Главная              Рефераты - Маркетинг

Диагностика экономического состояния ОАО Молочный комбинат Благовещенский - реферат

2. ДИАГНОСТИКА ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ОАО «МОЛОЧНЫЙ КОМБИНАТ»

2.1 Организационно-правая форма предприятия

По своей организационно-правовой форме предприятие «Молочный комбинат» является Открытым Акционерным Обществом.

Право на собственность предприятия разделено на части по акциям, поэтому владельцы предприятия называются держателями акций, а само предприятие – акционерным обществом. Владельцы акционерного общества несут ограниченную ответственность по долгам предприятия: только в пределах стоимости принадлежащих им акций.

Основные положения устава – общество является юридическим лицом, имеет право совершать сделки, является собственником, создавать филиалы, дочерние предприятия, представительства. Общество самостоятельно устанавливает цены на свою продукцию. Общество обладает самостоятельностью в распределении прибыли. Основной целью общества является получение прибыли. На все виды деятельности общества существует лицензия.

Уставной капитал общества составляет 4035 тысяч рублей. Общество имеет 40350 штук обыкновенных акций, номинальной стоимостью 100 рублей. В соответствии с уставом общество может увеличить или уменьшить свой уставной капитал.

Если общество выпускает или продает имеющиеся акции, у акционеров имеется право преимущественной покупки.

Высшим органом управления общества является его общее собрание акционеров, которое созывается 1 раз в год или по необходимости. Генеральный директор избирается общим собранием акционеров сроком на 5 лет.

Ликвидация общества: общество может быть ликвидировано добровольно по решению общего собрания акционеров или по решению суда в случае и порядке, предусмотренных действующим законодательством РФ.

Целями организации является:

- удерживать лидерство на рынке колбасных изделий г. Благовещенска за счет предложения высококачественной продукции;

- целенаправленно расширять рынки сбыта продукции;

- поддержание оптимального уровня соотношения главных факторов конкурентоспособности колбасных изделий – цена/качество.

Организационная структура управления построена по линейно-функциональному принципу. Такая структура обеспечивает прямое воздействие руководителя, в руках которого сосредоточены все виды полномочий. Такой структуре свойственны четко выраженные линии полномочий и ответственности. Она обеспечивает оперативность и точность управленческих реакций, и полную ответственность первого лица. Недостатком такой структуры управления является чрезмерная загруженность информацией руководителя предприятия, что может приводить к несвоевременности принятия важных управленческих решений.

Высшим органом управления общества является его общее собрание акционеров. В компетенцию собрания акционеров входит внесение изменений и дополнений в Устав общества. Решение о реорганизации общества, о ликвидации, избрание членов Совета директоров, избрание Генерального директора, совершение крупных сделок, связанных с приобретением и отчуждением имущества общества.

Для данного предприятия такая структура достаточно эффективна, она позволяет в полном объеме получать информацию, необходимую для принятия решений, хотя скорость принятия решений не высока в силу того, что генеральный директор сосредоточил все полномочия в своих руках и предпочитает не делегировать их своим подчиненным.

Отдел маркетинга на предприятии был создан в2004 году путем отделения от отдела сбыта. В нем работают 2 человека, которые занимаются рекламной деятельностью предприятия, организуют участие продукции предприятия в различных выставках и ярмарках, проводят дегустации продукции в крупных магазинах города.

Основные задачи отдела маркетинга:

- Разработка и внедрение единого стиля на продукцию, на фирменные торговые точки и транспорт предприятия;

- Оформление в едином стиле мест продаж продукции: фирменные ценники, стикеры, фирменные плакаты;

- Проведение рекламных компаний и акций, направленных на целевые группы покупателей с целью привлечения внимания к продукции предприятия;

- Осуществление постепенного перехода к планированию деятельности всех структурных подразделений;

- Пересмотр всей номенклатуры товара с точки зрения себестоимости, цены, востребованности и восприятия покупателем;

Как нам представляется, развитие маркетинговой деятельности на предприятии предполагает значительное расширение отдела маркетинга с передачей целого ряда дополнительных функций (приложение 4).В частности предстоит усилить действенность связей с общественностью (приложение 14).

2.2 Ресурсообеспеченность предприятия

Акционерное общество «Молочный комбинат Благовещенский» специализируется на выпуске молочной продукции в широком ассортименте.

Возможность дальнейшего увеличения объемов производства во многом связана с уровнем ресурсообеспеченности фирмы. Рассмотрим наличие и использование основных факторов производства применительно к объекту исследования.

Таблица 1 Ресурсообеспеченность ОАО «Молочный комбинат Благовещенский»

Факторы

производства

Годы

Отклонение

2010 г. от 2008 г.

2008 2009 2010
1.Основные производственные фонды, тыс. руб.

105997

183228

186911

80914
2.Оборотные фонды, тыс. руб.

123533

159650

139112

15579

3. Среднегодовая численность работников, чел.

420

423

431

11

Данные таблицы 1 свидетельствуют, что в рассматриваемой динамике размер ресурсообеспеченности ОАО «Молочный комбинат Благовещенский» имеет тенденцию к увеличению. Так в отчетном году по сравнению с базовым произошло увеличение основных производственных фондов на 80914 тыс. руб., среднегодовой численности работников на 11 человека, оборотных фондов на 15579 тыс. руб.

Проанализируем наличие, состав и структуру основных фондов ОАО «Молочный комбинат Благовещенский», для чего сведем, полученные в результате прохождения преддипломной практики, данные в таблицу 2.

Таблица 2 - Наличие, состав и структура основных фондов ОАО «Молочный комбинат Благовещенский»

Виды основных фондов Годы 2008 г. в % к 2010 г.
2008 г. 2009 г. 2010 г.
руб. уд. вес, % руб. уд. вес, % руб. уд. вес, %
1 Здания 19878 18,75 19878 10,85 19878 10,64 100,00
2 Сооружения и передаточные устройства 6824 6,44 6893 3,76 6893 3,69 101,01
3 Машины и оборудование 70858 66,85 142810 77,94 146676 78,47 207,00
4 Транспортные средства 7523 7,10 11607 6,33 11440 6,12 152,07
5 Производст-венный инвентарь 914 0,86 1164 0,64 1148 0,61 125,60
6 Земельные участки и объекты природного пользования 0 0 876 0,48 876 0,47 0
ИТОГО 105997 100,00 183228 100,00 186911 100,00 176,34

Анализируя данные таблицы 2, можно сделать следующие выводы. Среднегодовая стоимость основных фондов в 2010 г. увеличилась по сравнению с 2008 г. – на 80914 руб., что составляет 176,34 %.Рассматривая структуру основных производственных фондов в отчетном году видно, что доминирующее положение занимают машины и оборудование – 78,47 %. Существенный удельный вес в структуре фондов занимают также здания, транспортные средства, сооружения и передаточные устройства. Сравнивая данную структуру основных производственных фондов с базовым периодом, следует отметить наибольшее увеличение удельного веса в общем размере основных производственных фондов по машинам и оборудованию, транспортным средствам, производственным инвентарём.

Большое значение для результатов деятельности фирмы имеет уровень и эффективность использования имеющихся основных производственных фондов.

Таблица 3 Уровень и эффективность использования основных производственных фондов в ОАО «Молочный комбинат Благовещенский»

Показатели

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Отклонение 2007 г.от 2005 г.
1.Фондовооруженность 252,37 433,16 433,67 181,30
2. Фондоотдача 2,12 1,17 1,24 -0,88
3. Фондоемкость 0,56 0,52 0,49 -0,07
4.Фондорентабельность 11,9 17,0 21,6 9,7
5. Норма прибыли 5,5 7,7 9,5 4,0

Как видно из таблицы 3 эффективность использования основных производственных фондов за рассматриваемый период имеет тенденцию к повышению. Так в отчетном году по сравнению с базисным фондоотдача снизилась на 0,88 руб., фондовооружённость увеличилась на 181,30 руб., фондорентабельность повысилась на 9,7 %, а норма прибыли увеличилась на 4 %. Снижение же фондовооруженности на предприятии вызвано значительным увеличением среднегодовой численности работников.

Другим немаловажным фактором производства выступают наличие и использование трудовых ресурсов фирмы. Результативность деятельности фирмы во многом обеспечивается именно за счет оптимизации использования трудовых усилий работников предприятия, повышение их квалификации и профессионализма. Существенное значение при этом отводится производительности труда работников фирмы, которую рассмотрим в таблице 4.

Таблица 4 Уровень производительности труда в ОАО «Молочный комбинат Благовещенский»

Показатели Годы 2010 г. в % к 2008 г.
2008 г. 2009 г. 2010 г.
1.Среднегодовая численность работников, чел.

122

131

145

1,19

2.Стоимость товарной продукции (ТП) в сопоставимых ценах 2005 г., млн. руб.

42,86

45,42

48,56

1,13

3.Получено ТП в сопоставимых ценах на 1 работника, тыс. руб.

351,3

346,7

334,9

0,95

Как следует из данных таблицы 4, уровень производительности труда в анализируемом предприятии в отчетном году снизился по сравнению с базисным на 5 %, что вызвано более высоким ростом численности работников в этом периоде, чем увеличение стоимости товарной продукции в сопоставимых ценах.

2.3 Уровень и эффективность производства продукции

Характеризуя уровень производства в динамике на анализируемом предприятии, прежде всего, необходимо рассмотреть объем и структуру выручки от реализации выпускаемых видов продукции. Данные таблицы 5 свидетельствуют, что в рассматриваемой динамике стоимость товарной продукции по объекту исследования имеет тенденцию к росту.

Таблица 5 Структура товарной продукции ОАО «Молочный комбинат Благовещенский»

Вид продукции

2008 г. 2009 г. 2010 г. 2010 г. в % к 2008 г.
Млн руб. Удел вес,% Млн. руб. Удел вес,% Млн. руб. Удел вес,%
1. Молоко 13,9 32,4 14,8 30,8 16,3 30,4 117,6
2. Сметана 8,26 19,3 9,19 19,1 10,7 20,0 129,7
3. Масло 10,5 24,6 12,2 25,5 13,4 25,0 127,1
4. Йогурт 0,31 0,7 0,34 0,7 0,38 0,7 124,2
5. Творог 6,56 15,3 7,75 16,2 8,64 16,1 131,7
6.Мороженое 2,28 5,3 2,52 5,3 2,92 5,5 128,4
7. Кефир 1,02 2,4 1,14 2,4 1,25 2,3 122,6
Всего 42,9 100 48,0 100 53,6 100 125,2

Так в отчетном 2007 г. получено выручки от реализации производимой продукции на 25,2 % больше чем в 2005 г. При этом наибольший прирост стоимости отмечается по творогу и сметане, соответственно на 31,7 % и 29,7 %. В то же время более низкий темп роста этого показателя отмечается по цельномолочной продукции–17,6 %. Рассматривая структуру стоимости товарной продукции в отчетном году видно, что доминирующее положение занимают молоко и масло, соответственно – 30,4 % и 25 %. Существенный удельный вес в структуре выручки от реализации занимают также сметана и творог. В то же время отмечается незначительный удельный вес в общем объеме реализации таких товаров как кефир и йогурт- соответственно 2,3 % и 0,7 %. Сравнивая данную структуру стоимости товарной продукции с базовым периодом, следует отметить наибольшее увеличение удельного веса в стоимости товарной продукции у творога – 0,8 %. Вместе с тем имеет место снижение доли молока и кефира.

Диагностика экономического состояния фирмы предусматривает анализ не только уровня производства выпускаемой продукции, но главным образом и оценку результативности деятельности данной организации. При этом в маркетинговой деятельности важное значение отводится анализу эффективности производства отдельных видов продукции с целью оптимизации структуры товарного ассортимента.

Как видно из таблицы 6, рентабельность деятельности и величина прибыли в целом по анализируемому предприятию имеет тенденцию к увеличению. Если уровень рентабельности деятельности в 2005 г. составлял 7,2 %, то в 2006 г.– 9,8 %, а в 2007 г. – 11,9 %. При этом наиболее высокий показатель уровня рентабельности в 2007 г. получен при производстве мороженого и творога, соответственно 23,8 % и 17,8 %. Менее выгодным в данном году оказалось производство молока – 9,1 %. Сравнивая этот показатель с базовым периодом, можно отметить наиболее значительное повышение уровня рентабельности по молоку и сметане.

Таблица 6 Результативность производства отдельных видов продукции в ОАО «Молочный комбинат Благовещенский»

Продукция

2005 г. 2006 г. 2007 г.
Прибыль, тыс. руб. Рента-бель-ность, % Прибыль, тыс. руб. Рента-бель-ность, % Прибыль, тыс. руб. Рента-бель-ность, %
Молоко 578 4,3 828,8 5,9 1359,6 9,1
Сметана 424,8 5,4 722,1 8,5 1004,4 10,3
Масло 594 6,0 892,4 7,9 1231,2 10,1
Йогурт 30,6 11,1 43,2 14,3 47,5 14,3
Творог 770,8 13,3 1181,4 18,0 1305,6 17,8
Мороженое 368,5 19,3 454,4 21,9 561,6 23,8
Кефир 106,7 11,7 150,4 15,2 186,2 17,4
Всего 2873,5 7,2 4272,7 9,8 5696,1 11,9

Как видно из таблицы 6, рентабельность деятельности и величина прибыли в целом по анализируемому предприятию имеет тенденцию к увеличению. Если уровень рентабельности деятельности в 2005 г. составлял 7,2 %, то в 2006 г.– 9,8 %, а в 2007 г. – 11,9 %. При этом наиболее высокий показатель уровня рентабельности в 2007 г. получен при производстве мороженого и творога, соответственно 23,8 % и 17,8 %. Менее выгодным в данном году оказалось производство молока – 9,1 %. Сравнивая этот показатель с базовым периодом, можно отметить наиболее значительное повышение уровня рентабельности по молоку и сметане.

Результаты анализа свидетельствуют, что наибольший вклад в формировании прибыли фирмы вносит производство молока и творога: более чем по 1,3 млн. руб. Но если в первом случае это связано с большими объемами производства, то во втором вызвано более высокой результативностью производства. Рассмотрим состояние финансово-экономической деятельности фирмы.

Таблица 7 Анализ финансово-экономической деятельности в ОАО «Молочный комбинат Благовещенский»

Показатели

Годы

Отклонение

2010 г.

от 2008 г.

2008

2009

2010

1.Получено прибыли 2873,5 4272,7 5696,1 2822,6
2.Получено прибыли в расчете на 1 работника, руб.

23,6

32,6

39,3

15,7

3.Окупаемость затрат 1,07 1,1 1,12 0,05
4.Рентабельно-сть деятельности, % 7,2 9,8 11,9 4,7
5.Рентабельно-сть продаж, % 6,7 8,9 10,6 3,9

Как следует из данных таблицы 7, результативность деятельности ОАО «Молочный комбинат» в анализируемом периоде последовательно повышается. При этом в 2007 г. в сравнении с 2005 г.абсолютный размер прибыли возрос вдвое, а его относительный уровень в расчете на одного работника фирмы – на 66,5 %, окупаемость затрат увеличилась на 0,05 руб., уровни рентабельности деятельности и продаж повысились, соответственно на 4,7 % и 3,9 %.

Приведенные в табл. 4 расчеты показывают также, что за указанный период на 13,3 % увеличилась стоимость товарной продукции в сопоставимых ценах, то есть имеется реальный рост объемов реализуемой продукции.