Главная              Рефераты - Маркетинг

Предпринимательство в Республики Казахстан - реферат

План

Введение..................................................................................................................................3

Глава I. Предпринимательство как особый вид деятельности.......................................4

1.1 Предпринимательство как элемент бизнеса. Экономическое содержание предпринимательства. ...............................................................................................................

1.2 Виды и формы предпринимательства..........................................................................

Глава II. Предпринимательство в Республики Казахстан................................................

2.1 Становление и развитие предпринимательства в Казахстане...................................

2.2 Методы государственного регулирования и их роль в повышении эффективности предпринимательской деятельности.........................................................................................

2.3 Проблемы казахстанского предпринимательства и пути их преодоления................

Заключение..............................................................................................................................

Список использованной литературы....................................................................................

Приложение.............................................................................................................................

Введение

Нужно обладать особым воображением,

даром предвидения, постоянно

противостоять давлению рутины. Нужно

быть способным найти новое и

использовать его возможности.

Нужно уметь рисковать,

преодолевать страх и действовать не в

зависимости происходящих процессов –

самому эти процессы определять.

Й. Шумпетер.

В последние годы в Казахстане получило динамичное развитие предпринимательство, которое представляет собой инициативную, самостоятельную, осуществляемая от своего имени, на свой риск, под свою имущественную ответственность деятельность физических и юридических лиц, направленную на получение прибыли. Возрождение предпринимательства в Казахстане состоялось. Действительно, до 1917 года предпринимательство в стране имело место, но в силу слабого уровня развития производительных сил тогда оно не получило должного распространения. За годы Советской власти понятия "предпринимательство" практически было исключено из экономической лексики, а термин "предприниматель" воспринимался негативно. Теперь мы не избегаем, как в прошлом, слов "предпринимательство", "предприимчивость". Сегодня многие стали понимать, что именно предпринимательство двигает развитие производства, рынка, а значит и общества в целом. Зарубежные страны процветают благодаря предпринимателям, а предприниматели - благодаря поддержке своих государств. Предприниматель – это энергия, идущая изнутри, вырывающаяся у деловых людей для достижения коммерческих результатов.

Предпринимательство в сегодняшнем Казахстане, хотя и испытывает значительные трудности, - уже свершившийся факт. Оно защищено законом и будет развиваться. Актуальность выбранной темы очевидна,так как рыночной экономики без предпринимательства не бывает. И хотя оно у нас находится в стадии развития, сомнений в том, что бизнес будет ведущей сферой общественного производства, нет.

Переход к рыночной экономике требует радикальных преобразований структуры производства, направленных на преодоление монополизма и развитие конкуренции. Решение этой задачи невозможно, как подтверждает мировой опыт, без развития предпринимательства, основанного на различных формах собственности.

Сегодня многие стали понимать, что именно предпринимательство двигает развитие производства, рынка, а значит, и общества в целом. Страна процветает благодаря предпринимателям, а предприниматели - благодаря поддержке государства.

В Республике Казахстан интенсивно создаются все условия для развития предпринимательской деятельности, в частности, осуществлена большая работа по приватизации собственности, ставшей прочной экономической основой для развития предпринимательства.В стране применяются широкомасштабные меры по государственной поддержке предпринимательства, малого и среднего бизнеса.

В своей работе я использовала множество различных источников, проблемой развития предпринимательства занимались многие экономисты. Изучая эту проблему, я ознакомилась с работой Ричарда Кантильона «Эссе (очерк) о природе торговли вообще», изданной в 1775 году. Еще одним экономистом, занимавшимся этой проблемой, является французский экономист Ж-Б Сэй. В своих трудах «Трактате политической экономии»(1803) и «Полном курсе практической политической экономии»(1828) Сэй изложил развитую теорию производства и распределения, отводящую главную роль предпринимателю.Проблемой развития предпринимательства занимались и занимаются и казахстанские экономисты, в частности это доктор экономических наук профессор М.Б. Кенжегузин, доктор экономических наук академик АН РК С.С. Сатубалдин, я ознакомилась с работой

Кантарбаевой А.К.- «Предпринимательство: институционально-эволюционный подход», в которой предпринимательский сектор рассматривается как полюс интенсивного экономического роста.

Цель данной работы – показать основную тенденцию развития предпринимательства в Казахстане, проблемы его развития и возможные пути их решения.

Задачи: отразитьсущность предпринимательства, его преимущества и недостатки, современное состояние ,тенденции и проблемы развития в Казахстане

Предпринимательство как одна из конкретных форм проявления общественных отношений способствует повышению материального и духовного потенциала общества, создает благоприятную почву для практической реализации способностей и талантов каждого индивида, ведет к единению нации, сохранению ее национального духа и национальной гордости.

Глава I . Предпринимательство как особый вид деятельности

1.1. Предпринимательство как элемент бизнеса . Экономическое содержание предпринимательства.

Впервые понятие предприниматель встречается на арене истории возникновения рабства, когда появилась возможность использовать труд рабов, а война стала двигателем хозяйственной предприимчивости: вслед за завоевателями - полководцами пошли завоеватели – хозяйственники.Первые предприниматели- промышленники были связаны с военным делом. Отец известного афинского оратора Демосфена был хозяином фабрики мечей, где трудились 32 раба.С середины 16 века действия предпринимателей принимают профессиональный и цивилизованный характер. Стремление к богатству обусловливает желание получать неограниченную прибыль. В это время появляется акционерный капитал, организуются акционерные общества. Самой первой была основана английская торговая компания, для торговли с Россией(1554год).Позже, в 1600году была создана английская – Ост-Индская торговая компания, в 1602 году - голландская Ост-Индская компания, в 1670 году – компания Гудзонова залива. В дальнейшем акционерная форма хозяйствования проникает в другие отрасли экономики. В конце 17 века возникают первые акционерные банки.

Но занимаясь предпринимательской деятельностью люди не осознавали всю глубину и значение своей деятельности.Лишь на рубеже 19-20 вв. начинается осознание значения и роли института предпринимательства.

Главную функцию предпринимателя Сэй видел в координации факторов производства: земли, капитала и человеческого фактора, включающего не только труд, но и научные знания, необходимые для производства продукта и организации производственного процесса.

Американский экономист Дж.Б.Кларк (1847-1938) несколько видоизменил "триединую формулу" Сэя. По его мнению, в процессе производства постоянно участвуют четыре фактора: капитал- капитальные блага:средства производства и земля- деятельность предпринимателя- труд рабочего.

При этом каждому фактору должна быть вменена специфическая доля произведенной выручки: капитал приносит капиталисту процент; капитальные блага – ренту, предпринимательская деятельность капиталиста приносит прибыль, а труд рабочего обеспечивает ему заработную плату. Другими словами, как писал Дж.Б.Кларк: свободная конкуренция стремится дать труду то, что создается трудом, капиталистам – то, что создается капиталом, а предпринимателям – то, что создаётся функцией координирования*

Р.Кантильон подчеркивл, что предприниматель вовсе не обязательно должен что-либо производить или заниматься предпринимательской деятельностью на свои деньги. Взаимодействию предпринимателей Кантильон придавал первостепенное значение в экономике. Французский экономист А.Маршалл (1907-1968) первым добавил к трем классическим факторам производства (земля, капитал, труд) четвертый фактор – организацию. С этого времени понятие предпринимательства расширяется, как и придаваемые ему функции.По-новому взглянул на эту проблему английский экономист, лауреат Нобелевской премии по экономике за 1974г. Фридрих Фон Хайек (1899-1984). По его мнению, сущность предпринимательства – это поиск и изучение новых экономических возможностей, характеристика поведения, а не вид деятельности.

Интересно проследить эволюцию терминов "предприниматель" и "предпринимательство"*

- 1579г. Бодо: лицо, несущее ответственность за предпринимаемое дело; тот, кто планирует, контролирует, организует и владеет предприятием.

- 1725г. Ричард Кантильон: предприниматель – это человек, действующий в условиях риска. - 1876г. Френсис Уокер: следует различать тех, кто предоставляет капитал и получает проценты, и тех, кто получает прибыль благодаря своим организаторским способностям. -1934г. Йозеф Шумпетер: предприниматель – это новатор, который разрабатывает новые технологии.

-1961г. Дэвид Маклелланд: предприниматель – это энергичный человек, действующий в условиях умеренного риска. .

-1975г. Альберт Шапиро: предприниматель – это человек, проявляющий инициативу, организующий социально- экономические механизмы. Действуя в условиях умеренного риска, он несёт полную ответственность за возможную неудачу.

-1985г. Роберт Хизрич: предпринимательство – процесс создания чего- то нового, что обладает стоимостью, а предприниматель – это человек, который затрачивает на это всё необходимое время и силы, берёт на себя весь финансовый, психологический и социальный риск, получая в награду деньги и удовлетворение достигнутым.

А вот так дается определение «предпринимательства» и «предприниматель» в толковом словаре: Предпринимательство(предпринимательская деятельность)-инициативная, самостоятельная деятельность граждан без образования юридического лица, направленная на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность или от имени чьего-то и под чью-то имущественную ответственность. Предприниматель может осуществлять любые виды хозяйственной деятельности, если они не запрещены законом, с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.Предпринимательство является деятельностью, которая связана с вложением средств в целях получения прибыли на основе сочетания личной выгоды с общественной пользой.

Предприниматель – это человек, который умножает не только свое, но и национальное богатство, кто находит способы лучшего использования ресурсов, снижения потерь, кто создает новые рабочие места.

Такая формулировка предпринимательства, на мой взгляд, является одной из самых удачных. В ней подчеркнуто, что предпринимательство – это непосредственно деятельность, а не только способность заниматься определённой деятельностью. Эта формулировка отличается и от той, что дана в законе Республики Казахстан с изменениями и дополнениями от 13 января 1993 г. "О свободе хозяйственной деятельности и развитии предпринимательства в Республике Казахстан": предпринимательство – это инициативная хозяйственная деятельность, совершаемая за счёт собственных, заемных и других средств и имущества в целях получения для всех участников этой деятельности взаимовыгодных результатов и дохода. Как мы можем заметить, здесь отсутствует важный элемент определения предпринимательства – указание о необходимости сочетания личной выгоды с общественной пользой. Предпринимательство всегда связано с нововведениями, что всегда благотворно действует на развитие общества.

К важнейшим чертам предпринимательства следует отнести:

· самостоятельность и независимость хозяйствующих субъектов. Любой предприниматель свободен в принятии решения по тому или иному вопросу, естественно, в рамках правовых норм;

· экономическую заинтересованность. Главная цель предпринимательства – получение максимально возможной прибыли. Вместе с тем, преследуя свои сугубо личные интересы получения высокого дохода, предприниматель способствует и достижению общественного интереса.

Предпринимательский доход отличается от «среднестатистической» прибыли и определяется как «сверхприбыль», возникающая в результате исключительно рационального соединения факторов производства, что ведет к снижению индивидуальных издержек по сравнению с общественными, на базе которых формируется рыночная цена.

В экономической теории понимание предпринимательского дохода базируется на теории экономических (вмененных) издержек, в соответствии с которой предпринимательских доход делится на нормальную прибыль и экономическую прибыль (сверхприбыль).

Бухгалтерские (внешние) издержки – учтенные денежные выплаты и расходы, плата за привлекаемые ресурсы.

Внутренние (субъективные) – затраты собственного ресурса, которые невозможно учесть в финансовой деятельности предпринимателя как хозяйственного субъекта. Внутренние издержки содержат в себе нормальную прибыль и альтернативные издержки предпринимателя.

Альтернативные издержки – возможные максимальные доходы от альтернативного использования собственных ресурсов (имущества, труда, капитала), выступающие как рента, проценты на капитал, зарплата.

Нормальная прибыль – минимальное вознаграждение за реализацию предпринимательских способностей, которого достаточно для того, чтобы удержать предпринимателя в данной сфере хозяйствования.

· хозяйственный риск и ответственность. При любых самых выверенных расчетах неопределённость, риск остаются.

Прибыли и потери предпринимателя есть следствие риска и неопределенности, сопровождающих его решения. Прибыль зависит от разницы между вполне определенной закупочной ценой факторов производства и той неопределенной ценой, по которой результирующий продукт можно будет продать. Последователи Кантильона определили предпринимательский доход как плату за риск, которая качественно отличается от дохода на капитал и заработной платы. Американский экономист Ф.Найт (1885-1974) разграничил понятия риска и неопределенности Появление предпринимательского дохода он связал не с любым видом риска, а только с тем, который является следствием настоящей неопределенности, и в связи с чем выделил две его категории:

1. Страхуемый риск, который неуникален по своей природе или типизирован в хозяйственной жизни, и его можно учесть как постоянный элемент издержек в виде страховки. В таком качестве риск не может являться фактором неопределенности и соответственно служить причиной его прибылей и потерь.

2. Предпринимательская функция реализуется в ситуации не типичной по отношению к прошлому опыту в условиях уникальной неопределенности и конечной ответственности предпринимателя. В ситуации, когда вероятностный характер событий неизвестен, особую важность приобретает способность самостоятельного предпринимательского суждения и умения преодолеть неопределенность, что не может страховаться, поскольку зависит от сочетания случайных факторов с экономическими условиями и поведения предпринимателя.

Только тот риск ведет к предпринимательской прибыли, который представляет собой уникальную неопределенность, вытекающую из понятия конечной ответственности, что по своей природе не может ни страховаться, ни капитализироваться, ни компенсироваться жалованьем.

Перечисленные важнейшие признаки предпринимательства взаимосвязаны и действуют одновременно.

Предпринимательство как элемент бизнеса.

Предпринимательство как экономический феномен - уже категории бизнеса, но в хозяйственной практике их часто отождествляют. Однако это не синонимы и не тождества, хотя и очень близкие по значению понятия.

Бизнес шире, чем предпринимательство, ибо он охватывает отношения, возникающие между всеми участниками рыночной экономики, и включает в действие не только предпринимателей, но и потребителей, наемных работников, государственные структуры.

Предпринимательство включает в оборот своего субъекта, предпринимателя, а не всех участников рынка. Предпринимательство формирует вокруг себя среду, в которой утверждается уважение к личности, реализует стремление к самоутверждению, позволяет высвободить творческий потенциал людей, обеспечивает им сферу деятельности, выступает как тип хозяйствования. Являясь следствием демократизации общества, предпринимательство само, по мере проникновения в экономические структуры и в психологию людей, поддерживает процесс освобождения общества и личности от рутинных стагнаций производства, формирует тип мышления, образ жизни. Бизнеса без предпринимательства не бывает, это не только элемент его системы, но и фактор развития.

Развитие предпринимательства означает рационализацию экономики, повышение конкурентоспособности, избавление от балласта неиспользуемых или плохо эксплуатируемых ресурсов, более полную реализацию главного потенциала общества - человека. По этой причине предпринимательство не может быть социалистическим или капиталистическим. Оно - неотъемлемая часть бизнеса, рыночной экономики и развивается только там, где утверждается свободная рыночная среда и демократизация общества.

Всякое угнетение предпринимательства является основой для порабощения человека.

Нельзя быть свободным гражданином, не имея своего дохода, своего дела. Общество, в котором все люди - наемные работники по отношению к государству, не может быть гуманным. Экономика, превращенная в единую фабрику, где все работают по единому хозяйственному плану, отвергла предпринимательство, по своей сути.

Предпринимательство, как элемент бизнеса, не может быть отделено от труда, от ведения хозяйства, от присвоения. Без труда бизнеса не бывает. Труд и предпринимательство - это процессы целенаправленной деятельности по производству материальных и духовных благ, но если для предпринимательства труд - главное условие его развития и источник создания жизненных благ, то предпринимательство - это средство, оплодотворяющее труд творчески, осознанным компонентом, это содержательная, качественная сторона деятельности, характеризующаяся самопринуждением субъектов, выбравших данную деятельность, их заинтересованностью, непосредственной причастностью к конечным результатам труда.

Предпринимательство - это качественно новый эффективный тип ведения хозяйства, который требует прогрессивных способов, приемов, методов его ведения, а также конкретного собственника, хозяина производства. Таким образом, предпринимательство выступает как экономическая категория, элемент бизнеса, тип хозяйствования и образ жизни.

1.2Виды и формы предпринимательской деятельности.

Предпринимательство как особая форма экономической активности может осуществляться как в государственном, так и в частном секторе экономики. В соответствии с этим различают:

1. Государственное предпринимательство

2. Частное предпринимательство

Государственные предпринимательство есть форма осуществления экономической активности от имени предприятия, учрежденного государственными органами управления, которые уполномочены (в соответствии с действующим законодательством) управлять государственным имуществом (государственное предприятие), или органами местного самоуправления (муниципальное предприятие). Собственность такого рода предприятий есть форма обособления части государственного или муниципального имущества, части бюджетных средств, других источников. Важной характеристикой таких предприятий выступает то обстоятельство, что они отвечают по своим обязательствам только имуществом, находящимся в их собственности (ни государство не отвечает по их обязательствам, ни они сами не отвечают по обязательствам государства).

Частное предпринимательство есть форма осуществления экономической активности от имени предприятия (если оно зарегистрировано в качестве такового) или предпринимателя (если такая деятельность осуществляется без найма рабочей силы, в форме индивидуальной трудовой деятельности).

Предпринимательство как форма инициативной деятельности, направленной на извлечение прибыли (предпринимательского дохода), предполагает:

1) осуществление непосредственных производительных функций, т. е. производство товара (продукта) или оказание услуги (например, машиностроительная фирма, туристская компания, конструкторское бюро);

2) осуществление посреднических функций, т. е. оказание услуг, связанных с продвижением товара на рынок и его передачей в надлежащем (общественно приемлемом) виде от непосредственного производителя такого товара его потребителю.

Общественное понимание проблемы сводится к тому, что, с одной стороны, приоритетное значение имеет первый тип предпринимательской деятельности, поскольку общественное богатство (как обобщенный итог уровня и качества жизни каждого члена общества) зависит от состояния дел именно в сфере материального производства, научно-технических и сервисных услуг. С другой стороны, такое общественное отношение к этому типу предпринимательства на практике не носит действительно приоритетного характера — общество способствует развитию и второго типа предпринимательской деятельности, т.е. посредничества, прежде всего потому, что уровень и качество жизни, удобство и комфорт каждого члена общества в немалой степени зависят от уровня развития в обществе посреднической сферы (удобная для покупателя организация торговли, реклама, доставка товаров на дом, заказ товара по почте, телефону и т. д.); то же самое относится и к потребителям товаров производственного назначения.

Но такое общественное восприятие посреднической деятельности не является единственной и основной причиной. Главное заключается в другом — посредническая предпринимательская деятельность, ее наличие и усложнение до разумных пределов ведет:

1) к увеличению производительности труда непосредственных производителей товаров на основе углубления специализации;

2) к ускорению темпов оборачиваемости (кругооборота) капитала;

3) к насыщению товарных рынков до объективно требуемых размеров и функционированию непосредственных товаропроизводителей в соответствии с интересами конечных потребителей (поскольку посредник специализируется главным образом на изучении потребительского спроса и заказе или приобретении только той продукции, потребительский интерес к которой он уже выявил; любую продукцию, производимую непосредственным товаропроизводителем, он приобретать не будет).

В соответствии с Гражданским кодексом Республики Казахстан определены организационно-правовые формы предпринимательской деятельности. В Казахстане существует 3 основные форма предпринимательства. Их преимущества и недостатки указаны в таблице:

«Преимущества и недостатки основных форм предпринимательства»

Формы

Индивидуальное предпринимательство Хозяйственное товарищество Акционерное общество
Преимущества Легко учредить, значительная свобода действий, полностью распоряжается своей прибылью. Простота организации деятельности, более широкие финансовые возможности, более высокий уровень специализации, привлечение дополнительных инвестиций для расширения производства и совершенствования его технологической базы Широкие возможности привлечения капитала, ограниченная ответственность, преимущества объединения капиталов
Недостатки

Полная имущественная ответственность, ограниченность финансовых средств, ограниченные возможности кредитования, узкая специализация.

Имущественная ответственность каждого из участников за результаты деятельности, возможности несовпадения интересов партнеров в управлении, риск распада фирмы при выходе одного из владельцев

Сложность их организации, государственная регистрация и изменение структуры, двойное налогообложение, большие затраты времени и средств на решение вопросов управления на собраниях.

Индивидуальные формы без создания юридического лица в виде предприятия относятся к инициативному индивидуальному предпринимательству. При индивидуальном предпринимательстве привличение капитала основано на вложениях самого владельца из его собственных средств. К тому же индивидуальный предприниматель несет ответственность по всем обязательствам своего предприятия всем своим совокупным имуществом, включая частную собственность.Таким образом возникающий риск в индивидуальном предпринимательстве распространяется на все его достояние. Вся полученная прибыль от данного вида деятельности поступает владельцу.

При коллективном предпринимательстве собственность принадлежит одновременно нескольким субъектам с определением долей каждого из них или без определения долей(совместная собственность).

Формы предпринимательства в свою очередь можно подразделить на организационно- правовые и организационно- экономические.

В числе организационно- правовых форм – товарищества, общества, кооперативы . Хозяйственным товариществом признаётся коммерческая организация, являющаяся юридическим лицом, с разделённым на вклады (доли) учредителей (участников) уставным капиталом, имеющая в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли. Хозяйственные товарищества могут создаваться в форме полного товарищества, коммандитного товарищества, товарищества с ограниченной ответственностью, товарищества с дополнительной ответственностью и акционерного общества. Банки, страховые общества, инвестиционные компании и капиталы, другие подобные организации, деятельность которых основывается на привлечении денег и иного имущества лиц, не являющихся участниками товарищества, учреждаются и действуют в формах хозяйственного товарищества, которые определены для этих организаций специальными законодательными актами. Полным признается товарищество, участники которого при недостаточности имущества полного товарищества несут солидарную ответственность по его обязательствам всем принадлежащим им имуществом. Полному товариществу не требуется устав. Оно создаётся на основе учредительного договора, который подписывается всеми его участниками. В учредительном договоре указываются наименование товарищества, место его нахождения, порядок управления его деятельностью, размер и состав складочного капитала товарищества, порядок изменения доли каждого из его участников. Здесь содержатся также сведения об ответственности участников полного товарищества за нарушение обязанностей по внесению вкладов и др. Прибыль и убытки полного товарищества распределяются между его участниками пропорционально их долям в складочном капитале.

Следующая группа предпринимательских (коммерческих) предприятий- хозяйственные общества: общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью, акционерное общество. На начальном этапе перехода экономики Казахстана к рыночным отношениям широкое распространение получили товарищества с ограниченной ответственностью (ТОО).Такое общество учреждается одним или несколькими лицами. Уставный капитал его разделён на доли определённых учредительными документами размеров. Участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесённых ими вкладов. В отличие от общества с ограниченной ответственностью участники общества с дополнительной ответственностью солидарно несут ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов, определяемых учредительными документами общества. При банкротстве одного из участников его ответственность по обязательствам общества распределяется между остальными участниками пропорционально их вкладам. Широко распространённой формой предпринимательства в современных условиях являются акционерные общества . Согласно Закона Республики Казахстан от 13 мая 2003г. №451-11: "Акционерным обществом признается юридическое лицо, выпускающее акции с целью привлечения средств для осуществления своей деятельности". Большинство акционерных обществ создано путём приватизации государственных и муниципальных предприятий. Уставный капитал акционерного общества подразделён на определённое число акций. Участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций. Акционерные общества могут быть открытыми и закрытыми.

У закрытого акционерного общества акции могут размещаться только среди его учредителей и заранее определенного круга лиц. Число акционеров не должно превышать ста, за исключением случаев, когда закрытое акционерное общество является некоммерческой организацией.

Открытое акционерное общество – это акционерное общество, участники которого могут свободно продавать и покупать акции общества без согласия других акционеров. Оно может проводить открытую подписку на эмитируемые им акции, которые могут свободно обращаться на фондовом рынке. Это подразумевает полную открытость общества и тщательный контроль за его деятельностью, поэтому оно обязано ежегодно публиковать для всеобщего сведения: - годовой отчет; - бухгалтерский баланс; - счет прибылей и убытков; а также ежегодно привлекать профессионального аудитора для проверки и подтверждения годовой финансовой отчетности. ОАО, также как и ЗАО, являются достаточно популярной формой предпринимательства как в Казахстане, так и во всем мире.

К основным организационно - экономическим формам предпринимательства можно отнести: концерны, ассоциаций, консорциумы, синдикаты, картели, финансово- промышленные группы.

Концерн- это многоотраслевое АО, контролирующее предприятия через систему участия. Концерн приобретает контрольный пакет акций различных компаний, являющихся по отношению к нему дочерними. В свою очередь дочерние компании также могут владеть контрольными пакетами акций других акционерных компаний, нередко расположенных в других странах.

Ассоциации - мягкая форма добровольного объединения экономически самостоятельных предприятий, организаций, которые одновременно могут входить в другие образования. В состав ассоциаций, как правило, входят односпециализированные предприятия и организации, расположенные на определённой территории. Основная цель создания ассоциаций – совместные решения научно- технических, производственных, экономических, социальных и иных задач.

Консорциум представляет собой объединение предпринимателей с целью совместного проведения крупной финансовой операции (например, осуществление значительных инвестиций в крупный промышленный проект). Такое объединение предпринимателей имеет возможность вложить средства в крупный проект, при этом значительно уменьшается риск, возникающий при крупных вложениях, поскольку ответственность раскладывается на множество участников. В условиях научно- технической революции консорциумы возникают в новых отраслях и на стыке различных отраслей и предусматривают проведение совместных научных исследований.

Синдикат- объединение сбыта продукции предпринимателями одной отрасли с целью устранения излишней конкуренции между ними.

Картель- соглашение между предприятиями одной отрасли о ценах на продукцию, услуги, о разделе рынков сбыта, долях в общем объёме производства и др.

Новой организационно- экономической формой предпринимательства служат финансово- промышленные группы (ФПГ) . Они представляют собой объединение промышленного, банковского, страхового и торгового капиталов, а также интеллектуального потенциала предприятий и организаций.

В зависимости от содержания предпринимательской деятельности и её связи с основными стадиями воспроизводственного процесса различают следующие основные виды предпринимательства: производственное, коммерческое, финансовое.

Производственное- если сам предприниматель непосредственным образом, используя в качестве факторов орудия и предметы труда, производит продукцию, товары, услуги, работы, информацию, духовные ценности для последующей продажи потребителям, покупателям, торговым организациям. Таким образом, функция производства в этом виде предпринимательства - основная, определяющая.

Предпринимательская деятельность, связанная с непосредственным производством товаров, может носить: традиционалистский характер (традиционалистское предпринимательство) и инновационный характер (инновационная предпринимательская деятельность, инновационное предпринимательство).Состав производственного предпринимательства наглядно представлен в схеме на рис.2.

Коммерческое- предприниматель выступает в роли коммерсанта, торговца, продавая готовые товары, приобретенные им у других лиц, потребителю, покупателю. В таком предпринимательстве прибыль образуется путем продажи товара по цене, превышающей цену приобретения. Отметим, что если товар приобретается на законных основаниях, то торгово-коммерческое предпринимательство не следует называть спекуляцией и на этом основании осуждать. Только когда наблюдается противозаконная, с нарушением правил торговли перепродажа, можно говорить о запретной, преступной спекуляции.

Финансовое есть особая форма коммерческого предпринимательства, в котором в качестве предмета купли-продажи выступают деньги и ценные бумаги, продаваемые предпринимателем покупателю или предоставляемые ему в кредит.

Страховое заключается в том, что предприниматель гарантирует страхователю имущества,ценности, жизни за определенную плату компенсацию возможного ущерба в результате непредвиденного бедствия. Страхование имущества, здоровья, жизни есть особая форма финансово-кредитного предпринимательства, заключающаяся в то, что предприниматель получает страховой взнос, выплачивая страховку только при определенных обстоятельствах. Так как вероятность возникновения таких обстоятельств невелика, то оставшаяся часть взносов образует предпринимательский доход.

Глава II. Предпринимательство в Республики Казахстан

Мы поставили перед собой амбициозную цель -

превратить наш Казахстан в одно из самых динамично

развивающихся государств мира с высокими стандартами

жизни. Очевидно, что эту цель можно достичь только на

основе активизации человеческого потенциала,

предприимчивости наших сограждан.

Н.А.Назарбаев

2.1. Становление и развитие предпринимательства в Казахстане

"Казахстанский бизнес – это тот сектор экономики, который в буквальном смысле порожден реформами. До этого мало кто всерьез задумывался о том, какую мощную силу таит в себе огромный пласт невостребованного в то время человеческого энтузиазма, деловой энергии. На первую половину 90-х минувшего века пришелся мощный рывок людей в частное предпринимательство, универсальным штрихом которого была стихийная уличная торговля, а главным девизом – "купить подешевле - продать подороже". Периодом зарождения в стране цивилизованного бизнеса можно смело назвать 1997 г., когда был принят Указ Президента страны «О мерах по усилению государственной поддержки и активизации развития малого предпринимательства». С тех пор приоритетное развитие его является неотъемлемой частью государственной политики и с ним же связано большинство кардинальных изменений в обществе".*

Основы становления предпринимательства в Казахстане заложены в Государственных программахподдержки и развития предпринимательства. В июле 1992 года был принят Закон «О защите и поддержке частного предпринимательства». В Конституции Рк. Принятой 30.08 1995г., особо отмечен пункт 4 статьи 25, провозгласивший право каждого гражданина на свободу предпринимательской деятельности. В конце 1995г. Была принята Программа действия правительства РК по углублению экономических реформ на 1996-1998гг. 19 июня 1997г. Закон «Об индивидуальном предпринимательстве» и 7 июля 1997г. Указ Президента РК «О приоритетах и региональных программах поддержки и развития малого предпринимательства в РК».Огромное значение для развития предпринимательства играет Стратегия «Казахстан-2030».Но самое главное, что эти законы принимались нетолько на бумаге, но и претворялись в жизнь и достигнутые ими результаты мы можем наблюдать в наши дни.

Историю возрождения отечественного предпринимательства условно можно разделить на четыре этапа:

Первый этап формировался на основе появления и функционирования центров научно-технического творчества молодежи при комсомольских организациях. Их деятельность носила посреднический характер и была направлена на решение научно-технических проблем. Конечно, так называемое "комсомольское" предпринимательства не носило массового характера, однако многие коммерческие структуры получили первоначальное накопление капитала. Принятие закона "Об индивидуальной трудовой деятельности граждан в СССР" (1987) частично легализовало индивидуальное предпринимательство.

Второй этап формирования предпринимательства можно связать с принятием в июне 1988г. союзного закона о кооперации. На данном этапе предпринимательство приобрело массовость.

Третий этап связан с принятием законодательных актов об аренде, совместных предприятиях, банковской деятельности, о малых предприятиях, развитии малого бизнеса, что позволило значительно разнообразить организационно- правовые предпринимательства, расширить сферы деловой активности.

Четвертый этап начинается с появлением новых суверенных государств после распада СССР и принятием собственных законов о предпринимательстве. Наиболее притягательными для предпринимательства оказались те области рынка, в которых возможно быстрое получение доходов, основанное на перепродаже, где не требуется крупных капиталовложений.

Становление и развитие предпринимательства в Казахстане происходило в сложных и не всегда благоприятных социально-экономических условиях транзитного периода, на фоне серьезного макроэкономического кризиса и снижения жизненного уровня людей. Процесс формирования негосударственного сектора экономики и сейчас сталкивается с целым рядом трудностей объективного и субъективного характера, препятствующих его динамичному развитию.Объективные трудности связаны с общим кризисным состоянием экономики и недостаточно требуемых финансовых ресурсов для придания сильнейшего импульса широкомасштабному развитию предпринимательства.Трудности субъективного характера связаны с тем, что в обществе были сильны предрассудки относительно получения прибыли и обогащения.Менталитет работников постсоветского и западного предприятий сильно различаются. Хотя трудовые навыки и квалификация большей части отечественных профессионалов достаточно высоки, переход к рыночным отношениям требует коренной перестройки т социальных ориентиров, и мышления, и самого отношения к работе.Кроме того, зачастую и сам руководитель предприятия, с одной стороны, не является высокопрофессиональным менеджером, а с другой- не способен использовать необходимые приемы и механизмы для воспитания в своих работниках устойчивых мотиваций. Опыт менеджмента накапливается и передается от поколения к поколению. Чтобы стать хорошим менеджером, предприниматель должен непрерывно учиться и переучиваться и следить за профессиональным и карьерным ростом своих работников. В рыночной системе такая система является неотъемлемым атрибутом успешного бизнеса.

Но при всех недостатках и упущениях первых лет становления предпринимательства, сейчас оно превращается в заметное явление в жизни общества и завоевывает все более устойчивые и доверительные позиции.

В 1993 г. Европейской комиссией было объявлено об открытии проекта "Центр деловых связей" в Алматы. Основное направление деятельности ЦДС – поддержка малых предприятий в развитии связей с партнерами в Европейском Сообществе. Помощь касается проведения экспортно-импортных операций, поиска рынков сбыта, получения свежей и достоверной информации о состоянии мировых цен и пр. Центром установлены тесные контакты со многими торгово- промышленными палатами и коммерческими структурами Европы.

Переход Казахстана к рыночной экономики, а следовательно и к предпринимательской деятельности начался с процесса приватизации и разгосударствления.(1991-1996гг.).Реализация двух государственных программ поддержки и развития предпринимательства в период с 1992 по 1996 гг. позволила заложить основы частного предпринимательства в Республике Казахстан. Занятость населения в государственном секторе понизилась, и часть высвободившихся трудовых ресурсов перетекла из государственного в частный сектор экономики.Это подтверждается и данными государственной статистики. Общая численность занятого населения по секторам экономики страны снизилась с 6581,8 тыс. чел. в 1994г. до 6400 тыс. чел. в 1997г. (на 181,8 тыс.чел.). На государственных предприятиях и организациях в указанные годы соответственно произошло падение численности занятых с 3719,0 до 2067,2 тыс. чел. Более 38 % малых предприятий были созданы в 1994-1995 гг. в период малой приватизации. Именно в эти годы наметилась тенденция к макроэкономической стабилизации, сопровождавшаяся снижением инфляции

В 1997 году наблюдался рост количества хозяйствующих субъектов предпринимательства. По состоянию на 1 янв. 1998 года в Республике насчитывалось 128,6 тыс. хозяйствующих субъектов предпринимательства, что составляло 87 % от общего числа хозяйствующих субъектов в экономике Казахстана. Развитие предпринимательства дало вожможность наше стране получить в 1998г. Дополнительных рабочих мест- 223415, из них в индивидуальном- 79681. В целом доход от основной и не основной деятельности увеличился в 1998г. по сравнению с 1997г. На 40% , а их заработная плата на 41,5%

Экономические реформы прводимые в Казахстане открыли новые перспективы для развития предпринимательства. В 1998г в республики было зарегестрировано 97928 предпринимательских юридических лиц, в том числе частных- 78414. Из них: малых-91%, средних-6%, крупных-3%.По характеру собственности: частное-95%, совместное- 3%, с участием государства-1%, иностранные-1%

По данным агенства РК по статистике, на 1.02.2004г было зарегестрировано болеее 132,3тысяч предприятий малого бизнеса, 72% из которых действующие.В сфере малого бизнеса производится 17% ВВП Казахстана.Для сравнения отметим, что в странах с развитой рыночной экономикой в малом и среднем бизнесе формируется от 60% до 90% ВВП.

Если говорить о развитии малого предпринимательства за последнте годы , то по итогам 2007 года в Казахстане было зарегистрировано 171 тыс. 784 предприятий малого бизнеса, что на 9,0% больше предыдущего года. Действующих предприятий малого бизнеса – 123 тыс.685 единиц.Численность занятых в сфере малого бизнеса достигла 1514,5 тысяч человек, что составляет 20,6% от общей численности занятых в республике*

Подводя итоги вышесказанного, можно кратко изложить условия активизации предпринимательской деятельности в Казахстане с 1991г. по 2008. Ими являются:

1. невмешательство государства в деятельность предприятия;

2. оказание материальной помощи со стороны государства;

3. предоставление хозяйственным субъектам гарантии в сохранности их собственности;

4. предоставление экономической свободы и создание для всех участников рыночных отношений равных прав;

5. формирование инфраструктуры рынка;

6. свободный доступ к ресурсам, кредитам и информации;

7. рыночно-конкурентный режим хозяйствования, антимонопольная деятельность государства;

2.2 Методы государственного регулирования и их роль в повышении эффективности предпринимательской деятельности

Необходимость государственого вмешательства в функционирование рыночной экономики обусловлена следующими моментами:

1. наличие сбоев в механизме функционирования рыночного хозяйства;

2. необходимость поиска наиболее эффективных вариантов(помимо рыночных)удовлетворения потребностей общественных благ;

3. необходимость выравнивания внешних эффектов, связанная с неспособностью рыночного хозяйства в определенных ситуациях решить задачи развития экономики и ее составляющих.

Свои регулирующие функции государство выполняет посредством административных и экономических методов. Для командной экономики характерно преобладание административных методов регулирования. Система государственного регулирования рыночной экономики, напротив, базируется на использовании экономических методов.

Административные, или прямые , методы регулирования ограничивают свободу выбора хозяйствующего субъекта. Например, директивные плановые задания по объему и ассортименту производимой продукции или централизованно установленные цены на товары и услуги – типичные методы административного регулирования в плановой экономике – лишают предприятие альтернативного использования ресурсов. В отличие от этого, экономические и косвенные методы государственного регулирования не ограничивают свободы предпринимательского выбора. Например, снижение налогов на бизнес или, скажем, понижение учетной ставки процента являются типичными методами экономического регулирования, направленного на рост производства и усиление инвестиционной активности предприятий. Последние увеличивают капиталовложения и объем производства не потому, что у них нет иного выхода. Они полностью свободны в выборе производственной программы и инвестиционной политики. Просто снижение налогов и учетной ставки процента делают рост производства и инвестиций более выгодными, чем прежде.Разграничение между административными и экономическими методами регулирования до некоторой степени условно. Для того чтобы задействовать любой косвенный регулятор, необходимо предварительное административное решение соответствующих государственных органов, например решение об изменении налоговых ставок, о предоставлении налоговых льгот при продаже Центральным банком государственных облигаций, в этом смысле любые экономические регуляторы несут на себе печать администрирования. Административные методы регулирования диаметрально противоположны природе рынка, они блокируют действие соответствующих рыночных регуляторов.Экономические методы регулирования, напротив, адекватны природе рынка. Они непосредственно воздействуют на конъюнктуру рынка и через нее, косвенно, на производителей и потребителей товаров и услуг.

Для того чтобы уменьшить масштабы кризисного сокращения производства, не допустить катастрофического падения жизненного уровня населения, государство на первых этапах реформ может, например, сохранять административный контроль над производством и реализацией небольшой группы товаров, составляющих основу производственного и личного потребления нации. По мере углубления рыночных преобразований, стабилизации экономической ситуации и овладения экономическими методами регулирования государство полностью сокращает сферу использования административных рычагов, не отказываясь в то же время полностью от их применения.Даже на завершающих стадиях перехода к рынку и в условиях сложившейся рыночной экономики административные методы регулирования имеют немаловажное значение. Они используются, в частности, как средство антимонопольной политики.

Важнейшей задачей государства на переходном этапе является создание целостной системы экономических методов регулирования. С этой целью все страны, осуществляющие переход к рыночной экономике, проводят радикальные реформы кредитной и налоговой системы.

Создается традиционная для стран с рыночной экономикой двухуровневая банковская система, в рамках которой Центральный банк посредством экономических нормативов осуществляет регулирование деятельностью широкой сети коммерческих банков. Манипулируя учетной ставкой процента, изменяя формы обязательных резервов и другие нормативы, установленные для коммерческих банков, осуществляя операции с ценными бумагами. Центральный банк получает возможность проводить активную кредитно – денежную политику.

В Казахстане, так же как в ряде других пост социалистических стран, мы сталкиваемся с недооценкой роли государства в экономике. Недопонимание экономической роли государства мешает разработать приемлемую концепцию государственной экономической политики. Не секрет, что реформы у нас проводятся «сверху», и в этом никакой трагедии нет, более того, это единственно приемлемая форма. Иначе будет разброд, анархия, что, в конечном счете, ничего, кроме новых разрушений, не принесет. И особенно ответственна роль государства в переживаемый нами исторический период, получивший название переходного. Без активной государственной экономической политики невозможно реформировать экономику.

В современной рыночной экономике практически нет сфер, которые бы как-то не регулировались государством. Невозможно в «разовом порядке» сформулировать весь спектр современной экономической политики применительно к рыночной системе, которой у нас еще нет. Для нашей страны вопрос может ставиться о постепенном овладении современными формами и методами государственного регулирования рыночной экономики, выдвигая на первый план те «вечные» функции государства, которые и составляют каркас экономической политики государства. При таком подходе государственная экономическая политика может приобрести достаточную целеустремленность, надежные ориентиры.

В канун лета 1999 года Президентом Республики Казахстан принято распоряжение «О дополнительных мерах по защите прав граждан и юридических лиц на свободу предпринимательской деятельности».Необходимость принятия этого распоряжения витала в воздухе давно, т.к. дальнейшее развитие инициативы граждан по самообеспечению и созданию для себя и других граждан дополнительных рабочих мест глушится доморощенным чиновничеством, усердствующем не столь для отчизны, сколько для себя. Незаконные проверки и придирки со стороны проверяющих с использованием служебного положения - это факт, который питает коррупцию.

С развитием предпринимательства связываются надежды на наполнение потребительского рынка, рост занятости, развитие конкуренции и подъем экономики в целом, расширение социальной базы проводимых реформ.

Государство осуществляет поддержку предпринимательства по следующим направлениям:

· создание льготных условий использования субъектами предпринимательства государственных финансовых, статистических, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;

· установление упрощенного порядка государственной регистрации субъектов предпринимательства, лицензирование их деятельности, сертификация их продукции;

· устранение правового режима благоприятствования для субъектов предпринимательства, включающего в себя льготный режим налогообложения, уплаты таможенных пошлин;

· создание системы привлечения и использования инвестиций, включая иностранные, для поддержки и развития предпринимательства;

· принятие специальных программ кредитования субъектов предпринимательства с определением финансовых источников;

· предоставление преференций субъектов предпринимательства при размещении государственных закупок на производство продукции, выполнение работ, услуг;

· поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов предпринимательства, включая развитие их торговых, научно-технических, производственных и иных связей с зарубежными партнерами;

· организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для субъектов предпринимательства.

Таким образом, государство, уделяя большое внимание развитию предпринимательства, для развития экономики в целом с целью защиты и поддержки субъектов предпринимательства устанавливает законодательным путем определенные льготы для них.

2.3 Проблемы казахстанского предпринимательства и пути их преодоления

В первые годы развития предпринимательство в Казахстане характеризовалось неустойчивой динамикой роста числа предприятий и занятых в них работников. Отраслевая и региональная структура были нерациональны. Усиливалася криминализация бизнеса. Попытки управления становлением предпринимательства часто носили эпизодический и ненаучный характер. Не была отработана денежная система защиты предпринимателя и его собственности от посягательств. В создавшихся условиях Президентом Республики Казахстан был своевременно подписан Указ №3036 от 18 июля 1996 года «О дополнительных мерах по реализации государственных гарантий предпринимательской деятельности». Данным указом гражданам Казахстана были предоставлены дополнительные государственные гарантии по либерализации предпринимательской деятельности, приняты меры по защите от незаконного вмешательства в бизнес бюрократических структур.

Основные проблемы развития и пути их преодаления отражены в таблице №2*

Существующие трудности и барьеры на пути предпринимательства. Предлагаемые способы преодоления трудностей и барьеров.
1. Финансовые: отсутствие основного капитала (служебных и производственных помещений,машин, оборудования , земли и др.), отсутствие или недостаток оборотных средств.

· -Участие в завершающейся стадии приватизации государственной собственности, в денежной приватизации.

· -Продажа (возможно в рассрочку) неиспользуемых приватизированных помещений, объектов незавершенного строительства, земельных участков, выявленных по результатам инвентаризации недвижимости и земли, субъектам малого предпринимательства на тендерной основе.

· -Передача в аренду с последующим выкупом неиспользуемых объектов, выявленных по информации предпринимателя (предусмотреть меры по совершенствованию законодательства).

· -Разработка институциональных основ для развития лизинга в Казахстане, Национальной программы развития лизинга в Казахстане и ее реализация, присоединение в международной Оттавской конвенции по лизингу.

· -Подготовка предложений по стимулированию целевого использования приватизированного имущества, полученного на льготных условиях. В случае, если имущество, полученное на льготных условиях не используется, то применение меры лишения предоставленных ранее льгот с предложением выкупить объект за деньги, в случае отказа- переход к процедуре изъятия (разработка соответствующих законодательных механизмов).

· Привлечение займов международных финансовых, экономических, частных фондов и грантов общественных и благотворительных организаций (Всемирного банка, Международного валютного фонда, Европейского банка реконструкции и развития и др.) для финансирования проектов предпринимательства.

· -Выработка мер по стимулированию банков второго уровня в кредитовании субъектов малого предпринимательства.

· -Целевое кредитование из Фонда развития малого предпринимательства по приоритетным направлениям.

· -Развитие микрокредитования предпринимательства

· -Внедрение механизмов страхования рисков при финансировании объектов предпринимательства.

2. Институциональные: отсутствие или недостаточное развитие института предпринимательства, неразвитая рыночная инфраструктура.

· Внедрение института предпринимательства в Казахстане.

· -Разработка кодекса предпринимателя в Казахстане

· -Разработка Кадастра недвижимости Казахстана

· -Создание условий для расширения сети юридических, консультационных и аудиторских фирм

· -Поддержка развития коммерческих банков, специализирующихся на предоставлении кредитов и займов для бизнеса.

· Поддержка и развитие системы бирж и торговых домов.

· Развитие и поддержка сети гостиничных хозяйств, коммуникационных служб.

· Поддержка и организация сети бизнес центров, бизнес инкубаторов, информационно-аналитических центров, научно-исследовательских и консультационных центров.

3. Образовательные: недостаток систематических знаний, навыков и опыта организации и управления бизнесом в рыночных условиях.

· Разработка и внедрение новых программ обучения основам бизнеса; углубленные курсы подготовки; адаптация существующих программ начального и среднего, высшего образования к новым требованиям;

· Повышение эффективности использования технической помощи контрактной системы и обязательств по распространению полученных знаний.

· Развитие центров инкубации знаний и опыта организации и управления бизнесом, инновационных кластеров.

· Открытие в каждом областном и городском акимате дежурных консультационных пунктов для предпринимателей.

4. Государственные: бюрократизм, волокита, коррупция, вымогательство.

· Дальнейшее углубление реформы государственной службы.

· -Совершенствование работы Высшего дисциплинарного совета Республики Казахстан.

· -Обеспечение строгого соблюдения и верховенства законов. Введение упрощенной системы регистрации, страхования, лицензирования, бухгалтерского учета и процедур согласований для субъектов предпринимательства.

· -Достижение прозрачности работы всех органов государственной власти, задействованных в сфере малого и среднего бизнеса. Каждый регистрирующий и контролирующий орган должен иметь список необходимых документов, который вывешивается в доступном для посетителей месте. Отмена для отдельных государственных органов прав по оказанию платных услуг, не предусмотренных законодательством Республики Казахстан.

· Упрощение системы обслуживания субъектов предпринимательства в соответствующих государственных органах, банках, страховых, нотариальных, юридических фирмах и др.

· -Обеспечение правопорядка и налаживания взаимодействия служб МВД по принятию оперативных мер по заявлениям предпринимателей на противоправные действия отдельных лиц и групп, а также по фактам вымогательства (рэкета) и шантажа под угрозой применения силы.

· Создание структур по защите собственности и бизнеса.

Содействие предпринимателям в решении проблемы основного капитала предполагается оказывать посредством введения протекционистских мер по адресной продаже, упрощенной передаче в аренду и управление субъектам предпринимательства, оставшихся в государственной собственности основных фондов.

Целесообразно обеспечить координацию технической помощи, поступающей со стороны иностранных государств, неправительственных организаций и международных институтов, для повышения эффективности ее использования. Требуется расширить деятельность специальных фондов, программ обучения и консультирования, осуществляемых в Республике Казахстан.

Необходимо также доработать действующее законодательство и нормативно-правовую базу с целью устранения дискриминационных по отношению к предпринимателям положений, и одновременно усилить борьбу против практики создания бюрократических преград и установления незаконных поборов контролирующими и инспектирующими органами.

Следующим важным направлением поддержки предпринимательства в Казахстане является законотворческая деятельность с целью создания для предпринимателя комфортной институциональной среды, избавления его от искусственных труднопреодолимых барьеров, необоснованно устанавливаемых со стороны государственных органов. В соответствии с Законом «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам упрощения регистрации субъектов малого предпринимательства» вводится упрощенный порядок регистрации бизнеса.

В соответствии с указами Президента Республики Казахстан и постановлениями Правительства в течение 1997-1998 гг. было проведено изъятие несвойственных функций по оказанию платных услуг у ряда государственных органов.

Список государственных органов, у которых были изъяты функции по оказанию платных услуг, не предусмотренных законодательством Республики Казахстан:

1. Государственная инспекция по карантину растений.

2. Государственный стандарт.

3. Государственная противопожарная служба.

4. Пенсионный фонд Республики Казахстан.

5. Организации, взимающие предлицензионный сбор.

6. Национальная комиссия по ценным бумагам.

7. Национальная комиссия по бухгалтерскому учету.

8. Государственный комитет по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и горному надзору.

9. Государственная автомобильная инспекция.

10. Государственный надзор за техническим состоянием в машинно-тракторном парке.

11. Государственная санитарно-эпидемиологическая служба Республики Казахстан.

12. Торгово-промышленная палата Республики Казахстан.

13. Комитет по стандартизации, метрологии и сертификации.

14. Комитет финансово-валютного контроля.

15. Государственный комитет по землеустройству.

16. Комитет по жилью, градостроительству и архитектуре.

Все эти меры были разработаны приемущественно 1997-1999годах. И в дальнейшем притворялись в жизнь. В 2001-2005 году у нас наметился рост и развитие предпринимательства, повышения жизненного уровня населения. Но в 2007 году начался мировой финансовый кризис, и как следствие начался упадок экономики. Но для того, чтобы наше государство с наименьшими потерями вышло из этого кризиса необходимо дальнейшее развитие предпринимательской сферы. Поэтому стали разрабатываться новые пути решения образовавшихся проблем.

Сегодня мы имеем четкое видение перспектив развития предпринимательства в нашей стране. Краеугольным камнем государственной политики является поддержка частного бизнеса, и, прежде всего, малого и среднего бизнеса.И как мы все знаем это закреплено в таких основополагающих документах, как Стратегия «Казахстан-2030», «Стратегический план – 2010» и Стратегия индустриально-инновационного развития Казахстана до 2015 года. Вопросам дальнейшего укрепления предпринимательской среды уделено исключительное внимание в Послании Главы Государства народу Казахстана «Через кризис к обновлению и развитию». Для сохранения деловой активности в стране была оказана финансовая поддержка субъектам малого и среднего бизнеса в объеме 275миллиардов тенге. Была продолжена работа по решительному сокращению административных барьеров. Введен в действие новый Налоговый Кодекс, в котором значительно снижины ставки по основным налогам. По сравнения с прошлым годом корпоративный подоходный налог в этом году уже снижен на треть и составляет 20%, а в 2011году составит 15%. Ставка НДС снижена до 12%. Для предприятий, осуществляющих инвестиции, предусмотрены налоговые преффенции. Все это стало стимулом развития несырьевого сектора экономики, малого и среднего бизнеса.

Также разрабатывается новая масштабная Программа ускоренных мер по развитию малого и среднего предпринимательства на 2005-20011 годы. В рамках этой программы уже решительно сократили бюрократические препоны на пути создания бизнеса. Только за последние годы сокращено около 350 различных подвидов лицензируемой деятельности. Выдача некоторых лицензий передана на региональный уровень, а сами процедуры значительно упрощены.

Частному бизнесу мы отводим ведущую роль в реализации нашей главной задачи – диверсификации национальной экономики на основе инновационных технологий. Совместными усилиями нужно добиться развития несырьевых отраслей экономики. Именно они в перспективе должны стать главным источником наращивания экспортного потенциала.

В современных условиях на первый план выдвигается проблема выхода из экономического кризиса и, на этой основе, ускорения социального и экономического развития каждого предприятия, объединения, района, отрасли и республики в целом.

Республика Казахстан вступила в такой переломный период, когда все предприятия перешли к рыночным отношениям. Поэтому сейчас, как никогда раньше нужно разрабатывать новые подходы к управлению производственно-хозяйственной деятельности предприятий, чтобы способствовать резкому повышению эффективности производства и тем самым обеспечить улучшение жизни каждого человека и всего населения в целом. Эти положения важны сейчас для всех отраслей народного хозяйства и предприятий и объединений, так как проблемам управления деятельностью этих предприятий в условий рыночной экономики до сих пор недостаточно было уделено внимания. Между тем без коренной перестройки методов управления деятельностью предприятий в соответствии с положениями рыночной экономики невозможно достичь больших производственно-хозяйственных результатов, и в итоге не может быть и речи об ускорении темпов экономики Республики Казахстан в целом.

Для достижения целей государство аккумулировало достаточные ресурсы. Специально созданные институты развития – Казахстанский инвестиционный фонд, Банк развития Казахстана, Инновационный фонд, Корпорация по страхованию экспорта, Центр инжиниринга и трансферта технологий, позволили капитализировать с учетом текущего года более 120 млрд. тенге. За короткий срок своей деятельности институтами развития рассмотрено более 760 проектов на сумму 1 триллион 570 млрд. тенге. В настоящее время финансируется около 90 проектов на сумму свыше 60 млрд. тенге. Таким образом, можно с уверенностью сказать, что государство делает большую ставку на предпринимательство как на основу нашей экономики. Предпринимательство должно стать локомотивом нашей экономики!

ПРИЛОЖЕНИЕ

рис.1


Заключение

Предпринимательство существует везде, где люди по собственной воле (а не по централизованно разработанному плану) производят товары и оказывают услуги. Но людям свойственно ошибаться.Чаще всего истоки неудач закладываются на стадии организации предпринимательства. Такие ошибки наиболее трудно исправимы. По этой причине знание теоретических основ предпринимательства является необходимым условием долгой и успешной жизни в бизнесе. Знание видов и организационно-правовых форм предпринимательства дает возможность предпринимателям успешно открывать и расширять собственное дело, принимать грамотные экономические и юридические решения. Без этих знаний в Казахстане невозможно построение цивилизованной системы предпринимательских отношений, которые, в свою очередь, являются основой экономического развития и процветания страны.Поэтому сейчас осуществляются постоянные преобразования и корректировки в этой области с целью создания упорядоченной системы функционирования и взаимоотношения различных фирм и предприятий.

Основа для становления и развития предпринимательства была заложена еще в ходе реализации государственных программ развития и поддержки предпринимательства, начиная с 1992 года. Сегодня предпринимательская деятельность в Казахстане бурно развивается, основываясь на государственной поддержке ее роста. Решение важнейших проблем, обеспечивающих развития предпринимательства заложено в Государственной программе развития и поддержи предпринимательской деятельности, утвержденной Указом Президента РК от 7 мая 2001г. №597. Одним их приоритетов, обозначенных в Указе Президента РК «О мерах по реализации стратегии развития Казахстана до 2030 года», является развитие инфраструктуры поддержки предпринимательства в стране.Становление рыночной экономики в Казахстане ведет к увеличению числа граждан, занимающихся предпринимательством. К предпринимательской деятельности готовят в университетах, академиях, институтах, колледжах. Наметившийся в экономической структуре рост представителей предпринимательской деятельности отвечает актуальнейшей задаче ускоренного создания целой армии новых товаропроизводителей. Процесс образования высокорентабельных, динамичных предприятий можно связывать с надеждой на установление подлинных рыночных отношений в нашей экономике.

Развитие предпринимательства сталкивается со множеством проблем, в частности это и информационные проблемы, и финансовые, и институциональные, и образовательные, и государственные (бюрократизм, коррупция), все эти проблемы легко разрешимы, если придерживаться правильно политики, которую наше государство уже выбрало. Сейчас перед нами стоит более серьезная проблема в лице мирового кризиса.Главная наша задача это реализовать программы развития в условиях кризиса, принятые главой государство. И не в коем случае не отказываться от намеченного пути развития. И мы обязательно достигним успеха не только в сфере предпринимательства, но и во всей экономики.

Список используемой литературы

1. Государственное регулирование малого предпринимательства/Г.М.Батырбекова, Б.Т.Дугалов.-Вестник КазНУ.Сер.Экон.-2002.-№2(30)-С.83-87

2. Государство и бизнес: государство, предпринимательство и общество. Сахнова Н. Г. Мамыров Н. К.- А.-2002.

3. Гражданский Кодекс Республики Казахстан (общая часть), Алматы: Юрист.-2002г.

4. Закон Республики Казахстан «Об индивидуальном предпринимательстве» от 19июня 1997г.

5. Кантарбаева А.К. Предпринимательство: институционально – эволюционный подход. – Алматы: Раритет, 2000.

6. Кантарбаева А.К. Предпринимательство: институционально – эволюционный подход. – Алматы: Раритет, 2000.

7. Малый и средний бизнес – залог успеха. Храпунов В.-Мысль.- 2003. - №8.- С.52.

8. Основы предпринимательства. Мамыров Н.К.-Алматы:Экономика.-1997

9. Основы предпринимательства. Гайнутдинов Э.М..- Минск:Высшая школа.- 2000.

10. Предпринимательство в Республике Казахстан. Окаев К.О., Смагулова Н.Т. и др.- Алматы: Экономика, 1999.

11. Послание главы государства народу Казахстана: «Через кризис к обновлению и развитию.».-Каз.правда.-Март 2009.-№64

12. Предпринимательство. Учебник под ред. Горфинкеля и др.- М: ЮНИТИ.- 2001.

13. Предпринимательство.Муравьев.-2001.-С.695[9]

14. Стат. бюллетень. Мин. финансов РК. – 10 (58).-Октябрь 2008.-С.12.

15. Статистический бюллетень: "Казахстан и его регионы". -2002. №10.-с.9.

16. Формирование частного предпринимательства в условиях перехода к рынку.Кошанов А.К., Мухамеджанов Б.Г., Бектемисова С.Т..- Алматы, 1995.

17. Череданова Л. Н. Основы экономики и предпринимательства. - М: ПрофОбрИздат.-2002.

18. Череданова Л. Н. Основы экономики и предпринимательства. - М: ПрофОбрИздат.-2002.

19. Шесть антикризисных задач.А.Ахметов.-Веч.Астана.-2009.-12марта

20. Экономическая теория /Под ред. Камаева В.Д. –М.:ИМПЭ- 1999.

Рис.2



* Череданова Л. Н. Основы экономики и предпринимательства. - М: ПрофОбрИздат.-2002.

* Кантарбаева А.К. Предпринимательство: институционально – эволюционный подход. – Алматы: Раритет, 2000.

* Храпунов В. Малый и средний бизнес – залог успеха.//Мысль.- 2003. -№8.- С.52.

* //Стат. бюллетень. Мин. финансов РК. – 10 (58).-Октябрь 2008.-С.12.

* Материал обобщен на основе источника заимствования: Кантарбаева А.К. Предпринимательство: институционально – эволюционный подход. – Алматы: Раритет, 2000.- 200с.