Главная              Рефераты - Маркетинг

Лекции по основам бизнеса - реферат

Рынок денег, банки, инвесторы

Доходы

Рынок рабочей силы
















Инструменты распределения

Рыночные агентства

Маркетинговые агентства

Рынок сырья, материалов, оборудования



Рисунок 1 - Модель бизнеса, основанная на функциональном подходе






Рисунок 2 – Модель бизнеса, основанная на процессном подходе


Конкуренция в системе бизнеса


Конкуренция – это борьба между производителями или поставщиками за наиболее выгодные условия производства и сбыта в целях достижения лучших результатов своей деятельности. Однако, основное содержание понятия «конкуренция» - это борьба за потребителя.

Формы конкуренции:

Внутриотраслевая – это конкуренция между товаропроизводителями одной отрасли, когда предприятие с более высокой производительностью труда получает дополнительную прибыль, а технически и организационно отставшие предприятия теряют часть индивидуальной стоимости товаров и разоряются.

Межотраслевая – это конкуренция между предприятиями различных отраслей, выражающаяся в переливе капиталов из отраслей, имеющих низкую норму прибыли в отрасли с высокой нормой прибыли.

Виды конкуренций:

Совершенная (свободная)

Несовершенная

Основные признаки свободной конкуренции:

Неограниченное число участников на рынке

Абсолютно свободный доступ на рынок и выход из него

Однородность одноименных продуктов

Ни один участник свободной конкуренции не в состоянии оказать влияние на уровень цен на рынке

Экономические последствия чистой конкуренции:

Увеличение объемов производства при сокращении затрат

Освоение передовой продукции

Производство продукции высокого качества

Возникновение кризисов

Расслоение общества

Рынок несовершенной конкуренции включает:

Чистая (абсолютная) монополия существует, если одна фирма является единственным производителем продукта, не имеющего близких заместителей, таким образом, производитель контролирует цены на рынке, устанавливая непреодолимые барьеры на рынок.

Монополистическая конкуренция – это рыночная ситуация, при которой относительно большое количество производителей предлагает похожую, но не идентичную продукцию. Данный рынок характеризуется тем, что фирмы вступают в соперничество не только и не столько через цены, сколько через всемирную дифференцию продукции и услуг, которая затрагивает, прежде всего, качество продукта. Благодаря этому у потребителя складываются неценовые предпочтения. Рынок характеризуется относительной легкостью вступления. Обычно на этом рынке насчитываются десятки, сотни продавцов.

Олигополия – характеризуется немногочисленностью участников конкуренции (до десятка). Здесь могут производиться и однородные и дифференцированные товары. При вступлении на рынок предприниматель испытывает существенные трудности.

В соответствии с методами осуществления различают ценовую и неценовую конкуренции.


40



Система современного бизнеса


Концепция бизнеса

Родовые признаки бизнеса

Функции бизнеса

Модели бизнеса

Среда бизнеса


1. Концепция бизнеса

Концепция – это система устойчивых логически взаимосвязанных теоретических взглядов на объективные явления, а также вытекающие из данных взглядов положения, выводы и категории, с помощью которых данные явления описываются в научных исследованиях.


Критическая концепция бизнеса исходит из того, что понятие «бизнес» объединяет совокупность действий различных субъектов рыночных отношений, преследующих цели обогащения за счет других субъектов.

В основе критической концепции лежат следующие положения:

Бизнес рассматривается как явление, присущее исключительно рыночной экономике.

Бизнес представляется как одна из многих разновидностей человеческой деятельности, в основе которой лежит извлечение прибыли и связанные с этим корыстные мотивы людей

Составляющие идеи критической концепции бизнеса:

Бизнес нацелен на навязывание частью людей (бизнесменов) своих корыстных интересов остальным людям

Бизнес всегда направлен на извлечение прибыли любым путем, причем получение прибыли субъектами бизнеса непременно оборачивается убытками других членов общества

Бизнес – это предельно противоречивое явление, способное породить и порождающее разнообразные конфликты в обществе, большинство из которых имеет антагонистический характер

Бизнес – это нежелательный компонент жизни людей в целом и потенциальный рассадник криминогенных процессов

Бизнес – исторически переходящее явление, которое в перспективе должно уступить место другим непротиворечивым и бесконфликтным формам развития экономики

Данная концепция послужила основой теории научного коммунизма.


Позитивная концепция заключается в том, что бизнес понимается и оценивается как общественно-политическая деятельность людей, осуществляющаяся в порядке личной инициативы, целью которой является производство товаров и услуг для других людей.

Позитивная концепция нашла свое отражение в теории общества всеобщего благосостояния, сторонники которой пытались объяснить процессы, происходящие в экономике как полностью бесконфликтные.

С позиции позитивной концепции:

Бизнес трактуется как деятельность людей по обслуживанию друг друга.

Бизнес нацелен на благо общества

Так как бизнес подчинен всеобщим интересам, он представляет собой не противоречивое явление, поэтому нет нужды в поиске альтернатив.

Бизнес является типичной чертой жизни людей

Бизнес способствует укреплению экономики


Расходясь в главном – в оценке действующей системы экономики – рассматриваемые концепции становятся похожими друг на друга в попытке сконструировать идеальную модель экономики.

Данные концепции являются крайними позициями в оценке бизнеса. Преодоление негативных сторон этих теорий происходит в рамках прагматической концепции.


Прагматизм – это ориентация ланов и цели деятельности людей на достижение практической выгоды в обстоятельствах, имеющих объективный, и поэтому не зависящий от воли и желания этих людей, характер.


Прагматическая концепция бизнеса рассматривает бизнес как явление неизбежное в контексте развития общества. С одной стороны, данное явление необходимо, с другой – выгодно для людей, которые либо занимаются бизнесом, либо пользуются его результатами. Таким образом, бизнес трактуется как взаимодействие разных членов общества. Одни из них инициируют занятия бизнесом и воспринимаются обществом как бизнесмены, которые стремятся удовлетворить свои корыстные эгоистические интересы. Другие члены общества получают возможность насыщать свои потребности при помощи создаваемых товаров и оказываемых услуг.

В целом выделяются следующие этапы прагматической концепции:

Бизнес – необходимый компонент жизни людей. Он объединяет с одной стороны стремления отдельных граждан к реализации эгоистических интересов, с другой – стремление других людей к удовлетворению потребностей в товарах, работах и услугах.

Бизнес – это противоречивое явление, однако любые противоречия между людьми, причастными к бизнесу, хотя и могут выступать причиной конфликтов, в общем случае служат источником развития экономики и не имеют абсолютно разрушительный характер.

Бизнес базируется на отношениях между людьми, каждый из которых, вступая в эти отношения, преследует собственные интересы, не всегда совпадающие с интересами других. С одной стороны, естественная конкуренция интересов ведет к конфликту и навязыванию интересов одних людей другим, что может привести к непредсказуемым последствиям для человеческого общества, а, напротив, способствует росту экономики и благосостоянию людей.

Бизнес – это развивающееся явление. Его направления, виды, технологии и инструменты постоянно совершенствуются в соответствии с изменениями, происходящими в обществе.


Употребляя термин «бизнес», разные исследователи понимают неодинаковые процессы, события и действия людей.

Термин «бизнес» возможно толковать в различных интерпретациях:

Житейская

Поведенческая интерпретация состоит в том, что с помощью данного термина определяется совокупность действий людей

Коммуникационное толкование состоит в том, что рассматриваемый термин привлекает для описания отношений, возникающих между разными людьми, которые занимаются бизнесом

Системно-социальное толкование состоит в использовании данного термина для указания на объективную необходимость вовлечения людей, делающих бизнес, в общее для них мотивационное, технологическое и информационное пространство, что обуславливает их принадлежность к единой системе бизнеса.


Таким образом, бизнес как объективное явление обладает следующими чертами:

Люди становятся субъектами бизнеса под влиянием побудительных мотивов. Они взаимодействуют друг с другом.

Такие действия и взаимодействия предопределяют неизбежность внешних деловых коммуникаций, в ходе которых выявляются различные мотивы и интересы субъектов бизнеса, следовательно, возникают противоречия, а также необходимость их преодоления и сопряжения деловых интересов.

Субъекты бизнеса создают деловое информационное поле. Потоки информации о деловых взаимосвязях содержат данные об особенностях субъектов бизнеса, их поведенческих и коммуникационных мотивах, содержании и технологии сделок. Движение информации позволяет постоянно совершенствовать бизнес и находить новые решения проблем.


2. Родовые признаки бизнеса

Выделяют следующие основные родовые признаки бизнеса:

бизнес основан на экономической свободе хозяйствования субъектов в рамках законодательства

бизнес направлен на получение максимально возможного дохода

каждый хозяйствующий субъект вступает в экономические связи с себе подобными, поэтому все экономические связи между бизнесменами являются взаимовыгодными и содержат в себе взаимную заинтересованность в наилучшей их реализации (см. «Деловые отношения»)

основным мотивом деятельности предпринимателя является получение дохода, но это не единственный мотив.

К мотивам деятельности также относятся:

Стремление к собственномꗬБ䀵Й3ደї33က33؀33

橢橢㋏㋏444444444Йพ 墭4墭4暠4444444444Ȟ444￿ᄂ4444￿ᄂ4444￿ᄂ44444444ˆ44͈444͈4͈444͈444٨444٨444٨4ᄉ44444ټ444䚤444䚤444䚤484䛜4L4䜨4|4ټ444�4IJ4䞰444䞰4"4䟒444䟒444䟒444总444总444总444�44�444�444�444�444�444�4$4�4ɒ4�4<4�4!444444444٨444总44444444444尻4Ѐ4总444总444总444�44ꗬБ䀵Й4ደї44က44؀44

橢橢㋏㋏555555555Йพ 墭5墭5暠5555555555Ȟ555￿ᄂ5555￿ᄂ5555￿ᄂ55555555ˆ55͈555͈5͈555͈555٨555٨555٨5ᄉ55555ټ


современного бизнеса


Концепция бизнеса

Родовые признаки бизнеса

Функции бизнеса

Модели бизнеса

Среда бизнеса


1. Концепция бизнеса

Концепция – это система устойчивых логически взаимосвязанных теоретических взглядов на объективные явления, а также вытекающие из данных взглядов положения, выводы и категории, с помощью которых данные явления описываются в научных исследованиях.


Критическая концепция бизнеса исходит из того, что понятие «бизнес» объединяет совокупность действий различных субъектов рыночных отношений, преследующих цели обогащения за счет других субъектов.

В основе критической концепции лежат следующие положения:

Бизнес рассматривается как явление, присущее исключительно рыночной экономике.

Бизнес представляется как одна из многих разновидностей человеческой деятельности, в основе которой лежит извлечение прибыли и связанные с этим корыстные мотивы людей

Составляющие идеи критической концепции бизнеса:

Бизнес нацелен на навязывание частью людей (бизнесменов) своих корыстных интересов остаериальных средств, находящихся в собственности предпринимателя и служащих для осуществления предпринимательской деятельности.

Имущество подразделяется на движимые и недвижимые части.

Важную роль в понимании имущественной мотивации играет понятие собственность - это категория, которая выражает юридическую форму отношений, объективно существующих между субъектами бизнеса, которые возникают в процессе присвоения ими объектов бизнеса.

Присвоение – это использование объектов бизнеса для удовлетворения потребностей субъектов бизнеса. Каждый участник деловых отношений стремится к расширению объектов собственности и к сохранению своих прав на использование этих объектов.

Право собственности внешне проявляется посредством:

владения объектами бизнеса – это юридически и документально оформленное закрепление объектов бизнеса за субъектом. Тем самым последний становится собственником.

распоряжения, т.е. определение судьбы объекта бизнеса путем изменения его состояния и назначения, а также осуществления юридических действий (продажа, аренда, дарение)

пользования – применения объекта бизнеса для извлечения из него полезных свойств.

4. Воспроизводственный предпринимательский мотив заключается в формировании и развитии предпосылок постоянному укреплению бизнеса и росту показателя эффективности хозяйственной деятельности. Остановка любой компании в своем росте на фоне изменения потребности клиентов и действия конкурентов чревато полной потерей бизнеса.

Рост бизнеса характеризуется такими измерителями:

постоянно увеличивающийся объем продаж

увеличение доли рынка

рост числа работников заметных в производстве

увеличение количества сбытовых и торговых предприятий и т.д.

5. Социальные мотивы отражают потребность в социальных коммуникациях, вне которых невозможно экономическое развитие. При этом выступает желание соответствовать социальным критериям предпринимательского успеха: социальный комфорт, социальная репутация, социальный статус. Объективный характер в стремлении людей в достижении указанных составляющих успеха называется социальным детерминизмом

Основополагающие социальные мотивы:

Инициирование форм социального общения

Усиление собственной социальной энергетики на основе подпитки из вне.

Социальные познания, включая мотив использование чужого опыта в собственной деятельности (мотив обучения на чужих ошибках).

6.Психологические мотивы:

Необходимость эмоционального взаимодействия с другими людьми, которое базировалось бы на психологической совместимости сторон. При этом с одной стороны преследуется цель добиться осознания собственной личности, с другой – обеспечить наиболее полную психологическую самореализацию.

Стремление к предпринимательству сопряжено с велением предпринимательского образа жизни. При этом предприниматель дифференцирует окружающих людей на предпринимателей и не предпринимателей. А также внешнее предпринимательское окружение на конкурентов, партнеров, потребителей, общественность и т.д. Вступая в деловые отношения с ними, предприниматели оказываются в различных психологических ситуациях и поэтому, инициируя деловые коммуникации, развивают гибкость восприятия и мышления

Обеспечение психологического комфорта, достигаемого при помощи инициативного доминирования в деловых отношениях, а также использование деловых игр в повседневном общении

Превращение людей в предпринимателей всегда связано с инициативным выполнением определенных ролей. Ролевые перевоплощения необходимы для занятия определенной предпринимательской ниши, преодоления психологических барьеров, приобретения психологической устойчивости в обществе

Намереваясь стать предпринимателями, люди реализуют психологическую потребность в соревновании.

7.Гуманистические мотивы неразрывно связаны с выполнением каждым человеком общечеловеческих функций: постоянное совершенствование мироздания и продвижение к идеалу; стратегическое целенаправленное проектирование деятельности людей; контроль за правильным созидательным течением процессов в природе и обществе; несение ответственности за происходящие события

8. Физиологические мотивы включают различные элементы, одним из которых является гендерная мотивация, связанная с различиями полов. Существуют «мужской» и женский стиль предпринимательства. Гендерная мотивация женщин к ведению предпринимательства состоит в желании добиться равноправия с мужчинами. Она побуждает многих женщин инициированию карьеры в предпринимательстве. В случае «мужской» карьеры предприниматели-женщины пытаются доказать самим себе и окружению, что они ничуть не хуже мужчин, т.е. обладают умом и хваткой в не меньшей степени, чем мужчины. В случае ведения «женского» бизнеса стоит цель доказать, что такой бизнес более эффективен, приносит больше выгоды и положительных результатов.

Гендерная мотивация мужчин к ведению предпринимательства состоит в желании удержать исторически сложившееся неравноправие полов. Данная мотивация побуждает многих мужчин к утверждению себя в предпринимательстве с позиции представителей сильного пола, а также поиску доказательств того, что предпринимательство – это мужское дело. Другая группа мужчин-предпринимателей обогатить с помощью элементов «женского» предпринимательства собственный арсенал приемов делового общения и развития деловых отношений. Однако каждая из моделей имеет сильные и слабые стороны.

«Женское» предпринимательство отличается большей ориентацией на эмоциональные отношения с людьми, склонностью к сглаживанию острых конфликтов, умением видеть детали.

Предприниматели-мужчины обладают более высокими физическими и логическими способностями.

Психологический мотив свойственен такому явлению как криминальный или преступный бизнес, который представляет собой предпринимательскую деятельность, запрещенную местным законодательством. В основе такого бизнеса лежат, прежде всего, экономические мотивы. Однако мотив преодоления страха, выражения социального протеста в форме осознанного стремления к нарушению закона также имеет место. Однако преступление закона избавит людей не от страха перед законом, а от страха перед наказанием. Отрицание установленных в обществе и имеющих директивный характер правил и норм приводит к таким явлениям как хищение, коммерческий обмен, рэкет, бизнес в запрещенных областях деятельности.

Также к родовым признакам относятся:

Стремление каждого участника деловых отношений навязать свои интересы, когда другие отказываются принимать условия сделки и тем самым добиться относительно лучших условий.

Способность, готовность и умение проводить различные приемы делового общения с целью достижения наибольшей предпринимательской конкурентоспособности.

Готовность идти на риск

Способность к компромиссу

Стремление реализовать свои интересы независимо от того, реализуются ли при этом интересы других.

Видовые признаки бизнеса:

Экономическая свобода субъектов предпринимательства

Равенство всех форм собственности

Абсолютное доминирование товарно-денежного рынка над рынком натурального товарообмена

Приоритет рынка покупателя над рынком продавца

Государственное регулирование национальной и международной экономики в целях обеспечения стабильности деловых отношений


3. Функции бизнеса

Функции бизнеса:

Ведение финансового и бухгалтерского учета и составление соответствующих форм отчетности. Эта функция предполагает контроль за содержанием и совершением хозяйственных операций в целях налогообложения, а также в целях анализа и оценки хозяйственной деятельности организации.

Кадровая функция предполагает проведение отбора и приема на работу персонала удовлетворяющего квалификационным требованиям необходимым для достижения цели фирмы. Также данная функция предполагает эффективную организацию работ персонала и создание достойной системы мотивации.

Материально-техническое обеспечение заключается в обеспечении процесса реализации целей фирмы необходимыми материальными, техническими ресурсами.

Маркетинг – это исследование рынка потребителей с целью установления объема и динамики данного рынка, а также ведение рекламной деятельности, разработка и реализация средств стимулирования сбыта. Маркетинг предполагает реализацию ориентации любой деятельности на потребителя. Приоритетом выбора в реализации маркетинговой деятельности предприятия являются:

повышение качества объекта в соответствии с нуждами потребителей;

экономия ресурсов потребителя за счет повышения качества;

экономия ресурсов потребителя за счет увеличения масштабов производства.

Производственная (процессная) функция предполагает процесс преобразования ресурсов предприятия (финансовых, трудовых, материальных, информационных) в конечный конкурентно способный продукт.

Следует отличать функции бизнеса и функции управления. К последним относятся:

планирование (установка целей, стратегическое и оперативное планирование деятельности предприятия);

организация процессов управления производством и т.д.;

анализ;

контроль;

мотивация;

принятие управленческих решений.

Бизнес подразделяется на:

Поведенческий бизнес заключается в конкретном поведении субъектов бизнеса, поведенческих манерах, формах поведенческой активности, которые избираются в отношении других субъектов бизнеса или общества в целом.

Коммуникационный бизнес включает в себя содержание отношений между субъектами бизнеса, а также характерные черты развития этих отношений. В содержании деловых отношений выделяют экономическую, психологическую и гуманистические стороны.

Системно-социальный бизнес – это элемент системы общественных отношений и составная часть развития человеческого общества как единого целого.

Бизнес также подразделяется на:

предпринимательский;

потребительский;

государственный.

Предпринимательский бизнес – это инициативная деятельность субъекта бизнеса, который владея, пользуясь или распоряжаясь полностью или частично какими-либо благами самостоятельно или с привлечением наемного труда предпринимает усилия по производству и сбыту продукции. В ГК РФ предпринимательство трактуется как самостоятельная, осуществляющаяся на свой страх и риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрировавшимися в этом качестве в установленном законом порядке. Смысл предпринимательства как профессии состоит в том, чтобы самостоятельно создать бизнес, удерживать его и вовремя ликвидировать.

Потребительский бизнес – это деловое поведение потребителей в сфере купли-продажи товаров и в сфере производственного потребления товаров, в ходе которого между потребителями и другими субъектами бизнеса устанавливаются, развиваются или прекращаются деловые отношения.

Потребление подразделяется на личное и производственное.

Потребительский бизнес основан на всеобщем включении людей в деловые отношения, отражает заинтересованность людей в конечных результатах производства, является уравновешивающей силой и стимулятором по отношению к предпринимательскому бизнесу.

Общественно-государственный бизнес состоит в исполнении государственными органами действий, в ходе которых последние оказываются партнерами других типов субъектов бизнеса, и реализует особый государственный, деловой интерес. Названное партнерство выражено в таких действиях:

государство в лице государственных унитарных предприятий осуществляет предпринимательскую деятельность;

государство переводит предпринимательские фирмы из государственных в негосударственные формы собственности (приватизация) и обратно (национализация);

государство играет роль заказчика продукции, работ, услуг;

применяя методы регулирования экономики, государство способствует межотраслевому движению капитала, а также установлению определенных отношений между различными субъектами бизнеса;

государство устанавливает внешнеэкономическую и таможенную политику.

Государственные деловые интересы:

экономическое развитие страны;

социальные гарантии для граждан;

обеспечение безопасного существования личности.

Разновидностью общественно-государственного бизнеса является частный государственный бизнес.


Деятельность наемных работников также может быть отнесена к одному из типов бизнеса, так как:

работники являются «продавцами» рабочей силы;

заключая сделку, обе стороны деловых отношений идут на большой риск, делая при этом инициативный выбор, обмениваясь своим достоянием, обе стороны стремятся навязать свои интересы друг другу, используя при этом разнообразные приемы давления, а также несут взаимную ответственность;

рынок труда является конкурентным. Конкурентами выступают и работодатели, и наемные работники.


4. Модели бизнеса

Процесс преобразования ресурсов заключается в создании действенной структуры предприятия. В нее входят:

Организационная структура (управленческие службы и подразделения)

Производственная структура (основные, вспомогательные и обслуживающие производства)

На предприятии осуществляются различные процессы, набор которых зависит от специфики функционирования: научные исследования, производства, хранение, ремонт, управление и т.д. Эти процессы осуществляются посредством выполнения функций управления.

Ресурсы - затраты: денежные средства; сырье и материалы; знания; оборудование и т.д., т.е. основные средства и часть оборотных средств.

Ресурсы - результаты: готовая продукция; отходы производства; издержки производства; прибыль.

Социальная среда. Данный блок будет рассмотрен в вопросе 5 «Среда бизнеса».

Природная среда. Данный блок будет рассмотрен в вопросе 5 «Среда бизнеса».


Рынок денег, банки, инвесторы

Доходы

Рынок рабочей силы
















Инструменты распределения

Рыночные агентства

Маркетинговые агентства

Рынок сырья, материалов, оборудования



Рисунок 1 - Модель бизнеса, основанная на функциональном подходе






Рисунок 2 – Модель бизнеса, основанная на процессном подходе

Маркетинг на выходе и на входе. Для того чтобы знать, что производить, т.е. каков должен

быть ассортимент и количество товаров предприятия в первую очередь должно изучать рынок, на котором будет производиться продажа товаров, т.е. необходимо выполнить маркетинговое исследование.

Для принесения первоначальных решений о производстве необходимо собрать и проанализировать следующую информацию:

Характеристика товаров (является ли товар полуфабрикатом или годен для конечного потребления, нужен ли сервис, уровень цены, анализ конкурирующих товаров)

Общая характеристика рынка (количество покупателей, способы купли-продажи, условия и сроки поставки товаров, степень и динамика развития рынка, доля рынка, занимаемая конкурентами)

Каналы распространения товаров (напрямую производитель-потребитель, через посредников)

Законодательные ограничения

Финансовые, материальные и другие виды ресурсов необходимых для маркетинговой деятельности.

Экономика предприятия.

Соотношение ресурсов на входе и ресурсов на выходе образуют экономическую работу предприятия, т.е. планирование, учет, анализ бухгалтерской, финансовой, управленческой и др. видов хозяйственной деятельности.


5. Среда бизнеса.

Все существующие операции обмена осуществляются в специфической среде, которая определяет содержание предпринимательского бизнеса и оказывает на него прямое или косвенное воздействие.

Среда предпринимательского бизнеса состоит из:

- микросреды;

- макросреды.

В свою очередь макросреда делиться на:

- макроокружение;

- микроокружение.

В состав макроокружения входят:

1. Политическая ситуация (режим управления государства, особенности формирования правительства, бюджета, парной системы и т. д.);

2. Правовая среда – федеральные, региональные, местные законы, которые регулируют бизнес: Гражданский Кодекс РФ, Налоговый Кодекс РФ, Трудовой, Законодательство о малом бизнесе и т. д.;

3. Социально–культурная среда воздействует на ведение бизнеса: во-первых, с точки зрения предпочтений покупателей, а во-вторых, особенности рабочей силы, т. е. уровень образования, культуры, отношение к работе;

4. Технологическая среда отражает уровень научно-технического развития, которое проявляется и в уровне их распространения в обществе, а также в применении различных видов автоматизации в промышленности;

5. Географическая среда – это природные условия, в которых осуществляется бизнес, а также доступность сырья, энергоресурсов, наличие дорог и т. д.;

6. Институциональная среда характеризуется наличием:

банков (коммерческих и государственных), а также качество финансовых услуг;

специализированных фирм, оказывающих аудиторские и юридические услуги;

образовательной системой;

маркетинговыми агентствами, в том числе и рекламных;

организации по трудоустройству;

страховых компаний.

Все составляющие элементы макроокружения воздействуют на предпринимательство косвенно. Напрямую воздействуют на ведение бизнеса составляющие микроокружения:

покупатели;

поставщики;

конкуренты;

партнеры по бизнесу.


Инфраструктура бизнеса


Инфраструктура – это совокупность организационно-правовых форм, опосредующих разнообразные и разносубъектные деловые отношения и увязывающих эти отношения в одно целое. То есть в отношениях между предпринимателями, наемными работниками и потребителями вклинивается огромное множество промежуточных структур, устанавливающих эти отношения и помогающих названным субъектам реализовать деловые интересы.

Выделяют:

Горизонтальную инфраструктуру, которая представляет собой организации, связывающие между собой производителей и потребителей.

Вертикальную инфраструктуру, которая представлена организациями, которые помогают организовать эффективные отношения между предпринимателями и наемными работниками и государством.

Элементы инфраструктуры:

Кредитная система и коммерческие банки

Эмиссионная система и эмиссионные банки

Организационно-оформленное посредничество на товарных, фондовых и валютных биржах

Аукционы, ярмарки и другие формы организованного внебиржевого посредничества

Системы регулирования занятости населения и центры содействия занятости

Информационные технологии и средства деловой коммуникации

Налоговая система и налоговые инспекции

Страховые компании

Специальные рекламные и информационные агентства и СМИ

Общественные объединения деловых кругов

Таможенная система

Профсоюзы

Консалтинговые фирмы

Аудиторские компании

Фонды, предназначенные для стимулирования деловой активности

Система высшего и среднего профессионального образования


39



Реорганизация и ликвидация бизнеса


Форма реорганизации предприятий

Ликвидация бизнеса

Оценка потенциальной несостоятельности фирмы


1. Форма реорганизации предприятий

Реструктуризация предприятия – это осуществление комплекса организационно-хозяйственных, финансово-экономических, правовых, производственно-технических мероприятий, направленных на изменение системы управления, финансовое оздоровление, увеличение объема выпуска продукции, повышение эффективности производства.

Различают следующие формы реструктуризации:

реструктуризация производства;

реструктуризация активов предприятия;

финансовая реструктуризация;

реорганизация.

Наиболее широко используемыми механизмами реструктуризации являются:

ликвидация нерентабельных производств;

освобождение предприятия от содержания объектов от социальной и непроизводственной сферы;

дробление предприятия и его имущественного комплекса на дочерние и зависимые юридические лица;

продажа, сдача в аренду, передача в залог и списание неиспользуемых активов;

снижение запасов на складах;

ужесточение контроля за возвратом дебиторской задолжности.

Таким образом, реорганизация выступает одной из составных частей реструктуризации.

Формы и процесс реорганизации рассмотрим на примере акционерных обществ (АО).

Обычно различают следующие виды реорганизации:

реорганизация, направленная на укрупнение предприятия (слияние и присоединение);

реорганизация, направленная на дробление предприятия (разделение и выделение);

реорганизация без изменения размеров предприятия (преобразование).

Формы реорганизации:

Слияние – это возникновение нового предприятия путем передачи ему всех прав и обязанностей двух или более юридических лиц с прекращением хозяйственной деятельности последних.

Слияние акционерных обществ происходит на основании заключенного между ними договора. Проект договора должен быть одобрен собранием акционеров всех участвующих в слиянии предприятий. Далее на совместном общем собрании акционеров утверждается устав и выбирается совет директоров нового предприятия.

Присоединение – это прекращение одного или нескольких предприятий с передачей всех прав и обязанностей другому уже существующему юридическому лицу.

Оформление присоединения происходит в порядке аналогичном слиянию.


Таким образом, слияние и присоединение происходит путем объединения капиталов, консолидации балансов, объединения контрольных пакетов акций с последующей их конвертацией, т.е. заменой акциями или иными ценными бумагами вновь созданного или уже существующего юридического лица. В ходе данных форм реорганизации оформляется передаточный акт. При слиянии обществ правопреемником является вновь созданное юридическое лицо, при присоединении – то общество, к которому присоединяется другое. Сообщение о прекращении деятельности обществ, вовлеченных в слияние и присоединение, должно быть подано в регистрирующие органы. Эти общества удаляются из реестра.


Разделение – это прекращение деятельности юридического лица с передачей всех прав и обязанностей вновь созданным предприятиям.

Таким образом, создание на основе одного общества новых самостоятельных обществ осуществляется путем разделения баланса и капитала. Реорганизуемое общество ликвидируется, а его права и обязанности переходят к вновь созданным обществам.

Выделение – это создание одного или нескольких юридических лиц с передачей им части прав и обязанностей реорганизуемого предприятия без прекращения хозяйственной деятельности последнего.


В ходе разделения и выделения составляется разделительный баланс. В случае если правопреемников несколько обязанности должны быть разделены между ними пропорционально полученному имуществу. Общее собрание акционеров, принявшее решение о разделении или выделении, устанавливает порядок обмена акций и иных ценных бумаг на новые, а также соотношение категорий и номинальных стоимостей. Если разделение или выделение обществ происходит на основании решения антимонопольного органа, то любой акционер обязан обменять все принадлежащие ему акции на акции одного любого из вновь создаваемых обществ. Вновь создаваемые общества подлежат государственной регистрации.


Преобразование – это изменение организационно-хозяйственной формы юридического лица.

Акционерное общество может быть преобразовано или в общество с ограниченной ответственностью или в общественный кооператив. Преобразование происходит по решению общего собрания акционеров и не влияет на величину долей уставного капитала, принадлежащих каждому акционеру. При этом должен быть оформлен передаточный акт.


Одним из главных моментов при реорганизации юридического лица является составление передаточного акта или разделительного баланса. В них входит бухгалтерская отчетность, составленная в установленном порядке на последнюю отчетную дату. Реорганизация юридического лица должна привести к инвентаризации имущества и обязательств в целях подтверждения отдельных статей данных документов.

При любой реорганизации вносятся соответствующие изменения в устав и государственный реестр. Также при реорганизации должны быть соблюдены права кредиторов реорганизуемых юридических лиц. С этой целью кредиторы уведомляются о реорганизации не позднее 30 дней с момента принятия данного решения. При этом кредиторы вправе предъявить требования о досрочном исполнении обязательств и возмещении убытков.

До момента пока юридическое лицо не будет зарегистрировано, все права и обязанности остаются за правопредшественником, даже если передаточный акт и разделительный баланс уже составлены и подписаны. Т.к. в этих документах должны содержаться положения о правопреемстве в отношении всех кредиторов (включая оспариваемые), то если этого нет, в государственной регистрации может быть отказано.


2. Ликвидация бизнеса

Предприятие может быть ликвидировано:

Добровольно в порядке, установленном в ГКРФ

По решению суда при н6состоятельности или нарушении законодательства

Ликвидация предприятия влечет за собой прекращение хозяйственной деятельности без правопреемства.


Порядок добровольной ликвидации на примере АО:

совет директоров выносит на общее собрание акционеров вопрос о ликвидации

общее собрание принимает решение о ликвидации (три четверти голосов голосующих акций) и о назначении ликвидационной комиссии.

ликвидационная комиссия с момента назначения осуществляет управление хозяйственной деятельностью, издает сообщение о ликвидации в СМИ, а также о порядках и сроках предъявления претензии кредиторами, направляет им письменное удостоверение

после предъявления претензий кредиторами составляется промежуточный ликвидационный баланс, который выносится на утверждение общего собрания акционеров

после утверждения промежуточного ликвидационного баланса производятся выплаты кредиторам. В определенной очередности, при недостатке денежных средств имущество распродается с торгов

по завершению расчета с кредиторами составляется ликвидационный баланс, который также утверждается общим собранием акционеров и согласуется с органом государственной регистрации

оставшееся имущество распродается между акционерами

В единый государственный реестр юридических лиц вносится запись о ликвидации предприятия

Долги предприятия должны быть погашены в следующей очередности:

проводятся выплаты лицам, перед которыми предприятие ответственно за причинение вреда жизни или здоровью

выплачивается вознаграждение по авторским договорам, выходные пособия и заработная плата

погашаются требования кредиторов по обязательствам обеспеченным залогом имущества

погашается задолженность бюджету и внебюджетным фондам

расчеты с прочими кредиторами

Вне очереди покрываются расходы, связанные с конкурентным производством, выплаты вознаграждений арбитражному и конкурентному управляющим, а также расходы, связанные с продолжением функционирования предприятия.


3. Оценка потенциальной несостоятельности фирмы

Несостоятельность – это неспособность удовлетворить требования кредиторов по оплате товаров, работ и услуг, включая неспособность внесения обязательных платежей в бюджет в связи с превышением обстоятельств должника над его имуществом или неудовлетворительной структуры бизнеса.

Внешним признаком несостоятельности является приостановка его текущих платежей, т.е. предприятие неспособно обеспечить выплаты, требуемые кредиторами в течение трех месяцев со дня наступления сроков этих выплат.

Основные факторы, которые могут привести к банкротству:

1. внешние:

общеэкономические (рост инфляции, нестабильность налоговой системы и других видов регулирующего законодательства, снижение уровня реальных доходов населения и т.п.)

рыночные (усиление монополизма, рост предложения товаров заменителей, агрессивная политика конкурентов, направление на вытеснение предприятия с рынка, нестабильность финансового рынка и т.п.)

прочие (политические факторы, стихийные бедствия, негативные демографические факторы и т.п.)

2. внутренние:

производственные (неэффективная структура текущих затрат, низкий уровень использования основных фондов, недостаточно диверсифицированный ассортимент продукции)

инвестиционные (неэффективный инвестиционный портфель, высокая продолжительность строительно-монтажных работ, существенный перерасход инвестиционных ресурсов)

финансовые (рост дебиторской задолженности, чрезмерная доля заемного капитала, высокая стоимость заемного капитала и т.п.)


Для оценки потенциального банкротства в международной практике используется модель Альтмана:

Z=x1*(Обк /A)+x2*(Пр/A)+x3*(Досн.а /А)+x4*(Акц/А)+x5*(В/А)


x1,...,x5 – коэффициенты, определенные для каждой страны и отрасли индивидуально.

A – все активы предприятия

Обк – оборотный капитал

Пр – нераспределенная прибыль

Досн.а – доход от основной деятельности

Акц – рыночная стоимость обыкновенных и привилегированных акций

В – чистая выручка от реализации

Если z>=1,8 вероятность банкротства велика; если Z(1,8;2,7] - вероятность высокая; x(2,8;2,9) - банкротство возможно, если z>3, вероятность банкротства очень низкая.

Существует три финансовых показателя, характеризующих возможность банкротства в российской практике:

коэффициент текущей ликвидности – это отношение оборотных активов к сумме срочных обязательств (должен быть >=2)

коэффициент обеспеченности собственными средствами – это отношение собственных оборотных средств к стоимости запасов (должен быть >=0,1)

коэффициент восстановления утраты платежеспособности


KВ.П.=(Kт.п.t2+y/T(Kт.п.t2-Kт.п.t1))/2 1


Коэффициенты текущей ликвидности на начало и конец отчетного периода: Kт.п.t2, Кт.п.t1

Y – период восстановления утраты платежеспособности

T – Продолжительность отчетного периода

38



Виды предпринимательского бизнеса


Производственный бизнес

Коммерческий бизнес

Финансовый бизнес

Консалтинговый бизнес


1. Производственный бизнес

Производственный бизнес возникает там, где субъекты деловой деятельности организуют работу по созданию новых товаров.

Объектами производственного бизнеса являются создание материальных благ и оказание услуг производственного назначения.

Производство товаров – это процесс преобразования сырья, материалов, труда и капитала в качественно новые материальные блага, которые предназначены для продажи.

Производственный бизнес является основой национальной и мировой экономики.

Труд людей, занятых производством материальных благ, считается производительным трудом, а оказание услуг в сфере потребления, торговли, финансовой сфере – непроизводительным трудом.

Производственный бизнес может принадлежать к одному из двух типов предпринимательства: традиционное и криативное (инновационное).

Производственный бизнес в сфере создания материальных услуг и благ имеет отраслевую дифференциацию и охватывает добывающую промышленность, обрабатывающую промышленность (также называется реальный сектор национальной экономики), строительный бизнес, сельское хозяйство.


Инновационный бизнес – деловая деятельность субъектов предпринимательства, предметом которой является разработка и внедрение предпринимательских и отраслевых инноваций.

Инновация – это нововведение в любом виде деятельности, либо обновление каких-либо объектов или компонент деятельности.

Инновационный тип производственного бизнеса имеет две основные формы:

Научно-техническая деятельность направлена на повышение технического, организационного, кадрового, технологического потенциала предприятия. Таким образом, происходит повышение конкурентоспособности. Для проведения таких работ необходимо выделение ресурсов на прикладные научные исследования, а также разработки в области технологий и создания новых товаров, приобретение лицензий.

Внедрение прикладных разработок охватывает экспериментальную апробацию и проектное или предпроектное внедрение апробаций. Экспериментальная апробация технических и технологических новшеств состоит в создании промышленных образцов продукции. Предпроектное внедрение – это производство мелких партий новой продукции, которая предназначена для реализации на ограниченном рынке. Проектное внедрение новой продукции свидетельствует о выходе фирмы на реальный рынок.

Предпринимательская деятельность, ориентированная на практическое использование различных новинок, результатов научных достижений, еще неотработанных на практике, называется венчурным бизнесом.

Такой вид бизнеса характеризуется проведением работ за счет сторонних инвестиционных ресурсов. Венчурный бизнес сопряжен с большим риском, а, следовательно, с высокой потенциальной доходностью проектов. В основе функционирования венчурных фирм лежит способность субъектов бизнеса к аккумулированию новшеств из научно-технических проектов потенциально оцениваемых как высоко прибыльные.

Стадии создания и внедрения новшеств в инновационном бизнесе:

проведение фундаментальных и научных исследований;

проведение прикладных научных исследований;

осуществление проектно-конструкторских разработок;

создание промышленных образцов нового продукта;

предпроектное внедрение;

проектное внедрение.

Венчурный бизнес имеет две разновидности:

антерпринерство – это деятельность, направленная на получение доходов от венчурной фирмы за счет сторонних научных исследований проектных работ;

интерпринерство – это инновационный бизнес, который полностью опирается на внутренний потенциал компании, т.е. на действующем предприятии создаются условия для реализации новаторских идей.


2. Коммерческий бизнес

Деловая коммерческая деятельность предполагает осуществление обмена товарами и услугами между продавцами и покупателями. Таким образом, субъектами коммерческого бизнеса являются предприниматели, деловая деятельность которых сосредоточена на проведении торговых, торгово-закупочных и торгово-посреднических операций. Коммерческий бизнес в общем случае можно определить как вид предпринимательской деятельности в сфере обращения или предпринимательской деятельности на товарных рынках.

Современная коммерция является с одной стороны историческим продолжением предпринимательской деятельности купцов, но с другой стороны данное явление не сопоставимо с купечеством по своему месту и роли в рыночной экономике.

Коммерческий бизнес объединяет два основных вида деятельности предпринимателей на товарном рынке:

торговля товарами – это деловая деятельность субъектов бизнеса, в ходе которой они становятся собственниками товаров, которые затем перепродаются конечным потребителям;

посредничество в торговле товарами – задача торговых посредников состоит в содействии нахождения деловых товаров между продавцами и покупателями.

Внебиржевые посредники:

Торговые агенты – это физические и юридические лица, работающие по договору с фирмой-продавцом и выполняющие функции торговых партнеров. Они не приобретают товар в собственность и работают за счет фирмы.

Региональные торговые представители – это физические и юридические лица, которые действуют от имени и по поручению фирмы продавца. Это относительно самостоятельные структурные подразделения фирмы-продавца. Они работают за свой счет, т.е. закупают товары и реализуют их.

Дистрибьюторы – это также физические и юридические лица, наделенные фирмой-продавцом полномочиями по использованию различных форм продвижения продукции вплоть до заключения договоров и проведения рекламных кампаний. В зависимости от условий договора могут являться собственниками товара, а могут и не являться собственниками товара.

Комиссионеры – это юридические лица, выступающие от своего имени, но за счет продавца, т.е. поставщик сдает товар на реализацию, а посредник реализует его за комиссионное вознаграждение.

Товарные дилеры – это юридические лица, работающие на рынке от своего имени и осуществляющие деятельность, связанную с приобретением товаров от производителей и перепродажей их по более высоким ценам.

Внебиржевое посредничество охватывает лишь те отношения между субъектами коммерческого бизнеса, предметами которых являются внебиржевые товары.

Деятельность субъектов коммерческого бизнеса складывается из следующих элементов:

Оптовая торговля – это начальная стадия движения товара от производителей к конечным потребителям. Выделяют три типа оптовой торговли: биржевая; организованная внебиржевая (аукционы, ярмарки, различные торги); неорганизованная (оптовые базы, оптовые магазины).

Розничная торговля – это завершающее звено в движении товаров. Характеризуется реализацией товаров и единичными экземплярами.

Основным содержанием деятельности товарной биржи является создание условий для заключения торговых сделок в сфере оптовой торговли товарами во время проведения гласных публичных торгов, организованных в определенном месте и в установленное время. Объектами биржевых торговых сделок являются биржевые товары. Биржевыми становятся лишь те товары, которые могут продаваться и покупаться очень крупными партиями. Они должны быть стандартизированы и качественно однородны.

Функции товарных бирж:

организационная состоит в создании условий проведения биржевой торговли;

арбитражная осуществляется в случае нарушения правил проведения биржевых торгов участниками сделок, а также для урегулирования споров;

информационная состоит в создании специальных коммерческих баз данных, содержащих информацию о товарах, ценах на них, процессах, происходящих на других товарных биржах и на внебиржевом рынке;

котировальная заключается в биржевом определении цен на товары. Котировка цен состоит в фиксации и опубликовании цен, выявившихся в результате биржевых торгов.

На современном этапе развития рыночных отношений все товарные биржи являются закрытыми, т.е. все сделки совершаются только членами биржи или через них. До XX века существовали и открытые товарные биржи.

Члены товарной биржи:

Биржевые брокеры заключают сделки по поручению клиента и от своего имени. Они не обладают собственными активами.

Биржевые трейдеры осуществляют торговлю товарами от своего имени, за свой счет и на свой риск.

Биржевые торги являются наиболее важной частью биржевой деятельности, в ходе которой заключаются биржевые сделки.

Биржевая сделка – это договор между участниками биржевых торгов, который зарегистрирован в порядке, установленном товарной биржей.

Биржевые контракты:

форвардные (заключаются под поставку реального товара в оговоренные сроки);

фьючерсные (заключаются под несуществующий товар, но предполагаемый к производству и поставке);

контракты с опционами (это особый вид биржевых сделок, которые преследуют цель снизить риск; это договорное обязательство по покупке или продаже товаров по цене, установленной в момент заключения сделки в пределах согласованного периода).

Неотъемлемой частью деятельности промышленных предприятий является коммерческая деятельность, которая состоит в:

закупке материальных ресурсов;

сбыте произведенной продукции.

Принципы коммерческой деятельности промышленного предприятия:

неразрывная связь коммерческой деятельности с принципами маркетинга;

гибкость коммерческой деятельности, заключающаяся в постоянном изучении прогнозировании товарных рынков, совершении рекламы, внедрения инноваций и т.д.

выявление коммерческих рисков и их минимизация. Коммерческий риск возникает при невыгодном изменении цен на закупаемые средства производства реализуемой продукции, в результате потери товаров в процессе обращения, повышения издержек обращения. К основным методам снижения коммерческого риска относятся: страхование; резервирование средств на покрытие непредвиденных расходов; распределение риска между партнерами.

высокая ответственность за выполнение принятых обязательств по торговым сделкам;

нацеленность на получение прибыли.


3. Финансовый бизнес.

Финансовый бизнес – это деятельность субъекта предпринимательского бизнеса по организации и развитию денежного обращения, а также обращению долговых и долевых ценных бумаг (долевые – акции, долговые – облигации, вексили, сертификаты и т. д.).

Существует две составляющие финансового предпринимательства:

1. Выпуск ценных бумаг и денежных знаков;

2. Оказание финансовых услуг, предметом которых выступают валютно-денежные ценности и ценные бумаги.

Финансовый рынок – сфера деловых отношений, где формируется спрос и предложение на финансовые ресурсы, происходит движение данных ресурсов в целях выполнения любых деловых операций.


Финансовый рынок


Денежный Фондовый
Финансовые кредиты Валюта Ценные бумаги Инвестиции

К финансовому бизнесу относится деятельность коммерческих банков, фондовых бирж, страховых компаний, валютных бирж и инвестиционный бизнес.

Коммерческий банк – это финансово-кредитная организация акционерного типа, кредитующая на платной основе юридических и физических лиц, осуществляющая прием денежных вкладов и расчетные операции по поручению клиентов.

Функции коммерческих банков:

проведение кредитных операций;

организация депозитного хранения ресурсов;

осуществление сопровождения торговых сделок иностранной валютой;

проведение денежных расчетов в безналичной форме, инвестиционное посредничество, лизинговая, факторинговая и экспертная деятельность;

и другие функции.

Перечисленные функции могут быть реализованы по средствам трех банковских операций:

1) пассивные – привлечение средств;

2) активные – размещение средств, когда банк выступает в качестве кредитора.

Существуют следующие принципы кредитования: возвратность, платность, срочность.

комиссионные – проведение расчетных операций.

Фондовая биржа – это организация, предметами которой выступают: обеспечение необходимых условий нормального обращения ценных бумаг; определение рыночных цен на ценные бумаги; распространение информации о ценных бумагах и об их эмитентах.

Принципы деятельности фондовых бирж:

гласное проведение всех сделок;

жесткое регламентирование администрации биржи деятельности посреднических фирм путем установления правил торгов;

легкое доверие между брокером и клиентом.

На фондовой бирже объектом торгов выступают лишь те ценные бумаги, которые прошли процедуру отбора (листинг), таким образом, компания-эмитент и ее ценные бумаги заносятся в биржевой лист. Ценные бумаги, допущенные к биржевым торгам, называются фондовыми ценностями.

Функционирование фондовой биржи базируется на оперативном предложении спроса и предложения. На фондовой бирже проводятся котировки ценных бумаг. Они состоят в регулярной оценке специалистами котировочного отдела биржи курса покупателей и курса продавцов по всем ценным бумагам. Текущие курсы показывают по какой цене в данный момент можно продать или купить определенные ценные бумаги. Эти цены служат для определения деловой активности.

Инвестиционный бизнес.

В общем случае инвестиционный бизнес – это совокупность деловых процессов и отношений, формирующихся в ходе использования субъектами бизнеса финансовых ресурсов с целью создания новых направлений предпринимательской деятельности, расширение и развитие существующих. Существует два типа инвестиционной предпринимательской деятельности: реальное инвестирование, которое в свою очередь делится на: материальное (вложение в постройку); нематериальное (в будущее). финансовое инвестирование предполагает приобретение ценных бумаг. Субъекты инвестиционного бизнеса: инвесторы; эмитенты ценных бумаг; другие хозяйствующие субъекты, являющиеся получателями инвестиционных ресурсов.

Инвесторы:

Индивидуальные – это физические и юридические лица, участвующие в купле-продаже ценных бумаг; Институциональные:

инвесторы-вкладчики – юридические лица, осуществляющие инвестирование финансовых ресурсов в инвестиционные проекты;

инвестиционные посредники – это юридические лица, содействующие эмитентам и инвесторам-вкладчикам в установлении и поддержании деловых отношений. К их числу относятся:

инвестиционные банки – это разновидность коммерческих банков, которые могут осуществлять эмиссию акций, формировать инвестиционный портфель, участвовать в инвестиционных проектах;

инвестиционные фонды – это специализированные финансовые организации, деятельность которых связана с движением ценных бумаг от непосредственных инвесторов к объектам финансового инвестирования. Эти фонды выполняют две операции: выпускают акции, далее направляя аккумулированные средства на покупку ценных бумаг, выпущенных другими эмитентами (паевой, чековый).

инвестиционные компании отличаются от инвестиционных фондов лишь тем, что не имеет права привлекать ресурсы физических лиц. Инвесторами могут выступать негосударственные пенсионные фонды и страховые общества или компании.


Страховой бизнес.

Предпринимательский бизнес на рынке страховых услуг осуществляется страховыми компаниями. Основной формой деятельности страховых компаний является создание и обслуживание страховых фондов необходимых различным субъектам бизнеса для защиты от рисков и возмещения убытков.

Под страховым фондом понимается совокупность финансовых ресурсов, которая может быть использована для покрытия убытков, возникающих в результате деловой активности субъектов бизнеса.

Страхование – это отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении заранее оговоренных событий (страховых случаев).

Защита интересов клиентов осуществляется за счет средств страховых фондов, формируемых из добровольных или обязательных взносов этих юридических или физических лиц.

Субъекты страховых отношений – это:

 страхователи осуществляют страхование и уплачивают за это страховые взносы;

 страховщики - страховые компании;

 выгодополучатели получают страховую сумму.

В некоторых видах страхования страхователи и выгодополучатели совпадают.

Отрасли страхования:

– личная;

– имущественная;

– страхование ответственности.

Функциями страховой компании являются: аналитическая, а также обеспечение собственной безопасности и безопасности клиентов.


Деятельность валютных бирж.

Валютные биржи являются субъектами валютного рынка.

Валютный рынок – это сектор денежного рынка, на котором осуществляется купля-продажа валют различных государств, т. е. обмен одной валюты на другую.

Взаимный обмен валют разных стран называется конвертацией валюты.

Субъекты валютного рынка делятся на две группы:

1. Пассивные участники, т. е. субъекты у которых необходимость в проведении валютных операций имеет непостоянный характер. Они обращаются в этом случае за ценами на валюту к банку.

2. Активные участники устанавливают цены на валюту коммерческим банкам, обращающимся к ним за котировкой.

Среди активных субъектов валютного рынка выделяются валютные дилеры (например, это коммерческие банки, крупные акционерные компании, которые обладают большим собственным капиталом и специализируются на торговле валютными ценностями).

Операции валютных дилеров называется валютный дилинг, состоящий из:

- депозитные операции по регулированию валютного счета открытого клиентом в банке;

- форекс – это конвертация средств клиента из одной валюты в другую, а также спекуляция на изменении валютного курса для получения прибыли.

Участниками валютных бирж могут быть только банки. Объектом биржевых сделок является иностранная валюта.

Валютные биржи выполняют две задачи:

1. Установление в результате биржевых торгов реального валютного курса.

2. Сбор и анализ информации и процессах, происходящих на валютном рынке.

Аудиторская деятельность – это оказание услуг по выявлению объективной информации о финансово-хозяйственном состоянии предприятия.

Наличие достоверной информации делает возможным прогнозирование последствий принимаемых решений.

Аудит заключается: в проведении экспертизы бухгалтерско-финансовой отчетности предприятия, в проверки порядка ведения бухгалтерского учета, исправности и обоснованности уплаты налогов.

Цель аудиторской деятельности – установление степени достоверности бухгалтерской и финансовой отчетности, а также меры соответствия совершенных финансовых и хозяйственных операций нормативным актам.

В соответствии со способом проведения различаются:

1. Внутренний аудит проводится собственными структурными подразделениями;

2. Внешний аудит проводится независимыми аудиторскими компаниями.

Аудит может проводиться добровольно и в обязательном порядке.


4. Информационный и консалтинговый бизнес.

Информационный бизнес осуществляется в информационном секторе экономики. Это совокупная деятельность производителей, продавцов и покупателей информации. Информационный бизнес может существовать в двух формах:

это непременный атрибут деятельности любого субъекта бизнеса вне зависимости от направления.

самостоятельное направление бизнеса, занятие которым предполагает специализацию действующих в информационном секторе экономики фирм.

Информационный бизнес выстраивается вокруг специфических объектов деловых отношений:

Информационные ресурсы – это необработанные базы данных представляющие собой своеобразное «сырьевое» основание деловых отношений. Здесь базы данных – это любые массивы информации, содержащиеся на любых носителях.

Творческие ресурсы – это интеллектуальные способности творческих людей.

Информационные продукты представляют собой переработанные творческие и информационные ресурсы. На базе данных ресурсов создается информация, которая может рассматриваться как предмет купли-продажи. Информационный продукт всегда систематизирован.

Информационные услуги – это воздействие на потребителей с помощью информационных продуктов.


Консультативное предпринимательство или менеджмент-консалтинг заключается в предоставлении независимых советов и помощи по вопросам управления, включая определение и оценку проблем и возможностей, рекомендацию соответствующих мер и помощь в их реализации.

Чаще всего консалтинговые услуги осуществляются в форме консалтинговых проектов, включающих следующие этапы:

1. Выявление проблемы;

2. Разработка решений;

3. Осуществление проекта.

Методы консультирования:

Экспертное консультирование – наиболее пассивная форма консалтинга. Консультант самостоятельно осуществляет диагностику, разработку решений и рекомендации по их внедрению. Клиент лишь обеспечивает консультанта необходимой информацией.

При процессном консультировании специалисты консалтинговой фирмы на всех этапах разработки проекта активно взаимодействуют с клиентом, побуждая его высказывать свои идеи и предложения.

При обучающем консультировании главная задача специалистов подготовить персонал для возникновения идей и выработки решений. С этой целью проводятся лекции, семинары, таким образом, предоставляется необходимая информация.

На практике в чистом виде ни один из перечисленных методов не применяется. Консультации проводятся при помощи трех методов сразу.


26



Организация нового бизнеса


Управление при создании нового предприятия

Этапы создания нового предприятия


1. Управление при создании нового предприятия

На начальной стадии деятельности предприниматель сталкивается со многими проблемами. Первая из них – найти свою хозяйственную нишу. Для этого необходимо изучить состояние рынка, предложение и спрос на интересующие товары, следует предусмотреть возможные препятствия и ограничения, изучить возможность получения льгот.

Определив хозяйственную нишу, предприниматель может определить специализацию будущего предприятия, для него необходимо более детально оценить возможности будущих потребителей, узнать всю возможную информацию о конкурентах, решить вопрос о технике и технологии.

Немаловажное значение имеет выбор формы предпринимательства. В первую очередь выбор делается между индивидуальным и коллективным.

Если делается выбор в пользу коллективной формы, необходимо очень тщательно отнестись к выбору партнеров (организационно-правовые формы юридических лиц)

Следующий шаг – формирование производственной базы.

Предпринимателю необходимо приобрести или взять в аренду производственные или складские помещения, оборудование, станки, приобрести сырье и материалы, нанять работников.

Важный этап – привлечение финансовых средств. Недостаток денежных средств можно покрыть несколькими методами:

- выпуск ценных бумаг

- кредиты коммерческих банков

На начальной стадии деятельности при начале функционирования основная проблема заключается в создании эффективной организационной структуры, в которой каждый работник осознает и принимает цель деятельности организации, способы ее достижения.


2. Этапы создания нового предприятия

На начальном этапе определяется состав учредителей, и разрабатываются учредительные документы: устав и договор о создании и деятельности предприятия с указанием организационно правовой формы.

Заключаются учредительные договора

Утверждение устава предприятия и оформление протокола № 1 собранием участников, в котором назначается директор и председатель ревизионной комиссии (только для АО)

Открытие временного расчета в банке

Регистрация предприятия по месту своего учреждения в местном органе власти

Передача сведений о предприятии для включения в государственный регистр. При этом юридическому лицу присваиваются коды общесоюзного классификатора предприятий и организаций (ОКПО)

Открытие постоянного расчетного счета в банке и внесение участниками своих вкладов

Регистрация в районной налоговой инспекции

Получение разрешения и изготовление печати и штампа.


Если предприятие создается как АО, его учредителям предстоит осуществить подписку на акции. При открытой подписке публикуется извещение о ней в СМИ, в котором указывается предмет, цели и сроки действия будущего АО, состав учредителей и дату проведения учредительных конференций, наличный размер уставного капитала, количество, виды и стоимость акций.

Подписавшиеся на акции обязаны внести не менее 30% стоимости акций до дня учредительных конференций. Если акции распределяются между учредителями, то не менее пятидесяти.

В задачу учредительной конференции входит решение следующих вопросов:

- о создании АО;

- утверждение устава;

- выборы руководствующих органов.

После завершения учредительной конференции проводится регистрация.


При создании нового предприятия большое значение имеет разработка технико-экономического обоснования, в которое включаются следующие разделы:

Анализ спроса на продукцию

Производственные показатели:

Наличие конструкционной, технологической и др. требованных документаций

Производственная программа – плановый документ, в котором оценивается будущий выпуск продукции в номенклатуре и ассортименте

Перечень необходимых для выполнения программы элементов основания производственных фондов (здание, сооружение, машины, оборудование)

Наличие производственных мощностей или проекта их создания

Рентабельность отдельных видов продукции

Величина амортизации отчислений

Финансовые показатели

Намечаемая выручка от реализации продукции

Объем затрат

Намечаемые отчисления в бюджет

Чистая прибыль

Социальные показатели

Численность работников

Ожидаемый размер оплаты труда

Производительность труда

Условия труда


28



Предпринимательский бизнес план


Бизнес план – инструмент среднесрочного планирования.

Цель разработки бизнес плана:

Спланировать хозяйственную деятельность предприятия на ближайшие 3-5 лет в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов;

Определить конкретные направления деятельности фирмы, целевые рынки и место фирмы на них;

Сформулировать цели, стратегию и тактику их достижения;

Выбрать состав и определить показатели товаров и услуг;

Оценить производственные и торговые издержки;

Выявить соответствие кадров фирмы поставленным целям;

Определить состав маркетинговых мероприятий;

Оценить финансовое положение фирмы и соответствие имеющихся финансовых ресурсов поставленным целям;

Предусмотреть трудности, которые могут помешать выполнению бизнес плана;

Необходимость в бизнес плане возникает в следующих случаях:

Открытие нового дела. Определение специализации и основных направлений коммерческой деятельности.

Перепрофилирование существующих фирм. Выбор новых видов направлений и способов осуществления хозяйственной деятельности.

Составление проспектов эмиссии ценных бумаг.

Подготовка заявок на получение кредита.

Выход на внешний рынок.

Основные рекомендации по подготовке бизнес плана:

Краткость. Изложение самого главного по каждому разделу плана.

Доступность в изучении и понимании, т.е. необходимо избегать технических терминов.

Информация должна быть емкой и четкой, не должно быть экспрессивных оценок. Обычно много цифровой информации, следовательно, затрудняется оценка, поэтому информацию классифицируют по определенным категориям и представляют в табличной форме или в виде диаграмм.


Резюме

Резюме – основные идеи бизнес плана.

В резюме включается следующая информация:

Цели и задачи бизнес плана.

Краткое описание предприятия и его специализации.

Текущее финансовое состояние.

Собственные ресурсы.

Преимущества продукции на рынке.

Источники финансирования и потребности в инвестировании.

Риски предприятия и их уровень.

Экономическое обоснование и эффективность проекта.

Таким образом, это краткое изложение бизнес плана.

Резюме составляется в последнюю очередь на основании ключевых фраз разделов плана.

Содержание бизнес плана



Общая характеристика предприятия и товара.

О предпринимателе должны быть приведены следующие сведения:

Полное и сокращенное наименование предприятия и др. сведения (банковские реквизиты и т.п.)

Размер уставного капитала.

Характеристика менеджеров высшего звена управления.

Основной вид деятельности.

Миссия.

Оценка слабых и сильных сторон предприятия и конкурентов.

Описание продукции предприятия с позиции потребителя.

Обосновывается необходимость совершенствовать товар.

О продукте приводятся следующие сведения:

Область применения.

Показатели качества (надежность, ремонтопригодность, экономичность, эргономичность)

Внешнее оформление.

Патентная защищенность


Анализ рынка и основных конкурентов

Оценка рынков сбыта заключается в определении емкости и степени насыщенности рынка, уровня и степени удовлетворения спроса. Анализ производится по всем основным рынкам, при этом необходимо выявить наиболее перспективные рынки сбыта. Анализ и оценка конкурентов предполагают следующие характеристики:

Объем продаж в натуральных показателях у основных конкурентов.

Распределение и динамика долей рынка.

Уровень цен.

Финансовое положение, уровня технологии и качество продукции.

Расходы на рекламу.

Время деятельности предприятий


Производственный план

Определяется производственная программа предприятия, дается подробное описание производственного процесса с указанием проблем существующих в сфере технологии и организации и путей из преодоления. Важным аспектом является определение себестоимости продукта.

В описании технологического процесса указывается:

Требуемые производственные мощности

Условия и потребность приобретения технологического и прочего оборудования

Потребность в сырье, качество и дисциплина поставок

Требования к источникам энергии и их доступность

Степени технологической и конструкторской подготовки производства

Контроль качества готовой продукции

Структура производственного раздела бизнес-плана:

Производственная программа (объем выпуска продукции, коэффициент роста, доля реализации продукции в соответствии с договорами купли продажи)

Схема технологического процесса

Потребности в основных фондах (здания и сооружения производственного назначения, рабочие машины, оборудование, транспортные средства и т.п.)

План производства заключается в планировании потребности в оборотных средствах, незавершенных производств, готовой продукции на складе, топлива и электроэнергии (количество, цена, переходящий остаток)

Потребность персонала в заработной плате по категориям производственного персонала

Калькуляция себестоимости


План маркетинговой деятельности.

В этом разделе описывается стратегия маркетинговой деятельности.

Записывается в оценке возможности предприятия в соответствии с ситуации на рынке.

План маркетинга предусматривает следующие разделы:

выбор схемы распространения товаров напрямую или через посредников.

анализ ценовой политики и методы ценообразования.

Используются следующие данные:

Определение, на сколько цены отражают издержки.

Отношение покупателей к установленным ценам

Использование предприятием политики стимулирования цен, или политики стандартных цен.

Действия предприятия при изменении цен конкурентов

известность цен на товары потенциальным клиентам.

Уровень планируемой цены означает выработку ценовой стратегии:

вытеснение конкурентов

получения сверхприбыли путём «снятия сливок» с рынка

сохранения стабильного положения при умеренной рентабельности и др.

реклама: определяется тип (товарное или фирменное) и средства распространения рекламы. Расходы на рекламу определяются в разделе планирование производства.

Методы стимулирования продаж, формирование спроса и организация послепродажного обслуживания:

программа стимулирования сбыта;

приёмы побуждения сбытового персонала;

соответствие торговой сети поставленным целям;

наличие фирменного стиля рекламы и товарного знака;

использование различных видов кредита;

эффективность привлечения внимания с помощью упаковки.


Организованный план: обосновывается организационная структура: линейная функциональная, матричная; производится оценка, приводится организационная схема.


План по рискам.

Значение этого раздела состоит в оценке опасности того, что цели, поставленные в плане, будут достигнуты полностью или частично.

Виды риска:

производственный

риск неиспользования хозяйственных договоров

риск изменения конъюнктуры рынка

риск возникновения непредвиденных затрат

риск потери имущества

таким образом происходит изменение намеченного объёма производства и объёма реализации, повышение материальных и трудовых затрат, увеличение дефектных изделий, рост цен.

коммерческий риск возникает в процессе реализации закупленных предпринимателем товаров и в процессе оказания услуг.

финансовый риск возникает в сфере финансового предпринимательства и финансовых сделок.

инвестиционный риск.

Потери от риска:

Материальные, непредусмотренные проектом затраты или прямые потери материальных объектов в натуральном выражении

Трудовые, потери рабочего времени, вызванные непредвиденными обстоятельствами.

Финансовые потери возникают в результате прямого денежно ущерба (штрафа, выплаты за просроченные кредиты, дополнительные налоги и т.д.)

Специальные потери, связаны с нанесением ущерба здоровью и жизни людей, окружающей среды, престижу предпринимателя.

После оценки степени риска разрабатывается перечень мер, позволяющие его уменьшить.


Финансовый план.

В этом разделе бизнес-плана обобщаются все предшествующие материалы и предоставляют их в стоимостном виде.

Здесь необходимо подготовить следующие документы:

Прогноз объёмов реализации

Баланс денежных расходов и поступлений

Таблицу доходов и затрат

Г рафик достижения безубыточности – это схема, показывающая влияние на прибыль объёмов производства, цены товара и себестоимости.


доходы переменные расходы

и расходы V реализации

денежных

единиц


точка безубыточности

постоянные расходы


время


33



Успех в предпринимательском бизнесе


Приступая к ведению дел, субъекты предпринимательского бизнеса определяют конечные цели деловой деятельности и, уже исходя из этого, осуществляют постановку задачи.

Конечной целью любой деловой деятельности всегда является успех, т.е. наиболее полная реализация потенциала конкурентоспособности. В успехе воплощается предпринимательский идеал, т.е. образ наивысших достижений в бизнесе, который создается каждым из предпринимателей, прежде чем они приступают к ведению дел. У разных предпринимателей различные идеалы. Следовательно, отличаются их представления об успехе и путях его достижения.

Выделяются следующие типы идеальных представлений об успехе:

успех в победе;

успех в выживании.

Выделяют следующие виды предпринимательских успехов:

текущие;

конечные.

Также успехи делятся на:

краткосрочные (возникают в случае, когда конкурентные позиции предпринимателя являются неустойчивыми и на смену успеху неизбежно и регулярно приходит неудача);

среднесрочные;

долгосрочные.

Выделяют следующие виды успеха:

заслуженный успех (обусловлен заслугами самого предпринимателя, которые выражаются в потенциале к конкурентоспособности);

незаслуженный успех (ассоциируется с влиянием внешней среды).

Успех в предпринимательском бизнесе имеет одновременно эгоистическую и общественную природу. С одной стороны – предприниматель добивается положительного общественного признания результатов своей деятельности. С другой стороны – предприниматель находит возможность преуспеть в конкурентном соперничестве и приобрести относительно лучшие условия существования.


34



Предпринимательский бизнес: субъекты и формы


Субъекты бизнеса.

Субъекты предпринимательской деятельности в РФ.

Организационно-правовые формы осуществления предпринимательства в России.


1. Субъекты бизнеса

Субъект бизнеса – это активная сторона любой сделки, носитель прав и обязанностей, возникающих в ходе подготовки и реализации сделки.

Субъекты бизнеса, руководствуясь деловыми интересами, могут заниматься любыми типами и видами деловой деятельности, не запрещенной законом.

Деятельность субъектов бизнеса является экстерриториальной, т. е. никакие различия в законодательстве государств не могут отменить способности субъектов бизнеса вступать в деловые отношения.

Под субъектом бизнеса понимается функциональная принадлежность данного субъекта и функциональная специализация его деятельности.

По признаку функциональной специализации субъекты бизнеса подразделяются:

Предприниматели, которые осуществляют инициативную деятельность на свой риск и под свою индивидуальную экономическую и юридическую ответственность (коллективы предпринимателей предпринимательские ассоциации);

Работники осуществляют трудовую деятельность по найму, а также профсоюзы;

Индивидуальные и коллективные потребители продукции;

Органы государственной и муниципальной власти и управления являются субъектами бизнеса в тех случаях, когда они выступают непосредственно участниками сделки, а также государственные служащие.


2. Субъекты предпринимательской деятельности в РФ

Предпринимательская деятельность осуществляется в двух формах:

1) индивидуальная, т.е. индивидуальные предприниматели

2) путём создания организации, когда происходит привлечение других лиц, т.е. юридическое лицо.

Таким образом, субъектыпредпринимательской деятельности в РФ: граждане-предприниматели и юридические лица.

Граждане вправе заниматься предпринимательской деятельностью с момента государственной регистрации, вправе выбрать любой вид деятельности, не запрещённой законом.

В ряде случаев для ведения индивидуального предпринимательства необходима лицензия или разрешение.

Индивидуальные предприниматели – это физические лица, которые ведут бизнес за свой счёт и лично занимаются управлением, они также несут ответственность по обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, таким образом, весь риск возлагается на него.

Средства индивидуализации граждан - предпринимателей:

1) Ф. И. О.

2) Место жительства, которое определяется местом постоянного или преимущественного проживания на основе регистрации.

Приобретение прав и обязанностей от имени другого лица запрещается.

Юридические требования для ведения индивидуального предпринимательства:

1) Требование регистрации

2) Получение лицензии (разрешение на конкретный вид деятельности)

3) Предоставление декларации и налоговой документации о состоянии дохода и оборота для уплаты налогов.

4) Соблюдение налогового законодательства о найме третьих лиц на работу.

5) Соблюдение законов или инструкций по конкретному виду деятельности, которые могут ограничивать её или служат для ведения контроля.

Индивидуальное предпринимательство имеет ряд положительных сторон:

Клиент часто лично знаком с предпринимателем. Следовательно, предприниматель может быстро реагировать на изменения вкусов потребителя.

Гибкость и возможность быстрого принятия решения, т.к. нет помех со стороны партнёров.

Существование психологического стимула для напряжённой работы.

Минусы индивидуального предпринимательства:

1) Ограниченность финансовых ресурсов.

2) Ограниченность масштабов бизнеса.

3) Невозможность крупных поставок и развития крупномасштабного производства.

4) Ограниченность человеческих способностей и проблемы с использованием отпусков и больничных.


ГК РФ говорит: юридическое лицо – организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении и оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом или ответчиком в суде.

Признаки юридического лица:

1) Организационное единство – это согласованная структура и наличие органов управления.

2) Имущественная обособленность, т.е. за юридическим лицом закрепляется имущество на основании различных прав.

3) Юридические лица имеют самостоятельный бухгалтерский баланс или смету.

4) Возможность предъявлять иски и выступать в качестве ответчика в суде от своего имени.

5) Самостоятельная имущественная ответственность предполагает, что юридическое лицо отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

Юридические лица отличаются по целому ряду признаков:

1) По форме собственности юридические лица могут быть частные и государственные

2) По характеру потребляемого сырья:

а) предприятия добывающей промышленности

б) предприятия перерабатывающей промышленности

3) В зависимости от размеров:

а) крупные

б) средние

в) малые

Также юридические лица отличаются отраслевой принадлежностью и видом основной деятельности и т.д.

В соответствии с ГК РФ юридические лица классифицируются:

1. В зависимости от того, какие права сохраняют за собой учредители (участники) в отношении юридических лиц или их имущества

1.1. Юридические лица, в отношении которых их участники имеют обязательственные права (хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы)

1.2. Юридические лица на имущества, которых их учредители имеют право собственности (государственные муниципальные унитарные предприятия)

1.3.Юридические лица, в отношении которых их учредители не имеют никаких имущественных прав (религиозные и общественные фонды, благотворительные организации)

2. В зависимости от целей деятельности всякое юридическое лицо относится к одной из двух категорий:

2.1.Коммерческие, преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.

2.2.Некоммерческие, которые преследуют иные цели.

3.по организационно-правовой форме: (см. в. 3)


3. Организационно-правовые формы осуществления предпринимательства в РФ

Хозяйственные товарищества и общества

Полные товарищества

Учреждения

Организационно-правовые формы предпринимательства

Религиозные и общественные организации

Фонды

ЗАО

ОАО

На праве оперативного управления


Общества с ограниченной ответственностью






Общество с дополнительной ответственностью