Главная              Рефераты - Маркетинг

Российское предпринимательство 2 - реферат

Содержание

Введение ………………………………………………………………………..3

Глава I. ………………………………………………………………………….5

1.1.Понятие и сущность предпринимательства ………………………….…..5

1.2 Предпринимательство в СССР и в постсоветский период ……………...6

Глава II …………………………………………………………………...……11

2.1 Черты Российского предпринимателя ………………………………..…11

2.2.Специфические особенности российского предпринимателя ……...…12

Заключение ……………………………………………………………………15

Список литературы ……………………………………………………..…….16

Введение

Предпринимательство - это профессия, призвание, даже свойство души или врожденная склонность, но это еще и особый образ мыслей, поведения, стиль. Предпринимательство это культура.

Вопрос о ценностном содержании предпринимательской деятельности тесно связан с другим: насколько приоритетной является та или иная сфера бизнеса. В конце XX века особую актуальность приобрела проблема соотношения производственного и финансового предпринимательства. Тем не менее именно финансы оказываются наиболее прибыльной и, следовательно, привлекательной с эгоистических и практически-рациональных позиций сферой предпринимательства, и в постсоветской России эта особенность современного бизнеса проявилась в полной мере.

В начале 90-х годов в России начался переходный период в различных областях общественной, политической и экономической жизни страны. Одним из важнейших этапов данного периода явилось вступление государства в эпоху рыночной экономики, пришедшей на смену централизованно управляемому плановому хозяйству. Переход к рыночной экономике обусловил необходимость появления новых организационно-правовых форм хозяйственной деятельности. На данном этапе в России в рыночные отношения с целью извлечения прибыли вступили самые разнообразные субъекты, в том числе и индивидуальные предприниматели.

Социально-экономические реформы последних лет, изменившие базовые основы российской экономики, преобразовали существовавшую ранее систему формирования государственных доходов, распределения и использования денежных средств, систему бюджетных отношений, обеспечивающих практическое выполнение функций государства.

Переход к рыночным методам управления экономикой, отказ от всеобщего администрирования в области доходов открыли широкие возможности для осуществления населением предпринимательской деятельности. Однако ускоренное вхождение в рынок имело и свои негативные последствия: налицо расслоение общества, появление лиц как со сверхдоходами, так и живущих за чертой бедности. Перед государством встала проблема регулирования различных по источникам и размерам доходов населения, однако не административными методами, а, как это принято в развитых странах, экономическими.

ГЛАВА I

1.1.Понятие и сущность предпринимательства

Во многих развитых в экономическом отношении странах мира на государственном уровне определено, что малый бизнес является одной из наиболее перспективных форм предпринимательской деятельности в условиях рыночной экономики. Этому способствуют заложенные в самом генезисе малого предпринимательства объективные преимущества: возможность быстрого и гибкого перепрофилирования своей деятельности в условиях резко меняющейся конъюнктуры рынка, свобода экономического маневра в деятельности, способность оперативно реагировать на возможные изменения потребительского спроса. Россия в настоящее время по количеству малых предприятий значительно уступает экономически развитым странам.

В то же время дальнейшее развитие и углубление рыночных отношений в экономике России создает благоприятные условия для расширения сферы малого предпринимательства. Новый этап социально-экономических реформ в стране ориентируется на устойчивый рост реального сектора российской экономики, включая малый бизнес.

Тем не менее, следует признать, что малое предпринимательство в России сталкивается с множеством объективных и субъективных проблем.

Негативное влияние на дальнейшее его развитие оказывает недостаточное регулирование и поддержка со стороны государства, излишние бюрократические препоны, налоговый пресс, криминализация бизнеса и другие факторы.

Однако, малый бизнес в России состоялся, прочно занял свое место в национальной экономике и выполняет важные социально-экономические функции, включая борьбу с бедностью и безработицей. В этой связи все более существенная роль отводится той части малого бизнеса, которая функционирует без образования юридического лица – индивидуальным предпринимателям.

1.2 Предпринимательство в СССР и в постсоветский период.

После победы социалистической революции в октябре 1917 г. была введена в действие сформулированная в политических программах революционных партий политико-правовая доктрина «слома» старого экономического и государственного устройства России.

Предпринимательские отношения в стране существенно изменились. Новые административно-хозяйственные отношения стали основываться на таких категориях, как национализация, план, государственное регулирование. Имущественный оборот в структурном отношении распался на две части: государственный оборот, основанный на методах централизованного регулирования, и частный оборот, обслуживающий потребителя.

Крупные и средние предприниматели наряду с дворянством, купечеством были отнесены к эксплуататорским классам и подверглись репрессиям. В несколько этапов были национализированы промышленность, финансы и транспорт. Формирование основ социалистического права началось с принятием первых декретов второго Всероссийского съезда Советов. Декрет о суде № 1 отменил действие старых законов, если они противоречили «революционному правосознанию».

В марте 1921 г. X съезд партии провозгласил переход к НЭПу. В период новой экономической политики (НЭПа) были возрождены некоторые элементы предпринимательской деятельности, достигнуты существенные экономические результаты. Однако по мере своего развития мелкое производство могло превратиться в среднее и крупное, которое могло оказать заметное влияние на экономику. Этого политическая власть допустить не могла. Система налогообложения и государственного контроля, ожесточавшаяся по мере развития предпринимательства, привела к укрыванию частного капитала. В начале 30-х годов частное предпринимательство практически перестало существовать в законных формах.

Все организации, обладающие правом юридического лица, делились на корпорации и учреждения. Закон признавал юридическими лицами различные формирования, но не предоставлял прав юридического лица тем объединениям, которые существовали «вне его прямых велений и определенного им объема правоспособности».

Одной из организационно-правовых форм хозяйствования были тресты. В 1921-1922 гг. тресты функционировали на основе хозяйственной и правовой самостоятельности. С 1927 г. они превратились в органы государства, выполнявшие плановые задания. Тресты имели свой организационный центр, где концентрировались и государственные предприятия. Декретом о трестах 1923 г. все имущество этих образований делилось на основной и оборотный капитал. Весь основной капитал был изъят из гражданского оборота, но допускался государственный оборот, т.е. вышестоящие органы могли перераспределять основной капитал между государственными предприятиями.

Использовали и такие формы хозяйствования, как товарищества и акционерные общества. Особенностями акционерных обществ были складочный капитал и свободное распоряжение акционеров своими паевыми взносами. Однако плановое начало проникало и в эту форму хозяйствования. Был налажен выпуск привилегированных акций, определенное число мест в правлении закреплялось за государственными органами, вводился режим «безответственности по долгам» для определенной части имущества акционерного общества, пайщиками АО стали выступать предприятия «дочернего», вторичного типа.

Итак, значительное число акционерных обществ стало чисто государственными образованиями. На них распространялись нормативные акты и правила, регулирующие деятельность государственных предприятий. Использовались и такие юридические формы, как государственные товарищества. Создавались они по аналогии с акционерными обществами, но имели существенные особенности: в них отсутствовал какой-либо минимум учредителей, не было общих собраний, а также членов правлений.

Постановлением СТО от 19 февраля 1926 г. государственным предприятиям разрешалось участие в полных товариществах «при условии соответствия целей товарищества уставным целям предприятия». В 1927 г. было принято Положение об акционерных обществах. В нем указывалось, что государственные акционерные общества имеют своей целью не формирование капитала, а хозяйственную деятельность. Принцип обезличенности акций был заменен определенно-личностными отношениями, акции обществ не котировались на бирже, не переходили из рук в руки в качестве товара, а играли роль паев объединенных субъектов.

Государственные и смешанные акционерные общества лишь по форме являлись акционерными обществами. По существу они сохраняли черты государственного предприятия. Смешанные акционерные общества рассматривались как переходная ступень к государственным предприятиям. Акционерная форма стала неприемлемой для государственных предприятий и постепенно была вытеснена окончательно из всех отраслей и сфер жизни общества.

Использовалась и такая организационно-правовая форма, как синдикаты. Они создавались по инициативе трестов и решали общие для них вопросы (сбыта продукции, кредитования и др.). ВСНХ не в состоянии был контролировать великое множество трестов и хотел сузить круг субъектов своего контроля. Таким образом, и появились синдикаты, выполнявшие функцию главков или даже министерств. Тресты были монопольными организациями в определенных отраслях. Подчиненность их правительству говорила о том, что главным монополистом во всех сферах жизни стало государство. Юридическая природа синдикатов оказалась непонятной.

Институт синдикатов имел не частноправовой, а публично-правовой характер. Основу синдиката составляли не договорные отношения, а властеотношения. На синдикаты возлагались следующие задачи: обслуживание производственных и торговых нужд своих членов; устранение конкуренции и установление общей плановой организации путем согласованного выступления на рынке; проведение общегосударственной линии в определенной отрасли промышленности. В дальнейшем синдикаты окончательно превратились в министерства, которым подчинялись через звенья-посредники (тресты и др.) предприятия, ставшие впоследствии государственными.

В начале 20-х годов с прежними корпорациями было покончено. Народное хозяйство работало как одна корпорация или фабрика с множеством цехов (предприятий). Решения практически по всем важным вопросам принимались наверху (правительством, министерством), а предприятия имели право и обязанность только выполнять их. Возможность предприятия принимать самостоятельные решения и оформлять их нормативными актами определялась каждый раз вышестоящим государственным органом индивидуально.

Административно-командные методы управления продолжали действовать и после Великой Отечественной войны (1941 — 1945 гг.). Однако экономическая реформа 1965 г. открыла дорогу инициативе и самостоятельности предприятий. Предприятиям разрешалось теперь устанавливать нормы выработки, разрабатывать графики сменности, должностные инструкции, решать другие вопросы. Они могли сами регулировать вопросы премирования, устанавливать условия соревнования. Вместе с тем реформа 1965 г. не носила глубокого характера. В централизованном порядке по-прежнему регулировалось все до мелочей. Законодательство превращалось в громоздкую, негибкую систему и в результате становилось тормозом на пути экономического и социального развития.

Перестройка общества, объявленная в стране в 1985 г., выдвинула задачу расширения инициативы и самостоятельности предприятий. Однако очередной законодательный бум (Закон о государственном предприятии, Закон об индивидуальной трудовой деятельности, Закон о собственности, Закон о кооперации и др.) не был направлен на отказ от государственной собственности и строго централизованной системы министерств и ведомств.

В то же время принятие Закона об общих началах предпринимательства и Закона о предприятиях и предпринимательской деятельности привело к развитию частной хозяйственной инициативы как в промышленности, так и в сельском хозяйстве. Переход общества к рыночным отношениям открыл дорогу развитию свободного предпринимательства.

Глава II .

2.1 Черты Российского предпринимателя.

К важным для психологического портрета предпринимателя качествам относятся:

· в интеллектуальном блоке: компетентность, комбинаторный дар, развитое воображение, реальная фантазия, развитая интуиция, перспективное мышление;

· в коммуникативном блоке: талант координатора усилий сотрудников, способность и готовность к социально лояльному общению с другими людьми и в то же время умение идти против течения;

· в мотивационно-волевом блоке: склонность к риску; внутренний локус контроля, стремление бороться и побеждать, потребность в самоактуализации и общественном признании, преобладание мотива достижения над мотивом избегания неудачи.

Предприниматель ассоциируется с хорошим здоровьем, неиссякаемой энергией и оптимизмом. Литературные данные и выполненные исследования доказывают лишь обязательное наличие компонентов, приведенных в мотивационно-волевом блоке, либо предприниматель прежде всего фигура действующая, активная, ищущая. Эти компоненты присутствуют в его психологическом портрете независимо от формы предпринимательства (производственное, коммерческое, финансовое).

2.2.Специфические особенности российского предпринимателя.

Определение предпринимательства акцентирует внимание на самостоятельности деятельности, предполагающей выбор, риск, ответственность. Исследования представителей малого и среднего бизнеса показали, что у российских предпринимателей комплекс самостоятельности и автономности выражен особенно ярко. Кросскультурные же исследования определили, что российские предприниматели малого и среднего бизнеса в большей степени отчуждены от общества и психологически защищены от социального неодобрения, чем, к примеру, немецкие. Это связано с развитием российского предпринимательства в условиях несбалансированного рынка, без реальной и последовательной поддержки со стороны государства, в социокультурной среде неодобрения, и демонстрирует открытое противопоставление бизнеса государству и крайнее проявление индивидуализма.

Западные, а особенно американские, теории мотивации признают в качестве главного стремления человека тягу к успеху. Успех — это удача в достижении какой-либо цели, общественное признание, хорошие результаты в работе. И предприниматель, «предпринимая» какое-либо «предприятие», рассчитывает на его успех. Современные отечественные социологи отмечают сложность этого явления и многообразие условий успеха предпринимательства. Он может быть достигнут вследствие действия одного или нескольких факторов, обстоятельств, причин и быть результатом достаточно разных форм поведения. На достижение предпринимательского успеха могут повлиять: 1)простое везение (оказался случайно в нужное время в нужном месте и при этом сумел не упустить шанс); 2)активный поиск «того самого выигрышного варианта» с использованием метода проб и ошибок; 3)компетентный расчет различных комбинаций и выбор оптимального варианта на основе теоретических изысканий; 4)получение и использование в благоприятное время конфиденциальной информации или ресурса другого вида; 5)использование собственных уникальных способностей, опыта, компетентности в качестве товара, дающего доход.

Добавим к этому общую точку зрения российского и американского специалистов в сфере бизнеса на мотивы и набор профессиональных качеств предпринимателя.

Мотивы:

- желание быть хозяином своей судьбы;

- стремление преодолеть отчуждение профессиональной деятельности от остальной, слить работу и жизнь воедино, изменить принцип «работать, чтобы жить» на «жить, чтобы работать»;

- желание получать достойное вознаграждение за свой труд и значительно улучшить свое материальное положение.

В условиях современного постиндустриального общества, когда каждый является реальным или потенциальным участником процессов, существенно влияющих на жизнь других людей, а иногда и человечества в целом, когда благодаря достижениям цивилизации любой человек может оказаться в ситуации, где от его поведения зависит благополучие или даже судьба многих, возрастает роль нравственности. Предприниматели по своему статусу определяют благополучие нанимаемых ими людей и окружающих организаций, входящих в сферу их деятельности.

Предпринимательский риск — это опасность потенциально возможной, вероятной потери ресурсов или недополучения доходов по сравнению с вариантом, рассчитанным на рациональное их использование. Предпринимательский риск может быть понят как потери: материальные, трудовые (рабочее время, финансы), ущерб здоровью и жизни, престижу, а также морально-психологический ущерб. Чертами предпринимательского риска, по мнению некоторых авторов, являются противоречивость, альтернативность и неопределенность. Таким образом, занятие предпринимательством всегда связано с риском или опасностью.

Любая человеческая деятельность, в том числе и предпринимательская, имеет определенную структуру. Она содержит цели — будущие результаты, на достижение которых направлена деятельность, потребности, мотивы, побуждающие к деятельности, предмет, видоизменение которого возможно для достижения цели, знание об этом предмете, способы и средства достижения цели, а также условия деятельности.

Предпринимательство — новаторская деятельность людей, принадлежащих к особой социальной группе, называемой предпринимателями, которые обладают редкими способностями, позволяющими нести бремя не только отличительных черт этой деятельности, но и развивающими экономику функций с целью получения прибыли.

Психологический портрет предпринимателя выделяет личностные черты, отличающие его от других людей. Зарубежные и отечественные авторы единодушны относительно ряда черт, характерных для предпринимателя. Это творческая экономическая активность, принятие риска, общительность, стремление к самореализации, стрессоустойчивость и др. Имеется и ряд отличий, позволяющих выделить особенности отечественного предпринимателя в сравнении с зарубежным. Это слабая включенность в социум, низкая оценка полезности его деятельности со стороны социума, невысокая оценка нравственных качеств предпринимателя со стороны социума и т.п.

Заключение

Предпринимательскими отношениями являются общественные отношения в сфере предпринимательской деятельности, а также тесно связанные с ними некоммерческие отношения, включая отношения по государственному регулированию рыночной экономики.

Проводимые в настоящее время в России рыночные реформы предусматривают создание свободного рынка товаров и услуг, расширение и укрепление сферы предпринимательской деятельности. В этих условиях основными действующими лицами в экономике страны становятся предприниматели.

Переход к рынку оказался для России тяжким испытанием, поскольку она устремилась в новую цивилизацию, имея за плечами слишком долгий опыт командно-административных методов руководства экономикой. Страну захлестывала рыночная стихия, несущая людям моральные и материальные потери.

Для того чтобы сдерживать эту стихию необходимы новые формы и методы государственного регулирования рынка, имущественных отношений предпринимателей.

За годы реформ юридическое понимание предпринимательства претерпело существенные изменения.

Согласно ныне действующему Гражданскому кодексу Российской Федерации (ГК РФ) — ст. 2 п.1, предпринимательская деятельность — это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Список литературы:

1. Кравченко А.И. Социология: учебник для вузов. – М.: Академический Проект, 2003.

2. Лукьянов В.Г., Сидоров С.А., Урсу И.С. Социология: Учебное пособие. – СПб.: ИВЭСЭП, Знание, 2004.

3. Метелёв С.Е., Бирюков В.В., Власенко О.В., Метелёв И.С.: Коммерческое предпринимательство. Учебное пособие.- М.2008

4. Романовский Н.В. Три подхода к будущему социологии. – СОЦИС, 2005, № 3.

5. Социология: Учебник / Отв. ред. П.Д. Павленок. – М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2002.

6. Социология: Учебник / Под ред. Ю.Г. Волкова. – М.: Гардарика, 2002.

7. Фролов С.С. Социология: учебник для вузов. – М.: Издательская корпорация «Логос», 1998.