Главная              Рефераты - Маркетинг

Комплексное исследование рынка автомобилей г. Новосибирска - реферат

Содержание

Введение___________________________________________________ 3

1. Обзор рынка автомобилей__________________________________ 4

1.1 Общая характеристика рынка ____________________________ 4

1.2 Российский автопром___________________________________ 6

1.3 Импорт легковых автомобилей ___________________________ 8

2. Анализ продаж___________________________________________ 9

3. Основные продавцы на рынке______________________________ 11

4. Проблемы и перспективы развития рынка легковых автомобилей _ 13

5. Изучение покупательских предпочтений _____________________ 15

Заключение_______________________________________________ 20

Список использованных источников___________________________ 21

Приложение_______________________________________________ 22

Введение

Автомобильный транспорт играет большую роль в современном обществе. Развитие автомобильных услуг на сегодняшний день является обязательным условием для полноценной жизни каждого человека.

Автомобильный транспорт развивается качественно и количественно бурными темпами. В настоящее время ежегодный прирост мирового парка автомобилей равен 10-12 млн. единиц, а его численность - более 400 млн. единиц. Каждые четыре из пяти автомобилей общего мирового парка - легковые.

Быстрые темпы развития автотранспорта обусловили определенные проблемы, для решения которых требуется научный подход и значительные материальные затраты. Основными из них являются: увеличение пропускной способности улиц, строительство дорог и их благоустройство, организация стоянок и гаражей, обеспечение безопасности движения и охраны окружающей среды, строительство станций технического обслуживания автомобилей, складов, автозаправочных станций и других предприятий.

Цель исследования – комплексное исследование рынка авомобилей г. Новосибирска.

Данная цель обусловила постановку следующих задач:

¾ Дать общую характеристику рынка;

¾ Рассмотреть тенденции развития российского автопрома и импорта легковых автомобилей;

¾ Проанализировать объемы продаж легковых автомобилей;

¾ Определить основных продавцов на рынке;

¾ Выявить проблемы и перспективы развития рынка легковых автомобилей;

¾ Изучить покупательские предпочтения.


1. Обзор рынка автомобилей

1.1. Общая характеристика рынка

Главной особенностью авторынка первого квартала 2010 года является его особенно стабильный рост от месяца к месяцу. Если в январе 2010 года было продано 74 086 автомобилей, то в сентябре – уже 126 701.

Однако в целом первые три квартала этого года получились для рынка в абсолютных цифрах продаж хуже, чем год назад. Кроме того по данным Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), за период январь-сентябрь 2010 года было продано автомобилей на 25% меньше, чем за тот же период прошлого года. Казалось, в 2009 году на фоне ухудшения очень-то экономического кризиса и прямо-таки общего спада уровня потребления автомобильные компании держались за счет распродажи скопившихся стоков. Разумеется, на растущем рынке, компании продают только свежие машины при минимальных объемах мало-мальски прошлогодних стоков.

В период кризиса 2009 года воистину главной задачей компаний было наладить эффективную деятельность в условиях очень-то низких продаж, избавиться от стоков и минимизировать издержки. Однако, компании, которые на этот период лично занялись инвестициями в автомобильный рынок, сейчас находятся поистине на хороших позициях. Во всяком случае, сегодня на восстанавливающемся рынке очень важны именно вполне стартовые позиции, которые в будущем позволят захватить большую долю рынка.

Самую активную политику на рынке в прошлом году вела компания KIA, и сегодня она крайне имеет просто-таки отличную весьма стартовую площадку для роста продаж, не имея при этом сборочного предприятия в России. Быть может это одна из немногих компаний, чьи результаты в I квартале существенно улучшились по отношению к периоду 2009 года. Наконец, две трети продаж приходится на модели KIA Rio, Sportage иee’d, которые тихо являются одними из лидирующих в своих сегментах.

Другая корейская компания, Hyundai, хоть и совершенно потеряла по отношению к продажам прошлого года, но потери эти (-16%) не столь существенны, как у ближайших конкурентов. Кажется, а в апреле для компании шумно начнется довольно-таки новая эпоха на российском рынке: Hyundai открывает особенно собственный полномасштабный автомобильный завод. В 2010 году продолжится наладка оборудования и выпуск опытных партий автомобиля С-класса, адаптированного специально для российского рынка. Таким образом, полностью коммерческое производство стартует в 2011 году, тогда у Hyundai появится еще одна “сильная” модель на нашем рынке. Отлично себя чувствует и компания Renault, у которой рост продаж в первом квартале 2010 года составил +7% при общем падении рынка.

Очень быстро, при помощи самых разных мер, восстанавливаются после кризиса представители премиальной большой немецкой тройки. Кстати, что Audi, что BMW и особенно подопечная Daimler марка Mercedes-Benz (у всех трех компаний подъем продаж относительно продаж I квартала прошлого года) сильно чувствуют себя прекрасно. Видимо, их клиенты постепенно перестали экономить на своих новых автомобилях – прямо-таки хороший знак для всей экономики страны. Пожалуй, однако возврата денег в сферу обновления парков топ-менеджмента и корпоративных флотов больше не почувствовала ни одна из компаний, относящих себя к напросто автомобильному премиум-сегменту. Хуже того, продажи Infiniti, Cadillac, Jaguar и Saab сократились более чем наполовину. Общий итог для премиум-брендов в России пока минус 13%, что, впрочем, лучше, чем в целом по рынку.

Китайские бренды делают все новые и новые попытки закрепиться на российском рынке. В конце концов, из старых проектов только модели Chery скромно остаются на гребне продаж. В общем, три квартала 2010 года оказались для Chery очень удачными – +62%. Наверно, старожилы рынка Great Wall и BYD постепенно остывают вниманием к по-особенному российскому рынку; впрочем, и россияне скоро перестали покупать по-хорошему китайские пикапы и джипы.

Более новые китайские проекты пока имеют успех на местном рынке. В первом квартале этого года в общем-то отличным спросом пользовались автомобили Vortex (те же Chery, только родом из Таганрога) и Lifan. В самом деле проект продаж автомобилей Geely забуксовал. Однако в целом китайским маркам вполне удалось в 2010 г. продать чуть больше машин, чем за тот же период годом ранее. Действительно при общем спаде рынка рост продаж очень-то китайских авто стоит тщательно рассматривать как мало-мальски небольшой успех.

Тенденция устойчивого роста продаж в начале года, связанная не только с сезонными колебаниями, но и с общим восстановлением экономики, дает право предварительно предполагать, что рынок будет потихоньку расти весь год и составит 1,5 млн. новых автомобилей. По-видимому программа утилизации, на которую государство разумно планирует потратить 11 млрд. рублей, также немного посодействует росту рынка. Более того в итоге 2010 год может избежать участи быстро стать самым худшим годом в новейшей истории российского авторынка, оставив это непривлекательное звание напросто кризисному 2009 году, когда было продано 1,46 млн новых авто.[1]

1.2 Российский автопром

Производство легковых автомобилей в РФ на начало 2010 года, согласно данным статистики, составило 1,23 млн. шт. При этом за последние годы произошли качественные изменения. Большинство российских автозаводов отказались от производства устаревших собственных автомобилей и начали сотрудничество с иностранными компаниями. Основных причин этому несколько:

· рост продаж и доступность автокредитов спровоцировали рост спроса на обладающие более привлекательными потребительскими свойствами иномарки;

· сопоставимые цены на «старшие» российские автомобили и дешевые иномарки: они фактически предлагаются по одной цене;

· низкое качество российских автомобилей, которое не улучшилось за время «передышки» российского автопрома во время кризиса 1998 года. Тогда его буквально спас дефолт, благодаря которому цены на российские автомобили стали в несколько раз ниже импортных. Далее наплыв подержанных иномарок был остановлен повышением таможенных пошлин.

Промышленная сборка ведущих мировых автомобильных брендов на предприятиях российского автопрома стала «лебедкой», вытягивающей статистические показатели российской промышленности. Политика правительства всячески способствует организации в России производства иностранными производителями. При этом, требования по локализации для сборочных производств иностранные производители выполняют неохотно: действительный уровень локализации для Ford Focus составляет 40% – вместо норматива 50% в 2009 году.

Главной причиной автомобильного бума в последние годы явился платежеспособный потребительский спрос: вполне закономерно, что с ростом благосостояния потребительские предпочтения смещаются в сторону более качественных и дорогих товаров. Учитывая благоприятную конъюнктуру рынка, многие иностранные производители открыли в России сборочные производства: Ford, Renault, BMW, KIA, Chery, Hummer, Chevrolet, Cadillac, Hyundai, SsangYong, Fiat, Chevrolet, VW и Toyota.

Toyota открыла завод по сборке автомобилей в Санкт-Петербурге. Volkswagen открыл сборочное производство в Калуге в 2007 г. DaimlerChrysler уже достаточно давно не исключала возможности организации сборочного производства в России. Новый завод Mitsubishi расположен под Санкт-Петербургом.

Конечно, финансовый кризис внес определенные изменения в планы автопроизводителей. Некоторые из них заявили о замораживании своих производственных проектов. И все же в долгосрочной перспективе большинство производителей не намерены серьезно менять свои планы относительно России. По западным меркам степень проникновения автомобильной продукции в России находится сейчас на невысоком уровне.

1.3 Импорт легковых автомобилей

По данным таможенной статистики, в 2010 году было импортировано 1 445 000 автомобилей – это на 40% больше, чем в 2009 году. В денежном выражении импорт вырос на 49% и составил 18 780 млн. долл.

Согласно отчету Комитета автопроизводителей АЕБ, продажи иностранных марок в 2010 г. году увеличились на 61%, или на 626 001 шт., и составили 1 645 630 шт. Рост продаж связан с повышением доходов потребителей, а также с расширением представительства автопроизводителей в регионах. Увеличение местного производства автомобилей иностранных марок в России и растущие возможности, связанные с потребительским кредитованием, также являются важными факторами, обеспечивающими рост продаж. В пятерке лидеров среди моделей иностранных марок, наиболее продаваемых по итогам 2010 года, три производятся в России.

В 2009 году в России произведено 450 тысяч иномарок, а к концу 2010 г. их объем, по планам, возрастет до 1 млн. штук. Примерно каждый второй автомобиль, выпускаемый российскими автозаводами, будет иметь иностранное происхождение, а «российский автопром» станет в значительной мере интернациональным.

2. Анализ продаж

Анализ продаж проведем по маркам автомобилей.

Рис. 1. Количество проданных автомобилей в г. Новосибирске, 2010 г., шт.

Лидер 2009 года Hyundai ввиду снижения конкурентоспособности продукции допустил трехкратное падение продаж и опустился на 5 место. Таким образом, первую строку рейтинга в первую очередь благодаря активности в I полугодии с минимальным отрывом пока сохраняет за собой Ford. Второе место с минимальным отставанием заняла марка Chevrolet-DAT (чему способствовали акции импортера в I полугодии и сформировавшийся в этом периоде привлекательный прайс-индекс), оттеснив Toyota на 3-е место. Замыкают ТОП-5 поднявшаяся с 7 на 4 место Renault (благодаря продажам Logan) и Hyundai.

В оставшейся части ТОП-10 стоит отметить существенно улучшившие свои позиции в рейтинге марки Kia (результаты работы единого импортера) и взлетевший с 13 на 9 место Volkswagen, допустивший наименьшее снижение продаж к уровню 2009 года среди непремиальных марок (-19%), не считая Citroen. Снизившая продажи вдвое Daewoo сохранила за собой 8 строку, а Mitsubishi упала с 6 на 10 место.

Во втором эшелоне брендов также произошли значительные изменения. На 11 строку опустилась выбывшая из ТОП-10 марка Opel, автомобили которой существенно подорожали. Марки Skoda и Peugeot, продажи которых упали "лишь" на треть, улучшили свое положение в рейтинге заняв соответственно 13 и 14 места. Более чем двукратное падение продаж допустили Honda и GM-АвтоВАЗ. Продажи премиальных марок BMW и Audi упали относительно других не столь сильно благодаря низкому курсу Евро в I полугодии 2010 года и фиксации цен в рублях, а Citroen вообще показал прирост продаж на уровне 15%

Транспортные средства, цена которых колеблется в пределах 700 тыс. руб. в России приобретали вопреки правилу, которое было установлено на Западе. В соответствии с этим принципом: цена автомобиля не должна превышать 5 месячных жалований покупателя. Эти выводы лишь доказывают тот факт, что наиболее низкие уровни опускания продаж (в сравнении с 2009 г) получились у машин класса "премиум". Продажи в премиум-сегменте по итогам 9 месяцев 2010 года упали не настолько сильно, как рынок в целом ("-40%" против "-52%"). Лидерами сегмента стали марки "премиальной немецкой тройки". На первом месте марка BMW (-16%) следом за ней с сопоставимым объемом продаж Audi (-13%), 3-ю строку занял Mercedes-Benz, который, несмотря на принятые шаги по стимулированию продаж, допустил их снижение более чем на 35%. Прежние лидеры сегмента (занимали поочередно первое место в 2009 году) Land Rover и Volvo снизили продажи более чем вдвое, и откатились на 4 и 5 места. Японские Lexus и Infiniti сработали в первых трех кварталах 2010 года по-разному. Если продажи первой упали в 2,4 раза, то второй всего на 40%. В целом же продажи указанных двух брендов более чем в 2 раза ниже продаж немецких лидеров сегмента. Американские бренды Cadillac (-9,7%) и Hummer (рост в 1,9 раза) продавались довольно успешно благодаря распродажам.

В 2010 г. еще более интенсивно проявилась тенденция, которая указывает на то, что в период стабилизации кризиса наиболее востребованы самые экономичные транспортные средства. Фаворитами российского авторынка до сих пор остаются такие автомобили как, Lada Priora, Samara, "классика" /2105 - Пятерка/07 - Семерка/ и Lada Kalina. А вот автомобиль Renault Logan опередил бывшего фаворита Ford Focus на 1, 7 тысячи проданных машин и уже третий месяц подряд удерживает звание самой продаваемой иномарки в России. Приведем данные для сравнения: уровень продаж упал на 42% (к 2009 г.), а Ford – на 72%, у популярных в России "японцев" дела обстоят еще плоше: Honda – минус 82%, Toyota – минус 75%, Mazda – минус 77% (некоторые модели последних двух марок производятся в России).

Характерно, что цены на автомобили практически не различаются по моделям в разных автосалонах. Поэтому торгующие фирмы все больше переходят от ценовой конкуренции к неценовой, стараясь привлечь покупателей такими методами, как реклама, стимулирование сбыта с помощью увеличения набора предоставляемых дополнительно услуг (страхование, установка сигнализации, постановка на учет в ГИБДД, помощь в растаможивании и т.д.), что является положительным моментом в области развития потребительского рынка. Помимо вышеперечисленных факторов свою положительную роль играют использование различных скидок, проведение праздничных распродаж и других методов стимулирования сбыта.

3. Основные продавцы на рынке

В Новосибирске около 130 автосалонов. Среди них выделим официальных дилеров таких марок как Volkswagen, TOYOTA, PeugeotBlueBox., Chevrolet, NISSAN, Renault, Mitsubishi, SKODA, Opel, HONDA, Ford, Volvo, Mazda.

Лидер продавцов подержанных автомобилей - автомобильный рынок Столица, Новосибирск. Это самый крупный авторынок в Сибирском регионе как по площади и количеству продаваемых автомобилей, так и по числу посетителей. На территории в 20 гектаров располагаются 7000 торговых мест. Авторынок Столица посещают от 300 человек в будние дни и до 1500 тысяч человек в выходные. Продавцы и покупатели приезжают из Омска, Кемерова, Барнаула, а так же из Казахстана.

На сегодняшний день авторынок представляет японские и европейские легковые автомобили. А с недавнего времени здесь можно выбрать и новые автомобили отечественного производства. На территории авторынка Столица также ведется торговля автозапчастями. Рядом оборудована парковка на 3000 мест. Вся территория рынка и парковка охраняются.

Третья категория продавцов – это частные лица, продающие личные автомобили по объявлениям.

Из рис. 2 видно, что 60 % рынка занимают автосалоны, по 20 % авторынки и частные продавцы.

Рис. 2. Продавцы автомобилей в г. Новосибирске

Весомым фактором, сдерживающим развитие местного автомобильного рынка, являются высокие продажи подержанных автомобилей с правым рулем.

4. Проблемы и перспективы развития рынка легковых автомобилей

Российский рынок с каждым годом становится все более значимым на мировой автомобильной арене, некоторые автопроизводители открыто заявили, что Россия – особый рынок, которому будет отдан приоритет. Российские эксперты полагают, что российский автомобильный рынок в 2010 г. составит около 2,19 млн. автомобилей, в том числе продажи иностранных автопроизводителей вырастут с 2,025 млн. машин в 2009 г. до 2,480 млн. машин. Таким образом, предполагается, что российский автопром неизбежно будет сдавать позиции.

По мнению экспертов, возможны два сценария развития автомобильного рынка — оптимистический и консервативный. Согласно первому, продажи продолжат расти, пока уровень автомобилизации не достигнет 400 автомобилей на тысячу человек. В этом случае пик продаж придется на 2014 год, когда будет продано 5,5 млн. автомобилей, а автопарк достигнет 56 млн. (сегодня он составляет 28 млн. автомобилей). В дальнейшем на рынке наступит стабилизация, и к 2020 году в стране будет продаваться около 4 млн. автомобилей. Согласно консервативному прогнозу, рост продаж остановится уже при достижении уровня в 300 автомобилей на тысячу человек, и парк вырастет всего до 42 млн. автомобилей. Тогда пик продаж ожидается в 2012 году, когда будет продано 3,4 млн. штук. Затем продажи начнут снижаться и достигнут к 2020 году уровня в 2,5 млн. автомобилей в год.

Существенно повысят объемы производства и реализации китайские производители. Китайские автомобили или комплекты для их сборки будут поставляться в Россию по очень выгодной цене. Следовательно, продавать их можно будет на рынке по очень конкурентным параметрам. Несмотря на стабильный рост российского рынка, конкуренция на нем уже к настоящему времени сложилась довольно серьезная, причем будет усложняться и дальше. Все больше мировых концернов рассматривают Россию как один из наиболее перспективных рынков сбыта. Ожидается, что вслед за открытием сборочных производств начнут концентрироваться и производители автокомпонентов.

Минэкономразвития РФ еще в 2002 г. подготовило «Концепцию развития автомобильной промышленности России на период до 2010 года». В документе говорилось, что основным направлением развития отечественной автомобильной промышленности является интеграция в мировое автомобилестроение с учетом экономических интересов страны.

Ближайшие годы дадут российскому автопрому последний шанс для перестройки своего бизнеса, считают аналитики. Пока еще у российских предприятий есть время для запуска новых проектов, заключения стратегических партнерских соглашений, оптимизации своих бизнес-процессов. В дальнейшем конкуренция на рынке будет усиливаться. В условиях обостряющейся конкуренции поволжские автозаводы определяют новую стратегию выживания, понимая, что российский автопром не может существовать обособленно. Сохранить и усилить российские бренды может только интеграция в мировую промышленность. Не случайно все автогиганты начали активно привлекать иностранных партнеров.

Больше всего от иностранного бума страдает «АвтоВАЗ». Причем стремительная экспансия на российский рынок азиатских компаний (в первую очередь – из Южной Кореи и Китая) позволяет прогнозировать дальнейшее нарастание продаж относительно дешевых импортируемых малолитражек (в диапазоне до $10 тыс.), которые могут поспорить с топ-моделями тольяттинского завода как по качеству, так и по цене. Давление со стороны иномарок будет усиливаться и из-за прихода в Россию зарубежных автоконцернов с собственным или совместным производством внутри страны, способствуя, таким образом, снижению розничных цен (на 15-20%) на популярные модели низшей ценовой линейки известных брендов – Chevrolet, Ford, Renault, Toyota в скором будущем Peugeot Citroen, GM. Таким образом, конкурировать «АвтоВАЗу» придется не только с недорогой азиатской продукцией и автомобилями российской сборки, но и с моделями, ввозимыми из Европы, Японии и США. По мнению аналитиков, в 2011 году доля иномарок превысит долю российских автомобилей почти в семь раз.

5. Изучение покупательских предпочтений

С целью изучения покупательских предпочтений владельцев легковых автомобилей был проведенопрос. Анкета, используемая для опроса, приведена в Приложении 1 к настоящей работе. В ходе исследования было опрошено 150 человек.

Структура опрошенных, представлена на рисунке 3.

Рис. 3. Структура опрошенных по полу

Как видим, большинство опрошенных – мужчины. Данная ситуация говорит о том, что именно мужчинам наиболее важен выбор цели путешествия.

Средний доход, указанный опрошенными составил около 25 тыс. руб. месяц. Точные данные по доходу клиентов приведены на рисунке 4.

Рис. 4 Доход опрошенных

Как видим, большинство клиентов (50 %) имеют доход от 20 до 30 тыс. руб., небольшая доля людей (8%) с доходом от 10 до 15 тыс. рублей.

Основная масса опрошенных имеют автомобиль марки Toyota (50%), 20 % Ford, 10 % Ваз, 6% Газ. 70% респондентов имеют автомобили импортного производства и 30% отечественного.

Рис. 5. Марки машин, которые имеют респонденты

Из диаграммы (рис. 6) видно, что 70 % респондентов удовлетворены качеством своего автомобиля полностью, 20 % не совсем и 10 % качество совсем не устраивает (в основном владельцы ВАЗов и ГАЗов).

Рис. 6. Удовлетворенность качеством автомобиля

Владельцы отечественных автомобилей среди причин в основном указывали низкие технические характеристики и наличие заводского брака.

Владельцы автомобилей импортного производства среди причин в основном указывали дорогое техническое обслуживание.

На вопрос: Собираетесь ли Вы в скором времени сменить автомобиль 60% ответили да, 30% нет и 10% затруднились ответить (рис. 7).

Рис. 7. Вопрос «Собираетесь ли Вы в скором времени сменить автомобиль»

70 % респондентов, имеющих отечественный автомобиль собираются сменить его на импортного производства.

80 % из предпочитающих купить отечественный автомобиль купят ВАЗ.

Из предпочитающих купить импортный автомобиль 30 % купят марку Toyota, 26 % Ford, 15%Renault, 10 %Hyundai, по 5 % Kia и Volkswagen.

Рис. 8. Предпочтительные марки автомобилей импортного производства

Предлагаемый на рынке ассортимент легковых автомобилей полностью устраивает 93 % респондентов, 6% не совсем устраивает и 1% совсем не устраивает.

Рис. 9. Ассортимент автомобилей

45 % опрошенных, предпочтут купить автомобиль в автосалоне (из них 80% новый у дилера), 45 % на авобарахолке и 10 % по объявлению.

Рис. 10. Место покупки автомобиля

Большинство респондентов, привыборе автомобиля будут руководствоваться техническими характеристиками, для 28 % на первом месте стоимость, 14 % (в основном женщины) будут руководствоваться эстетико-психологическими характеристиками. Для 11 % на первом месте параметр безопасности и для 7% расход топлива.

Рис. 11. Параметры выбора автомобиля

Самыми популярными цветами автомобилей являются белый – 43 % и серебристый – 30 %.

Рис. 12. Цвет автомобиля

Заключение

Главной особенностью авторынка 2010 года является его особенно стабильный рост от месяца к месяцу.

Тенденция устойчивого роста продаж в начале года, связанная не только с сезонными колебаниями, но и с общим восстановлением экономики, дает право предварительно предполагать, что рынок будет потихоньку расти весь год и составит 1,5 млн. новых автомобилей.

Промышленная сборка ведущих мировых автомобильных брендов на предприятиях российского автопрома стала «лебедкой», вытягивающей статистические показатели российской промышленности.

По данным таможенной статистики, в 2010 году было импортировано 1 445 000 автомобилей – это на 40% больше, чем в 2009 году. В денежном выражении импорт вырос на 49% и составил 18 780 млн. долл.

Первую строку рейтинга в первую очередь благодаря активности в I полугодии с минимальным отрывом пока сохраняет за собой Ford. Второе место с минимальным отставанием заняла марка Chevrolet-DAT 4 место Renault.

Продажи в премиум-сегменте по итогам 9 месяцев 2010 года упали не настолько сильно, как рынок в целом.

В 2010 г. еще более интенсивно проявилась тенденция, которая указывает на то, что в период стабилизации кризиса наиболее востребованы самые экономичные транспортные средства.

Фаворитами российского авторынка до сих пор остаются такие автомобили как, Lada Priora, Samara, "классика" /2105 - Пятерка/07 - Семерка/ и Lada Kalina.


Список использованных источников

1. Avto.news[Электронный ресурс] : [сайт]. – режим доступа: http://www.autonews.ru

2. Автобизнес : [сайт]. – режим доступа: http://www.auto-sib.com

3. Amobil. ru: [сайт]. – режим доступа: http://reviews.amobil.ru/

4. Автостат : [сайт]. – режим доступа: http://autostat.ru

5. ID-мнение о рынке[Электронный ресурс] // Исследовательская компания ID-Marketing : [сайт]. – режим доступа: http://www.id-marketing.ru

6. Самые популярные автомобили рынка после кризиса [Электронный ресурс] // Автокластер : [сайт]. – режим доступа: http://avtocluster.ru


Приложение 1

Уважаемые клиенты!

Наша компания проводит исследование с целью изучения покупательских предпочтений владельцев легковых автомобилей.

Вы можете помочь нам в этом, если ответите на вопросы анкеты.

Наша анкета анонимна, ее результаты будут использованы в обобщенном виде.

Отметьте, пожалуйста, галочкой Ваш вариант ответа.

1. Ваш пол

а) Муж

б) Жен

2. Средний доход в месяц (тыс. руб.)

а) От 10 до 15

б) От 15 до 20

в) От 20 до 30

г) Свыше 30

3. Какую модель автомобиля Вы имеете? ______________________________________

4. Удовлетворены ли Вы качеством своего автомобиля:

а) полностью устраивает

б) не совсем

в) совсем не устраивает

5. Есть ли недостатки в Вашем автомобиле:

а) да

б) нет

в) частично

6. Если да, то укажите причины недостатков:

а) низкие технические характеристики

б) заводской брак

в) дорогое техническое обслуживание

г) другие (указать)__________________________________________________________

7. Собираетесь ли Вы в скором времени сменить автомобиль:

а) да

б) нет

в) не знаю

8. Если да, то вы предпочтете:

а) Отечественный автомобиль

б) Зарубежный автомобиль

9. Если отечественный, то какой марки автомобиль Вы предпочитаете:

а) ГАЗ

б) ВАЗ

г) УАЗ

д) зарубежный отечественной сборки

10. Если зарубежный, то какой марки автомобиль Вы предпочитаете:

а) Toyota

б) Ford

в) Honda

г) Mercedes

д) другие (указать)_________________________________________________________

11. Устраивает ли Вас предлагаемый ассортимент легковых автомобилей:

а) полностью устраивает

б) не совсем

в) совсем не устраивает

12. Где Вы предпочтете купить автомобиль:

а) в автосалоне

б) на “автобарахолке”

в) по объявлениям в газете

13. Какой автомобиль вы предпочтете

а) новый

б) подержанный

14. Чем Вы руководствуетесь при выборе автомобиля:

а) ценой

б) техническими характеристиками, их качеством

в) эстетико-психологическими характеристиками (престижностью, цветом, отделкой кузова и т.д.)

г) экономичностью расходования бензина

д) безопасностью

е) другое (указать)_________________________________________________________

15. Какой цвет автомобиля Вы предпочитаете:

а) белый

б) черный

в) красный

г) не имеет значения

д) другой (указать)_________________________________________________________

БЛАГОДАРИМ ВАС ЗА ТО, ЧТО ВЫ ОТВЕТИЛИ НА НАШИ ВОПРОСЫ!


[1]