Главная              Рефераты - Маркетинг

Составляющие элементы концепции маркетинга Система управления маркетингом на предприятии - контрольная работа

Задание 1

Дать определение основным элементам концепции маркетинга: потребность, желание, спрос, товар, обмен, сделка. На основе полученного теоретического материала оценить целесообразность применения элементов маркетинга ОАО «ИКАР» ордена Почёта «Курганский завод трубопроводной арматуры».

Основные элементы концепции маркетинга:

1 Потребность - состояние неудовлетворенности, неосознанное влечение человека; ощущаемый человеком недостаток в чем-то необходимом; надобность, требующая удовлетворения. Потребность - это нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида. Она выражаются в объектах, способных удовлетворить нужду тем способом, который присущ культурному укладу данного общества.

По мере прогрессивного развития общества растут и потребности его членов. Люди сталкиваются со всё большим количеством объектов, пробуждающих их любопытство, интерес и желание. Производители со своей стороны предпринимают целенаправленные действия для стимулирования желания обладать товарами. Они пытаются сформировать связь между тем, что они выпускают, и нуждами людей. Товар пропагандируют как средство удовлетворения одной или ряда специфических нужд.

Понятие потребностей лежит в основе теорий мотивации Фрейда, Маслоу, Гецберга, в том числе определяющих поведение потребителей на рынке.

В маркетинге наиболее популярна классификация потребностей по Абрахаму Маслоу. Во многих источниках ее называют пирамидой потребностей Маслоу (Рисунок 1).

В этой модели иерархия потребностей человека выстроена следующим образом: в основании физиология, над ней - безопасность, принадлежность индивидуума к определенной группе, признание заслуг индивидуума самовыражение индивидуума, что является вершиной пирамиды.

Рисунок 1 – Пирамида потребностей человека по А. Маслоу

С понятием «потребность» связано понятие «потенциальный потребитель», то есть потребитель, который имеет потребность, в отличие от активного потребителя, который имеет уже конкретное, целенаправленное желание.

2 Желание в маркетинге - это потребность, принявшая конкретную форму в соответствии с уровнем культуры и личностными характеристиками индивидуума, а также окружающими его условиями. В ряде случаев желание называют конкретизированной или частной потребностью. Желание проявляется в стремлении удовлетворить потребность. Например, общая потребность утолить жажду в условиях какого-либо населенного пункта может перейти в потребность в воде, которая, в свою очередь, может оформиться в конкретизированную потребность, желание купить другой охлаждающий напиток. В разных окружающих условиях общие потребности трансформируются в самые разнообразные желания, определяемые географическими, культурными, историческими и другими факторами. Индивидуум, приобретая и потребляя что-либо, совершает свои поступки, будучи прежде всего мотивирован своими желаниями, которые являются реакцией на его потребности. Таким образом, «потребность» является исходным понятием, а «желание» - производным от него.

3 Спрос – это желание получить (конкретизированная потребность) что-либо определенное, обеспеченное покупательной способностью. Спрос - это форма выражения потребности в конкретном товаре, обеспеченной соответствующими денежными средствами. Понятие «спрос» принято рассматривать как категорию, присущую товарному хозяйству и проявляющуюся в сфере обмена и торговли. Спрос выражает постоянно меняющуюся общественную потребность и складывается из множества конкретных требований массы потребителей.

Индивидуумы, в рамках присущих им ресурсных ограничений, удовлетворяют свои потребности и желания, делая приобретения, которые приносят им наибольшую пользу.

Каждый покупатель на рынке прежде всего занят поиском необходимого ему товара, обнаружив который он осведомляется о цене. Здесь проявляется либо несоответствие финансовых возможностей покупателя для приобретения данного товара, либо наличие у него средств для оплаты товара.

Различают спрос индивидуальный (фирмы, гражданского лица, семьи) и совокупный, отражающий платежеспособную потребность общества в целом - организаций и населения. Чем выше величина спроса, тем выше состояние страны. Величина спроса - объем товарной массы в натуральном измерении, который покупатели желают и готовы приобрести на протяжении определенного периода времени при определенном уровне цены на данный товар. Спрос может быть неэластичным (величина спроса изменяется меньше, чем величина цены), и эластичным (величина спроса изменяется больше, чем величина цены на товар).

4 Товар - это понятие относится к разряду категорий и имеет много определений. Товар - это продукт, реализуемый на рынке; объект купли-продажи. Под ним также понимается это совокупность основных потребительских характеристик продукта, которые удовлетворяют определенные потребности покупателя.

Товар - все, что может удовлетворить потребность или нужду и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления.

Человеческие потребности наводят на мысль о существовании товаров для их удовлетворения. Например, женщина испытывает нужду выглядеть красивой. Все товары, способные удовлетворить эту нужду, называются товарным ассортиментом выбора. Этот ассортимент включает в себя косметику, новую одежду, услуги косметолога. Не все эти товары желательны в одинаковой степени. Вероятнее всего, в первую очередь будут приобретаться товары и услуги, более доступные и дешевые, такие, как косметические средства.

Чем полнее соответствует товар желаниям потребителя, тем большего успеха добьется производитель. Производители должны отыскивать потребителей, которым они хотят продавать, выяснять их потребности, а затем создавать товар, как можно полнее удовлетворяющий эти потребности.

Понятие «товар» не ограничивается физическими объектами. Товаром можно назвать все, что способно оказать услугу, то есть удовлетворить нужду. Помимо изделий и услуг, это могут быть личности, места, организации, виды деятельности и идеи. Потребитель решает, какую именно развлекательную передачу посмотреть по телевидению, куда отправиться на отдых, каким организациям оказать помощь, какие идеи поддержать. И если использование термина «товар» временами кажется неестественным, его можно заменить другими — «Удовлетворитесь потребности», «средство возмещения» или «предложение». Все эти слова имеют определенное ценностное значение для разных лиц.

5 Обмен – это акт получения от кого-либо желаемого объекта с предложением чего-либо взамен. При нем людям не приходится посягать на права других, не приходится зависеть от чьей-то благотворительности. Не приходится им и производить самостоятельно любой предмет первой необходимости независимо от того, умеют они это делать или нет. Можно сосредоточиться на создании вещей, производство которых они хорошо освоили, а потом поменять их на нужные предметы, сделанные другими.

Обмен - основное понятие маркетинга как научной дисциплины. Для совершения добровольного обмена необходимо соблюдение пяти условий:

- каждая сторона должна располагать чем-то, что могло бы представить ценность для другой стороны;

- каждая сторона должна быть способна осуществлять взаимодействие и доставку своего товара;

- сторон должно быть как минимум две;

- каждая сторона должна быть совершенно свободной в принятии или отклонении предложения другой стороны;

- каждая сторона должна быть уверена в целесообразности или желательности иметь дело с другой стороной.

Эти пять условий создают всего лишь потенциальную возможность обмена. А вот состоится ли он, зависит от соглашения между сторонами о его условиях. Если соглашение достигнуто, можно сделать вывод, что в результате обмена все его участники получают выгоду (или не несут ущерба), поскольку каждый из них был волен либо отклонить, либо принять предложение.

6 Сделка – это коммерческий обмен между двумя сторонами, предполагающий как минимум наличие двух объектов ценностной значимости и согласованных условий, времени и места его совершения. Если обмен - основное понятие маркетинга как научной дисциплины, то основной единицей измерения в сфере маркетинга является сделка.

Для совершения сделки необходимо, чтобы одна сторона передала другой стороне какой-либо объект и получила от нее взамен другой объект.

Сделка предполагает наличие нескольких условий: двух ценностно-значимых объектов, согласованных условий ее осуществлении, согласованного времени совершения сделки и места ее проведения. Как правило, условия сделки поддерживаются и охраняются законодательством.

Объектом исследования в данной контрольной работе является предприятие ОАО «ИКАР» ордена Почёта Курганский завод трубопроводной арматуры, специализирующееся на выпуске трубопроводной арматуры для нефтяной, газовой промышленности, энергетики, коммунального хозяйства, биологической и химической промышленности.

В данной организации также применяются все вышеперечисленные элементы маркетинга. ОАО «ИКАР» выпускает арматуру для различных отраслей промышленности с целью получения прибыли и удовлетворения своих потребностей. На заводе работает значительное число сотрудников, поэтому предприятие стремится получать наиболее высокие доходы для удовлетворения потребностей работников, а также для создания всех необходимых условий руда для них с целью получения высокой производительности труда, тем самым обеспечив себе эффективное производство товара. ОАО «ИКАР» стремится производить то количество выпускаемой продукции, которое сможет продать его по приемлемой цене, и которое желают приобрести покупатели. В этом и выражается второй элемент маркетинга. Изготовляемую продукцию ОАО «ИКАР» необходимо реализовать по действующим ценам. Организация при установлении цены ориентируется на спрос данной продукции. Предприятие производит продукции для получения прибыли, которая и зависит от спроса на товар. Целесообразность применения такого элемента маркетинга, как товар» само говорит за себя. Без изготовления продукции, товара не возможно само существование организации, так как ОАО «ИКАР» специализируется на его выпуске. Также ОАО «ИКАР» в своей деятельности заключает с другими предприятиями определенные сделки по реализации продукции, заключают различные договора. Для изготовления арматуры и другой продукции ОАО «ИКАР» закупает все необходимее сырьё и материалы. Таким образом, так оно взаимодействует с поставщиками, то есть с ними совершается сделка. Также осуществляют какой-либо обмен, например, меняют различные оборудования на другие объекты, представляющие собой ценность. Поэтому ОАО «ИКАР» для своего развития и процветания использует данные элементы маркетинга в своей деятельности.

Задание 2

Перечислить задачи, функции и права маркетинговых служб. Составить схему организационной структуры управления маркетингом ОАО «ИКАР». Рассмотреть должностные обязанности специалистов, выполняющих различные функции маркетинга. Оценить преимущества и недостатки выстроенной службы. Сделать вывод, способствует ли данная организационная структура маркетинговой ориентации.

Задачи маркетинговой службы:

1 Контроль за повышением качества и конкурентоспособности выпускаемой товарной продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг.

2 Сбор, систематизация, анализ и обобщение информации о производстве товарной продукции, выполнению работ, оказанию.

3 Организация информационно-статистического банка данных по маркетингу.

4 Выявление соответствия выпускаемой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям потребителей.

5 Анализ качества, конкурентоспособности товарной продукции.

6 Подготовка предложений руководству и функциональным службам по созданию новой товарной продукции.

7 Разработка рекомендаций по формированию стратегий выхода организации на новые рынки сбыта для каждого конкретного товара.

8 Изучение и систематизация сведений о конкурентах.

9 Организация обратной связи с потребителями.

10 Изучение имеющихся и потенциальных поставщиков сырья, материалов.

11 Анализ каналов товаропродвижения и разработка рекомендаций по его улучшению.

12 Разработка предложений по улучшению характеристик, конструкции и технологии изготовления выпускаемой товарной продукции.

13 Анализ издержек производства и обращения, разработка мероприятий по их снижению.

14 Формирование кадрового состава службы.

15 Организация работы по проведению рекламных кампаний.

16 Формирование фирменного стиля.

17 Предвидение рисков, их минимизация, определение мероприятий по сокращению и возмещению рисковых потерь.

18 Изучение внутренней и внешней среды.

19 Изучение товаров, их востребованность.

20 Анализ и прогнозирование потребностей и спроса.

21 Анализ действия законов рыночных отношений в условиях фирмы

22 Организация стимулирования сбыта товаров и роста прибыли

Функции маркетинговой службы:

1 Управленческая (формирование структуры управления маркетингом, оперативное и стратегическое планирование маркетинга, его информационное обеспечение, управление маркетинговыми рисками, контроль за ним).

2 Производственная (участие в организации производства, определение и участие в разработке нового товара, внедрение современных технологий, управление качеством и конкурентоспособностью товарной продукции).

3 Аналитическая (исследование конкретного рынка, анализ внутренней и внешней среды, изучение товаров).

4 Реализационная (целенаправленная товарная и ценовая политика, формирование и регулирование коммерческо-хозяйственных связей, организация системы распределения и товаропродвижения).

Права маркетинговой службы:

- вносить предложения по совершенствованию организационно-управленческой структуры организации;

- участвовать в производственных, научно-технических, финансово-экономических совещаниях у руководителей фирмы;

- представлять фирму в других организациях в пределах своей компетенции;

- знакомиться с планами разработки и производства продукции, выполнения оказания услуг и работ и вносить в них корректировки;

- участвовать в деятельности производственных, транспортных, складских и других служб;

- получать необходимую информацию во всех подразделениях организации;

- заключать коммерческо-хозяйственные договоры;

- выдавать доверенности работникам службы на совершение коммерческо-хозяйственных операций;

- приостанавливать решения руководителей другую делений, которые могут привести к ухудшению организации на рынке, повредить ее имиджу;

- вносить предложения по укреплению службы кадрами;

- формировать программу и организовывать мероприятия по повышению квалификации работников службы;

- вносить предложения по поощрению работников за достижения высоких показателей в работе;

- вносить предложения по привлечению к ответственности виновных за трудовые нарушения.

Структура маркетинговых служб разнообразна, в данной контрольной работе рассмотрена организационная структура управления маркетингом в ОАО «ИКАР» (Рисунок 2). На данном рисунке прослеживаются линейные и функциональные звенья.

В данной контрольной работе необходимо рассмотреть должностные обязанности специалистов, выполняющих различные функции маркетинга.

Например, менеджер по маркетинговым исследованиям отвечает за удовлетворение потребностей организации в исследовании клиентов, продуктов и услуг, конкурентов. Его обязанности выражаются в разработке и анализе программ тестирования продуктов и услуг, являющихся основой для принятия решений, в планировании и внедрении маркетинговых исследований, в консультации проектно-конструкторских и технологических служб при проведении ими исследований эластичности потребления продуктов. Также данный специалист маркетинговой службы разрабатывает стандарты проведения маркетинговых исследований на уровне организации, включая стандартизацию средств и методов обработки и хранения данных, проводит обучение заинтересованных подразделений этим стандартам, контролирует их исполнение; контролирует бюджеты маркетинговых исследований.

Специалист по рекламе и договорам руководит разработкой и внедрением рекламных компаний организаций по всему спектру продуктов и услуг, обслуживает потребности подразделений организации во внешней и внутренней рекламе. Его должностные обязанности выражаются в следующем:

1 В разработке, согласовании и контроле бюджета рекламных кампаний.

2 В участии в отборе, оценке и аттестации, повышении квалификации подчиненного персонала.

3 В участии в переговорах с другими организациями по вопросам ставок рекламных кампаний, определяет рекламные расценки для организаций и частных лиц, желающих разместить рекламу на производственных и информационных площадях фирмы, или используя ее продукты и услуги.

4 В организации разработки печатных, аудио и видео рекламных материалов собственными силами или силами других организаций, их тестирование, дает предложения по дизайну печатных рекламных материалов

5 В обучении специалистов по продажам, технике работы с рекламными материалами.

6 В анализе эффективности рекламных компаний.

Менеджер по связям с общественностью разрабатывает и внедряет программы, направленныена завоевание уважения клиентов, инвесторов и общества, установление, развитие и поддержание внутренних и внешних коммуникационных связей. Также он оценивает отношение внешней среды к организации, ее деятельности; информирует руководство об общественных интересах, которые оказывают влияние или могут оказывать влияние на имидж компании; готовит внутрифирменные публикации. Такой специалист разрабатывает и контролирует бюджет по связям с общественностью, включая расходы на благотворительные цели.

Менеджер по развитию рынков участвует в разработке маркетинговых стратегий для коммерциализации новых продуктов и услуг и расширения числа новых пользователей существующих продуктов. Его должностные обязанности:

- определяет потенциальных покупателей организации;

- разрабатывает стратегии маркетинга и продаж, совместно с менеджерами продуктов и услуг, внедряет эти стратегии через посещения клиентов, презентации, рекламные компании;

- дает рекомендации менеджерам продуктов и услуг, линейным руководителям по вопросам проникновения и удержания рынка, прогнозирует колебания спроса и предложения;

- координирует и осуществляет мониторинг разработки продуктов и услуг в организации.

Специалист по маркетинговому планированию планирует, направляет и координирует маркетинговую деятельность фирмы для достижения установленных целей по прибыли, удовлетворения потребностей клиентов, удержания и расширения целевых сегментов рынка.

В группе анализа информации специалисты собирают, анализируют и обобщают сведения о производстве товарной продукции. Специалист по внешней торговли организует торговлю продукцией, выпускаемой своей организацией, другим предприятиям. Специалист по экономическим расчетам и маркетинговому контролю следит за тем, чтобы выпускаемая продукция была реализована по высокой цене для получения прибыли организации, а также проводит все необходимые экономические расчеты для наиболее выгодного использования сырья в процессе производства продукции. Специалист по сбыту продукции и конъюнктуре цен занимается изучением и состоянием цен на рынке, а также ищет всевозможные пути для наиболее выгодного сбыта продукции.

В организации каждый специалист разрабатывает одну или ряд определенных функций маркетинговой деятельности (специалист по развитию рынков, по рекламе и договорам, по связям с общественностью). Преимуществом данной системы управления маркетингом является то, в отделе маркетинга и сбыта работает большое количество специалистов по определенной специфике. Например, специалист по рекламе, по внешней торговле, по сбыту и конъюнктуре цен. Каждый специалист по маркетингу занят своим делам, выполняет обязанности, хотя работа у них сходна. У них общая цель – это тщательное изучение рынка. Недостатки такой системы: отсутствие специализированных подразделений по продукту, следовательно, затрудненность связи и контроля за процессом разработки идей нового товара, его создания, а также внедрения на рынок приводит к замедлению инноваций; из-за отсутствия спецслужб по регионам не учитывается их специфика или возникают трудности с внедрением продукта на определенные рынки затруднено решение вопросов финансирования маркетинговых подразделений.

Рассмотренная в данной контрольной работе организационная структура управления маркетингом в ОАО «ИКАР» (Рисунок 2) способствует маркетинговой ориентации, так как в отделе маркетинга работает довольно-таки большое количество специалистов по различным видам деятельности. Каждый сотрудник отдела маркетинга выполняет свою определенную функцию, что и приводит к достижению большей возможности получения успеха организации.

Ведь, ОАО «ИКАР» ориентировано на получение более высокой прибыли при низких затратах на изготовление продукции. А чтобы этого достичь, отдел маркетинга и разрабатывает различные стратегии, изучает рынки, их цены на товары, проводит рекламу своего товара.


Рисунок 2 – Организационная структура управления маркетингом в ОАО «ИКАР» ордена Почёта Курганский завод трубопроводной арматуры

Задание 3

Раскрыть понятия стратегии в маркетинге. Определить стратегию, применяемую в организации; дать ей оценку.

Стратегия маркетинга по существу представляет собой способы действия на рынке, руководствуясь которыми субъект рынка выбирает конечные цели и наиболее эффективные пути их достижения. Это выбор целевого рынка и инструментария для разработки хозяйственных решений по воплощению конкретных целей на основе предвидения, использования системы методов, приемов, процедур и расчетов, позволяющих определять и оценивать пути достижения намеченных целей на длительный период.

Стратегия является искусством руководить конкретной деятельностью, направленной на достижение желаемой цели на относительно долгосрочный период при имеющихся и перспективных ресурсах. Стратегические цели должны быть конкретными с возможными корректировками, ориентированными во времени, достижимыми, непротиворечивыми.

- Преуспевание организаций в настоящее время определяется степенью востребованности продукта ее деятельности потребителями. Выделяют следующие виды стратегии маркетинга:

1. Стратегия риска и эффективности ориентируются на максимум хозяйственного эффекта независимо от степени риска и минимум риска без ожидания большого хозяйственного эффекта. Правильно выбрать и использовать какое-либо маркетинговое стратегическое решение - вопрос важный для организации. Он требует глубокого знания тенденций развития рынка.

2. Территориальная стратегия означает, что стратегические решения организации в зависимости от возможностей целесообразно выборочно принимать на местном, региональном, национальном и международном уровнях. При этом методы маркетинга, информационное обеспечение, ресурсы и затраты отличаются.

3. Стратегия конкурентная состоит в анализе своих сильных и слабых сторон, а также потенциальных конкурентов, поиске методов и приемов, позволяющих занять уверенную позицию в конкурентной среде на длительный период, умении преодолевать барьеры (появление новых конкурентов, необязательность поставщиков, неудовлетворенность потребителей). Следует быть готовым иметь конкурентные преимущества за счет низких затрат в производстве, реализации товарной продукции.

4. Экологическая стратегия связана с разработкой товаропроизводителем действенной программы по защите окружающей среды, созданием экологической безопасности производственного процесса. Это позволяет рассчитывать на поднятие положительного имиджа в обществе, получение инвестиций.

5. Стратегия проникновения предусматривает применение следующих способов рыночного поведения:

- интенсивный маркетинг - установление долговременной высокой цены на новую товарную продукцию при высоких коммуникационных затратах (на рекламу и стимулирование продаж) в целях получения в сжатые сроки максимальной прибыли;

- широкое проникновение - установление одолговременной низкой цены на новую товарную продукцию при значительных коммуникационных затратах в условиях высокой рыночной конкуренции;

- выборочное проникновение – установление долговременной высокой цены на новый товар при низких затратах с учетом состояния рынка;

- пассивное проникновение – установление долговременной низкой цены на новый товар при низких затратах;

- выживание – интенсивный поиск нового вида товара, рассмотрение перспектив его производства при низкой продажной цене.

6. Стратегия рыночной активности отражает способность осознать перспективную рыночную ситуацию и безошибочно принять рациональные предпринимательские решения. В данном случае возможны следующие стратегические подходы:

а) наступление - широкое использование всех методов маркетинга с привлечением значительных финансовых, территориальных, трудовых и других ресурсов. При этом наступление может быть:

- фронтальным (использование всею маркетингового комплекса, в частности инноваций, улучшение товарного ассортимента,);

- фланговым (применение действенных методов и приемов маркетинга, что сокращает расходы);

- окружением (наступление по всей рыночной территории основного конкурента с выставлением нового товара, резким расширением ассортимента находящегося на рынке товара, гибким ценообразованием);

- обходным (улучшение технологии товарного производства, качественных показателей товаров, ресурсосбережение).

б) оборона – рыночные усилия по удержанию лидирующих позиций. По степени интенсивности выделяются виды обороны:

- круговая или позиционная (активное стоящее противодействие конкурентам с использованием методов конкурентной борьбы);

- фланговая (противодействие конкурентам по качеству товара, цене);

- сжимающаяся (преднамеренная уступка одной позиции при переброске ресурсов на укрепление других позиций);

- мобильная (ориентация на перспективные потребности рынка за счет сокращения выпуска отдельных товаров);

- контрнаступление (изучение слабых сторон конкурентов).

в) уход - своевременная оценка рыночной ситуации, во избежание банкротства и разорения организации свертывание изготовления определенного товара; сосредоточение маркетинговой деятельности по «выходу» оставшихся «старых» товаров на новые участки рынка; формирование коммерческо-хозяйственных связей вне старого участка рынка; переход на изготовление принципиально новых товаров.

7. Стратегия завоевания доли рынка и ее расширения осуществляется в условиях, когда товарные рынки поделены между крупными корпорациями, а также путем сговора отдельных организаций. Завоевать определенную долю рынка или расширить уже имеющуюся долю в современных рыночных условиях весьма сложно. Этого можно добиться благодаря глубоким знаниям структуры, тенденций рынка, потребностей субъектов рынка, выпуском и внедрением на рынок новой товарной продукции, проникновением в новые сферы ее применения, способствованием уходу с рынка конкурентов.

8. Стратегия инновации и дифференциации предполагает решения по перспективному обновлению товарного ассортимента, новой товарной продукции, не имеющей аналогов по своему назначению, качеству.

ОАО “Икар” специализируется на выпуске арматуры, применяемой на технологических линиях добычи, транспортировки и переработки нефти, газа, на энергетических объектах, в холодильных установках, на трубопроводах для воды, пара, в коммунальном хозяйстве и предприятиях угольной промышленности.

Поэтому данное предприятие разрабатывает такую стратегию, чтобы в ней учитывалась реализация всей произведенной продукции. Предприятие стремится совершать сделки с определенными другими организациями, ищет выгодные условия совершения сделок.

К примеру, трубопроводная арматура эксплуатируется на предприятиях нефтегазового комплекса: ОАО “Лукойл”, ОАО “ТНК-ВР Холдинг”, ОАО “Сургутнефтегаз”, ОАО “Газпром”, ОАО “Газпром нефть”, ОАО “ НК “Роснефть”, ОАО “АК “Транснефть”.

В связи с ростом потребления запорной арматуры предприятиями коммунального хозяйства и металлургии необходимо увеличить в небольшие сроки объем выпуска и продаж чугунной арматуры, наладить выпуск специальной арматуры для атомных станций. Также для удовлетворения потребностей заказчиков освоены и выпускаются задвижки Ду300 Ру63; Ду500 Ру16-63; Ду175,200,250 Ру160-250; Ду400, полнопроходные Ру16,40. Для расширения номенклатуры выпускаемой продукции и удовлетворения потребностей покупателей идет освоение новых стальных задвижек Ду250,350,400 на давление Ру63, а также чугунных задвижек Ду600,1000.

Освоение производства изделий данной номенклатуры – I этап вхождения ОАО «Икар» в рынок криогенной арматуры, отличающийся практически полным отсутствием конкуренции при постоянном наличии портфеля заказов, а так же высоким уровнем цен на изделия при их сравнительно невысокой технической сложности и технологической трудоемкости изготовления, что обеспечивает высокую рентабельность данных изделий. Окончательное вхождение ОАО «Икар» в рынок криогенной арматуры позволит увеличить годовой объем товарной продукции примерно на 300 млн. р.

Основные организационно-технические мероприятия и работа технического отдела направлена на постановку на производство новых изделий в механосборочных цехах ОАО «Икар», на введение улучшений в конструкции изделий с целью улучшения потребительских свойств, разработку технологической документации (технологических процессов механической обработки деталей, сборки изделий, сварки, наплавки, гальвано-покрытий деталей, термообработки деталей, консервации, испытаний и упаковки изделий), разработку технологических указаний, технических решений, проектирование нестандартного оборудования, технологической оснастки, планировок.

ОАО «ИКАР» также занимается изобретательством. В настоящее время оформлено 9 заявок на предполагаемые изобретения и полезные модели такие, как клапан, клиновая задвижка, модуль корпуса трубопроводной арматуры, клиновая задвижка, способ обработки узла затвора клиновой задвижки.

В подразделениях используется собственное программное обеспечение, разработанное отделом вычислительной техники предприятия (программы по ведению бухгалтерского, финансового, складского учета), а также программное обеспечение сторонних производителей: по ведению бухгалтерского учета, системы твердотельного проектирования и моделирования, пакеты офисных, графических программ, операционные системы.

Для обеспечения качественного изготовления деталей, изделий необходимо строгое соблюдение требований конструкторской и технологической документации.

Необходимо разработать и внедрить в производство мероприятия по исключению попадания атмосферных осадков, пыли, грязи в полость магистральных проходов изделий при хранении, погрузочно-разгрузочных работах, транспортировке изделий (обматывание магистральных патрубков полимерной пленкой и т.п.). Данные мероприятия также обеспечат контровку крепежа при поставке задвижек с ответными фланцами.

С целью уменьшения потерь от внутреннего брака, для определения истинных причин его возникновения, а также для оперативной разработки мер по недопущению появления аналогичных дефектов, необходимо отделам главных специалистов использовать в своей работе (при анализе наиболее браконосных заготовок и деталей) элементы статистических методов контроля за происходящими производственными процессами.

Совершенствование существующих конструкций выпускаемой продукции и разработка новых являются необходимым условием работы на современном рынке трубопроводной арматуры, именно поэтому объем затрат ОАО “Икар” на НИР и ОКР составляет значительные суммы.

Предприятие продолжает осваивать новые виды продукции, что позволит ему предлагать потребителю широкий спектр изделий.

В целях повышения эффективности работы предприятия до мирового уровня проводится замена производственных сил и реформа производственных отношений.

Ввод в эксплуатацию обрабатывающих центров «TREVISAN» позволит увеличить объемы производства за счет скорости обработки деталей и высвобождения производственного оборудования, а также улучшить качество выпускаемой продукции.

ОАО «ИКАР» планирует приобретение трех горизонтальных токарных станков фирмы «Гельдемайстер», горизонтального токарного станка фирмы «Грациано», формовочного комплекса для литейного производства.

Новое оборудование вместе с обрабатывающими центрами обеспечит комплексное улучшение качества продукции на стадии изготовления литейной заготовки, ее обработки и комплектования.

Для ОАО «ИКАР» приемлема стратегия рыночной активности. Ведь, данная организация, готовясь производить какую-либо продукцию, изучает состояние рынка, когда и по какой цене можно выставить свой товар подороже. Оно осознает рыночную ситуацию, а потом уже принимает какое-либо решение. Продавая свою продукцию, ОАО «ИКАР» проводит различные рекламные акции, использует различные приемы маркетинга. ОАО «ИКАР» с каждым годом выпускает новые виды продукции. Оно не стоит на месте, а двигает вперед, стремится к достижению наиболее эффективного результата от своей деятельности. То есть ОАО «ИКАР» принимает везде активное участие. И, конечно же, в настоящее время, предприятие стремится завоевать большую долю рынка, расширить ее.

Следовательно, ОАО «ИКАР» разрабатывает в своей деятельности такие виды стратегии, как стратегия рыночной активности и стратегия завоевания доли рынка и ее расширения.

При вступлении Российской Федерации во Всемирную Торговую Организацию проводимое техническое перевооружение позволит ОАО “Икар” сохранить и расширить позиции на внутреннем и мировом рынках трубопроводной арматуры.

Стратегия маркетинга в ОАО «ИКАР» выражается в предварительном определении объемов продаж, прибыли и доли рынка.


Список использованных источников

I Научно-методическая литература

1 Бейрер М. Маркетинг. – СПб: Питер, 2002. – 344с.

2 Григорьев М.Н.Маркетинг: учеб. пособие для студентов вузов. – М.: Гардарики, 2006. – 366с.

3 Ибрагимов Л.А. Маркетинг: учеб. пособие для студентов вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 367с.

4 Котлер Филипп. Основы маркетинга. Краткий курс: Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2007. – 656с.

5 Кревенс Д. Стратегический маркетинг. – М.: Вильямс, 2003. – 325с.

6 Панкрухин А.П. Макретинг: учебник для студентов – 4-е изд. – М.: Омега-Л, 2006. – 656с.

7 Прошкина Т.П. Маркетинг: учебное пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 314с.

8 Соловьёв Б.А. Маркетинг: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 383с.

9 Эриашвили Н.Д., Ховард К., Цыпкин Ю.А. и др. Маркетинг: Учебник для вузов, 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 631с.