Главная              Рефераты - Маркетинг

Оценка эффективности деятельности малого предприятия здравоохранения - курсовая работа

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ

(ГОУ ВПО НГМУ Росздрава)

факультет экономики и управления в здравоохранении

кафедра общественного здоровья и здравоохранения

Курсовая работа по дисциплине

Организация предпринимательской деятельности

На тему

Оценка эффективности деятельности малого предприятия здравоохранения.

Выполнил студент:

Каппушев Руслан Юсуфович

Курс №__3____, Группа № _2___,

заочное образование

г. Новосибирск

Проверила преподаватель кафедры:

дата: ___________

оценка: __________

Новосибирск 2010

Содержание

Введение...................................................................................................................3

1. Теоретические аспекты оценки эффективности деятельности малого предприятия.............................................................................................................7

1.1 Сущность и значение малого предприятия для экономики РФ....................7

1.2 Правовые основы регулирования деятельности малого предприятия.......14

1.3 Методика оценки эффективности деятельности малого предприятия......19

2. Практическая часть: создание нового предприятия по организационно-правовой форме ООО, оказывающего услуги офтальмологии.........................30

2.1. Порядок создания и регистрации малого предприятия..............................30

2.2.Описание управленческой организационной структуры создаваемой организации............................................................................................................35

2.3. Оценка риска и страхования..........................................................................37

Заключение.............................................................................................................43

Список использованной литературы


Введение

Особое место в современной экономике России принадлежит малому предпринимательству и определению его экономического потенциала. Развитие малого бизнеса способствует постепенному созданию значительного слоя мелких собственников, который становится основой социально-экономических преобразований. Малое предпринимательство является одной из форм организации экономической жизни общества со своими характерными особенностями, преимуществами и недостатками, закономерностями развития. Одним из основных недостатков, способствующих торможению развития и сокращению числа малых предприятии, является игнорирование роли, значения и оценки экономического потенциала

В России, как известно, малое предпринимательство находится в начальной стадии развития. В 2004 г. насчитывалось в целом не более 1 млн. малых предприятий, на которых трудятся (по различным оценкам) от 15 до 20% населения, тогда как в развитых странах это число доходит до 70 - 75%. Безусловно, многие из субъектов малого предпринимательства не могут начать производство без внешних заимствований. Однако данный сектор общественного производства нашей страны имеет огромный потенциальный ресурс для дальнейшего динамичного развития, экономического и социального прогресса. Но для этого требуются соответствующие инвестиции.

Отсутствие достаточного объема финансовых ресурсов на развитие дела выступает основной проблемой малого бизнеса. В большинстве случаев предприниматели решают этот вопрос характерно российскими методами, они предпочитают обращаться к друзьям и родственникам. Однако, несмотря на то что данный подход имеет право на существование, в глобальном масштабе у него нет перспективы. Вместе с тем круг возможностей рынка малого бизнеса обширен. В то же время только лишь 1/3 предприятий малого бизнеса пользуются кредитными услугами банков.

Прежде чем говорить о том, каким образом субъектам малого предпринимательства стоит подходить к выбору кредитной организации, необходимо рассмотреть состояние дел в данной области. В частности, какие банки выходят на рынок и с какими предложениями.

Стоит отметить, что данное обстоятельство объясняется двояко. С одной стороны, сами субъекты малого предпринимательства с подозрением относятся к кредитным организациям, с другой - сами банки без особого желания предоставляют кредитные ресурсы малым предпринимателям. Это объясняется тем, что подобные вложения относятся к более рискованным по сравнению с финансированием крупного бизнеса.

Переход России к рыночной экономике обусловил реформирование системы бухгалтерского учета в стране в соответствии с требованиями рынка и необходимостью понимания финансовой отчетности российских организаций иностранными инвесторами и другими пользователями. Представление информации об имуществе, источниках финансирования и результатах деятельности в соответствии с МСФО позволяет обеспечить более точное сравнение российских организаций и зарубежных компаний. Финансовая устойчивость будет являться одним из ключевых факторов успешного привлечения российскими компаниями инвестиций на международных рынках капитала для расширения и модернизации производства, что должно повлечь более интенсивную интеграцию России в мировое экономическое сообщество

В данной работе для оценки деятельности малого предприятия используется методика Г.В. Савицкой, оценка эффективности малых предприятий. Проводится анализ прибыли и показателей рентабельности предприятия, рассчитываются коэффициенты ликвидности и показатели финансовой устойчивости.

Целью работы является оценка эффективности деятельности малого предприятия. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

- раскрыть сущность и значение малого предприятия для экономики РФ;

- обозначить правовые основы регулирования деятельности малого

предприятия;

-исследовать существующие методы оценки прибыли, и показателей рентабельности, ликвидности и финансовой устойчивости;

-проанализировать эффективность финансово-хозяйственную деятельность предприятия ООО «Новая Техника», дать оценку прибыли, показателям рентабельности, ликвидности и финансовой устойчивости предприятия;

- выявить проблемы и перспективы развития малого предприятия в России и за рубежом;

- рассмотреть финансирование и кредитование малого предприятия

- определить роль государственной поддержки малого предприятия

В качестве объекта исследования выступает ООО «Новая техника», предметом исследования является эффективность деятельности малого предприятия.

Оценка эффективности деятельности малого предприятия раскрыта в статьях Сечко И.Н. «Роль малых и средних предприятий в формировании нациольнальной системы», Дудин М. «инновационный менеджмент:инструменты повышения эффективности малого и среднего бизнеса, Ильин И.Е. Малый бизнес в России: проблемы и переспективы», Талалаева И.Г. «Государственная поддержка малого и среднего бизнеса»

Структура работы состоит из введения, трех глав и заключения.

В первой главе рассматриваются такие важные составляющие данной темы как понятие показателей прибыли и рентабельности предприятия, коэффициенты ликвидности и финансовая устойчивость предприятия, методологические подходы к оценке эффективности деятельности предприятия, на основании которых можно сформировать определенные выводы, а также раскрыть сущность теоретико-методологических аспектов оценки эффективности деятельности малого предприятия.

Во второй главе проведен анализ показателей прибыли и рентабельности малого предприятия на примере ООО «Новая техника», рассчитаны относительные показатели финансовой устойчивости и коэффициенты ликвидности данного предприятия.

В третьей главе раскрыты вопросы, касающиеся финансирования и кредитования малого предприятия, уделено внимание государственной поддержке малого предприятия, а также рассмотрены проблемы и перспективы развития малого предпринимательства в России и за рубежом, на основе которого сформулированы соответствующие выводы и предложения.


1. Теоретические аспекты оценки эффективности деятельности малого предприятия

1.1 Сущность и значение малого предприятия для экономики Российской Федерации

Малый бизнес в рыночной экономике - ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. Этот сектор по своей сути является типично рыночным и составляет основу современной рыночной инфраструктуры, так как он в первую очередь обеспечивает конкурентную среду экономики.

К сожалению, в России малый бизнес находится на начальном этапе развития. Несмотря на принимаемые Правительством меры по поддержке малого предпринимательства, его деятельность ограничена рядом проблем. Количественные показатели в несколько раз уступают соответствующим показателям развитых стран.

Можно предположить, что одним из факторов выхода нашей страны из кризиса и построения рыночной экономики является развитость и нормальное функционирование малого предпринимательства.

Маленькие и слабые по отдельности, предприниматели как единый класс фирм представляют значительную силу, способную наносить чувствительные удары даже самым мощным компаниям.

Отметим преимущества и недостатки малого предприятия.

Преимущества малого предприятия.

- Сравнительно более низкие издержки управления, обусловленные отсутствием лишнего бюрократического аппарата и, соответственно, высокая гибкость и оперативность решений в управлении малыми предприятиями, что повышает производительность труда (особенно на микропредприятиях, где численность работников менее 10 человек). Эти условия дают возможность быстро и гибко реагировать на конъюнктурные изменения, в том числе путем маневра капитала при переключении с одного вида деятельности на другой.

- По мнению некоторых ученых, большие размеры повышают степень формализации организации и понижают способность к организационным изменениям, поэтому малые предприятия являются более гибкими и оперативными в принятии и выполнении принятых решений, быстрее адаптируются к изменяющимся условиям.

- Более низкая потребность в капитале и способность быстро вводить изменения в продукцию и производство в ответ на требования местных рынков.

- Малые предприятия лучше знают уровень спроса на локальных рынках. Ориентация производителей преимущественно на региональный рынок идеально приспособлена для изучения пожеланий, предпочтений, обычаев, привычек и других характеристик местного рынка.

- Относительно более высокая оборачиваемость капитала малых предприятий.

- Малые предприятия требуют меньше капиталовложений. У них меньшие сроки строительства, небольшие размеры, им быстрее и дешевле перевооружаться, внедрять новую технологию и автоматизацию производства, достигать оптимального сочетания машинного и ручного труда.

- Работники малого предпринимательства имеют высокий уровень мотивации в достижении успеха, а также возможности реализовать свои идеи, проявить свои способности.

- Малый бизнес дает средства к существованию большему количеству людей, чем крупный. Он обладает значительным потенциалом в сфере трудоустройства населения, вовлечения в производство резервов рабочей силы, которые не могут быть использованы в крупном производстве из-за его технологических и иных особенностей. Это пенсионеры, учащиеся, домохозяйки, инвалиды, а также лица, желающие трудиться после основного рабочего времени ради получения дополнительных легальных доходов.

Недостатки малого бизнеса.

- По сравнению с крупными предприятиями малые предприятия обладают более высоким уровнем риска и, следовательно, высокой степенью неустойчивости на рынке.

- Малые предприятия зависимы от крупных компаний.

- Слабая компетентность руководителей и менее профессиональные работники.

- Повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования.

- Малый бизнес связан с большими трудностями в привлечении дополнительных финансовых средств и получении кредитов.

- Малые предприятия не обладают рыночной властью и хорошей ресурсной базой.

- Несмотря на повышенную гибкость, потенциальные способности малых предприятий к изменениям не велики.

- Малый бизнес имеет малую склонность к инвестиционной деятельности из-за недостаточных размеров капитала и долгосрочности отдачи от вложений.

Помимо преимуществ и недостатков малого предприятия, следует обратить внимание на инновационность малых предприятий.

Это свойство малых предприятий необходимо рассмотреть отдельно, поскольку оно в большой степени определяет роль малого бизнеса.

В западных странах создаются специальные экономические условия для того, чтобы перспективные ученые, инженеры, изобретатели могли самостоятельно приступить к практическому внедрению своих идей, т.е. создается специализированная фирма во главе с автором идеи и с привлечением профессиональных менеджеров. В случае успеха это может превратиться в крупную промышленную корпорацию. Примеры таких компаний нам хорошо известны, это такие компании, как "Диджитал", "Майкрософт", "Поляроид", "Эппл".

Для успешной деятельности в инновационной области необходимо сочетание трех факторов:

- научно-технический прогресс;

- частная инициатива;

- благоприятные экономические условия, создаваемые государством.

Основная проблема России, мешающая осуществлению инновационной деятельности, - это отсутствие благоприятных экономических условий.

С позиций микроэкономического анализа на современном этапе научно-технического прогресса малые и средние фирмы за счет своей большей гибкости и мобильности должны обладать естественными преимуществами перед крупными структурами, построенными на принципах иерархического подчинения. За счет этого они должны быстрее реагировать на открывающиеся новые технологические возможности.

Роль малого и среднего бизнеса в процессе осуществления нововведений существенно зависит от рассматриваемой отрасли. В одних отраслях малые фирмы нередко задают тон и даже лидируют (например, в создании программного обеспечения, в развитии вычислительной техники, информатики, биотехнологии, в освоении методов генной инженерии), в других - довольствуются получением субподрядов от крупных компаний либо занимаются имитацией и диффузией нововведений.

Как следствие этого, в анализе роли малого бизнеса в развитии НТП просматривается сдвиг от противопоставления малых фирм и крупных промышленных компаний к более комплексной схеме их взаимодействия и даже симбиоза на различных этапах инновационного цикла с учетом имеющихся в каждом конкретном случае возможностей.

В малом предприятии существуют особенности рискового финансирования. Во-первых, в случае рисковых капиталовложений кредит мелким фирмам, специализирующимся на внедрении технологических новшеств, предоставляется под перспективную идею, и не оговариваются гарантии его обязательного погашения за счет имущества, фондов и прочих активов фирмы. С самого начала допускается возможность потери вложенных средств, если финансируемый проект не принесет после своей реализации ожидаемых результатов.

Существует два пути реализации идей: продать ее заинтересованной компании или довести до практической реализации собственными силами. Первое проще, второе может оказаться прибыльнее в случае успеха. Но для осуществления проекта по второму пути необходимо решить огромное количество проблем, связанных не только с доведением идеи до стадии практической реализации, но и с оценкой перспектив рынка, выработанной стратегии преодоления конкуренции, рекламой, организацией сбыта и т.п. Для этого необходим определенный штат сотрудников, наличие финансовых ресурсов, что часто не под силу отдельному предпринимателю. Платой за дополнительные средства является предоставление права использования новых технологий или весомый пакет акций созданной фирмы. В случае успеха инвестор получает сверхприбыль, извлекаемую из разницы между начальной и курсовой стоимостью акций.

Вторая особенность рисковых капиталовложений заключается в том, что они осуществляются, как правило, в самых передовых направлениях НТП.

Третья отличительная особенность рисковых капиталовложений состоит в том, что инвесторы не ограничиваются только предоставлением финансового кредита. Они непосредственно или через своих представителей активно участвуют в управлении новой фирмой на всех стадиях осуществления нововведения.

В начале ноября 2008 г. председатель Правительства Российской Федерации В.В. Путин утвердил План действий, направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики, подготовленный в соответствии с поручением Президента Российской Федерации. В частности, для поддержки малого бизнеса планировалось:

- увеличение программы финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, реализуемой Внешэкономбанком, а именно направление части дополнительных ресурсов на цели кредитования малого бизнеса;

- увеличение в 2009 г. средств федерального бюджета, предусмотренных на государственную поддержку субъектов малого предпринимательства;

- обеспечение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к получению заказов при размещении государственного заказа и закупках товаров (услуг) субъектами естественных монополий и государственными корпорациями;

- обеспечение формирования перечня федерального имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, установление льготного размера арендной платы, ограничение возможности его корректировки, закрепление минимального срока аренды в пять лет.

Малое предпринимательство представляет собой реалию экономической жизни государства, которая в значительной мере определяет макроэкономическую ситуацию в стране и имеет значительный потенциал влияния на социальную картину в стране. Поэтому необходимо ясное представление о том, какое место малое предпринимательство занимает в национальной экономике и каковы его отличительные особенности. Малое предпринимательство порождает многочисленный слой мелких собственников, которые в силу своей массовости в значительной мере определяют социально-экономический уровень развития страны.

Мелкие фирмы действуют в условиях жесткой рыночной конкуренции, которую не все способны выдержать. Поэтому бурный рост числа новых предприятий сопровождается в то же время разорением многих из них. Чаще всего компании умирают от нерешенных управленческих проблем, нежели от нехватки капитала или инвестиций: причиной банкротства является потеря контроля за состоянием дел и не отвечающая потребностям производства система управления.

От рассмотрения роли малых предприятий экономике стран в целом целесообразно перейти к налоговой политике государства в данной области. Ни для кого не секрет, что малый бизнес России характеризуется высоким процентом функционирования предприятий в сфере теневой экономики. Практика показывает, что большая часть представителей малого бизнеса умышленно занижает в отчетных данных свои доходы, уменьшая налогооблагаемую базу.

В результате введения завышенных налогов многие предприятия попросту обанкротились. Подобная экономическая политика государства сильно ослабила малый и средний бизнес. По мнению некоторых теоретиков, этот стереотип «завышенных налогов» сохранился и в настоящее время.

Сейчас закон устанавливает, что предприниматели обязаны платить несколько обременительных видов налогов, как на свою прибыль, так и за принятых на работу работников.

По мнению большинства субъектов малого предпринимательства в России, если выплачивать абсолютно все налоги в полном объеме, малый бизнес становится нерентабельным и убыточным. Данное обстоятельство наиболее пагубно сказывается на начинающих бизнесменах, которые выплачивая налоги в полном объеме, не справляются с высокой конкуренцией, характеризующей малый бизнес.

Вместе с тем стоит отметить, что суть проблемы налогообложения лежит гораздо глубже, чем просто в большом налогом бремени предприятий.

Субъекты малого предпринимательства довольно часто подвергают критике представителей государства, чиновников всех уровней, различные ведомства, выражая свое недовольство их работой, а также принимаемыми законодательными актами. Несомненно, несовершенство законодательной базы в итоге приводит к конфликту между государством и малыми предприятиями. Так создаваемые нормативные акты, направленные на урегулирование налогообложения, содержат двусмысленные, расплывчатые формулировки, тем самым, показывая недоработанность. Резкой критике подвергается вся налоговая система, в частности механизмы взимания и распределения (перераспределения) налогов. Для бизнесмена поход в налоговую службу ассоциируется с томительным ожиданием и некачественным консультированием.

В результате государство старается совершенствовать налоговое законодательство, в то время как предприниматели адаптируются иным способом: минимизируют свои налоги, прибегая к так называемым серым схемам, уходя в теневую экономику.

В связи со сказанным стоит выделить основные проблемы налоговой системы в отношении малого бизнеса:

а) отсутствие развитости механизмов налогообложения и перераспределения налогов;

б) нестабильное, постоянное изменяющееся налогов законодательство;

в) сложность и расплывчатость норм принимаемых законов в области налогообложения;

г) слишком высокие размеры взимаемых налогов;

д) неразвитый сервис организации работы налоговых ведомств.

Однако указанные меры воспринимаются предпринимателями как недостаточная государственная поддержка, они требуют еще большего снижения налогового бремени для большинства молодых предприятий (хотя бы для тех, опыт работы которых не достиг 3 лет).

1.2 Правовые основы регулирования деятельности малого предприятия

Понимание роли малого бизнеса требует ясного представления о том, какое место он занимает в национальной экономике и каковы его отличительные особенности.

Малый бизнес представляет собой самый многочисленный слой мелких собственников, которые в силу своей массовости в значительной мере определяют социально-экономический и отчасти политический уровень развития страны. По своему уровню жизни и социальному положению эти собственники принадлежат к большинству населения, одновременно являясь как непосредственно производителями, так и потребителями широкого спектра товаров, работ и услуг. В секторе малого бизнеса создается и циркулирует основная масса национальных ресурсов, которые служат питательной средой для крупного и среднего бизнеса.

Важнейшей особенностью малого бизнеса является способность к ускоренному освоению инвестиций, высокая оборачиваемость оборотных средств, активная инновационная деятельность. Вместе с тем ему свойственны относительно низкая доходность, высокая интенсивность труда, сложности с внедрением новых технологий, ограниченность собственных ресурсов и повышенный риск в острой конкурентной борьбе.

Специалисты отмечают, что лишь малые фирмы готовы использовать любую возможность для бизнеса, остальные фирмы в этом очень разборчивы. Так, средние фирмы берутся за производство только там, где сформировались особые и при этом достаточно долговременные потребности.

Российское законодательство не имеет единого методологического подхода к определению малого бизнеса и "пока никак не определяет понятие среднего бизнеса". Федеральный закон N 88-ФЗ устанавливает численные показатели и критерии по числу работающих в хозяйственных обществах по отраслям (сферам деятельности) и по доле участников (собственников) предприятия в уставном капитале этих предприятий. Однако к настоящему времени эти критерии стали носить декларативный характер, так как с их наличием российский законодатель связывает больше вопросы упрощения бухгалтерского учета и статистической отчетности, порядок ведения и предоставления которых определен ранее принятыми законодательными актами, нежели более важные льготы.

На эту тему, в принципе, можно провести не одну конференцию и написать несколько диссертаций, но в качестве иллюстрации проблемы коснемся только упрощенных процедур бухгалтерской, налоговой и статистической отчетности.

О статистической отчетности, на базе которой строятся государственные планы по отношению к малому бизнесу.

На практике подавляющее большинство субъектов малого бизнеса вообще не представляет никакой статистической отчетности органам государственной статистики. Обязательность представления статотчетности, ее квартальная периодичность, совпадающая по сроку представления со сроками представления бухгалтерской отчетности, а также порядок ее представления в органы статистики (лично - для одногородних субъектов и по почте - для иногородних субъектов) определены Положением о порядке представления государственной статистической отчетности в РФ, утвержденным Постановлением Госкомстата РФ от 14 августа 1992 г. N 130.

Пунктом 9 этого же Положения предусмотрена ответственность руководителей и иных должностных лиц, подписавших отчет, за непредставление отчетов и других данных, необходимых для проведения государственных статистических наблюдений, искажение отчетных данных или нарушение сроков представления отчетов. Норма носит отсылочный характер к Закону РФ от 13 мая 1992 г. N 2761-1 "Об ответственности за нарушение порядка представления государственной статистической отчетности", а тот, в свою очередь, - к Кодексу РФ об административных правонарушениях. Статья 13.19 Кодекса определяет санкцию к виновным в размере от 30 до 50 минимальных размеров оплаты труда. Как следует из анализа приведенных нормативных актов, у органов статистики должны быть все необходимые данные по всем организациям, включая малые формы хозяйствования с индивидуальными предпринимателями.

Ранее при предоставлении субъектам малого бизнеса специальных налоговых льгот для их получения было необходимо в соответствии со ст. 4 Федерального закона N 88-ФЗ производить регистрацию этих субъектов в уполномоченных органах исполнительной власти, в том числе и путем занесения данных в реестр, где эти реестры велись в инициативном порядке. Данные о субъектах малого бизнеса могли быть получены органами статистики непосредственно от органов по регистрации или из реестров. После нивелировки налоговых льгот путем внесения изменений в Федеральный закон в 1998 г. и в Налоговый кодекс РФ в 2002 г. целесообразность регистрации субъекта малого бизнеса для самого субъекта отпала.

А как же ведется их статистический учет в такой ситуации? Поиск субъектов малого бизнеса при фактическом отсутствии полной статистической отчетности осуществляется органами статистики интуитивно, как ловля рыбы в водоеме на живца: разыскиваемый субъект придет сам за справкой, за письмом с новыми формами кодов статистической отчетности и т.п. И уж здесь этот субъект отыщут, а может быть, и нет, и внесут в соответствующий регистр.

Для формирования годовой отчетности по субъектам малого бизнеса органы статистики выберут несколько десятков субъектов - из известных им, обяжут эти субъекты подать отчеты по установленной форме, получат их, обработают и методом экстраполяции полученных результатов сформируют отчетность по всем субъектам малого бизнеса на обследуемой территории. Достоверность такого обследования с точки зрения математики вызывает сомнения. А здравый смысл позволяет высказать соображение, что:

- "личный поход" бухгалтера в органы статистики, установленный Положением, - не самый удачный для субъектов предпринимательства вариант, побуждающий их к своевременному представлению данных, и не самый удачный для сотрудников статистических органов вариант по их обработке;

- отсутствие массовых наказаний за нарушение закона, вероятнее всего, свидетельствует о чрезмерной загруженности сотрудников органов статистики, что могло бы явиться основанием для оценки целесообразности пересмотра общего количества показателей статистического наблюдения.

О бухгалтерском учете в малом бизнесе. Упрощенный бухгалтерский учет субъектов малого бизнеса, как отмечалось ранее, осуществляется в соответствии с Типовыми рекомендациями по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, утвержденными Приказом Минфина РФ от 21 декабря 1998 г. N 64н. Статья 5 Федерального закона N 88-ФЗ определяет, что бухгалтерский учет должен содержать информацию, необходимую для решения вопросов налогообложения. До введения гл. 25 Налогового кодекса РФ, наряду с бухгалтерским учетом, налогового учета данное положение было существенно. Теперь же всем ясно, что налоговый и бухгалтерский учет не совпадают между собой и основная задача руководителя и бухгалтера, решаемая в учетной политике, - это их максимальное сближение. Но тождества в учете быть не может. В то же время именно на основании бухгалтерского учета формируются данные налогового учета и сама налогооблагаемая база.

При превышении субъектом малого бизнеса, применяющим упрощенную систему налогообложения, в результате хозяйственной деятельности критериев, установленных Налоговым кодексом (ст. 346.13), субъект должен перейти на общий режим налогообложения с начала того квартала, в котором было допущено превышение критериев. Общий же режим налогообложения может потребовать от бухгалтера восстановить бухгалтерский учет организации в классическом виде или придумать что-то свое в дополнение к упрощенному (простому) бухгалтерскому учету.

При превышении критериев, установленных п. 8 и 22 Типовых рекомендаций, переход к классическому учету станет не только возможным, но и необходимым. Зная такой "сюрприз", бухгалтер вынужден либо вести два или как минимум полтора учета и "прогнозировать" с руководителем субъекта малого бизнеса хозяйственную деятельность в пределах непревышения критериев, либо не рисковать с классическим учетом.

Думается, что профессиональные качества бухгалтера, который столкнется с такой ситуацией, должны быть весьма высоки, а его цена будет соответствовать его качеству в условиях "включенного счетчика" по пеням. Упрощение учета в такой ситуации обернется ее усложнением. А сам субъект малого бизнеса уже никак не сможет обойтись без такого специалиста, хотя именно на его отсутствие нацелены все упрощения в бухучете.

1.3 Методика оценки эффективности деятельности малого предприятия

Конечным результатом деятельности коммерческой организации является прибыль. Прибыль представляет собой выраженный в денежной форме чистый доход, представляющий собой разницу между совокупным доходом и совокупными затратами.

Рассмотрим подробнее, ранее употребленный термин бухгалтерской прибыли и ее составляющие.

Прибыль, определяемая на основании данных бухгалтерского учета, представляет собой разницу между доходами от различных видов деятельности и внешними издержками.

Валовая прибыль определяется как разница между выручкой от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей) и себестоимостью проданных товаров, продукции, работ и услуг. Выручку от реализации товаров, продукции, работ и услуг называют доходами от обычных видов деятельности. Затраты на производство товаров, продукции, работ и услуг считают расходами по обычным видам деятельности. Валовая прибыль распределяется по двум направлениям: основная часть отчисляется в бюджет, оставшаяся часть используется предприятием на удовлетворение собственных потребностей, предусмотренных финансовым планом.

Валовую прибыль рассчитывают по формуле:

П вал = Вр –С, (1.1)

где ВР – выручка от реализации;

С – себестоимостью проданных товаров, продукции, работ и услуг.

Из данной формулы следует, что любое изменение выручки или себестоимости влечет за собой адекватное изменение прибыли. Предприятие получает прибыль, если выручка от продаж превышает себестоимость реализованной продукции (работ, услуг). Все аспекты снабженческой, производственной и сбытовой деятельности предприятия находят свое отражение в показателе прибыли: уровень использования материальных ресурсов, основных средств, трудовых ресурсов, объем реализации продукции, уровень цен. С другой стороны, прибыль является основным источником развития предприятия, расширения его производственной базы и источником финансирования социальной сферы. Из прибыли выплачиваются дивиденды и другие доходы учредителям и собственникам предприятия. По прибыли кредиторы судят о возможностях предприятия по возврату заемных средств, инвесторы — о целесообразности инвестиций в предприятие, поставщики — о платежеспособности предприятия.

Прибыль от продаж является основной составляющей балансовой прибыли предприятия, поскольку отражает результат от регулярно осуществляемой деятельности по производству и реализации изделий(оказанию услуг), являющейся целью создания предприятия. На ее размер влияют уровень отпускных цен, себестоимость продукции, ассортиментные сдвиги в составе продукции. Прибыль от продаж растет, если в составе реализованной продукции повышается удельный вес высокорентабельных изделий.

Прибыль (убыток) от продаж представляет собой валовую прибыль за вычетом управленческих и коммерческих расходов:


Ппр =Пвал – Ру – Рк, (1.2)

где Ру – расходы на управление;

Рк– коммерческие расходы.

Прибыль (убыток) до налогообложения – это прибыль от продаж с учетом прочих доходов и расходов, которые подразделяются на операционные и внереализационные:

Пдно = Ппр + - Содр + - СВдр, (1.3)

где Содр – операционные доходы и расходы;

Свдр – внереализационные доходы и расходы.

В число операционных доходов включают поступления, связанные с предоставлением за плату во временное пользование активов организации; поступления, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности; поступления, связанные с участием в уставных капиталах других организаций (включая проценты и иные доходы по ценным бумагам); поступления от продажи основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), продукции, товаров; проценты, полученные за предоставление в пользование денежных средств организации, а также проценты за использование банком денежных средств, находящихся на счете организации в этом банке.

Операционные расходы – это расходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации; расходы, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности; расходы, связанные с участием в уставных капиталах других организаций; проценты, уплачиваемые организацией за предоставление ей в пользование денежных средств (кредитов, займов); расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), товаров, продукции; расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями.

Внереализационными доходами являются штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров; активы, полученные безвозмездно, в том числе по договору дарения; поступления в возмещение причиненных организации убытков; прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году; суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым истек срок исковой давности; курсовые разницы; сумма дооценки активов (за исключением внеоборотных активов).

К внереализационными расходами относят штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров; возмещение причиненных организацией убытков; убытки прошлых лет, признанные в отчетном году; суммы дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, других долгов, нереальных для взыскания; курсовые разницы; сумма уценки активов (за исключением внеоборотных активов).

Прибыль (убыток) от обычной деятельности может быть получена вычитанием из прибыли до налогообложения суммы налога на прибыль и иных аналогичных обязательных платежей (суммы штрафных санкций, подлежащих уплате в бюджет и государственные внебюджетные фонды):

Под = Пдно –Н, (1.4)

где Н – сумма налогов.

Чистая прибыль – это прибыль от обычной деятельности с учетом чрезвычайных доходов и расходов :

Пч = Под +- Чдр, (1.5)

где Чдр – чрезвычайные доходы и расходы.

Чрезвычайными доходами считаются поступления, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации и т. п.). К ним относятся страховое возмещение, стоимость материальных ценностей, остающихся от списания непригодных к восстановлению и дальнейшему использованию активов, и т. п. В составе чрезвычайных расходов отражаются расходы, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности.

При формировании чистой прибыли учитываются операции по уплате штрафных санкций, пеней и других платежей, которые ранее уплачивались за счет прибыли, остающейся в распоряжении организации после налогообложения. Чистая прибыль предприятия используется на собственные хозяйственные цели. Общая сумма чистой прибыли, и ее распределение утверждаются советом предприятия.

При этом существуют два подхода к распределению чистой прибыли. При первом подходе в учредительных документах предприятия оговаривается порядок создания специальных фондов. Это могут быть: фонд накопления, который объединяет средства, зарезервированные для производственного развития предприятия и иных аналогичных мероприятий по созданию нового имущества; фонд социальной сферы, который учитывает средства, направляемые на финансирование капитальных вложений в социальную сферу; фонд потребления, который аккумулирует средства на развитие социальной сферы кроме капитальных вложений (материальное поощрение работников, единовременная помощь, оплата путевок в дома отдыха и т. п.). Первый подход облегчает процесс планирования и контроля использования финансовых ресурсов предприятия. При втором подходе остающаяся в распоряжении предприятия прибыль не распределяется по фондам, а образует единый многоцелевой фонд, концентрирующий как прибыль, которая направляется на накопление, так и свободные средства, которые могут быть направлены как на накопление, так и на потребление. При этом и другом подходе предприятия самостоятельно определяют пропорции распределения прибыли по основным направлениям.

При решении вопроса о том, какую часть чистой прибыли целесообразно направить на выплату доходов учредителям (участникам), в частности дивидендов по акциям, необходимо учитывать ряд факторов. С одной стороны, увеличение дивидендных выплат ведет к росту курсовой стоимости акций, повышению деловой репутации организаций. С другой стороны, капитализация чистой прибыли, т. е. направление ее на производственное развитие, представляет собой наиболее приемлемый источник финансирования деятельности предприятия без сопутствующих издержек на выпуск ценных бумаг, выплату доходов по ним, выплату процентов по кредитам. При этом не расширяется круг собственников предприятия. Если же предприятие длительное время не направляет средства на свое развитие, то это ведет к физическому и моральному старению техники, увеличению издержек производства, потере конкурентных позиций. И как результат — сокращение объема получаемой прибыли. Все это требует тщательного и обоснованного подхода к распределению прибыли.

Прибыль, оставшаяся в распоряжении предприятия, распределяется:

¾ на страховой запас или резервный фонд, формируемый на случай непредусмотренных сбоев в производственном процессе;

¾ на выплату доходов учредителям (участникам);

¾ в фонд развития производства, который включает амортизационный фонд и часть чистой прибыли (авансирование мероприятий по расширению, реконструкции и совершенствованию производства, приобретение нового оборудования, внедрение прогрессивной технологии);

¾ в фонд социального развития производства (строительство и ремонт зданий и сооружений, находящихся на балансе предприятий, детских учреждений, поликлиник, объектов культурно-просветительного и медицинского назначения и т.д.);

Таким образом, в бухгалтерскую прибыль входят пять видов прибыли: валовая прибыль, прибыль (убыток) от продаж, прибыль (убыток) до налогообложения, прибыль (убыток) от обычной деятельности, чистая прибыль (нераспределённая прибыль (убыток) отчётного периода. На предприятии распределению подлежит чистая прибыль, т.е. прибыль, оставшаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей. Распределение чистой прибыли отражает процесс формирования резервов предприятия для финансирования потребностей производства и развития социальной сферы, к тому же одно из направлений внутрифирменного планирования значение, которого в условиях рыночной экономики и финансового кризиса очень велико.

Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, предпринимательской, инвестиционной), окупаемость затрат и т.д. Они более полно, чем прибыль, отражают окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Их используют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.

Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:

¾ показатели, характеризующие окупаемость издержек производства и инвестиционных проектов;

¾ показатели, характеризующие прибыльность продаж;

¾ показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.

Все показатели могут рассчитываться на основе балансовой прибыли, прибыли от реализации продукции и чистой прибыли.

Рентабельность производственной деятельности (окупаемость издержек) — отношение валовой или чистой прибыли к сумме затрат по реализованной продукции :

или , (1.6)

где Rз – рентабельность производственной деятельности,

Прп – валовая прибыль;

ЧП – чистая прибыль;

Зрп – затраты по реализованной продукции.

Она показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Может рассчитываться в целом по предприятию, отдельным его подразделениям и видам продукции.

Аналогичным образом определяется окупаемость инвестиционных проектов: полученная или ожидаемая сумма прибыли от проекта относится к сумме инвестиций в данный проект.

Рентабельность продаж (оборота) — отношение прибыли от реализации продукции, работ и услуг или чистой прибыли к сумме полученной выручки :

или (1.7)

где Rрп – рентабельность продаж;

В – выручка от реализации продукции.

Характеризует эффективность предпринимательской деятельности: сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж. Широкое применение этот показатель получил в рыночной экономике. Рассчитывается в целом по предприятию и отдельным видам продукции.

Рентабельность (доходность) капитала - отношение балансовой (валовой, чистой) прибыли к среднегодовой стоимости всего инвестированного капитала или отдельных его слагаемых: собственного (акционерного), заемного, перманентного, основного, оборотного, производственного капитала и т.д.:

или или , (1.8)

где Rk - рентабельность капитала;

БП - балансовая прибыль;

KL - среднегодовая стоимость всего инвестированного капитала

Уровень рентабельности производственной деятельности (окупаемость затрат), рассчитанный в целом по предприятию, зависит от трех основных факторов первого порядка: изменения структуры реализованной продукции, ее себестоимости и средних цен реализации.

Факторная модель этого показателя имеет вид:

, (1.9)

где VРП – объем реализованной продукции;

Удi - структура реализованной продукции;

Сi - cебестоимость;

Цi - средняя цена реализации.

Аналогично осуществляется факторный анализ рентабельности совокупного капитала. Балансовая сумма прибыли зависит от объема реализованной продукции (VРП), ее структуры (УДi), себестоимости (Сi), среднего уровня цен (Цi) и финансовых результатов от прочих видов деятельности, не связанных с реализацией продукции и услуг (ВФР).

Среднегодовая сумма основного и оборотного капитала зависит от объема продаж и коэффициента оборачиваемости капитала, который определяется отношением выручки к среднегодовой сумме основного и оборотного капитала. Чем быстрее оборачивается капитал на предприятии, тем меньше его требуется для обеспечения запланированного объема продаж. И наоборот, замедление оборачиваемости капитала требует дополнительного привлечения средств для обеспечения того же объема производства и реализации продукции. При этом исходят из того, что объем продаж сам по себе не оказывает влияния на уровень рентабельности, так как с его изменением пропорционально увеличиваются или уменьшаются, сумма прибыли и сумма основного и оборотного капитала при условии неизменности остальных факторов.

Взаимосвязь названных факторов с уровнем рентабельности капитала можно представить в виде:

(1.10)

При углубленном анализе необходимо изучить влияние факторов второго уровня, от которых зависит изменение среднереализационных цен, себестоимости продукции и внереализационных результатов.

Для анализа рентабельности производственного капитала, определяемой как отношение балансовой прибыли к среднегодовой стоимости основных средств и материальных оборотных фондов, можно использовать факторную модель, предложенную М.И. Банановым и А.Д. Шереметом [3]:

(1.11)

где Р - прибыль балансовая;

F - средняя стоимость основных фондов;

Е - средние остатки материальных оборотных средств;

N - выручка от реализации продукции;

Р/ N - рентабельность продаж;

F/N + Е/ N - капиталоемкость продукции (обратный показатель коэффициенту оборачиваемости);

S/ N - затраты на рубль продукции;

U/N, M/N, A/N - соответственно зарплатоемкость, материалоемкость и фондоемкость продукции.

Заменяя постепенно базовый уровень каждого фактора на фактический, можно определить, насколько изменился уровень рентабельности производственного капитала за счет зарплатоемкости, материалоемкости, фондоемкости, капиталоемкости продукции, т.е. за счет факторов интенсификации производства.

2. Практическая часть: Создание нового предприятия по организационно-правовой форме ООО, оказывающего услуги офтальмологии

2.1. Порядок создания и регистрации малого предприятия

Организационно-правовая форма ООО «Окулюс» - общество с ограниченной ответственностью.

Как уже было определено выше, выбор организационной формы является важной стадией на пути создания нового малого предприятия.

Предприниматель (совместно с партнерами) должен принять решение о выборе организационно-правовой формы малого предприятия исходя из предполагаемых целей, финансово-экономических возможностей, опыта, знаний и других факторов. На выбор организационно-правовой формы малый предприятия в определенной степени влияют внешние факторы: политическая стабильность (если ее нет, предприниматель не будет заинтересован разрабатывать и реализовывать долгосрочные проекты), макроэкономические процессы и структурная перестройка экономики, экономические кризисы и инфляция, государственная поддержка и регулирование предпринимательской деятельности, состояние рынка и другие факторы, которые необходимо учитывать при создании собственного дела и выбора предмета деятельности. Важное значение для успеха деятельности имеют: месторасположение, наличие инфраструктуры деятельности фирмы, благоприятное отношение к предпринимателям местных органов самоуправления.

На основании всего этого владельцы малого предприятия «Редакция газеты «Малый бизнес» приняли решение о выборе в качество ОПФ – общество с ограниченной ответственностью. Нестабильность и враждебность внешней среды и недостаточный опыт учредителей нового малого предприятия – вот основные причины выбора ООО. Так как участники общества не отвечают по его обязательства и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, только лишь в пределах стоимости внесенных ими вкладов.

Малые предприятия в России в своей деятельности сталкиваются с большими трудностями. Основная проблема малых предприятий – недостаточная ресурсная база, как материально-техническая, так и финансовая. Практически речь идет о создании широкого нового сектора народного хозяйства почти на пустом месте. В течение десятилетий такой сектор у нас в сколько-нибудь существенной степени отсутствовал. Это, в частности, означало и отсутствие подготовленных предпринимателей. У основной массы населения, жившей «от получки до получки», не могло образоваться резерва средств, требующегося для того, чтобы начать собственное дело. Эти средства надлежит сейчас отыскать. Ясно, что предельно напряженный государственный бюджет их источником стать не может. Остается надеяться на кредитные ресурсы. Но и они не значительны и к тому же крайне трудно реализуемы при постоянной и усиливающейся инфляции. Положение едва ли может серьезно измениться в позитивную сторону, если не перейти, наконец, от слов к делу в общественной поддержке конструктивного малого бизнеса. На существенный рост имеющихся для этого материально-технических и финансовых ресурсов, по крайней мере, в ближайшее время, нет оснований рассчитывать. Но гораздо лучше применить эти ресурсы наверняка можно. Для этого требуется тщательно выверенная последовательно проводимая в жизнь система селекции, позволяющая предоставлять ощутимые приоритеты тем, кто более полезен обществу. В целом на сегодня это означает предпочтение сферы производства сфере обращения при детальной дифференциации самого производства, причем не застывшей раз и навсегда, а весьма динамичной, на основе грамотного изучения общественного спроса, происходящих в нем подвижек и намечающихся тенденций. В соответствии с такой исходной установкой должны конструироваться механизмы льготного кредитования, налогообложения, различного рода преференций, включая и связанные с внешнеэкономической деятельностью. Смысл в том, чтобы обеспечить лучшее удовлетворение потребностей народа при создании условий для последовательного развертывания предпринимательства.

Следующая проблема – это та законодательная база, на которую сейчас может опираться малое предпринимательство. Пока она, мягко говоря, несовершенна, а во многих очень существенных положениях вообще отсутствует. Можно назвать немало правовых документов, так или иначе регулирующих малое предпринимательство, но трудность, однако, в том, что, во-первых, нет сводной единой законодательной основы сегодняшней деятельности российских малых предприятий; во-вторых, имеющиеся разрозненные, с данной точки зрения, установления претворяются в жизнь далеко не полностью. Проблема правовой основы малого предпринимательства, в конечном счете, будет убедительно решена тогда, когда удастся избавиться от правового нигилизма. Это, конечно, никак не исключает необходимости специальных законодательных мер регулирования малого бизнеса. В настоящее время малое предпринимательство находится в условиях, которые весьма отдалены от тех, что должны быть присущи рыночным отношениям. Напротив, ощущается тенденция к тому, чтобы все больше «задвигать» его в старые рамки планово-административной системы с ее едва ли не всеохватным планированием и жесткой регламентацией с помощью лимитов, фондов и т. п. Так, с 1993г. введено планирование прибыли. Уже в начале квартала предприниматель обязан внести в бюджет налог с прибыли. Если же по итогам квартала обнаружится, что ее оказалось больше (например, потому, что удалось в течение данного срока получить выгодный заказ, на который не рассчитывали), предпринимателю надлежит не только уплатить дополнительную сумму налога, но еще и банковский процент с нее. Отсутствует система проведения глубокого анализа деятельности малых предприятий. Нет надлежащего учета результатов их работы, практически отсутствует отчетность по тем показателям, которые дают право малым предприятиям воспользоваться льготами по налогообложению. Материально-техническое обеспечение малых предприятий осуществляется в недостаточном объеме и несвоевременно. Машины, оборудование, приборы, предназначенные для малых предприятий и учитывающие их специфику, отсутствуют. Ограничен доступ малых предприятий к высоким технологиям, так как их покупка требует значительных одноразовых финансовых затрат.

Еще одна важная проблема – кадры. Часто говорят, что предпринимателем надо родиться. Против этого трудно возразить, но нельзя не считаться, во-первых, с тем, что «урожденных» предпринимателей все же меньше, чем реально нужно обществу, во- вторых, что и им требуется приобрести определенный объем знаний: ведь обучают же, скажем, «урожденных» музыкантов, ученых, спортсменов. Нет оснований считать, что к предпринимателям нужно подходить с иной меркой. Между тем с обучением кадров для бизнеса дело обстоит далеко не лучшим образом.

Круг не простых проблем связан и с социальной защитой предпринимательской деятельности. Известно, что ранее существовавшая на основе распределения общественных фондов система социальных гарантий и социального обеспечения в условиях переходного периода оказалась практически подорванной. Требуется, по сути, строить эту систему заново по отношению ко всему обществу, а по отношению к предпринимателям – новому социальному слою – тем более. Общеизвестно, что снижение доходов населения привело к значительному ухудшению структуры потребления. Доходы направляются в основном на приобретение товаров первой необходимости, прежде всего продуктов питания и оплату коммунальных услуг. То же, по сути, касается и малого предпринимательства. Если раньше оно предполагало определенное накопление, то после первого этапа реформы было вынуждено работать в подавляющей мере на потребление. Производить продукцию с длительным производственным циклом, включая, разумеется, и наукоемкую, стало даже не то что неэффективно, а просто разорительно. Начались серьезные негативные структурные изменения в малом бизнесе. Если ныне идущие процессы будут продолжаться и не встретят противодействия в виде социальных гарантий малому предпринимательству, само его существование под вопросом.

В целях развития малого бизнеса и обеспечения государственной поддержки малого предпринимательства Советом Министров – Правительством Российской Федерации принят Федеральный закон от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации".

В Законе отмечается, что государственная поддержка малого предпринимательства является одним из важнейших направлений экономической реформы. Этим постановлением также определены приоритеты развития малого предпринимательства. К ним отнесены формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства; создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий; установление упрощенного порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности; поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами; организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий.

Государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется в соответствии с Федеральной программой государственной поддержки малого предпринимательства, региональными (межрегиональными), отраслевыми (межотраслевыми) и муниципальными программами развития и поддержки малого предпринимательства, разрабатываемыми соответственно Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

2.2. Описание управленческой и организационной структуры создаваемой организации

Для создаваемой организации ООО «Окулюс» наиболее подходящей будет традиционная структура управления. Традиционная модель подразумевает такие выделенные виды организаций, как линейная и функциональная. Несмотря на их некоторое внешнее различие, принципиально они одинаковы с той точки зрения, что имеют один образующий перераспределение фактор: в линейной организации это линейная организационная структура, а в функциональной — функция. В линейной структуре основным элементом является вертикальная ветвь — департамент, отдел, бюро и так далее; каждый менеджер на каждом уровне обладает полномочиями в отношении нижестоящих уровней и несет ответственность за их работу перед менеджером, стоящим на один уровень выше.

Рассмотрим состав и структуру персонала ООО «Окулюс».

Формальная организационная структура Новосибирского городского госпиталя представляет собой совокупность должностей, служб и подразделений, нормативно закрепленных в штатном расписании. Штатное расписание является основой для комплектования персональным составом. В таблице 1 представлено штатное расписание госпиталя.

Таблица 1. Штатное расписание ООО «Окулюс»

Наименование должности Количество штатных единиц
1 Главный врач 1
2 Зам. главврача по лечебной работе 1
3 Зам. главврача по клинике 1
4 Зам. главврача по технике 1
5 Главный бухгалтер 1
6 Начальник кадрового отдела 1
7 Врач-офтальмолог 4
8 Врач-терапевт 2
9 Технический персонал 4
10 Главный экономист 1
11 Главная медицинская сестра 1

Каждый из перечисленных в таблице, имеет свой круг обязанностей и прав, зафиксированный в должностной инструкции (регламенте).

Должностной регламент главного врача Новосибирского городского госпиталя представляет собой официальный документ, предусматривающий права и обязанности руководителя организации. В своей работе главный врач госпиталя должен руководствоваться его положениями.

Всю поступающую информацию от вышестоящих организаций получает сначала главврач госпиталя, а затем, в зависимости от назначения информация передается заместителям и доводится до остального персонала (в случае необходимости). Это можно изобразить графически (рис. 1).



Рис. 1. Движение информации по нисходящим линиям

Основные нормативные документы, которые приходят от вышестоящей организации:

-Территориальная программа ОМС.

-Перечень медицинских услуг, которые оказывают за счет государственной или муниципальной системы здравоохранения.

-Перечень дорогостоящих операций и приравненных к ним вмешательств, которые финансируются за счет государственного бюджета.

-Положение о порядке проведения экспертизы качества медицинской помощи.

-Медико-экономические и медико-технологические стандарты.

Основные коммуникационные проблемы, возникающие в ООО «Окулюс», можно разделить на две основные группы:

-проблемы структурных коммуникаций;

-проблемы, возникающие в ходе межличностного общения.

Основная проблема коммуникаций между элементами организационной структуры ООО «Окулюс» обусловлена наличием в госпитале нескольких подразделений, отвечающих за разные участки работ (лечащий персонал, реабилитационный персонал, технический персонал). Плохо организованная структура межличностных отношений в различных подразделениях ведет к возникновению проблем внутренних коммуникаций. Поэтому, можно говорить о том, что вертикальные потоки информации (от руководства к персоналу) налажены в госпитале лучше, чем горизонтальные (между различными подразделениями).

2.3. Оценка риска и страхования

Проведя планирование деятельности ООО «Окулюс», можно определить стратегию развития организации: расширение доли рынка, совершенствование деятельности, управления для получения прибыли, эффективное инвестирование в отрасль вследствие быстрого морального износа технологий и оборудования.

Цели на ближайший период

а) организация на базе, вновь созданного предприятия, устойчивого и самоокупаемого бизнеса.

б) разработка управленческой и финансовой методологи успешного функционирования частной офтальмологической практики.

Среднесрочные цели

а) экстенсивное расширение деятельности.

б) внедрение наработанных методик во вновь открываемые офтальмологические отделения (кабинеты) с целью их развития или перепродажи.

Долгосрочные цели

а) достижение максимального участия на рынке офтальмологических услуг

б) проникновение на рынке потенциально привлекательных географических регионов.

В целом клиника оказывает практически весь спектр услуг, но рынок г. Новосибирска и других сибирских городов еще полностью насыщен высококачественными офтальмологическими услугами, поэтому ООО «Окулюс» основной своей задачей должен ставить расширение филиальной сети в Сибирском регионе.

В период 2011-2012 годов планируется филиала в г. Новосибирске.

Открытие филиала позволит значительно увеличить прибыль ООО «Окулюс».

Под офтальмологический кабинет арендуется сроком на 3 года нежилое помещение общей площадью не менее 30 квадратных метров. Ремонтные работы (по нормативам СНиП) заключаются в покраске потолка и стен масляной краской (или облицовке стен пластиковыми панелями), настилке линолеума, установке перегородок и санитарно технических узлов. Также необходима установка заземляющего контура, трёхфазной скрытой электропроводки, охранной и пожарной сигнализации, системы вентиляции и кондиционировании воздуха. Режим работы здания с 9.00 до17.00 в рабочие дни, а по мере возможности и в выходные.

Основным источником средств является собственные средства в размере 20% от требуемых инвестиционных средств и 80% заемных средств, получаемых в трех банках г. Новосибирска (ОАО «Уралсиб», Сибирский банк Сбербанка РФ, ОАО «Менатеп»). Общий объем инвестиционных средств составляет 50 000 USD.

Инвестиционные средства должны поступить тремя равными частями в течении 2011 года.

Ожидаемая годовая прибыль составляет 518 тыс. руб.

На сегодняшний день рынок офтальмологических услуг организован по типу монополистической конкуренции. Основные монополисты - владельцы клиник, в основном не офтальмологи. Рынок открыт для входа. Практически безконтролен, т.к. нет института независимых экспертов. Активно рекламирует свои услуги.

В последние годы в России произошло бурное развитие торговой и промышленной деятельности в области офтальмологии, что позволило в значительной мере сократить разрыв в технологиях, которые сейчас используются на Западе и в России, полностью устранить потребность в «Медтехнике», системе заявок и установить рыночные отношения в обеспечении офтальмологии материалами и оборудованием.

Также за последние годы произошли положительные сдвиги в подготовке кадров офтальмологического профиля, хотя в целом эта проблема является наиболее трудной, консервативной и плохо адаптируемой к условиям рынка.

В данных условиях для реализации миссии организации – качественное предоставление офтальмологических услуг на рынке ООО «Окулюс» необходимо:

- постоянно проводить повышение квалификации персонала за счет организации для совершенствования качества обслуживания;

- разработать эффективный комплекс маркетинга с целью снижения уровня конкуренции на рынке.

В краткосрочной перспективе ООО «Окулюс» кроме экстенсивного пути развития (расширение филиальной сети) необходимо активно работать в направлении интенсивного пути своего развития:

1. Повышение квалификационного уровня персонала. Данный путь развития должен осуществляться в двух направления:

- ужесточение требований при приеме специалистов на работу. Приоритетным должен стать прием только квалифицированных специалистов с достаточным опытом работы.

- повышение квалификационного уровня персонала. Для повышение квалификации текущего персонала необходимо разработать программу позволяющую производить обучение и аттестацию собственного персонала.

В кадровой политике предприятия должно уделяться внимание выделению средств на ежегодное обучение 5-7 врачей и 8-10 работников младшего медицинского персонала.

2. Повышение эффективности рекламных мероприятий. В целях повышения рекламных мероприятий необходимо:

- ввести статистический учет клиентов с выделением постоянных клиентов клиники

- руководителям компании постоянно вести контроль за эффективностью текущей рекламной компании с целью исключения тех рекламных носителей, эффективность который не достигает среднего уровня.

- проведение маркетинговых исследований с целью определения основных потребителей и соотнесение действующей рекламы с основным сегментом компании.

3. Разработка фирменного стиля компании.

Как и для большинства предприятий в Российской Федерации, макросреда для ООО «Редакция газеты «Малый бизнес» не является фактором, положительным для его развития.

Для данной отрасли, которая не является монополией ни государства, ни каких-либо частных структур, лишь малая часть законов, существующих на сегодняшний день, служат развитию. Нормативно-правовое регулирование государства деятельности предприятия сводится к набору ограничений, которые не позволяют ему получить сверхнормативную прибыль.

Общая характеристика законодательной базы в отношении рассматриваемого предприятия такова: пробелы в законодательстве, отсутствие налоговых и иных льгот, отсутствие ощутимой поддержки государства. Однако, есть и положительный фактор для данного положения вещей – это недейственность Российского законодательства и общее неуважение хозяйствующих субъектов к нему. Это позволяет рассматриваемому предприятию ООО «Окулюс» (как, впрочем, и многим другим), использовать существующие «пробелы» в налоговом законодательстве и находить обходные пути экономических ограничений.

Высокий уровень безработицы в стране имеет определенное влияние на деятельность предприятия ООО «Окулюс»: сотрудники предприятия – водители, грузчики, механики – люди либо низкоквалифицированные, либо обладающие квалификацией не выше среднеспециального образования, а именно эта категория граждан как раз и пополняет ряды безработных. Это означает, что ООО «Окулюс» не будет затрачивать много усилий для поиска персонала.

Уровень налогообложения, как и в любой другой отрасли, в сфере услуг по грузоперевозкам явно завышен. И пока государство озабочено увеличением поступлений в бюджет, налогообложение будет только увеличиваться. Поэтому предприятие будет, как и прежде, искать пути снижения уровня выплат за счет использования возможных льгот и обхода законодательства. Кроме того, такой фактор макросреды, как инфляционные процессы, является важнейшим для выживания предприятия фактором.

Большое влияние на деятельность предприятия оказывает Российское законодательство в области экологии и охраны окружающей среды. Уровень научно-технического прогресса, важный для любой отрасли, не может быть обойден и для сферы услуг по грузоперевозкам населению. Экологические требования к предприятиям возрастают, что не может не приводить к повышению себестоимости производимой продукции и услуг.

Необходимо отметить, что общее падение уровня жизни населения также не является положительным фактором для развития предприятия ООО «Окулюс». Неплатежеспособность большей части населения не позволяет предприятию резко увеличить объем продаваемых услуг.


Заключение

Некоторые ученые в настоящее время полагают, что в России малый бизнес фактически пребывает в состоянии застоя, будто с 2000 г. число предприятий малого и среднего бизнеса стало сокращаться. Относительно развитие в данной области объясняется, по их мнению, исключительно ежегодным темпом прироста численности индивидуальных предпринимателей (поскольку общество уже попривыкло к рынку и рвется пробовать свои силы на его необъятных просторах). Это и создает некую видимость роста.

В то же время нельзя не отметить того факта, что до сих пор в РФ сохраняется неравномерность распределения субъектов малого бизнеса на территорий нашей страны. В среднем около 30% всех действующих предприятий расположен в Центральном регионе, и соответственно лидерство сохраняют г. Москва (20% всех малых и средних предприятий) и г. Санкт-Петербург (12% малых и средних предприятий).

Непосредственно структура сферы малого бизнеса за последние годы также существенно не изменилась: здесь первое место принадлежит торговле и предприятиям общественного питания (в данной области сосредоточена почти половина предприятий). Все остальные организации занимаются иной деятельностью. Например, пятая часть оказывает разнообразные услуги: в их числе 13% фирм в сфере строительства, а 12% - в промышленности. Достаточно мала доля сельскохозяйственных компаний – всего около 2%

По сравнению с развитыми странами (например, европейскими) уровень развития малого предпринимательства в России невелик. По подсчетам на 1тыс. россиян приходится в среднем лишь 6 малых предприятий (исключение только г. Москва – 20 и г. Санкт-Петербург – 23), в то время как в странах – членах Евросоюза указанное число составляет не менее 30. Кроме того, в России доля субъектов малого и среднего предпринимательства в общем числе предприятий не превышает 29%, а в странах Евросоюза одни только микропредприятия составляют более 90% от общего количества предприятий.

Вместе с тем и в России признается особо важная роль малого и среднего бизнеса в экономике страны, поскольку на него возложено выполнение ряда важнейших экономических и социальных задач. Это связано с тем, что, не считая налоговых отчислений в бюджеты всех уровней, малый бизнес способствует развитию экономического сектора, созданию дополнительных рабочих мест, а также помогает развитию конкурентоспособной среды.

В частности, можно указать основные моменты, свидетельствующие о том, что необходимо совершенствовать сферу малого предпринимательства.

- Малый бизнес является одним из важных секторов экономики. Данное обстоятельство подтверждается тем, то предприятия малого бизнеса наиболее устойчивы к внешним изменениям. Так, в период серьезного экономического спада в нашей стране в начале 1990-х гг. именно малый бизнес стал поддержкой российской экономики, вовремя адаптировавшись к новым рыночным условиям, в то время как государственные предприятия/. Не выдержав конкуренции, были разрушены или приватизированы. Таким образом, следует отметить, гибкость, «живучесть» малого бизнеса, его способность укреплять и поддерживать рыночную экономику страны.

- Малый бизнес считается одним из основных источников налоговых поступлений, поскольку участвует в формировании бюджетов всех уровней. Он осуществляет непосредственные отчисления в бюджет от доходов своих компаний. Кроме того, субъекты малого предпринимательства создают рабочие места, поэтому являются источником доходов населения, что, безусловно, способствует сбору налогов непосредственно с физических лиц.

- Благодаря своей гибкости и способности быстро реагировать на изменения не только в политике, экономике, но и в научно-технической сфере малый бизнес помогает развитию инновационных технологий. Деятельность в данной области отвечает интересам субъектов малого бизнеса. Так, малый бизнес выполняет важную функцию в развитии инновационной экономики государства посредством инвестиций в наукоемкие и высокотехнологичные направления производства. Вместе с тем в науке отмечается, что данное утверждение относится к малому бизнесу в России в малой степени (около 6%), поскольку, как уже отмечалось, основное направление деятельности отечественных субъектов малого предпринимательства – это торговля. В то же время те предприятия, которые занимаются указанной деятельностью, пользуются особой поддержкой со стороны государства в виде дотаций, дополнительного субсидирования и т.д. Стоит отметить, что инновационная направленность малого бизнеса позволит подготовить основу для развития больших технических предприятий, которые будут призваны способствовать подъему и развитию национальной экономики в целом.

Нельзя забывать о социально-экономической роли малого бизнеса. Он создает новые рабочие места, тем самым, обеспечивая занятость населения, в результате снижается уровень безработицы. Поскольку предприятия малого бизнеса характеризуются относительно небольшим количеством персонала, это способствует наибольшему сплочению всего трудового коллектива, что обычно отсутствует на крупных предприятиях. Данное обстоятельство еще больше усиливает трудовую мотивация и положительно сказывается на результатах труда компании. Положительным моментом является и тот факт, что субъекты малого бизнеса обеспечивают трудоустройство социально нестабильных слоев населения (например, молодежи, женщин, иммигрантов и т.д.), давая им возможность набраться опыта, знаний, добиться карьерного роста и самореализоваться. Хотя производительность труда малого бизнеса и развивается более высокими темпами, все же средний уровень заработной платы на малых предприятиях ниже по сравнению с крупными. Это объясняется чрезмерной экономией предпринимателей и сравнительно меньшими доходами.


Список использованных источников и литературы

1.Аверина, О.И. Анализ финансовой устойчивости предприятия по принципам РСБУ и МСФО / О.И. Аверина // Экономический анализ: теория и практика. – 2009. - №34. – С. 12-17.

2.Алклычев, А.М. Малых и средний бизнес в строительстве: есть ли перспективы? / А.М. Алклычев // Эко. – 2009. - №4. – С. 23-28.

Власков, И.П. Государственная финансовая поддержка малого и среднего бизнеса / И.П. Власков // Финансы и кредит. – 2009. - №9. – С.32-35.

3.Власов, И.П. Кредитование малого бизнеса: перспективы развития / И.П. Власов // Финансы и кредит. – 2009. - №3. – С. 23-27.

4.Глисин, Ф. Малые предприятия в условиях кризиса / Ф. Глисин // Экономист. – 2009. - №7. – С. 12-18.

5.Гусева, Т.А. Государственная поддержка: реальность и перспективы развития малого и среднего предпринимательства / Т.А. Гусева // Право и экономика. – 2010. - №1 – С. 15-21.

6.Зверев, А. Меры государственной поддержки малых и средних предприятий в Германии / А. Зверев // Экономист. – 2009. - №9. – С. 23-26.

7.Иванова, Ж. Поддерживай малый бизнес, страна! / Ж. Иванова // Российское предпринимательство. – 2009. – №4. – С. 12-18.

8.Ивасюк, Р.Я. Анализ особенностей развития малого предпринимательства на современном этапе / Р.Я. Ивасюк // Экономический анализ: теория и практика. – 2009. - №4. – С. 12-16.

9.Исламова, Н.В. Системный анализ экономического потенциала субъектов малого предпринимательства / Н.В. Исламов // Экономический анализ: теория и практика. – 2009. - №18. – С. 24-27.

10.Крюкова, Т. Монополии, инновации и ключевая роль малых фирм / Т. Крюкова // Российское предпринимательство. – 2009. – №2. – С. 13-17.

11.Левьер, Ж. Малый и средний бизнес – ключевой фактор развития / Ж. Левьер // Проблемы теории и практики управления. – 2005. - №5. – С. 24-27.

12.Лугина, Т. Малые предприятия, большая роль / Т. Лугина // Российское предпринимательство. – 2009. - №3. – С. 34-38.

13.Невская, М.А. Взаимоотношения предприятия с банками / М.А. Невская // Малое предпринимательство: взаимоотношения с финансовыми и налоговыми органами: Практическое пособие. – 2009. - №3. – С. 12-16.

14.Пестрякова, Т.П. Особенности управления денежными потоками малого предприятия в сфере торговли / Т.П. Пестрякова // Экономический анализ: теория и практика. – 2010. - №2. – С. 21-25.

15.Радугина, В. Господдержка инвестиций в малый бизнес / В. Радугина // Российское предпринимательство. – 2009. - №4. – С. 34-40.

16.Сидорчук, Р.Р. Некоторые проблемы малого бизнеса / Р.Р. Сидорчук // Эко. – 2009. - №1. – С. 17-24.

17.Сытова, Е.В. Роль малого бизнеса в экономике / Е.В. Сытова // Безопасность бизнеса. – 2009. - №4. – С. 24-27.

18 Усачев, Г.Г. Финансовая устойчивость организации и критерии структуры пассивов / Г.Г. Усачев // Экономический анализ: теория и практика. – 2009. - №78. – С. 34-38.

19.Швецов, Ю.Г. К вопросу о соотношении понятий «ликвидность» и «платежеспособность» предприятия / Ю.Г. Швецов // Финансы. – 2009. - №7. – С. 5-10.

20.Шестаков, Р. Кризис и малый бизнес / Р. Шестаков // Российское предпринимательство. – 2009. - №2. – С. 26-29.

21.Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья. – М.: Омега-Л, 2010.

22.Агеев А. И. Предпринимательство: проблемы собственности и культуры. - М.: Дело, 2007.

23.Алексеева М.М. Планирование деятельности предприятия здравоохранения: Учеб. пособ.- М.: Финансы и статистика, 2009.

24.Бухалков М.И. Экономика здравоохранения: Учеб. – М.: Инфра- М, 2010.

25.Голиков Е. А. Экономика предприятия здравоохранения.- М.: ИД "Дашков и Ко