Главная              Рефераты - Маркетинг

Государственное предпринимательство в условиях рыночной экономики 2 - реферат


Содержание

Введение………………………………………………………………. 3

Тема 1. Государственное предпринимательство…………………….4

1.1. Понятие государственного предпринимательства……………4

1.2. Государственное регулирование

предпринимательской деятельности………………………………….5

Тема 2. Анализ современных методов

государственного регулирования экономики………………………..9

2.1. Государственное предпринимательство ………………………..9

в условиях рыночной экономики

2.2. Методы государственного воздействия на рынок……………..11

2.3. Статистические данные предпринимательства в России

2.4. Динамика потребительских цен в России и за рубежом

Тема 3. Повышение эффективности

государственного предпринимательства как метода регулирования экономики……………………………………………………………..15

Заключение ………………………………………………………...…22

Список использованной литературы………………………………..24

Введение.

Рыночный механизм способен обеспечить вполне эффективное распределение ресурсов и их использование. Такие рычаги рыночного регулирования, как колебания ставки процента, с одной стороны, и эластичность соотношения цен и заработной платы, с другой стороны, способны поддерживать полную занятость и, что действуя совместно, эти два механизма регулирования превратили полную занятость имеющихся ресурсов в неизбежность.

Экономическая реальность состоит в том, что государство выступает активным участником рыночных отношений. Уже в период свободной конкуренции значительная часть производительных сил перерастает рамки классической частной собственности и государство вынуждено было брать на себя содержание больших экономических структур: железных дорог, почты, телеграфа и т.д. В условиях монополистической конкуренции, когда производство стало характеризоваться большой сложностью, капитало- и энергоемкостью, сами монополии оказались заинтересованными в усилении регулирующей роли государства, в постоянной поддержке с его стороны на внутреннем и внешнем рынках. Сегодняшнее усилие межгосударственной интеграции ведет к тому, что общие экономические процессы перешагивают национальные границы, формируют новые социально-экономические задачи, связанные с обороной, наукой, экологией, воспроизводством рабочей силы. Рыночный механизм не в состоянии разрешить все проблемы экономического роста. Наряду с двигательными силами в нем заложены и элементы, сдерживающие экономическое развитие. Это наблюдалось и раньше, когда равновесие в экономике достигалось при неполной занятости ресурсов и прежде всего рабочей силы.

Говоря в настоящее время о рыночной экономике, мы говорим как о роли государства вообще, так и о государственном предпринимательстве.

Тема 1. Государственное предпринимательство

1.1. Понятие государственного предпринимательства.

В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики. В современных условиях любое государство осуществляет регулирование национальной экономики, с различной степенью государственного вмешательства в экономику.

По вопросам, в каких пропорциях должно сочетаться государственное и рыночное регулирование, каковы границы и направления государственного вмешательства, существует широкий спектр мнений и подходов - от полного государственного монополизма до крайнего экономического либерализма. Однако необходимость выполнения государством определенных функций в экономике не подвергается сомнению. Это еще раз получило подтверждение в ходе “кейнсианской революции”, которая совершила переворот в классических воззрениях на рыночную экономику и доказала невозможность самоисцеления экономического спада.

Вне зависимости от господствующих экономических доктрин никто не снимал с национальных правительств ответственности за экономическое положение страны. Таким образом, государственное регулирование экономики имеет важное значение для экономического и социального развития страны. При этом, осуществляя регулирование экономики, государство использует широкий набор средств и методов воздействия на экономику таких как бюджет, налоги, кредитно-денежная политика, экономическое законодательство и т.д.

В любой экономической системе, в том числе и рыночной экономике, государство выступает в известном смысле как экономический агент, обладающий правом и возможностью принуждения, например в сфере налоговой политики, государственного законодательства. Принуждение часто обосновывается политической философией, требующей подчинения личных интересов общественным.

Как бы там ни было, государство всегда, во все времена и во всех странах оказывало ключевое влияние на функционирование экономики, и вследствие этого, на развитие общества в целом. Таким образом государственное регулирование является важной частью функционирования экономики и, поэтому, заслуживает самого пристального внимания.

Одной из форм прямого вмешательства государства в экономику является государственное предпринимательство. Оно образует особый вид предпринимательской деятельности, которая осуществляется в рамках госсектора и связана с участием государственных предприятий в производстве и сбыте товаров и услуг. При этом государство выступает самостоятельным субъектом хозяйствования, реализуя определенные общенациональные цели: структурную перестройку производства; смягчение отраслевых и территориальных пропорций; стимулирование научно-технического прогресса, повышение эффективности экономики.

В России начался переход от всеобъемлющего планово-централизованного госпредпринимательства к новому его типу, соответствующему условиям развития многоукладной рыночной экономики. Этот переход включает, с одной стороны, резкое сокращение сферы госпредпринимательства вследствие приватизации объектов государственной собственности, с другой - его качественные изменения: преобразование структуры и форм хозяйственного механизма.

В то же время формирование предпринимательства нового типа пущено практически на самотек. Нет программы, раскрывающей его роль и функции в российской многоукладной экономике, параметры и взаимосвязь с частным предпринимательством. Утрачена управляемость государственными хозяйственными звеньями, предприятиями и объединениями. Они, по существу, сохраняя монопольное положение в производстве, нередко тесно связаны с теневыми структурами. Продолжение экономической реформы требует изменения подхода к преобразованию предпринимательства.

Государственное регулирование осуществляется в рамках государственного сектора. В мировой экономической науке понятие госсектора связано со всей совокупностью форм участия государства в производстве, распределении, обмене и потреблении. В таком понимании этот сектор выступает в качестве основы, опираясь на которую государство может выполнять свои функции. Например, бюджет (часть госсектора, расположенного в сфере распределения) нужен ему для перераспределения доходов, финансирования выпуска общественных товаров и т.д. В сфере распределения удельный вес государства очень велик. В производстве вмешательство государства должно быть минимальным, в обмене - практически равно нулю.

Доля государственного сектора в разных странах различна. Европейский центр государственного предпринимательства для оценки его доли в экономике использует такие показатели, как:

- доля государства в ВНП;

- численность занятых на государственных предприятиях;

- инвестиции, доля субвенций и налогов в ВНП и др.

Уровень огосударствления производства и размеры государственного сектора существенно различаются по странам. Так, в Китае государственный сектор дает свыше 50% валового общественного продукта. В Италии удельный вес госсектора составляет 39-42%, в том числе в промышленности - 30%. Во Франции госпредприятия производят 1/3 ВНП.

Важнейшими причинами исторического роста государственного сектора в экономике выступали и выступают войны и национальная оборона, инфраструктурное обеспечение макроэкономических процессов, рост народонаселения, урбанизация, проблемы окружающей среды, эгалитаризм (равенство).

Государственное предпринимательство охватывает отрасли, которые ему оставляет частный сектор. Прежде всего это отрасли, в каких отдача либо невелика, либо наступает через длительное время. Это капиталоемкие и малорентабельные звенья производственной и социальной инфраструктуры: энергетика, транспорт, связь, сферы образования и здравоохранения. Кроме того, сюда относится и деятельность государства по “оздоровлению” отраслей, переживших кризис, или активизации экономики в целом (национализация либо убыточных предприятий и отраслей, либо таких отраслей, ускоренное развитие которых необходимо для повышения конкурентоспособности негосударственного сектора). Государственное предпринимательство распространяется на национальную оборону и безопасность, поддержание экологической безопасности и др.

Государственный сектор и предпринимательство опираются на государственную собственность.

Вся мировая история свидетельствует, что государственная собственность при любом общественном строе и политическом режиме служит одной из ключевых опор государства и составляет важнейшую часть государственного управления. Государственная собственность страны позволяет ей выступать в качестве самостоятельного субъекта экономических правоотношений с другими странами; это гарант соответствующих договоров и соглашений.

Наличие государственной собственности помогает обеспечивать благоприятные макроэкономические условия для успешной работы частного сектора; государственная собственность гарантирует функционирование некоммерческой социальной среды. Эта собственность поддерживает национальную безопасность (от финансирования органов правопорядка до содержания армии). Наконец, реализуя право собственности на природные ресурсы (в первую очередь на землю), государство создает устойчивые связи со множеством местных структур, хозяйствующих субъектов.

Доля государственной собственности в национальном богатстве колеблется от 20% в США до 35% в Италии. В Японии на госпредприятия приходится более 10% основных фондов и около 9% занятых в народном хозяйстве.

В большинстве стран в сферу государственной собственности в той или иной мере в разные периоды входили земельные угодья, ресурсы недр, денежные средства, золото-валютные резервы, промышленные предприятия, военные объекты, электроэнергетика, транспорт, связь, телеграф и телефон, почта, автомобильные и железные дороги, авиакомпании и т.д.

Базой применения государственной формы собственности являются те сферы экономики, в которых велика потребность в прямом централизованном управлении, осуществлении государственных инвестиций, в которых ориентация на прибыльность не является критерием, достаточным для функционирования в общественных интересах.

Факторами, способствующими распространению государственной собственности, являются дезорганизации или устойчивые нарушения функционирования рынков (в частности, в результате монополизации, военных потрясений и разрух), слабость национального частного капитала, военно-стратегические, нередко и политические мотивы.

Значительную долю в государственной собственности занимают государственные предприятия. В странах с развитой рыночной экономикой существует несколько типов государственных предприятий, среди которых можно выделить: собственно государственные предприятия, находящиеся под непосредственным, прямым контролем государственных органов управления; публичные корпорации, называемые в США правительственными корпорациями, а во Франции - национальными обществами.

В последнее время широкое распространение получают предприятия смешанных частно-государственных фирм, в которых государству принадлежит часть акций компании или же ее контрольный пакет. Кроме того, государство посредством заключения договорных отношений с предприятиями частного сектора закрепляет за собой право связать эти предприятия соответствующими обязательствами и тем самым устанавливает отношения формальной субординации с негосударственным сектором.

Государственные предприятия являются инструментом проведения экономической политики. Наличие государственных предприятий позволяет решать проблему занятости; осуществлять проекты, имеющие высокую степень риска; путем снижения цен на продукцию государственных предприятий и отказ от прибыли в периоды роста инфляции государство осуществляет антиинфляционные меры. За счет государственных предприятий оказывается содействие местным частным товаропроизводителям путем поставки сырья и комплектующих изделий по ценам ниже рыночных и обеспечивается устойчивый рынок сбыта.

При этом государственные предприятия в силу возложенных на них общегосударственных задач пользуются определенными гарантиями государства - различного рода субсидиями, защитой от банкротства, освобождением от обязательств по импорту, преимуществами госзакупок.

При оценке роли государственных предприятий важным вопросом является эффективность их функционирования. Ответ на него неоднозначен. Сравнительный анализ стоимости государственных (муниципальных) и частных услуг, проведенный немецким экономистом Э.Хамером на примере 300 предприятий, показал, что частное производство на 30-50% экономичнее, чем государственное. В Великобритании стоимость частных услуг ниже стоимости государственных на 30-40%, в США - на 30%.

По мнению же английских исследователей Д. Миллуорда и Д. Паркера, результаты многочисленных обследований не подтверждают тезис, согласно которому частное предпринимательство всегда и везде более эффективно, чем государственное.

Очевидно, при оценке эффективности деятельности предприятий, принадлежащих госсектору, следует учитывать ряд обстоятельств: выполнение ими общественных (социальных) обязательств; монопольное положение их в отдельных сферах экономики; гарантированность финансовой поддержки со стороны государства; методы управления государственными предприятиями.

Некоторые исследователи связывают низкую рентабельность отдельных государственных предприятий с тем, что они “несут” многообразные социальные обязательства. Государственным предприятиям диктуются объемы инвестиций в целях оказания содействия по линии регулирования конъюнктуры. Их принуждают изменять рациональную структуру капитальных вложений для решения проблем регионального распределения занятости и производства и т.д. Им навязывают приобретение в основном отечественных товаров (и чаще всего) тогда, когда они более дороги и технически менее совершенны, чем зарубежные. Широко распространена практика занижения цен на продукцию национализированных предприятий, которая преследует цель оказания поддержки частному бизнесу и определенным слоям населения. С другой стороны, государственные предприятия иногда используются как источник пополнения государственного бюджета. На ряд товаров правительством устанавливаются повышенные цены, а дополнительную прибыль, извлекаемую в связи с подобной практикой, изымают в бюджет. В Великобритании, например, казначейство часто вынуждало государственную электроэнергетику, газовую промышленность и водоснабжение устанавливать цены выше уровня, который руководство отрасли считало обоснованным.

Тот факт, что государственные предприятия существуют за счет бюджетных средств, тоже имеет негативное проявление. Они ограничены в заемных операциях на рынке частного капитала, и объемы капитальных вложений зависят от состояния государственных финансов, которых порой не хватает. С другой стороны, широкое использование средств государственного бюджета порождает у предприятий иждивенчество, лишает их стимулов к эффективной деятельности.

Оказывают влияние на эффективность деятельности предприятий и методы управления. Если на частнокапиталистические предприятия государство воздействует посредством экономических рычагов, то в отношении государственных используются директивные указания. Не случайно в западной экономической науке распространены взгляды, согласно которым рациональному хозяйствованию противоречит не сама по себе государственная собственность, а порочные формы ее функционирования. Такой точки зрения придерживался один из наиболее крупных экономистов В. Парето. И подтверждением тому, что и государственные предприятия могут быть эффективны, является деятельность таких концернов, как “Рено” (Франция), “Альфа-Ромео” (Италия), “Бритиш-пейлэнд” (Англия) и др.

Тем не менее в последние годы в большинстве развитых стран наблюдается сокращение доли государственных предприятий, передачи их в частное управление. К этому побудила необходимость уменьшения чрезмерных бюджетных расходов на административные цели; повышения эффективности и стимулирования конкурентоспособности отраслей, находящихся под непосредственным контролем государства; сокращения расходов на государственное управление на основе ликвидации изживших себя административных структур.

Процессы приватизации проходят при активной роли государства и имеют естественные пределы. Во многих странах правительства исключают из списков на приватизацию предприятия и отрасли инфраструктуры, отличающиеся высокой капиталоемкостью: электроэнергетику, каналы, трубопроводы, портовые сооружения, почту, связь, железные дороги и др. Как правило, приватизация включает несколько этапов, подробно прорабатываемых и оцениваемых различными правительственными ведомствами и учреждениями: определение конечной цели проекта приватизации конкретного предприятия; подготовка программы приватизации, зависящей от цели; выбор механизма приватизации; подготовка необходимых документов, оценка ситуации на рынке, маркетинг, поиск потенциальных покупателей, продажа акций.

Часто государство предпочитает реализовывать на рынке лишь небольшой пакет акций приватизируемого предприятия, сохраняя контрольный пакет акций в своих руках, что позволяет ему осуществлять регулирующие функции в конкретной компании, в частности, предупреждать возможность использования ею своего монопольного положения на рынке. Государство, оставляя за собой контрольный пакет акций в ходе приватизации, получает возможность увеличить капитал за счет привлечения средств извне, без потери контроля над конкретным видом бизнеса. Кроме того, в ряде случаев за государством остается “золотая” акция, дающая право накладывать вето на потенциальные решения нового руководства компании.

1.2.Государственное регулирование предпринимательской деятельности

В современных условиях происходит усиление государственного регулирования и содействия развитию предпринимательства, меняются организационные формы взаимодействия государственных органов с субъектами частного бизнеса, происходят существенные сдвиги в целях, механизме, аппарате управления, в сочетании государственного и рыночного механизмов регулирования.

Целью государственного регулирования предпринимательской деятельности является создание определенных условий, обеспечивающих нормальное функционирование экономики в целом и стабильное участие предпринимателей страны в международном разделении труда и получение от этого оптимальных выгод. Правительство каждой страны безусловно имеет свои собственные цели на каждом конкретном этапе и добивается их решения доступными ему методами и средствами применительно к складывающейся экономической ситуации в своей стране и в мировом хозяйстве. Поэтому цели и задачи государственного регулирования подвержены изменениям, между тем, как механизм регулирования достаточно хорошо отработан, хотя и имеет особенности в каждой отдельно взятой стране.

В обобщенном виде в задачи государственного регулирования входят:
- разработка, принятие и контроль за законодательством, обеспечивающим правовую основу и защиту интересов предпринимателей;
- повышение эффективности государственного регулирования и снижение соответствующих издержек;
- ослабление прямых форм вмешательства и бюрократического контроля за деятельностью предприятий;
- создание условий для свободной и добросовестной конкуренции на рынке, свободного перемещения товаров на внутреннем и внешнем рынках, контроль за соблюдением правил конкуренции;
- обеспечение товарно-денежного и бюджетного равновесия посредством финансовой, налоговой, процентной политики и управления денежной эмиссией;
- сочетание текущих и перспективных направлений развития экономики: структурно-инвестиционной политики и научно-технической политики;
- содействие долговременному росту накопления капиталов и стабильному развитию, сдерживание инфляции экономическим путем, снятие ограничений административного регулирования хозяйственной сферы деятельности;
- обеспечение свободного передвижения рабочей силы и соблюдения норм трудового законодательства, регулирование частного найма и порядка оплаты труда;
- поддержание социального равновесия и приемлемого для большинства населения уровня дифференциации и распределения доходов.

Характеризуя государственное регулирование экономики в современных условиях, прежде всего необходимо отметить, что центр тяжести в этом регулировании переместился к активному участию государства в организационно-хозяйственном регулировании производства. Его основными задачами являются:
- осуществление структурной перестройки производства, что предполагает создание новых отраслей, ориентированных на экспорт, модернизацию традиционных отраслей и приспособление их продукции к требованиям мирового рынка, переориентацию отдельных видов производств на мировые рынки в рамках международной специализации;
- повышение конкурентоспособности продукции экспортных отраслей и отдельных видов производств;
- поиск и использование возможностей долгосрочного обеспечения производства гарантированными источниками поступления сырья, топлива, полуфабрикатов;
- укрепление положения в приоритетных и наиболее прогрессивных отраслях экономики, ориентация их на обслуживание экспортного производства;
- пересмотр форм связей между краткосрочными и долгосрочными мерами правительственной политики, традиционное воздействие на конъюнктуру, основанное на регулировании спроса, которое все теснее переплетается с мерами государственного регулирования внешнеэкономических связей;
- использование мер воздействия на процесс концентрации в ведущих отраслях экономики, в том числе специализированных на экспорт, осуществление мероприятий, направленных на укрепление организационной структуры крупных фирм, развитие новых форм связей между ними.

Регулирование все более направлено на повышение эффективности производства. Акцент в нем переносится с регулирования спроса на регулирование предложения. Существенные изменения произошли и в механизме регулирования. Важнейшей формой государственного регулирования предпринимательской деятельности стало включение в программы долгосрочного развития экономики основных направлений структурной перестройки промышленности с ориентацией на экспортную специализацию.

Проблемы структурной политики стали на современном этапе ведущими направлениями экономической политики, в которой акцент делается на целевые инвестиционные программы, объединяющие частный и государственный капитал для решения глобальных проблем наилучшего приспособления предпринимательства к условиям развития мирового хозяйства.

Государственная политика регулирования экономики направлена на всестороннее обслуживание потребностей предпринимателей, и в частности, по административному надзору и нормативному регулированию производства. Сейчас нормативное регулирование распространилось на новые области, такие как: безопасность продукции (продовольственных и фармацевтических товаров), разработка и внедрение унифицированных национальных стандартов качества (в том числе и стандартов безопасности продукции). С целью сдерживания производства и расточительного потребления применяются меры прямого и косвенного регулирования: нормативные стандарты качества продукции, налоговое стимулирование инвестиций, косвенные налоги на потребителей.

Важным направлением государственного регулирования является патентная политика государства. Она сводится к ограничению срока жизни патента и осуществлению принудительного лицензирования новых патентов за относительно умеренную лицензионную плату.

Важным инструментом финансового регулирования предпринимательской деятельности является предоставление прямых кредитов и субсидий, в первую очередь на обновление и совершенствование производственного аппарата компаний за счет государственных средств. Эти средства применяются тогда, когда частный бизнес не в состоянии самостоятельно вывести то или иное звено национального производства из полосы затруднений. Все большее значение приобретают программы льготного кредитования и субсидирования определенных отраслей, гарантирования займов, меры по поддержанию или сдерживанию роста отраслевых цен в сочетании с протекционистской импортной политикой и другими средствами стабилизации рынка. Регулирование процентных ставок по депозитам и ссудам на рыночной основе предполагает, что частному бизнесу обеспечивается большая свобода выбора условий и способов финансирования.

Одна из важнейших функций государственного регулирования - разработка общих принципов и осуществление внешнеэкономической политики страны.

2. Анализ современных методов государственного регулирования экономики

2.1. Государственное предпринимательство в условиях рыночной экономики

Государственное предпринимательство осуществляется в тех областях, где деятельность противоречит природе частных фирм или же требуются огромные вложения средств и риск. Основное отличие от частного предпринимательства состоит в том, что первоочередная цель государственного предпринимательства состоит не в получении дохода, а в решении социально-экономических задач, таких как:

· обеспечение необходимых темпов роста,

· сглаживание циклических колебаний,

· поддержание занятости,

· стимулирование научно-технического прогресса, и т.д.

Данная форма регулирования обеспечивает поддержку малорентабельных предприятий и отраслей хозяйства, которые жизненно важны для воспроизводства. Это, прежде всего отрасли экономической инфраструктуры: энергетика, транспорт, связь.

Располагая финансами, государство выступает по отношению к частному сектору в качестве заказчика на производство продукции и одновременно ее покупателя, что придает определенную стабильность рынку.

К проблемам, решаемым государственным предпринимательством, относятся также предоставление населению льгот в различных областях социальной инфраструктуры, помощь жизненно важным науко- и капиталоемким отраслям экономики в целях ускорения научно-технического прогресса и укрепления на этой основе позиций страны в мировом хозяйстве, проведение региональной политики создания в экономически отсталых районах промышленных предприятий, увеличение числа рабочих мест, охрана окружающей среды путем внедрения безотходных технологий, строительство очистных сооружений, развитие фундаментальных научных исследований, производство товаров, являющееся по закону государственной монополией.

Государственное предприятие, пусть даже наделенное самыми широкими правами и ответственностью, всегда отстает от частного в степени хозяйственной самостоятельности. В деятельности госпредприятия наверняка присутствуют как рыночные, так и нерыночные, идущие от государства, мотивы. Политические мотивы переменчивы, они зависят от правительства, распоряжений министерств и т.д. Поэтому госпредприятия часто оказываются в сложной и неясной обстановке, предсказать которую намного сложнее, чем рыночную конъюнктуру.

Если исходить из мирового опыта, то все задачи, которые могут и должны разрешаться на уровне современного государства, можно свести к следующим:

1. Обеспечение развития базовых отраслей: энергетики, металлургической, топливной промышленности, стимулирование новых отраслей.

2. Стратегическое прогнозирование развития науки и техники, долгосрочное прогнозирование развития хозяйства в целом, оценка социально-экономических последствий научно-технического прогресса с общенациональных позиций.

3. Координация усилий общества по охране и оздоровлению окружающей среды.

4. Создание производственной и социальной инфраструктуры: транспорт, связь, культура, образование, здравоохранение.

5. Выработка и обеспечение социальных гарантий, особенно для групп населения, которые не могут в полной мере заниматься общественно-полезным трудом.

6. Поддержание в нормальном состоянии денежной и финансовой системы.

Ни одна из перечисленных задач не может быть решена на уровне предприятия, корпорации, отрасли хозяйства или региона. Это прерогатива исключительно государства.

2.2. Методы государственного воздействия на рынок

Выполнение сложных функций по регулированию рыночных отношений может быть эффективным в том случае, когда в руках государства сосредоточены мощные экономические рычаги управления, когда оно само экономически сильно.

Государство оказывает воздействие на рыночный механизм через:

- свои расходы;

- налогообложение;

- регулирование;

- государственное предпринимательство.

Государственные расходы состоят из государственных закупок, трансфертных платежей.

Государственные закупки представляют собой, как правило, приобретение общественных товаров (затраты на оборону, строительство и содержание школ, автодорог, научных центров и т.д.).

Трансфертные платежи - это выплаты, перераспределяющие налоговые доходы, полученные от всех налогоплательщиков, определенным слоям населения в виде пособий по безработице, выплат в связи с инвалидностью и т.д.

Нужно заметить, что государственные закупки вносят вклад в национальный доход и непосредственно используют ресурсы, в то время как трансферты не используют ресурсы и не связаны с производством. Государственные закупки приводят к перераспределению ресурсов от частного к общественному потреблению товаров. Они дают возможность гражданам пользоваться общественными товарами.

Трансфертные платежи имеют другое значение: они меняют структуру производства товаров индивидуального потребления. Суммы, взятые в виде налогов у одних слоев населения, выплачиваются другим. Однако те, кому предназначаются трансферты, тратят эти деньги на иные товары, чем и достигается изменение структуры потребления.

Для оплаты счетов за заказанную фирмам продукцию и различные выплаты населению государству нужно иметь деньги. Необходимые для покрытия расходов суммы можно получить в основном путем сбора налогов. Но чтобы построить подводную лодку или проложить автомагистраль, государству нужно приобрести на деньги необходимые экономические ресурсы: товары производственного назначения, землю, труд. Поэтому, решая вопрос о том, как облагать себя налогами, люди в действительности определяют, каким образом и в каком объеме необходимые для общественных нужд ресурсы будут изыматься из владения различных семей, из предприятий и направляться на цели производства государственных товаров и услуг. Государство всегда облагает налогами одних и выплачивает деньги другим.

Налогообложение - важный инструмент государственной политики. Налоги - основной источник бюджетных средств. В государствах с рыночной экономикой взимаются различные виды налогов. Одни из них носят видимый характер, например подоходный налог, другие не столь очевидны, поскольку накладываются на производителей сырьевых ресурсов и воздействуют на домохозяйства косвенным путем в виде более высоких цен на товары. Налоги охватывают как домохозяйства, так и фирмы.

В странах с развитой рыночной экономикой налоги становятся все более активным инструментом государственной социальной и экономической политики.

Наиболее справедливым является прогрессивный налог, однако процентное повышение налога не должно быть значительным, чтобы не ослаблять стимулы к труду, а, следовательно, к большим заработкам. Как правило, подоходный налог построен именно по этому принципу. Однако налоги с продаж и акцизные налоги являются фактически регрессивными, так как они в большинстве случаев перекладываются на потребителей, в доходе которых одна и та же сумма занимает различную долю. Задача государства - собрать налоги таким образом, чтобы обеспечить потребности бюджета и одновременно не вызвать недовольства налогоплательщиков.

При слишком высоких налоговых ставках начинается массовое уклонение от уплаты налогов. На современном этапе во многих странах СНГ происходит именно такая ситуация. Государству не хватает средств, оно повышает налоги, предприниматели все чаще уклоняются от их уплаты, следовательно, в бюджет идет все меньше средств. Государство опять повышает налоги. Получается замкнутый круг.

Государственное регулирование призвано координировать экономические процессы и увязывать частные и общественные интересы. Оно осуществляется в:

· законодательной,

· налоговой,

· кредитной,

· субвенционной формах.

Законодательная форма регулирования регламентирует деятельность предпринимателей. Примером могут служить антимонопольные законы.

Налоговая и кредитная формы регулирования предусматривают использование налогов и кредитов для воздействия на национальный объем производства. Изменяя налоговые ставки и льготы, правительство воздействует на сужение или расширение производства. При изменении условий кредитования государство влияет на уменьшение или увеличение объема производства.

Субвенционная форма регулирования предполагает предоставление государственных субсидий или налоговых льгот отдельным отраслям либо предприятиям. К их числу обычно относят отрасли, создающие общие условия для формирования общественного капитала (инфраструктуры). На основе субсидий может оказываться поддержка и в сфере науки, образования, подготовки кадров, и в решении социальных программ. Существуют также и специальные, или целевые субсидии, которые предусматривают расходование средств бюджета по строго определенным программам.

2.3.Статистические данные предпринимательства в России.

Январь – Сентябрь 2009: Маркетинговые исследования рынка в сегменте розничная торговля

Динамика оборота на рынке розничной торговли январь-сентябрь 2008-2009, млрд. рублей - Диаграмма:

В сентябре 2009 г. оборот розничной торговли на 85,9% формировался торгующими организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность вне рынка, доля розничных рынков и ярмарок составила 14,1% (в сентябре 2008 г. - соответственно 86,6% и 13,4%).

Оборот розничной торговли торгующих организаций и продажа товаров на розничных рынках и ярмарках - Диаграмма:

На 1 сентября 2009 г. на территории Российской Федерации функционировало 3600 розничных рынков. По сравнению с 1 сентября 2008 г. их число сократилось на 168 в основном за счет закрытия или переоборудования рынков универсального типа. Вместе с тем, они по-прежнему составляют почти три четверти (74,0%) от общего числа рынков; специализированные вещевые рынки - 9,5%, рынки по продаже продуктов питания - 5,0%, сельскохозяйственные - 5,4%, стройматериалы - 1,9%, сельскохозяйственные кооперативные - 0,3%, рынки по продаже: электроника, радио- и электробытовая техника - 0,1%, рынки другой специализации - 3,8%.
Количество торговых мест на рынках на 1 сентября 2009 г. составило 991,7 тыс., что на 4,6% меньше, чем на 1 сентября предыдущего года. В среднем в расчете на один рынок приходилось 275 торговых мест, в том числе на один универсальный рынок - 286 мест. Из специализированных рынков наиболее крупные - вещевые рынки (352 места на один рынок), рынки по продаже радио- и электробытовой техники (214 мест) и строительных материалов (216 мест). В среднем в расчете на один сельскохозяйственный рынок приходилось 188 мест, сельскохозяйственный кооперативный - 174 места.
Уровень использования торговых мест на 1 сентября 2009 г. составил в среднем 78,1% против 79,4% на 1 сентября 2008 г. По типам рынков наибольшее количество торговых мест пустовало на сельскохозяйственных рынках (26,4% от всех торговых мест, на 1 сентября 2008 г. - 26,8%) и специализированных рынках по продаже радио- и электробытовой техники (28,1% и 24,7% соответственно). На сельскохозяйственных кооперативных рынках не использовалось около четверти торговых мест (на 1 сентября 2008 г. - 11,4%).
Распределение торговых мест на рынках между хозяйствующими субъектами остается практически постоянным. Наибольшая часть из них закреплена за индивидуальными предпринимателями. По состоянию на 1 сентября 2009 г. предприниматели арендовали 776,9 тыс. торговых мест, или на 24,2 тыс.мест (3%) меньше, чем на 1 сентября 2008 года. При этом каждое пятое из этих мест не использовалось (на 1 сентября 2008 г. - 17,7%). В целом по Российской Федерации за частными лицами (населением) на 1 сентября 2009 г. было закреплено 173,0 тыс. торговых мест. По сравнению с 1 сентября 2008 г. количество мест, выделенных этим хозяйствующим субъектам, уменьшилось на 13,7 тыс. мест (7,3%). Коэффициент их использования по сравнению с прошлым годом практически не изменился и составил 66,4% (на 1 сентября 2008 г. - 66,7%).
Крестьянским (фермерским) хозяйствам на 1 сентября 2009 г. было выделено 12,5 тыс. торговых мест, что на 2,4% меньше, чем на аналогичную дату прошлого года. В республиках Коми, Ингушетия и Тыва, Чеченской Республике, Ямало-Ненецком автономном округе на 1 сентября 2009 г. торговые места крестьянским (фермерским) хозяйствам не выделялись. Уровень их фактического использования по сравнению с 1 сентября 2008 г. снизился с 55,7% до 55,1%.
В сентябре 2009 г. розничные торговые сети формировали в среднем по Российской Федерации 26,5% оборота розничной торговли торгующих организаций (в сентябре 2008 г. - 24,6%). В 33 субъектах Российской Федерации доля сетевых торговых структур превышала среднероссийский уровень. В 34 субъектах Российской Федерации она колебалась в пределах 10,1-26,5%. В то же время, в 8 субъектах Российской Федерации сетевые структуры в сентябре 2009 г. обеспечивали менее 9% оборота розничной торговли торгующих организаций. Аналогичный показатель по Москве составил 20,8%, Санкт-Петербургу - 60,0%.
В структуре оборота розничной торговли удельный вес пищевых продуктов, включая прохладительные напитки и соки, и табачных изделий в сентябре 2009 г. составил 48,2%, непродовольственных товаров - 51,8% (в сентябре 2008 г. - 45,9% и 54,1% соответственно).

Объем и структура продаж алкогольных напитков и пива в России населению (январь – сентябрь 2009), млн. дкл. - Диаграмма:

В сентябре 2009 г. по сравнению с предыдущим месяцем в коммерческих организациях розничной торговли, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, отмечалось увеличение объемов продажи из продуктов питания - крупы и фруктов (на 12%), рыбы и морепродуктов, муки, овощей и картофеля, сухих молочных консервов (на 4-6%), снижение - продуктов и консервов из мяса, сахара (на 6-9%); из непродовольственных товаров - возросла реализация компьютеров, холодильников и морозильников, стиральных машин, фармацевтических, медицинских и ортопедических товаров, книг, газет и журналов, мобильных телефонов (на 5-11%), а сократилась продажа мебели и строительных материалов - соответственно на 8% и 9%.
На 1 октября 2009 г. по сравнению с 1 сентября 2009 г. в коммерческих организациях розничной торговли, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, отмечался значительный рост запасов овощей и картофеля (на 24%), рыбных консервов, молочных напитков, фруктов (на 15-18%); из непродовольственных товаров - кожаной обуви (на 14%).

Качество товаров, поступивших на потребительский рынок

В I полугодии 2009 г. органами Роспотребнадзора проведено 56,0 тыс. проверок торгующих организаций, было выявлено 35,7 тыс. административных правонарушений: 49,4% - по статье "нарушение правил продажи отдельных видов товаров"; 32,5% - "нарушение иных прав потребителей"; 5,1% - "продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации либо без применения контрольно-кассовых машин"; 4,3% - "обман потребителей"; 2,5% - "нарушение правил продажи спирта, алкогольной продукции и спиртосодержащей"; 2,3% - "невыполнение в срок законного предписания". К административной ответственности привлечено 29,3 тыс. правонарушителей. Сумма взысканных штрафов с правонарушителей составила 36,4 млн.рублей (68,3% от общей суммы наложенных штрафов).

Анализ тенденций в сегменте розничных рынков в сентябре 2009 года

На 1 сентября 2009 г. на территории Российской Федерации функционировало 3600 розничных рынков. За период с начала отчетного года (по сравнению с 1 января 2009 г.) их число сократилось на 82 рынка, причем, если в I квартале было закрыто (преобразовано в торговые центры) 46 рынков, во II квартале – 24 рынка, то за два месяца III квартала – 12 рынков. Диаграмма:

Исследования - наблюдение организовано с февраля 2007 г.

1. За 8 месяцев 2009 г. рынки розничной торговли закрывали, наибольшее их число было закрыто или переоборудовано в торговые объекты другого формата в Приволжском федеральном округе. На 1 сентября 2009 г. по сравнению с 1 января 2009 г. их число сократилось с 777 до 750, причем основные изменения наблюдались в I квартале 2009 г. в Республике Башкортостан (закрылись 9 рынков) и Самарской области (14 рынков). За два месяца III квартала в Республике Башкортостан закрылись универсальный и сельскохозяйственный рынок, в Самарской области – два специализированных рынка, реализующих продукты питания. Вместе с тем, в Самарской области за этот период были открыты три универсальных и один сельскохозяйственный рынок. Число рынков в субъектах Российской Федерации сокращалось в основном за счет закрытия (переоборудования) рынков универсального типа. За период с начала отчетного года их число сократилось на 72 рынка. В качестве положительной тенденции необходимо отметить постепенное увеличение числа сельскохозяйственных рынков: на 1 января 2009 г. функционировало 179 рынков указанной специализации, на 1 апреля – 183, на 1 июля – 187, на 1 сентября – 193 рынка. Число сельскохозяйственных кооперативных рынков выросло за этот период с 9 до 12. Вместе с тем, сельскохозяйственные и сельскохозяйственные кооперативные рынки, по-прежнему, составляют менее 6% от общего числа рынков. Диаграмма:

Количество торговых мест на рынках составило на 1 сентября 2009 г. 991,7 тыс. и сократилось за период с начала отчетного года на 29,9 тыс., или на 3%. По кварталам число торговых мет изменялось следующим образом: в I квартале оно сократилось на 10,6 тыс., во II квартале – на 3,3 тыс., а за два месяца III квартала – на 16 тыс. Таким образом в июле-августе 2009 г. были закрыты (переоборудованы) наиболее крупные рынки (в среднем на один закрытый рынок приходилось: в I квартале – 230 мест, во II квартале – 139 мест, в III квартале - 1,3 тыс. мест). Из 16 тыс. торговых мест, сокращенных за два месяца III квартала 2009 г., 14 тыс. (87,5%) размещались в Москве, что явилось следствием закрытия в столице Черкизовского рынка. Данные о числе рынков и торговых мест на них по субъектам Российской Федерации приведены в приложении.
Уровень фактического использования торговых мест с февраля по сентябрь 2009 г. постепенно увеличивался, что, в основном, носит сезонный характер. Вместе с тем, торговые места в отчетном году использовались хуже, чем в 2007-2008 годах. Диаграмма:

2. По типам рынков на 1 сентября 2009 г. наибольшее количество торговых мест пустовало на сельскохозяйственных рынках (26,4% от всех торговых мест, на 1 июля текущего года – 27,0%) и специализированных рынках по продаже радио- и электробытовой техники (28,1% и 29,3% соответственно). На сельскохозяйственных кооперативных рынках не использовалось 24,2% торговых мест (на 1 июля текущего года – 26,6%).
По сравнению с 1 июля текущего года увеличение уровня фактического использования торговых мест было зафиксировано в 55 субъектах Российской Федерации, особенно существенно в Республике Калмыкия (с 41,9% до 43,5%), Чувашской (с 73,4% до 76,0%) и Карачаево-Черкесской (с 54,7% до 59,7%) республиках, Забайкальском (с 61,4% до 64,7%) и Хабаровском (с 85,6% до 89,7%) краях, Курганской (с 69,3% до 71,8%), Томской (с 81,9% до 85,6%), Амурской (с 67,6% до 70,9%), Магаданской (с 54,8% до 58,8%) областях, в г. Санкт-Петербурге (с 74,3% до 77,2%). В то же время в 14 субъектах Российской Федерации за два месяца III квартала 2009 г. этот показатель снизился, в том числе в Чеченской Республике – с 99,4% до 81,5%, Республике Марий Эл – с 73,1% до 70,8%, Еврейской автономной области – с 84,5% до 81,3%, в г. Москве – с 82,0% до 79,3%. Данные об уровне фактического использования торговых мест на розничных рынках по субъектам Российской Федерации приведены в приложении.
3. Распределение торговых мест на рынках между хозяйствующими субъектами остается практически постоянным. Наибольшая часть из них закреплена за индивидуальными предпринимателями. По состоянию на 1 сентября 2009 г. предприниматели арендовали 776,9 тыс. торговых мест, что на 7,1 тыс. мест (на 1%) меньше, чем на 1 июля 2009 г. При этом каждое пятое из этих мест не использовалось.
Структура распределения торговых мест на розничных рынках за различными хозяйствующими субъектами на 1 сентября 2009 г. по сравнению с 1 июля 2009 г. практически не изменилась. Диаграмма:

В целом по Российской Федерации за частными лицами (населением) на 1 сентября 2009 г. было закреплено 173,0 тыс. торговых мест. По сравнению с 1 июля 2009 г. количество мест, выделенных этим хозяйствующим субъектам, сократилось на 467 мест (0,3%). Коэффициент их использования по сравнению с 1 июля 2009 г. увеличился с 65,5% до 66,4% .
Крестьянским (фермерским) хозяйствам было выделено 12,2 тыс. торговых мест, что на 1,6% больше, чем на 1 июля 2009 г. Уровень их фактического использование в среднем увеличился за этот период с 54,0% до 55,1%, а на рынках Республики Марий Эл – с 4,0% до 20,0% , Чувашской Республики – с 9,1% до 16,7%, Приморского края – с 60,6% до 77,9%, Магаданской области – с 9,8% до 23,3%, Курганской – 20,0% до 40,0%, Белгородской – с 12,6% до 21,4%, Костромской – с 19,7% до 28,8%, Ярославской – с 43,3% до 59,1%, Иркутской – с 61,3% до 75,7%, Пензенской области – с 51,9% до 63,7%, Еврейской автономной области – с 43,8% до 63,6%. В республиках Коми, Ингушетия и Тыва, Чеченской Республике, Ямало-Ненецком автономном округе на 1 сентября 2009 г. торговые места крестьянским (фермерским) хозяйствам не выделялись. Данные о распределении и фактическом использовании торговых мест по хозяйствующим субъектам приведены в приложении.
4. В сентябре 2009 г. на исследуемых рынках и ярмарках из 20 наблюдаемых в ежемесячном режиме товарных групп снижение продаж по сравнению с августом 2009 г. было отмечено по мясу животных и домашней птицы, мясные и молочные продукты, рыбе и морепродуктам, сахару, кожаной обуви (на 1-3%). Реализация животного масла и яиц сохранилась на уровне предыдущего месяца. По остальным товарным группам наблюдалось увеличение продажи: на 15% по овощам и картофелю, на 5-9% по растительным маслам, муке, крупе, макаронным изделиям, фруктам, чулочно-носочным изделиям, на 1-2% по хлебу и хлебобулочным изделиям, парфюмерно-косметическим изделиям, верхней одежде, бельевому трикотажу.
5. В сентябре 2009 г. на товары, реализуемые как на рынках, так и в организациях всех форм торговли, наблюдалось снижение цен на 0,1%. Снижение средних потребительских цен на товары было отмечено на рынках 36 субъектов Российской Федерации. При этом в 9 субъектах Российской Федерации оно составило 0,7% и более. Самым заметным снижение цен было в Тульской области (на 1,4%) и в Санкт-Петербурге (на 1,1%).
В то же время в 43 субъектах Российской Федерации наблюдался рост потребительских цен на товары, реализуемые на рынках. В наибольшей степени цены на них выросли на рынках в республиках Бурятия и Тыва – на 1,7% и 1,3% соответственно. На розничных рынках цены на наблюдаемые продовольственные товары в среднем снизились на 1,2%, в организациях всех форм торговли – на 0,8%.
Динамика цен на продовольственные товары, реализуемые на розничных рынках, в основном повторяет тенденцию изменения потребительских цен на аналогичные продукты питания, реализуемые в организациях всех форм торговли. Наибольшее снижение цен отмечалось на отдельные виды плодоовощной продукции. Так, картофель, морковь, капуста белокочанная свежая подешевели на 15,6–19,0% (в организациях всех форм торговли – на 17,2–22,5%), яблоки – на 7,7% (на 6,4%). Вместе с тем огурцы свежие стали дороже на 12,6 % (в организациях всех форм торговли – на 1,5%). Среди других наблюдаемых продуктов питания существенно снизились цены на рыбу замороженную неразделанную – на 3,1% (в организациях всех форм торговли – на 2,3%).
Одновременно на рынках значительно выросли цены на сахар-песок – на 9,1% (в организациях всех форм торговли – на 10,4%), яйца куриные – на 2,0% (на 2,5%), куры (кроме куриных окорочков) – на 1,1% (на 1,0%), масло сливочное – на 0,9% (на 0,5%). Прирост цен на непродовольственные товары на рынках составил 1,2% (в организациях всех форм торговли – 0,7%).
виды трикотажа, женской верхней одежды и обуви – на 1,4–1,7%. Уровень цен на большинство продуктов питания, предлагаемых на рынках, был несколько ниже уровня средних цен на одноименные товары, реализуемые в организациях всех форм торговли. По более низким ценам на рынках продавались масло сливочное, колбаса вареная высшего сорта, творог жирный, сельдь соленая, яблоки, сухофрукты. В то же время цены на рыбу замороженную неразделанную, огурцы свежие, морковь, капусту белокочанную свежую были несколько выше, чем в организациях всех форм торговли. На наблюдаемые виды непродовольственных товаров уровень цен на рынках по-прежнему оставался ниже, чем на аналогичные товары, реализуемые в организациях всех форм торговли. Диаграмма:

2.4. Динамика потребительских цен в России и за рубежом

Росстат привел статистику индексации потребительских цен. Причем это не просто индексация российских цен. Это сравнительный анализ цен в России и в зарубежных странах.

Данные подготовлены Росстатом на основе публикаций Евростата, национальных статистических служб на ноябрь 2010 года. Как сообщает Федеральная служба государственной статистики наибольшее увеличение потребительских цен в ноябре текущего года, по сравнению с предыдущим месяцем, наблюдалось в Беларуси (на 0,9%), Бразилии и Казахстане (на 0,8%). Если обратиться к статистике за весь год, то лидером по прежнему остается Беларусь с 8,9%-ным ростом цен. Второе и третье место по этому показателю разделили Украина (на 8,2%) и Румыния (на 7,4%). В России же потребительские цены увеличились за ноябрь на 0,8%, за период с начала текущего года - на 7,6%.
Более того, продукты питания за ноябрь 2010 года, лежащие на российских прилавках, подорожали только на 1,6%. В то время как в Эстонии, Венгрии и Англии цены увеличились до 2,3%. Однако годовой рост цен на продукты питания все же оказался непростительно высок и составил 11,8%. Наибольшее удорожание отмечалось на овощи, масла и жиры. Также в ноябре отмечался рост цен на продукты первой необходимости: хлебобулочные изделия, молочные продукты, сахар.

За период с начала года в России, как и в странах Европейского союза, наибольшее увеличение цен, по-прежнему, отмечалось на овощи - на 51,1% и 8,5% соответственно.

Тема 3. Повышение эффективности государственного предпринимательства как метода регулирования экономики

Государство может способствовать решению макрозадач путём сосредоточения усилий на избранном направлении. Поворот к рынку в нашей стране поставил дилемму двух выборов: социалистического переустройства плановой экономике в сторону рынка на базе общественных форм собственности, или отказа от последних, глобальной приватизации и регресса к капиталистической модели. Однако независимо от этого при любой рыночной модели возникает вопрос о роли государства в экономике, необходимость его воздействия на хозяйственную деятельность автономных предпринимателей, основаниях и пределах допустимого государственного вмешательства в неё.

Одной из форм государственного предпринимательства являются казённые предприятия.

Казенными называются предприятия (заводы, фабрики, хозяйства), принадлежащие "казне", то есть государственные предприятия.

Они находятся под прямым государственным управлением по вопросам производства (директивное планирование, задания), политики цен, финансов, материального стимулирования персонала. Казенные предприятия не вправе отказаться от заключения государственного контракта на поставку товаров для государственных нужд. Соответственно они обязаны заключать конкретные договоры с организациями - потребителями товаров или услуг. Имущество казенного предприятия закрепляется за ним на праве оперативного управления.

Одновременно государство принимает на себя ответственность по обязательствам этой категории предприятий и оказывает им необходимую финансовую помощь, защищает от банкротства, предоставляет льготы по госзакупкам и др. Следовательно, рассматриваемые предприятия представляют собой фактически бюджетные организации и исключаются из рыночной системы ведения хозяйства, хотя и испытывают определенное ее влияние.

Нормальное функционирование казенных предприятий поддерживается жесткой дисциплинарной ответственностью, но едва ли они смогут претендовать на достаточно высокую экономическую эффективность. Расходы по их содержанию составят весомую часть государственного бюджета.

Из сказанного следуют, по меньшей мере, два вывода:

- численность казенных предприятий необходимо свести к разумному минимуму;

- применительно к ним целесообразно разработать специальную систему управления.

Казалось бы, решение проблемы управления казенными предприятиями можно найти на путях заимствования опыта управления государственными предприятиями в развитых странах. Однако в разных странах он различен и учитывает конкретные особенности данной страны. Поэтому предложения о перенесении на российскую почву соответствующего опыта США или Франции едва ли приемлемы. Необходимо самостоятельно вписаться в существующую систему органов управления и учитывать собственный исторический опыт.

Пожалуй, единственной общей чертой управления государственными предприятиями во всех странах является осуществление этого управления соответствующими министерствами или (наряду с министерствами) специальными постоянно действующими комиссиями (например, федеральная комиссия по атомной энергии в США).

Сохранив административную подчиненность предприятий, необходимо исключить прежние наиболее существенные недостатки командной системы. К их числу следует отнести, прежде всего, отсутствие у руководства предприятием стимулов к проявлению инициативы и риску, а также фактически отсутствие ответственности за последствия принимаемых вышестоящими органами решений. Современный хозяйственный руководитель казенного предприятия не должен становиться передаточной инстанцией для реализации приказов и указаний работников государственного аппарата. Он и здесь вправе иметь определенную самостоятельность. За вышестоящей инстанцией следует сохранить лишь контроль за его действиями.

Как показывает зарубежная практика, программы деятельности государственных предприятий составляются таким образом, чтобы государственные субсидии на их реализацию были минимальными, а расходы покрывались за счет средств от успешной предпринимательской деятельности. В этих целях необходима не только определенная свобода менеджера, но и создание заинтересованности персонала в достижении положительных результатов работы (индивидуальной, подразделения, предприятия в целом). Можно и нужно использовать как давно применяемые (например, бригадная организация труда), так и новые (например, участие в прибылях) формы управления производством.

В государственные коммерческие предприятия входят предприятия, не преобразованные в АО и на базе которых не созданы казенные предприятия. Имущество закреплено за ними на праве полного хозяйственного ведения. Государственные коммерческие предприятия находятся на полном коммерческом расчете, имеют широкую самостоятельность и практически те же права, что и частные предприятия (за исключением права назначать руководителя и осуществлять операции с государственным имуществом).

В отличие от казенных предприятий АО с государственным капиталом участвуют в конкуренции. Их основной задачей является получение прибыли (коммерческие функции). Они могут быть объявлены банкротами, поскольку самостоятельно отвечают по своим долгам. Вместе с тем эти АО в критической ситуации могут рассчитывать на финансовую помощь государства. Последнее обстоятельство выводит государственные АО из жестких последствий конкуренции, что снижает стимулы эффективного функционирования. И, тем не менее, неверна установка на то, что государственное предприятие обречено на неэффективность. Нужно сделать все возможное, чтобы оно приносило прибыль не меньшую, чем предприятия частного сектора. По критерию участия в капитале и влияния государственных органов на управление можно выделить две группы АО: АО, в которых 100 процентов капитала принадлежит государству, и АО, в которых государству принадлежит контрольный пакет акций или золотая акция.

В качестве общей цели создание АО со 100-процентным государственным капиталом призвано решить задачу совмещения достаточно плотной зависимости предприятия от структур государственного управления и достаточной самостоятельности для достижения коммерческих целей.

Государственное влияние на промышленную политику предприятия обеспечивается отходом от традиционной организационной структуры управления АО. Выпадает один из главных ее элементов - собрание акционеров. Его функции должен, видимо, выполнять совет директоров, состав которого определяется собственником - государством.

Целесообразно ввести в состав совета директоров наряду с представителями отраслевого органа управления представителей администрации предприятия, трудового коллектива, местных органов власти. И конечно, высококвалифицированных специалистов (менеджеров, финансистов и т.п.). Представители трудящихся избираются трудовым коллективом, представители местного органа управления назначаются этим органом, все остальные назначаются отраслевым органом управления. На подобном принципе представительства интересов формируется совет государственного АО во Франции.

АО со 100-процентным государственным капиталом несет самостоятельную имущественную ответственность. Создается возможность обращения взыскания по долгам на имущество такого предприятия.

Наделение хозяйственной самостоятельностью и установление ответственности по своим долгам создает объективные предпосылки "рыночного поведения" соответствующих фирм. Тем не менее достаточная эффективность деятельности таких АО сомнительна, имея в виду, что решения, принимаемые органом, в котором доминируют представители государства, могут тормозить действия администрации в улучшении коммерческих результатов. Таким образом, государственная промышленная политика может проводиться с помощью рассмотренной организационно-правовой формы достаточно эффективно, но должна корректироваться с учетом коммерческих задач АО.

Более перспективны АО, в которых государству принадлежит контрольный пакет акций. Такое акционирование при его правильном проведении решит три основные задачи.

Во-первых, поскольку оно проводится применительно к крупным предприятиям с высокой стоимостью основных фондов, на рынок ценных бумаг поступает значительное количество акций и создаются условия для реализации ваучеров через чековые аукционы.

Во-вторых, сохраняется возможность воздействия на стратегию и тактику акционированных предприятий в целях обеспечения общественных интересов.

В частности, являясь крупным инвестором, государство может оказывать решающее влияние на объем и направление инвестиций. Вопреки мелким инвесторам и менеджерам, которые предпочитают проекты с большей отдачей в ближайшей перспективе, государство-инвестор заинтересовано в реализации крупных долгосрочных программ.

В-третьих, создаются предпосылки нормальных (в отличие от ранее существовавших) взаимоотношений между собственником, менеджером и трудовым коллективом.

Контрольный пакет акций позволяет государству осуществлять права собственника через своих представителей в управлении АО (собрание акционеров, совет директоров), поскольку в течение по крайней мере трех лет состав совета директоров образуемых АО должен включать не менее 51 процента представителей государства. Правительство и Госкомимущество России вправе поручать на контрактной основе представление интересов государства в совете директоров определенным лицам, в том числе должностным лицам органов государственного управления по представлению соответствующего министерства, ведомства, региона. При таком составе совета директоров проведение государственной промышленной политики обеспечивается достаточно четко.

Существующие правомочия государственных органов можно было бы признать оптимальными, если бы не порядок формирования совета директоров и правления, а также назначения генерального директора (президента) АО.

Заключение.

Государственное предпринимательство необходимо даже в условиях рыночной экономики. Государственное предпринимательство осуществляется в тех областях, где требуются огромные вложения средств и риск. Его основное отличие от частного предпринимательства состоит в том, что первоочередная цель государственного предпринимательства состоит не в получении дохода, а в решении социально-экономических задач, таких как, обеспечение необходимых темпов роста, сглаживание циклических колебаний, поддержание занятости, стимулирование научно-технического прогресса.

Приоритетное государственное предпринимательство в условиях рыночной экономики должно осуществляться в следующих отраслях: обеспечение развития базовых отраслей: энергетики, металлургической, топливной промышленности, стимулирование новых отраслей; стратегическое прогнозирование развития науки и техники, долгосрочное прогнозирование развития хозяйства в целом, оценка социально-экономических последствий научно-технического прогресса с общенациональных позиций; координация усилий общества по охране и оздоровлению окружающей среды; создание производственной и социальной инфраструктуры: транспорт, связь, культура, образование, здравоохранение; выработка и обеспечение социальных гарантий, особенно для групп населения, которые не могут в полной мере заниматься общественно-полезным трудом; поддержание в нормальном состоянии денежной и финансовой системы.

Говоря о государственном предпринимательстве относительно России необходимо отметить, что в современной законодательной базе еще недостаточно актов, направленных на обеспечение предпринимательства всеми правовыми гарантиями и обеспечение условиями для эффективной работы и развития.

Список использованной литературы

1. Указ Президента РФ от 23 мая 1994 года № 1003 "О реформе государственных предприятий"

2. Указ Президента РФ от 10 июня 1994 года №1200 "О некоторых мерах по обеспечению государственного управления экономикой"

3. Указ Президента РФ от 24 декабря 1993 года “Об утверждении Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ”

4. Указ Президента РФ от 1 июля 1992 года N 721 "Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества" (с изм. и доп. от 16 ноября, 31 декабря 1992 г.)

5. Дикушин А.М. “О направлениях развития государственного предпринимательства в РФ” // Предпринимательство в современной России - М.: Линкс, 2001

6. Корняков В. Государственное корпоративное направление развитой экономики. // Экономист, 2000, №5.

7. Дикушин А.М. «О направлениях развития государственного предпринимательства в РФ» // Предпринимательство в современной России - М.: Линкс, 2001.

8. Корняков В.Государственное корпоративное направление развитой экономики. // Экономист, 2000, № 5.

9. Трансформация экономических институтов в постсоветской России // Под ред. В.М. Нуриева - М.: МОН, 2000.