Главная              Рефераты - Маркетинг

Сегментирование рынка гостиничных услуг - реферат

Министерство образования РФ

Сочинский государственный университет туризма и курортного дела


Курсовая работа

по маркетингу в социально-

культурной сфере и туризме


Тема: Сегментирование рынка гостиничных услуг


Выполнил:

Конькова Т.В.


Руководитель:


Сочи 2003


28


Введение.

Маркетинг — это способ ведения бизнеса, сфокусированный на клиенте. Эта ориентация на клиента должна пропитывать всю организацию.

Затем мы переидем к обсуждению тезиса, гласящего, что главной целью маркетинга в индустрии гостеприимства является удовлетворение нужд клиента, ведущее к увеличению доходов предприятия. Мудро посту­пает тот, кто занимается прогнозированием запросов клиента и принимает соответствующие меры для обеспечения их своевременного удовлетворения.

И, наконец, мы введем понятие, известное какмаркетинг-микс (комплекс маркетинговых мер), включающее в себя сле­дующие компоненты: создание компанией условий, стимули­рующих спрос и сбыт производимых товаров и услуг, товарная политика, ценовая политика и политика формиро­вания кана­лов сбыта. Маркетинг также включает комплексные исследо­вания, информационные системы и планирование. Если мар­кетинг ведется пра­вильно, т. е. если правильно определяются, нужды клиента, производится нужный товар, назначается соответствующая цена, создаются благоприят­ные условия для сбыта товара и организуется эффективная система его рас­пре­деления, то результатом этого будет привлекательный товар и довольный клиент.

Если вы менеджер, вам не обойтись без знаний маркетинга. В наши дни кли­ент — это король. Удовлетворение его нужд — первоочередная цель всякого бизнеса. Но менеджеры должны понимать, что удовлетворить всех клиентов невозможно. Из этого следует, что необходимо тщательно отбирать своих клиентов. Нужно выбирать для себя таких, удовлетворение нужд кото­рых совпадает с целями предприятия. Чтобы успешно бороться за своего клиента, предприятие должно разрабатывать такой маркетинг-микс, который делает рынок, на который оно хочет выйти, более привлекательным для него, чем маркетинговые меры его конкурентов.

. В наши дни маркетинг — это не просто функция бизнеса. Это сво­его рода философия, способ мышления и структурирования бизнеса. Это не очередная компания и не средство стимулирования спроса на данный теку­щий момент. Маркетинг — это непременный компонент деятельности каж­дого служащего —от регистратора до члена совета директоров. Инструмен­тарий маркетинга не должен использоваться для того, чтобы одурачить кли­ента и поставить под угрозу репутацию компании. Задача маркетинга — соз­дание такой комбина­ции товара и услуг, которая представляет собой истин­ную ценность в глазах клиента, создает мотивацию для покупки и удовле­творяет его истинные по­требности.

Цель бизнеса — привлекать и удерживать выгодных клиентов. А это происхо­дит тогда, когда удовлетворяются их нужды. Тогда они не только опять вер­нутся в тот же самый отель, ресторан, фирму по аренде автомобиля, туристи­ческое агентство, но и при разговоре со знакомыми дадут об этих предпри­ятиях самый благоприятный отзыв. Удовлетворение нужд клиента, ведущее к повышению доходов предприятия, — главная цель маркетинга в индустрии гостеприимства.


I. Маркетинг в индустрии гостеприимства и туризма.

В гостиничном бизнесе маркетинг часто отождествляют со сбытом гостиничных услуг, и это не удивительно. Деятельность отдела сбыта у всех на виду. Его менеджер организует для клиентов туры, принимает их в пунктах гостиничного общепита. Таким образом, получается, что марке­тинговые функции этого отдела у всех на виду, в то время как аналогич­ные функции других отделов выполняются за закрытыми дверями. В рес­торанном бизнесе маркетинг часто путают с рекламой и стимулированием сбыта. Часто приходится слышать, как менед­жеры ресторанов говорят, что «не верят в маркетинг», имея в виду, что они разочарованы воздействием на публику их рекламной кампании. На самом же деле реклама и сбыт в ресто­ранном деле — лишь компоненты одного из эле­ментов маркетинг-микс и часто не самые главные. Реклама и сбыт являются компонентами политики продвижения, стимулирования товаров и услуг в сис­теме маркетинговых мер воздействия на рынок. Другие элементы ее — сам то­вар, его цена и распре­деление. Маркетинг также включает в себя комплексные исследования, ин­формационные системы и планирование.

Если маркетинг правильно идентифицирует нужды потребителей, способст­вует производству доброкачественного товара, выработке разумных цен, толко­вого стимулирования спроса со стороны потребителя и распреде­ления товара, то результатом этого будут привлекательный товар и доволь­ный покупатель. Компания Marriot разработала новую концепцию, положен­ную в основу гос­тиничной сети Courtyard Hotels, компания General Mills спроектировала пер­вый Olive Garden, миссис Филдз познакомила публику со своей знаменитой выпечкой, и в эти заведения хлынул поток клиентов, по­тому что им предлага­лось нечто новое. Маркетинг — это «точное попадание в цель». Питер Друкер, один из теоретиков менеджмента, выразил это таким образом:

Цель маркетинга — сделать продажу сверхбойкой. Эта цель заключа­ется в том, чтобы узнать и понять нужды покупателя до такой степени, что производимый товар или услуги идеально подходят ему и продаются как бы сами собой.

Это не значит, что продажа и ее стимулирование не важны, но они —частьболее масштабного явления, называемого маркетингом-микс. Это ин­струменты маркетинга, с помощью которых создается то, что мы называем «довольным клиентом». Единственный способ предложить и продать свой товар повыгод­ней, состоит прежде всего в том, чтобы определить цели и по­требности вашего клиента, а затем сложить то, что представляется ему цен­ным, в удобный пакет и поместить этот пакет в легкодоступном для него месте. Мы можем дать такое определение понятия маркетинга. Маркетингом называется управляемый социальный процесс, посредством ко­торого инди­видуумы и группы людей приобретают то, в чем они нуждаются и что хотят получить, путем разработки и обмена товаров и ценностей.

Гостинично-ресторанный бизнес — один из важнейших в мире. В Со­единен­ных Штатах он второй по значению работодатель, обеспечивающий рабочие места примерно для 10 миллионов человек. В более чем половине штатов — это крупнейшая отрасль экономики. Ежегодно она поставляет то­варов и ус­луг более чем на $400 млрд.



2.Рынки

Понятие «рынок» приобрело множество значений. Первоначально рынок по­нимался как физическое место, где собираются покупатели и про­давцы, что­бы обменяться товарами и услугами. Для экономиста рынок — со­вокупность всех покупателей и продавцов, участвующих в обмене товаров или услуг. Та­ким образом, рынок общественного питания быстрого обслу­живания состоит из многочисленных продавцов, как например,Burger King , МсDonald's и Kentucky Friend Chicken, и всех потребителей, покупающих эту еду. Для спе­циалиста по маркетингу рынок — это совокупность всех ре­альных и потенци­альных покупателей определенного товара.

Организации, торгующие на рынке потребительских товаров и на рынке то­варов производственного назначения, понимают, что они не могут обращаться ко всем покупателям на всех этих рынках одновременно или, по крайне мере, ко всем одинаково. Покупателей слишком много, они слишком разбросаны и слишком различаются в своих потребностях и покупательских привычках.

2.1. Массовый маркетинг.

При массовом маркетинге продавец занят массо­вым производством, массовым распределением и массовой рекламой и стимулированием сбыта одного и того же товара всем покупателям. Одно время Мс0опа1с1'8 производил однотипные гамбургеры для всего рынка, надеясь, что они понравятся всем. В пользу массового маркетинга можно

2.2. Маркетинг, ориентированный на товар.

Продавец производит два или бо­лее видов товаров, различающихся свойствами, стилем, качеством, раз­мерами и т. д. Сегодня МсDonald's предлагает обыкновенные гамбурге­ры, «биг-маки» и их порции. Набор товаров разработан так, чтобы пред­ложить покупателям разнообразие товаров, а не соответствовать разли­чиям рыночных сегментов. В пользу такого маркетинга можно сказать, что вкусы потребителей действительно различаются и со временем ме­няются. Потребители ищут разнообразия и изменений.

2.3. Целевой маркетинг.

Продавец определяет сегменты рынка, выби­рает один или несколько из них и разрабатывает отдельные товары и ком­плексы маркетингового воздействия на рынок маркетинг-микс, соответ­ст­вующие каждому выбранному сегменту. Например, МсDonald's разра­ботал свой набор салатов, чтобы отвечать запросам тех, кто уделяет большое вни­мание диетическому питанию.

Сегодня многие компании отказываются и от массового маркетинга, и от маркетинга, ориентированного на товары, предпочитая целевой марке­тинг. Целевой маркетинг помогает продавцам найти лучшие рыночные воз­можно­сти, а компаниям разработать нужные продукты для каждого целе­вого сег­мента рынка. Компании могут приспособить свои товары, цены на них, ка­налы распределения и рекламу так, чтобы эффективно соответство­вать каж­дому целевому рынку. Вместо распыления своих маркетинговых усилий (подход «автомат») они могут сосредоточиться на покупателях, наи­более за­интересованных именно в этом виде продукта (подход «ружье»).

В результате усиливающегося дробления массовых рынков США на сотни микрорынков, потребители каждого из которых имеют свои различные потреб­ности и стили жизни, целевой маркетинг все больше и больше пре­вращается в микромаркетинг. Прибегая к микромаркетингу, компании адаптируют свои ры­ночные программы к потребностям и желаниям четко определенного геогра­фического, демографического, психографического или поведенческого сегмен­та рынка. Наивысшей формой целевого маркетинга является маркетинг, ориен­тированный на потребителя, когда компания адаптирует свои предложения к потребностям отдельных клиентов или по­купающих организаций.

Рис.1 показывает три главных этапа целевого маркетинга. Первый этап — сегментация рынка, т. е. деление рынка на определенные группы по­купателей, требующих различные товары и (или) комплексы маркетинго­вого воздействия на рынок (маркетинг-микс). Компания определяет разные способы сегментации рынка и разрабатывает профили полученных рыноч­ных сегментов. Следующий шаг — выделение целевого рынка, т. е. анализ; сегментов по их привлекательности для компании и выбор одного или не­скольких целевых сегментов для последующей маркетинговой работы. Тре­тий шаг — позиционирование товара на целевом сегменте рынка и раз­работка соответствующего комплекса маркетинга. Эта глава посвящена принципам сегментации рынка, определению целевого рынка и рыночному позицио­нированию товара.

Рис.1. Этапы сегментации рынка, выбор целевого рынка и по­зиционирование

Сегментация рынка

1.Определение критериев сегментации рынка.

2.Разработка профиля выделенных сегментов


Выбор целевого рынка

3.Разработка способов измерения привлекательности сегмента

4.Выбор целевого (целевых) сегмента (сегментов).


Позиционирование на рынке

5.Разработка позиции для каждого целевого сегмента

6.Разработка маркетингового комплекса для каждого целевого сегмента


3.Деление рынка на сегменты

Рынки состоят из покупателей, а покупатели отличаются друг от друга раз­личными характеристиками. Они могут иметь разные желания, воз­можности, местожительство, отношение к покупке и покупательские при­вычки. Каждый из этих параметров может быть принципом сегментации рынка.

Рис.2 представляет рынок, состоящий из шести покупателей. Каж­дый покупа­тель является потенциально отдельным рынком с особыми по­требностями и же­ланиями. В идеальном случае продавец может составить отдельную программу маркетинга для каждого из покупателей, как показано на рис.2б. Например, небольшая компания, специализирующаяся на орга­низации собраний, может иметь всего несколько крупных клиентов и рас­сматривать их как отдельные рынки. Каждый клиент представляет собой значительную часть бизнеса этой компании. Некоторые мелкие организаторы собраний могут выжить, имея всего лишь десяток хороших корпораций-кли­ентов. Организатор работает с каждым клиентом в отдельности, разрабаты­вая для этого клиента уникальную' программу.

Большинству продавцов невыгодно приспосабливать свой продукт к вкусам каждого отдельного клиента. Наоборот, продавец ищет широкие группы покупа­телей, различающихся характером спроса и покупательским поведением. Напри­мер, оптовый турагент, деля на сегменты рынок развлека­тельных поездок, может обнаружить, что группы клиентов с разными дохо­дами различаются своими же­ланиями. На рис.2 в под цифрами 1, 2, 3 даны группы покупателей в разбивке ' по уровню доходов. В результате соответст­вующей сегментации получаются три ' группы, самой большой из которых является группа с доходом 1.

С другой стороны, продавец на рынке развлечений может обнару­жить, что молодые и пожилые отдыхающие отличаются в своих потребно­стях. На рис.2г буквы А и В обозначают возрастные группы покупателей. В резуль­тате сегментации по возрастным группам получаются два сегмента, в которые входят по три покупателя.

Оптовик, предпочитающий сегментировать рынок одновременно по воз­растным показателям и показателям доходов, как показано на рис.2д, по­лучает пять сегментов. Деля рынок на сегменты, продавец добивается боль­шей точности, однако расплачивается за это увеличением числа сегмен­тов и уменьшением числа потребителей в каждом сегменте

Рис.2. Типы сегментации рынка