Главная              Рефераты - Маркетинг

Здоровый образ жизни молодежи 2 - реферат

Введение

Конец 20 века характеризуется, в частности, ростом заболеваемости и смертности населения на фоне высоких достижений медицины, совершенства технических средств диагностики и лечения болезней. Современный этап развития нашего общества связан с демографическим кризисом, снижением продолжительности жизни, снижением психического состояния здоровья населения страны, что вызывает обеспокоенность многих ученых и специалистов. Но, учитывая традиционную направленность действующей системы здравоохранения на выявление, определение и “устранение” болезней, усилившуюся в связи с прогрессирующей социально-экономической деструкцией общества, становится ясным, что медицина сегодняшнего дня и обозримого будущего не сможет существенно влиять на сохранение здоровья человека. Этот факт обосновывает необходимость поиска более эффективных способов и средств сохранения и развития здоровья.

Известно, что уровень здоровья человека зависит от многих факторов: наследственных, социально-экономических, экологических, деятельности системы здравоохранения. Но, по данным ВОЗ он лишь на 10-15 % связан с последним фактором, на 15-20 % обусловлен генетическими факторами, на 25 % его определяют экологические условия и на 50-55 % - условия и образ жизни человека. Таким образом, очевидно, что первостепенная роль в сохранении и формировании здоровья все же принадлежит самому человеку, его образу жизни, его ценностям, установкам, степени гармонизации его внутреннего мира и отношений с окружением. Вместе с тем современный человек в большинстве случаев перекладывает ответственность за свое здоровье на врачей. Он фактически равнодушен по отношению к себе, не отвечает за силы и здоровье своего организма, и наряду с этим не старается исследовать и понимать свою душу. В действительности человек занят не заботой о собственном здоровье, а лечением болезней, что и приводит к наблюдающемуся в настоящее время увяданию здоровья на фоне значительных успехов медицины. В действительности же, укрепление и творение здоровья должно стать потребностью и обязанностью каждого человека.

Первым шагом в этом направлении может служить выяснение представлений о здоровом образе жизни в современном обществе с целью дальнейшей их корректировки, а также формирования новых представлений и установок на здоровье, здоровый образ жизни и болезнь. В первую очередь это имеет значение для молодого поколения, так как его здоровье - это общественное здоровье через 10 - 30 лет. Поэтому в нашем исследовании мы изучали представления о здоровом образе жизни у студентов. Как нам известно, в настоящее время существуют лишь единичные исследования социальных представлений о здоровом образе жизни. Кроме того, даже само понятие “здоровье” трактуется различными авторами по-разному.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод об актуальности проблемы здорового образа жизни молодежи. Поэтому мы решили провести маркетинговое исследование по этой теме и выяснить: как на сегодняшний день молодые люди и девушки относятся к своему здоровью и к здоровому образу жизни в целом.

1 Цели и задачи маркетингового исследования.

Основная цель данной работы заключается в изучении отношения молодёжи к здоровому образу жизни, и выявлении факторов, негативно влияющих на это отношение.

При разработке плана работы, мы старались учесть все методы, которые могут принести результат.

1 Сбор информации в оздоровительных комплексах и спортивных учреждениях города Оренбурга.

2 Анкетирование молодых людей и девушек в возрасте 19-23 года, студентов Оренбургского государственного аграрного университета.

2. Понятие о здоровом образе жизни

Здоровье человека более чем на 50%, согласно разным источникам зависит от его образа жизни. Д. У. Нистрян пишет: “Как считают некоторые исследователи, здоровье человека на 60% зависит от его образа жизни, на 20% - от окружающей среды и лишь на 8% - от медицины”. По данным ВОЗ, здоровье человека на 50-55% определяется условиями и образом жизни, на 25% - экологическими условиями, на 15-20% оно обусловлено генетическими факторами и лишь на 10-15% - деятельностью системы здравоохранения.

Существуют разные подходы к определению понятия “образ жизни”.

Так, ряд авторов полагают, что образ жизни - это биосоциальная категория, определяющая тип жизнедеятельности в духовной и материальной сферах жизни человека. Согласно Ю. П. Лисицыну, “образ жизни - определенный, исторически обусловленный тип, вид жизнедеятельности или определенный способ деятельности в материальной и нематериальной (духовной) сферах жизнедеятельности людей”. В данном случае образ жизни понимается как категория, отражающая наиболее общие и типичные способы материальной и духовной жизнедеятельности людей, взятых в единстве с природными и социальными условиями.

В другом подходе понятие образ жизни рассматривается как интегральный способ бытия индивида во внешнем и внутреннем мире, как “система взаимоотношений человека с самим собой и факторами внешней среды”, где система взаимоотношений человека с самим собой представляет собой сложнейший комплекс действий и переживаний, наличие полезных привычек, укрепляющих природный ресурс здоровья, отсутствие вредных, разрушающих его.

Большинство западных исследователей определяют образ жизни как “широкую категорию, включающую индивидуальные формы поведения, активность и реализацию своих возможностей в труде, повседневной жизни и культурных обычаях, свойственных тому или иному социально-экономическому укладу".

А. М. Изуткин и Г. Ц. Царегородцев структуру образа жизни представляют в виде следующих элементов: “1) преобразовательная деятельность, направленная на изменение природы, общества и самого человека; 2) способы удовлетворения материальных и духовных потребностей; 3) формы участия людей в общественно политической деятельности и в управлении государством; 4) познавательная деятельность на уровне теоретического, эмпирического и ценностно-ориентированного знания; 5) коммуникативная деятельность, включающая общение между людьми в обществе и его подсистемах (народ, класс, семья и др.); 6) медико-педагогическая деятельность, направленная на физическое и духовное развитие человека”. Ю. П. Лисицын, Н. В. Полунина, Е. Н. Савельева и др. предлагают такие составные части (аспекты) образа жизни, как производственная, общественно-политическая, внетрудовая, медицинская активность. Другие авторы в понятие образ жизни включают трудовую деятельность человека, социальную, психоинтеллектуальную, двигательную активность, общение и бытовые взаимоотношения, привычки, режим, ритм, темп жизни, особенности работы, отдыха и общения.

Ю. П. Лисицын, опираясь на классификации образа жизни И .В. Бестужева-Лады и других отечественных социологов и философов, выделяет в образе жизни четыре категории: “... экономическую - ”уровень жизни”, социологическую - “качество жизни”, социально-психологическую - “стиль жизни” и социально-экономическую - “уклад жизни”. Уровень жизни или уровень благосостояния характеризует размер, а также структуру материальных и духовных потребностей, таким образом количественную, поддающуюся измерению сторону условий жизни. Под укладом жизни понимается порядок общественной жизни, быта, культуры, в рамках которого происходит жизнедеятельность людей. Стиль жизни относится к индивидуальным особенностям поведения как одного из проявлений жизнедеятельности. Качество же жизни является оценкой качественной стороны условий жизни; это - показатель уровня комфорта, удовлетворенность работой, общением и т.п. Согласно Ю. П. Лисицыну, здоровье человека во многом зависит от стиля и уклада жизни.

Издревле, еще до возникновения профессиональной медицины, люди подмечали влияние на здоровье характера труда, привычек, обычаев, а также верований, мыслей, переживаний. Известные медики разных стран обращали внимание на особенности труда и быта своих пациентов, увязывая с этим возникновение недугов.

Если обратиться к историческому аспекту зарождения представлений о здоровом образе жизни, то впервые они начинают формироваться на Востоке. Уже в древней Индии 6 веков до н.э. в Ведах сформулированы основные принципы ведения здорового образа жизни. Один из них – достижение устойчивого равновесия психики. Первым и непременным условием достижения этого равновесия являлась полная внутренняя свобода, отсутствие жесткой зависимости человека от физических и психологических факторов окружающей среды. Другим путем, ведущим к установлению внутреннего равновесия, считался путь сердца, путь любви. Под любовью, дающей свободу, в бхакти-йоге понималась не любовь к отдельному человеку, к группе людей, а любовь ко всему живому в этом мире как к высшему выражению сущности бытия. Третий путь достижения внутренней свободы – путь разума, рассудка - предлагался джана-йогой, утверждающей, что ни одна из йог не должна отказываться от знания, ибо оно повышает жизненную устойчивость.

В восточной философии всегда ставился акцент на единстве психического и телесного в человеке. Так, китайские мыслители считали, что дисгармония организма возникает в результате психической дисгармонии. Они выделяли пять болезненных настроений: гнев и вспыльчивость, “омраченность” переживаниями, озабоченность и уныние, печаль и грусть, страх и тревожность. Склонность к таким настроениям, - считали они, - нарушает и парализует энергию как отдельных органов, так и всего организма в целом, сокращая человеку жизнь. Радость же придает гармоничную эластичность энергопотокам организма и продлевает жизнь.

В тибетской медицине в известном трактате “чжуд-ши” невежество считалось общей причиной всех болезней. Невежество порождает больной образ жизни, вечную неудовлетворенность, приводит к тягостным, пессимистическим переживаниям, пагубным страстям, несправедливому гневу, неодобрительности к людям. Умеренность во всем, природная естественность и преодоление невежества - основные составляющие здорового образа жизни, определяющие физическое и психическое благополучие человека.

Восточная философия основана на понимании человека как целого, неразрывно связанного с непосредственным окружением, природой, космосом и ориентирована на поддержание здоровья, выявление огромных возможностей человека противостоять недугам.

Представления о здоровом образе жизни встречаются и в античной философии. Мыслители античного периода пытаются выделить в данном явлении специфические элементы. Так, например, Гиппократ в трактате “О здоровом образе жизни” рассматривает данный феномен как некую гармонию, к которой следует стремиться путем соблюдения целого ряда профилактических мероприятий. Он акцентирует внимание в основном на физическом здоровье человека. Демокрит в большей мере описывает духовное здоровье, представляющее собой “благое состояние духа”, при котором душа пребывает в спокойствии и равновесии, не волнуемая никакими страстями, страхами и другими переживаниями.

В античном мире существуют свои традиции ведения здорового образа жизни. Наличие хорошего здоровья являлось основным критерием для обеспечения интеллектуального развития подрастающего поколения. Так, юноши, физически плохо развитые, не имели право на высшее образование. В Древней Греции культ тела возводится в рамки государственных законов, имеется строгая система физического воспитания.

В этот период появляются первые концепции здорового образа жизни: “познай самого себя”, “заботься о самом себе”. Согласно последней концепции у каждого человека должен быть определенный образ действий, осуществляемый по отношению к самому себе и включающий заботу о самом себе, изменение, преображение себя. Особенность античного периода заключается в том, что на первый план выходит физический компонент здорового образа жизни, оттесняя духовный на второй план. В восточной же философии четко прослеживается неразрывная связь между духовным и физическим состоянием человека. Здоровье здесь рассматривается как “необходимая ступень совершенства и высшая ценность”. Положения восточной медицины базируются на отношении к человеку как личности. Оно выражается в формах ведения диалога между врачом и пациентом в тех ракурсах, в каких он видит самого себя, потому что никто, кроме самого человека не может изменить его образ жизни, привычки, отношение к жизни и болезни. Такой подход основан на том, что многие болезни имеют функциональную природу и их симптомы являются сигналами серьезных эмоциональных и социальных проблем. Но в любом случае человек выступает активным участником сохранения и приобретения здоровья. Поэтому в основаниях восточной медицины особенно подчеркивается, что проблему здоровья нельзя решить только совершенными техническими средствами диагностики и лечения. К ней следует подходить с учетом индивидуального отношения к здоровью, включающего осознание себя и собственного образа жизни. Этот аспект во многом утрачен в современной медицине, рассматривающей болезнь как нарушение благополучия телесного состояния человека, наличие специфических, локальных отклонений в органах и тканях, а пациента - как пассивное лицо, получающее определенные предписания, в выработке которых он не принимал участия.

В западной и русской науке проблему здорового образа жизни затрагивали такие врачи и мыслители как Ф. Бэкон, Б. Спиноза, Х. Де Руа, Ж. Ламетри, П. Ж Ж. Кабанис, М. Ломоносов, А. Радищев.

20 век многое дал человечеству: электричество, телевидение, современный транспорт. Но вместе с тем, конец века характеризуется глубокой рассогласованностью природных, социальных и духовных основ человека и среды его жизнедеятельности. Произошли существенные изменения в сознании человека: если раньше он был одновременно и производителем, и потребителем различных благ, то в настоящее время эти функции разделились, что отразилось и на отношении нашего современника к своему здоровью. В прежние времена человек, “потребляя” свое здоровье в тяжелом физическом труде и в борьбе с силами природы, хорошо осознавал, что он сам должен позаботиться о его восстановлении. Теперь же людям кажется, что здоровье так же постоянно, как электро- и водоснабжение, что оно будет всегда. И.И.Брехман отмечает: “Сами по себе достижения научно-технической революции не сократят отставания адаптациооных возможностей человека от изменений природной и социально - производственной среды его обитания. Чем большими будут автоматизация производства и кондиционирование среды обитания, тем менее тренированными окажутся защитные силы организма. Породив своей производственной деятельностью экологическую проблему, обеспокоенный сохранением природы в планетарном масштабе, человек забыл, что он часть природы, и свои усилия направляет главным образом на сохранение и улучшение окружающей среды”. Таким образом, перед человечеством стоит задача не заниматься утопическими планами ограждения человека от всех возможных патогенных воздействий, а обеспечить его здоровье в реально существующих условиях.

Для сохранения и восстановления здоровья недостаточно пассивного ожидания, когда природа организма раньше или позже сделает свое дело. Человеку самому необходимо совершать определенную работу в данном направлении. Но, к сожалению, большинством людей ценность здоровья осознается только тогда, когда возникает серьезная угроза для здоровья или оно в значительной степени утрачено, вследствие чего возникает мотивация вылечить болезнь, вернуть здоровье. А вот положительной мотивации к совершенствованию здоровья у здоровых людей явно недостаточно. И. И. Брехман выделяет две возможные причины этого: человек не осознает своего здоровья, не знает величины его резервов и заботу о нем откладывает на потом, к выходу на пенсию или на случай болезни. Вместе с тем, здоровый человек может и должен ориентироваться в своем образе жизни на положительный опыт старшего поколения и на отрицательный - больных людей. Однако, такой подход действует далеко не на всех и с недостаточной силой. Очень многие люди своим образом и поведением не то, что способствуют здоровью, а разрушают его.

Ю. П. Лисицын отмечает, что здоровый образ жизни - это не просто все то, что благотворно влияет на здоровье людей. В данном случае речь идет обо всех компонентах разных видов деятельности, направленных на охрану и улучшение здоровья. Автор указывает на то, что понятие здорового образа жизни не сводится к отдельным формам медико-социальной активности (искоренению вредных привычек, следованию гигиеническим нормам и правилам, санитарному просвещению, обращению за лечением или советом в медицинские учреждения, соблюдению режима труда, отдыха, питания и многим другим, хотя все они отражают те или иные стороны здорового образа жизни. “Здоровый ... образ жизни - это прежде всего деятельность, активность личности, группы людей, общества, использующих материальные и духовные условия и возможности в интересах здоровья, гармонического физического и духовного развития человека”. Ю.П.Лисицыным и И.В.Полуниной выделяются также ряд критериев критерии здорового образа жизни, к числу которых относятся, например, гармоничное сочетание биологического и социального в человеке, гигиеническое обоснование форм поведения, неспецифические и активные способы адаптации организма и психики человека к неблагоприятным условиям природы и социальной среды. Б.Н.Чумаков отмечает, что здоровый образ жизни включает типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности людей, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма. В то же время, понятие здорового образа жизни гораздо шире, чем режим труда и отдыха, система питания, различные закаливающие и развивающие упражнения; в него также входит система отношений к себе, к другому человеку, к жизни в целом, а также осмысленность бытия, жизненные цели и ценности.

В практической деятельности при определении индивидуальных критериев и целей здорового образа жизни существуют два альтернативных подхода. Задачей традиционного подхода является достижение всеми одинакового поведения, которое считается правильным: отказ от курения и употребления алкоголя, повышение двигательной активности, ограничение потребления с пищей насыщенных жиров и поваренной соли, сохранение массы тела в рекомендуемых границах. Эффективность пропаганды здорового образа жизни и массового укрепления здоровья оценивается по числу лиц, придерживающихся рекомендованного поведения. Но, как показывает практика, заболеваемость неизбежно оказывается различной при одинаковом поведении людей с разными гено- и фенотипом. Явный недостаток такого подхода в том, что он может привести к равенству поведения людей, но не к равенству конечного здоровья.

Другой подход имеет совершенно иные ориентиры, и в качестве здорового рассматривается такой стиль поведения, который приводит человека к желаемой продолжительности и требуемому качеству жизни. Учитывая, что все люди различны, им нужно в течение жизни вести себя по-разному. И.А.Гундаров и В.А.Палесский констатируют: “Здоровый образ жизни в принципе не может и не должен быть идентичным. Любое поведение следует оценивать как здоровое, если оно ведет к достижению желаемого оздоровительного результата”. При таком подходе критерием эффективности формирования здорового образа жизни выступает не поведение, а реальное увеличение количества здоровья. Следовательно, если здоровье человека не улучшается, несмотря на, казалось бы, разумное, культурное, общественно полезное поведение, оно не может рассматриваться как здоровое. Для оценки количества здоровья в этом подходе разработана методика, дающая человеку возможность с учетом индекса здоровья и его положения по шкале здоровья самому принимать решение, какое поведение считать здоровым. Итак, в рамках этого подхода здоровый образ жизни определяется, исходя из индивидуальных критериев, личного выбора наиболее предпочтительных мер оздоровления и контроля за их эффективностью. Следовательно, для лиц с большим количеством здоровья любой образ жизни, являющийся для них обычным, будет вполне здоровым.

В валеопсихологии, т.е психологии здоровья, развивающейся на стыке валеологии и психологии, предполагается целеустремленная последовательная работа по возвращению человека к самому себе, освоению человеком своего тела, души, духа, разума, развитию "внутреннего наблюдателя" (умение слышать, видеть, чувствовать себя). Чтобы понять и принять себя необходимо "прикоснуться", обратить внимание на свой внутренний мир.

Познавая себя, прислушиваясь к себе, мы уже становимся на путь творения здоровья. Для этого необходимо осознание личной ответственности за жизнь и в частности, за здоровье. Тысячелетиями человек отдавал свое тело в руки врачей, и постепенно оно перестало быть предметом его личной заботы. Человек перестал отвечать за силы и здоровье своего тела и души. В результате этого “душа человека — потемки”. И единственный путь освобождения сознания от иллюзий и навязанных схем жизни - это наш собственный опыт.

Каждому человеку необходимо поверить в то, что он обладает всеми возможностями для усиления собственного жизненного потенциала, повышения устойчивости к различным болезнетворным, стрессогенным факторам. Как пишет В. И. Белов, имея в виду прежде всего физическое здоровье, можно “достичь суперздоровья и долголетия независимо от того, в какой бы стадии болезни или предболезни человек ни находился”. Автор также предоставляет методы и способы повышения уровня психического здоровья в распоряжение каждого готового стать творцом собственного здоровья. Дж. Рейнуотер, подчеркивая ответственность человека за собственное здоровье и большие возможности каждого в формировании последнего, указывает: “То, какое здоровье имеет каждый из нас, во многом зависит от нашего поведения в прошлом - от того, как мы дышали и двигались, как мы питались, какие предпочитали мысли и отношения. Сегодня, сейчас мы определяем наше здоровье в будущем. Мы сами за него отвечаем!”. Человеку следует переориентироваться с лечения болезней, т.е. "вырывания сорняков", на заботу о своем здоровье; понять, что причина нездоровья прежде всего не в плохом питании, некомфортной жизни, загрязнении среды обитания, отсутствии надлежащей медицинской помощи, а в равнодушии человека к самому себе, в освобождении благодаря цивилизации человека от усилий над собой, следствием чего стало разрушение защитных сил организма. Таким образом, повышение уровня здоровья связано не с развитием медицины, а с сознательной, разумной работой самого человека по восстановлению и развитию жизненных ресурсов, по превращению здорового образа жизни в фундаментальную составляющую образа Я. Для совершенствования и формирования здоровья важно учиться быть здоровым, творчески подходить к собственному здоровью, сформировать потребность, умение и решимость творить здоровье своими руками за счет своих внутренних резервов, а не чужих усилий и внешних условий. “Природа одарила человека совершенными системами жизнеобеспечения и управления, представляющими собой четко отлаженные механизмы, которые осуществляют регуляцию деятельности различных органов, тканей и клеток на различных уровнях в тесном взаимодействии центральной нервной и эндокринных систем. Функционирование организма по принципу саморегулирующейся системы с учетом состояния внешней и внутренней среды дает возможность осуществлять постепенную тренировку, а также обучение и воспитание различных органов и систем в целях увеличения его резервных возможностей”. Как отмечает Э. Чарлтон, прежде считалось, что информации о последствиях для здоровья определенного стиля поведения будет достаточно для формирования соответствующего отношения к нему и изменения в желательную сторону. Он подчеркивает, что данный подход не учитывал многих социальных и психологических факторов, участвующих в принятии решения, а также наличия навыков принятия решения. Автор видит возможность изменения образа жизни и отношения к своему здоровью в демонстрации непосредственных последствий нежелательного поведения. Как отмечают ряд авторов, в формировании здорового образа жизни и сохранении здоровья индивида большое значение имеет творчество, пронизывающее все жизненные процессы и благотворно влияя на них. Так, Ф. В. Василюк утверждает, что лишь ценности творчества обладают способностью превращать потенциальные разрушительные события в точки духовного роста и приумножения здоровья. В. А. Лищук же полагает, что развитие духовного мира человека, его творческих способностей способствуют изменению образа жизни, сохранению и приумножению здоровья.

Итак, здоровье во многом зависит от образа жизни, однако, говоря о здоровом образе жизни, в первую очередь имеют в виду отсутствие вредных привычек. Это, конечно, необходимое, но вовсе не достаточное условие. Главное в здоровом образе жизни — это активное творение здоровья, включая все его компоненты. Таким образом, понятие здорового образа жизни гораздо шире, чем отсутствие вредных привычек, режим труда и отдыха, система питания, различные закаливающие и развивающие упражнения; в него также входит система отношений к себе, к другому человеку, к жизни в целом, а также осмысленность бытия, жизненные цели и ценности и т.д. Следовательно, для творения здоровья необходимо как расширение представлений о здоровье и болезнях, так и умелое использование всего спектра факторов, влияющих на различные составляющие здоровья (физическую, психическую, социальную и духовную), овладение оздоровительными, общеукрепляющими, природосообразными методами и технологиями, формирование установки на здоровый образ жизни.

Исходя из вышеизложенного, можно заключить, что понятие здорового образа жизни является многогранным и пока недостаточно разработанным. Вместе с тем на уровне обыденного сознания представления о здоровом образе жизни существуют многие столетия. Исследованию современных социальных представлений о здоровом образе жизни посвящена данная работа. Но прежде хотелось бы немного остановиться на самом понятии “социальные представления” и истории их изучения.

3 Анализ информации.

Как говорилось выше, при разработке плана работы по обозначенной проблеме мы старались собрать всю необходимую для полного и обоснованного анализа информацию.

Необходимо сказать о том, что в Оренбургской области множество организаций заинтересованы. Так в прошлом году прошло большое количество конференций по проблемам, связанным с проблемами здорового образа жизни в среде молодёжи.

05.07.2005 в Оренбурге прошел круглый стол "Социальное партнерство в сфере профилактики наркомании и ВИЧ-инфекции в Оренбургской области"
29 июня УНП ООН совместно с Администрацией Оренбургской области, Оренбургским региональным отделением политической партии «Единая Россия» и АНО «Бюро по проблемам наркомании» проводит в Оренбурге круглый стол "Социальное партнерство в сфере профилактики наркомании и ВИЧ-инфекции в Оренбургской области" .

22.02.2006 В минувшем году ТНК-ВР направила на реализацию мер по профилактике наркомании на территории Оренбуржья 1 млн. рублей
По итогам 2005 года компанией ТНК-ВР направлен 1 млн. рублей на реализацию программы "ТНК-ВР против наркотиков" на территории Оренбургской области, которая ведется совместно с областным клиническим диспансером и автономной некоммерческой организацией "Бюро по проблемам наркомании". Как сообщил в интервью корреспонденту ОНАКО-Медиа руководитель регионального управления сопровождения кадровых и социальных программ филиала "ТНК-ВР Оренбург" Александр Дубинин, эти средства направлены на профилактику наркомании.

Около 300 тысяч детей и подростков смогут отдохнуть и поправить свое здоровье в различных оздоровительных учреждениях Оренбургской области. Фондом социального страхования РФ и областными органами социальной защиты населения на эти цели заложено 160 миллионов рублей.

Для ребят все каникулы будут работать 63 загородных лагеря, более 100 лагерей на базе центральных районных больниц и почти 1 000 лагерей дневного пребывания. Не останутся без внимания и ребята из неполных семей и семей социального риска. Для них планируется открыть профильные лагеря, организованные органами социальной защиты населения и областным комитетом по делам молодежи.

Для изучения представлений о здоровом образе жизни нами была разработана анкета. (прил.1).

Она включает 14 вопросов, 5 из которых носят открытый характер и представляют собой неоконченные предложения, а в 7 пунктах испытуемому необходимо выбрать один из предлагаемых ответов и обосновать свой выбор.

13 вопрос анкеты представляет собой сокращенный вариант методики ценностных ориентации М. Рокича. Испытуемому предлагается список из 11 терминальных ценностей, которые необходимо проранжировать согласно их значимости для испытуемого. В 14 вопросе указаны составляющие здорового образа жизни, которые также необходимо расставить по степени важности для здорового образа жизни.

Был опрошен 31 человек, из них 11 молодых людей и 20 девушек.

Результаты анкетирования таковы:

Рисунок 1.- Соотношение числа молодых людей и девушек, имеющих вредные привычки с не имеющими.

71 % опрошенных (как молодых людей, так и девушек) не имеют вредные привычки, 29 % имеют и в 99% этой вредной привычкой является курение.

При этом 58 % не занимаются никаким видом спорта. Оставшиеся 42 % занимаются велоспортом, волейболом, аэробикой, бегом и фитнесом (девушки), молодые люди – динамичными видами спорта, такими как футбол, баскетбол, и др.

Рисунок 2.- Главная вредная привычка молодёжи на сегодняшний день.

Из всех опрошенных подавляющее число ответов на вопрос о главной вредной привычке сегодняшней молодёжи ответили – курение, которое на данный момент является не только мужской, но и женской тоже. Мнения разделились, когда начался разговор об алкоголе и наркомании. Примерно одинаковое число респондентов назвали эту проблему. Причём многие говорили о необходимости скорейшего решения этих проблем, проведении соответствующих мероприятий, пропаганды здорового образа жизни, и т.п.

Большинство опрошенных говорят о том, что здоровый образ жизни – это спорт, и основным признаком ЗОЖ является активность.

Также необходимо отметить, что подавляющее число отвечающих хотят вести более здоровый образ жизни, а именно 81%. И все 100% считают необходимым вести здоровый образ жизни.

Таблица 1. Таблица рангов ценностных ориентаций студентов ОГАУ.

ценности

девушки

юноши

материальная обеспеченность

5

6

здоровье

1

1

семья

2

2

дружба

4

5

красота

9

10

счастье других

10

9

любовь

6

4

познание

8

8

развитие

3

7

уверенность в себе

7

3

творчество

11

11

Как показывает таблица1 и у девушек и у юношей здоровье занимает 1 место в системе ценностных ориентаций. Вместе с тем, анализ результатов анкеты позволяет сделать заключение о том, что несмотря на то, что ранг здоровья во всех группах одинаков, количество людей, отдающих приоритет среди прочих ценностей именно здоровью, различно, что дает основание судить об отличиях отношения к собственному здоровью у испытуемых. Так только 73% юношей, и 55 % девушек считают здоровье главной ценностью жизни.

При анализе открытых вопросов анкеты был выделен ряд составляющих здорового образа жизни, характеризующих с точки зрения испытуемых данное понятие.

Так, отвечающие указывали на такие аспекты здорового образа жизни, как активность, занятия спортом, отсутствие пристрастия к наркотикам, осмысленная жизнь, отсутствие привычки к курению, отсутствие беспорядочной половой жизни, закаливание, гигиена, оптимистичное отношение к жизни.

Таблица 2. Составляющие здорового образа жизни

составляющие ЗОЖ

девушки

юноши

занятия спортом

3

3

отсутствие привычки к наркотикам

4

1

осмысленная жизнь

1

2

положительное отношение к себе

2

8

гармоничные отношения в семье

6

4

не употреблять алкоголь

5

11

правильное питание

8

5

духовная жизнь

7

6

отсутствие привычки к курению

9

10

доброжелательное отношения к другим

10

9

саморазвитие

11

7

отсутствие беспорядочной половой жизни

12

12

Как следует из таблицы, представления о здоровом образе жизни у лиц юношеского возраста, независимо от их возраста прежде всего сводятся к занятиям спортом, отсутствию вредных привычек и правильному питанию. Вместе с тем девушками в качестве наиболее важных составляющих здорового образа жизни называются такие, как осмысленная жизнь, положительное отношение к себе, полноценная духовная жизнь, что более соответствует современным представлениям о здоровом образе жизни, не ограничивающимся только факторами физического здоровья. Юноши называют - отсутствие ведения беспорядочной половой жизни, отказ от употребления наркотиков, ведение осмысленной жизни.

Так же необходимо сказать о том, что в городе Оренбурге увеличивается число спортивных центров, бассейнов, фитнес- центров, различных оздоровительных учреждений. Ведётся активная пропаганда ЗОЖ во всех возрастных категориях, это ежегодные марафоны, дни здоровья, соревнования, спортакиады, и другие мероприятия. Всё это проводится с единой целью – привлечь большее число детей и молодых людей к более активному образу жизни, потому что здоровье сегодняшней молодёжи это здоровье поколения, которое будет строить нашу страну через 10-15 лет.

Ещё одной важной и определяющей проблемой является экология. Об этой проблеме уже не один год говорят во всех СМИ, проводятся различные конференции, создаются общества, ведётся активная пропаганда. Почему это происходит? Потому что мы живём в очень сильном взаимодействии с природой и от её «здоровья», чистоты зависит наше физическое, эмоциональное, психическое состояние. Когда мы идём по чистым улицам, дышим свежим воздухом, пьём чистую воду - наш организм черпает силы из позитивных эмоций, из природной чистоты и свежести.

Также нужно уделить внимание чистоте помещений, где мы проводим не один час, еде, потребляемой нами в общественных столовых и многочисленных кафе. Все эти аспекты нашей жизни неотделимы от нас и если каждый человек постарается улучшить всё, что касается непосредственно его, мы сможем изменить жизнь в лучшую сторону.

Выводы и предложения

Целью нашей работы является изучение представлений о здоровом образе жизни у молодых людей, студентов Оренбургского государственного аграрного университета.

Данная цель конкретизируется в виде следующих задач:

1) определение места здоровья в системе ценностей молодёжи;

2) сравнительный анализ осознанных и неосознанных представлений о здоровом образе жизни;

3) сравнительный анализ представлений о здоровом образе жизни у девушек и юношей.

Анализ результатов проведенного исследования позволяет сделать ряд выводов относительно представлений о здоровом образе жизни в юношеском возрасте.

Так, у всех опрашиваемых здоровье занимает 1 место в системе ценностных ориентаций, но вместе с тем количество людей, отдающих приоритет среди прочих ценностей именно здоровью, различно, что дает основание судить об отличиях отношения к собственному здоровью у опрашиваемых. Скорее, можно заключить, что девушки придают в целом большее значение здоровью, чем юноши.

Представления о здоровом образе жизни у лиц юношеского возраста, независимо от их возраста прежде всего сводятся к занятиям спортом, отсутствию вредных привычек и правильному питанию. В качестве главного признака здорового образа жизни отмечаются как составляющие здорового образа, так и показатели здоровья, которое на субъективном уровне оценивается как хорошее самочувствие и хорошее настроение.

Основные рекомендации по повышению заинтересованности молодёжи в здоровом образе жизни представлены выше.

В нашем городе всё большее число людей начинают более осмысленно относиться к собственному здоровью. Это не только занятия спортом, но и правильное питание, гармония с собой и окружающими, насыщенная духовная жизнь и многое другое.

Активная пропаганда несёт с собой много информации о том, что такое правильное питание, активный отдых, духовное богатство и т.д. Мы считаем необходимым дальнейшей работы в этом направлении.

Самое главное, о чём хотелось бы сказать это то, что быть здоровым это значит быть красивым, успешным, самодостаточным, активным, счастливым.

Недаром в народе говорят: когда есть здоровье – есть всё!

Для того чтобы каждый задумался о собственном образе жизни необходимо:

1) вести активную, даже агрессивную пропаганду спорта, здорового питания, чистой экологии, духовного обогащения и т.д.;

2) необходимо следить за чистотой помещений, где каждый из нас проводит очень много времени. Это элементарные правила гигиены: регулярное проветривание, влажная уборка, правильное освещение и т.д.;

3) необходимо внести в меню столовых всех учреждений больше блюд из свежих овощей и фруктов. Мы думаем, что человек, заботящийся о собственном самочувствии, будет потреблять именно такие блюда;

4) проведение городских марафонов для обычных горожан разных возрастов с обязательной программой, рассказывающей о том, как правильно вести здоровый образ жизни и что это такое;

5) проведение лекций, конференций, общественных дебатов посвященных этой проблеме.

Литература.

1. Васильева О.С., Журавлева Е.В. Исследование представлений о здоровом образе жизни // Психологический вестник РГУ. Ростов-на-Дону, 1997, Вып.3. с. 420-429.

2. Гарбузов В.И. Человек - жизнь - здоровье // Древние и новые каноны медицины. СПб, 1995.

3. Майерс Д. Социальная психология. СПб, 1998, 688 с.

4. Яковлева Н.В. Анализ подходов к изучению здоровья в психологии // Психология и практика. Ежегодник Российского психологического общества. Ярославль, 1998, Т.4. Вып.2. с.364-366.