Главная              Рефераты - Маркетинг

Предрассудки и предубеждения - реферат

17.2.5. Предрассудки и предубеждения

С момента появления в 1958 г. классической работы Г. Оллпорта «Природа предрассудка» ( The Nature of Prejudice , Allport, 1958) в этой области было открыто не так много нового. Оллпорту удалось обнаружить и описать наиболее существенные черты предрассудков.

В основе предрассудка лежит предубеждение, то есть необоснованное негативное представление о других людях. Само по себе негативное представление еще не является предрассудком. Оно становится таковым, если не меняется даже при наличии убедительных свидетельств того, что данное суждение несправедливо, ошибочно и опровергается позитивными фактами.

Любой предрассудок, утверждает Г. Оллпорт, является отклонением от трех конкретных норм: нормы рациональности, нормы справедливости и нормы человечности. Склонность к предрассудкам становится чертой характера, укрепляя предубеждения и антипатии в отношении определенных групп людей.

Предрассудок

необоснованное негативное представление о других людях, не меняющееся даже при наличии убедительных свидетельств того, что данное суждение несправедливо, ошибочно.

Причинами возникновения предрассудков являются «навешивание» ярлыков, грубый, пренебрежительный по отношению к другим людям стиль воспитания, неожиданные эмоциональные травмы, полученные ребенком при взаимодействии с «чужаками».

Предрассудки распространены и устойчивы, так как, подобно стереотипам, являются экономным способом мышления; их «запускает» тревожность и угроза чувству безопасности. Они являются неотъемлемым свойством авторитарной личности, становятся частью ее мышления. Как оказалось, люди, посещающие церковь, более склонны к предрассудкам, чем остальные. «Скорее всего это происходит потому, что многие люди по складу своего характера нуждаются в предрассудках и в религии, дабы обеспечить себе жизненный комфорт. Некоторые, например, страдают от сомнений и неуверенности в самих себе. Предрассудки повышают их самооценку, религия обеспечивает им чувство безопасности. Другие мучаются чувством вины, и предрассудки предлагают им кого-то в качестве „козла отпущения", а религия дает успокоение» (Оллпорт, 1998, с. 179).

Предрассудки живучи в силу конформизма. Функционирование предрассудков в обществе объясняет такое страшное социальное явление, как фанатизм. Предрассудки – это своеобразные шоры на глазах вполне умных и образованных людей. Они еще более укореняются у тех людей, кто имеет недостаточный опыт и пробелы в образовании, заблуждения и недостаток ума, недостаточное развитие эмпатии и сенситивности, отзывчивости, сострадания, не говоря уже о необходимости высокой нравственности и гуманного отношения к людям.

Избавлению от предрассудков помогает образование, развитие самосознания и интенсивное самопознание, формирование чувства собственного достоинства, которое не позволяет пренебрежительно относиться к другим людям. Предрассудки меняются, если в их изменении обнаруживается социальный, экономический и личностный смысл. Мощным оружием против фанатизма являются социальные науки, и важное место среди них, конечно, занимает психология.

17.2.3. Методы изучения и конкретные исследования стереотипов

Основные методы исследования:

  1. Метод свободного описания;
  2. Методы опроса (список личностных черт, шкалы соц. дистанции, шкалы этноцентризма, диагностические тесты отношений);
  3. Психосемантические и проективные методы.

В разные годы и в разных странах проводились исследования стереотипов с использованием одного и того же методического приема. Разным группам людей предлагался большой список прилагательных, обозначающих разные черты личности, среди которых надо было выбрать 5 слов, характеризующих национальный характер. В других вариантах практиковался спонтанный выбор без списка.

Одно из первых исследований началось в 1933 г. в США (Катц и Брейли; по: Klineberg, 1936). Из списка (84 черт) нужно было выбрать 5, чтобы охарактеризовать типичного представителя той или иной группы. Опрос проводился дважды – в 1933 и 1951 гг. – среди студентов Принстонского колледжа. Вот некоторые из полученных результатов:

американец – предприимчив, способен, материалистичен, честолюбив, прогрессивен;

англичанин – спортивен, способен, соблюдает условности, любит традиции, консерватор;

итальянец – артистичен, импульсивен, страстен, вспыльчив, музыкален;

еврей – умен, корыстолюбив, скуп, предприимчив, способен;

немец – обладает научным мышлением, трудолюбием, флегматичностью.

Обнаружен эффект затухания, то есть с течением времени все чаще встречаются менее единодушные суждения. Например, «лентяями» негров в 1932 г. считали 84 процента опрошенных, а в 1950 г. – только 31 процент.

Известно также исследование американского социолога Хартли (Майерс, 1997), в котором предлагалось описать типичные черты нескольких этнических групп и народностей (в том числе трех несуществующих). В опросе принимали участие люди среднего культурного уровня. Результаты исследования выявили тенденцию негативно оценивать представителей совершенно незнакомых этнических общностей.

Аутостереотип (русские о русских). Исследование проводилось В. Н. Куницыной в 1984, 1989, 1995-1997 гг.

Исследование 1997 года ставило две задачи: 1) сравнить данные опросов, сделанных в 1984 и 1996-97 гг.; 2) сравнить личностные особенности «стереотипных» (то есть склонных при оценке людей использовать преимущественно стереотипы) и не стереотипных людей. Общее количество опрошенных в 1984 г. – 150 чел. представителей интеллигенции г. Ленинграда. В 1996-97 гг. – 165 чел., из них 50 педагогов, остальные – студенты разных факультетов университета, а также курсанты военного училища (35 чел.). Все участники исследования в обоих случаях – русские. Предлагалось охарактеризовать типичного представителя каждой из 10 национальностей (украинец, русский, грузин, эстонец, татарин, американец, немец, француз, поляк, японец), называя 5 личностных черт.

В результате было получено 7,5 тысяч характеристик, по 825 качеств на каждого из 10. Личностные особенности опрашиваемых измерялись с помощью методики КОСКОМ, опросника «СО-25».

Называемые свойства были объединены в категории: работа, общение, жизнелюбие, темперамент, хитрость, интеллект, деньги, устои, воспитание, качества души,сила, привлекательность, любовь. В начале исследованияна первые места в аутостереотипе выдвигались общительность и доброта; в последние годы – терпеливость и безалаберность.

Исследование 3. В. Сикевич. В главе «Русский характер: „добрые" и „ленивые"» (Сикевич, 1998) она приводит результаты опроса более двух тысяч петербуржцев, которых просили назвать пять основных качеств, присущих большинству русских людей. По частоте названных признаков (из общего массива = 230 понятий) составлен обобщенный автопортрет русского человека, в котором первые 10 мест заняли следующие свойства: доброта, терпение, гостеприимство, трудолюбие-лень, дружелюбие, широта души, патриотизм, доверчивость, открытость. Завершает список (19-е место) «безалаберность». Автор пишет, что петербуржцы также отмечают у своих земляков «увлекаемость политическими мифами» и «веру в доброго царя».

Личность и стереотипное восприятие. В исследовании И. Венцковской (1997 г., дипломная работа под рук. В. Н. Куницыной) использовалось две оценки степени стереотипности испытуемых (на примере описания типичных американца, русскогои украинца).

Процедура оценки: индивидуальный портрет каждой нации у конкретного испытуемого сравнивался с обобщенным стереотипом по всей группе испытуемых. Трибалла присваивалось, если в описаниях данного респондента использовались характеристики, занимающие 1-е или 2-е место в обобщенном общегрупповом стереотипе; 2 балла, если в ответах находились характеристики, стоящие на 3-5 местах («безусловная стереотипность»); 1 балл – если в описаниях встречались характеристики, занимающие 3-13 места («условная стереотипность»). Максимальный балл был равен 12. Например, один из испытуемых писал:

русский – бесшабашный, сильный, добрый, наивный, веселый;

украинец – труженик, самовлюбленный, хитрый, гостеприимный, сильный;

американец – предприимчивый, оптимист, громогласный, толстый, необразован.

По итогам оценки этот испытуемый получил: безусловная стереотипность – 4,7 балла, условная стереотипность – 7,3 балла. Все испытуемые были разделены на 3 группы: стереотипные, нестереотипные и средние.

Результаты:

1. Чем выше стереотипность восприятия, тем хуже умение ладить с людьми (отрицательные корреляции с этим свойством, а также с проницательностью и интуицией).

2. Слишком низкие показатели стереотипности также ухудшают возможности успешного взаимодействия.

3. У тех людей, кто руководствуется в оценках стереотипами, хорошо развита коммуникативная компетентность, что объясняется умением пользоваться коммуникативными штампами.

Нации глазами друг друга. Московский психолог А. Г. Шмелев провел в 1993 г. семантическое шкалирование отчетов русских испытуемых и сравнил с данными американца Д. Пибоди, который проводил это исследование по студенческим описаниям (40-50 чел.) в Англии, Германии, Италии, Австрии, России, Франции и др. странах. Результат был неожиданным: стереотипные суждения о нациях согласованы с объективными истинными чертами по отношению ко всем, кроме русских. Русских многие считают акцентуированными конформными личностями, Западная Европа сформировала образ русского как собранного, самоуверенного человека. А. Г. Шмелев обнаружил, что мы приписываем себе определенные черты дезадаптации (непрактичность, негибкость).

Типичный автопортрет русского – откровенный, щедрый, бесшабашный, прощающий, доверчивый, миролюбивый, непрактичный.

В европейских странах существует устойчивое мнение о повышенной потребности в эмоциональных контактах у русских людей.

Специфика русского национального характера выражается «в наличии межличностной сенситивности на фоне сниженной самоуверенности и способности к рациональному самоконтролю, в наличии крайних и противоречивых черт характера. Но, с другой стороны, мы, по-видимому, являемся свидетелями и современниками процесса прогрессирующей утраты этой специфики, происходящей на фоне перехода населения к стилю жизни, принятому во всех постиндустриальных обществах» (Шмелев и др., 1993, с. 109).

Психологический симптом этого периода – отрицательная идентификация, выражающаяся в отрицании положительных черт и приписывании представителям своей нации отрицательных черт, что противоречит этноцентризму.