Главная              Рефераты - Маркетинг

Методические рекомендации по выполнению студентами выпускных квалификационных работ по юридичес - реферат

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Челябинский государственный университет»

Юридический факультет

Методические рекомендации

по выполнению студентами выпускных квалификационных

работ по юридическим дисциплинам

Челябинск

2008

Рекомендовано ученым Советом

юридического факультета

ГОУ ВПО «ЧелГУ»

(Протокол № 8 от 3 апреля 2008 года)

Методические рекомендации

по выполнению студентами выпускных квалификационных

работ по юридическим дисциплинам

(Порядок написания и защиты)

Специальность 030501 - «Юриспруденция»

Настоящие методические рекомендации дополняют и развивают сложившийся в Челябинском государственном университете порядок подготовки и защиты выпускных квалификационных работ.

Разработаны в соответствии с действующим государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, межгосударственным стандартом ГОСТ 7.1–2003 « Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу» и нормативными правовыми актами, регламентирующими организацию учебного процесса в ГОУ ВПО «ЧелГУ».

В рекомендациях сформулированы основные требования к выпускной квалификационной работе студента, определены цели, задачи и формы ее выполнения, приведены рекомендации по выбору темы, этапам выполнения, объему, структуре, оформлению, а также процедуре защиты.

Пособие предназначено для студентов, преподавателей, организаторов учебного процесса.

Составитель: О.И. Куленко, кандидат юридических наук, доцент.

1. Общие положения

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» итоговая аттестациявыпускников, завершающих обучение по программам высшего профессионального образования в высших учебных заведениях, является обязательной.

В Челябинском государственном университете, в соответствии с Государственным образовательным стандартоми Положением об итоговой государственной аттестации выпускников установлены следующие виды итоговых аттестационных испытаний:

– государственный экзамен по базовой дисциплине цикла ОПД.00;

– итоговый междисциплинарный экзамен по направлению подготовки (специальности);

– защита выпускной квалификационной работы.

Выпускная квалификационная работа представляет собой теоретическое или экспериментальное исследование одной из актуальных тем в области юриспруденции, в которой выпускник демонстрирует уровень овладения необходимыми теоретическими знаниями и практическими умениями и навыками, позволяющими ему самостоятельно решать профессиональные задачи.

Работа показывает уровень освоения выпускником методов научного анализа сложных социальных явлений, умение делать теоретические обобщения и практические выводы, обоснованные предложения и рекомендации по совершенствованию правового регулирования общественных отношений в изучаемой области.

Исследование должно: носить творческий характер сиспользованием действующих нормативных правовых актов, правоприменительной практики и актуальных статистических данных;отвечать требованиям логичного и четкого изложения материала, доказательности и достоверности фактов; отражать умения студента пользоваться рациональными приемами поиска, отбора, обработки и систематизации информации, способности работать с нормативно-правовыми актами; быть правильно оформленным и аккуратно исполненным (четкая структура, завершенность, правильное оформление библиографических ссылок, списка литературы и нормативно-правовых актов).

Выпускные квалификационные работы выполняются в формах,
соответствующих ступеням высшего профессионального образования: для квалификации (степени) «бакалавр по данному направлению» – в форме бакалаврской работы; для квалификационного уровня «дипломированный специалист» – в форме дипломной работы; для квалификации «магистр по направлению» – в форме магистерской диссертации.

Данные методические рекомендации знакомят студентов с порядком выполнения работы, требованиями к ее объему и структуре. Указанные требования должны быть известны всем обучающимся на юридическом факультете Челябинского государственного университета.

Студенту-выпускнику необходимо помнить, что он лично отвечает за качество и оформление выпускной квалификационной работы.

Выполнение выпускной квалификационной работы проходит следующие этапы: 1) выбор темы; 2) составление плана; 3) определение методов исследования; 4) изучение литературы; 5) изучение практики; 6) работа над текстом и оформление; 7) подготовка к защите; 8) защита.

2. Выбор темы

Сту­денты юридического факультета ГОУ ВПО «ЧелГУ» выполняют выпускные квалификационные работы по следующим дисциплинам: те­ории государства и права, конституционному, гражданскому, семейному, жилищному, трудовому, экологическое праву, гражданс­кому и арбитражному процессу, административному, уголовному пра­ву, криминологии, уголовному процессу, прокурорскому надзору, криминалистике. Тематика работ ежегодно определяется кафедрами и должна соответствовать программам курсов учебных дисциплин и учебным планам. При её составлении целесообразно учитывать сложившиеся на кафедре научные направления и возможность обеспече­ния студентов квалифицированным научным руководством. Темы должны обладать актуальностью, практической, теоре­тической значимостью и доводиться до сведения студентов в начале года, предшествующего завершающему году обучения.

Выбор темы квалификационной работы определя­ется как объективными факторами (актуальность, новизна, перспек­тивность), так и субъективными (образование, жизненный опыт, склад ума, интересы начинающего исследователя). Для слушателей заочного обучения значимыми могут стать связь с тем или иным научным коллективом, характер профессиональной деятельности, нерешенные проблемы, собственной практической работы. Студенты-заочники обычно выбирают тему, непосредственно связанную с их практической деятельностью.

При выборе темы следует учесть место прохождения преддипломной практики, так как на базе практических органов легче собирать материал для квалификационной работы. Рекомендуется также предварительно ознакомиться со специальной литературой, провести консультации с ведущими пре­подавателями факультета.

Поощряется преемственность курсовых работ, ранее выполненных студентом, что позволяет углубить и детализировать изучение проблемы. При этом нельзя механически переносить текст курсовой работы в выпускную квалификационную работу. Исходным материалом для творческой разработки про­блематики могут служить отдельные положения, выводы курсовой работы, собранный эмпирический материал.

Тема должна конкретно отражать проблему. Тема (от греческого thema – предмет изложения, исследования, обсуждения) – ла­коничная формулировка проблемы исследования. Поэтому важно, чтобы она была сформулирована проблемно.

Начинающий исследователь при уточнении формулировки темы обязан задать себе ряд вопросов: Есть ли проблема? Разрешима ли она в принципе? Корректно ли сформулирована? Имеется ли прак­тическая потребность в ее разрешении? Возможно ли ее разреше­ние на современном уровне конкретной науки? В какой мере возможно ее разрешение в рамках исследования на уровне квалификационной работы?

Научная проблема не выдвигается произвольно, а является результатом изучения состояния практики и теоретической разра­ботанности проблемы.

Студент вправе самостоятельно сформулировать тему выпускной квалификационной работы по согласованию с научным руководителем. Работа над одной темой несколькими студентами допускается лишь в том случае, если тема носит комплексный характер, и каждый выпускник работает над отдельной ее частью. С выбором темы выпускной квалификационной работы рекомендуется определиться в начале года, предшествующего завершающему году обучения.

Выбрав тему научного исследования, студент пишет заявление о ее зак­реплении и назначении научного руководителя на имя заведующего соответствующей кафедрой (Приложение 1).

3. Руководство выполнением выпускной

квалификационной работы

Закрепление темы и назначение научного руководителя осуществляется по решению кафедры где выполняется выпускная квалификационная работа. По отдельным частям работы, ес­ли в ней рассматриваются междисциплинарные вопросы, относящиеся к различным отраслям права, могут быть назначены научные консультанты.

Научными руководителями могут быть профессоры, доценты, кандидаты наук, наиболее опытные старшие преподаватели, препода­ватели, не имеющие ученой степени или ученого звания, а также высококвалифицированные специалисты и научные работники судебных и правоохранительных органов.

К обязанностям научного руководителя относятся:

1. Корректировка формулировки темы в соответствии с интересами студента и с учетом направлений научно-исследовательской работы коллектива кафедры;

2. разработка и выдача задания;

3. проведение консультаций;

4. контроль хода выполнения плана-графика работы и своевременного представления работы на кафедру;

5. помощь в составлении плана работы;

6. проверка выполненной работы и составление письменного
отзыва.

Научный руководитель несет ответственность за уровень и качество представленной к защите дипломной работы.

Консультантами могут быть профессоры, доценты, кандидаты наук, наиболее опытные старшие преподаватели (преподаватели) смежных кафедр, а также высококвалифицированные специалисты судебных и правоохранительных органов. Консуль­танты руководят написанием соответствующей части выполняемой студентом работы и ставят свою подпись на титульном листе, приложении и соответствующей части работы. Фамилии консуль­тантов указываются в задании на выпускную квалификационную работу.

Студент обязан регулярно посещать консультации научного руководителя, своевременно предоставлять материал в соот­ветствии с планом-графиком выполнения работы, устранять указан­ные руководителем недостатки.

Квалификационную работу выполнять самостоятельно, руководствуясь консультациями научного руководителя и отчитываясь перед ним по мере выполнения отдельных ее частей и работы в целом, в соответствии с графиком (Приложение 2).

4. Планирование выпускной квалификационной работы

Прежде чем приступить к изучению литературы, сбору практи­ческих материалов и написанию текста, студенту следует составить план квалификационной работы.

План представляет собой последователь­но расположенные основные части работы, к которым относят введение, основной текст (т.е. главы и параграфы), и заключение.

Правильно построенный план служит организующим началом, помогает обобщить и систематизировать накопленный материал, способствует его последовательному изложению.

План квалификационного исследования студент составляет самостоя­тельно с учетом основной идеи и исследовательского подхода. План в обязательном порядке представляется для утверждения научному руководителю, который, в случае необходимости, может его корректировать. Составленный план не носит окончательного характера, а может дополняться и изменяться в процессе написания работы. В творческом исследовании план всегда имеет динамический характер, он должен быть гибким, чтобы включать в него новые аспекты и результаты, полученные в ходе исследования (Приложение 4).

5. Определение методов исследования

При исследовании той или иной темы применяются общие научные и специальные методы. Последние делятся на эмпирические (наблюдение, измерение, эксперимент и др.), теоретические (аб­страгирование, обобщение, аксиоматический, гипотетический, фор­мализация и т.д.) и общелогические (анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия и пр.).

Кроме названных в юридических науках широко используются специальные методы исследования: статистический, специльно-юридический, сравнительно-правовой, исторический и другие.

Специально-юридический метод – это особая система обработки и анализа содержания норм права и юридической практики, он включает в себя: а) описание норм права и практики их примене­ния; б) установление юридически значимых признаков правовых яв­лений и выработку юридических понятий; в) классификацию право­вых явлений; г) выяснение их юридической природы;

д) объяснение правовых явлений с точки зрения юридических тео­рий.

Сравнительно-правовой метод – это установление общего (сходства) или различий в сопоставляемых правовых явлениях.

Статистический метод – способ обработки количественных данных, который позволяет выявить закономерности общественных явлений.

Исторический метод – это выявление исторических фактов и на этой основе такое мысленное воссоздание исторического про­цесса, при котором раскрывается логика его движения. Он пред­полагает изучение возникновения и развития объектов исследова­ния в хронологической последовательности.

При выполнении квалификационной работы могут быть использованы методы, которые применяются при криминологических и социологи­ческих исследованиях: наблюдение, изучение документов, анкети­рование, интервьюирование, тестирование, эксперимент, эксперт­ные оценки и другие.

Обычно применяется несколько методов. Например, по теме «Уголовно-правовые средства борьбы с наркоманией» студент может проделать работу с использованием следующих методов: рассмотреть вопрос об истории развития уголовного законодательства об ответственности за преступления, связанные с наркотиками (исторический метод); проанализировать признаки составов этих прес­туплений, отягчающие обстоятельства, основания освобождения от уголовной ответственности (специально-юридический метод); от­граничить названные преступления от других общественно вредных деяний, в частности, от административных проступков, установить различия в конструировании составов преступлений и санкций по УК других стран (сравнительно-правовой метод); использовать дан­ные о состоянии, динамике и структуре преступлений, связанных с наркотическими средствами (уголовно-статистический метод); про­вести анкетный опрос определенных групп населения о потреблении наркотиков и об их отношении к наркомании (ан­кетный метод).

6. Структура и содержание выпускной квалификационной

работы

Выпускная квалификационная работа студента должна характеризоваться:

четкой целевой направленностью; логической последовательностью изложения материала; краткостью и точностью формулировок; конкретностью изложения результатов работы; доказательностью выводов и обоснованностью рекомендаций; грамотным изложением и оформлением.

Она должна содержать следующие структурные составляющие: 1) титульный лист, 2) оглавление, 3) введение, 4) основную часть, 5) заключение, 6) библиографию (список использованных источников), 7) приложения.

Титульный лист – это первая страница работы, на которой указаны надзаголовочные данные, сведения об авторах, заглавие, подзаголовочные данные (вид работы), место и год выполнения, сведения об авторе, научном руководителе. Титульный лист выполняется по установленной на юридическом факультете ГОУ ВПО «ЧелГУ» форме (Приложение 3).

Оглавление – вытекает из плана исследования и раскрывает содержание работы путем обозначе­ния глав, параграфов и других рубрик рукописи с указанием стра­ниц, на которых эти рубрики расположены. Оглавление располагается в начале работы (Приложение 4).

Введение – призвано ввести читателя в круг проблем. В нем определяется актуальность, научная и практическая зна­чимость темы, кратко обосновывается выбор темы. Здесь же формулиру­ются объект, предмет, цели и задачи, которые ставились автором, характеризуется правовая основа исследования. Обычно объем введения не превышает 5-7% объема основного текста.

Актуальность – обязательное требование к дипломной работе. Поэтому вполне понятно, что введение должно начинаться с обоснования актуальности избранной темы. Применительно к выпускной квалификационной работе понятие актуальность означает, насколько правильно автор понимает и оценивает тему с точки зрения современности и социальной значимости. Это характеризует его научную зрелость и профессиональную подготовленность. Освещение актуальности должно быть немногословным. Достаточно в пределах двух страниц машинописного текста показать главное – суть проблемной ситуации.

Объект - это процесс или явление, порождающие проблемную ситуацию, избранную для изучения. Предмет - то, что находится в границах объекта. Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та его часть, которая служит предметом исследования. Именно на него направлено основное внимание в работе. Предмет исследования определяет тему дипломной работы, которая обозначается на ти­тульном листе, как ее заглавие. Формулировать объект не стоит слишком широко, он должен включать предмет исследования, т. е. элемент объекта, кото­рый подлежит изучению и усвоению.

Необходимым элементом введения является определение цели исследования и конкретных задач,которые предстоит решать в соответствии с этой целью. Правильно сформулировать цели и указать средства их достижения (через определение задач) – это значит, во многом обеспечить успех исследовательской работы.

Цель замысел исследования, научный результат, который должен быть получен в итоге исследования. Цель дифференцируется на задачи, которые носят более конкрет­ный характер. Задача – предполагаемый локализованный результат исследования. Формулировать задачи необходимо как можно более тщательно, поскольку описание их решения должно составить содержание глав квалификационной работы. Это обычно делается в форме перечисления (изучить.., описать.., установить.., выявить.., сформулировать... и т.п.).

Основная часть – состоит из 2-3 глав. Каждая глава, как правило, должна включать 2-3 параграфа. Не допускается содержание параграфа объемом 1.5 – 2 страницы. Первый вопрос работы нередко посвящается истории или общетеоретическим проблемам исследуемой темы, а в последующих параграфах раскрываются основ­ные её аспекты. В них излагаются теоретические положения, дается анализ собранного фактического (эмпирического) материала, описываются результаты анкетирования, наблюдений, изучения до­кументов, делаются обобщения. В конце глав пишутся выводы в ви­де кратко сформулированных тезисов. Тезисы располагаются в такой последовательности, чтобы соблюдался принцип перехода от частных, к более общим и важным положениям.

Выпускная квалификационная работа заканчивается заключением, которое носит форму синтеза накопленного в основной части научной информации. Именно здесь содержится так называемое выводное знание, которое является новым по отно­шению к исходному знанию. Желательно привести объективную самооценку выполненной работы.

Часто заключительные выводы оформляются в виде некоторого количества пронумерованных абзацев. Их последовательность опре­деляется логикой дипломного исследования, отражает основные теоре­тические выводы и обоснованные в работе практические предложения.

Заключение предусматривает также наличие обобщенной итоговой оценки проделанной работы. При этом необходимо дать рекомендации по дальнейшим направлениям развития данной научной проблемы.

После заключения принято помещать библиографический список , который отражает самостоятельную творческую работу студента, уровень общеметодической подготовки выпускного произве­дения. Каждый включенный в него литературный либо законодательный источник должен быть упомянут в тексте диплома. Не следует включать в библио­графический список те работы, которые не были использованы.

По библиографическому списку и ссылкам на источни­ки по теме научной работы можно судить не только о разработан­ности темы. Библиографический аппарат свидетельствует и о том, достаточно ли информирован исследователь о существующих раз­работках, предложенных подходах к решению проблемы, насколько полно и глубоко он сумел выявить и изучить имеющиеся по теме опубликованные и неопубликованные материалы.

Библиографический список нумеруется и сос­тавляется по разделам в следующем порядке:

I. Законы и иные нормативные акты: Конституция РФ, Международные нормативные правовые акты, постановления Конституционного Суда РФ, федеральные конституционные законы, кодифицированные законы, федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти (министерств, служб, агентств), нормативные правовые акты субъектов РФ (Конституции, Уставы, решения, постановления), акты органов местного самоуправления.

2.Судебно-следственная и другая практика (руководящие
постановления Пленума Верховного Суда РФ (СССР), Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ, приговоры, решения, определения и
постановления высших судебных органов, аналогичные акты нижестоящих судов и органов следствия, опубликованные и неопубликованные обзоры практики рассмотрения уголовных, гражданских и административных дел, практика прокурорского надзора, нотариальная, адвокатская и иная практика.

3. Архивные материалы.

4. Монографии, учебники, учебные пособия, лекции, статьи, тезисы. Эти источники располагается в алфавитном порядке по фамилиям авторов. Если использовалось несколько работ одного автора, то они вносятся в список в той хронологической последовательности, в какой публиковались. Если фамилия автора не указана, то при расположении произведения в списке учитывается первая буква его названия.

5. Диссертации и авторефераты диссертаций.

6. Литература на иностранных языках.

Библиографический список составляется в соответствии с требованиями межгосударственного стандарта ГОСТ 7.1–2003 введенного в действие непосредственно в качестве государственного стандарта Российской Федерации с 1 июля 2004 года.

В приложения включаются тексты нормативных актов, образцы документов, анкет, таблицы, графики и другие дополнительные материалы, которые нецелесообразно приводить в основном тексте. Приложения помещаются на отдельных листах, в правом верхнем уг­лу которых ставится надпись «Приложение» с указанием его поряд­кового номера, если их несколько (причем знак «№» не ставится). Каждое приложение должно иметь свой заголовок.

7. Изучение литературы

Начинается с подбора и составления списка нормативных правовых актов, опубликованной практики, монографий учебных пособий, лекций, журнальных и газетных статей. Необхо­димо просмотреть в библиотеках систематические, алфавитные ка­талоги и каталоги авторефератов диссертаций, журнальных и газетных статей, в также журналы «Государство и право», «Конституционное и муниципальное право», «Правоведение», «Законность», «Российская юстиция», «Вестник Московского университета» (серия «Право»), «Экономика и право», «Вестник ЧелГУ» (серия «Право»), и др. Можно воспользоваться библиографическими указателями «Но­вая советская литература по общественным наукам. Государство и право», «Новая иностранная литература по общественным наукам. Государство и право» и тематическими библиографическими справоч­никами, например: Советское уголовное право (I96I-I980 гг.). М., 1983 (составитель А.С. Горелик); Советское уголовное право (1981-1985 гг.). Красноярск, 1987. В подборе литературы квали­фицированную помощь могут оказать преподаватели кафедры и работники библиотек.

Работу с первоисточниками целесообразно начинать с изучения нормативной литературы: кодексов и других нормативно-правовых актов, опубликованных в «Собрании законодательства Российской Федерации», «Ведомостях Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации», «Российс­кой газете» и других официальных изданиях. Многие законодатель­ные акты публикуются в журналах «Законность», «Закон», «Россий­ская юстиция» и др.

Далее необходимо ознакомиться с постановлениями Конституционного Суда РФ, руководящими постановле­ниями Пленума Верховного Суда РФ (РСФСР), Верховного Суда СССР, Высшего Арбитражного Суда РФ, имеющими отношение к теме работы.

После этого приступают к чтению научной и учебной литерату­ры, при необходимости конспектируя источники или делая из них выписки. При этом необходимо обратить внимание на современное состояние проблемы, степень её разработанности, наличие «белых пятен» и неясностей в исследовании различных вопросов.

8. Изучение практики

Обязательное требование к выполнению выпускной квалификационной работы – изу­чение юридической опубликованной и неопубликованной практики или (и) деятельности различных органов власти, управления, правоохранительных органов, учреждений и организаций, а также ста­тистической информации.

Изучение и сбор практического материала студентами дневно­го обучения целесообразно осуществлять по месту их стажировки, предполагаемой работы после окончания университета или в учреж­дениях и организациях, расположенных в месте постоянного жительства, а студентами заочного обучения – по месту их основной работы. Содержание и объем материалов практики, методы сбора и обработки информации согласовываются студентом с научным руко­водителем.

Источниками опубликованной практики могут быть «Бюллетени Верховного Суда СССР», «Вестники Верховного Суда СССР», «Вест­ники Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации», «Бюллетени Верховного Суда Российской Федерации», сборники практики прокурорского надзора и Верховного Суда РСФСР (например: Пос­тановления и определения по уголовным делам Верховного Суда РСФСР (I96I-I988 гг.). М., 1989.). Примеры из практики постоянно публикуются в журналах «Законность», «Хозяйство и право» и др. В отдельных номерах Бюллетеней и Вестников публикуются обзоры судебной практики, в которых приводятся примеры и указываются характерные судебные ошибки.

Источниками неопубликованной практики являются архивные уголовные дела, копии постановлений и обвинительных заключений следственных органов, копии судебных приговоров, решений и оп­ределений, обобщения следственной и судебной практики, информа­ционные обзоры, статистические данные, которыми располагают су­ды, органы прокуратуры, внутренних дел, таможенные органы и др. Для получения доступа к этим источникам, студенту необходимо заручиться письмом на имя руководителя соответствующего органа, под­писанным деканом юридического факультета.

Перспективным считается сбор информации путем про­ведения конкретного социологического, криминологического или ино­го прикладного научного исследования, работа в государственных или ведомственных архивах, изучение юридической деятельности пред­приятий, учреждений и организаций.

Собранные материалы практики обобщаются, выявляются её положительные стороны, недостатки, ошибки, нарушения, намечаются меры по их устранению и решению возникших проблем, разрабатыва­ются предложения по совершенствованию правового регулирования общественных отношений.

9. Работа над текстом и оформление

При написании работы следует соблюдать пропорции между главами и параграфами, четко отделять один вопрос от другого, для чего изложению каждого вопроса должен предшествовать соответствующий заголовок. Текст делится на главы и параграфы. Главы нумеруются римскими цифрами, а параграфы – арабскими. Каждая глава начинается с отдельной страницы.

Работа должна быть написана в соответствии с правилами грамматики и стилистики. Не допускается произвольное сокращение слов, за исключением общепринятых аббревиатур и сокращений (например: ГАИ - Госавтоинспекция; ИВС – изолятор временного содержания; КоАП РФ; г., гг. – год, годы (при цифрах); ж.д. – железная дорога; и др.; и т.д. – (после перечисления); ст. – статья (при цифрах); тыс. – тысяч; ул. – улица. При указании в тексте фамилий инициалы ставятся перед ними.

Стиль изложения материала в квалификационной работе должен быть научным, характеризующимся использованием специальной юридической терминологии, точностью и однозначностью выражений. Важной чертой научного стиля является последовательное отстаивание принятой теоретической позиции, логичность изложения, объективность всех суждений и оценок, аргументированность выводов и положений. Как правило, эмоциональные моменты, личные пристрастия в тексте научного произведения не отражаются. Свое мнение можно излагать от первого лица единственного числа («по моему мнению», «полагаю», «думается», «как представляется» и т.д.) или от имени третьего лица («автор», «по мнению автора»).

В рукописи рекомендуется избегать штампов, повторений (тавтологии), растянутых фраз с нагромождением прида­точных предложений и вводных слов. Писать желательно небольшими и ясными для понимания предложениями.

Работа должна носить самостоятельный, творческий характер. Не
допускается механическое списывание текста, цитирование без ссылок
на автора и источник. Вместе с тем не рекомендуется перегружать
работу цитатами. К цитированию обычно прибегают тогда, когда заимствуется чужая мысль или свои суждения подкрепляются ссылкой на
мнение других авторов, либо высказывается несогласие с их точкой
зрения. Изложение должно включать критическую оценку точек зрения, высказанных в литературе по рассматриваемому вопросу, собственные оценки, выводы, аргументы и предложения.

Теоретические положения и выводы рекомендуется проиллюстрировать материалами опубликованной и неопубликованной практики. При этом необходимо сделать ссылку на источники, откуда они взяты. Не допускается брать примеры из монографий, учебников и учебных пособий.

Текст работы пишется полностью или по частям (по отдельным вопросам плана) сначала в черновом варианте, а затем изложенное правится, т.е. делаются вставки, убираются повторения, избыточ­ные слова и предложения, заменяются неудачно примененные части ре­чи и обороты, сверяются цитаты и ссылки на источники. После редактирования текст переписывается набело с соблюдением правил оформления.

Каждая структурная часть курсовой работы начинается с новой страницы. Расстояние между главой и следующим за ней текстом составляет три интервала. Такое же расстояние предусматривается между главой и параграфом. После заголовка, располагаемого посередине строки, не ставится точка. Также не допускается подчеркивание заголовка и переносы в словах заголовка.

При воспроизведении чужого текста ссылка явля­ется необходимой. Это способ защиты интеллектуальной собствен­ности. В науке плагиат считается недопустимым нарушением.

Ссылаться можно на монографии, публикации в прессе, архив­ные документы, другие издания, законодательные и другие нормативные правовые акты. Ссылка производится, когда упо­минается произведение или автор, а также, когда необходимо пере­дать чужой текст, либо сведения в виде цитаты. При воспроизве­дении фактических и статистических сведений общеизвестного ха­рактера (даты рождения выдающихся деятелей, исторические даты) ссылки необязательны.

Цитирование должно быть точным. Нельзя произвольно искажать или сокращать слова цитаты так, чтобы извращался смысл сказанного. При необходимости пропуски внутри цитаты отмеча­ются отточием. Цитировать целесообразно значимые научные те­зисы, важные выводы, определения научных терминов и т.п., заклю­чая их в кавычки.

Ссылки на источник оформляются тремя способами: внутри­текстовым, подстрочным и затекстовым.

Внутритекстовые ссылки размещаются в скобках после упомянутого автора или произведения с указанием выходных дан­ных, места издания и номера страницы.

Подстрочные ссылки размещаются в конце страницы. При этом используется знак сноски в виде цифры или звездочки. Нумерация ссылок чаще всего делается для каждой страницы своя.

Затекстовые библиографические списки оформляются путем сквозной последовательной нумерации цитат и заимствований, ко­торая в основном тексте оформляется квадратными скобками.

В практике научно-исследовательской деятельности юридического факультета ЧелГУ, как правило, применяется подстрочное, постраничное размещение ссылок. Размер шрифта – 12 пунктов.

Например: [1] Комкова Г.Н. Равная защита прав гражданина — конституционная обязанность Российской Федерации // Защита прав человека в Поволжском регионе: опыт и перспективы / Под ред. Г.Н. Комковой. СПб., 2001. С. 7-8.

Если ссылки повторяются, что бывает постоянно, приходится обращаться к формам: 2 Там же С. 12. Это делается в том случае, если ссылки на один и тот же источник следуют одна за другой. Когда ряд прерывается, при не­обходимости процитировать уже упомянутую работу следует обо­значить ссылку таким образом: Комкова Г.Н. Указ. соч. С. 27.

Оптимальный объем квалификационной работы бакалаврского уровня – 40-50 страниц; дипломной работы специалиста, основанной, как правило, на научном исследовании – 80 страниц; магистерской диссертации, выполненной как научное исследование в рамках определенного научного направления – 100-120 страниц формата «А-4», выровненного «по ширине» компьютерного текста, включая рисунки, таблицы, диаграммы, а также список цитируемой литературы.

Текст набирается в «Microsoft Word», печатается на одной стороне листа формата «А4». Шрифт «Times New Roman» – обычный, размер – 14 пунктов, междустрочный интервал – 1,5, верхнее и нижнее поля – 2,5 см., левое – 3,0 см., правое – 1,0 см; абзац – 1,5 см.

Все страницы работы (за исключением титульного листа) должны быть пронумерованы арабскими цифрами с расположением номеров страниц вверху, по центру. При этом первой страницей является титульный лист, включаемый в общую нумерацию страниц квалификационной работы.

Отпечатанную квалификационную работу необходимо вычитать, тщательно сверить цифры, цитаты, даты, фамилии, инициалы, названия нормативных актов, исправить все ошибки и опечатки. Целенаправленная завершающая работа с текстом характеризует ответственность автора за представляемый материал, его уважение к научному руководителю, оценивающему работу.

После этого работа переплетается типографским способом в твердый переплет, подписывается автором и за 40 дней до начала работы ГАК, в одном экземпляре, с отзывом научного руководителя и внешней рецензией сдается на кафедру.

Таким образом, оформление выпускной квалификационной работы составляет неотъемлемую часть исследования и требует дополнительных знаний и значительных усилий. Правильно оформленная работа свидетельствует об уровне методической, библиографической, информационной культуры студента.

10. Подготовка к защите

Защите выпускной квалификационной работы предшествует
процедура предварительного рассмотрения ее на кафедре (предзащита), в
ходе которой обсуждаются: состоятельность работы, соответствие содержания
работы утвержденной теме, правильность оформления, корректность представления, а также другие вопросы, определяющие достаточность квалификационного уровня ее автора. Кафедра вправе принять решение об отклонении представляемой работы к защите, как правило, в следующих случаях:

1. Непредставление в установленные сроки студентом завершенной
квалификационной работы;

2. Работа внутренне противоречива и ее результаты не соответствуют решению поставленной задачи;

3. В период подготовки выпускной квалификационной работы студент не общался с научным руководителем, и научный руководитель не гарантирует научной новизны, корректности представляемых к защите материалов, обоснованности выводов;

4. Квалификационный уровень подготовки студента не удовлетворяет необходимым требованиям ГОС ВПО соответствующей ООП.

Решение кафедры об отклонении представляемой к защите квалификационной работы принимается простым большинством голосов и оформляется протоколом.

Протокол в обязательном порядке подписывается заведующим кафедрой, научным руководителем и одним из ведущих преподавателей кафедры, присутствовавшим на процедуре предварительной защиты.

Протокол кафедры об отклонении выпускной квалификационной работы студента с защиты не подлежит апелляции и является основанием для отчисления студента как завершившего теоретическое обучение по данной ООП, но не прошедшего итоговую государственную аттестацию. Повторная защита выпускной квалификационной работы в течение текущего учебного года, как правило, не допускается.

До предварительной защиты студент должен знать содержание отзыва научного руководителя и внешней рецензии, иметь представление о содержащихся в них замечаниях с тем, чтобы ответить на них либо в процессе своего выступления на защите, либо при обсуждении.

В отзыве научного руководителя должна содержаться характеристика проделанной работы по всем разделам, отмечены ее положительные стороны и недостатки, степень самостоятельности автора в работе над исследованием, сформированность навыков по работе с научной литературой, теоретическому и экспериментальному исследованию, обоснованность и ценность полученных результатов и выводов, возможность их практического применения и заключение о допуске к защите.

В рецензии отмечается актуальность работы, полнота и обстоятельность изложения, решение выдвинутых целей и задач, эффективность использованных методов изучения проблемы, практическая ценность и возможность использования полученных результатов в практической деятельности. Рецензия должна включать: заключение о соответствии выпускной квалификационной работы заданию; оценку качества выполнения каждого раздела выпускной квалификационной работы; оценку степени разработки новых вопросов; оригинальности решений (предложений), теоретической и практической значимости работы; оценку выпускной квалификационной работы.

11. Порядок защиты

Защита выпускной квалификационной работы проводится на открытом заседа­нии ГАК с участием не менее 2/3 ее состава (подкомиссии). В обсуждении содержания работы, квалификационного уровня выпускника могут принимать участие все присутствующие на заседании ГАК.

На заседание ГАК предоставляются следующие документы: списки защищающих работы (предоставляет учебный отдел); сводная ведомость итоговых оценок, полученных выпускниками за весь период обучения (предоставляет учебный отдел); дипломные работы с отзывами на­учных руководителей и рецензиями (предоставляет кафедра); иные материалы, подтверждающие эффективность учебной и исследовательской работы выпускников: печатные труды, статьи, акты о внедрении и т.п. (предоставляют выпускники).

К защите допускаются выпускники, успешно прошедшие все предшествующие «аттестационные испытания», предоста­вившие работы в установленные соответствующим положением и настоящими рекомендациями сроки, имеющие положитель­ный отзыв научного руководителя и соответствующее решение кафедры по результатам предварительной защиты.

Неудовлетворительная оценка выпускной квалификационной работы рецензентом не является основанием для отклонения ее от защиты.

Деканат изве­щает студентов и преподавателей о месте и времени защиты.

Очень важным является подготовка студентом емкого и яркого выступ­ления на защите продолжительностью не более 7-10 минут. Его необходимо подготовить заранее и согласовать с научным руководителем. Выступление не должно полнос­тью копировать введение к дипломной работе. Начинать выступление целесообразно с обращения к членам ГАК и озвучивания темы дипломной работы. Затем кратко осветить актуальность рабо­ты и причины, побудившие автора выбрать именно эту тему. Желательно остановиться на основных методологических пара­метрах работы: целях, задачах, методах исследования. Дальней­ший текст должен содержать основные теоретические выкладки по изучаемой научной проблеме, выводы и рекомендации, сформу­лированные автором. Особо следует выделить новые данные, предложения по совершенствованию законодательства и практические рекомендации.

Текст выступления следует неоднократно прочитать вслух, обращая внимание на логические ударения, дикцию, паузы. Выступ­ление лучше построить в соответствии с правилами ораторского искусства. Неблагоприятное впечатление производит выпускник, монотонно зачитывающий текст. Можно порекомендовать отдель­ные фрагменты выступления выучить наизусть.

По окончанию выступления студенту могут быть заданы любые вопро­сы теоретического и практического характера в рамках данной темы, которые заносятся в протокол заседания ГАК. При ответе на них разрешается с согласия председателя предметной комиссии ГАК использовать дипломную работу. После ответов на вопросы присутствующие (руководитель, рецензент, консультант и др.) могут обменяться мнениями. При отсутствии научного руководителя и рецензента председателем предметной комиссии ГАК оглашаются отзыв и рецензия. В заключительном слове студенту предоставляется возможность определить свое отношение к замечаниям, сделанным в отзыве и рецензии, и кратко высказаться по другим вопросам.

Следует отметить, что студент-выпускник должен хорошо знать свою работу, с тем, чтобы иметь возможность быстро найти необ­ходимые при ответах на вопросы сведения или положения. От­дельные определения или цифры можно выписать и иметь при себе на случай подобного вопроса.

Обсуждение результатов защиты и выставление оценок про­водятся на закрытом заседании комиссии после завершения защи­ты всех работ, намеченных на данное заседание. Решение принима­ется большинством голосов членов комиссии, участвующих в засе­дании. При равном числе голосов «за» и «против» голос предсе­дателя является решающим.

Если один из членов ГАК принципиально не согласен с выставляемой оценкой на итоговом аттестационном испытании, он вправе внести в раздел протокола «особое мнение» свою точку зрения.

Решение предметной комиссии ГАК об оценке защиты вы­пускником дипломной работы объявляется в тот же день.

Секретарь предметной комиссии ГАК во время заседания ведет протокол, в котором фиксирует время начала и окончания защиты квалификационной работы, вопросы, заданные дипломнику, и ответы на них, а также суть выступлений участников заседания.

После завершения работы предметной комиссии ГАК секре­тарь выставляет оценки в протоколы и зачетные книжки, в которых все члены ГАК ставят свои подписи.

В случае неявки студента на защиту по уважительной причине председателю предметной комиссии ГАК предоставляется право назначить защиту в другое время. В случае неявки по неуважительной причине студент отчисляется из образователь­ного учреждения

Выпускники имеют право обжаловать решение предметной комиссии ГАК по результатам защиты работы только в день защиты.

После защиты дипломные работы хранятся в библиотеке или на кафедрах образовательного учреждения. Условия хранения должны исключать возможность их утраты и плагиа­та. По истечении 5 лет они могут уничтожаться.

Рекомендуемая литература

1. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования [Текст]: утвержден Министерством образования РФ 27 марта 2000 г.

2. Межгосударственный стандарт ГОСТ 7.1 – 2003 «Система стандартов по

информации, библиотечному и издательскому делу» [Текст]:принят Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации 2 июля 2003 г.

3. Челябинский государственный университет. Устав государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Челябинский государственный университет» [Текст]: принят конф. науч. педагогич. работников 12 мая 2002 г.: 24 октября 2002 г.

4. Положение об итоговой государственной аттестации выпускников ГОУ ВПО «Челябинский государственный университет»

5. Эхо Ю. Письменные работы в ВУЗах [Текст]: практическое руководство для всех, кто пишет дипломные, курсовые, контрольные, доклады, рефераты, диссертации / Ю. Эхо. – М., 2000. – 127 с.

6. Сабитов Р.А. Основы научных исследований [Текст]: учебное пособие / Р.А. Сабитов. – Челябинск, 2002. – 138 с.

7. Казарцева Г.А., Попова Т.В. Методика подготовки и процедуры защиты дипломных работ по криминалистике [Текст]: учебное пособие / Г.А. Казарцева, Т.В. Попова. – Челябинск, 2003. – 87 с.

Приложение 1

Образец заявления о закреплении за студентом

темы выпускной квалификационной работы

Заведующему кафедрой уголовного

процесса и криминалистики

юридического факультета ГОУ ВПО

«ЧелГУ» (фамилия, инициалы)

студента группы Ю-402 Иванова С.П.

проживающего: (дом. адрес, телефон)

Заявление

Прошу закрепить за мной тему выпускной квалификационной работы «Прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими до­знание и предварительное следствие» и назначить научного руководителя.

Подпись

Дата

Если ранее студент работал над данной темой под руководством конкретного преподавателя, в заявлении следует указать: …и назначить научным руководителем доцента (фамилия, инициалы) под руководством которого, по аналогичной теме я писал курсовую работу, делал научный доклад на студенческой научно-практической конференции.

Приложение 2

Задание

на выполнение дипломной работы

Студенту группы __________________________________________________

____________________________________________________________________

(фамилия, инициалы)

Научный руководитель _____________________________________________

(фамилия, имя, отчество)

____________________________________________________________________

(ученая степень, ученое звание)

1. Тема ___________________________________________________________

____________________________________________________________________

утверждена «___» __________ 20___ года

2. Срок сдачи студентом законченной работы «___» ___________ 20__ года

3. Перечень работ (изучение литературы, практики, анкетирование, работа в архивах, внедрение результатов исследования и т.д.) ____________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________

4. Содержание дипломной работы (перечень вопросов подлежащих разработке) ___

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Перечень графического материала (таблицы, графики, диаграммы, слайды и др.)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Консультанты по работе (с указанием вопросов темы каждому консультанту) ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Дата выдачи задания: «___» __________ 20___ года.

Научный руководитель __________________________________

(фамилия, подпись)

Студент _______________________________________________

(фамилия, подпись)

Приложение 3

Образец титульного листа выпускной квалификационной работы.

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Челябинский государственный университет»

Юридический факультет

Кафедра уголовного процесса и криминалистики

«Допустить к защите»

Заведующий кафедрой _______________

«___» ____________ 200__ года

Прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими до­знание и предварительное следствие

Дипломная работа

Выполнена: Ивановым Сергеем

Павловичем – студентом гр. Ю - 502

Научный руководитель: доктор

юридических наук, профессор

Павлов В.М.

Консультант: кандидат юридических

наук, доцент Сергеев А.В.

Челябинск

2008

Приложение 4

Оглавление

Введение ………………………………………………………………. 2

Глава І. Общая характеристика правонарушений, связанных

с сокрытием доходов от налогообложения ………………… 5

§ 1. Понятие, виды и функции налогов в Российской Федерации .. 5

§ 2. Общественная опасность правонарушений, выражающихся

в уклонении от уплаты налогов ………………………………… 14

§ 3. Ответственность за нарушение налогового законодательства ..24

Глава ІІ Виды преступлений, связанных с сокрытием доходов от

налогообложения ………………………………………………. 21

§ 1. Уклонение от подачи декларации о доходах ………………… 21

§ 2. Сокрытие доходов (прибыли) и иных объектов

налогообложения ……………………………………………… 30

§ 3. Противодействие или неисполнение требований налоговой

службы в целях сокрытия доходов (прибыли) или неуплаты

налогов …………………………………………………………... 40

Глава ІІІ Совершенствование уголовно-правовых норм, предусматри-

вающих ответственность за уклонение от уплаты налогов … 50

Заключение ……………………………………………………………… 57

Библиографический список ……………………………………………. 59

Приложения ……………………………………………………………..... 62