Главная              Рефераты - Маркетинг

Разработка организационно-методических документов процесса снабжения на примере ООО ТЗК Техоснастка - курсовая работа

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ

Курсовая работа.

По дисциплине: «Логистика»

Тема: «Разработка организационно-методических документов процесса снабжения на примере ООО «ТЗК Техоснастка».

Выполнил(а) студентка 2 курса

Отделение «менеджмент организации»

Титенкова О.Ф.

Москва 2008 г.


Содержание

Введение

Глава 1. Характеристика деятельности предприятия ООО «ТЗК Техоснастка»

1.1 Краткая характеристика предприятия ООО «ТЗК Техоснастка»

1.2 Характеристика входного материального потока предприятия

1.3 Характеристика функциональной подсистемы снабжения на предприятии

Глава 2. Функциональные подсистемы логистики

2.1 Закупочная логистика

2.2 Производственная логистика

2.3 Сущность распределительной логистики

2.4 Логистические посредники распределения.

Глава 3. Процесс снабжения на примере ООО «ТЗК Техоснастка»

3.1 Разработка организационно-методических документов процесса снабжения

3.2 Определение ведущих номенклатурных позиций в материальном потоке по методу АВС

3.3 Номенклатурные позиции из запасов класса А, критерии выбора поставщиков для каждого из них

3.4 Технология ведения переговоров при выборе поставщика

3.5 Требования к заполнению спецификации потребностей, подлежащих закупке

Заключение

Список литературы.


Введение

Современная логистика – уникальная область экономики и человеческой деятельности. Она охватывает и объединяет в целостный процесс такие виды деятельности, как информационный обмен, транспортировку, управление запасами, складским хозяйством, грузопереработку и упаковку. В прикладном значении логистика предприятия все в большей степени рассматривается как интегрированный процесс, призванный содействовать созданию потребительной стоимости с наименьшими общими издержками.

В настоящее время насчитывается множество видов логистики. Вот некоторые из них:

транспортная логистика (и автотранспортная логистика в частности)

складская логистика (логистика складирования)

коммерческая логистика

информационная логистика

маркетинговая логистика

закупочная логистика

производственная логистика

промышленная логистика

логистика распределения (распределительная или сбытовая логистика)

Причём большинство из них взаимно пересекаются.

Применение новых лигистических методов позволяет снизить издержки, повысить производительность, улучшить качество продукции и услуг, в результате - получить конкурентное преимущество на рынке. В основе успеха интегрированной логистики лежит применение информационных технологий и новых подходов к организации бизнес-процессов. В современной экономике России формируются условия по интеграции и координации деятельности промышленных, торговых, складских, транспортно-экспедиторских компаний на основе эффективного управления информационными ресурсами.

Логистическая деятельность простирается от возникновения потребности в товаре или услуге до ее удовлетворения. Главная цель логистики - вовремя и в необходимом количестве доставить произведенную продукцию в нужное место с минимальными издержками. Значение логистики в компании возрастает с увеличением числа и интенсивности товарных потоков, в ходе расширения деятельности фирмы или в условиях, когда сама специфика продукции и рынка требует высокой оперативности.

Закупочная логистика - это управление материальными потоками в процессе обеспечения предприятия материальными ресурсами.

Значимым элементом микрологистической системы является подсистема закупок, организующая вход материального потока в логистическую систему. Управление материальными потоками на данном этапе имеет известную специфику, что объясняет необходимость выделения закупочной логистики в отельный раздел этой дисциплины.

Основные вопросы, на которые следует отметить в процессе обеспечения предприятия предметами труда, традиционны и определяются логикой снабжения:

· Что закупить;

· Сколько закупить;

· У кого закупить;

· На каких условиях закупить.

Целью данной работы является разработка процесса снабжения на предприятии ООО «ТЗК Техоснастка»

Задача данной работы:

- рассмотреть процесс снабжения на предприятии.

Объектом исследования в данной работе выступает организация ООО «ТЗК Техоснастка».

Предметом исследования в данной работе выступает теория и практика логистического снабжения предприятий и организаций.


Глава 1. Характеристика деятельности предприятия ООО «ТЗК Техоснастка».

1.1 Краткая характеристика предприятия ООО «ТЗК Техоснастка».

ООО «Торгово-Закупочная Компания Техоснастка» занимается оптовой и розничной торговлей пластиковой посуды, автозапчастей из пластика и товаров для дома.

Цепь поставок определяется как «объединение всех видов бизнес-процессов (производство, продажа, сервис, закупки, дистрибуция., управление ресурсами, поддерживающие функции). необходимых для удовлетворения спроса на продукцию или сервиса - от начального момента получения исходного сырья или информации до доставки конечному потребителю». По этому предприятие является (поставщик - потребитель).

Структура управления функциональная на (Рис.1)


Ассистент директора


Продавец -консультант

Менеджер по продажам

Руководитель отдела кадров

Старший менеджер по продажам

Зам. Руководителя по продажам

Руководитель отдела сбыта

Руководитель отдела снабжения

Руководитель рекламного отдела

Главный бухгалтер

Рис.1. Схема структуры управления ООО «ТЗК Техоснастка»


Выполнение указаний каждого функционального органа в пределах его компетенции обязательно для производственных подразделений. Решения по общим вопросам принимаются коллегиально. Функциональная специализация аппарата управления значительно повышает его эффективность, так как вместо универсальных менеджеров, которые должны разбираться в выполнении всех функций, появляется штаб высококвалифицированных специалистов.

Основные приоритеты организации: максимальное расширение ассортимента, сокращение объема товарных запасов, минимизация расхождений цен с ценами конкурентов, более точный учет требований покупателей.

1.2 Характеристика входного материального потока предприятия

Схема входного материального потока:

Поставщик Транспорт Покупатель

материальный поток

Входным материальным потоком предприятия, являются готовая продукция из пластмассы (товары для дома, пластиковая посуда и автозапчасти из пластика).

Реальный процесс планирования начинается с информации, полученной из ежегодного плана продаж, плана производства и общего экономического плана. Планирование продаж определяет потребности в сырье, продукции и услугах, которые будут приобретены отделом закупок компании; производственное планирование предоставит информацию об источнике, где будут приобретаться сырье, продукция и услуги, экономическое планирование обеспечит информацию, полезную при оценке общих тенденций цены, заработной платы и других расходов.

Расчет расхода сырья производится помесячно и поквартально. Расход проверяется в соответствии с контрольными данными о запасе материальных ресурсов. Эти расчеты соотносятся с тенденцией цены и прогнозами наличия сырья, которое планируется закупить, после чего разрабатывается план покупки. Если по прогнозам предполагается большая поставка сырья и возможное уменьшение цен, то, скорее всего, политика в области закупки будет заключаться в снижении запасов до самого низкого уровня. С другой стороны, если по прогнозам планируется небольшой объем поставок, и имеется тенденция к росту цены, политика в области осуществления закупок будет обеспечивать адекватный объем имеющегося запаса в соответствии с контрактом.

В последние годы разработаны новые логистические системы, ориентированные на планировании потребностей ресурсов, из которых можно выделить следующее: JI, KANBAN, MRP-1/MRP-2, SDP, LP, LRP, DDT и т.д.

Система МRP-1 - применима в нашей компании. Данная система основана на логистической концепции «планирование потребностей/ресурсов», система оперирует материалами, компонентами, полуфабрикатами и их частями, спрос на которые зависит от спроса на специфическую готовую продукцию. Основные цели этой системы – удовлетворение потребности в материальных ресурсах для планирования производства и доставки потребителям, поддержания низкого уровня запасов материальных ресурсов, незавершенного производства, готовой продукции, планирование производственных операций, графиков доставки, закупочных операций.


1.3 Характеристика функциональной подсистемы снабжения на предприятии

В ООО «ТЗК Техоснастка» закупки осуществляются централизованно, так как этот метод имеет ряд преимуществ:

• простота стандартизации купленных материальных ресурсов или готовой продукции;

• отсутствие административного дублирования;

• развитие профессиональных навыков специалистов по закупкам за счет специализации, профессионального принятия решений и лучшего использования времени.

Отдел закупок является главным подразделением, где принимаются решения о закупке товаров, заключаются договора на поставку продукции, устанавливаются требования к качеству продукции и т. д.

Решения о закупке товаров принимаются на основании потребительского спроса, а так же прогнозировании, основываясь на предыдущих периодах.

В отделе снабжения имеется непосредственный руководитель, подчиняющийся генеральному директору и координирующий деятельность всего отдела. Заказы поставщику отправляются по электронной почте (технология автозаказа).

Формирование эффективных взаимовыгодных отношений с производителем основа закупочной логистики ООО «ТЗК Техоснастка» Отношения с партнерам строятся в соответствии со следующими логистическими принципами:

общаться с поставщиками так же предупредительно и доброжелательно, как и с клиентами фирмы;

демонстрировать общность интересов;

знакомить поставщиков с задачами и быть в курсе их деловых проблем;

проявлять готовность помочь в случае возникновения проблем у поставщика;

соблюдать принятые на себя обязательства;

учитывать в деловой практике интересы поставщика.

ООО «ТЗК Техоснастка» имеет одного постоянного поставщика. Ориентация на единственного поставщика ведет к росту ненадежности закупочной системы, ее зависимости: любые сложности, которые могут возникнуть у поставщика, самым непосредственным образом скажутся на качестве его поставок. В работе с единственным поставщиком имеются и положительные моменты: установление тесного сотрудничества позволяет полнее учитывать интересы друг друга и таким образом повысить качество услуг, сократить общие издержки.


Глава 2. Функциональные подсистемы логистики

Функциональные подсистемы способствуют формированию понятий «логистика закупок (снабжения)», «производственная логистика», «логистика распределения», «транспортная» и «складская логистика».

Между функциональными подсистемами существует тесная связь. Цель логистики может быть достигнута только при полной согласованности всех указанных подсистем. Связано это с тем, что в общем случае деление лигистических процессов на закупочную, производственную, распределительную и другую логистику является условным. Управление потоками должно быть сквозным и координировать из одного центра. Все логистические операции должны быть полностью интегрированы и составлять единый процесс управления материальными. Информационными и другими видами потоков.

2.1 Логистика снабжения, ее место в логистической системе

Логистика снабжения является первой логистической подсистемой, основная цель которой – управление материальными потоками и услугами в процессе обеспечения организации материальными ресурсами и услугами.

В общем виде цель снабжения – гарантировать, чтобы организация имела надежную поставку материалов соответствующего качества, необходимого объема, в нужное время, от квалифицированного поставщика, с высоким уровнем сервиса и по приемлемой цене.

Исходя из этого, можно сформулировать основные задачи логистики снабжения:

· налаживание надежного и непрерывного материального потока для обеспечения бесперебойного функционирования организации.

· поддержание на нормативном уровне запасов материальных ресурсов на складе;

· развитие отношений с подразделениями, использующей эти материалы;

· поиск компетентных поставщиков, тесное взаимодействие с ними;

· поддержка и повышение качества закупаемых материалов подразумевают, что производство продукции или оказание услуг должны осуществляться с определенным уровнем качества, иначе конечный продукт или услуга не будут отвечать принятым требованиям и не смогут обеспечить конкурентоспособности товаров и услуг;

· договоренность о наименьшей общей стоимости с сохранением должного уровня качества, количества, условий доставки и сервиса;

· повышение конкурентоспособности. Контроль над всеми расходами сети снабжения позволяет выявить операции, не приносящие прибыль или требующие дополнительного времени, повысить конкурентоспособность организации в целом.

Объект логистики снабжения – поток материальных ресурсов и услуг, циркулирующий в функциональном цикле снабжения.

2.2 Производственная логистика

Производственная логистика — обеспечение качественного, своевременного и комплектного производства продукции в соответствии с хозяйственными договорами, сокращение производственного цикла и оптимизация затрат на производство. Материальный поток на своем пути от первичного источника сырья до конечного потребителя проходит ряд производственных звеньев. Управление материальным потоком на этом этапе имеет свою специфику и носит название производственной логистики.

Задачи производственной логистики касаются управления материальными потоками внутри предприятий. Участников логистического процесса в рамках производственной логистики связывают внутрипроизводственные отношения (в отличие от участников закупочного и распределительного логистических процессов, связанных товарно-денежными отношениями). Современное промышленное производство — это сложнейший механизм, включающий в себя как собственно производственно-технологические подразделения, осуществляющие производство полуфабрикатов, деталей, компонентов, сборочных единиц из исходного сырья и материалов, а затем сборку готовой продукции из этих элементов, так и большое количество вспомогательных подразделений, которые часто объединяют единым названием «инфраструктура» производства. Кроме того, основные и вспомогательные подразделения объединены централизованной системой менеджмента фирмы. Иногда структура фирмы состоит из отдельных производственных подразделений и дочерних фирм, располагающихся в разных городах, регионах. Все это значительно усложняет проблему формирования эффективных логистических систем и логистического менеджмента, так как дополнительно возникают задачи транспортировки готовой продукции на значительные расстояния, вопросы создания промежуточных запасов и т.п.

Через инфраструктурные подразделения каждое предприятие формирует внешние хозяйственные связи и осуществляет внутреннее взаимодействие своих структурных элементов. Непосредственное управление финансовыми и трудовыми ресурсами предприятия производиться только с помощью инфраструктурных подразделений. Применение концепции логистики, сохраняя технологическую специализацию элементов предприятия, помогает таким образом интегрировать подразделения основного и инфраструктурного комплексов, что они составляют единое целое, каждая часть которого по отдельности не может функционировать самостоятельно. Особенно это наглядно проявляется в производственной логистике. Как в основных, так и во вспомогательных подразделениях любой промышленной фирмы реализуется определенный набор элементарных и комплексных управленческих решений, составляющих предмет внутрипроизводственного логистического менеджмента. Нельзя искусственно разделять логистическое управление основными подразделениями и инфраструктурой производства фирмы, так как они работают на выполнение одной цели выпуска готовой продукции в соответствии с заданным производственным расписанием при соблюдении стандартов качества и максимальной экономии всех видов ресурсов. При создании единой структуры внутрипроизводственной логистической системы должна быть обеспечена максимальная координация и интеграция всех видов звеньев производственной структуры фирмы, участвующих в управлении основными вспомогательными материальными и связанными с ними потоками. При организации на производстве логистической системы, необходимо в каждом конкретном случае максимально полнее проанализировать особенности предприятия, характер производственного цикла, его тип производства, систему снабжения основного производства и подачи материальных ресурсов на рабочие места, систему норм, параметры эффективности использования ресурсов и т.д. Производственный цикл — это период времени между моментами начала и моментом окончания производственного процесса применительно к конкретной продукции в рамках логистической системы.

Длительность производственного цикла во многом зависит от характеристики движения материального потока, которые бывают:

· последовательным;

· параллельным;

· параллельно-последовательным.

Кроме того, на длительность производственного цикла влияют также формы технологической специализации производственных подразделений, система организации самих производственных процессов, прогрессивность применяемой технологии и уровень унификации выпускаемой продукции.

Существует пять типов производства в зависимости от числа видов конечной продукции и объема выпуска в натуральных показателях.

Первый тип — предприятия, выпускающие сложные изделия на заказ. Это тип единичного позаказного производства. Его отличает потенциально большое разнообразие выпускаемой продукции и штучный выпуск. Он характеризуется универсальным оборудованием (станки с числовым программным управлением, обрабатывающие центры, роботы и гибкие автоматизированные производства) и высококвалифицированным персоналом (наладчики и станочники широкого профиля).

Второй, третий и четвертый типы: разные варианты серийного производства — мелкосерийное, серийное и крупносерийное. Чем выше серийность, тем ниже универсальность оборудования и уже специализация рабочих. Число видов готовой продукции ниже, выпуск — выше.

Пятый тип — массовое производство. Специализированное оборудование, конвейеры, поточные линии, технологические комплексы. Минимальное число видов выпускаемой продукции, максимальные объемы выпуска.

В развитии современного промышленного производства отмечены тенденции сужения сферы массового и крупносерийного производства, которые приводят к увеличению количества малых и средних предприятий. Происходит техническое переоснащение производства на универсальное оборудование, гибкие переналаживаемые производственные системы. Производители получают все больше заказов на производство небольших партий и даже единичных изделий. При этом со стороны покупателя все чаще выдвигается требование удовлетворить потребность за минимально короткий срок (сутки, час) с высокой степенью гарантий. Когда спрос превышает предложение, можно с достаточной уверенностью полагать, что изготовленная с учетом конъюнктуры рынка партия изделий будет реализована. Поэтому приоритет получает цель максимальной загрузки оборудования. Причем, чем крупнее будет изготовленная партия, тем ниже окажется себестоимость единицы изделия. Задача реализации на первом плане не стоит. Ситуация меняется с увеличением спроса над предложением. Тогда задача реализации произведенного продукта в условиях конкуренции выходит на первое место. Непостоянство и непредсказуемость рыночного спроса делают нецелесообразным создание и содержание больших запасов. В то же время производственник уже не имеет права упустить ни одного заказа. Отсюда необходимость в гибких производственных мощностях, способных быстро отреагировать производством на возникший спрос.

Другим аспектом актуальности производственной логистики является организация производства в рамках кооперации по выпуску сложных изделий. В этом случае транспортно-перемещающие операции могут быть объектом как производственной логистики, если используются собственные транспортные средства для внутрисистемного перемещения грузов, так и транспортной при использовании транспорта общего пользования. В организационном отношении часть логистической системы, к которой относится управление внутрипроизводственными потоковыми процессами, образует производственную логистическую систему, которая является интегрированной совокупностью элементов в общей структуре действующей логистической системы. Производственные логистические подсистемы объединяют материальные потоки и задают ритм работы всем другим подсистемам. Они определяют потенциальные возможности адаптации микрологистических систем к изменениям окружающей среды. Кроме того, производственные логистические подсистемы обуславливают способность смежных подсистем самонастраиваться в соответствии с текущими целевыми установками. Гибкость производственных логистических подсистем обеспечивается за счет гибкости производства и профессионализма обслуживающего персонала. Большую роль в построении производственных логистических подсистем играет катомизация производства, которая заключается в придании выпускаемой продукции свойств и параметров, соответствующих заказам конкретных потребителей. Особое внимание в производственной логистике уделяется нормам расхода, которые оказывают существенное влияние на стоимость продукции. Нормы расхода материальных ресурсов — это максимально допустимое количество сырья, материалов, топлива, расходуемое на изготовление единицы продукции определенного качества и выполнение технологических операций, в том числе логистических.

Развитие современного производства может выжить лишь в том случае, если оно способно быстро менять ассортимент и количество выпускаемой продукции. Происходит переосмысление промышленной политики предприятиями, которая раньше была направлена на решение задачи по расширению производства за счет наличия на складах запасов готовой продукции. Сегодня логистика предлагает адаптироваться к изменениям спроса за счет создания запаса производственной мощности и универсальности оборудования. Запас производственной мощности возникает при наличии качественной и количественной гибкости производственных систем. Качественная гибкость обеспечивается за счет наличия универсального обслуживающего персонала и гибкого производства. Цель производственной логитстики заключается в точной синхронизации процесса производства и логистических операций во взаимосвязанных подразделениях.

Логистическая концепция организации производства включает в себя следующие основные положения:

· отказ от избыточных запасов;

· отказ от завышенного времени на выполнение основных и транспортно-складских операций;

· отказ от изготовления серий деталей, на которые нет заказа покупателей;

· устранение простоев оборудования;

· обязательное устранение брака;

· устранение нерациональных внутрипроизводственных перевозок;

· превращение поставщиков из противостоящей стороны в доброжелательных партнеров.

В отличие от производственной логистики традиционная концепция организации производства предполагает:

· никогда не останавливать основное оборудование и поддерживать во что бы то ни стало высокий коэффициент его использования;

· изготавливать продукцию как можно более крупными партиями;

· иметь максимально большой запас материальных ресурсов «на всякий случай».

Задачи производственной логистики отражают организацию управления материальными и информационными потоками как внутри логистической системы, так и в рамках процесса производства.

2.3 Сущность распределительной логистики

Распределительная логистика — обеспечение рационализации процесса физического продвижения продукции к потребителю и формирование системы эффективного логистического сервиса. Под распределительной логистикой понимается физическое, ощутимое, вещественное содержание этого процесса. Главным направлением в распределительной логистике является рационализация процесса физического распределения имеющегося запаса материалов. Распределительная логистика отвечает за оптимизацию процесса распределения имеющихся запасов готовой продукции до потребителя в соответствии с его интересами и требованиями.

Важнейшие функции распределительной логистики заключаются в следующем:

· планирование, организация и управление транспортно-перемещающими процессами в логистической системе в послепроизводственный период;

· управление товарными запасами;

· получение заказов на поставку продукции и его эффективная обработка;

· комплектация, упаковка и выполнение ряда других логистических операций по подготовке товарных потоков к генерации;

· организация рациональной отгрузки;

· управление доставкой и контроль над выполнением транспортно-перемещающих операций в лигистических цепях;

· планирование, организация и управление логистическим сервисом.

Распределительная деятельность на предприятии требует существенных затрат (издержки) на их выполнение. Основная часть лигистических затрат связана с выполнением ключевых лигистических операций: складированием, переработкой, транспортировкой, экспедированием, подготовкой продукции к производственному потреблению, сбором, хранением, обработкой и выдачей информации о заказах, запасах, поставках и т.д.

Логистические затраты по своему экономическому содержанию частично совпадают с издержками, возникающие в процессе производства, но в большей мере связаны с транспортно-складскими издержками, расходами на упаковку и тару, а также расходами связанными с завозом товаров и их отправке потребителям, и другими составляющими издержками обращения. Как правило, совокупные логистические издержки на локальном уровне определяются (и планируются) исходя из сумм продаж, в стоимостном выражении в расчете на единицу массы готовой продукции, предназначенной к реализации, или в процентах от стоимости чистой продукции.

Принципиальное отличие распределительной логистики от традиционных методов сбыта и продажи заключается в следующем:

· подчинение процесса управления материальными и информационными потоками целям и задачам маркетинга;

· системная взаимосвязь процесса распределения с процессами производства и закупок (в плане управления материальными потоками);

· системная взаимосвязь всех функций внутри самого распределения.

Задачи распределительной логистики

Учитывая специфику предприятия и поставленные цели, задачи решаются на уровне предприятия и макроуровне.

На уровне предприятия логистика решает следующие задачи:

· планирование процесса реализации;

· организация получения и обработки заказов;

· организация сети складов;

· выбор вида упаковки, принятие решения о комплектации, а также организация выполнения других операций, непосредственно предшествующих отгрузке;

· организация отгрузки продукции;

· организация доставки и контроль транспортирования;

· организация послереализационного обслуживания.

На макроуровне к задачам распределительной логистики относят:

· выбор схемы распределения материального потока;

· определение оптимального количества распределительных центров (складов) на обслуживаемой территории;

· определение оптимального места расположения распределительного центра (склада) на обслуживаемой территории.

Для решения задач по оптимизации распределения необходимо обеспечить контроль за всеми звеньями системы перемещения грузов. Главным показателем успешной деятельности компании является полученная прибыль. Основным направлением деятельности для увеличения прибыли считаются мероприятия связанные с:

· создание единой транспортно-складской системы (быстрая доставка до потребителя);

· экономическое объединение производства и сбыта;

· выработка оптимальных схем складирования и пополнения запаса.

При решении определенной задачи предприятие может столкнуться с проблемой, связанной с уменьшением дохода, которая возникла из-за не учета всех факторов влияющих на доход компании. Для успешного ведения бизнеса предприятие должно решить следующие вопросы: в какой мере затраты, связанные с сокращением времени товародвижения компенсируются увеличением выручки от возросшего объема продаж; может ли предприятие допустить снижение уровня обслуживания клиента при одновременном увеличении объема поставок; насколько целесообразно складировать товар по месту производства или непосредственно на рынке сбыта. При выборе оптимальной схемы товародвижения, предприниматель должен учитывать всю цепь прохождения до конечного потребителя. То есть должен учитывать минимальные сроки поставки, максимальный уровень сервиса, максимальный уровень получения прибыли, минимальные издержки.

Распределительная логистика охватывает весь комплекс задач по управлению материальным потоком на участке поставщик — потребитель, начиная от момента постановки задачи реализации и заканчивая моментом выхода поставленного продукта из сферы внимания поставщика. При этом основной удельный вес занимают задачи управления материальными потоками, решаемые в процессе продвижения уже готовой продукции к потребителю. Решение возникающих задач распределительной логистики на каждом уровне различен.

2.4 Логистические посредники

Посредниками в операциях физического распределения выступают различные специализированные транспортные экспедиционные, транспортно-экспедиционные организации, компании физического распределения и другие предприятия. Торговыми посредниками могут выполняться логистические операции, относящиеся к физическому распределению. Главное место среди лигистических посредников в распределении занимают торговые посредники, которые наряду с функциями обмена могут осуществлять и многие другие функции физического распределения. Именно посредники с точки зрения логистики, обеспечивают эффективную систему товаропотоков, применяя рыночный механизм саморегулирования. Посредники в системе логистического товародвижения осуществляют ряд очень важных функций. Посредник – это физическое или юридическое лицо, которое способствует установлению деловых связей между производителями продукции, с одной стороны и потребителями – с другой Привлечение посредников имеет задачей улучшение экономичности внешнеторговых операций. В случае если посредники не обеспечивают получения дополнительной прибыли по сравнению с прибылью, которую производители получают при самостоятельном сбыте товаров на рынке, привлечение их бессмысленно. Но в большинстве случаев использование в торговом процессе посредника минимизирует расходы итогового потребителя. В зависимости от характера проводимых операций, торговые посреднические фирмы делятся на торговые, комиссионные, агентские фирмы, брокерские конторы. Посредники, финансируя процесс прохождения товаров, не формируют добавочной стоимости, но приносят значительные издержки, в частности, когда соглашения предусматривают большой объем обязательств посредников по анализу рынка, рекламе, организации сбытовой сети и технического обслуживания. Все расходы могут покрываться только из вознаграждения, выплачиваемого продавцами и покупателями, поскольку в результате деятельности посредника не создается никакой дополнительной стоимости. Посредник при этом должен не только вернуть капитал, но и получить прибыль на этот капитал. Оптовые посредники, независимо от их конкретной деятельности, выполняют торгово-логистическую функцию: направляют материальные потоки в области обращения, производят кооперирование и комплектование поставок. Торговые посредники – это важнейшая составная часть товаропроводящей сети независимо от того, кому принадлежит эта сеть.


Глава 3. Процесс снабжения на предприятии

3.1 Разработка организационно-методических документов процесса снабжения

Разработаны следующие документы:

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

АГЕНТА ПО СНАБЖЕНИЮ

1. Общие положения

1. Агент по снабжению относится к категории технических исполнителей.

2. На должность агента по снабжению назначается лицо, имеющее среднее (полное) общее образование и специальная подготовка по установленной программе без предъявления требований к стажу работы.

3. Назначение на должность агента по снабжению и освобождение от нее производится приказом директора предприятия по представлению (начальника материально-технического снабжения, заместителя начальника отдела материально-технического снабжения; иного должностного лица)

4. Агент по снабжению должен знать:

4.1. Нормативные правовые акты, положения, инструкции, другие руководящие материалы и документы, касающиеся вопросов использования материальных ресурсов.

4.2. Основы организации материально-технического обеспечения и погрузочно-разгрузочных работ.

4.3. Правила и порядок приема и отправки грузов, заказа контейнеров и транспортных средств, оформления документов на получаемые и отправляемые грузы.

4.4. Номенклатуру и нормы расхода сырья, материалов и других товарно-материальных ценностей, условия их хранения и транспортировки.

4.5. Основы организации труда.

4.6. Основы законодательства о труде.

4.7. Правила внутреннего трудового распорядка.

4.8. Правила и нормы охраны труда.

5. Агент по снабжению подчиняется непосредственно (начальнику отдела материально-технического снабжения заместителю начальника отдела материально-технического снабжения; иному должностному лицу)

6. На время отсутствия агента по снабжению (болезнь, отпуск, пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное в установленном порядке. Данное лицо приобретает соответствующие права и несет ответственность за надлежащее их исполнение.

II. Должностные обязанности

Агент по снабжению:

1. Получает по договорам, нарядам и другим документам товарно-материальные ценности (сырье, материалы, оборудование, комплектующие изделия, инвентарь, канцелярские принадлежности и т.п.).

2. Оформляет документацию на получаемые и отправляемые грузы, заказывает контейнеры, другую тару, а также транспортные средства для их доставки.

3. Производит внеплановые закупки материалов.

4. Отправляет товарно-материальные ценности в адрес предприятия или сопровождает грузы в пути следования, обеспечивает сохранность и содействует своевременной их доставки.

5. Проверяет состояние груза, принимает меры по замене материальных ценностей в случае обнаружения наружного брака.

6. Определяет режим перевозки скоропортящихся и опасных грузов, следит за соответствием тары перевозимым грузам, размещением грузов при транспортировке, контролирует соблюдение требований техники безопасности при проведении погрузочно-разгрузочных работ.

7. Принимает меры по повышению эффективности использования материальных ресурсов путем снижения затрат, связанных с их приобретением,

III. Права

Агент по снабжению имеет право:

1. Знакомиться с проектами решений руководства предприятия, касающихся его деятельности.

2. Запрашивать лично или по поручению непосредственного руководителя от руководителей подразделений предприятия и специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения его должностных обязанностей.

3. Вносить на рассмотрение руководства предложения по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными настоящей инструкцией обязанностями.

4. В пределах своей компетенции сообщать своему непосредственному руководителю о всех выявленных в процессе своей деятельности недостатках и вносить предложения по их устранению.

5. Требовать от руководства предприятия оказания содействия в исполнении им его должностных обязанностей и прав.

IV. Ответственность

Агент по снабжению несет ответственность:

1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.

2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, - в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

3. За причинение материального ущерба - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

3.2 Определение ведущих номенклатурных позиций в материальном потоке по методу АВС

АВС – анализ является важным инструментом, используемым на предприятии для определения ключевых моментов и приоритетов в области управленческих задач, процессов, материалов, групп продуктов, рынков сбыта, категорий клиентов.

В системе контроля за движением запасов все виды запасов делят на три группы исходя из их стоимости, объёма и частоты расходования, отрицательных последствий при их нехватке.

К категории А относят более дорогостоящие виды запасов с продолжительным циклом заказа, которые требуют постоянного мониторинга в связи с серьёзностью финансовых последствий при их нехватке. Здесь нужен ежедневный контроль за их движением.

В категорию В включают те ТМЦ, которые имеют меньшую значимость в обеспечении бесперебойного операционного процесса и формирования конечных финансовых результатов. Запасы этой группы контролируются раз в месяц.

В категорию С включаются все остальные ТМЦ с низкой стоимостью, не играющие значимой роли в формировании конечных финансовых результатов. Контроль за их движением осуществляется раз в квартал. АВС – анализ концентрирует внимание за движением наиболее приоритетных групп товарно-материальных ценностей.

Номенклатурная таблица в материальном потоке по методу АВС. (табл.1)


Номенклатурная таблица

Табл.1.

Наименование и краткая характеристика

Артикул

Отпускная цена, руб./шт. предоплата, с учетом НДС 18%

Количество в коробке шт.

Класс

1

Набор для ванной комнаты без зеркала в комплекте с шурупами в упаковке

П-6-1ТХ

234,00

5

А

2

Набор для ванной комнаты без зеркала в комплекте с шурупами в упаковке

П-6-3ТХ

258,00

5

А

3

Набор для ванной комнаты без зеркала в комплекте с шурупами в упаковке

П-8-1ТХ

197,00

5

А

4

Набор для ванной комнаты с универсальным зеркалом в комплекте с шурупами в упаковке

П-6-1ТХУ

770,00

1

А

5

Набор для ванной комнаты с универсальным зеркалом в комплекте с шурупами в упаковке

П-6-3ТХУ

863,00

1

А

6

Набор для ванной комнаты с универсальным зеркалом средним в комплекте с шурупами в упаковке

П-6-3ТХУ(ср)

788,00

1

А

7

Набор для ванной комнаты с универсальным зеркалом малым в комплекте с шурупами в упаковке

П-6-3ТХУ(м)

688,00

1

А

8

Зеркало универсальное в раме в комплекте с шурупами 700х620 мм

П-21ТХ

575,00

1

А

9

Зеркало универсальное в раме среднее в комплекте с шурупами 520х620 мм

П-21-1ТХ

500,00

1

А

10

Зеркало универсальное в раме малое в комплекте с шурупами 350х620 мм

П-21-2ТХ

400,00

1

А

11

Рукомойник бытовой с полочкой с зеркалом 2,5 л

П-2ТХ

164,00

6

В

12

Рукомойник бытовой с полочкой с зеркалом 2,5 л в упаковке

П-2-1ТХ

176,50

4

В

13

Рукомойник бытовой 2,5 л

П-2-2ТХ

116,00

8

В

14

Рукомойник бытовой с полочкой с зеркалом 2,5 л

П-2ТХ

164,00

6

В

15

Рукомойник бытовой с полочкой с зеркалом 2,5 л в упаковке

П-2-1ТХ

176,50

4

В

16

Подставка для зубных щеток с 1-м стаканом 0,25 л в комплекте с шурупами в упаковке

П-42-1ТХ

29,00

50

С

17

Стакан 0,4 л для зубных щеток с держателем в комплекте с шурупами в упаковке

П-42-3ТХ

38,00

25

С

18

Крючок 2-х рожковый в комплекте с шурупами в упаковке

П-44ТХ

9,10

150

С

19

Крючок 4-х рожковый в комплекте с шурупами в упаковке

П-45ТХ

11,50

100

С

20

Вешалка для полотенец 6-рожковая в комплекте с шурупами в упаковке

П-43ТХ

163,00

25

С

21

Полка угловая универсальная в комплекте с шурупами

П-37ТХ

34,00

30

С

22

Полка угловая универсальная в комплекте с шурупами в упаковке

П-37-1ТХ

41,50

10

С

23

Чашка 0,28 л

П-4-1ТХ

21,00

60

С

3.3 Номенклатурные позиции из запасов класса А, критерии выбора поставщиков для каждого из них

Метод оценки выбора поставщиков по выбранным видам запасов. Товары класса А: Набор для ванной комнаты с универсальным зеркалом в комплекте с шурупами в упаковке, Зеркало универсальное в раме малое в комплекте с шурупами 350х620 мм, пикниковый набор на 12 персон.

Для ООО «ТЗК Техоснастка» важны следующие критерии, которые показаны в табл.2

КРИТЕРИИ ВЫБОРА ПОСТАВЩИКОВ

Табл.2

Набор для ванной комнаты с универсальным зеркалом в комплекте с шурупами в упаковке.

поставщики

Техпром

оснастка

зенит

товары для дома

критерии

Качество продукции

10

10

10

10

Цена

10

9

9

10

Доставка

10

9

10

10

Ассортимент

10

9

10

10

Возможность покупки в кредит

10

3

10

9

Возможность заказа через Интернет

10

10

10

10

Репутация

10

9

10

10

сроки выполнения

10

10

10

10

Итог

80

63

79

79

Зеркало универсальное в раме малое в комплекте с шурупами 350х620 мм

поставщики

Техпром

оснастка

зенит

товары для дома

критерии

Качество продукции

10

9

10

10

Цена

9

10

10

10

Доставка

10

9

10

10

Возможность покупки в кредит

10

3

10

9

Репутация

10

9

10

10

сроки выполнения

10

10

10

10

Возможность заказа через интернет

10

10

10

10

Ассортимент

9

9

10

8

итого

78

69

80

77

пикниковый набор на 12 персон.

поставщики

Техпром

оснастка

зенит

товары для дома

критерии

Качество продукции

10

10

10

10

Цена

10

10

9

9

Доставка

10

9

10

10

Ассортимент

10

9

9

9

Возможность покупки в кредит

10

3

10

9

Возможность оплаты и заказа через Интернет

10

10

10

10

Репутация

10

9

10

9

сроки выполнения

10

10

10

10

Итог

80

70

78

76

Поставщиков оценивали по 10-ти бальной шкале. Все эти критерии важны, так как основной метод закупок: регулярные закупки мелкими партиями, но в зависимости от ситуации применяются различные методы закупок: например, новинку при выгодных условиях можно заказать крупной партией, прочие новинки - мелкими партиями. Повторные заказы, уже имеющихся в ассортименте, заказывают по мере необходимости, переходя на компьютерный заказ.

Исходя из выше приведенного сравнительного анализа (табл.2), можно сделать вывод, что наиболее подходящий поставщик №1. Поскольку ООО «ТЗК Техоснастка» закупает товары у самого производителя, который способен предложить широкий ассортимент продукции, качество, цену, качество обслуживания, условия платежа и возможность внеплановых поставок. Продукция закупается у одного поставщика.

Окончательный выбор поставщика производится лицом, принимающим решение в отделе логистики (закупок), и, как правило. не может быть полностью формализован.

3.4 Технология ведения переговоров при выборе поставщика

Профессионал в области закупок должен обладать знаниями основ коммерческого права. достаточными для оформления рациональны экономических и научно- технических связей между компаниями – поставщиками и компаниями – покупателями.От уровня организации деловых переговоров во многом зависит успех в достижении поставленных целей, впечатление о серьезности фирмы, т.е. ее серьезности в деловых кругах.Переговоры по заключению контракта на поставку товаров проводятся обычно как продолжение предварительной коммерческой переписки. Ответственный за ведение переговоров должен:- подобрать участников переговоров;- ознакомиться со справочными материалами на контрагента инеобходимыми коммерческими документами;- составить проекты коммерческих документов, которые предполагается подписать в результате переговоров.Тендер.

Запрос предложений является основным способом закупки услуг. Эта процедура также может применяться тогда, когда заказчик имеет представление о цели закупки, но не совсем понимает, каким образом можно это сделать, поэтому он запрашивает варианты у поставщика. Запрос предложений используется в том случае, если все конкурсные заявки в результате открытого тендера были отклонены, или на тендер вообще не были представлены заявки (в таком случае причиной может быть не трудность задачи, а неудачное привлечение поставщиков к участию в тендере). Обычно заказчик упоминает в запросе предложений ожидаемый от поставщика результат или общую информацию о желаемой закупке товаров, услуг или работ. Сам запрос предложений может состоять из нескольких информационных частей.

Сюда входит информация о заказчике, требования к техническим и другим параметрам закупки, требования, которым должен соответствовать сам поставщик, список критериев, по которым оцениваются предложения, определённые требования к оформлению документации, а также сроки, форма и место представления предложений.

Когда заказчик получает предложения, он может провести переговоры с участниками тендера, по итогам которых он вправе внести какие-то изменения в предложении. Главное, чтобы в переговорах могли участвовать все поставщики, чьи предложения не были отклонены. После окончания переговоров такие участники тендера могут представить уже окончательные предложения, которые уже впоследствии сравниваются.

3.5 Требования к заполнению спецификации потребностей, подлежащих закупке

Спецификация - (лат. specificatio) - 1) в гражданском праве то же, что и переработка как способ возникновения права собственности; 2) перечень предлагаемых или поставляемых товаров с указанием количества по каждому сорту, марке, артикулу и в необходимых случаях цен, качественных показателей. С. - неотъемлемая часть договора. Существует несколько видов С.: а) отгрузочная - товаросопроводительный документ на партию товара; если партия товара состоит из отдельных грузовых мест, составляется поместная С.; б) С., являющаяся приложением к договору; составляет обычно неотъемлемую часть договора; в) С. к счету - часть расчетного документа.

В состав спецификации должны быть включены:

· все характеристики выбранного товара или услуги;

· существующие для данного вида товаров (услуг) стандарты;

· дополнительные требования.

К составлению спецификации необходимо подходить с особой тщательностью, поскольку, чем основательней и детальней она прописана, тем меньше сложностей возникнет при закупке.

Размещение заказа на закупку посуды из пластика «Пчелка»:

Спецификация. Табл.3

Посуда и столовые приборы «Пчелка»

Начальная/максимальная цена контракта, тыс. руб.

60,00

Наименование товара (работы, услуги)

Посуда и столовые приборы «Пчелка»

Код товара (работы, услуги) по структурированной номенклатуре

П-4-1ТХ, Чашки, стаканы, миски, тарелки, в том числе с герметичными крышками, блюда, кувшины с герметичными крышками, хозяйственные ёмкости, подносы, овальные блюда, разделочные доски, дуршлаги, вилки, ложки, ножи, приборы для чаепития .

Количество товара (объем работ, услуг)

500

Единица измерения

Ед.

Краткие характеристики товара (работы, услуги)

Посуда и столовые приборы «Пчелка»

Товары для сада и огорода «Пчелка»

Начальная/максимальная цена контракта, тыс. руб

25,000

Наименование товара (работы, услуги)

Товары для сада и огорода «Пчелка»

Код товара (работы, услуги) по структурированной номенклатуре

П-52-2ТХ, Пластиковые грабли, декоративные заборчики, рукомойники с полочкой и зеркалом и без него, наборы для выращивания рассады, подпорки под растения, лопата для уборки снега, садово-огородный инвентарь, кашпо.

Количество товара (объем работ, услуг)

450

Единица измерения

Ед.

Краткие характеристики товара (работы, услуги)

Товары для сада и огорода «Пчелка»

Место поставки

Код места поставки

33218000000. г. Москва.

Место поставки

109202 г.Москва, 1-я Фрезерная ул., д. 10

E-mail: mail@texosn.ru Телефон/факс: (499) 171-9402, 171-3305, 170-3714, 170-7923, 170-3886

Сроки (периоды) поставки

№ 1-21.11.2008; т № 2- 25.11.2008 Допускается досрочная поставка

Оплата контракта

Форма оплаты

Оплата за фактически принятый по количеству и качеству товара безналичным путем на расчетный счет Поставщика на основании выставленного счет-фактуры

Сроки и порядок оплаты

в течении 5 (пяти) банковских дней с момента поставки товара.

Цена контракта

Структура цены

с учетом всех видов установленных налогов (в т.ч. НДС), стоимость упаковки, хранения, доставки до заказчика.


Заключение

Логистика – это особая сфера деятельности, изучающая совокупность материальных, транспортных, финансовых, денежных, трудовых, информационных и прочих потоков, посредством которых осуществляется взаимодействие между объектами данной системы.

Рассмотренные выше элементы и принципы закупочной логистики в оптово-посреднической фирме на примере ООО «ТЗК Техоснастка» показывают, что этот вид логистики занимает одно из важнейших мест в работе предприятия.

Основной целью закупочной логистики является удовлетворение потребностей производства в материалах с максимально возможной экономической эффективностью. Функции закупочной логистики:

· Определить необходимое количество сырья и материалов для производства продукции;

· Определить что закупать;

· Сколько закупать;

· Как закупать;

· Выбрать поставщика;

· Оформить заказ на поставку;

· Проконтролировать выполнение заказа;

· Разместить материалы на сладе.

Все эти функции по разному осуществляются на производстве. Количество материалов, дата начала поставок, и продолжительность периода их поступления зависят от производственных программ компании. Например, одни предприятия закупают сырье большими партиями для того, чтобы сгладить сезонные колебания в поставках, а другие – не большими партиями чтобы свести к минимуму издержки связанные со складирование.

Особенно важными являются вопросы что купить, сколько купить и у кого купить в России их решение осложнено тем, что в недавнем прошлом предприятия эти задачи в полном объеме зачастую не решали вообще, так как ресурсы распределялись. На сегодняшний день эти вопросы стоят особенно остро в ситуации нестабильной экономики. Некоторые предприятия предпочитают убытки от складирования сырья, чем от задержек с его поставкой или по другим нарушения контракта. В ситуации, когда все друг другу должны и никто не платит говорить о нормальном функционировании предприятия сложно. Но даже в таких условиях логистика в нашей стране развивается.

Таким образом в ООО «ТЗК Техоснастка» необходимо поиск новых источников повышения конкурентоспособности фирмы и относительная исчерпаемость их в рамках самой фирмы привели к расширению зоны изыскания резервов не только в подразделении фирмы, но и за ее пределами. Кроме того, возникла идея оптимизировать не отдельные компоненты производственно – коммерческого процесса, а их совокупность. Речь идет об оптимальном использовании всего ресурсного потенциала фирмы.

Главная идея логистики заключается в том, чтобы все стадии производства, транспортировки и сбыта рассматривались как единый процесс трансформации и движения продукта труда и связанной с ним информации.


Список литературы

1. Канге А.А., Кошева И.П. Логистика: учебник.-2- е изд., испр. и доп. –М.:ИД «ФОРУМ»:ИНФРА –М,2008.-384 с.

2. Киршина М.В. Коммерческая логистика. - М.: Центр экономики и

маркетинга, 2004.

3. Учебное пособие/ Алесинская Т.В. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2005. 121 с.

4. Учебное пособие./ Сербин В.Д. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004.

5. Т.В. Алесинская, Л.Н. Дейнека, А.Н. Проклин, Л.В. Фоменко, А.В. Татарова и др.; Под общей ред. В.Е. Ланкина. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006. - 304 с.

6. Миротин Л.Б., Некрасов А.Г., "Логистика интегрированных цепочек поставок": Учебник / Л.Б. Миротин, А.Г.Некрасов. М.: Издательство «Экзамен», 2003. — 256 с

7. Миротин Л.Б. и др. "Эффективность логистического управления" Учебник для вузов / Под общ. ред. д. т. н., проф. Л.Б. Миротина. — М.: Издательство «Экзамен», 2004. — 448 с

8. В.И. Степанов, "Основы логистики", Учебное пособие, 72 стр.

9. Эффективная логистика. / Л.Б. Миротин, Ы.Э. Ташбаев, О.Г. Порошина - М.: Издательство "Экзамен", 2003. - 160 с.

10. Логистика Мате Э. Олма-Пресс 2003г.

11. Неруш Ю.М. Логистика: Учебник для вузов. 3-е изд. Перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. 495 с.

12. Устав ООО «ТЗК Техоснастка

13. Учредительный договор ООО «ТЗК Техоснастка

14. www.dokaudit.ru

15. www.loginfo.ru

16. www.logistpro.ru