Главная              Рефераты - Маркетинг

Открытие кофейни Кавярня - курсовая работа

Міністерство освіти України

ДОНГТУ Донбаський Горнотехнічний Університет

Факультет економічної підготовки

Кафедра Экономической теории

КОНФИДЕНЦИАЛЬНО

БИЗНЕС-ПЛАН

"Открытие кофейни "Кав’ярня"

Сфера услуг - общественное питание

Стоимость пректа 250 - 300 тыс. грн

Составил студент

Специальности:

Содержание

Резюме

1. Отрасль, фирма и ее продукт (услуги)

1.1 Текущая ситуация и тенденции развития отрасли

1.1.1 Немного из истории развития кофейного бизнеса

1.1.2 Общая характеристика отрасли

1.2 Описание услуг

1.3 Патенты, товарные знаки и другие права собственности

1.3.1 Разрешительная документация

1.3.2 Торговые марки

1.4 Стратегия роста фирмы

2. Исследование рынка

2.1 Общая характеристика рынка продукта

2.2 Целевой рынок

2.3 Местоположение

2.4 Оценка влияния внешних факторов

3. Маркетинговый план

3.1 Стратегия маркетинга

3.2 Предполагаемые объемы продаж

4. Производственный план

4.1 Основные производственные операции

4.2 Машины и оборудование

4.3 Сырье, материалы и комплектующие

4.4 Производственные и непроизводственные помещения

5. Организационный план

5.1 Организационная форма бизнеса

5.2 Потребность фирмы в персонале

5.3 Собственники фирмы

5.5 Кадровая политика и стратегия

6. Оценка рисков

6.1 Типы возможных рисков

6.2 Способы реагирования на угрозы бизнесу

7. Финансовый план

7.1 План доходов и расходов

7.2. План движения наличности

7.3 Плановый баланс фирмы

Резюме

В целях данного бизнес-плана планируется создание кофейни под названием "Кав’ярня".

Бизнес-план документ призванный убедить инвесторов или кредиторов в целесообразности вкладывания денег в предприятие, а так же он имеет важное значение и для управленческого персонала фирмы, поскольку точно определяет содержание целей предприятия, а так же время и пути их достижения.

Деятельность создаваемого предприятия направлена на оказание услуг в сфере общественного питания. Данное предприятие будет заниматься реализацией готовой пищевой продукции. Блюда будут всегда качественные и свежие.

Производимую продукцию планируется распространять в пределах кафе, в дальнейшем так же возможно наладить доставку части продукции на дом или в офис.

Основным требованием к персоналу будет являться наличие необходимой профессиональной квалификации, а так же имеющие опыт работы в местах общественного питания.

Максимально возможная прибыль является основной целью, ради которой создаётся предприятие. Прибыль предприятия прямо пропорциональна, зависит от его производительности и формирования оптимальной атмосферы. Следовательно, только при максимальной производительности и при использовании всех производственных ресурсов можно добиться максимальной прибыли.

В будущем планируется открыть сеть кофеен.

1. Отрасль, фирма и ее продукт (услуги)

1.1 Текущая ситуация и тенденции развития отрасли

1.1.1 Немного из истории развития кофейного бизнеса

История кофе, по праву называющегося коричневым золотом, уходит в глубину столетий. Существует несколько версий происхождения слова "кофе". Наиболее распространённая - по названию горной местности на юго-западе Эфиопии - КАФФА. Отсюда и пошло наименование деревьев, приносящих необыкновенные плоды. Известна легенда о неком пастухе Калде, который пас овец в горах Абиссинии. Однажды его уставшие овцы забрели в заросли небольших деревьев с блестящими зелёными листьями и красными плодами. Овцы вволю полакомились ягодами, и их вялость как рукой сняло. Ещё недавно еле передвигающиеся животные стали резвы и веселы. Калд тоже попробовал неизвестных плодов и заметил, что голова его прояснилась, сердце забилось веселее, сонливость и апатия исчезли. Возвратившись домой, он порекомендовал соседям чудодейственные плоды, которые всем понравились и скоро добрая слава о них пошла дальше и дальше.

Из Африки кофейные деревья попадают в Йемен (ряд источников называют родиной кофе Йемен, в котором он известен с 875 года - "бинт Аль

Йемен" (дочь Йемена), и начинается распространение кофейного напитка по странам Ближнего Востока. Год от года он становится всё более и более популярным. Причём настолько, что мусульманское духовенство всерьёз обеспокоилось из-за "проклятого африканского зелья", которое благоверные предпочитали праведным молитвам. Именем пророка он был проклят, а один из владык Мекки в 1511 году приказал закрыть в городе все кофейни и чуть ли не под страхом смерти запретил подданным употреблять кофе. Но никакие даже самые суровые запреты не могли помешать популярности божественного напитка, который до наших дней является неизменным спутником жизни арабов. С Ближнего Востока кофе попадает в Турцию, где, несмотря на гонения, напиток стал неотъемлемой частью жизни жителей Оттоманской империи. Европа познакомилась с кофе в конце шестнадцатого века. Поначалу в среде католического духовенства новый напиток встретили настороженно, но он понравился папе Клименту VIII, и всё решилось самым благополучным образом. В 1646 году французский аристократ Де Ла Рок привёз из Константинополя в Марсель жареные зёрна кофе, а также джезву (турку) для приготовления напитка. Кофе пришёлся по душе марсельским купцам. Приблизительно в это же время новый напиток появился при дворе французского короля Людовика ХIV. В 1664 году Король-Солнце специальным указом одобряет продажу и потребление кофе. В начале декабря 1669 года в Париж с дипломатической миссией прибыл посланец турецкого султана Сулеймана Мустафа Ага. Он провёл во Франции несколько месяцев. Стремясь заручиться поддержкой влиятельных при дворе лиц, хитрый дипломат устраивал бесконечные приёмы и празднества в восточном духе, одним из атрибутов которых являлся экзотический напиток - кофе. Аристократам пришёлся по душе и сам кофе, и весь невиданный антураж его сопровождающий. В 1671 году в Марселе открывается первая во Франции кофейня. В 1672 году Пасквиаль Харокян (армянин по национальности, взял имя Паскаль) организовал в одной и торговых палаток на площади Сен-Жермен в Париже продажу кофе. В 1681 году открывается кафе "Регенс", которое существует в Париже на улице Сент-Оноре до сих пор. Не только сиятельным аристократам пришёлся по душе необычный напиток, который называли "чёрная кровь туземцев", "сироп из сажи", простой народ тоже пристрастился к кофе. В деревнях и маленьких городках его покупали у бродячих торговцев. В 1720 г. в Париже насчитывалось почти 400 кофеен. Кофе среди аристократии становится модным, пить его стало признаком хорошего тона. В Англии первую кофейню открыла в Лондоне в 1652 году (она существует до сих пор) гречанка, бывшая рабыня. К концу века город насчитывал уже более трёх тысяч кофеен. Первое время их называли "пенни-университет", так как основными посетителями кофеен стали студенты. За один пенс можно было получить чашечку крепкого кофе. Скоро в Вене открылось множество кофеен. Их принцип был заимствован от подобных заведений Константинополя и Дамаска. Кофейни отличались удобствами, уютом, чистотой. В них приятно было устроить и деловую встречу, и любовное свидание или просто посидеть одному. Со временем венский стиль стал эталоном, и его старались перенять повсюду в Европе. В 1839 году в Вене было 80 кафе, 50 из них функционировали в пригородах. И поныне в Австрии царит подлинный культ кофе. Обычно его подают с булочками в виде полумесяца (символ поверженной в прошлом Оттоманской империи), носящими название "кипфель", или с мягкими круглыми пончиками - "крапфенами".

В Северной Америке кофе появился в 1607 году с кораблём первых английский переселенцев. В 1668г. открывается первая кофейня в Нью-Йорке. А в 1670 году в Бостоне.

В Россию и Украину кофе попал позже, чем в Западную Европу, во второй половине ХVII века. Первое время он использовался исключительно как лекарственное средство. До наших дней дошёл рецепт придворного лекаря Самуэля Колинса, который рекомендовал царю Алексею Михайловичу Романову против упадка сил "вареное кофе". За внедрение кофейного напитка в жизнь подданных в начале восемнадцатого с усердием взялся Пётр Ι, пристрастившийся к кофе во время своей поездки в Голландию. По царскому повелению заморское зелье стали обязательно подавать на ассамблеях. В России кофе, чай, шоколад назывались напитками, а алкоголь - питиями. Кофе считался сытной, питательной жидкостью. Поэтому в ХVIII и ХIХ века никогда не говорили, что кофе пьют - его всегда "кушали", "откушивали". "Они изволили откушать кофею", - встречаем мы в произведениях Гончарова, Гоголя, Островского. Появилось слово "кофейничать", т.е. заниматься питьём.

Растворимый кофе в настоящее время стал очень популярным, хотя подлинные ценители кофе его не пьют.

На земле свыше 6 миллиардов кофейных деревьев, занимающих 4,5 миллионов гектара.

1.1.2 Общая характеристика отрасли

За последние два-три года кофейни в Украине успели вырасти в социокультурное явление.

Напиток перестал быть просто утилитарным утренним стимулятором и стал спутником времяпрепровождения совершенно европейского типа: окна от пола до потолка, особая атмосфера, тихая музыка, десятки сортов кофе. Однако, помимо всего этого, кофейни являются бизнесом не только успешным, но и обладающим сегодня гигантским потенциалом развития. Специфика ситуации в том, что уже сейчас на рынке действует несколько сетевых операторов, постоянно расширяющих свое присутствие; также известно о планах еще нескольких сетей начать активную экспансию. Причины, по которым сетевики выбирают именно этот формат, понятны: это раскрученный брэнд, единые стандарты обслуживания, близкий ассортимент в каждом заведении сети, возможность снижать издержки за счет оптовых закупок и более простое решение проблемы узнавания марки.

По результатам исследования потребительских предпочтений кофеен, около 52% опрошенных (посещающих кофейни) бывают в кофейнях несколько раз в месяц, 35% - почти каждый день, 20% - раз в неделю.

Число тех, кто впервые зашел в кофейню, совсем невелико, около 3%. Это может означать, что круг любителей провести свое время в кофейне практически сложился.

39% респондентов посещают кофейни в разное время, 26% - вечером, 16% опрошенных - во время обеда. Утро же, как отдельный вариант ответа, оказалось на самом последнем месте (4%). Складывается впечатление, что для большинства жителей города кофейни не стали тем местом, куда можно забежать перед началом рабочего дня, чтобы выпить кофе. Они по-прежнему остаются неким элементом досуга. В Украине, несмотря на свободное употребление вина и более крепких напитков, кофе так же очень популярен. Сегодня рынок кофе в Украине можно считать еще не сформированным, о чем говорят постоянные смены структуры и участников данного рынка. А 2009 год был отмечен следующими факторами: сокращение ассортимента продукции на рынке (операторы оставили в предложениях только наиболее популярные марки кофе); уменьшение объемов продаж, что было связано с финансовым кризисом; рост цен; увеличение доли рынка отечественных производителей и дешевых фальсификатов.

Данные тенденции были связаны с увеличением мировых цен на кофе, финансовым кризисом, а также с налоговой и таможенной политикой в Украине. Кроме того, одной из важных тенденций на сегодняшний день является тот факт, что потребитель стал более требовательным не только к качеству кофе, но и к качеству обслуживания и интерьеру кофейни.

Таким образом, рост рынка кофе, несмотря на активность его участников, был задержан низкой покупательной способностью населения, кризисными явлениями на финансовом рынке и рядом "технических трудностей" (налогообложение, таможенные трудности, сбои поставок и др.), связанных с ведением кофейного бизнеса. Согласно большинству экспертных оценок, общий размер рынка кофе за последний год увеличился в среднем на 11 - 15%.

1.2 Описание услуг

Кофейня "Черное золото" представляетсяв таком виде, когда посетителю предлагают несколько сортов кофе и кондитерские изделия.

Кофейня будет заниматься реализацией кофесодержащих напитков. Напитки будут высокого качества и сварены по оригинальной рецептуре.


Табл.1.1 Основные виды напитков.

Позиция Описание
Кофе LavAzza QUALITA ORO, LavAzza CREMA AROMA, Черная карта 100% Арабика, BLASER Romand, Paulig President
Эспрессо
Эспрессо Классический вкус
Американо Эспрессо, смешанный с горячей водой, сваренный для гурманов
Маккато свежеприготовленный эспрессо, покрытый чайной ложкой густой молочной пены
Red Eye (ред ай) Эспрессо, смешанный с деликатесным кофе дня
Кофе Латте Эспрессо, смешанный с теплым молоком, с бархатистой молочной пенкой сверху
Капуччино эспрессо с гладкой молочной пеной сверху
Чай
Чай зеленый Gurman's, Світ чаїв
Чай черный Gurman's, Світ чаїв

По данным проведенного социологического опроса наиболее популярными кофесодержащими напитками для жителей города Ростова-на-Дону являются Классический, Эспрессо и Капуччино.

1.3 Патенты, товарные знаки и другие права собственности

1.3.1 Разрешительная документация

Пакеты разрешительной документации для открытия кофейни ничем не отличаются от документации на ресторан.

Потребуется патент на торговую деятельность, свидетельство о регистрации торговой точки. На "документальную" сторону дела уйдет 3-6 месяцев.

Предполагается перепланировка и ремонт помещения. Нужно оформить проект реконструкции. Необходимо также получить согласие отдела по благоустройству, санэпидстанции и пожарных.

1.3.2 Торговые марки

В 2002 г. был учрежден торговый знак Гурманс (GURMAN’S). Открыт первый специализированный магазин по продаже чая, кофе и табака - "Сконё намай Гурманс" (Skonio namai Gurman’s).

Деятельность компании основывается на следующих принципах работы:

Внимание к клиенту и его запросам;

Профессионализм работников и сплоченность команды;

Высокое качество продукта;

Жесткое соблюдение производственной этики;

Гибкость и способность быстро реагировать на потребности рынка;

Поиски новинок;

Каждый из нас в той или иной степени является гурманом.

Поэтому чай который предлагает компания и называется - ГУРМАНС (GURMAN’S).

Именно Lavazza является символом итальянского эспрессо. Lavazza сегодня - это результат упорной работы со времен основателя Луиджи Lavazza, бизнес которого начался в 1895 году с приобретения небольшого продуктового магазина в самом сердце старого Турина. Со времен основания бренда кофе Lavazza завоевал популярность благодаря уникальному, идеальному вкусу эспрессо, а также использованию лучшего сырья и передовых технологических ресурсов. Lavazza предлагает полный ассортимент продукции на любой взыскательный вкус и для любого метода приготовления кофе с использованием разных типов кофемашин. Фундаментальные ценности Lavazza всегда были сосредоточены на его качестве. Кофе Lavazzа отлично подойдет для Вашого дома и офиса и с точки зрения уровня качества, и с точки зрения популярности, мировой известности.

Международная компания Paulig - один из ведущих производителей кофе. Ее миссия вдохновлять людей наслаждаться настоящим кофе. В основе деятельности компании лежат следующие принципы: качество, доверие, уважение к людям, к их национальной культуре, новаторство и открытость.

В 1904 году Густав Паулиг сказал: "Скомпрометировав качество однажды, мы можем закрыть ворота нашей фабрики".

С этого момента принцип качества является для концерна главным.

За свою долгую историю компания Paulig создала себе имя и репутацию эксперта в области кофе. Paulig закупает зеленый кофе непосредственно в странах произрастания, эксперты компании регулярно посещают кофейные плантации - все это позволяет гарантировать высокое качество продукции по наилучшей цене.

Качество кофе Paulig гарантированно производителем и подтверждено ведущими мировыми организациями, осуществляющими санитарный контроль.

История "Черной Карты " - это история успеха. Почти 10 лет назад компания "Золотые Купола" создала торговую марку, которой было суждено стать одним из лидеров не только российского рынка, но и СНГ. Марку, продажи которой с момента создания год от года неуклонно росли. Вряд ли создатели "Черной Карты" рассчитывали на такое триумфальное шествие своего детища - они просто вкладывали душу в то, что любили, - в кофе, в бренд, в дизайн, в рекламу. А именно любовь к тому, что ты делаешь, зачастую и определяет успех.

"Черная Карта" появилась в виде молотого кофе и кофе в зёрнах, которые быстро полюбились потребителям как за качество самого кофе, так и за простое запоминающееся название с приятным символом солнца на логотипе.

Окрылённые успехом производители решили продолжить развитие продуктовой линейки под этой маркой, и уже спустя два года на рынке появился растворимый кофе "Черная Карта" в кристаллах. Новый продукт обладал превосходным качеством и уникальным дизайном банки, так что после начала рекламной кампании на телевидении "Черная Карта" стала самым быстрорастущим брендом сублимированного кофе в России.

Однако для продолжения такого темпа роста всегда нужны очень большие средства, которые местным компаниям всегда тяжело привлекать, в то время как международные концерны легко идут на стратегические инвестиции. Компания Strauss, разрабатывая стратегию развития бизнеса в СНГ, пришла к выводу, что покупка брендов "Черная Карта" и KAFFA стала бы идеальным шагом для роста бизнеса, а сами бренды идеально вписались бы в портфель компании, заняв существующие ниши на каждом из рынков СНГ.

К счастью, менеджмент и владельцы обеих компаний сошлись во мнении, что такая сделка будет взаимовыгодной, и уже с апреля 2008 года Strauss занимается производством новых продуктов и продажей их в нескольких странах СНГ.

Компания Blasercafе была основана в 1922 году Вальтером Блазером и начинала свою деятельность как небольшое кафе в Цюрихе. Вскоре после этого Вальтер Блазер и его компания переехали в Берн. По сей день Blasercafе является частной компанией которая полностью принадлежит семье Блазер и зарегистрирована как предприятие Blaser cafе AG основанное в Берне, Швейцария. Управляющим директором Blasercafе является Марк Kappeli, представитель четвертого поколения семьи Blaser. Первый иностранный дистрибьютор Blasercafе начал свою деятельность в Великобритании и Нью-Йорке. На сегодняшний день компания Blaser имеет уже около 20 дистрибьюторов по всему миру.

Компания "Світ чаю " работает на чайном рынке Украины больше девяти лет и занимает ведущие позиции по продаже весового чая. Лицо компании - торговые марки "Світ чаю" и "Чайная коллекция".

Каталог компании "Світ чаю" на 2009/2010 годы включает у себя коллекцию почти всех существующих в мире видов и групп чая, включая классические черные и зеленые, которые поступают от основных стран производителей: Индии, Шри-ланки, Китая, Тайваня, Японии, Германии, Чехии и др.

Значительную часть ассортимента занимают бренды ароматизированного чая, однако есть также и фруктовые коктейли, травяные смеси, этнические чаи, - ройбуш, лапаче и мате. Производителями и упаковщиками наших чаев являются ведущие немецкие компании, которые являются воплощением

вековых традиций, высоких технологий и европейского качества.

Рецептура большинства чаев разрабатывается индивидуально, с учетом вкусов и пожеланий покупателей, а также отзывов продавцов нашего чая.

1.4 Стратегия роста фирмы

Главной задачей стратегического плана является обеспечение устойчивого конкурентного преимущества предприятия (фирмы) по всем направлениям деятельности, которое оценивается по трем моментам: наличие факторов успеха, значимость преимуществ фирмы перед конкурентами, возможность активно использовать эти преимущества длительный период.


Табл.1.2 Деятельность кофейни.

ПРОГРАММА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

КОФЕЙНИ

Обеспечение максимальной удовлетворенности потребностей

ЦЕЛИ КОФЕЙНИ

.

1. Обеспечить стабильное финансовое и материальное положение кафе на целевых рынках.

2. Организовать эффективную рекламу услуг кафе.

3. Увеличение прибыли для финансирования и исследовательских работ.

4. Увеличение объемов продаж.

5. Поднятие престижа кафе

6. Снижение производственных издержек

2. Исследование рынка

2.1 Общая характеристика рынка продукта

Для обеспечения продвижения товаров к потребителю немалую роль играет сегментирование рынка, то есть деление большого числа потребителей на более мелкие группы, которым свойственны какие-то общие характеристики, тип поведения, запросы или нужды. Цель исследования рыночного сегмента состоит в оценке существующей ситуации и разработке прогноза развития рынка. Чтобы оценить существующую ситуацию и разработать прогноз развития рынка необходимо провести следующую исследовательскую работу:

посредством анкетирования собрать информацию о потребностях населения;

посредством построения дерева потребностей определить пути удовлетворения общей потребности;

посредством построения субъектно-объектной схемы определить конкретный способ удовлетворения потребности;

посредством составления портрета потребителя определить емкость рынка.

Результаты проведенных исследований сведены в ниже приведенные диаграммы и графики.

Обедать в кофе ходят чаще всего в одиночестве или в крайнем случае в компании из 2-3 человек.

При выборе кофе посетители из 14 параметров на первые два места поставили "хороший кофе\чай" и "вкусно готовят".

Кофейные напитки, включающие в себя молоко или сливки (капучино, глясе, латте) более популярны среди посетителей кофе.

2.2 Целевой рынок

В последнее время растет престижность кофе как "светского" и даже элитного напитка. Среди кофеманов и ценителей можно встретить представителей различных социальных групп - от студентов до бизнесменов.

Создаваемая кофейня ориентирована, прежде всего, на потребителей с высоким и средним уровнем достатка, испытывающих потребность в предоставлении качественных услуг данного сегмента рынка.

В соответствии с проведенным анализом существующего рынка аналогичных видов услуг можно условно выделить следующие основные группы потенциальных потребителей:

жители расположенных рядом домов;

посетители Центрального рынка;

представители бизнеса;

студенты;

гости города.

Наиболее частые посетители кафе - молодые менеджеры (23%) и студенты (22%). Большая часть посетителей (58%) - люди с высшим образованием.

2.3 Местоположение

Для оценки месторасположения будущей кофейни используют следующие критерии:

поток клиентов;

доходность клиентов;

характеристика района.

Никто не будет спорить, что центр города - наиболее выгодное место для подобного рода заведений. Огромное количество народа, который там работает, бежит на деловые встречи, просто гуляет, может обеспечить безбедное существование не одной кофейне.

Профессионалы рекомендуют открывать кофейни в более "интеллектуальных" местах: рядом с офисами, вузами (опять же, определенного уровня).

Более демократичные заведения есть смысл располагать в таких многолюдных местах, как, например, привокзальные площади, арендовать помещения в супермаркетах или торговых центрах, где уставшие от хождения по многочисленным бутикам и магазинчикам посетители могут отдохнуть за чашечкой кофе.

Наша кофейня предположительно будет расположена в районе Центрального рынка. Наш выбор мотивирован следующими условиями:

центр города;

близость Центрального рынка;

большое скопление госучреждений (Исполком, городское отделение "Лугансквода", Горгаз, Пенсионный фонд, многочисленные отделения банков, Главпочтамт и т.д.)

2.4 Оценка влияния внешних факторов

Табл.2.1 Факторы микросреды, влияющие на рынок услуг кафе.

Положительные факторы

1. Бесперебойность работы ресторана.

2. Стабильность поставок сырья.

3. Приобретение новых потребителей.

Отрицательные факторы

1. Задержки в работе, связанные с настроением работников.

2. Нестабильность поставок сырья.

3. Потеря существующих связей с потребителями.

Положительные факторы

4. Потребители удовлетворены качеством,

оказываемых услуг.

5. Положительное отношение контактной

аудитории.

6. Нестабильная работа конкурентов.

Отрицательные факторы

4. Неудовлетворенность потребителей качеством продукции.

5. Отрицательное отношение контактной аудитории.

6. Стабильная работа конкурентов.

Уменьшить отрицательное влияние вышеперечисленных факторов, мне кажется, можно следующим образом:

1. Создать производственные запасы.

2. Наладить контакты с новыми поставщиками.

3. Постоянно контролировать настроение работников.

4. Постоянный поиск нового рынка сбыта.

5. Действовать по обстоятельствам.

Табл.2.2 Факторы макросреды, влияющие на рынок услуг кафе.

Положительные факторы

1. Принятие законов, предусматривающих

льготы для производителей такого вида услуг

2. Повышение общего уровня покупательной способности.

3. Спад инфляции.

4. Снижение уровня безработицы.

5. Рост уровня образования.

6. Быстрый рост субкультур.

7. Быстрое изменение в ценностях и идеях.

8. Использование новых технологий.

Отрицательные факторы

1. Принятие законов, ущемляющих права производителей услуг.

2. Снижение общего уровня покупательной способности.

3. Рост инфляции.

4. Увеличение уровня безработицы.

5. Снижение уровня образования.

6. Медленный рост субкультур.

7. Медленное изменение в ценностях и идеях.

8. Не использование новых технологий.

3. Маркетинговый план

3.1 Стратегия маркетинга

Главной целью проектируемого предприятия является проникновение на рынок и последующее расширение рыночной доли. Главной стратегией предприятия является комплексная стратегия по предоставлению продукции более высокого качества и по более низким ценам, а также расширение ассортимента изделий. Исходя из этого, стратегией маркетинга избирается стратегия расширения спроса за счет стимулирования объема продаж, ценовой политики и неценовых факторов конкурентной борьбы, создания положительного имиджа кафе.

СТРАТЕГИИ КОФЕЙНИ

1. Увеличение доли существующего рынка за счет более эффективной рекламы и стимулирования сбыта. (Стратегия расширения доли рынка).

2. Создание услуги, не имеющей на рынке аналогов (в данном случае услуга "Доставка на дом"). (Стратегия инноваций).

3. Внедрение совершенных форм обслуживания, а также улучшение системы сбыта и качества продуктов. (Стратегия дифференциации продукции).

4. Снижение издержек путем уменьшения накладных расходов, сокращение эксплуатационных и административных расходов.

5. Внедрение мероприятий по охране окружающей среды (паблисити).

Целью планирования маркетинга является определение позиции на данный момент: куда фирма хочет двигаться и как ей добиться намеченного.

Результаты разработки и реализации плана маркетинга предопределяет получение намеченного дохода. Этот план служит основой для всех других видов деятельности фирмы. Он является эффективным инструментом управления и представляется в целом виде или по частям всем тем, кто непосредственно участвует в процессе планирования деятельности фирмы.

Итак, в план маркетинга входят следующие пункты:

1. Ценообразование.

2. Схема распространения услуг.

3. Методы стимулирования сбыта (продаж).

4. Реклама.

5. Формирование общественного мнения о ресторане и услуге.

При анализе способов ценообразования можно предположить, что

цена услуги будет определяться исходя из:

1). Себестоимости продукции;

2). Цены конкурентов на аналогичную продукцию;

3). Уникальных достоинств услуги;

4). Цены, определяемой спросом на данную продукцию.

На основе себестоимости будет оцениваться минимально возможная

цена продукции, которая соответствует наименьшим издержкам производства.

На основе анализа цен конкурентов будет определяться средний уровень цен на продукцию. Максимально возможная цена будет устанавливаться для продуктов, отличающихся высоким качеством или уникальными достоинствами.

Цены, определяемые спросом или конъюнктурой рынка данной продукции, могут колебаться во всем диапазоне от минимальных до максимальных цен. Эти цены будут меняться в различные периоды жизненного цикла продукции.

Важным с точки зрения маркетинга является разработка руководством

кафе своей ценовой политики.

Целенаправленная ценовая политика заключается в следующем: надо устанавливать на свои услуги такие цены и так изменять их в зависимости

от ситуации на рынке, чтобы овладеть определенной долей рынка, получить

желаемый объем прибыли.

При разработке ценовой политики следует учитывать следующие этапы ценообразования:

Выход на новый рынок .

Чтобы возбудить интерес потребителей к продукции кафе и постепенно

закрепиться на новом рынке, целесообразно будет установить более низкие цены по сравнению с ценами конкурентов. Такая ценовая политика выгодна на первоначальном этапе проникновения на новый рынок. Далее, по мере завоевания определенной доли рынка и формирования устойчивой клиентуры, цены на продукцию постепенно будут повышаться до уровня цен конкурентов.

Защита позиции.

Кафе в условиях конкуренции будет стремиться сохранить ту долю рынка, которой он владеет. К основным факторам, учитываемым при конкуренции, относятся: цена, качественные показатели продукции, время обслуживания, условия платежа, реклама, работа с общественностью и другие мероприятия системы стимулирования сбыта. Кафе может быть использована открытая ценовая “война", которая заключается в том, что кафе

может резко снизить цену на продукцию. Тогда в ответ другие кафе должны будут также снизить свои цены, при этом наиболее слабым конкурентам

придется уйти с рынка.

Последовательный проход по сегментам рынка.

На этом этапе продукция будет предлагаться сначала тем сегментам рынка, где потребители готовы заплатить высокую цену. После получения повышенных ("премиальных") цен кафе перейдет последовательно к сбыту продукции по более низким ценам на такие сегменты рынка, которые характеризуются большей эластичностью спроса (увеличением объема покупок при снижении цены).

Удовлетворительное возмещение затрат.

На этом этапе будет использоваться политика "целевых цен", то есть таких, которые в течение 1-2 лет при оптимальной загрузке производственных мощностей (обычно 80%) обеспечивают возмещение затрат и расчетную прибыль на вложенный капитал (обычно 15-20%). При этом, как правило, риск минимален.

Методы стимулирования сбыта (продаж)

Стимулирование сбыта - использование разнообразных стимулирующих средств, способствующих совершению покупки. В кафе будут использоваться следующие средства:

Стимулирование потребителей - распространение купонов для покупки со скидкой; гарантирование возврата денег при плохом качестве продукции, несоответствующем обслуживании; использование "психологических цен".

Стимулирование собственного персонала - всевозможные премии.

Проведение различных конференций.

Реклама. Руководством ресторана будет использоваться информативная реклама, которая предназначена для ознакомления потенциального

потребителя с услугами, оказываемыми рестораном. Далее по ходу развития ресторана будет использоваться напоминающая реклама.

Формирование общественного мнения о ресторане и услуге. В этом направлении будут проводиться следующие мероприятия:

Будут помещаться статьи в газетах о кафе (его достижениях в общественной и благотворительной деятельности);

Будут распространяться рекламные буклеты и листовки;

Будут проводиться презентации с привлечением местных СМИ.

3.2 Предполагаемые объемы продаж

Объем продаж зависит от следующих факторов:

производственная площадь (размер торгового зала, количество посадочных мест);

производственная мощность оборудования (количество кофеварок, их производительность, наличие качественного оборудования);

режим работы кофейни;

наличие квалифицированного персонала;

качество продукции и обслуживания.

Предполагаемая площадь кофейни - 60 м2 , площадь торгового зала - 40 м2 . Количество посадочных мест: 53 (12 столов с 4 стульями + 5 барных стульев).

Планируется приобрести 2 кофеварки с единовременным изготовлением 2 чашек кофе каждая. На изготовление 2 чашек кофе в среднем уходит 2-3 мин. На изготовление 1 чашки чая - до 5 мин.

Режим работы кофейни "Кав'ярня": с 900 до 2300 (14 часов рабочего времени). Выходной: понедельник. Перерыв персонала: в течение рабочего дня посменно.

Посетителей кофейни будут обслуживать 2 бариста, прошедших профессиональные курсы бариста, и 2 официанта.

Сырье (кофе, чай) предполагается закупать 2 раза в месяц, скоропортящиеся продукты (молоко, фрукты, кондитерка, мороженое) - 1 раз в 2 дня.

Планируемый объем реализации продукции приведен в таблице.


Табл.3.2 Планируемый объем реализации продукции.

Наименование продукции Расчеты на день Расчеты на месяц
Кол-во, шт.

Цена,

Грн

Сумма, грн Кол-во, шт.

Цена,

грн

Сумма, грн
Кофе в ассортименте 312 6,00 1872,00 8112 6,00 48672,00
Чай в ассортименте 208 5,00 1040,00 5408 5,00 27040,00
Десерт (торты, мороженое и др.) 120 8,00 960,00 3120 8,00 24960,00
Коктейли в ассортименте 65 8,00 520,00 1690 8,00 13520,00
ИТОГО 4932,00 114192,00

4. Производственный план

4.1 Основные производственные операции

Основным видом деятельности кофейни "Кав'ярня" является реализация кофейных, чайных напитков, кондитерских изделий, коктейлей и мороженого и других десертов.

Процесс реализации данных видов продукции состоит из следующих действий:

прием заказа;

обработка заказа;

приготовление напитка;

формирование заказа;

подача заказа.

Процесс приготовления чашечки кофе составляет 2-3 минуты, от принятия до подачи заказа - 5-7 мин. Чашечки чая - 3-5 мин.

4.2 Машины и оборудование

Для реализации продукции будет использоваться следующее оборудование и вспомогательные материалы:

Табл.4.1 Оборудование и вспомогательные материалы.

Наименование оборудования Количество единиц, шт Цена за единицу, грн Сумма
1 2 3 4
Кофеварка Saeco Incanto Rondo Nero - ARG 1 7668,00 7668,00
Кофеварка Spidem Villa 1 5532,00 5532,00
Кофемолка без дозатора с прищепкой MAKAD MGU 1 3828,00 3828,00
Холодильная витрина-горка УМКА 1 6500,00 6500,00
Холодильный шкаф УМКА 1 8000,00 8000,00
Фильтр для смягчителя воды 1 100,00 100,00
Кассовый аппарат 1 2000,00 2000,00
Стеллажи-витрины 2 2500,00 5000,00
Стол + 4 стула 12 1700,00 20400,00
Барная стойка 1 10900,00 10900,00
Барные стулья 5 200,00 1000,00
Чайник 2 200,00 400,00
Блендер 1 400,00 400,00
Капучинатор 2 200,00 200,00
Шоколадница 2 200,00 400,00
Посудомоечная машина 1 2000,00 2000,00
Ремонт помещения 1 50000,00 50000,00
ИТОГО: 123928,00
Вспомогательные материалы, в т. ч.:
Сплит система 1 7000,00 7000,00
Система ТВ 1 10000,00 10000,00
Кофейные чашки + блюдца 40 10,00 400,00
Чайные чашки + блюдца 20 10,00 200,00
Ложка кофейная 40 6,00 240,00
Ложка чайная 20 5,00 100,00
Ложка десертная 60 7,00 420,00
Десертные тарелки 60 8,00 480,00
Креманки 40 15,00 600,00
Бокалы коктельные 40 15,00 600,00
Стаканы для воды 60 8,00 480,00
Заварник чайный 12 15,00 180,00
Сахарница 12 15,00 180,00
Салфетница 12 15,00 180,00
Разносы 10 30,00 300,00
Тортовница ярусная 2 70,00 140,00
Тортовница низкая 6 30,00 180,00
Банка жестяная для чая/кофе 60 16,00 960,00
Аксессуары 1 5000,00 5000,00
Санузел 2 10250,00 20500,00
ИТОГО 48140,00
ВСЕГО: 172068,00

4.3 Сырье, материалы и комплектующие

Для производства продукции планируемого объёма и оказания услуг были использованы следующие материалы:

Табл.4.2 Сырьё и материалы

Наименование материала Средняя норма расхода на одну порцию, кг Итого в день, кг Цена, грн Ежедневный расход, грн Расход на месяц, грн
1 порция кофе:
Кофе (кг) 0,015 4,68 193,00 905,11 23532,86
Молоко (л) 0,015 4,68 5,00 23,40 608,40
Сахар (кг) 0,015 4,68 7,00 32,76 851,76
1 порция чая:
Чай (кг) 0,02 4,16 200,00 832,00 21632,00
Сахар (кг) 0,015 3,12 7,00 21,84 567,84
1 коктейль:
Молоко (л) 0,150 9,750 5,00 48,75 1267,50
Мороженое (кг) 0,100 6,5 18,00 117,00 3042,00
Фрукты (кг) 0,05 3,25 6,00 19,50 507,00
Мороженое порционное (кг) 0, 200 4,0 18,00 72,00 1872,00
Кондитерка (кг) 0, 200 20,0 20,00 400,00 10400,00
Итого 2472,36 64281,36

4.4 Производственные и непроизводственные помещения

Кофейня "Кав'ярня" будет арендовать площадь объемом 60 м2 , ежемесячный арендный платеж составит 1800,00 грн, что в год составит 21600, 00 грн. На производственную площадь отведено 40 м2 (торговый зал), непроизводственная площадь - 20 м2 (санузел для клиентов, санузел для персонала, подсобное помещение). Складские помещения отсутствуют.

5. Организационный план

5.1 Организационная форма бизнеса

Кофейня "Кав'ярня" будет представлять собой частную фирму, вести свою деятельность на основании Гражданского кодекса Украины, принятого Верховной Радой. Фирма будет являться юридическим лицом и действовать на основе Закона Украины "О частном предпринимательстве", будет иметь собственное имущество, самостоятельный баланс.

5.2 Потребность фирмы в персонале

Руководство деятельностью предприятия будет осуществляться собственниками.

Собственник - является материально-ответственным лицом, он действует от имени предприятия, представляет его интересы во всех предприятиях различных форм собственности. По хозяйственной деятельности заключает договоры, открывает расчетный счет в банке, выдает доверенности.

Собственник фирмы в соответствии с трудовым законодательством осуществляет прием и увольнение граждан, привлекаемых к участию в трудовой деятельности, применяет к ним поощрения и взыскания.

Организацией производственного процесса, хозяйственной деятельностью кофейни, руководством персоналом, размещением заказов и расчетами с поставщиками, а также выплатой заработной платы занимается администратор. Администратор подчиняется непосредственно владельцам, которым подает еженедельный отчет о деятельности кофейни.

Бухгалтер следит за правильным ведением документации. Бухгалтер должен организовать и осуществлять бухгалтерский учет, проверять достоверность получаемой информации, контролировать соблюдение законности при расходовании денежных и материальных ресурсов. Осуществляет учет поступающих денежных средств, товарно-материальных ценностей, основных средств и своевременное отражение на соответствующих бухгалтерских счетах операций, связанных с их движением, а также учет издержек производства и обращения, исполнение смет расходов. Образование высшее, знание навыков бухгалтерского учета в торговле. Опыт работы от 2-х лет.

Численность производственного персонала будет определяться исходя из функциональной целесообразности. Система оплаты труда будет построена на основе должностных окладов и зависеть от величины фактически отработанного времени и достижения конечных результатов деятельности предприятия.

Табл.5.1. Численность персонала

Специальность

Количество,

чел.

Заработная плата в месяц, грн. Сумма заработной платы за месяц, грн
Основной персонал
Барист 2 1500,00 3000,00
Вспомогательный персонал
Официант 2 1000,00 2000,00
Уборщица 1 600,00 600,00
Сторож 2 400,00 800,00
Управленческий персонал
Администратор 1 2000,00 2000,00
Бухгалтер 1 100,00 100,00
Итого 9 8600,00

5.3 Собственники фирмы

Собственниками кофейни "Кав'ярня" являются частные лица, заключившие договор о создании совместного частного предприятия и вложившие в организацию фирмы собственные средства в размере 100 тыс. грн каждый. Собственники фирмы имеют равные права в принятии производственных решений, организации и управлении кофейни, распределении прибыли, несут совместную материальную ответственность за деятельность фирмы и конечный результат.

5.4 Организационная схема управления

5.5 Кадровая политика и стратегия

Подбор персонала планируется осуществлять перед пуском производства с учетом следующих требований:

наличие профессиональной подготовки и квалификации по данной специальности;

наличие опыта работы на аналогичных предприятиях общественного питания;

коммуникабельность, умение работать с клиентами;

знание нормативных документов, регламентирующих работу в сфере торговли и общественного питания.

В фирме существует система премий и поощрений в виде подарков к праздникам. Красные даты календаря отмечены выходными днями.

6. Оценка рисков

6.1 Типы возможных рисков

Сложность классификации предпринимательских рисков заключается в их многообразии. С риском предпринимательские фирмы сталкиваются всегда при решении как текущих, так и долгосрочных задач. Существуют определенные виды рисков, действию которых подвержены все без исключения предпринимательские организации, но наряду с общими есть, специфические виды риска, характерные для определенных видов деятельности: так, банковские риски отличаются от рисков в страховой деятельности, а последние в свою очередь от рисков в производственном предпринимательстве.

Видовое разнообразие рисков очень велико - от пожаров и стихийных бедствий до межнациональных конфликтов, изменений в законодательстве, регулирующем предпринимательскую деятельность, и инфляционных колебаний.

Кроме этого, экономическое и политическое развитие современного мира порождает новые виды риска, которые довольно трудно определить, оценить количественно. Транснационализация бизнеса сопровождается созданием сложных финансовых и производственных взаимосвязей. Возникает "эффект домино", который в случае краха одной компании влечет за собой ряд банкротств компаний, связанных с компанией-банкротом. Усиление компьютеризации и автоматизации производственно-хозяйственной деятельности предпринимательских организаций приводит к возможности потерь в результате сбоя компьютерной системы, сбоя вычислительной техники. Особое значение в последние годы приобрели риски, связанные с политическими факторами, так как они несут с собой крупные потери для предпринимательства.

В экономической литературе, посвященной проблемам предпринимательства, нет стройной системы классификации предпринимательских рисков. Существует множество подходов к классификации риска. Определенный интерес представляет классификация предпринимательского риска И. Шумпетером, который выделяет два вида риска:

риск, связанный с возможным техническим провалом производства, сюда же относится также опасность потери благ, порожденная стихийными бедствиями;

риск, сопряженный с отсутствием коммерческого успеха.

Ю. Осипов различает три вида предпринимательского риска: инфляционный, финансовый и операционный . В свою очередь С. Валдайцев разделяет все риски на две группы: коммерческие и технические . Существуют и другие подходы к классификации предпринимательских рисков, но они, как правило, повторяют рассмотренные выше. Однако все перечисленные виды риска недостаточно полно отражают его разнообразие, поэтому необходимо в первую очередь выделить типы рисков, сгруппировав их по определенным признакам.

С риском предприниматель сталкивается на разных, этапах своей деятельности, и, естественно, причин возникновения конкретной рисковой ситуации может быть очень много. Обычно под причиной возникновения подразумевается какое-то условие, вызывающее неопределенность исхода ситуации. Для риска такими источниками являются: непосредственно хозяйственная деятельность, деятельность самого предпринимателя, недостаток информации о состоянии внешней среды, оказывающей влияние на результат предпринимательской деятельности. Исходя из этого, следует различать:

риск, связанный с хозяйственной деятельностью;

риск, связанный с личностью предпринимателя;

риск, связанный с недостатком информации о состоянии внешней среды.

В связи с тем, что вероятность возникновения последнего риска обратно пропорциональна тому, насколько предпринимательская фирма информирована о состоянии внешней среды по отношению к своей фирме, он наиболее важен в современных условиях хозяйствования. Недостаточность информации о партнерах (покупателях или поставщиках), особенно их деловом имидже и финансовом состоянии, грозит предпринимателю возникновением риска. Недостаток информации о налогообложении в Украине или в стране зарубежного партнера - это источник потерь в результате взыскания штрафных санкций с предпринимательской фирмы со стороны государственных органов. Недостаток информации о конкурентах также может стать источником потерь для предпринимателя.

Риск, связанный с личностью предпринимателя, определяется тем, что все предприниматели обладают различными знаниями в области предпринимательства, различными навыками и опытом ведения предпринимательской деятельности, различными требованиями к уровню рискованности отдельных сделок.

По сфере возникновения предпринимательские риски можно подразделить на внешние и внутренние . Источником возникновения внешних рисков является внешняя среда по отношению к предпринимательской фирме. Предприниматель не может оказывать на них влияние, он может только предвидеть и учитывать их в своей деятельности.

Таким образом, к внешним относятся риски, непосредственно не связанные с деятельностью предпринимателя. Речь идет о непредвиденных изменениях законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность; неустойчивости политического режима в стране деятельности и других ситуациях, а соответственно и о потерях предпринимателей, возникающих в результате начавшейся войны, национализации, забастовок, введения эмбарго.

Источником внутренних рисков является сама предпринимательская фирма. Эти риски возникают в случае неэффективного менеджмента, ошибочной маркетинговой политики, а также в результате внутрифирменных злоупотреблении.

Основными среди внутренних рисков являются кадровые риски, связанные с профессиональным уровнем и чертами характера сотрудников предпринимательской фирмы.

В современных условиях хозяйствования выделяют два типа предпринимательского риска по уровню принятия решений: макроэкономический (глобальный) риск и риск на уровне отдельных фирм (локальный).

С точки зрения длительности во времени предпринимательские риски можно разделить на кратковременные и постоянные . К группе кратковременных относятся те риски, которые угрожают предпринимателю в течение конечного известного отрезка времени, например, транспортный риск, когда убытки могут возникнуть во время перевозки груза, или риск неплатежа по конкретной сделке.

К постоянным рискам относятся те, которые непрерывно угрожают предпринимательской деятельности в данном географическом районе или в определенной отрасли экономики, например, риск неплатежа в стране с несовершенной правовой системой или риск разрушений зданий в районе с повышенной сейсмической опасностью.

Поскольку основная задача предпринимателя - рисковать расчетливо, не переходя ту грань, за которой возможно банкротство фирмы, следует выделять допустимый, критический и катастрофический риски . Допустимый риск - это угроза "полной потери прибыли от реализации того или иного проекта или от предпринимательской деятельности в целом. В данном случае потери возможны, но их размер меньше ожидаемой предпринимательской прибыли; таким образом; данный вид предпринимательской деятельности или конкретная сделка, несмотря на вероятность риска, сохраняют свою экономическую целесообразность.

Следующая степень риска, более опасная в сравнении с допустимым - это критический риск. Этот риск связан с опасностью потерь в размере произведенных затрат на осуществление данного вида предпринимательской деятельности или отдельной сделки. При этом критический риск первой степени связан с угрозой получения нулевого дохода, но при возмещении произведенных предпринимателем материальных затрат. Критический риск второй степени связан с возможностью потерь в размере полных издержек в результате осуществления данной предпринимательской деятельности, то есть вероятны потери намеченной выручки и предпринимателю приходится возмещать затраты за свой счет.

Под катастрофическим понимается риск, который характеризуется опасностью, угрозой потерь в размере, равном или превышающем все имущественное состояние предпринимателя. Катастрофический риск, как правило, приводит к банкротству предпринимательской фирмы, так как в данном случае возможна потеря не только всех вложенных предпринимателем в определенный вид деятельности или в конкретную сделку средств, но и его имущества. Это характерно для ситуации, когда предпринимательская фирма получала внешние займы под ожидаемую прибыль; при возникновении катастрофического риска предпринимателю приходится возвращать кредиты из личных средств.

По степени правомерности предпринимательского риска могут быть выделены: оправданный (правомерный) и неоправданный (неправомерный) риски. Возможно, это наиболее важный для предпринимательского риска элемент классификации, имеющий наибольшее практическое значение. Для разграничения оправданного и неоправданного предпринимательского риска необходимо учесть в первую очередь то обстоятельство, что граница между ними в разных видах, предпринимательской деятельности, в разных секторах экономики различна. Так, в области научно-технического прогресса допустимая вероятность получения отрицательного результата на стадии фундаментальных исследований составляет 5 - 10%, прикладных научных разработок - 80-90%, проектно-конструкторских разработок - 90-95%. Очевидно, что данная область деятельности характеризуется высоким уровнем риска, вместе с тем существуют отдельные отрасли, например, атомная энергетика, где возможность риска вообще не допускается.

Все предпринимательские риски можно также разделить на две большие группы в соответствии с возможностью страхования: страхуемые и не страхуемые . Предприниматель может частично переложить риск на другие субъекты экономики, в частности обезопасить себя, осуществив определенные затраты в виде страховых взносов. Таким образом, некоторые виды риска, такие, как: риск гибели имущества, риск возникновения пожара, аварий и др., предприниматель может застраховать.

Однако существует еще одна группа рисков, которые не берутся страховать страховые компании, но при этом именно взятие на себя нестрахуемого риска является потенциальным источником прибыли предпринимателя. Но если потери в результате страхового риска покрываются за счет выплат страховых компаний, то потери в результате нестрахуемого риска возмещаются из собственных средств предпринимательской фирмы. Основными внутренними источниками покрытия риска являются: собственный капитал фирмы, а также специально созданные резервные фонды. Кроме внутренних, есть еще и внешние источники покрытия вероятных потерь/например, за дочерние банки отвечает материнский банк.

Следует выделить еще две большие группы рисков: статистические (простые) и динамические (спекулятивные). Особенность статистических рисков заключается в том, что они практически всегда несут в себе потери для предпринимательской деятельности. При этом потери для предпринимательской фирмы, как правило, означают и потери для общества в целом.

В соответствии с причиной потерь статистические риски могут далее подразделяться на следующие группы:

вероятные потери в результате негативного действия на активы фирмы стихийных бедствий (огня, воды, землетрясений, ураганов и т.п.);

вероятные потери в результате преступных действий;

вероятные потери вследствие принятия неблагоприятного законодательства для предпринимательской фирмы (потери связаны с прямым изъятием собственности либо с невозможностью взыскать возмещение с виновника из-за несовершенства законодательства);

вероятные потери в результате угрозы собственности третьих лиц, что приводит к вынужденному прекращению деятельности основного поставщика или потребителя;

потери вследствие смерти или недееспособности ключевых работников фирмы либо основного собственника предпринимательской фирмы (что связано с трудностью подбора квалифицированных кадров, а также с проблемами передачи прав собственности).

В отличие от статистического риска динамический риск несет в себе либо потери, либо прибыль для предпринимательской фирмы. Поэтому их можно назвать "спекулятивными".

Кроме того, динамические риски, ведущие к убыткам для от дельной фирмы, могут одновременно принести выигрыш для общества в целом. Поэтому динамические риски являются трудными для управления. Далее в работе анализируется сущность следующих рисков:

политический риск;

производственный риск;

коммерческий риск;

финансовый риск;

технический риск;

отраслевой риск;

инновационный риск.

6.2 Способы реагирования на угрозы бизнесу

Кофейня "Кав’ярня", учитывая возможные изменения рыночной ситуации, рассмотрела возможные риски, которые могут привести к потере части капитала фирмы, а так же к дополнительным расходам.

Снижению общего уровня покупательской способности - вероятность есть, но, к сожалению, мы не можем спрогнозировать на должном уровне подобную ситуацию, т.к. это зависит от многих факторов и событий в стране. Мы, в свою очередь можем лишь снизить свои цены по возможности до минимума.

Инфляция - всегда присутствует. В зависимости от её роста будем повышать цены, но не более чем цены конкурентов.

Активизация старых конкурентов, появление новых, для этого необходима будет корректировка методов продвижения, проведение маркетинговых исследований, концентрация усилий, увеличение рекламы.

Низкая квалификация кадров - риск возможен и может привести к увеличению аварий и брака, к снижению ритмичности и объемов производства. Он нейтрализуется тщательным отбором кадров, производимым учредителями.

Рост цен на сырье - нейтрализуется предварительными закупками ресурсов на годовую программу, что позволяет уменьшить расходы на закупку сырья.

Качество сырья и своевременность поставок - у владельцев кофейни существует определенный набор методов при отборе поставщиков. Прежде, чем начать работу с новым поставщиком, заключается договор о сроках поставки, количестве и ценах сырья, качестве сырья, необходимости наличия сопроводительных документов, сертификатов качества, форс-мажорных обстоятельствах, а также об ответственности сторон при срывах поставок.

7. Финансовый план

7.1 План доходов и расходов

Общий объем реализации продукции мы берем, исходя из планируемого объема продаж на основе маркетингового исследования.

Выручка от реализации за месяц составит 114 192, 00 грн; за год:

114192,00×12 = 1370304,00 грн

Прямые затраты включают в себя:

Материальные затраты, составляющие 64 281,36 грн за месяц, за год:

64281,36×12 = 771376,32 грн.

Затраты труда: за месяц - 8600 грн, за год:

8600×12 = 103200,00 грн

Итого за месяц: 64281,36 + 8600,00 = 72881,36 грн

Итого за год: 771376,32 + 103200,00 = 874576, 32 грн

Операционные затраты состоят из:

Страховых платежей в Пенсионный фонд, что составляет 32% от фонда основной заработной платы:

Месяц: 8600×32% = 2752,00 грн

Год: 2752,00×12 = 33024,00 грн

Аренды в размере 1800,00 грн за месяц (согласно договору аренды), что составит 21600,00 грн в год.

Амортизации оборудования, которая рассчитывается линейным методом на 3 года по формуле:

(1: n) ×100%,

Где n - количество месяцев.

(1: 36) ×100% = 2,78%

123928,00×2,78% = 3445, 198 грн в месяц

3445, 198×12 = 41342,3808 грн в год

Прочие расходы включают в себя коммунальные платежи в размере 600,00 грн в месяц, что за год составит 7200,00 грн.

На открытие кофейни планируются затраты в размере 300 000,00 грн. Владельцами фирмы будут обеспечены собственные средства в объеме 200000,00 грн, остаток суммы будет покрыт за счет заемных средств.

Владельцами фирмы в банке взят кредит на сумму 100 000,00 грн под 25% годовых сроком на 3 года. График погашения кредита представлен в приложениях.

Подоходный налог от прибыли фирмы составляет 25% ежемесячных платежей.

Все данные расчетов сведены в таблицу.

Табл.7.1. План доходов и расходов.

Показатели Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Итого год
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
Объем продаж 114192,00 114192,00 114192,00 114192,00 114192,00 114192,00 114192,00 114192,00 114192,00 114192,00 114192,00 114192,00 1370304
Прямые затраты, в т. ч 72881,36 72881,36 72881,36 72881,36 72881,36 72881,36 72881,36 72881,36 72881,36 72881,36 72881,36 72881,36 874576,32
Материальные затраты 64281,36 64281,36 64281,36 64281,36 64281,36 64281,36 64281,36 64281,36 64281,36 64281,36 64281,36 64281,36 771376,32
Затраты труда 8600,00 8600,00 8600,00 8600,00 8600,00 8600,00 8600,00 8600,00 8600,00 8600,00 8600,00 8600,00 103200,00
Валовый доход 41310,64 41310,64 41310,64 41310,64 41310,64 41310,64 41310,64 41310,64 41310,64 41310,64 41310,64 41310,64 495727,68
Операционные затраты, в т. ч. 8597, 198 8597, 198 8597, 198 8597, 198 8597, 198 8597, 198 8597, 198 8597, 198 8597, 198 8597, 198 8597, 198 8597, 198 103166,38
Страховые платежи 2752,00 2752,00 2752,00 2752,00 2752,00 2752,00 2752,00 2752,00 2752,00 2752,00 2752,00 2752,00 33024,00
Аренда 1800,00 1800,00 1800,00 1800,00 1800,00 1800,00 1800,00 1800,00 1800,00 1800,00 1800,00 1800,00 21600,00
Амортизация 3445, 198 3445, 198 3445, 198 3445, 198 3445, 198 3445, 198 3445, 198 3445, 198 3445, 198 3445, 198 3445, 198 3445, 198 41342,38
Прочие расходы 600,00 600,00 600,00 600,00 600,00 600,00 600,00 600,00 600,00 600,00 600,00 600,00 7200,00
Операционная прибыль 32713,442 32713,442 32713,442 32713,442 32713,442 32713,442 32713,442 32713,442 32713,442 32713,442 32713,442 32713,442 392561,31
Сумма кредита 4860,777 4802,915 4745,054 4687, 193 4629,332 4571,471 4513,610 4455,749 4397,888 4340,027 4282,166 4224,304 54510,486
Прибыль после упл. кредита 27852,665 27910,527 27968,388 28026,249 28084,110 28141,971 28199,832 28257,693 28315,554 28373,415 28431,276 28489,138 338050,82
Сумма налогов 6963,166 6977,631 6992,097 7006,562 7021,027 7035,492 7049,958 7064,423 7078,888 7093,353 7107,819 7122,284 84512,71
Чистая прибыль (убыток) 20889,499 20932,896 20976,291 21019,657 21063,083 21106,479 21149,874 21193,270 21236,666 21280,062 21323,457 21366,854 253538,11

План доходов и расходов рассчитан по месяцам первого года деятельности, кварталам второго, полугодиям третьего года, он отражает устойчивую прибыль.

Табл.7.2. План доходов и расходов на 2011 и 2012 гг.

Показатели

Ι квартал

2011

ΙΙ квартал

2011

ΙΙΙ квартал 2011

ΙV квартал

2011

Итого 2011

Ι полугодие

2012

ΙΙ полугодие

2012

Итого 2012
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Объем продаж 342576,00 342576,00 342576,00 342576,00 1370304 685152,00 685152,00 1370304
Прямые затраты, в т. ч 218644,08 218644,08 218644,08 218644,08 874576,32 437288,16 437288,16 874576,32
Материальные затраты 192844,08 192844,08 192844,08 192844,08 771376,32 385688,16 385688,16 771376,32
Затраты труда 25800,00 25800,00 25800,00 25800,00 103200,00 51600,00 51600,00 103200,00
Валовый доход 123931,92 123931,92 123931,92 123931,92 495727,68 247863,84 247863,84 495727,68
Операционные затраты, в т. ч. 25791,594 25791,594 25791,594 25791,594 103166,38 51583,188 51583,188 103166,38
Страховые платежи 8256,00 8256,00 8256,00 8256,00 33024,00 16512,00 16512,00 33024,00
Аренда 5400,00 5400,00 5400,00 5400,00 21600,00 10800,00 10800,00 21600,00
Амортизация 10335,594 10335,594 10335,594 10335,594 41342,376 20671,188 20671,188 41342,376
Прочие расходы 1800,00 1800,00 1800,00 1800,00 7200,00 3600,00 3600,00 7200,00
Операционная прибыль 98140,326 98140,326 98140,326 98140,326 392561,31 196280,65 196280,65 392561,31
Сумма кредита 12325,746 11804,991 11284,248 10763,497 46178,482 19964,75 17881,773 37846,52
Прибыль после упл. кредита 85814,58 86335,335 86856,078 87376,829 346382,82 176315,9 178398,88 354714,78
Сумма налогов 21453,644 21583,833 21714,019 21844,182 86595,678 44078,975 44599,72 88678,695
Чистая прибыль (убыток) 64369,936 64751,502 65142,059 65532,647 259787,15 132236,93 133799,16 266036,09

Расчет точки безубыточности графическим методом.

Постоянные затраты
Суммарные затраты
Переменные затраты
Объем, шт

Расчет точки безубыточности аналитическим методом.

Точка безубыточности рассчитывается по формуле:

Где Q - объем продаж при условии безубыточной работы фирмы, шт.;

Зопер - постоянные затраты, грн.;

Цед - цена единицы продукции, грн.;

Зпр/ед - переменные затраты на единицу продукции, грн.

Так как в ассортименте кофейни имеется несколько видов продукции различных по ценам и затратам, выведем среднюю цену и средние затраты на единицу продукции.

Средняя цена получена путем деления выручки за месяц (грн) на общий объем продаж продукции за месяц (шт), что составляет 6,229 грн.

Средние переменные затраты на единицу продукции рассчитаны таким образом: переменные затраты за месяц (грн) разделили на общий продаж продукции за месяц (шт), что составило 3, 506 грн.

7.2. План движения наличности

Табл. 7.3. План движения наличности.

Денежные потоки, грн 2010 2011 2012
Ι квартал ΙΙ квартал ΙΙΙ квартал ΙV квартал Ι квартал ΙΙ квартал ΙΙΙ квартал ΙV квартал Ι квартал ΙΙ квартал ΙΙΙ квартал ΙV квартал
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
ПОСТУПЛЕНИЯ:
Собственные средства 200000,00
Заемные средства 100000,00
Выручка от реализации 228384,00 342576,00 342576,00 342576,00 342576,00 342576,00 342576,00 342576,00 342576,00 342576,00 342576,00 342576,00
ВСЕГО 528384,00 342576,00 342576,00 342576,00 342576,00 342576,00 342576,00 342576,00 342576,00 342576,00 342576,00 342576,00
ПЛАТЕЖИ
Расчеты с поставщиками оборудования 123928,00
Расчеты за вспомогательные материалы 48140,00
Расчеты с поставщиками сырья 192844,08 192844,08 192844,08 192844,08 192844,08 192844,08 192844,08 192844,08 192844,08 192844,08 192844,08 192844,08
Ежегодно возобновляемые постоянные издержки:
Заработная плата с отчислениями 34056,00 34056,00 34056,00 34056,00 34056,00 34056,00 34056,00 34056,00 34056,00 34056,00 34056,00 34056,00
Налоги 20932,894 21063,081 21193,269 21323,456 21453,644 21583,833 21714,019 21844,182 21974,395 22104,580 22234,767 22364,952
Аренда 5400,00 5400,00 5400,00 5400,00 5400,00 5400,00 5400,00 5400,00 5400,00 5400,00 5400,00 5400,00
Амортизация оборудования 10335,594 10335,594 10335,594 10335,594 10335,594 10335,594 10335,594 10335,594 10335,594 10335,594 10335,594 10335,594
Прочие расходы 1800,00 1800,00 1800,00 1800,00 1800,00 1800,00 1800,00 1800,00 1800,00 1800,00 1800,00 1800,00
Итого постоянные издержки 265368,564 265498,755 265628,943 265759,13 265889,318 266019,507 266149,693 266279,856 266410,069 266540,254 266670,441 266800,626
Выплаты по кредиту 14408,746 13887,996 13367,247 12846,497 12325,746 11804,991 11284,248 10763,497 10242,747 9721,998 9201,248 8680,525
ВСЕГО 451845,31 279386,751 278996, 19 278605,627 278215,064 277824,498 277433,941 277043,353 276652,816 276262,252 275871,689 275481,151
Сальдо 76538,690 63189,249 63579,881 63970,373 64360,936 64751,502 65142,059 65532,647 65923,184 66313,748 66704,311 67094,849
САЛЬДО С НАКОПЛЕНИЕМ 76538,690 139727,939 203307,749 267278,122 331639,058 396390,56 461532,619 527065,266 592988,45 659302, 198 726006,509 793101,358

7.3 Плановый баланс фирмы

На балансе кофейни "Кав’ярня" на момент открытия имеются следующие средства:

собственный капитал в размере 200000,00 грн и заемный капитал в размере 100000,00 грн, что составляет пассив фирмы.

Оборудование, вспомогательные материалы, сырье и прочие средства на операционные затраты (аренда, амортизация, заработная плата и др.), что составило актив фирмы.

При подсчете сметы затрат на открытие кофейни было установлено, что актив равняется пассиву.

7.4 Показатель экономической эффективности

По вновь строящимся предприятиям, цехам, другим объектам и отдельным мероприятиям показатель эффективности Эn определяется как отношение планируемой прибыли к капитальным вложениям (сметной стоимости):

Эn = (Ц-С) /К ,

где К - полная сметная стоимость строящегося объекта (по проекту);

Ц - годовой выпуск продукции в оптовых ценах предприятия (без налога с оборота) по проекту;

С - издержки производства (себестоимость) годового выпуска продукции (по проекту) после полного осуществления строительства и освоения введенных мощностей.

Эn = (1370304 - 977742,7) /253546,558 =1,548

Данный расчет показывает, что экономическая эффективность кофейни больше 1. Это говорит о том, что главная цель открытия кофейни - получение прибыли, достигнута.