимание издержкам вследствие неудовлетворительного сбыта продукции и конструктивных недостатков, включая неудовлетворительную продукцию, переделки, ремонт, замену, повторную обработку, уменьшение производства, гарантии и ремонт в условиях эксплуатации;

в) в вопросах, связанных с рисками:

· в отношении потребителя — уделять внимание таким рискам, которые связаны со здоровьем и безопасностью людей, неудовлетворенностью продукцией, эксплуатационной готовностью, рекламациями и потерей доверия;

· в отношении организации — уделять внимание рискам, связанным с дефектной продукцией, которые ведут к потере авторитета или репутации, потере рынка, претензиям, искам, юридической ответственности, растрачиванию человеческих и финансовых ресурсов.

2. Классификация затрат на качество.

Рыночные отношения требуют внедрения в практику международных правил ведения учета, анализа хозяйственной деятельности и отчетности. В принципе, эту информацию можно разделить на внешнюю (финансовую) и внутреннюю (управленческую) как по характеру ее сбора, так и по использованию.

Внутренний учет и анализ называют управленческим, различие между ним и внешней отчетностью постоянно углубляется. Во всяком случае, управленческий анализ субъективен, конфиденциален, но именно он несет нагрузку обеспечения принятия решений и им занимаются профессионалы высокого уровня; однако при этом страдают сопоставимость и возможность обобщения данных различных фирм. В Международных стандартах на системы качества отмечается: затраты, связанные с качеством, калькулируются (классифицируются) внутри организации согласно ее собственным критериям.

При этом к затратам, связанным с качеством, относят затраты, возникающие при обеспечении и гарантировании удовлетворительного качества, в том числе при совершенствовании качества, а также связанные с потерями, когда не достигнуто удовлетворительное качество; некоторые потери можно с трудом определить количественно, но они могут быть очень существенными (например, потеря престижа фирмы).

В Международных стандартах на системы качества отмечается (МС 9004-1: 1994 г.) важное значение оценки эффективности системы качества с финансовой (внешней) точки зрения. Эффективная система качества (СК) может оказывать чрезвычайно важное влияние на рентабельность организации, особенно за счет совершенствования хозяйственной деятельности, что приводит не только к снижению брака и затрат на изготовление продукции, но и к сокращению затрат, связанных с использованием и эксплуатацией продукции.

Международные стандарты дают для целей однообразия, сопоставимости и обобщения хозяйственной информации рекомендации только по некоторым методам калькуляции затрат на качество для внешней (финансовой) отчетности о деятельности изготовителя (производителя) в рамках системы качества.

2.1. Метод калькуляции затрат на качество.

Этот метод касается определения затрат на качество (ЗК), которые в целом подразделяются на затраты, являющиеся результатом внутренней хозяйственной деятельности (Ву) и внешних работ (Вш).

Составляющие затрат, связанных с внутренней хозяйственной деятельностью, анализируются на основе модели калькуляции затрат ПОД (профилактика (П), оценивание (О), дефекты (Д)).

Затраты на профилактику и оценивание считаются выгодными капиталовложениями, тогда как затраты на ликвидацию дефектов считаются убыточными.

К составляющим затрат относятся следующие:

а) профилактика: деятельность по предотвращению дефектов (например, обучение персонала, метрологическое обеспечение производства и др.);

б) оценивание: испытания, контроль и обследование для оценки выполнения требований к качеству;

в) внутренние затраты (Ву), являющиеся следствием дефектов, возникающих до поставки продукции вследствие того, что продукция не отвечает требованиям к качеству (например, повторное предоставление услуги, вторичная обработка, переделка, повторные испытания, брак).

г) внешние затраты (Вш), являющиеся следствием дефектов, — затраты, возникающие после поставки продукции, когда выясняется, что продукция не отвечает требованиям к качеству (например, техническое обслуживание и ремонт продукции; гарантии и возвраты, прямые затраты и скидки, связанные с изъятием продукции; издержки, связанные с юридической ответственностью за качество продукции).

Классификация затрат на качество по этому методу может быть проиллюстрирована рис. 3, из которого следует, что если каждая из составляющих затрат на качество равна 20 денежным единицам (П = О = Д = Вш = 20), то общие затраты изготовителя на качество составят 80 д. е. ; 40 д. е. из них считаются полезными, а 40 д. е. — убытками, и в их числе 20 д. е. — за гарантийный период уже после продажи товара. Затраты Ву (в системе ПОД) равны 60 д. е.

2.2. Метод калькуляции затрат, связанных с процессами.

Здесь используются понятия стоимости соответствия и несоответствия любого процесса, причем оба могут быть источником экономии средств. При этом:

а) стоимость соответствия — затраты, понесенные с целью удовлетворения всех сформулированных и подразумеваемых запросов потребителей при безотказности существующего процесса;

б) стоимость несоответствия — затраты, понесенные из-за нарушения существующего процесса.

Рис. 3. Схема классификации затрат на качество по методу ПОД.

2.3. Метод определения потерь вследствие

низкого качества.

При данном подходе основное внимание уделяется внутренним и внешним потерям вследствие низкого качества и определению материальных и нематериальных потерь. Типичным примером внешних нематериальных потерь является сокращение в будущем объема сбыта из-за неудовлетворенности потребителей. Типичные внутренние нематериальные потери являются результатом снижения производительности труда из-за переделок, неудовлетворительной эргономики, неиспользованных возможностей и т. п. Материальные потери представляют собой внутренние и внешние затраты, являющиеся следствием дефектов.

В приложении 1 дана сводка рекомендуемых методов калькуляции затрат на качество.

Приведём примеры исчисления затрат на качество.

1. Пример определения затрат на качество.

Организация представила в статуправление финансовый отчет, в котором затраты на качество изготовления и эксплуатации телевизоров калькулируются методом ПОД и равны

· затраты на метрологическое обеспечение производства

ПЗК = 200 тыс. руб.;

· затраты на испытания и сертификацию

ОЗК = 20 тыс. руб.;

· затраты на брак в производстве

ДЗК = 5 тыс. руб.;

· затраты от возврата продукции потребителями

ЗКВш =10 тыс. руб.

Определить сумму общих затрат на качество в этом примере и затраты на качество, являющиеся результатом внутрихозяйственной деятельности.

Решение следует из наглядной структуры составляющих затрат на качество из рис. 3:

ЗКВу = ПЗК + О3К + ДЗК = 225 тыс. руб. и

ЗКS = ЗКВу + ЗКВш = 235 тыс. руб.

2. Пример определения потерь при калькуляции затрат, связанных с процессами.

При выполнении заказанного потребителем процесса разбавления дистиллированной водой 3-х тонн этилового спирта концентрации от 96% до 56% была получена на выходе продукция с концентрацией спирта 58%. Процесс пришлось повторить до получения концентрации, заказанной потребителем.

При этом:

а) стоимость соответствия: 3000 л х 10 копеек/литр = 300 руб.

б) стоимость несоответствия: 500 руб. (в том числе 200руб. — за корректировку технологического процесса).

3. Пример применения метода определения потерь вследствие отступлений качества объекта от нормативных требований при производстве и эксплуатации объекта.

В процессе производства объекта произошло снижение производительности труда, в результате чего эргономические характеристики объекта снизились, а объем сбыта товара резко сократился.

Результаты количественного анализа потерь записаны в виде следующей матрицы стоимости потерь (руб.):

3. Экономическая эффективность

улучшения качества.

Экономическая эффективность принимается как характеристика способности системы производить экономический эффект (Э), равный разности между результатом экономической деятельности (Р) и затратами (З), произведенными для его получения (Зп ) и использования или эксплуатации (Зэ ).

Для единичного акта производства (изготовления), продажи (обмена) и потребления (эксплуатации) при условии, что приведение затрат к определенному периоду времени не требуется (или оно выполнено), и вводя в формулу экономического эффекта продажную цену продукции (Ц), имеем:

где

ЦП = (Ц + Зэ ) — цена потребления,

Эп и Ээ — экономические эффекты производства и эксплуатации продукции соответственно.

Существует экономический механизм зависимости экономической эффективности от улучшения качества, который выражается математически.

Например, представим себе процесс изготовления и эксплуатации некой продукции, который характеризуется значениями:

Зп = 100,

Зэ = 1200,

Ц = 300.

Примем Р = 1700; к примеру, это может быть цена, за которую потребитель продаст приобретенную продукцию другому лицу. Тогда выражение полученного ранее экономического эффекта можно в численном виде записать как:

Из данного примера, а также из зарубежной практики известно, что величина цены потребления в среднем в 3-4 раза (до 10 раз) превышает продажную цену.

При улучшении качества продукции изготовителем, как правило, увеличиваются его затраты (затраты на качество); это иллюстрировалось, в частности, рис. 2. Увеличение затрат ведет к увеличению продажной цены продукции. Чтобы продукция приобреталась потребителем по более высокой цене, нужно, чтобы ее совершенствование приводило к увеличению экономического эффекта потребителя.

За счет увеличения продажной цены изготовитель стремится не только компенсировать увеличение затрат на совершенствование продукции, но и повысить свой экономический эффект, используя его для развития (расширения) производства. При этом он заботится о повышении экономического эффекта потребителя прежде всего за счет сокращения затрат на эксплуатацию, исключив или снизив дефекты при использовании продукции.

Представим, что в результате такого подхода затраты потребителя Зп составили 200, продажная цена Ц = 600, а эксплуатационные затраты 3э = 700.

Тогда числовая запись выражения общего экономического эффекта будет выглядеть следующим образом:

То есть, если изготовитель желает увеличить прибыль за счет совершенствования качества выпускаемой им продукции, то он должен количественно и качественно учесть интерес потребителя — иметь продукцию с меньшей ценой потребления. В этом случае продукция изготовителя будет реализована, и он увеличит прибыль. Нетрудно увидеть, что при таком подходе выгоду получают оба участника процесса — изготовитель и потребитель, растет общий экономический эффект, происходит научно-технический прогресс за счет совершенствования качества продукции и развития производства.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Экономические категории качества проявляются через прибыль производителя от продажи качественного изделия и через затраты производителя на обеспечение ожидаемого потребителем качества.

Производителю товаров (услуг) необходимо знание затрат, чтобы иметь сведения для принятия оптимального решения.

К затратам, связанным с качеством, относят затраты, возникающие при обеспечении и гарантировании удовлетворительного качества, в том числе при совершенствовании качества, а также связанные с потерями, когда не достигнуто удовлетворительное качество.

Используются следующие методы калькуляции затрат на качество.

Метод калькуляции затрат на качество. Этот метод касается определения затрат на качество, которые в целом подразделяются на затраты, являющиеся результатом внутренней хозяйственной деятельности и внешних работ.

Метод калькуляции затрат, связанных с процессами. Здесь используются понятия стоимости соответствия и несоответствия любого процесса.

Метод определения потерь вследствие низкого качества. При данном подходе основное внимание уделяется внутренним и внешним потерям вследствие низкого качества и определению материальных и нематериальных потерь.

Существует экономический механизм зависимости экономической эффективности от улучшения качества, который выражается математически. Если изготовитель желает увеличить прибыль за счет совершенствования качества выпускаемой им продукции, то он должен количественно и качественно учесть интерес потребителя — иметь продукцию с меньшей ценой потребления. В этом случае продукция изготовителя будет реализована, и он увеличит прибыль. При таком подходе выгоду получают оба участника процесса — изготовитель и потребитель, растет общий экономический эффект.

ЛИТЕРАТУРА

1. ИСО 9004:1994. Общее руководство качеством и элементы системы качества.

2. Гиссин В.И. Кправление качеством. — М.: ИКЦ «МарТ», 2003.

3. Глудкин О.П. Всеобщее управление качеством. — М.: Горячая линия —Телеком, 2001.

4. Мишин В.М. Управление качеством. М., 2000.

5. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования. — М., 1994.

6. Методические рекомендации по комплексной оценке эффективности мероприятий, направленных на ускорение научно-технического прогресса. — М., 1988.

7. Окрепилов В.В. Всеобщее управление качеством. — М., 1996.