Главная              Рефераты - Маркетинг

Маркетинговое иследование услуг сотовой свзи - реферат

Содержание:

Введение…………………………………………………………………………...2

I. Теоретическая часть……………………………………………………...……..3

1.1 Понятие и характеристики услуг…………………………………………..3

1.2. Понятие и классификация услуг сотовой связи…………………………....8

1.3. Особенности маркетинга услуги сотовой связи…………………………..10

1.4. 4 «НЕ» рынка услуг сотовой связи……………………………………….12

II.Практическая часть……………………………………………………………14

2.1.Сегментация потребителей усгуг сотовой связи…………………………..14

2.2.Лидеры отрасли……………………………………………………..……….15

2.3.Тенденции в направлении конкуренции между крупнейшими игроками рынка……………………………………………………………………………...17

2.4.Потребительские предпочтения по: видам, маркам продукции или услуги……………………………………………………………………………..20

2.5.Внешняя среда рынка услуг сотовой связи………………………………...24

2.6.Особенности услуг сотовой свзи…………………………………………...27

2.7Степень проникновения сотовой свзи……………………………………....29

2.8.Проблемы рынка……………………………………………………………..33

Заключение……………………………………………………………………….36

Библиографический список……………………………………………………..37

Введение

Десятки операторов по всей России предлагают своим абонентам одни из самых современных видов сотовой связи. Компании ведут отчаянную конкурентную борьбу между собой за каждого клиента. По мобильному телефону можно теперь не только говорить – имеется возможность обмениваться текстовыми и мультимедиа-сообщениями, видеофайлами; также предоставляются услуги голосовой почты, выход в Интернет и многое другое. Основная рыночная доля сотовой связи в Российской Федерации приходится на стандарт GSM. Сети этого стандарта работают в 79 регионах России, а общее количество абонентов этого стандарта превысило 139 млн. человек. Наиболее крупными региональными GSM-сетями являются сети в городах Москва, Краснодар, Казань, Новосибирск, Самара, Нижний Новгород. Целью данной курсовой работы является описание маркетинга услуг сотовой связи. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

· Определить понятие и классификация рассматриваемого вида услуг.

· Изучить направления деятельности сотовых операторов

· Рассмотреть теоретические аспекты маркетинга на рынке услуг сотовой связи;

· Описать специфические особенности услуги, их влияние на комплекс маркетинга

· Анализируется динамика

· Даются характеристики клиентов и конкурентов, их структура

I . Теоретическая часть

1.1 Понятие и характеристики услуг

Несмотря на быстрое развитие сферы услуг и усиление ее роли в экономике, до сих пор не выработано общепринятое определение "услуги", но все же многими авторами предлагаются по сущности схожие определения. Рассмотрим некоторые из них. К. Маркс определил категорию услуги следующим образом: "Это выражение означает вообще не что иное, как ту особую потребительную стоимость, которую доставляет этот труд, подобно всякому другому труду, но особая потребительная стоимость этого труда получила здесь специфическое название "услуги", потому что труд оказывает услуги не в качестве вещи , а в качестве деятельности ...". Далее К. Маркс выделяет 2 типа услуг: " Услуги ... воплощенные в товарах, другие же услуги, напротив, не оставляют осязательных результатов, существующих отдельно от исполнителей этих услуг; иначе говоря, результат их не есть пригодный для продажи товар". Американский специалист Ф. Котлер считает услугой любое мероприятие или выгоду, которые одна сторона может предложить другой и которые в основном неосязаемы и не приводят к завладению чем-либо. Производство услуг может быть, а может и не быть связано с товаром в его материальном виде. К услугам часто относят все виды полезной деятельности, не создающей материальных ценностей, то есть главным критерием отнесения той или иной деятельности к сфере услуг служит неосязаемый, невидимый характер производимого в данной сфере продукта. На практике сфера услуг рассматривается как совокупность многих видов деятельности и фактически сводится к их перечислению. Это вызвано разнообразием видов услуг, а также тем, что услуга может сопровождаться товаром (отчет, компьютерная программа, и т. д. ).

В последние годы получило распространение следующее определение услуг, данное американским специалистом Т. Хиллом. Он считает, что услуга - это изменение состояния лица или товара, принадлежащего какой-либо экономической единице, происходящее в результате деятельности другой экономической единицы с предварительного согласия первой. Такое определение позволяет рассматривать услуги как конкретный результат экономически полезной деятельности, проявляющейся либо в виде товара, либо непосредственно в виде деятельности. Экономическая деятельность делает услугу предметом торговли.

Снимая комнату в гостинице, откладывая деньги в банк, путешествуя на самолете, посещая врача, подстригаясь у парикмахера, сдавая в ремонт автомобиль, просматривая кинофильм, консультируясь у юриста, мы во всех этих случаях приобретаем услуги.

Всем услугам присуще 4 характеристики: Неосязаемость, то есть услуги невозможно продемонстрировать, попробовать, транспортировать, упаковывать или изучать до получения этих услуг. Покупатель вынужден верить продавцу на слово. Для укрепления доверия организация, которая оказывает услуги, может предпринять ряд мер: повысить осязаемость своей услуги; заострить внимание на выгодах от данной услуги, привлечь к пропаганде своей услуги какую-либо знаменитость и т. п. Неразрывность производства и потребления услуги, то есть специфика услуги заключается в том, что в отличие от товара, услугу нельзя произвести впрок. Оказать услугу можно тогда, когда появляется заказ или клиент. С этой точки зрения производство и потребление услуг тесно взаимосвязаны и не могут быть разорваны. При неразрывности взаимосвязи производства и потребления услуг степень контакта между продавцом и покупателем может быть различна Но многие виды услуг неотделимы от тех, кто их предоставляет ( лечащий врач - осмотр пациента, кассир - продажа билетов ).

Исследования показывают, что в сбыте услуг требуется больше личного внимания, контактов и получения информации от потребителей, чем при реализации товаров.

В большинстве случаев качество услуг может быть выражено только описательно и оценить его можно после приобретения. Для обеспечения контроля качества услуг организации необходимо:

- выделять средства на обучение квалифицированных специалистов;

- следить за степенью удовлетворенности клиентов с помощью системы "жалоб и предложений".

Изменчивость, то есть качество услуги зависит и от того, кто ее обеспечивает, где и как она предоставляется. Для снижения изменчивости услуг необходимо выявить причины этого явления. Часто эта изменчивость качества услуг связана с квалификацией работников, с отсутствием конкуренции, нужной информации, с личными чертами характера работников данной сферы. Другим источником изменчивости качества услуг является покупатель.

Помимо перечисленных причин снижения изменчивости услуг разрабатываются специальные стандарты обслуживания - комплекс обязательных для использования правил обслуживания клиентов, которые призваны гарантировать установленный уровень качества всех производимых операций. Начальным этапом формирования стандарта обслуживания можно считать разработку фирменного стиля организации (название организации, ее товарный знак, фирменный логотип и т. п.).

Работа по стандартизации увеличения эффективности создает единый узнаваемый образ. Защитой стандарта обслуживания является система качества внутри фирмы, в отраслевом объеме, в международном.

Неспособность услуг к хранению, то есть важной отличительной чертой услуг является сиюминутность. Если спрос на услугу становится больше предложения, то этого нельзя исправить. Колебание спроса на услугу присуще почти всем видам услуг. Как правило, спрос меняется в зависимости от времени года, дней недели и т. п.

Неспособность услуг к хранению требует разработки стратегий, которые обеспечивают соответствие спроса и предложения на услуги.

При всем разнообразии услуг их можно объединить в несколько групп:

Производственные (инжиниринг, лизинг, ремонт оборудования и др.)

Распределительные (торговля, транспорт, связь) Профессиональные (банки, страховые, финансовые, консультационные, рекламные и другие фирмы) Потребительские (услуги, связанные с домашним хозяйством и времяпровождением) Общественные (ТВ, радио, образование, культура)

В обществе постоянно появляются новые виды услуг:

новые виды деловых (профессиональных) услуг - торговля недвижимостью, размещение временно свободных средств, информационные, маркетинговые и рекламные услуги, составление бухгалтерских балансов и отчетов;

услуги по воспитанию и обучению детей - гувернантки, частные сады и школы; Услуги по уходу за животными - их лечение, кормление, прогулка и временное содержание;

другие разнообразные виды услуг, в которых появляется потребность в обществе. Одновременно в мире появляется тенденция диверсификации сферы услуг. Многие ранее обособленные виды услуг объединяются в рамках своей компании. Предлагая целый комплекс услуг, компания может повысить свою конкурентоспособность, ослабить возможные риски за счет их диверсификации. Так, банковские, биржевые и посреднические услуги сливаются в единый комплекс финансовых услуг.

Сфера услуг - сводная обобщающая категория, включающая воспроизводство разнообразных видов услуг, оказываемых предприятиями, организациями, а также физическими лицами.

Сфера услуг имеет ряд специфических особенностей по сравнению с материальным производством. Во-первых, в отличие от товаров, услуги производятся и потребляются в основном одновременно, не подлежат хранению. Это порождает проблему регулирования спроса и предложения услуг.

Во-вторых, услуги часто противопоставляются продукции, хотя и в промышленности увеличивается роль обслуживания, которое может включать ремонт оборудования, послепродажное обслуживание и другие услуги, связанные с продажей товаров. Можно сказать, что во многих случаях в услуге присутствует элемент продукции, точно так же, как при продаже продукции присутствует элемент услуги. Тесное переплетение продажи товаров и предоставления услуг затрудняет выделение и учет услуг. В-третьих, сфера услуг обычно больше защищается государством от иностранной конкуренции, чем сфера материального производства. Более того во многих странах транспорт и связь, финансовые и страховые услуги, наука, образование, здравоохранение, коммунальные услуги традиционно находятся в полной или частичной собственности государства или же строго контролируются и регламентируются государством. Импорт услуг по мнению правительств многих стран, может представлять угрозу национальной безопасности и суверенитету, поэтому он регламентируется более жестко по сравнению с торговлей товарами.

1.2. Понятие и классификация услуг сотовой связи

Связь -это возможность передачи на растоаянии.

Моби́льная радиосвя́зь это радиосвязь между абонентами, местоположение которых может меняться.

Услуга сотовая связи - один из видов мобильной радиосвязи, в основе которого лежит сотовая сеть. Ключевая особенность заключается в том, что общая зона покрытия делится на ячейки (соты), определяющиеся зонами покрытия отдельных базовых станций (БС). Соты частично перекрываются и вместе образуют сеть. На идеальной (ровной и без застройки) поверхности зона покрытия одной БС представляет собой круг, поэтому составленная из них сеть имеет вид сот с шестиугольными ячейками (сотами).

Примечательно, что в английском варианте связь называется «ячеистой» или «клеточной» (cellular), что не учитывает шестиугольности сот.

Сеть составляют разнесённые в пространстве приёмопередатчики, работающие в одном и том же частотном диапазоне, и коммутирующее оборудование, позволяющее определять текущее местоположение подвижных абонентов и обеспечивать непрерывность связи при перемещении абонента из зоны действия одного приёмопередатчика в зону действия другого.

Оператор сотовой связи (оператор мобильной связи, оператор беспроводной связи, ещё есть сленговая аббревиатура ОпСоС) — компания, предоставляющая услуги сотовой связи для сотовых телефонов своих абонентов.

Абонент (от французского abonner — подписываться) — физическое или юридическое лицо, заключившее договор с оператором на оказание услуг связи, с выделением ему уникального способа доступа к услугам связи (в сотовой связи — абонентского номера или уникального кода идентификации).

В задачи оператора входит получение разрешительных документов на использование радиочастот и предоставление услуг, построение собственной сотовой сети и её последующая эксплуатация, разработка условий обслуживания, сбор платежей за свои услуги, предоставление технической поддержки. Кроме того, есть и ряд неочевидных задач: маркетинговые усилия для продвижения услуг на рынке, разработка стратегического плана развития сети, технологическое совершенствование инфраструктуры. Многие операторы также осуществляют торговлю сотовыми телефонами, продажу цифрового контента для телефонов, предоставляют доступ в Интернет через свою сотовую сеть. Процесс образования оператора сотовой связи в стране обычно начинается с получения лицензии на определённые радиочастоты у правительства. Диапазон частот, разрешение на которых необходимо получить, зависит от типа сети, которую планируется разворачивать. Оператор может предоставлять доступ в нескольких стандартах (как, например, российский Вымпелком: GSM и DAMPS (в прошлом), американский Verizon: GSM и CDMA). Регулирующие государственные органы распределяют частотный диапазон по определенной ими схеме, в том числе и с помощью тендера. Например, недавние распределения лицензий на 3G в Европе проходили в форме аукциона, и частоты доставались сделавшему наибольшее предложение. Как правило, число разрешений на определённую территорию ограничивается (например в Москве число GSM-операторов было ограничено тремя), чтобы обеспечить конкуренцию, но избежать распыления капитала по слишком мелким компаниям, неспособным к построению современной и надёжной инфраструктуры.

1.3. Особенности маркетинга услуг сотовой связи

Основной внешней средой для всех компаний, предоставляющих услуги сотовой связи является рынок, который включает в себя продукцию, клиентов и конкурентов, поэтому в качестве аксиом взаимодействия с этой средой рекомендуются следующие принципы: Предлагать те продукты и оказывать те услуги, которые отвечают ожиданиям и потребностям рынка, а не те, которые нравятся или были бы удобны для компаний; Отдавать приоритет диалогу с клиентами (существующими и потенциальными), а не замыкаться в себе. Смотреть в лицо конкурентам, изучать все аспекты конкуренции(их оборудование и услуги, сбыт и информацию, а также способ ее подачи). Постоянно приспосабливаться к изменению среды (учитывать желания клиентов, новые технологии). Необходимо помнить, что суть маркетинга услуги сотовой связи заключается в том, чтобы постоянно обновлять и подвергать сомнению свои услуги и способы их реализации , ориентировать деятельность компании на запросы потенциальных потребителей, т.е. постоянно приспосабливаться к событиям и по возможности предотвращать их, понимать, что высокое качество оборудования и услуг не гарантирует их обязательную реализацию. В случае начала работы на классическом рынке предприятие, предоставляющее услуги сотовой связи, должно еще до начала своей деятельности получить наиболее полную информацию о предполагаемом рынке, затем определить цели и способы действий для планирования своих методов работы на рынке и лишь затем начать проведение политики в области сбыта.Потребители услуг – это крупные промышленники и торговые предприятия, банки, средние торговые фирмы, а также частные лица (составляют большую часть клиентов).Потребности потенциальных абонентов компаний, предоставляющих услуги сотовой связи:· высокое качество связи;· прямой выход на междугородние линии;· прямой выход на международные линии;· возможность приема и передачи факсимильных сообщений;· широкий ассортимент предоставляемых услуг связи и наличие тарифов, удовлетворяющих запросы каждой группы абонентов;· возможность автоматического роуминга; Ожидания абонентов компаний, предоставляющих услуги сотовой связи:· отсутствие платы за местные переговоры;· возможность предоплаты;· возможность работы в кредит;· возможность установления нескольких аппаратов на один номер;· отсутствие платы за входящие вызовы;· наличие льгот при специальных условиях.Создание имиджа- один из ключевых моментов в достижении лидерских позиций на рынке сотовой связи. Имидж компании есть та идея, которая возникает в связи с услугами сотовой связи, названием компании, ее торговым знаком. Требуется, чтобы имидж был благоприятным, поэтому очень важен правильный выбор девиза.

1.4. 4 «НЕ» рынка услуг сотовой связи

Для рынка услуг, каким безусловно является и рынок услуг сотовой связи, существует понятие «4 не»:

Неосязаемость. Клиент не может “подержать в руках” то, что ему предлагают, у услуг сотовой свзи нет формы, цвета запаха, упаковки. Потребитель по-настоящему способен оценить качество только после получения услуги. В связи с этим клиент сталкивается с высокой неопределенностью, что определяет большее количество факторов, влияющее на выбор услуг. Стремясь снизить риски, клиенты анализируют внешние признаки качества услуг, а именно: поведение персонала, месторасположение офиса и др.

Основные ходы преодоления неосязаемость:

развитие торговой марки;

выработка имиджевой политики;

информация о предыдущем опыте;

расчет предполагаемых результатов от проведения консультирования;

отзывы клиентов;

Неотделимость от источника . Мобильный оператор является составной частью услуги, что предъявляет повышенные требования не только к его профессиональным качествам, но и к его коммуникативным навыкам. Другим следствием этого является то, что услуги практически невозможно распространять через посредников. Функция посредников заключается только в распространении информации.

Как преодолеть неотделимость от источника:

усиление мотивации персонала;

развитие технологий свзи;

разбиение процесса связи на простые этапы, допускающие участие менее квалифицированного персонала;

формализация опыта и знаний - создание баз знаний и экспертных систем.

Непостоянство качества . Услуги разных мобильный операторов могут существенно разниться в своем качестве. Качество услуг зависит от профессионального опыта сотрудников и оборудования ,

Как преодолеть непостоянство качества:

построение системы контроля качества услуг;

отслеживание удовлетворенность клиентов качеством услуг.

Несохраняемость. Услуги не возможно хранить. Сотовая компания не может делать “отчеты про запас” или “на продажу”. Эта проблема особенно актуальна, когда спрос на услуги нестабилен и носит ярко выраженную сезонность. В условиях нестабильного спроса возникают существенные проблемы, связанные с эффективным использованием оборудования.

Как преодолеть несохраняемость:

привлечение сторонних компаний в пиковое время;

выполнение части работы персоналом клиента;

передача части работ на субподряд;

установление дифференцированных цен в зависимости от сезона.

II .Практическая часть

2.1.Сегментация потребителей услуг сотовой связи

Сегментация — разделение рынка на группы покупателей, обладающих схожими характеристиками, с целью изучения их реакции на тот или иной товар или услугу. Сегмент — группа покупателей, обладающая похожими потребностями, желаниями и возможностями. Разделение рынка на различные сегменты и их последующее изучение позволяет компаниям сконцентрировать свое внимание на наиболее перспективных, с точки зрения прибыльности, сегментах (целевых). Сегментация может быть произведена на потребительском, так и на промышленном рынке (рынке организаций).

Сегментация клиентов сотовой связи по возрастному признаку:

Сегмент

Характеристики сегмента

Молодежь (12-22 года)

Студенты, лица впервые нанимающиеся на работу, более взрослые люди, готовящиеся вступить в брак.

Молодые люди недавно образовавшие семью (25-30 лет)

Люди впервые покупающие дом или предметы длительного пользования.

Семьи "со стажем" (25-45 лет)

Люди со сложившейся карьерой, но ограниченной свободой финансовых действий. Первоочередные цели - улучшение жилищных условий, обеспечение финансовой защиты семьи, предоставление образования детям.

Лица "зрелого возраста" (40-55 лет)

У людей этой категории наблюдается рост доходов по мере снижения финансовых обязательств. Важная цель - планирование пенсионного обеспечения.

Лица, готовящиеся к уходу на пенсию (55 и более лет)

Люди имеют накопленный капитал и стремятся обеспечить его сохранность и настоящий устойчивый доход.

2.2Лидеры отрасли

Аналитическая компания J'son&Partners выпустила традиционный обзор российского рынка сотовой связи, подведя таким образом итоги сентября. Итак, в сентябре количество зарегистрированных в России sim-карт выросло до 178 млн, а уровень проникновения в целом по России достиг 126%, тогда как в Московской лицензионной зоне (МЛЗ) он составил 175%.

Совокупный ежемесячный прирост абонентов в сентябре 2008 года составил 1,7 млн (+1,0%) и вырос на 56% по сравнению с сентябрем 2007 года (+624 тыс). В прошедшем месяце лидером по приросту абонентской базы в общероссийском масштабе за 12 месяцев перешло к Мегафону (+7,5 млн), тогда как до этого лидерство на протяжении 9 месяцев удерживал МТС. В МЛЗ первые позиции в приросте абонентской базы за 12 месяцев перешли к МТС в мае 2007 года. Таким образом, оператор удерживает лидерство последние семнадцать месяцев.

Что касается региональных операторов, то наиболее высокие темпы прироста абонентов за 3 месяца демонстрирует Мегафон (6,9%). Далее следуют Вымпелком (6,1%) и Енисейтелеком (5,3%).

2.3.Тенденции в направлении конкуренции между крупнейшими игроками рынка

Телекоминвест Безусловно, ярким событием рынка стал лицензионный прорыв "Телекоминвеста" и его марки "МегаФон". Сбылось предсказанное слияние сети "Соник Дуо" и "МегаФона", а после приобретения "бумажной" компании "Урал GSM" с ее лицензией на весь Уральский укрупненный регион, "МегаФон" получил лицензионный контроль над до 82% территории России и превратился с этой точки зрения в крупнейшего оператора России. Компании остается только решить "проблему центрального региона", чтобы превратиться "де-факто" в пан-Российского оператора. Пока что, однако, в основном на бумаге. Состоялась неочевидная победа в тендере в Таджикистане - некоторые из аналитиков до сих пор задаются вопросом "зачем это нужно". Поглощение "Соник Дуо" решило для NW-GSM проблему с роумерами в Москве. Ассиметрия, возникшая было после приобрения "МТС" компании "Телеком XXI" была устранена еще до того, как "Телеком XXI" заработал в полную силу. Успешно прошел запуск сети "МегаФон" на Северном Кавказе. В лице "Телекоминвеста" "Кубань GSM" с первого же дня функционирования новой сети получила серьезного конкурента.

Мобильные ТелеСистемы По-числу абонентов и реально развернутым сетям, лидером по-прежнему остаются "Мобильные ТелеСистемы". Причем отрыв таков, что несмотря на некоторое снижение темпов привлечения новых абонентов, компания достаточно уверенно смотрит в будущее. Поскольку по площади территорий, на которые имеются лицензии у МТС или "Системы-Телеком", оператор оказался на третьем месте, компания предприняла бросок в ближнее зарубежье - выигран тендер на строительство "национальной" сети GSM в Беларуси. Можно ожидать, что интересы МТС в странах экс-СССР этим не исчерпываются и в ближайшие месяцы можно ожидать новые шаги по расширению сети МТС за пределы России. В России МТС также сделал ряд новых существенных приобретений - покупки действующих операторов на Урале, в Новосибирске и Хабаровске. Новосибирский оператор и до прихода МТС был лидером рынка, в новом качестве "ССС-900" обеспечат нелегкий старт "Вымпелкому", всерьез намеренному выходить в Сибирский регион. Что станет следующим приобретением "Мобильных ТелеСистемы" - "Донтелеком", "СМАРТС" или "Кубань-GSM"? О том, как встречают "Мобильные ТелеСистемы" в регионах, где еще полгода назад местные операторы у которых "все схвачено", говорили о будущей экспансии москвичей, как о чем-то не очень серьезном, говорит хотя бы старт филиала в Нижнем Новгороде, где толпа желающих в первый же день стать абонентами новой сети чуть не затоптала приехавших на торжественное открытие президента МТС и мэра Нижнего Новгорода. И это при том, что в Нижнем действуют операторы NMT, GSM, TDMA (DAMPS) и готовится к запуску "Вымпелком"! Интересно, в связи с этим, как будут разворачиваться события в С.Петербурге? Пойдет ли МТС на активное переманивание клиентов NW-GSM, благо разрыв в уровнях цен у этих операторов более, чем существенный, или же по тем или иным соображениям оставит "Телеком XXI" оператором для обслуживания москвичей-роумеров? Наиболее вероятным представляется следующий вариант - вначале решение проблемы роумеров, затем плавный поворот к борьбе за рынок.

Вымпелком - завершен тендер по Поволжью и Сибирскому и Северо-кавказскому федеральным округам. Для компании важен буквально каждый день - опоздание с приходом на региональные рынки может обернуться невозможностью выполнить даже самые осторожные требования бизнес-плана, поскольку конкуренты, как известно, не дремлют. Вымпелком открывает региональные филиалы, в частности, в Липецке, Рязани, Владимире, Калуге и Твери.

Приятно замечать, что на фоне глобальных проектов экспансии, компания не забывает о развитии не только инфраструктуры, но и, собственно, сервисах. Вводятся новые интересные тарифные планы, а после запуска нескольких игр, основанных на WAP-технологии, компания отметила рост WAP-трафика на 30%! Конкурентам следовало бы обратить на это больше внимания - "Вымпелком" сейчас активно формирует рынок клиентов GPRS и будущих 3G-услуг.

Регионы Если говорить о региональных операторах, то символом того, как сложно идут какие бы то ни было переговоры в России, может служить то, что непроданными остаются "Кубань GSM" и Ассоциация "СМАРТС". Впрочем, стороны не теряют оптимизма и аналитики по-прежнему ожидают сообщения о том, что переговоры увенчались успехом. Станет ли это кому-то новогодним подарком? Если говорить о других, то следует отметить, что DAMPS жив - хотя в "Вымпелкоме" размер абонентской базы сети TDMA (DAMPS) сокращается, компаниям "Самара БиЛайн" и "Татинком" (Казань) удается весьма активно увеличивать число обслуживаемых абонентов.

Впрочем, настоящим лидером продаж в сентябре среди регионалов следовало бы считать "Сибирские Сотовые Системы 900" - 15,000 абонентов за один месяц, но сегодня - это лишь вклад в копилку абонентов "Мобильных ТелеСистем". Доказательством того, что с проблемами быстрого роста сети может столкнуться кто угодно, служат проблемы, отмеченные в сети "ТАИФ-Телком" (Казань) - перегрузки в сети, связанные с тем, что компания запаздала со внедрением коммутатора на 300,000 абонентов, заставила приостанавливать препейдные продажи. Завершая краткий обзор рынка Российской сотовой связи за 3-й квартал 2008 года, следует отметить, что проникновение сотовой связи в России достигло 4.24% (рост 0.6% за квартал). С одной стороны - это весьма заметный рост рынка, внушающий оптимизм, с другой стороны - отрезвляющая цифра для тех, кто любит рапортовать о невероятных успехах сотовой связи. Если вспомнить о странах, где проникновение измеряется двузначными числами, превышающими 30, 40 и 50%. Безусловно, перечисленные выше факты не покрывают даже основные события на рынке сотовой связи России, которыми оказался богат 3-й квартал. Всем, кто интересуется детальным состоянием дел рекомендуем почаще обращаться к Ленте новостей "Сотовик" или заказывать более детальные аналитические обзоры, которые готовит агентство "Сотовик". Комментарии по-поводу настоящего отчета просим направлять в агентство "Сотовик".

2.4.Потребительские предпочтения по: видам, маркам

продукции или услуги

Крупнейшие российские компании сотовой связи - "ВымпелКом" (торговая марка "Би Лайн") и МТС - отчитались об итогах первой половины 2008 г. Третий большой игрок - группа "МегаФон" - пока что существует в форме ЗАО и не публикует детальной отчетности. Поэтому выводы об изменениях на российском сотовом рынке приходится делать на основании отчета первой двойки. Представители "ВымпелКома" сообщили, что доля их компании на московском сотовом рынке на конец полугодия составила 52,0%, МТС контролирует 43,5%, другие операторы - 4,5%. Руководители МТС озвучили лишь данные о своей доле рынка по данным консалтингового агентства J'son & Partners: в Москве - 43,8%, в целом по России - 37,1%. Во II квартале нынешнего года средняя ежемесячная выручка на одного абонента (ARPU) у "Би Лайн" составила $18,9 (I.2002 - $19,4; IV.2001 - $24). Результат МТС - $25 (I.2002 - $26,7; IV.2001 - $32). Как признают сами представители сотовых компаний, уменьшение средней доходности абонентов - явление неизбежное. В сотовую связь постепенно вовлекаются все менее обеспеченные слои российского населения, в том числе в регионах. И то, что доходность абонентов во II квартале снизилась не очень сильно, специалисты объясняют сезонными факторами - летом абоненты чаще ездят в роуминг и потому больше платят за разговоры. Другой существенный финансовый показатель сотовых компаний - расходы на привлечение абонента (SAC). Эти расходы во II квартале у МТС составили $39 (I.2002 - $36; IV.2001 - $50). У "ВымпелКома" расходы на привлечение одного клиента тоже повысились, хотя и незначительно - до $31,3 (I.2002 - $30,4; IV.2001 - $35,7). Вообще говоря, увеличение рекламных расходов этих двух компаний минувшим летом было заметно и без официальных отчетов - это явление наблюдал каждый, кто хоть иногда включал телевизор.

В общем-то, все естественно. Конкуренция между главными игроками российского сотового рынка становится все жестче. Им приходится тратить все большие деньги на привлечение все менее доходных клиентов. Соответственно, период возврата этих денег за счет абонентской платы становится все длиннее. "Увеличение расходов - общая рыночная тенденция, - говорит первый вице-президент МТС Михаил Сусов. - Это объясняется в том числе увеличением стоимости рекламоносителей - они подорожали в 1,3 раза, в то время как наши расходы на привлечение абонентов, включая маркетинг и рекламу, выросли с $36 до $39". "Период оборачиваемости маркетинговых расходов сотовой компании - своего рода индикатор конкуренции, - считает старший аналитик ИК "АТОН" Надежда Голубева. - И у МТС, и у "ВымпелКома" он в среднем не превышает двух месяцев - это очень мало по сравнению с другими развивающимися рынками, где аналогичные затраты окупаются за три-шесть месяцев. Это свидетельствует о том, что сотовый рынок в России еще незрелый и конкуренция еще может серьезно вырасти". В перспективе, считает Голубева, затраты на привлечение абонентов неизбежно будут расти еще быстрее - а значит, операторам следует морально готовиться к тому, что и окупаться они будут дольше. Причем по мере того, как рынок будет "взрослеть", сотовым компаниям придется уделять все больше внимания сохранению уже имеющейся абонентской базы; пока же, по мнению Голубевой, их маркетинговые инициативы направлены в основном на привлечение новых клиентов. Вообще говоря, если теоретически смоделировать ситуацию, когда сотовые компании уже привлекли всех интересующихся "мобилами" москвичей кроме одного, то в этом случае затраты на привлечение этого одного действительно взлетят до небес. Ведь операторам все равно придется давать рекламу - хотя бы для поддержания имиджа и лояльности уже набранных клиентов. Но, по мнению представителей сотовых фирм, до подобной ситуации Москве (а уж тем более - всей России) еще очень далеко. "Прямой зависимости между ростом абонентской базы и увеличением расходов на поддержание лояльности нет, - утверждает Михаил Сусов. - Однако существует прямая зависимость между улучшением имиджа компании и снижением оттока абонентов". По мнению же начальника службы по связям с общественностью "ВымпелКома" Михаила Умарова, с ростом абонентской базы затраты на привлечение одного клиента, наоборот, могут снизиться - за счет "экономики масштабов". Начинается, например, экономия на объемах рекламы (рекламы столько же - а подключений больше) и на дилерской комиссии, которая с ростом объема подключений обычно снижается. Не надо забывать, что в регионах затраты на привлечение абонента меньше, чем в Москве. Да и вообще, считает Умаров, увеличение на один доллар - еще не тенденция.

Прогресс в сфере мобильной связи подразумевает постоянное улучшение качества услуг и расширение ассортимента. Операторам связи в условиях насытившегося рынка частных пользователей все сложнее увеличивать объем своей прибыли. Требования к мобильным операторам постоянно ужесточаются. Потребителей уже не удовлетворяют только лишь голосовые услуги. Теперь клиентам требуется весь возможный комплекс мобильных услуг, чтобы не только свободно общаться, но и сделать максимально удобным ведение своего бизнеса. В последнее время, в силу слабой инфраструктуры стационарных линий связи и малой плотности проводных линий, в странах СНГ наблюдается экспансия рынка операторами мобильной связи. Такая ситуация служит наглядным примером того, как конкуренция выступает в роли двигателя прогресса. Сегодня операторы мобильной связи уже в состоянии обеспечить своих абонентов доступом в Интернет и свободной передачей данных.

Подобные услуги ассиметричным цифровым линиям стационарных беспроводных или кабельных сетей не под силу. Рост конкуренции способствует также снижению тарифов. Принято считать, что чем крупнее оператор, тем меньше его расценки. В условиях жесткой конкуренции мобильные компании пытаются привлечь потребителей все более выгодными условиями. К примеру, набирающая обороты безлимитная связь от МТС с прямым номером – отличный ход мобильного оператора, привлекающий внимание клиентов конкурирующих компаний и предоставляющий выгодные условия своим абонентам. Сравнивая различные тарифы мтс, вы можете найти наиболее выгодные для Вас условия подключения, которые помогли бы вам ежемесячно экономить на сотовой связи. Универсальная безлимитная связь от МТС с прямым номером включает в себя такие тарифы, как Эксклюзив 120, Эксклюзив 140, Эксклюзив 160, Бизнес без границ 219, Бизнес без границ 240, Корпоративный 14 и Безлимитная Компания. Различия уникальных безлимитных тарифов мтс с прямым номером состоят лишь в условиях подключения. Сегодня общение без каких-либо ограничений может позволить себе каждый. Благодаря широкому выбору столь популярных сегодня безлимитных тарифов мтс с прямым номером каждый может найти наиболее подходящую ему тарифную ставку. Оглядываясь назад, в прошлое, можно лишь улыбнуться, вспомнив нелепые прогнозы развития мобильной связи. Еще в конце 90-х предполагали, что в ближайшем будущем численность клиентов мобильных операторов будет составлять не больше 3 млн. Теперь же в абонентских базах компаний числится практически каждый. Хотя и о стабильности говорит рано, т.к. все мобильные операторы на данный момент занимают разные позиции на рынке связи. Одни, благодаря вложенным миллиардным инвестициям, уже успели охватить всю территорию страны и обслуживают десятки миллионов абонентов. Другие пока лишь стараются доказать инвесторам, что вложенные в них деньги в ближайшем будущем принесут солидный доход. Конкурентная борьба операторов связи проявляется порой в достаточно жестких мерах, к которым прибегают некоторые компании. Примером этого стало стремление нескольких небольших операторов — «Голден Телеком», «УРС», «Астелит» - добиться от UMC и «Киевстара» снижения стоимости интерконнекта – доступа к сети компании. В итоге, подобная афера обернулся громким скандалом. Однако, в любом случае, пока существует борьба операторов, будет наблюдаться и снижение тарифов, и появление новых полезных абоненту услуг.

2.5.Внешняя среда рынка услуг сотовой связи

Есть возможность выделить следующие факторы развития сотовой связи в стране:

1) Активный рост абонентов мобильной связи в регионах. Характеризуя качественные показатели роста сотовой связи в Российской Федерации, аналитики телекоммуникационного рынка отмечают несоизмеримые темпы роста абонентской базы в регионах по сравнению с темпами ее роста в столице.

2) Консолидация активов операторов сотовой связи. Наряду с бурным ростом числа абонентов сотовой связи в России продолжается консолидация активов операторов. Мелкие операторы в стратегически важных регионах, с точки зрения потенциальных абонентов, либо уже поглощены крупными холдингами, либо стоят в списках на поглощение. Сформировавшиеся несколько крупных холдингов-операторов фактически контролируют более 90% всей сотовой связи в стране.

3) Снижение тарифов и рост трафика передачи данных в общем объеме услуг мобильной связи

Основная рыночная доля сотовой связи в Российской Федерации приходится на стандарт GSM. Сети этого стандарта работают в 79 регионах России, а общее количество абонентов этого стандарта превысило 139 млн. человек. Наиболее крупными региональными GSM-сетями являются сети в городах Москва, Краснодар, Казань, Новосибирск, Самара, Нижний Новгород. Развитие сетей GSM в России в период до 2015 года, согласно новой редакции Генеральной схемы развития федеральной сети подвижной радиотелефонной связи общего пользования стандарта GSM, будет происходить преимущественно путем создания двухдиапазонных сетей (900 и 1800 МГц), при этом создание однодиапозонных сетей в обоих спектрах частот не запрещено. Стратегия развития сетей GSM будет ориентироваться на три основных принципа: постоянное наращивание объема технических средств, адаптация к параметрам абонентской нагрузки и преемственность системно-технических решений. О планах построения федеральных сетей сегодня наиболее уверенно заявляют следующие компании: «МТС», «ВымпелКом», «Мегафон». ОАО "Мобильные ТелеСистемы" - российский оператор сотовой связи, услугами которого пользуются более 57 миллионов жителей страны. Также предприятие является крупнейшим оператором сотовой связи в Восточной и Центральной Европе. Компания имеет лицензии на предоставление услуг мобильной связи стандарта GSM 900/1800 в 87 регионах России, и активно работает в 62-х российских регионах, Беларуси и Украине. МТС успешно решает свою стратегическую задачу - стать национальным оператором сотовой связи в России, а также расширить свой бизнес на страны СНГ. Сегодня МТС - единственный оператор, максимально освоивший свой лицензионный потенциал. С 30 июня 2000г. акции компании (индекс MBT) котируются на Нью-Йоркской фондовой бирже. Рыночная капитализация МТС - более 5-ти млрд. долларов. Сегодня ведущие российские издания называют МТС одной из наиболее инвестиционно - привлекательных российских компаний.

Большое внимание уделяется сервису и обслуживанию абонентов: абоненты компании могут получить весь комплекс спектр услуг. В настоящее время в компании работают более 80 000 человек. Многие специалисты имеют международные сертификаты «Мегафон» - первый общероссийский оператор мобильной связи стандарта GSM 900/1800. Образован в мае 2007г. в результате переименования и изменения закрытого акционерного общества «Северо-Западный GSM» и объединения в рамках одной торговой марки с ЗАО «Соник Дуо» (Москва), ЗАО «Мобиком-Кавказ», ЗАО «Мобиком-Центр», ЗАО «Мобиком-Новосибирск», ЗАО «Мобиком-Хабаровск», ЗАО «Мобиком-Киров», ОАО «МСС-Поволжье», ЗАО «Волжский GSM» и ЗАО «Уральский Джи Эс Эм». Лицензионное покрытие ОАО «Мегафон», а также принадлежащих ему 100% дочерних компаний охватывает всю территорию Российской Федерации с населением 145 млн. человек. Данная компания строит свой бизнес, основываясь на принципах максимального удовлетворения потребностей абонентов, добросовестной конкуренции и информационной открытости «Мегафон» использует передовые технологии, открывающие абонентам новые возможности общения и работы с информацией. Уникальный для российского телекоммуникационного рынка спектр услуг качественной мобильной связи адресован как массовому потребителю, так и корпоративным клиентам. Компания «ВымпелКом» предоставляет свои услуги под семейством торговых марок «Билайн», одной из наиболее известных торговых марок в России. Число абонентов на конец 2006г. исчисляется 55,1млн человек. Сеть Билайн работает на территории 76-и субъектов РФ, расположенных во всех федеральных округах Российской Федерации. Лицензии на предоставление услуг сотовой связи группы компаний "ВымпелКом" охватывают территорию, на которой проживает около 98% населения России, включая Москву, Московскую область и Санкт-Петербург. «ВымпелКом» стал первой российской компанией, включенной в листинг Нью-йоркской фондовой биржи (NYSE). Акции компании котируются на NYSE под символом VIP. Конвертируемые облигации «ВымпелКом» котируются под символом VIP-

2.6.Особенности услуг сотовой связи

1Р (продукт ) Основной услуга это непосредственно сама телефония. Включает в себя дополнительные услуг: мобильный интернет, разных протоколов, возможность отправлять текстовые, мульти медийные сообщения, предоставление информации о денежном балансе, всевозможное обслуживание клиентов их консультация по вопросам мобильной связи, предоставление клиенту мультимедийных и информационных источников, автоответчик, голосовые сообщения, переадресация, черный список, всевозможные услуги связанные с финансовыми оборотами абонента. Предоставление корпоративной связи.

2Р( цена )

Ценовая политика услуг мобильной связи предполагает установление цен на различные услуги и их изменения в соответствии с изменением рыночной ситуации. Ее объектами являются всевозможные тарифы , бонусы, акции, накопительные системы, льготные тарифа для разных соц, групп. Всевозможные сезонные и суточные скидки.

3Р (место)

На сегодняшний день прибрести тариф можно в любом городе, во всех местах продаж мобильных телефонов есть возможность купить сим карту любого федерального оператора связи, подключится к услугам можно непосредственно и в офисах оператора, которые есть во всех городах. Но сама мобильная связь покрывает территорию детальности человека, предоставляет свои услуги независимо от удаленности клиента он корпоративных объектов мобильного оператора.

4Р (продвижение)

Практически все услуги сотовой связи продвигаются с помощью всевозможной рекламы, предлагая клиентам гибкие возможности тарификации своей связи, возможность выбора, каких либо дополнительных услуг, и избавления от ненужных. Всевозможные сезонные тарифы, разнообразные скидки на звонки из курортных зон и зон отдыха. Современный рынок мобильной связи вышел на ступень при которой услуги телефонии меду конкурентами находятся примерно на одном уровне, и операторы делают ставку на всевозможные дополнительные сервисы и бонусы, тем самым переманивают клиентов к себе.

5Р (люди, персонал) Персонал — это, прежде всего, люди со сложным комплексом индивидуальных качеств, среди которых социально-психологические играют главную роль, это часть экономического и инновационного пространства предприятия, в котором радикальные рыночные преобразования должны не только целенаправленно адсорбироваться (впитываться внутрь жизненной среды предприятия и адаптироваться в ней), но и приносить ожидаемые от них результаты.

Персонал является основным рычагом для реализации стратегий маркетинга. Для того чтобы можно было продавать свой продукт наиболее эффективным способом, необходимо суметь вовлечь в данный процесс

клиента, что достигается только через живой контакт с сотрудниками филиала.

То есть персонал должен иметь высокий профессиональный уровень и с пособность к реализации банковских продуктов. Вопрос качества обслуживания, качества продукта становится ключевым фактором в конкурентной борьбе

6Р (материальные свойства)

Материальные свойства услуги основаны на принципе нематериальности. Можно отнести: дипломы, сертификаты, сайт оператора, также это участие в конкурсах, цветовая схема, логотип, философия.

7Р (процесс) Под понятием процесс подразумевается сама услуга + дополнительный сервис к услуге.

Процесс – это последовательность действий, которые приводят к получению услуги:

2.7Степень проникновения услуг сотовой связи

По данным MForum Analytics, в 2008 году количество активных абонентов сотовой связи в России составило 96,1 млн., что на 3,4 миллиона больше чем в предыдущем. Активных сим-карт в стране насчитывается 111,8 млн. штук, что почти на 5 млн. выше показателей 2007-го. Разница в количестве активных сим-карт (хотя бы раз в месяц используемых для потребления услуг сотовой связи) и абонентов объясняется тем, что немало абонентов сотовой сети РФ имеет в активном пользовании более одной сим-карты. По итогам 2008 года на одного активного абонента в среднем приходится около 1,16 активных

Абонентская база

Абонентская база на конец 2008 года, млн.

Прирост абонентской базы в 2008 году, млн.

По учитываемым операторами сим-картам

187,8

+15,0

По активным сим-картам

111,8

+4,8

По активным абонентам

96,1

+3,4

Куда интересней складывается соотношение количества активных сим-карт и номинального числа карточек, заявляемого сотовыми операторами РФ. По учитываемым операторами сим-картам абонентская база составляет 187,8 млн., что превышает число активных абонентов в два раза. Кроме того, проданных в 2008-м сим-карт оказалось на 15 миллионов больше чем в прошлом году – т.е. в среднем лишь третья часть их стала активной. Данная тенденция прослеживается и по результатам прошлых лет. Так увеличение продаж сим-карт в 2007-м составило 21 млн. карточек, 7 из которых стали активно использоваться. Темпы роста сотового рынка РФ снизились в этом году по трём оцениваемым пунктам: прирост активных абонентов уменьшился на 38%, активных сим-карт – на 33%, а учитываемых операторами сим-карт – на 29%. С одной стороны – налицо насыщение рынка, ведь сегодняшний день уже практически невозможно представить без мобильного телефона, а то и двух, а с другой – на продажи сотовых услуг точно так же как и на другие сферы мог повлиять экономический кризис, повально сокращающий издержки не только компаний, но и отдельных граждан.

Географических охват сотовой связи. Неравномерность распространения сотовой связи остаётся одной из отличительных черт нашей страны. Причём это касается не только разницы города-сёла, но также разделения по федеральным округам или, как они ещё называются аналитиками, укрупнённым лицензионным округам. Самое большое количество активных абонентов по-прежнему сохраняется в Центральном округе: их там проживает почти треть от всей абонентской базы страны. Почти вдвое меньше активных пользователей сотовой связи в Приволжском округе – 17% от общего числа. Шестая часть абонентов сосредоточена на Урале. Причём только в Центральном округе количество активных сим-карт выше числа активных абонентов, в остальных округах эти показатели равны. Что любопытно, эти показатели оказались неизменны в течение года.

Количество абонентов в регионах РФ от общей абонентской базы страны

Объёмы прироста абонентской базы в стране распределяются несколько иначе. Показатели Поволжского и Центрального округов примерно равны, однако увеличение числа активных абонентов в Приволжском округе всё-таки выше. На третьем месте по повышению показателей распространения сотовой связи – Сибирский округ, причём только здесь прирост количества активных сим-карт ниже, чем увеличение числа активных абонентов. Северо-Западный регион по показателям прироста оказался на последнем месте: здесь число активных абонентов увеличилось всего на 4%, число активно пользуемых сим-карт – на 5%. Вероятно, на этом сказалось насыщение рынка сотовых услуг в регионе – ведь в прошлом году именно Северо-Западный округ был лидером по приросту числа абонентов и активных сим-карт.

Прирост абонентов в регионах РФ от общего прироста абонентской базы страны

Что касается увеличения числа активных абонентов в 2008 году в отдельных регионах, то больше всего их появилось в Чеченской республика в Южном округе, республиках Тыва, Алтай и Хакасия в Сибирском, а также Читинской, Магаданской областях, Еврейской АО и Республике Саха в Дальневосточном. Темпы прироста активных абонентов, помимо Москвы с областью и Санкт-Петербурга с Ленинградской областью, высоки в республиках Башкортостан и Татарстан, а также в Иркутской, Челябинской, Самарской, Новосибирской, Нижегородской областях и Краснодарском крае. Получается, что количество абонентов сотовой сети наиболее активно прирастает в сравнительно богатых и промышленно развитых регионах и, скорее всего, абонентская база в них будет продолжать увеличиваться несмотря на общероссийскую тенденцию снижения темпов роста.

2.8 Проблемы рынка

Ситуация на российском рынке сотовой связи выглядит сегодня вполне благополучно: в столице и крупных городах продолжает расти количество абонентов, бурно развивается сотовая связь в регионах; обновляется техническая база, совершенствуются нормативы, регулирующие деятельность операторов; вот-вот начнется коммерческая эксплуатация сотовой связи третьего поколения. Однако за внешним благополучием скрывается ряд проблем, которые уже в полной мере проявились на Западе и в скором времени ожидают нас: интерес инвесторов к операторам сотовой связи падает, происходит насыщение платежеспособного спроса, снижаются доходы в расчете на одного абонента, перспективы третьего поколения сотовой связи кажутся все более сомнительными. О намечающихся трудностях в развитии российского рынка сотовой связи и возможных путях решения его проблем. Известно, что трудности лучше предвидеть и заранее подготовиться к их преодолению. Российским операторам сотовой связи в ближайшие пару лет какие-то серьезные потрясения не грозят, кроме, может быть, тех, которые они сами себе способны устроить в пылу конкурентной борьбы. По-настоящему серьезные проблемы могут возникнуть при насыщении российского рынка, но до этого у нас есть еще несколько лет.

С настоящими проблемами сейчас столкнулся западный рынок, в том числе европейский, где насыщение достигло критической величины. В сфере сотовой связи Россия идет в фарватере, и потому российские операторы внимательно следят за европейскими: решение проблемы насыщения, которое европейцы должны будут выстрадать, мы сможем, вероятно, относительно дешево скопировать. Вполне очевидно, первыми пострадают московские операторы – «большая тройка». Однако следует заметить, что «страдания» эти будут не столь уж велики, а переживать их придется не очень скоро. На то есть целый ряд причин. Во-первых, объем рынка московского региона может оказаться заметно больше, чем предполагалось. Он определяется двумя факторами: численностью населения и его средними доходами. Судя по предварительным данным Всероссийской переписи, просочившимся в печать, первый показатель значительно превышает прогнозируемый. Как следствие, средние доходы на душу населения окажутся ниже, чем по данным Госкомстата. Первое обстоятельство означает увеличение размеров рынка и уменьшение степени его насыщения, второе – снижение скорости насыщения. Так что ожидаемый срок появления серьезных проблем у московского рынка сотовой связи вероятно отодвинется еще на один-два года. Во-вторых, «большая тройка» потому и большая, что заблаговременно позаботилась о преимущественном развитии сет«тройку» операторы будут твердо опираться на регионы. В-третьих. В сотовом бизнесе участвуют три стороны: оператор, производители телефонных аппаратов и производители инфраструктуры. При насыщении рынка больше всех страдают именно последние: в этой стадии спрос на их продукцию определяется только амортизацией оборудования, а это, как известно, процесс очень длительный. Производители телефонов в этот период начинают работать на восполнение морального износа, сроки которого один-полтора года. Спрос на их аппаратуру падает, но не катастрофически. Что касается операторов, то для них проблема заключается в прекращении роста доходов и, возможно, медленном их спаде из-за снижения тарифов. Но для операторов отсутствие роста сети имеет и положительную сторону – отсутствуют затраты на ее развитие. Примером может служить сеть AMPS БиЛайн в московском регионе – вполне бесперспективная, но вполне доходная. Если смотреть шире и оценивать ситуацию в мировом масштабе, приходится констатировать, что основные события в сотовой связи в ближайшие годы будут происходить без участия россиян. Раз уж у нас нет своих производителей аппаратуры, а до насыщения нашего рынка мы имеем в запасе еще несколько лет, в этом «спектакле» наше место не на сцене, а в первых рядах партера. Пока действие развивается по сценарию фильма ужасов. Объемы продаж операторов Западной Европы неуклонно уменьшаются. Считается, что довольно надежный показатель состояния компании – биржевая стоимость ее акций (это похоже на температуру у человека, только с точностью до наоборот: если стоимость акций снижается – компания «болеет»). Так вот, стоимость акций основных сотовых операторов Европы за последние два года снизилась в 2–2,5 раза! Это признак тяжелой и затяжной болезни. Ресурсы «ценовых войн» весьма ограничены, а в условиях насыщенного рынка такие «войны» просто бессмысленны. Когда потребности абонентов в связи данного вида полностью удовлетворены, снижение тарифов не приводит к увеличению рынка и соответствующему росту доходов – напротив, доходы оператора снижаются. Уже сейчас, в условиях ненасыщенного российского рынка, ведущие операторы фактически отказались от ведения «ценовых войн». Единственно возможное исключение – это выход нового игрока на рынок, монополизированный ранее единственным оператором сотовой связи (так было, например, когда компания МТС выходила на рынок Санкт-Петербурга).

Заключение

Число абонентов сотовой связи в РФ к 2010 году достигнет 120 млн., а к концу 2010 г. — 123млн. человек. Такой прогноз содержится в исследовании перспектив отечественного рынка сотовой связи, подготовленном компанией J'son & Partners в сотрудничестве с российской Ассоциацией операторов сетей связи третьего поколения (3G). Согласно прогнозу экспертов, к концу 2010 года 7–10 млн., или 8–11% общего числа сотовых абонентов России, будут составлять пользователи услуг сетей сотовой связи третьего поколения. В исследовании говорится, что в настоящее время российский рынок сотовой связи продолжает расти быстрыми темпами, при этом насыщение рынка еще не произошло. К концу 2009 года, по экспертной оценке, проникновение сотовой связи (соотношение числа мобильных телефонов к численности населения) составит 79%, а к концу 2010 года вырастет до 83%. При этом уровень проникновения 3G в 2010 году достигнет 5–7%. Согласно прогнозу, объем рынка услуг мобильного контента в РФ вырастет с 210–250 млн. долларов в 2004 году до 1,2 млрд. долл. в 2010 году, а количество контент-провайдеров вырастет в 10 раз — до 1000 компаний. Абонентских терминалов 3G в 2010 г. в России, по прогнозу, будет насчитываться 5–8 млн. Россия обладает значительным потенциалом для развития связи третьего поколения «благодаря удачной комбинации различных факторов». В частности, отмечается относительно высокая доля дохода, расходуемая на услуги мобильной связи в России, по сравнению с остальным миром, и наличие спроса на услуги 3G. В то же время, как отмечается в отчете, «промедление с выдачей лицензий и непрозрачность процедур лицензирования может задержать внедрение 3G и создать неблагоприятные условия для инвестирования и предложения услуг». По данным Минсвязи РФ, к началу этого года количество абонентов сотовой связи в нашей стране выросло до 111 млн. человек и сравнялось с количеством абонентов фиксированной связи.

Библиографический список

1. Арасланов Т. Н. Маркетинг услуг: уточнение некоторых понятий с экономической точки зрения // Маркетинг в России и за рубежом. № 2. 2006.

2. Статистический материал “По предоставлению услуг”.- 2006 .

3. Миронова Н. В. Маркетинг различных типов услуг // Маркетинг в России и за рубежом. № 4. 2007.

4. Челенков А. Маркетинг услуг// Маркетинг.- 2005

5. www.sotovik.ru

6. www.nwgsm.com:8101

7. www.mts.ru

8. www.marketingpro.ru/­­

9. www.beeline.ru

10. www.legal-mobile.ru/