Главная              Рефераты - Маркетинг

Теоретические и практические проблемы предпринимательства - реферат

Содержание

Введение. 3

1. Предпосылки для возникновения, становления и развития предпринимательства4

2. Сущность, функции и принципы предпринимательства. 8

3. Проблемы предпринимательства. 16

4. Субъекты и объекты предпринимательской деятельности. 22

5. Организационно-правовые формы предпринимательства. 25

6. Фонды поддержки предпринимательства. 29

Заключение. 33

Список литературы.. 34

Введение

Переход российской, как и любой другой, экономики к рыночным отношениям неизбежно связан со становлением и развитием предпринимательства. Так что, говоря об экономике вообще и о рыночной экономике в частности, неизбежно приходится концентрировать внимание на предпринимательстве, как неотъемлемой составной части экономической деятельности. Предпринимательство в разных экономических областях различается по форме и, особенно по содержанию операций и способам их осуществления. Но характер деятельности накладывает значительный отпечаток на вид товаров и услуг, которые предприниматель производит или оказывает. Предприниматель может сам производить товары и услуги, приобретая только факторы производства. Он также может приобретать готовые товары и перепродавать его потребителю. Наконец, предприниматель может только соединять производителей и потребителей, продавцов и покупателей. Всеобщее неприятие предпринимательства постепенно перехо­дит в осознание необходимости создания условий для его быст рейшего и эффективного развития. Нет никаких сомнений в том, что за предпринимательством в Рос­сии будущее.

Целью данной работы является исследование теоретических и практических проблемы предпринимательства.

Для достижения данной цели необходимо изучение следующих задач:

- Рассмотреть предпосылки для возникновения, становления и развития предпринимательства;

- Изучить сущность, функции и принципы предпринимательства;

- Рассмотреть проблемы предпринимательства;

- Рассмотреть субъекты и объекты предпринимательской деятельности;

- Проанализировать основные организационно-правовые формы предпринимательства;

- Рассмотреть фонды поддержки предпринимательства.

1. Предпосылки для возникновения, становления и развития предпринимательства

Осуществляемые в России экономические реформы при всей их противоречивости и непоследовательности явились условием становления и развития предпринимательства. Как показывает опыт стран с развитой рыночной экономикой, предпринимательская деятельность играет весьма важную роль в экономике, влияет на экономический рост, насыщение рынка товарами, на создание дополнительных рабочих мест. Иными словами, предпринимательская деятельность способствует решению многих актуальных экономических, социальных и других проблем.

В переходной экономике России постепенно создаются экономические предпосылки для развития предприятий с различными формами собственности. Формируется частный сектор, что сопровождается ликвидацией старых, дореформенных структур, созданием новых институтов рыночной экономики, нового финансово-кредитного механизма.

Переход России к рыночной экономике актуализировал проблему предпринимательства, которое является необходимой составляющей рыночного хозяйства.

Следует отметить, что в современной литературе по экономической теории много внимания уделяется содержанию предпринимательства и оценке его влияния на экономику. Так, классик современной микроэкономической теории А. Маршалл, говоря о главной черте рыночной экономики, обращает внимание на "свободу производства и предпринимательства". Р. Кантильон обратил внимание на феномен предпринимательства как явление нового времени, сменившее феодальное средневековье и доказал, что в дополнение к земельным собственникам и наемникам разного рода появились люди, которые на свой страх и риск устремились к рыночному обмену с целью извлечения прибыли. Подобный подход к трактовке понятия предпринимательства вполне правомерен.

Следует отметить, что в экономической теории был и другой подход к пониманию предпринимательства. Так, через сто лет после Кантильона появилась теоретическая концепция Ж.Б. Сэя, в основе которой лежат такие экономические понятия, как капитал, земля, труд, факторы производства, комбинация факторов. Само предпринимательство трактовалось как оперирование факторами производства. Это означает, что факторы производства извлекаются в одном месте, где они дают малый доход, затем перемещаются, и новая их комбинация в другом месте дает больший доход.

Концепция Сэя применима к любым формам предпринимательской деятельности и поэтому приобрела авторитет классической формулы предпринимательства. Практически все исследования по проблемам предпринимательства содержат прямые или косвенные ссылки на концепцию Сея.

Предпринимательская деятельность связана с риском. Поэтому предприниматель определяется как человек, взявший на себя риск решений, принятых по его личной инициативе.[1] Ведь в рыночной среде любой экономический субъект действует в условиях неопределенности и поэтому рискует.

Австрийский ученый Й. Шумпетер связывал предпринимательство с нововведениями. В соответствии с этой концепцией результат деятельности предпринимателя приводит к изменениям в материальном содержании, формах и способах труда. Именно влияние на ускорение экономических процессов является специфическим свойством предпринимателя.

Говоря о предпринимательстве, следует учитывать его взаимоотношения с общественно-экономической средой. Свободное предпринимательство может сформироваться как явление в случае реализации четырех групп взаимосвязанных предпосылок: политических, экономических, юридических и психологических.

Группа политических предпосылок предполагает в стране политическую стабильность общества и его демократизацию. Свободное предпринимательство как массовое явление может иметь место в случае, если правительство будет пользоваться доверием народа.

Группа экономических предпосылок означает преобразование государственных предприятий в акционерные общества и появление в стране различных экономических структур с разнообразными формами собственности.

К группе психологических предпосылок относится устранение превратного понимания социальной справедливости как равенства- равенство возможностей.

Группа юридических предпосылок предполагает, что свободное предпринимательство может успешно функционировать, если в стране будет работать ряд законов, которые поддерживают предпринимателей, а не ставят их деятельность вне закона.

Началом становления предпринимательства в Российской Федерации считается принятие в 1992 году решения Российского правительства уничтожившего институты административного регулирования производства. Так был упразднен Государственный плановый комитет, который разрабатывал централизованные планы и прогнозы социально-экономического развития. Прекратил свое существование Государственный комитет по материально-техническому снабжению, который в соответствии с народнохозяйственным планом обеспечивал все отрасли средствами производства.

Так, например, российский малый бизнес (основная часть предпринимательства) зародился 18 июля 1991 года, когда Постановлением Правительства Российской Федерации № 446 были введены критерии отнесения предприятий к категории малых, определены общие условия и правила их функционирования.

На начало реформ пришелся мощный рывок людей в частное предпринимательство, прежде всего в его малых формах. За 1992 год было создано порядка 190 тысяч новых малых предприятий, в 1,4 раза больше, чем за 1991 год. Этот процесс сыграл решающую роль в зарождении в России частного сектора, наполнение которого шло главным образом за счет малых предприятий. К 1995 году порядка 65% всех российских частных предприятий были малыми.

За прошедшие годы создана нормативно-правовая база, регулирующая предпринимательскую деятельность. Определены цели и задачи государственной политики в области поддержки и развития предпринимательства. Разработаны механизмы реализации целевых установок и созданы структуры, воплощающие их в жизнь. Сформирована сеть сервисных организаций, предоставляющих предприятиям образовательные, информационные, консультационные, финансовые услуги.

Достигнутый уровень развития предпринимательства наглядно отражают данные государственной статистики: к концу 2000 г. число малых предприятий составило порядка 891 тыс., приблизившись к отметке 1994 г. Общее число постоянно работающих на малых предприятиях к концу 2006 года составило порядка 12,0 млн. чел или 12% от общего числа работающих на российских предприятиях. На начало 2008 года количество малых предприятий составляет уже 1,137 млн. ед., что свидетельствует о поступательном развитии сектора малого предпринимательства.

Становление предпринимательства не идет гладко. Ещё немало людей в России не воспринимают предпринимательство, доверяют прежней тоталитарной системе централизованного управления, а наиболее консервативные круги мечтают о восстановлении командно-административных структур и провозглашении предпринимательства незаконным.

2. Сущность, функции и принципы предпринимательства

Предпринимательство служит предметом изучения многих дисциплин. Отсюда и множественность его трактовок и определений. Сущность же предпринимательства, как экономической категории, обусловлена его природой и признаками как специфического вида хозяйственного поведения, способностью хозяйствующих субъектов реагировать на потенциальный источник выгоды.

Предпринимательство - это инициативная, связанная с хозяйственным риском и направленная на поиск наилучших способов использования ресурсов деятельность, ведущаяся с целью извлечения дохода и приумножения собственности.

По своей экономической природе предпринимательство неразрывно связано с рыночным хозяйством и является его продуктом. Как свойство хозяйственной деятельности внешне оно проявляется в стремлении извлечь дополнительную выгоду в процессе обмена. Между тем, сам по себе обмен еще не является источником предпринимательства. Он становится таковым, когда превращается в составное звено единого хозяйственного оборота, а производство для обмена становится определяющей функцией хозяйствующих субъектов. Товарное производство исторически и генетически является исходным пунктом предпринимательства. Обмен же, во-первых, стимулирует поиск новых возможностей, т.е. инициативу. Во-вторых, именно в процессе обмена предприниматель усматривает источник возможной выгоды, являющейся одновременно и мотивом, и оценкой успеха предпринятой им инициативы. В-третьих, сталкиваясь в процессе обмена с подобными себе лицами, предприниматель воспринимает свою деятельность как состязательную. В-четвертых, как механизм удовлетворения общественных потребностей, обмен обусловливает общественный характер предпринимательской деятельности.

Сущность явления предпринимательства раскрывается в его функциях: экономической и социальной.

Экономическая функция предпринимательства заключается в том, что она обеспечивает непрерывное институциональное изменение и развитие всей экономической системы общества, постоянно обновляет инновациями среду, ломает старые рутинные структуры, открывает дорогу разнообразным преобразованиям. Экономическая функция предпринимательства способствует повышению эффективности производства, качества продукции и услуг, внедрению достижений научно-технического прогресса.

Социальная функция предпринимательства заключается в том, что она смягчает стихийное воздействие рынка путем решения вопросов социального обеспечения людей и коллективов. Эта функция способствует росту культурного и образовательного уровня населения, защищает его малообеспеченные слои от инфляции и др.

Рассматривая более подробно явные функции малого, среднего и крупного предпринимательства, видно что в основных чертах они совпадают. Различия заключаются в потенциальных возможностях каждого вида предпринимательства реализации этих функций наиболее эффективным способом. Например, функция организации производства, которая предусматривает оценку экономической ситуации, выработку плана действий, организацию административного управления и контроль над выполнением плана, наиболее эффективно реализуется крупным предпринимательством в силу превосходства внутренней организации и вытекающей из нее экономии из-за масштабности производства. В силу этих причин именно крупное, а не мелкое предпринимательство, извлекает основную выгоду из научно-технического прогресса, поскольку сравнительно быстро может увеличить свой основной капитал и использовать самые продуктивные методы и технологии производства.

Общественно значимой латентной функцией малого предприни­мательства является функция формирования среды и духа предпринима­тельства, без которых рыночная экономика невозможна. В отличие от крупного малое предпринимательство в большинстве его форм доступно очень многим уже потому, что не требует внушительных первоначальных вложений капита­ла. Невысокая капиталоемкость и короткие сроки сооружения или реконструк­ции по сравнению с крупными объектами являются важными преимуществами малых хозяйственных форм. Необходимо также выделить существенную функцию малого предпринимательства - функцию поддержания и укрепления по­литической и социальной стабильности в обществе. Это достигается посредством создания малым бизнесом новых рабочих мест, а также расшире­ния слоя собственников. Важную роль играет общественная функция малого предпринимательства - финансовое наполнение доходной части местных бюджетов, поскольку его налогообложение в большинстве стран Запада осуществляется на муниципальном уровне. Постепенно аналогичная ситуация начинает складываться и в России. [2]

Специфичными являются общественные функции крупного предпринимательства. В первую очередь к их числу следует отнести функцию осу­ществления реальной хозяйственной власти в стране. Функцию внешнеэкономического представительства национальной эко­номики также в известной мере можно отнести к числу латентных общественных функций крупного предпринимательства. Именно крупный бизнес является доми­нирующим субъектом международной внешнеэкономической деятельности. Особенно велика в этой сфере роль транснациональных корпораций (ТНК), господствующих на международных рынках продуктов.

Общественно значимой функцией крупного предприниматель­ства является функция обеспечения стабильной занятости, професси­онального и служебного роста подавляющей части населения. В силу фактического отсутствия возмож­ностей получения кредитов, высокой степени предпринимательского риска малые предприятия разоряются гораздо чаще, чем крупные. К числу общественных функций крупного предпринимательства относится и функция наполнения доходной части государ­ственного бюджета страны.

Однако особо общественно значимой и одновременно латентной для предпринимательства является функция мультипликатора, движу­щей силы экономического роста. Экономическая природа предпринимательства характеризуется через его принципы : инициативу, коммерческий риск и ответственность, комбинирование факторов производства, новаторство.[3]

Предпринимательство - инициативная деятельность. Постоянное стремление к поиску нового, будь то производство новых товаров или освоение новых рынков, одним словом, поиск новых возможностей извлечения выгоды - отличительная черта предпринимателя. Предпринимательская инициатива - это стремление к реализации возможностей, предоставляемых самим процессом рыночного обмена, осуществляющегося к взаимной выгоде участников этого процесса. Предпринимательство следует ассоциировать не с обманом и насилием, а с извлечением выгоды посредством удовлетворения общественных потребностей - с "духом ненасильственного приобретательства".

Инициатива требует известной хозяйственной свободы. Когда уровень регламентации предпринимательской деятельности слишком высок, инициативная активность снижается, оборачиваясь деловой стагнацией. В этом смысле создание условий для активизации инициативы у субъектов хозяйствования - ключевая задача перехода к предпринимательству.

Хотя риск и является органической компонентой предпринимательской деятельности, само предпринимательство не связано со склонностью к риску. Нацеленность предпринимателя на обращение рыночной неопределенности и свою пользу выступает решающим фактором при принятии им решений. Не человеческие качества в виде склонности к безрассудному риску, а предполагаемое вознаграждение заставляет предпринимателя идти на риск. Поэтому величина принимаемого им на себя риска напрямую зависит от вероятного увеличения дохода.

Коммерческий риск отличается от риска вообще тем, что основывается на трезвом расчете и учете возможных отрицательных последствий. Стремление к успеху здесь всегда уравновешивается хозяйственной ответственностью. Сопровождающая риск хозяйственная ответственность ставит перед предпринимателем задачу овладения риском и управления им. И если упразднить рыночную неопределенность не в силах предпринимателя, то снизить риск ему вполне мод силу. Наиболее известным механизмом снижения риска является страхование, позволяющее трансформировать риск в незначительные дополнительные издержки. Проблема, однако, состоит в том, что новаторский характер предпринимательской деятельности чрезвычайно затрудняет достоверную оценку вероятного риска, сужая, тем самым, возможности применения страхования именно в сфере предпринимательства. Предпринимательская же инициатива, наоборот, предполагает создание новых, ранее не встречавшихся ситуаций, вероятный исход которых оценить очень трудно, а порой невозможно. Следовательно, возможности для страхования именно предпринимательской деятельности снижаются. Другой способ снизить риск - это разделить его с другими заинтересованными лицами. Между тем, способствуя снижению риска (возможные потери для отдельного участника), этот способ подрывает предпринимательскую мотивацию, так как предпринимательский доход будет разделен среди участников предприятия.

Риск как свойство предпринимательской деятельности характеризует не только специфику предпринимательства. Он имеет и общеэкономическое значение. Присутствие риска заставляет предпринимателя скрупулезно анализировать варианты возможных альтернатив, выбирая лучшие и наиболее перспективные из них, что ведет к прогрессивным сдвигам в производительных силах и росту эффективности общественного производства. С другой стороны, присутствие риска в предпринимательской деятельности требует применения в отношении ее определенных ограничений и регламентации.[4]

Перемещение ресурсов в целях их более эффективного применения - лишь общая формула более сложного по содержанию процесса повышения эффективности использования ресурсов. Другой, более сложной по содержанию формой повышения эффективности применения ресурсов является комбинирование факторов производства. Суть его состоит в поиске наиболее рационального варианта сочетания факторов путем замещения одного фактора другим. Варьируя факторами производства, предприниматель не просто обеспечивает переход к более эффективному применению ресурса, но и, проявляясь в новых технологиях, обеспечивает поступательный ход общественных производительных сил. В процессе индустриализации экономики комбинирование на основе "принципа замещения" становится определяющим фактором извлечения дохода, а "дух рационализма" пронизывает все содержание предпринимательства и отождествляется с ним.

В то же время было бы непростительным упущением сводить суть комбинирования только к вопросу эффективности использования ресурсов. Предприниматель комбинирует и в сфере более сложных параметров, обеспечивающих устойчивость самой предпринимательской структуры. Когда рыночный механизм по каким-либо причинам: дефицитность ресурсов, нестабильности поставок, трудности контроля по выполнению обязательств не обеспечивает должного уровня, предприниматель начинает комбинировать с элементами самого механизма. Он изымает отдельные элементы из рыночной сферы и включает их в структуру собственной организации, изменяя характер механизма перераспределения ресурсов. Поэтому содержание функции комбинирования шире "принципа замещения", а само оно может выступать фактором преобразования механизма распределения ресурсов.

Являясь общественной по своему характеру, предпринимательская деятельность направлена на удовлетворение общественных потребностей. Но предприниматель принимает на себя имущественный риск не из благотворительных побуждений. Выраженный в доходе материальный интерес - побудительный мотив предпринимательской деятельности. Следует, правда, иметь в виду, что не всякий доход есть результат предпринимательства. Он выступает таковым лишь в том случае, когда представляется результатом лучшего использования факторов производства. Поэтому различного рода рентные доходы, проценты на капитал не могут рассматриваться в качестве доходов от предпринимательства. В реальной действительности предпринимательский доход представляется в форме экономической прибыли, выступающей непосредственной формой мотивации предпринимательства. Прибыль является источником дохода предпринимателя и развития фирмы, служит показателем эффективности использования ресурсов и оценки инвестиционных возможностей, наконец, оценкой успеха и психологическим стимулом. Это говорит о том, что, даже внешне не проявляясь, прибыль, все же, занимает главенствующее место в иерархии целей предпринимателя.

Таким образом, как управленец-хозяйственник предприниматель стремится к обеспечению стабильных условий для реализации и развития своей предпринимательской функции. С этой стороны его задача состоит в уравновешивании разнонаправленных сил, позволяющих эффективно осуществлять предпринимательскую функцию в долгосрочной перспективе. В то же время, реализуя функцию собственника, он должен обеспечить наибольшую доходность от примененных ресурсов, выражающуюся в максимизации прибыли. Разрешение этого противоречия может иметь самые разные формы, но все они, в конечном счете, сводятся к обеспечению приемлемой нормы прибыли. Удовлетворенность прибылью означает не что иное, как компромисс между различными сторонами предпринимательской функции.[5]

Однако, несправедливо было бы акцентировать внимание лишь на приобретательской мотивации предпринимательства, упуская из виду выполняемую им созидательную работу.[6]

Основные принципы, которыми должны руководствоваться предприниматели в своей деятельности:

1) Правильный выбор стратегии предпринимательской деятельности на базе маркетинговых исследований.

2) Создание условий для быстрого приспособления к требованиям рынка производства, ассортимента и качества продукции, системы управления производственно-сбытовой деятельности фирмы

3) Активное воздействие на спрос, рынок и потребителя с помощью рекламы, ценовой политики, действенной системы контроля за сферой товародвижения

4) Предприниматель не должен бояться конкуренции

5) Осуществлять бизнес-планирование

6) Не бояться брать кредиты

7) Диверсифицировать свое производство

8) Механизировать и автоматизировать свое производство.

3. Проблемы предпринимательства

При переходе к рыночной экономике у России возникло много проблем, которые надо было как можно быстрее решать. Прежде всего надо было определить права собственности и решить, кому будет позволено владеть предприятиями, находящимися в собственности государства, каким образом, с помощью какого механизма и по каким ценам будет осуществляться передача собственности. Следовало также создать рынки капитала, банковскую, финансовую и валютную системы. Надо было разработать эффективные системы планирования и бухгалтерского учета, чтобы производить оценку стоимости фирм и наиболее объективно судить о результатах их деятельности. Необходимо было пересмотреть действующие законы, чтобы легализовать новые формы экономических отношений, новые типы собственности и новые виды сделок.[7]

Требовалось подобрать и обучить менеджеров, способных работать в условиях рыночной системы и вести конкурентную борьбу у себя в стране и на мировом рынке. Следовало также добиться признания населением новых правил игры.

Стояла задача выработать политику в вопросах конкуренции и регулирования и найти способ разрешения проблем, возникающих вследствие того, что простая приватизация гигантских неэффективных предприятий порождает систему гигантских неэффективных частных монополий.

Следовало определить порядок государственного прекращения субсидирования различных отраслей и разработать налоговые системы, способные обеспечить финансирование деятельности правительства.

Наконец, необходимо было решить, будет ли допущено, и если да, то когда, закрытие неконкурентоспособных фирм, и создать службы социальной помощи, которые возьмут на себя решение социальных проблем, возникающих вследствие неизбежных экономических диспропорций как во время переходного периода, так и после его завершения.

Большинство этих проблем в полной мере относятся и к малому бизнесу. Проблемы дальнейшего развития малого предпринимательства в России остаются в основном те же, что были отмечены еще в материалах 1-го Всероссийского съезда представителей малых предприятий:

·недостаточность начального капитала и собственных оборотных средств;

·трудности с получением банковских кредитов;

·усиление давления криминальных структур;

·нехватка квалифицированных бухгалтеров, менеджеров, консультантов;

·сложности с получением помещений и крайне высокая арендная плата;

·ограниченные возможности получения лизинговых услуг;

·отсутствие должной социальной защищенности и личной безопасности владельцев и работников малых предприятий и др.

Не случайно 2-я Всероссийская конференция малых предприятий, проводившаяся в марте 2001 года в городе Москве, получила название «Цивилизованному предпринимательству – разумное регулирование». Конференция ставила цель выявить источники чрезмерных административных барьеров в развитии предпринимательства.

Дело в том, что среди проблем, сдерживающих развитие малого бизнеса, на втором месте после налогового бремени стоят чрезмерные административные барьеры. Они не только мешают развитию предпринимательства, но и создают другую государственную проблему, вынуждая предприятия малого бизнеса уходить в теневую экономику.

В начале 2003 года Министерство экономического развития и торговли по поручению Президента РФ провело инвентаризацию контрольных функций государственных органов и выяснило, сколько людей имеют прямое отношение к надзору. В результате инвентаризации выяснилось, что общей системы государственного контроля в России нет. 43 федеральных министерства и ведомства имеют 65 проверяющих организаций. Только в 55 из них трудятся 1065 тысяч человек. Более 423 из них наделены правом непосредственного государственного контроля, остальные их обслуживают. Можно не сомневаться в том, что основное внимание эти многочисленные проверяющие уделяют предприятиям малого бизнеса, ограничивая, сковывая, а нередко и прекращая их деятельность.

Специалисты, анализирующие оборот теневой экономики, оценивают его не менее чем в 40% валового национального продукта. В то же время наблюдается постепенное снижение доли теневой экономики в России в последние годы.

По степени важности некоторые авторы располагают основные проблемы малого бизнеса в России в следующем порядке:

1) высокий уровень налогообложения;

2) недоступность кредитных ресурсов;

3) административные барьеры.

Предприятия малого бизнеса в России в своей деятельности сталкиваются с большими трудностями. Основная проблема – недостаточная ресурсная база, как материально-техническая, так и финансовая. Практически речь идет о создании нового сектора экономики. В течение десятилетий такой сектор у нас в сколько-нибудь существенной степени отсутствовал. Это, в частности, означало и отсутствие подготовленных предпринимателей. У основной массы населения, жившей «от получки до получки», не могло образоваться резерва средств, необходимого для начала собственного дела. Ясно, что и предельно напряженный государственный бюджет источником данных средств стать не может. Остается надеяться на кредитные ресурсы. Но и они незначительны и к тому же крайне трудно реализуемы при постоянной инфляции.

Положение едва ли может серьезно измениться в нужную сторону, если не перейти, наконец, от слов к делу в общественной поддержке конструктивного малого бизнеса. На существенный рост имеющихся для этого материально-технических и финансовых ресурсов, по крайней мере в ближайшее время, нет оснований рассчитывать.[8]

Поэтому следует создавать механизмы льготного кредитования, налогообложения, различного рода преференций, включая и связанные с внешнеэкономической деятельностью. Смысл их в том, чтобы обеспечить лучшее удовлетворение потребностей людей при создании условий для последовательного развертывания предпринимательства.

Следующая проблема – законодательная база, на которую сейчас может опираться малый бизнес. Пока она, мягко говоря, несовершенна, а во многих очень существенных положениях вообще отсутствует. Трудность в том, что, во-первых, нет единой законодательной основы для сегодняшней деятельности отечественных предприятий малого бизнеса, а во-вторых, имеющиеся разрозненные установления претворяются в жизнь далеко не полностью.

В настоящее время малый бизнес находится в условиях, весьма отдаленных от тех, что должны быть присущи рыночным отношениям. Напротив, ощущается тенденция к тому, чтобы все больше окружать его старыми рамками планово-административной системы с ее едва ли не всеохватывающим планированием и жесткой регламентацией с помощью лимитов, фондов и т.п.

Отсутствует система проведения глубокого анализа деятельности предприятий малого бизнеса, нет надлежащего учета результатов их работы, практически отсутствуют отчетность по тем показателям, которые дают право этим предприятиям воспользоваться льготами по налогообложению.

Ограничен доступ малых предприятий к высоким технологиям, так как их покупка требует значительных одноразовых финансовых затрат.

Еще одна проблема – кадровая. Квалифицированных предпринимателей, к сожалению, гораздо меньше, чем реально нужно экономике.

Несмотря на серьезность проблем, связанных с малым бизнесом, отечественный малый бизнес имеет перспективы дальнейшего развития.

Прежде всего следует оградить малый бизнес от бюрократии, сделать как можно проще процедуру регистрации, сократить число контролирующих органов и проверок, продолжить процесс сокращения числа лицензируемых видов деятельности и продукции. Следует искоренить коррупцию, которая не только опасна с моральной точки зрения, но и препятствует экономическому росту, существенно удорожает, извращает конкуренцию.

Необходимо существенно уменьшить налоговую нагрузку на малый бизнес. Это особенно важно для начинающих предпринимателей, в первую очередь в таких видах деятельности как инновационная, производственная, строительная и ремонтно-строительная, медицинская.

Следует сосредоточить внимание на концентрации всех финансовых средств, предназначенных для поддержки малого бизнеса (федерального бюджета, региональных бюджетов, Федерального фонда поддержки малого предпринимательства, всевозможных внебюджетных источников), на важнейших приоритетных направлениях, создать для него систему гарантий кредитования.

Для вновь создаваемых предприятий малого бизнеса необходимо широкое применение лизинга и франчайзинга. Если франчайзинговая система завоевывает у нас в стране все больше позиций, то лизинг находится лишь в зачаточном состоянии. Дальнейшему развитию этих форм деятельности должны содействовать крупные предприятия.

Нужна более энергичная работа по развитию инфраструктуры малого бизнеса, развитию банковской системы, различных фондов поддержки малого бизнеса. Малые предприятия должны иметь возможность в любую минуту получить консультацию и бесплатную помощь по вопросам открытия и функционирования, по проблемам маркетинговой стратегии, защите своих интересов, по любой другой проблеме.[9]

Большая работа предстоит в области подготовки и повышения квалификации предпринимательских кадров. В сфере малого бизнеса работают около 8 миллионов человек, или почти 12% всего занятого в стране населения, и численность эта из года в год будет возрастать. В малый бизнес приходит все больше молодых, энергичных людей. Особенно актуальна задача профессиональной подготовки руководителей таких предприятий.

В последние годы уменьшилось число заявлений на выдачу новых лицензий, что несомненно упростило жизнь мелкого предпринимательства. Вместе с тем 80% всех выданных лицензий обходятся предпринимателям дороже, чем плата, установленная законом, а 77% всех лицензий и решений, находящихся у руководителя фирм, выданы на срок, меньше предписанных законом пяти лет.

В соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» местные власти не имеют права вводить какие бы то ни было разрешительные документы, кроме перечисленных в Законе о лицензировании.

Таким образом, несмотря на достаточно большое количество проблем и препятствий, у малого бизнеса в России есть резервы для дальнейшего развития.

4. Субъекты и объекты предпринимательской деятельности

Основным субъектом предпринимательской активности выступает предприниматель. Однако предприниматель — не единственный субъект, в любом случае он вынужден взаимодействовать с потребителем как основным его контрагентом, а также с государством, которое в различных ситуациях может выступать в качестве помощника или противника. И потребитель и государство также относятся к категории субъектов предпринимательской активности, как и наемный работник (если, конечно, предприниматель работает не в одиночку), и партнеры по бизнесу (если производство не носит изолированного от общественных связей характера) (рис. 1).


Рис. 1 Субъекты предпринимательской деятельности

Во взаимоотношениях предпринимателя и потребителя предприниматель относится к категории активного субъекта, а потребителю свойственна прежде всего пассивная роль. При анализе стороны этих взаимоотношений потребитель выполняет роль индикатора предпринимательского процесса. Это понятно, поэтому все то, что составляет предмет деятельности предпринимателя, имеет право на реализацию только в случае позитивной (положительной) экспертной оценки потребителя. Такая оценка осуществляется потребителем и выступает как готовность последнего приобрести тот или иной товар. Предприниматель, при планировании и организации своей деятельности никоим образом не может игнорировать настроения, желания, интересы, ожидания, оценки потребителя.

У предпринимателя в условиях рыночной системы отношений нет иного пути воздействия на потребителя, кроме как действовать в унисон с его интересами. Однако такая ситуация вовсе не означает, что предприниматель обязан действовать только в строгом соответствии с уже выявленными интересами потребителя. Сам предприниматель может формировать спрос потребителя, создавать новые покупательские потребности. К этому как раз и сводится положение о двух способах организации предпринимательской активности: на основе выявленного интереса потребителя или на основе "навязывания" ему нового товара.

Таким образом, целью предпринимателя выступает необходимость «завоевать» потребителя, создать круг собственных потребителей.

Роль государства как субъекта предпринимательского процесса может быть различной в зависимости от общественных условий, ситуации, складывающейся в сфере деловой активности, и тех целей, какие ставит перед собой государство.

В зависимости от конкретной ситуации государство может быть:

тормозом развития предпринимательства, когда оно создает крайне неблагоприятную обстановку для развития предпринимательства или даже запрещает его;

посторонним наблюдателем, когда государство прямо не противодействует развитию предпринимательства, но в то же время и не способствует этому развитию;

ускорителем предпринимательского процесса, когда государство ведет постоянный и активный поиск мер по вовлечению в предпринимательский процесс новых экономических агентов (нередко такая целенаправленная деятельность государства вызывает "взрыв" предпринимательской активности и приводит к "буму" предпринимательства).[10]

Наемный работник как реализатор идей предпринимателя также относится к группе субъектов предпринимательского процесса. Именно от него зависит эффективность и качество реализации предпринимательской идеи.

Известно, что каждому экономическому субъекту свойственны свои собственные интересы. Что касается предпринимателя и наемного работника, то часть их планов совпадает (чем выше прибыль, тем выше заработная плата, к примеру), а часть носит полярно противоположный характер (предприниматель не заинтересован в высокой оплате труда, а наемный работник заинтересован). В таких случаях стороны вынуждены идти на поиск компромиссных вариантов, что в общем-то и составляет основу взаимоотношений этих двух субъектов предпринимательского процесса.

Партнерские связи (реальные и потенциальные) играют весьма важную роль в предпринимательстве. Каждый предприниматель при планировании своей деятельности, при разработке бизнес-плана обязательно учитывает возможность установления необходимых партнерских связей. К примеру, если Вы планируете производить, скажем, кухонную мебель, то Вы, естественно, обязательно постараетесь определить, где, у кого и на каких условиях предположительно (и есть ли такая возможность) Вы сможете приобретать все необходимое для организации производства (древесину, иные компоненты, фурнитуру, оборудование, машины и т. д.). Без такого подхода невозможно планирование предпринимательской деятельности.

Таким образом, при планировании своей деятельности предприниматель рассматривает партнера (партнеров) как субъект предпринимательского процесса, от формы взаимоотношений с которым зависит уровень эффективности его деятельности.

Объекты коммерческой деятельности составляют основные фонды и оборотные средства, а также иные материальные и нематериальные ценности и финансовые ресурсы, стоимость которых отражается в самостоятельном балансе компании. Акционеры осуществляют право владения, пользования и распоряжения имуществом компании.

Компания имеет право распоряжаться по своему усмотрению своим имуществом, в том числе продавать, передавать другим предприятиям возмездно и безвозмездно, списывать с баланса.

Владение и пользование имуществом, не принадлежащим компании на праве собственности, осуществляется на основе его аренды с последующим выкупом или без него, других законных основаниях. Компания владеет и пользуется землей и иными природными ресурсами в установленном законодательством порядке.

Компания несет ответственность по своим обязательствам всем своим имуществом, на которое, по действующему законодательству может быть обращено взыскание.

Уставный капитал компании формируется за счет денежных средств, имущественных вкладов, доходов от реализации интеллектуальной собственности акционеров. Уставный капитал может пополняться личным имуществом акционеров, передаваемым компании для последующей реализации и зачисления вырученных денежных средств в счет вклада акционера в уставный капитал.

5. Организационно-правовые формы предпринимательства

Согласно Гражданскому Кодексу в РФ существуют следующие организационно-правовые формы предприятий: хозяйственные товарищества, общества и производственные кооперативы[11] .

Хозяйственными товариществами и обществами признаются коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом. Имущество, созданное за счет вкладов учредителей (участников), а также произведенное и приобретенное хозяйственным товариществом или обществом в процессе его деятельности, принадлежит ему на праве собственности.

Хозяйственные товарищества могут создаваться в форме полного товарищества и товарищества на вере (коммандитного товарищества). Участниками полных товариществ и полными товарищами в товариществах на вере могут быть индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации.

Полное хозяйственное товарищество — основанное на долевой собственности объединение закрытого типа с ограниченным числом участников, несущих полную ответственность по обязательствам товарищества всем своим имуществом. Оно может быть учреждено не менее чем двумя лицами. Поэтому в случае, когда в действующем товариществе остается единственный участник, оно должно быть ликвидировано или преобразовано в иную форму.

Товарищество на вере (коммандитное) — объединение закрытого типа, включающее, наряду с участниками, несущими полную имущественную ответственность по обязательствам товарищества, вкладчиков, ответственность которых ограничивается размером внесенного вклада.

Товарищество на вере создается по тем же основаниям, что и полное товарищество, с тем лишь отличием, что должно включать в себя вкладчиков (коммандитистов), по крайней мере, одного. В случае же выбытия всех вкладчиков оно должно быть ликвидировано или преобразовано в иную форму.

Хозяйственные общества могут создаваться в форме акционерного общества, общества с ограниченной или с дополнительной ответственностью. Участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере могут быть граждане и юридические лица. Государственные органы и органы местного самоуправления не вправе выступать участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере, если иное не установлено законом.

Общество с ограниченной ответственностью — организационная форма предпринимательства, основанная на объединении капитала ограниченного числа участников, не несущих имущественной ответственности по обязательствам общества.

Общество с ограниченной ответственностью может быть учреждено одним или несколькими участниками, число которых не должно превышать законодательно устанавливаемого предела их численности. В своей деятельности общества данного типа руководствуются подписанным учредителями Учредительным договором и утвержденным ими Уставом, отражающих основные положения организации и управления обществом. Формирование активов общества осуществляется за счет вкладов учредителей. И хотя капитал общества с ограниченной ответственностью разделен на доли, общество не вправе выпускать акции и подобные им ценные бумаги. Минимальный размер уставного фонда для обществ данного типа регулируется законодательно и должен быть не менее 100 минимальных месячных оплат труда, причем в случае снижения объема чистых активов общества ниже установленной величины общество ликвидируется.

Общество с дополнительной ответственностью — организационная форма предпринимательства, основанная на объединении капиталов ограниченного числа участников, принимающих на себя определяемую ими дополнительную имущественную ответственность по обязательствам общества.

Акционерное общество (АО) — образование на основе объединения капиталов путем эмиссии акций, участники которого не несут имущественной ответственности по его обязательствам иначе как в размере стоимости приобретенных ими ценных бумаг общества.

Отличительной особенностью АО является разделение его капитала на определенное число акций, распределяемых среди участников, что, однако, не исключает создания АО одним лицом, выступающим в этом случае держателем всего пакета акций. Учитывая специфику функционирования АО, формирование его капитала регламентируется законодательно. Уставной фонд АО складывается из номинальной стоимости акций, размещаемых среди учредителей. При этом его минимальная величина определена в 1000 минимальных месячных оплат труда, а открытая подписка на акции допускается только после полной оплаты учредителями уставного фонда. Увеличение уставного фонда для покрытия убытков не допускается, а его уменьшение возможно только после уведомления об этом всех кредиторов. АО также не вправе выплачивать дивиденды, как до полной оплаты уставного фонда, так и в случае, когда чистые активы общества меньше уставного фонда или могут стать меньше его после выплаты дивидендов. Использовать же такой инструмент увеличения активов, как облигации, АО могут только после третьего года своего существования и на сумму, не превышающую размер уставного фонда. В то же время закон допускает возможность преодоления указанных требований при условии обеспечения выпуска облигаций третьими лицами.

Основные организационно-правовые формы предпринимательства согласно ГКРФ имеют следующую градацию[12] . (рис.2)


Рис.2 Основные организационно-правовые формы предпринимательства

6. Фонды поддержки предпринимательства

В настоящее время роль малых предприятий значительно возрастает. Их создание имеет большое значение, так как способствует увеличению занятости населения: обеспечивает развитие производства, товаров и услуг. Формируются фонды поддержки предпринимательства на федеральном и региональном уровнях.[13] Региональные фонды и центры поддержки малого предпринимательства созданы в 73 субъектах РФ. Специальные государственные органы осуществляют финансово-кредитные и другие меры поддержки малых предприятий.

Развитие малых предприятий стимулируется налоговыми льготами при производстве товаров и услуг, льготным кредитованием, предоставлением оборудования по лизинговым договорам и другими мерами.

В Российской Федерации государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется по следующим направлениям:

· формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;

· создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;

· установление упрощенного порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности;

· поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействий; развитию их торговых, научно-технических, производств венных, информационных связей с зарубежными государствами;

· организация подготовки, переподготовки и повышений квалификации кадров для малых предприятий.

Финансовое обеспечение государственных и муниципальных программ поддержки малого предпринимательства осуществляется ежегодно за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, а также из других источников. В федеральном бюджете ежегодно предусматривается выделение ассигнований на ее реализацию.

Предусматриваются следующие меры финансирования:

· предоставление государственных гарантий иностранным кредитным организациям, выделяющим кредиты на поддержку малого предпринимательства;

· предоставление государственных гарантий по кредитам, выдаваемым банками и другими кредитными организациями Российской Федерации субъектам малого предпринимательства;

· выделение государственных льготных инвестиционных кредитов;

· направление из Государственного фонда занятости населения РФ не менее 40% средств на создание новых рабочих мест в сфере малого предпринимательства.

Предусмотрен ряд мер по развитию малого предпринимательства.

· Льготное кредитование. Кредитование субъектов малого предпринимательства осуществляется на льготных условиях с компенсацией соответствующей разницы кредитным организациям из средств фондов поддержки малого предпринимательства.

· Страхование. Страхование субъектов малого предпринимательства осуществляется на льготных условиях. Фонды поддержки малого предпринимательства по договору со страховой организацией вправе компенсировать ей полностью или частично недополученный доход.

· Государственный заказ. Государственные заказчики при формировании и размещении заказов, а также заключении государственных контрактов на поставки продукции и товаров (услуг) для государственных нужд по приоритетным видам продукции обязаны размещать у субъектов малого предпринимательства не менее 15% общего объема поставок для государственных нужд данного вида продукции.

В Кемеровской области работает Государственный фонд поддержки малого предпринимательства Кемеровской области, основной целью деятельности Фонда является аккумулирование ресурсов для финансового обеспечения программ государственной поддержки малого предпринимательства, участия в финансировании региональных программ, а также проектов и мероприятий, направленных на поддержку и развитие малого предпринимательства.

Кроме этого, для решения задач развития малого предпринимательства в г.Кемерово создана инфраструктура поддержки малого предпринимательства, которая включает: Муниципальный некоммерческий Фонд поддержки малого предпринимательства г. Кемерово (МНФПМП) , объединяющий Бизнес-инкубаторы г.Кемерово, Городской Бизнес-центр, Учебно-консультационный центр и Городской инновационный центр. Фонд поддержки малого предпринимательства активно сотрудничает с Советом по поддержке и развитию малого предпринимательства при Главе города, Кузбасской Торгово-промышленной палатой, Кузбасским представительством «ОПОРа России».

Основное направление деятельности Бизнес-центра – оказание финансовой поддержки субъектам малого предпринимательства путем выдачи займов. Обязательным условием для получения финансовой поддержки является создание новых рабочих мест.

Учебно-консультационный центр Муниципального некоммерческого Фонда поддержки малого предпринимательства города Кемерово, пройдя путь с 1999 г от обучения основам предпринимательской деятельности до разработки спецкурсов по востребованным направлениям ведения бизнеса, сегодня особо выделил направление коучинга как профессионального сопровождения и решения проблемных ситуаций на рабочем месте бизнесмена специалистом в конкретной области по заявленной проблеме.

В свою очередь Бизнес - инкубаторы созданы для решения следующих задач: поддержка начинающих предпринимателей путем предоставления производственных площадей; становление и развитие здоровой конкуренции в районе; создание новых рабочих мест.

Основной задачей деятельности Городского инновационного центра является информационная, финансовая поддержка коммерциализации инновационного проекта, находящегося в начальной стадии создания опытного образца. Планируется создание банка инновационных проектов, поиск исполнителей проектов благодаря Центру трансфера технологий ГИЦ, бизнес-инкубирование, консалтинговое сопровождение деятельности инновационных предприятий, помощь в защите интеллектуальной собственности.

Это позволит с помощью развития производящего малого и среднего бизнеса предоставить дополнительные возможности значительно улучшить условия жизнедеятельности людей, повысить их уровень жизни, здоровья, образовательный и интеллектуальный потенциал, решить острые социальные проблемы экономики города. Таким образом в МНФПМП г.Кемерово сформирована комплексная система поддержки предпринимательства: от обучения и консультирования до реализации бизнес-идеи.

Такие муниципальные, некоммерческие фонды поддержки предпринимательства существуют не только в областном центре, но и практически в каждом городе и районе Кемеровской области (Белово, Анжеро-Судженск, Осинники, Калтан, Березовский и т.д.)

Заключение

Предпринимательство является незаменимой силой хозяйственной динамики, конкурентоспособности и общественного процветания. Ведь предприниматель – это всегда новатор, внедряющий на коммерческой основе новые технологии, новые формы организации дела; инициатор соединения факторов производства в единый процесс производства товаров и услуг с целью получения прибыли; организатор производства, настраивающий и задающий тон деятельности фирмы, определяющий стратегию и тактику поведения фирмы и принимающий на себя бремя ответственности за успех их поведения; человек не боящийся риска и сознательно идущий на него ради достижения поставленной цели.

Рыночные отношения ставят перед нашим обществом множество сложных задач, среди которых важное место занимает предпринимательство.

Характер предпринимательского потенциала России обуслов­лен состоянием российской экономики. С одной сто­роны, Россия продемонстрировала способность к быстрому фор­мированию предпринимательской инфраструктуры и самого класса предпринимателей, тем более что сами эти понятия на протяжении многих предшествовавших десятилетий воспринимались в стране исключительно негативно.

Для развития предпринимательства в России нужна специальная программа, которая должна включать:

1. создание стабильного хозяйственного законодательства;

2. образование государственно-общественных инвестиционных, страховых и информационных фондов для содействия предпринимателям;

3. построение региональной рыночной инфраструктуры (учебные, консультационные, сертификатные центры);

4. введение соответствующего налогового, валютно-ценового и антимонопольного регулирования, которое сделало бы невыгодным обман партнеров.

Список литературы

1. Александрова К. Предпринимательство. – СПб.: Нева, 2004. – 325 с.

2. Бусыгин А. Предпринимательство: Основной курс. - М.: Инфра-М, 1999. – 437 с.

3. Бутова Т. В. Предпринимательство. - М.: Юркнига, 2005. – 481 с.

4. Грузинов В., Грибов В. Предпринимательство: формы и методы организации предпринимательской деятельности // Экономика предприятия. - 1996 – с.157

5. Ильенкова С. Д., Кузнецов В. И. Основы менеджмента: Уч.-практ. пособие. – М.: МЭСИ, 1998. - 179 с.

6. Коршунов Н.М., Эриашвили Н.Д. Предпринимательское право. Учебник. - М.: Юнити-Дана, 2004. – 379 с.

7. Лапуста М.Г. Предпринимательство. – М.:ИНФРА-М, 2004. – 422 с.

8. Океанова З. Экономическая теория. - М.: БЕК, 2004. – 584 с.

9. Онтина А.Ф. Развитие коммерческой деятельности. – Томск: Деловой мир, 2001. – 403 с.

10. Организация предпринимательской деятельности/Под ред. Горфинкеля В.Я. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 525 с.

11. Романенко И.В. Экономика предприятия. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 208 с.

12. Сирополис Николас К. Управление малым бизнесом. Руководство для предпринимателей. – М.:Дело, 1997. – 672 с.

13. Хизрич Р., Питере М. Предпринимательство, или как заве­сти собственное дело и добиться успеха. Вып. 1. - М. Инфра-М, 2002. – 338 с.

14. Хоскинг А. Среда предпринимательства. Курс предпринимательства. - М.: Интер, 2000. – 379 с.

15. Эклунд К. Эффективная экономика. - М.: Экономика, 2002. – 548 с.

16. Основы классического и инновационного предпринимательства и бизнеса: учеб. пособие / под ред. В.А. Коноплева. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2007. – 286с.


[1] Ильенкова С. Д., Кузнецов В. И. Основы менеджмента: Уч.-практ. пос. – М.: МЭСИ, 1998. - 179 с.

[2] Эклунд К. Эффективная экономика. - М.: Экономика, 2002. – с.214

[3] Лапуста М. Г. Предпринимательство. – М.: ИНФРА-М, 2004. – С. 29

[4] Бутова. Т. В. Предпринимательство. - М.: Юркнига, 2005. - С. 84

[5] Александрва К.И. Предпринимательство. – Спб.: Нева, 2004. – С. 91

[6] Океанова З. Экономическая теория. - М.: БЕК, 2004. – С. 166

[7] Организация предпринимательской деятельности / Под ред. Горфинкеля В.Я. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – с.256

[8] Романенко И.В. Экономика предприятия. – М.: Финансы и статистика, 2002. – с.196

[9] Сирополис Николас К. Управление малым бизнесом. Руководство для предпринимателей. – М.:Дело, 1997. – с.115

[10] Грузинов В., Грибов В. Предпринимательство формы и методы организации предпринимательской деятельности // Экономика предприятия. - М., 1996 – с.157

[11] Бусыгин А. Предпринимательство: Основной курс. - М.: Инфра-М,1999. – с. 39.

[12] Бусыгин А. Предпринимательство : Основной курс. - М.: Инфра-М,1999. – с. 51.

[13] Коршунов Н.М., Эриашвили Н.Д. Предпринимательское право. Учебник. Москва, издательство «Юнити-Дана», 2004г. – с.64