Главная              Рефераты - Маркетинг

Проблема трудоустройства молодых специалистов в г. Москве - реферат

Российский государственный социальный университет

Факультет бухгалтерского учета, аудита, экономики и социологии труда

Кафедра социальной статистики и демографии


«Методология и методика социологического исследования».


Социологическое исследование на тему:

«Проблема трудоустройства молодых специалистов в г. Москве»


Работу выполнила:

студентка 5 курса

группы СТС-В-5-1

Винокурова М.А.

Проверил:

к.ф.н., доц. Мазаев Ю.Н.


Содержание


1 Методологическая часть программы

1.1 Актуальность проблемы………………………………………….…..……..3

1.2 Проблема исследования……………………………………………….….…4

1.3 Объект исследования………………………………………………………..5

1.4 Предмет исследования…………………………………………………..…..5

1.5 Цель исследования………………………………………………………......5

1.6 Тип исследования……………………………………………………………5

1.7 Задачи исследования………………………………………………………...5

1.8 Гипотезы исследования……………………………………………………...6

1.9. Эмпирическая интерпретация понятий…………………………………7

1.9.1.Операциональное определение понятий……………………………..…..10


2 Методическая часть

2.1. Методы сбора первичной социологической информации…………….…11


2.2. Место и время проведения исследования. Название инструментария …11

2.3. Выборка…………………………………………………………………...…11

2.4. Метод обработки эмпирических данных………………………………….12

3. О р г а н и з а ц и о н н ы й р а з д е л п р о г р а м м ы…………….……12

Анкета…………………………………………………………………….………13



1. Методологический раздел программы эмпирического социального исследования


Актуальность проблемы

В современных условиях все более актуальными становятся проблемы трудоустройства студентов и выпускников вузов, наиболее полной реализации их профессионального и личностного потенциала. Молодые специалисты, выходящие на рынок труда после окончания учебных заведений, неизбежно сталкиваются с различными сложностями.

Раньше, когда, была уверенность в своем будущем, выпускники могли планировать карьеру на несколько лет вперед, когда существовало государственное распределение выпускников, у бывших студентов не возникали те проблемы, связанные с трудоустройством, которые нынешние молодые специалисты смогли почувствовать на себе в полном объеме.


Почему проблема? Причиной этому является отсутствие опыта практической деятельности. А ведь во многих профессиях недостаточно одних теоретических знаний. От года до трех лет стажа по специальности – такое условие является обязательным в большинстве компаний при приеме на работу. Именно из-за отсутствия такого стажа молодежи чаще отказывают.

Многие выпускники, покинув стены родной альма-матер, пребывают в растерянности. Большинство из них привыкло жить по составленному деканатом расписанию. Поэтому, получив диплом в руки и полную свободу действий, они не знают, куда податься, где, и главное - КАК искать работу. Особенно удивляет вчерашних студентов равнодушие работодателя к красному диплому. Если в анкете напротив графы "стаж" стоит жирный прочерк, "круглые" пятерки оказываются абсолютно бесполезными. И даже название престижного вуза не является панацеей от безработицы.

Работу по профильному образованию найти очень трудно. Исследование, проведенное Центром Маркетинговых и Социологических исследований Кадрового Дома "СуперДжоб" показало, что в целом по стране только 50% выпускников российских вузов трудоустроены по специальности. Остальные работают, где и кем придется. Часть из них стремится получить дополнительное, в том числе, второе высшее образование по совершенно иной специальности. Но это еще и дополнительно затраченные время, средства и нервы. Одной из причин такого положения дел является отсутствие у молодых людей профориентации и достоверной информации о спросе и предложениях на российском рынке труда.

Сегодня многие выпускники не находят работу по специальности. Профессиональное образование не имеет устойчивой связи с рынком труда, а рынок образовательных услуг не готов оперативно реагировать на изменения спроса на специалистов.


1.2. Проблема исследования.

Многие молодые специалисты с сожалением говорят о том, что проблема трудоустройства есть, и касается не только наличия свободных вакансий. После бесед с работодателями и ищущими работу молодыми людьми, складывается следующая картина: работодателям остро не хватает квалифицированных работников нижнего и среднего звена. Особенно тяжело представителям мелкого и среднего бизнеса, которым нужны ответственные и квалифицированные универсалы. Им просто некогда этих универсалов растить и воспитывать. На недостаток специалистов жалуются практически во всех отраслях. На вопрос «А как же выпускники?» общее содержание ответа работодателей сводится к следующему: «Они ничего не знают и не умеют». Претензии молодых соискателей иного плана– отсутствие работы по специальности или хотя бы соответствующей образованию, понятной зарплатой политики, системы градации, учитывающей то, каким опытом работы обладает человек и насколько хорошо он учился. В общем, у каждого своя правда.

Поэтому основная проблема нашего исследования - почему выпускники высших учебных заведений не могут найти работу в г. Москве.


1.3 Объект исследования

Объектом исследования являются выпускники ВУЗов в возрасте от 19-23 лет.


1.4 Предмет исследования

Проблемы, возникающие у выпускников, с возможностью найти работу.


1.5. Цели исследования

Цель: Комплексный анализ невостребованности выпускников ВУЗов.


1.6. Тип исследования

Аналитическое исследование


1.7.Задачи исследования


В рамках теоретической составляющей, задачами моего исследования являются:

Выявить источники получения необходимой информации для поиска работы.

Определить каким образом высшее учебное заведение может повлиять на дальнейшее трудоустройство своих студентов.

Рассмотреть возможность современных выпускников найти работу, после получения диплома.

В рамках методической составляющей, задачами моего исследования являются:

Проведение анкетного проса


1.8. Гипотезы исследования:

Гипотеза (от др.-греч. ὑπόθεσις — «основание», «предположение») — недоказанное утверждение, предположение или догадка. Любая гипотеза должна быть опровержима хотя бы в принципе. Неопровержимые предположения гипотезами не являются.

1. Гипотеза основания:

Проблема трудоустройства молодых специалистов связана с недостаточным практическим опытом.


Гипотеза следствия:

Студент дневного отделения не имеет возможности совмещать обучение в ВУЗе и работу.

ВУЗ не всегда предоставляет хорошие места для прохождения производственной практики.

2. Гипотеза основания:

Студенты после ВУЗов не могут найти работы по специальности.


Гипотеза следствия:

Отсутствие практического опыта.

Рост безработицы.

3.Гипотеза основания:

Пренебрежительное отношение к выпускникам может привести к негативным последствиям

Гипотеза следствия:

Нежелание учиться.

Платное обучение.

Платные дипломы.


1.9. Эмпирическая интерпретация понятий.


Центральными терминами в методологии нашего исследования являются: социум, молодежь, специалист, безработица, профессия и стаж. Интерпретация этих понятий означает поиск эмпирических признаков, поясняющих их значения в некотором существенном отношении. Иными словами, необходимо достичь такого уровня конкретизации теоретического материала, при котором содержание понятий можно будет зарегистрировать в виде эмпирического индикатора. Эмпирическими переменными являются факторы, влияющие на увеличение не занятых дипломированных специалистов.


Ниже представлены характеристики понятий:

Молодежь - социально-демографическая группа, переживающая период становления социальной и психо-физиологической зрелости, адаптации к исполнению социальных ролей взрослых. Обычно к молодежи причисляют людей в возрасте 14-30 лет.

Безработица— социально-экономическая ситуация, при которой часть активного, трудоспособного населения не может найти работу, которую эти люди способны выполнить. Безработица обусловлена превышением количества людей, желающих найти работу, над количеством имеющихся рабочих мест, соответствующих профилю и квалификации претендентов на эти места.

Профессия— род трудовой деятельности человека, предмет его постоянных занятий, а также свидетельство наличия у него знаний и умений, опыта, позволяющих квалифицированно выполнять данный вид работ.

Стаж- срок службы, продолжительность деятельности в какой-нибудь области.

Студе́нт (от лат. studens — усердно работающий, занимающийся) — учащийся высшего, в некоторых странах и среднего учебного заведения. В Древнем Риме и в Средние века студентами назывались любые лица, занятые процессом познания.

Экономический кризис (др.-греч. Krisis — поворотный пункт) — серьезные нарушения в обычной экономической деятельности. Одной из форм проявления кризиса является систематическое, массовое накопление долгов и невозможность их погашения в разумные сроки. Причину экономических кризисов часто усматривают в нарушении равновесия между спросом и предложением на товары и услуги.

Здоровье - Может быть определено как динамическое состояние организма, характеризующееся полной психофизической и социальной гармонией в нормальных (не экстремальных) условиях жизнедеятельности.

Человеческий потениал - это совокупность физических и духовных сил ее жителей, которые могут быть использованы для достижения индивидуальных и общественных целей - как инструментальных, связанных с обеспечением необходимых условий жизнедеятельности, так и экзистенциальных, включающих расширение самих потенций человека и возможностей его самореализации.

Знание  — форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека. Знание помогает людям рационально организовывать свою деятельность и решать различные проблемы, возникающие в её процессе.

Квалификация (образование) — уровень подготовки выпускников средних специальных и высших учебных заведений.

Социально-психологическая компетентность - (от лат. competens —соответствующий, способный) — способность индивида эффективно взаимодействовать с окружающими его людьми в системе межличностных отношений. В состав социально-психологической компетентности входит умение ориентироваться в социальных ситуациях, правильно определять личностные особенности и эмоциональные состояния других людей, выбирать адекватные способы обращения с ними и реализовывать эти способы в процессе взаимодействия. Социально-психологическая компетентность формируется в ходе освоения индивидом систем общения и включения в совместную деятельность.

Специальность (лат. specialis — особый) — комплекс приобретённых путём специальной подготовки и опыта работы знаний, умений и навыков, необходимых для определённого вида деятельности в рамках той или иной профессии

1.9.1. Операциональное определение понятий.


На этом этапе исследования индикаторы соотносятся с конкретными методами сбора и регистрации данных.

ОПЕРАЦИОНАЛЬНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ - логическая процедура указания эмпирических (в принципе наблюдаемых) значений теоретических смыслов. В некоторых случаях одному понятийному индикатору (одной переменной) соответствует несколько методов; в таком случае они оба фиксируются.

Операциональными переменными являются причины, в связи с которыми молодые специалисты имеют проблемы с трудоустройством.


Контрольной переменной моего исследования является влияния знаний, умений и навыков общения, опыта работы на трудоустройства выпускников.



Трудоустройство выпускников



Ф акторы влияющие на трудоустройства