Главная              Рефераты - Маркетинг

Коммерческая тайна 3 - реферат

Содержание:

Введение…………………………………………………………………………………3

1. Сущность и значение коммерческой информации………………………………...5

1.1. Понятие коммерческой информации и коммерческой тайны……………….5

1.2. Порядок отнесения коммерческих сведений к коммерческой тайне……….8

1.3. Защита коммерческой тайны………………………………………………….10

1.4. Ответственность за разглашение коммерческой тайны…………………….12

2. Коммерческая тайна в законодательстве развитых стран………………………..15

Заключение……………………………………………………………………………..16

Список используемых источников и литературы…………………………………...18

Приложения……………………………………………………………………………19


Введение

По мнению многих ученых, успешное развитие предпринимательства существенно зависит от той политико-экономической среды (командно-административной или рыночно-конкурентной), в которой оно осуществляет свою деятельность. Представляется, что подобный взгляд в области хозяйствования следует признать в качестве основополагающего фактора.

Однако не менее важным фактором, постоянно сопутствующим определенной экономической среде, является криминогенная и иная, затрудняющая или сводящая на нет действия предпринимателя, обстановка. Наличие условий, при которых создается реальная угроза причинения вреда (ущерба) субъектом хозяйствования, ставит в ряд первоочередных и долговременных задач, требующих оперативного решения, проблему обеспечения экономической безопасности.

В связи с развитием рыночных отношений предпринимательскую деятельность в нашей стране приходится осуществлять в условиях нарастающей неопределенности ситуации и изменчивости экономической среды. Значит, возникает неясность и неуверенность в получении ожидаемого конечного результата, а, следовательно, возрастает риск, то есть опасность неудачи, непредвиденных потерь. В особенности это присуще начальным стадиям освоения предпринимательства.

Подобная обстановка несколько необычна и непривычна для нашего хозяйственника или просто гражданина, которому предстоит пройти тернистый путь, прежде чем он превратится в подлинного предпринимателя.

Многие вопросы предпринимательской деятельности регулируются и обеспечиваются гражданским, административным, трудовым, авторским, уголовным и другим законодательством. Вести же речь о том, что с помощью только правового регулирования и охраны можно решить все проблемы, связанные с обеспечением безопасности предпринимательства, не только преждевременны, но и, как показывает практика, не осуществимы в обозримом будущем.

Рынок есть, прежде всего, экономическая свобода. Над предпринимателем могут возвышаться только закон и устанавливаемые им ограничения. Государственное регулирование в условиях рынка сводится преимущественно к установлению норм осуществления предпринимательской деятельности и к налоговой системе. Все остальное определяется производителем и потребителем, их волей, а в какой-то степени складывается случайным образом.

За экономическую свободу приходится платить. Ведь свободе одного предпринимателя сопутствует одновременно и свобода других предпринимателей, которые вольны покупать или не покупать его продукцию, предлагать за нее свои цены, продавать ему по определенным ценам, диктовать свои условия сделок.

При этом естественно, что те, с кем приходится вступать в хозяйственные отношения, стремятся, прежде всего, к своей выгоде, а выгода одних может стать ущербом для других. К тому же предприниматель-конкурент вообще склонен вытеснить своего оппонента с рынка.

В новых рыночно-конкурентных условиях возникает масса проблем, связанных с обеспечением безопасности не только физических и юридических лиц, их имущественной собственности, но и предпринимательской (коммерческой) информации, как вида интеллектуальной собственности. Для защиты предпринимательских информационных потоков от различного рода посягательств используются как правовые, так и специальные меры, а в необходимых случаях комплексное их применение.


1. Сущность и значение коммерческой информации

Предпринимательская деятельность во всех сферах неразрывно связана с получением и использованием различного рода информации. Причем в современных условиях информация представляет собой особого рода товар, имеющий определенную ценность. Для предпринимателя зачастую наиболее ценной является информация, которую он использует для достижения целей фирмы и разглашение которой может лишить его возможностей реализовать эти цели, то есть создает угрозы безопасности предпринимательской деятельности. Конечно, не вся информация может, в случае ее разглашения, создавать эти угрозы, однако существует определенная ее часть, которая нуждается в защите.

Так получилось, что долгое временя в нашей стране, были только государственные тайны. Коммерческих тайн не было, потому, как не было соответствующего закона. Федеральный закон РФ «О коммерческой тайне» разрабатывался более восьми лет и вступил в силу 16 августа 2004 года.

До принятия закона в России граждане и фирмы были вынуждены самостоятельно охранять конфиденциальную информацию. Суд или прокуратура, изъяв коммерческие документы, не несли ответственность за разглашение информации или передачу ее третьим лицам. Другими словами, надзорные или судебные органы при проведении проверок финансовой деятельности какой-нибудь компании могли "случайно" передать нужную информацию ее конкурентам и при этом остаться невиновными с точки зрения закона.

Одни эксперты исчисляют финансовые потери российских предпринимателей от несоблюдения коммерческой тайны в миллионах долларах, другие – в миллиардах. То, что ущерб значителен, признают все. Принятый закон, по мнению его авторов, должен ограничить нелегальный отток служебной информации коммерческого характера.

1.1 Понятие коммерческой информации и коммерческой тайны

Коммерческая тайна - режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду. [c. 1, 1]

Информацией, составляющей коммерческую тайну являются сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны. [c. 1, 1]

Таким образом, коммерческая тайна не может быть общеизвестной и общедоступной информацией, открытое ее использование несет угрозу экономической безопасности предпринимательской деятельности, в связи, с чем предприниматель осуществляет меры по сохранению ее конфиденциальности и защите от незаконного использования.

Коммерческая тайна – конфиденциальность информации, позволяющая ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду

В тексте Федерального закона «О коммерческой тайне» оговаривается, что коммерческую тайну не могут составлять сведения о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, качестве пищевых продуктов и других факторах, связанных с обеспечением безопасности населения. Кроме того, не может засекречиваться информация о численности и составе работников организаций, о системе оплаты труда и задолженности работодателей по выплате зарплаты. [с. 2, 1]

Наиболее подробная и в то же время укрупненная классификация сведений, составляющих коммерческую тайну предприятия, представлена на схеме 1 (Приложение 1).

Устанавливаются сроки неразглашения коммерческой тайны и меры ответственности за несоблюдение этого требования и причинение материального ущерба. Теперь работник обязан хранить «секреты фирмы» минимум три года с момента прекращения действия трудового договора (если работодателем не установлен конкретный срок), а в случае невыполнения этого требования он может не просто выплатить штраф, но и лишиться свободы на срок до десяти лет.

При отнесении той или иной информации к категории коммерческой тайны следует учитывать два обстоятельства.

Во-первых, на практике возможны случаи, когда под предлогом охраны коммерческой тайны могут скрывать сведения и документы, свидетельствующие о фактах злоупотреблений, бесхозяйственности и других нарушениях. Для исключения подобных ситуаций необходимо на общегосударственном уровне создать специальную систему регулирования взаимоотношений предприятия и контролирующих его органов.

Во-вторых, в условиях рынка чрезмерно засекречивать информацию становится невыгодно с экономической точки зрения. Информация все чаще выступает как рыночный товар, имеющий определенную цену и спрос. В отдельных промышленно развитых странах около половины валового национального продукта дают производство, распространение и переработка информации в различных видах. [с. 65, 11]

По мнению специалистов, сведения, составляющие коммерческую тайну и подлежащие охране, должны удовлетворять следующим пяти критериям:

1. их открытое использование связано с ущербом для предприятия

2. они не являются общеизвестными или общедоступными на законных основаниях

3. предприятие сможет осуществить надлежащие меры по сохранению их конфиденциальности по соображениям экономической и иной выгоды

4. эти сведения нуждаются в защите, так как они не являются государственными секретами и не защищены авторским и патентным правом

5. сокрытие этих сведений не наносит ущерба обществу.

1.2 Порядок отнесения коммерческих сведений к коммерческой тайне

Первым вопросом, который необходимо решить при организации охраны коммерческой тайны, является определение круга сведений, составляющих коммерческую тайну, а также возможное распределение их по категориям важности в зависимости от их ценности, характера и размера ущерба, который может быть нанесен предприятию при разглашении этих сведений.

К решению этой проблемы следует подходить особенно тщательно. Если какие-либо данные, прямые или косвенные, будут упущены из внимания, то все принимаемые меры могут оказаться неэффективными. С другой стороны, излишние меры по ограничению доступа к информации осложнят работу и приведут к неоправданным экономическим издержкам. Правильная организация выделения и защиты коммерческой тайны должна не только не мешать работе предприятия, но даже способствовать его прибыльной деятельности.

При этом сведения, составляющие коммерческую тайну предприятия, отражаются в Перечне сведений, составляющих коммерческую тайну предприятия, утверждаемом руководителем предприятия. При разработке Перечня необходимо учитывать требования статьи 5 ФЗ «О коммерческой тайне» [c. 2, 1], в которой оговорены сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну.

Практика показывает, что данный вопрос лучше решать коллегиально. Для разработки Перечня приказом руководителя предприятия создается комиссия из наиболее квалифицированных и компетентных специалистов основных подразделений и представителей службы безопасности.

Далее, перед группой экспертов необходимо поставить комплекс вопросов в следующей последовательности:

• выделить все виды деятельности предприятия, приносящие прибыль на данный момент

• исходя из имеющихся данных о рынке сбыта, оценить, превышает ли уровень прибыли для данного вида деятельности аналогичные показатели у других предприятий

• определить вероятную перспективу рентабельности этой деятельности.

Если с экономической точки зрения вид деятельности устраивает предприятие в данный момент и в перспективе, а прибыль выше, чем у конкурирующих фирм, то предприятие располагает определенной коммерческой тайной и необходимо продолжить анализ.

В этом случае эксперты должны определить, что именно в данном виде деятельности позволяет получать прибыль. Примеры могут быть самыми различными.

Так, для сведений научного характера - это, как правило:

• идеи, изобретения, открытия

• отдельные формулы

• новые технические проекты

• новые методы организации труда и производства

• программное обеспечение ЭВМ

• результаты научных исследований.

Для сведений технологического характера:

• конструкторская документация, чертежи, схемы, записи

• описания технологических испытаний

• “ноу-хау”

• точные знания конструкционных характеристик создаваемых изделий и оптимальные параметры разрабатываемых технологических процессов (размеры, объемы, конфигурация, процентное содержание компонентов, температура, давление, время и др.)

• сведения о материалах, из которых изготовлены отдельные детали, условиях экспериментов и оборудовании, на котором они проводились и т.д.

• используемые предприятием отдельные новые, либо уникальные измерительные комплексы и приборы, станки, оборудование.

Для сведений делового характера:

• сведения о заключенных или планируемых контрактах

• данные о поставщиках и клиентах

• обзоры рынка, маркетинговые исследования

• информация о конфиденциальных переговорах

• калькуляция издержек производства предприятия, структуры цен, уровень прибыли

• планы развития предприятия и его инвестиций.

Следует учесть и другие факторы. Например, предприятие может применять широко известные методы организации производства, технологические приемы, оборудование и т.п. и при этом достигать высокой прибыли. Несмотря на общедоступность таких данных, сам факт их применения может являться коммерческой тайной.

1.3 Защита коммерческой тайны

Принятие специальных мер, направленных на защиту интеллектуальной собственности, зависит, прежде всего, от владельца (владельцев) информации, складывающейся в их среде деятельности конкурентной обстановки, ценности, которую представляет для них производственная или коммерческая информация, и других факторов.

Специальные меры, которые осуществляются при защите информации, можно подразделить на внешние и внутренние.

К внешним мероприятиям относятся следующие. Изучение партнеров, клиентов, с которыми приходится вести хозяйственную, коммерческую деятельность, собирать информацию об их надежности, платежеспособности и другие данные. При необходимости производится изучение связей сотрудников частной фирмы. Выясняются лица, проявляющие интерес к фирме, ее деятельности, сотрудникам, не относятся ли они к конкурирующей фирме или к преступной группе. В случае установления, что эти лица допустили какие-либо противозаконные действия, необходимо информировать соответствующий правоохранительный орган. Тем самым пресекается преступная деятельность и, в том числе, интерес к частной фирме.

В ходе осуществления внутренних мероприятий по обеспечению безопасности решаются следующие вопросы. Подбор, проверка лиц, желающих поступить на работу в частное предприятие. Изучаются их анкетные данные, поведение по месту жительства и прежней работы, личные и деловые качества, положительные и отрицательные стороны изучаемого лица, межличностные отношения. Находился ли в конфликте с законом (судимость, административные задержания, связь с преступным миром).

В ходе анализа собранных материалов выясняется, нет ли каких-либо в них противоречий. Дополнительно может проводиться тестирование лица для выяснения моральных или других качеств. Обращается внимание на возможную работу в конкурирующей фирме и причины ухода.

После этого делается вывод о пригодности кандидата к работе в данной фирме. На этом этапе изучения сотрудника интерес к нему не заканчивается. Периодически или в зависимости от поведения продолжают изучаться и анализироваться его поступки, затрагивающие интерес (секреты) фирмы. Не исключено, что конкурент может специально направить своих людей для устройства на работу в интересующее его предприятие с целью получения о нем ценных сведений.

Осуществление специальных внутренних и внешних мер защиты ценных информационных систем должно возлагаться на специально подготовленных лиц. В этой связи, предпринимателю целесообразно обращаться за помощью к частным детективным фирмам, специализирующимся на сыске и охране собственности. Могут создаваться и собственные службы безопасности. Здесь предприниматель сам решает, что ему выгоднее: мириться с утечкой информации или привлекать частные службы безопасности к ее защите. Вопрос состоит в том, какой из убытков меньший: при утечке секретов или их охране.

В Российской Федерации принят Закон “О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации”, который содержит положения о сыскной и охранной частной деятельности. Оценивая данный закон с критических позиций, следует указать и на такие положения, заслуживающие внимания, как оказание детективами на возмездной договорной основе помощи гражданам и организациям независимо от их форм собственности. Перечисляются виды разрешаемых и запрещаемых услуг, которые могут оказывать субъекты негосударственной детективной и охранной деятельности: сыщики и охранники.

В частности, Закон предусматривает возможность создания акционерными обществами собственных служб безопасности, которые, среди других задач, призваны вести “...изучение рынка, сбор информации для деловых переговоров выявление некредитоспособных или ненадежных деловых партнеров; ...установление обстоятельств... недобросовестной конкуренции..., а также разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну...” [с. 1, 3]

Кроме охранных фирм, ФСБ РФ также могут оказывать содействие предприятиям, учреждениям и организациям независимо от форм собственности в разработке мер по защите коммерческой тайны [с. 8, 5].

Подводя итоги, следует отметить, что защита специальными мерами ценной информации должна осуществляться как против конкурентов, так и преступных элементов, пытающихся овладеть ею. Меры защиты зависят от тех способов и приемов, которые применяют похитители.

В дополнение к сказанному, на каждом предприятии при создании системы защиты информации необходимо правильно организовать:

1. учет и охрану некоторых видов материалов и готовых изделий (особенно опытных образцов)

2. порядок делопроизводства с документами, содержащими предпринимательскую тайну (правила циркуляции, учета, хранения, уничтожения и др.)

3. контроль за средствами копирования и размножения документов

4. защиту коммерческой информации в средствах связи и вычислительной техники

5. охрану территории предприятия и его основных зданий и сооружений

6. контроль за посещениями данного предприятия посторонними лицами.

Основные элементы защиты коммерческой тайны предприятия представлены в таблице 1 (Приложение 2).

1.4. Ответственность за разглашение коммерческой тайны

До 1 января 2008 г. обязанность работника сохранять информацию, составляющую коммерческую тайну, даже после увольнения была закреплена ст. 11 ФЗ «О коммерческой тайне» [с. 4, 1]. При этом срок, в течение которого не допускалось разглашение информации, составляющей коммерческую тайну, обладателями которой являются работодатель и его контрагенты, после прекращения трудового договора должен был устанавливаться соглашением между работником и работодателем. Такое соглашение могло быть заключено в период срока действия трудового договора или в течение трех лет после прекращения трудового договора, если ранее оно не заключалось.

В связи с введением в действие части четвертой ГК РФ [с. 14, 2] указанные нормы были исключены из Закона N 98-ФЗ. Вместе с тем режим коммерческой тайны с 1 января 2008 г. только ужесточен.

Таким образом, согласно ч. 2 ст. 1470 ГК РФ [с. 77, 7] гражданин, которому в связи с выполнением своих трудовых обязанностей или конкретного задания работодателя стал известен секрет производства, обязан сохранять конфиденциальность полученных сведений до прекращения действия исключительного права на секрет производства.

По смыслу ст. 1470 ГК РФ, для того чтобы работник не мог разгласить секрет производства (аналог коммерческой тайны) даже после увольнения, необязательно заключать отдельное соглашение. В данном случае режим коммерческой тайны будет соблюден в силу данного Закона.

Если человек открыл коммерческую или служебную тайну, нарушив условия трудового договора, то согласно ст. 15 ГК РФ [с. 4, 6] он обязан возместить все убытки, причем не только те, что вызвали реальный ущерб, но и упущенную выгоду.

Руководство за разглашение может привлечь сотрудников к дисциплинарной ответственности. По 243 статье ТК РФ [с. 92, 9] если работник разгласит засекреченные сведения, то понесет материальную ответственность в полном размере причиненного ущерба. Более того, руководство имеет право такого сотрудника уволить [c. 33, 9].

Уголовный кодекс РФ также предусматривает ответственность за разглашение коммерческой тайны. Согласно ст. 183 УК РФ [с. 58, 10] собирание сведений, составляющих коммерческую тайну, путем похищения документов, подкупа или угроз, или другим незаконным способом наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей. За незаконное разглашение коммерческой тайны предусмотрен штраф в размере до ста двадцати тысяч рублей. Если вышеуказанные деяния повлекли тяжкие последствия, то они наказываются лишением свободы на срок до десяти лет.

В Кодексе РФ об административных правонарушениях, ст. 13.14 гласит: «разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным,…лицом, получившим доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей… влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей. [с. 83, 8]

Следует упомянуть те лица, которые имеют право узнать конфиденциальные сведения:

· прокурор,

· правоохранительные структуры (милиция, ФСБ, ФСО и другие),

· налоговые инспекции, аудиторские фирмы (если проверка проходит по решению начальства компании)

· и другие (экологическая милиция, санэпидемстанция).


2. Коммерческая тайна в законодательстве развитых стран.

Законодательство большинства развитых стран не относит сведения о заработной плате руководителя к разряду коммерческой тайны. Более того, в некоторых странах компании добровольно разглашают зарплаты своих управленцев.

В частности, в Германии все крупные компании, чьи акции котируются на бирже, примкнули к добровольному соглашению, обязывающему его членов раскрывать информацию о зарплатах своих сотрудников. Однако некоторые компании предпочитают обнародовать общую сумму, не раскрывая индивидуальных зарплат. Недовольные таким положением дел депутаты внесли в бундестаг законопроект, предлагающий сделать детальное раскрытие зарплат обязательным.

Законодательство США также не относит к коммерческой тайне сведения о заработной плате сотрудников. Такое решение приняла государственная комиссия по вопросам государственной службы в ответ на просьбу компании Montana-Dakota Utilities Со признать сведения о заработной плате коммерческой тайной.

В Австралии, Новой Зеландии и Великобритании целый ряд общественных и государственных организаций ведут разъяснительную работу среди предпринимателей, указывая им на преимущества, в том числе рыночные, раскрытия информации о заработной плате их сотрудников.

В разных странах существуют различные приоритетные направления защиты коммерческой информации (коммерческой тайны). Так, в Германии преобладают законодательные меры, в США и Франции, наряду с ними, предпочтение отдается организации собственных служб безопасности фирм, для Японии характерен корпоративный дух и долгосрочная занятость в фирме, в Великобритании защита обеспечивается договорными обязательствами


Заключение

В данной контрольной работе рассматривались вопросы по коммерческой тайне предприятия и ее защите, и ответственности за ее разглашение.

Подводя итог можно сказать, что предпринимательская деятельность во всех сферах неразрывно связана с получением и использованием различного рода информации. Причем в современных условиях информация представляет собой особого рода товар, имеющий определенную ценность. Для предпринимателя зачастую наиболее ценной является информация, которую он использует для достижения целей фирмы и разглашение которой может лишить его возможностей реализовать эти цели, то есть создает угрозы безопасности предпринимательской деятельности. Конечно, не вся информация может, в случае ее разглашения, создавать эти угрозы, однако существует определенная ее часть, которая нуждается в защите.

Информация, используемая в предпринимательской деятельности весьма разнообразна.

Защита коммерческой информации как часть деятельности по обеспечению безопасности предпринимательства в целом, предполагает, что возможные противоправные посягательства на коммерческую информацию могут идти по различным направлениям. В связи с этим эффективная защита информации должна предусматривать целую систему направлений деятельности, каждому из которых соответствует свой способ защиты.

Принимая во внимание российскую специфику, выделяются следующие основные способы защиты информации, которые могут использоваться предпринимателями:

1. законодательный. Основан на соблюдении тех прав предпринимателя на конфиденциальную информацию, которые содержатся в российском законодательстве, при обнаружении нарушения прав предпринимателя как собственника, владельца или пользователя информации должно быть обращение в соответствующие органы (МВД, ФСБ, прокуратуру, суд) для восстановления нарушенных прав, возмещения убытков и т.п.

2. физическая защита - охрана, пропускной режим, специальные карточки для посторонних, использование закрывающихся помещений, сейфов и др.

3. организационный. Он включает:

a) введение должности или создания службы, ответственной за отнесением определенной информации к категории конфиденциальной, соблюдением правил доступа и пользования этой информацией

b) разделение информации по степени конфиденциальности и организация допуска к конфиденциальной информации только в соответствии с должностью или с разрешения руководства

c) соблюдение правил пользования информацией (не выносить за пределы служебных помещений, не оставлять без присмотра во время обеда)

d) наличие постоянно действующей системы контроля за соблюдением правил доступа и пользования информацией.

4. технический. Используются такие средства контроля и защиты как сигнализирующие устройства, видеокамеры, микрофоны, средства идентификации, а также программные средства защиты компьютерных систем от несанкционированного доступа.

5. работа с кадрами. Предполагает активную работу кадровых служб фирмы по набору, проверке, обучению, расстановке, продвижению, стимулированию персонала, с обязательным учетом анкетных данных и проверочных результатов тестирования.

Часть этих способов предполагает значительные финансовые расходы, в связи, с чем использование всех способов одновременно по средствам только достаточно крупным и платежеспособным фирмам.

Конечно, каждый руководителя сам решает какую информацию защищать, и каким образом, но стоит заметить, что рентабельность и рост фирмы вцелом, зависит не только от того, как ведется бизнес, но и от того, как он защищается. В современном Российском обществе коммерческая тайна еще не приобрела истинное значение, но это во многом происходит от правовой не грамотности людей, которые занимают руководящие должности, либо от не желания применять необходимые меры для защиты своего предприятия.

Список используемых источников и литературы.

1. Федеральный закон от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» (ред. от 01.01.2008 г.), (СПС «КонсультантПлюс»)

2. Федеральный закон от 18 декабря 2006 г. № 231-ФЗ «О введении в действие части четвертой ГК РФ» (ред. от 24.07.2007 г.), (СПС «КонсультантПлюс»)

3. Закон РФ от 11 марта 1992 г. N 2487-I «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (ред. от 24.07.2007 г.), (СПС «КонсультантПлюс»)

4. Указ Президента РФ от 6 марта 1997 г. N 188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера» (ред. от 23.09.2005 г.), (СПС «КонсультантПлюс»)

5. Указ Президента РФ от 11 августа 2003 г. № 960 «Вопросы Федеральной службы безопасности РФ» (ред. от 28.12.2007 г.), (СПС «КонсультантПлюс»)

6. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. (ред. от 13.05.2008 г.), (СПС «КонсультантПлюс»)

7. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18 декабря 2006 г. (ред. от 30.06.2008 г.), (СПС «КонсультантПлюс»)

8. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. (ред. от 16.05.2008 г.), (СПС «КонсультантПлюс»)

9. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. (ред. от 28.02.2008 г.), (СПС «КонсультантПлюс»)

10. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. (ред. От 13.05.2008 г.), (СПС «КонсультантПлюс»)

11. Долгополов Ю.Б., «Предпринимательство и безопасность». М.: Универсум , 2003. 390 с.

12. Нестеров А., Вакурин А. Криминализация экономики и проблемы экономической безопасности. Вопросы экономики. – М.: ИНФРА,2004. – 383 с.

13. Предпринимательство: Учебник / Под ред. М.Г. Лапусты. – 4-е изд., испр. И доп. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 667 с.

14. Ярочкин В.И. Системы безопасности фирмы. Концепции. Правовые основы. Организационная структура. – М.: ЮНИТИ, 2003. – 423 с.

Приложение 1

Схема 1

Классификация сведений составляющих коммерческую тайну


Приложение 2

Таблица 1

Основные элементы защиты коммерческой тайны предприятия

МЕХАНИЗМ ЗАЩИТЫ КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ

1

2

Регламентированный перечень сведений, относимых к коммерческой тайне предприятия

Система контроля за средствами копирования и размножения документов

Система учета и охраны новых материалов и продукции

Порядок защиты коммерческой информации в средствах связи и вычислительной техники

Система охраны территории предприятия, его основных зданий и сооружений

Порядок использования открытых каналов связи при передачи конфиденциальной информации

Система контроля за посещением предприятия посторонними лицами

Система мотивации и обучения персонала предприятия способам защиты коммерческой тайны

Порядок делопроизводства с документами, содержащими коммерческую тайну

Специализированные службы по защите коммерческой тайны предприятия