Главная              Рефераты - Маркетинг

Внедрение СМК на предприятия Казахстана - реферат

Внедрение СМК на предприятия Казахстана

На данном этапе развития экономики Казахстана, внедрение СМК на предприятиях малого и среднего бизнеса затруднительно. Причинами этого могут быть нежелание предпринимателей тратить довольно большие средства на развитие управления и совершенствование качества продукции, так как прибыль или ниша занимаемая на рынке вполне их устраивает.

В настоящее время государство оказывает поддержку организациям внедряющим СМК в следующих направлениях:

  • пропаганда внедрения СМК, в целях выхода на мировой рынок;
  • налоговые льготы для предприятий прошедших сертификацию;
  • при проведении тендеров отдавать предпочтение фирмам практикующим СМК.

При внедрении возникает ряд проблем, а именно:

    Неправильный подбор службы качества.

Необходимо создать группу, непосредственно занимающихся разработкой документации, оказание консультативной помощи другим подразделениям по данному вопросу, обучение персонала, проведение внутреннего аудита, помощь в решении проблем, связанных с качеством системы, продукции и процессов.

    Неправильный выбор консалтинговой организации и консультанта.

Сегодня на рынке услуг РК существует ряд консалтинговых организаций, предлагающих услуги по разработке и внедрению СМК. Возникает вопрос: «Как не ошибиться в выборе консалтинговой организации и как выбрать подходящую для вас в данных условиях?»

    Неправильная организация процесса обучения персонала реализации требованиям стандарта ISO 9001:2000.

Существует 4 метода организации эффективного процесса обучения: обучение персонала на территории своего предприятия, обучение персонала на территории консалтинговых организаций и комбинированный метод.

    Руководство и персонал организации не воспринимает и не реализует рекомендации консультанта (или реализует, но с большим опозданием).

Некоторые руководители всеми способами стараются избегать консультанта, оправдываясь тем, что есть дела и поважнее. Иногда, как правило, после очередного вопроса потребителя о наличии сертифицированной СМК, они сами идут на контакт с консультантом, но интересует их одно: почему так плохо работает консультант.

    Непонимание высшим руководством организации своей роли и своих обязанностей при построении СМК.

Встречаются ситуации, когда первые руководители инициируют проект по разработке СМК (выпускают приказ) и после этого самоустраняются от участия в его реализации.

    Руководство принимает решение о необходимости разработки СМК, отвечающей требованиям стандарта ISO 9001:2000, создает службу по качеству и поручает ей разработать документацию СМК без участия других подразделений и руководителей.
    Организация формально подходит к реализации проекта: не прекращаются попытки построить систему только на бумаге.

Это происходит тогда, когда в организации преобладает желание получить сертификат на СМК любым способом («горят» контракты). Для специалистов не является секретом то обстоятельство, что на рынке есть фирмы, которые занимаются продажей сертификатов на СМК.
Есть такое высказывание: «Сертификат (на СМК) - это справка о здоровье организации». Плохо, когда справка есть, а здоровья нет, и организация дышит на ладан. Нужна не справка, а, прежде всего, само здоровье, т. е. нужна эффективно и результативно работающая СМК. Сертификат на СМК, полученный неправедным путем, не спасет.

    Организация не уделяет должного внимания этапу разработки (корректировки) нормативной документации: процедур, инструкций и т. п.

Документы создаются в довольно сжатые сроки. Иногда составление проекта документа поручается необученным специалистам, согласующие документ лица читают его невнимательно или подписывают, вообще не читая.

    Не уделяется должного внимания подбору внутренних аудиторов, что приводит к возникновению конфликтов между проверяемыми и проверяющими (аудиторами).

Иногда к проведению аудита привлекаются специалисты, не имеющие необходимого опыта и при этом излишне амбициозные.

    Не уделяется должного внимания этапу внедрения, следующему за разработкой документации СМК (процедур, инструкций и т. д.).

После составления процедур возникает некоторое затишье в реализации проекта: организации ждут, когда все это заработает. Не тут-то было! При нашем отношении к нормативной документации (она сама по себе, а жизнь - сама по себе) ничего не заработает без дополнительных усилий. Если персонал организации до этого момента не умел работать по правилам, то не ждите, что в этом случае события будут развиваться по иному сценарию.

Если организация в своей работе по разработке, внедрению СМК решит данные проблемы, то она станет конкурентоспособной не только на внутреннем, но и на внешнем рынке.

За последние 6 лет валовой внутренний продукт Казахстана увеличился в 1,5 раза, промышленное производство выросло на 60%, инвестиции — на 70%. В стране наблюдается рост экспортного потенциала, реализуется политика поддержки отечественных товаропроизводителей. Идет активная работа по вступлению Казахстана в члены Всемирной торговой организации (ВТО). В связи с этим в стране проводится целенаправленная работа по активизации внедрения на предприятиях и организациях систем менеджмента качества (СМК) в соответствии с международными стандартами (МС) ИСО 9000.

Крупной составляющей современной экономики любой страны выступает промышленность строительных материалов, изделий и конструкций. Являясь основной материальной базой для строительства, она существенно влияет на темпы роста в других отраслях экономики и социальное состояние общества. В Казахстане отрасль составляют около 600 предприятий.

Промышленность строительных материалов, изделий и конструкций — это комплексная отрасль, включающая порядка 20 подотраслей, многие из которых насчитывают в своем составе несколько производств, при этом каждая отрасль формирует свой рынок, который функционирует самостоятельно, образуя в совокупности общий рынок строительных материалов, изделий и конструкций. Она определяет потенциал строительной отрасли в целом.

Специфической подотраслью промышленности строительных материалов, изделий и конструкций является производство металлических конструкций. Особенностями производства металлоконструкций выступают:
— повышенное требование к надежности конструкций;
единичный характер производства, поскольку изделия зачастую специально спроектированы под требования индивидуального потребителя. Конкретный заказ может потребовать выполнения работы, которая больше никогда не повторится в точно такой же форме;
— высокие требования к квалификации рабочей силы;
— предполагает минимальное использование формальных систем производственного контроля, так как система производства основана на знаниях и опыте мастеров и бригадиров и высокой квалификации рабочих [2];
— строится на использовании как универсального, так и специализированного оборудования и инструментов;
— повышенная металоемкость продукции.

Основной предпосылкой формирования казахстанского рынка строительных материалов, изделий и конструкций являются высокие темпы строительства и наличие ресурсов для производства строительных материалов. Влияние на развитие отрасли оказывают потребности населения в строительных материалах для строительства жилья и других необходимых в быту домохозяйства построек, а также потребности народнохозяйственного комплекса в строительных материалах, изделиях и конструкциях для строительства предприятий, офисов, производственных комплексов и ремонта жилых зданий государственного и общественного фонда, административных, культурно-бытовых зданий, промышленных и гидротехнических сооружений.

Одной из крупнейших строительных компаний в Казахстане является акционерное общество по изготовлению и монтажу стальных конструкций «Имсталькон». Структура компании включает 4 завода металлоконструкций в городах Караганда, Тараз, Усть-Каменогорск, Рудный и 15 строительно-монтажных управлений в различных городах Казахстана. Руководство АО «Имсталькон» в 2000 году приняло стратегическое решение о необходимости внедрения системы менеджмента качества.

Объективными условиями выступили требования иностранных заказчиков к наличию на предприятии сертифицированной системы менеджмента качества. Сейчас в Казахстане много иностранных инвесторов, осуществляющих крупные инвестиционные проекты в отраслях добычи нефти и газа, металлургии. Они работают в соответствии с международными стандартами качества и требуют соответствующего качества от подрядных организаций. Особое внимание обращают на качество металлоконструкций, как основы (каркаса) любого производственного или социального объекта.

Субъективными факторами внедрения системы менеджмента качества является построение эффективной системы менеджмента. В условиях перманентно изменяющейся рыночной конъюнктуры руководство компании выбрало самый логичный путь: построение такой системы менеджмента, которую потом не надо перестраивать. Так пришли к стандартам ИСО. В 2001 году были внедрены системы менеджмента качества на базе МС ИСО 9000:1994 в исполнительном аппарате АО «Имсталькон», на Алматинских монтажных фирмах № 1 и № 2, Карагандинском и Жамбылском заводах металлоконструкций. В 2003 году эти предприятия получили сертификат МС ИСО 9000:2000. В 2003—2005 годах остальные филиалы АО «Имсталькон» также сертифицировали свои системы менеджмента качества.

Системы менеджмента качества всех предприятий АО «Имсталькон» были сертифицированы органом независимой оценки и сертификации — британской компанией BM TRADA. Мы проанализировали функционирование системы менеджмента качества в производстве металлоконструкций. В качестве объекта исследования был выбран Карагандинский завод металлоконструкций (КЗМК) АО «Имсталькон», так как этот завод является крупнейшим предприятием производства металлоконструкций в Казахстане. Кроме того, результаты реализации системы менеджмента качества на КЗМК стало возможным проанализировать в динамике.

Система менеджмента качества Карагандинского завода представлена следующими процессами:

1. Договорная работа.
2. Закупки.
3. Разработка технической и технологической документации.
4. Производство металлоконструкций.
5. Анализ финансово-хозяйственной деятельности.
6. Внутренний аудит системы менеджмента качества.
7. Анализ со стороны руководства.
8. Управление персоналом.
9. Управление инфраструктурой.
10. Управление производственной средой.

Одним из первых затруднений оказалась реализация принципа процессного подхода, который требовался МС ИСО 9000. Сложным оказалось, во-первых, осознание сущности процессного подхода, понимание сути самого процесса, а также того, что в виде процесса можно представить абсолютно любую деятельность и любое действие, что облегчает управление ей. Во-вторых, для оценки результативности процессов предприятиям необходимо было разработать систему измерений процессов. Особую трудность при разработке системы измерений вызвало определение ключевых показателей функционирования ряда процессов. В-третьих, проблемным стал механизм перехода от функционального подхода в управлении к процессному, который включает не только принципиально новый подход в управлении, но и в какой-то мере перестройку сознания руководителей и работников предприятия.

Кроме осознания и реализации на практике процессного подхода значительное затруднение вызывало осуществление принципа полного вовлечения работников всех уровней в деятельность по обеспечению качества, которое дает возможность использовать способности каждого с максимальной выгодой. В процессе внедрения системы менеджмента качества на предприятиях компании складывалась ситуация, когда необходимость внедрения, а в дальнейшем — поддержания и совершенствования системы менеджмента качества до конца осознавалось только частью работников — высшим руководством и менеджерами по качеству. Другие работники предприятия воспринимали внедрение системы менеджмента качества как навязанную им идею руководства.

В конце 2002 года нами был проведен анкетный опрос среди менеджеров среднего звена (руководителей подразделений) Карагандинского завода металлоконструкций. В результате опроса большинство респондентов отметили, что осознают необходимость внедрения системы менеджмента качества. При этом обозначилось явное непонимание сущности внутреннего аудита и, как следствие, нежелание участвовать в его проведении. Многие работники предприятия высказали мнение о необходимости внедрения системы менеджмента качества в связи с тем, что наличие сертифицированной системы менеджмента качества является неотъемлемым требованием иностранных заказчиков, следовательно, сертификат МС ИСО 9000 обеспечит предприятию гарантированный объем работ. При этом только несколько участников анкетирования указали, что системы менеджмента качества — это не только необходимый сертификат, но и международный опыт управления. Таким образом, вовлечению работников препятствовала недостаточная степень осознания ими важности и необходимости внедрения системы менеджмента качества. Особенно заметно это было среди рабочих. На предприятии требовалось обучение и повышение квалификации в области управления качеством и нового поколения руководителей, ИТР.

За период с конца 2003 года по I полугодие 2005 года 8 работников предприятия (среди которых первые руководители, менеджеры среднего звена и «белые воротнички») прошли обучение в органе международной сертификации BM TRADA Сertification и Казахстанско-Российском СП «Интерсертифика — ЦентрАзия». Кроме того, менеджером по качеству регулярно проводятся внутренние курсы по проблемам поддержания и совершенствования СМК.

В сентябре 2005 года нами был проведен повторный анкетный опрос среди руководителей подразделений. Только один респондент повторил свою прежнюю мысль о непонимании важности и сущности внедрения системы менеджмента качества на предприятии. Повышение осознания важности и сущности системы менеджмента качества среди работников предприятия очевидно. Хотя, на наш взгляд, на предприятии, 4 года имеющем сертифицированную систему менеджмента качества, среди менеджеров среднего звена таких прецедентов быть вообще не должно.

Рассмотрим общую картину основных причин снижения результативности процессов системы менеджмента качества.
Данные таблицы 4 наглядно показывают:
— отмеченный нами по всем процессам системы менеджмента качества, кроме процессов «Анализ со стороны руководства» и «Управление производственной средой», недостаточный уровень профессионализма соответствующих работников;
— отсутствие должностных единиц, обеспечивающих оптимальную структуру штата сотрудников, мы выявили в процессах «Договорная работа», «Производство металлоконструкций» и «Внутренний аудит СМК»;
— недостаточное технологическое обеспечение производства является одной из причин снижения результативности процесса «Производство металлоконструкций»;
— недостаточное техническое обеспечение производства выявлено нами при анализе процессов «Закупки», «Разработка технической и технологической документации», «Производство металлоконструкций» и «Управление инфраструктурой»;
— воздействию так называемого «человеческого фактора» в его различных проявлениях подвержены процессы «Разработка технической и технологической документации», «Производство металлоконструкций», «Внутренний аудит СМК», «Анализ со стороны руководства», «Управление инфраструктурой», «Управление производственной средой»;
— среди других причин, снижающих результативность процессов системы менеджмента качества, нами отмечены финансовые причины, препятствующие возможности приобретения и внедрения современного программного обеспечения процесса «Разработка технической и технологической документации» в части разработки чертежей КМД (конструкции металлические деталировочные);
— также отмечается недостаточная разработанность всех процессов системы менеджмента качества, за исключением процесса «Анализ финансово-хозяйственной деятельности».

Выводы

Во-первых, наиболее часто встречающимися причинами снижения результативности процессов системы менеджмента качества предприятия являются недостаточный уровень профессионализма соответствующих работников, воздействие «человеческого фактора» и недостаточная разработанность процесса. Во-вторых, процесс «Производство металлоконструкций» подвержен воздействию всех выделенных нами причин снижения результативности. В-третьих наиболее разработаны и адаптированы процессы «Анализ финансово-хозяйственной деятельности» и «Управление персоналом».

Очевидно, что основные процессы системы менеджмента качества предприятия поддерживать на должном уровне труднее, чем управляющие и поддерживающие процессы.

Однако в целом Карагандинский завод металлоконструкций имеет «работающую» систему менеджмента качества, внедрение которой дало предприятию следующие выгоды:
— по имеющейся на заводе статистике более 80% заказчиков требуют наличие у предприятия сертификата МС ИСО 9000:2000;
— предприятие демонстрирует способность выпускать продукцию требуемого качества (МС ИСО 9000 допускает, что термин «качество» может сочетаться с такими прилагательными как «плохое», «хорошее» и «отличное», но в целом о качестве говорится «требуемое», такое, которого требует заказчик. Качественная продукция не обязательно высшего качества. Существуют потребности, а следовательно, и заказы на разные требуемые уровни качества. Но КЗМК при заказе любого уровня качества обеспечивает несущую способность конструкций, их геометрические параметры. Различия в качестве, как правило, только в степени отделки);
— на предприятии четко распределены ответственность и полномочия сотрудников;
— повысилась управляемость компании на всех этапах производства;
— усилился операционный контроль на всех этапах производства;
— отрабатываются внутренние взаимодействия между процессами (подразделениями), что сокращает сроки производства;
— улучшилась прослеживаемость контрактов;
— при заключении контрактов более четко стали устанавливать требования к продукции;
— ужесточился входной контроль качества закупаемых материалов; завод отдает предпочтения поставщикам, имеющих сертифицированную систему менеджмента качества (стимулирование получение сертификата поставщиками).

Система менеджмента качества, соответствующая требованиям ИСО 9001:2000, является гарантом стабильности деятельности организации. Она придает уверенность самой организации и создает доверие к ней со стороны потребителей. Потребители уверены, что предприятие может поставлять продукцию, полностью соответствующую требованиям заказчика.

Современные подходы к менеджменту качества стимулируют участников хозяйственной деятельности к внедрению международных стандартов систем качества, что положительно скажется на экспортно-импортной деятельности предприятий Казахстана. Проблема внедрения систем качества становится ключевой для казахстанских предприятий, если их целью является выход на международный рынок и установление долгосрочных отношений с зарубежными партнерами.

В теории и практике управления качеством выделены две проблемы: качество продукции и менеджмент качества.

Обеспечение качества требует немалых затрат. До недавнего времени основная доля в затратах на качество приходилась на физический труд. Но сегодня высока доля интеллектуального труда. Проблема качества не может быть решена без участия ученых, инженеров, менеджеров. Должна быть гармония всех составляющих профессионального влияния на качество.

Значение качества продукции состоит в том, что только качественная продукция открывает экспортную дорогу на платежеспособные западные рынки. Большую роль в обеспечении качества продукции производителей и ее успешной конкуренции на мировых рынках призваны сыграть специальные конкурсы.

Различного рода конкурсы с присуждением их победителям почетных наград широко используются в мировой практике.

Основная цель премий — помочь предприятиям и организациям повысить конкурентоспособность отечественной промышленности на мировом рынке.

Качество является важным инструментом в борьбе за рынки сбыта. Именно качество обеспечивает конкурентоспособность товара. Оно складывается из технического уровня продукции и полезности товара для потребителя через функциональные, социальные, эстетические, эргономические, экологические свойства. При этом, конкурентоспособность определяется совокупностью качественных и стоимостных особенностей товара, которые могут удовлетворять потребности потребителя, а также расходами на приобретение и потребление соответствующего товара. Следует учитывать, что среди продукции аналогичного назначения большей конкурентоспособностью обладает та, которая обеспечивает наивысший полезный эффект по отношению к суммарным затратам потребителя. Безусловно, повышение качества сопряжено с затратами, однако они окупятся благодаря полученной прибыли. Занятие лидирующего положения на рынке невозможно без разработки и освоения новых товаров (модифицированных, улучшенных).

Значение повышения качества достаточно многообразно. Решение этой проблемы на микроуровне важно и для экономики в целом, так как позволит установить новые и прогрессивные пропорции между ее отраслями и внутри отраслей, например, между металлургической промышленностью и машиностроением. Эти пропорции могут быть достигнуты путем совершенствования технологии производства машиностроительной продукции и повышения ее экономичности. Повышение же качества продукции машиностроения имеет значение для автоматизации производственных процессов в других отраслях.

Достаточно высокая надежность приобретенного потребителем оборудования обеспечит пропорциональность производственного процесса, что важно для предотвращения аварийных и внеплановых выходов оборудования из строя, возникновения «узких» мест.

Если не уделять серьезного внимания качеству, потребуются значительные средства на исправление дефектов. Гораздо больший эффект будет достигнут путем разработки долгосрочных программ по предотвращению дефектов.

До недавнего времени считалось, что качеством должны заниматься специальные подразделения. Переход к рыночной экономике обусловливает необходимость изучения опыта ведущих фирм мира по достижению высокого качества. Ведущие фирмы стран с развитой рыночной экономикой считают, что на достижение качества должны быть нацелены все службы. Ключевую роль в повышении качества играют требования потребителей, информация о неисправностях, просчетах и ошибках, оценки потребителей.

Исследования, проведенные в ряде стран, показали, что в компаниях, мало уделяющих внимания качеству, до 60% времени может уходить на исправление брака.

Значение повышения качества хорошо иллюстрируется на примере Японии. После Второй мировой войны японские промышленники занимались активно поисками путей повышения эффективности производства и качества продукции. Группы японских управляющих изучали опыт по всему миру. Они встречались с руководителями ведущих промышленных фирм США и Европы. Все рациональное переносилось на национальную почву. Внимание японских управляющих привлекли такие понятия, как статистический контроль качества и комплексное управление качеством.

Изучая опыт различных стран, японские управляющие обратили внимание на то, что преуспевающие фирмы предъявляют высокие требования к своим работникам и качеству продукции. В итоге проведенных исследований и выполненных разработок появились так называемые японские стандарты качества. В Японии возникло новое понятие - «культура качества». Культура качества — комплексное понятие, включающее качество сервисного обслуживания, качество отчетной документации, качество выполнения производственных операций и др. Япония стала родоначальником новой методологии деятельности предприятия и перешла к всеобщему контролю качества. Новая система выходит за рамки микроуровня и включает контроль рынка сбыта продукции, анализ рыночной конъюнктуры, послепродажное обслуживание. При этом традиционное управление качеством не устраняется, а совершенствуется. Значение же всеобщего контроля качества состоит в том, что он усиливает воздействие запросов потребителей на качество продукции. Кроме того, тотальное качество входит в число критериев оценки работы менеджеров. Менеджеры компаний относятся к повышению качества не как к одному из рядовых моментов управления, а отдают ему приоритетное значение.

Потребителей интересуют надежность, удобство в эксплуатации, долговечность, эстетические свойства продукции.

ISO 9001:2000 - это международный стандарт, обобщающий передовой мировой опыт в области управления производством, содержит требования к организации производства. Когда говорят о Стандартах серии ISO 9000:2000, имеют в виду три международных стандарта: ISO 9000:2000, ISO 9001:2000 и ISO 9004:2000. Ключевое понятие, используемое в стандартах - "Система менеджмента (управления) качества" (СМК). Особенностью стандартов является то, что они предъявляют требования не к качеству продукции напрямую, а к системе организации управления производством, которое призвано обеспечивать предсказуемый и стабильный уровень качества продукции. С точки зрения стандартов серии ISO 9000, качественной считается та продукция, которая удовлетворяет как специфицированным (прописанным), так и предполагаемым (не прописанным) ожиданиям клиента.

В XX веке сформировалось представление о правах потребителя, в том числе, о праве на полную и достоверную информацию о качестве покупаемого товара. Было признано, что потребитель является слабой стороной в отношении с изготовителем: если последний знает, что он произвел, то первый видит только внешнюю сторону товара. Чтобы защитить потребителя, необходимо было провозгласить его право на информацию и обязать изготовителя ее предоставлять.

В начале века право на получение потребителем информации о качестве товара осуществлялось на основе спецификаций (технических условий), где устанавливались основные характеристики продукции и методы их контроля. Предполагалось, что продукция выпускалась, если результаты контроля (испытаний) подтверждают выполнение требований спецификаций.

При серийном (массовом) изготовлении продукции для указанных целей стали применять статистические методы выборочного контроля, смысл которых прост: если правильно взять некую часть (выборку) из партии, то можно сделать достаточно надежные выводы о качестве всей партии.

Стандарты ISO находятся как бы на пересечении двух направлений: развития менеджмента качества и защиты права потребителя на информацию. Собственно, стандарты и построены по этому принципу. МС 9001 — 9003 — это модели для целей сертификации, а МС 9004-1, 2, 3, 4 — это руководства по построению систем и элементов систем качества. Во взаимоотношения поставщиков и потребителей весьма основательно включилась сертификация систем качества на соответствие стандартам ISO 9000.

Главная целевая установка систем качества, построенных на основе стандартов ISO серии 9000, — обеспечение качества продукции, требуемого заказчиком, и предоставление ему доказательств в способности предприятия сделать это. Соответственно, механизм системы, применяемые методы и средства ориентированы на эту цель. Вместе с тем, в стандартах ISO серии 9000 целевая установка на экономическую эффективность выражена весьма слабо, а на своевременность поставок — просто отсутствует.

Но, несмотря на то, что система не решает всех задач, необходимых для обеспечения конкурентоспособности, популярность системы лавинообразно растет, и сегодня она занимает прочное место в рыночном механизме. Внешним же признаком того, имеется ли на предприятии система качества по стандартам ISO серии 9000, является сертификат на систему.

В результате, во многих случаях наличие у предприятия сертификата на систему качества стало одним из основных условий его допуска к тендерам по участию в различных проектах. Широкое применение сертификат на систему качества нашел в страховом деле, так как его наличие свидетельствует о надежности предприятия, то часто ему предоставляются льготные условия страхования.

О популярности стандартов ISO серии 9000 свидетельствует общая динамика сертификации систем качества на соответствие их требованиям. Так, по данным фирмы Мобил, в 1993 году в мире было сертифицировано около 50 тыс. систем качества. В 1995 году их число возросло до 100 тыс. Можно предположить, что в настоящее время сертифицировано около 150 тыс. систем.

Для успешной работы предприятий на современном рынке наличие у них системы качества, соответствующей стандартам ISO серии 9000, и сертификата на нее является, может быть, не совсем достаточным, но необходимым условием. Поэтому уже имеются десятки предприятий, внедривших стандарты ISO серии 9000 и имеющих сертификаты на свои системы качества.

Зачем предприятия тратят время и немалые средства на разработку, внедрение и сертификацию СМК (ISO 9001:2000)?

Интеграция стран на равноправной основе в мировую экономику возможна только при условии использования международных стандартов.

Вступление Казахстана в ВТО откроет свободный доступ на казахстанский рынок иностранным компаниям. Продукция и услуги большинства казахстанских компаний окажутся неконкурентоспособными из-за несоответствия международным требованиям, что приведет к потере внутреннего рынка. Выход на внешний рынок также будет затруднен по причине того, что одним из основных условий тендеров по поставке продукции и услуг является наличие сертификата соответствия системы менеджмента качества (СМК) требованиям международного стандарта ISO 9001:2000. Во всем мире за большие деньги сертификат получили огромное количество предприятий.

Европейские предприятия делят своих поставщиков на 3 группы, причем разница закупочной цены в этих группах достаточно существенная (до 15%):

- абсолютно надежные (сертифицированная СМК ISO 9001:2000);

- относительно надежные (СМК ISO 9001:2000 в процессе внедрения);

- не надежные (СМК ISO 9001:2000 отсутствует).

Кроме того, внедрение СМК на основе ISO 9001:2000 приводит к повышению конкурентоспособности продукции/услуг, снижению рисков и повышению доверия со стороны кредиторов и инвесторов. Большое количество сертифицированных предприятий в Индии - 2247, США - 4587, Германии - 10811, Италии - 14733, Испании - 8872, Великобритании - 9301, Австралии - 7024. Но самое большое количество в Японии - 16813 и Китае - 40997. Приведенная выше статистика наглядно показывает, что в Казахстане доля сертифицированных предприятий составляет не более 3-х процентов, в то время, как во всем мире их большинство.

Выгоды от внедрения СМК на основе стандарта ISO 9001:2000 и сертификации:

- Получение преимущества перед конкурентами при участии в тендерных торгах.

- Обязательное условие для получения государственного, военного или любого другого заказа, который финансируется из бюджета страны или города.

- Упрощение и удешевление процесса получения лицензий или разрешений.

- Повышение имиджа компании в глазах иностранных и российских партнеров, инвесторов.

- Снижение непроизводительных затрат.

- Повышение качества продукции/услуг.

- Усовершенствование системы управления и повышение ее эффективности.

- Повышение ответственности и дисциплинированности персонала.

- Повышение имиджа организации в регионе и отрасли, что очень важно для присутствия на рынке в первых рядах.

Приближается сертификационная или очередная надзорная проверка системы качества вашей организации. Активность персонала, причастного к такой проверке, возрастает и достигает максимума к приходу группы аудиторов. На что же направлена такая активность? Ответ очевиден: на наведение порядка в документации системы качества.

Мы не утверждаем, что в промежутке между проверками этому не уделялось никакого внимания. Конечно же, уделялось. Но внешние проверки системы качества и люди, их проводящие, приучили нас к тому, что любая ошибка в процессе управления документами немедленно документируется как несоответствие ISO 9000, подчас значительное. Вот и бегают инженеры по качеству по предприятию, поверяют наличие всех подписей об ознакомлении на местах, наличие учтенных экземпляров в последней редакции, соответствие структуры документа утвержденному образцу, номенклатуры дел и массу других, не менее полезных аспектов управления документами, которые, к тому же, характеризуются высокой трудоемкостью.

Ошибиться в рассылке какого-то документа по всем заинтересованным подразделениям достаточно просто. Так же просто и аудитору найти такую ошибку. Гораздо проще, чем выявить несоответствие, реально влияющее на качество процесса или продукции, и тем самым помочь предприятию. Зададимся риторическим вопросом, насколько влияет на качество, насколько опасно для системы менеджмента качества (СМК), например, отсутствие подписи об ознакомлении с должностной инструкцией?

Нужно убрать бумажные документы системы менеджмента качества, перевести их в электронный формат, и количество несоответствий упадет вдвое. Сделать систему управления документами СМК автоматической на основе простого и доступного программного обеспечения, и несоответствий будет еще меньше.

Значит ли это, что система качества, построенная на основе документации в электронном формате, станет эффективнее или, по крайней мере, не менее эффективной, чем была? По нашему мнению, близкое и понятное практикам определение эффективности могло бы звучать так: эффективная система качества - это система, в которой производственный и административный персонал, не занятый непосредственно поддержанием системы качества, тем не менее, выполняет свои обязанности полностью в соответствии с ее положениями, но даже не подозревает об этом.

Именно так: работает по установленным и утвержденным правилам, не отделяя деятельность в рамках системы качества от своей повседневной деятельности. По-другому этот работник просто не может, как не может, например, воспользоваться прессом как токарным станком. Достичь такой эффективности можно только одним путем: минимизируя объем бумажной документации, немалая часть требований которой направлена на поддержание самой себя.