Главная              Рефераты - Маркетинг

Управление товарным ассортиментом 3 - курсовая работа

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

АМУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

( ГОУ ВПО «АмГУ»)

Факультет Экономический

Кафедра Коммерции и Товароведения

Специальность 080301 – Коммерция (торговое дело)

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему: Управление товарным ассортиментом

по дисциплине “Маркетинг”

Исполнитель

Студент группы 638 ___________________ Е.А.Белоусова

Руководитель

ст. преподаватель ____________________ М.С.Бальцежак

Нормоконтроль

ассистент ____________________ Н.В.Пушникова

Благовещенск 2009

РЕФЕРАТ

Курсовая работа содержит 53 с., 4 рисунка, 16 таблиц, 43 испо-льзованных источников, 2 приложения.

Ассортимент, стратегия, потребитель, качество, конкурентоспособность, инновация, цена, спрос, рынок, сбыт, прибыль

Ассортиментная политика занимает одно из важнейших мест в маркетинге предприятия. Ассортиментная политика влияет на сбыт продукции и от ее эффективности зависят финансовые показатели работы предприятия и имидж предприятия на рынке. В работе проведен анализ товарного ассортимента магазина "Хамелеон". Целью работы: является рассмотрение управление товарным ассортиментом исследуемого предприятия. Объект исследования: магазин «Хамелеон» ИП Белоусов А.В.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 4

1 Теоретические аспекты товарного ассортимента 6

1.1 Сущность и виды товарного ассортимента 6

1.2 Методы анализа (управления) товарного ассортимента 7

2 Анализ товарного ассортимента магазина "Хамелеон" 13

2.1 Краткая экономическая характеристика предприятия 13

2.2 Анализ товарного ассортимента 20

3 Совершенствование товарного ассортимента 31

3.1 Разработка мероприятий по совершенствованию товарного ассортимента 31

3.2 Оценка экономической эффективности предложенных

мероприятий 36

Заключение 43

Библиографический список 46

Приложение А Упрощенная форма баланса ИП Белоусов Анатолий Леонидович в 2006 – 2008 гг. 50

Приложение Б Обеспеченность трудовыми ресурсами 53


ВВЕДЕНИЕ

Ассортиментная политика - одно из самых главных направлений деятельности маркетинга каждого предприятия. Особенно это направление приобретает особую значимость в нынешних условиях перехода к рыночной экономике, когда к товару со стороны потребителя предъявляются повышенные требования по качеству и ассортименту, и от эффективности работы предприятия с товаром зависят все экономические показатели организации и рыночная доля. Как свидетельствует мировой опыт, лидерство в конкурентной борьбе получает тот, кто наиболее компетентен в ассортиментной политике, владеет методами ее реализации и может максимально эффективно ею управлять.

К сожалению, руководство многих предприятий еще плохо понимает все преимущества эффективной ассортиментной политики, и поэтому одним из направлений экономического роста страны является привлечение внимания к данной проблеме.

В условиях экономического кризиса одной из центральных проблем бизнеса является дефицит оборотных средств. В торговых компаниях существенная часть оборотных средств находится на складе, поэтому задача эффективного управления товарным запасом и ассортиментом в целом, в период кризиса становится жизненно важной.

Особенно острой проблема оптимизации ассортимента и товарного запаса является для таких бизнесов как комплексная поставка товаров на промышленный рынок, оптово-розничная торговля, широкопрофильная дистрибьюция.

Актуальность темы исследования: управления товарным ассортиментом – одно из главных направлений деятельности каждого предприятия. Особенно это направление приобретает значимость в нынешних условиях перехода к рыночной экономике, когда к товару со стороны потребителя предъявляются повышенные требования по качеству и ассортименту, и от эффективности работы с производимыми товарами зависят все экономические показатели организации и рыночная доля. Как свидетельствует мировой опыт, лидерство в конкурентной борьбе получает тот, кто наиболее компетентен в управлении товарным ассортиментом и владеет методами ее реализации.

Цель работы:

Рассмотреть управление товарным ассортиментом исследуемого предприятия. Для достижения цели поставлены следующие задачи:

1. Изучить теоретические основы управления товарным ассортиментом.

2. Проанализировать формирование товарного ассортимента.

3. Разработать мероприятия по совершенствованию товарного ассортимента и оценить их эффективность.

Объект исследования: магазин «Хамелеон» ИП Белоусов А.В.

Предмет исследования: товарный ассортимент.

При написании работы были использованы следующие источники информации: годовые отчетные документы; статистические данные; учебная литература.

Методы исследования: анализ экономической литературы; анализ конкретных информационных документов; опрос.


1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТОВАРНОГО АССОРТИМЕНТА

1.1 Сущность, виды товарного ассортимента

На сегодняшний день на рынке присутствует огромное количество компаний. Каждая из них занимается каким-либо видом деятельности – производство, торговля, услуги и т.п.

Потребитель предъявляет все новые, более изысканные требования к товарам. Покупатели хотят, чтобы купленные ими товары были более практичными, красивыми, долговечными. А производители вынуждены удовлетворять постоянно возрастающие запросы своих клиентов. Вот почему коррекция ассортимента очень важна сегодня.

Сущность планирования, формирования и управления ассортиментом заключается в том, чтобы производитель своевременно предлагал определенную совокупность товаров, которые бы, соответствуя в целом профилю его производственной деятельности, наиболее полно удовлетворяли требованиям определенных категорий покупателей.

Таким образом, товарный ассортимент — это вся совокупность изделий, выпускаемых предприятием. Она включает различные виды товаров. Вид товара делится на ассортиментные группы в соответствии с функциональными особенностями, качеством, ценой. Каждая группа состоит из ассортиментных позиций (разновидностей или марок), которые образуют низшую ступень классификации.

Для начала следует рассмотреть основные понятия при рассмотрении ассортимента. К ним относятся [1] :

1. Ширина. Это общее количество ассортиментных групп (товарных линий) у производителя (продавца). Количество групп связано с количеством сегментов рынка.

2. Насыщенность (полнота). Это общее количество составляющих ассортимент конкретных товаров. Она характеризует степень или плотность

заполнения марками товара внутри товарной линии.

3. Глубина. Варианты предложения каждого отдельного товара в рамках ассортиментной группы.

4. Гармоничность ассортимента. Это степень близости товара различных ассортиментных групп относительно их конечного использования, требования к организации производства, каналам распределения и других показателей.

5. Рациональность. Способность набора товаров наиболее полно удовлетворять потребность покупателей.

6. Устойчивость. Способность набора товаров удовлетворять спрос на одни и те же товары. Особенность таких товаров — наличие устойчивого спроса на них.

7. Новизна. Это способность ассортимента удовлетворять изменившиеся потребности за счет новых товаров.

8. Управление ассортиментом — деятельность, направленная на достижение требований рациональности ассортимента.

1.2 Методы анализа и управления ассортиментом

Для анализа методов формирования товарного ассортимента целесообразно рассмотреть методы, предложенные такими авторами, как, Ф. Котлер, Е. Дихтль и X. Хершген, П. С. Завьялов, при этом также интересно рассмотрение матрицы Маркона. Данные методы отличаются между собой, поэтому дают достаточно полное представление о методах формирования товарного ассортимента. Выделим их преимущества и недостатки [2] .

Управления ассортиментом, с точки зрения Ф. Котлера, должно проходить в два этапа: 1) Анализ товарной линии – это этап, включающий в себя постоянный сбор информации об объеме продаж и прибыли по каждой товарной единице, определение долей отдельных товарных единиц в объеме продаж и прибыли товарной линии. Если на несколько товарных единиц приходится высокая доля объема продаж, значит товарная линии уязвима. На данном этапе определяется и рыночный профиль товарной линии, для чего строится карта позиционирования, которая отражает позиции товарной линии предприятия по отношению к продукции конкурентов. 2) Принятие решений о длине товарной линии, необходимости обновления, корректировке или сокращении. На основе результатов анализа принимается решение о длине товарной линии. Критерием оптимальной длины является общая прибыль предприятия, товарная линия считается короткой, если, добавляя к ней новые товарные единицы, можно увеличить прибыль, и слишком длинной, если сокращение числа товарных единиц приводит к росту прибыли.

Преимуществом методики Ф. Котлера является то, что карта позиционирования, которая строится на этапе анализа товарной линии, отражает позиции товарной линии предприятия по отношению к продукции конкурентов, тем самым полезна для выработки рыночной стратегии товарной линии. Недостатком считается то, что при наполнении товарной линии возникает риск вытеснения одних товаров другими, а также введение в заблуждение клиентов компании. Поэтому для избегания нежелательного эффекта от взаимодействия товаров-субститутов необходимо придавать каждой товарной единице четко различимые особенности, кроме того рассматриваемой методике характерно отсутствие количественных оценок [3] .

Е. Дихтль и X. Хершген предлагают формировать ассортимент с учетом экономических целей предприятия, на основе критериев максимизации прибыли, увеличения объема сбыта и других. Они различают два направления оценки товаров: 1. Количественная оценка, основанная на учетной информации, состоящая из анализа структуры сбыта, который показывает абсолютное и относительное значение отдельных товаров и ассортиментных групп в общем объеме сбыта, а также показывает отклонение от плановых величин и показателей за прошлые периоды, анализа покрытия затрат (расчет издержек и доходов позволяет определить, какой ассортимент при соответствии определенным условиям принесет максимальный для предприятия доход), анализа товарооборачиваемости, то есть скорости обращения товаров или времени, в течение которого реализуются товарные запасы. Ускорение товарооборачиваемости является основным критерием оценки работы торгового предприятия, так как означает сокращение времени нахождения товаров в сфере обращения. 2. Оценка на основе информации о внешней среде, т.е. исследование рыночного восприятия ассортимента.

Кроме оценки продуктов с точки зрения экономических целей предприятия Е. Дихтль и X. Хершген предлагают использовать оценку продукта на базе суждений потребителей. Также они рассматривают применение методов стратегического анализа продуктов, с помощью которых можно решать вопросы формирования и управления ассортиментом. К таким методам относятся: анализ жизненного цикла продукта и портфолио - анализ.

Преимуществом концепции является то, что с ее помощью можно проверить структуру товарного ассортимента. Недостатком является то, что уделяя большое внимание элементам внутренней среды, авторы оставили без внимания некоторые факторы внешней среды, такие как конкуренция, поставщики, экономическая ситуация на рынке, научно-технический прогресс, рассматривая только одну составляющую внешнего окружения – потребителей[4] .

В работе Завьялова П. С. по формированию ассортимента рассматриваются необходимые составляющие системы формирования ассортимента: определение текущих и перспективных потребностей покупателей, особенности покупательского поведения, оценка существующих товаров-аналогов, выпускаемых конкурентами, критическая оценка выпускаемых предприятием товаров с позиции покупателя, решение вопросов о расширении или сужении ассортимента, рассмотрение предложений о создании новых товаров и усовершенствовании существующих, проведение тестирования товаров, разработка специальных рекомендаций для производственных подразделений, оценка и пересмотр всего ассортимента, меры по снижению затрат на производство, распределение, сбыт и обслуживание, сокращение срока окупаемости капиталовложений.

Преимуществом работы П.С. Завьялова является конкретизация необходимых составляющих системы формирования товарного ассортимента, но автор не приводит алгоритма формирования и управления товарным ассортиментом, что можно отнести к недостаткам [5] .

Специалистами фирмы Маркон для анализа ассортимента разработали матрицу "Маркон", представляющая собой простую аналитическую структуру, комбинирующую информацию важную для текущего и стратегического управления. Согласно данному методу, исходные данные группируются на качественные, определяющие типовые характеристики конкретных изделий и количественные, включающие основные экономические данные. В Методе Маркона используются три параметра [6] :

Общая валовая маржа, маржинальный доход или маржинальная прибыль (1):

MCA = PQ – CQ , (1)

где P – цена единицы продукции;

С – средние переменные затраты на единицу продукции;

Q – количество проданных единиц продукта.

Валовая маржа на единицу продукции(2):

MCU = MCA / Q ,

(2)

Процент валовой маржи(3):

MCI = MCA/(PxQ) , (3)

Различным параметрам (Q, Р, С, MСА, MCU, MCI) каждого изделия присваиваются двоичные коды (0 или 1) в зависимости от того, "выгоду" или "проигрыш" относительно среднего взвешенного значения ассортимента дает изделие (по данному конкретному параметру). Каждый изделие товарного ассортимента определяется двумя сериями двоичных кодов 0 или 1. Первая относится к «решающим» параметрам: Q, Р, С, вторая - к «контрольным»: MСА, MCU, MCI. Каждые изделие характеризуется последовательностью из шести цифр 0 и/или 1 в разных сочетаниях. Изделия, которые характеризуются одной и той же серией 0 и 1, имеют одинаковое положение на рынке. Так определяются однородные маркетинговые группы товарного ассортимента. Для одновременного анализа всех изделий необходимо построить таблицу двойного ввода, в вертикальных колонках которой указываются тройки кодов Q, Р, С, а в горизонтальных - тройки кодов МСА, MCU, MCI. Итак, получается матрица, состоящая из 64 ячеек, рисунок 1.

AUI /

Q P C

111

110

101

100

011

010

001

000

111

110

101

100

011

010

001

000

Рисунок 1 – Матрица «Маркон»

Таким образом, из 64 теоретически возможных ячеек остаются только 24 математически возможные ячейки подразделенные на однородные группы (не

заштрихованы на рисунке 1) [7] .

Ячейки, в которых группируются изделия с высоким общим запасом прибыли, размещаются в верхней части таблицы. В ее нижней части размещаются ячейки, в которых группируются изделия с низким общим запасом прибыли. Изделия с высоким удельным весом группируются в ячейках левой части таблицы. Изделия с низким удельным весом – в правой части таблицы.

Таким образом, все изделия могут быть введены в таблицу «Маркон» для формирования выводов о развитии и совершенствовании продукции, производстве отдельных товаров. Преимуществом метода «Маркон» является то, что при маркетинговом анализе ассортимента все параметры, характеризующие внутреннюю ситуацию (оборот, количество, общий запас прибыли, цена и др.) используются одновременно. Основной недостаток метода – зависимость результатов анализа от точности переноса переменных затрат на конкретное изделие[8] .

Анализ различных методик формирования товарного ассортимента и их особенностей позволили выявить определенное сходство между ними. Все методики основаны, в целом, на исследование рыночного восприятия продукции и на оценке продукции с точки зрения экономической эффективности предприятия.

2 АНАЛИЗ ТОВАРНОГО АССОРТИМЕНТА МАГАЗИНА «ХАМЕЛЕОН»

2.1 Краткая экономическая характеристика предприятия

Индивидуальный предприниматель Белоусов Анатолий Леонидович, осуществляет свою деятельность с 19.04.2001 года, свидетельство № 5055, выданное Муниципалитетом города Тынды. Магазин начал работу в небольшом арендуемом помещении «Автоцентра КАМАЗ». Основным видом деятельности являлась розничная торговля красками, лаками, автозапчастями, автомобильной аппаратурой.

С 2003 года началось строительство комплекса автосервиса: магазин плюс автомастерская, общей площадью 264,9 кв.м., по адресу: Советская 53 «Б».

В 2005 году объект сдан в эксплуатацию и начал свою работу магазин № 241 «Хамелеон» и автомастерская.

В 2006 году земельные участки и недвижимость (магазин и автомастерская) приобретены в собственность. Создание новых торговых площадей позволило значительно расширить ассортимент товара, создать новые рабочие места, увеличить товарооборот.

В магазине представлены следующие группы товаров: материалы для кузовного ремонта автомобиля, автооптика, электроинструмент, компрессоры, сварочное оборудование, электростанции, автомобильные мойки, автомобильные аксессуары, автохимия, различные виды автоакустики, автосигнализации, автостекла и т.д. Кроме того, в магазине осуществляется компьютерный подбор автоэмалей. Режим работы магазина с 10:00 до 19:00, без перерыва и выходных.

Вновь созданная мастерская оказывает услуги по установке автосигнализаций любой сложности с гарантией не менее трех лет, техническое обслуживание автомобилей, установку автомобильной акустики (автомагнитол, усилителей, сабвуферов, навигационных систем и т.д.). В настоящее время построена дополнительная торговая площадь 144 кв.м. под магазин. Сдача объекта предполагается в 2010 году. С вводом новых площадей планируется введение новых групп товаров, с целью расширения торговой деятельности, максимального удовлетворения покупательского спроса.

Проведем анализ активов и пассивов ИП Белоусов А.Л. за 2006-2008 годы на основании данных упрощенного баланса. Результаты анализа представим в таблице 1.

Таблица 1 – Анализ активов и пассивов ИП Белоусов А.Л. за 2006-2008

в тысячах рублей

Наименование показателя

На 01.01.07

На 01.01.08

На 01.01.09

Темп прироста, %

2008/2007

2009/2008

Денежные средства

4,00

2,00

1,70

-50,00

-15,00

Товары и запасы

3 630,00

3 750,00

4 070,30

3,31

8,54

Недвижимость

4 215,00

4 215,00

4 215,00

0,00

0,00

Полученные кредиты и займы

0,00

1 700,00

1 274,30

-

-25,06

Собственный капитал

7 849,00

6 267,00

7 012,70

-20,16

11,90

Рассматривая приведенные в таблице 1 данные, можно сделать вывод о том, что товары и запасы предприятия с каждым годом растут.

Прирост товаров и запасов в 2008 году по сравнению с 2007 годом составил 8,54 %, что на 5,23 % больше аналогичного показателя в предыдущем периоде.

Недвижимость на протяжении рассматриваемого периода остается без изменений, что свидетельствует о том, что предприятие расширяет торговую деятельность только за счет увеличения ассортимента и торгового оборота, а не за счет расширения торговых площадей. То, что недвижимость находится в собственности предпринимателя, является положительным фактором – предприниматель защищен от резкого увеличения арендных платежей, а также от незапланированной смены торговой точки.

В конце 2007 года предприятием был получен инвестиционный кредит сроком на три года на строительство нового магазина. Общая сумма кредита составила 1 700 тысяч рублей. В течение 2008 года данный кредит частично был погашен согласно графику. Ссудная задолженность компании на 01.01.2009 г. составила 1 274,30 тысяч рублей.

Далее изучим доходы, расходы и прибыль организации за 2006 – 2008 годы. Результаты анализа представим в, таблице 2.

Таблица 2 – Анализ доходов, расходов и прибыли ИП Белоусов А.Л. в 2006 – 2008г

в тысячах рублей

Статьи

2006 г.

2007 г.

2008 г.

Темп роста, %

07/06

08/07

Выручка (поступление средств) от реализации

6010

6739

7767

112,12

115,26

Итого выручка

6010

6739

7767

112,12

115,26

Расходы на закупку товаров

4897

5663

6136

115,64

108,36

Трудозатраты

139

162

197

116,55

121,67

Расходы за оказанные услуги по договорам подряда

0

0

318

Вода, телефон, электроэнергия

36

55

94

152,78

171,64

Транспортные расходы

30

274

242

913,33

88,36

Обслуживание ранее полученных кредитов и займов

4

7

220

175,00

3140,00

Прочие расходы

5

78

38

1560,00

48,59

Налоги

89

92

101

103,37

109,35

Итого расходы

5200

6331

7346

121,75

116,04

Прибыль

810

408

421

50,32

103,26

Выручка 2008 года по сравнению с 2007 выросла в 1,15 раза, это связано, прежде всего, с расширением ассортимента товаров.

Расходы на закупку товаров в данном случае связаны со спецификой предприятия и включают в себя широкий перечень автоэмалей, аксессуаров, оборудования. Расходы на закупку товаров, также как и выручка, увеличиваются в течение изучаемого периода. Однако если в 2007 году по сравнению с 2006 годом темп прироста расходов превысил темп прироста выручки на 3,52 %, то в 2008 году по отношению к 2007 году темп прироста расходов меньше темпа прироста выручки почти в 2 раза, что является положительным фактором в деятельности магазина.

Трудозатраты включают в себя расходы на заработную плату и налоги по заработной плате (налог на доходы физических лиц, отчисления на страховую и накопительную части трудовой пенсии, а также страховые взносы на страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний). Увеличение расходов по статье трудозатраты связано с повышением заработной платы персоналу.

Затраты на воду, электроэнергию и телефон увеличивались в 1,5-1,7 раз в год, это связано с увеличением объемов реализации компании, а также с некоторым повышением тарифов на соответствующие услуги.

Расходы по статье «Обслуживание ранее полученных кредитов и займов» идет только на погашение процентов по кредиту. С привлечением в конце 2007 года предприятием инвестиционного кредита на строительство нового торгового комплекса расходы по обслуживанию кредитов резко увеличились в 2008 году. Кроме того, компания также привлекла кредит в форме овердрафта на пополнение оборотных средств предприятия.

Прочие расходы (счет № 26) подразумевает обслуживание оргтехники, расходы на расчетно-кассовое обслуживание, покупку продуктов питания для сотрудников и так далее [9] .

Для определения сильных и слабых сторон компании, а также выявления возможностей развития и угроз деятельности магазина проведем SWOT – анализ ИП Белоусов А.Л., результаты анализа представим в таблице 3.

Таблица 3 – SWOT – анализ ИП Белоусов А.Л.

S – сильные стороны

– опыт работы на рынке торговли красками, лаками, автозапчастями, автомобильной аппаратурой, а также на рынке услуг по установке автосигнализаций любой сложности, технического обслуживания автомобилей, установке автомобильной акустики;

– налаженные отношения с партнерами и клиентами;

– профессионализм сотрудников;

– собственная информационная сеть;

– доступные цены.

W – слабые стороны

– Недостаток денежных средств на развитие новых видов услуг.

O – возможности

– совершенствование качества оказываемых услуг, а также ассортиментного перечня товаров;

– организация комплексного обслуживания предприятий города.

T – угрозы

– политические и экономические факторы;

– обострение конкурентной борьбы.

Анализируя данные таблицы 3 можно сделать следующие выводы.

Сильные стороны компании

Продолжительный период работы на рынке розничной торговли красками, лаками, автозапчастями, автомобильной аппаратурой на рынке г. Тында, как следствие налаженные отношения с партнерами и клиентами. Высоко профессиональный коллектив (все сотрудники имеют высшее образование либо специальное образование). Наличие собственного комплекса автосервиса: магазин плюс автомастерская. Наличие собственной информационной сети, позволяющей оперативно в режиме реального времени производить обмен информацией между подразделениями компании, выполнять анализ и прогноз экономических и финансовых параметров.

Слабые стороны компании

Недостаток денежных средств на развитие новых видов услуг.

Возможности во внешней среде

Основные возможности во внешней среде в обозримом будущем, для компании, будут лежать в плоскости дополнительного расширения объемов и ассортиментного перечня предлагаемых товаров, совершенствование оказываемых услуг, организации комплексного обслуживание клиентов (путем предоставления полного комплекса услуг).

Угрозы внешней среды.

Большую опасность вызывают, прежде всего, политические и экономические факторы, помимо прочего обострение конкурентной борьбы между существующими и новыми участниками рынка, кроме этого, компания полностью независима от аналогичных компаний г. Тында, не входит в структуру [10] .

Основные поставщики товаров и их объем в общих поставках представлены в таблице 4.

Таблица 4 – Поставщики компании

Наименование поставщика

Перечень поставляемой продукции

Объем поставок, %

ООО "Бизнесконтракт"

Электростанции, отбойные молотки, перфораторы, электродрели, шуруповерты, лобзики.

30

ООО "ТД "Находка-Авто"

Автоэмали, растворители

20

Продолжение таблицы 4

Наименование поставщика

Перечень поставляемой продукции

Объем поставок, %

ЗАО "Юником-ДВ"

Автозапчасти для японских автомобилей, автохимия, автоаксессуары

5

ООО "Торговый дом "ОМЕГАТЕХ ЛКМ"

Краскопульты, полировальные круги, растворители

10

ООО "Европроект"

Материалы для ремонта автомобилей фирмы SOLID (Германия)

15

ООО "ЭЛИТДИЗАЙН"

Отделочные, строительные материалы

12

ООО "Нельтон"

Пигметные пасты, биндера для подбора автомобильных красок

8

Поставки осуществляются почтово-багажными вагонами через транспортные компании и контейнерами.

Изучаемая компания обладает следующими преимуществами, по сравнению с фирмами-конкурентами:

На территории площадью 1580 кв.м. находится 3 холодных склада 440 кв.м., 2 х 60 кв.м. Вся производственно-техническая база находится по адресу

магазина.

Торгово-технологическое оборудование состоит из торговых витрин, миксера для изготовления красок, оборудование мастерской сверлильный станок, токарный станок, наждачный станок, различные приспособления, специализированные верстаки и т.д. Мастерские оборудованы по последнему слову техники: снабжены автоматическими открывающими воротами, сигнализацией, магазин и мастерская оборудованы видеонаблюдением.

Основные конкуренты компании представлены в таблице 5.

Таблица 5 – Конкуренты компании

Наименование фирмы-конкурента

Конкурентная позиция

ООО "Свобода"

Стройматериалы

Магазин "Автозапчасти" ЧП Вегера В.Д.

Автозапчасти

Магазин "Автозапчасти" ИП Ковальчук Н.А.

Автозапчасти

Магазин "Греция" ИП Макаренко В.П.

Электроинструмент

Магазин "Данила-Мастер" Воробьева Л.К.

Электро и бензоинструмент

Магазин "Тысяча мелочей" ИП Бибик И.П.

Инструмент, стройматериалы

Магазин "У Иваныча" ИП Сурков И.И.

Автозапчасти

Как уже упоминалось выше, в конце 2007 года предприятием был получен инвестиционный кредит сроком на три года на строительство нового магазина. Также в июле 2009 года было оформлено соглашение о предоставлении краткосрочного кредита (овердрафта).

2.2 Анализ товарного ассортимента

Магазин «Хамелеон» предлагает своим клиентам обширный перечень автозапчастей, аксессуаров, инструментов, акустики, автоэмалей, расходных материалов, слесарного инструмента. Для удобства анализа товарный перечень был разбит на товарные группы, сходные по назначению и характеристикам. Ассортимент товаров, реализуемых в магазине «Хамелеон» ИП Белоусов А.Л., а также структура товарооборота магазина «Хамелеон» в 2006-2008 годы представлен в таблице 6.

Таблица 6 - Анализ структуры товарооборота магазина «Хамелеон» в 2006-2008 годы

Наименование товарной группы

Доля в общем объеме продаж, %

2006

2007

2008

Электроинструмент

31

28

25

Продолжение таблицы 6

Наименование товарной группы

Доля в общем объеме продаж, %

2006

2007

2008

Оборудование (электростанции, компрессоры, деревообрабатывающие станки, сварочные аппараты, инверторы)

18

16

14

Теплооборудование (нагревательные пушки непрямого нагрева для обогрева помещений и а/машин, электроконвекторы и т.д.)

_

4

8

Автоэмали (краски, растворители)

15

14

12

Расходный материал (шпатлевки, лаки и т.д.)

9

9

8

Автоакустика (автомагнитолы, усилители, автодинамики, сабвуферы, шумоизоляция)

_

5

10

Слесарный инструмент

7

6

4

Автомобильные стекла

5

5

5

Автозапчасти

6

6

5

Автохимия и автоакссесуары

9

7

4

Сантехника (биметаллические радиаторы, металлопластиковые трубы ит.д.)

_

_

2

Стройматериалы

_

_

3

Итого

100

100

100

Анализируя данные таблицы 6, необходимо отметить, что наибольшую долю в структуре реализуемой продукции занимает электроинструмент (25-31 %). При этом доля электроинструмента на протяжении рассматриваемого периода сокращается за счет введения дополнительных ассортиментных групп. Примерно одинаковую долю в структуре товарооборота занимают оборудование и автоэмали (12-18 %), но при этом доля данных товарных позиций в течение изучаемого периода также сокращается. В 2007 году в магазине появились такие ассортиментные группы, как теплооборудование и автоакустика, а в 2008 году добавились сантехника и стройматериалы.

Для того чтобы проанализировать работу в магазине с ассортиментом, рассмотрим количество наименований продукции, продаваемой в течение года, количество вновь освоенной продукции и рассчитаем коэффициенты обновляемости продукции за последние несколько лет[11] . Результаты анализа динамики обновляемости продукции магазина «Хамелеон» приведены в таблице 7.

Таблица 7 - Динамика обновляемости продукции магазина «Хамелеон» в 2006- 2008 годы

Показатель

Годы

2006

2007

2008

1. Количество наименований реализуемой продукции, единиц

1305

1504

2551

2. Количество вновь реализуемой продукции, единиц

852

748

1696

3. Коэффициент обновляемости продукции

0,65

0,50

0,67

Из данных таблицы можно сделать вывод, что коэффициент обновляемости продукции колеблется приблизительно на одном уровне (Коб.ср. = 0,61), а значит, каждый год в ассортимент реализуемой продукции добавляется и извлекается примерно одинаковое количество товаров. Следует отметить, что интенсивное изменение ассортимента реализуемой магазином продукции достигается путем торговли запчастями, динамика изменения разновидностей которых велика. С каждым годом появляется все большее количество разновидностей последних. Магазин же в свою очередь стремиться сформировать наиболее эффективную структуру ассортимента как добавляя новые виды продукции, так и изымая старые.

В виду того, что для торговли наиболее существенными с точки зрения маркетинга являются следующие цели: объем сбыта, прибыль, доля рынка[12] . Следует проанализировать структуру сбыта продукции по номенклатурным позициям. Такой анализ позволяет показать абсолютное и относительное значение продуктов и групп продуктов.

В таблице 9 приведен анализ сбыта по различным группам товаров магазина «Хамелеон».

Для наглядности информации изобразим структуру сбыта по различным видам продукции на рисунке 2.

Рисунок 2 - Структура сбыта по различным видам продукции за 2006 - 2008 годы


Таблица 8 - Анализ сбыта по различным видам продукции

Наименование товарной группы

2006 г.

2007 г.

2008г.

Кол-во товара, ед.

Выручка от реализации, тыс. руб.

Доля в общем объеме сбыта, %

Кол-во товара, ед.

Выручка от реализации, тыс. руб.

Доля в общем объеме сбыта, %

Кол-во товара, ед.

Выручка от реализации, тыс. руб.

Доля в общем объеме сбыта, %

Электроинструмент

94

1863

31

112

1887

28

127

1942

25

Оборудование (электростанции, компрессоры, деревообрабат. станки, сварочные аппараты)

48

1082

18

50

1078

16

61

1087

14

Теплооборудование (нагревательные пушки непрямого нагрева для обогрева помещений и а/машин, электроконвекторы)

27

270

4

73

621

8

Автоэмали (краски, растворители)

186

902

15

207

943

14

361

932

12

Расходный материал (шпатлевки, лаки и т.д.)

187

541

9

166

606

9

385

621

8

Автоакустика (автомагнитолы, усилители, автодинамики, сабвуферы, шумоизоляция)

14

337

5

51

777

10

Слесарный инструмент

149

421

7

165

404

6

194

311

4

Автомобильные стекла

26

301

5

37

337

5

54

388

5

Автозапчасти

518

361

6

624

404

6

925

388

5

Автохимия и автоакссесуары

97

541

9

102

472

7

136

311

4

Сантехника (биметаллические радиаторы, металлопластиковые трубы ит.д.)

34

155

2

Стройматериалы

150

233

3

Итого

1305

6010

100

1504

6739

100

2551

7767

100


Из Таблицы 8 и Рисунка 2, анализируя данные за 2008 г. следует, что абсолютном и в относительном значении наибольшую долю в объеме сбыта, занимает электроинструмент - 1942 тыс. руб., или 25 % в общем объеме реализации.

Несмотря на то, что в абсолютном значении выручка от реализации электроинструмента увеличивалась на протяжении рассматриваемого периода (темп прироста составил 4,24%). Такая же тенденция наблюдается с расходными материалами. При этом доля электроинструмента снизилась с 31% до 25%. Уменьшение доли электроинструмента обусловлено увеличением долей других ассортиментных позиций.

Доля в структуре сбыта уменьшилась, а выручка в абсолютном значении увеличилась. Так же уменьшение доли выручки оборудования, автоэмали, слесарный инструмент, автохимия и автоакссесуары. При этом выручка от реализации данных видов продукции характеризуется не стабильной динамикой. По электроинструменту выручка в 2007 г. по отношению к 2006 г. снизилась на 0,36% , а в 2008 г. по отношению к 2007 г. увеличилась на 0,83%.

Что касается автоэмали, то наблюдается обратная тенденция. В 2007 г. по отношению к 2006 г. выручка увеличилась в абсолютном значении, а в 2008 г. по отношению к 2007 г. уменьшилась.

По слесарным инструментам и автоакссесуаров доля в структуре выручки и выручка в абсолютном значении уменьшилась на протяжении рассматриваемого периода.

В 2007 г. в магазине появились новые товарные группы такие, как теплооборудование и автоакустика. При этом необходимо отметить, что данные товарные группы являются востребованными на рынке г. Тынды. Доля каждой товарной группы увеличилась в 2 раза в 2008 г. по отношению к 2007 г. А выручка от реализации возросла в 2,3 раза по теплооборудованию, а по автоакустики в 2,31 раза.

Наименьшее место в структуре сбыта продукции занимают стройматериалы и сантехника – 233 и 155 тыс. руб. или 3 % и 2 % от объема продаж соответственно. При этом необходимо отметить, что данные позиции появились в магазине только в 2008 году, т.е. являются новыми ассортиментными позициями.

Для оценки вклада каждой группы товаров в получении доходов магазина проанализируем структуру прибыли продукции по ассортиментным группам товаров. В таблице 9 приведен анализ прибыли по различным группам продуктов магазина «Хамелеон». Для наглядности изложенной информации изобразим это графически, рисунок 3.

Рисунок 3 - Структура прибыли, по различным видам продукции


Из вышеприведенных таблиц и рисунка анализируя данные за 2008 г. следует, что абсолютном и в относительном значении наибольшую долю в объеме прибыли занимает электрооборудование - 440 тыс. руб. или 27 % в общем объеме прибыли.

Второе место в структуре прибыли занимает оборудование 228 тыс. руб. или 14 % в общем объеме прибыли. Остальные группы продукции занимают меньшее место в объеме прибыли от реализации.

На протяжении рассматриваемого периода наблюдается снижение доли прибыли по следующим позициям: автоэмали, расходный материал, слесарный инструмент, автозапчасти, автохимия и автоакссесуары. При этом по таким позициям как слесарный инструмент и автозапчасти так же снижение прибыли в абсолютном значении. По слесарному инструменту на 37,17, а по автозапчастям на 26,96.

По автоэмали, расходным материалам, автохимии и автоакссесуаров прибыль от реализации в 2007 г. по отношению к 2006 г. снизилось, а в 2008 г. по отношению к 2007 г. увеличилось.

По товарным позициям как электроинструмент доля прибыли в общем объеме характеризуется не стабильной динамикой. В 2006 г. составило 27% в общем объеме прибыли, в 2007 г. уменьшение на 2% и составило 25% в общем объеме прибыли. В 2008 г. увеличение до 27% в общем объеме прибыли.

Доля прибыли по таким порциям как теплооборудование и автоакустика в 2008 г. по отношению к 2007 г. увеличилась в 1,8 и 1,7 раз соответственно, аналогично по сантехнике и стройматериалам в 2008 г. составило 3% и 4% .

Для определения наиболее эффективных направлений деятельности хозяйства рассчитаем уровень рентабельности по каждой группе товаров[13] . Результаты анализа представим в таблице 10.

Таблица 10 - Уровень рентабельности отдельных видов продукции

в процентах

Наименование ассортиментных групп

2006 г.

2007 г.

2008 г.

Электроинструмент

16,13

14,25

22,68

Оборудование (электростанции, компрессоры, деревообрабатывающие станки, сварочные аппараты, инверторы)

15,43

13,97

21,00

Теплооборудование (нагревательные пушки непрямого нагрева для обогрева помещений и а/машин, электроконвекторы и т.д.)

-

19,95

23,62

Автоэмали (краски, растворители)

22,22

18,24

19,25

Расходный материал (шпатлевки, лаки и т.д.)

26,75

14,19

21,00

Автоакустика (автомагнитолы, усилители, автодинамики, сабвуферы, шумоизоляция)

-

19,15

21,00

Слесарный инструмент

18,52

18,62

15,75

Автомобильные стекла

22,22

19,15

16,80

Автозапчасти

24,69

21,28

16,80

Автохимия и автоакссесуары

12,35

11,40

18,37

Сантехника (биметаллические радиаторы, металлопластиковые трубы ит.д.)

-

-

26,25

Стройматериалы

-

-

28,00

Анализируя динамику реализации и прибыли за период 2006-2008 г. на основании таблиц, можно сделать вывод об общей тенденции повышения объемов сбыта по всем группам товаров и общим увеличением прибыли на фоне уменьшения последней по некоторым видам продукции[14] .

В 2006 г. уровень рентабельности по электроинструменту составил 16,13%, в 2007 г. наблюдается уменьшение до 14,25%, а в 2008 г. увеличение на 22,68%.

Аналогичная тенденция так же наблюдается по таким товарным группам как оборудование, автоэмали, расходный материал и автохимия – уменьшение уровня рентабельности в 2007 г. по отношению к 2006 г. и увеличение в 2008 г. по отношению к 2007 году. По таким позициям, как автостекла и автозапчасти уровень рентабельности снижался на протяжении всего рассматриваемого периода. Уровень рентабельности по теплооборудованию и автоакустики в 2008 г. по отношению к 2007 г. увеличился.

3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТОВАРНОГО АССОРТИМЕНТА

3.1 Разработка мероприятий по совершенствованию товарного ассортимента

В магазине «Хамелеон» особенно хорошо продаются запчасти среднего ценового сегмента. Следовательно, нужно делать упор на них. Так же следует учесть, что специализированные дорогие товары покупатели предпочитают заранее заказывать. Вывод: необходимо отказаться от неходовых товаров, уменьшить запасы по другим дорогим позициям, и вести их продажу по предварительному заказу [15] .

Выбранная стратегия соответствует условиям насыщенного спроса, когда предприниматель вынужден следить за ситуацией на рынке (динамикой цен, появлением новых конкурентов, товаров), предпринимать все возможные меры для предотвращения падения сбыта и обострения конкурентной борьбы и существуют значительные группы покупателей, готовых платить высокую цену в связи с высокой воспринимаемой ценностью товара [16] . В этом случае следует придерживаться высоких цен до полного исчерпания найденного сегмента, а затем перейти к стратегии «ступенчатого» снижения цены с целью «захвата» симпатий менее платежеспособных покупателей.

На рынках однородных товаров предприятие вынуждено внимательно следить за ценами конкурентов, поэтому успех ценообразования зависит от возможной реакции контрагента на активные действия фирмы, на которую повлияют структура рынка, сила конкурентной борьбы и преимущества перед соперниками [17] .

Необходимо так же помнить, что любой товар подобно человеку проживает на рынке жизнь, включающую «молодость», «зрелость», «старость» и «смерть». И на каждом этапе вопросы ценообразования должны решаться по-своему. Например, когда товар «молод» и спрос на него только формируется, то цены должны стимулировать рост спроса на продукцию и тут вполне оправдывает себя стратегия временного понижения цен.

Совсем другое дело, когда товар достиг зрелости и спрос на него на рынке цен сформировался, цены можно несколько завышать для получения наибольшей прибыли.

Когда же товар начинает стареть и спрос на него падает, то жизнь товара можно продлить за счет резкого снижения цены.

Следующим этапом в процессе будет выбор метода ценообразования и установление базовой цены. На этом стадии определяется размер торговой надбавки, состоящей из издержек обращения и прибыли торговли. По сути дела весь процесс ценообразования сводится к определению ее оптимальной величины, т. к. цена розничного торгового предприятия – это оптовая цена закупки плюс торговая надбавка. Из этих двух составляющих только вторая зависит от фирмы [18] . Для рынка автозапчастей г. Тында приемлемы методы ценообразования, ориентированные на конкуренцию. С одной стороны в ситуации, когда и товар единообразен, и конкурентов великое множество, рыночная цена определяется игрой спроса и предложения (предприятие вынуждено придерживаться метода «на основе текущих цен» - рынок детского питания), а с другой стороны, когда товар сильно дифференцирован и предлагается многими конкурентами, продавец менее зависим в назначении собственной цены и эта самостоятельность ограничивается остротой конкуренции.

В дальнейшем следует более тщательно отслеживать микроспрос, так как есть позиции, по которым движение меньше, чем по другим[19] .

Значение исследования ассортимента торгового предприятия в условиях рыночной экономики очень велико, так как задает основы для получения прибыли и создания устойчивой базы для дальнейшего развития и противостояния агрессивной внешней среде. В результате исследования было установлено, что:

- основными целевыми потребителями продукции магазина «Хамелеон» являются люди, имеющие автомобили, не смотря на то, что магазин также торгует строительными материалами и сантехникой – данные позиции еще не приобрели достаточной популярности;

- покупатели отдают предпочтение продукции среднего ценового сегмента и качества;

- спрос на товары, продаваемые в магазине, эластичный – при уменьшении доходов населения спрос снижается, при увеличении - повышается;

- основными группами товаров дающих наиболее большую долю прибыли являются сантехника, стройматериалы, теплооборудование, электроинструмент;

- необходимо планомерно отслеживать ассортимент и в дальнейшем, особенно учитывая перспективу открытия дополнительных торговых площадей.

Планирование ассортимента продукции – это обоснованный отбор изделий для будущего производства и сбыта, а так же приведение всех характеристик изделий в соответствие с требованиями потребителей [20] . При планировании ассортимента продукции обоснованно выбрать новые изделия можно с помощью следующих критериев:

- Рыночные

1) потребность в изделии;

2) перспективы развития рынка;

3) степень конкурентоспособности изделия;

4) степень стабильности рынка.

- Товарные

1) цена;

2) упаковка;

3) технические характеристики товара.

- Сбытовые

1) увязка с ассортиментом торгового предприятия;

2) реализация;

3) реклама.

В процессе планирования товарного ассортимента следует опираться на жизненный цикл товара на рынке [21] . Различные методы планирования делают упор на воздействие определенных факторов, поэтому разумно использовать несколько различных методов планирования ассортимента, чтобы создать товарный портфель, учитывающий наиболее полно интересы и продавца и конечного потребителя.

В системе директ - костинг для отслеживания динамики товарного ассортимента может применяться метод планирования ассортимента основанный на определении точки безубыточности. Значение этого метода возрастает при необходимости заменить какой-либо товар на его аналог, по каким-либо причинам или уменьшить его долю в общем объеме реализации. Расчет точки безубыточности с учетом возможных изменений позволяет просчитать их эффективность, возможность сохранения достигнутых уровней финансовых результатов на достигнутом уровне: величина выручки, уровень прибыли [22] .

Для разработки мероприятий по совершенствования товарного ассортимента магазина «Хамелеон» необходимо выявить те товарные позиции, которые приносят больше всего прибыли в относительном значении.

По данным таблицы 11 наибольшую рентабельность продаж имеют такие позиции, как стройматериалы и сантехника – более 30 %. При этом необходимо отметить тот факт, что в магазине данные товарные позиции появились только в 2008 году. Тот факт, что рентабельность продаж по данным позициям превысила рентабельность продаж по уже освоенным товарам, свидетельствует о том, что руководством было принято правильное решение при выборе новых ассортиментных единиц.

Для увеличения прибыли от реализации в 2009 году магазину рекомендуется увеличить долю реализации высокорентабельной продукции и снизить долю низкорентабельной продукции. Прогноз продаж на 2009 год представлен в таблице 11.

Таблица 11 - Прогнозируемая структура продаж магазина «Хамелеон»

Наименование

Фактическая доля в общем объеме сбыта, %

Планируемая доля в общем объеме сбыта, %

1

2

3

Электроинструмент

25

27

Оборудование (электростанции, компрессоры, деревообрабатывающие станки, сварочные аппараты, инверторы)

14

11

Теплооборудование (нагревательные пушки непрямого нагрева для обогрева помещений и а/машин, электроконвекторы и т.д.)

8

10

Автоэмали (краски, растворители)

12

12

Расходный материал (шпатлевки, лаки и т.д.)

8

8

Автоакустика (автомагнитолы, усилители, автодинамики, сабвуферы, шумоизоляция)

10

12

Слесарный инструмент

4

5

Автомобильные стекла

5

3

Автозапчасти

5

4

Автохимия и автоакссесуары

4

3

Продолжение таблицы 11

1

2

3

Сантехника (биметаллические радиаторы, металлопластиковые трубы и т.д.)

2

3

Стройматериалы

3

4

Итого

100

100

Таким образом, мы увеличили долю наиболее рентабельных видов продукции и уменьшили доля менее рентабельных.

3.2 Оценка экономической эффективности предложенных мероприятий

Для того чтобы принять окончательное решение по планируемому ассортименту продукции необходимо определить станет ли для предприятия новая структура ассортимента более рациональной и как повлияет принятое решение на изменение финансовых результатов. Для этого рассчитаем выручку от реализации при данной структуре продаж [23] . Вспомогательная таблица для расчета выручки от реализации при планируемом объеме продаж представлены в таблице 12.

Таблица 12 – Вспомогательная таблица для расчета эффективности ассортимента

Вид

продукции

Цена за единицу, тысяч рублей

Расходы на единицу, тысяч рублей

Новое кол-во товара, единиц

Электроинструмент

15,29

11,82

137

Оборудование

17,83

14,08

48

Теплооборудование

8,51

6,5

91

Автоэмали

2,58

2,08

361

Расходный материал

1,61

1,28

385

Автоакустика

15,23

12,03

61

Слесарный инструмент

1,6

1,35

243

Продолжение таблицы 12

Вид

продукции

Цена за единицу, тысяч рублей

Расходы на единицу, тысяч рублей

Новое кол-во товара, единиц

Автомобильные стекла

7,19

5,98

33

Автозапчасти

0,42

0,35

740

Автохимия и автоакссесуары

2,28

1,86

102

Сантехника

4,57

3,37

51

Стройматериалы

1,55

1,12

200

Итого

При этом необходимо отметить, что полностью исключать из ассортимента товаров менее рентабельные позиции не следует, так как эти позиции также приносят определенную прибыль, а также сокращение ассортимента может негативно повлиять на имидж магазина в целом. Результаты расчета представлены в таблице 13.

Таблица 13 – Выручка от реализации при планируемом объеме продаж

Наименование

Выручка от реализации, тыс. руб.

1

2

Электроинструмент

2103

Оборудование (электростанции, компрессоры, деревообрабатывающие станки, сварочные аппараты, инверторы)

854

Теплооборудование (нагревательные пушки)

803

Автоэмали (краски, растворители)

912

Расходный материал (шпатлевки, лаки и т.д.)

621

Автоакустика (автомагнитолы, усилители, автодинамики, сабвуферы, шумоизоляция)

932

Продолжение таблицы 13

1

2

Слесарный инструмент

364

Автомобильные стекла

221

Автозапчасти

295

Автохимия и автоакссесуары

188

Сантехника (биметаллические радиаторы, металлопластиковые трубы ит.д.)

250

Стройматериалы

298

Итого

7842,38

Таким образом, оптимизировав структуру реализуемой продукции магазин «Хамелеон» может получить дополнительные 75,18 тыс. руб.

Ценовая политика рассчитана на разные социальные слои населения, но с основой на людей со средним достатком. Ее можно сделать еще более гибкой и привлекательной для клиентов за счет введения бонусной системы скидок, причем можно попробовать сделать скидки дифференцированно в зависимости от товарной группы покупаемого товара. Например, по группе автомобильные стекла можно порог для предоставления скидки сделать выше, чем по автозапчастям из- за разницы в ценах и приобретаемых объемах при разовой покупке.

Так же, целесообразно предложить увеличение объема реализации за счет разработки такого нового канала реализации как мелкий и средний опт, налаживание сбыта в новом магазине. Этот канал является перспективным для расширения рынка сбыта, несмотря на достаточную конкуренцию на этой части рынка.

Таким образом, расширение сбыта за счет нового канала реализации позволит упрочить положение фирмы по сравнению с конкурентами.

Так как магазин открылся уже давно, то сейчас очень важно правильно определить номенклатурный перечень его ассортимента и поддерживать положительное отношение у посетителей за счет вежливого и компетентного обслуживания, так как граница между товарами и услугами не абсолютна. Постоянный покупатель - стабильный источник дохода.

Еще один метод планирования товарного ассортимента основан на истории продаж – экстраполяция. Имея данные о трех годах работы магазина, можно сделать предположение о физических продажах на близлежащий отчетный период времени с помощью метода экстраполяции. Под экстраполяцией понимается перенос тенденции наблюдавшейся в прошлом на ближайшее будущее; один из методов краткосрочного прогнозирования. Поскольку в действительности тенденция развития не остается неизменной, то данные, получаемые путем экстраполяции, следует рассматривать как вероятностные оценки.

Проведем экстраполяцию, используя уравнение прямой (4), (предполагается, что абсолютные приросты продаж в будущем будут приблизительно постоянными):

, (4)

для нахождения параметров а0 и а1 необходимо решить систему нормальных уравнений (5,6):

, (5)

, (6)

Параметры а0 и а1 можно исчислить с помощью определителей по формулам (7,8):

, (7)

, (8)

где у – фактический уровень рядя динамики;

t – порядковый номер периода времени;

n – количество периодов времени;

уt – прогнозный уровень продаж [24] . Используя имеющиеся данные, найдем значения параметров а0, а1 и подставим в уравнение У=а01 *t. Исходные данные для анализа представлены в таблице 14. Промежуточные расчеты представим в таблице 15. Результаты расчетов представим в таблице 16.

Таблица 14 – Исходные данные для экстраполяции

Наименование продукции

Выручка, у

t

2006

2007

2008

2006

2007

2008

Электроинструмент

1863

1887

1942

1

2

3

Оборудование

1082

1078

1087

1

2

3

Автоэмали

902

943

932

1

2

3

Расходный материал

541

606

621

1

2

3

Слесарный инструмент

421

404

311

1

2

3

Автомобильные стекла

301

337

388

1

2

3

Автозапчасти

361

404

388

1

2

3

Автохимия и автоакссесуары

541

472

311

1

2

3


Таблица 15 - Промежуточные расчеты

Наименование продукции

у*t

∑у*t

∑у

∑t

t2

∑t2

2006

2007

2008

2006

2007

2008

Электро-инструмент

1863

3774

5826

11463

5692

6

1

4

9

14

Оборудование

1082

2156

3261

6499

3247

6

1

4

9

14

Автоэмали

902

1886

2796

5584

2777

6

1

4

9

14

Расходный материал

541

1212

1863

3616

1768

6

1

4

9

14

Слесарный инструмент

421

808

933

2162

1136

6

1

4

9

14

Автомобильные стекла

301

674

1164

2139

1026

6

1

4

9

14

Автозапчасти

361

808

1164

2333

1153

6

1

4

9

14

Автохимия и автоакссесуары

541

944

933

2418

1324

6

1

4

9

14

Таблица 16 - Прогноз продаж по магазину «Хамелеон»

Наименование продукции

∑У*t

а0

а1

Уt1

Доход прогнозный

Доход фактический

Электроинструмент

11462,12

1818,54

39,35

1975,94

1975,94

1941,80

Оборудование

6500,38

1076,85

2,80

1088,07

1088,07

1087,41

Автоэмали

5584,50

895,09

15,28

956,22

956,22

932,06

Расходный материал

3617,98

509,11

40,24

670,06

670,06

621,38

Слесарный инструмент

2161,40

488,58

-55,01

268,56

268,56

310,69

Автомобильные стекла

2139,44

254,07

43,93

429,79

429,79

388,36

Автозапчасти

2334,31

356,67

13,88

412,19

412,19

388,36

Автохимия и автоакссесуары

2416,37

671,31

-115,11

210,88

210,88

310,69

Итого

6011,70

5980,74

Представим прогноз дохода магазина на 2009 год графически, рисунок 4.

Рисунок 4 - Прогноз дохода магазина на 2009

В таблице 16, показан возможный объем реализации при сохранении имеющейся тенденции в разрезе товарных групп по магазину в 2009 году. При этом, прогноз реализации строился только по тем товарным позициям, которые присутствует в магазине в течение трех лет, так как по 1-2 годам прогноз будет не актуальным. Если сравнить прогнозные оценки с объемом продаж в прошлом, то предполагается, что в ближайшем будущем динамика продаж будет более сильной. При этом доход магазина увеличится на 30,96 тыс. руб.

Кроме того, для увеличения доходов и для расширения ассортимента руководству можно рекомендовать проведение опросов и анкетирования клиентов магазина, с целью выявления предпочтений потребителей и максимального их удовлетворения. Также одним из способов оптимизации ассортимента товаром может быть учет пожеланий клиентов к качеству товара, а также к производителю.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Ассортиментная политика - одно из самых главных направлений деятельности маркетинга каждого предприятия. Особенно это направление приобретает особую значимость в нынешних условиях перехода к рыночной экономике, когда к товару со стороны потребителя предъявляются повышенные требования по качеству и ассортименту, и от эффективности работы предприятия с товаром зависят все экономические показатели организации и рыночная доля. Как свидетельствует мировой опыт, лидерство в конкурентной борьбе получает тот, кто наиболее компетентен в ассортиментной политике, владеет методами ее реализации и может максимально эффективно ею управлять.

Индивидуальный предприниматель Белоусов Анатолий Леонидович, осуществляет свою деятельность с 19.04.2001 года, свидетельство № 5055, выданное Муниципалитетом города Тынды. Магазин начал работу в небольшом арендуемом помещении «Автоцентра КАМАЗ». Основным видом деятельности являлась розничная торговля красками, лаками, автозапчастями, автомобильной аппаратурой.

Валюта баланса увеличивалась на протяжении рассматриваемого периода, наиболее существенный прирост произошел в 2008 году по сравнению с 2007 г. Увеличение активов произошло за счет увеличения остатков товаров для перепродажи, увеличение пассивов - за счет роста собственного капитала.

Выручка 2008 года по сравнению с 2007 выросла в 1,15 раза, это связано прежде всего с расширением ассортимента товаров.

Расходы на закупку товаров в данном случае связаны со спецификой предприятия и включают в себя широкий перечень автоэмалей, аксессуаров, оборудования.

Коэффициент обновляемости продукции колеблется приблизительно на одном уровне (Коб.ср. = 0,61), а значит, каждый год в ассортимент реализуемой продукции добавляется и извлекается примерно одинаковое количество товаров. Следует отметить, что интенсивное изменение ассортимента реализуемой магазином продукции достигается путем торговли запчастями, динамика изменения разновидностей которых велика. С каждым годом появляется все большее количество разновидностей последних. Магазин же в свою очередь стремиться сформировать наиболее эффективную структуру ассортимента как добавляя новые виды продукции, так и изымая старые.

В абсолютном и в относительном значении наибольшую долю в объеме сбыта, занимает электроинструмент - 1942 тыс. руб., или 25 % в общем объеме реализации. Наименьшее место в структуре сбыта продукции занимают стройматериалы и сантехника – 233 и 155 тыс. руб. или 3 % и 2 % от объема продаж соответственно. При этом необходимо отметить, что данные позиции появились в магазине только в 2008 году, т.е. являются новыми ассортиментными позициями.

В абсолютном и в относительном значении наибольшую долю в объеме прибыли занимает электрооборудование - 440 тыс. руб. или 27 % в общем объеме прибыли.

Второе место в структуре прибыли занимает оборудование 228 тыс. руб. или 14 % в общем объеме прибыли. Остальные группы продукции занимают меньшее место в объеме прибыли от реализации.

Анализируя динамику реализации и прибыли за период 2006-2008 г., можно сделать вывод о общей тенденции повышения объемов сбыта по всем группам товаров и общим увеличением прибыли на фоне уменьшения последней по некоторым видам продукции.

Наибольший уровень рентабельности соответствует 28 % - стройматериалы. Несколько ниже показатель рентабельности для позиции сантехника – 26,25 %. Показатель рентабельности по остальным ассортиментным позициям составляет от 15,75 % до 23,62 %.

Наибольшую рентабельность продаж имеют такие позиции, как стройматериалы и сантехника – более 30 %. При этом необходимо отметить тот факт, что в магазине данные товарные позиции появились только в 2008 году. Тот факт, что рентабельность продаж по данным позициям превысила рентабельность продаж по уже освоенным товарам, свидетельствует о том, что руководством было принято правильное решение при выборе новых ассортиментных единиц.

Для увеличения прибыли от реализации в 2009 году магазину рекомендуется увеличить долю реализации высокорентабельной продукции и снизить долю низкорентабельной продукции.

Оптимизировав структуру реализуемой продукции магазин «Хамелеон» может получить дополнительные 75,18 тыс. руб. При этом необходимо отметить, что полностью исключать из ассортимента товаров менее рентабельные позиции не следует, так как эти позиции также приносят определенную прибыль, а также сокращение ассортимента может негативно повлиять на имидж магазина в целом.

Кроме того, для оптимизации ассортимента в магазине и для расширения ассортимента руководству можно рекомендовать проведение опросов и анкетирования клиентов магазина, с целью выявления предпочтений потребителей и максимального их удовлетворения. Также одним из способов оптимизации ассортимента товаром может быть учет пожеланий клиентов к качеству товара, а также к производителю.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1 Абрютина А.В. Экономический анализ торговой деятельности / А.В. Абрютина. - М.: «Финансы и статистика», 2008. – 632с.

2 Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения: Учебное пособие / Е.Ф. Авдокушин. - М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2003. – 606 с.

3 Акулич И.Л. Маркетинг: учеб. / И.Л. Акулич, 2009. – 512с.

4 Беляев В.И. Маркетинг. Основы теории и практики: учеб.: рек. УМО / В.И. Беляев. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 670с.

5 Васильев Г.А. Основы маркетинга: Учеб. Пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Маркетинг» и «Реклама» / Г.А. Васильев, Н.Д. Эриашвили, Н.А. Нагапетьянц под ред. Проф. Г.А. Васильева. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 543 с.

6 Ващекин Н.П. Маркетинг: учеб. Доп. Мин. обр. РФ / Ред. Н.П. Ващекин, 2003. – 312с.

7 Веляхофф А. Мерчандайзинг: эффективные инструменты и управление товарными категориями / А. Веляхофф, Э Масон, пер. с фр. Н.Д. Бирюкова. – М.: Издат. Дом Гребенникова, 2004. – 275с.

8 Веселов А.И. Оценка и формирование товарной политики на основе оборачиваемости запасов в целях повышения финансовой устойчивости и платежеспособности / А.И. Веселов // Финансовый менеджмент. – 2009. – №2. – С. 35-42.

9 Веселов А.И. Формирование товарной политики предприятий на основе моделирования денежных потоков / А.И. Веселов // Маркетинг в России и за рубежом. – 2008. - №5. – С.91-97.

10 Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник 4-е изд. / И.Н. Герчикова, 2005. – 394с.

11 Голубков Е.П. Основы маркетинга: Учебник. – 2 – е изд. Перераб. и доп. / Е.П. Голубков. – М.: Финпресс, 2003 – 668с.

12 Григорьев М.Н. Маркетинг: учеб. пособие: Доп. Мин. обр. РФ / М.Н. Григорьев, 2006. – 366с.

13 Дихтль Е. Практический маркетинг: Учебное пособие / Е Дихтль, Х. Хершген. – М.: Высшая школа, 2005. – 195с.

14 Егоров И.В. Теория и практика управления товарными системами / И.В. Егоров. – М.: Дашков и К, 2005. – 306с.

15 Завьялова Ж. Ассортимент товаров: Специализированный бизнес-треннинг / Ж. Завьялова, А.Малиев, 2006. – 78с.

16 Завьялов П.С. Формула успеха: маркетинг: учебник / П.С. Завьялов, В.Е. Демидов. – М.: Международные отношения, 2003.- 253с.

17 Кеворков В.В. Практикум по маркетингу / В.В. Кеворков. – М.: Кнорус, 2005. – 416 с.

18 Ким С.А. Маркетинг: учеб. пособие: доп. УМО / С.А. Ким, 2008. – 237с.

19 Ковалев В.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия / В.В. Ковалев, О.Н. Волкова . - М .: ПБОЮЛ, 2005. – 456 с.

20 Котлер Ф. Основы маркетинга: пер. с англ. – М.: «Ростинтэр», 2006. – 70с.

21 Котерова Н.П. Основы маркетинга: учеб. пособие: Доп. Мин. обр. РФ / Н.П. Котерова, 2003. – 144с.

22 Корчагова Л.А.Формирование товарной политики / Л.А. Корчагова // Высшее образование сегодня. – 2003. - №9. – С. 18-21.

23 Кондрамов В.М. Менеджмент продаж: учеб. пособие: Рек. УМО / В.М. Кондрамов. – М.: Вузовский учебник, 2007. – 279с.

24 Крылова Г.Д. Маркетинг: теория и практика: Учебник для вузов / Г.Д. Крылова М.И., Соколова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 665 с.

25 Кукукина И.Г. Управленческий учет учебник / И.Г. Кукукина. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 250с.

26 Ламбен Ж.Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок: 1 – е изд. / Ж.Ж. Ламбен. – СПб.: Питер, 2004. – 290с.

27 Лыпина Н.И. Маркетинг товаров и услуг: учеб. рек. Мин. обр. РФ / Н.И. Лыпина, И.Р. Ляпина, 2005. – 240с.

28 Маркетинг: учеб. пособие: рек. Мин. обр. РФ / под ред. М.Э. Сейфуллаевой, 2005. – 256с.

29 Маркетинг: учеб. рек. УМО / под ред. Т.Н. Васильевой, 2006. – 208с.

30 Маркетинг: Учебник / А.Н. Романов, Ю.Ю. Колюгов, С.А. Красильников и др. Под ред. А.Н. Романова. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2004. – 560 с.

31 Малашенко Н.Н. Маркетинг на потребительском рынке: учеб. пособие: рек. УМО / Н.П. Малашенко, 2008. – 208с.

32 Николаева М.П. Теоретические основы товароведения: Учебник для вузов / М. П. Николаева. – М.: Норма, 2006. – 448 с.

33 Неверов А.М. Товароведение и организация торговли непродовольственными товарами: учебник: доп. Мин. обр. РФ / ред. А.М. Неверов, Т.М. Чалых. – М.: Академия, 2004. – 464 с.

34 Павлыш О.В. IT-технология для управления маркетингом в современной розничной сети / О.В. Павлыш // Маркетинг и маркетинговые исследования. – 2005. - №6. – С. 49-54.

35 Панкрухин А.П. маркетинг: учеб. пособие: доп. Мин. обр. РФ / А.П. Панкрухин, 2009. – 656с.

36 Павлова Н.Н. Маркетинг в практике современной фирмы: учеб. для бизнес-школ / Н.Н. Павлова, 2008. – 370с.

37 Рычкова И.В. Основы маркетинговых инноваций: учеб. пособие: рек. УМО / И.В. Рычкова, 2005. – 227с.

38 Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия / Г.В. Савицкая, 2003. – 420с.

39 Синяева И.М. Маркетинг в предпринимательской деятельности: учеб. / И.М. Синяева, С.В. Земляк, В.В. Синяев; под ред. Л.К. Дашкова. – М.: Дашков и К, 2008. – 267с.

40 Соловьев Б.А. Маркетинг: учеб. Доп. Мин. обр. РФ / Б.А. Соловьев. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 383с.

41 Торговое дело: экономика и организация: учеб.: Рек. Мин. обр. РФ / Л.А. Бралина, Т.Л. Данько. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 256с.

42 Хубулава Н.М. Стратегическое планирование и прогнозирование / Н.М. Хубулава. - М.: Издательский комплекс, 2003.- 645 с.

43 Черник Н.Ю. Товарная политика предприятия: учеб. Пособие / Н.Ю. Черник, 2004. – 279с.


ПРИЛОЖЕНИЕ А

Упрощенная форма баланса ИП Белоусов А.Л. в 2006 – 2008 гг.

УПРОЩЕННАЯ ФОРМА БАЛАНСА

на 31 декабря 2006 года

тыс.руб.

АКТИВ

ПАССИВ

статьи

сумма

статьи

сумма

1

Ликвидные средства, в т.ч.:

4,00

5

Долгосрочные обязательства

0,00

1.1.

касса

2,00

5.1.

полученные кредиты и займы

1.2.

текущий/расчетный счет

2,00

5.2.

по оплате выданных векселей

1.3.

другое

2

Товары и запасы:

3 630,00

6

Краткосрочные обязательства, в т.ч.:

0,00

2.1.

товары для перепродажи

3 630,00

6.1.

полученные кредиты и займы

2.2.

сырье и материалы

6.2.

кредиторская задолженность, в т.ч.:

2.3.

готовая продукция и полуфабрикаты

6.2.1.

поставщики и подрядчики

6.2.2.

полученная предоплата

6.3.

прочие краткосрочные обязательства, в т.ч.:

6.3.1.

задолженность по налогам и сборам

6.3.2.

задолженность перед персоналом

6.3.3.

задолженность по арендным платежам

6.3.4.

другое

3

Дебиторская задолженность, в т.ч.:

0,00

3.1.

покупатели и заказчики

3.2.

авансы выданные

3.3.

другое

4

Внеоборотные активы, в т.ч.:

4 215,00

7

Собственный капитал

7 849,00

4.1.

оборудование

4.2.

недвижимость

4 215,00

4.3.

автотранспорт

4.4.

прочее

ВСЕГО

7 849,00

ВСЕГО

7 849,00


Продолжение ПРИЛОЖЕНИЯ А

УПРОЩЕННАЯ ФОРМА БАЛАНСА

на 31 декабря 2007 года

тыс.руб.

АКТИВ

ПАССИВ

статьи

сумма

статьи

сумма

1

Ликвидные средства, в т.ч.:

2,00

5

Долгосрочные обязательства

0,00

1.1.

касса

2,00

5.1.

полученные кредиты и займы

1.2.

текущий/расчетный счет

5.2.

по оплате выданных векселей

1.3.

другое

2

Товары и запасы:

3 750,00

6

Краткосрочные обязательства, в т.ч.:

1 700,00

2.1.

товары для перепродажи

3 750,00

6.1.

полученные кредиты и займы

1 700,00

2.2.

сырье и материалы

6.2.

кредиторская задолженность, в т.ч.:

2.3.

готовая продукция и полуфабрикаты

6.2.1.

поставщики и подрядчики

6.2.2.

полученная предоплата

6.3.

прочие краткосрочные обязательства, в т.ч.:

6.3.1.

задолженность по налогам и сборам

6.3.2.

задолженность перед персоналом

6.3.3.

задолженность по арендным платежам

6.3.4.

другое

3

Дебиторская задолженность, в т.ч.:

0,00

3.1.

покупатели и заказчики

3.2.

авансы выданные

3.3.

другое

4

Внеоборотные активы, в т.ч.:

4 215,00

7

Собственный капитал

6 267,00

4.1.

оборудование

4.2.

недвижимость

4 215,00

4.3.

автотранспорт

4.4.

прочее

ВСЕГО

7 967,00

ВСЕГО

7 967,00

Продолжение ПРИЛОЖЕНИЯ А

УПРОЩЕННАЯ ФОРМА БАЛАНСА

на 31 декабря 2008 года

тыс.руб.

АКТИВ

ПАССИВ

статьи

сумма

статьи

сумма

1

Ликвидные средства, в т.ч.:

1,70

5

Долгосрочные обязательства

1 274,30

1.1.

касса

1,70

5.1.

полученные кредиты и займы

1 274,30

1.2.

текущий/расчетный счет

5.2.

по оплате выданных векселей

1.3.

другое

2

Товары и запасы:

4 070,30

6

Краткосрочные обязательства, в т.ч.:

0,00

2.1.

товары для перепродажи

4 070,30

6.1.

полученные кредиты и займы

2.2.

сырье и материалы

6.2.

кредиторская задолженность, в т.ч.:

2.3.

готовая продукция и полуфабрикаты

6.2.1.

поставщики и подрядчики

6.2.2.

полученная предоплата

6.3.

прочие краткосрочные обязательства, в т.ч.:

6.3.1.

задолженность по налогам и сборам

6.3.2.

задолженность перед персоналом

6.3.3.

задолженность по арендным платежам

6.3.4.

другое

3

Дебиторская задолженность, в т.ч.:

0,00

3.1.

покупатели и заказчики

3.2.

авансы выданные

3.3.

другое

4

Внеоборотные активы, в т.ч.:

4 215,00

7

Собственный капитал

7 012,70

4.1.

оборудование

4.2.

недвижимость

4 215,00

4.3.

автотранспорт

4.4.

прочее

ВСЕГО

8 287,00

ВСЕГО

8 287,00


ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Обеспеченность трудовыми ресурсами

Пол

Возраст

Специальность

муж.

40-50

Руководитель

жен.

40-50

Главный бухгалтер

жен.

40-50

Бухгалтер

жен.

40-50

Продавец-консультант непродовольственных товаров

муж.

20-30

Продавец-консультант непродовольственных товаров

муж.

20-30

Продавец-консультант непродовольственных товаров

муж.

30-40

Колорист

муж.

40-50

Установщик автоэлектрооборудования

муж.

40-50

Установщик автоэлектрооборудования


[1] Основы маркетинга: учеб. пособие /Ф. Котлер [и др.;] Пер. с англ. – М.: Вильямс, 2003. – С. 23.

[2] Завьялов П.С. Формула успеха: маркетинг: учебник / П.С. Завьялов, В.Е. Демидов. – М.: Международные отношения, 2003.- С. 57.

[3] Основы маркетинга: учеб. пособие /Ф. Котлер [и др.;] Пер. с англ. – М.: Вильямс, 2003. – С. 126.

[4] Дихтль Е. Практический маркетинг: Учебное пособие / Е Дихтль, Х. Хершген. – М.: Высшая школа, 2005. – С. 42.

[5] Завьялов П.С. Формула успеха: маркетинг: учебник / П.С. Завьялов, В.Е. Демидов. – М.: Международные отношения, 2003.- С. 64.

[6] Кукукина И.Г. Управленческий учет учебник / И.Г. Кукукина. – М.: Финансы и статистика, 2004. – С. 39.

[7] Кукукина И.Г. Управленческий учет учебник / И.Г. Кукукина. – М.: Финансы и статистика, 2004. – С. 46.

8 Беляев В.И. Маркетинг. Основы теории и практики: учеб.: рек. УМО / В.И. Беляев, 2005. – С. 427.

[9] Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия / Г.В. Савицкая, 2003. – С. 31.

[10] Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник 4-е изд. / И.Н. Герчикова, 2005. – С. 72.

[11] Егоров И.В. Теория и практика управления товарными системами / И.В. Егоров. – М.: Дашков и К, 2005. – С. 206.

[12] Черник Н.Ю. Товарная политика предприятия: учеб. Пособие / Н.Ю. Черник, 2004. – С. 157.

[13] Беляев В.И. Маркетинг. Основы теории и практики: учеб.: рек. УМО / В.И. Беляев, 2005. – С. 192.

[14] Соловьев Б.А. Маркетинг: учеб. Доп. Мин. обр. РФ / Б.А. Соловьев. – М.: ИНФРА-М, 2008. – С. 84.

[15] Крылова Г.Д. Маркетинг: теория и практика: Учебник для вузов / Г.Д. Крылова М.И., Соколова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – С. 478.

[16] Ким С.А. Маркетинг: учеб. пособие: доп. УМО / С.А. Ким, 2008. – С. 40.

[17] Котерова Н.П. Основы маркетинга: учеб. пособие: Доп. Мин. обр. РФ / Н.П. Котерова, 2003. – С. 16.

[18] Павлова Н.Н. Маркетинг в практике современной фирмы: учеб. для бизнес-школ / Н.Н. Павлова, 2008. – С. 244.

[19] Маслова Т.Д. Маркетинг: учеб.: рек. УМО \ Т.Д. Маслова, С.Т. Божук, Л.Н. Ковалик, 2-е изд. доп. – СПб: Питер, 2009. – С. 16.

[20] Панкрухин А.П. маркетинг: учеб. пособие: доп. Мин. обр. РФ / А.П. Панкрухин, 2009. – С. 85.

[21] Хубулава Н.М. Стратегическое планирование и прогнозирование / Н.М. Хубулава. - М.: Издательский комплекс, 2003.- С. 175.

[22] Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения: Учебное пособие / Е.Ф. Авдокушин. - М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2003. –С. 60-63.

[23] Синяева И.М. Маркетинг в предпринимательской деятельности: учеб. / И.М. Синяева, С.В. Земляк, В.В. Синяев; под ред. Л.К. Дашкова. – М.: Дашков и К, 2008. – С. 203.

[24] Ковалев В.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия / В.В. Ковалев, О.Н. Волкова . - М .: ПБОЮЛ, 2005. – С. 155.