Главная              Рефераты - Маркетинг

Развитие и поддержка малого бизнеса как фактор подъема национальной экономики - реферат

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Нижегородский государственный университет

им. Н. И. Лобачевского

Экономический факультет

Кафедра «Экономики народного хозяйства»

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Государственное регулирование национальной экономики»

на тему:

Развитие и поддержка малого бизнеса как фактор подъема национальной экономики

Руководитель ______________

должность

__ Приказчикова Ю.В. __________

Ф. И. О. подпись

Студент __ 2, 722/1____________

курс, группа

__ Малиновская А.С. _________

Ф. И. О. подпись

г. Н. Новгород, 2010 г.

План:

Введение ....................................................................................................................................3

Глава 1. Теоретические основы малого бизнеса как фактора подъема национальной экономики:

1.1. Понятие и сущность малого бизнеса..............................................................................5

1.2. Классификация малого бизнеса и факторов, ее определяющих..................................6

1.3. Национальные особенности малого бизнеса в других странах: зарубежный опыт...............................................................................................................................................11

Глава 2. Анализ малого бизнеса как фактора подъема национальной экономики в народном хозяйстве:

2.1. Состояние нормативной базы, регулирующейразвитие и поддержка малого бизнеса как фактор подъема национальной экономики..........................................................14

2.2. Система государственных органов управления малого бизнеса в народном хозяйстве.......................................................................................................................................16

2.3. Анализ механизмов воздействия органов государственной власти малого бизнеса..........................................................................................................................................17

Глава 3. Стратегия решения малого бизнеса как фактора подъема национальной экономики в народном хозяйстве:

3.1Анализ уровня, создания, динамики, ликвидации малого бизнеса (на примере города Москвы за период 1996-2008 гг.)……………………………………..……………….18

3.2. Возможности и перспективы совершенствования государственного регулирования малого бизнеса на федеральном и на региональном уровне..................................................29

Заключение............................................................................................................................. 33

Список использованной литературы.................................................................................. 35

Приложения........................................................................................................................... 37

Введение.

Темой курсовой работы была выбранаразвитие и поддержка малого бизнеса как фактор подъема национальной экономики.

Актуальность: Малое предпринимательство - это существенная составляющая цивилизованного рыночного хозяйства, неотъемлемый элемент присущего ему конкурентного механизма. Этот предпринимательский уклад придает рыночной экономике должную гибкость, мобилизует крупные финансовые и производственные ресурсы населения, несет в себе мощный антимонопольный потенциал, служит серьезным фактором структурной перестройки и обеспечения прорывов по ряду направлений научно-технического прогресса, во многом решает проблему занятости и другие социальные проблемы рыночного хозяйства. Вот почему становление и развитие малого предпринимательства представляет собой стратегическую задачу экономической политики.

Значимость изучения проблематики малого предпринимательства усиливается тем, что именно малому бизнесу, пожалуй, менее всего повезло в отношении государственной и иной поддержки. Недооценка малого предпринимательства, игнорирование его экономических и социальных возможностей могут быть квалифицированы как крупный, стратегический просчет, чреватый многочисленными народнохозяйственными негативами, усугублением кризиса российской экономики в целом.

Без поддержки государства и без собственного внутригруппового взаимодействия малый бизнес не всегда способен успешно противостоять в конкурентной борьбе крупному капиталу, отстаивать свои экономические, политические и социальные интересы.

Потенциал малых предприятий остается нереализованным. Существуют серьезные экономические и административные барьеры для выхода новых предприятий на рынок и развития их деятельности. Все большее количество малых предприятий вынуждены из-за несовершенства российского законодательства "уходить в тень". По некоторым экспертным оценкам, к теневой экономике в той или иной степени причастны до 90% малых предприятий.

Сложившееся положение открывает безграничные возможности для коррупции, наиболее массовой жертвой которой на местном уровне является представитель малого бизнеса.

Именно поэтому, я хотела бы рассмотреть развитие малого бизнеса как фактор подъёма национальной экономики, и выделить следующие цели и задачи.

Задачи работы:

1) Рассмотреть основные понятия малого бизнеса;

2) Рассмотреть классификацию малого бизнеса;

3) Рассмотреть национальные особенности малого бизнеса в зарубежных странах;

Цель работы заключается в том, чтобы:

1. Провестианализ малого бизнеса как фактор подъема национальной экономики в народном хозяйстве;

2. Рассмотреть систему государственных органов управления малого бизнеса в народном хозяйстве;

3. Рассмотреть состояние нормативной базы, регулирующейразвитие малого бизнеса;

4. Проанализировать механизмы воздействия органов государственной власти малого бизнеса;

5. Проанализировать уровни и динамику малого бизнеса в национальном хозяйстве и в региональном разрезе;

6. Рассмотреть основные проблемы и пути решения, связанные с развитием малого бизнеса в народном хозяйстве;

Глава 1. Теоретические основы малого бизнеса как фактора подъема национальной экономики:

1.1. Понятие и сущность малого бизнеса

Предприятие малого бизнеса - это независимо управляемая, не доминирующая в области своей деятельности фирма, отвечающая определенным стандартам размеров в плане количества работников и годового объема поступлений. Существует и другое определение: малый бизнес - это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями.

Мировой опыт и практика убеждают, что важным элементом рыночной экономики является существование и взаимодействие больших, средних и малых предприятий. При этом малое предпринимательство рассматривается не только как дополнение к большому производству, а как самостоятельная форма функционирования и развития современных продуктивных сил - гибкая, жизнеспособная, эффективная, прогрессивная.

Возможность эффективного функционирования малых форм производства определяется рядом их преимуществ по сравнению с крупным производством: близость к местным рынкам и приспособление к запросам клиентуры. Производство малыми партиями, что невыгодно крупным фирмам, исключение лишних звеньев управления. Малому производству способствует дифференциация и индивидуализация спроса в сфере производственного и личного потребления.

Малое предпринимательство представляет собой составную часть общей системы предпринимательства. Малые предприятия следует рассматривать в качестве элементов малого предпринимательства.

Предприниматель, которым может быть любой субъект капитала, т.е. отдельное лицо, группа лиц, фирма, объединение, осуществляет соединение средств производства, которыми он владеет, с рабочей силой посредством купли последней и ее использования в процессе хозяйствования.

Предприниматель не может хозяйствовать вне конкуренции: организуя производство, он должен конкурировать, а, конкурируя, - организовывать производство.

Конкуренция - это для предпринимателя естественный и единственно возможный способ хозяйствования.

В условиях конкуренции, ограниченности ресурсов и высокой непредсказуемости важную роль в экономике играет малый бизнес.

Для малого бизнеса не разработана теоретическая модель маркетинга, т.е. его развития. Исторически он рассматривается через призму крупных компаний.

Казалось бы, главная причина — в недостатке средств на крупномасштабные проекты или исследования. Но не всегда они нужны и более крупным предприятиям. К тому же нет однозначного ответа, насколько эффективность маркетинговых программ зависит от их масштаба.

Недостаток финансовых и человеческих ресурсов ограничивает «рыночную силу» малых предприятий, негативно влияет на маркетинг и на возможность расширить круг клиентов. Но значительное число малых предприятий зависит менее чем от десяти клиентов, а некоторые существуют только за счет одного покупателя.

Отмечая особенности малого предпринимательства, необходимо выделить следующие:

1. Деятельность частнопредпринимательского характера, когда собственник сам руководит деятельностью предприятия и берет на себя весь предпринимательский риск. Это соединение функций владения и управления является отличительной чертой малого бизнеса, хотя оно может рассматриваться не как общее правило, а лишь как тенденция, с которой, связаны основные успехи малого бизнеса.

2. Направленность на укрепление независимого индустриального предприятия и на активную конкуренцию в целях противостояния росту монополий. В этом проявляется нетождественность понятий "малое предпринимательство".

3. Выражение определенных черт внутренней организации и особых внешних условий функционирования части предприятий, деятельность которых строится на высоком уровне развития производительных сил и ориентирована на гибкое и мобильное хозяйствование.

1.2. Классификация малого бизнеса и факторов, ее определяющих.

Малый бизнес – это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях, конституционирующих, сущность этого понятия.

Как показывает мировая практика, основным критериальным показателем, на основе которого предприятия различных организационно правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является в первую очередь средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии. В ряде научных работ под малым бизнесом понимается деятельность, осуществляемая небольшой группой лиц, или предприятие, управляемое одним собственником. Как правило, наиболее общими критериями, на основе которых предприятия относятся к малому бизнесу является:

численность персонала;

размер уставного капитала;

величина активов;

объем оборота (прибыли, дохода).

По данным Мирового банка, общее число показателей, по которым предприятия относятся к субъектам малого предпринимательства, превышает 50. Однако наиболее часто применяемыми критериями являются те, что описаны выше. Практически во всех странах определяющим критерием является численность работников за отчетный период.

Приведу критерии отнесения предприятий к малому бизнесу, применяемые в странах с развитой рыночной экономикой. Итак в Европейском сообществе с 1 января 2005 г. к малым предприятиям относятся те, которые не превышают следующих показателей:

- количество занятых работников до 50 чел.;

- годовой оборот менее 4 млн. ЭКЮ;

- сумма баланса менее 2 млн. ЭКЮ.

При определении мер поддержки субъектам малого бизнеса на уровне стран ЕС могут применятся и другие показатели, а страны, входящие в ЕС, могут использовать и свои показатели при отнесении предприятий к малым. Другие Экономические организации устанавливают свои меры отнесения фирм к категории малого бизнеса. Так международная Организация Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР), в которую входят экономически высокоразвитые страны, определяет предприятия с числом занятых до 19 чел. как «весьма малые», до 99 чел. как «малые», от 100 до 499 чел. как «средние» и свыше 500 чел. как крупные.

Рассмотрим как относят предприятия к малым страны с развитой экономикой и узнаем каков мировой опыт малого бизнеса.

В Великобритании отнесение предприятий к субъектам малого бизнеса основывается на данных оборота и численности занятых, различных по отраслям экономики. К мельчайшим относят фирмы с числом занятых от 1 до 25 чел., к мелким – от 25 до 99. При этом в обрабатывающей промышленности малыми считаются фирмы с занятостью ниже 200 человек, в то время как в торговле это предприятие с годовым оборотом менее 400 тыс. фунтов стерлингов. Согласно Закону «О компаниях», в Великобритании малое предприятие должно соответствовать двум из следующих критериев:

- оборот не более 2,3 млн. ЭКЮ;

- активы не более 1,5 млн. ЭКЮ;

- средняя численность занятых до 50 чел.

Во Франции малыми считаются предприятия, на которых численность занятых не превышает 500 чел. и годовой оборот до взимания налогов, оцененный на момент закрытия итогового баланса, ниже 200 млн. франков. Причем в различных отраслях экономики размер фирмы оценивается по-разному. Если в сельском хозяйстве и пищевой промышленности фирмы с занятостью свыше 200 чел. считаются крупными, то в отрасли производства оборудования порог численности – 500 чел.

В Швеции система отнесения предприятий к малым схожа с французской, но там действую еще и такие показатели как: стадии роста, отраслевая принадлежность, географическая сфера деятельности, специфические характеристики владельцев и управляющих (женщины-предприниматели, иностранцы), типы проблем характерные для предприятия.

В Германии определенное понятие о малом бизнесе отсутствует, но в соответствии с классификацией федерального министерства хозяйства к мелким относят фирмы с числом занятых до 49 чел. и ежегодным оборотом менее 1 млн. марок. Мелкие и средние фирмы – это фирмы, которыми руководят юридически самостоятельные владельцы, непосредственно участвующие в производстве., полностью берущие на себя экономический риск и финансирующие свою деятельность, как правило, без привлечения кредитных средств.

В Соединенных Штатах Америки федеральным законом о малом бизнесе установлено, что малая фирма – это фирма имеющая одного или нескольких владельцев, с числом занятых не больше 500 чел., величиной активов не больше 5.000.000 $ и годовой прибылью не свыше 2.000.000 $. В зависимости от количества нанятых работников все предприятия в США делятся на:

- наименьшие – 1 – 24 занятых;

- малые – 25 – 99 занятых;

- промежуточные – 100 – 499 занятых;

- крупные – 500 – 999 занятых;

- крупнейшие – 1000 и более занятых.

Следует отметить что здесь, как и во многих других странах, играет роль и отраслевая структура предприятия. Причем в одних отраслях играет определяющую роль количество занятых, а в других – величина оборота.

В российской практике существование малого предпринимательства было разрешено в 1988 г. В этот период к числу малых отнесли государственные предприятия, на которых среднее число ежегодно занятых не превышало 100 чел. В последствии критерии отнесения предприятий к малому бизнесу неоднократно менялись в соответствии с принятием новых законов о малом предпринимательстве. Такие изменения были в 1990 г., в 1991 г., в 1993 г., в 1995 г, 1999 г, 2003 г, 2005 г, 2007 г.

14 июня 1995 года был принят Федеральный закон РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» № 88-ФЗ. Под субъектами малого бизнеса стали пониматься коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого бизнеса, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период на превышает предельных уровней:

- в промышленности – 100 человек;

- в строительстве – 100 человек;

- на транспорте – 100 человек;

- в сельском хозяйстве – 60 человек;

- в научно технической сфере – 60 человек;

- в оптовой торговле – 50 человек;

- в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 человек;

- в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности – 50 человек.

Федеральный закон от 24.07.2007 № 209 ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ”. Этот закон основан на численности сотрудников, выручке или балансовой стоимости активов, что не позволяет выделить стратегию и инструментарий маркетинга. Решить эту задачу поможет следующая классификация:

1. «Локальные» малые предприятия, работающие в сфере традиционного бизнеса в условиях и на основе специфики локального рынка. Их владельцы в силу амбиций и (или) способностей не стремятся вывести бизнес в иную категорию. К таким малым предприятиям можно отнести мелкосерийное и индивидуальное производство товаров, локальную розничную и оптовую торговлю, несетевые гостиничные услуги и общественное питание, строительство и транспорт, здравоохранение, различного рода консультационные и сервисные услуги. Локальным может быть и территориальный, и отраслевой рынок. Хотя в России отсутствуют традиционные малые предприятия семейного типа, передающиеся из поколения в поколение, но начали складываться виды малого бизнеса, относящиеся к данной категории. Это малые предприятия, действующие на локальных рынках несколько лет и зачастую построенные на участии в бизнесе членов одной семьи, обычно проживающей в месте его ведения. Структура бизнеса такого рода предприятий зависит от особенностей локального рынка, личностных взаимоотношений с поставщиками, местной администрацией и иными структурами, оказывающими влияние на него. На локальных рынках существуют различные ограничения и специфические особенности, порой определяемые потребителями, специфические административные и иные барьеры для появления сторонних конкурентов. Главной же особенностью такого рынка является ограниченная возможность роста спроса на предлагаемые товары или услуги. С одной стороны, фактор «локальности» рынка защищает предприятия от неместных конкурентов, с другой — всегда есть угроза усиления существующих конкурентов или появления новых (также проживающих в данной местности), начавших свой бизнес или изменивших сферу деятельности. Поэтому усиливающаяся конкуренция заставляет малые предприятия адаптироваться к меняющимся условиям, расширяя ассортимент товаров и услуг и в большей степени настраиваясь на запросы местных потребителей, то есть сосредоточиться на повышении профессиональной компетенции.

2. «Сателлиты» — малые предприятия, деятельность которых напрямую зависит от деятельности крупного партнера. Это обычно поставщики комплектующих и услуг для крупных компаний. Обычно такие предприятия, особенно если их оборот с одним партнером превышает 40%, ставятся фактически в полную зависимость от взаимоотношений с ним. Малые предприятия имеют устойчивый платежеспособный спрос на свою продукцию и услуги. В то же время, если малое предприятие устанавливает партнерские отношения с другой крупной компанией из той же сферы деятельности, что и партнер, возможны конфликт интересов, боязнь утечки коммерческой или другой конфиденциальной информации. Появление у крупной компании проблем или смена владельцев (руководства) могут повлечь отказ от поставок товаров или услуг данного малого предприятия и привести к его краху. Еще одна проблема — невысокая рыночная гибкость. Настройка всей работы на одного партнера с его спецификой зачастую превращает малое предприятие в зависимую компанию, когда любое решение увязывается с решениями и политикой партнера.

3. Предприятия «динамичного развития» не имеют ограничений со стороны локальных рынков или отношений с крупным партнером. Амбиции их владельцев подталкивают такие предприятия к дальнейшему развитию. Однако они наиболее уязвимы на рынке, поскольку не находятся под защитой «локальных» рынков или особых отношений с партнером. Их деятельность и развитие зависят от возможности расширения рыночного спроса и связаны с высоким риском. Ключевым фактором их выживания является приспособление к рыночным условиям, а маркетинг — важнейшим фактором взаимодействия с внешней средой. Это предполагает активную рыночную деятельность, непрерывный поиск новых возможностей, расширение клиентской базы. Именно поэтому указанные предприятия в процессе бурно го развития нередко переходят в категорию средних или даже крупных.

В Федеральном Законе «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» установлено, что под субъектами малого бизнеса понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

1.3. Национальные особенности малого бизнеса в других странах: зарубежный опыт.

Мировая практика убедительно свидетельствует, что даже в странах с развитой рыночной экономикой малый бизнес оказывает существенное влияние на развитие народного хозяйства, решение социальных проблем, увеличение численности занятых рабочих. По численности работающих, по объему производимых и реализуемых товаров, выполняемых работ субъекты малого предпринимательства в отдельных странах играют ведущую роль. Высокий уровень развития малого предпринимательства является необходимым условием успешного функционирования рыночной экономики. Малый бизнес в развитых странах мира во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта.

Малые предприятия играют важную роль во всем мире. В последние несколько лет в странах Западной Европы, в США и Японии большое значение приобрел малый бизнес (где он представлен совокупностью многочисленных малых и средних предприятий). Основная масса их - это мельчайшие предприятия с числом работающих не более 20 человек. Малые предприятия обеспечивают 2/3 прироста новых рабочих мест, что позволило значительно сократить безработицу в этих странах.

Малые предприятия эффективны не только в потребительской сфере, но и как производители отдельных узлов и малых механизмов, полуфабрикатов и других элементов, необходимых для производства конечной продукции, выпуск которых невыгоден крупным предприятиям. Все это обосновывает необходимость комплексного подхода к определению места и роли малых предприятий в экономике общества. В малом предпринимательстве кроются большие резервы для развития экономики.

Например, малые и средние фирмы США производят 40% валового национального продукта и половину валового продукта частного сектора. На этих предприятиях сосредоточена половина всех занятых в частном секторе работников. Они обеспечивают создание и освоение около половины всех нововведений в экономике США, относящихся к сфере научно-технического прогресса.

В последние годы ускорились концентрация и централизация капитала в странах Европы, например, в стальной промышленности Бельгии, нефтяных концернах Испании, в АПК Дании и Нидерландов, а также концернах стали, фармацевтики, деревообработки Швеции, в часовой промышленности Швейцарии, в автомобильной промышленности Германии. Важнейшая черта концентрации и централизации капитала состоит в том, что разорение многих мелких и средних фирм не привело к исчезновению малого бизнеса. Он выжил, проявил способность к воспроизводству и вызвал интерес к себе со стороны крупных концернов. Мелкие и средние фирмы отыскивают специализированные ниши, где выступают субподрядчиками концернов в крупносерийном производстве. В Западной Европе примерно половина продукции обрабатывающей промышленности изготавливается на мелких и средних предприятиях. Не являясь монопольными, они все свои усилия направляют на приспособление к внутренним условиям производства и сбыта. Транснациональные корпорации предоставляют им возможность первыми апробировать новую продукцию, чтобы самим перейти к массовому производству. Место разоряющихся мелких фирм занимают новые, таким образом идет их воспроизводство.

Малые предприятия по сравнению с крупными в отдельных странах занимают доминирующее положение, как по числу, так и по удельному весу в производстве товаров, выполнении работ, оказании услуг. Данные по вкладу малых и средних предприятий (МСП) в экономику передовых промышленно развитых стран приведены в таблице* .

Таблица *.

Показатели, характеризующие состояние МСП в разных странах

Страны

Количество МСП (тыс.)

Кол-во МСП на1000жителей

Занято в МСП (млн.чел) Доля МСП в общей численности занятых (%)

Доля МСП в ВВП (%)

Великобритания

2630

46 13.6 49 50--53
Германия 2290 37 18.5 46

50-52

Италия 3920 68 16.8 73 57-60
Франция 1980 35 15.2 54 55-62
Страны ЕС 15770 45 68 72 63-67
США

19300

74.2 70.2 54 50-52
Япония 6450 49.6 39.5 78 52-55
Россия 844 5.65 8.3 13 10-11

Как видно из данной таблицы, вклад малых и средних предприятий в экономику трудно переоценить. Несмотря на то, что количество малых предприятий колеблется от 37 до 74,2 на 1000 жителей, несмотря на это их вклад в ВВП составляет более 50%. В то время как для России характерны как малая численность таких предприятий, так и незначительный их вклад в ВВП. Малые и средние предприятия могут решить и проблему занятости населения. Как видно из таблицы, наименьший процент занятости населения, от общей численности занятых - в Германии и составляет 46%. Для России эта цифра равна 10-11%. Таким образом, в перспективы для роста у нашей страны имеются.

Процесс развертывания малых предприятий тесно связан с отраслевой спецификой и экономическими механизмами, действующими в той или иной стране. По этой причине при оперировании цифровыми показателями и сравнении опыта развитых капиталистических стран с процессом формирования малой экономики в России следует помнить о различиях в уровнях развития институциональной и производственной инфраструктур, в отраслевой структуре национального хозяйства, т.е. необходимо учитывать социо-культурные особенности используемого опыта.

Национальные особенности оказывают значительное влияние на процесс включения малых и средних фирм в производственные структуры. В западноевропейских источниках выделяется несколько видов такого включения.

В Германии 2 млн. мелких и средних фирм производят до 50 % ВВП и обеспечивают 66 % занятости. Эти фирмы не уступают крупным в организации менеджмента, подготовки кадров, нововведениях. Государство поощряет частные банки на расширении возможностей финансирования мелких и средних компаний в целях оказания им поддержки и содействия развитию.

В Италии малые и средние компании, число которых превышает средние показатели по ЕС, образуют основу обновления экономики страны. Они уже доказали свою способность обеспечить высокий уровень конкурентоспособности экспортной продукции.

Во Франции малые и средние фирмы чаще всего встречаются в аграрно-продовольственном секторе, подрядных работах, в издательском деле, авиа- и судостроении.

Вывод: Как видно, из данной таблицы, что вклад малых предприятий в экономику достаточно важен.

a) Малые предприятия могут решить проблему занятости анселения;

b) Малые предприятия, в зарубежных странах обеспечивают около 40-60 % ВВП страны;

c) Малые бизнес образуют основу обновления экономики страны;

d) Обеспечивают высокий уровень конкурентоспособности экспортной продукции;

e) Малые предприятия производят основную массу промышленной продукции;

Все эти факторы влияют на развитие и темпы роста малого бизнеса в зарубежных странах.

Глава 2. Анализ малого бизнеса как фактора подъема национальной экономики в народном хозяйстве:

2.1. Состояние нормативной базы, регулирующей развитие и поддержка малого бизнеса как фактор подъема национальной экономики.

Отнесение предпринимателей и физических лиц к категории субъектов малого предпринимательства и порядок оказания государственной поддержки регулируется федеральным и региональным законодательством.

Основным документом, регулирующим особенности правового статуса и деятельность малых предприятий является вступивший в силу с 01.01.2008г. федеральный закон от 24.07.2007г. N209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (ранее действовал федеральный закон от 14.06.95г. N88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации").

На территории города Москвы действует закон от 26.11.2008г. №60 "О поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в городе Москве" (ранее действовал Закон города Москвы от 28.06.95г. N14 "Об основах малого предпринимательства в Москве" в редакции закона города Москвы от 12.11.2001 N65). В соответствии с этими законами, к субъектам малого предпринимательства относятся:

1) для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов;

2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;

б) до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек;

3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

Предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) определены постановлением Правительства РФ от 22 июля 2008 г. №556 "О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства".

Соответствие вышеуказанным критериям дает право на льготы и поддержку, установленные федеральным законодательством.

Поддержка не может оказываться в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства:

являющихся кредитными организациями, страховыми организациями (за исключением потребительских кооперативов), инвестиционными фондами, негосударственными пенсионными фондами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, ломбардами;

являющихся участниками соглашений о разделе продукции;

осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса;

являющихся в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле, нерезидентами Российской

Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.

Финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, предусмотренная статьей 17 настоящего Федерального закона, не может оказываться субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим производство и реализацию подакцизных товаров, а также добычу и реализацию полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых.

Законом города Москвы от 26.11.2008г. №60 "О поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в городе Москве" установлено:

Субъекты малого и среднего предпринимательства в городе Москве - хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям

2.2. Система государственных органов управления малого бизнеса в народном хозяйстве.

Государственная политика в отношении малого предпринимательства находиться под сильным влиянием макроэкономической ситуации, бюджетных возможностей, идеологии, причем она нередко определяет степень поддержки малых предприятий со стороны власти.

К ведению Федерации законодательством отнесено определение общих принципов, приоритетных направлений и методов государственной поддержки этого сектора: регламентация порядка создания и деятельности федеральных органов исполнительной власти и распределение полномочий между ними; разработка и организация федеральных программ и проектов, финансируемых полностью или частично за счет средств государственного бюджета; установление льгот по федеральным налогам и иным платежам в государственный бюджет и специализированные внебюджетные фонды РФ.

Структура органов власти и управления, обеспечивающих поддержку и взаимодействие с бизнесом, в различных регионах неодинакова. В системе исполнительной власти субъектов Федерации подобными вопросами занимается множество органов с различными функциями и полномочиями (управления, департаменты, отделы, министерства). Создаются также разнообразные советы, координационные комитеты, рабочие группы по развитию предпринимательства в высших органах исполнительной власти субъектов РФ.

Субъекты Федерации при этом имеют право самостоятельно решать все вопросы, связанные с поддержкой малого бизнеса на своей территории с учетом местных особенностей и условий, в том числе принимать дополнительные меры за счет собственных средств и ресурсов.

Также действуют общественные объединения - Торгово-промышленная палата Российской Федерации, аналогичные региональные и честные палаты. Российская ассоциация развития и поддержки малого предпринимательства, профсоюз работников малых предприятий, общественно-политическое движение «Развитие предпринимательства», целый ряд других союзов и ассоциаций.

Регулярно разрабатываются и принимаются федеральные и региональные программы поддержки малого предпринимательства. Разработаны и осуществлены четыре федеральные программы - в 1994-1995 гг., 1996-1997 гг., 1998-1999 гг., 2000-2001 гг., 2003-2005 гг. В настоящий момент действует программа, включающая меры по поддержке предпринимательства как одного из основных факторов структурных и институциональных преобразований в экономике государства.

2.3. Анализ механизмов воздействия органов государственной власти малого бизнеса.

Одна из важных задач государства - создание экономических условий для развития предпринимательства путем использования различных механизмов.

1. Приватизация как государственное регулирование малого предпринимательства имеет особое значение. Попытка ориентироваться только на негосударственные коммерческие организации и иностранных инвесторов как эффективных собственников бывших государственных предприятий не оправдала себя. Первый опыт приватизации показал не перспективность искусственного форсирования формирования новых собственников, применения чисто административных методов, игнорирования мотивации деятельности новых собственников и требований цивилизованного рыночного хозяйства.

2. Особое значение для предпринимательства имеет налоговая политика государства, которая призвана способствовать увеличению производства товаров и услуг и формированию на этой основе централизованных фондов финансовых ресурсов, прежде всего государственного бюджета. Налогообложение выполняет стимулирующую, перераспределительную и контрольную функции.

3. Государство регулирует предпринимательскую деятельность во многом путем выдачи лицензий. Лицензирование позволяет обеспечить защиту жизненно важных интересов кадров в сфере производства, обучения, медицинского и бытового обслуживания.

4. Большое влияние на результаты предпринимательской деятельности оказывают тарифы на продукцию и услуги естественных монополий.

5. Развитию предпринимательства могут способствовать гарантии государства по займам и кредитам предприятий. Правительство РФ предполагает выдавать гарантии лишь тем, кто не имеет долгов перед бюджетом. Их будут получать только победители инвестиционных конкурсов, проводимых Министерством экономики.

Таким образом, для развития предпринимательства применяется ряд экономических методов и рычагов, в том числе приватизация, конкуренция, налоги, акцизы, инвестиций, кредиты, государственный заказ, лицензии, тарифы, государственные гарантии. Однако эти методы пока не составляют системы и используются плохо, путем проб и ошибок, что резко снижает их эффективность.

Глава 3. Стратегия решения малого бизнеса как фактора подъема национальной экономики в народном хозяйстве:

3.1. Анализ уровня, создания, динамики, ликвидации малого бизнеса (на примере города Москвы за период 1996-2008 гг.)

Я попыталась провести анализ динамики создания и ликвидации малых предприятий (МП) города Москвы на основе сведений о датах регистрации предприятий, представлявших данные бухгалтерской отчетности в органы государственной статистики в 1996-2008 гг.

Малое предпринимательство существует в России более 20 лет. Определение малого предприятия впервые было дано в Постановлении Совета Министров РСФСР от 18 июля 1991 года № 406 “О мерах по поддержке и развитию малого предпринимательства в Российской Федерации”. За период с 1991 по 1995 гг. и в 2008 г. менялись критерии отнесения предприятия к данному сектору, что было обусловлено различными подходами к определению категории “малое предприятие”. Следствием являются трудности при статистическом анализе динамических рядов основных показателей деятельности МП.

Федеральный закон от 12.05.1995 г. №88-ФЗ “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации” установил правовые и организационные основы отнесения предприятия к сектору малых предприятий. В Комплексную целевую программу развития и поддержки малого предпринимательства в г. Москве на 2007 - 2009 гг. заложены индикативные показатели в соответствии с критериями, регламентированными №88-ФЗ. В данном отчете оценка процессов создания и ликвидации проведена применительно к субъектам хозяйствования, имеющим статус малых предприятий согласно определенным в указанном законе критериям. Федеральный закон от 24.07.2007 г. №209-ФЗ “О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ”, вступивший в силу с 01.01.2008, определил политику государства в сфере малого и среднего бизнеса. В статье 4 в отдельные бизнес-группы выделены следующие категории: индивидуальные предприниматели, микропредприятия с численностью работников от 1 до 15 человек включительно, непосредственно малые предприятия с численностью работников от 16 до 100 человек включительно, средние предприятия.

Постановлением Правительства РФ от 22 июля 2008 г. N 556 "О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства" установлены дополнительные экономические критерии. Значения выручки без учета налога на добавленную стоимость за предшествующий год не должны превышать предельных величин: 60 млн. рублей для микропредприятий, 400 млн. рублей для малых (без микро) предприятий и 1000 млн. рублей для средних предприятий. В информационно-аналитическом управлении Московского центра развития предпринимательства (ИАУ МЦРП) получены статистические оценки числа вновь зарегистрированных предприятий в разрезах отдельных групп предприятий за 2008 г.

Анализ демографических процессов по малым предприятиям проводился для следующего состава показателей.

1 . Доля вновь созданных МП;

2 . Коэффициент выживаемости в первый год существования;

3. Средний возраст МП;

4. Средняя продолжительность функционирования МП.

Перечисленные показатели характеризуют качественную сторону состояния малого бизнеса, а также непосредственно влияют на такой важный показатель, как общее количество малых предприятий г. Москвы. Поэтому исследование жизненного цикла МП важно также для прогнозирования структуры экономики.

В таблице 1 показано распределение количества МП по году регистрации (1987-2008 гг.), которое получено на основе обработки бухгалтерской отчетности МП за 1996-2008 гг.

Доли МП, по которым имеются сведения о дате регистрации за 1998 – 2008 годы, составляют 60% - 80% от общего количества МП г. Москвы в соответствии с официальными данными Мосгорстата, что позволяет считать правомерным использование этих данных для анализа динамики создания и ликвидации МП.

После анализа результатов расчетов была проведена следующая корректировка.

1. Количество малых предприятий, зарегистрированных в 1996 и 1997 гг., было заменено на количество МП в следующем году (отмечено звездочкой), поскольку по данным за 1996 и 1997 гг. оно соответственно составило 22000 и 16938, а по данным за 1997 и 1998 гг. – уже 34348 и 28963 соответственно. Поскольку рассматриваемое количество не может увеличиться со временем, будем полагать его равным наибольшему значению, т.е. 34348 и 28963 единиц.

2 . Добавлены в расчетную базу данных МП, для которых отсутствуют сведения о сдаче отчетности в текущем году, но в то же время, имеются данные за какой-либо из предшествующих и последующих годов.

3. В соответствии с Федеральным законом № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» малые предприятия проходили процедуру перерегистрации до 1 января 2003 года. В связи с этим проведена корректировка в процессе расчетов при оценке данных за 2003 год. Для тех МП, которые присутствовали в базе данных за 1996-2002 гг., сохранены даты регистрации, имевшиеся до 2003 г.

Анализ распределения малых предприятий по году регистрации.

Как видно, в 1998 г. зарегистрировано значительное уменьшение количества малых предприятий. Общее количество предприятий в 1998 г. составило 175200, в то время как в 1997 г. количество предприятий было зафиксировано на уровне 181300. В первую очередь данный спад связан с финансовым кризисом, произошедшим в России в 1998 г. Однако уже с 1999 г. наблюдается рост числа субъектов малого предпринимательства. В 2001 г. количество малых предприятий достигает докризисного уровня (1997 г.).

Согласно официальным данным Мосгорстата, темпы прироста количества МП в 2004-2007 гг. изменяются в диапазоне 2,5-3,2%, однако в 2008 г. значение показателя составляет всего 1,41%. Рост доли малых предприятий, по которым имеются сведения о дате регистрации, наблюдавшийся в 1996-2001 гг., после 2003 г. сменился падением и к 2008 г. указанная величина сократилась практически до начального уровня. Следует отметить, что отклонения показателя в 2006 и 2008 гг. связаны, в основном, с уменьшением доли количества бухгалтерских балансов МП, предоставленных Мосгорстатом в ИАУ МЦРП, в общем количестве МП г. Москвы. Во многом вследствие происшедшего в конце 2008 г. финансово-экономического кризиса ряд показателей состояния малого и среднего бизнеса (МСБ) г. Москвы оказались существенно ниже, чем в предшествующие годы. Спад производства в ключевых секторах, происходивший в России в год перелома в экономической динамике, в сфере МСБ на столичном уровне имел определенную специфику, обусловленную предшествовавшим успешным развитием.

В результате сочетания различных негативных тенденций, в том числе сокращения внутреннего спроса, изменения цен на сырье и материалы, ужесточения условий кредитования и т.д., темпы развития малого предпринимательства в г. Москве замедлились, однако развитие продолжается. Компании проводят корректировку инвестиционных и производственных планов и применяют консервативные стратегии ведения бизнеса – удержания “на плаву” или сокращения расходов.

Дополнительным фактором замедления роста оказалась такая реакция на кризис части предпринимателей, как экономия на зарплате и высвобождение занятых. В целом же векторы развития московского бизнес-сообщества в период кризиса имеют противоречивый характер, но тем не менее, как показывают аналитические исследования, между отдельными составляющими прослеживается определенная взаимосвязь.

В области демографии предпринимательства в г. Москве реальную сложность современной экономики демонстрируют нижеперечисленные тенденции.

1) Доля вновь созданных МП в общем количестве предприятий сокращалась в течение 2007-2008 гг.

2) В течение пяти лет (2004-2008 гг.) сохраняется тенденция увеличения величины среднего возраста малых предприятий.

3) Темпы роста количества МП г. Москвы в 2008 г. замедлились (1,41%).

4) Согласно данным Росстата, число индивидуальных предпринимателей (ИП) в г. Москве возросло с 103,6 тыс. в 2006 г. до 145 тыс. в 2008 г. Значение этой формы предпринимательства с точки зрения занятости населения неуклонно возрастает. Повышению устойчивости состояния и развития малых и средних предприятий способствовало эффективное принятие в конце 2008-2009 г. пакета антикризисных мер, в результате своевременной поддержки потери МСБ от кризиса оказались относительно ограничены.

Ниже представлены таблица 2 и рисунок 1 , характеризующие распределение общего количества МП г. Москвы в 1997 – 2008 гг. по году регистрации.(Таблица 2 ). Это распределение получено путем пересчета долей МП, по которым имеются данные о дате регистрации, на общее количество МП в 1997 – 2008 гг. (Рис.1.)

В таблице 3 представлено распределение долей малых предприятий по году регистрации, она является аналогом таблицы 2 в процентном выражении.

Диаграмма (рис.2 ) позволяет отчетливо видеть имеющееся сходство в возрастной структуре МП в различные годы. Сектору МП в целом свойственна стабильность по показателям долей как вновь создаваемых, так и ликвидируемых предприятий.

Динамика изменения доли вновь созданных МП

Рассмотрим динамику изменения доли вновь созданных МП в общем количестве малых предприятий с 1996 по 2008 годы. Наименьшая доля вновь созданных МП отмечена в 1998 г. (18,1%). Скорее всего, это связано с последствиями финансового кризиса. Только в 2003 г. значение рассматриваемого показателя превысило докризисный уровень 1997 г.

На рисунке 3 , начиная с 1998 г., видна тенденция ежегодного увеличения доли вновь созданных МП, лишь в 2001 г. отмечено небольшое падение рассматриваемого показателя. Наблюдаемый "выброс" в 2003 г. (30,18%) и возникший вследствие него спад в 2004 году, вероятнее всего, объясняются недостаточностью имеющейся информации в связи с происшедшей в 2003 г. перерегистрацией предприятий. В секторе малого бизнеса в 2004-2007 гг. значения доли вновь созданных МП сохранялись на относительно стабильном уровне 24,2-26,6%. Существенное снижение показателя (19,6%) наблюдалось в кризисном 2008 г. и по масштабу сравнимо с последствиями кризисного периода (1998 г.) десятилетней давности. Для исследования системы МП в полной мере с точки зрения демографического подхода целесообразно провести сплошное обследование с получением возрастных характеристик. Последнее сплошное обследование малых предприятий проводилось в 2000 г., очевидно, что его результаты устарели и не могут с достаточной степенью достоверности отражать сложившуюся к настоящему моменту ситуацию в малом бизнесе, особенно с учетом происшедших в законодательстве изменений.

Современное распределение МП по году регистрации показано на рисунке 4 , из которого можно заключить следующее.

Доля малых предприятий, зарегистрированных в период с 1987 г. по 2002 г. и действующих до сих пор, находится практически на одном уровне с долей вновь созданных в 2004 г. МП и составляет 23%. Из них наибольшую долю составляют МП, созданные в 2001 г. (доля 3,05%) и 2000 г. (доля 2,74%).

Доля предприятий, возраст которых по состоянию на 01.01.09 не превышает 2 лет, составляет около 39%, а созданных за последние 3 года – более 53% от их общего количества. Отсюда следует необходимость повышения эффективности деятельности по поддержке вновь создаваемых субъектов МП.

Тенденция сокращения количества МП имеет место для 179997 фирм, функционировавших в 2000 г. (принимается за 100%) (рисунок 5 ).

Согласно диаграмме (рисунок 5 ), около 19% малых предприятий из числа функционировавших в 2000 г. действуют уже более 9 лет. Устойчивость малого бизнеса в изменяющихся условиях, обусловленных причинами политического и социально-экономического характера, не только свидетельствует о жизнеспособности МП, но и дает основания предположить, что в этой сфере могут быть достигнуты весьма высокие результаты, если в стране будет создан более благоприятный деловой климат.

Расчет и анализ характеристик демографии МП

Этот коэффициент является характеристикой, позволяющей оценить фактические результаты первого года существования МП. Коэффициент выживаемости показывает долю количества сохранившихся МП в год, следующий за годом их создания. Расчеты коэффициента выживаемости представлены в таблице 4 .

Полученные значения показывают, что значительная часть МП после первого года существования продолжает функционировать. В целом по всем годам значение коэффициента достаточно стабильно (82-93%), исключение составляют данные 2003 г., что, как уже указывалось, может быть связано с недостоверностью имеющейся информации. Резкие колебания 1997-1998 гг. обусловлены нехваткой данных и соответствующей корректировкой (таблица 1 ). Наибольшее значение показателя достигнуто в 1999 г. и составляет 93,18%.

Совокупность малых предприятий характеризуется разбросом как по размерам МП, так и по продолжительности срока жизни. При этом, как было показано выше, наряду с “фирмами-однодневками” существует достаточно большое количество предприятий-долгожителей.

Подтверждением этого служат также данные, представленные в таблице 5 и на рисунке 6. В периоды с 1996 по 2002 гг. и с 2004 по 2008 гг. на рисунке отчетливо видна тенденция постепенного увеличения среднего возраста предприятий. Наибольшие темпы роста показателя наблюдались в 1997–1999 гг., поскольку молодые предприятия, по-видимому, оказались менее устойчивыми и в большей степени подверглись негативному воздействию кризиса.

Незначительное снижение среднего возраста МП за период 2002-2004 гг. может быть также связано с перерегистрацией предприятий, степень разрыва между значениями среднего возраста составляет менее 0,2 года. В годы экономического подъема по пяти последним годам значение показателя демонстрирует устойчивый рост ( с 4,09% в 2004 г. до 4,66% в 2008 г.). (рисунок 6 .)

В таблице 6 представлено распределение выбывших малых предприятий по году регистрации.

Процессам создания и ликвидации предприятий свойственны большие масштабы и динамизм. Следует отметить, что в реальности значения показателей выбытия могут быть иными, так как в приведенной статистике учтены не те предприятия, которые прошли официальную процедуру ликвидации, а те, которые прекратили предоставлять сведения в Мосгорстат. Также выбытие может являться следствием не ликвидации предприятий, а структурными изменениями, связанными с переходом некоторого количества малых предприятий на упрощенную систему налогообложения, наблюдения за которыми Мосгорстатом не проводится. В распоряжении ИАУ МЦРП имеются данные бухгалтерской отчетности только МП, применяющих общую систему налогообложения. В ряде случаев возможен также переход МП в сектор среднего и крупного бизнеса.

Наименьший отток МП пришелся на кризисный год: наименьший процент выбывших предприятий зафиксирован в 2008 г. (18,23%). В целом в последние годы в сфере МБ идет замедление процессов демографической ротации.

Разность между долями предприятий, прекративших свое существование и вновь зарегистрировавшихся, имеет положительное значение по всем годам, кроме 1998 г. Другими словами, прирост вновь созданных малых предприятий опережает выбытие созданных ранее.

Выводы:

1) Во многом вследствие происшедшего в конце 2008 г. финансово-экономического кризиса ряд показателей состояния малого и среднего бизнеса (МСБ) г. Москвы оказались существенно ниже, чем в предшествующие годы. Спад производства в ключевых секторах, происходивший в России в год перелома в экономической динамике, в сфере МСБ на столичном уровне имел определенную специфику, обусловленную предшествовавшим успешным развитием. Темпы развития малого предпринимательства в г. Москве замедлились, однако развитие продолжается. В целом векторы развития московского бизнес-сообщества в период кризиса имеют противоречивый характер; тем не менее, как показывают аналитические исследования, между отдельными составляющими прослеживается определенная взаимосвязь.

Повышению устойчивости состояния и развития малых и средних предприятий способствовало принятие в конце 2008-2009 г. пакета антикризисных мер, при этом в результате своевременной поддержки потери МСБ от кризиса оказались относительно ограничены.

2) Процессам создания и ликвидации малых предприятий свойственны большие масштабы и динамизм. Уровень активности предпринимателей по созданию новых малых предприятий характеризуется долей вновь создаваемых МП, значение которой колеблется в диапазоне 18-31% от общего числа предприятий в соответствующем году. В секторе малого бизнеса г. Москвы в 2004-2007 гг. значения доли вновь созданных МП сохранялись на относительно стабильном уровне 24,2-26,6%. Существенное снижение показателя (19,6%) наблюдается в кризисном 2008 году и по масштабу сравнимо с последствиями кризисного периода (1998 г.) десятилетней давности.

3) В структуре малого бизнеса (в секторе малых предприятий с учетом микропредприятий) г. Москвы возраст 39% МП не превышает 2 лет, возраст 53% МП – 3 лет. Отсюда следует необходимость повышения эффективности деятельности по поддержке вновь создаваемых субъектов МП.

4) Доля малых предприятий, зарегистрированных в период с 1987 г. по 2000 г. и действующих до сих пор составляет 19%. Устойчивость средневозрастных характеристик МП в изменяющихся социально-экономических условиях не только свидетельствует о жизнеспособности МП, но и позволяет предположить, что в этой сфере могут быть достигнуты весьма высокие результаты, если в стране будет создан более благоприятный деловой климат.

5) Наименьшее выбытие МП пришлось на кризисный год: наименьший процент выбывших предприятий зафиксирован в 2008 г. (18,23%). В целом в последние годы в сфере МБ идет замедление процессов демографической ротации.

6) Положительным фактом является увеличение среднего возраста малых предприятий в периоды с 1996 по 2002 гг. и с 2004 по 2008 гг. Наибольшие темпы роста показателя наблюдались в 1997–1999 гг., поскольку молодые предприятия, по-видимому, оказались менее устойчивыми и в большей степени подверглись негативному воздействию кризиса. В период 2002-2004 гг. произошло незначительное снижение среднего возраста МП, степень разрыва между значениями характеристики составляет менее 0,2 года. В годы экономического подъема за последние пять лет величина среднего возраста демонстрирует устойчивый рост ( с 4,09% в 2004 г. до 4,66% в 2008 г.).

Федеральный закон от 24.07.2007 г. №209-ФЗ “О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ”, вступивший в силу с 01.01.2008, определил политику государства в сфере малого и среднего бизнеса. В отдельные бизнес-группы выделены следующие категории: индивидуальные предприниматели, микропредприятия с численностью работников от 1 до 15 человек включительно, непосредственно малые предприятия с численностью работников от 16 до 100 человек включительно, средние предприятия.

Постановлением Правительства РФ от 22 июля 2008 г. N 556 "О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства" установлены дополнительные экономические критерии. Значения выручки без учета налога на добавленную стоимость за предшествующий год не должны превышать предельных величин: 60 млн. рублей для микропредприятий, 400 млн. рублей для малых (без микро) предприятий и 1000 млн. рублей для средних предприятий.

Таким образом, проведенный анализ характеристик продолжительности существования МП указывает на устойчивость развития малого бизнеса Москвы и эффективность действующей системы государственной поддержки.

3.2. Возможности и перспективы совершенствования государственного регулирования малого бизнеса на федеральном и на региональном уровне.

В российских условиях на федеральном уровне проводиться политика, которая похожа на западные аналоги - минимальное финансирование программ развития малого предпринимательства, ограниченное вмешательство в его деятельность на уровне регионов.

Организационную основу управления малого предпринимательства составил Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 августа 1995 г. Он является важным элементом правовой среды малого бизнеса, который сильно зависит от государства.

В законе перечислены направления, по которым осуществляется государственная поддержка малого предпринимательства:

1. формирование инфраструктуры его поддержки и развития;

2.создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;

3. установление упрощенного порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности;

4. поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами;

5. организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий.

В Законе раскрывается содержание основного инструмента государственной поддержки малого бизнеса - государственных программ. Государственные и муниципальные программы поддержки малого предпринимательства включают в себя следующие основные положения:

меры по формированию инфраструктуры его развития и поддержки на федеральном, региональном и местных уровнях;

перспективные направления его развития и приоритетные виды деятельности субъектов малого предпринимательства;

меры, принимаемые для реализации основных направлений форм его развития;

предложения по установлению налоговых льгот и ежегодному выделению средств из соответствующих бюджетов на поддержку малого предпринимательства;

меры по обеспечению передачи субъектам малого предпринимательства не завершенных строительством и пустующих объектов, а равно нерентабельных и убыточных предприятий на льготных условиях;

меры по обеспечению субъектами малого предпринимательства возможности для первоочередного выкупа арендуемых ими объектов недвижимости с учетом вложенных в указанные объекты средств.

Действующие законодательные и нормативные акты устанавливают комплекс гарантий, стимулов и льгот для малого бизнеса в области налогообложения, ускоренной амортизации, кредитования, страхования и некоторых других сферах.

Наконец, еще одно важное направление - производственно-технологическая поддержка субъектов малого предпринимательства. Согласно Закону федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления разрабатывают и осуществляют комплекс мероприятий по содействию в обеспечении субъектов малого предпринимательства современным оборудованием и технологиями, в создании сети технопарков, лизинговых фирм, бизнес-инкубаторов, производственно-технологических центров и других объектов инфраструктуры, создаваемых для поддержки малого предпринимательства.

Я бы хотела выделить две группы причин, сдерживающих развитие малого предпринимательства:

1. это причины общеэкономического характера, заложенные в экономической политике государства;

2. это причина частного, преимущественно организационного характера;

Мировая практика свидетельствует, что в развитии рыночных отношений возможны две тенденции: формирование регулируемого рынка или стихийного, носящего спекулятивный характер. Отсутствие четкого понимания этих двух тенденций и ориентация на исключение государства из системы экономического регулирования привели к тому, что в России становление рыночных отношений пошло по второму варианту. Одной из причин того, что в России формируется именно деформированный тип рынка, следует считать некритическое осмысление опыта западных стран и непродуманное перенесение его в отечественную практику.

Особенностью регулируемого рынка является, во-первых , наличие условий для свободного инвестирования средств в различные сферы, а смысл государственного регулирования заключается не в воздействии на систему цен, а в формировании оптимальных пропорций. Во-вторых , такой рынок требует совершенного механизма регулирования покупательского спроса, т.е. формирования повышенного дохода, следовательно, и более высокой покупательной способности у большинства населения, что и выступает движущей силой производства.

3. Из этого вытекает третья причина , сдерживающая развитие производственного предпринимательства - снижение покупательского спроса и свертывание внутреннего потребительского рынка. Эта причина кардинального характера, тормозящая предпринимательство, связана с существующей системой налогообложения. Налоговая политика государства по отношению к малому предпринимательству в большей степени носит фискальный, а не стимулирующий характер. Главные ее недостатки заключаются, во-первых , в чрезмерно высоком уровне налогов. Они не стимулируют рост производства, что в условиях его падения является необходимым. Во-вторых , сама налоговая система нестабильна, часто меняется. К тому же ряд налоговых законов не носят прямого действия, а дополняются множеством подзаконных актов, как правило, запаздывающих и нередко изменяющих цель самих законов. В-третьих , множественность налогов, в которых предприниматель просто теряет ориентиры.

Существуют, также, обстоятельства, которые отрицательно влияют на покупательную способность населения и на развитие малого предпринимательства. Рост потребительских цен опережает повышение оплаты труда. В этих условиях спрос акцентируется преимущественно на продовольственных товарах, а промышленные товары оказываются невостребованными. Таким образом, сдерживающим фактором развития промышленного предпринимательства является сужение внутреннего потребительского рынка.

Эти недостатки говорят о том, что в России необходима стройная система мер общественной и государственной поддержки предпринимательства на всех уровнях управления: федеральном, региональном, местном, основанная на аналитических методах познания и управления, связанных, конечно, со значительными затратами на научное, информационно-аналитическое обеспечение программно-проектных разработок.

Заключение.

В данной курсовой работе я рассмотрела: понятие и сущность малого бизнеса, классификацию, зарубежный опыт малого бизнеса, охарактеризовала нормативно-правовую базу, регулирующую развитие малого бизнеса; рассмотрела систему государственных органов управления малого бизнеса, попыталась проанализировать темпы роста динамики, развития малого бизнеса в России, и возможные перспективы развития

1. Необходимо отметить, что малый бизнес в России уже имеет довольно широкую правовую основу, но она недостаточна. Проблема состоит в том, что она однобока и принятые правовые аспекты не реализуются, что делает абсурдным принятие каких-либо новых нормативно-правовых актов. И как следствие – несовершенство налоговой системы.

2. Что же касается сферы деятельности, то малый бизнес имеет свою нишу в экономике, которая обеспечивает наиболее эффективную отдачу от работы, как с целыми предприятиями-гигантами, так и с отдельным человеком. Данная позиция обусловлена особенностями и функциями малого предприятия.

3. На данном этапе развитию кредитования малого бизнеса мешают: бюрократизм и коррупция, которые поразили всю Россию; развитие среди субъектов малого бизнеса в основном торгово-посреднических фирм; неравномерность и непредсказуемость развития всей экономики, как в территориальном плане, так и во временном; недостаточность и недоработанность правовой базы, которая является однобокой; несовершенство налоговой системы.

4. Можно сказать, что малый бизнес в России - уже реальность, от его развития, от отношения общества и государства к этой сфере экономики зависит и развитие всей России в целом.

5. Динамизм, развитие и диверсификация форм малого бизнеса дают основания предполагать, что в обозримом будущем этот сектор хозяйствования в странах Запада будет развиваться.

Хотелось бы надеяться, что в ближайшее время и наша страна, учитывая обширный зарубежный опыт, пойдет по пути адаптации предприятий малого бизнеса к сегодняшним экономическим условиям хозяйствования в России. Тем более, что имеющий глубокие корни в экономической истории нашей страны малый и средний бизнес не используется в полной мере, как в увеличении объемов производства, так и в повышении его эффективности и сбалансированности. Малое предпринимательство ведет к оздоровлению экономики в целом, что наглядно видно из данной работы. Следовательно, лучшим выходом из создавшейся в России кризисной ситуации была бы государственная политика правительства, направленная на расширение и развитие предприятий малого предпринимательства в нашей стране.

Ибо, именно малые предприятия, особенно в случае удовлетворительной разработки новой государственной политики в области решения проблем кредитования малого предпринимательства, могут стать основой рыночных структур во многих отраслях, обеспечить перелив инвестиций в сферы наиболее эффективного приложения ресурсов и тем самым соединить процессы структурной политики и формирование всероссийского рынка.

Список использованной литературы.

1. Бородина, В.В. Малые предприятия. М.: Книжный мир, 2009. 367 с.

2. Булатова, А. С. Экономика. М.: Экономист. 2008. 417 с.

3. Бухвальд, Е.М. О роли малого предпринимательства в развитии экономики России / Е.М. Бухвальд, А.В. Виленский // Вестник РГНФ. 2003. №1.

4. Виленский, А. Финансовая поддержка малых предприятий // Экономист. 1999. №9.

5. Власова, В.М. Основы предпринимательской деятельности. / В.М. Власова - М.: Финансы и статистика, 1998. - 212 c.

6. Грязнова, А.Г. Микроэкономика / А.Г. Грязнова, А. Ю. Юрданова. М.: КноРус. 2009. 478 с.

7. Заславская, О. Новые программы сделают кредит доступным для малого бизнеса // Финансовые Известия. 2006. №12.

8. Лапуста, М.Г., Старостин Ю.Л., Малое предпринимательство / М.Г. Лапуста, Ю.Л. Старостин. М.: ИНФРА - М, 1996. 257 с.

9. Лебедева, С.Ю. Регулирование и поддержка малого и среднего предпринимательства в ЕС и России // Менеджмент в России и за рубежом. 2007. №1. 78 с.

10. Малое предпринимательство //Налоговый вестник, №2, 2009, стр.3

11. Орлов, А. Перспективы Развития малого предпринимательства в России // Вопросы статистики. 2002. №7.

12. Разумнова И. Мелкие предприятия в промышленности США// Проблемы теории и практики управления, 2003, стр. 18.

13. Тихомирова А Инвестиционный климат в России: региональные рейтинги и риски. М.: ФФПМП, 2010.

14. Ходов, Л. О структуре малого бизнеса и особенностях его мотивации // Вопросы статистики. 2002. №7.

15. Шулус, А.. Субъекты малого предпринимательства и система его государственной поддержки // Российский экономический журнал. 2009. №5-6.

16. Шулятьева, Н. А. Малый бизнес в условиях рынка // Деньги и кредит. 2000. № 1

Приложение.

Рисунок 1.

Рисунок 2.

Рисунок 3.

Рисунок 4.

Рисунок 5.

Рисунок 6.