Главная              Рефераты - Маркетинг

Статистика государственных финансов - реферат

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО «Марийский государственный университет»

РЕФЕРАТ

На тему: «Статистика государственных финансов»

г. Йошкар-Ола

2010

Содержание

1. Основные понятия и категории статистики государственных финансов

2. Задачи статистического изучения государственных финансов

3. Система показателей статистики государственных финансов

4. Методология статистики государственных финансов

1. Основные понятия и категории статистики государственных финансов

Статистика государственных финансов – это специализированная система макроэкономической статистики, призванная обеспечить информацию для анализа последствий налогово-бюджетной политики государства. Экономические и учетные принципы, используемые при составлении статистики государственных финансов, руководящие принципы представления налогово-бюджетной статистики излагаются в Руководстве по статистике государственных финансов Международного валютного фонда. В самом узком смысле слова статистика государственных финансов - это статистика государственного бюджета. Именно в странах с рыночной экономикой под статистикой финансов понимается, прежде всего, статистика формирования и исполнения государственного бюджета.

Статистика государственных финансов ведет учет доходов и расходов сектора государственного управления.

Информационная база статистики государственных финансов сформирована на основе данных, разрабатываемых Министерством финансов Российской Федерации, Федеральным казначейством и Федеральной налоговой службой.

Для составления и исполнения бюджетов всех уровней, начиная с 1995г., используется бюджетная классификация Российской Федерации.

Бюджетная классификация Российской Федерации является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, видов государственного (муниципального) долга и государственных (муниципальных) активов, используемой для составления и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.

Бюджет - форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Годовой бюджет составляется на один финансовый год, который соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.

Бюджетная система Российской Федерации - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Расходные обязательства - обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования предоставить физическим или юридическим лицам, органам государственной власти, органам местного самоуправления, иностранным государствам, международным организациям и иным субъектам международного права средства соответствующего бюджета (государственного внебюджетного фонда, территориального внебюджетного фонда);

Бюджетные обязательства - расходные обязательства, исполнение которых предусмотрено законом (решением) о бюджете на соответствующий финансовый год; Межбюджетные трансферты - средства одного бюджета бюджетной системы Российской Федерации, перечисляемые другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.

Доходы бюджета - денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Главная цель статистики государственных финансов заключается в том, чтобы обеспечить комплексную информационную основу, пригодную для анализа и оценки налогово-бюджетной политики, в особенности результатов деятельности сектора государственного управления и государственного сектора любой страны.

В Российской Федерации статистике государственных финансов стали уделять большое внимание с 1998 г., когда Министерства финансов РФ приняло на себя обязательство по предоставлению Международному валютному фонду данных по операциям единиц сектора государственного управления Российской федерации. Сектор государственного управления в Российской Федерации состоит из четырех подсекторов:

1. Федеральный подсектор, включающий в себя операции, связанные с исполнением федерального бюджета, активы и обязательства Российской Федерации.

2. Подсектор региональных органов власти, который состоит из операций, связанных с исполнением бюджетов субъектов РФ, а также активов и обязательств субъектов РФ.

3. Подсектор органов местного самоуправления , который включает в себя операции, связанные с исполнением бюджетов органов местного самоуправления, а также активы и обязательства органов местного самоуправления.

4. Подсектор органов социального страхования, в состав которого входят операции, связанные с исполнением бюджетов федеральных государственных внебюджетных фондов и территориальных государственных внебюджетных фондов.

Таким образом, структура подсекторов сектора государственного управления в Российской Федерации во многом предопределена положениями Бюджетного кодекса РФ. При этом основное различие состоит в том, что согласно Бюджетному кодексу выделяются три уровня бюджетной системы, при этом бюджеты внебюджетных фондов разделяются по федеральному и региональному уровню бюджетной системы, в зависимости от того, федеральный или территориальный государственный внебюджетный фонд.

После разделения на подсектора необходимо определить, что является институциональной единицей сектора государственного управления. С точки зрения гражданского законодательства РФ, сектор государственного управления – это совокупность бюджетных учреждений.

Однако другой стороной сектора государственного управления является его группировка в соответствии с бюджетным законодательством: главные распорядители, получатели бюджетных средств всех уровней бюджетной системы РФ, а также органы, осуществляющие кассовое обслуживание исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.

В то же время согласно принципам статистики государственных финансов институциональной единицы сектора государственного управления может быть только та единица, которая имеет право от своего имени владеть активами, принимать обязательства и вести экономическую деятельность. Каждое бюджетное учреждение от своего имени не владеет активами и принимает обязательства от имени собственника. Следовательно, институциональной единицей должен быть собственник. То есть фактически каждый субъект РФ, муниципальное образование и Российская Федерация сама по себе являются институциональной единицей сектора государственного управления.

Как уже было сказано, главный принцип статистики государственных финансов – двойная запись – предопределил источник данных для составления статистических отчетов – бухгалтерский учет в секторе государственного управления.

Исторически так сложилось, что бухгалтерский учет единиц бюджетной системы РФ, в зависимости от возложенных на них функций в ходе исполнения бюджета, делится на две области ведения учета:

· Учет по операциям кассового обслуживания бюджета;

· Учет по операциям исполнения бюджета бюджетным учреждением.

Основным отчетом при кассовом методе является отчет об исполнении бюджета, который состоим из трех частей: доходы, расходы и источники финансирования, которые фактически представляют собой изменения остатков денежных средств или, доходы и расходы – это поступления и выбытия средств на счетах бюджета.

При методе начислений возникает понятие остатков и отдельно выделяются доходы и расходы, т.е. операции, которые не связаны с движением запасов как бы внутри друг друга, - это все доходы и расходы.

Важным инструментом для составления отчетности также служит бюджетная классификация.

Бюджетная классификация Российской Федерации является группировкой доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, а также источников финансирования дефицитов этих бюджетов, используемой для составления и исполнения бюджетов и обеспечивающий сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.

Бюджетная система Российской Федерации представляет собой:

· Классификацию доходов бюджетов РФ;

· Функциональнаую классификацию расходов бюджетов РФ;

· Экономическую классификацию расходов бюджетов РФ;

· Классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ;

· Классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета;

· Классификацию видов государственных внутренних долгов РФ, субъектов РФ, видов муниципального долга;

· Классификацию видов государственных внешних долгов РФ и госубъектов РФ, а также государственных внешних активов РФ;

· Главные распорядители средств федерального бюджета – администраторы источников финансирования дефицитов бюджетов РФ.

Классификация доходов бюджетов РФ является группировкой доходов бюджетов всех уровней РФ и основывается на законодательных актах РФ, определяющих источники формирования доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ. Функциональная классификация расходов бюджетов РФ является группировкой расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и отражает направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства, в том числе на финансирование реализации нормативных правовых актов, принятых органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, на финансирование осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на иные уровни власти. Экономическая классификация расходов бюджетов РФ является группировкой расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации по их экономическому содержанию.

Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов РФ представляет собой группировку заемных средств, привлекаемых Российской Федерацией, субъектами РФ и органами местного самоуправления для покрытия дефицитов соответствующих бюджетов.

Бюджетная классификация РФ в части классификации доходов бюджетов РФ, функциональной классификации расходов бюджетов РФ, экономической классификации расходов бюджетов РФ, классификации источников финансирования дефицитов бюджетов РФ является единой для бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и утверждается федеральным законом.

Расходы бюджета - денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. Формирование расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году за счет средств соответствующих бюджетов.

Стабилизационный фонд Российской Федерации - часть средств федерального бюджета, образующаяся за счет превышения цены на нефть над базовой ценой на нефть, подлежащая обособленному учету, управлению и использованию в целях обеспечения сбалансированности федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой. Средства Стабилизационного фонда могут быть использованы также на иные цели в случае, если накопленный объем средств Стабилизационного фонда превышает 500 млрд. рублей.

Государственный долг Российской Федерации - долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией.

Внешний долг - обязательства, возникающие в иностранной валюте.

Внутренний долг - обязательства, возникающие в валюте Российской Федерации.

Целевой бюджетный фонд - фонд денежных средств, образуемый в соответствии с законодательством Российской Федерации в составе бюджета за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов или иных поступлений и используемый по отдельной смете. Средства целевого бюджетного фонда не могут быть использованы на цели, не соответствующие назначению целевого бюджетного фонда.

Государственный внебюджетный фонд - фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь. Расходы и доходы государственного внебюджетного фонда формируются в порядке, установленном федеральным законом, либо в ином порядке, предусмотренном Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Задолженность по налогам и сборам - недоимка, отсроченные (рассроченные) платежи, реконструированная задолженность, приостановленные к взысканию платежи, задолженность, приостановленная к взысканию в связи с введением процедур банкротства, задолженность, взыскиваемая судебными приставами, по постановлениям о возбуждении исполнительного производства.

Статистика государственных финансов основывается в первую очередь на регистрации экономических событий и наибольшее внимание уделяется экономической классификации потоков и запасов.

Основными источниками информации для составления данных по статистике государственных финансов явились:

· отчеты об исполнении федерального бюджета, отчеты об исполнении бюджетов субъектов РФ, отчеты об исполнении бюджетов муниципальных образований, отчеты об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов;

· бухгалтерские балансы исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, бюджетов муниципальных образований;

· бухгалтерские балансы бюджетных учреждений всех бюджетов бюджетной системы;

· отчетность об учреждении смет доходов и расходов бюджетных учреждений, содержащая данные о расходах бюджета на основании метода начислений

Специалисты по анализу государственных финансов традиционно используют налогово-бюджетную статистику для анализа масштабов государственного сектора; его вклада в совокупный спрос, инвестиции и сбережения; влияния налогово-бюджетной политики на экономику, включая использование ресурсов, ситуацию в денежно-кредитной сфере и задолженность государства; налогового бремени; тарифного протекционизма, а также системы социальной защиты. Все данные, отражаемые в системе статистики государственных финансов, представляют собой либо потоки, либо запасы. Потоки – это денежное выражение мероприятий, в которых участвуют институциональные единицы, а также других событий, оказывающих влияние на экономическое положение институциональных единиц и происходящих в течение отчетного периода. Запасы – это имеющиеся у институциональной единицы на определенный момент времени активы и обязательства, а также итоговая чистая стоимость активов этой единицы, которая представляет собой разность между общей суммой активов и общей суммой обязательств. Потоки фактически отражают создание, преобразование, обмен, передачу или исчезновение экономической стоимости. Они связаны с изменениями в обмене, составе или стоимости активов, обязательств и чистой стоимости активов институциональной единицы. Поток может представлять собой разовое событие, например денежный платеж за покупку товаров, или непрерывное начисление расходов на выплату процентов за государственные облигации. Все потоки классифицируются либо как операции, либо как прочие экономические потоки. Операция – это взаимодействие между двумя единицами на основе взаимного соглашения или действие, совершаемо внутри отдельной единицы, которое может быть рассмотрено как операция. Взаимное соглашение предполагает осведомленность и согласие единиц, но не означает, что обе единицы участвуют данной операции добровольно. Проведение некоторых операций, таких как уплата налогов, обусловлено в силу закона. Кроме того, одна единица может одновременно выступать в двух экономических ролях, и она включает в себя в качестве операций ряд статей, не предлагающих участия второй институциональной единицы. Каждая операция представляет собой либо обмен, либо трансферт. Операция является обменом, если одно единица предоставляет товар, услугу, актив или работы другой единице и получает в обмен товар, услугу, актив или работы эквивалентной стоимости. Оплата труда работников, приобретение товаров и услуг, производство расходов по выплате процентов, продажа административного здания и все внутренние операции представляют собой обмен. Операция является трансфертом, если одна единица предоставляет товар, услугу, актив или работы другой единице, не получая одновременно в обмен товар, услугу, активы или работы, имеющие какую-либо стоимость. Как правило, единицы сектора государственного управления осуществляют множество трансфертов, которые могут быть обязательными или добровольными.

Прочий экономический поток – изменение в объеме или стоимости актива или обязательства, которое не является результатом операции.

При составлении статистики государственных финансов по Российской Федерации решаются следующие задачи:

· осуществляется анализ операций, производимых между подсекторами государственного управления. Указанные операции подлежат исключению при своде данных, чтобы не удваивать потоки по операциям;

· структура отчетности об исполнении бюджета приводится в соответствии с экономическим признаком операций, производится перегруппировка статей баланса;

· производится оценка данных на основе метода начислений, осуществляется подсчет дебиторской и кредиторской задолженности на основе сопоставления учета по кассовому методу и методу начислений.

Формирование отчетности по принципам статистики государственных финансов дает возможность получать всеобъемлющую и полную информацию о секторе государственного управления, причем на качественно новой основе, поскольку, помимо показателей кассового исполнения бюджета, включая показатели об активах и обязательствах государства, показатель чистого уровня благосостояния – чистая стоимость, характеризующая финансовую деятельность государства.

Для внутренних пользователей формирование полной и всеобъемлющей информации об операциях сектора государственного управления может стать предметом серьезного анализа, являющегося основой для планирования и разработки налогово-бюджетной политики, а также для оценки влияния деятельности сектора государственного управления на экономику страны в целом и на отдельные ее сектора. Кроме того, такая информация будет содействовать осведомленности общества в области проводимой экономической политики и укреплению доверия к деятельности правительства.

2.Система статистических показателей

Система статистических показателей должна характеризовать масштабы, структуру, динамику заимствований государством, служить информационно-методологической основой для управления государственным долгом. Представление об эффективности государственных кредитных операций (Эг.кр) дает показатель, измеряющий отношение суммы превышения поступлений над расходами по системе государственного кредита (%): Эг.кред = (Пг.кред – Рг.кред) / Pг.кред * 100%,

где Пг.кред – поступления по системе государственного кредита;

Pг.кред – расходы по системе государственного кредита.

По внешнему государственному долгу определяется коэфицент его обслуживания ( К обсл.внешн.госдолга). Он рассчитывается как отношение платежей по задолженности к валютным поступлениям страны от экспорта товаров и услуг (%):

К обсл.внешн.госдолга = платежи по задолженности *100%

Валютные поступления

Принято считать, что К обсл.внешн.госдолга, равный не ниже 25%, является безопасным уровнем обслуживания внешнего государственного долга.