Введение
Данное исследование основывается на сборе вторичной информации, предоставленной на сайтах компаний с ее последующей обработкой методами, применяемыми при традиционных маркетинговых исследованиях, а также на сборе и анализе опубликованной в Интернет информации. Оно позволяет:
- определить структуру конкурентного рынка;
- выявление и классификация конкурентов;
- анализ деятельности конкурентов и результатов;
На примере предлагается рассмотреть рынок предприятий, занимающихся обработкой и производством изделий из природного камня, а в качестве конкурентной продукции – мрамор.
В качестве методов для нахождения необходимой информации в Интернет можно выделить следующие:
- Сбор информации с помощью поисковых систем Rambler, Yandex, Aport, Google с учетом функции расширенного поиска или основных операторов поиска;
- Поиск в каталогах innov, nn, ipnn, nnov и других;
- Использование «Желтых страниц»;
- Поиск с использованием тематических сайтов.
- Поиск по ссылкам, расположенным на сайтах.
Классификация предприятия
В качестве исходного предприятия было взято ООО «Волга-Мрамор». В таблице 1 представлены основные характеристики предприятия.
Таблица 1. Описание ООО «Волга-Мрамор»
Наименование показателя
|
Значение показателя
|
Название предприятия
|
Общество с ограниченной ответственностью «Волга-Мрамор»
|
Адрес
|
603136 Н.Новгород, ул. Ванеева, д.227, офис 4
|
Телефоны
|
(8312)16-33-58;17-60-42;34-43-10;28 - 10 -10 (сотовый)
|
E-mail
|
volga@mramor.nnov.ru
|
Электронный адрес
|
http://www.mramor.nnov.ru/
|
Род деятельности
|
Архитектурно-отделочные работы из природного камня. Поставки гранита и мрамора.
|
Основные преимущества
|
Разумные цены; Строгое соблюдение технологии производства работ; Многолетняя гарантия; Стабильный профессиональный коллектив; Серьёзное отношение к работе; Выезд к заказчику; Любые объёмы работ из нашего материала и материала заказчика; Услуги архитектора.
|
Классификация конкурентов
На данный момент в Нижнем Новгороде существует порядка 10 фирм, занимающихся только природным камнем в области строительства, дизайна и архитектуры. Наряду с ними на рынке представлены предприятия, которые являются каналами распространения готовых изделий из мрамора и гранита (только продажа). В представленном материале подобные предприятия не рассматриваются.
В Таблице 2 представлены основные фирмы – конкуренты «Волга-Мрамор», которые успешно работают на рынке в среднем более 5 лет.
Таблица 2. Основные конкуренты
Наименование
|
Адрес
|
Телефон
|
Направления видов деятельности
|
Электронный адрес
|
СФ Гранитал, ООО
|
ул. Грузинская, 31
|
33-46-25
|
Выполняют отделочные работы из природного камня
Изготавливают барные стойки, столешницы на кухонные гарнитуры, тумбы под мойки и умывальники.
Выезд к заказчику.
|
Малахит-Плюс, ООО
|
ул. Б.Печерская, 59а.
|
75-90-77
75-90-78
75-90-79
|
Дизайн, отделочные работы "под ключ", евроремонт. Общестроительные работы.
Облицовка мрамором и гранитом. Реализация со склада мрамора, гранита, базальта. Изготовление перил, балясин, подоконников из натурального камня отечественных и импортных месторождений.
|
Промикс, ОАО
|
ул. Бусыгина, 2а.
|
53-44-46
53-47-26
|
Производство отделочных материалов и комплектация строительства.
Изделия из мрамора и гранита, бордюр дорожный и тротуарный, плитка мозаичная, блоки фундаментальные.
|
Салон, КИБИК
|
ул. Ошарская, 11.
|
19-90-10
|
Отделочные работы из природного камня в любом объеме.
Ландшафтные работы.
Реализация гранита, мрамора, базальта, ракушечного известняка в большом ассортименте и широкой цветовой гамме натурального камня.
|
Томак, ПКФ, ООО
|
пр. Ленина, 73-304.
|
58-57-05
55-52-38
|
Мрамор, гранит.
Облицовочные плиты в широком ассортименте; изделия на заказ: подоконники и столешницы, камины и ступени, балясины и колонны;
услуги по переполировке каменных полов и ступеней; средства по уходу за поверхностью полированного камня; оборудование и инструменты для обработки камня.
|
Эхо-Сервис
|
ул.Б.Покровская, 43
|
34-13-08
|
Выполняют отделочные работы из мрамора и гранита.
|
Динго
Ателье природного камня
|
ул. Ковалихинская, 4
|
19-56-97
35-94-66
|
Ателье природного камня, изделия из гранита и мрамора: столешницы кухонные и для ванн, стойки барные, банковские; подоконники, ступени, доски каминные, топы под мойки.
|
ЧП Ингликов
|
35-94-66
|
Изделия из гранита и мрамора: доски каминные, ступени, столешницы
|
Приокская лесоторговая база
|
ул. Крутояровская, 22
|
66-42-12
66-64-32
|
Плитка облицовочная, профили из мрамора
|
Анализ полученных данных
По данным, представленным в таблице, можно сделать вывод о том, что у всех фирм существует широкий спектр работ и услуг различной степени сложности от производства плитки до авторских решений в области дизайна интерьера. На большинстве предприятий можно получить консультации дизайнера и архитектора. Выезд к заказчику и составление сметы входит в комплекс бесплатных услуг.
В настоящее время на Нижегородском рынке преобладает тип конкуренции, ограничивающий возможности предприятия и означающий достаточно сильное ее воздействие. При наличии этого типа конкуренции сравниваются цены, указанные в прайс-листах фирм, находящихся в одном регионе, и фирм, относящихся к группе лидеров по отрасли. Цель столь всеобъемлющего контроля – определение динамики конкуренции.
Также на этой стадии изучения конкурента добавляется ещё и сравнение по качеству продукции. В качестве рекомендаций можно отметить, что следует подобрать совокупность таких мер, которые могут позволить выйти из условий конкурентного влияния. Например: сочетание полного ассортимента по товарным группам (номенклатура и ассортимент товаров и материалов дополняются тем, что пользуется спросом у покупателей у конкурентов), с комплексом сервиса по консультациям (работа дизайнера, архитектора), эффектной выставкой, бесплатной доставкой и более низким ценам на конкурирующие товары.
В Таблице 3 приведены цены на мрамор и гранит, а также количество видов и сортов природного камня, используемых фирмами конкурентами в своей работе.
Таблица 3. Анализ цен фирм конкурентов на природный камень
№
|
Наименование
|
Цена за 1 м², руб.
|
Кол-во видов
|
Мрамор
|
Мрамор
|
1.
|
Волга-Мрамор, ООО
|
576 – 4800
|
58
|
2.
|
СФ Гранитал, ООО
|
1760 – 8000
|
46
|
3.
|
Малахит-Плюс, ООО
|
от 750 и выше
|
63
|
4.
|
Промикс, ОАО
|
680 – 1600
|
59
|
5.
|
Салон, КИБИК
|
640 – 42240
|
68
|
6.
|
Томак, ПКФ, ООО
|
650 – 3800
|
52
|
7.
|
Эхо-Сервис
|
от 800
|
61
|
В таблице 4 представлены основные особенности деятельности фирм.
Таблица 1. Особенности фирм-конкурентов
№
|
Наименование
|
Особенности
|
1.
|
Волга-Мрамор, ООО
|
Не имеют своего производства и складских помещений.
Работают под заказ через московские фирмы.
(составляется проект-смета, а потом поставка материала)
В офисе представлены образцы мрамора и гранита в изделиях.
|
2.
|
СФ Гранитал, ООО
|
Имеется собственная мастерская, рассчитанная на небольшой объем работ, и складские помещения.
Работают под заказ через московские фирмы, а также с Украиной и Финляндией.
Представлены образцы мрамора и гранита в изделиях и наглядно продемонстрированы возможности наружной облицовки здания.
|
3.
|
Малахит-Плюс, ООО
|
Имеется собственное производство и складские помещения.
Работают под заказ по утвержденному плану-проекту.
Представлены образцы.
|
4.
|
Промикс, ОАО
|
Имеется собственное производство и складские помещения.
Цех располагается в одном из корпусов ОАО «ГАЗ».
Используется различные способы обработки поверхности камня.
Применяется безотходное производство: продают отходы мрамора и мраморную муку.
Работают под заказ.
Используют только мрамор, гранит – только под конкретного заказчика.
|
5.
|
Салон, КИБИК
|
Большая область применения камня в строительстве, а именно использование различной фактуры поверхности камня - полированной, шлифованной, термообработанной, колотой, пиленой.
Имеется собственная мастерская.
Работают под заказ через московские фирмы. Поставки под заказ от 3 до10 дней.
Большой объем выполненных работ на различных объектах строительства г. Н.Новгорода.
|
6.
|
Томак ПКФ, ООО
|
Имеется мастерская и складские помещения.
Работают под заказ через московские фирмы.
|
7.
|
Эхо-Сервис
|
Имеется небольшой цех и складские помещения.
Работают под заказ через московские фирмы.
|
8.
|
Динго
|
Работают по эскизам заказчика
Размеры:
Максимальная длина – 3 м;
Ширина – 1,5 м;
Толщина – 2-3 см;
Варианты фигурной обработки торца.
|
В процессе сбора информации получены данные о состоянии цен на сентябрь 2002 г. на мрамор в указанных фирмах-конкурентах. Проанализировав ситуацию, видно, что в ценовой конкуренции «Волга-Мрамор» занимает среднее положение, но проигрывает по количеству видов мрамора. По количеству видов мрамора – 58 фирма находится на 5 месте, а по минимальной цене на 1 месте, но необходимо учитывать, что цены, указанные в таблице, не являются постоянными. В зависимости от объема работ предоставляются скидки от 3 % до 15 %.
Анализ производственно-технической базы фирм – конкурентов показал, что по этому направлению основным конкурентом у ВМК является ОАО «Промикс», располагающий производственными площадями, а также оборудованием необходимым как для первичной обработки, так и для доработки природного камня. Что касается остальных конкурентов, то их деятельность в основном связана с выполнением индивидуальных заказов, не требующих больших производственных мощностей.
Кроме фирм, занимающихся природным камнем, на рынке представлены предприятия выпускающие товары-заменители, например, точная имитация натуральных каменных пород, которые изготавливаются на основе натуральных природных компонентов. Этот материал применяется для внутренней и наружной отделки зданий, коттеджей, баров, ресторанов, каминов, барных стоек, лестничных маршей, бассейнов, холлов т.д. Цветовая гамма рассматриваемого материала имеет широкий спектр. На Нижегородском рынке данный товар-заменитель предлагает польско-российское ЗАО «Неолит», ЗАО «Магнезиум Арт» (изделия из древолита – облицовочная плитка под камень и кирпич).
|